Начало похода. Сражение у Итиля

Хазарский каганат (650 - 969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря.

В 964 г. князь Святослав "идя на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичем: "Кому дань даете?" Они же реша: "Козаром по щьлягу от рода даем".

В 965 г. "идя Святослав на козары; слышавше же козари, изидоша противу с князем своим Каганом, и сътупишася битися, и бывши брани, одоле Святослав козаром и град их и БелуВежю взя. И ясы победи и косогы".

Это все, что в русских летописях говорится о войне князя Святослава с хазарским каганатом.

Молодой князь, оказавшийся энергичным полководцем, начал поход против хазар летом 964 г. Святослав не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшее на этом пути между Черниговом и Курском, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии - Итиля.

Союзниками Святослава в походе 964-965 гг. выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик, пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.

Столица Хазарии располагалась на огромном острове (19 км в ширину), который образовывали две волжские протоки: собственно Волга (с запада) и Ахтуба (с востока). Ахтуба в те времена была такой же полноводной рекой, как и сама Волга. В городе стояли каменная синагога и дворец царя, богатые деревянные дома рахдонитов. Была и каменная мечеть, ведь с мусульманами там обращались вежливо.

Воины Святослава отрезали все пути из Итиля. Но его жители наверняка знали о приближении русских, и большая часть хазар-аборигенов убежала в дельту Волги. Волжская дельта была естественной крепостью: в лабиринте протоков мог разобраться только местный житель. Летом невероятные тучи комаров, появлявшихся с закатом солнца, победили бы любое войско. Зимой же Волгу сковывал лед, и дельта становилась недоступной ладьям. Острова дельты были покрыты бэровскими буграми - огромными холмами высотой с четырехэтажный дом. Эти бугры и дали убежище настоящим хазарам.

В ином положении оказалось еврейское население. Изучать волжские протоки еврейским купцам и их родственникам смысла не было: они для того и создавали свою монополию внешней торговли и ростовщичества, чтобы жить в комфорте искусственного ландшафта - города. Евреи были чужды коренному населению - хазарам, которых они эксплуатировали. Естественно, что хазары своих правителей, мягко говоря, недолюбливали и спасать их не собирались.

В осажденном городе евреям бежать было некуда, потому они вышли сражаться со Святославом и были разбиты наголову. Уцелевшие бежали к Тереку и спрятались в Дагестане.

Взятие Семендера

После взятия Итиля Святослав пришел и на Терек. Там стоял второй большой город хазарских евреев - Семендер. В городе и окрестностях было четыре тысячи виноградников. (Ныне это пространство между станицами Червленной и Гребенской) Семендер имел четырехугольную цитадель, но она не спасла город. Святослав разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся через Дон на Русь.


Взятие Саркела

Уже по дороге домой Святослав взял еще одну хазарскую крепость - Саркел, находившуюся около нынешней станицы Цимлянской. Саркел был построен византийцами в период их короткой дружбы с Хазарией, и создал его грек - архитектор Петрона. В Саркеле Святослав встретил гарнизон, состоявший из наемных кочевников. Князь одержал победу, разрушил крепость, а город переименовал в Белую Вежу. Там в дальнейшем поселились выходцы из Черниговской земли. Взятием Саркела завершился победоносный поход Святослава на Хазарию.


В результате похода 964-965 гг. Святослав исключил из сферы влияния хазар Волгу, среднее течение Терека и часть Среднего Дона. Но не все военно-политические задачи были решены. На Кубани, в северном Крыму, в Тьмутаракани иудеи под именем хазар по-прежнему удерживало свои главенствующие позиции и сохраняло финансовое влияние. Однако основным достижением похода, бесспорно, явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость.

«Сохраняйте память о всех ратных людях, кои положили животы свои за други свои, за землю Отцов своих, за Святую Веру Предков своих, за процветание и будущее Родов своих…»

«Славяно-Арийские Веды» ,
Слово мудрости волхва Велимудра

Помнить великие победы наших предков - святой долг каждого из нас, ибо знание о тех великих победах прошлого несут в себе ключи к пониманию того, как нужно строить своё будущее. Как помним мы победу дедов наших в Великой Отечественной войне над гитлеровским нацизмом 1945 года, так должны мы чтить и помнить неоценимый вклад в развитие Руси победы князя Святослава Храброго в 964 году над Хазарией.

О Святославе замолвите слово

Мало кому за пределами нашей Родины известно имя воина, правителя и человека - Великого князя Киевского Святослава Игоревича, прозванного Храбрым. Но ещё меньше известно, что правильное имя его Све тослав, а не Свя тослав, так как имя его происходит от слова «Свет », а не «свят ». Так, заменив лишь одну букву, враги Руси убили правильное понимание его имени, которое образовано из двух таких прекрасных слов как Свет и Славить. В итоге, получилось мужское имя Светослав, означавшее того, кто славит свет или свет славящего. Кроме того, в отличие от Александра Македонского, которого наши предки называли тёмным воином , князя-воина Светослава народ называл Светлым Князем и Светлым Воином.

Князь Светослав Игоревич с детства воспитывался, как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд (варяги были высшей кастой профессиональных воинов, формировавшейся из разных народов Славяно-Ариев), учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьёй, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Светослава другой варяг - главный киевский воевода Свенельд .

Будучи трёхлетним ребёнком в лето 6453 от СМЗХ (Сотворение Мира в Звёздном Храме - новое летоисчисление наших предков, которое берёт своё начало от момента заключения мирного договора после победы в войне над Древним Китаем) (945 год н.э.), он принял участие в своём первом сражении. Было это в тот раз, когда княгиня Ольга вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа, князя Игоря. Князь Игорь решил собрать подать по второму кругу, за что и был убит древлянами. Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав. И когда сошлись оба войска - киевское и древлянское, то маленький Светослав бросил копьё в сторону древлян. Тогда ещё Светослав был совсем мальчиком, поэтому копьё улетело недалеко - пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Таков был древний обычай русов - только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь.

Кстати, слово КНЯЗЬ по расшифровке Гриневича Г.С. на древнем праязыке наших предков - КЪНАЗЬ, означает «к совершенству (утончённости) земли имеющий отношение или, просто, сокровенность (утончённость) земли»!

Пока Светослав подрастал и набирался опыта и мужества, княжеством правила его мать княгиня Ольга. Но Светослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга приняла крещение в греческую религию, которая впоследствии стала христианской, то Светослав оставался носителем ведических знаний и традиций своих предков.

Сквозь века сохранилось описание его портрета византийским историком Львом Диаконом: «Среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами…»

Больше всего Светослав ценил боевые доспехи и оружие. Древняя летопись «Повесть временных лет» повествует о князе Светославе, как об истинном воине. Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Такими же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Светослава, не обременённая обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх.

Сам же Светослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть-предупреждение: «Иду на вы!» Что означало - хочу идти на вас, то есть вы мои враги. Забавно то, что на «вы» наши предки называли врагов, а сейчас это слово уважительного обращения к незнакомому человеку или старшему по возрасту.

Не нападать без предупреждения, не стрелять в безоружного, или не равного по силе противника - это кодекс воинской чести , древняя традиция Славяно-Ариев, которую чтил и соблюдал великий Светлый Воин князь Светослав.

Кроме воинской чести и мужества, выдающейся особенностью характера Светослава, как Светлого Воина, была его непримиримая борьба с ростовщичеством , приносимым на Русь хазарами. За то, что брали деньги под проценты и давали под проценты другим, рубил обе руки . Считал ростовщичество растлением души и денежным рабством, порождающим все пороки. А хазар, промышлявших на Руси кредитованием, приковывал к плоту и сплавлял по Днепру в Чёрное море.

Хазарcкий Каганат

Хазарское государство - Хазарский Каганат - самое сильное и богатое государство на юго-востоке от границ Киевской Руси. Располагалось оно в низовьях Волги, растянувшись на запад и на восток вплоть до Мордовии, включая такие территории, как Северный Афганистан, Крым (Тмутаракань - один из её городов). Хазарский город Семендер находился на Северном Кавказе, Саркел - в междуречье Волги и Дона, нижнего их течения. Столица Итиль находилась как раз в устье Волги, примерно на месте современной Астрахани.

До закабаления персидскими иудеями (и-УД-ей - означает иссекающие УД, т.е. обрезанные, а УД - мужской половой орган, откуда произошли слова УДовольствие - получение сексуального наслаждения, УДочка, УДилище) в середине 6 века н.э. Хазарии, в ней довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белыми хазарами называли тогда правящую касту профессиональных воинов из Славяно-Ариев, в то время как чёрными хазарами называли тюркские племена, пришедшие в низовья реки РА (Волги - Итиль) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. По сути своей, чёрные хазары были представителями жёлтой расы с примесями чёрной расы. У них были чёрные волосы, чёрные глаза и смуглая (жёлтая) кожа, за что и были они прозваны чёрными хазарами .

Хазария существовала как многонациональное государство, в котором люди как белой, так и жёлтой расы мирно жили бок о бок друг с другом. В таком же мире и согласии Хазария жила и со своими соседями. Выгодное месторасположение Хазарии (через Хазарский Каганат проходил знаменитый «Великий шёлковый путь») привлекло в страну персидских иудеев из колена Симонова, которые начали переселяться сюда после совершённой ими революции в Персии, когда евреи начисто обобрали персидский народ, и со всеми их богатствами бежали из страны. Подробнее о том, как была уничтожена Персидская Империя, которую основали предки Славяно-Ариев, можно прочитать в 1-м томе книги Николая Левашова «Россия в кривых зеркалах».

Выбор Хазарии, как места нового переселения иудеев, далеко неслучаен. Разорив персов, кроме как на север, бежать им было просто некуда. И, кроме того, на северо-востоке от разграбленной ими Персидской Империи располагалась Хазария, которая занимала очень выгодное месторасположение - через неё проходили торговые пути из Азии в Европу. А кто контролировал Хазарию, тот контролировал и весь «Великий шёлковый путь», и все богатства, через него проходящие!

Используя так называемый институт еврейских жён (специально обученные сексуальной магии еврейские женщины), отдавая их замуж за представителей высшей хазарской знати, евреи завладевали всеми ключевыми государственными постами. Как? Очень просто. Дети, рождённые от иудейки, являются исключительно иудеями. Именно по материнской линии передаётся национальный признак среди евреев. Итак, через поколение все ключевые должности в хазарском государстве были заняты детьми, рождёнными от иудейских жён и мужских представителей правящей иерархии Хазарского Каганата. Занимая высокие должности среди элиты, евреи-хазары стали всячески способствовать развитию торгового бизнеса для своих соплеменников. Получив экономику страны в свои руки, они также стали прибирать к рукам и политическое влияние.

Евреев по матери среди военной элиты было всё ещё немного, но и в их среде пришло время для восстания. Обадия, опираясь на хазарскую знать еврейского происхождения, с помощью наёмников - печенегов и гузов - развязал гражданскую войну, в результате которой хазарские тюрки были разбиты и вынуждены были покинуть Родину и осесть на территории современной Венгрии. После победы над хазарскими тюрками в гражданской войне, хазарские евреи обложили местное население тяжелейшей данью. Тех хазар, которые не покинули свою Родину, евреи превратили в самых настоящих рабов .

В очередной раз евреи старательно «отблагодарили» народ, который предоставил «беженцам» убежище на своей территории. Параллелей в недалёком прошлом можно найти много - Палестина, Персия, а современная Украина и Россия пребывают в таком же положении, как и тысячу лет назад народ Хазарии.

Полный контроль караванных путей, проходящих через Хазарский Каганат, позволил евреям создать торговую монополию, когда они стали контролировать закупочные цены и продажные цены ввозимых и местных товаров. В результате чего на товары местного производства были установлены минимальные закупочные цены, что приводило к ограблению местных товаропроизводителей, а на продаваемые евреями товары устанавливались максимальные цены, что давало евреям сверхприбыли за счёт откровенного грабежа производителей и покупателей.

Когда же гражданская война в Китае привела к резкому снижению товарооборота, хазарские евреи двинулись на север и разгромили и подчинили Камскую (Волжскую) Булгарию, а также заняли безкрайние земли Великой Перми, где организовали свои торговые поселения - фактории. Завоёванные земли давали драгоценный мех соболей, куниц, горностаев, а кроме того, хазарские евреи организовали торговлю детьми (прямо как сейчас в России). И снова потянулись караваны с мехами и рабами уже с Севера на Юг, а деньги - в закрома хазарских иудеев.

Разгром Хазарии

Киевская Русь оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского Хазарского Каганата. Смертельный удар по Хазарскому Каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесён Киевским князем Светославом, сыном Игоря.

В Лето 6472 от СМЗХ (964 год н.э.), будучи 22 лет от роду, готовя поход против Хазарии, Светослав не пошёл прямо в лоб по степи через волго-донское междуречье, предприняв искусный манёвр. Всего с 20-тысячным войском он обошёл её стороной, достиг Рязани, по Оке спустился до Волги и далее двинулся на 500 ладьях с небольшим количеством войска и сразу же осадил столицу Итиль . Хазары не ожидали удара с севера, и не смоги организовать серьёзную оборону. Светослав взял её штурмом, и, как пишут летописи, не оставил в ней камня на камне. Далее Светлый Воин предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разбил опорный пункт хазар - крепость Семендер . После этого дружина Светослава двинулась к Дону, где штурмом взяла и разрушила восточную крепость хазар - Саркел .

Таким образом, Светослав, совершив беЗпрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, на Волге и на Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния Славяно-Ариев на Северном Кавказе - Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского Каганата, который прекратил своё существование на рубеже X-XI вв.

В результате походов Великого князя Светослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Хазарский Каганат рухнул и дал возможность Руси развиваться как государству. Одновременно были спасены славянские и многие другие племена, проживавшие вокруг. В результате, на много веков вперёд было определено их развитие. Положив конец хазарской кабале, Русь очистила со своего пути военный заслон, закрывающий торговые пути на Восток, что позволило возродить торговлю между Европой и Азией.

После уничтожения Хазарского Каганата, евреи покинули пределы Руси и расселились по своим торговым факториям в различных государствах и стали оказывать мощное влияние на экономику приютивших их стран, подрывая их экономику изнутри и влияя на политику этих государств.

Смерть Великого Воина

Защищая интересы русского государства Киевской Руси, Великий князь Святослав не проиграл ни одного сражения. Тем более странной выглядит смерть Великого Светлого Воина. Это было весной 6480 года от СМЗХ (972 год н.э.). После заключения мира в продолжительной войне с Ромейской Империей (Византией), когда неизбежное поражение Светослав превратил в очередную победу, тогда небольшая дружина князя нанесла ощутимый удар армии императора, и продолжение войны могло оставить императора вообще без армии, а окружённая дружина Светослава при оружии и своей добычей покинула вражеские земли.

На пути домой, находясь в районе днепровских порогов на острова Хортица, большая часть его дружины, подавляющая часть которой приняла крещение в греческую религию, внезапно покинула его. А ночью во время сна на спящих, оставшихся верными князю воинов, напали печенеги. Печенегами назывались славянские племена, ведшие кочевой образ жизни. Они имели свои поселения, куда они возвращались на зимовки, во время которых они валялись на своих печах и предавались неге или нежились. От этого и пошло их прозвище - ПЕЧеНЕГИ! И в этой последней битве погибли практически все верные князю Светославу воины и сам князь. По летописи, из отрубленной головы Светослава печенежский князь Куря сделал себе чашу, оправив её в серебро и золото.

В одном из поздних летописных списков приведена любопытная подробность - чашу эту печенежские князья использовали в обряде зачатия детей. Перед тем, как лечь на ложе, князь и княгиня поочередно пили из этой чаши, твердя, словно заклятье: «Пусть дети наши будут такими, как Он».

Смерть князя Светослава была выгодна как Ромее (Византии), ибо живой князь был опасен для них, так как мог в очередном походе уничтожить их империю, так и силам, которые стояли за малолетним Владимиром, будущим крестителем Киевской Руси в греческую религию, что повлекло за собой смерть 9 млн. из 12 млн. населявших тогда эту Русь в угоду «мирного бога», оставив только малолетних детей, в головы которых уже вкладывались понятия о господе боге и рабском подчинении ему.

Также смерть Светлого Воина была ещё и актом мести за полностью разрушенную еврейскую Хазарию, со стороны правящей еврейской элиты.

Значение разгрома Хазарии для Руси

3 июля 6472 от СМЗХ (964 год н.э.) государство Хазария прекратило своё мерзкое существование, принёсшее Славяно-Ариям неисчислимые беды, и угрожавшее белому человеку - Белая РАСА (Роды Асов Страны Асов, а Ас - бог, живущий на Земле) - полным и окончательным истреблением.

Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников в виде еврейской Хазарии.

Не за горами тот день, когда наш Великий предок - Светлый Воин Киевский князь Светослав по прозвищу Храбрый, будет объявлен национальным героем , как в России, так и в Украине! А дети будут брать пример не с бэтменов, суперменов и прочей нечисти, а с таких мужественных, храбрых и сильных, а самое главное настоящих героев нашей Великой Родины!

«Изведайте, чада Расы Великой, Мудрость сию: Никто не сможет защитить Роды ваши от чужеземных Родов и жестоких ворогов, ежели сами не захотите защищать себя. Никто не создаст достаток в Родах ваших, если сами не захотите созидать для Рода. Никто не воспитает достойно детей ваших, пока сами не воспитаете потомство своё». (Слово мудрости Волхва Велимудра )

Пусть эта заповедь предков наших станет напоминанием всем нам, о том, что только мы сами можем и должны заботиться о себе и о будущем земли нашей, которая окроплена кровью предков наших. И никакие другие народы никогда не проявят, как и не проявляли за всё наше прошлое, должного внимания или заботы о судьбе наших братских народов (Украины, Белоруси и России), еже ли мы сами себя не в силах защитить!

Слава нашим предкам, сложившим светлые головы на полях брани за землю нашу Руськую!

Подпишитесь на нас

До середины X века русы, неоднократно проникавшие в район Закавказья, так и не смогли там закрепиться. У этих неудач было несколько причин. Первая из них - отдалённость захваченных в Прикаспии территорий. Вторая - заведомо враждебное отношение со стороны местного мусульманского населения. Третья - препятствие в виде Хазарского каганата, закрывавшего важный торговый путь по Дону и Волге. В 912 году хазары пропустили ладьи русов, но на обратном пути совместно с волжскими булгарами и буртасами перебили большую их часть. Естественно, что, учитывая такое отношение к ним хазар, следующий свой поход, произошедший в 945 году, русы совершили уже в обход каганата и союзников его на Волге и Оке, то есть посуху через Северный Кавказ.

Таким образом, и встал вопрос о том, чтобы освободить земли восточных славян из-под власти хазар и закрепить над ними влияние Киева. Впервые подобную попытку предпринял Олег, в 885 году направивший посольство к расселившимся по берегам реки Сож радимичам, сказав им не давать больше дани хазарам, а давать ему по шелягу с плуга или с сохи.

Византия же издавна имела влияние в Северном Причерноморье, и именно каганат использовался ею как проводник её политики. Хоть между ними и случались конфликты и столкновения, но в целом их политические интересы совпадали. Возможно, свидетельством именно этого является тот факт, что в 834 году греческие инженеры по просьбе правителей Хазарии построили на нижнем Дону крепость Саркел . Вероятно, согласие византийского императора Феофила было обусловлено как раз тем, что греки уже тогда предвидели опасность возвышения Руси и благоразумно стремились упредить её экспансию. Но Русь всё же начала действовать первой.

«Повесть временных лет» рассказывает, что в 964 году «пошел Святослав на Оку-реку и на Волгу и встретил вятичей». Тогда он, скорее всего, ещё не подчинил себе этот племенной союз, а как следствие того, и не обложил данью, поскольку в то время его первостепенной задачей являлось как раз таки нанесение удара по Хазарии.

Святослав атаковал Хазарию в 965 году. Однако Георгий Владимирович Вернадский связывает этот поход с 963 годом, объясняя это тем, что после Святослав совершает поход на юг в район Кубани и вступает в Тмутаракань, а предшествующий договор между Святославом и крымскими народами предполагал его признание в Тмутаракани как русского кагана .

В «Истории» Льва Диакона Боспор Киммерийский, район современной Керчи, упоминается как «отечество» русов, которое принадлежало им уже при Игоре Рюриковиче. Учитывая этот факт и то обстоятельство, что после победы над Хазарией Святослав основал на полуострове Тамань княжество Тмутаракань, становится понятной главная цель похода против каганата: влияние Киева в районе Северного Причерноморья резко возросло, и земли Руси уже вплотную придвинулись к византийским владениям.

Согласно «Повести временных лет» лишь в 966 году, уже после разгрома враждебных Руси хазар, произошла победа над вятичами и началось взимание с них дани. Это доказывает то, что только тогда, когда дружественный тыл более не требовался, Святослав окончательно захватил власть над этим племенным союзом.

Современник событий Абу-л-Касим Ибн Хаукаль ан-Нисиби , в свою очередь, датирует в своей «Книге путей и государств» поход более поздним временем и к тому же сообщает о войне с Волжской Булгарией, сведения о которой не подтверждены никакими другими источниками. Он говорит, что после разгрома армий обоих государств Святослав также разбил ясов и касогов, взял и подверг разрушению Семендер в Дагестане. «В хазарской стороне есть город, называемый Семендер, он между хазарской стороной и Баб-ал-Абвадом, были в нем многочисленные сады: говорят, что содержали они около 40 тысяч виноградников, а я спрашивал об этом городе в Джурджане в 58 году вследствие близкого знакомства с этим городом, и сказал тот, кого я расспрашивал: «Там виноградники или сад такой, что был милостыней для бедных, а если осталось там что-нибудь, то только лист на стебле. Пришли на него русийи, и не осталось в городе ни винограда, ни изюма. А населяли этот город мусульмане, группы приверженцев других религий и идолопоклонники, и ушли они, а вследствие достоинства их земли и хорошего их дохода не пройдет и трех лет, и станет, как было. И были в Семендере мечети, церкви и синагоги, и свершили свой набег эти русы на всех, кто был на берегу Итиля, из числа хазар, булгар и буртасов, и захватили их, и искал убежища народ Итиля на острове Баб-ал-Абвад и укрепился на нем, а часть их - на острове Сийах-Куих, живущие в cтрахе»» . По одной из версий Святослав сначала в 965 году взял Саркел на Дону, а после пошёл на восток, и в 968 или 969 году покорил Итиль и Семендер. «Булгар город небольшой… и опустошили его русы и пришли в Хазаран , Семендер и Итиль в 358 году хиджры (968-969 годы) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус и разделились на две группы, а русы - народ варваров, живущий в стороне булгар, между ними и славянами по реке Итиль ».

Слова Ибн Хаукаля о том, что войско русов разделилось на две группы, подтверждаются действиями русского войска на Балканах, поскольку во время русско-византийской войны одна его часть сражалась под началом Святослава, тогда как другая находилась под предводительством другого вождя. Позднее основная часть войска во главе со Святославом стояла на Дунае, а русы под руководством Свенельда находились возле болгарского царя Бориса в Преславе.

Василий Владимирович Бартольд, Александр Юрьевич Якубовский, Михаил Илларионович Артамонов и Владимир Фёдорович Минорский, исследовавшие эти сведения Ибн Хаукаля, заметили, что указанный автором 358 год хиджры мог и не являться годом самого похода, являвшегося вторым по счёту военным предприятием русского князя на Востоке. Речь могла идти не о двух походах на хазар (965 года, согласно русской летописи, и 968-969 годов), а только о том, дата которого называется в «Повести временных лет». 358 год хиджры, в свою очередь, фигурирует в записях Ибн Хаукаля как год, когда автор, находясь в Джурджане , услыхал о разгроме русами хазар, булгар и буртасов.

Владимир Алексеевич Мошин, напротив, полагал, что это были два разных похода. Он был против отождествления походов, описанных русской летописью и Ибн Хаукалем, и считал 358 год хиджры годом похода Святослава на Восток.

Точка зрения Бартольда, Якубовского, Артамонова и Минорского позднее была оспорена Анатолием Петровичем Новосельцевым и Татьяной Михайловной Калининой.

Новосельцев полагал, что в 968-969 годах Святослав Игоревич уже вторично обрушил свои силы на каганат. По его мнению, русы ударили по хазарам в промежутке между дунайскими походами.

Эту концепцию поддержала и Калинина. Она объясняет то, что сведения автора нельзя отнести к 965 году, тем, что именно в 968-969 годах ему поведали про то, что в Семендере, захваченном русами, «ничего не осталось от прежнего изобилия» . Сообщение же о нормализации жизни города принадлежит вовсе не информатору, а самому автору, а следовательно его правильнее отнести к событиям, произошедшим в 968-969 годах, а не к 965 году («не пройдет и трех лет, и станет, как было») .

Опираясь на свидетельства Ибн Мискавейха и его продолжателя Ибн аль-Асира , сообщивших о нападении в 965 году на Хазарию тюрок, под которыми, как считает Калинина, нужно понимать русов, и о том, что положение в стране стабилизировалось лишь в результате обращения хазар в мусульманство и поддержки их хорезмийской армией, автор делает вывод, что в 968-969 годах Святослав нанес свой второй и последний удар. Ещё одним аргументом Калининой, говорящим о том, что Ибн Хаукаль не знал полностью событий, о которых он писал, являлось то, что даже будучи хорошо осведомлённым о разорении русами хазарских городов и располагая дошедшими до него сведениями о войне русов в Болгарии, он решил, что Святослав ударил по Волжской Булгарии, «поскольку он знал лишь Волжскую Булгарию как соседку русов и хазар» . Таким образом, события балканской войны он перенёс на поход русов против Хазарии и расписал тот разгром городов каганата, с коим он якобы столкнулся. Однако Калинина считает, что войсками русов вовсе не была затронута Волжская Булгария и что полный разгром городов Хазарии случился между весной и осенью 969 года, и каганат, а не Византия, подстрекал печенегов к набегу на Киев.

Разгром Хазарского каганата имел очень важное внешнеполитическое значение для Киевской Руси. С одной стороны, были разрушены крепости и города, что раньше запирали торговые пути, и теперь Русь получила возможность вести торговлю с Востоком; водные пути по Дону и Волге также наконец-то открылись. С другой стороны, сводилась на нет угроза военного нападения с востока. С третьей стороны, те племена, что раньше находились в зависимости от Хазарского каганата, теперь попали под влияние Киевской Руси или же оказались полностью присоединены к ней.

В своей внешней политике Святослав Игоревич следовал по стопам своих предшественников - князей Олега и Игоря - и стремился к усилению на Балканах, на восточных торговых путях и в Северном Причерноморье позиций Киевской Руси. Его стараниями был устранён мощный противник российского государства в Северном Причерноморье, а именно Хазарский каганат: договор с жителями забранных у Хазарии территорий ещё больше упрочил здесь позиции Руси.

Святослав Храбрый был единственным сыном киевского князя Игоря и княгини Ольги. Святослав стал первым князем из династии Рюриковичей, который имел славянское имя. В настоящее время процесс славянизации варягов в Киеве набирал силу. С детства Святослав приучался к участию в военных походах. В год смерти Игоря - 944 гг. - Святослав был еще настолько мал и опущенными что когда бросил в сторону врага легкий метательное копье (сулицю), то попал в ногу собственного коня.

После своего крещения княгиня убеждала креститься и молодого князя, но безрезультатно. Ольга сказала молодому князю: "Если ты окрестишься - все то же самое сделают". Да он и дальше следовал языческих обычаев.

Пока княгиня Ольга управляла страной, молодой князь собрал собственную жену, и впоследствии тренировочных походов перешел к настоящим.

Летопись сообщает о победе и искренность князя, который предупреждал врагов перед походами на них.

Походами 964 и 966 pp. Святослав покорил Киеву племя вятичей. Роды вятичей и радимичей в IX в. н. е. выселились с территории Польши. Род вождя Вятка осел в верховьях р. Оки (на территории современных Орловской и Калужской областей Российской Федерации), где смешался с местным финно-угорским населением и создал племя вятичей. На время покорения Киеву вятичи платили дань Хазарском каганате. В 964 г.. Киевский князь приказал вятичам прекратить платить дань хазарам. 966 г.., Уже после завоевания Хазарии войсками князя Святослава, произошла стычка вятичей с киевским войском. Вятичей были покорены, они начали выплачивать дань Киеву.

Покорив в 965 г.. Столицу Хазарии Итиль, Святослав фактически прекратил существование самого Хазарского каганата. Хазарские вельможи и остатки их войска вынуждены были скрываться на островах Волги.

Кроме того, Святослав покорил вторую столицу хазар - город Саркел на Дону (ныне в Ростовской обл. России), которой дал украинское название Белая Вежа. Этот город до начала XII в. играло роль дальнего форпоста Киевского государства, когда половцы заставили ее тогдашних жителей - русинов, печенегов и торков - отойти в пределы Руси.

Этими завоеваниями князь Святослав совершил беспрецедентный для той эпохи военный поход, преодолев несколько тысяч километров, захватив целый ряд крепостей и разгромив не одно сильное вражеское войско. С карты Европы исчезла огромная Хазарская государство, были расчищены торговые пути на Восток. От каганата осталась только его часть, прилегающей к реке Дон. Эти остатки Хазарии просуществовали после этого разгрома несколько десятилетий, в начале XI в.

Святослав Храбрый поставил под контроль Киева земли в Крыму, которыми к тому владели хазары. Речь шла прежде всего о земле бывшего Боспорского царства на Керченском полуострове, которые становятся ядром Тмутараканского княжества. Тогдашнее негреческим населения было достаточно близко к приднепровских русинов. В Крыму жили преимущественно потомки тавров, скифов и сарматов. Византийцы чаще всего называли воинов Святослава скифами или тавроскифами.

Далее князь решил закрепиться на Балканах. В первой половине X в. царь мощного Болгарского царства Симеон взял под свой контроль почти весь Балканский полуостров, оставив Византии узкую полоску побережья Черного и Ионического морей и наложил на Византию тяжелую дань. Чтобы уговорить Святослава совершить поход на Болгарию, в Киев от императора Византии приехали послы и привезли большие дары. Святослав собрал для похода на Болгарию большое войско - около 60 000 воинов, а болгары выступили навстречу силой 30 000. Выйдя из кораблей на берег, воины Святослава со щитами и мечами двинулись на врага. Этот бой состоялся в Доростолом (ныне. Силистра в Болгарии). Болгарский царь Петр от переживаний в результате поражения заболел и вскоре умер.

Во время похода на Балканы в 968 г.. Печенеги едва не захватили Киев.

В 970-е годы византийский мемуарист Лев Диакон писал о Святославе Храброго, которого видел собственными глазами во время переговоров на Дунае, что киевский князь имел архетипов для мужского населения Украины внешность - имел длинные усы, прическу с длинным прядью волос на бритой голове, сережку в одном ухе, белую рубашку и тому подобное.

После смерти княгини Ольги, перед новым походом Святослав "посадил своих сыновей Ярополка в Киеве, а Олега у древлян". Летопись сообщает, что на княжение в далекий Новгород никто из княжичей идти не хотел: "В это же время пришли новгородцы, прося себе князя:" Если не пойдете к нам, то мы найдем себе князя ". И сказал им Святослав:" чтобы хоть кто к вам пошел! ". и отказались Ярополк и Олег". Святослав вынужден был послать в Новгород Владимира - своего сына от придворной служанки Малуши.

Далее Святослав вновь отправился в Болгарию, которую уже считал своим владением. Однако он не знал, что византийцы подговорили болгар, чтобы те не пускали к себе Святослава. Византийцы опасались иметь рядом соседом такого мощного князя, как киевский. Большое болгарское войско собралось в Переяславец и напало на Святослава. Кровопролитная битва склонялась уже в пользу болгар, но воины Святослава в результате целого дня битвы все же победили. Святослав взял приступом Переяславец и вновь овладел Болгарским царством. Узнав, что киевского войска только 20000 (хотя на самом деле было еще меньше), византийцы снарядили значительную армию.

Летопись сообщает: "И когда увидели русские, то испугались весьма множества воинов. И сказал Святослав:" Уже нам некуда деться, а волей и неволей стать напротив. Поэтому не посрамим земли Русской, но ляжем костьми здесь, потому что мертвый стыда не верит. Если же побежим мы, - то стыд нам. Поэтому не убежим, а станем крепко, и я перед вами пойду. Если моя голова ляжет, - тогда подумайте о себе ". И сказали вой:" Где председатель твоя ляжет, там и свои головы мы сложим ". И приготовились к бою русские и греки напротив. И столкнулись оба войска, и обступили греки русов, и была сеча велика, и одолел Святослав, а греки побежали. и пошел Святослав, воюя, в город [Царьграда], и другие города разбивая, которые стоят пустыми и до сегодняшнего дня ".

Киевское войско стремительно пересекло болгарскую землю и Бал барские горы. Пройдя таким образом около 400 километров, оно осадило крепость Аркадиополь. Однако вскоре из Царьграда выступило большое византийское войско. В результате тяжелой осады Доростола Святославу удалось отбиться. В решающей битве перед городом князь Святослав приказал запереть за собой ворота, чтобы никто без его приказа не смог спрятаться за крепостными стенами в случае поражения. По византийским источникам на поле боя полегло до 16 000 воинов Святослава, однако победа в целом осталась за ним. Император Иоанн Цимисхий послал к князю послов с дарами. 24 июля 971 г.. Обе стороны заключили мирный договор.

Ослабленное киевское войско должно было возвращаться за подкреплениями: "Увидев же, что мало жены у него, он сказал себе:" Еще, обманув как-нибудь, побьют они жену мою и меня ", - так много погибло было в бою. И сказал он: "Пойду я в Русь, приведу еще дружины".

Греки дали знать печенегам, что Святослав возвращается в Киев с трофеями, пленом и немногочисленной женой. По берегу Днепра за войском, которое плыло в лодках, следовали многочисленные отряды печенегов. Войско князя Святослава перезимовавшего в Белобережье - на правом берегу Днепра ниже порогов. Летопись сообщает о голоде в армии, "так что по полтинника была голова лошадиная".

Весной 972 г.. Жена Святослава начала пробиваться через врагов. Вблизи порогов произошла битва с войском печенегов под руководством хана Кури. В бою храброго князя были убиты, с ним вместе погибло большинство воинов. Лишь небольшая часть войска под руководством воеводы Свенельда пробилась и достигла Киева. Летопись сообщает, что печенеги "взяли голову его [Святослава], и из черепа сделали чашу, оковав череп золотом".

Роль Святослава Храброго в истории Украины уникальна. Он чрезвычайно усилил военный престиж Киевского государства. Именно Святослав Храбрый разрушил конкурента Киева - Хазарскую государство, набегами и данью истощала славянские земли. Также Святослав Храбрый впервые в истории подчинил Киеву земли будущей Центральной России.

Кроме того, именно во времена князя Святослава Киевская власть впервые утверждается в Крыму, когда под контроль Киева отходят крымские владения Хазарии. в частности территории бывшего Боспорского царства на Керченском полуострове. В то же время балканские походы Святослава в конечном итоге закончились безрезультатно. Точно известно, что князь Святослав имел внешность, которая была архетиповой для воинов средневековой Украины, в частности в более поздние времена для казаков.

Языком первоисточников:

"Показался и Святослав, приток рекой на скифском лодке, он сидел на веслах и греб вместе с приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его (князя Святослава) внешность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с лохматыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбро- рад, с густым, очень длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все остальные части тела были вполне сопоставимы, однако выглядел он угрюмым и диким. в одно ухо его была одеть золотая серьга, она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одежда его была белая и отличалась от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в лодке на скамейке для гребцов, он поговорил немного с императором об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами ".

Лев Диакон, "История", X в.

"Когда князь Святослав вырос и возмужал, и начал воинов собирать много и храбрых, и сам-то был храбрый и легкий, исходя как барс, и войн много провел. И телег за собой не возил, ни котлов, ни мяса не варил а тонко нарезал конины, или зверя, или говядины И, жара запекая, ел. И шатра не было, а потница стелил, а седло в головах. И все его воины такими были. И посылал в иные земли, говоря: "Иду на вы "...

В год 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и одоливалы болгары. И сказал Святослав своим воинам: "Здесь нам и умереть. Ударим мужественно, братья и дружина!". А под вечер одолел Святослав [болгар] и взял город копьем, говоря: "Это город мой!". И послал к грекам [послов], говоря: "Хочу на вас идти и взять город ваш, как и этот». И сказали греки: "Мы не в силах против вас стать. Так что возьми с нас дань [себе] и на жену свою. Но скажите нам, сколько вас, чтобы мы отдали по числу воинов". А это говорили греки, обманывая русов: греки потому что есть хитроумные и сегодня. И сказал им Святослав: "Есть нас двадцать тысяч", - и добавил он десять тысяч, потому что было движении десять тысяч только. И снарядили греки сто тысяч на Святослава, и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли против движении. И когда увидели [это] русы, то испугались весьма [множества воинов]. И сказал Святослав: "Уже нам некуда деться, а волей и неволей [придется] стать напротив. Поэтому не посрамим земли Русской, ляжем костьми здесь, потому что мертвый стыда не претерпит. Если же побежим мы, - то стыд нам. Поэтому не убежим, а станем крепко, и я перед вами пойду. Если моя голова ляжет, - тогда [сами] подумайте о себе ". И сказали вой: "Где председатель твоя ляжет, там и свои головы мы сложим". И приготовились к бою русские и греки напротив [них]. И столкнулись оба войска, и обступили греки русов, и была сеча велика, и одолел Святослав, а греки побежали. И пошел Святослав, воюя, в город [Царьграда], и другие города разбивая, которые стоят пустыми и до сегодняшнего дня. И созвал царь [греческий Иоанн] в палату бояр своих, и сказал им: "Что сделаем? Ведь не можем мы стать против него". И сказали ему бояре: "Пошли ему дары. Испытывает его, падкий он к золоту или паволок?».

И послали к нему золота, и паволоки, и мужа мудрого и сказали ему: "Следи за взглядом его лицом его, и мыслями его". Он же [муж царям], взяв дары, пришел к Святославу. И когда пришли греки с подарком, он сказал: "Введите их сюда". И пришли и поклонились ему, и положили перед ним золота и паволоки. И сказал Святослав, в сторону глядя: "Спрячьте". И отроки Святославу, взяв [все] спрятали, а послы царю вернулись к царю. И созвал царь бояр, и сказали тогда посланы: "Когда пришли мы к нему, подняли дары, он и не взглянул на них, а повелел спрятать". И сказал один [боярин]: «Опыты его еще раз. Пошли ему оружие". Они послушали того и послали ему меч и другое оружие. И принесли ему меч и, взяв, стал любоваться [ним], и хвалить, и благодарить царю. И пришли [посланы] назад к царю и поведали все, что было. И сказали бояре: "Февралем будет [сей муж], потому имуществом пренебрегает, а оружие берет. Соглашайся дань". И послал царь [послов к Святославу], говоря так: "Не ходи в город, а возьми дань, даже которую ты хочешь", - так он за малым не дошел до Царьграда. И они ему дань, а он взял и за убитых, говоря: "Род возьмет". Взял он и дары многие и вернулся в Переяславец со славою великою ".

Летопись Русский, XI-XII вв.

Князь Святослав воин, который большую часть своей жизни провел в боях и походах. Он легендарный князь, который делил нужду и добычу со своими войнами. Буду князем, не брезговал быть, в дружине «как все». Нести ношу воина, было для князя удовольствием и необходимостью.

Единственным историческим источником времен становления древнерусского государства является летопись. Самая известная из летописей - «Повесть временных лет», за авторством .

Очень часто, происходит путаница в датах жизни и событий героев того времени. Святослав не исключение, из этого правила. Поэтому при изучении его жизни и деятельности, нужно обязательно помнить сей факт.


В какие походы ходил Святослав?(кратко)

  • Походы на Вятичей
  • Поход на Хазарский Каганат
  • Поход на Волжскую Булгарию
  • Первый Дунайский поход
  • Второй Дунайский поход
  • Поход Святослава на Вятичей

Вятичи ко времени прихода к власти Святослава, были последним племенем восточных славян, которые не в ходили в состав древнерусского государство. Вятичи были воинственным племенем. Любили грабить купцов и заезжих путников. Отлично обращались с оружием. Жили в основном за счет грабежа, охоты и собирательства. Племя проживало в междуречье Волки и Оки. Вятичи являлись вассалами Хазаркого каганата, платили дань.

Во время правления , Вятичи покорились киевскому князю. Но с его смертью, считали, что больше не обязаны соблюдать договоренности. Менталитет племени, сказывался на трактовку условий договора. Вятичи считали, что обязаны лишь Олегу, а после его смерти, его приемникам ничего не должны.

Князю Святославу нужно было доказать свою силу, право преемственность по отношению к Олегу. Усмирение непокорных Вятичей - заключительный штрих к окончанию дела объединения славянских племен и русских земель. В 964 году воинство Святослава ступило на земли Вятичей. Племя воевать с грозным киевским князем не отважилось. Святослав же пообещал избавить племя от дани Хазарскому каганату, который дружина шла громить. Вятичи с удовольствием пополняли воинство князя, и поучаствовали в разгроме Хазарии.


Разгром Хазарского Каганата

Хазарский Каганат - одно из самых мощных государств своего времени. Хазары несколько раз меняли свое вероисповедания. Сначала население верило в языческие культы. Потом, после набега арабов, хазары приняли ислам. Хазария находилась на пересечении важных торговых путей. Здесь шла бойка торговля, которая способствовала росту благосостояния государства. Особую роль играли иудейские купцы. Вскоре под их влияние, верхушка каганата приняла иудейство.

Хазары были не только отлично разбирались в экономики. Они любили совершать набеги на соседей, угонять людей в рабство. В самом государстве процветала работорговля, которая была значимой строкой в доходах бюджета.

Силы русского государства росли. Наличие такого соседа как Хазария, представляло значимую опасность. Нужно было действовать. Святослав с дружиной отправились в поход. Русское войско быстро продвигалось вглубь границ Хазарии. Окончательную победу знаменовало взятие столицы государства - города Итиля. В разных источниках, отмечают разные даты разгрома Хазарии - 964 или 965 годы.

Победа была грандиозной. Авторитета и мощь киевского государства на международной арене значительно вырос. В Киев князь возвращался через земли Вятичей. Он потребовал от племени дань и признание старшинства. Вятичи согласились на все условия.


Походы на Волжскую Булгарию

Волжская Булгария - сильное государство, которое граничило с Русью. Арабский историк Ибн Хаукаля, считает, что перед разгромом Каганата, Святослав с дружиной зашел в земли Булгар. Князь собрал здесь большую добычу, дружина была довольна.


Дунайские походы Святослава

Дунайские походы князя Святослава - история, которая овеяла его имя легендой. История Дунайских походов началась в 967 году. Император Византии Никифор Фока задумал руками русского воинства подчинить себе Болгарию. Император отправил гонца - патриция Калокира. Калокир обещал Святославу богатую дань, если тот покорит для Императора Болгарию.

Византийцы находились в постоянной войне с арабами. Арабы были сильным противником, оттягивающие на себя всю мощь империи. Византийцы здраво рассудили, что решить Болгарский вопрос можно с помощью русов.

Вспомним немного историю Византии. Западная часть Римской империи пала, это стало последствие великого переселения народов. Восточная устояла. В состав восточной Римской Империи входили территории Балкан. В те земли хлынули славянские племена. Когда славянское население стало - большинством, началась борьба за независимость от императора. В 681 году Болгария получила независимость, в ходе многолетней кровопролитной войны.
Киевского князя привлекала война. Он охотно согласился на условия Византии и отправился с дружиной в поход. Дружина по Днепру сплавилась в Черное море, оттуда отправилась в Болгарские земли. Болгарский царь Петр не ожидал появление киевских дружин. Кровопролитная, но короткая война закончилась победой Святослава.

Византия одарила киевского князя богатой данью. Но вот сам князь выполнять свои обязательства не торопился. Князь загорелся идеей создания огромного государства. Столицей своих владений он мечтал сделать город Переяславец. Княгиня Ольга, сказала сыну, что после ее смерти он может заниматься реализацией своих планов. Но пока нужно оборонять Киев.

Политика императора Византии потерпела провал. В государстве Византийском случился переворот, место Никифора Фоки занял полководец Иоанн Цимисхий. Сюжет лихо закручивался.


Второй Дунайский поход Святослава

Второй дунайский поход князя Святослава датируется 969-971 годами.

Умерла, и князь стал в праве делать то, что ему хочется. Территорию Киевской Руси он раздели между тремя сыновьями, заложив основы для будущей первой усобицы.

Внутренняя политика князя интересовала мало, поэтому он отправился в Болгарию. Его путь лежал в Переяславец. Пока князь был в Киеве болгары, сумели захватить город. Создание русско-болгарского государства их не прельщало. Под стенами города завязался бой. Русское войско одержала дорогую победу. Царь Борис II признал себя вассалом Киева.

Войска царя Бориса пополнили воинства Святослава. Царь руководил в походе конницей. Вместе с Свенельдом, командующим пехотой русского войска, объеденное воинство покорило «Долину роз». Это Византийские земли, населенные преимущественно болгарами. Святослав устроил здесь массовые казни, тех, кто намеревался поддержать императора Византии.

Далее Святослав собирался захватить Царьград. Византийцы тянули время, посылали гонцов, хотели откупиться. Узнавали численность войска. В итоге, пока шли переговоры, греки собрали воинство, которое значительно превосходило союзников по численности.

Вскоре состоялся крупный бой под Адрианополем. Союзники проиграли грекам. Дух воинства упал, печенеги и венгры решили покинуть дружину Святослава.
Весной 971 года греки обрушили всю мощь своей армии на войска князя. Сначала захватили Переяславец, потом осадили Доростол. Враги нанесли друг - другу огромный урон. Много знатных греков и русов полегло в той битве, много сильных и достойных мужей.

Святослав, понимал, что дело обстоит не самым лучшим образов. Он посла гонцов-парламентеров в греческий стан. Стороны договорились о мире. Греки заплатили дань, на 10 тысяч русских воинов. Все прежние договоренности были сохранены. Русские купцы могли выгодно торговать с Византией, а греки в свою очередь могли в любой момент попросить у Святослава защиты.


Возвращение в Киев

Дружинники отправились в сторону Киева. Дошли до Днепра, где на острове Хортица на них напали печенеги. В ходе битвы князь Святослав был убит. Лишь малая часть дружины смогла вернуться домой.

Походы Святослава видео

Карта походов Святослава




Итоги

Походы Святослава - славная страница в истории ратных подвигов Киевской Руси. Наверное, именно Святослав, своими походами, заложил в людях, то, что сегодня принято называть русским духом.