На прошлой неделе на страницах сайт было опубликовано интервью с мастером кунг-фу, последователем стиля Цзыжань-мэнь - Владимиром Шустровым. Сегодня вниманию читателей предлагается интервью с лучшим учеником Владимира Петровича - нашим собеседником стал Иннокентий Кесарев, известный многим фанатам боевых искусств своими выступлениями на межстелевых "Открытых коврах".

Иннокентий Кесарев и Владимир Шустров

Karate . ru : Как начался ваш путь в боевых искусствах?

Иннокентий Кесарев: Когда я пошел в первый класс, в первый же день, на первой же перемене мы сцепились с одноклассником - свалились на пол и начали возиться. Он схватил меня за шею и начал сжимать, а я не знал, как выбраться. После этого случая я пошел на самбо. А после, через несколько лет, в той же школе другой парень ударил меня кулаком в лицо, разбил губу, и я был крайне удивлен тем фактом, что можно бить, а не только бороться.

Потом был фильм "Пираты XX века" - там уже были и удары ногами. А после появились видеосалоны, в которых показывали китайские боевики. И я ни одного не пропускал! Именно тогда и зародилась идея научиться драться так, чтобы было не важно, каким стилем занимаются оппоненты, какого они размера и сколько их. Я поверил в то, что именно кунг-фу может дать все эти навыки. Это было единственное четкое сформировавшееся желание: я не хотел быть ни космонавтом, ни врачом, но жаждал научиться драться!

Karate . ru : С какими трудностями вы столкнулись на пути к заветной цели?

Иннокентий Кесарев: Возможно, это избитое выражение, но в моем случае это на 100% верно. В первую очередь мне надо было победить самого себя, потому как, прежде чем научиться справляться с другими людьми, пришлось научиться справляться с адреналином, эмоциями, зависимостью от мнения окружающих, со страхом и неуверенностью. Но и это не главное.


Karate . ru : А что важнее?

Иннокентий Кесарев: Мне скоро 42 года. Я занимаюсь кунг-фу 18 лет (большую часть этого времени - каждый день, а последние 10 лет - по 2-3 раза в день). Раз в неделю, после основной тренировки, мы проводим по 6-9 пятиминутных поединков. И мне хватает сил и здоровья делать все это, и, глядя на тех, кто моложе меня на 10-15 лет, я понимаю, что не зря все это делаю. Сохранить способность продолжать делать то, что нравится, и при этом продолжать прогрессировать (делать все еще быстрее, сильнее, техничнее, сложнее, красивее) - вот что важно!

Karate . ru : 18 лет занятий - неужели все было гладко, без разочарований?

Иннокентий Кесарев: Разочарований было много. Не получается, не поднимаются ноги на удары, получается на тренировке, не выходит в поединке, тяжело, все болит, травмы. Оказывается, надо заниматься еще с большим усердием именно тогда, когда не получается, когда хочется все бросить, уехать в горы кататься на сноуборде, потом на море - кататься на доске и ничего больше не делать.


Karate . ru : И как вы преодолевали себя?

Иннокентий Кесарев: Даже не знаю, просто продолжал тренироваться. Злился, думал, «какого хрена я все время в зале, еще и дома занимаюсь». Много раз ловил себя на мысли «сегодня не буду» - и даже соглашался с собой, но все равно продолжал тянуться, поднимать гантели, делать форму и ехал в зал на тренировку.

Karate . ru : Говорят, вы очень успешно участвуете в межстилевых поединках… Как вы думаете, чем обусловлен ваш успех?

Иннокентий Кесарев: Вообще, я ни на одном открытом ковре не выбирал себе соперника. После нескольких первых встреч организаторы мероприятий увидели мой уровень и начали сами подбирать мне соперников. Очень часто против меня выходили люди, которые были тяжелее меня на 10-20 кг - и это были весьма сильные и опытные соперники. Я никогда не отказывался. А о том, успешно ли я проводил эти поединки, можно судить по многочисленным видеозаписям.

Karate . ru : Расскажите о своих наставниках и их роли в вашем развитии.

Иннокентий Кесарев: Наставник у меня один - Владимир Шустров. Он научил меня всему, что я знаю, и все еще продолжает учить. Это человек, которого я видел чаще, чем всех в моей жизни. Безусловно, он оказал огромное влияние на то, кто я есть сейчас.

Karate . ru : Ваши планы и цели в кунг-фу?

Иннокентий Кесарев: Планы и цели?! Все просто: продолжать заниматься и тренировать свою группу. Кунг-фу позволяет делать это всю жизнь. Главное слово - "делать"!

Karate . ru : Приходилось ли применять свои навыки вне тренировок?

Иннокентий Кесарев: Приходилось. Я много дрался на улице. Мой подростковый возраст пришелся на конец 80-х, 90-е. В школе, на улице, при "походе" в соседний район. Начал заниматься в 99-ом. Тогда еще люди довольно часто дрались на улицах. Хотя я очень спокойный человек и никогда не выступал инициатором поединков. А вообще, настоящее кунг-фу, не киношное и не цирковое, - это самое эффективное и применимое боевое искусство (именно в условиях уличной драки, без правил, без весовых категорий и ограничений).

Karate . ru : Вы затронули интересную тему - применение боевого искусства в условиях «без правил». Сейчас очень популярны поединки по правилам ММА. Применимо и актуально ли кунг-фу в смешанных единоборствах?

Иннокентий Кесарев: Правила, по которым проходят поединки на открытых коврах, очень похожи на правила в ММА. Скорее, это даже не правила, а ряд ограничений с целью не допустить серьезных повреждений и травм, так как большинство участвующих - не профессионалы, мы не зарабатываем поединками деньги, а делаем это для собственного опыта и удовольствия.


Karate . ru : Также вы упоминали «киношное» и «цирковое» кунг-фу. Чем эти явления отличаются от настоящего кунг-фу?

Иннокентий Кесарев: Мифы и реальность крайне далеки друг от друга. Научиться за 3 года, как в кино, невозможно. Летать никто не умеет. Тайных смертельных точек нет (но есть места, при точном сильном попадании в которые может наступить смерть вне зависимости от того, какой техникой занимался бьющий). Кунг-фу - это много тяжелых физических тренировок, растяжка, наработка ударов, блоков, отработка парной техники, набивка всего тела и, обязательно, спарринги. А как иначе понять, действительно ли ты можешь драться? Межстилевые поединки нужны именно для этого - понять, подходит ли техника кунг-фу для поединка с людьми, занимающимися разными стилями.

Karate . ru : Какую оценку вы можете датьсостоянию кунг-фу в России?

Иннокентий Кесарев: О состоянии кунг-фу в России могу сказать только то, что из множества клубов, у которых в названии есть "кунг-фу" (кроме Винь-Чунь), ни один ни разу не приехал на открытые ковры, в которых участвовали бойцы ММА, тайского бокса, самбо, каратэ, дзюдо... Выводы делайте сами.

Благодарим Иннокентия за беседу и желаем ему всегда быть верным избранному пути!

ВСТУПЛЕНИЕ

Много тайн и загадок во всех боевых искусствах, но в кунг-фу, их в десятки раз больше.Одно из древнейших боевых искусств, которое несомненно возникло на заре цивилизаций...

Для начала, перед тем как вы будите читать дальнейшие записи, хотелось бы немного поговорить о понятии слова КУНГ-ФУ. Китайский иероглиф обозначает это как человек - художник, человек - заказчик и исполнитель своего я. Человек, который не придерживается определенных рамок ведения поединка, а работает спонтанно судя по обстановке, которая складывается во время боя. Так что понятие КУНГ-ФУ очень растяжимо. Китаец, глядя на красивую картину, может сказать - «какое хорошее КУНГ-ФУ», и хорошее стихотворение тоже может вызвать это же слово.Значит можно сказать, что КУНГ-ФУ - это не только умение драться и все крушить, а это образ жизни. КУНГ- ФУ можно постигать всю свою жизнь, открывая в себе свой внутренний мир. И когда ты на правильном пути, то в тебе открываются все новые таланты и возможности, ты начинаешь сочинять стихи, музыку, писать картины. Ведь все великие мастера боевых искусств занимались не только боями, а еще имели высокое эстетическое развитие. Так что правильное занятие боевыми искусствами ведет тебя не к жестокости и убийству, то есть вниз, а все выше и выше к вершине мастерства ГУН-ФУ, и ты постигнешь многие секреты не только боя, но и жизни. И нельзя сбрасывать со счета свое здоровье, вы всегда будете находиться в отличной форме, забудете о болезнях и плохом настроении, ведь эти занятия дают бодрость, здоровье и силу на многие годы.

Так что начинайте заниматься КУНГ-ФУ, ведь это никогда не поздно, но конечно это нужно делать в более юном возрасте, чтобы успеть достичь вершин, ведь жизнь очень мала. И не настраивайтесь, что вам не достигнуть вершины, ведь это дано не многим, но важней здоровья и отличного самочувствия ничего нет.

В этих записях я собрал на мой взгляд самое необходимое для начала занятий КУНГ-ФУ из многих древних трактатов и из хорошей литературы о боевых искусствах востока. Не случайно здесь много философии, ведь без нее невозможно постичь истину.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Не пить вино, не есть мясо, подавлять половые влечения, не отвлекаться на посторонние предметы, почитать наставника и старших учеников. Не допускать в отношениях с ними обмана, не хвастаться своими знаниями и не демонстрировать, не применять свое искусство только для самообороны, всячески уклоняться от схватки, не обучать людей недостойных. Тактика челнока - Бей подобно молнии, исчезай как ветер. Цзяо утвердил в кунг - фу подход к тактике боевого поединка как к способу малым победить великое. Цзяо Юань соединил технику школ Тигра, Дракона, Змеи, Леопарда, Журавля. На основе заповедей Цзяо Юаня выработалось понятие ПЯТЬ КАЧЕСТВ ВОИНА.
ПЯТЬ КАЧЕСТВ ВОИНА
НЕЖНОСТЬ - способность чувствовать противника, предвидеть его поведение, чтобы выработать оптимальную схему своих действий.
ПРЯМОТА - последовательное и неуклонное выполнение выбранной схемы действий, необходимых для победы, без оглядки на возможное собственное поражение.
БЕССТРАСТНОСТЬ - сохранение при любых обстоятельствах душевного равновесия, обретение способности реагировать не на отдельное действие противника, а видеть его целиком, оценивая его боевые возможности.
ГРАЦИОЗНОСТЬ - способность передвигаться и действовать в боевой обстановке с наименьшими затратами сил.
КОМБИНАТОРНОЕ МЫШЛЕНИЕ - способность выбирать оптимальные комплексы движений, легко перестраиваться с одной системы на другую, что особенно важно при ведении поединка с несколькими противниками.
ЭНЕРГИЯ ДЖИН ЛЕК

Скорее психического, чем физического характера, Джин лек проявляется в случае исключительной сосредоточенности. Только овладение этой внутренней энергией позволяет совершить невозможные поступки, не сбрасывая со счета атлетические возможности индивидуума. Джин Лек доступна лишь подлинным мастерам и продолжает действовать даже тогда, когда физические силы покидают их с возрастом. Такие люди способны остановить противника на расстоянии.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ЭНЕРГИИ - недостаточно уметь создавать в себе прилив сил, готовый все сломать, - надо уметь правильно силу направить. Это зависит от правильной координации мышц. Концентрация энергии предполагает также концентрацию во времени (скорость движения) и в пространстве (завершение удара и поддержание силы на точках и ограниченных для его нанесения мест при использовании естественных частей тела и силы реакции).

ПЕРЕДАЧА ЭНЕРГИИ - весь удар силы, сосредоточенной в руке или ноге и направленной в сторону противника, должен поразить его в намеченное место, так, словно он был бы сражен выброшенной с силой катапультированной массой, кинетическая энергия которой внезапно остановилась, превратившись в разрушительное действие ударной волны. Это очень короткое, но эффективное касание, в котором сосредоточены мобилизация телесных сил и умственная сконцентрированность. Этот момент иногда сопровождается коротким и сильным криком, который облегчает разгрузку.

СТОЙКИ - эффективность того или иного приема в большой мере зависит от принятой стойки. Стоики позволяют направлять в заданном направлении всю силу корпуса, с другой стороны они обеспечивают стабильные точки устойчивости, необходимые для концентрации энергии при нанесении и блокировании удара.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИЛЫ

Всякое действие вызывает противодействие равной силы в обратном направлении. В кунг-фу, также как и в карате, желаемый эффект при каждом обмене ударов тот же. При каждом ударе корпус полностью напрягается на какой-то очень короткий промежуток времени не только для защиты, но и для ответного удара в обратном направлении. Следовательно получается двойной эффект при нанесении удара, ударная волна отбрасывается вперед благодаря устойчивости точек опоры и синхронному действию мышц. Тем самым увеличивается мощность удара в обратном направлении.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРЮШНОЙ СИЛЫ

Точка ШИ ХАЙ - море дыхания - является источником обильной и продолжительной силы. На первом уровне основная задача - развитие мышц живота, понижающих центр тяжести тела. Можно сказать, что удар наносится животом и лишь дополнительно рукой или ногой. Второй уровень связан с изучением внутренних стилей. В жизненном центре человека существует источник, о котором мало кто подозревает, но который является неистощимым потому, что он связан со скрытыми силами вселенной. Это довольно метафизическое понятие, но только благодаря ему можно достичь вершин мастерства.

СКОРОСТЬ
Ничего не даст знание приемов или их предугадование, если выполнение затягивается. Техника должна сработать в тот же миг как она пришла в голову. У китайцев есть выражение - контр-нападение должно быть начато после нападения противника и закончится до него - в этом суть искусства. Выигрыш времени достигается только при полной расслабленности.

СИЛА И ГИБКОСТЬ
Необходимо обладать обеими, и силой и гибкостью, в зависимости от условий боя.

ДЫХАНИЕ
Тело проходит через фазы силы и слабости в зависимости от дыхательного периода: при вдохе мускулы расслабляются, появляется чувство легкости и, наоборот, при выдохе или задержке дыхания мышцы сжимаются - и можно наносить сильный удар.

Дыхание должно быть брюшным как при внутренних стилях.

УДАР, НАНЕСЕННЫЙ ПРАВИЛЬНЫМ ПРИЕМОМ - НЕВИДИМ.
ПРОТИВНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОВЕРГНУТ, НЕ ВИДЯ ТВОИХ РУК.
ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ИССКУСТВОМ БОЯ, НАДО ПОСТИГНУТЬ ЕГО ФИЛОСОФИЮ,
БЕЗ РАЗУМА ОНО НЕВОЗМОЖНО.

Мысли не должны сосредотачиваться на одном, и не нужно быть полностью поглощенным в каждое свое движение. Практикующий кунг-фу должен быть в одно время автором и исполнителем своего я, добровольно погружаясь в работу своего тела. Следует отвлечься от окружающей среды, чтобы стать более восприимчивым к внутренним силам, которые управляют телом.
ФИЛОСОВСКИЕ КОРНИ

Человек - Вселенная. Что самое главное в жизни человека - это всегда придерживаться космического порядка. Человек - микрокосмос - всего лишь продолжение вселенной, макрокосма и его жизненная внутренняя энергия - лишь частица Вселенной, и если человек даст ей возможность свободно протекать, то словно вечная энергия космоса будет действовать через него.

БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ
Избегать излишних волнений. Истина здесь рядом в сердце человека. Смысл всех вещей в спокойствии и умеренности. Следует жить в согласии с путем природы, из этого вытекают принципы внутреннего стиля Ву вэй - бездействовать, Вано - освобождаться, и Цуянь - эффективность, спонтанность.

Все должно быть в равновесии, как ИНЬ и ЯНЬ.

Все что является положительным, тоническим, мужским: жизнь, небо, солнце, день. И все, что умеряет жесткое: смерть, земля, луна, ночь. Но эти равновесия являются и находятся в постоянном движении, а истина находится в середине пути. Это фундаментальное философское положение представлено знаменитым символом ДАЙ ДЗИ.

Таким образом, мы прошли небольшой курс о кунг-фу, теперь перейдем к главному: изучению внутреннего стиля Ву-вэй.

Вместо удара в руки и ноги в первую очередь должно прийти дыхание - ци, которое переносится с кровью и является основой доблести и силы.

Когда кончик языка поднимается к небу, дыхание ци становиться здоровым, а когда дыхание ци направляется в киноварное поле, Дух - Щень становиться сильным. Вниз дыхание должно доходить до центра стопы Юнь-Цуань, а вверх оно должно достигать горы Кунь-Лунь - макушки головы.

Следуя этим китайским изречениям, вся сила в боевых искусствах заключается в правильном применении дыхания ци и направлении внутренней энергии путем напряжения и расслабления мышц во время блокирования или нанесения удара. Для того чтобы научиться этому, мы должны научиться правильно дышать, ощущать передвижение энергии Ци по малому и большому кругу, научиться наполнять энергией Ци киноварное поле Дан - Тянь и выбрасывать ее в ногу или в руку.

В дыхательной гимнастике существует шесть разновидностей дыхания, которые представляют собой шесть этапов для более глубокого овладения дыханием.
Естественное дыхание.
Циркуляция субстанций ИНЬ и ЯНЬ (малый оборот небесного цикла).
Циркуляция субстанций ИНЬ и ЯНЬ (большой оборот небесного цикла).
Контроль и периодичность дыхания СИ-ТЯО.
Горловое дыхание ХОУ-ШОУ ХУ-СИ.
Внутреннее дыхание.

Первый этап - это естественное дыхание. Во время вдоха между носом и губами существует небольшая щель, а верхние и нижние зубы касаются друг друга. Кончик языка прикасаеться к основанию нижних зубов. По мере того как делается вдох, брюшная полость выпирает. Во время выдоха рот плавно закрывается, язык опускается к нижнему небу и по мере выдоха живот подбирается. Это дыхание нужно тренировать каждый день в течение получаса. Однако начинать следует с трех - пяти минут, потом доходить до десяти минут и наконец до получаса.

Все остальные этапы также требуют получасовой практики в день. После тридцати дневных занятий первым этапом увидишь результаты в том, что станешь сильнее, бодрее психически, увеличится мощность легких.

Второй этап называется циркуляцией субстанций ИНЬ и ЯНЬ, малый небесный цикл. Согласно теории ЦИ-ГУН, передняя часть человеческого организма относится к субстанции ИНЬ, а задняя к субстанции ЯНЬ, и если субстанции ИНЬ и ЯНЬ охватывает один маленький небесный цикл, это значит, что дыхание ЦИ может расширятся, циркулируя в верхней части туловища, не достигая нижней части организма. И поэтому этот цикл называется малым небесным циклом.

Циркуляция субстанции ИНЬ и ЯНЬ по малому небесному циклу также называется вдохом и выдохом обратного типа, так как в этом случае расширение и сокращение является противоположным относительно первого этапа естественного дыхания, на котором во время вдоха живот подбирается. Хотя дыхание осуществляется через нос, управлять циркуляцией дыхания ЦИ необходимо посредством ума, направляя его в верхнюю часть организма, то есть в данном случае ум управляет дыханием ЦИ.

Во время выдоха в уме следует думать о том, как дыхание ЦИ с макушки головы опускается через грудную клетку в область киноварного поля. Во время вдоха нужно думать, как дыхание ЦИ из киноварного поля поднимается через копчик, по позвоночнику вверх, доходя до мозга. Во время вдоха необходимо втягивать анус.

Если ты стоишь в боевой позиции, тогда во время вдоха следует напрягать пальцы ног, как бы захватывая землю. Это способствует поднятию дыхания ЦИ. Время тренировок этим способом составляет 90 дней. В результате этих занятий можно вылечить заболевание легких, кишечные заболевания, сердечные, пониженное кровяного давления и т. п.

Третий этап называется циркуляцией ИНЬ и ЯНЬ по большому циклу. Он называется так, потому что дыхание распространяется и на нижнюю часть организма. В связи с тем что тренирующийся уже овладел двумя методами, научился дышать более глубоко и полно, циркуляцию ЦИ можно распределять на весь организм. Во время дыхания выдох делается через рот, а вдох через нос. Во время выдоха брюшная полость расширяется и в это время следует представлять, что дыхание ЦИ спускается с макушки через грудную клетку и киноварное поле в центр стопы, где расположена точка ЮНЬ-ЦЮАНЬ, или клокочущий источник. Во время вдоха следует думать, что дыхание ЦИ через точку ЮН-ЦЮАНЬ поднимается до копчика, дальше по позвоночнику и шее, проникая в мозг. Во время вдоха необходимо напрягать пальцы ног. Срок тренировки - 180 дней. Эффект такой же как и на втором этапе, кроме прочего этот тип дыхания укрепляет нервную систему.

Четвертый этап называется контролем периодичности дыхания СИ-ТЯО, он также называется естественным дыханием.

Он называется естественным потому, что здесь происходит последовательное расширение и сокращение брюшной полости, однако вдох и выдох являются более глубокими и долгими, чем на первом. Четвертый этап продолжается в течение 60 дней, он служит для гармоничного развития брюшной полости и для лечения кишечных заболеваний.

Пятый этап называется горловым дыханием. Кроме того, он называется усиленным глубоким дыханием. Горло должно максимально расширяться, т.к. расширение горла позволяет усилить и углубить вдох и выдох. Почему слова, которые поют, хорошо слышны?.. Потому что горло полностью открыто, расширение и сокращение брюшной полости на этом этапе происходит также как на втором и третьем этапе. Кроме того, движение ЦИ нужно делать по всему телу. Время занятий - 90 дней. Очень хорошо укрепляет внутренние органы.

Шестой этап называется внутренним дыханием: вдох через нос, живот во время вдоха подбирается, во время выдоха расширяется. Почему называется внутренним? Потому что во время вдоха не слышно звука дыхания, так что сам дышащий не слышит звука дыхания. Во время вдоха ЦИ опускается с макушки в киноварное поле, потом ниже. Время занятий - 300 дней.

Развивая эти способы дыхания, надо не забывать, что параллельно должна развиваться мышечная система рук и ног, гибкость тела. Что составляет неотъемлемую часть при занятиях боевыми искусствами. После усвоения правильного дыхания и ощущения циркуляции энергии ЦИ по малому и большому кругу нужно учиться выбрасывать энергию через руки и ноги, для того чтобы наносить неотразимый энергетический удар, который называется черный удар ЯНЬ.
ПОКОЙ, МЕДИТАЦИЯ

Покой заключается в пустоте сердца, которое держит лишь образ единого, и десять тысяч вещей падают в пустоту, подобно камням, которые погружаются на морское дно.

В расслаблении мышцы твои легкие, подобно зыбучему песку, в котором кровь вслед за дыханием ЦИ движется плавно вниз. Вдох и выдох должен быть глубоким, долгим, тщательным и уравновешенным, так чтобы долгота вдоха и выдоха не отличались не на йоту.
РЕГУЛИРОВКА УМА

Дыхание ЦИ должно соединятся с силой ЛИ, мозг должен сохранять единство с сердцем, сердце должно соединиться с умом, а ум должен руководить дыханием.

Дыхание ЦИ укрепляет силу ЛИ, а сила является двигателем дыхания ЦИ. Посредством дыхания совершается усилие, а усилие должно достигать глаз и зрения.

Действие должно совершаться плавно и постепенно, посредством резких движений не достигнешь успеха.
ЕДИНСТВО ВДОХА И ВЫДОХА

Тело движется подобно перекатывающейся волне, и руки вылетают, как катятся волны. И когда наносят удар, даже тени не видно, нужно быстро защищаться, нужно быстро нападать. Так что великий секрет искусства движения заключается в единстве вдоха и выдоха. ЦЗУН-ЦИ (главное дыхание).

Если будешь долго и упорно заниматься, то сила твоя, подобно волне, сможет разрушить гору.
КИНОВАРНОЕ ПОЛЕ

Закон киноварного поля - это основа дыхательных гимнастик, и сила, которая исходит из киноварного поля, равна силе тигра. Все сто суставов человеческого организма движутся вместе и движение - устремление - усилие извергается подобно вулкану, энергия ЦИ пронизывает все суставы - сочленения организма, и сила его как удар грома, а скорость подобна молнии.

Когда главное дыхание ЦЗУН-ЦИ, охраняющее дыхание ВЭЙ-ЦИ и изначальное дыхание ЮАНЬ-ЦИ всего организма сконцентрированы в киноварном поле ДАНЬ-ТЯНЬ, тогда организм способен обрушивать на противника огромную непреодолимую силу. Наилучшее время тренировки концентрации на киноварном поле - это на рассвете, с пяти до семи утра; утром, с девяти до десяти; после полудня с двух до трех и вечером, с девяти до одиннадцати. В начале заниматься десять-тридцать минут, а после одного года можно тратить 30-60 минут.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЫХАНИЕМ ЦИ

Управление дыханием Ци, способность умом направлять дыхание ЦИ в нужное место организма. Например, у вас болит печень и поэтому нужно, чтобы дыхание ЦИ поступало в печень. Понемногу концентрируйте дыхание ЦИ в необходимом месте.

Вы можете направить дыхание ЦИ куда вам нужно. Кроме того, хороший способ управления дыханием ЦИ - это управление дыханием с помощью зрения. Если вы хотите, чтобы дыхание ЦИ направилось в головной мозг, нужно поднять глаза кверху. Если опустить в ноги, нужно смотреть вниз.
Сердце - это изначальный наставник (полководец).
Дыхание Ци - это движение вперед.
Глаза - это стяги и знамена. Если в глазах мутится, зрение не сконцентрировано, тогда не видишь ясных указаний. В результате чего движения и покой теряют правильную последовательность, нарушается регулярное чередование вдоха и выдоха.
Все движения тела, движения ног, повороты рук должны быть подвижны. А эта подвижность достигается посредством тренировки дыхания ЦИ. Быстрое движение, и со всей скоростью устремляется дыхание ЦИ. Если не нужно биться, то все нормально. А битва случается - одерживаешь в ней победу.
ГЛАЗА

В практике боевых искусств важное место занимают глаза. Оттачивай способность зрения видеть расположение и построения противника, ведь воля твоя следует поворотом глаз. Движение сердца должно приводить в движение все сто суставов сочленения организма, а сущностная сила человека проистекает из легких.

Нужно регулировать и контролировать последовательность вдоха и выдоха движения и покоя, принимая вовнутрь дыхание ЦИ и концентрируя его в единый комок. Ведь каждое движение организма пронизано единым дыханием ЦИ, в результате чего и ноги, и руки становятся быстрыми и сильными как у обезьяны.

И движется человек со скоростью вспышки молнии, и с радостным настроением проходит он, победив во всех схватках.
ДЫХАНИЕ ЦИ И СИЛА ЛИ

Дыхание ЦИ циркулирует в системе каналов и меридианов ЦЗИНЬ-ЛО в сухожилиях и каналах МАЙ. А источником силы ЛИ являются кровь, мышцы, кожа и кости. Если противник силен, то облик его, кожа и кости, выражают внешнюю силу, а внутренняя сила заключается в сухожилиях и каналах. Дыхание ЦИ и кровь действуют в виде внутренней силы, а кровь и сила ЛИ действуют как внешняя сила. И только в том случае если ты понимаешь смысл дыхание ЦИ и кровь, тогда будишь источник происхождения дыхания ЦИ и силы ЛИ.

Сначала происходит движение дыхания ЦИ, из чего проистекает действие силы ЛИ, и если киноварное поле наполнено, тогда достаточно силы и дыхания.
СЕКРЕТЫ КУЛАЧНОГО БОЯ

Во время четвертой фазы нужно расправить суставы и удалить из организма отработанное дыхание ЦИ. 9 раз подняться и 9 опустится. Выдох подобен орлу, который хватает когтями рыбу, а вдох - это огромная птица пэн, что расправляет крылья. В час цзы упорно и настойчиво практикуй упражнение «ветер раскачивает иву» а упражнение «алмазный кулак» следует делать в час хай. После еды многократно повторяй упражнение «металлический палец», а затем ребром ладони разбивай деревянную куклу. С открытым сердцем тренируй упражнение «макушкой расколоть кирпич» а после полудня ударом локтя разбивай камень. Когда дыхание ЦИ достигает макушки КУНЬ-ЛУНЬ, делаешь упражнение «алмазная стопа». Когда голоден и устал, поднимай дыхание ЦИ, прыгая на стену. Подвесив мешочки с песком и камнями к ногам, проходи 1000 ли, а когда дыхание ЦИ выходит из киноварного поля, подметай двор. Когда дыхание ЦИ собирается в киноварном поле, поднимайся наверх, и подобно порыву черного ветра, вали на землю лес. Когда дыхание ЦИ выходит и доходит до точки БАЙ-ХУА, ветер движется вниз, проносится по рынку, натягивая свой лук, как лук выгибаешься вперед и наносишь удар ногой в позе тигра, концентрируешь дыхание ЦИ, возвращая в сердце, и направляя его в основание стопы. Дыхание ЦИ пронизывает обе стопы, и ты стоишь подобно всаднику, сидящему на лошади, устойчивый как гора ТАЙШАНЬ - лестница, ведущая на небеса. Если трансформируешь дыхание ЦИ, то в бою подобен пущенной из лука стреле, неуловимой силой духа пролетаешь со скоростью ветра неразгаданай тайной.

Все это переводы с древних китайских трактатов боевых искусств. Каждое такое изречение идет как бы в закодированной форме, и каждый, кто будет это читать, должен сам додуматься, о чем здесь идет речь и как нужно правильно все это применять при тренировках. Рассмотрим дальше эти трактаты, в них пойдет речь о воспитании своих рук, доведении их до жесткости смертельного оружия.

Монахам Шаолиня запрещалось, носить с собой оружие, и поэтому они делали из своих рук и ног страшное оружие, доводя твердость их до твердости метала.
НАБИВАНИЕ КУЛАКОВ

Каждый день рано утром и перед сном сначала наноси удары кулаком по внутренней стенке или по деревянной доске. Каждый день делай по три комплекса, за один комплекс наноси 50-100 ударов. И только через три - пять месяцев начинаешь замечать какие-то результаты. В день следует делать три - четыре комплекса, а каждый комплекс состоит из 50 ударов. После трех - пяти месяцев, когда сможешь разбить кирпич, переходи к разбиванию камней.

А сейчас мы узнаем, как это делали монахи Шаолиня.

Во время четвертой стражи наноси удары по мешку с рисом, а вечером при свете звезд бьешь по доске. В полдень наноси удары по обеденному столу, а после обеда бьешь по стене. Лопается кожа и кровь разлетается брызгами, а ты и весной и зимой все продолжаешь свои тренировки.
НАБИВАНИЕ ПАЛЬЦА

Нужно стараться тренировать силу указательного пальца, а для этого дыхание Ци должно выходить из киноварного поля. Сначала следует бить пальцем в пшено, потом нужно бить пальцем в песок и гравий. И палец твой покраснеет и опухнет, но ты должен бить 3800 раз. После этого мясо на пальце превратиться в струпья и мозоли, тогда нужно бить им в железные опилки. После этого, как ударил девять раз по тысяче раз, будет лопаться палец и кровь выступать. Но мозоль покроет потом палец твой тройным слоем, и трижды должен смениться ноготь, и тогда станешь ты мужем, достигшим совершенства в боевом искусстве. Ударишь по стене, и вмиг образуется дырка, т.к. плоть на пальце превратилась в металл.
РАЗБИВАНИЕ КАМНЕЙ ГОЛОВОЙ

Сначала нужно встать в стойку трех кругов и пять раз привести в движение дыхание ЦИ. При этом оно должно выходить из киноварного поля и направляться в точку БАЙ - ХУА. После чего наносят себе удары по макушке и бьют себя по черепу кулаком, и постепенно удары становятся все сильней. Удары головой наносят по стене, можно разбивать деревянную доску. Это упражнение лучше делать в полдень. Когда тренируешься, язык должен касаться неба, рот закрыт, дыхание через нос. Дыхание ЦИ проходит через макушку головы, и когда дыхание ЦИ выходит, издается резкий звук. При этом нельзя расслаблять дыхание ЦИ.

Следует заметить, что эти тренировки должны проходить под наблюдением опытного мастера, чтобы избежать всяческих травм и сотрясений.
УПРАЖНЕНИЯ

Давайте теперь рассмотрим, что дают нам различные упражнения, их очень много в боевых школах востока. Я приведу пример лишь немногих из них, которые чаще всего использую в своих занятиях.
Почеши плечом ухо. Способствует нормализации тонуса сосудов головы, снятию усталости и раздражительности, устраняет скованность в плечевом поясе.
Змея в танце. Разминка мышц поясницы, увеличивает подвижность позвоночника, оказывает эффект при болях головы.
Массируйте колени. Оказывает тонизирующий эффект.
Кольцо змеи. Увеличивает подвижность в тазобедренном суставе.
Змея играет хвостом. Тонизирует нервную систему.
Поверженный дракон. Укрепляет брюшной пресс.
Удав готовиться к броску. Сопровождается массажем рефлексогенных зон поясницы и тыльной стороны кисти. Связано с деятельностью мочеполовой и центральной нервной системы. Способствует профилактике поясничных болей.
Змея кусает себя за хвост. Массирующее воздействие на активные зоны на лодыжках и пальцах ног, связанных с деятельностью нервной системы органов зрения и слуха, желез внутренней секреции.
Руки толкают небо. Используется для восстановления дыхания и умения напряжение и расслабление связать с вдохом и выдохом.
Змея поднимает голову. Для разминки суставов рук отрабатывается движение: рука-змея используемое в боевых приемах.
Брось взгляд назад. Для устранения переутомления и семи заболеваний (сердце, печень, селезенка, легкие и почки, а также от расстройства мочеполовой системы).
ПАЛЬЦОВКА

Считается что каждый палец связан с определенным космогоническим началом - это пять стихий традиционной китайской философии (металл, огонь, вода, дерево, земля).

Либо что-то другое. Например в школах НИНДЗЮЦУ, Большой палец соответствовал пустоте - началу и конечной точке всех вещей. Указательный - ветру и любым газообразным субстанциям, отвечал за мудрость и добродетель.

Средний палец - огонь и горение - представлял разум и агрессию. Безымянный - вода и жидкости - контролировал деятельность тела и эмоции. Мизинец - земля - связан со стабильностью человека в переменчивом мире.

Правая рука позитивная - ИНЬ, отдающая энергию. Левая - пассивная, ЯНЬ, принимающая энергию. Замыкая в кольцо большой и безымянный палец, повышается приспосабляемость и гибкость сознания. Переплетение пальцев КУДЗИ-ИН, которое замыкает круговорот ЦИ по специальной траектории. Одна пальцовка успокаивает разум, другая дает силу, третья адаптацию в экстремальных условиях.

БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УДАРАХ
ИН-ТРОН - между бровями
ШОКУ - переносица
ТЬЯН-ТИН - сонная артерия
ЛЯНЦЮАН - кадык, гортань, трахея
ЦЮО - нижняя часть грудной кости
УЖОНКОАН - солнечное сплетение
СОНЛИ - на сгибе локтя
УЖАНМЕН - свободная точка 11 ребра
ЦЗЮЙКОАН - под ложечкой
ШЭМЭН - подчревье
ЦРИУРОН - складка паха
КОНСУНЬ - внутренняя часть стопы
ФОНФУ - затылок, основание мозжечка
ВАЛАО - между 2 и 1 спинным позвонком
ШЕН-ЧЖУ - между 3 и 4 спинным позвонком
ШЕН-ДАО - между 5 и 6 позвонком
УЖЭИАН - между 7 и 8
ШЕНЛЮ - между 2 и 3 поясничным позвонком с обеих сторон позвоночника
СЮЙАНЧУ - между 1 и 2 поясничным
МИНМЭН - между 2 и 3 поясничным
ЛАНЕОАН - между 4 и 5 поясничным

Судя по этим описаниям болевых точек, можно сказать, что большая их часть находиться на спине и при правильном нанесении удара полностью парализует противника.

Теперь перейдем к командам, которые подаются перед началом и по окончании занятий. Все это входит в ритуал занятий, и каждый занимающийся должен их знать. Без ритуала ничего не делай, без ритуала ничему не внемли, без ритуала не двигайся с места.
ДУЙСИН - постройтесь
ЧЖАНЛИ - стоять прямо - смирно
НИНЬХАО - здравствуйте
ХАО - ответное приветствие
ЧАНЬ-ЗО - медитация перед тренировкой
ЦИНЬ-ЦЗО - садитесь
ЦИЛАЙ - встаньте
КАЙШИ - начинай
СЕНЬ-ШЕН - учитель
ЦЗАЙ-ЦЗЯН - до свидания
ЛАНСИ - тренировка
ЛЮВЕЙ - конец

Так что команды перед началом будут звучать так; ДУЙСИН, ЧЖАНЛИ командует старший ученик, после этого перед строем выходит учитель и всех приветствует: НИНЬХАО, ХАО - отвечают ученики. Потом звучит команда ЧАНЬЗО, ЦИНЬ ЦЗО, все садятся на медитацию перед занятием.

После 2 - 3 минут медитации звучит команда ЦИЛАЙ, и по сигналу учителя все вскакивают со своих мест. Звучит команда ЛАНСИ КАЙШИ и начинается тренировка, после тренировки старший подает команду ДУЙСИН ЧЖАНЛИ, все строятся, и учитель командует ЦЗАЙ- ЦЗЯН ЛАНСИ ЛЮВЕЙ, и на этом тренировка заканчивается.
НАЗВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ТЭУ-ГЕН-ДИ железный буйвол пашет землю.

ГАН-ЦЗИНЬ-ЦЗЮАНЬ алмазный кулак.

ФЭЙ-МАЙ-ЦЗЯО нога, летящая как перо.

ДА-ТА-ДАЙ удары по мешку с песком.

ДАЙ-ТЕ-ВА ношение железных обручей.

ДА-МУ-ЖЕНЬ бить деревянную куклу.

ТЭ-ГАНЬ-ТУЙ нога как железный столб.

СЕ-ЦЗЫ-ЛОУ-ЛУ скорпион, ползущий по дороге.

ПО-ИНЬ-ЧЖОУ локоть разбивает субстанцию ИНЬ.

ТУЙ-ШАНЬ ЧЖАН ладонь толкает гору.

ПЕ-ЧЖУ-ГАНЬ шест для ударов.

ХЕЙ-ХУ-ТЯО-ШАНЬ черный тигр перепрыгивает гору.

МАО-ЧЖАН размалывающая ладонь.

ФЕН-ЧЖАН ветреная ладонь.

ЧЕНЬ-ЧЖУАНЬ-ЧЖАН ладонь, размалывающая кирпич.

И-ЧЖИ-ЦЗИНЬ палец твердый как метал.

ДУКИ-КАО-ХУ встав на одну ногу оседлать тигра.
ТОЧКИ ВЫБРОСА ЭНЕРГИИ ПРИ УДАРАХ И ЛОМАНИИ ПРЕДМЕТОВ

ВАЙ-ГУ-АНЬ расположена на тыльной стороне кулака на 2 цуня выше сустава.

ХОУ-СИ расположена на ладони на 1 цунь выше сустава.

БАЙ-ХУА макушка головы.

ШОНЬ-ЧЖУН середина грудной клетки.

ЦЗЮЙ-ЧЮЭ точка на уровне сердца на 6 цуней выше пупка.

ЮНЬ-ЦЗЮ-АНЬ клокочущий источник, расположена на середине стопы.
НАЗВАНИЕ УДАРОВ И БЛОКОВ

ЦЮАНЬ кулак.

ГОУ рука-крюк.

ХУ-ЧЖАН рука - лапа тигра.

ЛУН-ЧЖАН рука - лапа дракона.

ИН-ЧЖАН рука - лапа орла.

ШЯКУ удар, нанесенный снизу вверх.

ТИН-ЧЖУ удар, нанесенный локтем.

ЦА-ЦЮАНЬ рука-молот.

ЦХЫАНЕЙ-ГУН боковой удар кулаком.

НЫДАН блок рукой вовнутрь.

ВЭКО блок рукой наружу.

СЯАН блок рукой вниз.

Ю правая сторона.

ЦЗО левая сторона.

ЮЦЗО-ФЕН-ЗУН удары правой и левой ногой.

ЛУ-ДА-ГУНЬ удар ногой назад (удар осла).

ШАН-ЦЗЯН блок рукой вверх.

ЛОУТО сметающий блок ногой.

ШИШИКО-ДАН сбив ногой вовнутрь.

ШИЦЗЯ-ШОУ скрещенные руки.

ХУ-КОУ- рука - пасть тигра.

УДАЙ-ТУЙ боковой удар ногой.

ДЕН-ТУЙ прямой удар пяткой.

ТУЙ-ЧЖАН удар ладонью.

ЧУНЬ-ЦЮАНЬ удар железный кулак.
СТОЙКИ

БИМБУ фронтальная стойка.

МАБУ стойка всадника.

ГНУНБУ стойка лучника.

СЮЙБУ стойка пустая нога.

ПУБУ стойка нижняя дракона.

ДУЛИМБУ стойка на одной ноге.

СЕБУ скрученная стойка (обезьяна в кустах).

ГАЙБУ стойка ножницы.

ЦЗЯН-ЧА продольный шпагат.

ХЕН-ЧА поперечный шпагат.

Теперь перейдем к секретам китайской медицины. Я хочу рассказать о секретах китайских пилюль, состав которых я приведу дальше. У китайцев немаловажную роль всегда играла их особая народная медицина, которая большей частью основана на природных компонентах и биоэнергетике организма. Секреты этой медицины идут из самых древних корней восточной цивилизации. Ведь известно что она самая древняя на земле. Развитие боевых искусств древнего востока и развитие медицины всегда шло бок о бок, ведь одно без другого немыслимо.
ШАОЛИНЬСКИЕ ПИЛЮЛИ, ВОЗВРАЩАЮЩИЕ МОЛОДОСТЬ

Берется по 120 грамм горца многоцветкового (сваренного в вине) и дерезы китайской, 120 грамм семян повилики китайской, 120 грамм плодов блестящей бирючины, 60 грамм черных семян кунжута восточного, 180 грамм дудника разнообразного, 240 грамм корня наперстянки обыкновенной, 120 грамм эклипты черной, 60 грамм женьшеня, 60 грамм пиона бело-цветкового, 60 грамм семян целозии серебристой, 180 грамм диоскореи японской, 60 грамм куркулиги орхидеи видной, 60 грамм семян кардамона, 60 грамм дендробиума благородного, 60 грамм чудесных дожей,30 грамм цедры. Все перемалывается в порошок, потом берется мед высшего качества и готовятся пилюли величиной с пулю, которые покрываются оболочкой из воска. Каждый раз применять по 1 - 2 пилюли (два раза в день, запивать холодной кипяченой водой). Можно применять в течение многих лет. Укрепляют печень и почки, восстанавливают естественный цвет волос, улучшают цвет лица, улучшают зрение и слух, укрепляют зубы. При применении нельзя есть свинину, масло и сало, сырое мясо и рыбу, острые блюда.
ШАОЛИНЬСКИЙ ОТВАР ПЯТИ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ

Берется 30 грамм диоскореи японской, 30 грамм суньшаньского женьшеня, 120 грамм соевых бобов, 30 грамм астрагала Хуан-чи, 120 грамм свежего корня наперстянки, 10 штук китайских фиников. Все за исключением фиников помещают в глиняный горшок и варят в течении 1-2 часов до тех пор, пока не останется одна чашка. Оставшуюся жидкость выпить в два приема, заедая финиками. В месяц применять 10 раз. Очень хорошее средство при занятиях боевыми искусствами, увеличивает энергетическую силу и способствует быстрому восстановлению организма при интенсивных занятиях.

«Доброго вам времени суток. Меня зовут Пипенко Маша, и вот уже два с половиной года, я живу и работаю в горах Китая, в кунг-фу школе. Недавно, приехав на родину, я случайно наткнулась на ваш портал. И мне очень захотелось сесть и рассказать о себе. Странное желание, поскольку все это время я предпочитала помалкивать о своем опыте…»


Маша Пипенко: 36 и 28 лет

Иногда я думаю, что люди, пишущие вдохновляющие цитаты о кардинальной перемене своей жизни, никогда свою жизнь не меняли. Я как человек, который делал это несколько раз, поостереглась бы давать такие рекомендации.

Нет, мне жаловаться грешно. У меня пока все складывается неплохо, но буду ли я советовать другим все бросить? Вряд ли. Потому что знаю, как это сложно, и тот факт, что у тебя хватит смелости поменять все, совершенно не означает, что после этого у тебя все будет хорошо. Хотя вот уж действительно - никогда не знаешь, где тебе повезет.

В тридцать три года я уехала на ПМЖ в Германию. Так сложились обстоятельства, что я оставила дом, продала машину, уволилась из университета и внезапно превратилась в безработного эмигранта, да еще и из восточной Европы. Не самая завидная участь для человека, который привык бывать за границей в худшем случае как турист, а обычно - как уважаемый ученый, выступающий на научных конференциях или отрабатывающий очередной грант. И хотя на родине Шиллера и Гете материально моя жизнь была более-менее устроена, внутренний мир превратился в небольшой филиал ада. Нужно было что-то менять.

Сейчас сложно вспомнить, откуда пришла эта мысль. Но она пришла, я уцепилась за нее, приложила все усилия, и звезды выстроились таким образом, что мне все же удалось заработать необходимую сумму. В сентября 2013 года в возрасте тридцати четырех лет я заявилась в Китай, в горы Уданшань, в школу кунг-фу для того, чтобы пройти девятимесячный курс и получить сертификат тренера по тайцзи-цюань - боевому искусству, которое сейчас большинство людей воспринимает как оздоровительную гимнастику, не подозревая, что еще скрывается за этой практикой.

На тот момент за моими плечами был небольшой опыт занятий - около полутора лет, - десяток просмотренных кунг-фу-боевиков и килограмм двадцать лишнего веса.

C тех пор моя жизнь круто изменилась. Первый год обучения (девять месяцев превратились в двенадцать) может тянуть на пару томов отдельных историй о том, как ты учишься выживать в ситуации шести-восьмичасовых тренировок в день; о том, как это чувствовать себя совершенно одиноким, и несмотря на все попытки «понравиться», быть отвергаемым; о том, что происходит с твоим телом, разумом и душой, когда ты практикуешь что-то затрагивающее самые глубинные пласты твоей личности; и наконец - что это все не имеет никакого значения, когда ты действительно находишь свое призвание.

Живя в замкнутом пространстве - замкнутом, не потому что нельзя выходить за пределы школы, а просто потому, что шесть дней в неделю, с семи утра до восьми вечера у тебя тренировки, и ты конечно можешь пропустить одну-другую, но тогда зачем ты здесь? - общаясь с крайне ограниченным числом людей (тех кто говорит по-английски в Китае не так уж и много, а тех, кто говорит по-английски и с кем тебе интересно общаться, и того меньше), чувствуешь, как с тебя, словно с лука, сходят слои и внезапно начинаешь понимать: я больше не могу себя жалеть. Мысли вроде «Я такая бедная-несчастная- одинокая, меня никто не любит, я толстая» просто исчезают из твоей головы.

Внезапно начинаешь понимать, что если ты кому-то не нравишься, это вовсе не значит, что ты плохой человек. Более того, это вовсе не значит, что они плохие люди - просто иногда два хороших человека не симпатичны друг другу. И в этом нет никакой вселенской трагедии. Наоборот, ты начинаешь ценить общество самой себя и общаться только с теми людьми, в компании которых тебе так же интересно и комфортно, как с собой. А быть среди людей, чей язык ты не понимаешь, очень даже неплохо: практически полностью иссякший поток информации, поступающей в твой мозг, позволяет очиститься от разного ментального мусора.

Мой основной на тот момент учитель - молодой парень, довольно сносно знавший английский, как для китайца в глухой провинции, - подтолкнул меня к важной переоценке всего процесса мышления. Ему было сложно общаться на английском, поэтому, когда он не понимал, что я говорила, он спрашивал меня: «Это важно?». Так он давал мне понять, что если я сказала что-то важное, он приложит усилия и попытается это понять, а если нет, то и стараться незачем. Таким же образом я начала оценивать все мысли, приходящие мне в голову, и все поводы для волнения. «Это важно?» – спрашивала я себя.

Год спустя случилось чудо. Меня, истратившую практически все сбережения, но отчаянно мечтавшую учиться дальше (я уже начала понимать, что год для кунг-фу - это ничто), оставили в школе в качестве помощника тренера. Если бы пять лет назад кто-нибудь сказал мне, что я буду счастлива работать за еду и жилье - подняла бы на смех, а вот как оно все сложилось…

Стоит ли бросать все? Менять вашу жизнь? Я не знаю ответа на этот вопрос. Каждый решает за себя. Мне повезло - я живу в самой настоящей Нарнии. У меня есть меч, шест, мачете, лук с силой натяжения шестнадцать килограмм, и целая толпа юных длинноволосых кунг-фу-братишек. Мне больше не хочется сниматься в фильмах, потому что моя жизнь похожа на фильм. И я понимаю, что если бы не было того невыносимого года в Германии, не было бы и моего волшебного Китая. Но делая шаг в неизвестность, вы всегда должны быть готовы к тому, что все пойдет не так, как вы ожидаете. Все будет совсем по-другому, но от этого все становится только интереснее. Научиться не бояться неизвестности - самый большой подвиг, который может совершить человек. Я её все еще боюсь. Но я научилась действовать несмотря на этот страх. Такие вот дела.

Положения кисти, стойки и базовые приемы

Сегодня, когда вы познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, вы сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

В течение многих веков мастера кунг-фу кропотливо выясняли, как именно можно лучше всего использовать те или иные методы нападения и защиты в различных конкретных ситуациях. Например, они открыли для себя, что удар, нанесенный на уровне пояса, гораздо более эффективен и обладает большей мощью, чем удар на уровне плеч. Поддерживая постоянное хорошее равновесие своего туловища, можно проводить удары ногами более аккуратно и сильно, чем из неустойчивого положения. Делая круговые махи руками, можно свести к минимуму все действия противника, полностью блокировав его удары руками. Отклонив назад туловище и приняв определенную стойку, можно избежать удара ногой, не двигаясь с места. Все движения такого рода, помогающие человеку одержать победу в рукопашном бою, были надлежащим образом выверены и отточены и собраны в систему, которую мы ныне называем приемами кунг-фу.

Самые первые приемы кунг-фу создавались путем многократных проб и ошибок. Позже, когда мастера рукопашного боя собрали достаточное количество разнообразных приемов для создания на их основе главных теоретических правил и принципов их применения, в развитии искусства рукопашного боя основную роль стало играть их целенаправленное изучение и исследование. Например, нашим предкам удалось установить, что противнику можно наносить не только прямые удары кулаками, но и поражать его ударами запястий и локтей. Они, кроме этого, поняли, что такие удары запястьями эффективны, только когда руки обладают достаточной физической силой, а противник находится на удаленном расстоянии. Если же вам не достает силы рук, а противник находится достаточно близко, то следует использовать локоть. Так, мало-помалу, и были созданы теории современного рукопашного боя, на основе которых искусство кунг-фу могло в дальнейшем развиваться самостоятельно, то есть черпая новые знания и создавая новые правила не на основе «подсматривания» за реальными схватками, а путем целенаправленного экспериментирования на занятиях в дружеской обстановке, предполагающей взаимный обмен опытом.

Старые мастера кунг-фу также догадались позаимствовать очень много ценного для изучения материала у окружающей их природы, то есть наблюдая за поведением и движениями зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Не стоит недооценивать возможности наших меньших братьев: за исключением способности мыслить абстрактно, мы, то есть люди, во многом очень сильно уступаем зверям и
птицам, особенно когда речь заходит о таких вещах, как физиология и анатомия, развитие органов чувств и инстинкт выживания и самосохранения. Мощь тигра, выносливость вола или стремительность орла давно стали нарицательными понятиями. Даже совсем мелкие и безобидные существа могут научить человека весьма важным для рукопашного боя вещам. Кролик или белка, к примеру, обладают феноменальными способностями предсказывать приближение опасности и мгновенно исчезать из поля зрения противника, проявляя при этом чудеса находчивости и ловкости. Поэтому старые мастера кунг-фу не только создавали свои приемы на основе наблюдения за движениями животных, но и старались подметить присущие этим созданиям основные качества «характера». На основе этих «звериных» черт поведения в дальнейшем и базировались новые способы тренировки тех или иных способностей человека, например «тигриной» мощи или «кроличьей» проворности.

Все эти приемы и навыки накапливались и совершенствовались много веков подряд, передаваясь из поколения в поколение. Монастырь Шаолинь стал первым социально-культурным институтом, в котором эти древние искусства и отдельные навыки в области внешней формы, внутреннего наполнения или теоретической информации начали совершенствоваться и развиваться на целенаправленной систематической основе. Эту пальму первенства наследникам традиций монастыря удается удерживать и по сей день.
Например, в то время как в большинстве боевых искусств мира для нанесения ударов используется только сжатый кулак, в кунг-фу существует более 20 различных форм атакующей кисти. В других боевых искусствах придается мало значения тому, как стоит боец и в каком он находится положении, в то время как в кунг-фу насчитывается больше дюжины различных специальных стоек, отработке которых в процессе тренировок уделяется особое внимание. Поэтому сегодня вы не просто познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, но сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

СМЫСЛ ЗНАЧЕНИЙ ФОРМЫ И БЕСФОРМЕННОСТИ

Для новичка приемы кунг-фу, с их разными положениями кисти и непривычными стойками, могут сначала показаться «неестественными». Конечно, в случае возникновения реальной боевой ситуации любому человеку, не знакомому хотя бы с основами кунг-фу, вряд ли удастся встать в стойку «лук-и-стрела» и провести прямой удар справа приемом «Черный тигр вырывает сердце». Для новичка, особенно для европейца, кажется гораздо более естественным принять положение борца самбо или дзюдо и ударить «по-боксерски». Однако у всех этих «неестественных» приемов есть очень много технических преимуществ перед привычными произвольными движениями. Например, при использовании того же приема «Черный тигр вырывает сердце» ваш удар обладает гораздо большей силой, а положение тела — большей устойчивостью. Поэтому, чтобы научиться использовать все эти преимущества, начинающий ученик должен добросовестно изучить все кажущиеся ему вначале «неестественными» движения и стойки настолько хорошо, чтобы со временем они стали его «второй натурой».

На ранних стадиях обучения ученик должен повторять все движения и приемы инструктора как можно более четко и тщательно, наибольшее внимание уделяя внешней форме упражнения. Этот этап обучения обычно носит название «от бесформенности к форме».
На более углубленных стадиях, когда вы уже приобрели кое-какой опыт в отношении внешних форм кунг-фу, вы можете начинать самостоятельно видоизменять их в зависимости от требований той или иной боевой ситуации. Например, вместо того чтобы во время нанесения удара «черного тигра» стоять строго прямо в стойке «лук-и-стрела», вы можете, если того требует ситуация, слегка наклониться вперед, чтобы увеличить дальность своего удара. Этот этап называется «от формы к бесформенности», то есть имеется в виду, что, овладев стандартными формами кунг-фу, ученик уже может давать волю фантазии; не выходя за общие границы стандартной формы, можно варьировать и видоизменять способы применения рук, ног и всех других частей тела при проведении тех или иных приемов кунг-фу. Многие опытные мастера рано или поздно вообще отходят от стандартной формы кунг-фу, со-вершенно не заботясь о ее соблюдении в бою, поскольку искусство их уже столь велико, что, как бы они не экспериментировали с противником, победа заведомо останется за ними. Это то же самое, как бой взрослого мужчины с трехлетним ребенком. Взрослый человек обладает таким колоссальным превосходством в силе и опыте, что у ребенка не остается ни единого шанса, даже если бы мужчина на какое-то время заснул в середине поединка!

Однако каждому ученику необходимо досконально знать все формы кунг-фу, что достигается лишь за счет ежедневных" упорных тренировок. Но прежде чем вы начнете изучать приемы и комбинации, вам необходимо овладеть искусством правильно держать свои руки в тех или иных базовых «положениях кисти кунг-фу», а также сохранять равновесие в главных «стойках кунг-фу».

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КИСТИ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На рис. 6.1 и 6.2 изображено несколько базовых положений кисти.

Рис. 6.1
Положения кисти 1-9 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

Рис. 6.2
Положение кисти 10-18 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

1. "Ровный кулак".
2. "Солнцеобразный", или "вертикальный" кулак.
3. Удар "леопарда".
4. Удар "глаз феникса".
5. "Слоновий" кулак.
6. Ладонь "ласточкино крыло".
7. Ладонь "дракона".
8. "Драконья лапа".
9. "Тигриная лапа".
10. "Орлиный коготь".
11. "Голова змеи".
12. "Один палец дзен".
13. "Палец-меч".
14. Крабья клешня".
15. «Клюв журавля».
16. «Обезьянья лапа».
17. «Лапка богомола».
18. «Рука-крюк».

Некоторые из этих положений кисти являются основными для соответствующих их названиям стилей кунг-фу. То есть, например, в стиле «обезьяны» или в стиле «богомола» соответственно употребляются в основном или «обезьянья лапа», или «лапка богомола». «Клюв журавля» и «рука-крюк» внешне кажутся одинаковыми, однако действуют ими абсолютно по-разному. Как это видно из самого названия, «журавлиным клювом», применяемым в основном среди стилей кунг-фу Южного Шаолиня, именно «клюют», например, в жизненно-важные точки противника, в то время как «рукой-крюком», употребляемой больше в северных стилях, «цепляют», например, за ноги или за руки.

Богатство и разнообразие приемов кунг-фу наглядно выражаются в более чем дюжине различных ударных техник, разработанных только для применения «ровного кулака». Эти техники изображены на рис. 6.3—6.5.

1. Прямой удар.
2. Пушечный удар.
3. Удар «рогом».
4. Диагональный удар.
5. Сметающий удар.
6. Удар «кнутом».
7. Волнообразный удар...

8. Рубящий удар.
9. Вешающий удар.
10. Погружающий удар.
11. Подмышечный удар.
12. Бросающий удар.

Другие положения кисти для ударов применяются реже, и техника этих ударов не столь разнообразна.

Техники ударов "ровным кулаком"

ПОЗА «ВСАДНИКА» И ДРУГИЕ СТОЙКИ

На рис. 6.6—6.9 показаны основные стойки, принятые в кунг-фу монастыря Шаолинь.

1. Поза «всадника».
2. «Лук-и-стрела».
3. «Обманная нога».
4. «Шаг единорога».
5. «Шаг кольцом».
6. Стойка одной стопы.
7. Боковая стойка...

8. Наклонная стойка.

9. J-образная стойка.

Стойки монастыря Шаолинь (1—3)

Стойки монастыря Шаолинь (4—8)

Поза «всадника» также перемещает ваш центр тяжести с уровня плеч на уровень желудка, делая вас «свежим сверху, устойчивым снизу», то есть чутким и уравновешенным, одинаково и физически, и умственно. Эти два качества, причем намного больше, чем специальные техники, которым вы научитесь позже, являются главными отличительными чертами мастера кунг-фу. И наконец, поза «всадника» формирует сгусток энергии в вашем брюшном дань тьянь, то есть энергетическом поле. Только тогда, когда в вашем дань тьянь наберется достаточно энергии, вы сможете заняться выработкой в себе внутренней силы, поскольку эта сила проистекает именно из наших энергетических полей и целиком зависит от их состояния.

Вообще поза «всадника» представляет собой довольно усложненную форму дзань дзуан («искусства устойчивых положений») ки-кунг монастыря Шаолинь, и потому вдвойне заслуживает того времени и сил, которые отводятся на ее отработку. Одной из главных причин, по которой многие ученики, несмотря на вроде бы долгие годы занятий, не добиваются успехов в кунг-фу, является бедность источников их внутренней энергии в полях дань тьянь. Как правило, этот недостаток энергии обычно вызван изначально малыми и неправильными тренировками в тех областях и разновидностях дзань дзуан, которые предписаны особенностями избранного ими стиля кунг-фу.

Я хотел бы дать вам несколько полезных советов по поводу отработки стойки «всадника». Ваш торс должен стоять абсолютно прямо, плечи расправлены, бедра же почти параллельны земле. Помните, что нельзя немного разгибать ноги и тянуться
вверх, когда вы устанете — большинство начинающих учеников машинально грешат этим, даже не отдавая самим себе отчета. Несмотря на возможное напряжение и даже легкую боль, возникающие в результате непривычной неудобной позы, постарайтесь полностью расслабить мышцы и сознание. Сконцентрируйтесь только на вашем брюшном поле дань тьянь, то есть на области живота. Глаза можете закрыть или открыть, по вашему усмотрению, но главное — ни о чем не думать. Большинство людей сначала не могут простоять в таком положении и минуты, однако, если вы хотите чего-нибудь добиться, найдите в себе силы рано или поздно продержаться в позе «всадника», не меняя положения и не делая себе поблажки, хотя бы пять минут. Для того чтобы достичь хотя бы этого минимума, вам нужно отрабатывать позу «всадника» ежедневно в течение хотя бы трех месяцев.

Если вам хочется, то, когда вы слишком уж устанете находиться в позе «всадника», вы можете плавно переходить из этой в другие стойки, например в стойку «лук-и-стрела» (в которой вес тела равномерно распределяется на обе ноги) или в стойку «обманной ноги» (где на заднюю ногу приходится более 95 процентов веса тела). Просто поверните туловище и перемените положение ног, не расслабляясь и не принимая естественное положение. Когда отдохнете и приготовитесь вытерпеть еще одну «отработку», также вернитесь обратно в позу «всадника». Помимо этого, потратьте некоторое время и на отработку стоек «одиночной ноги» и «шага единорога» (в которой 60 процентов веса распределяется на переднюю ногу, а сорок процентов — на заднюю). Эти пять вышеперечисленных стоек являются основными в искусстве кунг-фу, и потому их называют «базовыми».

После отработки стоек вы должны заняться упражнениями для ног, развивающими не только их силу и устойчивость, но и их гибкость и подвижность. На рис. 6.10 и 6.11 показаны шесть упражнений, в нашей школе кунг-фу монастыря Шаолинь «Ванам» собирательно называемых «искусством гибкой ноги». (Это лишь наше собственное название; в других школах для растяжки и разработки ног могут применяться совсем другие упражнения.) Каждое упражнение следует выполнять не меньше 10-20 раз.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

После того как вы ознакомитесь с положениями кисти и стойками кунг-фу направления Шаолинь, можете переходить к изучению следующих восьми простых приемов. В кунг-фу монастыря Шаолинь у каждого приема есть свое наполненное глубоким смыслом и весьма поэтическое название. Я привожу названия всех приемов в прямом переводе, несмотря на то что большая часть лирики в этом случае теряется. Вы можете тренироваться в отработке этих приемов, глядя на рис. 6.12—6.15.

1. «Черный тигр вырывает сердце»
2. «Одинокий тигр появляется из пещеры»
3. «Ядовитая змея выбрасывает яд»
4. «Красавица смотрится в зеркало»
5. «Драгоценная утка проплывает сквозь лотос»
6. «Мах рукой из стойки "обманной ноги"»
7. «Золотая звезда в углу»
8. «Бессмертный появляется из пещеры»


Каждый раз заучивайте по одному приему и отрабатывайте его день за днем, пока полностью не овладеете его техникой, прежде чем переходить к следующему. Помните, что смысл изучения кунг-фу кроется в равном развитии силы и мастерства, под которым в данном случае подразумевается умение искусно и умело проводить уже знакомые приемы, а не способность кое-как выучить их как можно больше, ориентируясь лишь на количество, а не на качество.
На рисунках изображены только или «левые», или «правые» формы проведения приемов, однако вам следует одинаково много раз подряд отрабатывать каждый прием в обоих его вариантах. Каждый прием на первых порах начинайте с «позы готовности», то есть встаньте прямо и расслабьтесь, держа оба кулака сжатыми у пояса. Проведите прием, затем вернитесь в «позу готовности». Позже вы можете начинать и заканчивать отработку приемов в любом произвольном положении.
Сначала все приемы вам следует отрабатывать в той последовательности, которая была показана на картинке, но затем вы можете заниматься ими в любом порядке. Как правило, на точное заучивание всех показанных приемов у новичка уходит порядка трех месяцев ежедневных тренировок, при условии, что каждая «отработка» (не считая времени остальных занятий кунг-фу!) длится около полутора часов.
Как я уже объяснил вам в предыдущей главе, если вы хотите добиться наилучших результатов в максимально короткие сроки, вам следует правильно расставить перед собой все цели и наметить ближайшие задачи.
Например, было бы неплохо посвятить первые три месяца занятий ежедневной отработке всех стоек и приемов и назвать этот курс «Основами кунг-фу монастыря Шаолинь». В данном случае термин «основы» означает, что все ваши будущие успехи целиком зависят от того, насколько успешно вы овла-деете этими базовыми стойками и приемами. И даже если у вас уже имеется кое-какой опыт в иных боевых искусствах, но не в кунг-фу, вам все равно следует потратить месяца три на его «основы».
Основной целью этого курса, естественно, будет создание прочного фундамента для дальнейшего развития вашего «собственного» кунг-фу монастыря Шаолинь, включая и всю теоретическую информацию, и о важности позы «всадника», и о принципах различий в базовых положениях кисти, и о причинах, по которым вам необходимо долгое время сначала отрабатывать все приемы в одиночку, а не с партнером. (Если вы еще не нашли ответа на все эти вопросы, прочитайте эту главу заново.)
В число курсовых задач на этом этапе входят знакомство с конкретными стойками и положениями кисти, принятыми в кунг-фу монастыря Шаолинь, способность правильно и искусно принимать те или иные стойки и проводить изученные приемы, понижение центра тяжести тела для обретения большей устойчивости, а также умение аккумулировать жизненную энергию в брюшном дань тьянь — для подготовки к развитию в себе в дальнейшем внутренней силы.
Вам следует наметить для себя круг первоочередных персональных задач, согласуя их с вашими личными возможностями и запросами. В качестве примера здесь я могу дать вам лишь весьма приблизительные рекомендации:
. 1. Просидеть в позе «всадника» по меньшей мере 5 минут.
. 2. Суметь пройти пятнадцать километров, не чувствуя усталости.
. 3. Выполнить подряд все восемь базовых приемов кунг-фу без единого изъяна.
. 4. Выполнить подряд три серии всех восьми базовых приемов кунг-фу, не чувствуя усталости.
В конце этого этапа обучения вы сможете сравнить все достигнутые результаты с поставленными курсовыми и персональными задачами и правильно оценить все затраченные усилия.

Тайны Поднебесной [Все, что нужно знать о Китае] Прокопенко Игорь Станиславович

Настоящие секреты Кунг-Фу

Настоящие секреты Кунг-Фу

Как только китайское кунг-фу начало завоевывать западный мир, обладание этими знаниями всеми воспринималось как чудо. Считалось, что обладание секретами кунг фу может сделать человека способным на совершенно экстраординарные вещи. Отчасти это справедливо и восточные практики, связанные с так называемой внутренней энергией действительно открывают человеку мир удивительных возможностей. Однако мало кто знает, что в кунг-фу есть секреты, которые вполне доступны для понимания и, более того, могут пригодиться в обыденной, повседневной жизни.

Китайское кунг-фу – это уникальное явление в мире боевых искусств. Несколько сотен разных стилей и направлений рукопашного боя в современной культуре объединяется под этим названием.

«Кунг-фу» или «гунг-фу», в одном из переводов это слово определяется как «совершенство». В Китае говорят, что понятие «кунг-фу» можно отнести не только к единоборствам, но и к искусству приготовления пищи, мастерству художника или музыканта. Совершенство в любом деле – это и есть «кунг фу». Однако в XX веке это слово в лексиконе западного человека стало употребляться применительно только к боевым искусствам, родиной которых был Китай.

Разные стили китайского кунг-фу проникли в Европу, Америку, Россию… Экзотические школы рукопашного боя захватили сознание обывателя своими легендами, мифами и секретами, которые часто действительно могли поразить воображение. Мастера кунг-фу показывали чудеса: разбивали камни голыми руками, испытывали свое тело острыми клинками и мощными ударами, могли отбросить человека легким движением на несколько метров… И все эти удивительные возможности объединялись одним единственным загадочным словом – кунг-фу.

В истории покорения мира китайским кунг-фу есть свои интересные особенности. Действительно, совершенство и красота движений некоторых стилей сыграли свою роль в том, что не только в Китае, но и на Западе огромное количество людей увлеклось изучением экзотических систем рукопашного боя. Однако тысячи поклонников кунг-фу превратились в миллионы, когда на экран стали выходить фильмы с легендарным китайским мастером боевых искусств и актером Брюсом Ли.

Брюс Ли был уникальным человеком. Его энергетика, мастерство актера и бойца произвели фурор на публику. Именно после выхода на широкий экран фильмов с участием Брюса Ли китайское кунг-фу завоевало мир. Брюс Ли впервые показал в кино, что не только мощный и сильный европеец или американец, но и невысокий китаец может быть Героем, побеждающим зло и восстанавливающим справедливость.

Оружием Брюса Ли в кино было кунг-фу, и он настолько мастерски демонстрировал приемы рукопашного боя на экране, что не только дал мощный толчок развитию боевых искусств во всем мире, но и создал отдельный жанр в кино.

Пик мировой популярности китайского кунг– фу в XX веке пришелся на 70-е и 80-е годы. В то время только ленивый не пытался изучить хоть что-нибудь похожее на приемы кунг-фу. Следом за Брюсом Ли в кино стали появляться так называемые актеры-бойцы, которые использовали в драматургии фильмов один и тот же сценарий – герой борется против зла, используя технику боевых искусств. Но за любым взлетом популярности всегда следует спад. И в 90-е годы кунг-фу уступило свои позиции другим модным течениям. Однако история этим не закончилась. Из-за спада интереса к китайским боевым искусствам огромное количество псевдомастеров кунг-фу исчезло, и остались только настоящие носители традиций. Кроме того, это привело еще и к возрождению тех школ китайских боевых искусств, которые до определенного времени были недоступны широкой публике. Настала пора открытия новых секретов кунг– фу.

Каждый из нас практически с детства знает еще одного великого мастера кунг-фу. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса, а еще его имя занесено в черные списки всех страховых компаний. Большинство трюков, которые делает Джеки Чан, больше не может повторить никто в мире – не рискует.

Во время работы над российско-китайским сериалом, которая длилась почти два года, мне посчастливилось подружиться с Юань Бином, знаменитым постановщиком трюков, каскадером и другом Джеки Чана . Он много рассказывал мне о легендарном актере.

Например, когда снимали «Полицейскую историю», есть трюк, где Джеки спускается по столбу, увешанному гирляндами. Он сильно ободрал кожу на ладонях, повредил таз и несколько грудных позвонков. Его тогда чуть не парализовало. Его трюки всегда очень рискованные, такого, как Джеки Чан, другого не найти.

Кино – иллюзия реальности. Действительно, только в кино после такого падения Джеки Чан легко встает и бежит. А подробности произошедшего остаются за кадром. Почти все свои уникальные трюки Джеки Чан выполняет без страховки. Во время съемок «Доспехов бога» на одном прыжке он просчитался и упал. Упал на камень. Результат – разбитый череп, мозговое кровоизлияние, как последствие – правое ухо актера слышит хуже. Травма чуть было не стоила ему жизни, но, едва оправившись, он вновь принялся за старое.

Юань Бин рассказывал мне: «Мы всегда продумываем трюки вместе. Я свожу риск до минимума, но он неудержим, ему кажется, что это уже было или это недостаточно зрелищно. Вся съемочная группа всегда в напряжении. На площадке всегда врачи. Был забавный момент, прыжок с моста на корабль в фильме «Разборка в Бронксе», он тогда получил много травм. Был открытый перелом пальцев ноги и заканчивали съемку, ему наложили гипс, надели носок и разукрасили его под кроссовку».

От помощи дублеров Джеки Чан всегда отказывался. Рисковать чужой жизнью ради собственной славы – дело неблагодарное. И кстати, свою жизнь маэстро Чан всегда доверял лишь одному человеку. В том смысле, что постановкой трюков Джеки Чана вот уже много лет занимается исключительно его названый брат Юань Бин.

Юань Бин: «Настоящая драка не бывает без настоящих ударов. Что касается Джеки Чана и других профессиональных актеров, то у них все настоящее. В Гонконге снимают, удары идут настоящие, так проще снимать. Но если, допустим, будет фильм, в котором нужно сняться вам, то удары будут не настоящие, постановочные. Они будут имитироваться. А Джеки превосходно с детства владеет кунгфу и в кадре действительно дерется. Поэтому так эффектно и смотрится».

Юань Бин помнит еще те времена, когда Джеки Чан работал обычным дублером. Работали тогда вместе, затем вместе уже начали снимать свое кино. Джеки Чан всегда работает только с проверенной командой. Самые сложные трюки – это те, что связаны со взрывами. Там требуется синхронная работа многих специалистов. В том числе и оператора. Один такой трюк может сниматься день. И он очень опасный по той же причине, что очень много людей задействовано.

Почти все последние фильмы Джеки Чан снимал совместно с Голливудом. Но вот теперь гонконгские мастера решили заняться совместным творчеством с Россией, правда, без главного каскадера Китая, но с его правой рукой. Юань Бин делился опытом с российскими постановщиками трюков. В 2010 году вышел сериал «Последний секрет мастера», над которым в числе огромной российско-китайской команды трудились и мы с Юань Бином.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

Первые настоящие джунгли В Лаосе нет ни плодородных долин, ни полезных ископаемых. Это одна из самых бедных стран мира, хотя в XX в. европейцы и пытались ее модернизировать. Французские колонизаторы привозили сюда технических специалистов и чиновников из более развитого

Из книги автора

Настоящие авианосцы 1917 год стал годом появления первого настоящего авианосца. К этому времени уже было хорошо известно, что колесный самолет имеет преимущество перед гидросамолетом, особенно в боях против цеппелинов. Поэтому возникла проблема – как вытащить самолет

Из книги автора

Глава 14 НАСТОЯЩИЕ Куда меня вели, а затем везли, я узнал, вопреки обещанию энкаведиста, не особенно скоро. Сперва меня повели по длинным коридорам, потом по тюремному двору и, наконец, повезли в таком знакомом и так надоевшем "воронке". Перед посадкой в него браслеты с моих

Из книги автора

Предисловие Николая Старикова Герои 1937 года - жертвы или настоящие предатели? Вопрос о том, были ли действительно виновны обвиняемые громких процессов в Советском Союзе конца 1930-х годов, относится к числу дискуссионных и наиболее часто задаваемых. Составить своё мнение

Из книги автора

Кунг-фу или айкидо Какой вид рукопашного боя лучше и эффективнее? Ответить на этот вопрос не всегда получается, потому что ограничения на спортивных поединках порой не позволяют применять и половины существующих приемов, ведь многие из них могут повлечь серьезные увечья

Из книги автора

Секреты «Форин Офис» Назначенный послом Великобритании в СССР Р. С. Криппс прибыл в Москву в мае 1940 г. Именно с этого момента ему довелось наблюдать и оценивать события в странах Балтии – конечно, под углом зрения британских интересов. Противоборство Великобритании и

Из книги автора

Глава 19 СЕКРЕТЫ РАКЕТ «ФАУ» После войны было написано немало чепухи относительно немецкого ракетного испытательного полигона в Пенемюнде и многочисленных шпионах, пытавшихся выведать секреты нового оружия немцев – ракет «фау». К примеру, существует романтическая

Из книги автора

Настоящие масштабы Указанное преувеличение во многом обусловлено тем, что, начиная с перестроечных лет, огромное количество историков, публицистов и политиков упорно завышали масштабы репрессий, развернувшихся в 30-50-е годы. До сих пор называются цифры в пять, семь, а то

Из книги автора

Глава 5. Секреты профессии Существенный подъем в путинской политической карьере подле Собчака ознаменовался тем, что теперь ему была необходима секретарша. Он нашел ее в Марине Ентальцевой, которая уже чуть было не решила, что упустила свой шанс, когда Путин застал ее

Из книги автора

Давнишние секреты Шестидесятые годы. Частный визит к немолодой даме.- Дела совсем неплохие. Сердце у вас покрепче стало, все будет хорошо. А как наша общая знакомая Матильда Владимировна поживает?- У меня с Матильдой одно время были непростые отношения. Я уж вам открою

Из книги автора

Секреты производства: бюрократ «Дело» - то, что сегодня мы называем производственной пьесой.Делопроизводственная.На каждом производстве есть свои рядовые труженики, есть мастера, есть гении. «Дело» - о мастерах и гениях.«Варравины и Тарелкины - не только взяточники, -

Из книги автора

Секреты производства: взятка Вот общее место: Сухово-Кобылин - несомненный продолжатель в комедии гоголевской традиции.И действительно несомненно, если глянуть на дело именно в общем виде. Да, Гоголь, а до него - Грибоедов, а до Грибоедова - Фонвизин; куда же податься

Из книги автора

Мастер спорта по кунг-фу Новую работу я выбрала по принципу, чтобы она не отнимала слишком много времени от театра. Подошла работа уборщицы. Причем, мне по блату достался Меншиковский дворец с его необыкновенно красивыми княжескими апартаментами, лепниной и высокими

Из книги автора

Дальневосточные секреты долголетия Работая на Дальнем Востоке, я вновь и вновь убеждался, что новогодние ритуалы воплощают три ипостаси счастья в понимании китайцев, японцев и других народов региона.Лейтмотивом праздничных украшений там служат три иероглифа: «фу»,