Обзор материала

Коучинг как новая форма консультационной поддержки появился в начале 1980-х годов. Сначала под этим термином понималась особая форма тренировки спортсменов, претендующих на выдающиеся результаты. Затем коучинг начали запрашивать успешные и начинающие бизнесмены, политики, общественные деятели и звезды шоу-бизнеса в качестве эффективной методики достижения серьезных личных целей. В 1980-х годах коучинг начал играть важную роль в бизнесе, но долгое время был привилегией лишь руководителей высшего уровня. Вскоре об эффективности коучинга стало известно во всем мире. Но серьезное отношение к роли коучинга в области организационного развития было подготовлено работами по ситуационному лидерству, где коучинг рассматривается как стиль руководства, направленный на развитие инициативы и самостоятельности подчиненных.

На Западе парадигма коучинга как особого стиля обучающего взаимодействия родилась не вдруг, а развилась на основе рефлексии передовых подходов в области наставничества, бизнес-консультирования, психологического консультирования и даже психотерапии.

Эта технология помогала людям развиваться, осваивать новые навыки и достигать больших успехов. Личные и корпоративные цели становились более осознанными и согласованными. Теперь этот недешевый, но очень эффективный способ достижения конкретных результатов в жизни и бизнесе завоевывает признание и в России.

Коучинг - это индивидуальная тренировка человека для достижения значимых для него целей, повышения эффективности планирования, мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и навыков, освоения передовых стратегий получения результата.

Эта методика предназначена для расширения возможностей людей, осознавших потребность в изменениях и ставящих перед собой задачи профессионального и личностного роста. Она может быть направлена на реализацию планов в самых различных областях жизни: бизнесе, карьере, образовании, межличностных отношениях и семье.

Все используемые в коучинге методы направлены, главным образом, на то, чтобы сосредоточить внимание человека на целенаправленном действии и побудить его совершить это действие, получив от этого удовольствие.

Коучинг существует и как вид менеджмента, и тогда это целенаправленный процесс развития потенциала сотрудников, способствующий максимизации их личной производительности и успешной деятельности всей компании в целом. Многие организации стали применять принципы коучинга, повышая эффективность каждого сотрудника на каждом организационном уровне.

Определения коучинга:

"Сoaching"(Коучинг) - наставлять, воодушевлять, тренировать. (Краткий оксфордский словарь).

"Coaching" - тренировать, заниматься репетиторством, подготавливать к экзамену или состязаниям". (Англо-русский словарь Мюллера В.К.)

Коучинг - это средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его (ее) продвижения в любой сложной ситуации.

Коучинг - это инструмент для оптимизации человеческого потенциала и эффективной деятельности.

Коучинг - это поддерживающее отношение к клиенту, которое ставит основной акцент на то, чтобы клиент достигал своих целей, самостоятельно решая проблемы, стоящие перед ним, добиваясь при этом наибольшей реализации своих способностей и возможностей.

Коучинг - вид индивидуальной поддержки людей, ставящих своей задачей профессиональный и личностный рост, повышение персональной эффективности. Коучинг направлен на помощь в достижении целей и решении различного рода проблем в любых областях человеческой жизни: бизнесе, карьере, образовании, физическом здоровье, межличностных отношениях, семье.

Коучинг в работе организации представляет собой непрерывный процесс общения менеджера и служащего, который способствует как успешной деятельности компании, так и профессиональному становлению сотрудника в быстро изменяющихся обстоятельствах служебной деятельности.

”Основной отличительной особенностью коучинга является то, что коуч помогает человеку найти собственное решение, а не решает проблему за него. Следовательно, коуч вовсе не обязательно - эксперт в области проблемы. Но он должен быть экспертом в том, как помогать другим в раскрытии их собственных возможностей».

Павел Безручко. «Сутью коучинга является раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, нежели учит».

Tim Gallwey. Коучинг фокусируется на будущих возможностях, а не прошлых ошибках. Клиенты не столько получают решения от коуча, сколько принимают их сами, направляемые коучем.

Джон Уитмор. "Коучинг высвобождает людей на то, чтобы они принимали более смелые, более рискованные и значительные решения, более выгодные проекты и действия. Коучинг поощряет людей взять на себя более смелые, более рискованные проекты, которые в итоге могут оказаться значительно более доходными, чем можно было вообразить вначале".

The Wall Street Journal "Основатели коучинга заявляют, что не имеют дело с теми, кто желает освободиться от чего бы то ни было. Они работают с людьми, которые хотят чего-то добиться, приобрести".

"Обучение за рубежом" Елена Кузнецова.

"Коучинг - новая профессия, синтезированная из психологии, менеджмента, финансов, философии, духовных учений и направленная на улучшение жизни клиентов в профессиональной и личной сфере".

Группа тренеров "Dragon Pathways." Коучинг - это специальная деятельность, имеющая своей целью развить потенциал человека или группы, и использующая для этого специальные методы.

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОУЧИНГА КАК ТЕХНОЛОГИИ

Коучинг систематичен. Используются строгая последовательность этапов, система подходов и техник. Все правила можно объяснить и понять.

Коучинг направлен. Коуч предлагает исследовать что-то или делать что-то.

Коучинг беспристрастен. В коучинге клиенту не даются оценки его реальности или точек зрения. Ему предоставляется безопасное пространство, в котором он может свободно высказать свои мысли без каких-либо оценок, хорошие они или плохие, правильные или неправильные.

Ему не даются ответы, к которым он должен прийти, он осознает что-то новое самостоятельно. Ему не навязывают новые умственные ограничения и убеждения. Коуч работает в направлении увеличения осознания, способностей и свободы - свободы выбора клиента. В основном, коучинг проводится в виде диалога между коучем и клиентом. Для клиента просто нужно, чтобы он хотел работать над своими целями. Коуч предлагает клиенту, чтобы он как можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и рассмотрел ее со всех сторон. Основной инструмент для этого - вопросы коуча и его заинтересованность в ответах клиента.

Коучинг ориентирован на личность. Коуч в основном работает с мыслями, эмоциями, идеями, выбором, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения.

Коучинг - это наука об уме, собрание философских принципов, предназначенных для того, чтобы сопровождать людей на пути улучшения своей жизни. В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые клиент вкладывает в тот или иной термин, слово или действие.

Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом.

Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы (подобные тем, которые в своих диалогах использовал Сократ), элементы тренинга, элементы и техники НЛП.

В организационном коучинге успешно применяются испытанные приёмы современного менеджмента (метод SMART , GROW, техники постановки целей).

Его ключевые задачи - это:

1. Определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов);

2. Исследование текущей ситуации: (определение имеющихся ресурсов и ограничений)

Коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая;

Сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.

3. Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату:

Коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;

Сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.

4. Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий:

Коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;

Сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.

5. Выбор конкретного варианта действий и составление плана:

Коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;

Сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

Коуч и сотрудник договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).

Итогом всей работы является бизнес-план и конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.

Представление модели коучинга по Колбу.

Стадия 1. Прояснение общего смысла и целей. Формирование деятельного плана. Прояснение общего смысла и целей программы.

Стадия 2. Выполнение задачи и осуществление деятельности в соответствии с планом

Стадия 3. Мыслительное отражение этого действия

Стадия 4. Применение нового образа действия Совершение действия

Стадия 5. Повторение пройденного и планирование более эффективной деятельности чем раньше.

Стадия 6. Завершение взаимоотношения коучинга.

Коучинг может следовать по «прямому пути» от 1-й до 6-й стадии. Однако во многих случаях можно обнаружить, что для того, чтобы достичь своих целей, потребуется несколько раз проходить через 3-ю, 4-ю и 5-ю стадии.

Данное обстоятельство связано с целью коучинга, которая заключается в достижении постоянного изменения в поведении, а для этого необходима практика. Таким образом, достижение цели коучинга учеником может потребовать получения богатого опыта и обязательное обсуждение пройденного материала.

ЦЕЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Наставничество

Ориентировано на взаимообмен жизненным опы­том, поддержку, обучение или руководство в целях личного, духовного, карьерного или жизненного рос­та; для достиже­ния стратегических бизнес-целей.

Коучинг

Направлен на достижение результата, успеха, цели, на овладение производственными навыками, акцент делается на осуществление действий и поддержание изменений во времени; используется для улучшения навыков, необходи­мых для успешной деятельности в конкретной облас­ти; коучинг наполнен практикой, чем теорией; в значительной степени опирается на навыки межлич­ностного взаимодействия.

Психотерапия

Направлена на преодоление пробле­мы или кризиса, с акцентом на диагнозе, анализе или излечении; может включать тестирование, медика­ментозное лечение, анализ раннего жизненного опы­та, влияние других членов семьи; обычно строится на основе фундаментальной теории или философской системы.

обозначение «другого человека», то есть потребителя услуг

Наставничество

Протеже, наставляемый, обучаемый, коллега или парт­нер по обучению, член учебной группы.

Коучинг

Специалист, сотрудник или клиент.

Психотерапия

Пациент или клиент.

причина и продолжительность контакта

Наставничество

Происходит в естественной форме, формально или неформально; может длиться в течение всей жизни или являться частью формальной программы с регламен­тированными взаимным контрактом, встречами и т. д.

Коучинг

Проводится на основе потребностей, выявляемых самим клиентом; в сфере бизнеса участие работников в процессе коучинга может быть частью их обычной про­фессиональной деятельности.

Психотерапия

Может быть различной - от кратковременной до долго­срочной; клиент обычно волен прервать отношения в лю­бой момент. Принудительное направление на терапию мо­жет являться частью требований суда или работодателя.

форма и природа контакта

Наставничество

Исторически - индивидуальная; все чаще применяют­ся практики взаимодействия одного наставника с груп­пой людей, группой сверстников; используются возмож­ности электронной почты, телефона и видеозаписи

Коучинг

Обычно индивидуальная; часто проводится по телефону и посредством электронной почты; в системах образова­ния используется взаимный коучинг в парах.

Психотерапия

Обычно индивидуальная или групповая (терапевт и группа клиентов); недавно проведены экспериментальные сеансы индивидуальной терапии через Интернет.

навыки и жизненный опыт

Наставничество

Обычно опыт наставника богаче опыта его партнера, но может быть подобным ему или относиться к другой области; истории из жизненного опыта наставника часто рас­сказываются к случаю и оказывают сильное воздействие

Самой простой иллюстрацией решения рядовой производственной задачи может служить такой диалог между руководителем и подчинённым:

— Иван Дмитриевич! У нас в этом месяце не получится, видимо, выполнить план по продажам доп. оборудования…

— А что вы уже предприняли?

— Ну, мы все клиентам, кто покупал у нас станки, предлагали наше доп. оборудование. Купили только 35% из них. А до плана нужно, чтобы ещё столько же купили…

— А как думаешь, что можно сделать, чтобы больше клиентов покупали доп. оборудования к станкам, и план был выполнен?

— Хм… Может акцию запустить со скидкой? Некоторые клиенты говорили, что у конкурентов дешевле…

— Так. Что ещё?

— Ну, может сразу ставить доп. оборудование пакетами — несколько запчастей сразу — и этот пакет будет стоить процентов на 10-15 дешевле, чем по отдельности… Или ещё: на самые востребованные станки сразу ставить дополнительное оборудование и продавать с этим допом…

— Так, вот это уже другое дело… С чего начнёшь?

— Определю, какое оборудование самое ходовое и что можно скомплектовать, потом посчитаю размер скидки, чтобы получать ту же маржу…

— Ещё проверь, может, менеджеры мало продают, потому что не знают выгод клиента от покупки доп. оборудования? Или надо поменять способ премирования с продаж доп. оборудования? А может, нужно пересмотреть условия работы с поставщиками? Это уже на будущее, чтобы план выполнялся и в дальнейшем. С этими проработанными вариантами жду тебя во вторник, договорились?

Таким образом, руководитель побуждает сотрудника искать решения, а не бежать за советом. В следующий раз тот придёт с предложениями, а не с вопросами. Так и время руководителя экономится, и эффективность работы не страдает, а своевременно корректируется в соответствии со сложившимися обстоятельствами.

В пору сокращения бюджетов на обучение компании ищут новые способы поддерживать созданную, взращённую культуру обучения и развития сотрудников. И всё чаще они приходят к выводу о том, что нужно воспитывать собственных тренеров, наставников и учителей.

И это хороший вариант! Потому что позволит на собственных ресурсах выстроить и отладить систему внутреннего обучения персонала компании, которая в итоге может перерасти в самообучающуюся организацию.

Коучинг как новый метод обучения и управления персоналом в последнее время очень популярен на Западе. Этот метод позволяет сотрудникам учиться и развиваться прямо на рабочем месте. Коуч (тренер-наставник) не даёт советов и конкретных способов решения задач и проблем. Он стимулирует человека к самостоятельным действиям, помогает ему самому добиться определённых результатов. В процессе диалога с "клиентом" коуч побуждает его к более глубокому осознанию своих целей, возможностей и ограничений и, таким образом, раскрывает, развивает его потенциал, помогает ему справиться с внутренними барьерами. Основными принципами коучинга являются осознанность и ответственность. Именно осознание человеком своих желаний и стремлений, определение пути достижения выбранной цели и осуществление плана действий по продвижению к конкретному результату дают свободу.

Выделяют внутренний и внешний коучинг:

  1. Внешний коучинг проводит привлечённый извне специалист, внутренний коучинг выполняется штатным коучем. И тот и другой вариант имеют свои плюсы и минусы. Так, внешний коуч независим от организации, а значит, его работа может быть более результативной. Но его деятельность обычно очень высоко оплачивается и для широкого использования не всем по карману, поэтому чаще применяется при работе с первыми лицами компании.
  2. Внутренний коуч в иерархии организации работает не выше уровня своего начальника и "сидит на зарплате". У него есть свой план, задачи и отчётность. Но даже если он декларирует полную конфиденциальность коуч — сессий с сотрудниками, в случае давления со стороны руководства: "Расскажите, о чем шла речь у Вас с Петровым на сессии?", перед ним встаёт дилемма: быть лояльным руководству (и если не прослыть "стукачом", то рисковать доверием сотрудников, результативностью сессий и желанием сотрудников их посещать) или принципам профессии (соблюдение конфиденциальности встреч, неразглашение информации даже непосредственному руководителю, что может вызвать недовольство последнего).

И тот и другой вид коучинга для многих компаний в настоящее время, будет, пожалуй, не выгоден, так как потребует внушительных финансовых (услуги профессионального коуча дороги), и временных (на подбор или обучение коучингу одного из сотрудников может уйти до полугода… а то и больше) затрат.

Возможно, поэтому самым оптимальным вариантом является применение коуч-технологий, то есть отдельных инструментов и техник коучинга, руководителями различного уровня. Причём создавать для этого "особые" условия (организация обучающих сессий, встреч) не обязательно. В повседневном деловом общении с подчинённым — во время совещаний, переговоров, текущего контроля и т.д. — руководители могут задавать побуждающие вопросы, стимулируя и направляя инициативу, помогая сотруднику самому сформулировать задачи и найти лучшие способы их решения.

Такой стиль управления имеет массу преимуществ. Руководитель, осознавая себя в роли коуча, чётче излагает свои мысли, шире делегирует полномочия и более терпим к ошибкам подчинённых. В ответ на улучшение качества коммуникаций с руководителем у сотрудников возрастает ответственность и мотивация. Следовательно, повышается эффективность бизнес-процессов. Происходит обучение и развитие сотрудников без отрыва от работы на актуальных для бизнеса рабочих примерах. Коуч — технологии осознанно или спонтанно наследуются вниз по иерархии из-за своей практичности и эффективности. И в результате проявляются таланты, инициатива и лидерство на всех уровнях организации.

Некоторые руководители (возможно, среди ваших знакомых такие есть) задают побуждающие вопросы интуитивно, не осознавая, что используют коуч-технологии. Тем проще им будет сделать этот процесс целенаправленным.

А тем, кто впервые задумался о коучинге как способе развития сотрудников, я уверена, будет полезен совет основоположника бизнес-направления в коучинге — сэра Джона Уитмора:

"Подумайте, что лежит за поведением того человека, который вам нравится. Возможно, в вашем детстве был такой человек, чей приход вас всегда радовал. Это могла быть бабушка, друг родителей или кто-то ещё. Вспомните, что делал этот человек? Каково было его поведение по отношению к вам? Опрос людей во всем мире обнаруживает схожесть ответов. Этот человек:

  • Относился ко мне как к равному;
  • Выслушивал моё мнение;
  • Верил в меня, что я смогу;
  • Бросал мне вызов;
  • Доставлял удовольствие, пробуждал энтузиазм;
  • Давал безопасность, заботу, поддержку;
  • Проявлял доверие, уважение;
  • Уделял мне время и своё полное внимание.

Это тот фундамент, без которого нельзя стать хорошим коучем. Ваши бабушки или те люди, которые проявляли себя таким образом, конечно, не учились коучингу, они были "природными" коучами, но у них есть, чему поучиться. Вспоминайте их чаще" .

Говоря о том, какими бывают методы коучинга, многие специалисты ошибочно сужают набор инструментов, которые успешно используются на практике. На самом же деле, чем больше средств для достижения результата в арсенале каждого проводящего коучинг обучение специалиста, тем выше шансы на успех клиента.

МЕТОДЫ КОУЧИНГА

В современном мире коучинг является едва ли не самым эффективным способом достижения поставленных целей. Работа с квалифицированным коучем позволяет разрешить множество вопросов, предотвратить возникновение трудностей в будущем, обеспечить выбор и реализацию оптимальных стратегий личностного и профессионального развития.

Говоря о том, какими бывают методы коучинга, многие специалисты ошибочно сужают набор инструментов, которые используются на практике. На самом же деле, чем больше средств для достижения результата в арсенале каждого проводящего коучинг обучение профессионала, тем выше шансы на успех у клиента.

САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА

Наиболее популярный метод, используемый в коучинг-обучении, - это метод «вопрос-ответ». Иногда эта технология коучинга еще называется наставничеством. Ее суть заключается в уверенности, что каждый человек хранит внутри себя потенциал, достаточный для достижения сколь угодно высокого результата. Соответственно, при использовании этого метода коучинга обучение заключается в том, что наставник задает ученику ряд проясняющих или наводящих вопросов, предоставляя возможность ему объективно оценить сложившуюся ситуацию и самостоятельно найти пути выхода из нее. Одним словом, эта технология коучинга заключается в умении коуча задавать правильные вопросы, которые побуждают клиента к самоанализу.

КАКИЕ МЕТОДЫ КОУЧИНГА ПРИВОДЯТ К НАИЛУЧШЕМУ РЕЗУЛЬТАТУ?

Помимо метода «вопрос - ответ», существуют также и другие коучинг технологии. По мнению специалистов Центра «Псиконсалтинг», обучение с помощью системы тренингов, занятия консультативной направленности и прочие - могут быть не менее, а порой и более эффективными, чем «классическое наставничество».

Говоря о том, какие конкретные формы приобретает работа с коучем, следует выделить три ее основных вида:

  • тренинги,
  • процессинг,
  • консалтинг.


ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КОУЧИНГ ТРЕНИНГ?

С самим определением тренинга, наверняка, знакомы многие. Профессиональные коучи Центра «Псиконсалтинг» часто используют именно данный метод. Коучинг тренинг помогает обеспечить продуктивный обмен знаниями и эффективную отработку навыков. В отличие от обычных тренинговых занятий, этот инструмент коучинга предполагает общение tet-a-tet, в ходе которого специалист помогает клиенту поверить в свои силы и настроиться на нужный лад.

КОНСАЛТИНГ И КОУЧИНГ ТРЕНИНГ - В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Консалтинг имеет одно важное отличие от коучинг тренинга. Во время обучения специалист не просто направляет усилия своего «подопечного» на достижение нужного результата, предоставляя ему полную свободу в выборе метода, а консультирует, предлагая возможные схемы действия. При этом сам коуч является компетентным специалистом в той области, в которой клиент испытывает трудности.

ЕЩЕ ОДНА РАЗНОВИДНОСТЬ КОУЧИНГ ОБУЧЕНИЯ - ПРОЦЕССИНГ

Данный метод заключается в проведении коучем определенного процесса, наглядно демонстрирующего клиенту, как следует поступать для достижения желаемого результата. При этом широко используются такие психологические техники, как НЛП, энергетическая терапия ПЭАТ, мозговые штурмы и другие не менее эффективные инструменты.

Работая с клиентами, коучи Центра «Псиконсалтинг» не ограничиваются одним конкретным методом, а предлагают комплексное коучинг обучение. Наши специалисты в совершенстве владеют всеми известными технологиями проведения коучинг-сессий. При этом в каждом конкретном случае мы создаем особые программы занятий, ведь все люди - уникальны, не существуют одинаковых компаний, идентичных коллективов. Индивидуальный подход вкупе с инновационными разработками – принципы деятельности коучей, психологов консультантов, бизнес-тренеров Центра «Псиконсалтинг».

Главная награда для учителя – успех ученика. А что касается коучинга, то лучший результат специалиста – это самореализация его подопечного.

В этой статье мы с вами самыми простыми словами разберем — что такое коучинг, чем он отличается от тренинга и менторства. А также посмотрим, как на самом деле работает коучинг, и как этому можно научиться.

И давайте разберемся сначала, что означает это странное слово «коучинг».

Значение слова коучинг

Как это часто бывает, такое красивое иностранное слово как «коучинг» имеет вполне прозаическое значение. Это — производное от слова «коуч» (coach). Это сленговое слово появилось в студенческих кругах Великобритании и означало «частного репетитора». Точнее сказать, слово «coach» существовало и раньше, и обозначало оно, как ни странно, «тележку» или «карету».

Исследователи считают, что «коуч» начал использоваться в переносном значении, потому что частные репетиторы помогали студенту быстро добраться из «точки А» в «точку Б». Совсем как кареты и упряжки в те далекие времена.

С тех пор слово прижилось, и его использовали в основном для обозначения спортивных тренеров и тех, кого мы назвали бы школьными учителями физкультуры. Постепенно коучами стали называть и тех, кто помогает людям достигать успеха не только в спорте, но и в других областях жизни. У нас слова «коуч» и «коучинг» прижились моментально, потому что представляться «коучем успеха» гораздо приятнее, чем просто «репетитором успеха».

Чем отличается коучинг от тренинга

Кстати, если затрагивать терминологию, многие люди не могут понять — чем отличается коучинг от тренинга. Даже сами коучи и тренеры не могут это внятно объяснить простыми словами.

Если вы спросите определение коучинга у самих коучей, то чаще всего вам начнут рассказывать красивые байки про то, что «коуч не учит, а помогает человеку найти свой собственный путь», и про то, что подопечный коуча должен «услышать ответы на все свои вопросы внутри самого себя». Именно это, с их точки зрения, отличает коучинг от тренинга.

Не знаю как вам, но мне такие объяснения никогда не давали понимания, что же такое этот самый коучинг.

А на самом деле, все опять намного проще, чем может показаться. Тренер — это человек, который работает с группой людей, а коуч работает индивидуально. Просто зачастую и тренеры переходят на индивидуальный формат (тут еще «примешиваются» консультанты со своим консалтингом), и коучи соглашаются на групповые занятия, и тем самым путают всех окончательно.

Да, кушать хочется всем, и вся братия коучей/тренеров/консультантов работает в том формате, какой у них в данный момент купили. Запомните главное — если человек работает индивидуально, то скорее всего вы имеете дело именно с коучингом. А если сам он себя называет как-то иначе — то вероятнее всего ему просто не нравится слово «коучинг».

Думаю, с терминологией мы разобрались, и давайте теперь говорить про коучинг и коучей в классическом смысле этих слов. То есть как об индивидуальной помощи человеку в решении тех или иных проблем в его жизни.

Как на самом деле работает коучинг

Если не заморачиваться со сложными психологическими тактиками коучинга, схемами развития отношений с клиентом и прочим, то весь коучинг можно разделить на две большие группы.

Первый вариант — это когда коуч работает «снизу», а второй — это когда коуч работает «сверху». В первом случае, сам коуч может не иметь каких-то значительных результатов в той области, в которой он «тренирует» своего клиента.

И ничего странного и страшного в этом на самом деле нет. Уметь что-то делать и уметь объяснить, как что-то делать — это абсолютные разные виды деятельности, и для этого нужны разные наборы качеств и навыков. Могу вам это доказать прямо сейчас.

Учите тому, чего сами не умеете

Вот скажите мне, вы хорошо говорите по-русски? По меньшей мере — достаточно хорошо, если вы можете осилить текст данной статьи. А теперь попробуйте взять какого-нибудь иностранца и научить его говорить так же хорошо, как вы. А в чем проблема? Вы же сами умеете говорить по-русски. Но вот почему-то обучить языку иностранца гораздо лучше сможет другой такой же иностранец, который, с вашей точки зрения, еле-еле может связать два слова по-русски.

Другой пример — назовите мне хоть одного великого тренера в футболе (хоккее или еще где), который до этого был великим игроком. Таких просто нет. Великие звезды становятся очень средними тренерами, а никому в прошлом неизвестные игроки выводят свои команды в чемпионы.

Ну и последний пример — вы умеете ездить на велосипеде? Предположим, что умеете. А теперь попробуйте объяснить, как именно вы это делаете человеку, который не умеет ездить на велосипеде. Максимум, что вы сможете сказать — это то, что надо держаться за руль, жать на педали и стараться удержать равновесие. Дайте вашему ученику такие инструкции — и он расшибется уже через полметра.

Мало того — если вы попытаетесь понять, что именно и в каком порядке вы делаете в тот момент , когда вы едете на велосипеде — то вы сами расшибетесь (как в том анекдоте про ежика, который забыл, как дышать).

Поэтому известное саркастическое выражение «Кто сам не умеет, тот учит» — во-первых, совершенно правильное. А во-вторых, в нем скрыт очень глубокий смысл. Поэтому «коучинг снизу» вполне имеет право на жизнь.

Как работает коучинг «снизу» и «сверху»

Работает такой коучинг очень просто — вы смотрите на ситуацию человека со стороны и начинаете давать ему советы. В идеале — задавать наводящие вопросы, чтобы он сам понял, в чем у него проблема (потому что люди очень не любят, когда им дают советы). Согласитесь, это несложно? Мы практически всегда можем сказать, в чем проблема у того или иного нашего знакомого. Но при это сами себе мы таких хороших советов дать почему-то не можем.

Второй вариант — это «коучинг сверху», когда мы действительно добились значительных успехов в какой-то области, и теперь помогаем другим достичь того же.

Этот коучинг работает совсем по-другому. Здесь мы даже не пытаемся задавать наводящих вопросов, и упаси боже — давать советы. Вся наша работа сводится к тому, что мы просто делаем то, что мы умеем и живем так, как мы умеем, а человек со стороны за нами наблюдает и пытается нам подражать.

Коучинг и менторство

Такой вид коучинга в основном распространен в бизнес-среде, и называется он уже менторингом или менторством. Ваш ментор — это всегда человек, который многого достиг. Он смотрит на вашу ситуацию сверху, и знает, как выйти на новый уровень развития. Менторство основывается на постулате, что «невозможно решить какую-то проблему на том же уровне, на котором она возникла».

То есть если вы годами ходите по кругу, и всегда получаете одни и те же результаты, и никак не можете «пробить потолок» — значит где-то в вашем алгоритме ошибка, из-за которой вы «вошли в цикл» (программисты меня поймут).

Для «выхода из цикла» вам нужен кто-то со стороны, кто укажет вам на ошибку. Теоретически вы, наверное, и сами её смогли бы найти. Но на практике это удается очень редко. И абсолютно точно самостоятельные поиски займут у вас намного больше времени.

Обычно работа с ментором-коучем происходит следующим образом. Примерно раз в месяц вы встречаетесь с вашим наставником, и начинаете ему рассказывать, что именно и как вы сделали за время, прошедшее с вашей последней встречи.

И тут начнет происходить интересная вещь. Во-первых, чтобы не краснеть за свои «успехи» перед большим человеком, вы будете выкладываться намного сильнее, чем если бы ментора у вас не было. А во-вторых, структурируя свои действия, чтобы описать их словами, вы сами скоро наткнетесь на повторяющуюся ошибку.

Таким образом, ментор, с одной стороны, показывает вам своим примером, как надо делать правильно. А с другой стороны — заставляет вас говорить о том, что вы делаете неправильно. Короче говоря, очень полезными вещами занимаются эти ребята. Может этому можно научиться и зарабатывать на этом?

Как научиться коучингу и заработать

Если вы решите стать коучем, то недостатка в учителях не увидите. По всему миру сейчас работают сотни организаций, которые занимаются обучением коучей. Одни только называния этих организаций говорят о том, насколько там все круто — Международная Федерация Коучинга, Империя Коучей, Американская Академия Профессионального Коучинга, и прочее и прочее.

После прохождения обучения в этих организациях вам дадут красивый именной сертификат «со всеми соответствующими правами». Вот только обучение там стоит очень недешево. И еще оно почему-то занимает очень много времени.

Как правило, вы не сможете просто прийти и пройти какой-нибудь «полный курс коучинга». Занятия там разбиты на несколько ступеней, и вам надо проходить их последовательно, и каждая следующая ступень, естественно, стОит дороже предыдущей. Какой в этом смысл? А смысл очень даже есть.

Коучинг как финансовая пирамида

Как ни печально, но большинство этих организаций — обычные финансовые пирамиды. То есть там готовят коучей, чтобы те, в свою очередь, тоже могли готовить коучей и зарабатывать на этом. А ступени введены для того, чтобы было понятно, кто кого может учить и за какие деньги.

То есть коуч с дипломом «первой ступени» имеет право набирать учеников и обучать их до первой ступени. Часть вырученных денег от этого обучения он отдает вверх по пирамиде, а часть оставляет себе. Если он получает «вторую ступень», то соответственно может обучать уже больше и дороже.

Таким образом, схема работы такой структуры очень простая — во главе стоит «самый главный коуч», которому платят все нижестоящие за право выдавать дипломы от лица данной организации. Собственно за этот диплом новые ученики и платят деньги. Посмотрите, как какой-нибудь коуч пытается продавать свои услуги. Самое почетное место на его сайте всегда уделено перечню дипломов и сертификатов, которые он получил за свою жизнь.

Что общего у коучинга и федераций каратэ

Такая схема работы была придумана даже не самими коучами. Вспомните разнообразные школы каратэ с их цветными поясами. Вы когда-нибудь пытались сдавать на пояса высокого ранга? Знаете, сколько это стоит? И как вы думаете, что вам там дают, кроме самого пояса? Правильно — диплом, который наделяет вас «всеми соответствующими правами» (то есть правом набирать своих учеников, брать с них деньги, и часть этих денег передавать главе Федерации вашего стиля).

Так что, обучение по принципу пирамиды существовало задолго до появления современного коучинга. Ничего особо порочного в такой организации обучения коучингу я лично не вижу. Просто она такая. Неправильно только, если коуч навсегда остается внутри пирамиды, и даже не пытается зарабатывать на применении своих навыков на практике.

Но практикующие коучи тоже, слава богу, есть. И неудивительно, что бОльшая часть самых толковых из них ни в какой федерации коучинга не состоит, и даже коучингу как таковому никогда не обучались. Эта деятельность не попадает ни под какие законы о лицензировании, и вы тоже можете хоть завтра начать предлагать свои услуги коуча и брать за это деньги.

Как правильно их предлагать, и сколько денег за это брать — тема отдельного разговора. А здесь, я надеюсь, мне удалось простыми словами объяснить, что такое коучинг, и чем он отличается от тренинга и менторства. И давайте резюмируем все вышесказанное в виде инфографики.

Что такое коучинг — инфографика

Надеюсь, эта статья была для вас полезна. Не забудьте скачать мою книгу . Там я показываю вам самый быстрый путь с нуля до первого миллиона в интернете (выжимка из личного опыта за 10 лет =)

До скорого!

Ваш Дмитрий Новосёлов

Метод коучинг

Основные определения коучинга

  • «Коучинг» - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви).
  • Коучинг - это управленческое поведение, альтернативное командно-контролирующему (Джон Уитмор).
  • «Коучинг» - это действие, имеющее цель достижения поставленных задач.
  • «Коучинг» - возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
  • «Коучинг»- процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
  • «Коучинг» - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
  • «Коучинг» - процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.
  • «Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений.

Определение коучинга ICF (Международной Федерацией Коучинга): "Профессиональный коучинг" - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

Другое название метода: "Развивающее консультирование".

Смысл коучинга - движение к цели. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, и получают уверенность, что выбранное ими направление развития - это действительно именно то, что им нужно. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную.

В отличие от психотерапии, коучинг нацелен на будущее. Он помогает, работая над своим настоящим, по-другому взглянуть на жизнь, осознать свои истинные, а не навязанные общественным мнением, желания, потребности и ценности, избавиться от внутренних барьеров, препятствующих достижению целей и научиться находить собственные решения.

Существует несколько десятков моделей коучинга определений коучинга, все они в той или иной мере соответствуют в действительности, но выделить единственно верное крайне сложно, поскольку все исследователи имеют на этот счет свое мнение.

Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода - максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард - основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей - идеологический предтеча коучинга и Джон Уитмор - основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.

Для обозначения той работы, которую Т. Леонард проводил со своими клиентами, он использовал спортивный термин "коучинг". "Коучинг" - это транслитерация английского "coaching". Это просто переписанное русскими буквами английское coaching, что можно перевести как "тренировка, репетиторство, подготовка". Так получилось, что слово "коучинг" не отражает сути самого понятия. На самом деле это понятие включает в себя нечто большее. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Одним из эквивалентов, выражающим идею коучинга, является "совместное достижение" или "развивающее консультирование".

По другой версии, разделяемой многими учеными-практиками, коучинг, в известном смысле, возник из "ниоткуда". Такой поход к планированию и осуществлению положительных изменений не был абсолютно новым. Многие из тех, кто знакомится с коучингом и его возможностями фактически использовали его в той или иной степени в своей жизни.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать". Сократ (470-399 г. до н.э.), древнегреческий философ.

Заслуга Голлвея, Леонарда и Уитмора в том, что, осознав необходимость личностной поддержки профессиональной деятельности, идеи коучинга обрели более совершенную форму.

По определению, коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.

Суть метода - набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.

Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация, и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

Этапы коучинга

Коучинг проходит в несколько этапов:

1. Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
2. Анализ текущей ситуации.
3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
4. Составление плана действий.
5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.

Достоинства метода коучинга

Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Недостатки метода

Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.
- Сильная зависимость результатов метода от личности и подготовки тренера - коуча, что приводит к нестабильности результатов обучения по одной и той же программе.

По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

По формату - очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать, что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Дополнительно о коучинге можно сказать следующее:

1. Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.
2. Коучинг - это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.
3. Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.
4. Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.
5. По данным компании Fortune 500 коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал.
6. Нередко под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги.

Термины, используемые в коучинге:

Коуч (Coach) - специалист, проводящий коучинг.

Клиент - человек, заказывающий услуги коучинга. В терминологии, используемой британскими коучами, человека, получающего услугу коучинга, также называют coache.

Сессия - особым образом структурированная беседа коуча с клиентом.

Смысл коучинга

Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные техники, главная из которых - вопросные технологии коучинга.

В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности.

Уровень профессионализма коуча определяется наличием сертификатов и количеством наработанных им часов. Первую коуч сессию длительностью от 30 до 90 минут коуч обязан предоставлять бесплатно. Именно в процессе первой коуч сессии клиент должен определить для себя, нужен ли ему коучинг и подходит ли ему именно этот коуч. Личность коуча играет важное значение в коучинге. Результат в коучинге достигается, в том числе за счет личности коуча, его навыком активного слушания и умения задавать правильные вопросы в нужный момент, а так же за счет умения использовать инструментарий так, что бы это приносило пользу клиенту. Коуч вам подходит в случае, если Вам приятен этот человек, вы понимаете, что можете перед ним открыться, он вызывает доверие, а ваши искренние и глубоко проработанные ответы на его вопросы приближают Вас к вашей цели.

Философия коучинга:

Каждый человек живет с чувством того, что он способен на большее. Коучинг – помощь в реализации этого чувства.
каждый человек может все, что он захочет.
каждый человек знает, чего он хочет.
для того, чтобы достичь своих целей, надо осознавать реальность, быть мужественным и не останавливаться.
хочешь быть счастливым и успешным – будь. Критерии счастья и успеха ты выбираешь сам.
каждый человек отвечает за то, как проходит его жизнь.

Профессиональный коучинг предполагает партнерские взаимоотношения между коучем и отдельным клиентом по достижению колоссальных результатов, основанных на заявленных клиентом целях.

В коучинговом процессе клиент фокусируется на навыках, необходимых для успеха и повышения собственных результатов. После того как клиент выбрал тему сессии, коуч наблюдает, спрашивает и слушает, помогая проанализировать концепции и принципы, помогающие раскрыть возможности и спланировать действия. В результате у клиента появляется ясность относительно наиболее эффективных путей достижения желаемого. Решения обычно находятся из скрытых ресурсов клиента, коучи верят и находят подтверждения уникальности и высокого потенциала их клиентов, в их творчество и находчивость. Карьерный коуч обеспечивает поддержку, для развития уже имеющихся у клиента ресурсов, способностей и творческих сил. Он усиливает осознание собственных возможностей, что ведет к более продуктивным жизненным выборам.