Царя Алексея Михайловича историк Ключевский называл славной русской душой и готов был видеть в нем лучшего человека древней Руси. Попробуем разобраться, за что этот государь удостоился столь лестной оценки.

Детство. Воспитание

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году, 16-летним юношей. Он получил обычное старомосковское образование, то есть мог бойко прочесть в церкви часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам. При этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения и мог поспорить с любым монахом в тонкой искушенности по части молитв и поста. Царевич прежнего времени, вероятно, на этом бы и остановился. Но Алексей воспитывался в иное время, когда русские люди смутно испытывали потребность в чем-то новом, а значит, иноземном. Ребенком Алексей уже держал в руках затейливые заморские игрушки: коня немецкой работы, немецкие же гравюры, и даже детские латы, сделанные для него мастером немчином Петром Шальтом.

Кроме того, в 11-12 лет Алексей уже был владельцем маленькой библиотеки, заключавшей в себе дюжину томов. Со временем чтение стало его ежедневной потребностью. Про зрелого Алексея Михайловича говорили, что он «навычен многим философским наукам». Царь также любил писать, пытался изложить историю своих военных походов, пробовал себя в стихотворстве и составил устав соколиной охоты, замечательный по образному языку и стремлению к бескорыстному любованию красотой.

Вот это привлекательное сочетание верности старорусской традиции с наклонностью к полезным и приятным новшествам составляло корень характера Алексея Михайловича. Царь был образцом набожности: в Великий и Успенский пост по вторникам, четвергам и субботам кушал один раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод — все без масла. По понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего. В церкви стоял иногда часов по пяти и по шести кряду, клал по тысячи земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи. В то же время, увлекаемый новыми веяниями, он частенько отступал от старозаветного порядка жизни. Ездил Алексей Михайлович в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, устраивал первые в России театральные представления, заботился о развитии флота и дал детям в учители книжного монаха, который учил их не только часослову и Псалтыри, но также латинскому и польскому языкам.

Что ж удивляться, что именно в семье Алексея Михайловича вырос будущий прорубатель окна в Европу.

И наконец, не забудем то необыкновенное смирение, с которым Алексей Михайлович воспринимал свой царский чин. В одном его письме читаем поразительные слова. Самодержец всея Руси жалуется, что истощил долготерпение Господа, ибо по многим своим грехам не годится во псы, не то что в цари. «Лучше быть маленькой звездочкой там, у небесного престола, нежели солнцем здесь, на земле», - пишет он в другом месте. Тут, кстати, вспомним, что Алексей Михайлович был современником другого государя, Людовика XIV, который в своем непомерном тщеславии присвоил себе титул «короля-Солнца» и не видел ничего дурного или хотя бы смешного в том, чтобы напевать хвалебные гимны, сложенные в его честь придворными подхалимами.

Почему — Тишайший?

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «Тишайший». А вот что оно означает?

Обыкновенно считается, что Алексея Михайловича прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова — ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродавцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките». Таков был царь на язык.
Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это Тишайший царь? Вряд ли.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век — «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».
Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» — это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

«Соляной бунт»

Уже в самом начале правления Алексея Михайловича вспыхнул первый крупный мятеж, — так называемый «соляной бунт».

В первые годы царствования Алексея Михайловича большое влияние на него имел его бывший воспитатель боярин Борис Иванович Морозов. Чтобы еще больше укрепить свое положение при дворе, Морозов сосватал 18-летнему царю младшую сестру своей жены — Марию Милославскую. Отец Марии, Илья Милославский, воспользовался своим неожиданным возвышением лишь для того, чтобы быстро набить карман. За взятки он раздавал купцам различные торговые монополии. Но особенно тяжело отразилось на благосостоянии народа резкое повышение налога на соль, так как соленая рыба была главной пищей тогдашнего простонародья. Доходы от этих махинаций Милославский делил со своими помощниками и клевретами — думским дьяком Назаром Чистым и двумя приказными дьяками — Петром Траханиотовым и Леонтием Плещеевым. Народ возненавидел эту компанию самой задушевной ненавистью.

29 июня 1649 года накопившееся недовольство вылилось в открытое возмущение. В этот день царь сопровождал патриарха в церковной процессии. Когда Алексей Михайлович вернулся в Кремль, то увидел себя окруженным большой толпой, прорвавшейся сюда раньше царя. Среди московской черни, купцов, ремесленников в толпе были и служилые люди. Пока одна часть мятежников удерживала царя, другая бросилась громить дворец Морозова. Погромщики не брали себе дорогие вещи, а ломали их на куски, топтали ногами или бросали в окна с криком: «Вот наша кровь!» Хотели разрушить и сам дворец, но Алексей Михайлович велел объявить, что здание принадлежит ему. Тогда толпа, умертвив трех слуг ненавистного временщика, рассеялась по Москве в поисках Морозова, Милославского и их честной компании.

Назар Чистый не ускользнул от народного гнева. Его поймали, избили, бросили на кучу навоза, где наконец и прикончили. Остальным удалось скрыться в надежных убежищах. Но на следующий день москвичи вновь появились перед царским дворцом, требуя их выдачи. Между тем обстановка накалялась, и город уже горел, подожженный мятежниками с четырех концов.

Алексей Михайлович должен был вступить в унизительные переговоры с бунтовщиками. Он просил не трогать Морозова, обещая сослать его подальше, и сумел-таки отстоять своего любимца. Но Плещеев и Траханиотов были выданы на расправу толпе, которая тут же буквально разорвала дьяков на куски. Это ужасное зрелище так подействовало на 20-летнего царя, что он со слезами на глазах стал умолять бунтовщиков о пощаде, клятвенно обязуясь уничтожить монополии, улучшить финансовое управление и дать стране справедливое правительство. Мало-помалу волнение народа улеглось и бунт прекратился.

Но то было лишь начало. «Бунташный век» неумолимо всходил в свой кровавый зенит.

Раскол

В царствование Алексея Михайловича русский дух дал первую глубокую трещину, которая получила название церковного раскола. Трещина эта не срослась до сих пор. Так что же за клин расколол русский народ на две части - православных и старообрядцев?

К середине XVII века за 600 с лишком лет существования на Руси христианства в русской Церкви возникли и утвердились некоторые местные обычаи и обряды, отличные от принятых в Церкви греческой, от которой Русь в свое время приняла новую веру. Таковы были двуперстное крестное знамение, начертание и произношение имени Иисус с одним «и» — Исус, пение двойной, а не тройной «аллилуйи» во время богослужения и тому подобное. Кроме того, при многократном переписывании от руки богослужебных книг в них накопилась масса описок и разногласий, а типографский станок только размножил эти недоразумения и придал им цену печатного слова. Как видите, церковные разногласия с греками не касались глубинных вопросов веры и церковных догматов, а носили чисто обрядовый характер. Но люди того времени придавали обряду огромное значение — в его соблюдении видели залог душевного спасения.

В правление Алексея Михайловича эти накопившиеся неисправности и разногласия стали уж очень сильно резать глаза образованным русским людям. Возникло естественное стремление переписать церковные книги согласно древним образцам. При патриархе Никоне с православного Востока и из разных углов России в Москву навезли горы старинных рукописных книг — греческих и церковнославянских. Исправленные по ним новые издания разослали по русским церквам с приказанием отобрать и истребить старопечатные и старописьменные книги. Вот тут-то и началась смута и брожение в умах. Многие православные, заглянув в присланные книги, ужаснулись, не найдя в них ни двуперстного знамения, ни Исуса, ни двойной аллилуйи, ни других привычных и освященных временем верований, обычаев и начертаний. В новых книгах усмотрели попытку церковных властей ввести какую-то новую веру. А ведь русские люди свято верили, что древние святые отцы спасались именно тем обычаем, который был принят на Руси, и что православным следует умирать «за единую букву аз» в церковном тексте.
Часть русского духовенства прокляло новые книги, как еретические, и продолжало совершать служение и молиться по старым книгам. На московском церковном соборе 1666-1667 годов непокорные были преданы анафеме за противление церковной власти и отлучены от Церкви. А отлученные, в свою очередь, перестали признавать церковную иерархию законной церковной властью. С тех пор и длится это церковное разделение русского народа, которое принесло немало бед России.

Заметим еще, что нервом церковного раскола была вовсе не слепая привязанность к старым обрядам. В отступлении церковного начальства от древнего правоверия раскольники увидели страшное знамение приближения конца времен. Раскол был своего рода социально-апокалиптической утопией, исступленным ожиданием пришествия Антихриста. Это экстатическое настроение породило своеобразный душевный тип «расколоучителей» первого поколения — скорее одержимых фанатиков, чем добрых пастырей.

Скажем несколько слов о наиболее выдающихся из них.

Начнем с мучеников. Первое место среди них следует, конечно, отвести протопопу Аввакуму. Это был крупный самородок, умный от природы, хотя и необразованный человек. «Аще я и не смыслен гораздо, неученый человек, — говорил он сам о себе, — не учен диалектике и риторике и философии, но разум Христов в себе имам — невежда словом, а не разумом».

Подобная самоуверенность была вызвана не одним только непомерным самомнением, которого у Аввакума действительно было хоть отбавляй. Он и в самом деле свято верил в ниспосланный ему дар непосредственного общения с Богом. Его неприятие церковной реформы было искренним и глубоким. «Задумалися, сошедшися меж собою, — рассказывает он о своих впечатлениях от нововведений патриарха Никона, — видим яко зима хочет быти: сердце озябло и ноги задрожали».

По складу своего характера Аввакум был рьяный фанатик и доведись ему победить, он с наслаждением мучил бы и истязал своих противников. Но история обрекла его на поражение, которое он встретил мужественно и твердо, с полным присутствием духа. В одной из своих челобитных царю Аввакум спокойно говорит: «Ведаю, яко скорбно тебе, государь, от докуки нашей… Не сладко и нам, когда ребра наши ломают, кнутьем мучат и томят на морозе гладом. А все церкви ради Божией страждем».
Он умер, верный себе, мученической смертью. По царскому приказу (Федора Алексеевича, сына Тишайшего царя), его сожгли в срубе вместе с тремя его товарищами.

Высокий пример духовной стойкости явили также сестры — боярыня Федосья Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Их арестовали за неоднократные оскорбления высших церковных властей и самого царя. Раздетых до пояса, сестер вздернули на дыбу, пытали огнем, потом на несколько часов бросили на снег. Однако они не отреклись от своих убеждений и были навечно заточены в монастырь.

Впрочем, не все раскольники выбирали пассивное сопротивление. Старцы Соловецкого монастыря, например, фактически отделились от церкви и государства, просидев 11 лет за крепкими стенами далекой обители. Алексей Михайлович долго пытался образумить мятежных старцев увещеваниями, слал им письма в примирительном духе. Но когда ему донесли, что монахи держали между собой «черный собор» (то есть самозваный, незаконный), на котором предали государя анафеме, Алексей Михайлович скрепя сердце приказал взять монастырь штурмом.

Расправа воеводы Мещеринова над участниками Соловецкого восстания

Наконец, были среди раскольников и откровенные изуверы, толкавшие людей на самосожжения — печально знаменитые раскольничьи «гари». Несмотря на все усилия правительства, остановить это огненное поветрие оказалось невозможно — оно затихло постепенно само собой, подобно прочим видам повального умопомешательства.

Патриарх Никон

Как рассказ о Людовике XIII невозможен без упоминания кардинала Ришелье, так и история Алексея Михайловича не может обойтись без имени Патриарха Никона — второго лица в государстве.

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Рисунок XVII века

В 1648 году на поклон к молодому царю Алексею Михайловичу явился игумен Кожеозерской обители Никон. Этот выходец из нижегородских крестьян оказался на удивление начитан, умен, благочестив. Беседы с ним запали в душу молодому царю, и между ними возникла искренняя привязанность. Алексей Михайлович оставил Никона в столице, приблизил к себе и стал называть своим «собинным» другом, то есть близким, задушевным.
Царский любимец быстро пошел в гору: был посвящен в сан архимандрита Новоспасского монастыря, потом стал митрополитом Новгородским, а в 1652 году церковный собор решил избрать его главой Церкви вместо умершего патриарха. Сам Алексей Михайлович в Успенском соборе на виду у бояр и народа поклонился Никону в ноги и со слезами умолил его принять патриарший сан. «Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховного и дадут ли мне устроить Церковь?» — спросил Никон. Царь, священство и бояре поклялись ему в этом.
Получив от царя и собора неограниченную власть и титул « великий государь» , новый Патриарх начал работу по исправлению богослужебных книг и самого церковного богослужения. Не имея достаточного образования и опыта для проведения таких реформ, Никон без оглядки ломал некоторые устоявшиеся веками традиции. Именно жесткая, самовластная политика Никона расколола русских людей на «Никониан» и старообрядцев.
Нажив себе множество недругов среди священства и бояр, Патриарх своими руками подготовил свое падение. Царь с годами охладел к собинному другу. На церковном соборе 1666 года Никона лишили патриаршего сана и сослали простым монахом в далекий Ферапонтов монастырь.
В 1676 году по царскому указу Никон был переведен под надзор двух старцев в Кирилловский монастырь. После смерти Алексея Михайловича, по ходатайству великой княжны Татьяны Михайловны и по просьбе многих духовных и светских лиц, новый царь Фёдор Алексеевич повелел в 1681 году перевести опального Патриарха в подмосковный Воскресенский монастырь. Но престарелый Никон не вынес тягот путешествия и умер 17 августа 1681 года под Ярославлем. Он был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.

Разинский бунт

«Бунташный» XVII век с духовной стороны полнее всего выразился в церковном расколе, а со стороны, так сказать, физической, материальной, — в разинском бунте.

Народное движение, потрясшее основы Московского государство, началось как чисто казачье «добывание зипунов», то есть было самым обыкновенным, хотя и крупным разбоем. Вожаком его был Стенька Разин, составивший себе шайку из так называемой «голытьбы» — малоимущих казаков, всегда готовых погулять на чужой счет. С этими бесшабашными людьми Стенька разбойничал сперва на Волге, а затем на берегах Каспия. Вдоволь пограбив персидское побережье, казаки с богатой добычей возвратились в 1669 году на Дон, где слава и значение удачливого атамана выросли невероятно. Теперь Стеньку величали не иначе, как Степан Тимофеевич, и тысячи беглых воров и лентяев почитали за счастье попасть к нему на службу.

Перезимовав на Дону, Разин летом 1670 года вновь двинулся на Волгу, но уже не с разбоем, а с бунтом. Провозглашая повсюду, что он идет войной на московских бояр, атаман почти без боя взял Астрахань и двигаясь вверх по Волге, дошел до Симбирска. Вот здесь казацкий набег и перерос в «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Крестьяне, взбаламученные призывами Разина бить бояр, грабили и убивали своих помещиков, соединялись в отряды и примыкали к казакам. Вслед за ними поднялись инородцы Поволжья — зыряне, мордва, чуваши, черемисы, башкиры, которые бунтовали и резались, сами не зная за что. Воинство Стеньки, пьяное от вина и крови, дышало самой черной местью и завистью. Законы, общество, религия, — короче все, что так или иначе стесняет личные инстинкты и побуждения, возбуждало в этих людях самую лютую ненависть. Их победа означала бы быстрый конец Российского государства. Всей этой взбунтовавшейся сволочи Стенька обещал во всем полную волю. «Иду на бояр, приказных и всякую власть, а меж вами учиню равенство», — провозглашал он в своих «прелестных письмах». На деле же он забрал всех в жесточайшую кабалу, в полное рабство. Достаточно сказать, что перед этим поборником равенства все должны были падать ниц.

Силы Разина достигли огромных размеров. Казалось, перед ним и впрямь открывается дорога на Москву. Как вдруг его полчища постигла полная неудача под Симбирском. Стенька потерпел поражение от князя Барятинского, у которого часть войска была обучена европейскому строю. Тогда, бросив крестьянские шайки на произвол судьбы, Разин бежал с казаками на Дон, но был схвачен там «домовитыми», или иначе, «старыми» казаками, сохранившими верность царю, и отправлен туда, куда так настойчиво стремился попасть — в Москву. На плахе он сказал своему брату Фролу, который трясся от страха: «Не будь бабой! Мы славно погуляли, теперь можно и пострадать!» В этих словах сказался весь Стенька, пришедший совсем не для того, чтобы дать народу волю, а чтобы всласть погулять на народной беде.

Нововведения

Мощный гений Петра Великого наложил такой неизгладимый отпечаток на все дела, к которым он прикасался, что на первый взгляд кажется, что именно ему Россия обязана всеми важнейшими нововведениями. Между тем почти на всех направлениях своей деятельности Петр всего лишь шел по стопам своих предшественников, завершая начертанную ими программу. И чтобы не быть голословными, предлагаю вам краткий обзор европейских новшеств, появившихся в России во время царствования Алексея Михайловича.

Начнем с того, что в 1672 году состоялось первое в России театральное представление. В загородном Коломенском дворце Алексея Михайловича была разыграна французская стихотворная пьеса на библейский сюжет «Эсфирь и Артаксеркс», переведенная на русский язык церковным писателем Симеоном Полоцким, близким другом царя. Актеры для невиданного заморского действа были набраны из труппы пастора Грегори, жившего в Немецкой слободе.

Еще раньше в Москве была отпечатана первая русская газета, получившая название «Куранты», по примеру многих газет, издававшихся в Германии, Голландии и Польше. Московские «Куранты» печатались в Посольском приказе в количестве 20 номеров в год и сообщали читателям о событиях в чужеземных государствах.
В области военного дела Алексей Михайлович провел важную реформу, значительно увеличив число полков иноземного строя. Он охотно принимал на службу иностранных офицеров и специалистов. Таким путем Россия приобрела многих из будущих полководцев и сподвижников Петра I, как, например, генералов Патрика Гордона, Франца Лефорта и Якова Брюса.

Наконец, не кто иной, как Алексей Михайлович позаботился о том, чтобы завести в России военный флот. Причем и он отнюдь не был в этом деле первопроходцем. Еще в 1635 году, при его отце Михаиле Федоровиче, один голштинский мастер с помощью русских плотников, построил в Нижнем Новгороде военное судно «Фридрих», которое добралось по Волге до Каспийского моря, но, правда, тут же и затонуло у берегов Дагестана.
Этот неудачный опыт, однако, не обескуражил Алексея Михайловича. Поскольку голштинцы оказались не на высоте своего дела, новых корабельных мастеров выписали из Голландии — признанной морской державы своего времени.

В 1667 году в селе Дединове на Оке, по соседству с Коломной, была заложена верфь, в распоряжение которой были отданы леса в Вяземском и Коломенском уездах, а также тульские литейные заводы. И уже в сентябре 1668 года на воду сошла первая русская эскадра, состоявшая из одного 22-пушечного корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока. Прибывший из Амстердама с 14 человеками экипажа капитан Давид Бутлер принял начальство над новой эскадрой.

Перед Бутлером была поставлена задача уничтожить пиратство у берегов Каспийского моря. Осенняя непогода задержала отплытие эскадры на юг. Только в следующем 1669 году переправленный на Волгу «Орел» наконец бросил якорь на Астраханском рейде. К несчастью, вскоре Астрахань была захвачена разинскими ворами, и красавец «Орел», подожженный по приказу Стеньки, сгорел дотла вместе со всей эскадрой. В следующий раз русская эскадра славного шкипера Питера прорвалась к южным морям только спустя 28 лет, но зато теперь уже — навсегда.

Приращение державы

В царствование Алексея Михайловича Россия, хотя и сотрясаемая бесконечными бунтами и внутренними неурядицами, тем не менее достигла больших успехов во внешней политике. Можно сказать, что тишайший царь вернул Московскому государству звание великой державы, утерянное со времен Великой Смуты.

Исторически самым важным внешнеполитическим вопросом того времени был вопрос о Малороссии, как в то время называли Украину. В 1648 году казачий сотник Богдан Хмельницкий поднял Запорожье против Речи Посполитой. Его дружно поддержало украинское крестьянство, восставшее против своих господ — польских панов. Образовалась грозная сила, с которой Хмельницкий в каких-нибудь полгода изгнал поляков из всей страны. Но поляки быстро оправились от неожиданности и перешли в контрнаступление, нанося казакам одно поражение за другим. Хмельницкому, поначалу мечтавшему о независимой Украине, не оставалось ничего другого, как ударить челом московскому государю с просьбой принять Украину под его высокую руку. В 1654 году присланные на Украину московские послы приняли от казаков присягу на верность московскому царю. В последовавшей затем затяжной русско-польской войне русским войскам удалось вернуть еще и Смоленск. С этих пор Москва перехватила у Польши наступательную роль и стала последовательно добиваться возвращения западнорусских областей.

В конце 60-х - начале 70-х годов XVII века состоялось первое серьезное столкновение России с Турцией. Огромное войско турецкого султана при участии крымской орды и изменившего украинского гетмана Дорошевича попыталось овладеть присоединенными к Москве украинскими землями, но было остановлено храброй обороной пограничных крепостей.

На востоке русская колонизация, перевалившая за Урал еще в конце XVI века, ушла далеко в глубь Сибири. Русские первопроходцы, а за ними государевы стрельцы и воеводы, вышли к Амуру, проникли за полярный круг и достигли берегов Берингова пролива. Впервые была установлена русско-китайская граница и налажены дипломатические отношения с великим восточным соседом.

Вообще приезды различных иноземных послов стали тогда привычным явлением в Москве. Да и сами московские послы зачастили ко всевозможным европейским дворам, добравшись до Парижа, Лондона, столиц итальянских государств и даже до далекого Мадрида. Никогда прежде русская дипломатия не выходила на такое широкое поприще.

К концу царствования Алексея Михайловича Русское государство добилось впечатляющих успехов. Оно отбилось ото всех внешних врагов, заключило мирные договоры с Польшей, Турцией, Швецией и приросло не менее чем семьюдесятью тысячами квадратных километров украинской и сибирской землицы. У страны, развивавшейся такими темпами, впереди было грандиозное будущее.

Алексей Михайлович умер от сердечного приступа в январе 1676 года, всего 47 лет от роду.

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Звякнуть копеечкой в знак одобрения можно через
Яндекс-деньги
41001947922532
или
Сбербанк
5336 6900 4128 7345
Спасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!
Приятного чтения!

Мои книги

1. Настоящей страстью монарха было чтение. В библиотеке царевича наряду с религиозными книгами хранились издания, описывающие устройство Вселенной, пособия по грамматике и арифметике. Для царя выписывали европейские газеты и журналы. Но основной массив чтения приходился на религиозную литературу. Он был глубоко верующим человеком, соблюдал пост и придавал большое значение соблюдению церковных обрядов. Известно, что Алексей Михайлович попробовал себя в поэзии.

2. Еще одним любимым занятием государя была соколиная охота. Из Сибири ему привозили лучших кречетов. Профессия сокольника считалась престижной и высокооплачиваемой. За хорошо выученного сокола сокольник получал не только деньги, но и дорогие ткани, а также земельные наделы. Алексей Михайлович распорядился о том, чтобы по случаю перехода рядовых сокольников в начальники организовывался торжественный обряд. Сборник «Урядник, или новое уложение и устроение сокольнича пути» сопровождался собственноручными заметками монарха.

3. В первые годы правления монарх был подвержен идеям религиозного совершенствования общества. В частности, он поддерживал «Кружок ревнителей благочестия». «Ревнители» требовали строгого следования постановлениям Стоглавого Собора 1551 года.

Охота. (wikipedia.org)

4. Прозвище «тишайший» царь получил в народе, в том числе, за щедрую благотворительность. Он посещал заключенных, распоряжался о финансовой помощи бедным и больным. Особенно крупными были раздачи в Великий пост и на Пасху.

5. Алексей Михайлович привлекал на службу в Россию большое количество иностранных специалистов.

6. Из-за политических интриг 17-летний царь отказался от выбранной им невесты — Евфимии Федоровны Всеволожской. В 1647 году был организован смотр невест, взору монарха представили 200 девушек. Алексей Михайлович остановил свой выбор на Евфимии. Когда девушку одевали в царскую одежду, она упала в обморок. Боярин Борис Морозов, советник русского правителя, объяснил потерю сознания падучей болезнью. Морозов опасался возможного влияния родственников Евфимии на царя. Алексей Михайлович сильно грустил и несколько дней не притрагивался к еде. В итоге он женился на Марии Милославской, а Морозов предусмотрительно взял себе в жены ее младшую сестру.


Смотр невест. (wikipedia.org)

7. Царь ослабил строгость придворного этикета. Он ездил в гости к своим придворным, интересовался их семейными делами, приглашал на вечерние трапезы.

8. Алексей Михайлович увлекался ведением хозяйства. В Измайлово он выращивал виноград, завел скотные и птичьи дворы. Почти каждое лето царь проводил в Коломенском.

9. Несмотря на добродушие и благожелательный нрав, в делах государственных монарх проявлял твердость. Так, патриарха Никона за стремление утвердить первенство церковной власти он сослал в монастырь под строгий надзор.

На страницах исторических трудов эпоха «тишайшего царя» Алексея Михайловича и самая его личность предстают исполненными противоречий. С одной стороны, именно в этот период началось действительное преодоление того унижения, в котором оказалось Русское государство в Смутное время. С другой - многие возможности не были использованы в полной мере, и Москва добилась гораздо менее, чем могла бы добиться при более разумном и твердом курсе. .

Алексей Михайлович Романов, первые годы на троне, регентство Морозова


Алексей Михайлович родился в 1629 году и воспитывался вполне в духе старорусских традиций. До пяти лет его пестовали «мамки», а затем — «дядька», боярин Борис Иванович Морозов. Морозов сумел привязать к себе воспитанника крепчайшими узами, сделавшись необходимым ему после смерти родителей (Алексей Михайлович осиротел в 16 лет), а позже «срежиссировав» его женитьбу на Марии Ильиничне Милославской — с тем чтобы самому жениться на ее сестре.

Пользуясь значительным влиянием на молодого царя, Морозов далеко не всегда употреблял его во благо страны. Он старался держать Алексея Михайловича на расстоянии от серьезных государственных занятий, предоставляя ему участвовать в столь любимых им дворцовых и церковных церемониях и развлекаться соколиной охотой. Но результаты, достигнутые Морозовым в управлении государством, были весьма дурны. В 1648 году разразился Соляной бунт. Чернь потребовала от царя выдать ей Морозова, но тот отослал своего любимца от греха подальше в . Через несколько месяцев, правда, тот возвратился, но за это время Алексей Михайлович привык обходиться без него, и Морозов не вернул себе прежнего влияния (хотя любовь царя к нему и не поколебалась).

Алексей Михайлович - подлинный самодержец и Патриарх Никон

Постепенно Алексей Михайлович начал мнить себя подлинным самодержцем, грозным единоличным властителем. «Слово мое стало во дворце добре страшно», — писал он в 1651 году. А писал митрополиту Новгородскому Никону, своему новому советчику и «собинному другу». Так что без опекуна царь не остался и в 1652 году еще более возвысил архиерея, содействовав его поставлению на Патриаршество.

Взаимоотношения Алексея Михайловича и — отдельная (и болезненная) тема. Никон забирал все более и более власти, пока не натолкнулся, наконец, на тот предел, которого «тишайший царь» не дал ему перешагнуть. По своему обыкновению он не принимал скоропалительных решений и не рубил сплеча. Просто перестал бывать на Патриарших богослужениях в и принимать Никона у себя. А тот, не рассудив о границах своего влияния на Алексея Михайловича, вместо того чтобы смириться и довольствоваться положением «просто» Предстоятеля Церкви, сделал неверный ход — удалился в свою «вотчину», ожидая полного и безусловного примирения с царем (по инициативе последнего) и триумфального возвращения не только в Москву, но и в его сердце.

Но чаемого не произошло. До Собора 1666 года, отрешившего его от Патриаршества, Никон прожил в Новом Иерусалиме добровольным затворником, не будучи почтен царским вниманием. Собор же Патриарх принял как личную себе обиду от царя и глубоко скорбел, кажется, не столько о ссылке в отдаленный , сколько об утрате былой дружбы.

Сам «тишайший царь» Алексей Михайлович тоже глубоко переживал происшедшее и старался ласковыми, но ни к чему не обязывающими жестами смягчить сердце «собинного друга» — посылал ему в ссылку шубы, церковную утварь и т. п. При этом, конечно, о возвращении не только в Москву, но даже в Новый Иерусалим речи не шло. И Никон понял это, хотя и не сразу. Понял и покорился. В 1667 году он послал царю «умирительное письмо», единственная протестная нота которого заключалось в подписи: «Смиренный Никон, милостиею Божией Патриарх». Царь закрыл глаза на этот «смиренный протест».

Война царя Алексея Михайловича с Речью Посполитой и Швецией

Пока же, в 1650-е годы, Алексей Михайлович был занят преимущественно войной, и Никон замещал его в Москве, пользуясь большой свободой распоряжений.

Очередная война с Польшей назревала уже давно. Внешнее положение России после Смуты оставалось шатким, она до сей поры не вернула потерянных в начале XVII столетия земель (не говоря уже о более ранних утратах).

В. О. Ключевский пишет про это время:

«Новая династия должна была еще более прежней напрягать народные силы, чтобы возвратить потерянное: это был ее национальный долг и условие ее прочности на престоле. С первого царствования она и ведет ряд войн, имевших целью отстоять то, чем она владела, или воротить то, что было потеряно. Народное напряжение усиливалось еще тем, что эти войны, по происхождению своему оборонительные, сами собою, незаметно, помимо воли московских политиков, превратились в наступательные, в прямое продолжение объединительной политики прежней династии, в борьбу за такие части Русской земли, которыми Московское государство еще не владело дотоле. Международные отношения в Восточной Европе тогда складывались так, что не давали Москве перевести дух после первых неудачных усилий и приготовиться к дальнейшим. В 1654 году восставшая против Польши Малороссия отдалась под защиту московского государя. Это вовлекло государство в новую борьбу с Польшей. Так возник новый вопрос — малороссийский, еще более усложнивший старые запутанные смоленские и северские счеты Москвы с Речью Посполитой...»

Хотя Москва долго тянула с принятием под свою власть Богдана Хмельницкого «и Войска Запорожского з городами их и з землями», но бесконечно откладывать решение этого вопроса было нельзя, и осенью 1653 года Земский собор составил соответствующую «резолюцию», равнозначную объявлению войны Речи Посполитой. Формальное объявление последовало менее чем через месяц. Царь собрался в поход.

Первое время нашим военным усилиям сопутствовал необычайный успех. Мы возвратили Дорогобуж, Рославль, Смоленск, Невель;

«вся Литва покорилась царю; Алексей Михайлович титуловался великим князем литовским; непрошенный союзник, шведский король Карл-Густав, завоевал все коронные польские земли. Вековая распря Руси с Польшей тогда разрешалась»

Но затем Россия вступила в войну со Швецией, что вынудило ее заключить перемирие с Речью Посполитой. В 1658—1659 годах случилась замятия в Войске Запорожском, новый гетман которого Иван Выговский переметнулся на сторону Польши. А в 1660 году последняя замирилась со Швецией, и с этого момента события на театре военных действий развивались для нас крайне неудачно.

Возвращение исконно русских земель и последние годы Алексея Михайловича Романова, «Тишайшего царя» России

В 1667 году в деревне Андрусово близ Смоленска Россия и Речь Посполитая подписали перемирие, по которому Смоленск и другие русские земли, отошедшие к Речи Посполитой в , возвращались России, за нею же закреплялась Левобережная Малороссия, а Запорожская Сечь оставалась в совместном управлении Москвы и Польши. От протектората над Сечью Речь Посполитая отказалась только в 1686 году.


Таким образом, определенные положительные результаты были достигнуты. Но окончательное решение польско-литовско-малороссийского вопроса откладывалось, хотя при определенной настойчивости Россия могла бы уже при Алексее Михайловиче закрепить свое влияние в Белой и Малой Руси и прочно стать на берегу Балтийского моря. Но проявлению этой настойчивости мешали внутренние неурядицы: в стране плохо приживалась церковная реформа, а в 1662 году Москву потряс Медный бунт.

В 1676 году Алексей Михайлович, скончался. Его наследнику, царевичу Федору, было пятнадцать лет. А тому, кто впоследствии войдет в историю как первый русский император Петр Великий, — четыре года.

«Тишайший» царь Алексей Михайлович женат был дважды, что породило немалые нестроения в конце XVII века (соперничество Милославских и Нарышкиных при дворе, «сюжет» регентши , стрелецкие бунты и пр.).

К моменту его кончины в начале 1676 года у него оставалось два живых сына (старший Федор и младший Иван) от первой жены, Марии Милославской, и один (Петр) от второй, Натальи Нарышкиной. Трон занял, разумеется, старший , еще в 1674 году официально объявленный преемником, — было ему о ту пору пятнадцать лет, и здоровье его оставляло желать лучшего. Последнее давало повод Нарышкиным питать надежды на реванш, то есть на скорое воцарение Петра, так как другой брат, Иван Алексеевич, сызмала не блистал умственными способностями.


Саша Митрахович 20.05.2017 09:53


На фото: Памятник Алексею Михайловичу (единственный в России) в Новом Осколе. Город был основан по указу царя в 1637 году как «стоялый острог с засекой».

Надо отметить, что правление Алексея Михайловича Тишайшего - второго царя из династии Романовых - благотворно сказалось на укреплении государственности. Ко второй половине XVII века Россия на международной арене уже значилась «великой державой», распространившей свои владения от берегов Днепра на западе до Тихого океана на востоке.

Одно из новшеств - создание в 1654 году так называемого Приказа тайных дел, в обязанности которого входил контроль над всем и всеми, в том числе над расходованием казенных денег.

В том же году Украина воссоединилась с Россией, на местах власть от приказчиков и старост перешла к воеводам, а руководство Православной церковью полностью сосредоточилось в руках патриарха. Но вызвала недовольство верующих, к тому же попытки отделить церковь от государства привели к разрыву патриарха с царем, и в 1666 году теряет власть.

Главным занятием россиян в тот период остается сельское хозяйство. При этом земля по-прежнему обрабатывается довольно примитивными способами — сохой и бороной и находится в основном в собственности государя, церкви, бояр и дворян.

Незадолго до своей кончины царь Алексей Михайлович Тишайший жестко подавил восстание под предводительством Стеньки Разина, вспыхнувшее в результате недовольства донских казаков московской властью. Дело в том, что после принятия крестьяне оказались в абсолютном закрепощении, как результат, резко возрос поток беглых из внутренних уездов на юг России.

К тому времени очень популярным становятся паломничества богомольцев в . Из Москвы в Лавру ведет (ныне Ярославское шоссе), по которой на богомолье периодически отправляются не только простой люд и разночинцы, но и государь с семьей. Венценосные особы предпочитали проходить часть пути пешком. Паломничество занимало несколько дней, поэтому для отдыха и ночевок через определенное расстояние строились так называемые путевые дворцы. Первым от Москвы и стал дворец в селе Алексеевском, что примерно в десяти верстах от Кремля. Сейчас это район ВДНХ по соседству с гостиницей «Космос».

Петр I многое унаследовал от своего отца

Окно в Европу

Отчалив от некоторых лакированных и приукрашенных гаваней советской истории, мы на самом деле недалеко удалились. Например, русскому царю Алексею Михайловичу , с момента рождения которого 27 марта исполнилось 372 года, многие до сих пор ставят в заслугу лишь то, что он - отец Петра I. На самом деле Алексей Михайлович был той яблонькой, от которой император-плотник «упал» совсем не далеко.

Алексей Михайлович был вторым из династии Романовых . Он венчан на царство 28 сентября 1645 года (умер в 1676-м). Его родителями были первый Романов - Михаил Федорович - и Евдокия Лукьяновна Стрешнева .

С юных лет Алешу учили царскому ремеслу, этим занимался боярин Морозов . Благодарный ученик впоследствии сделал наставника первым лицом при собственном дворе. Морозов выбрал царю даже первую жену - Марью Милославскую , на сестре которой женился сам боярин.

Царь очень жаловал псовую и соколиную охоту. Но круг его интересов был обширен: он читал иностранную прессу, не обходил вниманием достижения науки, даже попросил привезти ему телескоп. Именно при Алексее Михайловиче была создана первая международная почтовая линия, которая соединила Москву с Ригой, а через нее - с европейскими странами.

Царь, прозванный Тишайшим, легко поддавался влиянию, но при этом решительно менял фаворитов. Поэтому царствование было отнюдь не спокойным, а сопровождалось весьма заметными внутренними катаклизмами.

Раскол православной церкви

Царь был очень религиозен и жаловал культуру. При дворе Алексея Михайловича работали выдающиеся ученые-просветители Симеон Полоцкий , Епифаний Славинецкий , иконописец Симон Ушаков . В конце 40-х годов при его дворе сложился «Кружок ревнителей благочестия» («боголюбцев»), закипела деятельность Московского Печатного двора, среди изданий которого - знаменитая «Грамматика» Смотрицкого . Члены «кружка» даже учредили училища в России. Сам Алексей Михайлович баловался сочинительством, оставив не только письма, но и мемуары, и стихи, и прозу («Послание на Соловки», «Повесть о преставлении патриарха Иосифа», неоконченные записки о русско-польской войне).

Икона «Святая троица» работы Ушакова, 1671 г.

Поначалу царь поддержал реформы нового патриарха Никона, приветствуя объединение церковных обрядов русской и греческой церквей. Но Никон настолько уверился в своем влиянии на Алексея Михайловича, что стал мечтать о более широких полномочиях, проще говоря, начал борьбу за власть. Этого уже самодержец стерпеть не мог. На церковном соборе он рьяно обвинял патриарха. Именно в царствование Тишайшего произошел раскол Русской православной церкви.

Как всегда

В безусловную заслугу Тишайшему следует поставить то, что потом развил его сын - Петр. Алексей Михайлович хотел видеть в России сведущих иноземцев, особенно военных специалистов, лекарей, мануфактуристов.

Как и многие русские правители, Тишайший хотел как лучше, а получилось - как всегда. С течением его жизни утихал голос Земских соборов, крепла личная власть государя. Процветало чиновничество тех времен. В 1654 году по указу Алексея Михайловича был создан «Приказ его великого государя тайных дел», куда сходились все нити управления государством. Из «Приказа» зорко следили за всеми гражданскими и военными делами, находившимися в ведении других государственных учреждений.

От первого брака Алексея Михайловича, с Марией Ильиничной Милославской, родились сыновья — будущие цари Федор Алексеевич и Иван V — и дочь Софья Алексеевна (будущая правительница); от второго брака, с Натальей Кирилловной Нарышкиной,— будущий император Петр I.

10 важных событий царствования Алексея Михайловича Романова (тишайшего)

1648 - Соляной бунт

Не прошло и трех лет после вступления на престол 16-летнего Алексея, как разразился «соляной бунт». Причина - повышение налогов, особенно на соль. 1 июня 1648 года люди попытались подать царю челобитную, но всесильный боярин Борис Морозов разогнал народ, а челобитную разорвали. Тогда народ пошел жечь боярские дома в Белом городе и Китай-городе. Дьяка Чистого , который изобрел налог, убили, а заодно прикончили и Леонтия Плещеева , заправлявшего полицейскими делами. Бунт продолжался до февраля. Алексей Михайлович выполнил требования восставших: созвал Земский собор и принял Соборное уложение - новый свод законов.

1648 - открытие Берингова пролива

Русский казак Семен Иванович Дежнев вместе с холмогорским «торговым человеком» Федотом Алексеевым (Поповым) предприняли поход на Чукотку в поисках реки Анадырь. Считалось, что там таятся несметные сокровища. Экспедиция потерпела большие потери. Неведомый пролив между Азией и Америкой преодолел только самый большой корабль, на котором плыл Семен Дежнев и 25 его товарищей. Федот Алексеев погиб. Корабль Дежнева был выброшен на берег в 10 неделях пути от Анадырского устья. К низовьям Анадыря добралось лишь 12 человек. Те, кому удалось перезимовать, построили из выброшенного на берег леса лодки и двинулись вверх по реке. В среднем ее течении они заложили Анадырский острог, в котором Семен Иванович был «начальным человеком» до 1659 года. В 1662 году с собранной анадырцами большой государевой казной он прибыл в Якутск и вскоре после этого был направлен местными воеводами в Москву, где ему пожаловали чин якутского казачьего атамана.

1654 - начало службы при царском дворе Симона Гутовского

С 1654 по 1685 годы при дворе царя Алексея Михайловича служил выдающийся человек Симон Матвеевич Гутовский. Он сам был органистом и стал известен благодаря изготовлению больших органов для Грановитой палаты в Кремле и даже для персидского шаха. Его же орган украшал основанный в 1672 году столичный придворный театр, причем Гутовский при участии Тимофея Гассенкруха организовал театральный оркестр из крепостных музыкантов. Практически сразу после смерти Алексея Михайловича Гутовский «выстрелил» невиданным изобретением - в 1677 году (по другим данным в 1678-м) он изготовил первый отечественный стан глубокой печати для гравюр на меди. Это стало началом нотопечатания в России.

1662 - Медный бунт

России нужны были средства на войну с Речью Посполитой, которая продолжалась с 1654 по 1667 годы. Боярин Ордин-Нащокин предложил чеканить медные деньги по номинальной стоимости серебряных. При этом налоги по-прежнему собирались серебром, а жалованье выдавалось медными монетами. Поначалу их принимали по цене серебряных. Но количество денег катастрофически росло, и они быстро обесценивались. Бунт начался 25 июня 1662 года, когда многотысячная толпа отправилась в село Коломенское - летнюю резиденцию царя. Поначалу все было мирно, Алексей Михайлович даже вышел поговорить с народом. Но в этот момент подтянулись другие протестующие. Царь этого уже не стерпел, призвав на помощь стрельцов и солдат. В тот день погибло более тысячи человек. Всего же пострадало порядка трех тысяч.

Но царь разобрался с проблемой медных денег. В 1663 году чеканные заводы в Новгороде и Пскове были закрыты, а медные деньги полностью изъяты из оборота. Возобновилась чеканка денег из серебра.

1667 - Первый военный корабль

Вовсе не Петру I принадлежит инициатива создания русского флота. Первый отечественный военный корабль «Орел» был построен в 1667-1669 годах. Дело было поручено боярину Афанасию Ордину-Нащокину, главе Посольского приказа. Именно ему поручили руководить постройкой судоверфи в селе Дединово на Оке. Сюда пригласили пятерых голландских специалистов. По проекту одного из них - Корнелиуса ван Буковена , работали русские корабелы Степан Петров и Яков Полуэктов . В результате на свет появился двухпалубный трехмачтовый парусный фрегат длиной более 24 м и шириной более 6 м, вооруженный 22-мя пушками. После спуска на воду в августе 1669 гола корабль отправили в Астрахань. Но в это время туда набежали сторонники Стеньки Разина, всем стало не до фрегата. Он то ли сгорел, то ли сгнил. Но Петр Первый считал, что морское дело в России пошло именно от «Орла».

1668 - Соловецкий бунт

В 1657 году в монастырь прислали новонапечатанные «служебники» от патриарха Никона. Архимандрит Илья призвал соловецкую братию саботировать новшества. В 1668 году в монастырь прислали уже стрелецкий отряд, но монахи тоже взялись за оружие. Продержались целых восемь лет. А в 1674 году на общем сходе приняли решение «не молиться за великого государя Алексея Михайловича». Ни уговоры царских послов, ни вооруженные налеты, ни попытки уморить их голодом монахов не переубедили. В конце концов стойких борцов за веру кто-то предал. Так кончилось знаменитое «соловецкое сидение» монахов-старообрядцев.

1669 - строительство дворца в Коломенском

Дворец был возведен из дерева. Он имел сложную систему помещений и переходов, но более всего восхищал своей отделкой. Дворец назвали «восьмым чудом света». Разобран не ранее 1767 года, в 2010 году на не застроенной территории музея-заповедника «Коломенское» возведена реконструкция дворца в натуральную величину.

1670 - Крестьянская война Степана Разина

Сначала донской казак Разин возглавил так называемый «поход за зипунами» (за добычей) в 1667 году, а затем в 1670 году началась настоящая крестьянская война. Восставшие требовали, прежде всего, отмены крепостного права и уменьшения податей и повинностей. Бунтовщики взяли Астрахань, Царицын, Саратов, Самару и многие другие населенные пункты. Восставшие без пощады казнили дворян, стрельцов. На освобожденных территориях Разин отменял крепостное право. Осенью 1670 года Степан Разин был ранен, его схватили и в июне 1671 года казнили в Москве на Болотной площади. Восстание было жестоко подавлено.

1672 - первое театральное представление в России

Царь очень любил иностранные забавы и мечтал, чтобы у него при дворе был «культурный» театр, а не какие-нибудь скоморохи. Посоветовавшись с духовником, он отдал наказ "ехать за границу приговаривать в государеву службу таких музыкантов трубачей, кои бы умели комедии устраивать". Боярин Артамон Матвеев , который приходился дядей второй жене государя, Наталье Нарышкиной , нашел в Немецкой слободе пастора Грегори, бывшего военного, знавшего русский язык, и поручил ему постановку комедии. Для премьеры выбрали "Артаксерксово действо" - историю о любви персидского царя Артаксеркса и красавицы Эсфири. Пока шли репетиции, в Преображенском возводилось деревянное здание театра - "Комедийная хоромина" площадью свыше 90 квадратных сажен (400 квадратных метров). Все было как положено: сцена и зрительный зал, ряды амфитеатром и - куда денешься - царская ложа!

В этой ложе Алексей Михайлович прилежно отсидел 11 часов, в течение которых актеры играли …на немецком языке. Но самодержцу всё очень понравилось, и режиссер Грегори вместе с актерами получили щедрый гонорар.

1674 - Издание «Синопсиса»

В 1674 году в Киеве был издан «Синопсис» — первый славянский учебник по истории.

Полное название книги — «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев, о начале славянороссийского народа, и первоначальных князих богоспасаемого града Киева… до пресветлаго и благочестиваго государя нашего царя и великого князя Феодора Алексеевича…». Составителем или, по крайней мере, редактором «Синопсиса» принято считать архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля .

», однако и это в применении к Алексею являет собой неслабый лулз.

Исторический портрет

Приветливый, ласковый царь Алексей Михайлович дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством: оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них был готов проливать кровь. Малейшее случайное несоблюдение правильности титулов считалось важным уголовным преступлением.


— Костомаров. Русская история..., стр.423. По изданию 2004г.

Современным людям, перед глазами которых прошло невиданное доселе количество войн, революций, смен власти, геноцидов и прочих развлечений матушки Истории, век семнадцатый кажется тихим, мирным и абсолютно не интересным временем. Наверное, большинство читателей этой статьи, которых хоть чуточку забавляло в школе изучение жития собственного отечества, радостно пропускали этот период и спешно перелистывали свой учебник на следующий параграф, где их ждал Петр I и его буйные начинания.

На самом деле, век, в котором довелось править герою нашей статьи, несмотря на свою кажущуюся инертность, был огого каким насыщенным. Русь только-только начинала оправляться от бардака Смуты, ещё не замолкли пушки польской шляхты, а на севере и на юге подымались новые мощные государства. В то же время народ, находившийся между Сциллой и Харибдой разрухи, налогов, а также самоуправства воевод, ещё помнил, что такое «воля», и частенько бунтовал. Малейшая ошибка — и твоя держава рухнет в тартарары, куда ей помогут отправиться как внутренние, так и внешние силы. Срочно требовалась рука, способная бить жёстко и в то же время гладить мягко.
Этой рукой и стал Алексей Михайлович.

Царем он стал очень рано — в 16 лет. Конечно, для того времени мальчик Алеша был довольно просвещенным, любил читать книжки, был вдумчив и миролюбив, был хорошо развит физически, что по сравнению с его слабохарактерным и чуть ли не юродивым отцом Михаилом Федоровичем было несомненным плюсом. Но управлять государством в одиночку, понятное дело, не мог. Помогал ему в этом сложном деле его дядька — боярин Борис Морозов, который первоначально правил за него и даже выступал в роли свахи, устроив всероссийский конкурс красоты и самолично подобрав царю хорошую невесту. После грязной истории с солью от помощи любимого дядьки пришлось отказаться, и на его место встал патриарх Никон. Первоначально они с Алешей были в одной связке, но вскоре властолюбивый патриарх стал перетягивать одеяло на себя, утверждая, что «священство выше царства», как канонiчно и должно было быть. Царь к тому времени уже вырос, окреп, побывал в боевых походах, самолично усмирял восстания, расстрелял миллиард русских людей. В общем — стал привыкать держать вожжи в своих руках. Всякие помощники ему стали не нужны, и вскоре Никон отправился в ссылку. Но обо всех этих перипетиях гораздо подробнее вы прочтёте ниже, здесь же мы вам расскажем конкретно о самом царе.

Как уже говорилось, Алексей Михайлович был мужиком крепким. Особенно поражали габариты его живота, который, однако, по тогдашним эталонам красоты считался очень даже сексуальным как для мужчин, так и для женщин. Впечатляла также его силища — в молодости царь в одиночку ходил на медведя с ножом и рогатиной, и притом удачно, хотя однажды медведь его помял. Вообще, охоту он любил, а в особенности соколиную, которая, по его выражению, «веселит сердца печальных и забавляет весельем радостным». Даже сборник правил соколиной охоты написал, в котором значилось бессмертное «Делу время — потехе час».

Лучше всего Алексея Михайловича характеризует сделанный заезжим голландским художником портрет… его кота. Да-да, это не опечатка , именно кота. Просто самого монарха было рисовать не очень-то по-христиански, вот и изобразили его по тогдашней моде иносказательно, эзоповским языком. Одного взгляда на рисунок достаточно, чтобы понять — у царя был не простой характер. Кошачий лик суров и не располагает к уютному поглаживанию , острота усов обжигает, уши как у разъяренного корридой быка, готового просто пронзить обидчика. Что интересно, его сына Петра тоже звали котом за его усы . Более того, прозвище его прадеда было Кошкин. Так что вполне возможно, что у нас могла быть династия не Романовы, а Кошкины.

А вообще, образ Алексей Михайловича в народе остался вполне даже положительным. Ведь именно с ним связывались все притчи про «Царя-Батюшку, При Котором Молочные Реки и Кисельные Берега». А как иначе, ведь несмотря на все репрессии, ломку сознания, церковные расколы и прочее, он первым начал проводить политику патернализма (от лат. paternus — отцовский), при котором за подданных думает царь . Да и внешне он был похож как раз на того, кого мы называем Царь с большой буквы. Не так ли?

Что сделал?

Если вкратце, то именно на Алексее лежит заслуга тяжкая вина за превращение России в ужасную-преужасную сверхцентрализованную империю. По сути, абсолютизм являлся закономерным историческим этапом любого европейского государства.

Но это, ясное дело, в компетенцию Михайловича не входило. Свою задачу он знал довольно хорошо и был вполне православным тираном: все годы своего правления занимался в основном анальным доминированием своих подданных и расширением границ. Даже создал первую настоящую секретную службу на Руси — Приказ тайных дел, который должен был следить за всякими неблагонадёжными боярами, вояками, чиновниками, да следствие вести цареугодное по делам боярским. Однако благодаря любви к эффектам его младшего сына, сеявшего уже на вспаханной почве и затмившего папашу перед лицом благодарных потомков, о последнем теперь часто вспоминают чуть ли не как о царе-тряпке . А зря, ведь именно его рук дело…

Выпиливание демократии

Хмельницкий не успел и спохватиться — помер. А пшеки навесили шведам и решили разобраться, что у них там такое на востоке делается. Преемник Хмельницкого Выговский (чья легитимность крепко ставилась под сомнение) быстро смекнул, что Речь Посполитая может помочь ему удержать власть (Москва подобное бы не дала сделать однозначно), и решил переметнуться обратно, но не тут-то было — москали уже не отпустили, двинув на усмирение укров приличную армию, которая потерпела от сборной укро-татаро-пшеков одно из самых серьезных поражений за весь семнадцатый век — почти полностью полёг цвет русского дворянства (здесь от источника к источнику количество участников мероприятия и потери отличаются в десятки раз). Это была чуть ли не единственная победа укров над Москвой, сия победа до сих пор упоминается свидомыми по поводу и без. Но как результат укр-общество крепко раскололось, пшеки наладить вертикаль власти не смогли, гетману помощь пшеков тоже не особо сгодилась, и его слегка отбунтовали, появилась сильная промосковская сила. После этого укры потроллили москалей при помощи ляхов в битве при Чудновым , где погибла русская профессиональная армия. Однако царь быстро раздал виновным живительных пиздюлей и стал действовать более тонко: подкупами, обещаниями, агитацией. В результате — укров разорвала эпичная, но малоизвестная гражданская война Руина , длившаяся тридцать лет (1657—1687), где два (а иногда даже три) украинских государства срались, доказывая, что только одно из них тру, а другие — сраные предатели, и выпиливая друг друга под присмотром поляков, турок и царя Алексея Михайловича. А вот крымские татары грабили и убивали сколько хотели, для них все это обернулось лютым вином.

Курощение церкви

Смерть

Царь умер, не дожив до 47 лет, что было несколько неожиданно . Сейчас по этому поводу высказываются интересные версии, связанные со свинцовым водопроводом в Москве семнадцатого века. Якобы Алексей и все его дети, окромя Пети, пили воду из этого водопровода и потому имели нехилые проблемы со здоровьем. Пётр же, сосланный вместе с Нарышкиными за пределы Москвы с раннего возраста, был избавлен от этой участи и сохранил крепкое физическое здоровье (хотя это и не спасло его от тяжелейшей болезни на голову).

холивар между Нарышкиными и Милославскими, последовавший за смертью Алексея, на первый взгляд походил на ослабление гаек. Но на самом деле Система просто выжидала, пока у неё появится достойный главный винтик — и дождалась, пока подрос Пётр Алексеевич. Тогда подразболтавшиеся гайки и были затянуты до срыва резьбы.

При нём значительно выросли границы России за счет вошедших в ее состав Украины, Восточной Сибири, Дальнего Востока и других территорий.

А почему всё-таки Тишайший?

Так хитрожопейший же. Это сынишка мог куражиться по полной — более того, от него даже ждали этого. Алексею же приходилось многократно ломать сопротивление самых разных слоёв общества, и потому ему было жизненно важно изображать из себя доброго дядю хоть перед кем-нибудь. И действительно, «своих» он старался не репрессировать, а максимум вламывал им персональных пиздюлей руками и ногами, что по тем временам канало за отеческую ласку. И то потом заглаживал свою вину подарками.

Кроме того, как уже говорилось, внешне царь проявлял лютую набожность. Это было нужно ещё и для того, чтобы показать себя перед народом не только Хозяином, но и настоящим авторитетом в вопросах веры — чтобы хоть как-то примирились с пиздецом, учинённым над апологетами этой самой веры.

Следует признать, что Алексей не только достиг основной своей цели — закрепления неограниченной власти за домом Романовых на двести с хуем лет и построения сверхмощной империи, — но и умудрился выебать мозги вообще всем.
Похлопаем стоя.