Недавно, очевидно к очередной годовщине события, снова много статей и постов в которых рассказывается про гибель десятков тысяч человек в результате подрыва плотины ДнепроГЭС в августе 1941 года.

Классический пример подобной статьи.

Изучение имеющихся документов 157-го полка войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности, охранявшего и оборонявшего Днепрогэс до последней минуты, позволяет с точностью до часов установить время подрыва плотины: 20.00-20.30 18 августа 1941 года. Именно в это время Днепрогэс, Днепровские плотины, железнодорожный мост через Днепр были взорваны.
Военные транспорты и люди, которые в то время двигались по дамбе, естественно, погибли. В результате взрыва моста и плотины на острове Хортица остался отрезанным полк пехоты, который переправлялся в это время на восточный берег.
В теле плотины образовалась большая брешь, пошел активный сброс воды. В результате возникла обширная зона затопления в нижнем течении Днепра. Гигантская волна смыла несколько вражеских переправ, потопила много фашистских подразделений, укрывшихся в плавнях. Но вырвавшаяся на свободу вода не разделяла людей на «своих» и «чужих».
Почти тридцатиметровая лавина воды пронеслась Днепровской поймой, заливая все на своем пути. Всю нижнюю часть Запорожья с огромными запасами разных товаров, военных материалов и десятками тысяч тонн пищевых продуктов и другого имущества за какой-то час было снесено. Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке. Сила образовавшейся при подрыве плотины ДнепроГЭСа волны была такова, что монитор "Волочаевка" был выброшен на берег и затем мог использоваться в качестве оборонительного сооружения лишь на суше.
В плавневой зоне острова Хортицы и Днепровских плавнях на десятки километров к Никополю и дальше стояли на позициях военные части. Взрыв плотины резко поднял уровень воды в нижнем течении Днепра, где в это время началась переправа отходивших под Николаевом войск 2-го кавалерийского корпуса, 18-й и 9-й армий. Эти войска были «отрезаны» при переправе, частью пополнили число группировки войск, попавших в окружение и плен, а частью сумели переправиться в неимоверно тяжелых условиях, бросив артиллерию и военное снаряжение.

Невозможно воспринимать очередное повторение этого мифа иначе как продолжение политики десоветизации на территории Украины. Постоянное повторение мифа должно привести к признанию его в качестве непреложной истины из разряда «это же все знают».

Почему же это миф?

Потому что практически вся изложенная в этой и других подобных статьях информация не соответствует действительности!

Разберем миф подробнее.

1. Начнём с первого пассажа в котором сразу же видна "людоедская сущность советской власти которая не жалела людские жизни".

...Военные транспорты и люди, которые в то время двигались по дамбе, естественно, погибли...

Так и представляется людская река из устало бредущих беженцев в том числе стариков, женщин и детей. Идущих навстречу военных с суровыми лицами, скрип едущих подвод и рокот автомобилей. И вдруг бах - взрыв и все это исчезает в вихре огня и бушующей воды.В действительности же по всем воспоминаниям участников событий к моменту подрыва плотины она была под прямым обстрелом противника и соответственно никакого движения по ней не было:

Во второй половине дня, когда почти была закончена укладка взрывчатки, прибыл представитель штаба фронта, который вручил представителям военного командования на Днепрогэсе телеграмму главнокомандующего войсками Юго-западного направления маршала С. М. Буденного, уточнявшую срок взрыва. В ней было указано, что в случае опасности занятия плотины немцами, она должна быть выведена из строя.
Смеркалось, через потерну перешли на левый берег бойцы, так как сверху по плотине проходить было уже нельзя, ибо она была под сильным артиллерийским огнем противника.
Вдруг обстрел прекратился и наступила гнетущая тишина, которая при неизвестности обстановки действовала на нервы наших людей хуже, чем обстрел…
Настал момент, когда командир воинской части, обороняющей Днепрогэс, замкнул контакты аккумуляторной батареи, глухой взрыв потряс плотину… Взрывом… было разрушено несколько пролетов сливной части плотины. При взрыве погибли не только гитлеровцы, находившиеся на плотине, но, и при быстром подъеме воды ниже электростанции, в днепровских плавнях правого берега, было затоплено немало войск и вооружения противника, готовившегося к переправе на левый берег… С болью в сердце и надеждой на скорое возвращение к берегам Днепра уходили работники электростанции глубокой ночью на Восток…

Что же касается подрыва моста с Хортицы, то он был вполне обоснован в связи с тем что немцы на плечах отступающих войск захватили мост через Старый Днепр и едва не захватили мост ведущий через Новый Днепр в само Запорожье. При этом на взорванном мосту также не было никаких толп гражданских или военных иначе это наверняка было бы отражено в воспоминаниях участников событий в которых явно есть претензии к подрывникам, но нет обвинений в чьей-то гибели. Точно так же отрезанный взрывом моста полк судя по этим воспоминаниям вовсе не был смыт волной и даже частично смог переправиться на левый берег.

Через несколько минут мы спешились с грузовой машины на мосту, соединяющем город с островом Хортица, так как проехать машиной дальше уже было невозможно. Мост был забит людской лавиной: машинами, повозками и скотом. Потребовались нечеловеческие усилия от каждого из нас, чтоб под огнем противника сдержать бегущих в панике и повернуть их в сторону врага…
Здесь мы встретились с генерал-майором Харитоновым, который одобрил наши действия и сам лично помогал формировать боевые отряды и уточнял боевые задачи им. Противник был остановлен. На мосту было подбито три вражеских танка. Все воспрянули духом, лелея надежду, что скоро к нам подойдет подкрепление.
Но через некоторое время обстановка на острове Хортица стала просто критической и, казалось, безвыходной. Произошел потрясающий взрыв, а вскоре и другой. Взорвана была перемычка плотины и подорван мост, соединяющий остров с г. Запорожье. Мост же через старое русло остался целехонек и, по сути, стал открытым для фашистской нечисти.
…Противник прорвался на остров, занял южную его часть. Продолжая оказывать ожесточенное сопротивление во много раз превосходящим силам противника, наши силы слабели, кое-кто начал бежать к Днепру.
Достоверность критического положения, сложившегося на острове Хортица, и нашей обреченности подтверждает… телеграмма начальника политуправления Южного фронта тов. Мамонова на имя начальника Главного политуправления РККА товарища Мехлиса, датированная 20 августа 1941 г. В ней говорится: —…На левом участке армии [в] результате неоднократных атак танков и моточастей противника оставлен Запорожский плацдарм. Подполковник Петровский - начальник отдела инженерного управления штаба фронта и нач[альник] отдела Эпин (научно-испытательного института) - представитель генштаба без ведома Военного Совета фронта взорвали плотину и мост… Взрыв перемычки и моста поставил в тяжелое положение около 3000 человек, находящихся на острове Хортица…“ В этой телеграмме Вы прочтете, что виновники этого взрыва были арестованы и преданы суду военного трибунала.

2. И вот приступаем к разбору самой важной составляющей мифа - гигантской всесокрушающей волне которая погубила десятки тысяч жизней.

Почти тридцатиметровая лавина воды пронеслась Днепровской поймой, заливая все на своем пути. Всю нижнюю часть Запорожья с огромными запасами разных товаров, военных материалов и десятками тысяч тонн пищевых продуктов и другого имущества за какой-то час было снесено. Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке. Сила образовавшейся при подрыве плотины ДнепроГЭСа волны была такова, что монитор "Волочаевка" был выброшен на берег и затем мог использоваться в качестве оборонительного сооружения лишь на суше.

Звучит грозно. Ведь мы не раз видели фильмы-катастрофы где гигантская волна сметает все на своём пути. И представляем себе нечто подобное.
Действительность же отличается от вымысла тем что в ней действуют законы физики. А они накладывают существенные ограничения. Почему же вышеизложенная картина не более чем красочная фантазия? Рассмотрим скучные цифры.
Напор плотины ДнепроГЭС (разность между уровнем воды выше и ниже плотины) составляет 38 метров. Казалось бы - вот она 30-метровая волна. Вот только есть пара нюансов.

Первый нюанс.

Волна такой высоты может появиться, только если плотина рухнет по всей длине и по всей высоте сразу!!! Ничего подобного в случае ДнепрГЭС не было.
Взрыв разрушил около 100 метров плотины из 1200. И далеко не на всю высоту, что подтверждают фотографии. Так что волна 30-метровой высоты не могла получиться даже теоретически.

Разрушения ДнепроГЭС. Вид с верхнего бьефа.


Разрушения ДнепроГЭС. Вид с нижнего бьефа.

Второй нюанс.

Высота волны при прорыве зависит от ширины потока. Проще говоря, вода имеет свойству текучести, поэтому не идет узким потоком, повторяя форму прорыва, а растекается во все стороны. При этом, чем шире речная долина, тем ниже высота волны прорыва (что вполне естественно, так как объем воды проходящей через пролом ограничен и, соответственно, при равном сечении увеличение ширины приводит к уменьшению высоты). Посмотрите карту и обратите внимание на ширину долины и самое главное отметки высот и прибрежные обрывы.


Топографическая карта современного Запорожья.

Так что яркие фантазии про всесокрушающую 30-метровую волну разбиваются о скучную действительность.
Примерные расчеты показывают, что высота волны после подрыва плотины была не более 5 метров, а в районе судоремонтного завода и пристани 3-4 метров. В днепровских же плавнях благодаря широкой речной пойме подъем воды составлял не больше 1-1,5 метра. Скорее всего, цифры были ещё меньше, так как ещё за сутки до подрыва плотины начался массовый сброс воды, и уровень водохранилища был меньше обычного.
Оценить поток воды при прорыве можно с помощью фотографий плотины весной 1942 года, когда во время паводка уровень воды перед плотиной поднялся практически до рабочего уровня. Сравните сами:


ДнепроГЭС. Современное состояние.


ДнепроГЭС весной 1942 года.


ДнепроГЭС весной 1942 года.


ДнепроГЭС весной 1942 года.

Соответственно никаких десятков погибших судов, тем более с командами, не могло быть в помине, что подтверждается отсутствием обломков и затонувших корпусов. Постоянно читая ложь про затонувшие корабли, я ни разу не видел, чтобы были приведены названия этих кораблей. Что немудрено, в этом случае всегда легко проверить судьбу конкретного корабля и выяснить, что она не закончилась с подрывом ДнепроГЭСа.

Единственный же корабль, про который все упоминают - монитор «Волочаевка» является ярким доказательством лжи. Корабль действительно при подъеме воды был выброшен на мелководье (что видно на немецких аэрофотоснимках от 14 сентября). Но считать его «выброшенным на берег» никак нельзя.


Монитор "Волочаевка". Немецкий аэрофотоснимок 14 сентября 1941 года.

3. Теперь приступим к рассмотрению того вопроса ради которого собственно эта тема и поднимается - о жертвах.

Для начала рассмотрим, где волна от прорыва плотины ДнепроГЭСа могла уничтожить людей. И оказывается что таких мест не так много!!!

Для начала надо отметить тот факт, что Днепр река с очень переменчивым стоком на протяжении года - за время весеннего паводка через него проходит 70-80% годового стока что приводит к большим весенним паводкам частенько переходящим в наводнения. Это была среди прочих причина создания Днепровского каскада ГЭС который стал регулировать сток Днепра и обеспечил более равномерное его распределение в течении года и защиту от наводнений.

Поэтому никто не селился непосредственно в пойме Днепра, а все населенные пункты были расположены на окружающей пойму высотах. При прогулках по Запорожью или езде на поезде вдоль Днепра в направлении Крыма видно, что все дома расположены на возвышенностях. Постоянно же заливаемая пойма практически не использовалась, максимум под сенокос, пастбище и рыбалку.
Единственным исключением был района Дубовой рощи с расположенной там пристанью, судоремонтным заводом и складами. Но даже там объем разрушений был сравним с сильным паводком, что косвенно подтверждает приведенные выше цифры высоты волны.

Вот воспоминания очевидца:

Я сгоряча и со страху в первых числах августа сбежала в хутор Казачий и пробыла там до 17-го августа, а 18-го пешком вернулась в Запорожье. Поезда не ходили, мосты были взорваны, самолеты фашистов бомбили все подряд.
Когда я пришла в город 18-го августа, я сразу пошла на пристань, забрала там свою трудовую книжку и получила под расчет зарплаты 18 рублей. В девять вечера под 19-е наши взорвали плотину (перемычку) ДнепроГЭСа, и вода хлынула сильным валом и снесла все на своем пути. А в плавнях ниже города оставалось много скота и людей. Утром я хотела по Глиссерной добраться до пристани и ещё раз переговорить с теми, кто ещё закруглял дела, но увидела, что вся Дубовая Роща и прибрежные дома залиты днепровской водой, как в весеннее половодье, и добраться на пристань без лодки невозможно. Спасибо, какой-то дед возил на пристань людей на своей лодке бесплатно.
В городе стояла зловещая тишина и опустение, с часу на час ждали немцев - народ по случаю устроил грабеж мельниц и магазинов. Власть опомнилась, и через пару дней в городе был восстановлен порядок.

Т.е. ни о каких катастрофических разрушениях в единственной части Запорожья доступной для волны после прорыва речи не идет, даже пристань осталась цела!!!

Теперь поведем речь о плавнях. Вот что нам вещают мифотворцы:

Рассказывали, что погибло в плавнях тогда приблизительно 20000 красноармейцев - сколько именно никто и не думал считать. Кроме войск, погибло в плавнях десятки тысяч голов скота и много людей, которые на тот момент были там на работе.

Так как какие именно плавни не понятно, то не понятно о каких конкретно частях идет речь. Такие себе «сферические 20 тысяч красноармейцев в вакууме».

Ни одни мемуары не содержат информацию про погибших в наводнении товарищах, ни в одних сводках не отражены такие потери, не появились даже в годы перестройки и независимости «чудом выжившие» солдаты. Разовые потери такого размера просто невозможно скрыть. Но ни следа!!!

Точно также нет подобных фактов в воспоминаниях жителей прибрежных сел. Нет ни рассказов чудом выживших, ни воспоминаний о погибших родичах, ни описаний тысяч выброшенных на берег разлагающихся трупов. Про трупы коров, коз и собак многие помнят, а вот про людские тела никто. На берегах Днепра нет никаких массовых захоронений «жертв ДнепроГЭСа».

И наконец, вишенка на тортик - «геббельсовская пропаганда», которая использовала любое даже самое малейшее преступление советской власти (а многие и сочинившая), ни разу не использовала подрыв ДнепроГЭСа в своей деятельности.
Казалось бы - вот оно!!! Снимай километры фото- и кинопленки, приглашай Красный Крест и международные организации!!! Десятки тысяч тел в том числе женские и детские, плачущие родственники, массовые похороны. Как же - чудовищное преступление советского режима!!! Где все это? А ничего нет!!!
Может это потому, что ничего и не было?

Что ж. Раскрутка этого мифа показывает, что нынешние наследники Геббельса пошли дальше своего учителя.

Плюс еще на историческую тематику:

1. Рассекреченные документы Сталинградской битвы. Новый сайт МО РФ с опубликованными советскими и немецкими документами времен Сталинградской битвы - http://stalingrad75.mil.ru/
2. В годовщину Варшавского восстания в Польше захотели новой победы над русскими - https://www.ridus.ru/news/259651
3. Первые русские жертвы Первой мировой войны - http://d-clarence.livejournal.com/180348.html
4. ЧП с подводной лодкой М-351 - http://picturehistory.livejournal.com/2529543.html
5. Севастополь 1949 года в цвете -

ДнепроГЭС всегда был своеобразным рекламным плакатом в СССР. В принципе в 30-е так оно и было - крупнейшая гидроэлектростанция в Европе, ударные темпы строительства. И если Волховстрой был ударным только в первые годы своей работы, то ДнепроГЭС оставался таковым и позднее.
Во время войны эти места были ареной ожесточненных боев. При отступлении советские войска взорвали кусок плотины. Немцы, обосновавшись в Запорожье, сразу принялись восстанавливать плотину, а в 1944 году попытались ее взорвать уже собственноручно. Но благодаря подвигу наших саперов основная часть плотины выстояла. Уже 3 марта 1947 ДнепроГЭС дал первый ток. А в 1969 году началась масштабная реконструкция плотины. Появился новый однокамерный шлюз взамен старого трехкамерного (сейчас он не действует), появилось новое здание машинного зала (т.н. ДнепроГЭС-2).
Под катом - фотографии сделанные немецкой аэрофотосъемкой в годы окупации Запорожья. же можно увидеть свежие фотографии, а так же почитать о круизе по Днепру (автор - riverpilgrim )


так выглядел ДнепроГЭС в 1941 году



вид на водосливную плотину ГЭС после взрыва 18 августа 1941 года (съемка с самолета 8 мая 1942 года)


вид со стороны верхнего бьефа


вид со стороны правого берега Днепра, у берега - машинный зал


апрель 1943 года - плотина восстановлена - хзорошо видны мели, образовавшиеся после спуска воды через разбитую часть плотины


машзал ГЭС


блокировочная сеть выше плотины - возможно это была защита от диверсантов и торпед. Лед такую сеть снесет моментально


в 1942 году станция вновь заработала - немцы установили свое оборудование. Это съемка или 1942, или 1943 года - станция вновь действует


сброс воды в паводок


вид с воздуха на трехкамерный шлюз


камера шлюза


вид на комплекс сооружений ГЭС с воздуха, апрель 1943 года


машинное здание, апрель 1943 года


вид на плотину с югозапада, сентябрь 1943 года


вид со стороны нижнего бьефа


водохранилище заполнено до проектной отметки, сентябрь 1943 года, вид со стороны верхнего бьефа


шлюзы и водосливная плотина, сентябрь 1943 года


вид с северо-востока, верхний бьеф, сентябрь 1943 года


вид с юга на железнодорожный мост


как я понял - вид повреждений, полученных в результате бомбардировки 29 сентября 1943 года


за день до взрыва, 14 октября 1943 года

к октябрю 1943 года немцы сдавали свои позиции на Украине. В ночь с 12 на 13 октября 1943 года Красная армия начала наступдление, а уже в ночь с 13 на 14 начался штурм города. В этой ситуации немецкое коммандование принимает решение о взрыве плотины. Задача состояла в том, что бы снести взрывом всю плотину. В ночь с 14 на 15 октября генерал Макензен отдает приказ о взрыве плотины. Но советским сапернымм группам удалось повредить часть проводки, соединявшей заряды. В результате была взорвана только часть плотины. Всего внутрь сооружений ГЭС было заложено около 300 тонн взрывчатки.




последствия подрыва плотины 15 октября 1943 года


машинное здание ГЭС и плотина по состоянию на 21 октября 1943 года


общий вид плотины с воздуха после подрыва, 6 ноября 1943 года


9 ноября 1944 года. Судя по всему это один из последних пролетов над плотинов немецкого самолета-разведчика. В 1944 году началось восстановление станции

Фотографии взяты здесь -

С первых месяцев войны советское руководство во время отступления пыталось применять тактику «выжженной земли». То есть уничтожать всю инфраструктуру без всякой заботы о будущей судьбе населения, которое не могло эвакуироваться. Одним из самых жестоких проявлений этой тактики стало заминирование плотины Днепровской гидроэлектростанции в Запорожье. 18 августа 1941 около 20:00 после прорыва немецких войск она была подорвана.

Задание по подрыву было осуществлено уполномоченными Генштабом Красной Армии военными инженерами 20 тоннами взрывчатки - аммонала, в результате чего образовалась гигантская пробоина в плотине, которая уже и спровоцировала волну высотой 7-12 метров, которая практически смыла прибрежную городскую полосу, плавни о. Хортицы и благополучно дошла до соседних украинских городов - Никополя и Марганца. О планируемом взрыве Днепровской дамбы никто не был предупрежден ни на самой дамбе, по которой в том времени двигались военные транспорты и войска, которые отходили на левый берег Днепра, ни населения и учреждения города Запорожье - километров 10-12 от гидроэлектростанции вниз по течению Днепра. Так же не были предупреждены военные части, расположенные вниз от Запорожья в днепровских плавнях, хотя телефонное соединение в то время на Левобережье функционировало нормально. В СССР была же распространена версия о «враждебной диверсии немецких оккупантов».

Военные транспорты и люди, которые в то время двигались по дамбе, естественно, погибли. В результате взрыва моста и плотины на острове Хортица остался отрезанным полк пехоты, который переправлялся в это время на восточный берег.

Из воспоминаний немецкого архитектора Рудольфа Волтерса, который в 1932-33 гг. принимал участие в индустриализации СССР, а спустя 10 лет вернулся в оккупированный СССР для восстановления хозяйства: "...Во время отступления русские взорвали плотину посередине на ширине 175 метров. 3000 беженцев, которые находились в это время на плотине, были унесены течением. Водяные массы толщиной 5-6 метров падают с 15-метровой высоты через пролом и понижают уровень воды так, что пристань в верхнем течении оказалась на суше, и не хватает давления для вращения турбин. Шлюзы тоже после взрыва стоят сухими, так что судоходство парализовано. Не только плотина, но и механизмы по большей части разрушены. Русские при отступлении отключили центральную смазочную систему, так что машины мгновенно перегревались и загорались. То, что после этого представляли собой машинные помещения, турбины и генераторы, было мастерской разрушительной работой. И сегодня видны потрескавшиеся железобетонные стены, оплавленные железные детали; всё приведено в негодность..."

Лавина воды пронеслась Днепровской поймой, заливая все на своем пути. Всю нижнюю часть Запорожья с огромными запасами разных товаров, военных материалов и десятками тысяч тонн пищевых продуктов и другого имущества за какой-то час было снесено. Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке. Сила образовавшейся при подрыве плотины ДнепроГЭСа волны была такова, что монитор "Волочаевка" был выброшен на берег и затем мог использоваться в качестве оборонительного сооружения лишь на суше.

В плавневой зоне острова Хортицы и Днепровских плавнях на десятки километров к Никополю и дальше стояли на позициях военные части. Взрыв плотины резко поднял уровень воды в нижнем течении Днепра, где в это время началась переправа отходивших под Николаевом войск 2-го кавалерийского корпуса, 18-й и 9-й армий. Эти войска были «отрезаны» при переправе, частью пополнили число группировки войск, попавших в окружение и плен, а частью сумели переправиться в неимоверно тяжелых условиях, бросив артиллерию и военное снаряжение.

Считается, что погибло в плавнях тогда приблизительно 20 тыс. красноармейцев (точных данных нет). Местные жители захоронили тела в районе железнодорожного мостика на улице Хлястиковы. Кроме войск, погибло в плавнях десятки тысяч голов скота и много людей, которые на тот момент были там на работе.

Согласно боевым донесением от 19 августа штаба Южного фронта Верховному Главнокомандующему подрыв плотины ДнепроГЭСа был осуществлен начальником Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковником А. Петровским и представителем Генштаба, начальником отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института (г. Москва) военным инженером 1-го ранга Б. Эповым. Они действовали согласно распоряжениям Генштаба Красной армии, получив разрешение в случае крайней необходимости взорвать плотину.

Определить точное число погибших практически невозможно, имеющиеся источники позволяют оценить лишь приблизительные потери воюющих сторон. Немецкое командование утверждало, что потеряло тогда 1,5 тыс. своих бойцов.

С советской стороны в зоне поражения наводнением находилась большая часть из 200 тыс. ополченцев области, стрелковая дивизия (один из ее полков оставался на о. Хортица), полк НКВД, два артиллерийских полка, а также более мелкие подразделения. Личный состав этих частей суммарно насчитывает более 20 тыс. бойцов. Кроме того, в ночь на 18 августа в широкой полосе от Никополя до Каховки и Херсона начался отход на левый берег двух общевойсковых армий и кавалерийского корпуса. Это еще 12 дивизий (150-170 тыс. солдат и офицеров). Кроме военных, от внезапного наводнения пострадали жители низменных улиц Запорожья, сел на обоих берегах Днепра, беженцы. Ориентировочная цифра людей в зоне поражения - 450 тыс. человек. Исходя из этих данных, численность погибших красноармейцев, ополченцев и гражданского населения с советской стороны в исторических исследованиях оценивается от 20-30 тысяч до 75-100 тысяч .

Немцы при помощи инженеров Вермахта и силами советских рабочих умудрились восстановить ДнепроГЭС, за работу платили рейхсмарками. Считается, что поздней осенью 1943 г. немцы при отступления также предприняли попытку взорвать плотину Днепрогэса. При этом план уничтожения плотины не был реализован и она не была разрушена, поскольку советским саперам удалось повредить часть проводов к детонаторам. И все же - то ли в результате советской бомбежки, то ли немцами - была разрушена гидростанция, проезжая часть плотины, аванкамерный мост и сопрягающий устой на правом берегу. Решение о восстановлении ДнепроГЭСа советское руководство приняло в 1944 г. - и восстанавливали его в основном женщины, расчистив в по-советски вручную завалы раздробленного бетона, масса которых составляла четверть миллиона тонн. Инструменты у них были были все те же традиционно советские — тачка, кирка и лопата.

Источники:
1. Хмельницкий Д.С. Нацистская пропаганда против СССР. Материалы и комментарии. 1939-1945.
2. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. - Ф.228. - Оп.754. - Спр.60. - Арк.95.
3. Мороко В.Н. Днепрогэс: черный августа 1941.
4. Научные работы исторического факультета Запорожского национального университета. - М.: ЗНУ, 2010. - Вип.XXИХ. - С.200-201.
5. Руммо А.В. Скажите людям правду.
6. Социологические исследования. - Москва, 1990. - No.9. - С.128.

18 августа 1941 г. советское руководство в панике приказало взорвать плотину ДнепроГЭС, по которой в это время шли беженцы и отступающие советские войска. При взрыве образовалась гигантская волна, которая убила ещё несколько тысяч советских граждан и военнослужащих.
Этот миф используется для «иллюстрации» бесчеловечности советского руководства и пренебрежения им жизнью собственных граждан.

Примеры использования

Вариант # 1
«По приказу командующего Юго-Западным направлением Семена Будённого саперы 157-го полка НКВД подрывают ДнепроГЭС. Взрыв лишь частично разрушил плотину, но по течению вниз помчалась огромная стена воды. По воспоминаниям очевидцев, высота волны была несколько десятков метров. Она уничтожила не только немецкие переправы и относительно небольшое количество вражеские войск.
Вариант # 2
Гигантские водовороты отрезали и буквально всосали в себя две наши отступающие общевойсковые армии и кавалерийский корпус. Выплыть смогли лишь отдельные разрозненные группы, потом попавшие в окружение и плен. Волна обрушилась на прибрежную запорожскую полосу и колонны беженцев.
Вариант # 3
Кроме войск и беженцев, в плавнях и береговой зоне погибло множество работавших там людей, местное гражданское население, сотни тысяч голов скота. В катастрофическом потоке погибли десятки судов вместе с судовыми командами.
Вариант # 4
«Тогда, при отступлении наших войск, было принято решение взорвать Днепрогэс. О секретной шифровке знали единицы. Но операция прошла не так, как планировали. Заряд не рассчитали, в результате в теле плотины образовалась брешь в 5 раз больше расчетной. Мощный поток воды хлынул в нижнее течение Днепра. Гигантской волной были смыты все прибрежные села с местными жителями, разрушены понтонные переправы наших войск. В результате наводнения бойцы двух общевойсковых армий и кавалерийского корпуса в большей своей части попали в окружение и плен.
Вариант # 5
Вся работа по подготовке взрыва производилась в тайне от командования фронта, так как санкцию на это Военный Совет фронта не дал.
Вариант # 6
Прорывная волна высотой около 25 метров хлынула вниз по руслу реки. Гигантский поток снес на своем пути все прибрежные села, похоронив под собой несколько тысяч мирных жителей. Две общевойсковые армии и кавалерийский корпус были отрезаны при переправе. Часть бойцов в тяжелейших условиях сумела переправиться через Днепр, большая же часть военнослужащих попала в окружение и плен».
Вариант # 7
«О планируемом взрыве Днепровской дамбы никто не был предупрежден ни на самой дамбе, по которой в том времени двигались военные транспорты и войска, которые отходили на левый берег Днепра, ни населения и учреждения города Запорожье - километров 10-12 от гидроэлектростанции вниз по течению Днепра. Так же не были предупреждены военные части, расположенные вниз от Запорожья в днепровских плавнях.
Вариант # 8
Военные транспорты и люди, которые в то время двигались по дамбе, естественно, погибли. Почти тридцатиметровая лавина водыпронеслась Днепровской поймой, заливая все на своем пути. Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке.
Вариант # 9
Взрыв плотины резко поднял уровень воды в нижнем течении Днепра, где в это время началась переправа отходивших под Николаевом войск 2-го кавалерийского корпуса, 18-й и 9-й армий. Эти войска были «отрезаны» при переправе, частью пополнили число группировки войск, попавших в окружение и плен, а частью сумели переправиться в неимоверно тяжелых условиях, бросив артиллерию и военное снаряжение.
Вариант # 10
Рассказывали, что погибло в плавнях тогда приблизительно 20 000 красноармейцев - сколько именно никто и не думал считать. Кроме войск, погибло в плавнях десятки тысяч голов скота и много людей, которые на тот момент были там на работе».
Вариант # 11
«Тогда от вызванной взрывом огромной волны погибло от 75 до 100 000 непредупрежденных жителей и около 20 000 красноармейцев, забытых командованием и неэвакуированных».
Вариант # 12
«18 августа 1941 года в панике отступающие из оккупированной большевиками с 1920 г. Украины сталинские войска, пытаясь остановить продвижение Вермахта на Восток, невзирая на опасность для мирного населения и возможные многотысячные жертвы - цинично взорвали плотину украинской электростанции ДнепроГЭС, под Запорожьем… В результате взрыва большевиками плотины ДнепроГЭСа, от образовавшейся гигантской днепровской волны, погибло тогда около 100 000 (ста тысяч) человек ни в чём не повинного гражданского населения Украины. Немецкие солдаты и офицеры Вермахта в оцепенении с ужасом лишь наблюдали в бинокли за разыгравшейся драмой гибели десятков тысяч людей - советских гражданских лиц и военных».

Действительность

Разбор этого мифа лучше разделить на несколько частей, и начать можно с того, что о готовящемся подрыве плотины якобы никто не знал, в том числе и командование советских войск, оборонявших её.
Взрыв плотины ДнепроГЭС был произведён на основании шифрограммы Сталина и начальника Генерального штаба РККА Шапошникова командованию Южного фронта. Для осуществления этой операции начальником инженерных войск Красной Армии генералом Котляром был направлен опытный подрывник подполковник Борис Эпов. Для связи с инженерным управлением фронта ему в пару дали специалиста технического отдела подполковника Петровского. Вот что в своих мемуарах пишет бывший заместитель предсовнаркома СССР М.Г. Первухин: «Во второй половине дня, когда почти была закончена укладка взрывчатки, прибыл представитель штаба фронта, который вручил представителям военного командования на Днепрогэсе телеграмму главнокомандующего войсками Юго-западного направления маршала С. М. Будённого, уточнявшую срок взрыва. В ней было указано, что в случае опасности занятия плотины немцами, она должна быть выведена из строя.
Смеркалось, через потерну перешли на левый берег бойцы, так как сверху по плотине проходить было уже нельзя, ибо она была под сильным артиллерийским огнем противника. Настал момент, когда командир воинской части, обороняющей Днепрогэс, замкнул контакты аккумуляторной батареи, глухой взрыв потряс плотину».


фото сделано 5 мая 1942 года
А вот что пишет в своих воспоминаниях непосредственный организатор взрыва подполковник Эпов:
14 августа меня вызвал начальник инженерных войск генерал Л.З. Котлял и предложил дать соображения о выводе из строя Днепровской ГЭС путем разрушения плотины, моста через аванкамеру и машинного зала и необходимых для этого материалах, а также приказал вылететь утром специальным самолетом в Запорожье для подготовки намеченных разрушений, придав мне двух младших лейтенантов и дав необходимые указания начальнику инженерных войск Южного фронта полковнику Шифрину.
Прибыв в Запорожье и убедившись, что другим самолетом необходимые материалы доставлены и находятся на аэродроме, я явился к начинжу фронта и находившемуся в Запорожье члену военного совета фронта Т. Коломийцу, а затем приступил с помощью упомянутых младших лейтенантов и выделенного одного батальона к подготовке выполнения полученного задания. Начальник ДнепроЭнерго в это время занимался подготовкой и эвакуацией генераторов станции. Охрану подготовительных работ вел полк НКВД.
Прибывший вместе с начинжем Шифриным начальник штаба фронта генерал Харитонов дал указание выполнить разрушение после того, как немцы выйдут на правый берег Днепра. Правом на выполнение задания будет отход охранного полка НКВД и специально выделенного для связи подполковника А.Ф.Петровского.
К концу дня 18 августа немцы вышли на правый берег Днепра и начали обстрел левого берега; полк НКВД также отошел на левый берег и командир полка, отходя вместе со связным подполковником Петровским, дали команду на приведение в исполнение разрушения, что мною совместно с приданными младшими лейтенантами и было выполнено. В результате взрыва в теле плотины было вырвано около 100 метров по ее длине (из общей длины плотины равной 600м).
Докладывать об исполнении разрушения пришлось начальнику политотдела фронта генералу Запорожец, так как весь состав Военного Совета фронта находился в войсках и в штабе фронта.
Запорожец был старшим из офицерского состава; но он находился в паническом настроении, так как располагался со штабом фронта на левом берегу, тогда как немцы уже достигли правого берега, и, кроме того, он не был в курсе постановления ГОКО о выводе Днепрогэса из строя. Поэтому его реакцией было: «Сдать оружие». Досужий адъютант, отобрав у меня револьвер и не зная, что со мной делать, ввиду поступившего уже распоряжения о передислокации штаба вглубь обороны, передал меня в ведение фронтовой контрразведки (сотрудники 3-го Управления НКО в военное время, с 19 апреля 1943 г. СМЕРШ). Контрразведчики, не зная о распоряжении ГОКО, предъявил мне обвинение в измене Родине и в течение десяти дней допытывались у меня – чье вредительское задание я выполнял; а затем, поняв истинное положение дела, не знали, как им выйти из создавшегося казуса. В это время генерал Котляр попал на прием к товарищу Сталину и доложил ему об этом случае; Сталин тут же вечером дал указание, а утром в 6 часов я уже был освобожден из-под ареста; начальник фронтовой контрразведки принес мне извинения и принял меры к приведению меня в порядок и передаче в штаб инженерных войск фронта, а оттуда я самолетом вернулся 20 сентября в Москву.


Фото сделано 8 мая 1942 года
Таким образом, как мы видим, командование Южного фронта было не только в курсе готовящегося взрыва, но и активно принимало участие в его подготовке. Кстати, воспоминания непосредственных свидетелей подрыва ставят крест и на леденящей душу истории о взорванных вместе с плотиной переправляющихся войсках и беженцах.
Теперь рассмотрим судьбу двух армий и кавкорпуса, якобы смытых образовавшейся волной.


Фото сделано 8 мая 1942 года

Переправа 9-й. и 18-й армий через Днепр.

17 августа главком Юго-Западного направления санкционировал отвод войск Южного фронта на Днепр с целью организации прочной обороны на рубеже этой крупной водной преграды. Вечером того же дня последовало боевое распоряжение командующего войсками Южного фронта № 0077/ОП, в котором был определен порядок отвода войск двух армий с рубежа реки Ингулец за Днепр. 2-й кавалерийский корпус должен был отходить в район Никополь - Нижний Рогачик. 18-я армия отводилась на восточный берег Днепра с задачей занять оборону на участке Никополь - Нижний Рогачик - Каховка. Соответственно 9-я армия - на участке Каховка - Херсон. Отход предписывалось прикрыть сильными арьергардами и действиями авиации. После переправы в 18-ю армию передавалась свежесформированная 30-я кавалерийская дивизия, а командующему 9-й армией предписывалось подчинить себе 296-ю стрелковую дивизию. Таким образом, все армии фронта так или иначе получали в свое подчинение второочередные дивизии.
На участке от Никополя до Херсона ширина Днепра в среднем составляет около полутора километров. Громоздкие понтонные парки в ходе отступления были потеряны на дорогах и в боях. Например, 2-й кавалерийский корпус был вынужден оставить свой понтонный парк на реке Южный Буг для переправы отходящих частей 18-й армии. Сохранившиеся в армиях остатки понтонно-мостового имущества можно было использовать только для постройки легких паромов. На помощь войскам пришли суда Днепровского речного пароходства. Баржи, плавучие пристани быстро приспосабливались под паромы, все, что могло использоваться для переправы, было мобилизовано.
В результате были построены три паромные переправы:
1) для 2-го кавалерийского корпуса - три парома на деревянных лодках у Нижнего Рогачика (для 5-й кавалерийской дивизии, лошадей пришлось переправлять вплавь), буксирный пароход с баржей - у Большой Лепатихи (для 9-й кавалерийской дивизии);
2) для соединений 18-й армии - паром на баржах и два парома на подручных средствах в районе Кочкаровки;
3) для соединений 9-й армии - два парома в районе Западные Кайры, три парома на баржах в районе Каховки и два парома у Тягинки.
Обращаю внимание на то, что паромная переправа - это не наплавной мост. Составленный из понтонного парка или подручных средств паром был вынужден двигаться от одного берега к другому, каждый раз перевозя сравнительно небольшое число людей и техники. При этом средняя продолжительность рейса парома составляла около одного часа. Войска двух армий и кавалерийского корпуса приступили к переправе с утра 18 августа. Строжайший расчет времени, четкая организация погрузки и выгрузки, круглосуточная работа буксиров позволили к утру 22 августа переправить основную массу войск на восточный берег. При этом, замечу, что переправа происходила уже после взрыва ДнепроГЭСа.
Нельзя не отметить, что вся эта операция не могла состояться в случае воздействия на паромы с воздуха. Авиации противника было достаточно разбить паромы, и войска оказались бы прижатыми к берегу широкой и полноводной (особенно после подрыва ДнепроГЭСа) реки. К счастью, серьезных налетов авиации противника на всем фронте переправы 18-й и 9-й армий не было.
Не удивительно, что в приказе штаба 9-й армии от 21-го августа говорится:
ПРИКАЗ
ВОЙСКАМ 9 АРМИИ
21 августа 1941 г.
№ 00173
Вынужденная к отходу от Днестра к Днепру, 9 армия к 21 августа с успехом переправилась в труднейших условиях через Днепр и закрепляется на левом берегу последнего.
Задачей армии в данный период является приведение в порядок строевых частей, своих тылов, штабов и средств управления.
Пополнив ряды, армия должна быть готовой к решающим ударам по разгрому и уничтожению зарвавшегося врага.

Комвойсками 9 армии
генерал-полковник Черевиченко
Член Военного совета 9 А
корпусный комиссар Колобяков
Наштарм 9
генерал-майор Бодин
Об этом же свидетельствует директива командования Южного фронта:
Директива
командующего войсками
Южного фронта
№ 0083/оп
на оборону
по левому берегу
р. Днепр
(21 августа 1941 г.)

Пятое. 18 А – состав 176, 164, 169 сд и 96 гсд и 30 кд.
Задача – обороняясь вост. берегу р. Днепр, прочно удерживать своих руках переправы и Никопольский р-н, не допустить прорыва пр-ка направлении Никополь, Мелитополь.
В резерве иметь не менее одной сд, ближе правому флангу.
Граница слева – (иск.) Березниговата, (иск.) Горностаевка, (иск.) Мелитополь.
Шестое. 9 А – состав 51, 150, 74, 30 и 296 сд.
Задача – обороняясь вост. берегу р. Днепр, прочно удерживать тет-де-пон у Берислав и Херсон, не допустить прорыва пр-ка направлении Перекоп.
В резерве иметь не менее одной сд ближе правому флангу.
Граница слева – Сокологорная, свх. Аскания Нова, Скадовск.
По всей видимости, основой для слухов о «смытых волной армиях» стала судьба 6-й и 12-й армии, двумя неделями ранее погибших в Уманском котле.
А теперь посмотрим на карту. Расстояние от плотины ДнепроГЭС до села Нижний Рогачик, где переправлялся 2-й кавалерийский корпус, составляет примерно 125 км., а до пгт. Великая Лепетиха - примерно 145 км. До Качкаровки, где переправлялась 18-я армия, это расстояние равно примерно 160 км. Каиры, Каховка и Тягинка, где переправлялись части 9-й армии, расположены ещё дальше по течению Днепра. Любой человек, знакомый с физикой в рамках хотя бы школьного курса, легко поймёт, что ни о каких «тридцатиметровых волнах» на таких расстояниях не может быть и речи.
Внимательно рассмотрим фотографии плотины разрушенного этим взрывом, сделанные с борта немецкого военного самолёта.


Фото после взрыва ДнепроГЭС

Фото после взрыва ДнепроГЭС
Перепад высот на ДнепроГЭС 37 метров. Объем напорного водохранилища 3,3 куб. км. Высота плотины 60 метров, напорный фронт водохранилища 1200 метров. Сразу после взрыва волна прорыва высотой 12 метров и максимальной шириной 110 метров начинает радиально рассеиваться на 1200 метровую ширину поймы с приблизительной скоростью от 70 до 90 км/час. Примерно через 20 секунд, когда волна достигает берегов острова Хортица, она составляет 1,5 метра, снижаясь ещё больше со временем и вниз по течению. Приблизительная скорость подъёма воды вниз по течению от 4 до 5 сантиметров в минуту.


Элементарные расчёты показывают, что максимальная высота волны через 20 секунд составила 1,5 метра. Но никак не 30 метров. К плавням быстрый подъём воды составил максимум 1 метр, и больше был похож на наводнение. В итоге, с точки зрения науки физики, утверждение неких «историков» о тридцатиметровом цунами – бред воспалённого сознания. Учитывая факт, кто пропагандирует эту очередную страшилку – то мы имеем дело с воспалением головного мозга, жаждущего любой сенсации.
В статье Владимира Линикова вообще рассказывается, что сливные пролёты 18 августа, перед взрывом были открыты. Сотрудники электростанции сливали воду из водохранилища, а значит уровень воды был ещё меньше, а значит и высота волны у Хортицы вообще была точно не более 1,5 метров. Кроме того, из-за слива воды из водохранилища в начале дня 18 августа уровень воды ниже плотины уже был повышенный - оценочно до 0,5 метров. А взорваны пролёты были около 20-00. Так что всё говорит о надуманности цунами и количестве жертв - которые высосаны из госдеповских грантов…

Хочу рассказать вам о самых масштабных стройках времен Советского Союза, которых было очень-очень много. Одним из них является детище первой пятилетки – ДнепроГЭС, один из символов отечественной энергетики.

ДнепроГЭС, Днепровская гидроэлектростанция- крупная гидроэлектростанция юга Украины, пятая, старейшая, ступень каскада гидроэлектростанций на реке Днепр, обеспечивает электроэнергией Донецко-Криворожский промышленный район. Электростанция находится в городе Запорожье, ниже днепровских порогов, и является старейшей среди каскада электростанций на реке Днепр. На основе Днепрогэс в Запорожье был создан металлургический, химический и машиностроительный промышленный комплекс. ДнепроГЭС входит в состав «Укргидроэнерго».

История ДнепроГЭСа очень интересна. С проектом строительства Днепрогэса связано множество мифов и легенд. Утверждается, например, что первый проект Днепрогэса, подготовленный инженером Генрихом Графтио, в 1905 году оказался на столе императора Николая ІІ, но царь недооценил перспективы гидроэнергетики. Казалось бы, что тут особенного? На то он и царь, чтобы тормозить научно-технический прогресс. Это еще что, вот в 1913 году епископ Самарский и Ставропольский Симеон докладывал графу Орлову-Давыдову: «На ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии». Почему епископ считал строительство самарской дамбы крамолой? Потому что при этом были бы затоплены церкви и кладбища, что на протяжении всей истории человечества считалось кощунством. Царь отказался от строительства Днепрогэса по той же причине, хотя проект инженера Генриха Графтио предусматривал сооружение трех последовательных плотин и затопление сравнительно небольшой территории. Но пришли другие времена - в 1920 году тот самый Глеб Кржижановский, которого епископ Симеон назвал богоотступником, возглавил комиссию по разработке государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). ДнепроГЭС был одним из многих объектов плана ГОЭЛРО.

27 ноября 1926 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли решение о строительстве Днепрогэса. Опыта строительства крупных гидротехнических объектов в Советском Союзе и в Европе не было. В проектировании и строительстве использовался опыт таких ГЭС, как «Куинстон (англ. )» на Ниагаре, «Айль-Малинь (фр.)» на реке Сагеней и «Ла-Габель (фр.)» на реке Св. Лаврентия.

Автор проекта Днепровской гидроэлектростанции инженер И. Г. Александров предложил использовать весь перепад Днепра на порожистом участке в одном месте. В январе 1921 г. в Москве была создана проектная организация - Днепрострой, в начале состоящая из нескольких техников и инженеров во главе с И. Г. Александровым. Сотрудники этой организации изучали найденные в архивах Петрограда и Киева материалы ранее проведённых на Днепре геодезических и гидрологических изысканий, в летние месяцы они проводили работы на месте будущего строительства. По предложению А. В. Винтера дорабатывается и изменяется проект академика Александрова и проект производства работ, предложенный американской консультационной фирмой Купера. Вместо строительства в две очереди и установки турбин мощностью по 30 тыс. кВт Александр Васильевич на основании точных расчётов предлагает строить электростанцию в одну очередь, сократив число гидроагрегатов с тринадцати до девяти и применив турбины по 60 тыс. кВт. Соответственно увеличивалась общая мощность ГЭС до 540 тыс. кВт. Американцы в то время не делали турбин такой мощности и были поражены, когда советский инженер предложил сварную конструкцию генератора и ротора. Впоследствии энергетики всего мира стали использовать сварные конструкции в больших агрегатах.

Место под строительство станции выбрали у колонии Кичкас, в пяти километрах от тогдашнего города. Главным инженером (а вскоре и начальником Днепростроя) был назначен Александр Винтер, его заместителями были Борис Веденеев и Павел Роттерт.

31 января 1927 года Политбюро приняло решение о начале возведения Днепростроя, в котором было подчёркнуто, что оно должно вестись «собственными ресурсами при условии привлечения компетентной иностранной помощи» (Но остаётся вопрос почему же тогда на плотине Днепрогэса были установлены американские турбины, а шеф-консультант Днепростроя полковник Хью Купер был даже награжден орденом Трудового Красного Знамени?)

Благодаря удачному выбору места для плотины, затоплению подлежали лишь 16000 гектаров земель, на которых расположено 56 населённых пункта (из них 14 затоплены полностью, остальные - частично). Всего снесено 4176 двора, выделено 6969 тыс. рублей для компенсаций за отчуждённое имущество.

8 марта 1927 года первые строители прибыли в Запорожье, а через неделю — 15 марта 1927 года на живописном берегу Днепра, на скале «Любовь» (сейчас там расположен машинный зал ГЭС), затрепетало красное полотнище с надписью: «Днепрострой начат!». Торжественная закладка состоялась 8 ноября того же года.

Нанимали рабочих отовсюду: отставных военных, на биржах труда, крестьян. Очень много было так называемых «сезонников» или «отходников», то есть крестьян, которые после посевной уходили из деревень на заработки и возвращались назад в августе, когда начиналась уборка урожая. Текучесть рабочих была огромной - около 300 %, то есть, как писалось в одном официальном журнале, нужно было нанимать 5 рабочих, чтобы постоянно иметь одного. Самыми востребованными были высококвалифицированные рабочие.

Для повышения квалификации рабочих на Днепрострое были созданы рабочие вечерние школы, в которых профсоюзные работники, партийные активисты обучали их рациональному и нормированному использованию рабочего времени, требовали выхода на работу строго по расписанию, бережному обращению с инструментом, «перекуры» и посторонние разговоры запрещались. Американцы поставляли инструменты с названиями ключей, отвёрток. Инженеры переводили на русский язык эксплуатационные руководства и инструкции по безопасности, в местной прессе рабочих призывали учиться, повышать свой профессиональный уровень.

Что касается условий труда строителей, то о том, насколько они были тяжелыми, даже спорить не приходится. Сейчас в потерны - огромные бетонные тоннели в чреве Днепрогэса - ежесекундно просачивается всего лишь стакан воды, что свидетельствует об очень высоком качестве бетона. Еще бы ему не быть высоким, ведь строители Днепростроя круглый год месили его ногами. Американские консультанты даже заключали пари - как долго выдержат люди такую каторжную работу. Известно, что при строительстве «Дамбы Гувера», где широко применялись экскаваторы и бетономешалки, погибли 96 рабочих. Сколько строителей Днепростроя преждевременно ушли из жизни, никто не считал.

В Александровске американские консультанты жили c большим комфортом. Им предоставили несколько шестикомнатных кирпичных коттеджей, в каждом кухня, ванная, центральное отопление, горячая и холодная вода. Еду везли морем из США через Одессу. Имелись два корта с бетонным и четыре с грунтовым покрытием и место для игры в гольф.

Постепенно жилые условия улучшались и для рабочих - строились удобные жилые дома, фабрики-кухни, хлебозаводы, детские сады, столовые, бани, были высажены деревья, цветы и кустарники, построен водопровод и канализация. Многие советские и иностранные гости Днепростроя восхищались бытовой обстановкой в новых посёлках на берегу Днепра. И здесь надо отдать должное Александру Винтеру - первым делом он занялся бытовыми вопросами. На правом берегу была построена общественная столовая, рассчитанная на восемь тысяч обедов в день. Оборудование для столовой закупили в Германии. К 1928 году построили пять поселков для строителей на правом берегу Днепра и один на левом. Всего было построено 658 домов, общежитий и бараков, амбулатория, фильтрационная и пожарная станции, зимний и летний театры, школа, детсад и многое другое. У Винтера был прямолинейный и резкий характер. Ходил он в высоких сапогах, всюду заглядывал, щупал все руками, давал указания относительно малейших пустяков. Устраивал скандалы, когда видел какое-то безобразие. Требовал от местного исполкома запретить продажу водки. Когда же за ней ехали в окрестные села, Винтер отправил телеграмму правительству УССР:” Прошу запретить продажу водки во всем районе”. У него не было семьи, а на Днепрогэсе он поседел.

Строительство Днепрогэс:

За всю историю строительства Днепрогэса случались и аварии. Одна из самых крупных произошла весной 1928-го: упал забор из металлических шпунтов. Пошли слухи о диверсии. Но выяснилось, что аварию вызвало разворовывание крепежных тросов. Через 18 дней шпунты установили на место, а строительство не прекращалось ни на час. Оборот рабочей силы тоже не прекращался. На протяжении 1932 года на стройку приняли 90 тыс. человек, а уволили - 60 тыс.

В 1930 году компания General Electric поставила пять генераторов для ДнепроГЭСа. Девять турбин были поставлены Newport News Shipbuilding and Drydock Company, США. Первый агрегат был запущен 1 мая 1932 года. На открытии зажглись гирлянды электрических огней, на верху плотины загорелось имя Ленин, так плотина получила своё имя: «ДнепрГЭС им. В. И. Ленина» .

Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 1 октября 1932 года. Ожидали приезда руководителя государства Иосифа Сталина. Однако он посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства - 10 октября. На пуск прибыли председатель Всесоюзного центрального исполнительного комитета Михаил Калинин, нарком промышленности Серго Орджоникидзе, первый секретарь ЦК КП(б) В Станислав Косиор, французский писатель Анри Барбюс. Из воспоминаний свидетеля, ”два дня шли банкеты в ресторанах на правом и левом берегу. На столах - большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Кто-угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает!”

10 октября того же года станция вступила в строй действующих предприятий. В 1939 году ДнепроГЭС достиг проектной мощности 560 МВт.

После окончания строительства электростанции В. А. Веснин писал в своей статье «Здание социализма» (Советское искусство, 1932):

В Днепрогэсе нам удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты. Мы нашли наиболее выпуклое архитектурное выражение технической идеи Днепростроя, соорудив здание, красота которого заключается не в приклеенных лепках или нагромождении колонн. Мы в неизвестных до сих пор в зарубежной архитектуре масштабах применили такие строительные материалы, как стекло, марблит и другие. Это дало возможность раздвинуть стены сооружения, достигнув необычайной широты и простора в помещении, площадь которого не шире 20 метров, при длине в 250 метров.

В. А. Веснин

Себестоимость киловатт-час электроэнергии, вырабатываемой на Днепровской ГЭС, оказалась самой дешёвой в мире. Проектная себестоимость кВт⋅ч была установлена в 0,6 коп., а фактически в 1934 году она составляла 0,44 копейки. С 1932 по 1941 годы Днепровская ГЭС дала стране 16 млрд кВт⋅ч электроэнергии.

В начале Великой Отечественной войны, 18 августа 1941 года после прорыва немецких войск в районе Запорожья, плотина ДнепроГЭСа была взорвана по указанию советского руководства, оборудование машинного зала уничтожено. Взрыв 20 тонн аммонала частично разрушил плотину, вызвав многометровую волну. Исполнители были приняты за диверсантов и арестованы контрразведкой, но освобождены после вмешательства их руководства.

Подрыв Днепрогэса был произведён согласно распоряжению Генштаба. Согласно боевым донесениям от 19 августа штаба Южного фронта Верховному Главнокомандующему, подрыв осуществили начальник Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковник А. Петровский и представитель Генштаба, начальник отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института военный инженер 1-го ранга Б. Эпов.

Число жертв, вызванных взрывом Днепровской плотины, дискуссионно, так как подсчётов сразу не велось. В современной литературе встречаются цифры от 20 до 100 тыс. человек. Эти цифры не подкрепляются никакими документами. Есть попытка обосновать число жертв в 20-30 тысяч, вычисляя количество войск и беженцев, которые могли находиться на левом берегу Днепра до Херсона. Методика данной попытки также оспаривается.

Для восстановления переправы через Днепр и электростанции разрушенная часть плотины была восстановлена немецкими строительными частями, а летом 1942 года вместо выведенного из строя заработало новое, немецкого производства оборудование гидроэлектростанции.

Осенью 1943 года при отступлении немцев плотина Днепрогэса снова была взорвана. При этом план полного уничтожения плотины не был реализован полностью, поскольку советским сапёрам и разведчикам удалось повредить часть проводов, идущих к детонаторам. Приказ был отдан командующим 1-й танковой армией вермахта Макензеном, а непосредственная ответственность за подрыв заряда, состоявшего из 300 тонн самой различной взрывчатки, возлагалась на командира 40-го танкового корпуса генерала Г. Хейнрици. Подрыв плотины Днепрогэса был среди пунктов обвинения немецких военных преступников в ходе Нюрнбергского процесса. Подвиг советских солдат, не допустивших подрыва, увековечен в памятнике, установленном на могиле Неизвестного солдата. При восстановлении с января по август 1944 года сапёры извлекли из тела плотины 66 тонн бомб и взрывчатых веществ, 26 тысяч мин, снарядов и гранат.

После войны проект восстановления Запорожья и станции возглавлял В. А. Веснин. При его консультациях возрождением комплекса занимался один из авторов проекта Г. Орлов. В этот период в архитектуру электростанции были внесены некоторые изменения, направленные на «обогащение» её архитектурного образа.

Американская компания General Electric поставила в 1946 г. новые генераторы для ДнепроГЭСа, взамен разрушенных во время войны. Вес генератора составил около 1020 тонн. Мощность генератора составила 90 МВт против мощности 77,5 МВт старых генераторов. Диаметр генератора свыше 12 м.

В 1947-1973 гг. главным инженером Днепровской ГЭС был Анатолий Яковлев. После войны первый гидроагрегат был включён в электросеть в марте 1947 г., а последний - в мае 1950 г. При Яковлеве была проведена реконструкция и усовершенствование основного и вспомогательного оборудования, что позволило повысить надёжность и экономичность работы гидроэлектростанции. Мощность восстановленного Днепрогэса превысила довоенную на 16 % и составила 650 тыс. кВт. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, происходящая в 1950-1960-х годах под руководством А. Ф. Яковлева, повысила квалификацию персонала, вдвое сократила эксплуатационный персонал и увеличила межремонтный период гидроагрегатов до 6-8 лет.

ДнепроГЭС входил в Единую энергетическую систему Европейской части СССР и снабжал электроэнергией Приднепровье,Донбасс и Кривой Рог.

В 2008 году начата реконструкция машинных залов станции. Харьковское предприятие ОАО «Турбоатом» произвело на ДнепроГЭС II замену 6 турбин пропеллерного типа на турбину поворотно-лопастного типа ПЛ 40-В-700 номинальной мощностью 115 МВт и диаметром рабочего колеса 7 м, вес около 500 тонн. Поворотно-лопастная турбина позволит увеличить надёжность гидротурбинной установки, объём вырабатываемой электроэнергии, и может использоваться в более широком диапазоне по напорам и нагрузкам.

На фото Хью Купер на фоне Днепрогэс: