В настоящее время оценка по шкале Апгар как критерий для показаний к реанимации подлежит пересмотру, однако оценивать эффективность реанимации и динамику по указанной шкале вполне допустимо. Дело в том, что для получения количественной оценки состояния новорожденного надо ждать целую (!) минуту, в то время как реанимационные мероприятия должны быть начаты в первые 20 с, а к концу 1-й минуты следует дать оценку по шкале Апгар. Если она составит менее 7 баллов, то в дальнейшем следует проводить оценку каждые 5 минут, пока состояние не будет оцениваться в 8 баллов (Г. М. Дементьева с соавт., 1999).

Следует отметить, что алгоритмы проведения реанимационных мероприятий остаются в основном такими же, как и у взрослых. Однако в выполнении отдельных приемов есть различия, обусловленные анатомо-физиологическими особенностями новорожденных. Реанимационные мероприятия (принципы А, В, С по П. Сафару ) заключаются в следующем:

А — обеспечение проходимости дыхательных путей;

В - восстановление дыхания;

С - восстановление и поддержание гемодинамики.

При выполнении принципа А обеспечивается правильная позиция новорожденного, отсасывание слизи или околоплодных вод из ротоглотки и трахеи, интубация трахеи.

Выполнение принципа В предполагает различные приемы тактильной стимуляции со струйной подачей кислорода через маску, проведение искусственной вентиляции легких.

Выполнение принципа С предполагает непрямой массаж сердца и медикаментозную его стимуляцию.

Проведение ИВЛ необходимо в том случае, если ребенок не откликается на тактильную стимуляцию, при сохранении брадикардии и патологических типов дыхания. Вентиляцию под положительным давлением можно проводить с помощью специальных дыхательных мешков (мешок Амбу), масок или эндотрахеальной трубки. Особенностью мешков является наличие клапана сброса обычно при давлениях, превышающих 35-40 см вод. ст. Дыхание проводится с частотой 40-60 в мин. Важно обеспечить первые 2- 3 вдоха с давлением 40 см вод. ст. Это должно обеспечить хорошее расправление легких, реабсорбцию лимфатической и кровеносной системами внутриальвеолярной жидкости. Дальнейшие вдохи можно осуществить с пиковым давлением в 15-20 см вод. ст.

При восстановлении эффективной сердечной деятельности (>100 ударов в мин.) и спонтанного дыхания вентиляцию можно отключить, оставив только оксигенацию.

Если спонтанное дыхание не восстанавливается, то вентиляцию следует продолжать. Если частота сердечных сокращений имеет тенденцию к увеличению (до 100-120 в мин.), то ИВЛ следует продолжить. Наличие стойкой брадикардии (менее 80 в мин.) является показанием к проведению ИВЛ.

Учитывая возможность перерастяжения кислородно-воздушной смесью желудка с последующей аспирацией, необходимо ввести желудочный зонд и держать его открытым.

Очень важен при интубации трахеи правильный подбор диаметра интубационной трубки. При массе тела менее 1000 г - 2,5 мм; 1000-2000 г - 3,0 мм; 2000-3000 г - 3,5 мм; более 3000 - 3,5- 4 мм. Сама интубация должна носить максимально щадящий характер и быть законченной в течении 15-20 секунд. Следует помнить, что манипуляции в области голосовых связок могут сопровождаться нежелательными вагальными рефлексами. В данном случае мы не будем описывать их, т.к. они подробно освещены в специальных руководствах.

Непрямой массаж сердца осуществляется через 15-30 с после начала проведения ИВЛ или ингаляции кислорода, если частота сердечных сокращений составляет 80 в мин. и менее и не имеет тенденции к нормализации.

Для проведения массажа сердца ребенка лучше уложить на твердую поверхность с небольшим валиком под плечами для создания умеренного положения разгибания. Точка давления на грудину находится на пересечении межсосковой линии и серединной линии, но пальцы должны располагаться чуть ниже, не закрывая найденную точку. Глубина погружения грудины 1-2 см. Частота нажатий на грудную клетку должна выдерживаться в пределах 120 в минуту. Количество вдохов должно составлять 30-40 в мин., соотношение вдохов к числу нажатий на грудную клетку составляет 1:3; 1:4.

Для осуществления непрямого массажа сердца у новорожденных (и именно у них) предложено 2 способа. При первом способе 2 пальца руки (обычно указательный и средний) помешаются на точку давления, а ладонь другой руки подкладывается под спину ребенка, создавая, таким образом, противодавление.

Второй способ заключается в том, что большие пальцы обеих рук расположены рядом в точке давления, а остальные пальцы обеих рук располагаются на спине. Этот способ более предпочтителен, так как в меньшей мере вызывает утомление рук персонала.

Каждые 30 с следует контролировать частоту сердечных сокращений и если она меньше 80 сокращений в мин., следует продолжать массаж с одновременным введением медикаментозных препаратов. Если имеет место увеличение частоты сокращений, то от медикаментозной стимуляции можно отказаться. Медикаментозная стимуляция показана также при отсутствии сердцебиений после 30 с вентиляции под положительным давлением 100% кислородом.

Для введения лекарственных препаратов используется пупочная вена через катетер и эндотрахеальная трубка. Надо помнить, что катетеризация пупочной вены является угрожающим фактором риска по развитию септических осложнений.

Адреналин готовят в разведении 1:10000 (1мг/10мл), набирают в шприц 1 мл и вводят внутривенно, либо через интубационную трубку в дозе 0,1-0,3 мл/кг. Обычно дозу, вводимую в интубационную трубку, увеличивают в 3 раза, при этом объем разводят физиологическим раствором и быстро вводят в просвет трубки.

Если частота сердечных сокращений через 30 с не достигает 100 ударов в мин, то следует повторять введения каждые 5 мин. Если у ребенка заподозрена гиповолемия, то в течение 5-10 минут вводят препараты, восполняющие сосудистое русло: изотонический раствор хлорида натрия, раствор Рингера, 5% альбумина в общей дозе до 10 мл/кг массы тела. Отсутствие эффекта от этих мероприятий является показанием к введению гидрокарбоната натрия из расчета 1-2 ммоль/кг (2-4 мл/кг 4% раствора) со скоростью 1 ммоль/кг/мин. Если эффекта не обнаруживается, то сразу после окончания инфузии следует повторить весь указанный объем помощи.

Если имеются подозрения на наркотическую депрессию дыхания (введение морфиноподобных препаратов во время наркоза, мать-наркоманка, принявшая перед родами наркотики), то требуется введение антидота налоксона в дозе 0,1 мг/кг массы тела. Ребенок должен находиться под мониторным контролем в связи с тем, что после окончания действия антидота (1-4 часа) возможно повторное угнетение дыхания.

Реанимационные мероприятия заканчиваются в том случае, если в течение 20 мин. не удалось восстановить сердечную деятельность.

При проведении реанимационных мероприятий особое внимание следует уделять поддержанию теплового режима , т.к. даже в условиях обычного теплового режима в родильном зале (20-25°С) сразу после рождения температура тела снижается на 0,3°С, а в прямой кишке - на 0,1 °С в мин. Охлаждение может вызвать даже у доношенных новорожденных метаболический ацидоз, гипогликемию, нарушения со стороны дыхания и задержку в его восстановлении.

Лысенков С.П., Мясникова В.В., Пономарев В.В.

Неотложные состояния и анестезия в акушерстве. Клиническая патофизиология и фармакотерапия

Врачам любых специальностей приходится учить других и самим выполнять манипуляции, связанные с неотложной помощью и спасением жизни пациента. Это самое первое, что студент-медик слышит в университете. Поэтому особое внимание уделяется изучению таких дисциплин, как анестезиология и реанимация. Обычным людям, не связанным с медициной, тоже не помешает знать протокол действий в угрожающей жизни ситуации. Кто знает, когда это может пригодиться.

Сердечно-легочная реанимация - это процедура по оказанию неотложной помощи, направленная на восстановление и поддержание жизнедеятельности организма после наступления клинической смерти. Она включает в себя несколько обязательных этапов. Алгоритм СРЛ был предложен Петером Сафаром, и в его честь назван один из приемов по спасению пациента.

Этический вопрос

Не секрет, что врачи постоянно сталкиваются с проблемой выбора: что лучше для их пациента. И нередко именно он становится камнем преткновения для дальнейших лечебных мероприятий. То же самое касается и проведение СЛР. Алгоритм видоизменяется в зависимости от условий оказания помощи, подготовки реанимационной бригады, возраста пациента и его текущего состояния.

Было много дискуссий относительно того, стоит ли объяснять детям и подросткам всю сложность их состояния, учитывая тот факт, что они не имеют права принимать решения относительно собственного лечения. Поднимался вопрос по поводу донорства органов от пострадавших, которым проводилась СЛР. Алгоритм действий в данных обстоятельствах должен быть несколько видоизменен.

Когда не проводят СЛР?

В медицинской практике есть случаи, когда реанимацию не проводят, так как она уже бессмысленна, а повреждения больного не совместимы с жизнью.

  1. Когда есть признаки биологической смерти: трупное окоченение, охлаждение, трупные пятна.
  2. Признаки смерти мозга.
  3. Конечные стадии неизлечимых болезней.
  4. Четвертая стадия онкологических заболеваний с метастазированием.
  5. Если врачам точно известно, что после остановки дыхания и кровообращения прошло более двадцати пяти минут.

Признаки клинической смерти

Есть основные и второстепенные признаки. К основным относятся:
- отсутствие пульса на крупных артериях (сонной, бедренной, плечевой, височной);
- отсутствие дыхания;
- стойкое расширение зрачков.

К второстепенным признакам можно отнести потерю сознания, бледность с синюшным оттенком, отсутствие рефлексов, произвольных движений и тонуса мышц, странное, неестественное положение тела в пространстве.

Стадии

Условно алгоритм СЛР делят на три больших стадии. И каждая из них, в свою очередь, разветвляется на этапы.

Первая стадия проводится немедленно и заключается в поддержании жизни на уровне постоянной оксигенации и проходимости дыхательных путей для воздуха. Она исключает использование специализированной техники, и жизнь поддерживается исключительно усилиями реаниматологической бригады.

Вторая стадия - специализированная, ее цель - сохранить то, что сделали непрофессиональные спасатели и обеспечить постоянное кровообращение и доступ кислорода. Она включает в себя диагностику работы сердца, использование дефибриллятора, применение лекарственных средств.

Третья стадия - проводится уже в ОРИТ (отделение реанимации и интенсивной терапии). Она направлена на сохранение функций мозга, их восстановление и возвращение человека к нормальной жизни.

Порядок действий

В 2010 году был разработан универсальный алгоритм СЛР для первой стадии, который состоит из нескольких этапов.

  • А - Airway - или воздушная проходимость. Спасатель осматривает наружные дыхательные пути, удаляет все, что мешает нормальному прохождению воздуха: песок, рвоту, водоросли, воду. Для этого нужно выполнить запрокинуть голову, отодвинуть нижнюю челюсть и открыть рот.
  • В - Breathing - дыхание. Раньше рекомендовалось проводить технику искусственного дыхания «изо рта в рот» или «изо рта в нос», но сейчас из-за повышенной угрозы инфицирования, воздух в пострадавшего попадает исключительно через
  • С - Circulation - циркуляция крови или непрямой массаж сердца. В идеале, ритм нажатий на грудную клетку должен быть 120 ударов в минуту, тогда мозг будет получать минимальную дозу кислорода. Прерываться не рекомендуется, так как во время вдувания воздуха происходит временная остановка кровообращения.
  • D - Drugs - лекарства , которые применяют на стадии специализированной помощи для улучшения кровообращения, поддержания сердечного ритма или реологических свойств крови.
  • Е - электрокардиограмма. Она проводится для контроля работы сердца и проверки эффективности мероприятий.

Утопление

Существуют некоторые особенности СЛР при утоплении. Алгоритм несколько изменяется, подстраиваясь под условия среды. В первую очередь, спасатель должен позаботиться о том, чтобы устранить угрозу собственной жизни, и если есть такая возможность, не заходить в водоем, а пытаться доставить пострадавшего на берег.

Если все-таки помощь оказывается в воде, то спасатель обязан помнить о том, что утопающий не контролирует свои движения, поэтому подплывать нужно со спины. Главное - удержать голову человека над водой: за волосы, подхватив под мышки или запрокинув себе на спину.

Самое лучшее, что спасатель может сделать для утопающего, - это начать вдувание воздуха прямо в воде, не дожидаясь транспортировки на берег. Но технически это доступно только физически сильному и подготовленному человеку.

Как только вы извлекли пострадавшего из воды, необходимо проверить у него наличие пульса и самостоятельного дыхания. Если признаки жизни отсутствуют, нужно немедленно начать Проводить их нужно по общим правилам, так как попытки удалить воду из легких обычно приводят к обратному эффекту и усугубляют неврологические повреждения из-за кислородного голодания мозга.

Еще одной особенность является временной промежуток. Не стоит ориентироваться на обычные 25 минут, так как в холодной воде процессы замедляются, и повреждения головного мозга происходят значительно медленнее. Особенно, если пострадавший - ребенок.

Прекратить реанимацию можно только после восстановления спонтанного дыхания и кровообращения, либо после приезда бригады скорой помощи, которая сможет оказать профессиональную поддержку жизнедеятельности.

Расширенная СЛР, алгоритм которой проводится с использованием медикаментов, включает в себя ингаляции 100% кислорода, интубацию легких и проведение ИВЛ. Кроме того, используются антиоксиданты, инфузии жидкостей для предотвращения падения системного давления и повторной мочегонные, чтобы исключить отек легких, и активное согревание пострадавшего, чтобы кровь равномерно распределялась по организму.

Остановка дыхания

Алгоритм СЛР при остановке дыхания у взрослых включает все этапы крове непрямого массажа сердца. Это облегчает работу спасателям, так как организм будет сам распределять поступающий кислород.

Существует два способа без подручных средств:

Рот в рот;
- рот в нос.

Для лучшего доступа воздуха рекомендуется запрокинуть голову пострадавшего, выдвинуть нижнюю челюсть и освободить дыхательные пути от слизи, рвотных масс и песка. Спасателю тоже стоит побеспокоиться о своем здоровье и безопасности, поэтому эту манипуляцию желательно проводить через чистый платок или марлю, во избежание контакта с кровью или слюной больного.

Спасатель зажимает нос, плотно обхватывает губами губы пострадавшего и выдыхает воздух. При этом нужно смотреть, не надувается ли эпигастральная область. Если ответ утвердительный, это означает, что воздух попадает в желудок, а не в легкие, и толку от такой реанимации никакого. Между выдохами нужно делать перерывы в несколько секунд.

Во время качественно проведенной ИВЛ наблюдается экскурсия грудной клетки.

Остановка кровообращения

Логично, что алгоритм СЛР при асистолии будет включать все, кроме Если пострадавший дышит сам, не стоит переводить его в искусственный режим. Это усложняет работу врачей в дальнейшем.

Краеугольным камнем правильного массажа сердца является техника наложения рук и слаженная работа тела спасателя. Компрессия производится основанием ладони, не запястьем, не пальцами. Руки реаниматолога должны быть выпрямлены, а компрессия осуществляется за счет наклонов корпуса. Руки располагаются перпендикулярно грудине, они могут быть взяты в замок или ладони лежат крестом (в виде бабочки). Пальцы не касаются поверхности грудной клетки. Алгоритм выполнения СЛР таков: на тридцать нажатий - два вдоха, при условии, что реанимацию осуществляют два человека. Если спасатель один, то производится пятнадцать компрессий и один вдох, так как большой перерыв без кровообращения может повредить мозг.

Реанимация беременных

Свои особенности имеет и СЛР беременных. Алгоритм включает в себя спасение не только матери, но и ребенка в ее утробе. Врач или случайный свидетель, оказывающий первую помощь будущей матери, должен помнить, что существует множество факторов, которые ухудшают прогноз выживаемости:

Увеличенное потребление кислорода и быстрая его утилизация;
- сниженный объем легких из-за сдавления их беременной маткой;
- высокая вероятность аспирации желудочного содержимого;
- снижение площади для ИВЛ, так как увеличены молочные железы и диафрагма поднята за счет увеличения живота.

Если вы не врач, то единственное, что вы можете сделать для беременной женщины, чтобы спасти ей жизни - это положить ее на левый бок так, чтобы ее спина находилась под углом примерно в тридцать градусов. И переместить ее живот влево. Это уменьшит давление на легкие и увеличит приток воздуха. Обязательно начинайте и не останавливайтесь, пока не приедет бригада скорой или не подоспеет еще какая-нибудь помощь.

Спасение детей

Свои особенности имеет СЛР у детей. Алгоритм напоминает взрослый, но из-за физиологических особенностей проводить его сложно, особенно новорожденным. Можно разделить реанимацию детей по возрасту: до года и до восьми лет. Все, кто старше, получают такой же объем помощи, как и взрослые.

  1. Вызывать скорую помощь нужно после пяти безуспешных циклов реанимации. Если у спасателя есть помощники, то стоит поручить им это сразу. Данное правило работает только при условии одного реанимирующего человека.
  2. Голову запрокидывать даже при подозрении на травму шеи, так как дыхание является приоритетным.
  3. Начинать ИВЛ с двух вдуваний по 1 секунде.
  4. В минуту должно производиться до двадцати вдуваний.
  5. При закупорке дыхательных путей инородным телом ребенка хлопают по спине или ударяют по грудной клетке.
  6. Наличие пульса можно проверить не только на сонной, но и на плечевых и бедренных артериях, потому что кожа ребенка тоньше.
  7. При проведении непрямого массажа сердца надавливания должны быть сразу под сосковой линией, так как сердце находится несколько выше, чем у взрослых.
  8. Надавливают на грудину основанием одной ладони (если пострадавший подросток) или двумя пальцами (если это младенец).
  9. Сила надавливания - треть толщины грудной клетки (но не более половины).

Общие правила

Абсолютно все взрослые должны знать, как проводится базовая СЛР. Алгоритмы ее достаточно просты для запоминания и понимания. Это может спасти чью-то жизнь.

Существует несколько правил, которые могут облегчить проведение спасательных действий неподготовленным человеком.

  1. После проведения пяти циклов СЛР можно оставить пострадавшего для звонка в службу спасения, но только при условии, что человек, оказывающий помощь - один.
  2. Определение признаков клинической смерти не должно занимать больше 10 секунд.
  3. Первый искусственный вдох должен быть неглубоким.
  4. Если после первого вдоха не было движения грудной клетки, стоит еще раз запрокинуть голову пострадавшего.

Остальные рекомендации, по которым проводится алгоритм СЛР, уже были представлены выше. Успех реанимации и дальнейшее качество жизни пострадавшего зависят от того, насколько быстро сориентируются очевидцы, и насколько грамотно они смогут оказать помощь. Поэтому не стоит уклоняться от уроков, описывающих проведение СЛР. Алгоритм достаточно простой, особенно если запомнить по буквенной шпаргалке (АВС), как делают многие врачи.

Во многих учебниках написано, что прекращать СЛР нужно после сорока минут безуспешной реанимации, но на самом деле только признаки биологической смерти могут быть достоверным критерием отсутствия жизни. Помните: пока вы качаете сердце, кровь продолжает питать головной мозг, а значит, человек еще жив. Главное - дождаться приезда скорой или спасателей. Поверьте, они будут вам благодарны за этот тяжелый труд.

Сердечно-легочная реанимация детям

СЛР у детей в возрасте до 1-го года

Последовательность действий:

1. Слегка потрясите или похлопайте малыша, если вы подозреваете, что он без сознания

2. Положите малыша на спину;

3. Позовите кого-нибудь на помощь;

4. Освободите дыхательные пути

Запомните! При разгибании головы малыша избегайте ее перегиба!

5. Проверьте, есть ли дыхание, если нет, начинайте ИВЛ: глубоко вдохните, охватите ртом рот и нос малыша и сделайте два медленных неглубоких вдувания;

6. Проверьте наличие пульса в течение 5 - 10сек. (у детей до 1 года пульс определяют на плечевой артерии);

Запомните! Если вам в это время предлагают помощь, попросите вызвать «скорую».

7. При отсутствии пульса поставьте 2-й и 3-й пальцы на грудину, на один палец ниже линии сосков и начинайте непрямой массаж сердца

Частота не менее 100 в 1 мин.;

Глубина 2 - 3 см;

Соотношение толчков на грудину и вдуваний - 5:1 (10 циклов в минуту);

Запомните! Если пульс есть, а дыхание не определяется; ИВЛ проводят с частотой 20 вдуваний в мин. (1 вдувание каждые 3 сек)!

8. После проведения непрямого массажа сердца переходят к ИВЛ; сделайте полных 4 цикла

У детей до 1 года нарушение дыхания чаще всего вызвано инородным телом в дыхательных путях.

Как и у взрослого пострадавшего, закупорка дыхательных путей может быть частичной или полной. При частичной закупорке дыхательных путей малыш испуган, кашляет, вдыхает с трудом и шумно. При полной закупоркой дыхательных путей - кожные покровы бледнеют, губы становятся синюшными, кашля нет.

Последовательность действий при реанимации малыша с полной закупоркой дыхательных путей:

1. Положите малыша на свое левое предплечье лицом вниз, чтобы голова ребенка «свешивалась» с руки спасателя;

2. Сделайте 4 хлопка по спине пострадавшего основанием ладони;

3. Переложите малыша на другое предплечье лицом вверх;

4. Сделайте 4 нажатия на грудную клетку, как при непрямом массаже сердца;

5. Выполняйте 1 - 4 этапы до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или малыш не потеряет сознание;

Запомните! Попытка удалить инородное тело вслепую, как и у взрослых, не допустима!

6. Если малыш потерял сознание, сделайте цикл из 4-х хлопков по спине, 4-х толчков на грудину;

7. Осмотрите рот пострадавшего:

Если инородное тело видно, удалите его и сделайте ИВЛ (2 вдувания);

Если инородное тело не удалено, повторяйте хлопки по спине, толчки на грудину, осмотр рта и ИВЛ до тех пор, пока грудь малыша не поднимется:
- после 2 удачных вдуваний, проверьте пульс на плечевой артерии.

Особенности ИВЛ у детей

Для восстановления дыхания у детей до 1 года ИВЛ осуществляют «изо рта в рот и нос», у детей старше 1 года - способом «изо рта в рот». Оба способа проводятся в положении ребенка на спине. Детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (н-р, сложенное одеяло), или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка слегка запрокидывают. Оказывающий помощь делает неглубокий вдох, герметично охватывает ртом рот и нос ребенка до 1 года или только рот у детей старше года, и вдувает в дыхательные пути воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем меньше ребенок. У новорожденных объем вдыхаемого воздуха составляет 30-40 мл. При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие (а не в желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка.

Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям - к разрыву альвеол и легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость.

Запомните!

Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которые с возрастом уменьшается.

В среднем ЧДД в 1 минуту составляет:

У новорожденных и детей до 4 месяцев - 40

У детей 4-6 месяцев - 35-40

У детей 7 месяцев - 35-30

У детей 2-4 лет - 30-25

У детей 4-6 лет - около25

У детей 6-12 лет - 22-20

У детей 12-15 лет - 20-18 лет.

Особенности непрямого массажа сердца у детей

У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их - на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладываются под спину.

Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим детям - обеими кистями рук (как взрослым).

Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у новорожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, 3-4 см у детей старше года.

Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:

У новорожденных - 140

У детей 6 месяцев - 130-135

У детей 1 года - 120-125

У детей 2 лет - 110-115

У детей 3 лет - 105-110

У детей 4 лет - 100-105

У детей 5 лет - 100

У детей 6 лет - 90-95

У детей 7 лет - 85-90

У детей 8-9 лет - 80-85

У детей 10-12 лет - 80

У детей 13-15лет - 75

Учебная литература

УМП по Основам сестринского дела, редакция к.м.н. А.И.Шпирна, М., ГОУ ВУНМЦ, 2003г., стр. 683-684, 687-988.

С.А.Мухина, И.И.Тарновская, Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода, М., 1997г., стр.207-211.

У детей до 1 года сердце в грудной клетке располагается относительно ниже, чем у детей более старшего возраста, поэтому правильная позиция для непрямого массажа сердца - на ширину одного пальца ниже межсосковой линии. Реаниматолог должен надавливать 2-3 пальцами и смещать грудину на глубину 1,25-2,5 см не реже 100 раз/мин. Вентиляция проводится с частотой 20 вдохов/мин. При проведении сердечно-легочной реанимации у детей старше 1 года основание ладони реаниматора располагается на грудине на ширину двух пальцев выше вырезки грудины. Оптимальная глубина компрессии - 2,5-3,75 см и не реже 80 раз/мин. Частота вентиляции - 16 вдохов/мин.

Что такое прием Талера при сердечно-легочной реанимации у детей до 1 года?

Иначе прием Талера называют техникой окружения. Реаниматолог соединяет пальцы обеих рук на позвоночнике, окружая грудную клетку; при этом компрессия осуществляется большими пальцами. Важно помнить, что сдавление грудной клетки при вентиляции должно быть минимальным.

Может ли проведение сердечно-легочной реанимации у детей до 1 года вызвать переломы ребер?

Весьма маловероятно. По данным одного исследования, в 91 случае при вскрытии и посмертной рентгенографии погибших детей, несмотря на проведение сердечно-легочной реанимации, перелома ребер не обнаружено. При выявлении переломов ребер прежде всего надо подозревать насилие над ребенком.

Используется ли "прекардиальный удар" при проведении процедуры?

Прекардиальный удар не более эффективен для восстановления нормального ритма при подтвержденной и документированной фибрилляции желудочков, чем процедура закрытого массажа сердца. Кроме того, прекардиальный удар увеличивает риск повреждения внутренних органов.

Когда у ребенка появляются изменения зрачка при внезапно развившейся асистолии, если сердечно-легочная реанимация не начата?

Расширение зрачка начинается через 15 с после остановки сердца и заканчивается через 1 мин 45 с.

Почему у детей дыхательные пути более подвержены обструкции, чем у взрослых?

1. У детей понижен порог безопасности из-за малого диаметра дыхательных путей. Незначительные изменения в диаметре трахеи приводят к существенному уменьшению потока воздуха, что объясняется законом Пуазейля (величина потока обратно пропорциональна четвертой степени радиуса трубки).

2. Хрящи трахеи у ребенка до 1 года мягкие, что обусловливает возможность спадения просвета при перерастяжении, особенно если сердечно-легочная реанимация проводится с чрезмерным разгибанием шеи. При этом может перекрываться просвет трахеи и бронхов.

3. Просвет ротоглотки у детей до 1 года относительно меньше из-за больших размеров языка и маленькой нижней челюсти.

4. Наиболее узкая часть дыхательных путей у детей находится на уровне перстневидного хряща, ниже голосовых связок.

5. Нижние дыхательные пути у детей меньше по размеру и хуже развиты. Диаметр просвета главного бронха у детей до 1 года соизмерим с таковым земляного ореха средней величины.

Существуют ли противопоказания к внутрисердечному введению адреналина?

К внутрисердечному введению адреналина прибегают крайне редко, поскольку оно приводит к приостановке сердечно-легочной реанимации, может вызвать тампонаду, ранение коронарных артерий и пневмоторакс. При случайном введении препарата в миокард, а не в полость желудочка могут развиться некурабельная фибрилляция желудочков или остановка сердца в систоле. Другие виды введения (периферическое или центральное внутривенные, внутрикостное, эндотрахеальное) легкодоступны.

Какова роль применения высоких доз адреналина при сердечно-легочной реанимации у детей?

Исследования на животных, отдельные сообщения и немногочисленные клинические испытания у детей показывают, что адреналин в высоких дозах (в 100-200 раз выше обычных) облегчает восстановление спонтанного кровообращения. Крупные исследования у взрослых этого не подтвердили. Ретроспективный анализ случаев внегоспитальной клинической смерти также не содержит свидетельств эффективности применения высоких доз адреналина. В настоящее время Американской кардиологической ассоциацией рекомендовано внутрикостное или внутривенное введение более высоких доз адреналина (0,1-0,2 мг/кг раствора 1: 1000) лишь после введения стандартных доз (0,01 мг/кг раствора 1:10 000). При подтвержденной остановке сердца должна быть рассмотрена возможность использования высоких доз адреналина.

Насколько эффективно интратрахеальное введение адреналина?

Адреналин плохо всасывается в легких, поэтому предпочтительнее внутрикостное или внутривенное введение. В случае необходимости введения препарата эндотрахеально (при остром состоянии пациента) его смешивают с 1-3 мл изотонического солевого раствора и вводят через катетер или питательную трубку ниже окончания интубационной трубки, что облегчает распределение. Идеальная доза при эндотрахеальном введении неизвестна, но с учетом плохого всасывания изначально следует использовать более высокие дозы (0,1-0,2 мг/кг раствора 1:1000).

Когда при сердечно-легочной реанимации показан атропин?

Атропин может применяться у детей с симптоматической брадикардией после начала других реанимационных процедур (например искусственной вентиляции легких и оксигенации). Атропин помогает при брадикардии, вызванной возбуждением блуждающего нерва (при ларингоскопии), и в некоторой степени - при атриовентрикулярных блокадах. Неблагоприятные эффекты брадикардии более вероятны у детей более младшего возраста, так как сердечный выброс у них зависит скорее от динамики частоты сердечных сокращений, нежели от изменений объема или сократимости. Применение атропина при лечении асистолии не рекомендуется.

С каким риском связано назначение слишком низкой дозы атропина?

Если доза атропина слишком мала, может произойти парадоксальное усиление брадикардии. Это связано с центральным стимулирующим действием малых доз атропина на ядра блуждающего нерва, в результате чего ухудшается атриовентрикулярная проводимость и снижается частота сердечных сокращений. Стандартная доза атропина при лечении брадикардии - 0,02 мг/кг внутривенно. Однако минимальная доза не должна составлять менее 0,1 мг даже у самых маленьких детей.

Когда при сердечно-легочной реанимации показаны препараты кальция?

При стандартной сердечно-легочной реанимации таковые не показаны. Сообщается о способности кальция усиливать постишемическое повреждение на стадии интракраниальной реперфузии после сердечно-легочной реанимации. Препараты кальция используются лишь в трех случаях: 1) передозировка блокаторов кальциевых каналов; 2) гиперкалиемия, приводящая к возникновению аритмий; 3) пониженный уровень кальция в сыворотке у детей.

Что необходимо предпринять при электромеханической диссоциации?

Электромеханическая диссоциация - это состояние, когда организованная электрическая активность на ЭКГ не сопровождается эффективными сокращениями миокарда (отсутствуют артериальное давление и пульс). Импульсы могут быть частыми или редкими, комплексы - узкими или широкими. Электромеханическая диссоциация обусловлена как заболеванием миокарда (гипоксия/ишемия миокарда вследствие остановки дыхания, что наиболее часто встречается у детей), так и внешними по отношению к сердцу причинами. Электромеханическая диссоциация возникает вследствие длительной ишемии миокарда, прогноз неблагоприятен. Быстрая постановка диагноза внекардиальной причины и ее устранение могут спасти жизнь больного. К внесердечным причинам электромеханической диссоциации относятся: гиповолемия, напряженный пневмоторакс, тампонада сердца, гипоксемия, ацидоз и ТЭЛА. Лечение электромеханической диссоциации состоит в непрямом массаже сердца и вентиляции 100% кислородом с последующим назначением адреналина и бикарбоната натрия. Внекардиальные причины могут быть устранены инфузионной терапией, перикардиоцентезом или торакоцентезом (в зависимости от показаний). Эмпирическое назначение препаратов кальция в настоящее время считается неправильным.

Почему для внутрикостной инфузии используют, как правило, одну кость?

Внутрикостное введение лекарственных препаратов стало методом выбора в терапии неотложных состояний у детей, поскольку внутривенный доступ у них иногда сложен. Врач получает более быстрый доступ к сосудистому руслу через костномозговую полость, дренирующую в центральную венозную систему. Скорость и распределение лекарств и инфузионных сред сравнимы с таковыми при внутривенном введении. Техника выполнения проста и заключается в установке стилетной иглы, иглы для костномозговой пункции или костной иглы в проксимальный отдел большеберцовой кости (приблизительно на 1-3 см ниже тибиальной бугристости), реже - в дистальные отделы большеберцовой кости и проксимальную часть бедра.

Применяется ли в диагностике такой клинический признак, как заполнение капилляров?

Заполнение капилляров определяется по восстановлению нормального цвета ногтя или мякоти пальца после нажатия, которое у здоровых детей происходит приблизительно за 2 с. Теоретически нормальное время заполнения капилляров отражает адекватную периферическую перфузию (т. е. нормальные сердечный выброс и периферическое сопротивление). Ранее этот показатель использовался для оценки состояния перфузии при травме и возможной дегидратации, но, как было выявлено в исследованиях, он должен применяться в комплексе с другими клиническими данными, ибо изолированно недостаточно чувствителен и специфичен. Установлено, что при дегидратации 5-10% увеличение времени заполнения капилляров наблюдалось только у 50% детей; к тому же оно возрастает при низкой окружающей температуре. Время заполнения капилляров измеряют на верхних конечностях.

Эффективно ли применение устройства MAST при реанимации у детей?

Пневматическая противошоковая одежда, или MAST (армейские противошоковые брюки), - это раздуваемый воздухом мешок, покрывающий ноги, таз и живот. Данное устройство можно использовать для увеличения артериального давления у больных в состоянии гипотонии или гиповолемии, особенно при переломах костей таза и нижних конечностей. К потенциальным негативным эффектам относятся: обострение кровотечения в наддиафрагмальной области, утяжеление отека легких и развитие лакунарного синдрома. Эффективность применения MAST у детей еще требует изучения.

Показаны ли стероидные препараты для лечения шока у детей?

Нет. Первоначально сомнению подверглась необходимость использования стероидов при терапии септического шока. В исследованиях на животных установлено, что назначение стероидов до или одновременно с введением эндотоксина может улучшить выживаемость. Однако в многочисленных клинических наблюдениях снижение величины смертности при проведении ранней стероидотерапии у взрослых не подтверждено. Стероиды могут даже способствовать росту смертности у больных с сепсисом по сравнению с таковыми в группе контроля вследствие увеличения частоты развития вторичных инфекций. Данные относительно детей отсутствуют. И все же следует, вероятно, избегать назначения стероидов у детей.

Что лучше применять в лечении гипотонии - коллоидные или кристаллоидные растворы?

При лечении гиповолемической гипотонии коллоидные (кровь, свежая замороженная плазма, 5 или 25% бессолевой альбумин) и кристаллоидные (изотонический раствор, раствор Рингера с лактатом) растворы одинаково эффективны. При гиповолемическом шоке используют раствор, наиболее легкодоступный в данный момент. В различных конкретных состояниях требуется подбирать средство восстановления объема циркулирующей крови. Гипотонию, развившуюся вследствие массивной кровопотери, купируют введением цельной крови или эритроцитарной массы в сочетании с плазмой (для коррекции анемии). При гипотонии с гиперкалиемией раствор Рингера с лактатом применяется редко, поскольку он содержит 4 мэкв/л калия. Всегда необходимо учитывать риск осложнений от назначения препаратов крови, а также стоимость альбумина, который в 50-100 раз дороже изотонического солевого раствора.

Каков дыхательный объем у ребенка в норме?

Приблизительно 7 мл/кг.

Что нужно предпринять, если 6-летнему ребенку в вену случайно введен большой объем воздуха?

Главным осложнением может стать перекрытие выходного отверстия правого желудочка или главной легочной артерии, что аналогично "газовому замку", возникающему в карбюраторе автомобиля, когда попавший в него воздух препятствует току горючего, от чего наступает остановка двигателя. Больного следует уложить на левый бок - для предотвращения выхода воздуха из полости правого желудочка - на кровати с низко опущенным головным концом. Терапия включает:

1) оксигенацию 100% кислородом;

2) интенсивное наблюдение, мониторинг ЭКГ;

3) выявление признаков аритмии, гипотонии и остановки сердца;

4) прокол правого желудочка, если при аускультации в сердце обнаруживается
воздух;

5) стандартную сердечно-легочную реанимацию при остановке сердца, так как с помощью ручного сдавления грудной клетки удается изгнать воздушный эмбол.

Чем отличается процедура дефибрилляции у детей?
1. Меньшей дозой: 2 Дж/кг и, при необходимости, дальнейшее удвоение.

2. Меньшей площадью электродов: стандартные педиатрические электроды имеют диаметр 4,5 см, тогда как таковые для взрослых - 8,0 см.

3. Более редким применением: у детей фибрилляция желудочков развивается нечасто.

Чем различаются livor mortis и rigor mortis?

Livor mortis (трупные пятна) - гравитационное скопление крови, приводящее к линейному розовато-лиловому прокрашиванию нижележащей половины тела недавно умершего. Часто это явление можно обнаружить через 30 мин после смерти, но сильно выражено оно через 6 ч.

Rigor mortis (трупное окоченение) - это уплотнение и сокращение мышц, возникающее вследствие продолжающейся посмертной активности клеток с расходованием АТФ, накоплением молочной кислоты, фосфата и кристаллизацией солей. На шее и лице окоченение начинается через 6 ч, на плечах и верхних конечностях - через 9 ч, на туловище и ногах - через 12 ч. Трупные пятна и окоченение - абсолютные показания для отказа от реанимации, поэтому при первичном осмотре необходимо тщательно обследовать пациента на предмет их обнаружения.

Когда прекращают неудачную реанимацию?

Точного ответа не существует. По данным некоторых исследований, вероятность смерти или выживания с необратимым повреждением нервной системы значительно возрастает после двух попыток применения медикаментов (например адреналина и-бикарбоната), не приведших к улучшению неврологической и сердечно-сосудистой картины, и/или по прошествии более 15 мин после начала сердечно-легочной реанимации. В случае остановки сердца без свидетелей и вне больницы прогноз почти всегда плохой. При развитии асистолии на фоне переохлаждения, прежде чем прекращать сердечно-легочную реанимацию, температура тела больного должна быть доведена до 36 "С.

Насколько успешна реанимация в педиатрическом отделении неотложной терапии?

В случае наступления клинической смерти ребенка без свидетелей и адекватной помощи прогноз очень плохой, гораздо хуже, чем у взрослых. Не удается реанимировать более 90% пациентов. У выживших почти в 100% случаев в дальнейшем развиваются вегетативные расстройства и тяжелые неврологические осложнения.

Почему у детей реанимация менее успешна, чем у взрослых?

У взрослых причинами коллапса и остановки сердца чаще являются первичная кардиологическая патология и связанные с ней аритмии - желудочковая тахикардия и фибрилляция. Эти изменения легче купируются, и прогноз при них лучше. У детей остановка сердца возникает, как правило, вторично вследствие обструкции дыхательных путей, апноэ, нередко связанного с инфекцией, гипоксией, ацидозом или гиповолемией. К моменту остановки сердца у ребенка почти всегда отмечается тяжелое поражение нервной системы.

Десять самых распространенных ошибок при проведении реанимации:

1. Нечетко определено лицо, ответственное за ее проведение.

2. Не установлен назогастральный зонд.

3. Не назначены лекарственные препараты, необходимые в этой ситуации.

4. Не проводится периодическая оценка дыхательных шумов, величины зрачков, пульса.

5. Задержка с установкой внутрикостной или другой системы инфузии.

6. Руководитель бригады излишне увлечен проводимой им индивидуально процедурой.

7. Неправильно распределены роли в бригаде.

8. Ошибки в начальной оценке состояния больного (неправильно поставленный диагноз).

9. Отсутствие контроля за правильностью массажа сердца.

10. Слишком долго проводимая сердечно-легочная реанимация при внегоспитальной остановке сердца.

МЕТОДИКА НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА У ДЕТЕЙ

Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину одним-двумя пальцами. Для этого уложите ребёнка на спину и охватите ребёнка так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки и концы их сходились на точке, расположенной на 1 см ниже сосковой линии, остальные пальцы подложите под спину. Детям в возрасте старше 1 года и до 7 лет массаж сердца производят стоя сбоку (чаще справа), основанием одной кисти, а более старшим - обеими кистями (как взрослым).


МЕТОДИКА ИВЛ

Обеспечить проходимость дыхательных путей.

Провести интубацию трахеи, но только после первых вдохов ИВЛ, нельзя тратить время на попытку интубации (в это время пациент не дышит более 20 с).

Во время вдоха грудная клетка и живот должны подниматься. Для определения глубины вдоха следует ориентироваться на максимальную экскурсию грудной клетки и живота пациента и появления сопротивления вдоху.

Пауза между вдохами 2 с.

Вдох обычный, не форсированный. Особенности ИВЛ в зависимости от возраста ребёнка.

Пострадавший - ребёнок до года:

необходимо обхватить ртом рот и нос ребёнка;

дыхательный объём должен быть равен объёму щёк;

при ИВЛ с помощью мешка Амбу используют специальный мешок Амбу для детей до года;

при применении мешка Амбу для взрослых объём одного вдоха равен объёму кисти руки врача.

Пострадавший - ребёнок старше года:

Следует зажать нос пострадавшего и проводить дыхание рот в рот;

Необходимо сделайть два пробных вдоха;

Оценить состояние пациента.

Внимание: При наличии повреждений рта можно использовать дыхание рот в нос: рот закрыт, губы спасателя обжимают нос пострадавшего. Однако эффективность данного способа намного ниже дыхания рот в рот.

Внимание: При ИВЛ рот в рот (рот в рот и нос, рот в нос) не дышите глубоко и часто, иначе вы не сможете проводить вентиляцию.

Дышите с возможной для вас частотой, максимально близкой к рекомендованной, в зависимости от возраста пациента.

До 1 года 40-36 в мин

1-7 лет 36-24 в мин

Старше 8 лет, взрослый 24-20 в мин

ДЕФИБРИЛЛЯЦИЯ

Дефибрилляция выполняется при фибрилляции желудочков в режиме 2 Дж/кг первый разряд, 3 Дж/кг - второй разряд, 3,5 Дж/кг - третий и все последующие разряды.

Алгоритм введения препаратов и дефибрилляции совпадает с таковым для взрослых пациентов.

ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ОШИБКИ

Выполнение прекардиальных ударов.

Проведение непрямого массажа сердца при наличии пульса на сонной артерии.

Подкладывание под плечи любых предметов.

Наложение ладони при давлении на грудину в положении, чтобы большой палец был направлен на реаниматора.

СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ И ДОЗЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

При сердечно-лёгочной реанимации оптимальными являются два пути:

внутривенный;

внутритрахеальный (через эндотрахеальную трубку или пункцией перстневидно-щитовидной мембраны).

Внимание: При внутритрахеальном введении препаратов, доза удваивается и препараты, если они не были разведены ранее, разводятся в 1-2 мл р-ра натрия хлорида. Общее количество введенных препаратов может достигать 20-30 мл.

КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Атропин при реанимации у детей применяется в случае асистолии и брадикардии в дозе 0,01 мг/кг (0,1 мл/кг) при разведении 1 мл 0,1% р-ра в 10 мл р-ра натрия хлорида (в 1 мл р-ра 0,1 мг препарата). При отсутствии сведений о массе тела возможно применение дозы 0,1 мл 0,1% р-ра на год жизни или при указанном разведении 1 мл/год. Можно повторять введения каждые 3-5 мин до достижения общей дозы 0,04 мг/кг.

Эпинефрин применяется в случае асистолии, фибрилляции желудочков, электромеханической диссоциации. Доза 0,01 мг/кг или 0,1 мл/кг при разведении 1мл 0,1% р-ра эпинефрина в 10 мл р-ра натрия хлорида (в 1 мл р-ра 0,1 мг препарата). При отсутствии сведений о массе тела возможно применение дозы 0,1 мл 0,1% р-ра на год жизни или при указанном разведении 1 мл/год. Можно повторять введения каждые 1-3 мин. При неэффективности проводимой сердечно-лёгочной реанимации

в течение 10-15 мин возможно применение увеличенных в 2 раза доз эпинефрина.

Лидокаин применяется в случае фибрилляции желудочков в дозе 1 мг/кг 10% р-ра.

Натрия гидрокарбонат 4% применяется в случае, когда сердечно-лёгочная реанимация начата позже, чем через 10-15 мин от момента остановки сердца, или в случае длительной неэффективной сердечно-лёгочной реанимации (более 20 мин без эффекта при адекватной вентиляции лёгких). Доза 2 мл/кг массы тела.

Постреанимационная медикаментозная терапия должна быть направлена на поддержание стабильной гемодинамики и защиту ЦНС от гипоксического повреждения (антигипоксанты)