Здравствуй, брат мой! Сегодня мы с тобой изучим одну из самых интересных операционных систем современности. TempleOS занимает всего 17,5 Мбайт, компилируется на лету, содержит полный текст Библии, поддерживает многоядерные 64-разрядные процессоры и работает в богоугодном разрешении 640 ✕ 480 в шестнадцати цветах. И это лишь малая часть замечательных и необычных черт TempleOS!

Много ли ты видел операционных систем, написанных одним человеком? Такое, пожалуй, было возможно лишь в эпоху зарождения современных компьютеров. Автор TempleOS Терри Дэвис, человек невиданного героизма, не убоялся вернуться к истокам, чтобы подарить миру нечто совершенно потрясающее. Давай же скорей установим TempleOS и ознакомимся с азами этой поистине невиданной операционной системы.

А теперь серьезно

Этот материал был опубликован на первое апреля в качестве розыгрыша. Мы решили, что вокруг достаточно странного и удивительного, чтобы ничего не выдумывать. С одной стороны, розыгрыш удался: мы на полном серьезе написали об операционной системе, разработанной безумцем, и многие приняли этот текст за чистую монету.

С другой стороны, шутка удалась только отчасти. Одна из причин - в том, что TempleOS интересна, несмотря на все ее странности. Единый формат гипертекстовых документов, в котором выводится всё, начиная от консоли и заканчивая справкой и кодом программ, - это концепция, достойная сравнения с серьезными исследовательскими проектами.

Одну из удивительных черт TempleOS ты можешь наблюдать еще на этапе загрузки.


Как видишь, первое, что загружает TempleOS, - это компилятор. Он тут же компилирует всю пользовательскую часть ОС из исходных кодов, написанных на языке HolyC («священный C»).

Первое знакомство с TempleOS

Сложно передать то чувство благодати, которое снисходит на тебя, когда ты впервые запускаешь TempleOS! И уж точно не передает его этот скромный скриншот. На экране мигают два курсора, в заголовке каждого окна - бегущая строка. Праздник, да и только!



Как видишь, экран поделен на две части, и если тебе это напомнило Norton Commander, то не спеши с выводами. Перед тобой полноценный оконный менеджер - ты можешь двигать окна мышью, менять их порядок и размеры и так далее.



Первое, что нужно сделать, - это закрыть окошко с подсказкой, кликнуть в левой части экрана и нажать y , согласившись установить образ системы на диск виртуальной машины. Можно работать и прямо с Live CD, но тогда ты не сможешь сохранять файлы.



Когда установка закончится, выключай виртуалку, отцепляй образ с Live CD и, помолясь, снова включай. Теперь TempleOS установлена на диск C: .

Как видишь, все работает очень быстро, несмотря на компиляцию на лету. Все дело в том, что в TempleOS нет многих вещей, которыми перегружены современные системы. В частности, нет большинства драйверов устройств, поддержки сети и защиты памяти. От кого, скажи, пожалуйста, защищать память, если за компьютером сидишь ты один? Все программы здесь работают на уровне ядра - это эффективно и большую часть времени не вызывает никаких проблем.

Чтобы сразу оценить всю мощь и красоту TempleOS, нажми на кнопку Menu, которая мигает в верхней части любого окна.



Как видишь, TempleOS может выводить не только текст, но и графику, анимацию и даже трехмерные модели! Только посмотри на эти вращающиеся танки и фигуры людей на значках. Посмотри на них внимательно. И еще немного. А теперь скажи, может ли твоя операционка выводить 3D в качестве значка приложения? То-то же, не может!

Но прежде чем ты, пораженный внешней красотой TempleOS, перейдешь к изучению приложений и игр, разреши обратить твое внимание на красоту внутреннюю. То великолепие, что ты видишь в меню, - это самый обычный документ TempleOS, который лежит в папке Home и называется PersonalMenu.DD.Z . Ты можешь отредактировать его или создать такой же!

Попробуй нажать Ctrl-T, чтобы посмотреть его текстовое представление.



Расширение DD означает, что этот файл - документ в формате DolDoc. Это язык разметки гипертекстовых документов, что-то среднее между RTF и HTML. Строки, обернутые в знаки $ , содержат шорт-теги и параметры к ним. Таким образом, в текст можно вставить картинку, макрос, ссылку на другой документ, страницу из справки, стих Священного Писания, текстовый или исполняемый файл, 3D-модель или даже мелодию. DolDoc поддерживает и интерактивные элементы вроде кнопок, чекбоксов и древовидных структур.

Вот еще один занятный факт. Второе расширение (Z) означает, что файл заархивирован. TempleOS при их открытии автоматически разархивирует данные, а при сохранении сжимает обратно.

Игры

К формату DolDoc мы вернемся чуть позже, а пока - небольшая передышка на игры. Терри Дэвис, как честный и скромный человек, заранее разделил их на две группы: веселые (Fun Games) и невеселые (Unfun Games). Сравни с любым дистрибутивом Linux, где никто не предупреждает, что из двадцати игр на что-то годится только Pingus и с натяжкой - Tux Racer.

К сожалению, предусмотрительность Дэвиса не спасает, и даже игры из раздела Fun придутся по душе лишь самым неприхотливым.

Первой мы запустили гонку Varoom, где не смогли удачно проехать ни одного круга.



Затем изучили баскетбольный симулятор KeepAway, в котором люди без голов неторопливо ходят за мячиком. Иногда удается подобрать мяч и бросить его другому игроку, но радости в этом не много.



Нам не понравилась и стратегия ToTheFront: зеленое поле, на котором мигают загадочные символы. Попытки постичь их смысл и правила игры мы посчитали пустой тратой времени.



Игра Wenceslas отличается неоднозначным сюжетом: герой ходит и поджигает деревья вокруг занесенного снегом дома, чтобы крестьяне могли согреться. Можно ли делать что-то еще, нам узнать не удалось.



Среди недоделанных игр (Code Scraps) мы нашли интересный набросок ролевой игры в стиле Rogue, он называется DunGen. Герой перемещается по случайно сгенерированному подземелью и встречает врагов. Враги никак на него не реагируют.



ZoneOut - игра про роящиеся в пустыне розовые танки. Если стрелять в них, они становятся голубыми и подпрыгивают. Если один из них наезжает на нас, игра начинает серьезно тормозить.



Итак, игры - явно не конек TempleOS. Зато мы оценили предупреждение, которое встретило нас перед началом игры в розовые танки: «Я не стал передирать оригинал, и эта игра умышленно хреновая. Я написал ее исключительно с демонстрационными целями. Пиши игры, не играй в них». Вот и разгадка!


HolyC и командная строка

Послушаем доброго совета и посмотрим, как программировать в TempleOS. Но сначала понадобится освоить азы командной строки. Пользоваться ей с наскока не получится: если ты по привычке напишешь dir или ls , то увидишь лишь угрожающие сообщения об ошибках.

А дело все в том, что перед нами не командная строка, а интерпретатор (вернее, JIT-компилятор) HolyC! То есть вводить ты должен однострочные программы на си, которые тут же будут скомпилированы и исполнены.

Для вывода содержимого каталога напиши

Скобки у функций, которые вызываются без параметров, в HolyC можно не писать, но если ты хочешь вывести каталог конкретной директории, то в качестве параметра укажи путь к ней. То же самое с командой Cd (смена каталога):

Cd("C:/Demo/Games");

Однако намного проще переходить по каталогам, если просто нажимать на названия папок. Консольный вывод, как и все, что ты видишь в TempleOS, - это документ DolDoc, так что названия файлов и папок - это просто гиперссылки!

Но вот задачка не для слабых умов: как запустить программу из командной строки? В си нет функций вроде Eval, которые можно встретить в динамических языках. Зато есть директива #include , с помощью которой один файл на си вставляется в другой. Именно ей и следует воспользоваться:

#include "CharDemo.HC.Z"

Вместо #include будет подставлено содержимое файла.HC (от HolyC) и тут же скомпилировано и выполнено. Красота, да и только! Кстати, каждый раз писать #include не нужно - достаточно кликнуть по названию файла правой кнопкой мыши и выбрать Include из контекстного меню.



Просмотреть содержимое файла можно, кликнув на название левой кнопкой мыши. Выбери любой файл.HC, и убедишься, что программы не скомпилированы заранее. Ты можешь просматривать и редактировать исходники в любой момент.



С виду HolyC напоминает C++, но если вглядеться пристальнее, то можно найти некоторые отличия. К примеру, здесь нет функции main(), вместо нее код просто исполняется подряд, как в бейсике или JavaScript. Именно по этой причине все, что ты набираешь в командной строке, сразу же исполняется.

Еще ты можешь заметить, что Дэвис свободно использует в коде греческие буквы. Это возможно благодаря тому, что TempleOS - система продвинутая и поддерживает восьмибитные коды ASCII.

Если этого недостаточно, чтобы восхитить тебя, открой любой файл с игрой и узри невиданное: спрайты вставлены прямо в код!


Если навести курсор на спрайт и нажать Ctrl-R, то появляется меню редактирования. Графического редактора как такового в TempleOS нет, но он и не нужен, когда ты можешь просто выбирать инструменты по очереди и рисовать, что тебе заблагорассудится.



Как ты уже мог догадаться, исходные коды HolyC - это такие же документы DolDoc, как и все, что ты видишь в TempleOS. Именно поэтому в них можно напрямую вставлять картинки.

Редактируем DolDoc

Что ж, настало время постичь тайны DolDoc и создать свой документ. Сделать это проще простого, достаточно воспользоваться командой Ed:

Cd("C:/Home"); Ed("Doc.DD");

Новый документ сразу откроется в редакторе - можешь записать в нем какие-нибудь светлые мысли. Если же ничего толкового на ум не придет, то открой меню вставки (Insert) и воспользуйся одним из встроенных «оракулов». Команда GodWord вставит в текст псевдослучайное (то есть выбранное за тебя Господом) слово из Библии, GodBiblePassage - случайный отрывок Священного Писания, а GodSong и GodDoodle предназначены для создания и вставки псевдослучайных мелодий и картинок.



Прежде чем ты потратишь остаток дня на изучение того, что выдает «оракул», разреши рассказать тебе про другой полезный пункт меню - Insert → TextWidgets. Здесь на выбор предлагается много занятных вещей, но самая полезная из них - это гиперссылка. Чтобы сослаться на другой документ, выбирай Link и в следующем меню - тип ссылки. Ссылаться можно на заранее созданный якорь, подстроку, строку по номеру и так далее.




Нажми Esc, чтобы подтвердить, и ты увидишь, что ссылка добавилась в текст.



Теперь если ты нажмешь Ctrl-T, то увидишь, как ссылка выглядит в текстовом представлении.



Вот она, в последней строке:

$LK, "This is a link", A="FF:Doc2.DD,1"$

Знаки $ ограничивают тег, LK - это шорт-код ссылки, через запятую идет ее текст в кавычках, а параметр A указывает путь к файлу и номер строки в нем. Как видишь, ничего сложного.

Теперь посмотрим, как вставить в текст картинку. Выбирай Insert → GraphicResource → Make Sprite и, например, PolyLine. Обрати внимание, что где ты нарисуешь картинку, там она и будет вставлена в текст. Удобно и наглядно!



Для завершения контура кликни правой кнопкой мыши. Если уже закончил с картинкой, жми Esc, и вернешься к редактированию документа (и пусть тебя не смутит мигание: нарисованный тобой контур мигает, потому что текстовый курсор стоит на его номере). Если нужно добавить что-то еще, снова жми правую кнопку мыши, и вернешься в меню выбора фигур. Когда картинка будет готова, выбирай Exit Sprite в самом низу.



Рисовать, между прочим, можно не только плоские фигуры, но и 3D! В меню редактирования спрайта есть пункт Create or Edit 3D Mesh, который перенесет тебя в трехмерный редактор. Сам автор признается, что 3D-моделирование - это «боль в попе», но нам с божьей помощью удалось нарисовать неплохой красный треугольник.



Не покривив душой, можем сказать, что редактор DolDoc - это лучшее, что есть в TempleOS. Он делает систему интереснейшим творческим инструментом, который поможет тебе творить и славить Господа.

Кстати, сам Дэвис любит рисовать в этом редакторе комиксы про разговоры Моисея с Богом. Например, Моисей говорит: «Арфы слишком тяжелые», а Бог ему отвечает: «Мы должны укрепить облака».

Напутствие

Итак, мы познакомили тебя с основами TempleOS. Наш скромный обзор не описывает и малой части особенностей и нюансов этой замечательной системы, но если ты крепок духом, то читай мануалы, и тебе откроется такая прорва знаний, о которой ты не мог и мечтать.

Мы бы вставили в статью ссылки на нужные страницы справки, но, к сожалению, ты читаешь этот текст не в TempleOS и перейти по ним не сможешь. Впрочем, не беда - ссылки на справку по системе ты можешь найти в любом окне терминала или в домашнем меню.

Крайне полезен, к примеру, список встроенных команд для работы с файлами.



Рекомендуем также прочесть FAQ и другие вводные разделы. Там ты найдешь ценные советы вроде такого: «Если меняешь файлы в каталоге Home, не забудь перезагрузиться. Правильно иметь на диске два раздела TempleOS на случай, если допустишь синтаксическую ошибку в одном из стартовых файлов и система не сможет загрузиться. Просто грузись со второго раздела и монтируй первый функцией Mount()».



Для наиболее продуктивной работы стоит изучить клавиатурные сочетания и прочие шоткаты. Например, клавиша «Пробел» выбирает пункты меню, а двойной клик правой кнопкой мыши почти всегда означает «назад».

В общем, учись, экспериментируй и не забывай благодарить Бога за то, что он дал тебе возможность выбирать операционную систему по своему вкусу и разумению!

При этом материал подвергся переработке настолько серьёзной, что узнать оригинальный текст в том, что получилось, довольно проблематично. Переизданий этого материала в виде отдельной книги больше не планируется. Автор настоятельно рекомендует читать Программирование: введение в профессию вместо данной книги, которая не просто устарела, но и изначально была во многом неудачной.

Аннотация

В пособии изложен материал лекционного курса "Операционные системы", читавшегося автором для студентов второго курса бакалавриата ф-та ВМК МГУ им. М.В.Ломоносова с 2004 по 2011 гг. Курс включает теоретические сведения о задачах операционных систем, об организации многозадачного режима работы, ввода-вывода, об управлении виртуальной памятью. На примере ОС Unix иллюстрируется взаимодействие пользовательской задачи с операционной системой: описываются системные вызовы ввода-вывода, управления процессами, средства взаимодействия процессов в ОС Unix, мультиплексирование ввода-вывода и основы событийно-ориентированного программирования. Приводятся сведения о проблемах, возникающих при работе с разделяемыми данными, вводятся классические понятия мьютекса и семафора Дейкстры, разбираются задачи о пяти философах, о производителях и потребителях, о читателях и писателях; материал иллюстрируется на примере семафоров и мьютексов стандарта Posix, для чего даются базовые сведения об облегчённых процессах (тредах) и библиотеке pthread . Кратко излагаются архитектурные основы X Window System.

Бумажные публикации

Электронная версия

Предупреждение: текст в его официально опубликованной версии содержит ряд известных автору неточностей, фактических ошибок и опечаток. Содержание лекций, читавшихся в последние годы, несколько отличалось от материала, изложенного в тексте опубликованного пособия.

Статус бумажной версии

В свободную продажу не поступала и имеется только в библиотеке ф-та ВМК МГУ.

189. Затраты, связанные с выполнением вспомогательных работ во время переключения контекстов задач, зависят от величины кванта времени:

1. Нет

2. Да

190. Функции аутентификации ОС направлены на:

1. Вычисление и сбор информации о правах и разрешениях безопасности пользователя в системе

2. Удостоверение комбинации идентификатора и кодовой комбинации

191. При создании потока ОС генерирует специальную информационную структуру-описатель потока, содержащий:

1. Приоритет

2. Данные о состоянии потока

3. Коды и данные потока

4. Идентификатор потока

5. Права доступа

192. В ОС, поддерживающих процессы и потоки, поток представляет собой последовательность:

1. Данных

2. Команд

3. Вызова

4. Операндов

5. Адресов

193. Механизм прерываний поддерживается:

1. Средствами ОС

2. Аппаратными средствами

3. Совместно аппаратными и программными средствами

194. Выберите верные утверждения:

1. Контекст процесса содержит необходимую ядру информацию о процессе для возобновления его выполнения с прерванного места. К этой

информации можно отнести содержимое регистров процессора, описатели открытых данным процессом файлов

2. Контекст процесса содержит необходимую ядру информацию о процессе, не зависимо от того, находится ли образ процесса в оперативной памяти или выгружен на диск. К этой информации можно отнести состояние процесса, значения приоритета и идентификатор пользователя, создавшего процесс

195. В наибольшей степени подчеркивают роль ОС следующие критерии эффективности вычислительной системы:

1. Пропускная способность

2. Удобство работы пользователей

3. Качество графического интерфейса

4. Реактивность

5. Число пользователей

196. Выберите верные утверждения:

1. При использовании симметричной мультипроцессорной архитектуры ОС может выполняться только на одном процессоре, а другие процессоры выполняют пользовательские приложения

2. При использовании симметричной мультипроцессорной архитектуры ОС, как и пользовательские приложения, может выполняться на любом процессоре

197. Для вычислительной техники и ОС в период 1965-1975 г. характерны следующие особенности:

1. В этот период были реализованы практически все основные механизмы, присущие современным ОС: мультипрограммирование, мультипроцессирование, виртуальная память, файловые системы. Однако механизмы поддержки многотерминального многопользовательского режима и разграничения доступа появятся позднее. Мультипрограммирование было реализовано в системах пакетной обработки и в системах разделения времени.

2. В этот период были реализованы практически все основные механизмы, присущие современным ОС: мультипрограммирование, мультипроцессирование, поддержка многотерминального многопользовательского режима, виртуальная память, файловые системы, разграничение доступа. Мультипрограммирование было реализовано только в системах пакетной обработки.

3. В этот период были реализованы практически все основные механизмы, присущие современным ОС: мультипрограммирование, мультипроцессирование, виртуальная память, файловые системы. Однако механизмы виртуальной памяти и разграничения доступа появятся позднее. Мультипрограммирование было реализовано только в системах разделения времени.

4. В этот период были реализованы практически все основные механизмы, присущие современным ОС: мультипрограммирование, мультипроцессирование, поддержка многотерминального многопользовательского режима, виртуальная память, файловые системы, разграничение доступа. Мультипрограммирование было реализовано в системах пакетной обработки и в системах разделения времени.

198. ОС – комплекс взаимосвязанных программ, действующих как интерфейс между приложениями и пользователями, с одной стороны, а с другой стороны

1. Накопителями информации

2. Внешними устройствами

3. Оперативной памятью

4. Аппаратурой компьютера

199. Набор вызываемых подпрограмм, включенных в один двоичный файл, который приложения могут динамически загружать в процессе своего выполнения, называется:

1. программа

2. вспомогательный модуль

3. динамически подключаемая библиотека

4. процедура

200. Процедуры, вызываемые по прерываниям, обычно называют:

1. Диспетчерами прерываний

2. Векторами прерываний

3. Обработчиками прерываний

201. Команды управления пакетными файлами входят в состав:

1. Инструкций процессора

2. Языка директив

3. Командного языка ОС

4. Языка программирования

5. Языка управления

202. В Windows NT потоки пользовательского режима …. вытеснять потоки режима ядра если имеют больший приоритет

1. Не могут

2. Могут

203. В клиентских версиях Windows квант по умолчанию равен:

1. Одному интервалу системного таймера

2. Пяти интервалам системного таймера

3. Трем интервалам системного таймера

4. Двум интервалам системного таймера

204. Выберите верные утверждения:

1. При микроядерной архитектуре ОС в защищенном режиме остается очень небольшая часть ОС, называемая микроядром, в котором содержатся модули, выполняющие только базовые функции ядра. Все остальные высокоуровневые функции ядра оформляются в виде вспомогательных модулей, работающих также в защищенном режиме, но уже отдельно от микроядра

2. При микроядерной архитектуре ОС в защищенном режиме остается очень небольшая часть ОС, называемая микроядром, в котором содержатся модули, выполняющие только базовые функции ядра. Все остальные высокоуровневые функции ядра оформляются в виде приложений, работающих в пользовательском режиме

3. При микроядерной архитектуре ОС в привилегированном режиме остается очень небольшая часть ОС, называемая микроядром, в котором содержатся модули, выполняющие только базовые функции ядра. Все остальные высокоуровневые функции ядра оформляются в виде приложений, работающих в пользовательском режиме

4. При микроядерной архитектуре ОС в привилегированном режиме остается очень небольшая часть ОС, называемая микроядром, в котором содержатся модули, выполняющие только базовые функции ядра. Все остальные высокоуровневые функции ядра оформляются в виде вспомогательных модулей, работающих также привилегированном режиме, но уже отдельно от микроядра

205. Наличие в составе ОС альтернативных однотипных компонент (мониторов, драйверов, загрузчиков и т.п.) соответствует принципу:

1. Развития

2. Открытости

3. Функциональной избыточности

4. Прозрачности

5. Умолчания

6. Наращиваемости

206. Вектор прерывания в реальном режиме работы процессора –это:

2. Адрес точки входа в обработчик прерывания

3. Номер ячейки в таблице векторов прерываний

4. Номер линии запроса прерывания

207. При разработке переносимой ОС следует надежно изолировать в нескольких модулях, не распределять по всей системе аппаратно-зависимый:

1. Буфер

2. Код

3. Обмен

4. Ввод

5. Вывод

208. Менеджеры ресурсов при микроядерной архитектуре работают в:

1. Режиме ядра

2. Защищенном режиме

3. Пользовательском режиме

4. Привилегированном режиме

5. Реальном режиме

209. Обычно, группы функций управления и решения специфичных задач организации вычислительного процесса поддерживаются в ОС отдельными:

1. Подсистемами

2. Частями

3. Программами

4. Модулями

5. Процедурами

210. Иногда разработчики ОС отходят от классического варианта ее... , позволяя отдельным наиболее важным приложениям ОС выполняться в привилегированном режиме.

архитекту

211. При работе важных приложений ОС в... режиме понижается производительность, но усиливается защита ОС от работающих приложений

прив илеги

212. В идеале слой машинно-зависимых компонентов ядра полностью экранирует... часть ОС от конкретных деталей аппаратной платформы для поддерживаемого набора платформ.

213. В ОС Windows 2000 используется... алгоритм планирования потоков

смешанны

214. Альтернативой классическому способу построения ОС является...

архитектура

микроядер

215. Создание в рамках одной ОС нескольких прикладных программных сред позволяет иметь единственную версию программы и... ее между разными ОС.

переносит

216. В идеале слой... компонентов ядра полностью экранирует верхние слои ядра ОС от конкретных деталей аппаратной платформы для поддерживаемого набора платформ.

регистров

218. Процессорное время распределяется ОС между...

потоками

219. Для ускорения выполнения чужих программ (с API другой ОС) прикладные программные среды... на «родном» языке частые обращения к чужим библиотечным функциям, например, графического интерфейса пользователя.

имитирую

220. Эмулятор должен последовательно дешифровать каждую... первого процессора, определяя задаваемые действия, а затем выполнять эквивалентную подпрограмму, написанную в кодах второго процессора

инструкци

221. По типу лицензии ОС можно разделить на... и свободные

проприета

222. Дисциплина обслуживания очереди – набор правил извлечения запроса процесса из очереди с последующем предоставлением ему... для использования.

ресурсов

223. О прерываниях, имеющих одинаковое значение приоритета, говорят, что они относятся к одному... приоритета прерываний

224. С точки зрения архитектуры ОС состоит из... и вспомогательных модулей

225. Как и обычные приложения, все... модули ОС обращаются к функциям ядра посредством системных вызовов

в спомогат

226. В системах реального времени для отработки статического расписания планировщик активизируется по прерываниям от... , возникающим через короткие интервалы времени (около 32 мс)

227. Запросы приложений и пользователей на создание новой задачи или на повышение приоритета уже существующей задачи создают новую ситуацию, требующую пересмотра очередей и... процессора

переключе

228. В системах с абсолютными приоритетами время ожидания потока в очереди может быть сведено к минимуму, если ему назначить самый … приоритет

229. Создание... требует от ОС меньших накладных расходов, чем создание процесса

230. Поток, сделавший синхронный (блокирующий) системный вызов, переводится планировщиком ОС в состояние... , а после завершения обработки вызова – в состояние готовности.

ожидания

231. Каждую секунду в системе происходят сотни событий, связанные с распределением и освобождением ресурсов, и ОС должна иметь надежные и производительные средства синхронизации... с этими событиями.

процессов

232. Некая сущность внутри процесса, получающая процессорное время называется …

233. При работе важных приложений ОС в... режиме повышается

производительность, но ослабляется защита ОС от работающих приложений, надежность которых в этом случае должна равняться надежности самой ОС.

пользов ат

234. Если... - статический объект, представляющий файл кодами и данными, то процесс – динамический объект ОС, возникающий в системе после того, как пользователь или ОС решает создать новую единицу вычислительной работы.

программ

235. Программные прерывания часто используются для выполнения ограниченного числа вызовов функций ядра ОС- ... вызовов

системны

236. Существует ряд событий, связанных с системными вызовами, требующих от планировщика выполнения... .

переплани

237. Способ взаимодействия... в реальной ОС может отличаться от типового варианта многослойной структуры.

238. Windows NT использует … уровня привилегий для режима ядра и пользовательского режима

239. Для достижения переносимости ОС аппаратно-зависимый код должен быть надежно... в нескольких модулях, а не быть распределен по всей системе

изолиров а

240. Появление в системе нового процесса создает ситуацию, требующую пересмотра очередей и... процессора

переключе

241. Процесс - динамический объект ОС, возникающий в системе после того, как пользователь или... решает запустить программу, то есть создать новую единицу вычислительной работы.

операцион

242. Для упорядочения работы обработчиков прерываний в ОС выделяется программный модуль, называемый... прерываний

диспетчер

243. Разработчик приложения для ОС с не вытесняющей многозадачностью сам может определять моменты возвращения управления, исключая нерациональные... программ в «неудобные» для них моменты времени.

переключе

244. Внутренние прерывания (или исключения) происходят... с выполнением программы (внутри тактов команды) при появлении аварийной ситуации в ходе выполнения некоторой инструкции.

синхронно

245. Поток, сделавший синхронный (блокирующий) вызов, переводится

планировщиком ОС в состояние ожидания, а после завершения обработки

вызова – в состояние....

готов ност

246. Увеличение числа слоев ядра ведет к некоторому замедлению его работы за счет межслойного взаимодействия, а уменьшение -... расширяемость и логичность системы.

247. Поскольку посылка сигнала предусматривает знание идентификатора процесса, то взаимодействие посредством сигналов возможно только между...

процессами, которые могут получить данные об идентификаторах друг друга

родств енн

248. Приоритетность прерываний означает, что все источники прерываний делятся на классы и каждому классу назначается свой... запроса на прерывание

приоритет

249. Перед выполнением программного прерывания приложение передает ОС...

системного вызова, который является индексом в дополнительной таблице адресов процедур ОС, реализующих системные вызовы.

250. Интервал процессорного времени, отведенный потоку для выполнения называется…

251. Диспетчер системных вызовов сохраняет содержимое регистров процессора в системном стеке и проверяет, попадает ли запрошенный номер вызова в поддерживаемый ОС... и передает управление адресованной процедуре ОС.

диапазон

252. Главное внимание пользователя сосредоточено на языке программирования, а виртуальная машина воспринимается им как «черный ящик», выполняющий его программы, ... виртуальной машины его не интересует.

архитекту

253. Если... ситуация все же возникла, часто помогает попытка начинать снимать с решения некоторые задачи или заблокированные потоки.

тупиков ая

254. Функции защиты ОС тесно связаны с функциями... , поскольку именно привилегированное лицо определяет права пользователей при их обращении к вычислительной системе.

админист

255. Чтобы добавить новую высокоуровневую функцию ОС, достаточно разработать соответствующие... , не модифицируя важнейших функций ядра

приложен

256. Важной причиной применения... прерываний вместо обычных инструкций

вызова подпрограмм является возможность смены пользовательского режима на привилегированный одновременно с вызовом процедуры.

программ

257. ОС - комплекс... и данных, организующих решение задачи и взаимодействие пользователя с техническими средствами САПР.

программ

258. Способность системы выдерживать заранее заданные интервалы времени

между запуском программы и получением результата называется...

реактив но

259. Планирование называется... , если решения принимаются во время работы системы на основе анализа текущей ситуации

динамиче

260. Подсистемы графического интерфейса пользователя в различных ОС могут иметь визуальные различия в представлении панелей и окон приложений, диалоговых окон, окон сообщений, пиктограмм, планок... , линеек быстрого старта

инструме

261. Программные прерывания являются... по отношению к потоку инструкций прерываемой программы

синхронны

262. Средства переключения процессов предназначены для быстрого...

контекста приостанавливаемого процесса и восстановления контекста процесса, который становится активным.

сохранени

263. В зависимости от источника прерывания делятся на 3 класса: внешние,

внутренне и....

программ

264. В зависимости от источника прерывания делятся на три класса: ..., внутренние и программные.

265. После завершения работы системного вызова управление возвращается...

системных вызовов вместе с кодом завершения этого вызова

диспетчер

266. В ОС Windows NT аппаратные прерывания имеют... приоритет, чем программные.

267. Создание в рамках одной ОС нескольких прикладных программных...

позволяет иметь единственную версию программы и переносить ее между разными ОС.

268. Подсистемы графического интерфейса пользователя в различных ОС могут

Здравствуйте, друзья!

  • Ни разу не бывал в ОС, но очень хочет попробовать. Возможно, вы слышали об этом от знакомых или читали в интернете, но выходить сами не пробовали, потому что не знаете, как это делать
  • Ни разу не бывал в ОС, но уже пробовал какие-то способы выхода, однако они не сработали
  • Случайно попадал в ОС во сне, и хотел бы научиться делать это по собственному желанию, намеренно.

Также эта статья может оказаться полезной для тех, кто уже умеет выходить в такие сновидения и хотел бы увеличить количество выходов и сделать их более регулярными.

Что такое осознанные сновидения

Фактически, это состояние, когда человек спит, видит сон и одновременно понимает, что спит. Возникает естественный вопрос: для чего нужны осознанные сновидения? В них человек может осознанно делать во сне все, что захочет (например, летать, изменять окружающую обстановку и тд) и получать различные озарения.

Если вы никогда не слышали об этом состоянии и только что заинтересовались этой темой, я рекомендую вам прочитать мою статью . В ней я рассказываю об этом удивительном явлении и делюсь впечатлениями от своего первого опыта такого путешествия, которое произошло, когда мне было 17 лет.

Итак, поговорим о том, как выйти в осознанное сновидение.

Как очутиться в осознанном сне

Существует много вариантов оказаться в нем, однако в этом посте я поделюсь с вами лишь теми, которыми чаще пользуюсь сама и которые кажутся мне наиболее простыми. За много лет моей практики они сформировались интуитивно, и вы сможете попробовать их на себе сегодня же.


Эти способы удобны тем, что ими можно пользоваться без специальных подготовок, таких как многолетние медитации или ведение дневников. Они подойдут любому человеку. Если вы планируете сегодня ночью лечь спать, то они подойдут и вам

Выполнять их можно в состоянии полусна. Вы помните это пограничное состояние, полудрему, между сном и бодрствованием? Обычно в нем человек видит причудливые картинки-образы, или у него могут быть немного «странные» мысли, или он может слышать какие-то звуки. Вот именно в этом состоянии и можно быстрее всего очутиться в осознанном сне.


А «поймать» его можно в трех случаях:

  • Перед самым моментом засыпания.
  • В момент случайного просыпания ночью.
  • И, наконец, в момент просыпания утром, когда вы еще не пробудились окончательно.

Если вам это удалось, то вы можете смело применять методы, которые я дам ниже. Лично у меня чаще всего получается выходить в ОС по утрам, во время раннего пробуждения, а также во время пробуждения ночью. При вечернем засыпании это получается значительно реже.

Все нижеприведенные техники выполняются, не открывая глаза. Если, случайно пробуждаясь, вы автоматически открываете глаза, то можно использовать специальную маску для засыпания.


Она дает возможность не пробудиться окончательно и не перебить нужное состояние воздействием визуальных образов. Таким образом, обучение выходам пойдет быстрее.

Я дала этим способам образные названия, отражающие суть, чтобы их было легче запомнить.

Способ №1 Представь себя идущим

Когда вы почувствовали, что находитесь в состоянии полудремы, представьте, что вы, например, идете на кухню. Заметьте, в этом методе я не делаю акцент на самом процессе вставания с кровати - мы его опускаем, просто сразу представляем себя в конкретном месте.

Обязательно мысленно выберете какую-нибудь цель. Например, дойти до плиты или до холодильника. Мысленно, не торопясь, идите по коридору. Представляйте ваш путь как можно более подробно, посмотрите на объекты, окружающие вас, например, на зеркало или тумбочку.


Может быть, вам даже удастся почувствовать какие-то запахи или вы сможете слушать звуки. Остановитесь, затем сделайте еще несколько шагов.

Обычно в результате такого внутреннего проигрывания удается вернуть себя из начинающегося пробуждения в состояние сна, однако уже с осознанием своих действий. «Обнаружив» себя, например, на кухне у плиты, вы поймете, что вам удалось выйти в осознанный сон. Далее можете пройтись по квартире, совершить какие-то действия.

Об исследовании мира сновидения и о том, что делать в нем и как эффективнее использовать это время, я напишу отдельный пост. Наша же задача сейчас - сам выход.

Способ №2 Притворись, что встаешь

Он отличается от предыдущего тем, что здесь мы будем фиксировать внимание на самом моменте «отделения от тела». Обнаружив себя в состоянии полудремы, попытайтесь притвориться, будто вы выходите из собственного тела. Совершите мысленное движение, например, представьте, что отрываете голову от подушки, шевелите рукой и медленно поднимаетесь.


Не нужно подниматься по-настоящему, иначе вы можете окончательно проснуться. Итак, вы лежите, но представляете, что поднимаюсь и садитесь на кровати, затем дотрагиваетесь руками до одеяла, откидываете его и опускаете ноги на пол...

При этом нужно не просто представлять картинку, как вы это делаете, глядя на себя «со стороны», нет. В этом методе необходимо участвовать в процессе, как бы отталкиваясь от своего реального тела.

Т.е. если вы поднимаете голову, в этом участвуют реальные мышцы шеи, они немного напрягаются, но двигать на самом деле шеей и головой не нужно, иначе вас может «выдернуть» из сна.

Это немного похоже на ощущение, когда вы кричите «про себя» — в ситуации, когда хотелось бы крикнуть, но нельзя. Несмотря на то, что крика нет, ваши голосовые мышцы задействованы.


В моей жизни был случай, когда я рассказала про эту технику подруге, и через несколько дней мы с ней поехали на дачу. Днем подруга прилегла поспать, и в момент пробуждения ей удалось таким способом выйти из тела. Однако она была так впечатлена этим состоянием, что немного испугалась и не продолжила выход, а «вошла» обратно в тело и проснулась.

Способ №3 Визуализация предмета

Эта методика особенно хорошо удается, если в состоянии полудремы вы видите какие-то образы, картинки и так далее. Когда перед глазами начинают проплывать изображения, выделите в нем один предмет и попытайтесь разглядеть его поподробнее.

Когда предмет примет достаточно четкие очертания и станет очень правдоподобным, как наяву, можно попытаться дотронуться до него. Если это удалось, вы уже находитесь в осознанном сне.


Если же картинок нет, просто вглядывайтесь в темноту и попытайтесь увидеть там любой простой предмет. Например, ручку, чашку или книгу. Если там ничего не появляется, продолжайте вглядываться.

Состояние при этом должно быть не напряженным, но сконцентрированным. Когда появятся очертания предмета, попытайтесь мысленно до него дотронуться, представьте, как вы делаете это. Если получилось, то вы достигли цели.

Способ №4 Шум в голове

Им я пользуюсь реже, и он отличается от трех предыдущих тем, что здесь мы будем фиксироваться только на телесных ощущениях в голове и глазах. Мы не будем ничего визуализировать и представлять.


Поймав состояние полусна, не открывая глаз, сосредоточьтесь на верхней части головы. Попробуйте создать напряжение внутри головы, так, будто там что-то сжимается. Ощущение должно быть похоже на то, что вы чувствуете, когда сильно зажмуриваетесь. При этом зажмуривать глаза не нужно, просто воссоздайте это ощущение.

У некоторых могут возникнуть сложности в том, как сделать это. Лично мне данный способ дается легко, потому что прежде чем применять его осознанно, я несколько раз, пробудившись, совершенно случайно ловила себя на этих ощущениях, после чего совершался непроизвольный выход в ОС.

Однако я понимаю, что людям, которые ни разу не чувствовали подобного, может быть не совсем понятно, каким образом воспроизвести эти ощущения. Как можно воспроизвести то, чего никогда не чувствовал? И, тем не менее, стоит попробовать. Чтобы потренироваться заранее, закройте глаза и попытайтесь создать напряжение в голове.


Обычно, если получается его вызвать в состоянии полусна, то в голове через несколько секунд возникает небольшой шум. Вы можете усилить шум намеренно. Последующие ощущения бывают различны.

Может возникнуть чувство, будто вас затягивает в воронку, начинает кружить, либо утягивает куда-то вверх. Вы можете почувствовать, будто выходите из тела через макушку или улетаете в небо.

На самом деле для неподготовленного человека эти ощущения могут быть не очень приятны, тем более, что они достаточно интенсивные, яркие. Если такое происходит первый раз и случайно, можно и испугаться. Однако, теперь вы знаете о них, а значит, подготовлены.

Что влияет на выход

У некоторых людей получается попасть в ОС с первого раза, однако есть и те, кто годами пытается проникнуть в осознанное сновидение, и безуспешно. Возникает вопрос: возможно, у одних есть что-то, чего нет у других? И влияет ли вообще что-то на выход в ОС?


По моим личным наблюдениям, на выход влияет тип человека. Тип - это не ярлык, и, я повторю, что любой человек может оказаться в осознанном сне, однако, некоторым это дается несколько легче, чем другим.

Тип — это всего лишь способ восприятия мира человеком. Психолог Карл Густав Юнг выделял так называемых интуитивных и ощущающих людей. Про типы людей я буду писать отдельную статью в разделе психология, а здесь дам лишь краткое описание этих двух типов, чтобы было понятно, о чем идет речь.

«Интуитивные» воспринимают и постигают мир через идеи, воображение, озарения, интуитивные предчувствия. У них не очень хороший контакт с телом, и они не сразу осознают свои физические потребности. Эти люди немного рассеяны, и часто создается впечатление, будто в мыслях они где-то далеко отсюда.

«Ощущающие» же твердо стоят на ногах, они обычно более крепко сложены. Про таких людей говорят: «реалисты». Они быстро реагируют на физические стимулы - запахи, цвета, температуру. Эти люди не «витают в облаках», они мыслят конкретно и умеют получать удовольствие от настоящего момента.


Интуитивным несколько проще погрузиться в осознанные сновидения, однако, это не значит, что ощущающие на это не способны. Просто им требуется чуть больше времени. Это связано с тем, что ощущающим, как людям более «земным», вообще сложнее допустить в сознание мысль о подобных вещах, и часто подсознательно у них стоит блок на саму возможность этого явления.

Зато если ощущающий уже вышел в ОС, то там он может, что называется, развернуться на полную катушку) Осознанный сон предоставит ему всю гамму мыслимых и немыслимых ощущений. Причем эти ощущения будут более четкими, яркими, чем у интуитивных.

Если же говорить о каких -то специальных условиях вхождения в данное состояние, то, я считаю, что их нет. На своем опыте я не заметила, чтобы режим питания, например, как-то влиял на выходы. Когда я начинала практику осознанных сновидений, я употребляла мясо. Сейчас я практически не ем мясо, но на количество выходов это никак не повлияло. Наверное, следует просто избегать излишеств во всем - не есть много на ночь, например.


Также на мои вхождения не повлияло ни ведение дневников снов, ни более раннее или позднее засыпание. Единственное - меня всегда «выкидывает» в ОС, когда я первый день сплю на новом месте, например, на даче или в гостях.

Кстати, сны на природе тоже провоцируют у меня выходы. В остальном же я не выявила прямой зависимости.

Заключение

Если вы заметили, что при каких-то условиях у вас вход в ОС у вас получается чаще и быстрее, поделитесь своим опытом в комментариях - думаю, что читателям блога будет интересно и полезно узнать об этом подробнее.

Я планирую еще одну , в которой расскажу о других способах выхода. Их я либо использую крайне редко, либо не использовала вовсе, но, тем не менее, дам их в ознакомительном порядке — возможно, это кому-то пригодится.


Ну что же, на этом я буду завершать свой пост. Надеюсь, он был интересен и полезен для вас. Делитесь своим опытом в комментариях, а я не прощаюсь с вами - до встречи в следующем посте!

С теплом к вам,
Натали

Существует два типа техник вхождения в осознанный сон:

1. Прямые (контролируемая регуляция состояния).
2. Непрямые (методы самопрограммирования).

1.1.Метод концентрации внимания на физическом теле.
Засыпая вечером или после пробуждения нужно максимально расслабиться, понижая внимание, которое нужно закрепить за одной мыслю: пассивное наблюдение за внутренними ощущениями тела. Обязательно расслабьте глаза: ОС мы видим не ними. Погружаясь все дальш е в переходное состояние между бодрствованием и сном, прислуш айтесь к своему телу. Наиболее эффективно срабатывает наблюдение (но не контроль!) за дыханием, сердцебиением, что часто приводит к появлению вибраций – это ощущение мерцаний энергетического тела. Если имеете проблемы с бессонницей, выдыхая представляйте (ощущайте), как воздух выходит из позвоночника. Через некоторое время должна появиться картинка сновидения, но для успеха сначала нужно пожертвовать частью сознания. Можно также добиться желаемого сновидения, визуализируя соответствующие зрительные (и не только) образы.

1.2. Положение физического тела при ОС.


Оптимальным есть положение на правом боку, руки скрещивать можно, а иногда желательно (для повыш ения осознанности). Особенно такое положение сопутствует в технике МВОС.
100% попадание в ОС: лечь на спину, подогнуть колени вверх, расположить ноги так, чтобы они не падали. Этот метод хотя и срабатывает всегда, является сложным по удержанию стабильности положения тела.


1.3.Метод минимального внимания.


Лучше всего срабатывает по пробуждению ночью или утром. Проснувшись, встаньте с постели на ~15 минут, занимаясь чем угодно. Потом следует лечь, полностью расслабиться, погружайтесь в сон. Пассивно наблюдайте за мелькающими образами. Но при этом не нужно сохранять полное сознание, ваше внимание должно быть как бы на заднем плане. Жертвуя понижением осознанности, вы повышаете вероятность вхождения в сновидение. Как только картинка сна стала четкой, повыш айте уровень осознания. Этим методом можно создавать также сновидения желаемого содержания.Непрямые методы базируются на спонтанности и осознанию во время сна.


2.1. Сила желания и ритмическое дыхание.


Наиболее элементарный метод – выработка намерения иметь ОС. Но возможность его реализации во много раз возрастает в синтезе с ритмическим дыханием.
Лечь на спину, полностью расслабивш ись. Сделать полное дыхание (вдох), считая, например, до 6, на 3 секунды задержать воздух в легких, выдыхать 6 секунд, 3 сек. не дыш ать и т.д. Научивш ись дышать таким образом (ритмически), формулируйте желание иметь ОС во время такого дыхания.


2.2. Вызов желаемых сновидений.

Каждый раз, ложась вечером в постель, формулируйте намерение иметь сон желаемого содержания. Нужно четко знать, что вы хотите сделать в этом сновидении, желательно то, чего бы не сделали в реальной жизни. Срабатывает уловка необходимости во сне сказать что-нибудь близкому или любому человеку, напр. «Это сон!».

2.3. Действия в ежедневности.

Полезный метод – проверка реальности на сон. Выберите какое-нибудь любимое вами место, где вы бываете хотя бы раз в день. Проходя мимо, созерцайте его, проверяя, не сон ли это.


2.4. Упражнение «рождение заново».


Закройте глаза. И нтенсивно прикажите себе «Я все забыл. Я ничего не знаю. Все незнакомо». Далее в течении 2-3 минут проделайте внутреннее «касание» (скольжение внимания по поверхности непроизвольно развертывающихся зрительных представлений). Затем быстро откройте глаза. Если самовнушение сработает, вы увидите знакомую обстановку как бы заново, отчуждено. Повторите это раз 5 – с каждым разом эффект будет усиливаться, вы в какой-то мере приблизитесь к тому первозданному видению, вернее первоощущению вещей, которое было у вас в младенчестве. Это и есть внимание сновидения, а кому повезет, – второе внимание.

2.5. Метод вхождения в сновидение через ОС без изображения.

Если вы осознали что спите и тонус мышц тела отсутствует, попробуйте вылететь из тела. При некоторой тренировке движения будут даваться легко. Затем представьте, что перед вами какой-то определенный предмет, и, протянув к нему энергетического тела, ощупайте его. Таким образом можно ощущать любые предметы, и, включая зрение, попадать в желаемое, созданное в воображении сновидение. Такие ОС-ы очень устойчивы и продолжительны.

2.6. Суть намерения – уверенность и амбитность.

Для меня намерение – это скорее не желание иметь ОС, а уверенность в том, что он будет. Это и есть исполнение намерения за счет самого намерения (напр. внушите себе: «Я очень хочу иметь ОС и поэтому у меня выйдет»).


Примечания:
– прямые вхождения в ОС лучше всего предпринимать не вечером, а после естественного пробуждения; или, при усталости, днем; с будильниками лучш е не экспериментировать;
– честно говоря, положение тела не имеет больш ого значения;
– при прямом вхождении в ОС вопреки ожиданиям на первых порах может появиться чувство страха, которое нужно игнорировать;
– умеренное употребление алкоголя и физические упражнения не ухудш ают успеха в практике ОС, а может даже и улучш ают;
– легкие стрессы не влияют на частоту возникновений ОС, но тяжелые уменьш ают их количество;
– наруш ение сна может и позитивно, и негативно влиять на количество ОС;
– чтобы увеличить продолжительность ОС, нужно сделать соответствующее намерение в сновидении, не предпринимать активных движений и не моргать глазами физического или энергетического тела;
– в сновидении вовремя останавливайте поток ненужных мыслей, чтобы не потерять осознанность.

Техники углубления и удержания в ОС/ВТП Попасть в ОС – это одно дело, другое дело – там остаться. И ещё уметь “углублять состояние”. Пока более полное описание такой тактики есть у М.Радуги в книге “Вне тела”. В остальных случаях эти темы почему-то практически не затрагиваются, из-за чего появляется много проблем и фантазий. Например, углубление может рассматриваться как переход с одного “астрального подплана” на другой, а то и вообще различать место, где человек находится во время ОС/ВТП.

Делитесь своими находками в этом вопросе. А пока вот список таких техник, собранный из разных источников, но, в основном, у Радуги, за что ему респект и уважуха.:) Это не значит, что он или кто-то ещё создатель техник, но освещение проблемы углубления и удержания может быть даже важнее.

1. Напоминание
Напоминать в ОС самому себе, что ты во сне. Удержание.

2. С помощью вибраций
Усилив вибрации до максимума – углубление и удержание. Усиливать во всём теле при углублении; далее, с помощью небольших новых импульсов не давать вибрациям полностью прекратиться.

3. Вращение
В ОС для углубления.

4. Концентрация на дыхании (в теле)
При начале ВТП, ещё находясь в теле, сконцентрироваться на дыхании для углубления состояния.

5. Прислушивание
Концентрируясь на звуках, тоже увеличить степень углубления.

6. Ощупывание
Углубление и удержание ощупыванием – просто щупать всё вокруг. Кровать, пол, предметы, самого себя. При ощущении выкидывания из ОС/ВТП можно даже попробовать как бы зацепиться за какой-нибудь предмет.:)

7. С помощью рассматривания.
“Ну где же ваши ручки, ручки, ручки?!” (с) :))
Углубляться благодаря попыткам увидеть более чёткую, резкую картинку. Удерживаться, рассматривая всё вокруг. Удобно использовать руки.
Исключение – не смотреть на панораму.

8. Падение и полёт
Падение вниз головой для углубления состояние. Сигануть прямо вниз, через пол. Даже если при начале ВТП ничего вокруг не видно и почти не ощущается, то вскоре, при падении, ощущения и зрение начинают появляться.
Полёт так же помогает углубиться, но в слабой степени.

9. остановка внутреннего диалога
Чтобы посторонние мысли не отвлекли, и не выбросило в реал.

10. Страхом
Для экстрималов.:)
Страх повышает реалистичность и само состояние.

11. Активные действия
Не останавливаться, а двигаться, занимать себя чем-нибудь, остановка тут же грозит возвращению в реал.

Пояснения: Углубление – это повыш ение реалистичности пространства осознанного сновидения (а так же ВТП). При этом все “фантомные” органы чувств воспринимают так же, как и реальные в реале. Чёткое зрение, тактильные ощущения, вкус, запах, слух. Пространство стабильно. Реалистичность может даже превыш ать реалистичность самого реала. Что не удивительно: ведь пространство вокруг делает сам мозг.Как видите, многие техники как раз представляют из себя работу какого-то органа чувств.Например, наш и руки несут в себе множество нервных окончаний. Само развитие руки дало разумность наш им человекообразным предкам. Поэтому при ощупывании мы увеличиваем работу мозга, что приводит к контролю и чёткости ощущений. Ощупывая фантомными руками, улучш аем тот фантомный мир.Ещё момент – какой был старт в ОС/ВТП. Ведь осознание может прийти во время обычного сновидения уже в пространстве сна. Либо, при прямом входе в ОС можно оказаться в темноте, без чётких ощущений. Если в первом случае, при уже готовой реалистичности пространства ОС, можно только подстраховывать себя удержанием, то во втором случае нужно незамедлительно применить техники углубления, чтобы не “вернуться в тело”, не проснуться.Создатель: Лондо. Ну а теперь,вооруживш ись такой информацией,вы смело можете отправится покорять мир осознанных сновидений…Успехов Вам!