Советская внешняя политика решала основную проблему этого периода - снижение противостояния между Востоком и Западом.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими странами стали более взвешенными.

С целью ослабить международную напряженность был подписан ряд договоров: четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, советско-американский договор об ограничении систем противоракетной обороны и др.

Летом 1966 г. с визитом в Москве побывал президент Франции Шарль де Голль, в 1970 г. - канцлер ФРГ В. Брандт (прибыв в Москву, он заключил договор с СССР о неприменении силы во взаимоотношениях). На переговорах были подтверждены послевоенные границы. 21 декабря 1972 г. ФРГ заявила о признании ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

В 1972 г. состоялись встречи с американскими президентами Р. Никсоном и сменившим его Д. Фордом. Наметился курс на разрядку напряженности в отношениях между двумя державами.

26 мая 1972 г. в Москве был заключен договор ОСВ-1. Стороны договорились об ограничении числа межконтинентальных ракет и ракет подводного базирования. В 1978 г. был заключен договор ОСВ-2 об ограничении подземных ядерных испытаний и противоракетной обороне. Объем советско-американской торговли возрос в 8 раз.

Наметились положительные сдвиги в отношениях с Великобританией, ФРГ, Италией, Францией и другими капиталистическими державами.

30 июля 1975 г. в Хельсинки состоялось Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ). В нем приняли участие 33 государства, в итоговом документе закреплялись десять принципов во взаимоотношениях стран - участников СБСЕ: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, выполнение обязательств по международному праву.

Продолжилось развитие сотрудничества со странами народной демократии. Перед СССР стояла задача укрепления социалистического лагеря, сплочение его в политическом, военном и экономическом отношениях.

В 1971 г. была принята программа экономической интеграции стран - участников СЭВ, оказавшая положительное влияние на развитие экономики социалистических стран. Однако изолированность СЭВ от мировой экономики пагубно сказывалась на темпах экономического развития, что, в свою очередь, становилось причиной кризисных ситуаций в отношениях между социалистическими странами.

В 1968 г. в Чехословакии руководство компартии во главе с А. Дубчеком предприняло попытку провести демократические преобразования в обществе и построить социализм с «человеческим лицом». В ответ на это на территорию Чехословакии были введены совместные войска пяти стран - участниц ОВД. Произведена смена правительства, во главе которого Москвой был поставлен Г. Гусак.

В мае 1970 г. Чехословакия подписала договор о союзе с СССР. Чехословакия, Польша и ГДР стали оплотом социализма в Европе. Эти события нанесли колоссальный ущерб международному престижу СССР и имели тяжелые внешнеполитические последствия.

В 1969 г. территориальный конфликт между СССР и Китаем закончился вооруженными столкновениями на полуострове Даманский.

Конфликт в Польше был спровоцирован резким ростом цен, вызвавшим волну протеста. Борьбу за независимость организовал профсоюз «Солидарность» во главе с популярным лидером Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. в Польше было введено военное положение.

С 1973 г. между странами Варшавского договора и НАТО велись переговоры о сокращении вооруженных сил в Европе. Однако введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. перечеркнуло все усилия, переговоры зашли в тупик.

Приход к власти М. Горбачева, первоначально не предвещал изменений во внешнеполитических отношениях СССР. Новый Генеральный Секретарь, как и его предшественники, заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой со стороны капиталистических государств и укрепления социалистического лагеря.

«Новое политическое мышление»

Изменения в ведении внешней политики произошли с занятием Э. Шеварднадзе поста министра иностранных дел летом 1985 г. Новый министр выработал три основных курса советской дипломатии: нормализация отношений с США, начло двухстороннего сокращения ядерного потенциала и прекращение участия СССР во внутренних противостояниях стран Африки и Азии.

Подобные предложения были поддержаны Горбачевым и уже в начале 1987 года начали активно внедряться советским правительством. Такая внешнеполитическая концепция получила название «новое мышление».

Основными принципами «нового мышления» было восприятие мира, как целостной системы и отвержение его полюсного деления, согласно различиям идеологий. Также подобная политика отвергала силовые методы решения противоречий между государствами, отводя решающую роль в этом мирным переговорам.

В ноябре 1985 года было положено начало политическому потеплению между СССР и США: состоялась официальная встреча лидеров двух враждующих государств, М. Горбачева и Р. Рейгана. Через два года, США и СССР подписали двухстороннее соглашение о ликвидации ядерных боеголовок, наличие которых создавало военную напряженность в мире.

К началу 1988 года всю меньшую роль в дипломатии играют коммунистические принципы. М. Горбачев понимал, что отсутствие развития экономики можно заместить «прорывом» в дипломатических отношениях с Западом это была единственная возможность продолжить политику «перестройки».

Правительство СССР вынуждено было принимать все условия, которые выставляли США изменение советской политики касаемо ситуации на Ближнем Востоке и в Африке, отказ от модернизации армии, формирование рынка и федерации, а также демократичное преобразование жизни государства.

На завершающем этапе «перестройке», правительство США принялось активно вмешиваться во внутреннюю политику СССР. Президент Д. Буш, тайно от Горбачева вел переговоры с лидерами союзных республик.

О ведении негласной дипломатии США и некоторых социалистических советских республик говорит тот факт, что о решении денонсации союзного договора 1922 года, первым узнал именно президент Д. Буш, а уже после М. Горбачев.

Дипломатия со странами «третьего мира»

Главной региональной проблемой СССР была война в Афганистане. Остановить боевые действия в этом государстве требовалось немедленно, так как это было главной причиной раздора с капиталистическими странами. 15 февраля 1989 года начался вывод советских войск из Афганистана. Завершение интернациональной миссии окончательно закрепило сближение СССР и США.

Экономическая нестабильность в СССР в 1985-1989 году стала причиной сокращение объема материальной и продовольственной помощи развивающимся социалистическим республикам. В этот период была прервана военная поддержка Ирака.

Советское правительство присоединилось к политической блокаде Ливии, как того требовали США и Западная Европа. Благодаря отвержению идеологических барьеров, дипломатические отношения начали налаживаться с Тайванем, Южной Кореей, Израилем и ЮАР.

Уже в августе 1953 г. из высших эшелонов власти впервые исходит новое слово «разрядка» (речь Г. М. Маленкова), что означало осознание того факта, что стремление уничтожить капитализм любой ценой в ядерный век может обернуться гибелью всего человечества. Предстояла долгая и трудная переориентация не только вождей, но и всего народа от концепции «мировой революции» и «всеобщей победы социализма» к признанию необхо­димости мирно уживаться со всем несоциалистическим миром.

В отчете Н. С. Хрущева XX съезду партии были сформули­рованы два основных принципа внешней политики: признание многовариантности путей построения социализма (что означало отказ от жестокого диктата в отношении социалистических стран) и восстановление принципа мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Наряду с юридическим оформлением военно-политического блока европейских стран «социалистического лагеря» (организация Варшавского договора, противо­стоящего НАТО), СССР в одностороннем порядке сокращает Вооруженные Силы. В 1958 г. объявляется односторонний мораторий на ядерные испытания. Однако Запад не верит в мирные инициативы СССР, поскольку в 1956 г. было произведено прямое военное вмешательство во внутренние дела Венгрии. Мирные инициативы не вызвали адекватного ответа. Еще более усугубляет положение кризис 1961 г., результатом которого было возведение «Берлинской стены». Дело в том, что отсутствие четких границ приводило к тому, что через Западный Берлин население ФРГ по дешевке скупало продукты питания, произведенные в ГДР, а население Германской Демократической Республики почти беспре­пятственно утекало на запад.

Наибольшей остроты международная ситуация достигла в период Карибского кризиса 1962 г., когда размещение советских ядерных ракет на Кубе, едва не обернулось глобальной катастрофой. Телефонные переговоры на высшем уровне между Н. С. Хрущевым и президентом США Дж. Кеннеди привели к ликвидации кризиса.

В первой половине 60-х гг. под влиянием Карибских событий были заключены договоры о нераспространении ядерного оружия (не присоединились Франция и Китай), и о запрещении испытаний ядерного оружия на воде, в атмосфере и в космосе. Резко обострило международную обстановку вооруженное вмешательство США во Вьетнаме и резкое осуждение этого Советским Союзом.

Проявлением кризисных явлений в социалистическом лагере стало неприятие коммунистическими партиями Албании и Китая критики сталинизма в СССР. Их курс на изоляцию привел к обострению отношений с Советским Союзом.

Основные усилия советской дипломатии в 1965-1985 гг. были направлены на сохранение и упрочнение социалистического лагеря, поддержку коммунистических и рабочих партий в несоциалисти­ческих государствах, помощь «прогрессивным» движениям и режи­мам во всем мире, развитие отношений со странами «третьего мира», осуществление дипломатических и других контактов с западными державами, США, Канадой.

Во второй половине 60-х гг. резко осложняются отношения СССР и европейских социалистических стран. Югославия, Чехосло­вакия и Румыния попытались воспользоваться ослаблением со стороны СССР внимания к внешнеполитическим проблемам в период смены советского руководства. В это время формируется политическая концепция Л. И. Брежнева, согласно которой угроза социализму исходит не только от явных врагов-империалистов, но и от возникающих очагов сопротивления внутри социалистического лагеря.

После того, как переговоры с КПЧ не привели к отказу от реформ, в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска Варшавского Договора вступают в страну. 6 мая 1970 г. Г. Гусак, возглавивший КПЧ, подписал договор о «дружбе и сотрудничестве» с СССР.

Процесс военной и экономической интеграции с Европой усиливается. Помимо Варшавского Договора и СЭВ создается еще около 30 межгосударственных учреждений, взявших под контроль экономическую жизнь «братских стран».

В конце 60-х гг. происходит столкновение на советско-китайской границе. С целью нейтрализации влияния Китая в Азии СССР налаживает контакты с Северной Кореей и Вьетнамом, оказывая им всестороннюю военную и экономическую помощь. В ответ Китай начинает сближаться с США.

Опасаясь объединения двух своих главных соперников, СССР осуществляет в 1972 г. резкий поворот в советско-американских отношениях. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1). В ноябре 1974г. была достигнута договоренность по ОСВ-2, но американский конгресс не ратифицировал документ.

Закрепляли «разрядку» в Европе конвенция о запрещении и уничтожении бактериологического оружия, вступившая в силу в 1975 г., и решения совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, завершившегося подписанием в Хельсинки в 1975 г. Заключительного Акта и Итогового документа о взаимодействии в торгово-экономической и культурных сферах. Акт включал статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения.

В ходе разрядки международной напряженности СССР добился значительных успехов во внешней политике:

    заключение соглашений с США, что означало признание СССР сверхдержавой;

    торговые договоры с Западной Европой и Америкой открыли значительные возможности для развития экономических связей, технико-технологических и культурных контрактов;

    как никогда было сильно влияние СССР на страны социалистического лагеря в политической и экономической сферах;

    через пропаганду мира, оказывая всестороннюю помощь, СССР усилил свои позиции среди развивающихся государств, объявивших ориентацию на построение социализма.

Правительство страны увлеклось глобализацией внешнепо­литических устремлений, в первую очередь, на Ближнем Востоке и в Африке. Помощь и поддержка постепенно обратились в свою противоположность, свелись к вмешательству во внутренние дела суверенных стран (Ангола, Эфиопия) и, наконец, переросли в открытую интервенцию, начавшуюся в декабре 1979 г. против Афганистана.

Кризис политической системы в СССР, обозначившийся в начале 80-х гг., послужил сигналом к распаду социалистического лагеря. Первым выпавшим звеном стала Польша. В отличие от Венгрии и Чехословакии, где инициатива реформ исходила от партийных оппозиционеров, у поляков процесс демократизации начался снизу. Нарождавшееся народное движение возглавил профсоюз «Солидарность», который правительство было вынуж­дено признать под давлением народных масс. Занятый внутренними проблемами, СССР не решился открыто вмешаться в польские события. Провалы во внешней политике и падение международного престижа СССР резко высветили внутрикризисные явления.

Внешняя политика СССР брала в основу решение проблем данного периода - уменьшение противоборства между Востоком и Западом.
Взаимоотношения между СССР и капиталистических стран приобрели наиболее взвешенный характер.
Главной целью внешней политики СССР было ослабление международной напряженности и для этого было просто необходимо подписание ряда договоренностей: соглашение по Берлину Западному, подписанное 4-мя сторонами данного соглашения, американо-советский договоренности, связанные с ограничением систем ПРО (противоракетной обороны).
Осенью 1964 года перед СССР стояли такие главные задачи, как: нарушение единства всех социалистических государств, из-за Карибского кризиса отношения между странами были недоверчивыми, безрезультатные отношения со странами 3-его мира. Руководство Брежнева обозначили перед собой значимые задачи внеш. политике страны, необходимые для срочного разрешения. Задачи были следующие: устранение угроз распада соц. Лагеря и сплочение его теснее в политическом, экономическом и военном смысле, нормализация отношений Восток – Запад, продолжение политики поддержания инновационных движений и режимов по всему миру. Эта политика в основном была направлена на страны, находящиеся под сферой влияния СССР.
В 1966 году (летом) президент Французского государства Шарль де Голль посетил Москву с визитом, в 1970 году - канцлер ФРГ Брандт В. Посетил столицу СССР с целью подписания договора о неприменению силового воздействия во взаимных отношениях между странами. Во время переговоров было осуществлено подтверждение границ после 2-ой Мировой войны. Ближе к концу декабря 1972 года. Федеративная Республика Германии заявила всем странам о том, что она признает Германскую Демократическую Республику. Обе германские республики были приняты в ряды Организации Объединенных Наций.
В 1972 году на встрече с президентами США предыдущим Никсоном Р. и занявшим его пост Фордом М.. Начал намечаться курс на разряжение напряженных отношений между двумя сверхдержавами.
В мае 1972 года в Москве состоялось заключение договора ОСВ-1. Все стороны данного договора согласились на условия, нуждающиеся в ограничении количества межконтинентальных баллистических ракет и ракет против подводного базирования. В 1978 году заключается еще один договор ОСВ-2 о уменьшении ядерных испытаний, проводимых под землей и ПРО: Объем американо-советской торгового оборота вырос в восемь раз.
В июле 1975 года в столице Финляндии провели СБСЕ - Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству. В этом совещании приняло участие тридцать три государства. В итоге страны-участники подписали договор СБСЕ, в который содержал следующее: равенство и суверенитет государств, целостность территорий, прочность границ, урегулирование споров мирным путем, внутренние дела государства оставались принципами для решения этого государства, но никак не должны вмешиваться в решение этих вопросов другие страны, к правам человека относится с уважением, все народы равноправны, выгодное сотрудничество на взаимных условиях, международное право должно выполняться в обязательном порядке.
Продолжает свое развитие сотрудничество с народно-демократическими странами. Перед СССР стал вопрос в укреплении страны – было необходимо объединить и укрепить между собой в отношениях как экономических, так и политических и военных.
В 1971 году плодотворное влияние на преобразование экономической ситуации стран социалистического лагеря оказала программа по экономическому интегрированию стран – участников СЭВ. Также в 1971 году СЭВ принимает программу комплексного углубления сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. На самом же деле этой программы «хватило» на 10 лет, после чего страны восточной Европы стали обеспечиваться со стороны СССР дешевыми видами энергоносителей таких как нефтепровод, газопровод и проведение космических программ, строительство промышленных предприятий и заводов в странах востока Европы.
Но изолирование СЭВ от экономики мира неблаготворно повлияла на темпы развития экономики, что и стало становиться причиной ситуаций кризиса в отношениях между странами социализма.
В 1969 году произошел конфликт территорий между СССР и Китаем и на острове Даманский это переросло в вооруженное столкновение двух стран.
Волну протестов, переросших в конфликтную ситуацию, произошла в Польше. Связана она была с резким ростом цен. В декабре 1981 года в Польше вводится военное положение.
В 1973 году между странами, подписавшими Варшавский договор, и блоком НАТО начинаю снова вестись переговоры об уменьшении вооруженных сил в Европейских странах.
В 1979 года все усилия по сокращению сил были перечеркнуты после введения войск СССР в Афганистан, что и привело к тупиковой ситуации. Порождение следующего этапа холодной войны стало игнорирование СССР предупреждений странами Запада. В конце 70-х – начале 80-х дипломатия между державами была полностью разорвана, и стороны, как и прежде, перешли к ядерным угрозам.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

На 23 съезде КПСС в марте 1966г. были приняты решения, подтверждающие довольно жесткий внешнеполитический курс СССР. Мирное сосуществование оставалось целью советской политики, но приоритет получало соревнование двух систем и укрепление социалистического лагеря.

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966г. впервые за послевоенный период Москву посетил с визитом президент Франции Ш.де Голль. Сотрудничество двух стран подтверждалось подписанием в 1971г. ряжа соглашений Л.И.Брежневым и новым президентом Франции Помпиду. Советская сторона надеялась, что сближение с Францией будет способствовать решению германского вопроса, который оставался одним из главных. В 1969г. федеральным канцлером ФРГ стал В.Брандт, стремившийся наладить отношения с Востоком. Переговоры с Советским Союзом в Москве в 1970г. привели к заключению договора, в котором страны отказывались от применения силы в отношениях между собой. Были признаны послевоенные границы. 21декабря 1972г. ФРГ признала ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

Важнейшим событием 70-х. гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Начиная с визита президента Р.Никсона в Москву в мае 1972г. и до 1975г мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика разрядки состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений. В 1971 1976гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз, в основном за счет закупок СССР зерна.

В 1969г. СССР и США достигли паритета по числу межконтинентальных ракет. 26 мая 1972г. в Москве был заключен временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон число межконтинентальных баллистических ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок. В 1978г. был заключен ОСВ-2, были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне и т.д.

В 1975г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе лидеров 33 европейских стран и Канады. Подписанные там документы утверждали 10 принципов во взаимоотношениях государств – участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Начиная с 1973г. возобновились переговоры между странами Варшавского договора (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, Албании) и НАТО о сокращении вооруженных сил в Европе. Переговоры очень скоро зашли в тупик. Смертельный разрядке был нанесен вводом советских войск В Афганистан в декабре 1979г. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик. Введение советских войск в Афганистан положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Непросто складывались отношения СССР и со сторонами социалистического лагеря. Здесь основной задачей было устранить угрозу распада лагеря и теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. Еще до 23 съезда КПСС Советский Союз предпринял ряд шагов к нормализации отношений и сближению с Китаем, Румынией, Кубой, Северной Кореей и Северным Вьетнамом. Но из за конфликтов между этими странами и жесткой позицией их компартий добиться стабилизации не удавалось. В июне 1967г. осложнилось положение в Чехословакии из-за экономических срывов и политических репрессий. Осенью оппозиция властям усилилась – начались забастовки и массовые демонстрации. В ночь на 21 августа 1968г. войска пяти стран – участниц ОВД (Албания, Болгарией, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) вступили в Чехословакию». Пражская весна» (период политической либерализации в Чехословакии) закончилась. В мае 1970г. был подписан договор о союзе с СССР. Помимо ОВД и СЭВ (сове экономической помощи) на протяжении 60 -70 гг. было создано около 30 межгосударственных учреждений для координации работы промышленности, транспорта, различных отраслей производства.