В рассказе Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке» ставится проблема детских страданий в мире взрослых.

Главный герой произведения – маленький мальчик, которому хочется найти место в окружающем мире. Но этому миру он оказывается не нужен. В городе все «кричат, бегут и едут», ночью светло, как днем, а от людей, которых встречает одинокий ребенок на своем пути, он видит либо равнодушие, либо угрозу. «Блюститель порядка» отвернулся, прошел мимо, «большой злой мальчик» ударил, барыня дала ему в руку копеечку, а сама «отворила ему дверь на улицу». В итоге герой погибает, замерзнув на каком-то дворе.

Автор сочувствует мальчику и жалеет его. В его гибели и страданиях он винит взрослых людей, которые проявили равнодушие и бесчеловечность по отношению к ребенку. Ведь дети очень уязвимы и беззащитны. И взрослые об этом забывать не должны.

Я согласна с позицией писателя.

Дети не должны умирать от холода и голода, от людского равнодушия, как герой рассказа Ф.М. Достоевского. Ведь главное в жизни – это добро и сострадание, именно на них держится наш мир. Поэтому взрослые люди должны оберегать детей, окружать заботой, вниманием и помогать преодолевать им жизненные трудности.

Проблема детских страданий поднималась часто в литературных произведениях.

Вспомним знаменитую сказку Г.К. Андерсена «Девочка со спичками». Героиня произведения - маленькая девочка, которую отец отправил в город продавать спички. Она брела по улицам с непокрытой головой и босая. Домой вернуться девочка не могла, так как боялась гнева отца. Ведь за весь день она не продала ни одной спички.

И никто из окружающих людей не проявил к ней сострадания. Героиня сказки замерзла на улице, зажигая спички, и попала туда, «где нет ни холода, ни голода, ни страха – к Богу». Она вместе с бабушкой вознеслась на небо. Ганс Кристиан Андерсен не хотел мириться с жестокостью по отношению к детям, и через свое произведение он пытался пробудить в людях милосердие и сострадание к тем, кто в первую очередь нуждается в помощи.

В произведении А.П. Чехова «Ванька» идет речь о девятилетнем мальчике, которого отправили на ученье в город к сапожнику. Там его бьют, не кормят досыта. Он даже не может спать по ночам, так как качает люльку с ребенком. Мальчику плохо у сапожника, ему хочется вернуться домой, к дедушке. И он пишет ему письмо, где описывает свои страдания. Но дедушка не приедет и даже не узнает о переживаниях Ваньки. Ведь такого почтового адреса, который написал мальчик на письме, не существует. И про обиду и боль героя рассказа никто не узнает.

Данные примеры показывают нам, что каждый человек способен изменить мир и сделать его лучше, добрее и благороднее. Он только должен приложить усилия. Именно так считал Ф.М.Достоевский, утверждая о том, что человек не имеет права проходить мимо несчастий, происходящих рядом с ним, так как он несет ответственность как за свои собственные поступки, так и за любое зло, которое происходит в мире.

Обновлено: 2017-11-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Анализ пьесы Вадима Леванова «Выглядки» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Героем рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» является мальчик «с ручкой», т.е. просящий милостыню, «очень маленький, лет шести или даже менее».

Подвал сырой и очень холодный. Мальчик одет в какой-то халатик. Спал на нарах, «где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его». «Какой-то один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко.» Жутко было ребёнку находиться в подвале, кругом царила темнота.

В рассказе сравниваются два города: город, откуда он с мамой приехал, и город, где волей судьбы мальчику пришлось оказаться и погибнуть.

Первый город, оставшийся в памяти ребёнка, - это город, где «по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется - никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать…»

Второй город резко противопоставлен первому: «… а здесь - господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, … и мороз, мороз!» Кругом царит жестокость и страшное равнодушие: «Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их… и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь… Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.» Ребёнок видит улицу – «ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно…» Несмотря на обилие цвета, блеска, рождественской мишуры, этот город несёт смерть.

Смерть мальчика изображена в конце рассказа, когда он прибежал в подворотню, на чужой двор, присел в укромном темной месте, за дровами, чтобы скрыться от жестокого, черствого, равнодушного, убивающего мира. В предложении «… он протянул ему руку и… и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка!..» многоточие между союзами И указывает на переход мальчиком границы между жизнью и смертью.

Матери, которые присутствуют у Христа на елке, называются «грешными». А как может безгрешная, настоящая мать допустить, чтобы у её ребенка, не успевшего познать радости жизни, так чудовищно трагически оборвалась маленькая безгрешная жизнь? К тому же всё происходит в канун Рождества. Как можно забыть о душе, добре, любви к ближнему?

В конце события разворачиваются в каком-то фантастическом времени, т.е. сообщение о смерти мальчика не является финальным. Фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. Но фантастическое в рассказе не выходит за рамки реального, оно связано с предсмертным видением замерзающего мальчика. Реальность происходящего подчеркивает с одной стороны образ автора-рассказчика, обрамляющий все повествование, а с другой - воссозданный образ Санкт-Петербурга. Мотив реальности тесно связан с фантастическими элементами. Так, на райской елке у Христа у каждого ребенка своя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. В образе главного героя отражается мотив "божественного дитя": младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Последний абзац, в котором повествователь как бы сомневается в необходимости таких сюжетов в литературе, умело наводит нас на мысль, что такие события могут происходить и в действительности. И каждый должен извлечь из этого рассказа нравственный урок добра, милосердия, гуманизма, чуткости – всего, чего так порой нам не хватает в этой непростой жизни.

Героями пьесы В.Леванова «Выглядки» являются два мальчика: Никита 5-и с половиной лет и Денис 4-х с половиной лет. Мальчики живут мне непонятно где. Нет конкретного описания жилища. Какая-то квартира. Дети одни на протяжении всего последнего в их жизни диалога. Всё время они ждут, что придет ОНА. Лишь в конце пьесы мы узнаём, кто это ОНА: «ОНА придет скоро... Скоро... МАМА!.. МА...»

Квартира – это какая-то пустота, ужас, какой прижизненный гроб. Внешний мир страшен, хотя именно он доставляет массу приятных предсмертных детских воспоминаний: где-то на улице вкусный снег, кто-то угощает мороженым, кто-то принёс картошки, она должна принести белое и черное: белое – это хлеб, черное – это ржаной…

С внешнего мира они с теплотой вспоминают лишь «дяденьку, который был с бородой. И он меня катал на КАРУСЕЛИ!.. И он меня к себе на коленки сажал, и мы с ним кружились так!.. Он мне еще покупал... знаешь чего? МОРОЖЕНОЕ! Оно такое было холодное, БЕЛОЕ, как снег, вкусное! сладкое! он - мой папка. Вот.» Возможно, он для них герой. Господи, как мало надо ребенку, чтобы быть счастливым!

Смерть братьев изображена в конце пьесы. Мальчики практически одновременно умирают. После многочисленных пауз в диалоге, обозначенных многоточием, и молчаний, мы слышим, как старший мальчик говорит о какой-то бороде, которая колется и щекотит, т.е. доставляет радость. Здесь звучит тот же мотив, что и у Достоевского в рассказе «Мальчик у Христа на елке»: в образе главных героев отражается мотив "божественного дитя".

Пьеса заканчивается словами, которые явно принадлежат Иисусу Христу:

ПУСТЬ ДЕТИ ПРИХОДЯТ КО МНЕ, НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ,

ИБО ТАКИМ, КАК ОНИ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ.

Эти слова опять заставляют нас извлечь из этого произведения нравственный урок добра, милосердия, гуманизма, чуткости.

Оба произведения близки в своей идейной направленности. В них звучит один и тот же мотив: в образе главных героев отражается мотив "божественного дитя". Отличие в том, что повествование у Достоевского ведётся от третьего лица, но художественные средства передают душевное состояние мальчика, заставляют читателя ощутить боль и страдания героя, а у Леванова говорят сами герои, но боль их ощутима не менее. Восклицательные предложения пронизывают тексты, они передают то восхищение и радость героев, то их боль и страх. В вопросительных предложениях голоса автора и мальчиков сливаются. Эффект «присутствия» у Достоевского усиливают однородные члены предложений, а у Леванова, конечно же, диалог. Всё это делает описание более детальным, заставляет обратить внимание на скорбные подробности жизни маленьких мальчиков.

Леванов в пьесе «Выглядки» отсылает читателя к рассказу Ф.М. Достоевского. Героям произведений плохо от человеческой бессердечности, душевной мёртвости. «Живые куколки» у Достоевского противопоставлены мёртвым душой людям, а у Леванова - одно из самых страшных зол, когда мать бросает своё дитя. Всегда и у всех людей ребёнок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты. Среди «униженных и оскорблённых» героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Тема детского страдания мучила Ф.М.Достоевского в XIX век, как и современного нам писателя В. Леванова.

Эмоциональным срезом всего январского номера "Дневника писателя 1876" следует считать святочный рассказ "Мальчик у Христа на елке". Литературоведом Фридлендером установлен поэтический источник, который лег в основу фантастического рассказа Достоевского, - это стихотворение немецкого поэта Фридриха Рюккерта "Елка сироты". Конечно, по содержанию и по своей форме "Мальчик у Христа на елке" восходит также и к другим образцам святочных литературных произведений. Так, Достоевский в своем маленьком рассказе развил намеченную Диккенсом в "Рождественской песни в прозе" тему "душевного холода", "каменного сердца", из которого "еще никому ни разу не удавалось высечь…хоть искру сострадания". Вместе с тем Струдж из "Рождественской песте в прозе", всюду вносивший "леденящую атмосферу", каким-то чудодейственным образом перерождается доброго рождественского дядюшку. Диккенс Ч. Собр. соч. в 10-и томах. Т. 8. М., 1986, С. 8.

У Достоевского в "Мальчике у Христа на елке" перед Рождеством преобразился лишь Петербург. Он описан глазами шестилетнего мальчика, заброшенного из провинции в столицу: "Господи, какой город!" "Вот и опять улица, - ох, какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!" "И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз!". Холодный свет бездушного праздничного Петербурга противопоставлен черному мраку захолустного городишка, "откудова" приехал мальчик: "Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь - господи, кабы покушать!".

Счастье и радость совсем рядом, но вопреки канонам святочного рассказа, они не для сироты. Мальчик будто оказался в ирреальном мире. Он бежит по улицам огромного таинственного города и не ведает, что ждет его впереди. Ребенок не знает и о том, как он с матерью оказался в этом городе, по какому случаю зажжено столько огней, он не ведает даже о смерти матери. Время от времени его привлекают праздничные витрины, свет в окнах домов, но это лишь на минуту. Ничего в рассказе сверхъестественного не происходит, более того, в рождественскую ночь голодный ребенок замерзает на чужом дворе, в подворотне, за дровами. Чудо не происходит даже на бытовом уровне. Писатель неоднократно напоминает, что мальчику хотелось есть, однако никто его так и не накормил.

И случилось то, что и могло случиться с сиротой в чужом городе среди людей с "каменным сердцем". Концовка рассказа воистину трагична: ни умиления, ни раскаяния в ней. Никто так и не пожалел его, и когда другой мальчик, постарше и, видимо, такой же бездомный, сорвал с него картуз и опрокинул ребенка оземъ, то стоящие у праздничной витрины люди закричали (кто смел нарушить их покой!), мальчик "обомлел", "вскочил и бежать - бежать".

Ребенок, умирая в рождественскую ночь, слышит во сне пение матери, видит прекрасную елку, "Христову елку", вокруг летают мальчики и девочки, у которых никогда не было елки. Одних бросили матери сразу после рождения - и замерзли они в своих корзинах у чужих дверей; "Мальчик у Христа на елке" - самый не святочный рассказ наряду рождественских произведений. Ребенку "одиноко и жутко", оборваны не только социальные связи, но и родственные; в памяти остался лишь городишко, где "по ночам такой черный мрак", но там было тепло и "ему давали кушать". Его одиночество не согрето даже воспоминаниями о матери. Р.Г. Айрапетян "Как и чем и кто виноват?", Научные сообщения, 2007 год., М.

Январский выпуск "Дневника писателя" за 1876 год является своеобразной увертюрой ко всему произведению. В нем мы впервые встречаемся со всеми главными темами книги. Здесь определяются их тональность и строй. Не исключение и женская тема. Пять небольших эпизодов, вкрапленных в разные статьи первого номера, воспроизводят как бы пять вариантов судьбы современной "Дневнику" женщины. Наиболее полно рассказано "об убийстве мещанки Перовой и об самоубийстве ее убийцы". Пунктиром дана жизнь девочки - "вуйки", о которой писатель говорит в связи с рассказом о рождественских праздниках в доме художников: она "ни за что не сумеет выйти замуж, несмотря на всё желание". Несколько строк посвящено умирающей матери мальчика, попавшего на Христову ёлку. Лаконично и ярко пишет Достоевский о женщине, ударившей ножом своего мужа-алкоголика. Наконец, говоря о возрастающей силе власти, писатель вспоминает об одной даме, которую "один начальник станции вытащил собственной властью и рукой, чтобы отдать её какому-то господину, который пожаловался этому начальнику, что это жена его и находится от него в бегах". Если присмотреться ко всем этим историям внимательнее, то, конечно же, это никаких не пять вариантов судьбы, а всего-навсего единственный, исполненный горечи и драматизма.

Первое, что обращает на себя внимание, это то, что русская женщина находится в конфликтных отношениях с мужчиной. Она лишена любви и семьи, и эта противоестественная ситуация толкает ее к противоестественным поступкам. Традиционно долг женщины состоит в том, чтобы беречь семейный очаг, рожать и воспитывать детей. А современница "Дневника"? Она либо, как Перова, ведёт беспутный образ жизни, либо, как мать мальчика или дама на станции, покидает свой дом, либо, что противоестественнее всего, становится убийцей - вместо жизни несёт смерть. И толкает её к этому современный русский мужчина. Сожитель Перовой "был из новейших: "Не мне, так никому". Он дал ей слово, что "оставит её", и варварски зарезал её ночью, обдуманно и преднамеренно, а затем зарезался сам". На рождественской ёлке "подростки (не дети, а подростки, будущие молодые люди, в разных мундирчиках, и которых была тьма) - толкаются нестерпимо, не извиняясь и проходя мимо с полным правом". В случае с ножом "пьяный муж пришёл к жене, которую бросил и не кормил с детьми много месяцев, и стал бить её, чтобы вымучить еще водки". Начальник станции высадил даму из вагона "без суда, без всякого подозрения, что он сделать это не вправе". Современный "Дневнику" русский мужчина, волею исторических обстоятельств, оказавшийся хозяином современной русской действительности, настолько самонадеян и эгоистичен, что оказывается неспособным жить по совести - честно и справедливо. Он разрушается сам, разрушает семью, подталкивает женщину к преступлению.

И, тем не менее, не всё потеряно, и надежда есть, потому что, несмотря на все тяготы судьбы современной русской женщины, она остаётся-таки женщиной: она остаётся матерью. Этот факт Достоевский подчёркивает во всех случаях, когда он имеет место (а в январском выпуске детей нет только у девочки - "вуйки", что вполне естественно, да у дамы в вагоне, про которую вообще ничего не известно). Надежды, которые возлагает в связи с этим обстоятельством на русскую женщину автор, получают поддержку в картине Христовой Ёлки, куда кроме невинных детей допущены их матери. И хотя стоят эти матери в сторонке, Христос с ними: "все у Христа, и Он Сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей". Почему "грешных"? Вопрос риторический в контексте январского выпуска "Дневника писателя". Впрочем, как уже говорилось, январский выпуск - это своеобразная увертюра ко всей книге, в которой многие принципиальные моменты уточняются и разъясняются. Намеченная здесь системой женских образов концепция обретает в дальнейшем плоть и кровь, намёки разворачиваются в пространные рассуждения, характеры получают художественную завершённость и полноту. П. Фокин "Женский вопрос" в "Дневнике писателя" 1876-77 гг. Ф.М. Достоевского

Проблематика рассказов Ф. М. Достоевского. В художественном мире Федора Достоевского ре­бенок наделен исключительными полномочиями: он словно выступает в роли универсального и неподкуп­ного судьи, беззащитной и потому легко ранимой со­вести человечества, служит для безошибочной про­верки, что есть добро и что есть зло, где живет правда и где таится ложь, для надежного определения состо­яния здоровья общества, для установления правиль­ного диагноза, если общество больно или если в нем что-то не совсем ладно. Достоевский убежден, что по тому, как чувствуют себя дети - завтрашний день человечества, можно с полным правом судить о сте­пени справедливости существующего миропорядка.

И надо сказать, картина существующего мироустройства Достоевского не слишком светла. В произведе­нии Достоевского нот счастливых детей - таких, которые бы жили и нормальной семье, с добрыми родителями. н прекрасных условиях и не сталкивались бы с пошлостью окружающего мира.

В «Моточке Незвановой» рассказывается история детских лет Неточки Незвановой, девочки «из ни­зов». Неточка жила в каморке с матерью и отчимом. Мать Неточки, долгое время болевшая, умерла, от­чим сошел с ума и сбежал от нее.

И девочку взял к себе в большой и красивый дом князь Х-м. Дочь князя поражали невесть откуда взяв­шееся достоинство Неточки и ее рвение, способность к учению.

Семья князя уезжает, и Неточна поселяется у их родственницы. Здесь девочка сталкивается с неспра­ведливостью жизни. Женщина очень добра и забот­лива, она нравится ребенку. Но ее муж не внушает приязни. И девочка, случайно наткнувшись на ста­рые письма, понимает, что в этой семье есть своя тай­на. Уже будучи замужем, Александра Михайловна полюбила «неровню», мелкого чиновника.

Общество от преступницы отвернулось, муж защи­тил ее, но теперь старательно портит ей жизнь, изде­вается. Девочка поражена сложностью этой жизни, безжалостностью мужа несчастной женщины.

Другой рассказ Достоевского - «Мальчик у Хри­ста на елке» - повествует о несчастной судьбе ребен­ка. Маленький мальчик, живший с матерью в холод­ном подвале, пошел по городу в канун Рождества.

Он любовался красочными витринами, удивлялся и восхищался нарядными детьми. Никто не обращал внимания на ребенка, лишь мальчик постарше напу­гал беднягу, бросившись за ним вдогонку. От страха мальчик забился в подворотню, где уснул, замерзая на морозе. И приснился ему рождественский праздник у Христа: «У Христа всегда в этот день елка для ма­леньких деточек, у которых там нет своей елки…».

Мальчик узнал, что все эти дети - такие же, как и он сам, только кто-то умер в младенчестве, кого-то подкинули в корзине. Сам Христос находится среди детей.

Наутро дворники нашли за дровами замерзшего, умершего мальчика. Разыскали и его маму, умер­шую раньше. «Оба свиделись у Господа Бога на Не­бе».

На страницах рассказов Достоевского много ще­мящей тоски и грусти, много пронзительного света, прорывающегося сквозь плотину резких конфлик­тов, страданий и страстей людских, много обнадежи­вающего тепла и нежности, много веры в лучшее бу­дущее.

Решение проблемы гуманизма, всякий раз остро встающей на стыке эпох, испытание всего и вся на человечность для Достоевского неразрывно связаны с изображением детей.

Крайность и уязвимость гуманистической идеи До­стоевского заключается в том, что он, постоянно кон­статируя наличие зла в современном ему обществе и справедливо утверждая, что маленькие существа не должны плакать и нести ответственность за грехи взрослых, не давал ясного ответа, как же быть тогда, когда страдание уже разлилось по земле, когда дети уже погибают, есть ли какой-либо выход из создав­шегося положения, возникшего по вине равнодушного человечества.

Нужно заметить, что детская тема, присутствую­щая во всем творчестве Достоевского, решается им преимущественно в символическом, предельно обоб­щенном плане, определяемом как спецификой фило­софской прозы, так и тем, что идеал, пестуемый До­стоевским, слишком далеко отстоял от российской действительности той поры.

У писателя «дитя» - всеобщий символ; для него важно только то, что это сыновья униженных и ос­корбленных, обиженных и обделенных.

По убеждению Достоевского, «небарский ребенок» должен быть мерилом окружающей жизни, своеоб­разной шкалой отсчета при оценке исторического прогресса.

Несмотря на известную отвлеченность своего сим­вола, продиктованного самыми высокими гуманис­тическими соображениями, романист постоянно его обновляет путем внесения каких-либо отличитель­ных примет, броских деталей.

Но символ остается символом, к тому же в нем на­лицо религиозный оттенок.

Характерна и та интонация, с которой выдержа­ны почти все сюжеты о плачущем ребенке, выбран­ная для того, чтобы вызвать у читателя прилив сос­традания и сочувствия, чтобы привести в волнение его черствеющее сердце.