Второстепенные члены предложения, образуя сочиненный ряд словоформ, обязательно оказываются соподчиненными, так как они обнаруживают одинаковую синтаксическую зависимость от одного и того же члена предложения (главного или второстепенного) или всего предложения в целом, если занимают позицию детерминанта. Например, зависимость от глагола-сказуемого: Так вот мы тихо и мирно шли из театра (Сол.); зависимость от предикативной основы в целом: В глухой тайге, в холодной тундре, в сыпучих песках жарких пустынь и среди скалистых гор стали появляться тысячи строителей, возникали города (Закр.).

Однородные дополнения относятся к одному и тому же слову, находятся в одинаковых отношениях к нему и имеют форму одного и того же падежа: В тот вечер Александр Блок отмечал в своем дневнике этот дым, эти краски (Наб.); Спрятаться от дождя и ветра было почти негде (Сим.).

Однородные дополнения могут быть выражены и инфинитивом: Приказано было явиться на экзамен вовремя и отчитаться перед группой.

Однородные обстоятельства , обнаруживая одну и ту же синтаксическую зависимость, как правило, объединяются одним и тем же значением (времени, места, причины, образа действия и т.д.): Должно быть, от этого чужого воздуха, от помертвелых улиц и дождевой сырости я чувствовал полное одиночество (Пауст.) - три обстоятельства причины; Речь его лилась тяжело, но свободно (М. Г.) - два обстоятельства образа действия; Между окнами и по стенам висело около дюжины крошечных деревянных клеток... (Т.) - два обстоятельства места. Однако возможно иногда объединение и разноименных обстоятельств при условии обобщенности значения сочетающихся слов: Где-то, когда-то я слышал эти слова, Зачем и почему мне необходимо здесь быть? В таком случае они не однородны, хотя обнаруживают сочинительную связь.

Обстоятельства могут давать довольно сложное семантическое объединение: В самую тихую зиму по какой-нибудь алой зорьке под вечер предчувствуешь весну света (Пришв.).

Однородные обстоятельства могут быть как морфологизованными, так и оформленными по-разному: Сердце у меня начало биться тяжело и быстро (Пауст.); Листья на деревьях задрожали от этого смеха или оттого, что ветер все метался по саду (М. Г.); ...Объясняла дама тихим голосом и не поднимая глаз (М. Г.); Макар вовремя и без особого усилия рванул на себя дверь (Шол.).

Однородные определения одинаково зависят от одного и того же определяемого слова и связаны с ним непосредственно, т. е. друг с другом вступают в параллельную синтаксическую связь с отношениями перечисления. Однородные определения могут быть согласованными и несогласованными. И те и другие могут сочетаться в одном сочиненном ряду. Примеры: Пришедший откинул капюшон, обнаружив совершенно мокрую, с прилипшими ко лбу волосами голову (Булг.); ...Землистые лица покрылись пятнами румянца, раздражения и злости (Сераф.); Впереди стоял комендант, старик добрый и высокого росту (П.);

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Русский язык

Однородные члены предложения

Однородные члены широко употребляются в предложениях в устной и письменной речи. Что собой представляют однородные члены, как найти их в предложении и какие особенности пунктуации нужно соблюдать при их употреблении - подробно в нашей статье.

Что такое однородные члены предложения?

1. Однородными (ОЧ) называются главные или второстепенные члены предложения, выполняющие в предложении одинаковую синтаксическую роль, относящиеся к одному и тому же члену предложения и отвечающие на один и тот же вопрос.

    В магазине продавались овощи и фрукты .

    (Продавались - что?) овощи и фрукты - однородные подлежащие.

    В начале урока мы вспомнили пройденный материал, а затем приступили к новой теме.

    (Мы - что сделали?) вспомнили и приступили - однородные сказуемые.

    Гости сидели на стульях , на креслах и на скамьях .

    (Сидели - на чём?) на стульях, на креслах, на скамьях - однородные обстоятельства.

Все ОЧ предложения относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос.

2. Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи:

    В поход мы взяли всё самое необходимое: палатку, котелок, жестяную посуду и провизию.

    (Взяли - что?) палатку, котелок, жестяную посуду и провизию - однородные имена существительные в форме винительного падежа.

Однако и морфологически разнородные члены предложения тоже могут быть однородными:

  • Вошла молодая девушка лет двадцати восьми , блещущая здоровьем , с живыми ярко-карими глазами.

Однородные определения в предложении:

  • лет двадцати восьми - именное словосочетание в Р. пад.;
  • блещущая здоровьем - причастный оборот;
  • с живыми ярко-карими глазами - существительное в Тв. пад. с предлогом + имена прилагательные.

Какие члены предложения могут быть однородными?

Однородными могут быть любые члены предложения.

Приведём примеры использования разных членов предложения в качестве однородных.

Член предложения

Примеры употребления ОЧ в предложении

Подлежащее

Катя, Женя и Витя пошли в кино.

Сказуемое

На уроке домоводства мы шьём, вяжем и готовим .

Определение

Я собрала букет из красных, жёлтых и белых цветов.

Дополнение

На своём рисунке Вася изобразил дорогу , деревья и солнце .

Обстоятельство

На улице было то жарко , то холодно .

Также встречаются случаи употребления разных частей речи в качестве однородных в пределах одного предложения:

Лена говорила не спеша, чётко, заранее всё обдумав.

Пособие предназначено для подготовки учащихся 5 классов общеобразовательных организаций к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку. Сборник содержит 15 тренировочных вариантов ВПР, позволяющих оценить индивидуальные достижения школьников по предмету. Каждый вариант включает задания на проверку орфографической, орфоэпической, пунктуационной и языковой грамотности, умения работать с текстом. В конце книги даны ответы на все задания и критерии оценки их выполнения.

Какие члены предложения не являются однородными?

Если члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения, но отвечают на разные вопросы, они не являются однородными:

    Я приеду в Москву послезавтра .

    (Приеду - куда? - когда?) в Москву, послезавтра - обстоятельства, относящиеся к сказуемому приеду , однако отвечающие на разные вопросы. Не являются однородными.

Однородными членами предложения НЕ являются:

    Повторяющиеся слова , в предложении они выступают в роли единого члена предложения:

    Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились .

    Повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей НЕ, ТАК :

    хочешь не хочешь, спеши не спеши, петь так петь, гулять так гулять.

    Сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный :

    возьму и спою, взял да и крикнул, схожу позову и др.

    Устойчивые сочетания с двойными союзами без запятой между ними :

    ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

    Уточняющие члены предложения (их можно определить, задав дополнительный вопрос: где именно? как именно? кто именно? Уточняющие члены предложения произносятся с интонацией обособления (в отличие от интонации перечисления у однородных), чаще всего обособляются, чаще всего в их роли выступают обстоятельства времени и места:

    • Я мечтаю побывать на Красной площади, в Москве .

      (Побывать - где?) на Красной площади, в Москве - обстоятельства, однородными не являются. В Москве - уточняющее обстоятельство, объясняющее, где именно находится Красная площадь.

      В Стамбуле можно увидеть древние водопроводные системы Константинополя, или акведуки.

      (Увидеть - что?) системы, акведуки - не являются однородными членами предложения. Слово «акведуки» является другим названием водопроводных систем, уточняет.

Как найти однородные члены предложения?

Для того чтобы найти ОЧ в предложении, нужно:

  1. Определить главные и второстепенные члены предложения.
  2. Установить, какие члены предложения относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.
  3. Определить, какой связью они связаны (сочинительная или бессоюзная).

Пример: Я собрала букет из красных, жёлтых и белых цветов.

(Цветов - каких?) красных, жёлтых и белых - однородные определения, так как они отвечают на один вопрос (каких?), относятся к одному слову (цветов) и связаны сочинительной связью (сочинительный союз и).

В предложении возможно наличие сразу нескольких ОЧ:

Паша и Таня много пели, танцевали и веселились.

ОЧ: Паша и Таня (однородные подлежащие); пели, танцевали и веселились (однородные сказуемые).

Знаки препинания между однородными членами предложения

Для верного употребления ОЧ необходимо знать правила расстановки знаков препинания между ними в предложении.

Запятая ставится:

    Если есть повторяющиеся соединительные (и... и; ни... ни) или разделительные союзы (или... или; либо... либо; то... то; не то... не то):

    Кузьме опять становится не по себе, в нём поднимается не то злость, не то робость (В. Распутин).

    Если есть два и более ОЧ без союзов:

    На улице было промозгло, ветрено, скользко .

    Если ОЧ связаны противительными союзами а, но, хотя, да (в значении но):

    Мал золотник, да дорог .

Запятая НЕ ставится:

    Если между двух ОЧ есть союз:

    Из всех занятий на свете больше всего я люблю читать и танцевать .

    В устойчивых выражениях (ни то ни сё, и туда и сюда, ни свет ни заря и т.п.):

    Дела его шли ни шатко ни валко .

    Если группы ОЧ разбиты на пары:

    На ярмарке мы купили всё необходимое для школы: портфель и форму, тетради и дневник, пенал и ручки.

В предложениях с ОЧ могут быть и другие знаки: двоеточие и тире.

Тире ставится:

    Обобщающее слово находится после ОЧ:

    Воробьи, синицы, вороны - все мирно гуляли по площадке в ожидании семечек.

    Обобщающее слово стоит перед ОЧ, но после них предложение продолжается:

    Везде: на деревьях, крышах домов, машинах - лежали огромные снежные шапки.

Двоеточие ставится:

обобщающее слово стоит перед ОЧ:

Петя весь день был примерным: застелил кровать, вымыл посуду, подмёл пол.

Повторить тему про однородные члены вам поможет учебник .

Второстепенные члены предложения, образуя сочиненный ряд словоформ, обязательно оказываются соподчиненными, так как они обнаруживают одинаковую синтаксическую зависимость от одного и того же члена предложения (главного или второстепенного) или всего предложения в целом, если занимают позицию детерминанта.

Например, зависимость от глагола-сказуемого: Так вот мы тихо и мирно шли из театра (Сол.); зависимость от предикативной основы в целом: В глухой тайге, в холодной тундре, в сыпучих песках жарких пустынь и среди скалистых гор стали появляться тысячи строителей, возникали города (Закр.).

Однородные дополнения относятся к одному и тому же слову, находятся в одинаковых отношениях к нему и имеют форму одного и того же падежа: В тот вечер Александр Блок отмечал в своем дневнике этот дым, эти краски (Наб.); Спрятаться от дождя и ветра было почти негде (Сим.).

Однородные дополнения могут быть выражены и инфинитивом: Приказано было явиться на экзамен вовремя и отчитаться перед группой.

Однородные обстоятельства, обнаруживая одну и ту же синтаксическую зависимость, как правило, объединяются одним и тем же значением (времени, места, причины, образа действия и т.д.): Должно быть, от этого чужого воздуха, от помертвелых улиц и дождевой сырости я чувствовал полное одиночество (Пауст.) - три обстоятельства причины; Речь его лилась тяжело, но свободно (М. Г.) - два обстоятельства образа действия; Между окнами и по стенам висело около дюжины крошечных деревянных клеток... (Т.) - два обстоятельства места. Однако возможно иногда объединение и разноименных обстоятельств при условии обобщенности значения сочетающихся слов: Где-то, когда-то я слышал эти слова, Зачем и почему мне необходимо здесь быть? В таком случае они не однородны, хотя обнаруживают сочинительную связь.

Обстоятельства могут давать довольно сложное семантическое объединение: В самую тихую зиму по какой-нибудь алой зорьке под вечер предчувствуешь весну света (Пришв.).

Однородные обстоятельства могут быть как морфологизованными, так и оформленными по-разному: Сердце у меня начало биться тяжело и быстро (Пауст.); Листья на деревьях задрожали от этого смеха или оттого, что ветер все метался по саду (М. Г.); ...Объясняла дама тихим голосом и не поднимая глаз (М. Г.); Макар вовремя и без особого усилия рванул на себя дверь (Шол.).

Однородные определения одинаково зависят от одного и того же определяемого слова и связаны с ним непосредственно, т.е. друг с другом вступают в параллельную синтаксическую связь с отношениями перечисления. Однородные определения могут быть согласованными и несогласованными. И те и другие могут сочетаться в одном сочиненном ряду. Примеры: Пришедший откинул капюшон, обнаружив совершенно мокрую, с прилипшими ко лбу волосами голову (Булг.); ...Землистые лица покрылись пятнами румянца, раздражения и злости (Сераф.); Впереди стоял комендант, старик добрый и высокого росту (П.);

Тема: Однородные второстепенные члены предложения

Описание работы: данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе по учебно-методическому комплексу «Планета знаний».

Тема: Однородные второстепенные члены предложения.

Цели и задачи урока.

Образование: научить детей находить и различать однородные главные и однородные второстепенные члены предложения

Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, языковое чутье, интерес к предмету русского языка у учащихся, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, положительные качества личности.

Оборудование: учебник, тетради, карточки, ПК, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

2. Индивидуальная работа по карточкам.

На восток… ух…дила вверх полубое небо снегов… г…ра. Др…мучий темный лес поднимался у ее подножия. Кое-где на вершин.. д…ревьев еще д…ржалась длинная п…лоса бледного тумана. День медленно продвигался в глубь л…сной ч…щи. А зу…чатый гребень г…ры купался в…лнах з…л…того со…нца.

Ответ. На востоке уходила вверх под голубое небо снеговая гора. Дремучий темный лес поднимался у ее подножия. Кое-где на вершине деревьев еще держалась длинная полоса бледного тумана. День медленно продвигался в глубь лесной чащи. А зубчатый гребень горы купался в волнах золотого солнца.

3. Минутка чистописания.

На доске записаны слова с пропущенными буквами.

Ш...ФЕР, В...ГОН, В...КЗАЛ

Найдите в данных словах общее?

(Имена существительные. В каждом слове есть орфограмма «Не проверяемая безударная гласная»)

Если вы найдёте среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания. («Лишнее» слово ВАГОН.

В словах ШОФЕР, ВОКЗАЛ не проверяемая безударная гласная О, а в слове ВАГОН не проверяемая безударная гласная А.)

Значит, мы будем писать на чистописании букву А.

Гласную букву А мы напишем с буквами, которые встречается в двух последних
словах. (ва, аг, ал)

4. Словарно-орфографическая минутка.

К данным словам добавьте нужное количество букв так, чтобы получились т слова. Запишите эти слова.

Бгж, всмь, дрвн, звтрк, крндш, клсс, мгзн, пссжр, рсскз, трмвй.

(Багаж, восемь, деревня, завтрак, карандаш, класс, магазин, пассажир, рассказ, трамвай)

Проверьте.

5. Определение темы урока.

Послушайте стихотворение и подумайте, какая тема нашего урока?

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Ю. Тувим

Есть ли здесь слова, которые мы произносим с интонацией перечисления?

Как называются члены предложения, которые произносим с интонацией перечисления? (однородные члены предложения)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Однородными членами предложения могут быть и главные и второстепенные члены предложения. И цель нашего сегодняшнего урока научиться определять однородные второстепенные члены предложения и выделять их в предложении.

6. Работа над новой темой.

Прочитайте предложения.

Оживают поля, леса, луга. (Именительный падеж)

Солнце осветило поля, леса, луга. (Винительный падеж)

Какие слова совпадают по звучанию?

В каком падеже стоят слова в 1-м предложении, во 2-м предложении?

Разберите предложения по членам. Какую ошибку можно допустить при разборе предложения?(одинаковая форма слова)

По каким признакам определяют второстепенные члены предложения? (отвечают на вопросы косвенных падежей)

Какое из этих предложений нераспространенное? Распространенное?

Пронаблюдайте, каким членом предложения могут ещё являться однородные члены?(второстепенным)

Начертите схему второго предложения.

Сделайте вывод.

Сравните свой вывод с выводом в учебнике?

Правильно ли вы сделали вывод об однородных членах предложения?

Прочитайте вывод в учебнике на с.108.

7. Физкульт минутка.

8. Закрепление изученного материала.

Пользуясь правилом давайте выполним упражнение 245 на с.109 с комментированием.

9. Самостоятельная работа по слайду.

Ребята, Незнайка при письме допустил ошибки. Давайте ему поможем.

Списать. Найти однородные члены. Подчеркнуть. Как они связаны? Найти ошибки.

В октябре берёзы, и орешник стали золотыми.

Опавшая листва кружится ложится на землю.

Листья осины не желтеют а краснеют.

Снег покрыл луга, поля, леса.

(1 человек устно объясняет у доски)

10. Итог.

Что нового узнали об однородных членах предложения?

С каким новым знанием вы уходите с урока?

Что знали до этого урока? Что знаете теперь?

11. Оценивание.

12. Домашнее задание.