Никитин И. С. родился в 1824-м году в небогатой мещанской семье. Его отец занимался продажей свечей. Ваня начинал своё обучение в 1839 году в Воронежской семинарии, давшей ему богатый жизненный опыт и хорошее образование, однако скучное, что было ему не по нраву. Позже, он напишет об этом в "дневниках семинариста". В 44-м году его отец, на одной из улиц Воронежа, купил постоялый двор и начал жить там с семьёй. Но постоянное пьянство отца в последствии разорило семью Никитиных, в результате чего юноше пришлось бросить учебу в семинарии и самому стать содержателем постоялого двора.

Никитин был человеком развитым всесторонне, много времени посвящая саморазвитию и изучению иностранных языков (французский, немецкий), он также любил читать, особенно Шекспира и Гёте. Первые стихи Никитина получили признание местной интеллигенции, он сдружился с такими поэтами как Второв Николай Иванович Де-Пуле Михаил Фёдорович, также Никитина считают приемником Кольцова. Первые из его сохранившихся стихов датируются 1849-годом. Дебютировал Никитин стихотворением "Русь" написанным в 1851 году, но публикованным только в 1853 году, а в 1859 году вышел первый сборник его стихов, получивший много противоречивых отзывов.

Позднее, в 59-году поэт занял 3000 рублей у крупного мецената Кокорева, и открыл читальню в центре города, которая в последствии пользовалась популярностью у местного населения. Здоровье Никитина А.С. 16 октября 1861 года пошатнулось в результате чахотки и не справившись с болезнью, поэт умер. Был похоронен в городе Воронеже. Спустя годы на месте погребения Никитина построили цирк, но захоронение его и ещё нескольких человек, одним из которых является захоронение Кольцова А.С. не тронули. В настоящее время это место называют "Литературным некрополем".

3, 4, 5 класс с фото

Биография Никитина Ивана о главном

В десятом месяце далекого 1824 года в мещанской семье, которая жила в полном достатке, родился наследник. При крещении имя мальчику дали Иван, как и многим другим его ровесникам. Важно отметить, что семья, о которой идет речь, проживала в славном городе Воронеже.

До пятнадцати лет Ванюша воспитывался дома. После пятнадцатилетия батюшка определил отпрыска на учебу в Духовную семинарию. В этом учебном заведении Иван проучился четыре года.

Говорят, что человек предполагает, а Бог располагает. Так и получилось в семье Никитиных. Ивану не пришлось получить образования, потому что отец его потерпел разорение или, как сейчас говорят, банкротство.

Вместо сана духовного Ивану пришлось стать содержателем постоялого двора, чтобы семья как-то существовала.

Немаловажная деталь: еще во время учебы Ивану нравилось сочинительство. Он перечитал почти все книги, которые были в семинарской библиотеке и даже стал самостоятельно слагать вирши.

Все проходит. Так в 1853 году Иван отправил свои стихи в местную воронежскую газету. И, как ни странно, они были напечатаны. Так Иван Никитин приобрел известность в качестве стихотворца в родном городе.

Приобретя известность, Никитин стал членом литературного кружка в родном городе. Он постоянно повышал свой уровень способом самообразования и, конечно же, занимался любимым делом – писал литературные произведения.

В скором времени кружок по интересам распался и Иван, как говорят, испытал кризисную ситуацию в творчестве. Чтобы не впасть в депрессию он предпринял попытку попробовать свои силы в новом жанре – поэме. Написал ее достаточно быстро. Назвал «Кулак». Стоит сказать, что критики одобрили ее

Учеба, пусть и не законченная, в учебном заведении с духовным уклоном дала о себе знать. В творчестве Никитина стали проскальзывать религиозные нотки. А вскоре он посвятил Богу целый цикл произведений. Этот период его жизни датируется примерно 1953 годом.

Материальный кризис в семье Никитиных длился примерно до 1859 года. После жить стало полегче, и Иван смог позволить себе открыть книжный магазин и при нем библиотеку. Эти заведения, принадлежащие Ивану, можно назвать культурным центром Воронежа того времени.

В этот период творчества Никитин тяготеет к реализму. Он в своих текстах пишет о трудной доле женщин, тяжелой крестьянской работе, грустной судьбе городских жителей.

После пятидесятых годов девятнадцатого века Иван создает стихотворение «Русь». О нем стоит сказать особо, потому что оно без всякой правки сразу было опубликовано. Затем его растиражировали, что дало возможность Ивану Никитину заработать денег.

В шестидесятые годы Никитин, будучи уже маститым писателем, обращается к созданию прозаического текста. Тема, как уже было упомянуто, семинария. Его проза – это в некотором роде мемуары о его времени обучения. Стоит заметить, что прозаический опыт Ивана был опубликован.

Также сквозной темой творчества Никитина можно назвать тему красоты русского пейзажа. Он мастерски воспроизвел такие родные и знакомые до боли каждому русскому человеку пейзажные зарисовки.

Стихотворения Ивана Никитина необыкновенно звучны, поэтому очень их большое количество положено на музыку.

К великому сожалению, в девятнадцатом веке медицина была не столь развита, как сегодня. По этой причине в октябре 1861 года Иван Никитин скончался от чахотки или, как говорят сегодня туберкулеза. Похоронен в родном городе.

3, 4, 5 класс интересные факты

Интересные факты и даты из жизни

В тяжком дореформенном периоде началась биография Никитина Ивана Саввича как поэта, поэтому творчество его было наполнено страданиями подневольного, закрепощённого народа. Мотивы нужды, изнурительного труда, безысходного горя, вечной тоски характеризовали каждое его произведение.

Христианин

Поэт умел сопереживать, сочувствовать и помогать страждущим, именно поэтому биография Никитина содержит многие проявления чисто христианского отношения к ближнему. Большая часть его стихотворений и поэм имеет религиозное или философское содержание. Это поэмы "Кулак" и "Тарас", стихотворения "Моление о чаше", "Молитва дитяти", "Молитва". Современному читателю близка его пейзажная лирика, многие стихотворения знают наизусть, и это не зависит от возраста. Всё говорит о том, что биография Никитина судьбой написана навсегда, поскольку мотивы родной природы, здоровья, красивых людей и чистых чувств непреходящи и будут востребованы во все века.

Иван Саввич Никитин родился в сентябре 1824 года в семье небогатого воронежского купца, владельца маленького, практически кустарного заводика. Восьми лет его отдали в духовное училище, после чего он вознамерился стать священником и поступил в духовную семинарию Воронежа. Уже в юном возрасте Иван Саввич Никитин почувствовал жгучий интерес к литературе, читал много поэтических книг и сам пробовал сочинять. Кольцов, Жуковский и Пушкин стали его любимыми стихотворцами.

Мечты и реальность

В мечтах Иван Никитин, поэт, видел себя студентом столичного университета, где у него появилась возможность лицезреть легендарных писателей. Однако отец его разорился, заводик пришлось продать, чтобы купить разваливающийся постоялый двор и ещё долго-долго отдавать накопившиеся долги. Управлять этой гостиницей пришлось будущему поэту, чтобы помочь семье. Потому не только университет остался в далёких мечтах, но и семинарию пришлось оставить.

Об этих годах, наполненных трудом и заботами, он оставил потомкам много писем. Там проникновенно описывается любовь, которую питал к поэзии Иван Никитин. Стихи его наполнены сердечной болью за народ, принуждённый жить в нужде беспросветной, но в то же самое время поёт в каждой букве соловьиная русская речь, любуется окружающим миром, вольными просторами. Душа поэта осталась чистой, приобщённой к прекрасному, утешающейся словом раздольным.

Первые стихи

Иван Никитин стихи начал писать очень рано, как только научился складывать буквы, о чём он сам упоминает в письмах. Но сохранились они, к сожалению, не все. Самые ранние относятся к 1849 году. Первая же публикация сразу показала окружающим, что в мир пришёл настоящий поэт. Это стихотворение Ивана Никитина - "Русь" - стало хрестоматийным. Оно из той плеяды немногочисленных шедевров, которые и по сей день школьники с удовольствием учат наизусть. Никитин Иван Саввич стихи для детей писал всегда, довольно мало у него произведений, которые не были бы им понятны.

А первое опубликованное стихотворение мгновенно было перепечатано практически всеми газетами, издававшимися в России, и поэт стал знаменит. Однако первый сборник стихов появился только в 1856 году. Через три года в Воронеже открылся книжный магазин - оплот просвещения молодёжи, а владельцем его стал Иван Саввич Никитин. Интересные факты из жизни поэта были собираемы теми людьми, которые составляли цвет общественной жизни Воронежа, и которых собирал воедино этот культурный центр провинциального города - книжный магазин. К сожалению, продолжалось это счастье недолго. "В тёмной чаще замолк соловей..." - биография Никитина оказалась очень коротка.

Чахотка

Жизнь поэт прожил короткую, крайне тяжёлую, полную никогда не заканчивающимися хлопотами со множеством огорчений, поскольку отец его после разорения впал в непрекращающийся запой. Но каждую свободную минутку он посвящал занятиям поэзией - читал или писал. Однако силы были на исходе. Жизнь и творчество Ивана Саввича Никитина оборвала чахотка, которой он заболел от переутомления и невозможности обращать внимание на собственное здоровье. Он умер в год, когда рухнуло крепостное право (в 1861-м).

Освобождения крестьян он ждал всю жизнь, и каждой своей строкой торопил это событие. Будучи хозяином постоялого двора, он видел множество самых грязных сцен, общался с самыми разными людьми, принадлежащими к самым разным сословиям. Стихи его передавались из уст в уста даже теми, кто не умел читать, а воронежская интеллигенция называла его "вторым Кольцовым". На самом деле вторым он никогда не был, и от поэтики Кольцова поэтика Никитина довольно сильно отличается даже в самых ранних его стихотворениях, хотя Чернышевский однажды и попенял ему за подражательство.

Стихотворения и поэмы

Николай Добролюбов очень высоко оценил поэму Никитина "Кулак" за оригинальность, отметив и тот творческий рост, который получил поэт с момента предыдущих публикаций. В 1855 году были опубликованы стихи "Уличная встреча", "Жена ямщика", после которых поэт задумался о привнесении нового в свою манеру изложения.

И потому уже через два года пришли стихи, значительно отличающиеся от прежних: "Пахарь", "Ночлег в деревне", "Пряха", "Нищий", затем "Мать и дочь" и знаменитые "Поминки". В строках появились социальные мотивы. Особенно этим отличаются стихотворения "Мёртвое тело", "Старый слуга" и другие, созданные в последние его годы. В 1860-м уже смертельно больной Никитин написал единственное своё прозаическое произведение - "Дневник семинариста", где нашли место воспоминания его юности.

Музыка

Все его стихотворения настолько певучи, что сами просятся в песню. О светлых мгновениях жизни поэт писал: "Мир ясный душу осенит..." Более шестидесяти песен и романсов написали в разное время русские композиторы на стихи Никитина. И до сих пор поэзия Ивана Саввича композиторов интересует. Например, в 2009 году Александром Шарафутдиновым был записан целый альбом под названием "Радость и кручина".

Стихи Никитина всегда насыщены музыкой, они впитали в себя тот народный быт, подобный стону, который заставлял поэта, всю ночь проплакавшего над поэтической строкой, уничтожить её на рассвете, потому что недостаточно правдиво передала она то состояние, которое сделало ночь бессонной. Поэт кропотливо искал правду - пусть не в жизни, а в поэзии. Главное - он её нашёл.

Семья

Иван Саввич был более похож на мать - кроткую женщину, сердобольную, глубоко верующую, даже богомольную. Она, так же как и сам поэт, всю жизнь терпеливо ждала лучшей участи, безмерно страдая от крутого характера своего мужа. Отца знал весь Воронеж. Торговец предприимчивый, но сильно пьющий, первый кулачный боец в городе, о чём семья его знала лучше других. Иван Никитин отца очень любил за крепкость, за серьёзность, за практическую хватку, за деловитость.

Но как поэту мать дала ему значительно больше. Это исключительная, безмерная чуткость души, тонкий поэтический слух, мечтательность и глубокая вера. От самого рождения он общался со странниками, паломниками, богомольцами, которые посещали Митрофаниевскую обитель в Воронеже. Все они приходили в лавочку при заводе - покупать свечи.

Люди

Со всех концов страны сюда стекались люди, народный говор разных областей слышал и отмечал Никитин, ещё будучи маленьким мальчиком. Он очень любил рассказы паломников, охотно читал жития святых и другие духовные книги. Вот именно поэтому и отношение у поэта к русской природе получилось такое трепетное, почти религиозное.

Впоследствии, встречая и провожая ямщиков и извозчиков, купцов и странников, крестьян и бродячих артистов, будучи управляющим постоялым двором, Никитин так же охотно общался с проезжими людьми всей пестроты сословий русского общества. С ним люди были всегда предельно откровенны, поскольку поэт чуток и добр. Хотя истории их по большей части были очень горькими и тяжело ложились на сердце. Отдохновением была только поэзия. Публиковать стихи под своим именем в те времена было дурным тоном, а анонимно в воронежскую газету рукописи не принимались. Именно поэтому так поздно состоялась первая публикация стихов поэта.

Друзья

Члены воронежского кружка любителей чтения, среди которых оказался и редактор местной газеты Второв, сразу полюбили и стихи Никитина, и его самого. Некоторым нравились социальный протест и демократические нотки в его стихотворениях, а остальные упивались религиозными мотивами и гармонией в поэтических пейзажах.

В 1854 году Никитина узнали и в столице - его стихи были опубликованы в "Отечественных записках", а Кукольник написал о Никитине статью в "Библиотеку для чтения". Затем поэтом заинтересовался любитель литературы и высокопоставленный чиновник граф Толстой, после чего вышла отдельная книга Никитина с собственноручно выбранными Толстым стихами и предисловием, им же написанным.

О заимствованиях и подражаниях

Раннее творчество Никитина действительно прошло некую литературную школу, поскольку в его стихах первого периода можно услышать и Пушкина ("Лес"), и Кольцова ("Русь", "Весна в степи"), и Лермонтова ("На западе солнце", "Ключ"), и Майкова ("Вечер"), и Некрасова ("Уличная встреча", "Рассказ ямщика").

Однако это более похоже на единую эстетическую опору, поскольку все вышеперечисленные поэты опирались на фольклорные источники. Всегда есть общий прототип. У Никитина не ученичество это, а фольклорность поэтического мышления, простодушие народных укладов, привычек и отношения к творчеству, которое и в ту пору было в огромной части устным. Никитин даже не поэт, он - сказитель, который и должен жить посредством коллективного творчества.

Ива́н Са́ввич Ники́тин (21 сентября (3 октября) 1824, Воронеж - 16 (28) октября 1861, там же) - русский поэт.

Биография
Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793-1864).
Учился в духовной семинарии. Семинария дала Никитину многое, однако казенная и скучная система образования юноше не нравилась, и свое отношение к этому укладу жизни он потом выразит в «Дневниках семинариста» (1861).
В 1844 году отец Никитина купил на улице Кирочной постоялый двор и поселился с сыном здесь. Однако пьянство и буйный характер отца привели семью к разорению, вынудившему Никитина бросить семинарию и стать содержателем постоялого двора.
После первых публикаций Никитин вошёл в кружок местной интеллигенции, сложившийся вокруг Николая Ивановича Второва. Близкими друзьями Никитина стали сам Второв и ещё один из участников кружка, Михаил Фёдорович Де-Пуле (будущий душеприказчик, биограф и редактор изданий сочинений Никитина).
Оставаясь содержателем постоялого двора, Никитин много занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей (Шекспира, Шиллера, Гёте, Гюго и других). В 1859 г. Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева, и открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.

Творчество
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. 11 декабря 1853 г. оно было перепечатано в газете «С.-петербургские ведомости» со следующим комментарием:
Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, в фактуре стиха? Неужели в г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову?.
В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях.
В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.
В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за¬таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча¬ла в нем природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
- Дмитрий Ковалёв

Скончался И. С. Никитин от чахотки 16 октября 1861 года в Воронеже, где и был похоронен. Со временем кладбище ликвидировали, на его месте построили цирк. Могилу И. С. Никитина и ещё несколько могил, одна из которых - захоронение другого известного поэта А. В. Кольцова, не тронули. Это место огорожено и называется «Литературный некрополь».

Поэма «Кулак»
Крупнейшее поэтическое произведение Никитина , поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация - отдельным изданием в 1858 г. (дата цензурного разрешения - 25 августа 1857 г.).
Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак - «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером» . В центре поэмы Никитина - образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.
Поэма вызвала одобрительные отзывы Добролюбова и других критиков. В анонимной рецензии «Московского обозрения» было сказано:
Несколько потрясающих по своему драматизму сцен, местами же неподдельный комизм и всегда тёплое чувство общечеловеческой любви… живая передача действительности, типически очерченные характеры и чудные описания природы довершают очарование, производимое этим свежим и истинно поэтическим созданием молодого, но уже шибко развернувшего творческие силы свои писателя.

Поэзия Никитина и русская музыкальная культура
На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие - очень известными композиторами (Направник, Калинников, Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец…»), подвергшийся, впрочем, в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения.
В 2009 году композитор Александр Шарафутдинов записал на стихи Никитина альбом песен «Радость и Кручина».

Память
В Воронеже в 1911 году на Никитинской площади был установлен памятник поэту по проекту скульптора И. А. Шуклина.
В Воронеже, в доме, где поэт жил с 1846 года, с 1924 года действует литературно-мемориальный Дом-музей Никитина (Воронежский областной литературный музей имени И. С. Никитина).
В честь Ивана Саввича названа улица в городе Воронеже.
Воронежская областная универсальная научная библиотека носит имя поэта.
В Липецке есть улица Никитина.
В Новосибирске есть улица Никитина. Многие новосибирцы ошибочно полагают, что название улицы посвящено Афанасию Никитину.
В Воронеже функционирует гимназия имени И. С. Никитина.
В 1949 и 1974 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением И. С. Никитина.
В 2011 году к 425-летию Воронежа Почта России выпустила открытку с изображением памятника И. С. Никитину (скульптор И. А. Шуклин).

Иван Саввич Никитин был известным русским поэтом. Он появился на свет 21 сентября 1824 года в Воронеже. Его отец торговал свечами и до поры до времени был, довольно, зажиточным человеком. В 1839 году в возрасте 15 лет Ваня Никитин поступил в духовную семинарию, где проучился 4 года. Пока он находился в семинарии, дела отца несколько пошатнулись, что стало причинно пристрастия отца к «беленькой», вследствие чего начались побои матери. Кстати, мать Никитина попала под дурное влияние мужа, и так же как и он начала злоупотреблять алкоголем, что не могло не сказаться на учебе Ивана. Из-за того, что атмосфера в доме была крайне напряженной, Никитин начал много часто пропускать занятия, за что и был отчислен с формулировкой «малоуспешности».

Но кое-чему семинария все же смогла научить Никитина. Не столько из-за учебных занятий, сколько из-за своей открывшейся страсти к чтению, Никитин посещал это учебное заведение. Он горячо увлекся Белинским, и одухотворенный его произведениями покинул семинарию. Дальше биография Никитина складывается не совсем просто. «Вольная жизнь» оказалась суровой и жестокой, и вынудила Никитина начинать приучать в себя к непростым реалиям. Окунувшись в мир, полный забот, хлопот и необходимости зарабатывать деньги, он начал работать в лавке отца. Отец его все продолжал выпивать и, спустя какое-то время продал и свечной завод, и лавку. На те немногие деньги, которые он сумел выручить за продажу свечной лавки, отец Никитина принял решение открыть постоялый двор, куда устроил сына, чтобы он работал там в качестве дворника. Несмотря на тяжелые условия, которые его окружали, Никитин старался держаться и не падать духом, не опускаться до уровня некоторых людей, которые его окружали, даже несмотря на то, что сделать это было, довольно, сложно.

В 1953 году Никитин послал свои стихотворения в известные в то время «Воронежские губернские ведомости». Стихотворение «Русь» было настолько патриотическим, что принесло поэту известность в Воронеже. Редакторы «Ведомостей» Н.И Второв и К.О Александров-Дольник, заинтересовались Никитиным и даже приняли решение о том, чтобы представить его некоему кружку интеллигенции, который существовал в то время.

Постепенно, начиная где-то с 1854 года, стихотворения Никитина стали печататься в «Москвитянине», «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках». Вроде бы, все стало потихоньку налаживаться, дружеское отношение авторов и редакторов к Никитину подействовали на него ободряюще, апатия и уныние стали постепенно пропадать, Никитин в то время активно писал. Все, чего он сумел добиться за такой небольшой промежуток времени, а именно - успех на писательском поприще, теплые и дружеские отношения Никитина с коллегами, доброжелательность Второва и членов его кружка возымели свое действия - Никитин перестал замыкаться в себе и больше не был отчужденным и постоянно подавленным. Но высокий жизненный тонус Никитина и его хорошее настроение омрачала одна вещь - проблемы со здоровьем.

В 1856 году, вышел в свет сборник стихотворений Никитина, который вызвал крайне холодное отношение критиков, а именно, Чернышевского, который очень резко и в неприятных тонах высказал свое мнение о сборнике в «Современнике».

Помимо писательской деятельности, Никитин не забывал о своей работе и продолжал смотреть за постоялым двором отца. Несмотря на то, что отец Никитина так и не оставил своей пагубной привычки выпивать, отношения между ними улучшились - видимо, сказался тот факт, что Никитин больше так не расстраивался из-за проблем в семье, как раньше. Причиной этому стало то, что он вращался в писательских кругах, и у него фактически не оставалось времени на переживания, да и было у него любимое занятие, которому он посвящал все свое свободное время. В период с 1854 по 1856 гг. Никитин много времени посвящал самообразованию, увлеченно читал, занимался и даже принял решение начать изучать французский язык.

1857 год стал для Никитина непростым, можно даже сказать, тяжелым. Дело в том, что в это время, его самый близкий друг и соратник, Второв, уехал в другую страну, оставив его практически одного. Это событие стало причиной того, что Никитин вновь стал ощущать упаднические настроения, и как будто, заново ощущал свои семейные проблемы и невзгоды. Это не могло не сказаться на отношении к самому себе, как к поэту; он начинает сомневаться в себе, в своем творческом даровании, в писательском таланте.

1858 год стал годом, когда входит в свет поэма Никитина под названием «Кулак», к которой критика, как ни странно, отнеслась положительно и тепло. Сам Добролюбов выказал свое положительное отношение к поэме. Помимо отзывов критиков, поэма разошлась крупным тиражом и стала приносить Никитину стабильный неплохой доход. В эти годы, Никитин снова решает, что пора заняться самообразованием, и в этот период особо активно изучает произведения Шиллера, Гюго, Гёте, Шенье и др., начал изучать немецкий язык, чтобы потом переводить Гейне и Шиллера на русский. Вообще, 1857-1858 годы для Никитина стали периодом, когда поэт активно печатался в таких изданиях, как «Отечественные записки», «Русская беседа», и другие. Ему в то время очень сильно помог В.А. Кокарев, который одолжил взаймы Никитину около 3000 рублей (по тем временам это были очень приличные деньги). На эту сумму Никитин принимает решение открыть собственный магазин, и в 1859 году осуществляет свою мечту, открыв сразу - и магазин и библиотеку, в которую можно было приходить и читать книги.

В том же 1859 году Никитин издает сборник стихотворений, который к большому сожалению самого автора не пользовался такой же большой популярностью как предыдущая его работа, да и критики отнеслись к этим стихам довольно прохладно. Это не могло отрицательно не сказаться на его самочувствии, и следующие полтора года Никитин боролся то с приступами слабости, то наоборот замечал, что уровень его жизненного тонуса подскакивает вверх.

На следующий год, в 1861 году, Никитин решил отправиться в Москву и Петроград на отдых. Вернувшись оттуда, всю оставшуюся часть года он пребывает в приподнятом настроении и даже пишет довольно объемное произведение под названием «Дневник семинариста», которое позже было издано в уже известном к тому времени журнале «Воронежские беседы». Но и эти его старания остались неоцененными, и снова волна сочувственных отзывов нахлынула на Никитина с новой силой.

К концу того же года Никитин почувствовал себя хуже, а затем его здоровье вдруг улучшилось. Никитин собрался с духом и продолжил свою деятельность в литературном кружке, который образовался вокруг некоего М.Ф. Де-Пуле. А также Никитин продолжает работать над открытием воскресных школ и над проблемой общего повышения грамотности учащихся.

В мае 1861 года Никитин подхватил сильную простуду, которая впоследствии привела к такому тяжелому заболеванию, как туберкулез, который и стал финальным аккордом в его жизни. Пока Никитин лечил это заболевание, он очень плохо себя чувствовал, еле передвигался и не имел ни моральных, ни физических сил, чтобы заставить себя что-то сделать. А вот его отец, к примеру, остался совершенно слеп и глух к болезни сына, и продолжал злоупотреблять алкоголем, как и раньше.

Самые первые работы этого автора датируются 1849 годом. Рассматривая творчество Никитина в целом, можно сделать однозначный вывод о том, что пережитые им страдания, душевная тоска, грусть и ощущение некоторой безысходности, так или иначе, наложили свой отпечаток на все его творчество. Возможно, все дело было в том, что еще с молодости, он любил уходить сам в себя и оставаться равнодушным к тому, что происходило вне его сознания. Никитин честно старался абстрагироваться от тоски и грусти, которые стали постоянными компонентами в его жизни, и даже писал произведения о вещах, которых ему не приходилось видеть ни разу в жизни. Так, к примеру, некоторые его стихотворения были посвящены морю, такому глубокому, синему и безграничному, а ведь он его никогда не видел.

Вся поэзия Никитина насквозь пропитана желанием поэта осмыслить и осознать жизнь, попытаться хоть немного изменить ее, даже если эта задача, в конце концов, оказывалась ему не по силам. Его мечты не соответствовали реальности, а стремление закрывать на очевидные вещи глаза, просто убивало его. Но, все же сумев хоть немного перебороть себя и наклонность творчества, Никитин в 1849-1853 годы, как мог, старался не замыкаться на собственных переживаниях, пытался заинтересоваться окружающими его вещами, и в итоге, свет увидели некоторые из его общественных мотивов, под названием «Тишина ночи», «Оставь печальный твой рассказ», «Певцу», «Мщение» и «Нужда».

В те годы, Никитин был еще слишком молод, чтобы иметь собственную, устоявшуюся точку зрения на множество проблем, а потому, произведения тех лет, немного отдают казенным патриотизмом («Русь»), лишь только, спустя некоторое время, он начинает видеть зло и несправедливость в окружающей его действительности. Он начинает выказывать первые свои протестующие ноты, призывает людей бороться со злом и злыми деяниями, а также с корыстными мотивами, которыми, по его мнению, обладали слишком многие из его окружения («Оставь печальный твой рассказ», «Певцу» и т.д.).

В период с 1849 по 1853 годы Никитин зачитывался произведениями других авторов, пытаясь найти в них ответы, на возможно неразрешенные вопросы. Самое сильное влияние в тот момент на Никитина оказывал Кольцов, особенно, касалось это формы его писательской деятельности («Весна на степи», «Русь», «Жизнь и смерть», «Успокоение», «Наследство», «Песня» и многие другие.) Никитин настолько проникся стилем Кольцова, что большинство его произведений того времени по манере изложения было крайне сложно отличить от трудов самого Кольцова.

Кроме Кольцова большое влияние на Никитина в период с 1849-1853 гг. оказывают работы М. Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и прочих известных поэтов того времени. Постепенное осмысление жизненных реалий и некоторых загадок человеческой души, а также человеческого сознания, во многом определили направленность работ Никитина того времени. В них слишком много риторической темы, некой искусственности («Дума», «Кладбище», «Развалина»).

1853 г. не является окончательным в такого рода произведениях, периоды жизни Никитина и после 1853 года будут отличаться воздействием лишних переживаний и сложных выводов и раздумий. Но, помимо этого, в его произведениях начинают все активнее звучать нотки этнических элементов и народного колорита («Новая борьба», «Донцам», «На взятие Карса» и др.). А вот его такие произведения, как «Моление о Чаше», «Сладость молитвы», наоборот, пропитаны религиозными мотивами.

В большинстве ранних произведений Никитина отчетливо чувствуется влияние М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина («Кулак», «Новая борьба», «не широк мой двор», «Измена», «Уж как был молодец» и «Бобыль»), но, вместе с тем, нельзя не отметить, что также более активным становится и желание Никитина найти все-таки свою собственную стезю, и как можно меньше поддаваться влиянию других авторов. Несмотря на такое желание Никитина, все же в его произведениях, которые относятся к периоду с 1854 по 1856 год, угадывается воздействие, которое оказывал на него Второв и члены его литературного кружка (как вы помните, Никитин был активным участником данной организации). И лишь к 1857 году можно отнести тот факт, когда его в литературных кругах начинают воспринимать, как самостоятельную творческую единицу, а не как копирку творчества многих авторов, которые были известны задолго до него самого.

После 1857 года произведения этого автора являют собой самое прямое и непосредственное отражение его душевных переживаний, проблем, забот и размышлений, которые, к сожалению, оказывались не всегда такими красочными и яркими. Время шло к 60-м годам, и вместе с тем, как поэт совершенствовался и развивался сам Никитин, который к этому времени научился философски подходить к проблемам окружавшей го действительности. И, даже, невзирая на то, что Никитин не сумел, как он полагал, в полной мере, раскрыть свой талант, его стихи 1860 года отличаются уже гораздо большей самостоятельностью мышления и логически построенных выводов. Как только, он показал литературному миру, что и сам чего-то стоит, смерть внезапно нарушила все его планы и намерения. Так и не сумел Никитин полностью показать, на что способен и как он может еще писать.

Одной из самых сильных направленностей его творчества является этнографическая сторона его работ. Он сумел очень точно в своих произведениях передать народные традиции, обычаи и обряды, сумел подчеркнуть именно те достоинства жизни и быта простого народа, которые наиболее полно и точно раскрывают и обрисовывают картину народной жизни. Его искренняя привязанность к простому человеку, любовь к русской природе, сочувствие нелегкой доле, которая выпала многим крестьянам в то время, а также страстное и всепоглощающее желание хотя бы немного облегчить мучения и труд родного народа,- все это вкупе и дало свой результат, который отразился на его произведениях.

Еще одной уникальной способностью Никитина было умение объективно раскрывать и показывать стороны народной жизни. Несмотря на то, что он всем сердцем и всей душой любил свой народ и свою страну, он никогда не стремился целиком и полностью идеализировать его. Описывая в своих работах, как положительные, так и отрицательные черты народного характера, он пытался дать максимально беспристрастно подойти к этому вопросу, а, следовательно, и презирал все отрицательные черты, такие как деспотизм, грубость, пьянство и другие. Все эти отрицательные характеристики русского характера он высмеивал в своих произведениях «Упрямый отец», «Дележ», «Порча» и другие.

Но все же, несмотря на свою привязанность к сельским жителям, Никитина можно отнести к любителям городской жизни. Он хоть и наведывался изредка в окрестные села Воронежа, но преимущественно, предпочитал оставаться в городе.

Также, большое значение для Никитина, с точки зрения писательского таланта, оказал Некрасов, который в то время уже пользовался довольно большой известностью. Творчество Некрасова, в некотором смысле, определило направленность развития поэзии Никитина, так как, некрасовская сатира, ирония и поразительное чувство юмора, открывали в самом авторе новые грани и стороны. Но, как очевидно, вся жизнь Никитина состояла из резких контрастов, так, к примеру, в 1860 году он написал стихотворение, посвященное Некрасову, в котором в довольно резкой форме высказался о творчестве писателя и о его натуре, в целом.

Но, подводя итого всему вышесказанному, можно сделать один главный вывод - все творчество Ивана Никитина всегда, в той или иной мере, отражало его переживания и сомнения, постоянно мечущееся настроение передергивало направленность его произведений в сторону оптимизма и искренней веры и надежды на светлое будущее. Хотя буквально на следующий день Никитин уже писал стихи, полные горечи, пессимизма и ноток горькой иронии.

Все творчество Никитина имеет в себе большую долю автобиографичности, некоторые события, которые имели место быть в его жизни, навсегда оставили глубокий отпечаток в его многочисленных работах. Особенно, в то время, когда болезнь сковала Никитина, все его стихотворения (уже последние стихотворения) были насквозь пронизаны грустью и мрачными размышлениями и тяжкими думами. Главным источником негатива, который нашел свое точное отражение в его произведениях, было не только личное горе и постоянный стресс, в котором он пребывал, пока жил с пьянствующими родителями, но также и суровая социальная действительность, которая всегда мучила Никитина своей несправедливостью, и порой, жестокостью.

Никитин не являлся великим поэтом своего времени, но все что он делал, он делал с душой, с сердцем с искренним и честным отношением к себе, к работе и к людям. Именно поэтому его произведения (особенно некоторые из них) являются, поистине, апогеем гуманизма и человеколюбия- тех качеств, которые уже в то время являлись большой редкостью!

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Никитина Ивана Саввича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Никитина Ивана Саввича

Детство, юность, учёба в семинарии

Иван Саввич Никитин родился 3 октября (21 сентября) 1824 г. в городе Воронеже. Его отец, Савва Евстихиевич Никитин, был зажиточный мещанин, торговал свечами, содержал постоялый двор. Иван Никитин учился с восьми лет в духовном училище, затем поступил в семинарию, но её не закончил. После смерти отца он содержал отцовский постоялый двор, работал в свечной лавке. Детство и юность Никитина прошли в окружении богомольцев, покупавших свечи в лавке. Никитин как сын зажиточных родителей был вольноприходящим студентом семинарии и сохранял независимость и широту взглядов. Он мечтал об университете. Ещё в семинарии начал писать стихи. Никитин тесно общался с народом, рос в атмосфере народных говоров разных мест России, слушал рассказы и сказки странников, жития святых и духовные стихи. В юности он увлекался , и другими классиками. Из церковных стен он вынес трепетное отношение к природе. Несмотря на то, что в семинарии к тому времени уже не было замечательных преподавателей – А.В. Кольцова и А.П. Серебрянского – семинаристы питались воспоминаниями об их кружке. Никитин написал первые стихи именно в подражание Кольцову.

Литературный успех

Первые стихи Ивана Никитина были опубликованы в 1853 году в воронежской газете "Губернские ведомости". Патриотические пафосные стихи были перепечатаны в других газетах и журналах, они были весьма кстати, так как шла Крымская война. Вскоре вышел первый сборник стихов (1856 г.) и Никитина стали сравнивать с Кольцовым. Второй сборник появился 1859 году. Никитин стал мастером российского пейзажа и преемником Кольцова, воспевателя тяжкого крестьянского труда, жизни городской бедноты и несправедливости устройства мира. Имя Никитина гремело, но жизнь была по-прежнему тяжёлой. Вскоре, в 1861 году, вышел прозаический "Дневник семинариста". Он написал поэму "Кулак", которая была закончена в 1857 году. Он показал в поэме тип человека, сильно напоминавшего собственного отца. Воронежский мещанин Карп Лукич, герой поэмы, жил мелким обманом, обсчётом и обмером. Он перекупщик, сам безденежный и разорившийся купец, не может выбраться из жестокой бедности. В результате этой жизни он пьянствовал и тиранил всех в доме. Поэма была принята критикой благосклонно и книга быстро разошлась. В это время постоялый двор стал приносить доход, семья вышла из нужды. Отец не бросил пить, но отношения в семье улучшились, работа уже не так тяготила Никитина.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Кружок Второва, наследие

Никитин получил великолепный отзыв Добролюбова на свою поэму. Поэта познакомили с графом Д.Н. Толстым, который помог ему печататься. Однако остальная критика была отрицательной. Особенно плохо о нём отозвался . Летом 1855 года Никитин заболел, простудившись во время купания. Его спасала вера, появилось много стихов с религиозной тематикой. Никитин написал более 60 романсов и песен, он остался непревзойдённым певцом русской природы. Панорамное зрение Никитина охватило все стороны русского бытия. "Дневник семинариста" был написан за год до смерти. На гонорары от книг Никитин смог купить книжный магазин, который стал литературным клубом для горожан. Планов было много, но силы и здоровье были на исходе. Никитин вошёл в кружок местной воронежской интеллигенции, это был кружок Николая Ивановича Второва. Но Второв вскоре уехал из Воронежа. Вторым другом Никитина был Михаил Фёдорович Де-Пуле. Именно он после смерти Никитина стал его душеприказчиком, он издавал его наследие, писал биографию и редактировал сочинения Никитина.

Личная жизнь

В 1856 году Никитин увлёкся гувернанткой помещиков Плотниковых. Звали девушку М.И. Жюно. Чувства были взаимны, девушка была кипучей натуры, развитая и чуткая к поэзии. Свои чувства они не афишировали.

Смерть

Иван Никитин скончался от туберкулёза в 1861 году. Всего им было написано 200 стихотворений. Имя Ивана Никитина вошло в музыкальную культуру России, его имя пережило многих, более крупных, но забытых поэтов. Кладбище, где был похоронен поэт в Воронеже, ликвидировано, на его месте построен цирк.