ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта͵ строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии “индивид ” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ формирует его как личность, ᴛ.ᴇ. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Итак, личность должна быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человек наделœена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента͵ характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия “индивид” и “личность” не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с крайне важно стью в характеристику его личности хотя бы потому, что они бывают и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. В случае если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми”, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию. “Эндопсихика ” как подструктура личности выражает внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика ” определяется отношением человека к внешней среде. “Эндопсихиа” включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а “экзопсихика” - систему отношений человека и его опыт, ᴛ.ᴇ. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Как же следует относиться к указанной концепции двух факторов? Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не бывают механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности. Итак, признавая роль природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Возвращаясь к вопросу о понимании сущности личности, крайне важно остановиться на структуре личности, когда она воспринимается как “сверхчувственное” системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, выделяют три типа подсистем личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная подсистема : личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида. Второй аспект - интериндивидная личностная подсистема , когда сферой ее определœения и существования становится “пространство межиндивидных связей”. Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная подсистема . Здесь обращается внимание на воздействие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вольно или невольно индивид оказывает на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах “он живет в нас и после смерти” нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения.

Разумеется, что личность должна быть характеризуема только в единстве всœех трех предложенных аспектов рассмотрения: ее индивидуальности, представленности в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях.

В случае если при решении вопроса о том, почему человек становится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для того, чтобы определить, во что выльется активность, крайне важно проанализировать, чем определяется ее направленность, куда и на что эта активность ориентирована.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, принято называть направленностью личности человека . Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Интерес - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно - для индивида - интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы - важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей , выступающих в форме убеждений, - это знания об окружающем мире природы и общества, их определœенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно-научных и др.), они могут рассматриваться как мировоззрение.

Наличие убеждений, охватывающих широкий круг вопросов в области литературы, искусства, общественной жизни, производственной деятельности, свидетельствует о высоком уровне активности личности человека.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как “Я”, противостоящее “другим” и вместе с тем неразрывно с ним связанное.

Переживание наличия своего “Я” является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как “открытие “Я””. Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: “ Я сам!” Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всœем другим (“Это мое, это не твое!”).

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного “Я”. Образ “Я” - это относительно устойчивая, не всœегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на базе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ “Я” тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе. Как всякая установка, образ “Я” включает в себя три компонента.

В первую очередь, когнитивный компонент : представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент : самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В- третьих - поведенческий (волевой ): стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ “Я” - устойчивая, не всœегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на базе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Образ “Я” и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его “Я”, а множество сменяющих друг друга “Я-образов”, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. “Я-образ” - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

“Я-образ” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или “текущим Я” субъекта.

“Я-образ” - это вместе с тем и “идеальное Я” субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

Укажем еще один вариант возникновения “Я-образа” - “фантастическое Я” - то, каким субъект желал бы стать, в случае если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Конструирование своего фантастического “Я” свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого “Я-образа” важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его “фантастическим Я”. Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые бы способствовали осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности “Я-образа” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? К. Марксу принадлежит справедливая мысль: человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами и.т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и исходя из результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Слишком высокая или чересчур низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинœения и тревожности.

Для того, чтобы понимать человека, крайне важно отчетливо представлять себе действие бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику изменений этих оценок.

ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ" 2017, 2018.

Системные качества человека

1. Понятие и виды системных качеств человека;

2. Человек как биологический индивид;

3. Человек как личность;

4. Индивидуальность человека.

Представление о человеке как системе в научный оборот ввёл Ананьев. Системные качества – это качества приобретаемые человеком при включении в определённую систему и выражающие его место и роль в данной системе. В этой связи принято различать такие системные качества человек как биологический индивид (человек как существо природное), человек как социальный индивид (человек как существо социальное), человек как личность (человек как культурный субъект).

Механизмы психической регуляции последовательно развиваются в онтогенезе: младенчество и раннее детство – доминируют механизмы свойственные биологическому индивиду. Формирование индивида начинается с момента оплодотворения. Дошкольный и младший школьный возраст – период активного развития социального индивида. Начало формирования социального индивида с момента рождения. Формирование личности происходит примерно с трёх лет.

Понятие индивид обозначает принадлежность человека к определённому биологическому виду и роду. Основной формой развития человека как биологического индивида является созревание биологических структур.

Схема индивидных свойств

(по Б.Г. Ананьеву)

Индивидные свойства


Половозрастные Индивидуально-типические

Пол Возраст Первичные Вторичные

I. Нейродинамические свойства, обуславливающие силовые (энергетические) и временные параметры протекания н/процессов (возбуждения и торможения) в коре больших полушарий.

II. Психодинамические – интегрально выраженные в типе темперамента и формируются прижизненно на базе I свойств. Детерминируют силовые и временные параметры протекания психических процессов и поведения. Темперамент – это проявление нейродинамических свойств на уровне психического отражения и поведения индивида.

III. Билатеральные свойства – это характеристики локализации психофизиологических механизмов и функций в полушариях головного мозга.

IV. Функциональная ассиметрия психических функций – неравномерное размещение психических функций между различными полушариями.

V. Конституциональные свойства – это биохимические особенности обмена веществ как в теле биологического индивида в общем, так и в его н/с в частности: а) конституция, б) соматотип – возникает на базе конституции под влиянием внешних факторов.

Функции индивидных свойств: 1. выступают в качестве фактора физического и психического развития; 2. образуют психофизиологический базис для деятельности человека; 3. определяют динамические (темп реакции, скорость, ритм) и энергетические (потенциал активности) ресурсы человека.

Личность – системное, сверхчувственное, качество человека, приобретаемое им и проявляемое им в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Сверхчувственное – означает, что на сенсорноперцептивном уровне личность мы познать не можем. Личность представлена в пространстве межличностных отношений, в котором она и формируется и проявляется. Единицей анализа является поступок.

Структура личности. Социальный статус – место человека в структуре общественных отношений. Социальная роль – поведенческая развёрстка статуса. Социальная позиция – осознанное и неосознанное отношение человека к собственным ролям. Ценностные ориентации – совокупность ценностей человека. Направленность (ядро личности) – совокупность доминирующих мотивов поведения и деятельности: эгоцентрическая, деловая, межличностная. Доминирующий эмоциональный фон жизни. Соотношение поведения и воли. Уровень развития самосознания.

Можно говорить о так называемых глобальных характеристиках личности: Сила личности – способность личности влиять на других людей. Состоит из персонифицированности личности (представленности в других людях), устойчивости (принципиальности), гибкости – способность к изменениям.

Индивидуальность – это уникальность, неповторимость, непохожесть.

В широком смысле понятие индивидуальности можно отнести ко всем уровням анализа человека. Индивидуальные биологические особенности, индивидуальный набор социальных способов поведения ролей и статусов, способностей к выполнению деятельности и т.д.

В узком смысле слова данное понятие нужно применять только к личности, которая обладает неповторимым набором мотивов, ценностей, идеалов, установок, индивидуальным стилем деятельности и т.д. Индивидуальный стиль деятельности – это совокупность оптимальных для данного субъекта способов и приёмов выполнения деятельности.

Когда хотят охарактеризовать человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются.

Индивид – человек в отдельности (о животном – особь). Понятие индивида характеризует телесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Это выделенность личности из сообщества, оформленность её уникальности и неповторимости. Индивидуальность предполагает определённость собственной позиции в жизни. Если индивидуальность фиксирует выделенность из социальных отношений, то личность, напротив, фиксирует социально значимые качества человека, включённость в общественные отношения. Индивидуальность возникает при встрече человека с самим собой, личность – при встрече человека с другими людьми.

Человек, развивающийся в обществе, вступивший с помощью языка в общение с другими людьми, становится личностью. Главное в характеристике личности – ее общественная сущность. Исходя из этого, личность можно рассматриваться как субъект и объект социальных отношений.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Психологи спорят, каждый ли человек является личностью. Существует две точки зрения:

1) Каждый человек – личность, но личность может иметь социально значимый характер, а может быть асоциальной (преступник). Ребенок – еще не личность, но он станет личностью в перспективе.

2) Согласно А.Н.Леонтьеву, личность рождается дважды: в первый раз, когда трехлетний ребенок выставляет лозунг: «Я сам»; второй раз (а может и не родится!), когда возникает сознательная личность со своими убеждениями, мировоззрением (в 16 лет).

2. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности . Рассмотрим несколько вариантов структуры личности.

Структура личности по з.Фрейду включает три компонента:

· Ид (Оно) – примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности; функционирует в бессознательном, подчиняясь принципу удовольствия.

· Эго (Я) – сознание, компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений.

· СуперЭго (СверхЯ) – моральный контроль, нормы общества.

Функция Эго заключается в устранении противоречий между Ид и СуперЭго: поведение должно строится таким образом, чтобы и удовольствие было получено, и нормы общества соблюдались.

Структура личности (по А.В.Петровскому) включает следующие компоненты.

1. Интраиндивидная подсистема – системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.

Однако личность нельзя изучить вне системы ее общественных отношений и взаимосвязей.

2. Интериндивидная подсистема – личность в системе своих отношений с другими людьми (вне органического тела индивида).

3. Метаиндивидная подсистема – «вклады» личности в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности (продолжение себя в других). Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них «вкладов» называется персонализацией . Индивид уходит из жизни, но персонализированный в других людях он продолжает жить (дела, ученики, предметы материальной культуры). При разрушении целостной структуры личности это звено ее сохраняется.

Итак, в данную структуру личности входят три образующие: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях.

Структура личности по К.К. Платонову включает следующие компоненты (табл. 5)

Динамическая структура личности по К.К. Платонову

Проблема о соотношении биологического и социального является одной из наиболее сложных в современной психологии.

Биологическое – то, что дано человеку от природы (анатомическое строение тела, особенности ВНД, темперамент, задатки). Социальное – то, что характеризует личность; это прижизненное образование (мировоззрение, вкусы, характер и т.д.).

В психологии существуют теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов, биологического и социального – «эндопсихическую» и «экзопсихическую» организацию.

Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Она включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, способность к волевому усилию и т.д.

Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде и включает систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, идеалы, склонности, мировоззрение, преобладающие чувства, знания и т.д.

Эндопсихика имеет природную основу, экзопсихика определяется социальным фактором.

Как относиться к этой теории двух факторов? Человек рождается как биологическое существо. При этом индивид рождается биологически, тем более социально незрелым; созревание и развитие его организма с самого начала протекает в социальных условиях. Развитие индивида начинается не на пустом месте; он не tabula raza, человек рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые являются предпосылкой дальнейшего развития индивида («Ни один садовник не может вырастить яблоко на дубе» - В.Г.Белинский). Биологическая детерминанта действует на протяжении всей жизни индивида (т.к. развитие происходит в течение всей жизни), но в разные периоды ее роль различна. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным (мозговая патология Þ индивидуальные биологические обусловленные природные черты Þ личностными чертами становятся в обществе).

Природные органические черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.

Вопрос 21 Самосознание, «Я – концепция», образ «Я».Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности. Характеристики личности (психологическая защита личности, жизненный план, компенсаторные механизмы, внутриличностный конфликт)

1. Самосознание, «Я – концепция», образ «Я». Интерес человека к своему «Я» был издавна предметом особого внимания. Взаимодействуя и общаясь с другими людьми, человек ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для себя самого, как «Я», противостоящее «другим» и неразрывно с ними связанное.

Самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный образ «Я».

Образ «Я» включает 3 компонента:

1) познавательный (когнитивный) – знание себя;

2) эмоциональный (оценка своих качеств);

3) поведенческий (практическое отношение к себе).

Образ «Я» - динамическое образование и включает множество сменяющих друг друга в зависимости от ситуации «Я»-образов: ~ реальное «Я» ~ идеальное «Я» ~ фантастическое «Я» и т.д.

«Я-концепция» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой. «Я-концепция» выполняет 3 основные функции.

1) Способствует достижению внутренней согласованности личности. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, идеи, чувства, которые противоречат его собственным представлениям, идеям, чувствам, приводят к дегармонизации личности. Если новый опыт не вписывается в существующие представления, «Я-концепция» отвергает его, срабатывает как защитный экран («Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»).

2) Определяет интерпретацию приобретенного опыта. Проходя через фильтр «Я-концепции», информация осмысливается и получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.

3) Определяет ожидания человека о себе, т.е. то, что должно произойти («Я хороший студент, следовательно, сдам экзамен по психологии»). «Я-концепция» ориентирует поведение.

Самосознание постоянно сравнивает реальное поведение с «Я-концепцией» (рассогласованность между ними приводит к страданиям).

«Я-концепция» может быть позитивной или негативной. Позитивная «Я-концепция» означает позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности.

Негативная «Я-концепция» предполагает негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности; человек не может достичь согласования между «Я-концепцией» и поведением.

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, хотя могут быть субъективными. Даже объективные показатели (рост, возраст) могут иметь для разных людей разное значение, обусловленное структурой их «Я-концепции» (например, 40 лет – пора расцвета или старения?)

Слишком жесткая структура «Я-концепции» - это не сила характера, а источник мучительных ее рассогласований. Слишком слабая ведет к бесхарактерности, непригодности для длительных и напряженных усилий по достижению цели.

Образ «Я» - одна из самых важных для жизни социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном образе «Я», отрицательное отношение к себе всегда переживается болезненно.

2. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности. Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с реальными результатами своей деятельности;

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Самооценка всегда носит субъективный характер. Она не является постоянной, изменяясь в зависимости от обстоятельств.

Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде (Школьник считает себя хорошим учеником, но убеждается позже, что хорошая успеваемость счастья в жизни не приносит Þ самооценка падает).

Самооценка может быть адекватной, завышенной (в этом случае для человека характерны высокомерие, подозрительность, агрессия); заниженной (неуверенность, безразличие, самообвинение, тревожность).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень притязаний личности устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур сложными заданиями так, чтобы сохранить самооценку на должной высоте.

Обычно при неудачах уровень притязаний и самооценка снижается. Однако может быть так, что, несмотря на неудачи, этого не происходит и человек не прилагает никаких усилий, чтобы добиться успеха, поднять свои возможности до уровня притязаний. Причины этого:

1) некоторые способности ребенка, достаточные для успеха в какой-либо области, но не достаточные для больших достижений;

2) переоценка, долгий опыт незаслуженной похвалы, сознание своей исключительности;

3) очень сильная потребность в самоутверждении.

Возникает чувство обиды и уверенность в несправедливости окружающих, враждебное и подозрительное отношение ко всем, агрессивность. Данное состояние называется аффект неадекватности .

Аффект неадекватности возникает ради сохранения собственного отношения к себе ценой нарушения адекватных отношений с окружающей действительностью. Выполняет защитную функцию: удовлетворяет потребность в высокой самооценке, однако является серьезным препятствием в формировании личности.

Профилактика аффекта неадекватности:

1) формирование адекватной самооценки;

2) формирование глубоких и устойчивых интересов.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Определенный компонент образа «Я» – самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует.

Самоуважение = успех/притязания

Для сохранения самоуважения нужно:

Добиться успеха (это трудно) или

Снизить уровень притязаний.

3. Характеристики личности (психологическая защита личности, жизненный план, компенсаторные механизмы, внутриличностный конфликт).

Механизмы психологической защиты начинают свое действие, когда достижение цели нормальным способом невозможно (или человек так считает).

Основные виды психологической защиты.

1. Вытеснение – способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Ущемленное самолюбие, задетая гордость и обида могут порождать провозглашение ложных мотивов своих поступков, чтобы скрыть их не только от других, но и от себя. Истинные мотивы замещаются другими, не вызывающими стыда и угрызений совести и приемлемыми с точки зрения социального окружения. Человек может «честно» забыть о некрасивом поступке, вытеснить из памяти нежелательную информацию. Быстрее всего забывается человеком не то плохое, что ему сделали люди, а то плохое, что они причинил себе и другим. С вытеснением связана неблагодарность, с огромной силой вытесняются зависть и компоненты комплексов собственной неполноценности.

2. Реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное.

3. Регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления.

4. Проекция – бессознательный перенос на другое лицо, приписывание чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Когда человек по отношению к кому-то был агрессивен, он нередко понижает привлекательные качества пострадавшего. Скупой не считает себя таким, а приписывает это качество другим людям.

5. Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, и недоступных, но желательных для себя. Мальчик бессознательно старается походить на отца и тем заслужить его любовь. В широком смысле идентификация – это неосознаваемое следование идеалам, образцам, чтобы преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

6. Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Не получив страстно желаемого, человек убеждает себя, что «не очень-то и хотелось». Человек, совершивший беспринципный поступок, ссылается на «общее мнение».

7. Изоляция, или отчуждение – обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. Неприятные эмоции блокируются сознанием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя реальность их осознается.

8). Сублимация – процесс трансформации сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности (творчество, социальные контакты).

Воздействие психологической защиты сохраняет внутренний комфорт человека, создавая почву для самооправдания. Человек, осознающий свои недостатки, становится на путь их преодоления, может изменить свои поступки. Если же информация о несоответствии желательного поведения и реальных поступков в сознание не допускаются, то включается механизм психологической защиты и конфликт не преодолевается, т.е. человек не может стать на путь самосовершенствования.

Ф.Ницше писал о психологической защите: «Человек хорошо защищен от самого себя, от разведок и осады со стороны себя: он обыкновенно может распознать только свои внешние укрепления. Сама крепость ему не доступна и даже невидима – разве только друзья и враги играют роль предателей и тайными путями ведут его самого в нее».

Жизненный план как характеристика личности возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, соподчинения её мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций. Одновременно происходит конкретизация и дифференциация целей Жизненный план – это явление одновременно социального и этического порядка.

Следующей характеристикой личности являются компенсаторные механизмы . Согласно учению А. Адлера индивид из-за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Дети испытывают чувство неполноценности вследствие их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности (или «комплекс неполноценности») может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка к росту, развитию, к совершенствованию и к превосходству.

Согласно Адлеру, определённые ситуации детства могут породить изоляцию и психологические проблемы: 1) органическая неполноценность, частые болезни; 2) избалованность, когда ребенку не хватает уверенности, поскольку другие всегда все делали за него; 3) отверженность - ситуация семейного воспитания, когда ребенок не чувствует любви, кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества (такие дети чаще всего становятся холодными и жестокими). Чтобы помочь человеку компенсировать явный или замаскированный комплекс неполноценности, важно: 1) понять специфический стиль жизни человека (для этого Адлер просил человека рассказать самые ранние воспоминания или события его детства); 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить социальный интерес.

Ещё одна характеристика личности – внутриличностный конфликт –как правило, порождается противоположно направленными стремлениями человека (например, желание немедленно удовлетворить свои физиологические потребности и желание достойно выглядеть в глазах других людей). Часто внутриличностный конфликт вызывается необходимостью совершить выбор. К. Левин предложил следующую классификацию внутриличностных конфликтов: 1) личность должна осуществить выбор из двух положительных для нее вариантов; 2) личность находится между положительным и отрицательным вариантом; 3) выбор «из двух зол».

Вопрос 22 . Мотивационно – потребностная сфера личности. Направленность. Личностные диспозиции: потребности, цели, установки. Ценностные ориентации личности.

1. Мотивационно – потребностная сфера личности. Направленность. В поведении человека выделяют две функционально взаимосвязаннные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации от начала и до конца. Регуляцию поведения обеспечивают психические процессы, явления и состояния: мышление, внимание, способности, темперамент, характер, воля, эмоции и др. Стимуляция (побуждение) поведения связаны с понятием мотива и мотивации.

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность (поиск ответов на вопросы: зачем? почему? ради чего?).

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами (т.е. психологическими свойствами человека или внешними условиями и обстоятельствами его деятельности). В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.д.; во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Психологические факторы называются личностными диспозициями (диспозиционная мотивация), внешние стимулы определяют ситуационную мотивацию.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций приводит к изменению восприятия субъектом данной ситуации. Практически любое действие человека детерминировано ситуационно и диспозиционно. Актуальное поведение человека – это результат взаимодействия его диспозиций на ситуацию, а не просто ответ на внешние стимулы. Субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом является наблюдаемое поведение (например, человек по-разному отвечает на одни и те же вопросы в различных ситцациях). Мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений путем взвешивания поведенческих альтернатив, который во многом зависит от направленности личности.

Направленность можно определить как устойчивую устремлённость, ориентированность мыслей, чувств, желаний, поступокв человека, которая является следствием доминирования определённых (главных, ведущих) мотиваций. Можно сказать, что напраленность – это ситема потребностей, интересов, убеждений, ценностных ориентаций человека, придающие его жизни осмысленность и направленность. Это высший уровень личности, который в наибольшей мере социально обусловлен, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую включён человек.

2. Личностные диспозиции: потребности, цели, установки. Ценностные ориентации личности. Одной из важнейших диспозиций мотивационной сферы является мотив. Под мотивом понимается: 1) материальный или идеальный предмет, который направляет на себя деятельность или поступок с целью удовлетворения определённых потребностей субъекта; 2) психический образ данного предмета. Мотивы могут быть устойчивыми и ситуативными, осознавемыми и неосознаваемыми. Одно и то же поведение может направляться разными мотивами. Ведущую роль играют осознание, устойчивые мотивы.

Вся совокупность мотивов личности, которая формируется в течение ее жизни, называется мотивационной сферой личности. Мотивационная сфера человека характеризуется: широтой (разнообразием мотивов); гибкостью (для усвоения мотивационного побуждения более низкого уровня могут быть использованы более разнообразных побудителей более низкого уровня, т.е. для удовлетворения одного и того же мотива человек может использовать разнообразные средства); иерархичностью (характеристика строения мотивационной сферы).

Чтобы понять мотивационную сферу человека и ее развитие, необходимо рассматривать отношения личности с другими людьми. На формирование мотивационной сферы влияет жизнь общества: идеология, политика, этика, общественные институты.

В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и образуют как бы стержень этой сферы (в них проявляется направленность личности).

Перечислим важнейшие мотивы деятельности и поведения:

а) влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности;

б) желание – осознаннная потребность и стремление к чему-то осознанно;

в) стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

г) интерес – познавательная форма направленности на предметы;

д) при включении в интерес волевого компонента он становится склолнностью;

е) идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

ж) мировоззрение – система философских, этических, эстетических и других взглядов на окружающий мир;

з) убеждение – система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, идеалами, мировоззрением.

Мотив направляет деятельность на удовлетворение определенной потребности. Потребность является наиболее важной из всех возможных диспозиций.

Потребность – состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности). Потребность активизирует поиск того, что требуется, и поддерживает активность организма до тех пор, пока состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Потребности человека взаимосвязаны между собой и с другими побуждениями. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности (голодный студент). Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительная характеристика – предметное содержание потребности, т.е. какие объекты материальной и духовной культуры могут способствовать ее удовлетворению. Характерная черта человеческих потребностей – их ненасыщаемость. Будучи удовлетворенной, потребность возникает вновь и вновь, заставляя человека создавать все новые предметы материальной и духовной культуры. В развитии личности особую роль играют духовные потребности. Каждого человека характеризуют неповторимое сочетание потребностей. Осознанная потребность становится мотивом поведения.

Потребности есть у всех живых существ, но наиболее разнообразны они у человека. А. Маслоу разработал иерархию потребностей, представив их в виде “пирамиды” (табл.6)

“Пирамида” потребностей А.Маслоу.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека.

· Мотивы имеют иерархическую структуру.

· Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию.

· Пока не уловлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными.

· С повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Самоактуализация не является конечным сосотянием совершенства человека. У каждого человека всегда есть теланты для дальнейшего развития. Человека, достигшего пятого уровня, Маслоу назвал “психологически здоровой личностью”.

Второй по мотивационному значению (после потребности) является понятие цели. Цель – непосредственно познаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Она является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти, с ней связан разворачивающийся в данный момент мыслительный процесс и большая часть эмоциональных переживаний.

В структуре направленности важное место занимают ценностные ориентации – личностные образования, характеризующие отношение к целям жизнедеятельности, а также к средствам достижения этих целей. Ценностные ориентации выражают предпочтения личности в отношении тех или иных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, познание, творчество и т.д.). Характер целей и ценностных ориентаций определяет характер жизнедеятельности человека в целом.

Вопрос 23 . Понятие общения. Виды и средства общения. Структура общения. Общение как коммуникативный процесс. Интерактивная и перцептивная стороны общения.

1. Понятие общения. Виды и средства общения. Структура общения Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и восприятие и понимание другого человека.

Таким образом в общении можно выделить три стороны:

· коммуникация (обмен информацией),

· интеракция (организация взаимодействия),

· социальная перцепция (восприятие и познание друг друга партнерами).

В общении выделяют содержание, цель и средства.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации (через органы чувств, тактильный контакт, знаковые контакты).

Виды общения:

Непосредственное (с помощью естественных органов человека);

Опосредованное (с помощью специальных средств и орудий);

Косвенное (через посредников);

Межперсональное;

Ролевое (участники- носители определенных ролей);

Вербальное;

Невербальное.

2. Общение как коммуникативный процесс. Когда говорят о коммуникации в узком смысле этого слова, то подразумевают, что люди общаются в ходе совместной деятельности своими представлениями, идеями, настроениями, чувствами, установками. Однако человеческая коммуникация не сводится только к передаче информации: информация в условиях человеческого общения не только передается, но и формируется , уточняется , развивается .

Во-первых, общение нельзя понимать лишь как отправление информации какой-то передающей системе и ее прием другой системой, так как в отличии от простого движения информации мы имеем дело с отношением двух активных индивидов, и взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Направляя информацию другому участнику, необходимо ориентироваться на него, то есть анализировать его мотивы, цели, установки, обращаться к нему. Схематически: S=S (коммуникация- интерсубъектный процесс). Нужно также предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другог партнера.

В коммуникационном процессе происходит не просто движение информации, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации: ведь люди не просто обмениваются знаниями, но и стремятся выработать общий смысл. Это возможно лишь тогда, если информация не просто принята, но и понята, осмыслена, не просто информация, а совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникационном процессе представлены в единстве общение, деятельность и познание.

Во-вторых, обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор ), и человек, принимающий ее (рецепиент ) обладают единой или сходной системой кодификации (все должны говорить на одном языке). Даже значение одних и тех же слов люди не всегда понимают одинаково. Обмен информацией возможен лишь тогда, когда знаки и, главное, закрепленные за ними значения, известны всем участникам коммуникационного процесса (тогда они смогут понять друг друга).

Тезаурус – общая система значений, понимаемых всеми членами группы. Причиной неодинакового понимания одних и тех же слов могут быть социальные, политические, возрастные особенности людей. «Мысль никогда не равна прямому значению слов» (Л.С. Выготский). Если задуманное человеком к высказыванию принять за 100%, то в словесные формы (предложения) облекается лишь 90%, а высказывается только 80%. Выслушивается из задуманного 70%, понимается всего 60%, а в памяти остается- 10-24%.

Общающимся необходимо также одинаковое понимание ситуации общения (это возможно лишь в случае включения коммуникации в некую общую систему деятельности). Например, муж, встречаемый у двери словами жены: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничеваться их буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить лампочку.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры:

I. Барьеры понимания:

2) семантические (вызваны различием в смыслах значений участников общения)

3) стилистический (несоответствие стилей общения)

4) логический (логика коммуникатора либо сложна, либо неверна, либо противоречит присущей рецепиенту манере доказательства)

II. Барьеры социально-культурных различий.

III. Барьер отношения (неприязнь, недоверие к коммуникатору распространяется на передаваемую им информацию).

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи теряется всего лишь стиль сообщения.

Речь выполняет две функции:

1) коммуникативную (средство общения),

2) сигнификативную (форма существования мысли).

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует свой замысел при помощи слов, а рецепиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Раскрытие смысла сообщения немыслимо вне ситуации совместной деятельности. Точность понимания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда рецепиент сам превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать, как он раскрыл смысл принятой информации. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее двухсторонний характер.

Как повысить эффект речевого воздействия?

Совокупность специальных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия называется «убеждающей коммуникацией».

Приведём в качестве примера некоторые приёмы убеждающей коммуникации. Оратор должен обладать умением включать внимание слушающего, если тот оказывает сопротивление принятию информации, чем-то привлечь его, подтвердить свой авторитет, совершенствовать манеру подачи материала. Важным фактором влияния на аудиторию является взаимодействие информации и установок аудитории.

Возможны 3 позиции коммуникатора:

Открытая– коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, приводит факты в ее подтверждение


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Природное и социальное

Человек - это, с одной стороны, биологическое существо, а с другой - существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественноисторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

Индивид (от лат. “неделимое”) - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, носитель индивидуально своеобразных черт (задатков, влечений и т. д.). Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, активность.

Личность - это тот же человек, но рассматриваемый как общественное существо. Личность - это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Характеристика человека со стороны его социально значимых отличий от других людей определяется индивидуальностью, т. е. своеобразием психики и личности индивида, ее неповторимостью. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств интеллекта, потребностей и способностей индивида.

П Психологические характеристики личности и ее структура

Отмечаются три важнейшие психологические характеристики личности: устойчивость свойств личности, единство личности, активность личности. Личность - очень сложное целое, но в ней условно можно выделить три основных блока. Это направленность личности (система ее отношений к окружающему миру - мотивы, потребности, чувства, интересы); возможности личности (способности); психологические особенности поведения личности (темперамент, характер). Структура личности схематически показана на рис. 2.

Рис. 2. Структура личности

В структуре личности различают также три составляющие: 1)

внутрииндивидную (интраиндивидную) - представлена в строении темперамента, характера, способностей человека; 2)

интериндивидную - представлена совокупностью предметных взаимоотношений индивидов; 3)

метаиндивидную (надиндивидную) - представлена “вкладами” в других людей, которые индивид вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности (этот процесс назван “персонализация”).

П Направленность личности

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. Направленность определяет цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Мотивы, или побудительные причины поведения, являются, по сути, конкретными проявлениями потребностей. Потребности осознаются и переживаются человеком как нужда в чем-либо, неудовлетворенность чем-то. При этом выделяют потребности естественные (в пище, отдыхе, сне, продолжении рода и др.) и духовные (в общении, знании, искусстве и др.).

Познавательная потребность человека проявляется в интересах, которые представляют собой его познавательную направленность на что-либо, связанную с положительным эмоциональным отношением к нему. Интересы характеризуют по их содержанию (интерес к технике, музыке и т. д.), широте (широкие и узкие, глубокие и поверхностные), устойчивости и действенности (пассивные и активные).

Существенным мотивом поведения являются также убеждения - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В целом, направленность личности можно представить как систему ее отношений к себе самой как личности (направленность на себя); к другим людям и взаимодействию с ними (направленность на взаимодействие); к результатам и продуктам труда (деловая направленность).

П Установка личности

Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Однако немаловажную область мотивации человеческих действий образуют и неосознаваемые побуждения, представляющие собой определенную установку личности.

Установка личности - это неосознаваемое человеком состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Предвзятостъ, составляющая сущность многих установок, является результатом либо недостаточно обоснованных выводов из личного опыта человека, либо некритического усвоения стереотипов мышления - стандартизованных суждений, принятых в определенной общественной группе. Установки по отношению к фактам общественной жизни могут быть позитивными или негативными (например, у националистов, расистов).

В структуре установки выделяют три составляющие подструктуры: когнитивную (от лат. “познание”) - есть образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную - это комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую - готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки.

П Образ “Я”

Открытие “Я” - переживание наличия своего “Я” - является результатом длительного процесса формирования личности, который начинается в младенческом возрасте. Образ “Я” - это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ “Я” выступает как установка к себе самому, и в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом.

Как всякая установка образ “Я” включает все три компонента: когнитивный (представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.); эмоционалъно-оценочный (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. д.); поведенческий, или волевой (стремление быть понятым, завоевать уважение, повысить свой статус, скрыть свои недостатки и др.) “Я-образ” может переживаться как “Я-реальное” (т. е. сиюминутное), “Я-идеальное” (как ориентир в самосовершенствовании) и “Я-фантастическое” (уход от реальности).

П Самооценка личности

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Три главных показателя - самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы - входят в структуру личности и, хочет человек того или нет, он вынужден объективно считаться с этими субъективными индикаторами своего социального самочувствия. При этом значительное повышение самооценки личности сопряжено с уменьшением показателя ожидаемой оценки. Кроме того, повышение оценки, которую дает личность окружающим, ведет к повышению реальной оценки со стороны других. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности.

П Уровень притязаний

Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа “Я”), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Исследование уровня притязаний личности позволяет лучше понять мотивацию поведения человека. Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений, что наглядно представлено в следующей формуле*:

Самоуважение =-- .

Притязания

П Психологическая защита личности

Психологическая защита личности представляет собой особую регулятивную систему, используемую личностью для устранения психологического дискомфорта, угрожающего “Я - образу”, и сохранения его на уровне, желательном и возможном для данных конкретных обстоятельств.

Формула предложена американским психологом У. Джемсом.

Механизмами психологической защиты являются агрессия, замещение деятельности, рационализация и вытеснение (“спрятать голову в песок” и т. д.).

П Движущие силы формирования и развития личности

Ведущую роль в процессах формирования и развития личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и обществе в целом. При этом формирование личности как ее развитие, процесс и результат этого развития иллюстрирует психологический подход, а формирование личности как ее целенаправленное воспитание - педагогический.

В истории психологии существовало три основных направления в решении вопроса о движущих силах, источнике развития и становления личности: биогенетическая концепция (развитие личности определяется биологическими факторами, преимущественно наследственностью); социогенетическая концепция (развитие личности - результат прямых воздействий окружающей социальной среды, ее “слепок”); теория конвергенции (механическое взаимодействие двух факторов - среды и наследственности). Однако все они имели определенные недостатки.

С точки зрения современной психологии, движущие силы развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения. Поэтому развитие, отбор и воспитание потребностей, приведение их в соответствие с общественными идеалами являются одной из центральных задач формирования личности.

П Социализация личности

Социализация личности - это процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения им социальных влияний, приобщения его к системе социальных связей. Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны - процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности. Первая сторона - это характеристика того, как среда воздействует на человека, вторая характеризует процесс воздействия человека на социальную среду посредством своей деятельности.

Процесс социализации, таким образом, есть процесс формирования, становления и развития личности. Выделяют три среды социализации личности: деятельность, общение и познание. Процесс социализации имеет свои стадии. Дотрудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности и включает два этапа: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу) и стадию обучения. Трудовая стадия охватывает весь период трудовой деятельности, после- трудовая - пенсионный период. Институтами социализации являются семья, дошкольные и школьные учреждения, трудовой коллектив, а также конкретные группы, в которых личность приобщается к существующим системам норм и ценностей. Под психологическими эффектами социализации понимаются психологические явления, свидетельствующие о мере и глубине социализации: образование социальных установок, мотивация деятельности, формирование характера и т. д.

П Личность и деятельность

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. Во всякой деятельности можно выделить такие компоненты (этапы): постановку цели, планирование работы, выполнение работы, проверку результатов, подведение итогов, оценку работы.

К видам деятельности относятся трудовая (имеет результатом создание общественно полезного продукта), творческая (дает новый оригинальный продукт высокой общественной ценности), учебная (направлена на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для образования и последующей трудовой деятельности) и игровая (средство познания окружающего мира посредством сюжетных и ролевых игр).

Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности. Умения приобретаются на практике путем упражнений. Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате многократных упражнений. Различают навыки двигательные (моторные) и интеллектуальные (в области умственной работы - например, навыки правописания). Физиологической основой навыка является динамический стереотип, сформировавшийся в мозгу человека.

Привычкой называют потребность человека совершать определенные действия. Привычка - это навык, ставший потребностью. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка - побуждение производить эти действия. Различают привычки бытовые (например, гигиенические) и нравственные (например, вежливость).

В деятельности выражается личность человека, и одновременно деятельность формирует его личность. Формирование деятельности у человека происходит в следующем порядке: импульсивное поведение (на первом году жизни - исследовательское), с годами - практическое, затем - коммуникативное и, наконец, - речевое.

П Общение

Общение и деятельность образуют неразрывное единство. Средством общения является язык - система словесных знаков, посредством которой существует, усваивается и передается общественно-исторический опыт. Общение выступает как обмен информацией (речь - вербальная коммуникация; мимика, жесты, паузы и т. п. - невербальная), как межличностное взаимодействие (совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности), как понимание людьми друг друга (восприятие и оценка человека человеком).

П Социальный контроль

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм - принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Социальный контроль осуществляется в соответствии с широким репертуаром социальных ролей.

Под социальной ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию. Взаимодействие людей, исполняющих различные социальные роли, регулируется ролевыми ожиданиями, они могут также вызывать ролевые конфликты.

Конфликты

Способность и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидания того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть, называется тактом. Бестактность - это деструкция ожиданий в процессе общения.

Межличностный конфликт представляет собой антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей. В качестве причин конфликтов могут выступать два вида детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Причиной конфликтов являются также смысловые барьеры в общении - это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.

П Эффекты межличностного восприятия

В межличностном восприятии выделяется действие трех важнейших механизмов: -

идентификация - это способ понимания другого человека через осознание или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта (“поставить себя на его место”); -

рефлексия - осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению. В общении идентификация и рефлексия выступают в единстве. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения имеет название “каузальная атрибуция” (от лат. “причина” и “придаю”), или “причинная интерпретация”; -

стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т. е. отвечающим социальным стереотипам (штампам). Существенным основанием для формирования предвзятости и субъективизма является предварительная информация, которая порождает эффект ореола (сущность его в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъект к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии).

Основные понятия

Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых возникают и воплощаются в объекте психический образ и реализуются опосредствованные им отношения субъекта в предметной действительности.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Задания для самостоятельной работы

Аннотирование или конспектирование литературы 1.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 339 с. 2.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Под ред. М. С. Мацковского. - М., 1988. - 400 с. 3.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, 1960. 4.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М., 1977. - 230 с.

Темы рефератов и докладов 1.

Предмет и задачи психологии. 2.

Мозг и психика человека. 3.

Основные методы современной психологии. 4.

Общая психология и отрасли психологической науки. 5.

Человек как субъект познания, общения и деятельности. 6.

Индивид. Личность. Индивидуальность: Основные направления социализации человека. 7.

Структура личности и ее основные психологические характеристики.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. 2.

Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975. 3.

Бекешкина И. Э. Структура личности: методологический анализ. - К., 1986. 4.

Бодалев А. А. Психология личности. - М., 1988. 5.

Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1983. 6.

Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М., 1991. 7.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990. 8.

Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., 1989. 9.

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988. 10.

Коган А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1988. 11.

Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М., 1991. 12.

Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. - К., 1990. 13.

Теплов В. М. Избранные труды. - М., 1985. - Т. 1. 15.

Узнадзе Д. Н. Об основном законе смены установки // Психология. - 1930. - Т. 3. - Вып. 3. 16.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. - СПб., 1895. - Т. 1. 17.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. - М., 1986. - Т. 1.

Наиболее общим в психологии является понятие человек - некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д.

Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.

Индивид - отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии подобное название.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека.

Личность в психологии - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Сенситивные периоды - наиболее благоприятные для развития тех или иных функций.

Леонтьев А.Н.: 1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей.

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность – одна из сторон личности.

Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).

Критерии определения личности:

1. Человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития.

2. Способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого.

3. Способность сознательно управлять собственным поведением.

4. Способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет.

5. Способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами.

6. Способность к самосовершенствованию.

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и поэтому характеризуется пятью потенциалами:

1. Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность.

2. Аксиологический (ценностный) потенциал определяется приобретенной личностью в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

3. Творческий потенциал определяется полученными личностью и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

4. Коммуникативные потенциал определяется мерой и формами общительности личности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми.

5. Художественный потенциал определяется уровнем, содержанием, интенсивностью художественных потребностей личности и тем, как она их удовлетворяет.