ПРИМЕРНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ

Под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Пилотный вариант

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014


ББК 74.100 УДК 373.2

Руководители авторского коллектива - доктор психологических наук, профес­сор -Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель на­уки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования - Т. С. Ко­марова; Заслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР - М. А. Васильева.

Авторы - Н. А. Арапова-Пискарева; К. Ю. Белая - кандидат педагогических наук; М. М. Борисова - кандидат педагогических наук; А. Н. Веракса - кандидат психологи­ческих наук; Н. Е. Веракса - доктор психологических наук, Т. В. Волосовец - кандидат педагогических наук; В. В. Гербова - кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губано­ва - кандидат педагогических наук; Н. С. Денисенкова - кандидат психологических наук; Э.М. Дорофеева-генеральный директор издательства «Мозаика-Синтез»; О.В. Дыби- на - доктор педагогических наук; Е. С. Евдокимова - кандидат педагогических наук; М. В. Жигорева-доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина-доктор педагогических наук; И. Л. Кириллов - кандидат педагогических наук;Т. С. Комарова - доктор педа­гогических наук; Е. Н. Кутепова - кандидат педагогических наук; Л. В. Куцакова - пе­дагог-методист; Г. М. Лямина - кандидат педагогических наук; В. И. Петрова-доктор педагогических наук; Л. Ф. Самборенко - кандидат педагогических наук; О. А. Соломен- никова - кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова - кандидат педагогических наук; Т. Д. Стульник - кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк-кандидат педагоги­ческих наук; О. А. Шиян - кандидат педагогических наук.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова­тельная программа дошкольного образования (пилотный вари­ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.



Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕ­НИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой явля­ется инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечест­венного и зарубежного дошкольного образования.

Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначе­на для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

© Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2014 ISBN 978-5-4315-0504-1 © «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014


ВВЕДЕНИЕ

Данный вариант проекта примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» опубликован в рамках общественного обсуждения примерных программ. На сегодняшний день не полностью сформирована нормативно-правовая база для создания примерных общеобразовательных программ дошкольного образования. После разработки и официального опубликования Министерством образования и науки РФ соответствующих нормативно-правовых документов в программу «От рождения до школы» будут при необходимости внесены соответствующие изменения.

Издательство и авторский коллектив будут глубоко признательны за все замечания и пожелания по содержанию программы «От рождения до школы» и учебно-методического комплекта к ней. Просим присылать ва­ши замечания и предложения в издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» по адресу: [email protected].

Веракса Николай Евгеньевич - доктор психологических наук, про­фессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала «Совре­менное дошкольное образование».

Комарова Тамара Семеновна - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные технологии и творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М. А. Шолохова.

Васильева Маргарита Александровна - Заслуженный учитель Рос­сии, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обу­чения в детском саду» (М., 1985).

Арапова-Пискарева Наталья Александровна («Формирование эле­ментарных математических представлений»).

Белая Ксения Юрьевна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования («Формирование основ безопасности»).

Борисова Марина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ГОУ ВПО МГПУ «Институт педагогики и психологии образования» («Формирование начальных пред­ставлений о здоровом образе жизни»).

Веракса Александр Николаевич - кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова («Планируемые результаты освоения программы», «Проектная деятельность»).

Веракса Николай Евгеньевич-доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л. С. Вы­готского РГГУ, ректор АНО ВПО Московская педагогическая академия до­школьного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» («Пояснительная записка», «Возрастные особенности детей», «Планируемые результаты освоения программы», «Проектная деятельность»).

Волосовец Татьяна Владимировна - кандидат педагогических наук, профессор, директор Института психолого-педагогических проблем дет ства РАО («Организация и содержание инклюзивной практики в группах комбинированной направленности»).

Гербова Валентина Викторовна - кандидат педагогических наук («Развитие речи», «Приобщение к художественной литературе», «При­мерный список литературы для чтения детям»).

Губанова Наталья Федоровна-кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и специального образования ГАОУ ВПО МГОСГИ, член-корреспондент МАНПО («Развитие игровой деятельности»).

Денисенкова Наталья Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии МГППУ («Ребенок в семье и сообществе», «Ознакомление с социальным миром»).

Дорофеева Эльфия Минимулловна - генеральный директор изда­тельства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» (разработка структуры программы, «Отличительные особенности программы „От рождения до школы"», «Особенности организации предметно-пространственной среды»).

Дыбина Ольга Витальевна-доктор педагогических наук, профессор, за­ведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, Почетный работник высшего профессио­нального образования РФ («Ребенок в семье и сообществе», «Ознакомление с предметным окружением», «Ознакомление с социальным миром»).

Евдокимова Елена Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая научно-исследовательской лабораторией проблем образова­ния родителей ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально- педагогический университет» («Взаимодействие детского сада с семьей»).

Жигорева Марина Васильевна - доктор педагогических наук, профес­сор кафедры специальной педагогики и специальной психологии дефек­тологического факультета ФГБОУ ВПО Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова («Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям))».

Зацепина Мария Борисовна - доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, профессор кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова («Музыкальная деятельность», «Культурно-до- суговая деятельность», «Примерный перечень развлечений и праздников», «Примерный музыкальный репертуар»).

Кириллов Иван Львович - кандидат психологических наук; замес­титель директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Москов­ского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) («Рекомендации по написанию основной программы»).

Комарова Тамара Семеновна - доктор педагогических наук, профес­сор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой начального обра­зования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные технологии и творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М. А. Шолохова («Пояснительная записка», «Приобщение к искусст­ву», «Изобразительная деятельность», «Сенсорное развитие», «Трудовое воспитание»).

Кутепова Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, замес­титель руководителя Института проблем интегрированного (инклюзив­ного) образования МГППУ («Организация и содержание инклюзивной практики в группах комбинированной направленности»).

Куцакова Людмила Викторовна - педагог-методист, старший пре­подаватель института, Отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000» («Конструктивно-модельная деятельность»).


Лямина Галина Михайловна - кандидат педагогических наук («Содер­жание психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа)», «Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет (первая группа раннего возраста)»).

Петрова Вера Ивановна - доктор педагогических наук («Социализа­ция, развитие общения, нравственное воспитание»).

Самборенко Людмила Филипповна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» («Кадровые условия реализации программы»).

Соломенникова Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего и профессионального образования, заведующая кафедрой дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Ака­демия социального управления» («Ознакомление с миром природы»).

Степаненкова Эмма Яковлевна - кандидат педагогических наук («Физическая культура», «Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений»).

Стульник Татьяна Дмитриевна - кандидат педагогических наук, до­цент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Мос­ковского авиационного института («Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»).

Теплюк Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук («Со­держание психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа)», «Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет (первая группа раннего возраста)»).

Шиян Ольга Александровна - кандидат педагогических наук, веду­щий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИСО МГПУ («Психолого-педагогические условия реализации программы»).

Список используемых сокращений

ДО - дошкольное образование.

ДОО - дошкольная образовательная организация.

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии.

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья.

ООП - основная образовательная программа.

Организация - организация, индивидуальный предприниматель, осу­ществляющие образовательную деятельность по Программе.

УМК - учебно-методический комплект.

ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).



ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи реализации Программы

Примерная программа «От рождения до школы» (далее - Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для форми­рования основных образовательных программ (ООП).

Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание програмного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требовани­ями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формиро­вание предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребен­ка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у до­школьников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де­ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-иссле­довательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от­ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны­ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к само­стоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской де­ятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита­тельно-образовательного процесса;

Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

Вариативность использования образовательного материала, позво­ляющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос­тями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об­разовательного учреждения и семьи;

Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен­ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания воз­можно только при систематической и целенаправленной поддержке педа­гогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с пер­вых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных обра­зовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Принципы и подходы к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориенти­рующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошколь­ного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ре­бенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: ком­плексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и на научном положении Л. С. Вы­готского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоцио­нального воспитания. Образование рассматривается как процесс приоб­щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала - его воспитатель­ная ценность, высокий художественный уровень используемых произ­ведений культуры (классической и народной - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).

Программа «От рождения до школы»:

Соответствует принципу развивающего образования, целью которо­го является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической примени­мости (содержание Программы соответствует основным положениям возрас­тной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум­ного «минимума» материала);

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель­ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь­ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс­твии со спецификой дошкольного образования;

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошколь­никами и ведущим видом их деятельности является игра;

Допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

Строится с учетом соблюдения преемственности между всеми воз­растными дошкольными группами и между детским садом и началь­ной школой.

Отличительные особенности Программы

Направленность на развитие личности ребенка

Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подхо­дить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Обзор материала

Волков Игорь Павлович - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ. Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

Альтшуллер Генрих Саулович - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.

Иванов Игорь Петрович - академик РАО, автор методики коммунарского воспитания, методики коллективных творческих дел.

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество -понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового.

Обобщенные творческие способности личности:

Самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;

Умение перенести ЗУН и СУД в новую ситуацию;

Видение новой стороны в знакомом объекте;

Умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые.

Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это:

Выявление и развитие творческих способностей И.П. Волкова;

Технология технического творчества Г.С. Альтшуллера;

Технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова.

Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфичные особенности.

Классификационная характеристика технологий творчества

По уровню применения: общепедагогические.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные + развивающие.

По ориентации на личностные структуры: эвристические.

По характеру содержания: обучающее-воспитательные, светские, гуманитарные + технократические, общеобразовательные + профессиональные.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + индивидуальные.

По организационным формам: клубные, групповые + индивидуальные. По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: творческие.

По направлению модернизации: альтернативные.

Акценты целей

По И.П. Волкову:

Выявить, учесть и развить творческие способности;

Фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

По Г. САльтшуллеру:

Обучить творческой деятельности.

Ознакомить с приемами творческого воображения.

Научить решать изобретательские задачи. По И.П. Иванову:

Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Концептуальные положения

Гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей.

Школа творчества И. П. Волкова

Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.

Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.

Блочно-параллельная структура учебного материала.

Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей.

Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.

Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.

Теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера

Теория - катализатор творческого решения проблем.

Знания - инструмент, основа творческой интуиции.

Творческими способностями наделен каждый.

Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки или практики.

Коллективное творческое воспитание И.П. Иванова

Диалог всех возникающих точек зрения.

Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире.

Социальная направленность деятельности.

Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле.

Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности.

Создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

Особенности содержания по И.П. Волкову

Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутри предметных и меж предметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

По Г.С. Альтшуллеру

Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: О компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.

Г.С.Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», эквипотенциальное, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использования механических колебаний, периодического действия, непрерывности полезного действия, проскока, «обратить вред в пользу», обратной связи, «посредника», самообслуживания, копирования, дешевой недолговечности взамен дорогой долговечности, замены механической схемы, использования пневмо и гидроконструкций, применения гибких оболочек и тонких пленок, применения пористых материалов, изменения окраски, однородности, отброса и регенерации частей, изменения физико-механических параметров объекта, применения фазовых переходов, термического расширения, сильных окислителей, инертной среды, композиционных материалов. По И.П. Иванову

Коллективные творческие дела - это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творчество само строительства личности. Его содержание -забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.

Развивающее содержание состоит в переходе от близких к средним, а затем к далеким целевым перспективам. Алгоритм организации и проведения КТД состоит из этапов: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность.

Особенности методики

Общие черты рассматриваемых технологий:

Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю.

Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя.

Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.

Игровые методики.

Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.

Возрастные этапы технологии

Начальная школа:

Игровые формы творческой деятельности;

Знакомство с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей;

Освоение элементов творчества в практической деятельности;

Формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам. Среднее звено:

Техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей;

Участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях;

Изобразительное творчество. Старшая ступень:

Выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше;

Исследовательские работы;

Литературные, художественные и музыкальные сочинения.

По И.Л. Волкову

Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.

В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке.

В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты. В творческой комнате любого типа ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической - проводят исследования, опыты: в технической - овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках при изготовлении каких-либо изделий, а также конструирования, изобретательства и т.п.

По Г.С. Алътшуллеру

В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.

К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Мозговая атака как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А.Ф. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

Основной принцип и правило этого метода - категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.

Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников был разный уровень образования, разные специальности, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.

Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.

Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.

Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности.

Оценивание

Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

В системе И.П. Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.

Примечание. В литературе имеется немало примеров технологий честно-методического уровня с акцентом на развитие отдельных творческих способностей ребенка. Это прежде всего системы музыкально-творческого образования - Д.Б Кабалевского, В В Кирюшина, художественного воспитания - Б.М. Иеменского, формирования литературного творчества - В А. Левина, театрального творчества - ЕЮ Сазонова и др.

В зарубежной литературе описан ряд поисково-исследовательских моделей обучения, близких по целям и методам отечественным технологиям творческого развития. Модель Дж. Шваба делает акцент на исследовательских методах и процедурах в изучении естественных наук, модель Дж. Зухмана - на обучении сбору данных и построении гипотез.

Как оформить дипломную работу, подробнее тут, о том как прошить диплом нитками.

В основе модели «Синектика» лежит ряд представлений об иррациональной природе творческой деятельности и предположение о возможностях ее целенаправленного построения. Специфической чертой данной модели является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная.

Скачать материал

«Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к миру воспитанника влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить, ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений»

Основные направления развития человека .

Когда говорят о развитии человека, обычно рассматривают не развитие вообще, а лишь некоторые его отдельные направления. Чаще всего в педагогике упоминают следующие основные направления развития человека (рис. 1):

· физическое,

· интеллектуальное,

· этическое,

· социальное,

· эстетическое.

Рис 1. Основные направления развития человека

Каждое из этих направлений, безусловно, заслуживает отдельного внимания, и для каждого из них существуют свои методы развивающего обучения. Однако целесообразно поискать некоторую общую теоретическую основу этих методов, найти общие закономерности развития, вне зависимости от вида направления развития.

Если сравнить приведенные выше направления развития между собой, то можно заметить, что все они так или иначе связаны с различными сторонами поведения человека. Поведение человека регулируется особым механизмом, который называется психикой. И эмоция, вызываемая произведением искусства, и героический поступок, и решение сложной математической задачи все это суть поведенческие явления, которые возникают и управляются психикой человека.

Итак, психика - свойство организма отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать поведение субъекта.

Все поведенческие проявления, как наблюдаемые, так и скрытые определяются психикой, зависят от психики, то есть являются психическими функциями.

К психическим функциям относятся и простейшие реакции типа отдергивания руки при прикосновении к горячему чайнику и такие сложные внутренние процессы как размышления по поводу решения научной проблемы.

Таким образом, психика является своеобразным дирижером, под руководством которого функционирует как весь организм в целом, так и его подсистемы, а также решаются различные задачи, связанные, прежде всего с выживанием на уровне организма, рода и популяции.

Поэтому закономерности психического развития могут стать той теоретической основой, благодаря которой можно описать большинство направлений развития человека, в том числе и развитие, происходящее в процессе обучения.

Однако нельзя забывать, что с психикой человека тесно связаны такие системы организма как нервная, кровеносная, опорно-двигательная, половая и т. д. Эти системы также участвуют в процессе развития организма и играют в нем существенную роль.

Поэтому психическое развитие следует рассматривать не изолированно, а в контексте процесса общего развития организма от рождения до конца жизни.

Развитие личности и его закономерности

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. Личностью человек становится в процессе развития.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Свойства и закономерности развития :

    Имманентность : способность к развитию заложена в человеке природой, она есть неотъемлемое свойство личности. Биогенность : психическое развитие личности во многом определяется механизмом наследственности. Социогенность : социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает огромное влияние на формирование личности. Психогенность : человек – саморегулирующая и самоуправляющая система, процесс развития подвержен саморегуляции и самоуправлению. Индивидуальность : личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития. Стадийность : развитие личности подчиняется стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка. Неравномерность (нелинейность): индивид уникален, каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения (спонтанность) и противоречия роста (кризисность).

Физический возраст определяет количественные (ограниченность) и качественные (сензитивность) возможности психического развития.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

ОБУЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ И ФУНКЦИНАЛЬНОЕ: ЦЕЛИ, СРЕДСТВА, РЕЗУЛЬТАТ

Соотношение процессов обучения и развития может быть разное. Р езультатом любого обучения всегда являются некоторые сдвиги в развитии, но они - либо прямой результат, продукт, на который направлено обучение, либо - всего лишь побочное следствие. Оно эксплуатирует стихийные результаты, стихийные достижения развития, приспосабливается к ним, учитывает их и т. д. (например, дифференциация обучения в зависимости от интересов, способностей; тестирование, отбор и др.) Но само обучение вовсе не планирует развитие , не направлено и не рассчитано на него.

Другой вариант - обучение, которое специально рассчитано на некий уровень развития детей. Будет ли в этом обучении ребенок получать умения, знания, навыки? Бесспорно, но различие с первым вариантом заключается только в одном: если там развитие является непредсказуемым, стихийным следствием, то здесь оно - прямой, планируемый результат. А знания, умения и навыки из цели превращаются в средства достижения результатов. Они перестают быть самоцелью.

Эти два вида обучения, по-видимому, различны не только по своим целевым установкам, но и по своим средствам.

Если мы хотим обеспечить некий гарантированный результат в развитии, естественно, необходимо реализовать закономерности развития. Нужно ли при этом учитывать закономерности, возможности усвоения? Да, бесспорно, иначе все наши попытки окажутся с негодными средствами, они будут обречены на неудачу. Но сами закономерности и возможности усвоения могут быть различными в зависимости от того, как реализуются закономерности развития. Закономерности развития выступают как критерий доступности, причем, критерий мощнейший. Мы можем провозглашать какие угодно требования к образованию, но первый вопрос, который возникает при организации процесса - доступность. Если это детям не доступно, все остальные критерии: научность, последовательность, историзм - утрачивают всякий смысл. Критерий доступности определяет содержание и методы, то есть, реализуя закономерности развития, мы меняем условия и возможности (критерий доступности) для использования тех или иных методов обучения и реализации тех или иных закономерностей усвоения знаний, умений, навыков.

Дело, конечно, не в том, чтобы провозгласить приоритет развития над усвоением. От таких деклараций жизнь не меняется. Вопрос заключается в другом: в реальной ориентации обучения на те или иные закономерности. Традиционное обучение вплоть до сегодняшнего дня целиком и полностью ориентировано на "вооружение" подрастающего поколения определенным набором "зунов" или еще более интригующую цель - "подготовку к жизни". Отсюда вытекает, что жизнь начинается после школы, а то, что в школе - некий пролог к ней. Такой подход начисто исключает сам принцип гуманизации обучения. Получается негуманное обучение. Именно оно получило постоянную "прописку" в наших школах. Однако право на существование имеет и другой вид обучения, который рассчитан на развитие ребенка , рассматривая его как индивида, живущего сегодня, и создавая максимально благоприятные условия для его развития. Только в этом смысле возможно разграничивать понятия: развивающее обучение и не развивающее обучение (иначе - функциональное).

Основная направленность функционального обучения - подготовка к выполнению определенных функций. Этой же цели подчинены и задачи воспитания. По существу это - та же функциональная дрессировка, только не ума и рук (как в обучении), а души. Раскол на два процесса: воспитание и обучение - отражает сам факт функциональности. Старательно дополняя учебный процесс воспитательным, мы пытаемся совместить несовместимое. Функциональное обучение, по сути, антивоспитательно, ибо воспитывает функционера, то есть человека, который действует по рецептам и предписаниям. С печальными результатами воспитания идеологизированных функционеров мы сейчас сталкиваемся: когда идеология лопается, человек оказывается беспомощным.

Проблема, которая в настоящее время стоит перед образованием, заключается в том, чтобы попытаться перейти от функционального обучения, обучения-дрессировки к развивающему, которое давало бы ребенку возможность быть не просто исполнителем каких-то ролей в обществе, а полноценным участником различных форм общественной жизни.

Приведите аргументы и примеры, подтверждающие высказывание :

Может ли обучение быть не развивающим? Парадоксальность такой постановки вопроса почти очевидна. В самом деле, чему бы мы ни учили ребенка, так или иначе он развивается, происходят какие-то изменения его сознания, личности, способностей. Разное обучение может вносить разный вклад в развитие, давать разный развивающий эффект, но это уже другой вопрос - оценка развивающего эффекта. Дает ли это основание делить обучение на развивающее и не развивающее? Бесспорно, всякое обучение внутренне связано с развитием и одним из результатов имеет развитие. Проблема же в том, как связаны между собой обучение и развитие.

Обучение может быть направлено не на развитие, а на функциональную подготовку человека, и оно вовсе не задается вопросом о том, как развивается человек. Там есть другой критерий: как он выполняет определенные функции. Цель такого обучения - некий минимум, оптимум знаний, умений, навыков, так называемых "зунов". Происходит ли при этом развитие? Да, но оно не планируется, оно происходит стихийно и непредсказуемо, оно может быть большим, меньшим и т. д. Развитие здесь имеется в виду как некая предпосылка обучения. Оно эксплуатирует стихийные результаты, стихийные достижения развития, приспосабливается к ним, учитывает их и т. д. (например, дифференциация обучения в зависимости от интересов, способностей; тестирование, отбор и др.) Но само обучение вовсе не планирует развитие, не направлено и не рассчитано на него.

Приведите аргументы и примеры, подтверждающие высказывание:

Если целью является обеспечение знаний, умений и навыков, обучение должно опираться на осознанные (или неосознанные - это не так важно) закономерности усвоения.

Если мы хотим обеспечить некий гарантированный результат в развитии, естественно, необходимо реализовать закономерности развития. Нужно ли при этом учитывать закономерности, возможности усвоения? Да, бесспорно, иначе все наши попытки окажутся с негодными средствами, они будут обречены на неудачу. Но сами закономерности и возможности усвоения могут быть различными в зависимости от того, как реализуются закономерности развития. Закономерности развития выступают как критерий доступности, причем, критерий мощнейший. Мы можем провозглашать какие угодно требования к образованию, но первый вопрос, который возникает при организации процесса - доступность. Если это детям не доступно, все остальные критерии: научность, последовательность, историзм - утрачивают всякий смысл. Критерий доступности определяет содержание и методы, то есть, реализуя закономерности развития, мы меняем условия и возможности (критерий доступности) для использования тех или иных методов обучения и реализации тех или иных закономерностей усвоения знаний, умений, навыков.

Дело, конечно, не в том, чтобы провозгласить приоритет развития над усвоением. От таких деклараций жизнь не меняется. Вопрос заключается в другом: в реальной ориентации обучения на те или иные закономерности. Традиционное обучение вплоть до сегодняшнего дня целиком и полностью ориентировано на "вооружение" подрастающего поколения определенным набором "зунов" или еще более интригующую цель - "подготовку к жизни". Отсюда вытекает, что жизнь начинается после школы, а то, что в школе - некий пролог к ней. Такой подход начисто исключает сам принцип гуманизации обучения. Получается негуманное обучение. Именно оно получило постоянную "прописку" в наших школах. Однако право на существование имеет и другой вид обучения, который рассчитан на развитие ребенка, рассматривая его как индивида, живущего сегодня, и создавая максимально благоприятные условия для его развития. Только в этом смысле возможно разграничивать понятия: развивающее обучение и не развивающее обучение (иначе - функциональное).

Приведите аргументы и примеры, подтверждающие высказывание:

«Да, любое обучение развивает, так как…»

Приведите аргументы и примеры, подтверждающие высказывание:

«Нет, далеко не любое обучение развивает, так как …»

Приведите аргументы и примеры, подтверждающие высказывание:

«Любое обучение развивает, но при определенных условиях…»

Личность есть то, куда она стремится. Человек начинается с того, что для него становится что-то дорого, что он ради чего-то готов себя поднять, с того, что что-то для него становится иногда важнее его личного существования. Хотите понять в человеке главное - поймите, что движет этим человеком, каковы его настоящие стремления. Направленность личности часто описывают словами "преобладающие интересы и стремления", "иерархия мотивов", иногда - личная идеология. Направленность личности - не то же самое, что направленность жизни. Направленность жизни иногда задается внешними обстоятельствами - нужно кормить семью, пора рожать ребенка, или забрали в армию, - в то время внутренняя направленность человека может быть - дача, жить на природе и заниматься садом и огородом. Направленность личности - это то, что человеку внутренне, действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Кому-то дорог комфорт, кому-то развитие. Женщинам чаще важнее отношения, мужчинам - дело.

Формы направленности личности

Направленностью личности называется совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных между собой форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности: влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности; установка – готовность, предрасположенность субъекта к появлению определенного объекта; желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному; интерес - познавательная форма направленности на предметы.


Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей потребности к познанию. Но когда наступает удовлетворение интереса, он не исчезает, не угасает, а углубляется, внутренне перестраивается и вызывает возникновение новых интересов. Интересы различают по содержанию, по широте, степени их устойчивости; мировоззрение - система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир; убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения формируются на основании знаний об окружающем мире, понимания природы и общества. Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Развитие и формирование направленности личности

Деятельность является основой формирования человека как личности. Определяющим условием существования, развития человека как существа социального является совокупность разного вида деятельностей, в которые включен человек. Освоение деятельности и ее усложнение является важным условием развития психики человека. Поэтому решение воспитательных задач должно опираться на психологические закономерности соподчиненности человеческих деятельностей, их динамику. При построении воспитательных воздействий надо учитывать характер и особенности различных видов деятельности, в которые вовлечен ребенок, их значение, объем и содержание. В отечественной психологии понятия личность и деятельность рассматриваются как внутренне связанные явления. Разрабатывая проблему деятельности и активности личности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении - сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека.


Источником активности личности являются потребности. По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные. Потребности характеризуются следующими признаками. Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то. Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться. Потребности выражаются в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным видам деятельности по ее удовлетворению. Этим разным видам деятельности и соответствуют разные мотивы.


Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению, убеждениям и идеалам личности. Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением. Убеждения - важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознанностью и, во-вторых, своей теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов. Важным осознанным мотивом является идеал.


Идеал - это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания. К неосознаваемым побуждениям относятся установки и влечения личности. Развитие деятельности человека приводит к появлению ее различных видов и форм (игра, учение, труд), которые объединяются, соподчиняются. При этом устанавливается иерархическое соотношение мотивов, являющихся побудителями к различным видам деятельности. Единая, взаимосвязанная система мотивов деятельности, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности. Известно, что порой одинаковые мотивы по-разному реализуются в поведении, а разные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления в поведении. Например, участие в общественной работе, побуждаемое соперничеством, желанием первенствовать среди товарищей, не однозначно стремлению школьника принести пользу своему классу. В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества личности (в нашем примере, соответственно, индивидуализм и коллективизм).


Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по содержанию и по строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные. Смена ведущих мотивов, формирование все более высоких нравственных мотивов и характеризует развитие мотивационной сферы личности. А необходимые изменения соотношения мотивов, их иерархия обеспечивается целенаправленной организацией деятельности. Поэтому в психологии принято говорить о системе мотивов, мотивации. Дети школьного возраста участвуют в различных типах деятельности. Каждый из них характеризуется не только определенным составом различных видов деятельности, но и наличием ведущей деятельности. В ней проявляются, формируются или перестраиваются частные психологические процессы (в игре - воображение, в учении - абстрактное мышление и т.д.), от нее зависят основные психические изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).


Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Поэтому специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей, мотивов и целей. Д.Б. Эльконин установил, что у детей дошкольного и подросткового возраста благодаря соответствующим типам ведущей деятельности развивается мотивационно-потребностная сфера. Младшие и старшие школьники же формируют интеллектуальные, познавательные способности, операционально-технические возможности. Учет закономерностей развития психики ребенка, своеобразия ведущих типов деятельности, их взаимосвязи с другими видами деятельности школьников позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс.

Самосовершенствование не является целью само по себе, а является индивидуальным процессом, направленным на рост личности в конкретных сферах. Стратегические направления саморазвития определяются стремлениями в жизненно важных областях. В данной статье мы рассмотрим основные направления саморазвития человека.

Для гармоничного роста, нужно видеть полноценный образ своей развивающейся личности, идущей к счастью и успеху. Люди, занимающиеся саморазвитием, гораздо чаще и быстрее достигают целей и чётко понимают свое предназначение. Они не тратят впустую такие ресурсы, как время, здоровье, знания, способности, навыки и умения, а вкладывают в определенную деятельность и добиваются больших результатов.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Невозможно во всей полноте понять закономерности и особенности саморазвития, не изучив внутренний мир человека. Самосовершенствование является сложной формой работы внутренней реальности людей, включающей преобразование, переработку опыта, выработку собственных убеждений, постановку жизненных целей, поиск пути самоопределения.

Личность обнаруживает себя в процессе продвижения по своему жизненному пути, формируется, постигает смысл своего существования. Поэтому понятия самопознания и саморазвития - неразрывно связаны.

Самопознание является ключом к саморазвитию, средством обретения внутренней гармонии и психологической зрелости. Л. С. Выготский утверждал, что человек воспитывает себя сам, а его окружение может только предоставить материал, требующийся для построения его личности.

  • Изучение себя, собственных мотивов, страхов и блоков. Рационализация бессознательного, определение своих главных творческих интересов.
  • Развитие навыков по взаимодействию с внешней средой (коммуникация).
  • Работа с собственной психикой. Ведение эффективных диалогов с собой, направленных на внутренние изменения.
  • Поисковая активность и активность в реальной жизни.
  • Поддержание эффективного образа жизнедеятельности (физического, психического и энергетического здоровья).
  • Систематическое приобретение специализированных навыков и знаний в различных областях в соответствии с конкретными целями.
  • Формирование краткосрочных и долгосрочных целей. Стратегический подход к жизни.

Стратегические направления саморазвития можно поделить на 4 базовых вектора:

  1. Создание для себя комфортных условий.
  2. Установление удовлетворительной системы межличностных отношений.
  3. Творческая самореализация.
  4. Самосовершенствование во всех значимых областях. Развитие системы мотиваций.

Для тех, кто намерен использовать определенные практики по самосовершенствованию или заняться целевым обучением, следует задать себе вопросы: «Где я смогу применить это в реальной жизни? Каких конкретно я ожидаю положительных изменений? Насколько это применение соответствует выбранной стратегии?»

Если четкого ответа нет и формулировки абстрактны, не стоит тратить на эти занятия время, так как применение изменений маловероятно. Развитие возможно тогда и до тех пор, пока это интересно. Поэтому чтобы определить стратегические направления саморазвития лично для себя, необходимо сформулировать истинные цели.

На начальном этапе развития, стратегической задачей для любой личности является выход на базовую эффективность жизни. Человеку нужно оторваться «от стада» и перейти в самоопределение, начать чувствовать естественные стремления и осознавать их. Другими словами, он должен понимать чего хочет на самом деле.

Для эффективного развития личности, необходимо не только ставить цели самосовершенствования, но и иметь четкий план. Нередко люди утверждают, что занимаются саморазвитием, имеют мечту, совершают разнообразные действия, но при этом не имеют представления о правильности выбранного пути.

В таком случае гармоничного роста и созревания не происходит. Процесс больше напоминает хаос, изматывающий человека и порождающий у него апатию. Чтобы этого не произошло, следует знать жизненно важные сферы и области саморазвития и ориентироваться на них.

Концепция саморазвития: 7 сфер жизни

Разные психологи и научные исследователи предлагают свои направления самосовершенствования. У одного автора список состоит из 5 сфер, у другого из 8. Предлагаем вам концепцию «семерки», включающую наиболее важные, на наш взгляд, сферы и области саморазвития.

Итак, рассмотрим стратегические направления саморазвития, достигая успехов в которых, личность будет пребывать в гармонии с собой и окружающим миром.

Духовный рост

Развитие внутреннего мира и жизнь в уединении с внешним. Сюда можно отнести: любовь, веру, мудрость, творчество, милосердие. Духовность и есть сама жизнь, наполненная любовью. От духовного состояния зависят все остальные направления. Например, невозможно достичь идеального физического и психологического здоровья, проживая бесценную человеческую жизнь. Тело связано с душой, оно отражает то, в каком состоянии находится наш внутренний мир.

Независимо от происхождения человека, он сам решает какого роста желает достичь и каких изменений в этом направлении добиться. Развитие духовных и этнических ценностей поможет создать прочное основание для поисков счастья и богатства.

Личностный рост

Данная сфера включает все направления самопознания и самосовершенствования. Человек осознанно занимается во всех областях саморазвитием и достигает успешных результатов в них. У каждого есть свои мечты и желания. Саморазвитие личности учит превращать мечты в конкретные цели, переходить от намерений и принятых решений к конкретным действиям.

Развитие этой сферы самопознания является важным шагом на пути реализации своего предназначения и раскрытия своего потенциала. На решение этой задачи уходят десятилетия, но усилия того стоят. Продвижение к вершинам своего роста происходит поэтапно. В результате человек обретает гармонию и удовлетворение своей жизнью.

Здоровье

В жизни очень многие делают большую ошибку, откладывая эту сферу до лучших времен. Однако такое время может не настать и, в результате развитие человека может сойти на нет практически во всех областях. Физическое, энергетическое и психическое здоровье – залог счастливой жизни, важный внутренний ресурс, открывающий большие возможности.

Широко признано, что в здоровом теле – здоровый дух, но нужно обратить внимание и на психосоматику болезней. Физическое состояние может подкоситься при постоянных стрессах и психических расстройствах. В результате нарушается циркуляция энергии, ухудшается настроение, снижается жизненный тонус.

Отношения

Данная область имеет очень разную направленность. Она включает способность к коммуникации, построению доброжелательных отношений с близкими, общение с коллективом и компанией друзей. Взаимодействие с другими людьми является человеческой необходимостью. Находить полезные связи и быть самому достойным человеком не так просто, но над этим нужно работать.

Судьба человека, напрямую зависит от того, какие отношения он выстраивает с окружающими. Любая деятельность невозможна без контактирования с социумом. Не стоит забывать, что все вносят свою лепту в данную сферу, и какой она окажется, зависит лично от каждого.

Карьера

Профессиональное становление тесно связано с развитием творческого начала в человеке, реализацией себя как полноценной личности, формированием самозначимости и самооценки. Получать большой доход можно только в том случае, если твой труд приносит какую-то пользу миру, а это становится возможным, когда человек находится «на своем месте», используя свои таланты и способности, в полной мере раскрывая свой потенциал.

Ускоренный темп современной жизни, развитие технологий и большая конкуренция вынуждают расти и адаптироваться. Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, нужно уметь идти в ногу со временем, создавать что-то новое, продвигать уникальные идеи.

Финансы

Финансовая сфера значительно влияет на остальные. Деньги открывают возможности в других областях жизни. Современные люди уделяют большое количество времени и внимания зарабатыванию денежных средств. Однако если человек финансово безграмотен (не знает, какую функцию выполняют деньги и какие законы в данном направлении действуют), даже при огромных усилиях, он не сможет обеспечить себя желанным доходом.

Зрелая личность стремится к изобилию, умеет в достатке накапливать и использовать внешние ресурсы (деньги), тем самым удовлетворять свои потребности. Люди, существующие на уровне выживания, не способны приносить пользу обществу и окружающей среде в целом. На это у них не хватает ресурсов.

Стратегические направления саморазвития: яркость жизни

Этой сфере люди уделяют много внимания в молодости: путешествуют, устраивают вечеринки, пикники, отдыхают на природе. Развлечения и отдых по душе приносят удовлетворение, дают внутреннюю разрядку, наполняют новым вдохом, повышают энергетический запас. Наличие хобби и увлечений также играют немаловажную роль в жизни. Это развивает и придает сил. Человек, который занимается любимым делом, действительно живет, а не существует, он бодр и заряжен.

Все эти направления взаимосвязаны и должны развиваться гармонично. Успехи в одной области не смогут перекрыть проблемы в других. Нельзя выделить второстепенные и главные сферы самопознания и самосовершенствования. Они являются основными и одинаково важны. А для того чтобы добиться успехов в каждой области нужно ставить цели, иметь план по их достижению и совершать множество действий как правильных, так и неправильных.

Если личность осознанно не развивается в определенном направлении, то со временем это даст о себе знать. Это можно сравнить с уборкой в квартире: если ее не делать, появится много пыли и станет невозможно дышать. В таком случае бездействие не пойдет на пользу.

Имея намерение полноценно развиваться, ориентируясь на базовые стратегические направления саморазвития, следует:

  1. Правильно сформулировать цели в каждой из областей.
  2. Составить четкий план действий.
  3. Приступить к самим действиям.
  4. Равномерно распределить время на каждую сферу.
  5. Выделить те направления, в которых развитие отстает, и подтягивать их (для оценки можно использовать десятибалльную шкалу).

Цели и пути развития личностного роста

В духовной сфере важно стремиться к осознанной жизни, научится относиться с любовью к себе, своему делу, жить в гармонии с окружающим миром, узнать свое предназначение. Для развития этого направления в первую очередь нужно понять, что люди существа духовные и имеют вечную природу. Необходимо получать знания о вечности, душе, духовном мире.

Для роста личности необходимо иметь вдохновляющие мечты, сформулировать четкие цели и подцели, читать мотивирующую литературу, научится планировать день, приобретать эффективные привычки и так далее. Важно питать свой разум правильной «пищей», так как от того чем личность себя наполняет, зависит ее образ мышления, ценности и дальнейшая судьба.

Для того чтобы быть здоровым, следует делать периодические чистки организма, использовать энергетические и духовные практики для достижения гармонии, делать правильный контрастный душ, развивать выносливость, сформировать здоровый рацион питания, придерживаться режима, заниматься аутотренингом и прочее.

Возможными целями в отношениях могут быть: наладить отношения с семьей, научится признавать свою неправоту, быть человеком слова, осознавать свои вредные привычки благодаря партнеру, поиск взаимных интересов их реализация. Следует вкладывать свои силы в отношения со всеми категориями людей, которых можно разделить на старших, равных и младших.

Чтобы построить успешную карьеру и достичь профессионализма, нужно развивать навыки, соответствующие специальности, научится слажено работать в команде, выполнять работу ответственно и с желанием, научится творчески подходить к делу. Немаловажно развиваться в смежных областях, позволяющих продвинуться в основном направлении.

Саморазвитие в денежной сфере предполагает достижение финансовой независимости. Зрелая личность должна уметь правильно распределять денежные средства, формировать финансовые цели, читать книги успешных людей и окружить себя таковыми в реальной жизни.

Чтобы повысить яркость жизни, нужно найти любимое хобби, путешествовать, расширять кругозор, ходить с друзьями на мероприятия по интересам. Не стоит забывать об эстетике, красоте, искусстве и культуре.

Зная стратегические направления саморазвития, можно обнаружить, что работать над ними очень увлекательно, если человек следует по своему пути, а не искаженному и навязанному обществом. Личность строит свой мир, формирует свой неповторимый образ жизни. С обретением понимания значимости каждой области и их взаимовлияния друг на друга, приходит осознание целостности и гармонии этого мира.

Личность учится ставить цели и находить пути их достижения с интересом и энтузиазмом и со временем достигает мастерства в объединении всех жизненных направлений. Это умение помогает человеку максимально реализовать свое предназначение.

Необходимо составить свой личный план, опираясь на перечисленные стратегические направления саморазвития, разложить все по полкам и расставить приоритеты. По окончании определенного срока следует суммировать сделанное и то, что сделать не удалось и в соответствии с результатами вносить поправки в разработанный план.

Цель должна быть ежедневным стимулом. Если личность не понимает, для чего она старается или не видит результатов, снижается уровень мотивации. Поэтому если не хватает стимула, нужно вспомнить для чего изначально запускался процесс. Четкий план, в который включены стратегические направления саморазвития, помогут контролировать свои мысли и поступки, взять ответственность за свою жизнь и добиться положительных изменений.

Развиваться во всех областях важно целенаправленно и осознанно, согласно составленному плану с указанием отведенного времени. Иначе человек будет браться за все и ничего не успевать. Такая работа малоэффективна. Следует признаться самому себе, что нужно подтянуть, где больше всего разрушительных и застойных процессов и уделить этому больше внимания.

Развивая гармонично стратегические направления саморазвития, личность построит интегрально эффективную жизнь, достигнет успеха и счастья. Активность реализации зависит лично от каждого.