Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Почему? Потому, что сначала дети должны будут адаптироваться к новым условиям, так как психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не так уж велика. А потом начинается полноценная подготовка ребенка к школе, затрагивающая эмоциональное, познавательное, художественное и физическое развитие. Следовательно, можно сделать выводы, что основаниями преемственности между детским садом и школой являются:

Развитие любознательности;

Развитие способностей ребенка самостоятельно решать творческие задачи;

Формирование творческого воображения;

Развитие коммуникативности.

На основе анализа педагогической деятельности процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;

2) школа как преемник дошкольной ступени образования подхватывает достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Значит, цель дошкольного образовательного учреждения - это общее развитие ребенка, соответствующее его потенциальным возможностям. А цель начального образования - это продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности. Следует помнить, что цели начального шко.;1ьй"4Го образования не совпадают с целями дошкольного, потому что в дошкольном учреждении основное внимание уделяется укреплению здоровья, психическому и физическому развитию ребенка, становлению его как личности, то в начальной школе основным становится формирование навыков чтения, письма, счета, школьного типа поведения. Но в дошкольном учреждении, так и в школе должна быть общая цель становления личности ребенка: развитие его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года четко выделены социальные требования к школе, которая «должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны». Особую значимость для формирования социально ориентированного поведения первоклассников приобретают подготовительные школы, центры развития детей предшкольного возраста. Понятие социально ориентированная подготовка характеризуется через совместную деятельность взрослого и ребенка. Из личного опыта я могу с уверенностью подтвердить, что подготовка проходит эффективнее в процессе совместной социальной ориентированной игровой деятельности педагога и группы детей. Социально ориентированная подготовка проявляется в следующих функциях:

1) передача социального опыта педагога ученикам;

2) создание условия для адаптации личности к определенным образцам поведения;

3) изменение поведения детей в соответствии со школьными нормами и требованиями;

4) снятие психологического и социального напряжения (игры обеспечивают разрядку агрессивных импульсов, негативного эмоционального возбуждения).

Названные функции социально ориентированной подготовки на практике реализуются в процессе социализации личности. Социально ориентированная подготовка ребенка предшкольного возраста к обучению в начальной школе состоит из следующих компонентов: интеллектуального, ценностно-смыслового, общекультурного, информационного, рефлексивного и коммуникативного. Социально ориентированный подход к подготовке детей шестилетнего возраста к начальному обучению может реализоваться посредством занятий «Играем в школу», содержание которых призвано помочь детям войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, построить собственный мир ценностей и личностных смыслов. Например: занятие проводится в группе, состоящей из 12 человек. Оно состоит из трех частей, которые соотносятся по времени 1:2:1. Первая часть должна настроить ребенка на работу, создать положительный мотивационный фон для всего занятия. В основном это игры на восприятие, создание проблемной ситуации или на внимание. Вторая часть направлена на достижение основных задач. Это творческие и сюжетные игры, тренинги или беседы. В заключительной части занятия выполняется коллективная работа или игра, развивающая творческие способности. На каждом занятии обязательно должны присутствовать родители.

Социально ориентированная подготовка как средство социализации детей предшкольного возраста позволяет расширить их социальный кругозор, создать атмосферу для построения глубинного общения между будущими участниками учебного процесса и разрешения возможных социальных проблем и конфликтов. Это период социально-психологической адаптации ребенка к предстоящим новым условиям - учебе в школе.

Проблема преемственности школы и дошкольного образовательного учреждения всегда занимала и занимает видное место в истории педагогического образования. Мы знаем, что вопросами преемственности занимались многие педагоги и ученые. Исследования продолжаются и на современном этапе. Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:

Всестороннее воспитание и развитие;

Формирование психологической готовности к обучению в 1 -ом классе;

Формирование учебной мотивации.

Всестороннее воспитание и развитие ребенка-дошкольника является фундаментом преемственности. В психологическую подготовку к школе включается и формирование начал учебной деятельности. Формирование учебной мотивации -это предметная подготовка. К старшему дошкольному возрасту дети овладевают разнообразными предметными знаниями, которые затем продолжают усваиваться на уроках математики, родного языка, письма, в процессе изучения предметов эстетического цикла. Говоря о преемственности между школьной и дошкольной ступенями образования, следует остановиться на формах реализации этой работы. На мой взгляд, в дошкольном учреждении целесообразно проводить с детьми беседы о школе, организовывать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых дети смогут представить себя учениками или оказаться на месте учителя, знакомить детей с художественными произведениями со школьной тематикой, приглашать в гости учителей, которые в свою очередь могут организовать для дошкольников экскурсию по школе, в которой им предстоит учиться. Преемственность начальной школы и дошкольного учреждения в целом возможна только при заинтересованности всех сторон и наличии тесного контакта между педагогами этих ступеней образования.

В современной образовательной ситуации сложилось несколько позиций в понимании преемственности программ детского сада и начальной школы. Первый подход понимает преемственность как организацию в детском образовательном учреждении процесса подготовки ребенка к школе. Педагоги ориентируются на содержание программы начального образования и школьные технологии обучения. Обучение дошкольников при таком подходе определяется не законами развития ребенка, а содержанием образовательной системы последующего звена. Второй подход связан с идеями самоценности дошкольного детства. Предполагается построение обучения в «зоне ближайшего развития» ребенка, однако объем этой «зоны», ее границы весьма неопределенны и могут широко варьировать как в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, так и в зависимости от возможностей взрослых, работающих с ним. Быть уверенным, что эти возможности совпадают, невозможно, а попытка подчинить игру решению дидактических задач грозит разрушением игры, как подлинной детской самодеятельности и средства самовыражения, что может принести серьезный ущерб развитию дошкольника. Третий подход определяется необходимостью самоактуализации личности в свободной познавательной деятельности, обеспечивающей саморазвитие, проявление индивидуальных способностей и формирование умения учиться как ведущего новообразования. Сформированность умения учиться предполагает желание учиться, самоорганизацию, самоконтроль, анализ и рефлексию, умение планировать свою деятельность. Умение учиться самостоятельно предполагает не владение определенным объемом знаний и умений, раз и навсегда выученных и освоенных, а умение доучиваться, переучиваться, самостоятельно осваивать новые образовательные области, используя имеющиеся учебные умения. И еще важную роль, на мой взгляд, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду - это вторая мама, которая может, если необходимо, пожурить и приласкать ребенка: обнять малыша, погладить по головке, что-то нежное прошептать на ушко. И ребенок тянется к своему воспитателю, как цветок к солнцу. Но вот сегодняшний дошкольник пришел в школу, и его встретил учитель. Все сразу изменилось: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Здесь складываются другие отношения, школьная жизнь контрастна жизни в детском саду. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем к детскому саду.

Выводы: в настоящее время особую актуальность приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариативным образовательным пространством дошкольного и начального общего образования. В отличие от школьного образования, которое строится в предметной логике, дошкольное образование призвано обеспечить создание фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности, что позволит ему в дальнейшем овладеть разными областями знаний. Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций. Значит, работа с родителями потребует от педагогов умения по-новому подойти к родителям, внушить им доверие и уважение к системе дошкольного образования.

Список литературы:

1. Журнал «Начальная школа» №2, 2008 год. О.А.Соломенникова, Н.А.Баранникова «Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения».

2. Журнал «Начальная школа» №2, 2008 год. Н.А. Леонова «Изучение мотивационной сферы младших школьников».

3. Журнал «Начальная школа» №5, 2008 год. С.В.Степанов «Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении».

4. Чекалина А.А. Гендерная психология. М., 2006.

Преемственность дошкольного и начального образования.

Кокотун Марина Владимировна,

учитель начальных классов школы №10

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования.

В развитие идей преемственности значительный вклад внесли известные педагоги прошлого. К.Д. Ушинский считал преемственность важной частью педагогической деятельности, направленной на формирование личности человека.

А.С. Макаренко придавал особое значение вопросам преемственности в воспитании и разработал такие формы, как создание перспективы завтрашней радости, передача традиций старших младшим.

Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей, начиная с самого раннего – дошкольного. Разделённый на отдельные звенья, образовательный процесс утрачивает единство, что неизбежно сказывается как на формировании целостной, гармонично развитой личности, так и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех ступенях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребёнка

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка:

развитию его компетентности (коммуникативной, физической), самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:

развитие любознательности;

развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

развитие коммуникативности (умения общаться со взрослыми и сверстниками).

Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей, обращено одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы – 5- м классам.

Содержание обучения младших школьников в значительной степени определяется перспективностью работы воспитателя дошкольного учреждения по отношению к начальной школе. Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию и обучению. Очень важно, чтобы воспитатели и учителя стояли на единых позициях в понимании исходных принципов, признавали их и придерживались в своей работе. Без этого не может быть ни преемственности, ни перспективности.

Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен знать те требования, которые будут предъявляться к будущему первокласснику в школе. В то же время каждый учитель начальных классов обязан владеть содержанием программы воспитания дошкольного учреждения и не выходить за рамки необходимого как в сторону уменьшения требований, так и в сторону их увеличения. Преемственность требует плавной «стыковки» между дошкольным воспитанием и начальными классами. Необходимо ясное понимание того, что появляется нового на каждом этапе развития ребенка. Воспитатели детских садов должны четко предусматривать, что ожидает их сегодняшних воспитанников через год – два, учителя начальных классов – знать, какие важнейшие изменения происходили в жизни их учеников за прошедшие годы.

Задача преемственности должна решаться одновременно и «снизу» и «сверху», а для этого нужны постоянные и прочные контакты между воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов.

Понимая основные задачи своего звена, воспитатель не должен забегать вперед, стараясь дать детям больше учебного материала, больше знаний, умений, навыков, ссылаясь на то, что его воспитанникам интересно, и они легко усваивают новый материал.

Важно, чтобы дети в детском саду овладели основными понятиями, умениями и навыками. Важно, чтобы они были окрепшими и здоровыми. Это и будет наилучшая подготовка к обучению в школе, наилучший вариант перспективности.

Сама я изучала специальную литературу (методические рекомендации работникам детских учреждений), посещала занятия в детском саду, наблюдала за детьми на занятиях и в свободном общении. Мне было важно узнать, какие приемы использует воспитатель на занятиях, как он организует ребят, на чем основывается контакт воспитателя с детьми.

Коллектив нашего образовательного учреждения эту проблему решает так, чтобы это было приемлемо для детей, воспитателей, учителей начальных классов и, конечно же, родителей.
Сегодня существенно улучшилась материально-техническая база образовательных учреждений. В классах начального звена стало уютно, комфортно. Условия пребывания детей приближены к условиям детского сада.
Педагоги в своей работе широко используют игровые приемы, ситуации, моделирование и экспериментирование. На сегодня дети в начальной школе стали больше петь, танцевать, рисовать, конструировать, участвовать в школьных концертах, театрах и спортивных секциях.
Привычные и традиционные уроки превращаются в экскурсии, походы, сказки, приключения.
Что касается здоровья детей, то забота о здоровье детей в детском саду всегда была задачей первостепенной.
В результате совместной работы внедрение здоровьесберегающих технологий также стало главной задачей и в школе, а это уже дает положительные результаты в сохранении и укреплении физического и психического здоровья первоклассников.

При поступлении в школу, ребенка буквально «приковывают» к парте, не учитывая, что этот период движения приобретает важную роль в жизни детей.

Педагоги-дошкольники, в свою очередь, внимательно прислушиваются к советам учителей по подготовке детей к школе.
А как быть в ситуации, когда третья часть учеников-первоклассников приходит в школу не из детского сада? Какие общие требования можно предъявить к таким детям? Решение этого вопроса также требует совместных усилий школы и родителей. . Мы должны свести к минимуму «неравный старт» детей при поступлении в школу. Для этого у нас в школе организован спецкурс по подготовке детей не посещающих детский сад к школе.
И еще, нас тревожит адаптация ребенка в школе. Первый год обучения особенно труден для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально – педагогическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (обычно 50 – 60 %)адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр. 4.

В первый класс с согласия родителей и по заключению психолого – медико -педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось шесть лет.

В целях успешного развития детей и их скорейшей адаптации к условиям школьного образования мы проводим работу с детьми и родителями в насколько этапов.

1- й этап – конец сентября – начало октября. Организационное собрание родителей, желающих отдать своих детей в нашу школу. Цель – дать общее представление о системе работы с детьми, определить порядок набора детей в первый класс . Родители должны четко себе представлять, куда они собираются отдать своего ребенка, особенно это важно в системах развивающего обучения. Данное собрание проводит администрация детского сада, школы совместно с учителями будущих первых классов и их родителями.

2-й этап – октябрь. Встреча учителей с детьми. Цель – взаимное знакомство. Деление детей на классы. Задача встречи – выявить общий эмоциональный фон каждого ребенка, способность общаться со взрослыми и сверстниками. В течение 30 минут мы организуем коллективную игру и принимаем в ней участие. Родители в это время в другом помещении заняты оформлением документов.

3-й этап – октябрь, ноябрь, декабрь. Проводятся 10 занятий с детьми 6 –летнего возраста по подготовке детей к школе. В ходе этих занятий я выясняю умение детей мыслить, уровень развития их речи, внимания, памяти. После каждого занятия проводится консультация с родителями. Обращаем внимание родителей на важность развития внимания, памяти, мышления детей при подготовке их к школе.

4-й этап – март, апрель. Проводятся еще 5 дополнительных занятий с детьми и консультации с родителями будущих первоклассников. На этом этапе родители знакомятся с педагогами, которые будут работать в данном классе, с учебными дисциплинами, по которым будут учиться дети. Определяется план действий по подготовке классов к началу учебного года. 5.

Работа на всех этапах ведется по трем направлениям: математика, обучение грамоте, развитие творческих способностей.

Главной целью курса математики для дошкольников является всестороннее развитие ребенка: его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.

В ходе обучения грамоте происходит развитие фонематического слуха, обучение слоговому чтению, активизация словаря и речи в целом, обеспечение общего развития детей и воспитание положительного отношения к учебной деятельности.

Целью развития творческих способностей - подготовить ребенка-дошкольника к успешному восприятию школьной программы начального обучения, развитие словесно-логического мышления, воображения, дать стимул к познанию окружающего мира.

Данная система работы с дошкольниками даёт ощутимые результаты, т.к. помогает ребенку избежать стресса при переходе в школу, формирует положительное отношение к обучению.

При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребенка с учетом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Перечислю задачи, которые с нашей точки зрения являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.

Задачи дошкольного звена:

1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. 6.

2. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.

3.Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками)

5.Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена.

1. Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

2. Развитие готовности ребенка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).

3.Формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию.

4. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.

5. Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Т. о. организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:

Создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

Создании условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка;

Разработке учебных программ для дошкольного возраста;

Создании комплекса учебно-методической документации;

Создании новых творческих мастерских и проектов.

""Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений"" - так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением. В своей работе мы старались следовать этим идеям.

Сегодня процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;

Школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.

В течение года были проведены:

Малый педсовет ""Преемственность в работе ДОУ и начальной школы"";

Родительское собрание в ДОУ ""Как подготовить ребенка к школе"";

Проводится шефская работа

Анкетирование «Мой режим дня»

Выводы:

Совместная работа школы и детского сада способствует снятию стресса у будущих первоклассников;

Сокращается адаптационный период ребенка в школе;

У воспитателей есть возможность следить за учебой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;

Учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Таким образом, решение проблемы преемственности, мы видим, лишь при условии тесного сотрудничества школы и детского сада. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

«Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »

«Чтобы изменить общество,

нужно воспитать другого

человека, человека, умеющего

жить в современном мире,

ориентироваться в любой

жизненной ситуации»

Э ́ рих Зелигманн Фромм

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»,-

писал Л. С. Выготский

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование умения учиться .

Преемственность -непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Советский философский словарь

В концепции содержания непрерывного образования
преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.

Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ раскрывает перспективу развития дошкольного - начального образования, в нем впервые преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; определены психолого-педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования на этих этапах детства протекает наиболее эффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки зрения детского сада- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

С другой – преемственность с позиции школы- это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования

Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

Развитие любознательности;

Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

Формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Цель преемственности: -создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А.Сухомлинский

Школа, где я работаю, принимает детей в 1 класс из детского сада. Работа по преемственности налажена на хорошем уровне.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.

Каждый раз, начиная работать с выпускным классом начальной школы, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается работа с «моей» группой детского сада. Для начала – это встреча с воспитателями подготовительной группы и составление плана работы на предстоящий год.

А далее – работа по плану: родительские собрания, встречи с детьми, посещение занятий, экскурсия малышей в школу и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями. Именно этот вид деятельности я считала работой по преемственности, пока не поняла, что этого недостаточно. Не смотря на то, что целый год общалась с детьми, уровень адаптации первоклассников был не на высоте. К концу первого месяца обучения он составлял около 40%. Даже к концу первого года обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с родителями будущих первоклассников. Именно родители, не желая того, «отбивают охоту» учиться у своих детей.

Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат уму-разуму!..»

О какой мотивации может идти речь при таком отношении к ребенку? Такие дети боятся школы, не доверяют учителю. Адаптация идет медленно. Все это может вылиться в плохую успешность ребенка.

Итак, наряду с работой, о которой сказано выше, я решила больше внимания уделить именно работе с родителями будущих первоклассников.

В нашем учреждении проводятся совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

консультации с педагогами ДОУ и школы;

встречи родителей с будущими учителями;

дни открытых дверей;

анкетирование, тестирование и консультирование родителей

Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Душою красивы и очень добры,
Талантом сильны вы и сердцем щедры.
Все ваши идеи, мечты о прекрасном,
Уроки, затеи не будут напрасны!
Вы к детям дорогу сумели найти,
Пусть ждут вас успехи на этом пути!

Постановка проблемы. Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе определено в Федеральной целевой программе развития образования как одно из направлений деятельности по решению стратегической задачи приведения содержания образования в соответствие с требованиями современного общества . Векторы развития образования, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», направленность ФГОС дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования на расширение возможности построения индивидуальных образовательных траекторий; обучение по индивидуальным учебным планам, освоение универсальных учебных действий, достижение учащимися метапредметных результатов актуализируют проблему преемственности всех звеньев образовательной системы РФ [ , , , , ]. Значительно возрастает роль преемственной пропедевтической работы с детьми на самых ранних этапах их развития, являющейся предметом особого внимания отечественной педагогики.

Содержание и направления совместной деятельности вуза и общеобразовательной школы по оптимизации процесса преемственности дошкольного, начального и среднего (полного) общего образования на примере полифункционального многопрофильного комплекса «Детский сад - школа» являются предметом рассмотрения в данной статье. Значимость такой деятельности объясняется рядом причин. Современная модель общего образования, предусмотренная в концепции «Наша новая школа» и стандартах образования нового поколения, предполагает изменение позиции и сознания субъектов образовательного процесса, целевых установок и образовательных ориентаций. В дошкольные годы у детей впервые появляется деятельность со сложной системой целей и социальной мотивации, происходит становление сознания, начинает формироваться личность. Каждое из этих масштабных новообразований имеет сложный состав и строение, а их основные составляющие возникают в определенной последовательности и взаимосвязи. Они обеспечивают условия и предпосылки появления более поздних элементов основных психических структур и тем самым влияют на последующее развитие человека. Именно в это время происходит формирование многих психических и личностных качеств ребенка, первых ценностных ориентаций в социальном мире, развитие интересов и способностей, что требует мудрого и своевременного педагогического сопровождения. К сожалению, эти широко известные в психологии и педагогике положения до сих пор не нашли должного преломления в практической педагогической деятельности. Однако очевидно, что квалифицированное содействие раннему развитию ребенка со стороны не только воспитателя детского сада, но и учителя школы эффективнее и менее энергозатратно, чем запоздалые попытки наверстать упущенное.

Вместе с тем пропедевтическая работа на этапе дошкольного детства призвана выявить особенности познавательного и личностного развития детей и создать условия для их полноценного своевременного развития как основу дальнейшей индивидуализации обучения и социализации; обеспечить самопознание ребенком соответствующих возможностей, способностей, интересов, умение их реализовать в различных видах деятельности; формировать познавательный интерес детей, стремление к самостоятельному поиску знаний средствами активных форм и методов познания; выявить и развить творческие способности в интеллектуальной и коммуникативных сферах жизнедеятельности детей. Решение таких задач способствует развитию внутренней готовности детей к школьному обучению, овладению ими средствами и эталонами познавательной деятельности, переходу от эгоцентризма к децентрации, способности видеть мир с точки зрения другого человека. Как следствие - понимание ребенком себя, своих возможностей и интересов, желание быть успешным в поощряемых обществом видах деятельности, прежде всего учебной. В основном завершающееся развитие у детей дошкольного возраста таких психических процессов, как восприятие и память, служит основой для развития воображения и мышления, особенно важных для начального образования.

В современной отечественной педагогике вопросы взаимосвязи теории и практики в дошкольном и школьном образовании, имеющие непосредственное отношение к проблеме преемственности между детским садом и начальной школой, начальной и основной школой, нашли отражение в работах Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, В. Т. Кудрявцева, Л. А. Парамоновой, С. Л. Новоселовой; исследовались сотрудниками Центра образования № 109 (научный руководитель Е. А. Ямбург).

Преемственность мы рассматриваем как одно из условий непрерывного образования ребенка. В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования. Во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации (Н. Ф. Виноградова). Такое понимание преемственности, по мнению специалистов, обеспечивает на дошкольной ступени:

Сохранение самоценности данного возрастного периода;

Познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром;

Развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного периода.

На ступени начального образования:

Опору на наличный уровень достижений дошкольного детства;

Индивидуальную работу в случаях интенсивного развития;

Специальную помощь по корректировке не сформированных в дошкольном детстве качеств;

Развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования младшего школьного возраста;

Перспективное развитие экс-ведущей деятельности и форм взаимодействия с окружающим миром (Н. Ф. Виноградова, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев и др.).

В качестве оснований преемственности мы рассматриваем те из них, которые необходимы для обучения как дошкольника, так и младшего школьника. Прежде всего, это - развитие любознательности как основы познавательной активности, являющейся не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивающей интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка. Важно, чтобы все дела, которыми занят ребенок, были осмысленными, интересными не только за счет привлекательности работы с материалами (красками, клеем и др.), но и способствовали бы развитию целеполагания. Конечно, интерес к предметам и способам действия на определенной стадии развития ребенка занимает главное место. Но важно, чтобы эта стадия со временем уступила место следующей, когда ребенку делать что-либо интересно потому, что необходимо для реализации его замысла. Не менее важным является прослеживаемое в этих возрастных периодах развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной. Формированию способностей помогает обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей. Далее - это формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования. И наконец, развитие коммуникативности как важнейшего направления социально-личностного развития. Умение общаться со взрослыми и сверстниками является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых: партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучение детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного − начального общего) образования, учитывающие обозначенные выше основания. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для него видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др.), в рамках которых к 6−7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.

Обучение детей младшего школьного возраста происходит на основе все более развитой учебной деятельности. Вместе с тем получают свое дальнейшее развитие и специфичные виды деятельности дошкольника, так как они все еще играют важную роль в его развитии. В данном случае развитие мы понимаем не столько как само знание, сколько умение его добывать и использовать, как знание своего незнания и стремление это восполнить. Развитие есть совокупность новообразований, которые принципиально отличают данного ребенка от его же самого до начала обучения.

На практике сложность реализации идеи преемственности заключается в ее многоаспектности, что подтверждается рядом исследований. Преемственность рассматривается как дидактический принцип (Г. Г. Гранатов, Б. П. Есепов, Т. А. Плотникова, М. Х. Хайбулаева), как составная часть принципа систематичности и связи его с практикой (М. А. Данилов, М. Н. Скаткин), условие научности (Г. И. Щукина) и как компонент принципа доступности обучения (И. Т. Огородников). По мнению В. Н. Просвиркина, «идеальной преемственности быть не может, а вот определить сходства и различия, создать педагогические, медико-физиологические и социально-психологические условия, найти пути и осуществить деятельность, направленную на снятие или снижение этих различий с учетом общности, и при этом сформировать, сохранить мотивацию и успешность в обучении - это реально» .

Уникальная система дошкольного образования, созданная в России, значительно более декларируема, чем реализуема на практике [ , ]. Повышенное внимание к теоретическим аспектам этой проблемы на протяжении длительного времени не привело к ощутимым позитивным изменениям на практике. Результаты проведенных нами исследований в образовательных учреждениях Смоленской области в течение 2006-2015 гг. подтверждают выводы специалистов о том, что педагоги-практики дошкольного и школьного образования нередко осуществляют свою деятельность параллельно, вне заинтересованного диалога. По-прежнему дошкольное звено и начальная школа представляют собой две стороны, которые разделяет полоса отчуждения. Каждая сторона в одиночку, самостоятельно решает свои проблемы, предъявляя время от времени те или иные претензии другой стороне. Все чаще в многообразии этих претензий выделяется голос родительской общественности. Самыми главными проблемами, появляющимися у первоклассников в первые месяцы обучения, родители называют отсутствие умения самостоятельно выполнять домашние задания, навыка самоорганизации и, как следствие, общую усталость, снижение мотивации к обучению. Такая точка зрения подтверждается и выводами школьных психологов. Неизменным в течение последних десяти лет остается убеждение родителей в том, что детский сад не готовит должным образом детей к школе. Согласно результатам анкетирования, в 97 семьях из 100, проживающих в городах областного подчинения и принявших участие в нашем исследовании, пользуются услугами репетиторов, готовящих детей к школе. В сельских поселениях процент таких семей ниже, но в среднем достигает 47 %. Анализ ситуации показал, что такое положение дел связанно, во-первых, с проявляющейся непоследовательностью в требованиях ФГОС ДО, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г., к результатам образования дошкольников и ФГОС НОО. Во-вторых, с явно завышенными требованиями к уровню готовности к школе в городских образовательных учреждениях, особенно в так называемых «элитных» школах. В-третьих, с низким уровнем готовности педагогических коллективов детских садов и учителей начальных классов к деятельности в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Последнее, несомненно, связано с существующими проблемами в подготовке выпускников педагогических вузов, а также с нередко встречающейся разобщенностью и несогласованностью действий специалистов высшей школы и областных институтов развития образования, что в конечном счете ведет и к сдерживанию развития региональной образовательной среды.

Вместе с тем переход на двухуровневое высшее образование и связанные с ним особенности подготовки учителей на уровне бакалавриата и магистратуры в классическом университете делает проблему развития сущностного взаимодействия высшей школы и институтов развития образования еще более актуальной. Важнейшим направлением такой деятельности, с нашей точки зрения, должна быть разработка и реализация инновационных стратегий конструирования образовательных программ повышения квалификации и переподготовки учителей, обеспечивающих сочетание научно-педагогической деятельности с реальной педагогической практикой, а также учитывающих и/или базирующихся на результатах исследований, в том числе диссертационных. Важно, чтобы темы диссертационных исследований были не только и не столько диссертабельными, но, главным образом, практико-ориентированными.

С нашей точки зрения, многоаспектность рассматриваемой проблемы делает необходимым для ее решения объединение усилий специалистов высшей школы, педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ. Система образования старших дошкольников как первого звена непрерывного образования в условиях образовательного учреждения «Детский сад−школа» являлась предметом проектирования временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) Смоленского государственного университета, обеспечивающего научно-педагогическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений региона. Отметим, что отправной точкой для создания ВНИК стали результаты проводившегося нами в 2006−2010 гг. эксперимента по переходу школ ряда муниципальных образований региона на обучение по индивидуальным учебным планам.

Оставляя за рамками статьи общее содержание и результаты эксперимента, проведенного ВНИК, представленные нами в ранних публикациях, отметим выявленные у дошкольников на диагностическом этапе проблемы [ , ]. Среди них низкий уровень:

Внимания (34 % детей средней и 27 % старшей группы детского сада);

Мыслительных операций (36 % и 23 % соответственно);

Умения работать по образцу (28 % и 20 %);

Развития воображения (39 % и 30 %).

Обратим внимание также на то, что, как правило, прослеживалась явная связь обозначенных проблем со значительными затруднениями первоклассников в освоении универсальных учебных действий, прежде всего регулятивных и познавательных. У школьников 5−8-х классов − в адекватной оценке своих знаний по учебным дисциплинам; низким уровнем готовности девятиклассников к самостоятельной учебной деятельности и самостоятельному выбору профиля обучения; несоответствием уровня образовательных запросов учащихся старших классов и их родителей.

Концептуальной основой деятельности ВНИКа явились подходы к преемственности как к одному из условий непрерывного образования детей (Н. Ф. Виноградов, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В своем исследовании мы также опирались на концепцию предшкольного образования, базирующуюся на основных положениях образовательной системы «Школа 2100» (А. А. Леонтьев и др.). Предложенные нами, прошедшие апробацию и представленные в ранних публикациях подходы к определению содержания и организации личностно-ориентированного обучения в условиях взаимодействия традиционной и инновационной (основанной на учете психоло-педагогических особенностей, способностей и образовательного заказа обучающихся) образовательных систем согласуются с концепцией личностно-развивающего образования В. В. Серикова.

Остановимся на особенностях проектирования преемственного образовательного процесса в комплексе «Детский сад - школа». Целью данного проекта было повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в обеспечении преемственного образовательного процесса полифункционального многопрофильного учреждения «Детский сад − школа». В рамках проекта реализовывались следующие направления деятельности:

1. Диагностическое:

Подбор, разработка пакета диагностических материалов для опре-деления состояния уровня профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности, ценностных ориентаций детей и их родителей в вопросах современного воспитания и образования;

Анализ результатов диагностики для определения направлений работы с каждой категорией пользователей образовательных услуг;

Выявление проблем и потенциальных возможностей образовательного учреждения в обеспечении преемственного образовательного процесса в условиях многопрофильного учреждения «Детский сад - школа», с учетом образовательных запросов родителей и интересов детей.

2. Психолого-педагогическое сопровождение инновационной педагогической деятельности:

Разработка и внедрение программы повышения профессионального и личностного уровня педагогов, реализующих инновационную педагогическую деятельность, проведение семинаров, практикумов, тренингов по вопросам обучения и воспитания детей с учетом современных требований психолого-педагогической науки и регионального содержания профильного обучения;

Разработка пакета дидактических материалов по обучению детей 5−7 лет в условиях многопрофильного образовательного учреждения «Детский сад − школа» (с учетом специфики региона и программы начальной школы);

Определение необходимых и достаточных условий для качественного предшкольного образования;

Обеспечение активного участия родительской общественности в управлении развитием образовательного учреждения;

Определение содержания и направлений совместной деятельности педагогических коллективов детского сада и школы.

3. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста в образовательном учреждении «Детский сад − школа».

Изучение образовательной деятельности в учреждении «Детский сад − школа» проводилось на основе таких методов, как беседа и анке¬тирование учителей, воспитателей, психолога, изучение социального статуса отдельных семей, наблюдения за детьми. Исследование показало, что одной из проблем, снижающих успешность перехода из дошкольного учреждения в школу, является уровень социально-личностного развития ребенка (знание своих возможностей, умение их реализовывать в той или иной сфере деятельности, адекватно оценивать себя и других, желание и умение взаимодействовать со сверстниками и учителем в процессе познания). Трудности в обучении связаны с недостаточным развитием у большинства детей адекватного восприятия себя, своей деятельности и ее результатов, а также способности к коммуникации как ведущему основанию преемственности.

В итоге возникают трудности в выстраивании содержательного общения с другими детьми и учителем. Дети могут работать только в том случае, если учитель обращается непосредственно к ним, в остальное время они внутренне отсутствуют на уроке, не могут включиться в общий процесс обучения. Недостаточен уровень ориентировки детей в социальном мире − как ближайшем окружении, так и мире района, области, страны. Мир близких ребенку людей оказывается закрытым в силу того, что семейное воспитание или сведено к минимуму, или строится по типу делового общения. Почти нет совместной деятельности, где ребенок получал бы опыт социального поведения и нравственной устойчивости. Многие родители психологически не готовы быть родителями: не владеют знаниями о развитии ребенка, методами обучения и воспитания, во многих семьях встречаются асоциальные проявления: сквернословие, пьянство, что, естественно, не способствует правильной и успешной социализации ребенка.

Все это требует большего внимания к социально-личностному воспита-нию со стороны педагогического коллектива детского сада, продолжения этой работы на следующей ступени образования − в начальной школе, целе-направленного руководства этим направлением воспитания со стороны ад-министрации образовательного учреждения. Нерешенность этой проблемы негативно сказывается на личностном становлении детей, эффективности обучения в среднем и старшем звеньях школы.

4. Создание благоприятной эмоционально-психологической обстановки в детском саду:

Знакомство с семьей до поступления ребенка в детский сад (жилищные условия, воспитательные ориентиры семьи; здоровье ребенка, его привычки, режим дня);

Заключение с родителями договора, в котором прописываются права ребенка и семьи в получении образовательных услуг, их обязанности по соблюдению норм и правил жизни детского сада, программа, по которой работает детский сад;

Обучение родителей активной помощи своему ребенку в период адаптации (по схеме: сначала вместе с мамой, потом − ребенок играет, мама − недалеко в группе, и лишь когда ребенок начинает интересоваться окружающим, мама оставляет его на несколько часов);

Гибкий режим дня детей;

Удовлетворение потребности детей в положительных эмоциональных контактах с окружающими взрослыми;

Обогащение образовательной среды (создание детских уголков по интересам, соответствующее материальное оснащение).

5. Педагогическое сопровождение социально-¬личностного развития детей в начальной школе:

Формирование положительной мотивации к учению: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; доброжелательное отношение к учителю, школе; формирование положительной самооценки; готовности к активному взаимодействию с окружающим миром; инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;

Развитие навыков общественного поведения;

Развитие мыслительной деятельности;

Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная персонифицированная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения;

Проектирование педагогического взаимодействия воспитателей и учителей.

6. Проектирование взаимодействия традиционной и личностно ориентированной систем обучения в условиях полифункционального многопрофильного комплекса «Детский сад - школа».

7. Проектирование ускоренного и углубленного обучения в малых личностно-ориентированных группах по отдельным предметам.

8. Проектирование педагогического взаимодействие с семьей:

Диагностическая работа (изучение семьи, выявление индивидуальных особенностей детей; мониторинг мотивации учения; коммуникативных отношений);

Знакомство со школой, режимом функционирования; проведение коллективных тематических праздников; знакомство с содержанием обучения в среднем звене школы и т. д.;

Создание и реализация программы повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и образования.

9. Корректировка образовательной программы и учебного плана дошкольного отделения психолого-педагогического факультета СмолГУ, проектирование программы учебной дисциплины «Преемственность в дошкольном и начальном общем образовании».

Обратим внимание на то, что сущностными характеристиками системы личностно ориентированного образования, призванного обеспечить преемственность и непрерывность в обучении и воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, являются гибкость, открытость и адаптивность и, как следствие, значительная доля неопределенности в ее развитии. Такая особенность является одним из оснований для проектирования самой системы, ее компонентов и процесса управления ею. Основной проблемой в проектной деятельности образовательной организации по созданию системы образования старших дошкольников как первого звена непрерывного образования становится определение содержания проектной деятельности и ее основных направлений. Здесь мы выделяем проектирование целого ряда систем:

Формирования готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению;

Формирования готовности педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений и школ к деятельности в условиях полифункциональных многофункциональных образовательных учреждений;

Обучения по индивидуальным учебным планам в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией;

Деятельности по психолого-педагогической поддержке детей и их родителей в условиях полифункционального многопрофильного образовательного учреждения «Детский сад - школа»;

Взаимодействия традиционной (классно-предметно-урочной) и личностно ориентированной систем обучения образовательной среды, обеспечивающей преемственность и непрерывность образования детей в условиях комплекса «Детский сад - школа»;

Совместной деятельности педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений, школ и ученых-педагогов базового вуза в рамках обозначаемой проблемы.

Первые результаты реализации проекта показывают, что создаваемая модель взаимодействия вуза и педагогических коллективов образовательных учреждений создает условия:

Для формирования единого образовательного пространства в системе «детский сад - школа - вуз»;

Определения структуры и содержания деятельности центра постдипломного образования педагогических кадров на базе вуза по проблеме обеспечения качественного образования детей старшего дошкольного возраста как первого звена единой системы непрерывного образования, а также научно-педагогического сопровождения данного направления инновационной деятельности педагогических коллективов школ;

Создания системы образования старших дошкольников в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией и учетом социального заказа, ресурсов муниципалитета посредством разработки и апробации различных моделей образования детей 5−6,5 лет;

Улучшения социально-демографической ситуации в муниципальном образовании путем обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе детям из разных социальных групп и слоев населения.

Вместе с тем становится очевидным необходимость подготовки педагогов комплекса «Детский сад - школа» нового уровня, необходимой составляющей деятельности которого является диагностическая проектировочная и исследовательская функция.

Представим схематично методы и содержание методической работы по диагностике способностей и особенностей познавательной деятельности младших школьников, разработанной учителями начальной школы - участниками проекта, которая используется ими в деятельности по формированию универсальных учебных действий и обеспечению достижения учащимися метапредметных результатов (см. рис.).

Система диагностики в деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий младших школьников

Система проектирования исследовательской деятельности учителей представлена нами в ранних публикациях [ ; ].

Таким образом,содержание и направления деятельности по реализации совместного проекта вуза и общеобразовательной школы, находясь в контексте решения стратегических задач Федеральной целевой программы развития образования, обеспечивают условия для создания и развития системы непрерывного образования в конкретных социально-экономических условиях муниципального образования. Проектирование такой деятельности расширяет границы социального партнерства в сфере образования и образовательных услуг высшей школы как условия развития ее инновационного потенциала.

Список литературы

  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016−2020 годы [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/ 5930/file/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (дата обращения 1.11.2015).
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/1450 (дата обращения 15.10.2015).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения 14.11.2015).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки (дата обращения 15.10.2015).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения 15.11.2015).
  6. Хуторской А. В. Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых образовательных стандартах [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской. Персональный сайт - Хроника бытия. URL: http//khutorskoy/ru/be/2012/1127/index.htm (дата обращения 16.12.2015).
  7. Просвиркин В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 40 с.
  8. Преемственность в образовании. URL: http://preemstvennost.ru (дата обращения 12.08.2015).
  9. Сайт-программа «Детский сад - школа - семья: ФГОС» [Электронный ресурс] Информационный портал. URL: http://ds-fst.ucoz.ru (дата обращения 18.05.2015).
  10. Глебова Г. Ф. Проектирование обучения по индивидуальным учебным планам в условиях общеобразовательной школы // Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 2. С. 346−360.
  11. Глебова Г. Ф. Формирование готовности учителя к проектированию исследовательской деятельности как направление образовательного менеджмента школы // Учитель и время: Десятые педагогические чтения, посвященные памяти А. Е. Кондратенкова / Смол. гос. ун-т. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. С. 44−60.

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016−2020 годы [Офици-альный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/ 5930/file/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (дата обра-щения 1.11.2015).

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/1450 (дата обращения 15.10.2015).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образова-ния [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения 14.11.2015).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего об-разования [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федера-ции]. URL: http://минобрнауки (дата обращения 15.10.2015).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) об-щего образования [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения 15.11.2015).

6. Хуторской А. В. Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых образовательных стандартах [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия. URL: http//khutorskoy/ru/be/2012/1127/index.htm (дата обращения 16.12.2015).

7. Просвиркин В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образова-ния: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 40 с.

8. Преемственность в образовании. URL: http://preemstvennost.ru (дата обращения 12.08.2015).

9. Сайт-программа «Детский сад – школа – семья: ФГОС» [Электронный ресурс] Ин-формационный портал. URL: http://ds-fst.ucoz.ru (дата обращения 18.05.2015).

10. Глебова Г. Ф. Проектирование обучения по индивидуальным учебным планам в условиях общеобразовательной школы // Известия Смоленского государственного универси-тета. 2013. № 2. С. 346−360.

11. Глебова Г. Ф. Формирование готовности учителя к проектированию исследова-тельской деятельности как направление образовательного менеджмента школы // Учитель и время: Десятые педагогические чтения, посвященные памяти А. Е. Кондратенкова / Смол. гос. ун-т. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. С. 44−60.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно?

И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь дошкольного и школьного образования. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

И не случайно, в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования Казахстана. Как решить проблему преемственности между дошкольным и начальным обучением? Вот об этом пойдет речь на семинаре.

Основанием преемственности являются:

  • развитие любознательности;
  • развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
  • формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
  • развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

  • на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
  • школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

  • координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
  • обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.

Задачи дошкольной ступени:

  • Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.
  • Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
  • Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и сверстниками).
  • Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.

Задачи школьной ступени:

  • Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ним.
  • Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).
  • Формирование желания и умения учиться.
  • Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
  • Совершенствование достижений ребенка; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Основные проблемы, возникающие при переходе из дошкольной ступени в начальную, и пути их решения:



Проблемы




Пути решения


1.Смена стиля общения педагога с детьми

    • Постепенное знакомство со школой и учителем:

Проведение ряда пробных уроков учителем начальной школы с детьми дошкольниками;


Посещение учителем в течение года различных режимных моментов образовательного процесса;


Наблюдение учителя за детьми, общение с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, досуговой деятельности;


2.Отсутствие единой системы оценивания детской деятельности - для педагогов ДОУ характерна оценка усилий и стараний ребенка, а в начальной школе - оценка качества результата деятельности


Организация и проведение:

    • совместных праздников, спортивных соревнований, а также выставок продуктивной деятельности учеников начальной школы и дошкольников - будущих первоклассников.

3.Резкая перемена основного вида деятельности - игровой - на учебную)


«Учимся, играя» - девиз учителя первоклассников.

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ, семьи и школы актуальна. Серьезная работа по подготовке детей к школе. Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по преемственности. Результатом таких деловых встреч является разработка совместных действий по преемственности в плане учебно-воспитательной работы.

В 2012-2013 учебном году учащимися школы совместно с воспитанниками ДМЦ и КПП проведены следующие мероприятия:

  • Спортивные соревнования ко Дню здоровья
  • «Осень, осень в гости просим» (участники: воспитанники ДМЦ и КПП, учащиеся 4 класса).
  • Праздники «Новый год у ворот», «Праздник мам», «Наурыз полон солнечных брызг»
  • «Веселый снеговик» (снежные постройки)
  • Изготовление и развешивание кормушек для птиц
  • Совместный недельный проект « Как вам живётся?»

Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены тесные контакты учителей и воспитателей, организован обмен опытом, постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии дошкольного и начального обучения. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.