В память о перенесении их святых мощей установлено это празднество. Борис и Глеб - братья великого киевского князя Ярослава. Когда он узнал, что их убил Святополк, то пошел войной на него и с Божьей помощью одержал победу над ним. После Ярослав начал искать погибших братьев. Бориса нашел он в Вышгороде, а вот Глеба под Смоленском. Тело святого Глеба с великим почтением было перенесено в Вышгород. Похоронили братьев рядом друг с другом, и вскоре это место стало святым. Там происходили разнообразные чудеса — слепые прозревали, хромые начинали ходить. Позже тела братьев были извлечены из погребения и мощи их перенесли в часовню Вышгородского Борисоглебского храма.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными русской и византийской церквями. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах XII-XIX веков.

Придя в церковь 15 мая, можно попросить у Бориса и Глеба помощи. Они никогда не откажут тем, кто обращается к ним с чистым сердцем и правдивыми намерениями.

СОЛОВЕЙ ПРИНОСИТ СЧАСТЬЕ

Что касается примет на праздник Бориса и Глеба, то в этот день знахари заговаривают людей, страдающих маетой - нервными расстройствами. Читают заговор над молоком, которым потом должен умываться больной.

Народные названия этого праздника - Борисов день, Борис-день, барыш-день, соловьиный день, свистозарник, свистуньи, свистопляски.

Считалось, что с этого дня начинают петь соловьи. У крестьян в древности была традиция отправляться в леса, чтобы поймать белого соловья. Тот по преданию приносил в дом счастье. Проводили они в лесах примерно месяц, а наловленных птиц продавали в крупных городах.

Считалось, что если запел соловей основательно - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль. Если соловей поет всю ночь, будет солнечный день, а если пение этой птицы услышишь раньше кукушки, то счастливо проведешь все лето. Если соловьи с этого дня начинают петь дружно, то и весна будет дружной. Соловей запел - вода на убыль пошла, можно начинать посевную.

С этого дня можно начинать сажать огурцы и тыкву. Этот день считается самым разгаром сева. Праздник Бориса и Глеба называют также барыш-день. Святого Бориса считали барышником, поэтому в старину купеческий люд праздновал память Бориса в надежде получить барыши в течение года.

Приметы на 15 мая: святого Бориса - сам боронися; Борис и Глеб сеют хлеб; в хорошую погоду соловей может петь всю ночь, а перед грозой он замолкает; соловей поет всю ночь - жди солнечного дня; если солнце всходит ясно, то всему лету быть ведренным; если соловей запел на Бориса и Глеба - хороший урожай; день теплый - будет хлеб темный (густой); сколько в мае дождей - столько быть урожаю; соловей запел, зацвела черемуха - жди двухнедельного похолодания.

ИМЕНИНЫ «ЛЮБИМЦА БОГОВ»

Именины в этот день празднуют Глеб, Афанасий, Борис, Герасим, Давид, Зоя, Марк и Тамара.

Имя дня — Глеб - происходит от русского слова «глыба» или «глоба», то есть, жердь. Означает оно «любимец богов». У Глеба с раннего детства проявляется спокойный и серьезный характер. Производит впечатление несколько угрюмого мальчика, выглядит старше своего возраста. При близком знакомстве можно разглядеть в Глебе добродушного человека. Если Глеб станет начальником, то у его подчиненных будет спокойная жизнь. Пользуется заслуженным авторитетом в коллективе. Всего в жизни добивается своим трудом, предпочитает поменьше говорить и больше заниматься делом.

Этот человек вступает в брак быстро, без колебаний. Глеб полностью доверяет жене и даже подчиняется ей, но только в домашней обстановке. Терпим к недостаткам жены, но ревнив и может даже устроить расследование, если возникнут сомнения в ее верности.

Глеб, родившийся в мае, способен сделать любую работу по дому. Может отремонтировать радиоприемник, сварить кашу для маленького ребенка, он вообще любит возиться с маленькими детьми.

Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса - Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так - без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Народный праздник Борис и Глеб отмечается 6 августа (24 июля по старому стилю) каждого года. В этот день православная церковь чтит память невинно убитых мучеников благоверных князей Бориса (во Святом Крещении Романа) и Глеба (во Святом Крещении Давида).

Другие названия праздника: Борис-Глеб Бессонники, Паликопна, Борис и Глеб Летние.

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб - первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком - кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц.

О младших сыновьях Владимира Крестителя историкам известно немного. Борис и Глеб (во крещении — Роман и Давид соответственно) были сыновьями киевского князя от византийской царевны Анны из Македонской династии. Едва мальчики подросли, каждому в удел Владимир отдал по городу: Борису — Ростов, а Глебу — Муром.

Как выглядели княжичи — судить трудно, правда, сохранилось описание внешности Бориса, но записанное полстолетия спустя после его кончины. «Сказание о Борисе и Глебе» говорит, что юноша был «телом красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом».

О Глебе и таких скудных сведений найти невозможно, остается довериться фантазии или иконописной традиции, которая рисует Глеба совсем юным, длинноволосым и безбородым. Вот и все, что сохранилось до наших дней о двух молодых княжичах. Как будто они ничем не выделялись среди прочих отпрысков Владимира.

Надо отметить, что князь Красное Солнышко был многодетным отцом, от разных жен у него родилось несколько сыновей: Вышеслав от скандинавки Оловы, Святополк (по крови — сын убитого Владимиром брата Ярополка), Изяслав, Ярослав и Всеволод — от плененной князем после братоубийства жены Ярополка Рогнеды, Мстислав, Станислав и Судислав от Адельи, Святослав от «чехини» Мальфриды, Позвизд, чья мать неизвестна, и дети Анны Византийской Борис и Глеб.

Борис и Глеб были единственными из его сыновей, рожденными в христианстве, то есть, по мнению Крестителя, наиболее законными его детьми. В них текла кровь византийских базилевсов, которые в то время еще оставались образцом и авторитетом для русских правителей.

По отрывочным летописным записям, Владимир держал Бориса при себе, подумывая именно ему передать великое княжение, даже подчинил ему свою дружину. Однако к моменту смерти родителя Борис отправился в поход на печенегов, а Глеб оставался в своем уделе — Муроме. После кончины отца между его сыновьями разгорелась борьба за престол и земли.

На данный момент есть две версии, кто именно приказал убить братьев в 1015 году. Одна из них утверждает, что они погибли по приказу сводного старшего брата Святополка Окаянного. В другой говорится о том, что виновником их смерти был Ярослав Мудрый, являвшийся тоже их сводным братом.

За то, что они смиренно приняли мученическую смерть от единоверцев, церковь причислила Бориса и Глеба к лику святых.

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. © Иконописец Виктор Морозов 2006.

Традиции и обряды на день Бориса и Глеба

Главная традиция в этот день — сбор ягод.

— 6 августа крестьяне начинают заготавливать черемуху. Это в наше время черемуху в пищу употребляют редко, а раньше она считалась вполне нормальной ягодой, да и целебных свойств в ней на Руси находили немало. Соком свежих ягод черемухи лечили различные кожные болезни, которые сопровождались нагноением. В сушеном виде черемуха использовалась для лечения инфекций и воспалений, в качестве закрепляющего средства при диарее, настоем из ягод промывали глаза при конъюнктивите.

— В этот день усиливаются грозы, поэтому наши пращуры предпочитали не выходить на работу в поле, опасаясь пожаров из-за молний, попавших в стога.

Приметы на день Бориса и Глеба

  • Если на Бориса и Глеба стоит светлая и теплая погода, то будущая зима будет морозной и малоснежной, если же в этот день идет дождь, то и зима будет снежной и теплой.
  • На Бориса и Глеба дозревает хлеб.
  • Средняя суточная температура упала ниже +15 °C, значит, пришло время собирать черемуху.
  • Если солома жата в этот день, значит, крыть дома ею нельзя, потому что или ветром снесет, или молния попадет.
  • Если на 6 августа приходится полнолуние, погода в этот день будет такой же до конца лета.
  • Чайки часто на воду садятся – к дождю.
  • Если утром 6 августа шел дождь, то в течение всего дня должна быть солнечная погода.
  • Если в этот день мухи начинали свою возню с утра, значит, день будет солнечным. Если этого не наблюдалось, значит, следовало ждать дождя.
  • Если цыплята в этот день не отходили от своей мамы, то следовало ждать длительных дождей.
  • Низко летающая в небе кукушка предвещала дождь.

Именины 6 августа

Алфей, Анатолий, Афанасий, Боголеп, Борис, Глеб, Давид, Ермоген, Измарагд, Иларион, Именей, Капитон, Николай, Папа, Поликарп, Роман, Фантин, Феофил, Христина (Кристина).

Православный журнал Фома

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком — кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц. Мы расскажем о жизни князей-страстотерпцев, об их церковном почитании и народных традициях, связанных с днем их памяти.

Кто такие Борис и Глеб

Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — это первые святые, канонизованные Русской Церковью. До них них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — младшие сыновья киевского великого князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). После смерти Владимира в 1015 году на русской земле началась жестокая междоусобная борьба за земли и великокняжеский престол. Бориса и Глеба убил их старший брат — Святополк, прозванный в народе Окаянным.

История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в двух книгах, знаменитых памятниках древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца.

Когда празднуется память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

Память святых Бориса и Глеба празднуется несколько раз в году:

15 мая по новому стилю — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде.

Житие Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образовал, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.

Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение — ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.

Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. По пути они встретили двух варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.

Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.

После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.

Сказание о Борисе и Глебе

Сказание о Борисе и Глебе — это памятник древнерусской литературы, который посвященн истории убийства сыновей князя Владимира — святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Как считают историки, написан он, скорее всего, Иаковом Черноризцец.

Сказание создано в середине XI века, во время правления Ярослава Мудрого. Позднее в книгу добавилось «Сказание о чудесах», написанное в 1089—1115 годах. Существует более 170 списков «Сказания о Борисе и Глебе», один из самых известных содержится в составе Успенского сборника конца XII-начала XIII веков.

Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси

Борис и Глеб — первые канонизированные русские святые. Точная дата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают, что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба.

Но большинство исследователей считают, что святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей Ярослава Мудрого — князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а также киевского митрополита Георгия.

Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как заступников русской земли.

За что канонизировали Бориса и Глеба

Бориса и Глеба канонизировали как страстотерпцев. «Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется.

Икона Бориса и Глеба

Иконы святых Бориса и Глеба начали писать сразу после их канонизации. Нестор-летописец пишет об их образе в своем «Чтении о святых Борисе и Глебе» и уточняет, что повелел написать образ Ярослав Мудрый.Но, скорее всего, как считают исследователи, иконография святых братье выработалась не раньше 1070-х годов, т. к. из более раннего периода не сохранилось ни одной иконы или фрески с их изображением. А вот вXI-первой половине XII веков мы уже видим образы Бориса и Глеба, например, на крестах-мощевиках.Традиционно Бориса и Глеба изображают на иконах вместе, они стоят в полный рост, одетые в княжеские одежды. В руках они держат крест — символ мученичества, или крест с мечом (меч — указание на то, что они князья и воины). Еще братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, словно беседующих друг с другом.Со второй половины XIV века на Руси стали писать житийные иконы Бориса и Глеба. А в послемонгольский период их нередко изображают сидящими на конях.

Народные традиции, связанные с днем памяти святых Бориса и Глеба

День памяти святых Бориса и Глеба в народе называли по-разному:Борис и Глеб Летние, Борис и Глеб бессонники, Борис и Глеб паликопны (гроза жжет копны), Зажинки, Начало жатвы, Именины снопа. Почти все традиции, связанные с этим днем, можно отнести к земледельческим.

Стихотворение о Борисе и Глебе.

Ночью черниговской с гор араратских,

шерсткой ушей доставая до неба,

чад упасая от милостынь братских,

Плачет Господь с высоты осиянной.

Церкви горят золоченой известкой,

Меч навострил Святополк Окаянный.

Дышат убивцы за каждой березкой.

Еле касаясь камений Синая,

темного бора, воздушного хлеба,

беглою рысью кормильцев спасая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Путают путь им лукавые черти.

Даль просыпается в россыпях солнца.

Мук не приявший вовек не спасется.

Киев поникнет, расплещется Волга,

глянет Царьград обреченно и слепо,

как от кровавых очей Святополка

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынька ждет их на выжженных пожнях,

нет им пристанища, будет им плохо,

коль не спасет их бездомный художник

бражник и плужник по имени Леха.

Пусть же вершится веселое чудо,

служится красками звонкая треба,

в райские кущи от здешнего худа

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Бог-Вседержитель с лазоревой тверди

ласково стелет под ноженьки путь им.

Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.

Чад убиенных волшбою разбудим.

Ныне и присно по кручам Синая,

по полю русскому в русское небо,

ни колоска под собой не сминая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

<1977 год Борис Чичибабин >

То, что люди готовы пойти на все ради получения власти известно абсолютно каждому взрослому человеку. История, которая должна учить человечество, имеет огромное количество примеров того, как люди шли на самые ужасные, подлые и некрасивые поступки, дабы получить как можно больше власти.

Огромным количеством подобных поступков изобилует история Киевской Руси. В те времена князья готовы были пойти на все, дабы взойти на престол. Например, сыновья киевского князя готовы были убить друг друга, чтобы стать во главе Киевской Руси после смерти отца. Именно это произошло с сыновьями Владимира Великого. После его смерти сыновья начали делить его престол. В процессе разделения власти и сфер влияния были убиты князья Борис и Глеб. Но больше всего они запомнились не этим. Дело в том, что именно они стали первыми русскими святыми, которых канонизовала не только православная, но и католическая церковь.

Хотя Борис и Глеб не прославились своими государственными делами, как их отец Владимир или брат Ярослав, но именно им посвящен одно из первых древнерусских литературных произведений. Кроме того, с их жизнью связано огромное количество легенд и поверий. Также в их честь было построено множество всевозможных храмов и церквей.

Помимо всего прочего, в память об этих двух благоверных князьях был учрежден праздник. Более того, день памяти о Борисе и Глебе проходит несколько раз в году. Несмотря на такую популярность этих князей и на то, что 4 раза в год проходит день памяти в их честь, мало кто знает о празднике благоверных князей Бориса и Глеба. Однако владеть этой информацией необходимо, ведь это наша история. Тем более что она действительно интересна.

История праздника

В честь Глеба и Бориса установлены сразу 4 дня памяти, что говорит об их значимости не только для истории Киевской Руси, но и для православной церкви. Так, например, 15 мая проходит день памяти о перенесении мощей этих князей в новую церковь-усыпалницу. С инициативой об их перенесении выступил князь Изяслав Ярославович в 1115 году.

5 октября в соборе Тульских святых проходит отдельный день памяти в честь этих князей-мучеников. Этот праздник объясняется тем, что Глеб и Борис были одними из тех православных подвижников, чья жизнь напрямую связана с Тулой. Стоит отметить, что в этот день чтиться память не только сыновей Владимира Великого, но и многих других князей. Более того, собор Тульских святых является самым многочисленным соборным православным праздник. В этот день чтиться память святителей, преподобных и юродивых. Также в собор Тульских святых входит 20 святых князей и княгинь, в том числе Борис и Глеб.

18 сентября проходит отдельный праздник в память о князе Глебе Владимировиче, который был канонизирован не только русской, но и католической церковью. Согласно приданию, Глеб, как и его брат, был убит старшим братом Святополком. Произошло это страшное и подлое убийство 9 сентября. День памяти по этому князю сейчас проходит 18 числа этого же месяца.

Совместный день памяти в честь этих святых князьях-мучениках проходит ежегодно 6 августа. Именно этот праздник можно смело назвать самым масштабным и значим, так как в этот день чтится память обоих князей.

Стоит отметить, что изначально Борис и Глеб почитались как чудотворцы и целители. Ходили легенды, что они могли исцелять больных и прокаженных. Однако со временем отношение к ним немного изменилось. Представители княжеского рода начали видеть в Борисе и Глебе мучеников и своих защитник. Чуть позже обычные русские люди начали относиться так же, как и представители рода княжеского. Так эти князья стали заступниками Русских земель и всех князей.

Летописи изобилуют подробностями о том, что у гробов Бориса и Глеба люди, страдающие от самых различных недугов, чудодейственным образом исцелялись. Кроме того, в них описываются различные победы, которые полководцы одержали под именами этих князей. Так, например, знаменитая победа Невского над шведами была одержана под именами Бориса и Глеба. И это далеко не единственный пример таких побед.

Как отмечают многие современные историки, популяризация имен Бориса и Глеба и создание культа личности этих князей связано с желанием киевских князей укрепить единство государства. Князья понимали, что если младшие братья не будут соблюдать свои обязательства по отношению к старшим братьям, то это может привести к разрушению государства. Во многом именно поэтому был учрежден праздник в честь Глеба и Бориса.

Как отмечают праздник в России

Несмотря на то, что Борис и Глеб являются одними из наиболее популярных, известных и значимых святых князей. Далеко не каждый человек знает о существовании праздника, который отмечается в их честь. Именно поэтому в России День благоверных князей Бориса и Глеба практически не празднуется.

В этот день люди, которым предстоит преодолеть какое-нибудь серьезное испытание, могут помолиться этим святым, дабы они помогли им добиться успеха.

Как отмечают праздник в мире

Так как этот праздник касается исключительно истории Киевской Руси, то в мире он не празднуется за пределами России и некоторых других стран, которые были под влияние Киевского княжества. И это вполне объяснимо, ведь мало кто будет отмечать иностранные праздники, которые были учреждены в честь той или исторической личности. Например, мы не отмечаем День Мартина Лютера Кинга, а в США не отмечают День благоверных князей Бориса и Глеба.

Стоит отметить, что Борис и Глеб также почитаются и в католической церкви. Однако никаких праздников в их честь католики не отмечают.