Данный видеоурок будет особенно полезен тем, кто хочет самостоятельно познакомиться с темой «Градусная сетка». В ходе урока вы сможете определить, что такое параллель, меридиан и градусная сетка. Учитель подробно объяснит, как можно определять направление по параллелям и меридианам на карте.

Направление меридиана совпадает с направлением тени в полдень. Меридиан - условная линия, проведенная на поверхности Земли от одного полюса до другого.Величину дуги и окружности меридиана измеряют в градусах. Все меридианы равны, пересекаются в полюсах, имеют направление «север-юг». Длина одного градуса каждого меридиана составляет 111 км (длину окружности Земли делим на количество градусов: 40000: 360 = 111 км). Зная эту величину, не составляет труда определить расстояние по меридиану. Например, длина дуги по меридиану составляет 20 градусов. Чтобы узнать эту длину в километрах, нужно 20 x 111 = 2220 км.

Меридианы обычно подписываются сверху или снизу карты.

Отсчет меридианов начинается от нулевого меридиана (0 градусов) - Гринвичского.

Рис. 2. Меридианы на карте России

Параллель - условная линия, проведенная по поверхности Земли параллельно экватору. Направление параллели указывает на запад и восток. Параллели проведены не только параллельно экватору, но и параллельно другим параллелям, они различны по протяженности и не пересекаются.

Самая длинная параллель (40 000 км) - экватор (0 градусов).

Рис. 3. Экватор на карте ()

Длину одного градуса каждой параллели можно увидеть у рамки карты.

Длина 1 градуса параллелей ():

Рис. 4. Параллели (а) и меридианы (б) ()

Параллели и меридианы можно провести через любое место на земной поверхности. По параллелям и меридианам можно определять основные и промежуточные стороны горизонта. По меридианам определяют направления «север», «юг», по параллелям - «восток», «запад». Пересекаясь, параллели и меридианы образуют градусную сеть.

Домашнее задание

Параграф 11.

1. Расскажите про градусную сетку.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

Градусная сетка на карте и ее элементы

Градусная сетка образуется меридианами и параллелями. Меридианы - это линии, которые проводятся на глобусе через Северный и Южный полюса. Через каждую точку на земной поверхности можно провести меридиан. Все меридианы на глобусе имеют одинаковую длину. Тень, которая образуется гномоном полдень, является направлением вашей местности, то есть местного меридиана. Длина части меридиана равна дуге в 1 ° и составляет почти 11 км.

Параллели-кола на поверхности глобуса; все точки одной параллели равноудалены от экватора. Длины параллелей разные: они увеличиваются при приближении к экватору и уменьшаются к полюсам. Все точки одного и того же меридиана имеют одинаковую долготу, но разную широту. Все точки одной параллели, наоборот, имеют одинаковую широту, но различную долготу.

Наибольшая параллель - экватор. Этот круг на поверхности глобуса, все точки которого зависят от обоих полюсов неодинаковых расстояниях.

Изображение градусной сетки на плоскости, то есть на карте, называется картографической сеткой.

На картах меридианы и параллели изображаются по-разному. Например, на карте мира меридианы прямые, параллельные друг другу, параллели - прямые, перпендикулярные меридианам. На карте полушарий прямыми линиями изображаются только средний меридиан каждого полушария и экватор, а другие меридианы и параллели - кривыми линиями.

Географическая широта и долгота

Местоположение любой точки на земном шаре определяется с помощью географических координат: широты и долготы.

Географическая широта - расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора к любой точки земного шара. За начало отсчета широты берут экватор - нулевую параллель. Широты считаются по меридиану от 0 ° до 90 ° по обе стороны от экватора и соответственно называются северными или южными. На картах параллели надписывают на боковых рамках, а на глобусе - на0 ° и 180 ° меридиана.

Географическая долгота - расстояние вдоль параллели в градусах от начального меридиана до любой точки земного шара. За начало отсчета долготы берут Гринвичский меридиан-нулевой, который проходит недалеко от Лондона. Долготы к востоку от начального меридиана, от 0 ° до 180 °, называются восточными, к западу - западными; считаются по параллели.

Географические координаты записывают в целых градусах и минутах с указанием широты и долготы.

Глазомерных съемка местности

Глазомерных съемка местности используется, когда необходимо получить план участка местности, приближенный по точности. Такие планы необходимы для географических обследований местности, составление плана организации любых работ на местности и дополнения карты, необходимого на данный момент. Различают два вида глазомерной съемки: 1) съемка площадей (участков местности) и 2) съемка маршрутов (узкой полосы местности). Для проведения глазомерной съемки необходимы: 1) планшет-папка с прикрепленными к нему компасом и листом бумаги; 2) визирная линейка, по верхнему ребру которой проводится вызванные на предметы; 3) циркуль-измеритель и 4) карандаши.

Подготовка к съемке заключается в следующем:

1. Подготовка планшета к работе, то есть прикрепленные компасу в углу папки или листа фанеры так, чтобы диаметр лимба компаса 0-180 ° был размещен параллельно краю листа фанеры.

2. Построение на планшете (в южной части): а) линейного масштаба, который соответствует числовом масштаба съемки; б) линейного масштаба шагов соответствующего числового масштаба съемки.

Масштаб шагов - это обычный линейный масштаб, по которому откладываются расстояния, измеренные на местности шагами. Масштаб шагов соответствует метрическом масштаба съемки и величине шага того, кто проводит съемку.

По масштабу шагов на плане будут откладываться расстояния, непосредственно измеренные на местности, а по метрическом масштабе будут откладываться на плане расстояния, измеренные до местных предметов глазомерных.

Глазомерных съемка может производиться двумя способами: 1) по "скелета", составленном по карте, то есть по выкопировку с карты основных линий дорог, канав, границ прямолинейных контуров 2) съемка на чистой основе.

Съемка производится обходом участка по ее пределах или по выбранным во время рекогносцировки линий дорог, канав, границ контуров, которые называются ходовыми линиями, а точки поворота ходовых линий называются станциями. Итак, глазомерных съемка проводится с ходовых линий и из станций.

Из станций съемка производится полярным способом или способом кругового визирования: при ориентированном по компасу планшете визируют визирной линейкой, расположенной ребром у изображений станции, на предмет, измеряют на глаз в метрах расстояния до предмета и откладывают его по ребру линейки. При этом планшет нужно держать в левой руке на высоте груди и следить за тем, чтобы он был ориентирован.

Двигаясь по ходовой линии от станции к станции и измеряя ходовую линию в парах шагов, снимаем саму линию и предметы на ней способом непосредственного промеры. Съемку предметов, расположенных по обе стороны от ходовой линии на малом расстоянии от нее, проводят способом перпендикуляров, оставаясь у основания перпендикуляров, которые опущены от точек местных предметов. Местные предметы (столбы, башни и др.) Снимаются со станций и ходовых линий построением на планшете мензульной прямой засечки, указывая направление визирной линейкой.

Значение карты в жизни и хозяйственной деятельности человека

Географические карты включают в себя огромный научный материал. Они являются источником знаний. Вдумчивое изучение физической карты дает общее представление о всей природе территории. Поэтому для практической цели нужны детальные карты рельефа, почв, растительности, климатические и др.

На основе изучения карт ведутся разведка полезных ископаемых, работы с проектировок и строительства железных дорог, автомагистралей, трубопроводов, водных сооружений.

Экономические карты отражают хозяйство территории, дают разнообразную его характеристику или частичную - одной определенной области (например, промышленности). С помощью карт проводится детальное изучение территории для правильного географического размещения промышленности и сельского хозяйства, строительства сложных предприятий. Проектирование хозяйственного строительства, которые осуществляют десятки научно-исследовательских институтов, связанные с разработкой разнообразных и сложных карт.

Экономические карты используются при технико-экономическом проектировании и планировании. В сельском хозяйстве с помощью карт оценивается природно-ресурсный потенциал, осуществляется мелиорация, рассматриваются вопросы экономической эффективности развития и размещения.

Карты используются в навигации морских и речных судов, самолетов, космических кораблей. Незаменимые карты в военном деле. Они - надежные путеводители в туристических походах и пешеходных маршрутах. Карты является незаменимым пособием для школьного обучения.

Градусная сеть Земли – система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности – долгот и широт – или нанесения на карту объектов по их координатам.

Для создания градусной сети необходимы определенные точки отсчета. Шарообразная форма Земли определяет существование на земной поверхности двух неподвижных точек – полюсов . Через полюсы проходит воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.


Основные элементы градусной сетки карты - по­люсы, экватор, меридианы и параллели.

Географические полюсы – математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.

Экватор – воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении эллипсоида на две равные части (Северное и Южное полушарие).

Все точки экватора равноудалены от полюсов. Плоскость экватора перпендикулярна оси вращения Земли и проходит через ее центр. Полушария мысленно разделены еще множеством плоскостей, параллельных плоскости экватора.

Линии их пересечения с поверхностью эллипсоида называются параллелями .

Все они, как и плоскость экватора, перпендикулярны оси вращения планеты. Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10-20°. Параллели всегда ориентированы с запада на восток. Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам. На экваторе она самая большая, а на полюсах равна нулю.

При пересечении земного шара воображаемыми плоскостями, проходящими через ось Земли перпендикулярно плоскости экватора, образуются большие окружности – меридианы .

Меридианы также можно провести через любые точки эллипсоида. Все они пересекаются в точках полюсов. Меридианы ориентированы с севера на юг. Средняя длина дуги 1° меридиана: 40 008,5 км: 360° = 111 км. Длина всех меридианов одинакова. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета. В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном – на юг.

Градусная сеть необходима для отсчета географических координат точек земной поверхности – широты и долготы.

Географические координаты.


Географические координаты - это географическая широта и долгота.

Географическая широта – расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли.

Началом отсчета является экватор. Широта всех точек на нем равна 0. На полюсах широта составляет 90°. К северу от экватора отсчитывают северную широту, к югу – южную.

Географическая долгота – расстояние вдоль параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки земной поверхности.

Все меридианы равны по длине, поэтому для отсчета необходимо было выбрать один из них. Им стал Гринвичский меридиан, проходящий недалеко от Лондона (там, где расположена Гринвичская обсерватория). Долгота отсчитывается от 0° до 180°. К востоку от нулевого меридиана до 180° отсчитывается восточная долгота, к западу – западная. Таким образом, используя градусную сеть, можно точно определить географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана.

Полюсы (Северный и Южный) - точки пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью.

Экватор - наибольшая параллель, отстоящая на равном расстоянии от обоих полюсов. От экватора отсчитывается географическая широта. Длина экватора равна примерно 40 000 км.

Географическая параллель - линия сечения поверхности земного шара плоскостью, параллельной плоскости экватора (ее направление восток - запад). Длина одного градуса параллели изменяется от 111 до 0 км.

Географический меридиан - линия сечения поверхности земного шара плоскостью, проходящей через оба географических полюса (через ось вращения Земли) и какую-либо точку земной поверхности (его направление север - юг).

Длина географического меридиана равна примерно 20 000 км. Длина одного градуса меридиана равна 111 км.

Начальный меридиан - меридиан, проходящий через Гринвич (Великобритания), от которого к западу и востоку ведется счет долгот на Земле.

Полярный круг - параллель, отстоящая от экватора на 66o33` (угол наклона оси вращения Земли к плоскости ее орбиты). Полярный круг, расположенный в Северном полушарии Земли, называется Северным полярным кругом, в Южном полушарии - Южным. К северу от Северного полярного круга и к югу от Южного наблюдается полярный день (летом) и полярная ночь (зимой).

Тропики - параллели соответственно с северной и южной широтой 23o27` градуса: Северный и Южный. В день летнего солнцестояния (21-22 июня) Солнце в полдень находится в зените над Северным Тропиком; в день зимнего солнцестояния (21-22 декабря) - над Южным Тропиком. На любой широте между тропиками Солнце бывает в зените дважды в году. К северу от Северного тропика и к югу от Южного тропика Солнце в зените не бывает.

Градусная сеть Земли - система меридианов и параллелей на географических картах и , служащая для отсчета точек земной поверхности - долгот и широт или нанесения на карту объектов по их координатам.

Все точки одного меридиана имеют одну и ту же долготу, а все точки параллели - одинаковую широту. Чем мельче масштаб карты, тем обычно реже наносятся линии градусной сети. В разных картографических проекциях градусная сеть изображается по-разному.

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— сформировать понятия «экватор», «параллель», «меридиан»; «градусная сетка»;

— сформировать умение определять направление по карте и глобусу;

— раскрыть социокультурное и личностное значение знаний и умений определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте.

Оборудование: атлас, глобус, контурная карта, линейка.

Когнитивный компонент урока: градусная сетка, параллели, меридианы; нулевая параллель, нулевой меридиан.

Деятельностный компонент урока: уметь определять направление по параллелям и меридианам на карте и глобусе.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть значение градусной сетки для ориентирования по карте.

Работа с учебником: выборочное чтение; работа с рисунками 30-32, обеспечивающими формирование картографических умений; работа с понятийным аппаратом.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

1. Что такое географическая карта, каково её значение в жизни человека?

2. Какими свойствами обладает карта?

3. Как различаются карты по масштабу?

4. Как различаются карты по масштабу в географическом атласе?

5. Как вы думаете, почему карты называют «телескопом», с помощью которого изучают мир?

6. Для чего современным людям нужна географическая карта?

7. Где более точное изображение земной поверхности: на глобусе или карте?

8. Существует ли глобус России?

Изучение нового материала

В начале урока учитель рассказывает учащимся о географической сетке, образованной воображаемыми линиями параллелей и меридианов, проведёнными через определённое число градусов. Учащиеся рассматривают рис. 30, 31 учебника и делают вывод о назначении градусной сетки.

Затем у школьников формируется понятие «параллель». Изучение нового понятия основано на работе с текстом учебника и рис. 30, который включает все необходимые сведения о параллелях. На контурную карту или в тетрадь тренажёра учащиеся наносят элементы градусной сетки, образованной параллелями, — линию экватора и через равные промежутки (10°) параллели, а также самые короткие параллели, не имеющие длины, — полюса. Учитель обращает внимание, что параллели — это линии направления запад-восток.

Далее у учащихся формируется понятие «меридиан». По рис. 31 учебника учащиеся рассматривают, как располагаются меридианы на карте, находят начальный (нулевой) меридиан, который делит Землю на два равных полушария — Западное и Восточное. Учитель обращает внимание, что меридианы показывают направление север-юг (рис. 32).

Затем учащиеся рассматривают градусную сетку на глобусе и карте полушарий, определяют по ним направления север-юг, запад-восток. Используя рис. 32 учебника, учитель объясняет, как нужно это правильно выполнять.

В ходе урока учащиеся заполняют таблицу:

Сравнительная характеристика градусной сетки

Затем учащиеся выясняют, как ведётся отсчёт параллелей и меридианов. Находят нулевую параллель — экватор, тропики, полярные круги и нулевой меридиан — Гринвичский. Учитель обращает внимание на то, что линии параллелей и меридианов на карте и глобусе проводят через 10°.

Учитель объясняет, что длина одного градуса по меридиану равняется примерно 111 км, поэтому по картам можно определять расстояние по меридиану в километрах. Формируя у учащихся умение практического применения градусной сетки карты, учитель предлагает выполнить несколько заданий на умение определять на картах направления и расстояния. Например, в каком направлении от Москвы находится Санкт-Петербург? Какое расстояние от экватора до Москвы?

Домашнее задание

1. Изучить § 13.

2. Ответить на вопросы 2-9.

3. Выполнить задания 1, 10, 11.