Нововведение Минтруда России, утвердившее новые классификации и критерии, в первую очередь должно успокоить пациентов бюро МСЭ - людей с ограниченными возможностями. Некоторые из них нередко высказывали недовольство и жаловались по поводу неправильности присвоенных им групп инвалидности, объясняя это субъективностью специалистов.

Ведь инвалидность вообще и ее группа, в частности, для наших людей имеют важное значение, так как дают определенные социальные гарантии государственной поддержки: , которые человек с ограниченными возможностями получает вместо отмененных десять лет назад натуральных льгот, а также возможность пользоваться , проездом и так далее.

Степени инвалидности определяют в процентах

До недавних пор специалисты при проведении медико-социальной экспертизы руководствовались разрозненными рекомендациями и инструкциями. Что в какой-то мере способствовало «разночтению» по поводу присвоения или отказа в установлении инвалидности, «занижения» группы и так далее. Чтобы исключить это, в конце прошлого года Министерство труда России разработало четкие, единые для всех регионов количественные показатели оценки степени выраженности нарушений функций организма человека (дыхания, кровообращения, пищеварения и так далее) . Это дало возможность устранить субъективизм экспертов при освидетельствовании.

При этом нужно отметить, что существенной разницы в подходах при установлении инвалидности тогда и сегодня нет. Как и в предыдущем документе, в новом за основу берется степень выраженности нарушения функции вследствие заболевания, травмы или дефекта. Но только теперь уже - в процентах.

Выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма:

I степень - дается при незначительных нарушениях функций организма в диапазоне от 10 до 30%;

II степень - при стойких умеренных нарушениях функций организма в диапазоне от 40 до 60%;

III степень - при выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень - при стойких значительно выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 90 до 100%.

Для того, чтобы опять же избежать субъективизма специалистов при определении количественной оценки в процентах, был издан соответствующий документ (приложение к классификации). В нем в процентах изложены клинико-функциональные характеристики стойких нарушений функций организма человека.

Еще несколько основных положений

Даже если в приложении не окажется какой-то определенной болезни, эксперты будут рассматривать общий подход к классу болезней.

При наличии нескольких стойких нарушений функций организма каждое из них оценят отдельно. А затем выберут максимально выраженное в процентах нарушение.

В случае, если будет установлен факт влияния других нарушений на утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции организма, тогда его могут увеличить, но не более, чем на 10%.

Третья группа инвалидности назначается по-новому

Бюро МСЭ обратило также внимание на то, что для установления групп инвалидности классификации основных категорий жизнедеятельности и критерии остались прежними, кроме III группы. Если раньше можно было получить III группу инвалидности, имея только одно ограничение жизнедеятельности первой степени, то теперь необходимы - два и более.

Признание гражданина инвалидом осуществляется по результатам проведения медико-социальной экспертизы .

Медико-социальная экспертиза - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (бюро медико-социальной экспертизы) исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.

В Российской Федерации создана следующая структура бюро медико-социальной экспертизы:

1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы - общероссийское бюро осуществляющее контроль за деятельностью региональных бюро. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения региональных бюро. Имеет полномочия отменять решения региональных бюро.

2. Главное бюро медико-социальной экспертизы-бюро медико-социальной экспертизы соответствующего субъекта Российской Федерации. имеет филиалы - бюро городов и районов соответствующего региона. осуществляет контроль за деятельностью филиалов. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения филиалов. Имеет полномочия отменять решения филиалов.

3. Бюро медико-социальной экспертизы - филиалы главного бюро, расположены в районах и городах соответствующего субъекта. Являются первичным звеном медико-социальной экспертизы.

В соответствии с действующим законодательством на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции:

1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3. изучение уровня и причин инвалидности населения;

4. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Кто направляет на медико-социальную экспертизу?

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу:

1. Медицинской организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (приказ Минздравсоцразвития РФ № 77).

2. Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ().

3. Органом социальной защиты населения (приказ Минздравсоцразвития РФ № 874).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

В случае если вышеуказанные организации отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка , на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно .

Где проводится медико-социальная экспертиза?

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро медико-социальной экспертизы :

По месту жительства гражданина;

По месту пребывания гражданина;

По месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации;

На дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (законного представителя).

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением:

Направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу;

Медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина, с обязательным ведением протокола (приказ Минтруда 322н).

В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, либо законному представителю, в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. (приказ Минздравсоцразвития РФ № 373н).

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина может составляться программа дополнительного обследования. Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Реабилитация инвалидов

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением заболеваний, включенных в вышеуказанный перечень, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, устанавливается);

не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину, либо в медицинских документах содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно , но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование гражданина ранее установленного срока, либо гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению медицинской организации, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро медико-социальной экспертизы, Федеральным бюро медико-социальной экспертизы контроля за решениями, принятыми соответственно филиалами главных бюро, главным бюро медико-социальной экспертизы.

Порядок обжалования результатов медико-социальной экспертизы

Решения бюро медико-социальной экспертизы могут быть обжалованы в главное бюро медико-социальной экспертизы соответствующего региона в месячный срок на основании письменного заявления , подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

В случае обжалования решения главного бюро медико-социальной экспертизы гражданину может быть предложено:

1. Проведение повторного освидетельствования другим составом специалистов главного бюро с согласия гражданина.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро медико-социальной экспертизы всех уровней может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомен­дации по трудовому устройству.

Медико-социальная экспертиза производится органами социальной защиты населения, в частности медико-соци­альной экспертной комиссией (МСЭК). МСЭК в своей ра­боте руководствуются Федеральными Законами и другими нормативными документами (см. перечень нормативных документов). В новые Федеральные Законы и Постановле­ния Правительства РФ, внесены дополнения и изменения по вопросам, касающимся детей-инвалидов. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо до дос­тижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то катего­рия «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указан­ного возраста.

Бронхиальная астма относится к числу тех хронических заболеваний, которые оказывают выраженное влияние на ограничение (снижение) жизненных и социальных функ­ций человека.

Число детей, больных бронхиальной астмой, зарегист­рированных в лечебно-профилактических учреждениях, только с 1996 по 2000 гг. увеличилось в 1,7 раза (с 366,3 до 624,3 на 100 000 детей). Эпидемиологические исследо­вания по программе ISAAC, проведенные в России, демон­стрируют еще более высокие цифры распространенности. Особенностью современной ситуации является нараста­ние инвалидизации в связи с ростом заболеваемости и формированием тяжелых форм болезни. Так, в 1999 г. распространенность инвалидности вследствие бронхиаль­ной астмы у мальчиков составляла 9,9, среди девочек - 4,9, а в 2000 г. - соответственно 10,2 и 5,0 на 10 000 детей соответствующего пола. Детальный анализ показывает, что средний возраст получения инвалидности при бронхи­альной астме - 5,5-6 лет.

В целом, от 5 до 10% детей с бронхиальной астмой име­ют неблагоприятный прогноз течения болезни с развитием тяжелых форм. Но даже у детей со средней или иногда легкой формой болезни сохраняется определенная сте­пень риска длительного влияния бронхиальной астмы на их последующую жизнь. Обострения и наличие постоян­ных симптомов болезни, высокая частота временной и стойкой утраты трудоспособности являются тяжелым бре­менем для самого пациента, его семьи и общества в це­лом. Поэтому применительно к бронхиальной астме очень важной является система медицинской регистрации пос­ледствий болезни.

Экспертная оценка бронхиальной астмы основывается на теоретических положениях концепции последствий бо­лезни и ее трех взаимосвязанных видов: нарушений (на уровне органа), ограничений жизнедеятельности (на уров­не организма), социальной недостаточности (на уровне личности). Важно подчеркнуть, что поводом для установ­ления инвалидности является не сама болезнь, а ее пос­ледствия [Руководство по классификации болезней и при­чин инвалидности. Русское издание (пересмотр 1989 г.). М.,1995].

Выявляемая при тяжелых формах болезни социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стой­ким расстройством функций организма, приводящая к ог­раничению жизнедеятельности и необходимости социаль­ной защиты, является основанием для признания ребенка инвалидом. Вопрос о признании гражданина инвалидом решают органы социальной защиты (государственная служба медико-социальной экспертизы). При принятии ре­шения о признании ребенка инвалидом службы медико-­социальной экспертизы руководствуются следующими фе­деральными законами, указами, постановлениями Прави­тельства:

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ (Собрание законода­тельства Российской Федерации, 1995, №48, ст.4563), с изменениями от 27 мая 2000 г. №78-ФЗ (Российская газе­та, №103, 30.05.2000), от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ (Рос­сийская газета, №153-154, 12.08.98) (вступил в силу с 6 января 2000 г.); от 4 января 1999 г. №5-ФЗ (Российская га­зета, №4, 13.01.99);

Федеральный закон «О внесении изменений и допол­нений в Федеральный закон «О социальной защите инва­лидов в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. №172-ФЗ (Российская газета, №142, 23.07.99);

Федеральный закон №188-ФЗ от 29.12.2001 г. «О вне­сении изменений в Федеральный закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Рос­сийской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»...;

Федеральный закон №123-ФЗ от 8.08.2001 г. «О вне­сении изменений и дополнения в статьи 15 и 16 Федераль­ного закона «О социальной защите инвалидов в Россий­ской Федерации» (Российская газета, №153-154, 10.08.2001);

Федеральный закон №74-ФЗ от 9.06.2001 г. «О внесе­нии изменения в статью 23 Федерального закона «О соци­альной защите инвалидов в Российской Федерации», (Российская газета, №111, 14.06.2001);

Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 г. №1011 «О мерах по обеспечению государственной под­держки инвалидов»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. №965 «О порядке признания граждан ин­валидами»;

Постановление Министерства труда РФ и Министерст­ва здравоохранения РФ от 29.01.1997 г. №1/30 «Об утвер­ждении Классификаций и временных критериев, использу­емых при осуществлении медико-социальной экспертизы»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2000 г. №707 «О внесении изменений и призна­нии утратившими силу некоторых Постановлений Прави­тельства Российской Федерации по вопросам, касающим­ся детей-инвалидов»;

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.05.2000 г. №161 «Об отмене приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 04.06.1991 г. №117 «О поряд­ке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет».

Наряду с законодательными и нормативными актами в своей практической деятельности специалисты медико­социальной экспертной комиссии (МСЭК) используют так­же следующие инструктивные и методические документы:

Методические подходы к определению инвалидности у детей и организация медико-социальной экспертизы детей-инвалидов. Методические рекомендации Министерст­ва труда и социального развития РФ от 30.12.1998 г.;

Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилита­ции. Методические рекомендации для работников учреж­дений медико-социальной экспертизы и реабилитации. Утв. Министерством труда и социального развития РФ 24.11.2000 г.;

Ограничение жизнедеятельности у детей вследствие висцеральных и метаболических нарушений. Пособие. СПб: Эксперт, 2001, 110 с.

Учреждение здравоохранения направляет в установлен­ном порядке гражданина на медико-социальную эксперти­зу (МСЭ) после проведения необходимых диагностиче­ских, лечебных и реабилитационных мероприятий при на­личии данных, подтверждающих стойкое нарушение функ­ций организма, обусловленное заболеванием.

В направлении учреждения здравоохранения указыва­ются данные о состоянии здоровья пациента, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также ре­зультаты проведенных реабилитационных мероприятий. Для направления больного на МСЭ учреждением здраво­охранения используется специальная форма - «Направле­ние на ребенка до 18 лет для проведения медико-социаль­ной экспертизы» (форма №080/у-97). При первичном экс­пертном обследовании должны также предъявляться сле­дующие медицинские документы:

«История развития ребенка» (форма 112/у Минздрава России) из лечебно-профилактического медицинского уч­реждения по месту постоянного проживания ребенка;

«Медицинская карта амбулаторного больного» (форма № 025/у-87) и/или «Медицинская карта стационарного больного» (форма 003/у Минздрава России), а также ме­дицинские справки стационаров и других лечебно-оздоро­вительных учреждений, где пациент проходил обследова­ние или получал лечение (если они имеются);

Данные дополнительных обследований и анализов, ин­струментальных методов (если имеются).

Медицинские услуги, необходимые для проведения ме­дико-социальной экспертизы, включены в Программу го­сударственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

В соответствии с принятой международной номенклату­рой нарушений, ограничений жизнедеятельности и соци­альной недостаточности под нарушением понимают нару­шение психологической, физиологической или анатомиче­ской структуры или функции вследствие определенного медицинского состояния. Оно может быть стабильным или нестабильным на момент осуществляемой терапии, с бла­гоприятным прогнозом или без перспективы улучшения в будущем.

Ограничение жизнедеятельности - это индикация об­щего эффекта вредного воздействия на жизнь пациента, объективное выражение нарушения. Степень проявления может быть обусловлена полом, возрастом, образовани­ем, экономическими и социальными факторами среды и т.д. Основные категории ограничения жизнедеятельности у детей с бронхиальной астмой - ограничение способно­сти к обучению, передвижению, игровой и трудовой дея­тельности.

Социальная недостаточность - такой недостаток данно­го индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выпол­нять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни.

По международной номенклатуре нарушений (МНН), имеющей свои разделы и рубрики, нарушения при болез­нях органов дыхания относятся к разделу 6 - висцераль­ным и метаболическим нарушениям, они вписываются в двузначную рубрику 61 - нарушение кардиореспиратор­ной функции и кардиореспираторные аномалии - и вклю­чают категории, обозначенные подрубриками:

61.0 одышка (диспноэ, ортопноэ, дыхательная недоста­точность);

61.1 другие расстройства дыхания (стридор и свистя­щее дыхание);

61.3 боль в груди в результате упражнений;

61.7 кашель и мокрота;

61.8 другое нарушение функции;

61.9 неуточненное нарушение.

Перед направлением ребенка на медико-социальную экспертизу необходимо убедиться в правильности клини­ческого диагноза.

Пациенты, страдающие бронхиальной астмой, часто плохо распознают симптомы и недооценивают тяжесть своего состояния, особенно, если болезнь протекает в тя­желой форме и имеет длительный анамнез. Врач также может неточно оценивать такие симптомы, как диспноэ или наличие сухих хрипов.

Наиболее полное представление о степени нарушений дыхательной функции (наряду с клиническими проявлени­ями) дают функциональные методы. Функциональные ме­тоды не являются способом первичной диагностики при какой-либо нозологической форме, но позволяют оцени­вать отдельные синдромы нарушения ФВД.

Правильная оценка последствий болезни у пациентов с бронхиальной астмой тесно связана с методологией ис­следования ФВД. Оценка функции легких особенно ин­формативна при установлении диагноза бронхиальной ас­тмы у пациентов старше 5 лет и включает определение объема форсированного выдоха в 1-ую секунду (ОФВ1), форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), пико­вой скорости выдоха (ПСВ) и гиперреактивности дыха­тельных путей.

В специализированных центрах могут использоваться стандартизованные провокационные тесты с метахолином или гистамином. Результаты их могут быть представлены в виде концентрации агента, вызывающего падение ОФВ1 на 20% (или РС20). Наличие гиперреактивности подтвер­ждается тогда, когда РС20 меньше 8 мг/мл метахолина или гистамина. В реальной клинической практике в педиатрии используется тест с физической нагрузкой. Тест подтвер­ждает бронхиальную гиперреактивность, если у пациента после нагрузки ОФВ1 снижается на 15% или более от ис­ходного уровня.

У детей в возрасте до 5 лет диагноз бронхиальной астмы и определение степени нарушений/ограничений жизнедея­тельности основываются, главным образом, на результатах клинической оценки симптомов и результатах физикального обследования. Ввиду того, что измерение обструкции и гиперреактивности дыхательных путей у младенцев и детей младшего возраста требует сложного оборудования и явля­ется довольно трудным, эти измерения проводятся, как пра­вило, в крупных научных центрах в исследовательских це­лях. Детей в возрасте 4-5 лет можно научить пользоваться пикфлоуметром и получить достоверные результаты. Одна­ко, несмотря на строгий контроль родителей за тем, как и когда проводятся эти измерения, измерение ПСВ в этом возрасте может быть неадекватным.

Таким образом, тщательные протоколы и максимально точный функциональный диагноз имеют важное значение как для врача, осуществляющего лечение больного, так и для специалиста, осуществляющего экспертную оценку состояния пациента. Очевидна необходимость создания унифицированного специального клинического руководст­ва по оценке нарушений/ограничений жизнедеятельности у пациентов с бронхиальной астмой и другими заболева­ниями органов дыхания для использования медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, экспертных служб, страховых компаний.

Категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться на срок от 6 мес до 2 лет; от 2 до 5 лет и до достижения ре­бенком 18-летнего возраста. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос­сийской Федерации» ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то катего­рия «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указан­ного возраста. Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979 г., когда были определены показания для установления инвалидности детям. Это положило начало новому государственному подходу к пониманию проблем детской инвалидности и предоставлению прав на социаль­ную защиту.

Социальная защита - система гарантированных госу­дарством постоянных и (или) долговременных экономиче­ских, социальных и правовых мер, обеспечивающих инва­лидам условия для преодоления, замещения (компенса­ции) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Права детей на социальную защиту в случае наруше­ний/ограничений жизнедеятельности обеспечиваются фе­деральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации, а так­же предложениями ВОЗ и других международных докумен­тов. Постановлением Правительства Российской Федера­ции №909 от 09.09.1993 г. была утверждена программа «Дети России», в структуру которой был включен раздел «Дети-инвалиды», а Указом президента РФ №1696 от

18.08.1994 г. ему был придан статус Федеральной програм­мы. Утверждены и другие программы с аналогичными це­лями (например, «О федеральной целевой программе «Со­циальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы» в Пос­тановлении Правительства РФ №36 от 14.01.2000 г.).

Дети-инвалиды и их семьи имеют право на пенсионные льготы и социальное обслуживание. В соответствии с За­коном РФ «О государственных пенсиях» от 20.11.1990 г. №340-1, ст. 113,114 социальная пенсия назначается ребенку-инвалиду до 18 лет. Матери инвалида с детства, воспитавшей его до 8-летнего возраста, пенсия устанав­ливается по достижении 50 лет при трудовом стаже 15 лет. Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в тру­довой стаж для назначения пенсии (ст.11). В соответствии с Указом Президента РФ «О повышении размера компен­сационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными граждана­ми» №551 от 17.03.1994 г. и Постановлением Правитель­ства РФ «О порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществ­ляющим уход за нетрудоспособными гражданами» №549 от 25.05.1994 г. органом, выплачивающим социальную пенсию ребенку, назначается ежемесячная компенсацион­ная выплата неработающему трудоспособному члену се­мьи, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, в размере 60% минимального размера оплаты труда.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 11 и 28), Постановле­ние Правительства РФ «Об утверждении перечня катего­рий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики» №1Ш от 19.11.1993 г. предусматривают обеспечение детей-инвалидов техническими средствами и приспособлениями для их социальной адаптации.

Право на бесплатное социальное обслуживание гаран­тируется в следующих законодательных документах:

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 17.05.1995 г.;

Федеральный закон «Об основах социального обслу­живания населения в РФ» №195-ФЗ от 15.11.1995 г.;

Постановление Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных ус­луг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и ин­валидам государственными и муниципальными учрежде­ниями социального обслуживания №1151 от 25.11.1995 г.;

Постановление Правительства РФ «О порядке и усло­виях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражда­нам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслужива­ния» №473 от 15.04.1996 г.;

Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных соци­альных услуг государственными социальными службами» №739 от 24.06.1996 г.;

Приказ Минсоцзащиты РФ «О порядке и условиях за­числения на социальное обслуживание на дому» №218 от 15.09.1995 г.

Внеочередное обслуживание на предприятиях торгов­ли, общепита, службы быта, связи, ЖКХ, в учреждениях здравоохранения и других организациях, а также право внеочередного приема должностными лицами регламен­тирует Указ Президента РФ «О дополнительных мерах го­сударственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г.

В Кодексе Законов о Труде РФ от 09.12.1971 г. (ст. 170, 54, 163) определены льготы по трудовой деятельности:

Запрещается отказывать в приеме на работу работни­кам и снижать им заработок по мотивам, связанным с на­личием у них детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет.

Запрещается увольнять работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, по инициативе работодателя, кроме слу­чаев ликвидации организации, когда допускается увольне­ние с обязательным трудоустройством. Обязательное тру­доустройство указанных работников осуществляется ра­ботодателем также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период тру­доустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочно­го трудового договора (контракта).

Запрещается привлекать работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, к сверхурочным работам и направлять та­ких работников в командировки без их согласия

Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск ра­ботнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства в возрасте до 18 лет, продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск может быть присое­динен к очередному отпуску или использован отдельно (полностью или по частям).

Право работников, имеющих детей-инвалидов или ин­валидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

В соответствии с КзоТРФ от09.12.1971 г., (ст. 163, ст. 239) и разъяснением Минтруда РФ и Фонда Социального Страхо­вания РФ «О порядке предоставления и оплаты дополни­тельных выходных дней в месяц одному из работающих ро­дителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» №3/02-18/05-2256 от 04.04.2000 г. и не утратившим силу Постановлением ВС СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детст­ва, укреплению семьи» №1420-1 от 10.04.1990 г. (подпункт2 п.8) определяется право женщины, имеющей ребенка-инвалида, на непрерывный трудовой стаж при исчислении раз­мера пособия по временной нетрудоспособности независи­мо от перерыва в работе.

В соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвали­дов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 18) и Указом Пре­зидента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г. детям до­школьного возраста предоставляются необходимые реа­билитационные меры и создаются условия для пребыва­ния в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность пребывания в детских дошкольных учрежде­ниях общего типа, создаются специальные детские дошко­льные учреждения. Этими законодательными документа­ми предусматривается первоочередное устройство детей-инвалидов в детские дошкольные, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения.

Постановление Верховного Совета РФ «Об упорядоче­нии платы за содержание детей в детских дошкольных уч­реждениях и о финансовой поддержке системы этих учре­ждений» №2464-1 от 06.03.1992 г. предусматривает осво­бождение от платы за пребывание в детском дошкольном учреждении родителей, имеющих детей, у которых выявле­ны недостатки в физическом или психическом развитии.

После определения одной из групп инвалидности медико-реабилитационная экспертная комиссия устанавливает ее причину.

При определении причины инвалидности МРЭК исходят из клинических данных, из медицинской и другой документации. МРЭК устанавливает следующие юридические причины инвалидности:

    общее заболевание,

    профессиональное заболевание,

    трудовое увечье,

    инвалидность с детства,

    инвалидность с детства, вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ (либо с последствиями военных действий),

    инвалидность с детства, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС,

    военная травма,

    заболевания получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (при аварийных ситуациях на других атомных объектах, при испытаниях ядерного оружия),

    заболевание получено в период военной службы,

    заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Определение группы инвалидности

Инвалидность – социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Жизнедеятельность – повседневная деятельность, способность организма осуществлять деятельность способом и в рамках обычных для человека.

Ограничение жизнедеятельности – невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека, что воздвигает барьеры в среде его обитания и ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и приводит к социальной недостаточности.

Категории (критерии) жизнедеятельности – это способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общению, обучению, выполнению трудовой деятельности:

1. способность к передвижению – способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом).

Параметры оценки – характер походки, темп передвижения, расстояние, преодолеваемое больным, способность самостоятельно использовать транспорт, нуждаемость в помощи других лиц при передвижении.

2. способность к самообслуживанию – способность эффективно выполнять повседневную бытовую деятельность и удовлетворять потребности без помощи других лиц.

Параметры оценки – временные интервалы, через которые возникает нуждаемость в помощи: эпизодическая помощь (реже 1 раза в месяц), регулярная (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю - регулируемая или несколько раз в день – нерегулируемая помощь).

3. способность к ориентации – способность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь осведомленность об окружающих предметах. Основными системами ориентации являются зрение и слух. Способность к ориентации здесь оценивается при условии нормального состояния психической деятельности и речи.

4. способность к общению (коммуникативная способность) – способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать привычные общественные взаимоотношения (нарушения общения, связанные с расстройством психической деятельности, здесь не рассматриваются).

Основным средствам коммуникации является устная речь, вспомогательным – чтение, письмо, невербальная речь (жестовая, знаковая).

Параметры оценки – характеристика круга лиц, с которыми возможно поддержание контактов, а также нуждаемость в помощи других лиц в процессе обучения и трудовой деятельности.

5. способность контролировать свое поведение – способность вести себя в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами среды обитания.

6. способность к обучению – способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формировать навыки и умения (бытовые, культурные, профессиональные и другие) в целенаправленном процессе обучения: способность к профессиональному обучению – способность к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями конкретной профессии.

Параметры оценки – возможность обучения в обычных или специально созданных условиях (специальное учебной заведение или группа, обучение на дому и другое); объем программы, сроки и режим обучения; возможность освоения профессий различного квалификационного уровня или только отдельных видов работ; необходимость использования специальных средств обучения и привлечения помощи других (кроме руководителя) лиц.

7. способность к трудовой деятельности – совокупность физических и духовных возможностей человека, определяемая состоянием здоровья, позволяющая ему заниматься различного рода трудовой деятельностью. Профессиональная трудоспособность - способность человека качественно выполнять работу, предусмотренную конкретной профессией, которая позволяет реализовать трудовую занятость в определенной сфере производства в соответствии с требованиями к содержанию и объему производственной нагрузки, установленному режиму работы и условиям производственной среды.

8. нарушение профессиональной трудоспособности – самая частая причина социальной недостаточности, может возникать первично, когда другие категории жизнедеятельности не нарушены или вторично, на основе ограничения жизнедеятельности. Способность к труду в конкретной профессии у инвалидов с ограничением других сторон жизнедеятельности может быть сохранена полностью или частично, либо восстановлена мерами профессиональной реабилитации, и они могут работать в обычных или специально созданных условиях с полной или неполной продолжительностью рабочего времени.