Антиподом описанного нарушения является тип нарушений мыслительного процесса, в основе которого лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.

Такие больные иногда в состоянии работать, но делают это с частыми срывами, теряют прежнюю квалификацию и выполняют работу, не требующую приобретения и использования новых знаний. В психоневрологическую больницу они поступают в связи с декомпенсацией состояния. В историях болезни отмечается, что больные принимают участие в трудовых процессах, читают газеты, проявляют часто интерес к жизни отделения; вместе с тем качество их умственной продукции невысоко, темн работы замедлен.

Экспериментально-психологическое исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их интеллектуальных процессов. Даже в тех случаях, когда они могут обобщить материал (выделить основной признак в опыте на классификацию предметов, понять условность инструкции), они допускают ошибочные решения, если им необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Изменение условий затрудняет их работу.

Эта тугоподвижность мыслительного процесса приводила в конечном счете к тому, что больные нс справлялись даже с элементарными заданиями, если последние требовали переключения. Так, например, один больной в опыте, где ему надо было опосредовать свой процесс запоминания и воспроизведения слов с помощью рисунка (составление пиктограмм), сразу придумывал условные обозначения для опосредования слов, если он мог нарисовать "человека", и не мог этого сделать в тех случаях, когда ему казалось неудобным рисовать человека.

Плохую переключаемость обнаруживают больные и в опыте на опосредованное запоминание по методу А. Н. Леонтьева. Выбрав для запоминания слова какую- нибудь карточку, больные не в состоянии подобрать для этого слова другую. Следовательно, решение задачи доступно больным, если оно выполняется только одним определенным способом.

Подобная инертность связей прежнего опыта, в которой проявляется нарушение динамики мыслительной деятельности, в результате приводила к снижению операции обобщения и отвлечения. Выполняя задачу "классификация объектов", больные не только не объединяют в одну группу диких и домашних животных, но каждое из домашних животных выступает для них как единичный экземпляр. В результате само задание классификации не выполняется даже на конкретном уровне. Процесс сортировки, классификации, требующий оттормаживания одних элементов, сопоставления с другими, т.е. известной гибкости оперирования, переключения, для них затруднен. Так, один больной, выделив группу людей, разделяет ее на две подгруппы: людей, занятых физическим трудом, и людей, занятых умственным трудом (к последним относит и лыжника).

Экспериментатор предлагает объединить некоторые группы, например домашних и диких животных, людей разных профессий. Больной соглашается, начинает заново сортировать картинки, но в итоге приходит к прежнему способу, отстаивает его.

Такая же трудность переключения обнаруживается и в эксперименте по методу "исключение объектов". Так, больной при предъявлении карточки, на которой изображен "стол, стул, диван и настольная лампа", заявляет: "Конечно, все это мебель, это точно, а лампа не мебель. Но ведь на столе должна стоять лампа, если дело происходит вечером или хотя бы в сумерки... Ну, зимой рано темнеет, а тогда лучше удалить диван... Ежели есть стул – можно без дивана обойтись". На замечание экспериментатора: "Ведь вы же сказали сами, что лампа не мебель" – больной отвечал: "Конечно, правильно, надо выделить мебель, но лампа-то настольная, она на столе стоит. Я бы предложил выделить диванчик". Несмотря на то что сам больной не только понял, но и указал на принцип обобщения (мебель), он в реальном действии – сортировке предметов – снова и снова возвращается к выделенному им свойству: "Лампа настольная, она должна стоять на столе". Больной не может переключиться с принятого им решения.

Конкретные связи прежнего опыта инертно доминируют в мыслительной деятельности больных и определяют весь дальнейший ход их суждений.

Из-за подобной инертности связей прежнего опыта больные часто не упускают при выполнении задания ни одной детали, ни одного свойства предметов и в результате не приходят даже к элементарному обобщению. Из этого стремления к уточнению, из желания исчерпать при решении какого-нибудь вопроса все многообразие фактических отношений и возникает то своеобразное эпилептическое "резонерство", проявляющееся в обстоятельности, излишней детализации, которое метафорически обозначается в клинике как "вязкость" мышления.

Особенно часто обнаруживается подобная инертность связей прежнего опыта при выполнении задания, которое требует более развернутого объяснения – при определении понятий. Для иллюстрации приведем типичное определение простого понятия.

Больной Б-н (эпилепсия). Шкаф. "Это предмет, в котором хранится что-то... Но в буфете тоже хранят посуду, еду, а в шкафу – платье, хотя и в шкафу часто хранят еду. Если комната маленькая и в ней не помещается буфет или если просто-таки нет буфета, то в шкафу хранят посуду. Вот у нас стоит шкаф; справа – большое пустое пространство, а налево – четыре полки; там и посуда и еда. Это, конечно, некультурно, часто хлеб пахнет нафталином – это порошок от моли. Опять же бывают шкафы книжные, они не столь глубоки. Полки их уже, полок много. Теперь шкафы встраиваются в стены, но все равно – это шкаф".

Приведенная иллюстрация показывает, что больной начинал правильно определять понятие "шкаф", но тут же приводил всевозможные отклонения от своих определений, уточнял возможные варианты, и в результате всех этих уточнений и описаний больной так и нс мог остановиться на каком-нибудь одном четком определении. Сам больной оставался неудовлетворенным своими объяснениями, потому что они казались ему недостаточно полными.

Инертность конкретных связей прежнего опыта выявляется и в ассоциативном эксперименте с инструкцией отвечать словом противоположного значения.

Полученные данные показывают, что латентный период довольно значителен и составляет в среднем 6,5 с, у отдельных больных он временами достигал 20–30 с.

Обращает на себя внимание большое число "запаздывающих" ответов: больные отвечают не на предъявляемое слово, а на прежнее. Например, ответив на слово "пение" словом "молчание", больной на следующее слово "колесо" отвечает словом "тишина"; ответив на слово "обман" словом "вера", на следующее "голоса" больной реагирует словом "ложь".

"Запаздывающие" ответы больных являются существенным отклонением от нормального протекания ассоциативного процесса. Они свидетельствуют о том, что следовой раздражитель имеет большее сигнальное значение, нежели актуальный. Для уточнения механизма этих особенностей следует обратиться к анализу построения ассоциативного эксперимента.

Слово, которым испытуемый реагирует на слово-раздражитель, не является единственной возникающей у него ассоциацией. Однако реагирование лишь одним словом объясняется тем, что инструкция экспериментатора, т.е. задание, предусматривает лишь одно и притом первое пришедшее на ум слово. Остальные возникшие при этом связи затормаживаются. Предъявление другого слова вызывает новые ассоциации, иначе говоря, ответная реакция больного обусловлена всякий раз актуально звучащим словом. Актуальность же раздражителя зависит от поставленной задачи, от ситуации.

В работах советских психологов изучались зависимость образования ассоциативных связей от условий и содержания деятельности. А. Н. Леонтьев и Т. Ф. Розанова показали, что при изменении смысла задания (инструкции) одни и те же раздражители вызывают различные ассоциативные связи. Закрепление и воспроизведение ассоциативных связей должны происходить именно в зависимости от поставленного задания.

В применении к нашей экспериментальной ситуации это должно означать, что только произнесенные в данный момент слова должны были вызывать ассоциативные связи, что только они должны были служить сигналом для ответной реакции. Ассоциации же, вызванные произнесенными ранее словами, не должны были актуализироваться; прежние раздражители должны были остаться нейтральными, утратив свое сигнальное значение.

У наших же больных актуально звучащие слова не приобретали значения раздражителя. В силу инертности связей прошлого опыта больные отвечают на отзвучавшее слово.

Полноценность мыслительной деятельности заключается не только в том, что человек в состоянии выполнить ту или иную мыслительную операцию, проанализировать и синтезировать материал, выделить существенное, но и в том, что эта способность к правильным операциям является устойчивым способом действия.

В ситуации эксперимента, так же как и в любой жизненной ситуации, выступают все новые стороны предметов и явлений, меняются условия деятельности. Для того чтобы правильно познать эти различные отношения, чтобы правильно действовать согласно изменившимся условиям, человеку нужно уметь переходить от одного способа действия к другому, он не должен автоматически оперировать прежними застывшими операциями или способами.

Мышление отражает адекватно объективную действительность, когда сохранна не только его операциональная сторона, но и его динамика. Одной из форм нарушений динамики познавательной деятельности является нарушение саморегуляции.

Вслед за начавшейся войной между Арменией и Азербайджаном с последующими за ними этническими притеснениями 11 сентября 1988 года произошёл первый публичный призыв к восстановлению независимости Эстонии. И снова советское общество достаточно спокойно отреагировало на данный факт. Как и на то, что уже 16 ноября — на внеочередной сессии Верховного совета Эстонской ССР были приняты Декларация о суверенитете и Декларация о союзном договоре. Литва, Латвия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Молдавия — начавшийся парад суверенитетов просто кричал, что процесс распада страны набирает обороты. Но как реагировало на него советское общество? Абсолютно спокойно, уповая, как обычно на Руси, что «наверху лучше знают, что делают», «начальники разберутся», «и не такое переживали» и т.д. При этом «наверху» — одно из двух-либо действительно знали, что делали, либо понятия не имели, что делать. Так называемые попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране

А.В.Сопельняк

за год на 2% . В

Аналитическом центре при правительстве России подчёркивают, что из-за пробуксовки программы импортозамещения существенно выросли цены «на все ключевые социально значимые продукты питания». Вот такое импортозамещение! Подобная картина наблюдается во всех, без исключения, отраслях РФ. Чем путинское «импортозамещение» отличается от горбачёвской «перестройки»? Чем локальные конфликты на окраинах СССР, война в Афганистане, в которых гибли тысячи русских солдат, отличаются от неразрешённого конфликта в Донбассе и войны в Сирии? Ничем. А реакция общества, подбадриваемого «победами» телевизионной пропаганды, аналогичная. Большинство людей продолжает следовать курсом инерции мышления. Горбачёв, спустя четыре года бездарного управления, признал, что в СССР кризис. В 1989 году было впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением). Путин, судя по всему, не собирается это делать, тем более, что впереди — президентские выборы.

называют следующие :

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Как и в позднем СССР, доживавшем свои последние годы, жизнь граждан в путинской России обладает всё той же психологической инерцией. Люди, в основном привыкшие или приученные мыслить определёнными штампами, жить в определённой системе расставленных пропагандой координат и методик, не могут выйти за их барьеры, чем игнорируют восприятие надвигающихся и уже происходящих сложнейших для выживания государства процессов. Причём не только глобальных, но и касающихся лично каждого.

Хронология распада Союза у переживших шесть лет правления М. С. Горбачёва в основном зафиксировалась в памяти на кульминационных событиях (и медийных личностях) 1990-1991 годов. Как будто только и исключительно они повлияли на ход и крушение советской истории. Масса других предшествующих Беловежскому сговору вех, фактов, тенденций, явлений попросту игнорировалась общественным мнением.

Например, в 1985 году Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачёв и его сторонники начали политику перестройки. Мало кого из рядовых обывателей всколыхнул данный факт. СССР, как утверждала тогдашняя пропаганда, находился на пике своего могущества, социализм был построен, государство шло к построению коммунистического общества. Зачем что-то нужно было перестраивать? Но народ «проглотил» эту наживку, практически не проанализировав и не сделав на тот момент никаких глубоких выводов.

Какие явления породила перестройка? Помимо того, что резко выросла политическая активность народа, сформировались массовые, в том числе радикальные и националистические, движения и организации. Великая страна достаточно вяло отреагировала на межобщинный конфликт в Нагорном Карабахе в 1987 году, возникший на фоне резкого подъёма национальных движений в Армении и Азербайджане.

Вслед за начавшейся войной между Арменией и Азербайджаном с последующими за ними этническими притеснениями 11 сентября 1988 года произошёл первый публичный призыв к восстановлению независимости Эстонии. И снова советское общество достаточно спокойно отреагировало на данный факт. Как и на то, что уже 16 ноября — на внеочередной сессии Верховного совета Эстонской ССР были приняты Декларация о суверенитете и Декларация о союзном договоре. Литва, Латвия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Молдавия — начавшийся парад суверенитетов просто кричал, что процесс распада страны набирает обороты. Но как реагировало на него советское общество? Абсолютно спокойно, уповая, как обычно на Руси, что «наверху лучше знают, что делают», «начальники разберутся», «и не такое переживали» и т.д. При этом «наверху» — одно из двух-либо действительно знали, что делали, либо понятия не имели, что делать. Так называемые попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране.

В психологии есть такое понятие — инерция мышления. Это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Как пишет А.В.Сопельняк , «психологическая инерция мышления тем сильнее, чем большим объемом знаний мы обладаем». Любую информацию человек и общество гносеологически воспринимают в рамках имеющейся или общепринятой системы знаний.

Примером инерции мышления является упорное отстаивание общепринятой точки зрения или принятие на веру положений, высказанных авторитетными людьми, которые характерны для всех времен, не исключая наших дней. Аристотель, великий естествоиспытатель древности написал в одном из своих сочинений, что у мухи восемь ног. Этому свято верили до тех пор, пока кто-то не удосужился пересчитать ноги назойливого насекомого. Их оказалось шесть.

Вспомним, как тяжело принимаются научной средой принципиально новые направления или оригинальные предложения, что является проявлением психологии инерции мышления. Их можно отследить в мировой литературе, в драматургии и кинематографе. Вокруг света за 80 дней — это невозможно. Выйти в космос — нереально. Клонировать человека — невероятно. Сеансы телефонной видеосвязи — это фантастика. Распад СССР — этого не может быть, потому, что не может быть никогда. Народ верил в это, как сейчас верит в стойкость и непоколебимость курса властной группировки в РФ.

Заметили ли вы, как часто самое трудное, неизбежное мы откладываем на самый конец: самое трудное ведь самое противное, и при одной мысли о нем мозг охватывает торможение, которое физиологи метко назвали охранительным. Подобно горбачёвской перестройке путинская власть в 2014 году объявила в России политику импортозамещения. Три года малопродуктивной болтовни, многомиллиардные затраты на так называемое импортозамещение, жонглирование отдельными цифрами в отдельных отраслях экономики, а в целом — малопривлекательная картина полного провала.

Например, две трети отечественных колбасных изделий не соответствуют требованиям качества. Вместо свинины с говядиной — соевый белок, крахмал и целлюлоза. Россельхознадзор и вовсе установил, что 80% произведённого в нашей стране сыра — подделка, изготовленная с добавлением растительных жиров. При этом статистика Счётной палаты по состоянию на 1 января текущего года констатировала, что поголовье крупного рогатого скота составило 19,2 млн голов, уменьшившись за год на 2% .

В Аналитическом центре при правительстве России подчёркивают, что из-за пробуксовки программы импортозамещения существенно выросли цены «на все ключевые социально значимые продукты питания». Вот такое импортозамещение! Подобная картина наблюдается во всех, без исключения, отраслях РФ. Чем путинское «импортозамещение» отличается от горбачёвской «перестройки»? Чем локальные конфликты на окраинах СССР, война в Афганистане, в которых гибли тысячи русских солдат, отличаются от неразрешённого конфликта в Донбассе и войны в Сирии? Ничем. А реакция общества, подбадриваемого «победами» телевизионной пропаганды, аналогичная. Большинство людей продолжает следовать курсом инерции мышления. Горбачёв, спустя четыре года бездарного управления, признал, что в СССР кризис. В 1989 году было впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением). Путин, судя по всему, не собирается это делать, тем более, что впереди — президентские выборы.

В настоящее время среди историков и политических аналитиков нет единой точки зрения по вопросу причин распада СССР. Среди возможных причин называют следующие :

— центробежные националистические тенденции, возникшие в результате невыполнения руководством СССР задач цивилизационного развития, проявившиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

— авторитарный характер советского общества и постепенная, выражающаяся в барстве «элиты» — партийной номенклатуры, оформившейся как эксплуататорский класс и холопстве населения, идеологической зашоренности, запретах, ограничениях, цензуре, отсутствии свободного и массового обсуждения альтернатив, но главное — в их неприятии;

— растущее недовольство населения из-за целенаправленно создававшихся перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

— диспропорции экстенсивной экономики (характерные для периода, начавшегося после государственного переворота 1953 года и хрущёвской «оттепели»), следствием которых была постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

— кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е гг. главным способом борьбы с характерным дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план стал после 1953 года единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

— ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

— снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;

— моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;

— поражение в гонке вооружений, победа «рейганомики» в этой гонке;

Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет;

— заинтересованность западных государств в ослаблении СССР;

— подрывная деятельность иностранных спецслужб;

— предательство руководителями множества ведомств государственных интересов и отказ защищать Родину в пользу ограбления Родины в своих интересах.

— концептуальная неопределённость управления всей Русской цивилизацией, тогда называвшейся Советским Союзом.

Адаптируя данный перечь к реалиям путинской России можно сделать выводы, что все эти процессы не прекратились в 1991 году, они лишь были заморожены. Между тем, у власти в РФ ныне находятся такие же авторитарные номенклатурщики, которые в состоянии неопределённости управления государством — цивилизацией и отсутствия оздоровляющей рецептуры закрепили свой эксплуататорский и грабительский статус. Чем оттолкнули (отпугнули, разочаровали, предали) целый пояс дружественных России государств и республик. Это с одной стороны. С другой стороны, наблюдается прямо-таки «холопство» населения, всё та же идеологическая зашоренность (теперь в качестве идеологии подаётся президентский курс), запреты, ограничения, цензура, репрессии, отсутствие свободного и массового обсуждения альтернатив. Но главное — психологическая инерция, навевающая сомнения, малодушие и нерешительность, и уводящая в сторону от ответа, ответственности, действия.

Это наиболее вредное для общества проявление инерции мышления — непринятие принципиально новых идей и решений людьми, от которых, возможно, зависит состоятельность государства, как такового. Это неприятие приводит к запаздыванию реализации идеи на годы или десятилетия, к крушению судеб и надежд миллионов людей.

Вот почему идеи Партии нового типа о необходимости скорейшего законного преобразования российской государственности с таким трудом закрепляются в сознании людей.

Инерция мышления! Перед всеми нами стоит огромная задача её преодоления, то есть вывода большинства людей, наших родных, соседей, коллег на другой уровень сознания. Где «стираются» информационные штампы и политтехнологические заготовки, меняются оценочные суждения, старые и привычные ценности уступают место высшим ценностям, а убеждения трансформируются в знания и понимание.

Когда инерция мышления будет остановлена, то понимание того, что без создания в России оппозиционной властной группировке общенародной политической структуры станет убеждением. А проведение коренных «революционных» изменений страны во благо народа и государства станет осознанной необходимостью.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Сейчас на главной

Статьи по теме

  • Политика

    arctus

    Лукашенко готовит националистов к президентским выборам

    Безнаказанность белорусского издания «Новый час», которое публиковало оправдывающие чеченских боевиков статьи, можно объяснить несколькими причинами. Это может быть связано как с нежеланием белорусского руководства показать свою слабость перед лицом пророссийской оппозиции, так и с его стремлением воспользоваться сложившейся ситуацией в грядущей предвыборной кампании, полагают опрошенные EADaily эксперты. По мнению замдекана факультета мировой экономики и политики…

    3.03.2019 12:57 28

    Наука и техника

    arctus

    Китай задавил США своим искусственным интеллектом

    Недавний исполнительный приказ президента США Дональда Трампа определяет область исследования искусственного интеллекта (ИИ) в качестве приоритетной и стратегической. Почему тематике ИИ уделяется настолько серьезное внимание, рассказывает автор ИА REGNUM Александр Шпунт. Национальная комиссия по технологиям, автоматизации и экономическому прогрессу была создана при правительстве США еще в 1964 году, уже тогда американские власти и эксперты предвидели…

    1.03.2019 20:32 24

    Политика

    arctus

    The Nation (США) — неонацисты и ультраправые на марше на Украине

    Большая подборка от The Nation материалов, уличающих нынешний киевский режим в нацизме. Полезно для сторонников ложной гипотезы «фашизма нет». Через пять лет после восстания на Майдане в стране свирепствуют антисемитизм и ультранационализм, вдохновляемые фашистами. Пять лет назад во время восстания на украинском Майдане был свергнут президент Виктор Янукович, что вызывало ликование и слова поддержки со…

    28.02.2019 15:57 28

    Экономика и политика

    arctus

    New York Times: Польша обратилась к США за природным газом

    Свиноуйсьце, Польша. Огромные танкеры заходят в этот порт в Балтийском море дважды в месяц: они перевозят сжиженный природный газ от производителей в Катаре, Норвегии и - все чаще - из Соединенных Штатов. Топливо поможет обеспечить светом и теплом миллионы польских домов, постепенно сокращая при этом зависимость страны от угля. … Польша нацелена положить конец своей зависимости от…

    27.02.2019 16:00 13

    Общество

    arctus

    В РФ предложили вернуть в силовые структуры обращение «господин»

    Опять «партия власти», опять инициатор – толстосум. Опять обоим нечего делать. В российские силовые структуры предложили вернуть обращение «господин», сообщил RT со ссылкой на соответствующую инициативу, направленную премьер-министру Дмитрию Медведеву. Автором документа стал депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров. По его мнению, такое изменение необходимо ввести реформирования ряда силовых ведомств. В частности, появились новые рода войск,…

    26.02.2019 14:46 41

    Экономика

    arctus

    Потребительский фундамент мира себя таки исчерпал?

    Gartner поведал о том, о чём боятся думать все «драйверы» современной экономики, основанной на фетише потребления. Всему, кроме Вселенной, есть предел. Земля не исключение. «Сокращение числа инноваций при производстве смартфонов высокого ценового сегмента зафиксировали аналитики Gartner, 22 февраля сообщается в отчете британской компании, опубликованном на официальном сайте. Спрос на дорогостоящие смартфоны в 4 квартале 2018 замедлился,…

    25.02.2019 11:50 44

    Общество

    arctus

    ОП Ижевска выступила против имени Солженицына для улицы

    На стороне большинства горожан, высказавшихся против улицы имени Солженицына в Ижевске, выступила Общественная палата города. Соответственное сообщение размещено 23 февраля в официальном Facebook ОП Ижевска. В данном сообщении говорится, что ОП Ижевска поддерживает мнение горожан по данному вопросу, выступивших против улицы им. Солженицына в городе, в пику мнению Комиссии содействия охране памятников истории и культуры,…

Заключается в замкнутости мышления на существующей системе, нежелании уйти от текущих представлений и убеждений.

Инерция мышления полезна и необходима в повседневной жизни. Она освобождает от необходимости решать то, что уже было решено.

Одновременно это и основная преграда на пути открытия новых вещей.

Часто инерция мышления характерна не столько для людей, далеких от открытий, сколько для тех, кто эти открытия совершает.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инерция мышления" в других словарях:

    В Викисловаре есть статья «инерция» Инерция (от лат. … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Инерция (значения). Классическая механика … Википедия

    Инерция - свойство тел, определяющее силу, необходимую для создания ускорения; пропорциональна третьей степени линейных размеров, тогда как прочность второй, поэтому чем больше объект, тем, при прочих равных условиях, меньшие ускорения он может… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНЕРЦИЯ - (от лат. inertia неподвижность) состояние социального процесса или объекта, при котором те или иные общественные силы направлены на торможение его развития, на нейтрализацию социальных нововведений. При этом активизируется протекание негативных… … Социология: Энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИЯ - – предрасположенность к какому–либо конкретному методу или образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Семантическая инерция - (греч. semantikos обозначающий, лат. inertia – неподвижность, бездеятельность) употребление какого то термина, некоей теории как бы по привычке, согласно устоявшемуся стереотипу мышления в то время, когда они оказались устаревшими,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

    ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

Книги

  • , Лилия Луконькова, Елена Матвеева. 3 фишки:- Совместный проект со Школой развития МАЯК- Учиться нестандартному мышлению можно с детства- 60 увлекательных заданий для будущих изобретателейОписание книгиИзобретательству можно…
  • Я изобретатель! 60 творческих заданий, чтобы научиться нестандартно мыслить , Луконькова Лилия. Возраст 6+ 3 фишки: - Совместный проект со Школой развития МАЯК - Учиться нестандартному мышлению можно с детства - 60 увлекательных заданий для будущих изобретателейОписание книги …

Инерция мышления

В одном сборнике логических задач читателям было представлено следующее задание: «Археолог нашел монету, на которой было указано, что она изготовлена в 7 году до н. э. Но коллеги сразу сказали ему, что это подделка. Как они это определили?». Сам автор в конце книги сообщил, что ему приходили письма с очень разными и, порой, странными ответами. Некоторые высказывали предположения по поводу рисунков на монетах, некоторые по поводу метала, другие – по поводу места, где была обнаружена монета. Но на деле, ответ оказался намного проще – надпись на монете «до н. э.» могла быть сделана только во время нашей эры, следовательно, – монета была подделкой.

Почему такой очевидный ответ вызвал трудности у множества людей? Подобный подход к решению задач, который основывается на предыдущем опыте или уже известных способах действий, получил название ригидности или инертности мышления.

Суть понятий «ригидность» и «инертность» мышления

Изучение инерции и ригидности мышления имеет продуктивную и длинную историю в области психологии. Систематические исследования ригидности можно проследить до гештальт-психологов конца XIX – начала XX века: Раймонд Кэттелл, Элс Френкель-Брансуик, Уильям Джеймс, Курт Левин, Авраам Лачинс, Милтон Рокеш, Чарльз Спирмен и Луи Терстоун внесли существенный вклад в изучение этого феномена. Более 100 лет систематического изучения психологической ригидности накопили большой объем исследований с некоторыми ясными и установленными результатами. Однако споры, связанные с несколькими фундаментальными аспектами этого феномена, остаются.

Что такое ригидность? Как это измеряется? И каковы причины и корреляции сопротивления изменениям? Для социальных психологов ответы на эти вопросы имеют особое значение. Ведь психологи всегда интересовались изменением поведения. Если просуммировать опыт исследований в этой области, ригидность – это сопротивление любым изменениям в поведении или суждениях.

Ментальная ригидность в психологии понимается как процесс, в котором индивид ведет себя определенным образом из-за предшествующего опыта. В области психологии ментальные наборы, как правило, рассматриваются в процессе решения проблем с акцентом на процесс отрыва от конкретных ментальных установок в формулировании понимания задачи. Нарушение умственных наборов для успешного решения проблем подпадает под три типичных этапа: а) тенденция к решению проблемы фиксированным образом; б) безуспешное решение проблемы с использованием методов, предложенных предшествующим опытом; в) осознание того, что решение требует разных методов.

Не менее важным и интересным понятием является инерция мышления. Люди часто проявляют свою естественную инерцию в процессе освоения инноваций или знаний. Они, как правило, следуют оригиналу, избирают привычные пути мышления и прибегают к их предшествующим знаниям и опыту при решении проблем. Такая рутинная стратегия решения задач называется «инерцией знаний».

Изначально понятие «инерция» было введено в области физики и использовалось для описания тенденции движения объектов. Но с 1980-х годов понятие стало применятся в разных областях, например, аутсорсинговая инерция (Мол, Котабе, 2011), инертный потребитель (Хан Х. и Ким и Э. Ким, 2011), организационная инерция (Д. Келли, Терри Л. Амбергей, Скотт А. Снелл, К. Гресов и Хизер A. Хевмен и др.). В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что инерционное поведение в процессе обучения и обмена знаниями препятствует творческому мышлению и прямо влияет на успешность выполнения заданий. Именно в таком контексте рассматривается инертность мышления.

Фактически инерция и ригидность мышления – это отказ от поиска новых путей и возможностей при решении задач или ситуаций.

Несмотря на долгую историю изучения ригидности, феномен продолжает привлекать исследователей из различных психологических дисциплин.

Концепт ригидности мышления привлек исследователей со всего мира: Африки, Китая, Восточной Европы, Индии, Японии, Мексики, Пакистана, России, США и Западной Европы.

Один из наиболее полных обзоров ригидности был представлен в часто цитируемой статье «Психологический бюллетень» Шейлы Чоун (1959) более 40 лет назад. В то время Чоун заявила: «Немногие основные темы современной психологии, по-видимому, предлагают больше перспектив, чем ригидность, и объем работы, которая проводится по этому вопросу, растет с каждым годом».

Еще одна тема, отмеченная Чоун, - это различие между функциональным и структурным подходами к ригидности, различие, сформулированное в более ранних статьях Коунина (1948) и Вернера (1946). Структурный подход рассматривал ригидность в терминах величины дифференциации между «ментальными областями». Человек с четко определенными и отчетливыми областями был очень консервативным и ригидным, а человек с менее четко определенными ментальными областями проявлял меньший уровень. Напротив, функциональный взгляд на данный феномен рассматривал его не как инструмент для организации информации, а как способ использования информации для решения проблем.

В своем обзоре 1959 года Чоун отметила, что трудно определить конструкцию ригидности. Действительно, этот термин использовался для описания ментальных наборов, установок, этноцентризма, стереотипии, отсутствия гибкости, упорства, авторитаризма и неспособности изменить привычки. В своем обзоре Чоун не смогла дать последовательного определения ригидности, отчасти потому, что среди исследователей не было единого мнения.

Понятие ригидности как одномерной конструкции датируется концом 1800-х годов и позднее было сформулировано Спирменом (1927), который назвал ее «ментальной инерцией». До 1960 года были выведены различные по своей форме и содержанию определения ригидности. В качестве примера можно привести формулировку Гольдштайна: «исполнение в недостаточной степени», Вернера: «отсутствие изменчивости ответа», «неспособность изменить свое понимание задания, когда того требуют объективные условия», «сопротивление переходу от старой к новой дифференциации».

Полезной разработкой с 1959 года был «Открытый и закрытый ум» Рокетаха (1960). Подводя итог широкому кругу подходов к конструкции, Рокетах определил ригидность как сопротивление изменениям убеждений, взглядов или личных привычек. Полезность этого определения – его многомерный характер. Ригидность – это не просто «упорство» поведения в определенной задаче, а разделение на когнитивные и поведенческие компоненты.

Но есть одно важное различие между персеверацией и привычкой. Привычка – типичная картина поведения, то есть поведенческий набор, в то время как ригидность – это еще и когнитивные установки, предшествующие поведению. Примеры привычек могут включать в себя ежедневные процедуры, такие как прохождение маршрутов от работы до дома. Сами по себе привычки не являются ригидными, это происходит только тогда, когда поведенческий паттерн продолжает сталкиваться с давлением.

История изучения эффектов ментальной ригидности и инерции

В процессе изучения этого феномена большое внимание уделялось изучению способа решения мыслительных задач. В традиционных экспериментах К. Дункера изучалась способность испытуемых применять привычные предметы непривычным путем. Задача была такова: имелась коробка с кнопками, свеча и спички. Свечу нужно было закрепить так, чтобы воск не капал на пол или стену (Рис 1).

В ходе исследования выяснилось, что большинство людей практически не способны разделять предмет и привычную функцию, которую он выполняет. Дункер писал: «…инертное мышление, по крайней мере в некоторой своей части, является препятсвием или затормаживанием непривычных действий».

Но особый интерес при изучении данного явления имеет эффект Лачинса или эффект установки . В классическом варианте эксперимента испытуемым предлагалось три сосуда разного объема и бесконечный запас жидкости. Производя реальные или мыслительные манипуляции с сосудами, испытуемый должен был в конечном итоге получить исключительно определенный объем жидкости в каждом сосуде. Изначально, участникам предлагался ряд задач, решить которые можно было только одним единственным способом – так называемые установочные задачи. Затем, предлагались задания, которые уже имели два варианта решения, причем новый вариант решения был значительно легче предыдущего. В конечном счете, большинство испытуемых решали эти задачи одним привычным для них способом, который они применяли в начале испытания. Если же экспериментатором давалась установка на поиск нового способа решения задания, участники тратили намного больше времени для поиска нового пути решения проблемы.

Выявленный феномен привлек внимание многих исследователей, которые впоследствии выявили множество факторов, ослабляющих или усиливающих эффект Лачинса. Так, количество решенных задач с использованием только одного варианта решения значительно уменьшается, если перед началом исследования на доске написать выражение «Не будь слепым!». Если же время или количество попыток ограничено, что приводит к повышению тревожности, действие эффекта значительно возрастает.

Также было установлено влияние мотивации на инерцию и ригидность мышления. То есть, чем больше у испытуемого выражена мотивация на достижение успеха, тем чаще он будет использовать вариант, который неизбежно приведет его к успешному решению задачи.

В следующей серии исследования группе была предложена задача со всадниками (Рис 2).

Нужно было расположить карточки таким образом, чтобы все всадники одновременно оказались на лошадях. Нюанс этого испытания состоял в лишних деталях – искривленных спинах лошадей. Зачастую, испытуемые пытаются поместить всадников на спины лошадей перпендикулярно, а нужно расположить их параллельно друг другу.

Таким образом, множественные исследования показали, что ригидность, стереотипизация, инерция мышления используются нами, прежде всего, для экономии времени и энергии. Действительно, чтобы каждый раз не принимать решения, которые касаются самых мелочных вопросов, мы действуем по ранее намеченному плану, избавляя себя тем самым от постоянного анализа ситуаций. Но, в то же время, «мыслительная лень» часто блокирует или нивелирует творческий потенциал, нестандартные подходы к задачам.

Основные закономерности и способы преодоления психологической ригидности и инертности

Анализ литературы позволил вывести основные «эффекты », которые задействуются при типовом инертном и ригидном мышлении.

6 основных

Причины возникновения

Основное проявление закономерности и примеры

Способы устранения

Неспособность анализировать или «одностороннее» рассмотрение проблемы.

Склонность доверять только «проверенным» методам решения задач, узкий кругозор и низкая эрудированность, наличие большого количества штампов и шаблонов выполнения задач, консерватизм, низкий творческий потенциал.

Неспособность анализировать ситуацию со всем множеством взаимосвязанных факторов, кроме тех, которые воспринимаются привычно, сложность в использовании привычных предметов «непривычным путем».

Пример: эксперимент К. Дункера

«…испытуемым давали коробку с кнопками и свечу; задача – прикрепить свечу к стене так, чтобы она располагалась вертикально и нормально горела. Испытуемые придумали множество хитрых способов, причём некоторые были совершенно невероятны по изобретательности и сложности. Однако большинство испытуемых не смогли догадаться, что нужно вынуть кнопки из коробки, прикрепить её к стене, а затем поставить в неё свечу. Когда другой группе испытуемых в том же эксперименте вначале показывали пустую коробку и кнопки, высыпанные на стол, это подсказывало им правильное решение, и они находили его быстрее».

Решение задач привычным и удобным способом, избегание поисков новых вариантов решения проблемы.

Пример:

«На одном из семинаров по теории изобретательства

была предложена слушателям такая задача: «Допустим, 300 электронов должны были несколькими группами перейти с одного энергетического уровня на другой. Но квантовый переход совершился числом групп на две меньше, поэтому в каждую группу вошло на 5 электронов больше. Каково число электронных групп? Эта сложная проблема до сих пор не решена». Слушатели – высококвалифицированные инженеры, заявляли, что они не берутся решать эту задачу: - Тут квантовая физика, а мы - производственники. Раз другим не удалось, нам подавно не удастся... Тогда я взял сборник задач по алгебре и прочитал текст задачи: «Для отправки 300 пионеров в лагерь было заказано несколько автобусов, но так как к назначенному сроку два автобуса не прибыли, то в каждый автобус посадили на 5 пионеров больше, чем предполагалось. Сколько автобусов было заказано?» Задача была решена мгновенно».

Всесторонний анализ задачи, поиск нескольких альтернативных вариантов решения. Сопоставление переменных не только с личностным опытом, но и с фактической стороной задачи.

Методы преодоления психологической инерции, выявленные Г. С. Альтшуллером и пр.

Трактование ситуации или проблемы, исходя из опыта других людей

Экономия времени и энергии. Люди склонны доверять чужим суждениям касательно вопросов, в которых они сомневаются или не знают ответа. Опыт других людей в удачном разрешении задач переносится на свою проблему или ситуацию.

Сокращение времени на принятие решения или формирования мнения, исходя из опыта, полученного другими людьми в схожих ситуациях.

Пример: К.С. Станиславский об актерских штампах

«…Так, например, любовь выражается воздушными и настоящими поцелуями, прижиманиями к сердцу и своей, и чужой руки (так как принято считать, что человек любит сердцем), коленопреклонениями (причём красивые и благородные опускаются на одно колено, чтобы быть картиннее, а комики – на оба, чтобы быть смешнее), закатыванием глаз кверху (при возвышенных чувствах, к которым причисляется любовь, смотрят кверху, то есть на небеса, где находится всё возвышенное), страстными движениями (нередко граничащими с членовредительством, так как влюблённый не должен владеть собой), кусанием губ, блеском глаз, раздутыми ноздрями, задыханием и страстным шёпотом, резко выделяющим свистящие «сссс...» (быть может, потому, что в самом слове «страсть» их много), и другими проявлениями животного сладострастия или слащавой сентиментальности. Волнение выражается быстрым хождением взад и вперёд, дрожанием рук при распечатывании писем, стуком графина о стакан и стакана о зубы при наливании и питье воды. Спокойствие выражается скукой, зеванием и потягиванием. Радость – хлопанием в ладоши, прыжками, напеванием вальса, кружением и раскатистым смехом, более шумливым, чем весёлым. Горе – чёрным платьем, пудреным лицом, грустным качанием головы, сморканием и утиранием сухих глаз. Таинственность - прикладыванием указательного пальца к губам и торжественно крадущейся походкой».

Анализ проблемы или ситуации с использованием своего «ощущения» для решения задачи, отход от общепринятых стандартов.

Стереотипность мышления

Низкий интерес к новой информации, которая может существенно повлиять на восприятие ситуаций или объектов, экономия времени при принятии решений, низкий познавательный интерес.

Экономия времени и мыслительных процессов при восприятии ситуации или формировании мнения, решения, отношения.

Пример:

«На детских рисунках Спенсера тень какого-нибудь предмета изображалась всегда чёрной. Молодой рисовальщик видел на своём небольшом веку, разумеется, множество теней, и так как он не имел на этот счёт никаких заранее установленных мнений, а в большинстве виденных им случаев тень приближалась к чёрному цвету, то глаз его неспособен был различить противоположные случаи. Так дело шло до восемнадцати лет. Тут Спенсер встретился с одним артистом-дилетантом, который стал ему доказывать, что тень бывает не чёрного, а нейтрального цвета. Молодой человек спорил, приводил в доказательство свое собственное наблюдение, но наконец должен был сдаться. Тут только глаза его прочистились, и он убедился, что до сих пор орган зрения обманывал его, докладывая, что тень всегда чёрная; он увидел, что она бывает весьма часто цветная. Прошло несколько времени, и чтение популярного сочинения по оптике навело его на раздумье о причинах цветных теней. И когда, вследствие этого, у него составилось определённое понятие о тенях, глаза его стали очень явственно различать оттенки их. Поняв, что цвет тени зависит от цвета всех окружающих предметов, способных испускать лучи и отражать свет, он увидел очень ясно, что, например, в лунную ночь, возле газового фонаря, карандаш, помещённый перпендикулярно к листу бумаги, даст две тени: пурпурно-голубую и жёлто-серую, производимые отдельно горящим газом и луной».

Неумение переносить знания в смежные или другие области.

Пример:

Ученые-микробиологи ставили тысячи опытов, чтобы найти пути победы над болезнетворными бактериями. Но проведению опытов часто мешала плесень. Там, где она появлялась, микробы сразу гибли. Микробиологи отчаянно боролись с плесенью, берегли от нее лабораторную посуду. И только через 20 лет английский исследователь Флеминг пришел к выводу, что плесень содержит какое-то вещество, уничтожающее микробов, и его можно использовать для лечения болезней. Так появился пенициллин.

Всестороннее рассмотрение задачи или ситуации, развитие мышления путем решения логических задач, упражнений, переформулировка задач, развитие ассоциативного мышления, нестандартное применение обычных объектов или терминов.

«Мысль на оценку»

Высокая тревожность, неадекватное отношение к критике, неуверенность в себе и своих силах, неспособность объективно анализировать неудачи.

Привычка излагать и генерировать идеи и мысли строго шаблонами и стандартами, за которые ранее получали похвалу.

Пример: В. М. Дорошевич:

«….половину курса (русского языка) они посвящают главнейшим образом на то, чтоб изучить, где надо ставить и где не надо ставить букву, которая совсем не произносится. Вторая половина курса посвящена изучению «древних памятников» и того периода литературы, который никого уж не интересует. Всё, что есть живого, привлекательного и интересного в «предмете», исключено. Мертвые сочинения, вместо того, чтоб развивать, приучать мыслить, приучат к «недуманию». И в результате... Три четверти не в состоянии мало-мальски литературно писать по-русски. Привычка к шаблону в области мысли».

Работа с тревожностью, вызываемой негативными оценками труда или идей, формирование адекватного отношения к критике.

Влияние терминов и названий на восприятие и оценку

Анализ «текстовой» стороны проблемы или ситуации, принятие решений исходя из лингвистического значения слова.

Восприятие лингвистических формул и концептов оказывает прямое влияние на дальнейшее поведение людей.

Пример: Б. Уорф

«…Фактор обозначения проявлялся ранее всего тогда, когда мы имели дело с языковым обозначением, исходящим из названия, или с обычным описанием подобных обстоятельств средствами языка. Так, например, около склада так называемых gasoline drums - «бензиновых цистерн» - люди ведут себя соответствующим образом, т.е. с большой осторожностью; в то же время рядом со складом с названием empty gasoline drums - «пустые бензиновые цистерны» - люди ведут себя иначе: недостаточно осторожно, курят и даже бросают окурки. Однако эти «пустые» (empty) цистерны могут быть более опасными, так как в них содержатся взрывчатые испарения. При наличии реально опасной ситуации лингвистический анализ ориентируется на слово «пустой», предполагающее отсутствие всякого риска. Возможны два различных случая употребления слова empty; в первом случае оно употребляется как точный синоним слов null, void, negative, inert (нулевой, порожний, ничтожный, неактивный), а во втором – в применении к обозначению физической ситуации, не принимая во внимание наличия паров, капель жидкости или любых других остатков в цистерне или в другом вместилище. Обстоятельства описываются с помощью второго случая, а люди ведут себя в этих обстоятельствах, имея в виду первый случай. Это становится общей формулой неосторожного поведения людей, обусловленного чисто лингвистическими факторами».

Анализ лингвистической стороны задачи с минимальным использованием «укоренившихся» словесных шаблонов.

Усложнение решения задач

Попытка выделиться и «отойти от шаблонов», сделать «не как все», часто возникает из-за демонстративности поведения, желания быть в центре внимания.

Несмотря на то, что в большинстве случаев инертность и ригидность мышления проявляется в упрощении решения ситуаций и следовании шаблонов, стереотип «сделать не как все» занимает такое же прочное место в сознании многих людей.

Пример:

«…Абрахам Лачинс, начиная с 1942 года, использовал методику, известную из различных интеллектуальных тестов: испытуемому говорится, что в его распоряжении имеется три сосуда различной ёмкости и неограниченное количество воды; затем предлагается, манипулируя этими сосудами (на бумаге или реально), отмерить строго определённое количество воды. «Эффект Лачинса» достигался следующим образом: испытуемым давалась установочная серия из пяти задач, решить которые можно было только одним и весьма сложным способом. Затем предъявлялись задачи, которые имели два решения – очевидное и сложное. Оказалось, что большинство испытуемых пытаются решить новые и несложные задачи наработанным сложным (!) способом... Эффект усиливается под влиянием стрессовых факторов (тревожность, жёсткий лимит времени и т.п.), и не зависит от уровня интеллекта испытуемого».

Варианты решения задачи должны нести правильную нагрузку со стороны практического применения, а не простого отличия их от других, более простых способов.

Представленная таблица составлена на базе литературы, проработанной И. Л. Викентьевым .

4 из 6 приведенных выше закономерностей были в свое время описаны еще Ф. Беконом (1561-1626) – так называемые ошибки мышления . «Стереотипность мышления» - идолы пещеры, «Влияние терминов и названий на восприятие и оценку» - идолы площади, «Неспособность анализировать или «одностороннее» рассмотрение проблемы» - идолы рода, «Стереотипность мышления» - идолы театра.

Проблема представлена в первом приближении, и таблица пока еще не содержит в себе исчерпывающего количества примеров и закономерностей, полностью строящего модель этого сложного явления, что еще раз подтверждает остроту и перспективность изучения темы инерции мышления. Поэтому для полного понимания явления необходимо более детальное и глубокое обобщение проблемы путем анализа литературы (поиска примеров), которое в нашей таблице, к сожалению, представлено не в полном объеме.

Таким образом, анализируя таблицу, стоит понимать, что инертность мышления часто закрывает путь для новых изобретений, подходов, идей. Творческий потенциал и созидание могут приравниваться к нулю, если человек закрыт для новой информации и мыслит исключительно «для своего удобства».

При пояснении понятия ригидности и инерции часто приводят пример с Аристотелем. Когда-то в одном из своих трактатов он написал, что у мухи 8 ног. Такого мнения придерживались веками, пока кто-то не решил их пересчитать. Их оказалось 6.

Список литературы:
  • 1. Тайны мышления: популярная психология, М., «Мой Мир», 2005 г.
  • 2. Станиславский К. С., О различных направлениях в театральном искусстве / Моё гражданское служение России. Воспоминания. Статьи. Очерки. Речи. Беседы. Из записных книжек, М., «Правда», 1990 г.
  • 3. Дорошевич В. М., Русский язык / Дорошевич В.М., Антология сатиры и юмора России XX века, Том 48, М., «Эксмо», 2006 г.
  • 4. Михайловский Н. К., Что такое прогресс? / Избранные труды по социологии в 2-х томах, Том 1, СПб, «Алетейя», 1998 г.
  • 5. Бенджамин Уорф, Язык и мышление, в Сб.: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., «Аст»; «Астрель», 2008 г
  • 6. Альтшуллер Г. С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1969 г.
  • 7. Гальперин П. Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопр. психол. 1980. № 1. С. 31-38.
  • 8. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления: Сб. переводов с нем. и англ. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 199-221.
  • 9. Майер Н. Об одном аспекте мышления человека // Психология мышления: Сб. переводов с нем. и англ. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 300-314.
  • 10. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 279 с.
  • 11. Cowen Е . L. The influence of varying degrees of psychological stress on problem-solving rigidity // J. of Abn. and Soc. Psychol. 1952. N. 47. P. 512-529.
  • 12. Luchins A. S. Mechanization in prblem-solving // Psychol. Monogr. 1942. V. 54. N. 6 (248).
  • 13. Luchins A. S., Luchins E. N. Rigidity of behavior. Eugene, Oregon, 1959.
  • 14 Luchins A. S., Luchins E. H. Wertheimer"s seminars revisited. Problem-solving and thinking. V. 3. Albany, 1970. 439 p.
  • 15 Maltzman I., Fox J., Morriset L. Jr. Some effects of manifest anxiety on mental set // J. Exp. Psychol. 1953. N. 46. P. 50-54.
  • 16. Rees H ., Israel H. An investigation of the establishment and operation of mental sets // Psychol. Monogr. 1935. V. 46. N. 6 (210). Van de Geer I. P. A psychological study of problem-solving. Ch. III. Haarlem, 1957. 214 p.
  • 17. Викентьев И. Л. Инерция мышления по Г.С. Альтшуллеру // http://vikent.ru/enc/691
  • 18. Викентьев И. Л. Ошибки мышления по Фрэнсису Бэкону // http://vikent.ru/enc/692
  • 19. Викентьев И. Л. 57 материалов по теме инерция, ригидность мышления // http://vikent.ru/enc-list/category/139

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Зачем надо думать?

серия «Секретное оружие интеллекта»

Сима Крейнин

© Сима Крейнин, 2015

© Хелен Лимонова, дизайн обложки, 2015

© free images dreamstime.com, иллюстрации, 2015

Редактор Хелен Лимонова

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Что вы узнаете

Почему в детстве вундеркинд, в молодости – подающий надежды, а после сорока – заурядная личность, хотя и опытный профессионал.

Как развивать свои «серые клеточки» и не позволять им застывать в неподвижности

Что такое психологическая инерция и как с ней бороться

Как убрать ограничения с полета мысли и придумывать совершенно новые оригинальные идеи

Как преодолевать барьеры в мышлении и противоречия в сложных проблемах

Что такое творческое мышление и как им овладеть

Кому это особенно надо

ИНЖЕНЕРАМ, НАУЧНЫМ РАБОТНИКАМ, СТУДЕНТАМ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ и ВОСПИТАТЕЛЯМ

РОДИТЕЛЯМ, чьи дети хотят гордиться своими нестандартными папами и мамами

Тому, кто по роду своей деятельности, обязан постоянно «выдавать» новые идеи

Тому, кто по складу своего характера, хочет быть «не таким, как все», любит выдумывать и не любит скучать

Зачем надо думать?

Одно время были очень распространены дискуссии: человек – это венец природы или наоборот, деятельность человека идет на благо природе или во вред и так далее…

Из всех этих вопросов нас интересуют выводы: чем же этот «венец» отличается от всех остальных природных объектов?

Оказалось, что человек обладает тремя способностями, которых нет ни у одного другого живого существа:

– интеллектом (мышлением и воображением)

– членораздельной речью

– способностью к сознательной целенаправленной творческой деятельности (креативностью)

Причем, эти способности связаны между собой и взаимодействуют друг с другом.

Мышление – это просто течение мыслей, картинок и смыслов Если в процессе мышления проводится анализ – частное общее, причина и следствие, процесс и результат – мышление человека становится осмысленным. Такое мышление нацелено на понимание проблемы и поиск решения, которое сможет пригодиться в аналогичных ситуациях. Такое мышление приветствуется в науке, в повседневной жизни нередко более эффективным оказывается другой тип мышления: сообразительность. Сообразительность – тип мышления, когда человек находит простые и быстрые решения, неожиданные и непривычные для стандартной точки зрения.

В основе мышления различают два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из словесной формы сообщения.

Творческое мышление или креативность – это способ мыслить, который ведет к созданию нового. Творческое мышление связано с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека.

Воображение – это процесс представления информации в виде образов, причем образы отличаются от реальной действительности. В образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности.

С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в себя образы в качестве результата творчества.

Итак, человек умеет думать. А зачем надо думать?

В обычной жизни взрослые люди думают довольно мало. Как только человек научился чему-то новому, он перестает думать об этом. Новый навык переходит на уровень привычек и рефлексов. Это как с ездой на велосипеде – все делается само собой. Получается, что подавляющее большинство того, что человек делает на протяжении всей жизни, он делает машинально, а мыслительная деятельность проявляется в учебе и, если повезет, немного в работе.

Вот приблизительный график интенсивности мышления среднестатистического человека.

В детстве мы учимся, овладеваем новыми знаниями и навыками, в молодости тоже еще сталкиваемся с различными новшествами.

Поэтому, все наши дети, конечно же, вундеркинды. Да мы и сами были такими. Потом студент и даже молодой специалист подает большие надежды. Но время идет, работа становится привычной, и к сорока годам мы вдруг обнаруживаем, что занимаемся рутиной. Нам заранее известно, что в какой ситуации надо делать, и если, не дай бог, происходит что-то необычное, то это скорее пугает нас, нежели радует.

А ведь чем больше в жизни событий, тем интереснее жить. Конечно, многие события требуют от нас креативную реакцию. Зато умение мыслить нестандартно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Способность быть креативными может пригодиться в любой ситуации.

Обратите внимание, как сильно изменилась наша жизнь за последние 20-25 лет. Мы сейчас вынуждены конкурировать со всем миром, и условия конкуренции ужесточаются с каждым годом. Умение думать и придумывать новое повышает наши шансы в этой борьбе.

Кстати, самый большой доход приносят именно новые идеи.

1. Брэд Хьюз (более 5 млрд. долл.)

Очень чудная, однако одна из наилучших бизнес идей, содержится в установке камер хранения вдоль автострады. Желающих пользоваться такими камерами было так много, что доход превзошел все возможные ожидания и прогнозы. Сейчас корпорация «Public Storage» является одной из огромнейших организаций в сфере хранения.

2. Amazon.com (более 5 млрд. долларов)

Джеффри Бэзос был первым, кто начал бизнес в интернете путем торговли книгами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.