Цель: удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного выступления и ведения дискуссий. Создание межпредметных связей, прежде всего с уроками изобразительного искусства, информатики, литературы. Формирования толерантности и навыков работы в команде. Формирование аналитического и критического, коллегиального мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция по истории.

«Происхождение основателя государственности Руси Рюрика»

Цель: удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного выступления и ведения дискуссий. Создание межпредметных связей, прежде всего с уроками изобразительного искусства, информатики, литературы. Формирования толерантности и навыков работы в команде. Формирование аналитического и критического, коллегиального мышления.

Задачи: обобщить знания учащихся по теме «Создание государственности у восточных славян», расширить определить место предков славян; выявить факторы, существенно повлиявшие на судьбы восточных славян. Проанализировать проблемы этногенеза восточных славян; определить предпосылки возникновения Древнерусского государства. Провести знакомство с дискуссией о происхождении Древнерусского государства (спор норманистов и антинорманистов)

Оборудование : раздаточный материал, наглядные средства, интерактивная доска, мультемидийный проектор, компьютер.

Ход мероприятия:

Ведущий

Здравствуйте уважаемые гости, участники и жюри нашей научно-практической конференции по истории! Меня зовут Гришина Оксана Александровна, я буду ведущей нашей сегодняшней н.п. конференции. Представляю вам наших уважаемых гостей: Директор Центра развития образования Валькова Ольга Юрьевна, ведущий специалист Центра развития образования, директор Центра дистанционного обучения Крыжановская Л.А., зам.директора по УР СОШ№8 Гославская Н.Н., президент общества учащихся Раздобурдин Влад.

Сегодня мы собрались здесь по очень интересному поводу.

В настоящее время мы живем в эпоху научно-технического прогресса и информационного общества. В связи с этим ученые почти каждый день совершают новые научные открытия. Такие открытия происходят и в исторической науке. Ученые археологи ведут свои исследования, находят новые артефакты и привычный взгляд на исторические события меняется.

Однако в исторической науке остается немало загадок, разгадать которые не под силу даже современным ученым со всем их супероборудованием.

Об одной из таких загадок мы познакомились изучая тему посвященную основателю государственности Руси Рюрику в 6-ом классе.

Хочется познакомить вас со стихотворением Ивана Есаулкова «О Рюрике», его нам расскажет ученица 7 «А» класса Уварова Дарья:

О Рюрике

Был Рюрик, нет ли, - неизвестно.
Гадать об этом не берусь,
Но слов не выбросить из песни -
Пришла к славянам как-то русь.

Ещё, возможно, были братья:
Был Трувор, так же Синеус.
И летописцу подыграть я
Согласен: началась с них Русь!

Они на Ладоге, в Изборске,
И в Белозёрске стали жить,
И с каждым воинов по горстке,
Те - княжить, эти же - служить.

Но по завету Гостомысла,
Чтоб не вставали род на род,
Судить князья должны со смыслом
Свободный северный народ.
В ходе изучения возникла проблемная ситуация «Происхождение основателя государственности Руси Рюрика».

Ученые всего мира не могут ответить на этот вопрос однозначно. В современной исторической науке существует множество теорий его происхождение, но выделяются две главные. Ученые разделились во мнении, одни считают, что Рюрик имел норманнское происхождение, их называют норманистами. Другие склоняются к теории славянского происхождения Рюрика, их называют антинорманистами. Разделились и мнения ребят по этому вопросу.

Двое учащихся 6-го класса решили провести исследование и создать исследовательский проект, чтобы доказать нам верность теории, которой они отдали предпочтение.

Знакомьтесь! это ученик 6 класса Колойтанов Валерий. Выявив этот проблемный вопрос, свой проект Валера начал с выдвижения гипотезы, о том, что Рюрик имел норманнское происхождение.

Второй наш исследователь ученик 6-го Класса Горин Евгений. Его так же заинтересовала эта тема. Его гипотеза «Рюрик славянского происхождения»…

Продуктом проектной деятельности ребят является мультемидийная презентация, посредствам которой, апаненты постараются убедить нас в правильности выбранной ими теории.

Наше уважаемое жюри в составе членов научного общества учащихся, победителей и призеров конкурсов и олимпиад различных уровней

Крыжановского Виктора

Пилипенко Виктории

Зорькиной Елены

Старожиловой Марии

Токаревой Ангелины

Попова Георгия

Найденовой Арины

Левченко Арины

Асланова Евстафия

Лебедь Виолетты

Ковалевой Виолеты

Миллер Марины

Мауль Виталия

Левченко Арины

Во время презентации своих проектов нашими исследователями, жюри будет заполнять специальные таблицы, которые помогут им впоследствии определиться с выбором наиболее правильной, по их мнению, теории.

Затем,посовещавшись и определившись члены жюри прикрепят квадратики к плакату, символизирующему выбранную ими теорию.

Председатель жюри, президент школы Раздобурдин Влад, произведет подсчет голосов и объявит нам, чей проект оказался более убедительным.

И так начнем! Кто первый хочет презентовать нам свой проект?

Спасибо Валера.

Если у членов жюри вопросы?

Слово предоставляется Горину Евгению…

Спасибо Женя.

Уважаемое жюри вам предоставляется время (3 минуты) для обсуждения проектов наших участников и определения наиболее убедительного.по вашему мнению проекта. Слово предоставляется председателю жюри Раздобурдину Владу.

Награждение участников.

Всем большое спасибо и успехов.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мугунская средняя общеобразовательная школа»

Х I - научно – практическая конференция «За страницами учебника»

История моего села…

Выполнила:

Лечитская Екатерина,

ученица 5 класса

Руководитель:

Кучерова Юлия Викторовна,

учитель истории и обществознания

Иркутская область,Тулунский район,

с. Мугун, ул. Ленина, 56

Тулун, 2016

Содержание

    Введение…………………………………………………………………3

    Основная часть…………………………………………………………..5

2.1 Время появления села…………………………………………………..5

2.2 Село в годы гражданской войны………………………………………6

2.3 Создание ТОЗ…………………………………………………………...6

2.4 Жизнь села в годы Великой Отечественной войны………………….7

2.5 Строительство школы………………………………………………….10

3. Заключение……………………………………………………………….10

4. Список литературы………………………………………………………12

5. Приложение ……………………………………………………………...13

Деревня спит. Мугун – моя деревня

Люблю ее, как дом родной она

Леса, поля, зеленые деревья

Ее прекрасные и нежные тона!

Какой она была давным – давно?

Кто сотворил Мугун? Конечно люди

Мугуну появиться было суждено,

И было сказано Мугун – деревня будет!

Эти строки из летописи о моем селе. Автором, которой является ученица нашей школы Стороженко Анастасия.

Тема моей исследовательской работы «История моего села». Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живет. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромная и прекрасная. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с нею одной жизнью. И знать ее историю нужно каждому.

Цель исследовательской работы: - познакомиться с историей села.

Задачи: - узнать когда и как возникло село,

Узнать об известных людях нашего села

Изучить материалы, имеющиеся в администрации сельского поселения, в сельской и школьной библиотеке, в школьном музее.

Гипотеза: предполагаю – проявиться интерес к изучению истории села,

Обогатятся знания не только у меня, но и у моих сверстников о нашем селе и о его людях.

Актуальность: предположила, если я не буду знать, если он не будет знать ничего о нашем селе, то никто ничего не узнает о селе, а человек не знающий прошлого не имеет будущего.

В результате моей работы, смею предположить, изменится:

Мое отношение к прошлому малой Родины,

Изменится отношение моих одноклассников,

Обогатятся знания не только у меня, а и у моих сверстников о родном селе и его людях.

План моих действий.

Опросила одноклассников и старшеклассников, родителей и просто жителей села об информации, которую они знают о селе.

Заготовила анкету на которую они могли бы ответить. (Приложение 1)

Подвела итоги своей работы. (Приложение 5)

Опрос родителей и жителей села показал: (Приложение 4)

86% жителей села знают год рождения села.

90% жителей знают, что обозначает название нашего села.

35% жителей села имеют представление об истории села.

Опрос школьников показал: (Приложение 3)

90% старшеклассников знают год рождения села.

95% старшеклассников знают, что обозначает название нашего села.

86% старшеклассников знают историю нашего села.

Опрос сверстников показал: (Приложение 2)

20% одноклассников знают год рождения села.

32% одноклассников знают, что обозначает название нашего села.

5% одноклассников знают историю нашего села.

Вывод: отсюда следует, что очень плохо знают историю села мои сверстники.

Для того чтобы выполнить поставленные задачи я изучила материалы школьного музея, дополнительную литературу, находила полезную информацию в процессе беседы с Егоровой Любовь Петровной, училась анализировать и делать выводы.(Приложение 6)

Для поиска ответов я обращалась за помощью к толковому словарю, поговорила с родителями, со старожилами села (Приложение 6), встретилась с работниками местной библиотеки (Приложение 7), главой сельской администрации Кучеровым Владимиром Николаевичем (Приложение 8),посетили архив Тулунского района (Приложение 9), обратилась за помощью к учителю.

Вот заалело солнце на востоке.

Деревня спит, и дремлют петухи.

И на холодном зеркале воды,

Остался след, погаснувшей звезды.

Глаза открою, подойду к окну

И брошу взгляд свой на кусты рябины,

И тут же створку я окна толкну,

И встанут тут лесов родных долины…

Так начинается летопись о родном селе Мугун. Село Мугун было образовано в 1896 году, а это значит, что в этом году нашему селу уже 120 лет. «Мугун» в переводе с бурятского – деньги.

Мугун – село переселенческое. Его основали выходцы из Белоруссии и с Украины, отправившиеся в чужедальнюю, но привлекательную Сибирь за землей и достатком, не стесненностью. «Двигаясь на Амур, - вспоминает Прищепова Аксинья, останавливались уставшие. Ехали на конях, и с собой везли то, что смогли взять. Среди первых были Прищеповы Тимофей и Василий, Цишковичи, Янковичи, Поляковы, Юркасовы, братья Воронцовы – Кирилл, Федор, да Евстафий. Копали землянки, выкорчевывали лес и разрабатывали поля, строили домики. Все делали вручную, на собаках и лошадях».

В зависимости от места прибытия называли и новые места жительства. Тарасовка – ныне улица Кирова, Капанщина – начало улицы Ленина, Барховщина – продолжение улицы Ленина, Самодумовка – улица Комарова, Климовка – улица Гагарина. Еще люди селились на заимках. Писаревщина – первые жители Писарев и Зяткины. Ерашова поляна – выстроили Ерош и Ярцевы.

Разрабатывали пашню, принимались строить дома, заводили скот. На полях сеяли пшеницу, рожь, картофель, коноплю, лен, сажали овощи.

Более зажиточные хозяева обрабатывали землю железным плугом на лошади, те, кто победнее – деревянным. Нелегким был и женский труд. После дневной работы в поле, вечерами собирались они в одной из изб и при свете лучины пряли шерсть и лен, ткали холсты для того, чтобы сшить семье одежду. Кроме этого, односельчане занимались обжигом кирпича из местной глины. В селе была построена маслобойня и мельница, принадлежавшие жителю села Лугавец Ивану. На мельнице и маслобойне вырабатывали масло из семян конопли и льна.

В 1900 году была построена церковь, где крестили детей, отмечали религиозные праздники. В 1930 – е годы церковь была разорена и перенесена в другое село. Престольным праздником в Мугуне был Михайлов день, на который съезжались жители окрестных деревень. Школы в это время в селе не было. Большинство детей были безграмотными. Дети обучались грамоте у местного попа.

О свершившейся революции узнали в конце 1917 года. Привез это известие Кривцов Прокопий Никанорович.

Через село в годы гражданской войны проходили отряды Колчака, чехов, но боевых действий с ними не было. В окрестностях села действовали партизанские отряды. В одном из них находился житель села Балабушкин Никадим Тимофеевич. Его сына Григория, семнадцатилетнего юношу, белогвардейцы засекли плетьми за то, что он отказался показать дорогу в лес к партизанам. Жизнь в селе после революции мало изменилась. Жили по – прежнему единолично.

Одним из первых коммунистов в нашем селе был Кривцов Прокопий Никанорович. В период первой мировой войны он служил в царской армии. На германском фронте он был ранен и отправлен в госпиталь в г. Петроград. После выздоровления возвратился в родное село, где создал первую партийную ячейку.

В 1928 году был создан ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли), который явился началом для создания колхоза.

Колхоз в нашем селе был образован в 1930 году. Сначала было два хозяйства: «Парижская коммуна» во главе с Максименко Максимом Федоровичем и «Красная Армия» во главе с Кривцовым Прокопием Никаноровичем. В хозяйства сдавали семена, лошадей, деньги для подъема колхоза и приобретения сельскохозяйственного инвентаря.

Первыми в колхоз вступили Невидомский Роман, Авхимович Сергей, Поддубский Антон, Поляков Илья, Кириенко Илья, братья Шипилевские и Батраковы.

В 1932 году два колхоза объединились в один под названием «Парижская коммуна». Председателем избрали Кривцова П. Н.. С 1933 года в течении 25 лет работал на посту председателя Кириенко Илья Кондратьевич. В 1959 году он удостоен звания Героя Социалистического труда.(Приложение 10)

Как же выглядело хозяйство первого колхоза? В хлеву первые 7 коров, несколько свиней да лошадей, 2 железных плуга. Вот с этого и начинали поднимать колхозное хозяйство наши односельчане. Постепенно начали строить фермы. Первой знатной телятницей была Луговская Феня, она была награждена орденом Красного Знамени. Знатной свинаркой была Пырх Меланья. За большие успехи урожая картофеля и проса бронзовой медалью ВДНХ была награждена Курьянович Мария Исааковна в 1939 году, она также мать – героиня.

Первая машина полуторка появилась в 1932 году. Первым шофёром был Кириенко Иван Кондратьевич. Жители села вспоминают, что страшно боялись, когда машина ехала по деревне, но из любопытства смотрели из подворотен. Затем ознакомились и целый день шофер только и дело катал всех.

Сеялки были конные. А в 1933 году на полях заработал первый трактор, на дровах. И первым трактористом был Полевик Петр Демидович.(приложение 11)

Наши дедушки, прадедушки, бабушки, прабабушки жили в очень трудное время, во время когда была война. Они защищали Родину не жалея сил и добились победы. Хотелось бы рассказать о судьбах некоторых из них.

Екатерина Ивановна Клюева родилась 21 декабря 1919 года. Росла Екатерина задорной и веселой девочкой, была заводилой среди деревенских девчат. Может быть, поэтому в числе первых вступила в комсомол. В 1937 году по путевке райкома комсомола была направлена на учебу в Никитаевскую МТС. Окончание учебы совпало с началом войны. И Екатерине пришлось взвалить на свои хрупкие плечи мужские заботы и взяться далеко не за женский труд. С сорок первого по сорок третий год работала она в колхозе имени Ленина (село Манут) трактористом. Затем поступила в Тулунский сельхозтехникум, где получила специальность бригадира тракторной бригады. В сорок четвертом была направлена на работу в колхоз имени «Парижской коммуны» и снова села за трактор. Нормы были очень высокие – за день нужно было вспахать 3,5 гектаров, а она на своем трёхкорпусном плуге вспахивала до семи. На посевной необходимо было засеять пятнадцать гектаров – засевала тридцать, перевыполняя норму в два раза. Сама, без посторонней помощи, ремонтировала старый колесный трактор, который стал ее верным другом.

С улыбкой вспоминала Екатерина Ивановна, как за свой труд получила премию: «Говорит мне однажды бригадир, что если засею за день поле, то получу премию. Я так старалась, мечтала, что дадут ситца на платье к лету. А вечером, когда норма была выполнена, получила буханку хлеба. Но ему была рада больше платья, так как всегда была голодна»

Несмотря на голод, денежные нехватки правление колхоза никогда не забывало премировать лучших. Премии давали ежегодно осенью: это было либо 200 рублей денег, либо отрезки ткани, либо валенки. Дважды Екатерина Ивановна получала награды от правления колхоза за свой ударный труд. Один раз в премию дали нетель, а другой – поросенка. Мужчин в колхозе практически не было – одни женщины, да дети. В бригаде у Екатерины Ивановны было четыре трактора и два комбайна, на которых работали шестеро ее лучших подруг. О том, что передали об окончании войны, они не знали, так как были на вспашке. И вдруг видят, что к ним прямо по пахоте бежит заместитель председателя и что – то кричит. Они заглушили технику и побежали навстречу. «Победа! Победа!» - кричал он. Хот все в нее свято верили и ждали ее каждый день, его слова прозвучали неожиданно. Кто плакал, кто смеялся, кто затянул песню – радости не было предела и каждый выражал ее по – своему. А потом снова принялись за работу: норму в этот день снова выполнили – но уже в честь победы.

Канунова Варвара Дмитриевна родилась 10 февраля 1926 года в деревне ДнепровскНижнеудинского уезда, в крестьянской семье. Родители Варвары Дмитриевны – переселенцы Псковской губернии, приехали в Сибирь в поисках лучшей жизни и обосновались на Нижнеудинской земле. Перед нами сидит пожилая женщина, умудренная жизненным опытом, с ясным взглядом, доброжелательной улыбкой.

Варвара Дмитриевна согласилась рассказать нам о своей трудной, но не менее интересной жизни. Родилась Варвара Дмитриевна третьим ребенком в семье. Маленькой Варе едва исполнился годик, как в их семье умирает отец. Мама Вари остается с тремя детьми на руках, которых надо накормить, одеть, обогреть. Спустя год после смерти мужа Варина мама знакомится с вдовцом Романенко И.И, у которого после смерти жены остался сын Леонид, и выходит за него замуж. От совместного брака у них родились две девочки и четыре мальчика. Многочисленные семьи того времени жили бедно. В обязанность старших детей входило присматривать за младшими братьями и сестрами. Варвара Дмитриевна говорит, что помнит себя с четырех лет, когда стала нянькой для младшей сестры Веры, родившейся в 1929 году. Бывало мама бросит на пол тулуп, посадит маленькую Веру, а Варя развлекала ее игрушками, сшитыми мамиными руками.

В возрасте восьми лет Варя пошла учиться в первый класс двухлетней Днепровской школы. В третий класс пришлось ехать в деревню Широково, которая находилась в четырех километрах от дома. Чтобы попасть в школу надо было на лодке переплывать речку Уду в летнее время. Был случай, когда перегруженная детьми лодка перевернулась, но благодаря лодочнику никто из детей не утонул. В 1933 году Варвара Дмитриевна закончила 4 класс и на этом ее учеба оборвалась, т.к надо было помогать дома маме с отцом по хозяйству, да и по близости не было семилетней школы, чтобы продолжать учебу.

23 июня 1941 года представитель сельского совета сообщил жителям деревни о начале войны с фашисткой Германией. В деревне началась мобилизация мужчин и молодых парней в ряды Советской армии. Уходили на фронт отцы, мужья, братья, оставив дома своих невест, жен и детей. В тылу все тяготы военной жизни легли на плечи женщин и детей – подростков. Хватало работы дома, но Варя в свои 15 лет пошла работать в колхоз. Труд был тяжелым, непосильным. Приходилось работать с темна до темна колхозную землю пахали на лошадях и коровах. Зерно сеяли руками. Садили овощи, которые приходилось поливать в сильную жару. И делал это, как правило, малолетки. Выращивали табак, сушили его резали и отправляли бойцам на фронт. Дома вечерами вязали носки, рукавицы, шили кисеты (мешочки для табака), сушили картошку, мололи ее и все это тоже отправляли на фронт. Работали под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Времени для досуга было очень мало, но молодость на то она молодость. Девчонки и парни собирались в одной из деревенских хат на ночные посиделки, где ели песни под гармошку, танцевали, плясали, а в перерывах пряли шерсть. Вязали, шили чирки (обувь из кожи) своими руками. Варя хорошо играла на балалайке, могла сыграть «полонез», «польку», «кадриль». Парни занимались столярными работами, а за одно приглядывали среди девушек себе невест. В 1943 году в 17 лет Варвара Дмитриевна стала бригадиром одной из двух бригад колхоза. Потом ее отправили на лесозаготовки. Деревья валили, отпиливая их двухручной пилой. Варя работала на распиловке бревен на брус. Работали не покладая рук на сколько хватало сил. Своим трудом приближали окончания войны. Кормили скудно на одного человека выдавали 600 граммов хлеба в сутки. И вот в мае 1945 года пришла Победа. Радости не было предела и смеялись, и плакали. Большинство мужчин не вернулись с войны. Горе и боль навсегда оставили след на лицах женщин, не дождавшихся своих любимых с фронта. Каждая из них в тайне надеялась: - «А вдруг, еще вернется». Началась послевоенная жизнь, тяжелая, трудная.

Кириенко Александра Захаровна родилась 15 июня 1925 года. Когда ей исполнилось шестнадцать лет, на страну обрушилось страшное горе – война. Как и миллионам ее сверстников, ей хотелось на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Родину. Но ее не брали – слишком молода. Александра не сдавалась, и в итоге суровым дядям из военкомата пришлось уступить настойчивой девчонке. В сорок третьем ей не было еще и восемнадцати, а ее после прохождения комиссии уже направили в Новосибирск, где учили держать оружие и метко стрелять. После успешного прохождения курсов, сменив платьице на мужскую одежду, она попадает в 74 – й полк на станции Кривощеково, а там новое распоряжение – Кемерово, полк № 153. Здесь до 17 ноября 1945 года несла службу Александра.

«Служба была гарнизонная. Я была командиром отделения, вместе со своими девчонками охраняла склады с боеприпасами. Стояли на постах по 12 – 16 часов, по правилу через каждые четыре часа должны были меняться, но часто случалось так, что смены караула не было, ведь нас было очень мало. Честно говоря, нести караул было страшновато, так как часто приходилось задерживать подозреваемых, а они могли оказаться врагами и диверсантами. И еще – вокруг был порох и каждую минуту мог произойти взрыв. Помню, пятого мая сорок четвертого взорвалась сушилка, образовалась огромная воронка глубиной шесть метров. Причину взрыва так и не смогли установить: то ли действия диверсантов, то ли по вине техперсонала. Особенно тяжело было зимой. Каждой на зиму, чтобы спастись от мороза, выдавали по две пары чулок. Одевали сначала простые, потеплее, а сверху тонюсенькие. От холода они не спасали, колени очень мерзли, и часто мы их обмораживали. Уже сколько лет прошло после войны, а мои колени без конца о ней напоминают. В особо сильные морозы мы на посту превращались в «ледышек», на покинуть его не могли, дисциплина у нас была строгая – военная. Часто нам приходилось сопровождать боеприпасы через реку Томь в Новосибирск, для погрузки их в военные эшелоны и сопровождать их на фронт. За отличную службу меня отправили в Новосибирскую полковую школу младших командиров, которую закончила с отличием и мне было присвоено звание старшины. А командир дивизии в качестве поощрения дал десятидневный отпуск, чтобы я смогла съездить домой в Мугун. Десять дней пролетели, как один миг. И снова служба. Летом сорок пятого, после окончания войны, советское руководство объявило набор девушек для отправки в Германию, в качестве регулировщиц. Набрали группу в двенадцать человек, в ее состав вошла и я. Мы прошли обучение, но перед самой отправкой приказ был отменен. 9 ноября 1945 года Калинин объявил о демобилизации девушек из армии и уже с одиннадцатого числа мои девчонки стали отъезжать по домам. А мне пришлось задержаться – я была старшей по званию и мне нужно было все сдать строгим ревизорам. Домой в Мугун я пришла пешком 20 ноября 1945 года. Почему пешком? Сил не было ждать попутного транспорта, так как хотела увидеть и обнять родных. Через несколько дней после возвращения домой меня избрали секретарем комсомольской организации. Тогда нас было уже четверо, а через год уже пятьдесят шесть человек входило в состав нашей организации. Жили интересно – день, не покладая рук, трудились в колхозе, а вечером наша комсомольская агитбригада давала концерты на полях, на фермах, в клубе, оказывали посильную помощь вдовам, чьи мужья погибли на фронте. Мы всеми силами старались помочь стране подняться из послевоенных руин.

И я думаю, что нам это удалось».(Приложение 12)

Еще очень хочу рассказать хоть немного о своей школе.(Приложение 13)

В 1920 году строили школу. На строительство школы вышло все население Мугуна. Ребятишки тоже помогали строить здание школы. Они носили песок, вбивали гвозди, копали ямки для столбов.

В 1937 году была построена семилетняя школа – первыми учителями были Шахалевич Прокопий Иванович и Невидомский Георгий Петрович.

В школе учились дети из Харманута, Красносельска, Александровки.

С 1962 года школа стала восьмилетней. Через несколько лет началось строительство новой школы. Закончилось оно в 1970 году. И в этот год ребята вошли в новое двухэтажное здание Мугунской средней школы. В 2016 году в Мугунской школе 129 обучающихся, 19 педагогов.

Последнее десятилетие отмечено распадом сельскохозяйственного производства. Не избежало этой участи и наше село Мугун. Люди были вынуждены усиленно заниматься разведением личного подсобного хозяйства. Чтобы прокормить семьи приходиться искать работу за пределами села. Численность Мугунского сельского поселения, согласно последней переписи, составила 1391 человек, число домовладений 462.

Исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о славных страницах истории. В ходе проекта я научилась анализировать, делать выводы. Знания, которые приобрела помогут мне в дальнейшем на уроках истории и обществознания, когда мы будем изучать тему «Моя малая Родина». Результаты моего исследования можно использовать для проведения классных часов «Мое село».

Список литературы

    Без села России не бывать. Тулун. 2011 г.

    Край серебряных озер и золотых полей. Издательство «Сибирь Ия». Иркутская область. Тулунского района.

    Воспоминания жителей села.

    Материалы школьного музея.

Приложение

Приложение 1

Вопросы анкеты.

    В каком году было освоено село?

    Что означает название нашего села?

    Знаете ли вы история села Мугун?

Темы исследовательских проектов по истории

- профиль

История России

    Викинги и славяне: история взаимоотношений.

    Реальные и мифологические образы древнерусских князей.

    Герои русских былин и их реальные прототипы.

    Княжеские съезды XII–XIII в. и их реальное значение.

    Историческая реальность «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», «Поучения Владимира Мономаха» и др. произведений древнерусской литературы.

    Политический строй средневековых республик (Новгород, Псков).

    История христианизации восточнославянских территорий.

    История канонизации князей Бориса и Глеба.

    Русский средневековый монастырь как землевладелец и интеллектуальный центр.

    Международные связи Киевской Руси.

    «Влесова книга»: история фальсификации.

    Проблемы «феодализма» в трудах российских историков.

    Церковная реформа 1666 г.: причины и результаты.

    История сибирского старообрядчества.

    История старообрядческого книгопечатания.

    История старообрядческого пустынножительства.

    История старообрядческого предпринимательства (династии Морозовых, Рябушинских и др.).

    Старообрядческие самосожжения: мифы и реальность.

    Образы монархов XVIII столетия (Петра I, Екатерины II, Павла I) в отечественной публицистике XIX–ХХ в., школьных учебниках.

    Политический символизм: венчание на царство, коронационные торжества, инаугурации.

    Русская общественная мысль и поиски национальной идентичности (на примере произведений М.М. Щербатова, славянофилов и западников). Н.И. Новиков и русское масонство.

    Русские нелегальные и запрещенные издания XIX века

    Декабрист Г.С. Батеньков и его библиотека.

    Утопии места в русской народной культуре (легенда о Беловодье, граде Китеже, «земном рае»).

    Мое генеалогическое древо.

    Политический портрет членов «Избранной рады» (Сильвестр, А.Адашев и др.).

    Митрополит Макарий и Иван IV: а) становление политической доктрины Ивана IV; б) характеристика взаимоотношений.

    Иван Пересветов в русской политической мысли: типичен ли он?

    Психолого-исторический портрет Ивана Грозного (можно взять также других деятелей: А.Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, Борис Годунов и др.).

    Смута: «главные герои» (характеристика Лжедмитрия I и его окружения, Лжедмитрий II, лидеры сопротивления: М.В.Скопин-Шуйский, П.Ляпунов, К.Минин, Д.Пожарский).

    Причины раскола русской церкви в XVII веке.

    Мировоззрение старообрядцев.

    Личность и деятельность Патриарха Никона.

    Вожди старообрядчества XVII века: Аввакум, Иоанн Неронов, дьякон Федор - личность, деятельность, мировоззрение.

    Земледелие и расселение русских в Томском уезде XVII в.

    Колонизация Сибири в XVII -XVIII вв.

    Воспитание детей в семье Алексея Михайловича.

    Место Оружейной палаты в художественной культуре Руси.

    Личный вклад Петра I в реформы первой четверти XVIII в.

    Род дворян Демидовых во второй половине XVIII в.

    Деятели времени правления Екатерины II: А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, А.Г.Потемкин, А.В.Суворов, Н.А.Румянцев, Ф.Ф.Ушаков, Н.И.Новиков.

    Россия глазами М.М.Щербатова и А.Н.Радищева.

    Общественная жизнь провинциального города на примере сибирских городов.

    Рабочее движение в России в XVII-XIX вв.

    Общественные организации и органы самоуправления в периоды революционных кризисов.

    Изыскание путей сообщения.

    История техники в Сибири.

    Региональные центры управления.

    Эволюция волостного правления

    Александр I как дипломат.

    Региональные органы управления в формировании восточной политики России.

    Сибирь и Центральная Азия в исторической ретроспективе.

    Россия и страны Центральной Азии.

    Романовы в повседневной жизни.

    Воспитание детей в царской семье.

    Повседневная жизнь царской семьи в эпоху Александра I (по воспоминаниям и дневникам современников)

    Дворцово-парковые ансамбли Романовых.

    Александр I и Адам Чарторыйский: история «дружбы» по дневникам и письмам.

    Россия глазами иностранцев (XVI-XIX вв.)

    Европейская литература и русское общество во второй четверти XIX века.

    Европа глазами П.А. Толстого.

    Идея царской власти на Руси и ее обрядовое оформление в конце XV- первой половине XVI вв.

    Дипломатия и внешнеполитическая концепция Российского государства в XV-XVII вв.

    Политика России в Закавказье в первой трети XIX в. (по материалам Кавказской археографической экспедиции)

    Женское образование в Росси.

    Уставы российских университетов в XIX веке

    «Тургеневская девушка» или русский дворянин в поисках женского идеала.

    Русская женщина-дворянка в XVIII в. (по воспоминаниям, дневникам и письмам)

    Охота в жизни русского дворянства (XVIII-начало XX вв.)

    «Порядок» и «беспорядок» в представлениях посадского человека и государственной власти в XVII в.

    Русь и Литва глазами потомков и современников.

    Партия кадетов в 1905-1907 гг.

    Программа и тактика партии эсеров.

    Черносотенное движение в начале XX века.

    Русско-японская война 1904-1905 гг.

    Русская армия в первой мировой войне.

    Мемуары С.Ю. Витте как источник для изучения политической истории России начала XX века.

    Быт семьи Николая П.

    Источники по истории России в цикле романов А.И.Солженицена «Красное колесо».

    Россия и монархия в работах великого мыслителя русского зарубежья И.А.Ильина (1883-1954 гг.).

    Математические методы в истории.

    Особенности русской культуры.

    Личность П.А.Столыпина в романе А.И.Солженицена «Август четырнадцатого».

    «Народная монархия» Ивана Солоневича.

    Русская монархия в начале XX века.

    Социально-сословная структура России в начале XX в.

    Русская православная церковь в начале XX века.

    Курильские острова в русско-японских отношениях XVIII-XX вв.

    Особенности парламентской системы России начала XX века.

    Евразийская концепция Российской империи.

    Гражданское общество в России начала XX века.

    «Вехи» как поворот в мировоззрении российской интеллигенции.

    Высшая школа в России конца XIX - начала XX вв.

    Мемуары В.В.Шульгина как источник по истории России.

    Земское самоуправление в России.

    «Союз Михаила Архангела».

    Основные особенности русской цивилизации.

    Русская ментальность. Основные черты русского национального характера.

    Национальная политика П.А.Столыпина.

    П.А.Столыпин.

    Особенности российской имперской государственности.

    Правящий класс в России в начале XX века.

    Православные черты в русской духовности.

    Император Александр II. Освободитель или вешатель?

    Император Николай I как государственный деятель.

    Крестьянская реформа 1861 года в оценках современников.

    Понятие исторической альтернативы в историографической практике.

    «Россия и Запад» Н.Я. Данилевского. Типы и степени общественного развития.

    Русская интеллигенция и революция. (Веховская интерпретация).

    Народническая революционность как тип.

    Соотношение понятий «крепостничество» и «феодализм» в отечественной литературе.

    Реальный смысл самодержавности российского государства.

    Историческая хронология и историческая метрология. Число, счет и измерение как понятие культуры. Системы счета и представления о времени в различных культурных традициях. Вычислительные и измерительные устройства, приборы измерения веса, длины, объема, площади в русской исторической традиции. Правительственная политика в отношении мер и весов.

    Феномен игры в культуре. Азартные и коммерческие игры в быту различных сословий русского общества. «Русская рулетка». Гэмблинг. Образ игры в русской литературе и публицистике.

    Историческая география. Роль природной среды в социально-экономической, политической и культурной жизни русского общества.

    Быт и нравы русского общества. Категории труда, праздности и досуга в мировоззрении и жизненном укладе различных сословий русского общества.

    Досуговые и праздничные реалии провинциального города.

    Русское застолье и национальная кулинария.

    Налоговая система в Московской и Императорской России (и способы ухода от налогов)

    Тайная полиция в России XIX-начала XX в.

    А.П.Ермолов: военачальник, дипломат, политик

    Крымская война (1853-56 гг.)

    История Черноморского флота.

    Образ русского чиновника в публицистике и литературе

    И.А. Бунин: взгляд на русскую историю, русский народ, интеллигенцию и революцию.

    Городское самоуправление в России и Сибири.

    Дипломатический этикет: от Ивана III до Путина.

    Россия – родина терроризма. Народовольцы и «охота на царя».

    «Дубина народной войны»: партизанское движение в России в 1812 году.

    Сотрудничество с Наполеоном на оккупированных французами территориях России.

    Деятельность английской Московской компании в России (1554-1649): перспективы и пределы британского колониализма в отношении Московской Руси.

    «Золотая лихорадка» в Сибири (30-40-е гг. XIX в.)

    Народный фольклор (волшебные и бытовые сказки, легенды, былички, пословицы и поговорки) как исторический источник.

Слайд 2

Первые школы на Руси

Первоначально в Древней Руси образование не играло важной роли, так как кроме бояр и дворянских семей, больше никто не мог обучаться науке. Основную часть населения составляли крестьяне, которые днём и ночью занимались обработкой своих земель и угодий хозяина.

Слайд 3

988 год Киев

Первые школы были учреждены ещё в 988 году в городе Киеве. Эта информация соответствует знаменитой летописи «Повесть временных лет». Князь Владимир Святославович – основатель первой школы в Киевской Руси.

Слайд 4

ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ РОССИИ - НАЧАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

XV - XVII вв. в Московском государстве богатые родители учили детей дома, а те, кто не мог нанять учителя, отправляли ребят в школы при церквях, в которых дьяк года за три обучал их Закону Божьему, чтению и письму.

Слайд 5

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ(ПРОТАСЕНЕВА)

  • Слайд 6

    Цифирные школы (Юбко)

    В1701 г. в Москве, в Сухаревой башне, открылись "Математические и Навигацкие, т. е. мореходно-хитростных наук школы". В них принимали мальчиков и юношей от и до 20 лет всех сословий, кроме крепостных. Сначала всех зачисленных как "добровольно хотящих, иных же паче [лучше] и со принуждением" посылали в первый класс Русской школы. Окончивших ее переводили во второй класс - в Цифирную школу.

    Слайд 7

    В В обеих школах учили читать, писать и считать. После их окончания детей "разных чинов людей" (разночинцев) посылали служить в Адмиралтейство писарями, помощниками архитекторов, аптекарями. Дворянские же дети продолжали получать образование в Навигацкой школе, где преподавали геометрию, тригонометрию, астрономию, географию и другие науки. Выпускникам школы присваивали офицерское звание и отправляли во флот и армию. Если же кому-то из очень способных разночинцев удавалось закончить Навигацкую школу, то они затем служили на кораблях штурманами.

    Слайд 8

    Морская академия

    В 1715г. Навигацкую школу перевели в Санкт-Петербург, поближе к морю, и переименовали в Морскую академию, а Русская и Цифирная школы, оставшиеся в Сухаревой башне, стали подготовительными классами академии. Трудно приходилось ученикам этого первого в стране высшего технического учебного заведения. Жили они на казарменном положении в течение 9 - 10 и более лет и занимались по 8 - 9 часов в день.

    Слайд 9

    Архиерейские школы

    Архиерейские школы Сословные низшие учебные заведения для детей духовенства, открывавшиеся в России с 1721 при архиерейских домах (церковно-административные учреждения). Предметами обучения являлись религия, чтение, письмо, а в некоторых также арифметика, латинскикий, славянский, древнееврейский языки. Начиная с 1737 А. ш. постепенно были преобразованы в духовные семинарии

    Слайд 10

    Горнозаводские школы

    Учебные заведения при горных заводах 18-19 вв., готовившие квалифицированных рабочих и техников горной промышленности. Положили начало развитию профессионально-технического образования в России. Появление Горнозаводских школ связано с широко развернувшимся в начале 18 в. строительством горных предприятий. Подготовка квалифицированных рабочих первоначально (в 1-й четверти 18 в.) проводилась на Олонецких заводах, откуда вызывались на Урал мастера. В 1721 по инициативе русского учёного и государственного деятеля В. Н. Татищева

    Слайд 11

    Обязательная учебная повинность

    Обязательную учебную повинность для дворянства, духовенства и купечества Петру I осуществить не удалось. В 1723 было 42 Ц. ш., а затем они начали сливаться с гарнизонными школами, архиерейскими школами, горнозаводскими школами. В 1744 указ Сената «О соединении в губерниях и провинциях арифметических и гарнизонных школ в одно место» фактически положил конец существованию всех школ.

    Слайд 12

    Первые школы Щёлковского района. Подмосковье.

    Школа была открыта крупным фабрикантом меценатом и благотворителем Иваном Лазаревичем Лазаревым (1735-1801) на его шелкоткацкой фабрике во Фрянове. Благодаря близости фабриканта к высшей властной элите и его желанию угодить Императрице, школа была заведена по Высочайшим указам Екатерины II от 7 и 17 сентября 1782 года об учреждении народных школ.

    Слайд 13

    Первый четырехгодичный курс обучения во фряновской школе проходило 11 мальчиков, взятых из работавших на его фабрике детей посессионных рабочих. После окончания курса некоторые из учеников были освобождены фабрикантом из крепостного состояния. В 1786 году был произведен второй набор в школу. Благим намерениям И.Л. Лазарева помешала реакция фабричных рабочих, обратившихся к вышестоящему начальству с жалобой на действия фабриканта.

    Слайд 14

    Школа для крестьянских

    Лев Толстой «Ясная Поляна» (Кабанцова Настя)

    Посмотреть все слайды

    С 4 по 6 декабря 2018 года в Российском Доме международного научно-технического сотрудничества прошла XII научно-практическая конференция «История науки и техники. Музейное дело».

    Организаторы конференции:

    • Политехнический музей;
    • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
    • Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова;
    • Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН;
    • Ассоциация содействия развитию научно-технических музеев «АМНИТ».

    Тема конференции 2018 года – «Наука и общество».

    В этом году мы предложили нашим участникам не только совершенно новые темы для обсуждений, но и новый формат делового общения – Гостиные.

    Темами основных сессий стали:

    • Российские предприниматели и научно-техническая модернизация в XVIII – начале XX вв.
    • История научной политики
    • Наука в публичном пространстве: гендерные аспекты в истории науки
    • Наука в публичном пространстве: ученые и наука в СМИ.
    • Технологические и социальные утопии
    • Инженеры: техническая экспертиза, профессия и публичная политика
    • Научные исследования Политехнического музея

    Также были организованы специальные сессии:

    • Современный научно-технический музей: исследования, проекты, практика (секция организована Ассоциацией содействия развитию научно-технических музеев «АМНИТ»);
    • Материальность знания: научные приборы как инструмент познания и объект коллекционирования;
    • Реставрация и консервация комплексных/ технических объектов в музеях: современные вызовы;

    В этом году в конференции приняли участие 175 человек из России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Томск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Калининград, Казань, Переяславль-Залесский), Франции, Германии, США и Белоруссии. Среди участников присутствовали представители 18 музеев, 11 вузов, 6 Институтов РАН и 4 предприятий.

    Было представлено 80 докладов, в том числе 11 докладов сотрудников Политехнического музея по результатам научных исследований.

    В рамках Гостиных участники конференции познакомились с деятельностью фондов, научных обществ и центров, обсудили с коллегами последние новости, и мы надеемся, смогли найти новые пути для сотрудничества.

    Специальными участниками Гостиных стали:

    • Дмитрий Баюк (Международная академии истории науки, Европейское общество истории науки, Русское общество истории и философии науки);
    • Ольга Бычкова (Центр исследований наук и технологий (STS) Европейского университета в Санкт-Петербурге);
    • Нина Выскочил (Российский фонд фундаментальных исследований);
    • Борис Долгин (Просветительский фонд «Эволюция»);
    • Татьяна Кузнецова («Всероссийская патентно-техническая библиотека» Федерального института промышленной собственности);
    • Ирина Лапидус (Благотворительный фонд Владимира Потанина).