Тема урока:

10 класс

Данная работа представляет собой методическую разработку для проведения урока по теме «Первая помощь при кровотечении» (Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях) в 10 классе в соответствии с программой предметного курса «Начальная военная подготовка и медико-санитарная подготовка 10-11 класс» (к действующей программе среднего общего образования. Авторы: М.П.Черникова,

В.В. Горохова), Донецк 2015 год.

Разработка содержит:

    конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся, продолжительностью этапов урока (в виде таблицы) и ожидаемыми результатами;

    презентация: «Как правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении», (созданы в Power Point );

    видеофайл «Первая медицинская помощь при кровотечении» (формат МР 4);

    Приложение: № 1-карточки с заданиями для групповой работы; № 2-алгоритм практического задания в группе; № 3-карточки с описанием жизненных ситуаций; № 4-рефлексия (вопросы-размышления); № 5-подведение итогов (логическое завершение урока); № 6-раздаточный материал в виде схем и рисунков (интернет-ресурсы);

В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows : Word , Power Point . Видеоматериал и презентация были взяты с ресурса YouTube .

Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2003.

Урок знакомит учащихся с мерами по оказанию доврачебной помощи. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников. Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания. Домашнее задание имеет творческий характер.

Тема: Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Цели и задачи:

    формирование первичных навыков определения типа кровотечения; изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при кровотечении;

    развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях;

    воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке, бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма работы: урок с использованием информационных технологий

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Как правильно оказать первую медицинскую помощь», видеофайл «Первая помощь при кровотечении», раздаточный материал: виды кровотечений, первая помощь при разных видах кровотечений (приложение 4), аптечка: бинты узкие и широкие, стерильные марлевые салфетки, пакет перевязочный, перчатки, ткань, косынка, йод, перекись водорода, лейкопластырь, жгут, ремень, ножницы, градусник, лекарства, ручка, фломастер, бумага.

Ход урока

Актуализация опорных знаний, полученных ранее, формирование мотивации учащихся на изучение темы.

Учащиеся получают положительный настрой на необходимость оказывать первую помощь пострадавшим

Объяснение нового материала

До 21 мин

Беседа, групповая работа с инструкцией «Шпаргалка», «Научи другого», практическая игра «Эрудит»

Усвоение материала о видах кровотечения, правилах оказания первой медицинской помощи

Ученики должны знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечения

Закрепление изученного материала

Подведение итогов, рефлексия

Домашнее задание

До 15 мин

4 мин

1 мин

Игра «Спасатель», просмотр видеофильма.

Учащиеся высказывают свои мнения

Закрепление полученных в ходе урока знаний о видах кровотечения, способах остановки кровотечения.

Учащиеся на практике учатся оказывать первую помощь при различных видах кровотечения.

Логическое завершение урока

1. Организационный этап.

2 . Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация.

Учитель. Из всех критических состояний, возникающих в повседневной жизни, наиболее грозными и опасными остаются кровотечения.

Кровотечение - это выход крови из просвета кровеносного сосуда вследствие его повреждения или нарушения проницаемости его стенки.

Актуальность данной патологии определяется, прежде всего, ростом абсолютного числа тяжелых повреждений в условиях бурного развития техники и транспорта, боевых действий в отдельных регионах. Различные повреждения являются весомыми составляющими кровопотери и шока, которые часто приводят к гибели пострадавших на месте происшествия, во время транспортировки или в стационаре.

Помощь больному с кровотечением в автономных условиях крайне ограничена. Поэтому прогноз зависит от характера и тяжести кровотечения, кровопотери, от того, насколько правильно и вовремя оказана первая медицинская помощь.

    В результате чего у нас могут возникнуть кровотечения? (слайд 3)

    Какие бывают виды кровотечений?

3.Изучение нового материала.

1. Рассмотрите рисунки. Что вы на них видите? (слайд)

1.Определение кровотечения (слайд 2).

(в конспект записать тему урока и определение)

2.Виды кровотечений (записать в тетрадь виды кровотечений ) (слайд 4)

3.Характеристика различных видов кровотечений, способы остановки кровотечений (слайды 5-9)

«Шпаргалка»

Для выполнения следующего вида работы учеников объединить в группы по 2-3человека. Раздать каждой группе карточки с вопросами (приложение №1) , выдать инструкции с характеристикой различных видов кровотечений, способами остановки кровотечений (приложение № 4).

Учитель: С помощью инструкции составьте «шпаргалки» по карточкам, которые вы получили, найдите ответы на заданные вопросы.

Каждая группа зачитывает свою «шпаргалку», не называя вид кровотечения. Задача всех остальных учеников определить, о чем идет речь (слайд 10-11).

«Эрудит» (приложение № 2)

4.Закрепление.

Учитель: Человек без ущерба для здоровья может потерять до пол-литра крови. Потеря крови свыше одного литра уже несет опасность для организма, а утрата крови в объеме два литра требует ее немедленного восполнения - иначе возможен смертельный исход. Вот почему нам так важно знать, как остановить кровотечение.

«Спасатель» (приложение №3)

На столе учителя разложены карточки с творческими заданиями (различные жизненные ситуации). Учащиеся выбирают определенный вариант. Работают в группах, находят правильное решение и демонстрируют всем алгоритм оказания первой помощи при кровотечении (в зависимости от ситуации).

Просмотр видеофрагмента «Первая помощь при кровотечении»

5.Рефлексия (приложение № 4)

6.Подведение итогов (приложение № 5)

Объявление оценок учащимся.

7.Домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.

Приложение № 1 «Шпаргалка», « Научи другого».

Карточки:

1. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки артериального кровотечения?

    Каковы способы остановки артериального кровотечения?

2. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки венозного кровотечения?

    Каковы способы остановки венозного кровотечения?

3. Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки капиллярного кровотечения?

    Каковы способы остановки капиллярного кровотечения?

4. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки внутреннего кровотечения?

5.Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки кровотечения из носа?

    Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?

Приложение № 2. « Эрудит»

Учитель: У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие различные средства, препараты на все случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных видах кровотечения. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны

Приложение № 3. « Спасатель»

Группа 1. Дети во дворе играли в прятки. Задев друг друга во время бега,

ребята упали. Один из них сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения. Окажите ПМП.

Группа 2 . Парень ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения. Какова первая помощь?

Группа 3. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 4. В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 5. Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа резаная рана размером 3x1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая помощь?

Приложение № 4. Рефлексия.

На уроке мне понравилось…

На уроке мне запомнилось…

На уроке я научилась…

Приложение № 5. Подведение итогов.

Да, мы знаем теперь виды кровотечений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль. Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.

Как вы понимаете слова Бернарда Шоу: « Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди»?

Приложение № 6. Кровотечения

Опасность кровопотери

В организме взрослого человека около 5 л крови и потеря около 2 л уже опасна для жизни (причём мужчины хуже переносят кровопотерю, чем женщины). При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов.

Капиллярные кровотечения

Капиллярные кровотечения возникают даже при незначительном ранении.

Признаками кровотечения из капилляров является: темно-красный цвет крови, истекание крови небольшой струйкой (при поверхностных порезах) или равномерное выделение крови по всей поверхности раны (при ссадинах). Кровь движется по капиллярам медленно, поэтому такое кровотечение легко остановить.

При оказании помощи нужно обработать рану настойкой йода или раствором бриллиантового зелёного («зелёнка») и наложить чистую марлевую повязку.

Венозные кровотечения

Более сильные кровотечения возникают при повреждении вен - венозные кровотечения. Струя крови (тёмно-красного цвета с синеватым оттенком), вытекающая из крупной вены с довольно большой скоростью, не даёт образоваться тромбу, прекращающему кровотечение.

За короткое время человек может потерять много крови. Для остановки небольшого венозного кровотечения достаточно наложить на рану давящую повязку (туго забинтовать). Повязка, сжимая стенки пораненного сосуда, не даст крови вытекать из него. Затем пострадавшего необходимо отправить в медицинское учреждение.

При повреждении крупных вен давящая повязка может не остановить кровотечения. Поэтому в таких случаях поступают так же, как при артериальных кровотечениях, - накладывая жгут (ниже места ранения).

Артериальные кровотечения

Самыми опасными для жизни человека являются кровотечения, возникающие при повреждении артерий. Давление в артериях высокое, и при артериальных кровотечениях яркая алая кровь пульсирует и б ьёт фонтаном из раны.

Первая помощь: пережать повреждённую артерию выше места кровотечения, наложить жгут и отметить время его наложения (написать записку и положить её под жгут).

Обрати внимание!

При артериальном кровотечении жгут накладывают выше места ранения , при венозном - жгут или давящая повязка накладывается ниже места ранения .

Жгут делают из материи, резины или любого другого материала, которым можно туго перетянуть конечность. Под жгут обязательно подкладывают мягкую ткань, для того чтобы при его закручивании не повредить кожу. Если жгут наложен правильно, то кровотечение останавливается, конечность бледнеет, пульс на ней пропадает.

Обрати внимание!

Если не добиться полного исчезновения пульса на лучевой артерии, то уже через 10-15 минут рука отечёт и посинеет. Тогда жгут можно будет снять только при условии ампутации руки.

Пострадавшего необходимо срочно доставить к врачу, так как лишать конечность кровоснабжения надолго нельзя.

Обрати внимание!

Через каждые 30-40 минут, независимо от времени года, следует снимать жгут на 20-30 секунд (до порозовнения кожи ниже его наложения). Это делают для того, чтобы кровь могла попасть в повреждённую конечность для снабжения её кислородом и выноса продуктов обмена. Затем жгут следует наложить снова ниже или выше его прежнего расположения. Таким образом, можно поступать в течение нескольких часов. Время, указанное в записке, не менять.

Внутренние кровотечения

Если при травме организма кровь выходит из повреждённых сосудов в полость тела и межтканевые промежутки, то такое кровотечение называют внутренним. Результаты небольших внутренних кровотечений - это синяки , возникающие при небольших ушибах, растяжениях связок и т. п.

Внутренние кровотечения брюшную полость, полости груди и черепа) особенно опасны. Хотя кровь и не выходит за пределы организма, но она покидает кровяное русло: давление в сосудах падает и органы не получают достаточного количества кислорода и питательных веществ.

При внутренних кровотечениях пострадавший бледнеет, его пульс учащается и слабеет, дыхание делается частым и поверхностным.

В этом случае нужно срочно вызвать врача. До его приезда пострадавшего человека следует уложить, обеспечить приток свежего воздуха, а к предполагаемому месту кровотечения прикладывать что-нибудь холодное: бутылку или грелку с холодной водой, пакет со снегом или льдом.

Травмы головы

Если ушиблена голова, то на травмированном месте возникает шишка, то есть скопление крови в надкостнице. Если приложить к этому месту что-нибудь холодное, то кровоток в этом месте ослабнет и шишка будет меньше.

За пострадавшем при ушибе головы нужно внимательно следить. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга и больного надо доставить в медицинское учреждение, причём лёжа (обеспечив неподвижность головы).

Обрати внимание!

Венозное кровотечение из ран на голове представляет гораздо большую опасность, нежели артериальное. При ранении вен головы в них всасывается воздух, что может привести к мгновенной смерти от воздушной эмболии в течение 3-5 секунд.

Тема урока: Первая помощь при кровотечениях.

Гигиена сердечно-сосудистой системы

Цел и:

образовательные: изучение факторов, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему; ознакомление с мерами первой довра-чебной помощи при кровотечениях;

развивающие: развитие логического мышления па основе рас-крытия причинно-следственных связей;

воспитательные: формирование валеологических знаний и умений.

Оборудование, средства обучения; рисунок 50 учебного пособия, жгут, подручные средства для остановки кровотечения, иллюстрированный раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

  1. Организационный момент

Ребята, давайте позитивно настроимся на работу, поднимем настроение себе и присутствующим. Посмотрите на меня, теперь друг на друга и подарите добрую улыбку. Искренняя улыбка - успех в любой работе. И с хорошим настроением начнем работать.

  1. Проверка домашнего задания

1.Устный контроль знаний (ответ учащегося у доски)

2. Письменный контроль (3-е учащихся получают индивидуальные задания на карточках)

III. Актуализация знаний.

1. В каких сосудах скорость кровотока максимальна?

2. В каких сосудах скорость кровотока минимальна?

3. Что относится к причинам движения крови?

Уверена, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктом, с душой. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим,как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Помочь пострадавшему может только тот, кто СУМЕЕТ. Для того, чтобы суметь, надо знать и уметь. Вот и мы сегодня будем учить себя оказывать первую доврачебную помощь при различных кровотечениях. И так тема нашего урока « Первая помощь при кровотечениях.

Гигиена сердечно-сосудистой системы» (учащиеся записывают тему урока в в рабочие тетради). Во первых, нам с вами необходимо изучить виды кровотечений. Для того, чтобы знать какую первую доврачебную помощь необходимо оказать пострадавшему. Во вторых,нам необходимо ознакомится,как правильно оказывать первую помощь, не навредив пострадавшему.И в третьих, нам необходимо ознакомиться с факторами, негативно влияющими на сердечно-сосудистую систему. И так,задачи поставлены, приступим к их выполнению.

Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 крови является угрожающей жизни, особенно в случаях вытекания.

Нарушение целостности кожи и мягких тканей, как правило, сопровождается кровотечением. Вам наверняка в своей жизни приходилось сталкиваться с этим явлением. Кровотечения могут быть внешними и внутренними, когда кровь выливается наружу, и внутренним, когда целостность кожных покровов не нарушена и кровь изливается внутрь органа, в полость тела или межклеточное пространство. При небольших поверхностных поражениях сосудов, когда кровь вытекает в рыхлую клетчатку, обычно возникает гематома (синяк). Со временем кровь на-чинает свертываться, а гемоглобин разрушаться. В зависимости от степени его разрушения гематома выглядит вначале красной, затем фиолетовой, синей, зе-леной и, наконец, желтой. После этого она рассасывается и исчезает. По цвету синяка можно судить, о давности ушиба. При ушибе головы излившаяся из сосудов- кровь скапливается под надкостницей, образуя «шишку». «Шишку» можно уменьшить, прижав к ушибленному месту холодный предмет. Холод способствует сужению сосудов и уменьшению боли. Как распознать более серьезное внутреннее кровотечение?

Первая помощь при внутреннем кровотечении.

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость. Признаки внутреннего кровотечения: бледность, головокружение, зевота, обморок, липкий холодный пот, дыхание поверхностное, слабый частый пульс (на партах). Больному нужно придать полусидячее положение, обеспечить ему полный покой, приложить холодный компресс к предполагаемому месту кровотечения и как можно скорее вызвать врача или доставить в больницу. На (на партах) перечислены действия, которые необходимо предпринимать при внутреннем кровотечении.

Выделяют три типа наружного кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное. (на рисунке 50., стр. 99, показаны виды кровотечений).

Таблица. Первая помощь при кровотечениях

Вне зависимости от его типа,кровотечение надо как можно скорее остановить. При значительном кровотечении необходимо вызвать врача.

Наружное кровотечение бывает при всяком ранении. Если рана, например, на руке или на ноге, неглубокая и небольшая, кровоточит как губка - повреждены .

Признаки капиллярного кровотечения.

Обычно такое кровотечение не сопровождается значительной потерей крови и легко останавливается.

при капиллярном кровотечении. Чтобы остановить капиллярное кровотечение, достаточно обработать края раны спиртосодержащим раствором, наложить на неё асептическую повязку и потуже забинтовать. Повязка должна состоять из нескольких слоёв марли и ваты.При этом надо следить за тем, чтобы не перетянуть руку (или ногу) слишком туго, т.е. чтобы ниже перевязки кожа не посинела. Пример, как останавливать капиллярное кровотечение, представлен на рисунке (на партах)

Если кровь из раны бьёт прерывистой струёй или фонтанчиком, цвет крови ярко красный значит, повреждена крупная артерия. На рисунке (рис.50) представлены признаки артериального кровотечения .

При артериальном кровотечении пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в медицинское учреждение, но предварительно постараться остановить кровотечение, наложив кровоостанавливающий жгут или закрутку. Для этого конечность (если нет перелома) надо приподнять, и выше раны, ближе к туловищу, наложить резиновый жгут (жгут при наложении растянуть) и, обведя его 2-3 раза вокруг конечности, завязать узлом. Закрутку можно сделать из носового платка, верёвки или оторванной от рубашки полосы, связав её концы. Затягивать закрутку следует палочкой (или карандашом) до прекращения кровотечения. Чтобы не повредить кожу, под закрутку или жгут надо подложить мягкую ткань. Жгут или закрутку можно держать не более полутора - двух часов летом и 50 минут - 1 час зимой, иначе может произойти омертвение конечности ниже места наложения жгута или закрутки. Если жгут или закрутка лежат больше положенного времени, их надо каждый час, а зимой каждые полчаса отпускать на 10 минут, прижав на это время артерию пальцами к кости выше раны: сонную артерию - к поперечным отросткам шейных позвонков, подключичную артерию - к ключице, бедренную артерию - к бедренной кости, плечевую артерию - к плечевой кости. Останавливать кровотечение, прижав пальцем артерию выше раны, следует в том случае, когда под рукой нет жгута или готовят закрутку, так как большая потеря крови может оказаться гибельной. На рисунках (на партах) показаны примеры того, как оказывать первую помощь при кровотечениях.

А теперь давайте представим,ситуацию, пострадавший с артериальным кровотечением, ему необходимо незамедлительно оказать первую доврачебную помощь, ваши действия? Д.О. « Первая помощь при артериальном кровотечении.»

Если кровь из раны не бьёт фонтаном, а течёт равномерной струёй и имеет тёмно - красный цвет, то повреждена вена (рисунок 50, учебник).

При венозном кровотечении надо наложить на рану давящую асептическую повязку. Если повязка не помогает, необходимо наложить жгут или закрутку ниже раны. При этом надо следить, чтобы кровотечение не усиливалось, что часто случается при недостаточном затягивании. На рисунке (на партах).

1. Остановка кровотечения является важным элементом оказания как доврачебной, так и квалифицированной врачебной помощи.

2. Выделяют две основных группы методов остановки кровотечения: временные и окончательные. Временные относятся к методам доврачебной помощи, с их помощью можно остановить кровотечение на 1—3 часа, что позволит доставить пострадавшего к месту оказания квалифицированной врачебной помощи.

3. Временная остановка кровотечения: сдавление в ране (тугое тампонирование и тугая повязка), остановка положением (возвышенное положение конечности и шинирование или иммобилизация),прижатие на протяжении (валиками с максимальным сгибанием , пальцевое, наложение жгута и прижатие в местах сгиба), термическая остановка с помощью низкой температуры.

Физкультминутка .

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка

И так, еще раз, обратите свое внимание на тему урока, какая из задач у нас осталась не выполнена? Верно,мы еще не ознакомились с факторами, которые негативно влияют на сердечно-сосудистую систему. Каждый человек, чтобы сохранить свое здоровье, должен знать о том отрицательном влиянии, которое оказывают на сердечно-сосудистую систему, следующие факторы (сообщения учащихся).После выступлений учащиеся делают вывод.(Каждый, чтобы сохранить свое здоровье, должен помнить о том отрицательном влиянии на сердечно-сосудистую систему, выше названных факторов.

V. Закрепление изученного материала.

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.

Пациент 4: у него бледность кожи, липкий пот, дыхание поверхностное, пульс слабый.

Беседа по вопросам:

1.Какие бывают виды кровотечений?

2.Какие признаки артериального кровотечения?

3.Какие признаки внутреннего кровотечения?

4.Какие признаки капиллярного кровотечения?

6.Факторы, негативно влияющие на сердечно- сосудистую систему….

VI. Подведение итогов.

Выставление отметок за активную работу на уроке, сообщения.

Рефлексия. (А сейчас, каждый, подумайте, на сколько вам было интересна и полезна полученная информация на уроке? Если вам было интересно и вы с пользой для себя провели это время, поднимите,пожалуйста две руки, если вам было трудно, не интересно, и считаете, что полученные знания вам не полезны, поднимите одну руку.)

VII .Домашнее задание. Изучить § 33, ответить на вопросы к пара-графу; подготовиться к тестовой проверочной работе по теме «Сердеч-но-сосудистая система».

Спасибо за внимание!

Урок проводится в форме обучающей игры. Класс это бригада скорой помощи, которую возглавляет врач (учитель). Он отвечает за работу бригады и контролирует её действия.

ТЕМА : «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи урока:

1) научить учащихся распознавать капиллярное, венозное и артериальные
кровотечения;

2) формировать умения оказывать первую медицинскую помощь;

3) углубить знания по теме «Кровь», «Кровообращение»;

4) познакомить с медицинскими профессиями;

5) совершенствовать умения учащихся делать логические выводы,

обобщения;

Цель работы : научиться распознавать и оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений.


Ход урока:

Учитель:

Назовите общую тему, над которой мы работаем с вами уже несколько уроков? (Кровеносная система)

Что такое кровь?

Назовите функции крови?

Каким главным свойством обладает кровь? (обладает текучестью)

Когда у человека появляется рана, что открывается (кровотечение), чтобы остановить кровотечение, что нужно сделать? (Оказать первую помощь)

И так из того, что вы сказали, выделим главные слова, это: кровотечение и первая помощь. Подумайте и скажите, какова тема сегодняшнего урока «Первая помощь при кровотечениях»

Какова цель нашей работы? (научиться оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений).

Учитель: в знаменитой врачебной «клятве» Гиппократ провозгласил - всё обращать к выгоде больных, «воздерживаясь - от причинения всякого вреда и несправедливости». Для каждого врача эти слова должны быть законом, необходимо использовать все средства для спасения больного.

Сегодня на уроке

работает медицинская бригада, в состав которой входит врач Елена Анатольевна, медсестра Камила, санитар Павел.

Начнём свой рабочий урок с планерки:

1. Как называются красные кровяные клетки? (эритроциты)

2. Почему кровь имеет красный цвет? (гемоглобин)

3. Самые мелкие кровеносные сосуды (капилляры)

4. Самый крупный кровеносный сосуд (аорта)

5. Какие ещё есть сосуды в организме человека? (вены)

Существуют 3 вида кровотечения:

Если повреждены сосуды капилляры…это капиллярное кровотечение

Если повреждены вены…венозное

Аорта ….артериальное

(На доске заполняется схема и вывешиваются рисунки рук)

Учитель: Чтобы отправиться на выезд и оказать первую помощь при остановке кровотечения, медицинская бригада скорой помощи должна знать признаки кровотечений и как оказать первую помощь выполнит задание в рабочей тетради, заполнить таблицу, воспользуемся текстом учебника на стр задание

Вы должны выделить признаки каждого кровотечения и как оказать первую помощь пострадавшему

ФИЗМИНУТКА Вы проделали большую работу и немного устали, давайте отдохнем. Сели правильно, закрыли глаза, сделали глубокий вдох и выдох открыли глаза и приступили к работе

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учитель: В организме человека около 5л крови, потеря 1/3 угрожает жизни. От ваших правильных действий зависит здоровье человека

К вам доставили пациента с определенными симптомами кровотечения. Какую первую помощь вы будете оказывать?

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.

На столе разложены предметы. Наложите жгут с помощью подручных средств носового платка и карандаша, воспользуйтесь рисунком учебника.

Давайте подведем итоги и посмотрим краткий курс остановки разных видов кровотечений:





Правила наложения жгута




Первая помощь при внутреннем кровотечении.

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость



Учитель : спасибо за вашу активную работу. Я как Врач бригады скорой медицинской помощи ставлю оценки за работу своим помощникам.

Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами своё отношение к уроку:

Если вам было интересно и всё понятно, поставьте!!;

Если интересно, но не всё понятно, поставьте!?;

А, если вам было не интересно и не понятно, поставьте 00

Домашнее задание: параграф, в рабочей тетради выполнить задание, творческая работа сделать памятку по оказанию первой помощи при кровотечениях

Урок окончен. Спасибо всем.