СССР в 20-30-е годы.

I. Политическая борьба.

Формирование командно-административной системы.

Решение всех проблем в СССР лежало в сфере политической борьбы, борьбы за власть.

25 мая 1922 г. председатель Совета народных комиссаров и член Политбюро ЦК РКП(б) В.И. Ленин перенес первый сердечный приступ с последующим правосторонним параличом и афакцией, 16 декабря его поразил второй приступ, а 10 марта 1923 года - третий, после которого решением политбюро ЦК РКП(б) Ленин был окончательно отстранен от политической деятельности. В условиях сложившейся диктатуры харизматический лидер В. Ленин служил своеобразным компенсатором отсутствия демократии. Он мог совершенно неожиданно поддержать меньшинство или защитить обиженного чиновниками человека. Положение резко изменилось после смерти В.И. Ленина в 1924 г. Сложилась парадоксальная ситуация: авторитарный режим без авторитарного вождя. В этом и заключается слабость диктаторских режимов - отсутствие механизма передачи власти. При жизни диктатора никто не смеет претендовать на равное положение или готовить смену, а после его смерти начинается борьба за власть, ослабляющая государство.

В 1924 г. ни один из вождей революции не мог реально претендовать на место В.И. Ленина. Общие интересы на время объединили внутрипартийные группировки, что проявилось в обожествлении В.И. Ленина, его мумифицировании, строительстве гробницы-мавзолея.

Постепенно стали вырисовываться контуры постреволюционного вождя, прагматика и государственника, могильщика идей революционного утопизма и романтизма. Им стал 46-летний И. Сталин (Джугашвили) (1879-1953 гг.). С 1922 г. он возглавлял партийный аппарат. На первом этапе борьбы сложился триумвират, направленный против председателя Реввоенсовета Л.Д. Троцкого - заместитель председателя СНК и СТО Л.Б. Каменев, председатель исполкома Коминтерна, руководитель Петроградской партийной организации Г.Е. Зиновьев. И. Сталин выбрал верную тактику внутрипартийных интриг под видом защиты авторитета покойного вождя В.И. Ленина и его идей.

Этапами сталинской “борьбы” явились:

1923 - 1924 гг. - борьба с троцкистами;

1925 г . - борьба с “новой оппозицией” Каменева и Зиновьева;

1926 - 1927 гг. - борьба с объединенной троцкистской оппозицией.

Одновременно шла борьба внутри силовых структур и за них, особенно за РККА.

Свое 50-летие И.Сталин встретил в качестве нового вождя. Его воцарение совпало со сворачиванием НЭПа.

Основные противоречия НЭПа:

отсутствие внутренних и внешних капиталовложений;

сдерживание товарности сельского хозяйства политическими методами;

аграрное перенаселение;

стремление частного сектора получить гарантии собственности;

борьба маргинальных слоев общества против частной собственности;

партийно-бюрократический аппарат видел в частном секторе угрозу своей власти.

К концу 20-х годов восстановительный эффект исчерпал себя. На основе старой довоенной технологии и свободного крестьянского труда Россия в 1928 г. вернулась к уровню 1913 года.

НЭП дал некоторый простор частной собственности и позволил минимально обеспечить потребности непритязательного русского населения, небольшой полумиллионной регулярной армии, 3,5 млн. государственных служащих, 20 млн. горожан, а 140 млн. крестьян сами себя кормили. И все же страна стояла перед решением тех же проблем, что и царская Россия. Традиционное общество полностью исчерпало себя. При видимых просторах России, земель, пригодных для эксплуатации, было немного. Короткий крестьянский “ренессанс” 20-х годов завершился сельскохозяйственным кризисом, в основе которого лежали аграрное перенаселение, скудость товарного обращения, натурализация сельского хозяйства как отрасли производства и натурализация жизни и быта в деревне в целом. Хлебозаготовительные кризисы 1924-25 гг., 1927-28 гг. подтвердили необходимость аграрных преобразований.

В то же время в стране необходимо было продолжать индустриализацию в связи с острым товарным голодом, технологическим отставанием, нереализованными мечтами народа о счастливом будущем. Но в нищей стране индустриальную революцию можно было осуществить только за счет крестьянства, разграбления накопленного за тысячу лет национального достояния, людских и природных ресурсов. Так долго оттягивающееся “раскрестьянивание” стало неизбежным. Теоретически альтернативой мог быть эволюционный капитализм. Но такой путь был неприемлем для разросшегося партийно-государственного аппарата и “простого народа”. Почти сразу же после принятия НЭПа новая советская бюрократия, занявшая посты не по квалификации, а по социальному происхождению, почувствовала угрозу своей власти и повела наступление на частный сектор. В 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) верх взяли сторонники радикального социализма.

Оценка государственно-монополистического социализма показывает, что это форма, сопутствующая капиталу, находящаяся в том же историческом времени или в индустриальном (буржуазном) периоде истории. Это понятие характеризует такой тип общественных отношений, при котором сохраняется принцип отчуждения работника - тип, где все другие формы собственности, кроме государственной, устранены, классы производителей превращены в массу производителей, партийно-государственные чиновники выступают как клан эксплуататоров, а личность человека подавлена. Советский социализм - это система примитивного отвержения частной собственности, как изначального зла, и одновременно доведенный до степени своего отрицания капитализм. Что касается капитализма и социализма, то понимание их как самостоятельных формаций ведет к представлениям, что социализм после своей “победы” над капитализмом является по сути закрытой системой экономических, социальных, политических и культурных отношений, у которой главные признаки носят противоположный по отношению к капитализму характер. Это система, существенной характеристикой которой является ее “антикапиталистическое” содержание. У них частная собственность - у нас государственная, у них эгоизм - у нас коллективизм, у них власть буржуазии - у нас власть трудящихся и т.д. Социализм представляет собой “анархистское отрицание” и примитивное отвержение капитализма и в то же время подражание ему.

Предпринимателей и крестьян стали давить налогами, бюрократическими проволочками, административными барьерами. Большинство созданных к этому времени государственных структур при нормальном развитии капитализма могли оказаться ненужными. Чиновничество не могло и не хотело этого допустить. К концу 20-х годов Госплан превратился в одно большое министерство по управлению народным хозяйством, а ВСНХ - в коллегию этого министерства. Государственным органам прямо или опосредственно через налоговую систему были подчинены государственные, кооперативные, в значительной степени частные предприятия. Но многомиллионное единоличное крестьянство ускользало от этого тотального контроля. После своей поездки в Сибирь в связи с хлебозаготовительным кризисом 1927-28 гг. И. Сталин вернулся в Москву взбешенным. Выступая перед партийными работниками, он обвинил крестьян в саботаже. Заявил, что крестьяне предложили ему станцевать лезгинку за два пуда хлеба.

Насильственная коллективизация превращалась для власти в дело принципа. Подчинить крестьян, сделать народ таким же послушным вождю, как и партию, было не только экономической, политической, но и личной задачей амбициозно-кавказского вождя.

Экономические трудности возрастали, авторитет партии падал. С 1928 г. червонец перестал быть конвертируемым. В этом же году повсеместно стали вводиться карточки на хлеб и другие продукты. Карточками были обеспечены городская часть населения, административный аппарат, силовые структуры - всего около 40 млн. из 160 млн. населения. По карточкам выдавались хлеб, мука, крупы, жиры, селедка. Более калорийные продукты - мясо, масло, сахар, конфеты и т.д. получало 8 млн. человек, т.е. , фактически, партийно-государственный аппарат и их семьи. Существовали специальные закрытые магазины, к которым прикрепляли по спискам. Прикрепленные подразделялись на категории, градацию между которыми было очень трудно уловить, так как фактически обеспечить карточки было невозможно, одни продукты заменяли другими. Промышленные товары тоже распределялись по карточкам, талонам или в виде премий. Карточная система существовала в СССР в 1928-35 гг., 1941-47 гг. В 1928 г. официальной пропагандой эта мера освещалась как переход к бестоварному обществу, к коммунизму.

Из хлебозаготовительного кризиса 1927-28 г. страна выходила силовыми методами. Вновь, как во время гражданской войны, были созданы чрезвычайные органы. В деревнях проводились обыски и зерно изымалось у крестьян. Чтобы прокормить себя и удержаться к власти, большевики пошли на жесткие меры, но этими мерами в долгосрочном плане проблема не могла быть решена. И. Сталин, только что одержавший победу над своими политическими противниками, не желал ее потерять. Деятельность И. Сталина была цельной и единой по вопросам индустриализации, переустройства сельского хозяйства, проведения политического террора. Даже вполне конкретные экономические мероприятия имели ничем не прикрытый политический подтекст.

Государственники в России, в том числе настроенные антисталински, признают, что авантюрный индустриальный прорыв 20-30-х гг. являлся наиболее реалистичным вариантом социально-экономического развития. Безусловно и то, что любое правительство в тех условиях должно было осуществить технологическое перевооружение промышленности и аграрную реформу в деревне. Но это не означает, что был возможен только сталинский вариант в виде системы “этатизм - диктатура”. Система “Э-Д” создает видимость успеха и а долгосрочном плане не решает общественных проблем.

Характеристика системы “этатизм - диктатура”:

1. “Э-Д” - это власть неудачников и посредственностей, выходцев из “простого народа”;

2. “Э-Д” устанавливается путем демагогии и террора;

3. в “Э-Д” идет бесконечное накопление ошибок; по мере усложнения механизма “Э-Д” количество ошибок возрастает;

4. в “Э-Д” осуществляется система отрицательного отбора кадров;

5. система не способна к адаптации.

Советская идея была правопреемницей “русской идеи”, но несла в себе и новые, вновь проявившиеся черты. Она причудливо включала общерусскую всечеловечность, иудейскую богоизбранность, мессианство рабочего класса, социальный дарвинизм, масс-культуру и масс-психологию, имперскую государственность. Реальным воплощением новой идеи был сталинизм. Сталинизм - это идеология партийно-государственного аппарата СССР с конца 20-х годов до 1953 г. В эволюции сталинизма можно выделить несколько этапов:

1. 1922-1929 гг. - установление единоличной власти;

2. 1929-1934 гг. - процесс формирования мифологии сталинизма;

3. 1935-1941 гг. - реализация советско-сталинской модели социализма и создание бюрократической основы ее власти;

4. 1941-1945 гг. - частичное отступление от сталинизма, рост национального самосознания;

5. 1946-1953 гг. - апогей сталинизма.

Политическую основу сталинизма составило слияние партийного аппарата с государственным, социально-экономическую - полное отчуждение средств производства от работника, переход к распределительной системе, а распределительных функций и власти - к бюрократии. Сталинизм выражал интересы партийно-административного аппарата и маргинальных слоев населения. И. Сталин был российским воплощением “движения масс”, хитрый и примитивный, он стал олицетворением мудрости “простого народа”. Вот, что писал о Сталине в 30-е годы Анри Барбюс: “Сталин - это Ленин сегодня. Если Сталин верит в массы, то и массы верят в него. В новой России - подлинный культ Сталина, но этот культ основан на доверии и берет свои истоки в низах. Человек, чей профиль изображен на красных плакатах рядом с Карлом Марксом и Лениным, - это человек, который заботится обо всем и обо всех, который создал то, что есть, и создает то, что будет. Он спас. Он спасет”.

В течение своей политической карьеры И.Сталин занимал следующие государственные и политические посты:

 на II съезде Советов 26 октября 1917 г. избран членом ВЦИК и утвержден Народным комиссаром по делам национальностей;

с марта 1919 г. одновременно являлся Народным комиссаром государственного контроля, позднее реорганизованного в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции;

1922 год - секретарь, затем генеральный секретарь ЦК ВКП(б);

в мае 1941 г. был назначен Председателем Совета народных комиссаров СССР;

в начале Великой Отечественной войны был назначен Председателем Государственного комитета обороны и Верховным Главнокомандующим вооруженными силами СССР.

Кроме того, как Верховный Главнокомандующий, имел воинское звание маршала, а с 1945 г. - генералиссимуса. Таким образом, к концу жизни И. Сталин объединял в одном лице высшую исполнительную, военную и партийную власть, являясь одновременно депутатом законодательного собрания, формально не в качестве первого лица. И. Сталин был награжден Золотой звездой Героя социалистического труда (1939 г.), Героя Советского Союза (1945 г.), двумя орденами Победы (1945 г.).

С 1929 г. в экономике молодого Советского государства начались важные перемены. Значительные меры были предприняты относительно сельского хозяйства. По проекту ВСИХ должны были быть значительно увеличены гос.

Капиталовложения в с/х, по проекту Госплана в экономике должен был сохраниться преобладающий частный сектор. В июне 1929 г. началась массовая коллективизация, центральный орган управления коллективными хозяйствами (колхозцентр) получал дополнительные полномочия.

К осени 1929 г. заготовительная компания приняла насильственный характер, нынешние механизмы были сломаны. В январе 1930 г. специальная компания Наркомзема разработала график коллективизации. К осени 30 г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйственная артель (в которой земля, скот и техника обобществлялись).

К концу 1930 г. широко развернулась борьба с кулачеством. В состав “кулачества” включались три категории крестьян: 1) Кулаки, занимавшиеся контрреволюционной деятельностью; 2) “Кулаки” не оказывавшие активного сопротивления власти; 3) “Кулаки”, признанные лояльными по отношению к власти.

Ко всем трем группам применялись следующие меры: они подвергались арестам и высылке в Сибирь и в Казахстан, конфискации имущества, выселению на необработанные земли. В марте 1930 г. принимается постановление ЦК “О борьбе против искривления линии партии в колхозном движении”, после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. Это повлекло за собой снижение поступлений зерновых государству. Но в августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты, чистки госаппарата в связи с актами “саботажа хлебозаготовительными работами”

В 1927 г. принимается ряд положений “ Об общих собраниях граждан в сельской местности”, регулирующие правовой порядок органов традиционного крестьянского самоуправления.

Старая общинная структура подверглась сильной деформации в ходе районирования (1926–1928 г.г.), когда старая система административного устройства губерния-уезд-волость была ликвидирована. На ее месте возникла новая система область-округ-район. В 1934-1925 г.г. было проведено разукрупнение краев и областей и был ликвидирован округ. Районирование стало административной подготовительной мерой, осуществленной накануне сплошной коллективизации.

С 1927 г. производственное руководства с/х осуществляли спец.органы-Зернотрест, Сельхозснабжение. В 1929 г. образуется единый Наркомат земледелия СССР, принявший на себя планирование, регулирование и кредитование с/х.

Для централизации работы по заготовкам разрозненные заготовительные органы были объединены в Комитет по заготовкам при СНК.

В начале 1923 г. при МТС создавались политотделы. МТС стали центрами, осуществлявшие контроль за сельскохозяйственными производствами и т.д. В 1934 г. устанавливаются ставки денежного обложения крестьян–единоличников, увеличиваются налоги. В начале 1935 г. на втором съезде колхозников было констатировано, что 99 % всех обрабатываемых земель в стране стали “социалистической собственностью”.

Законодатели закрепили итоги коллективизации в двух актах-“ Примерных уставах сельскохозяйственных артелей” (1930 г.-первый, 1935 г.-второй).

В этих уставах регламентировались вопросы создания единого земельного массива, обобществления рабочего и товарно-продуктового стана семенных и кормовых запасов и т.д.

В 1933г. устанавливаются примерные нормы выработки и расценки в трудоднях.

В июле 1935 г. СНК СССР принял постановление о выдаче райисполкомами сельхозартелям государственных актов на вечное пользование землей.

В мае 1929 г. Пятый съезд советов СССР принял вариант первого пятилетнего плана. В промышленности административный способ распределения ресурсов подменил собой планирование. Это было результатом противоречий между плановыми показателями и реальными возможностями их выполнения.

Начавшаяся индустриализация потребовала обновления технических кадров. С апреля 1928 г. начинается массивное изгнание обвиненных в правовом уклоне или “ чуждом в социальном происхождении” сотрудников Госплана, ВСНК, ЦСУ и др. Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих–членов партии, негативно сказались на развитие производства. В июле 1931 г. принимается закон ставивший размер социальных благ в зависимость от стажа работы. В сентябре 1935 г. вводятся трудовые книжки. Была введена система прописки, целью которой было уменьшение текучести кадров. С ноября 1932 г. вводятся суровые наказания за неявку на работу.

Важнейшим инструментом управления экономикой стало планирование. В начале 20 х г. оно распространялось на отдельные отрасли народного хозяйства. В 1925 г. были составлены цифры для народного хозяйства в целом. В 1929 г. был принят первый перспективный план развития. С этого времени “косвенное регулирование” вытесняется элементами негосударственного управления. План-директива стал противопоставляться плану-прогнозу.

Хозяйственный кризис 1925 г. привел к нарастанию планово-регулирующих элементов в экономике. Сам процесс ликвидации кризиса складывался из комплекса мер планово-административного воздействия (сокращение кредитования, регулирование цен, вытеснение частичной торговли и т.д.) и рыночного регулирования. В 1927 г. был реорганизован аппарат ВСНК: вместо единого центрального управления государственной промышленностью были созданы отраслевые главные управления. На них опиралось в своей деятельности планово-экономическое управление. Сложилась трехзвенная система управления: главк-трест-прдприятие.

ВСНК продолжал руководить общесоюзной и республиканской промышленностью, кустарной промышленностью и т.д. С 1930 г. от ВСНК стали отделяться самостоятельные отрасли управления: пищевая, легкая и т.д.

В 1930 г. произошла массовая чистка старых профсоюзных кадров, профсоюзы превращались в инструмент для выполнения планов. Чистку государственного и хозяйственного аппаратов возглавляли ЦКК–ДКИ. В 1930-1931 гг. создаются государственные контрольные органы-комитеты исполнения при СНК.

Реконструкция экономики в направлении централизации и планирования привела с существенным преобразованиям кредитной системы. В 1927 г. частные кредитные организации закрываются в связи с выявлением в их деятельности “ спекулятивных тенденций”. В мае 1932 г. частным лицам запрещалось открывать магазины и лавки. С 1930 г. Госбанк превращался в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению. Госорганизациям, кооперативам и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите. С 1934 г. окончательно ликвидируется функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливается производственно-территориальный способ управления.

Формирование командно-административной системы оказалось сложным и действительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции.

Основным итогом ее становления стали сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.

В конце ХIХ-начале ХХ в. в стране складывается “государственный капитализм”.

“Государственный капитализм” – особая система управления экономикой, сочетающая жесткий бюрократический централизм государственной власти с возросшей силой и самостоятельностью частного капитала, объединенного в крупные союзы и синдикаты, а также либеральную оппозицию, состоящую в основном из интеллигенции и опирающуюся на Государственную думу.

Причины формирования в России системы “государственного капитализма”:

1) медленные темпы развития;

2) недостаточные стимулы к предпринимательству;

3) мобилизационный путь развития;

4) связь развития промышленности с государственными заказами;

5) двойственность социально-экономической структуры: промышленный капитализм и архаичное сельское хозяйство;

6) узость внутреннего рынка и нестабильность финансовой системы.

Стремление к макроэкономическому регулированию не было специфической российской чертой. Однако формы его проявления в нашей стране имели свою собственную специфику. До начала XX в. их основной характеристикой был сословный характер. Так, например, казенная промышленность развивалась преимущественно в интересах дворянства. В 90-е годы основной акцент делается уже на развитие частного предпринимательства, регулирование которого осуществляется через систему госзаказов. Мировая война резко усилила потребность в координации деятельности всех участников хозяйственной жизни. Формирование системы централизованного регулирования осуществлялось как "сверху" путем создания специ­альных правительственных органов для решения проблем военной экономики, так и "снизу" посредством деятельности представительных органов частного капитала. Была и третья сила: левые партии и общественные организации, влияющие на фор­мирование общественного мнения в стране. Между 1914 и 1929 гг. были опробованы различные варианты прямого государственного вмешательства в осуществление хозяйственного процесса с целью его планомерного регулирования.

В годы войны каркас централизованного регулирования составили образованные в августе 1915 г. четыре особых сове­щания – по обороне, перевозкам, топливу и продовольствию. Они имели широкие полномочия и возглавлялись ведущими членами правительства, указания которых подлежали безотлагательному исполнению. Особые совещания опирались на разветвленную сеть региональных и местных органов.

На случай же возникновения межведомственных трений было создано "сверхсовещание" с участием министра внутренних дел. Уже в этот период возникают черты, присущие российской модели командно-административной системы:

1) множественность регулирующих органов;

2) главная функция – снабженческо-распределительная (вве­дение государственных монополий на хлеб, уголь, сахар, нефть и хлопок);

3) покрытие нехватки финансовых ресурсов за счет усиления прямого налогообложения крестьянства;

4) административное ограничение роста аграрных цен при росте промышленных цен;

5) создание системы государственных планов, прежде всего по заготовке продовольствия.

Несмотря на принимавшиеся правительством меры экономическая ситуация в стране обострялась, что послужило одним из факторов социальной революции.

Опыт централизованного регулирования народного хозяйства Временным правительством включает два основных момента: введение ряда государственных монополий (на хлеб, уголь и сахар) и попытку создания экономического центра, вырабатывающего единый план. Для этого при правительстве был создан Экономический совет.

Практический опыт реализации мер дал результат, прямо противоположный ожидаемому. Неэффективность политики обусловливалась рядом факторов: неповторимостью бюрократических государственных структур, пытавшихся заменить собой рыночный механизм согласования спроса и предложения; разрушением частнохозяйственного аппарата, традиционно обслуживающего товарообмен между городом и деревней, дестимулирующим влиянием на деревенских производителей фиксации цен на их продукцию, тогда как все остальные цены росли. В этих условиях внимание экономистов, придерживавшихся различной идейно-политической ориентации, все чаще стали привлекать общие вопросы планомерного регулирования всего народного хозяйства. Выделяются два совершенно различных подхода.

1. Стремление выработать концепцию экономической реформы с использова­нием важнейших принципов планирования (антимонопольное законодательство, демократизация производственной деятельности, увязка общегосударственных и частных интересов, целостность и централизм экономической политики).

2. Обоснование использования государства как силы, способной заменить рынок и активно вмешаться в хозяйственный механизм для его модернизации. На крайнем левом фланге сторонников этой позиции находились большевики, утверждающие необходимость доведения до логического конца тенденции укрупнения и монополизации общественного производства путем принудительного синдицирования, национализации ключевых сфер производства, привлечения рабочих к управлению и организации рабочего контроля.

Победа Октябрьской революции привела к превращению второй позиции в господствующую. Однако сформированные в первые годы советской власти правительственные органы, например ВСНХ, во многом воспроизводили систему централизованного управления промышленностью в годы первой мировой войны. Экономическая политика этого периода имела ситуативный характер, то есть характер реагирования на происходящие процессы. Это выражалось и в практических шагах: реализация Декрета о земле (раздел, а затем и передел земли); сведение национализации финансовой системы (Государственного и частных банков) и промышленных предприятий к стихийной конфискации, что в конце концов подтолкнуло СНК к принятию решения о всеобщей национализации крупной (июнь 1918), а позже (январь 1919 г.) всей промышленности, национализации торговли с ее заменой принудительным государственно организованным распределением и установлением прямого товарообмена между городом и деревней (ноябрь 1918 г.); введение продовольственной разверстки (январь 1919 г.) и всеобщей трудовой повинности и т. д. Очевидно, что указанные и другие меры не являлись реализацией общей программы, а проводились исключительно ради того, чтобы каким-то образом спасти остатки хозяйственных связей и сосредоточить в своих руках оскудевшие ресурсы в условиях угрозы и разгорания граж­данской войны и интервенции. В таких условиях система управления народным хозяйством характеризовалась следующими чертами.

Социалистическая доктрина нашла наиболее последовательное и устойчивое воплощение в политическом и социально-экономическом устройстве СССР.

Советские идеологи приложили огромные усилия для того, чтобы доказать, что экономическая система СССР опирается на общенародную собственность и служит подъему материального и духовного благосостояния каждого гражданина. Но на самом деле фундаментальный принцип организации советской экономики, прямо следовавший из социалистической доктрины в ее марксистско-ленинском варианте, состоял в полном, тотальном огосударствлении народного хозяйства.

Это означает, что только государство было собственником производственных ресурсов и только государство могло принимать экономические решения. Вся экономическая жизнь подчинялась административным распоряжениям органов власти. На протяжении советской истории государство стремилось наладить всеобъемлющий и всепроникающий контроль над экономикой, и отступления от этой тенденции возникали только тогда, когда пороки сверхбюрократизации начинали подтачивать устойчивость самой власти. В этой системе не было места человеку как самостоятельному максимизирующему экономическому субъекту; работники были полностью отчуждены от владения и управления средствами производства.

Советский государственный социализм не признавал частной собственности, рынка и рыночного саморегулирования. С рыночной организацией экономической деятельности советские идеологи связывали только эксплуатацию, кризисы и «загнивание капитализма». Однако самое жестокое угнетение человека было уделом именно советской системы, в которой материальные и социальные блага перераспределялись с помощью внеэкономических методов в пользу партийно-бюрократической верхушки-«номенклатуры».

Всевластие государства в экономики и других сферах жизни и управление исключительно с помощью бюрократических методов позволяют определить советскую систему как командно-административную и тоталитарную и отличать ее от многочисленных авторитарных стран современного мира, где контроль государства ограничивается политической сферой /6, с.265/.

Из тоталитарной природы советской экономики и отрицания рынка логически вытекал второй принцип организации народного хозяйства - планирование. Он занимал в советской идеологии особенно «почетное» место, поскольку объявлялся инструментом бескризисного, сбалансированного и динамичного развития экономики, способного обеспечить историческую победу социализма над капитализмом. Не трудно увидеть, что принцип планирования был практическим воплощением социалистической идеи об управлении экономикой из единого центра.

Государственный план представлял собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям и организациям народного хозяйства и регламентирующих ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности.

Социалистическое планирование состояло в следующем. На основе партийных установок и анализа экономического состояния центральные государственные органы принимали экономические решения, носившие обязательный характер для исполнителя, и контролировали выполнение решений. Главным плановым документом был пятилетний план, содержащий перечень заданий по производству и продаже продукции в отраслевом и региональных разрезах. Составляя этот документ, государство исходило не только из объективных экономических потребностей и критериев, сколько из политических и социально-экономических задач, поставленных высшим руководством. Опираясь на пятилетний план, органы экономического управления разрабатывали задания для всех иерархических уровней вплоть до отдельного предприятия.

Это определяло принципиальную особенность экономической деятельности в рамках советской системы: лица, принимавшие решения, были обязаны руководствоваться государственными плановыми заданиями, а не экономическими соображениями максимизации прибыли. Цены на сырье и готовую продукцию, оплата труда работников, условия сбыта и все прочие экономические критерии, как правило, не оказывали влияния на решения директоров предприятий и других хозяйственных руководителей. Их главная задача состояла в выполнении плана.

Например, цены не выполняли ни информационных, ни балансирующих функций, присущих им в рыночном хозяйстве, а служили главным образом для измерения и учета произведенной продукции, потому что многие плановые задания давались в стоимостном выражении. На потребительском рынке цены тоже строго задавались государством, и производители или продавцы не имели права их изменить даже при резком не соответствии спроса и предложения. Розничные цены были постоянны и применялись обычно на всей территории страны. Поэтому они часто указывались непосредственно на изделии - печатались, выбивались на металле и т.п./18, с.211/.

В советской системе не было места и конкуренции. Она объявлялась одним из главных пороков капитализма, ведущим к растрате материальных ресурсов, и целенаправленно искоренялась - например, путем борьбы с «дублированием» производственных мощностей, т.е. выпуском одинаковой продукции на разных предприятиях. Кроме того, поощрялась концентрация производства - создание крупных предприятий - для экономии удельных расходов. Все это обернулось необыкновенно высокой степенью монополизации советской экономики и диктатом производителя над потребителем, полностью лишенным права выбора.

Социалистическое планирование отвечало идее советских послереволюционных марксистов об организации экономики как единой фабрики. Если все шахты, заводы и магазины принадлежат государству, то зачем нужны деньги и цены в расчетах между ними? Разве хозяин капиталистического предприятия допускает отношения купли-продажи между цехами своего завода? Советское руководство не смогло реализовать идею экономики как единой фабрики просто в силу технических сложностей управления огромным хозяйством, но она полностью соответствует духу марксистской теории, а в годы наиболее жесткой политической и экономической диктатуры народного хозяйства СССР заметно приближалось к этому идеалу.

Три черты характеризовал планирование как метод управления социалистическим хозяйством. Во-первых, это централизованность, то есть распределение заданий центральным государственным органом - Госпланом- или другими уполномоченными органами, во-вторых, - директивность, или обязательность для исполнения, и в-третьих, - адресность, то есть доведение задания до конкретного предприятия-исполнителя. Кроме того, советские теоретики приписывали социалистическому планированию «научность» как фундаментальную особенность, противопоставляющую социалистическую экономику анархии капиталистического рынка, хоть на самом деле план был инструментом реализации политических и экономических установок государственной власти и, как правило, не учитывал объективных экономических пропорций и тенденций.

Попытки придать планированию «научный» характер постоянно наталкивались и на неразрешимые методологические проблемы составления плана и контроля за его исполнением. Как следует давать плановые - задания в натуральной форме или в стоимостном выражении? Нужно ли расписывать задания детально или можно допустить укрупненные показатели, дающие предприятиям некоторую свободу для маневра? Нужны ли специальные задания по внедрению достижений научно-технического прогресса? Эти и аналогичные вопросы составляли основной предмет социалистической политэкономии, причем вплоть до конца советской экономики они так и не нашли однозначного решения, а методология планирования часто менялась /20, с.31/.

Тотальная государственная собственность и принудительное планирование в сочетании с уравнительной идеологией порождали внеэкономический характер распределения материальных благ. Материальное богатство и социальный статус человека зависели от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе, это воспроизводило принципы феодального устройства общества и было огромным шагом назад в магистральном движении человеческой цивилизации к свободе и автономности индивида.

Таким образом, командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономики, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Конечно, реальная практика функционирования советской системы была сложнее и разнообразнее. Например, после смерти Сталина стали допускаться некоторые формы негосударственной хозяйственной деятельности в виде «индивидуальной трудовой деятельности» или работы на собственном земельном участке, но это официально рассматривалось как временные уступки и действительно нарушало чистоту «социалистической идеи». В 60-80 годы до начала перестройки предпринимались попытки расширить хозяйственную самостоятельность предприятий и усилить так называемое «экономическое стимулирование» рабочих. В этот же период экономические подходы стали проникать в хозяйственную практику и в неофициальной форме.

Кроме того, социалистическую экономику нельзя сводить к советской системе. Народное хозяйство социалистических стран Восточной и Центральной Европы отличалось от советского, в частности, меньшей долей предприятий-гигантов, более высоким развитием потребительского сектора и наличием частного предпринимательства в мелком производстве, сфере услуг и сельском хозяйстве. Например, в Польше сельское хозяйство вообще не подвергалось принудительной коллективизации и оставалось частным. Но дальше всех отошла от советской модели Югославия, где была предпринята попытка построить «самоуправленческий социализм». В югославской системе предприятия находились, по крайней мере формально, в собственности не государства, а трудовых коллективов. Это определило большую гибкость, самостоятельность предприятий и даже наличие элементов конкуренции, но югославская социалистическая модель в конечном счете оказалась нежизнеспособной /15, с.245/.

К середине 80 годов советская экономика столкнулась с полным исчерпанием возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных и трудовых ресурсов, а также с падением доходов от экспорта энергоносителей. Особенно тревожным для советского руководства стало растущее отставание от Запада в научно-технической и военной областях. СССР потерял положение второй экономической державы мира, уступив это место Японии. В этих условиях необходимость глубоких реформ в СССР стала для всех очевидной.

После победы Октябрьской революции в партии большевиков встал вопрос о путях и методах дальнейшего развития страны. Социалистическая революция могла развиваться демократическим или административно – командным путем. Этот вопрос – вопрос о стратегии развития – стал главным во внутрипартийной борьбе в 20-е годы. Эта борьба идей и взглядов внутри большевистской партии переросла в борьбу за лидерство и отразилась на дальнейшей судьбе советского общества. В 30–е годы в стране сформировалась административно – командная система . Она представляла собой: в политической области – полное отстранение народа от власти, управления. Установление всеобъемлющей тоталитарной власти государства, формирование бюрократических централизованных методов управления обществом от армии до культуры и т.д., свертывание демократии, Советы как органы народного самоуправления становятся просто фикцией. Под лозунгом классовой борьбы ведется борьба с инакомыслием. В стране была создана обстановка страха, запугивания, проводилась практика постоянных доносов, репрессий. В концлагерях ежегодно сидело около 12 млн. человек, т.е. пятая часть всех занятых в то время в отраслях материального производства. Целые народы объявлялись врагами, сгонялись со своих территорий и переселялись. Из «наказанных народов» первыми в ссылке оказались поляки. Еще в середине 20 – х годов были ликвидированы польские национальные районы в Белоруссии, в1936 г. поляков переселили с Украины в Казахстан. В 1937 г. 190 тыс. корейцев, 8 тыс. китайцев были вывезены из Бурятии, Хабаровского, Приморского краев, Читинской области в Среднюю Азию, Казахстан. Перед войной из Карелии, Ленинградской области были выселены финны. Из Поволжья, Москвы, Воронежа, Тамбова и др. выселили 1 млн. советских немцев в Казахстан, Киргизию. В 1941 г. выселялись народы Прибалтики. В 1944 г. из Крыма и Северного Кавказа выселили крымских татар, чеченцев, ингушей, балкарцев, калмыков, карачаевцев, всего около 650 тыс. человек и т.д. Этот процесс продолжался и после войны. Цель сталинских перемещений состояла в том, чтобы сломать общество, изменяя географию проживания людей, их статус, занятия, а также вселить страх.

Во внешней политике тоталитаризм проявлялся в навязывании своей точки зрения другим народам.

В экономике - была ликвидирована многоукладность и установлена так называемая единая общественная собственность на средства производства. При той обстановке, когда народ был отстранен от власти, от распоряжения этой собственностью эта собственность стала собственностью партийно – государственной бюрократии, но не народа. Сформировались внеэкономические административно – командные методы хозяйствования. Хозяйственная политика основывалась на подстегивании экономики, на скачках, экономика развивалась за счет народа. Действовало жесткое централизованное планирование всей экономики. Проведена форсированная индустриализация за счет крестьянства. Была проведена насильственная коллективизация в сельском хозяйстве.

В социальной сфере – осуществлялись массовые репрессии против людей, уровень жизни советского народа был низок. Реальные доходы в первые 10 лет индустриализации снизились, ухудшилось качество жизни, особенно в деревне. Быстрый рост денежных доходов, вызванный непомерной денежной эмиссией, перекрывался еще более быстрым ростом цен; в городах и на стройках распространилась карточная система снабжения.

В деревне, где карточное снабжение отсутствовало, каждый неурожайный год вызывал страшный голод, возросла смертность, замедлился естественный прирост населения. Советский Союз превратился в страну с сокращающимся населением.

В идеологии – сформировался культ вождя, режим личной власти, действовал классовый подход к идеологии, культуре, подавление свободной личности.

Долгие годы существования такой системы создали адекватный этой системе тип социальной психологии, специфическую систему жизненных ценностей и приоритетов. Сдвиги в массовом сознании – это, как считают некоторые историки, самое труднопреодолимое наследие административно-командной системы.

Можно ли было построить другое общество? Существует 2 точки зрения на данную проблему. Одни историки говорят, что если бы не Сталин, то такой системы не было бы. Вторая точка зрения состоит в том, что другого общества в Советской стране быть не могло, что административно – командная система наиболее полно соответствовала тому уровню развития страны, тому типу политического мышления, которое называют казарменно-коммунистическим, авторитарным. На лекции подробно будет рассмотрен этот вопрос.

Необходимо выделить объективные условия , породившие административно-командную систему. Существовало враждебное внешнее окружение. Советской стране приходилось в одиночку строить социализм, не было опыта проведения социалистических преобразований. Страна была экономически отсталой и пережила крупные политические потрясения – революцию, гражданскую войну, которые, несомненно, сказались на обществе. Рабочий класс, который должен был стать опорой новой власти, был немногочисленен, преобладало крестьянское население. Стране необходимо было в короткие сроки дотянуться до уровня передовых развитых стран.

Но важнейшим фактором было отсутствие в России прочных демократических традиций. В условиях царизма у населения не могли сформироваться демократические навыки. У людей не было представлений о демократии, ценности демократии, потребности в демократии. Общество находилось на разломе, было недостаточно цивилизованно, т.е. было культурно и социально отсталым. Старые традиции разрушились, а новые еще не сформировались. Все это предопределяло огромную роль государства, необходимость концентрации всей власти в руках государства.

Изменить или смягчить эти объективные условия мог субъективный фактор – партия, ее лидеры. В партии большевиков в результате борьбы за власть лучшие кадры были уничтожены. В 20-е годы произошел резкий рост численности членов партии за счет притока новых членов с минимальным политическим опытом и теоретическим багажом. Именно они и поддержали Сталина, его вариант социализма. Эти представления о социализме наиболее полно отвечали представлениям масс. Это был упрощенный вариант, быстрый, понятный.

Именно такой вариант социализма – административно – командная система - и был создан в Советской стране. Оценивая это общество, необходимо иметь в виду, что существует точка зрения: именно административно – командная система обеспечила прогресс СССР, страна стала индустриальной, сформировался развитый научно-технический потенциал. Другая точка зрения состоит в том, что эта система затормозила прогресс страны, она далась обществу дорогой ценой, ценой огромного числа потерянных человеческих жизней и сломанных судеб и можно было бы решить проблемы страны по-другому.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

7 апреля 1930 г. –Указ о расширении системы трудовых лагерей, переданных Главеому управлению лагерей (ГУЛАГу) в составе ОГПУ.

12 января 1933 г. –Решение ЦК о проведении частки партии (в результате ее численность сокращается на более 1 млн. человек).

26 января-10 февраля 1934 г. –XVII съезд партии. Во время тайного голосования за новый состав ЦК против Сталина проголосовала значительная часть делегатов.

Январь 1936 г. –Начало новой чистки в партии, сопровождавшейся массовыми арестами.

19-24 августа 1936 г. –открытый политический процесс над видными деятелями партии Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым и др., закончившийся расстрелом всех подсудимых.

Октябрь 1936 г. –Чистка в аппарате НКВД.

Май-июнь 1937 г. –Чистка командного состава армии и республиканского партийного руководства.

1937-1938 гг. – Массовые репрессии в отношении командного состава Вооруженных сил СССР. Было репрессировано более 40 тыс. командиров. Две трети высшего командного состава было уничтожено.

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

Берия Лаврентий Павлович (1899-1953) – бывший нарком (министр) внутренних дел СССР, первый заместитель председателя Совета Министров СССР, член Президиума ЦК КПСС. В июле1953 г. Пленум ЦК КПСС за преступные, антипартийные и антигосударственные действия вывел его из состава ЦК, исключил из партии. Расстрелян. Несет прямую ответственность за массовые репрессии конца 30-х - начала 50-х гг.

Ежов Николай Иванович (1895-1940) – советский партийный государственный деятель. С 1935 г. – председатель Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б) и одновременно секретарь ЦК ВКП(б). В 1936-1938 гг. – нарком внутренних дел СССР. Генеральный комиссар государственной безопасности (1937), один из главных исполнителей:репрессий («ежовщины»). В 1939 г. арестован, расстрелян.

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевдоним – Коба) (1878-1953) – советский политический и государственный деятель. В социал-демократическом движении с 1898 г. После 1903 г. примкнул к большевикам. В 1917-1922 гг. – нарком по делам национальностей, одновременно в 1919-1922 гг. – нарком государственного контроля, Рабоче-крестьянской инспекции, с 1918 г. – член Реввоенсовета Республики. В 1922-1953 гг. Генеральный секретарь ЦК партии. В 1920-х гг. в ходе борьбы за лидерство в партии и государстве, возглавил партию и установил в стране тоталитарный режим. На XX съезде партии (1956 г.) разоблачен культ личности Сталина.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

ГУЛАГ – Главное управление лагерей НКВД (МВД) СССР.Употребляется для обозначения системы концентрационных лагерей, существовавших при Сталине.

Диктатура (лат. – неограниченная власть) – всеохватывающая политическая, экономическая, идеологическая власть, осуществляемая определенной группой людей во главе с их лидером. Характеризуется отсутствием разделения властей, подавлением демократии и законности, введением террора, установлением авторитарного режима личной власти.

Индустриализация – переход от ручного труда к машинному во всех отраслях экономики. Процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства. В СССР проводилась с конца 20-х гг. на основе приоритета тяжелой индустрии с целью преодоления отставания от Запада, создания материально-технической базы социализма, укрепления обороноспособности. В отличие от других стран мира индустриализация в СССР началась с тяжелой промышленности и осуществлялась за счет ограничения потребления всего населения, экспроприации остатков средств частных собственников городе и ограбления крестьянства.

Коллективизация – политика насильственного преобразования сельского хозяйства в конце 20-х – 30-х гг. на основе «раскулачивания» и насаждения коллективных форм ведения хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности. Репрессиям были подвергнуты массы зажиточных крестьян (кулаков), середняков и части бедноты («подкулачных»). Указом Президента СССР от 13 августа 1990 г. репрессии, проводившиеся в период коллективизации, признаны незаконными.

Культ личности – преклонение перед кем-либо, почитание, возвеличивание. В СССР период с 1929 по 1953 гг. определяется как культ личности И. В. Сталина. Был установлен диктаторский режим, ликвидирована демократия, Сталину при жизни приписывалось определяющее влияние на ход исторического развития.

«Новая оппозиция» – группа в ВКП(б), образованная в 1925 г. Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым. Выступила на Х1V съездеВКП(б) с предложением сместить И. В. Сталина с поста Генерального секретаря ЦК, ориентировать народное хозяйство на сельскохозяйственный экспорт и промышленный импорт. Съезд осудил это выступление. Позже почти все участники группы были репрессированы.

Репрессия (лат. – подавление) – карательная мера, наказание, применяемое карательными органами.

Тоталитаризм (лат. – весь, полный) – государственная власть, осуществляющая полный (тотальный) контроль над всеми сторонами общества при авторитарном режиме руководства.