Московский храм Космы и Дамиана на Маросейке Московский храм во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских на Маросейке, на Покровке (Московская епархия)

Первая церковь стояла здесь давно – известно, что горела она еще в пожаре года, ее построили заново, но в году сгорело и второе здание. Церковь отстроили заново, и на этот раз в камне.

Об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана . Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

Первоначально храм не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в году. В конце XVII столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери . Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771-1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

Наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. На построение храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования.

В декабре года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. 21 октября года был освящен северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а 4 октября года - освящен главный престол – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного.

В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также церковь и отчасти алтарь ее.

В нашествие на Москву неприятелей в году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений.

До года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось.

В году храм был обновлен внутри и снаружи.

В начале 1930-х годов приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но этого не случилось. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

В 1960-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.

Настоятели

  • Феодор Бородин (с 14 октября 1993)

Использованные материалы

  • Краткая история храма на официальном сайте прихода
  • Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке // Радио "Вера"

Свое название Столешников переулок получил оттого, что в XVI–XVII веках здесь жили столешники – ткачи, производившие скатерти для царского двора. П.В Сытин отмечает: «Впервые Столешников переулок, как Рождественская улица, упоминается в духовной грамоте Ивана III в 1504 году. Но стоявшая уже в первой половине XIV века церковь Космы и Дамиана, что в Шубине, и наименование в XVIII веке переулка Шубиным заставляют предполагать, что переулок существовал в XIV веке». В Столешниковом переулке жил В.А. Гиляровский, который говорил, что в нем, «как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города». У В.В. Маяковского есть замечательные строчки:

Люблю Кузнецкий
(простите грешного!),
потом Петровку,
потом Столешников;
по ним
в году
раз сто или двести я
хожу из «Известий»
и в «Известия».

По одной из версий, название местности Шубино дали «шубники» – скорняки, торговавшие шубами и мехами. Об этом пишет И.К Кондратьев в «Седой старине Москвы». По другой, более обоснованной версии, здесь в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы – сподвижника Дмитрия Донского. В 1368 году литовский князь Ольгерд пошел войной на Московское княжество. Об этом упоминает Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»: «Изумленный великий князь отправил гонцов для собрания войска и, желая остановить стремление неприятеля, велел боярину, Димитрию Минину, идти вперед с одними полками московскими, коломенскими и дмитровскими.

Вторым начальником был воевода князя Владимира Андреевича, именем Иакинф Шуба. Уже Ольгерд, как лев, свирепствовал в Российских владениях: не уступая монголам в жестокости, хватал безоружных в плен, жег города. Многие наши князья, бояре легли на месте, и полки московские были истреблены совершенно. Три дня Ольгерд стоял под стенами Кремля, грабил церкви, монастыри, не приступая к городу». Иакинф Шуба героически погиб в крупном сражении близ Тростенского озера. Известный историк И.М. Снегирев связывал название местности Шубино с гонцом Шубиным-Грязновым, который, возможно, являлся потомком Иакинфа Шубы.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями, жившими в III веке в Асии. Асией (или Азией) римляне называли юго-западную часть нынешнего полуострова Малая Азия. С течением времени наименование Азия стали прилагать ко всему полуострову и, наконец, ко всей части света, лежащей на востоке от Европы. В житии Космы и Дамиана, написанном Димитрием Ростовским, говорится: «Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов».

Даже после кончины святые Косма и Дамиан продолжали совершать чудеса. Братьев похоронили в одной гробнице, к которой приходило огромное число больных, получавших исцеление. Уже в IV–V веках их стали почитать как покровителей врачей и аптекарей, а позже – всех нищих. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных и других заболеваний. На Руси святые братья-врачеватели были покровителями святости и нерасторжимости истинного христианского брака, устроителями счастливого супружества. В народе их считали «рукомесленниками», кузнецами-бессребрениками или Божьими кузнецами.

У кузнечных мастеров в день памяти святых был профессиональный праздник, в который они никогда не работали. В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Е.Л Мадлевская в энциклопедии «Русская мифология» отмечает: «Коему и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвамиоб исцелении людей или животных. Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки) и других недугов.

Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли». На Руси к братьям-бессребреникам относились с особым трепетом, любовью и благоговением. Их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы, причем благополучиебрака зависело от качества работы святых кузнецов. Перед свадьбой невеста обращалась к Косме и Дамиану в свадебной песне:


Матушка, Кузьма-Демьян!
Скуй нам свадьбу
Крепко-накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
Кузьма-Демьян
По сеням ходила,
Гвозди собирала,
Свадьбу ковала!

Первое упоминание о церкви в местности Шубино находим в Софийском временнике под 1368 годом. В нем говорится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй Космодамианский придел». Древнейшим названием церкви было «Космы и Дамиана на Ржищах». Когда-то на этом месте находились широкие ржаные нивы, возле которых происходили народные гуляния. В документах XVIII века встречается и другое название – «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», потому что на Тверской улице с XVII века находилась усадьба знатных князей Гагариных.

В архивных документах Космодомианская церковь впервые упоминается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы святителя Николая и священномученика Поликарпа. В 1626 году в Москве случился сильный пожар. Вместо сгоревшей во время пожара деревянной церкви решили возвести каменную. Судя по всему, строительство храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой XVII века. Главный престол нововыстроенного храма освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако в народе церковь по-прежнему называли Космодамианской.

В 1703 году началась капитальная перестройка сильно обветшавшего храма. Приход церкви Космы и Дамиана в Шубине был беден, поэтому восстановительные работы затянулись на десять лет. А указ 1714 года о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга, прервал строительство на неопределенный срок. Только через восемь лет восстановление храма продолжилось: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

Каким образом священнику удалось получить разрешение на возобновление строительства храма «противу указу», остается загадкой для исследователей. Церковь Космы и Дамиана приобрела облик, характерный для первой четверти XVIII века, но сохранила плановую композицию и части кладки храма, заложенного в 1626 году. Над четвериком был возведен широкий восьмерик, завершенный сводом с главкой на ажурной белокаменной подставке из волют. В результате затянувшегося более чем на двадцать лет строительства Космодемьянская церковь вобрала в себя особенности архитектуры конца XVII – начала XVIII века.

Фигурные наличники на окнах четверика и арочные волюты, приставленные к шейке главы, – такое сочетание можно встретить лишь на разновременных частях одного храма. В это же время была построена двухъярусная колокольня (также восьмерик на четверике), завершенная изящным шпилем. В XVIII веке частым топонимическим уточнением в названии Космодамианской церкви было «за Золотой решеткой». Исследователи точно не знают, где находилась эта решетка. Может быть, она закрывала красивое высокое крыльцо, ведшее в храм Космы и Дамиана в Шубине с переулка. В 1773 году церковь ремонтировалась после очередного пожара.

Во время нашествия на Москву французов в 1812 году произошло настоящее чудо: храм Космы и Дамиана в Шубине уцелел в страшном московском пожаре и даже не был разграблен неприятелем, хотя все соседние строения сильно пострадали. В сентябре 1812 года у стен церкви были расстреляны «зажигальщики Москвы» – случайно схваченные на улицах москвичи. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя. Согласно церковной справке 1813 года, «церковь Космы и Дамиана в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности».

В той же справке сообщается: «Серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов, сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно– и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они в отведенном казенном доме главнокомандующего». Во время послепожарной реконструкции Москвы была закрыта и разобрана церковь Воскресения Словущего на Дмитровке. Ее приход перевели в Космодамианский храм, к которому пристроили северный Воскресенский придел.

Восьмерик колокольни был окружен колоннами тосканского ордера. Рядом с церковью по линии переулка выстроили двухэтажный каменный ампирный дом причта. В «Московских церковных ведомостях» за 1889 год приводятся интересные подробности: «В 1840-42 годах храм сей усердием церковного старосты, почетного гражданина первой гильдии купца В.И Борисовского, обновлен. В настоящей церкви Благовещения устроен трехъярусный с колоннами и резьбою иконостас лучшей работы, вызолоченный с написанными вновь иконами. Храм освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в 1842 году, весною, причем произнесено было и слово».

В 1857 году усилиями сыновей купца Борисовского вместо прежней колокольни была возведена новая. Одновременно построили южный придел, куда из трапезной перенесли Космодамианский престол. Ампирная обработка фасадов была заменена псевдовизантийской. В 1887–1897 годах на средства купца Д.Р. Вострякова, пожертвовавшего церкви более 10 тысяч рублей, расписали масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновили главный иконостас и устроили новый иконостас в приделе Космы и Дамиана. В 1910-х годах регентом храма был композитор П.Г. Чесноков, произведения которого входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

В 1922 году после появления декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Космодамианскую церковь разграбили. Изъяли более семи пудов серебра, один бриллиант, сорок драгоценных камней, ризу с драгоценными камнями и крест с алмазом. В 1929 году храм Космы и Дамиана закрыли. Через четыре года колокольня церкви была разрушена до второго яруса. Рядом построили жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов вместо Космодамианской церкви хотели возвести многоэтажный дом. К счастью, этот проект не был осуществлен. Долгое время в здании храма находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы.

В 1958 году в церкви разместилась типография хозуправления Министерства культуры. Главный инженер типографии В.А Светлов распорядился замазать фрески краской, но так, чтобы их можно было легко восстановить. Хоть Космодамианскую церковь и удалось спасти от сноса, некоторых разрушений избежать не удалось. Помещение храма приспособили под нужды типографии, к зданию сделали пристройку. У алтарей устроили площадку для выгула собак. В 1970-х годах снесли двухэтажный дом причта XIX века. В 1977 году началась реставрация: были восстановлены главка с золотым ажурным крестом, верхний ряд окон четверика и некоторые украшения восьмерика.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в Космодамианском храме возобновились богослужения. Правда, совершались они в небольшой комнатке в нижнем ярусе колокольни, потому что здание храма продолжала занимать типография. На Пасху 1992 года, после шестидесятилетнего перерыва, в церкви Космы и Дамиана вновь совершилась Божественная литургия. Только в 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии и начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. Благодаря реставраторам во главе с В.Г. Ветошновым удалось раскрыть и восстановить росписи XIX века в центральной части храма.

Реставраторам пришлось выполнить колоссальную работу: порой приходилось удалять в одном месте до десяти красочных слоев. В ходе восстановительных работ в центральном алтаре под слоем штукатурки была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородицы. 13 ноября 1997 года в Космодамианскую церковь возвратили храмовую икону святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, которая в течение долгого времени хранилась в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1998 году возле Космодамианского храма, наконец, возвели звонницу. Новые колокола отлили на заводе ЗИЛ и установили как раз накануне Пасхи.

Почти незаметная с многолюдной Тверской улицы, церковь Космы и Дамиана в Шубине, несомненно, достойна внимания каждого, кто прогуливается в районе Тверской площади. Незатейливый восьмерик на четверике обладает рядом характерных черт. Углы объемов храма выделены лопатками, грани восьмерика украшены широкими прямоугольными арочными нишами. Окна четверика обрамлены наличниками с разорванными фронтонами в духе московского барокко. В северном портале церкви сохранились кованые железные двери, относящиеся, по мнению исследователей, к первой четверти XVIII века – времени строительства храма.

К востоку от южного портала в наружной стене уцелела белокаменная надгробная закладная доска в виде барочного картуша. Нижняя белокаменная часть ограды, появившейся в XVIII веке, служила подпорной стенкой церковного холма. Разновременные элементы Космодамианской церкви на удивление гармонично сочетаются друг с другом. В 2105 году у этого самобытного московского храма, наконец, вновь появилась настоящая колокольня, и он вновь обрел свой голос. Сегодня при церкви Космы и Дамиана в Шубине действуют приходская воскресная школа, молодежный православный семинар и семинар библейского общества.

Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую.

Когда именно и кем была построена старая Космодамианская церковь, точных сведений не имеется. Достоверно только, что церковь эта существовала еще в начале 17-го века. Так, о ней упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в "Книге царского жалованья московским церквам". Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная - с главным престолом во имя Свя-тителя Николая и придельным во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Но в документах и среди верующего народа ее чаще называли Космодамианской, что говорило об особом почитании этих святых.

В конце 17-го столетия над старою Космодамианской церковью была сделана надстройка второго верхнего яруса княжною Евдокией Андреевной Куракиной, владения которой располагались на месте современного здания на Маросейке д. 12, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, почему Космодамианская церковь иногда называлась еще Казанскою. Сначала эта церковь была только ружною (состоящей на руге, т. е. содержании) княгини Куракиной, и особые от космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства Куракиной, но в 1771-1772 гг. она поступила в заведование космодамианского причта и соединилась с приходскою церковью.

Следует заметить, что в это время, т. е. в конце 18 века, Космодамианский храм пришел в полную ветхость, и прихожане пришли к мысли не о ремонте церкви, но о сооружении нового храма и, притом, с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством - ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя Святителя Николая и святых бессребреников Космы и Дамиана.

Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душою святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года. Его дом сохранился до наших дней - сегодня здесь располагается посольство Республики Беларусь (Маросейка, 17).

В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкою вчерне, а совсем благоукрашен был только придел во имя св. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новом храме. Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был другой придел во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, а главный - во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представляющий и поныне единственный в Москве храм с таким наименованием, - освящен был 4 октября 1803 года, так что новый Космодамианский храм, собственно говоря, строился в течение 12 лет.

Новый храм, построенный по плану известного архитектора М. Ф. Казакова, представляет собой замечательно искусное сочетание отдельных частей и линий. Оригинально в этом храме устройство приделов: они помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь её.

К сожалению в истории храма нет достоверного ответа на вопрос о причинах столь исключительного посвящения и наименования главного престола. Существует догадка, что на это могло повлиять явление в конце 18-го века чудотворной иконы Спаса - Исцелителя расслабленного в селе Ведерницы, Дмитровского уезда, и привлекшее к себе в то время множество народа обилием исцелением от различных недугов. В этом селе в 1773 - 1780 годах на средства прихожан был построен храм с одноименным престолом (он сохранился до наших дней, правда в запустении). Это событие не могло не найти отклика среди москвичей.

В самой летописи Космодамианской церкви также записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного. Эта икона являлась особо чтимою святынею уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это было заметно в храмовый, единственный во всей Москве, праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе. С давнего времени установлено совершать пред этою иконою молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения.

В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений. Многие же другие московские церкви после разорения французами так и не смогли восстановится и были либо разобраны, либо приписаны к другим церквям.

Так случилось и со стоявшим в Петроверигском переулке храме в честь Апостола Петра и его честных вериг. Впервые упоминаемый в летописи 1625 года, она знаменита тем, что перестройка ее из деревянной в каменную была произведена боярином Ильей Милославским в 1669 году в память бракосочетания его дочери Марии Ильиничны с государем Алексеем Михайловичем (это был его первый брак), пришедшего 16 января 1652 года в день престольного праздника храма. После разграбления французами, уничтожения пожаром зданий вокруг церкви и, фактически, лишения возможности прихожанами содержать Петроверигскую церковь, ее сделали приписной к храму Космы и Дамиана. А в 1844 году в связи с ветхостью ее разобрали, использовав освободившийся материал в ином церковном строительстве. На месте церковного алтаря поставили памятный столб, ко-торый в 1923 году снесли. Ныне на этом месте располагается закругленная часть дома № 6 по Петроверигскому переулку.

До 1857 года Космодамианская церковь разделена была на 2 половины: зимнюю и летнюю. Не отличаясь по своей конструкции поместительностью, храм этот в зимнее время становился особенно тесным, так как холодный храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, запирался на зимнее время, теплый же состоял лишь из трапезной и двух приделов. В 1857 году настоящая холодная церковь сделана теплою, для чего в подвале под церковью была устроена духовая печь.

В 1893 году Космодамианский храм обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Николаевского придела, отпразднованным с великою торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.

В конце 19-го века в приход Космодамианской церкви входило тридцать домов. Среди прихожан храма много замечательных имен. В 1832 году дом № 4 по Петроверигскому переулку приобрел известный купец-чаеторговец П. К. Боткин. Эта купеческая семья сыграла выдающуюся роль в истории русской культуры. Его сын Петр Петрович Боткин в течение долгого времени был старостой храма Космы и Дамиана. Сын Петра Петровича - Сергей Петрович Боткин (1832-1889) - выдающийся медик-клиницист и общественный деятель. Ученик Н.И. Пирогова, учитель И.П. Павлова, профессор Медико-хирургической академии, лейб-медик (личный медик при Императоре). Сын же его - Евгений Сергеевич Боткин - тоже лейб-медик состоял при последнем императоре Николае II и, сохранив до конца верность монарху, вместе с ним принял мученическую смерть в 1918 году.

Прихожанином Космодамианского храма был поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев. Он проживал в доме № 11 по Армянскому переулку (на углу Сверчкова переулка) построенном, кстати, тоже М. Казаковым. Бывая в Москве, храм часто посещал Ф. М. Достоевский.

В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь. Приход был разогнан, иконы и украшения храма конфискованы и пропали бесследно. Один из последних настоятелей храма, протоиерей Владимир Рождественский, окончил свою жизнь в лагерях. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. В 1933 году Моссовет распорядился “передать здание Управлению рабоче-крестьянской милиции г. Москвы для использования по специальному назначению”. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, клуб автомототуристов, архив, художественные классы. Была сломана ограда церкви и перед ней возведен деревянный павильон с пивной. В 60-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте в 1972 году выстроено огромное ад-министративное здание, храм был передан ему под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация - восстановлено внешнее убранство храма, возведена ограда, по типу уничтоженной. Тогда же был сделан наружный ремонт церкви, водружены золоченые кресты. Однако интерьер храма был изуродован: построено этажное перекрытие и множество перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания храма Русской Православной Церкви. В храме начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая литургия. На Пасху (14 апреля) 1996 года богослужение было возобновлено и в центральном алтаре во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного.
Ныне приходская постепенно возрождается: при храме действует Воскресная школа для детей и взрослых. Храм осуществляет издательскую деятельность, издавая книги, начиная от детских и заканчивая святоотеческой литературой. Имеющаяся книжная лавка, одна из крупнейших в Москве. В планах прихода создание православной библиотеки со свободным доступом и оказание помощи в организации приходских библиотек другим храмам.

Богослужения:
По воскресеньям: исповедь, молебен избранным святым - 8:00; часы - 8:30; Литургия - 9:00;
По средам: 8:00 - Исповедь, утреня, часы, Литургия. в 17:00 Вечерня. в 17:30 водосвятный молебен о болящих с чтением акафиста святым Косме и Дамиану

Храмовой день празднуется в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном (переходящее празднование в зависимости от празднования дня Пасхи) по престолу центрального алтаря, освященного в честь Господа, Исцелителя расслабленного.

Храм Космы и Дамиана появился в Москве на Маросейке в 1793 году на месте старой церкви. Историю прихода принято делить на два периода: времен старой церкви и современный. О строительстве старой церкви нет никаких достоверных сведений. Первые упоминания о действующем приходе обнаружены в архивных записях 17 века.

История старой церкви

Согласно записям от 1625 года в книге Патриаршего Казенного Приказа о распределении жалования церквям по царскому указу, Космодамианская церковь была каменной и одноэтажной. Это название она получила по приделу. В то же время некоторые документы упоминают ее , как церковь св. Николая. Это связано с тем, что церковь была двухпрестольной:

  1. Главный престол был возведен во имя св. Николая.
  2. Придельный престол возводился во имя святых бессребреников Косьмы и Дамиана.

Все архитектурные изменения в церкви начались в 1651 году с постройки колокольни и паперти. Позже за обустройство взялась княжна Евдокия Андреевна Куракина. На собственные средства они возвели надстройку второго верхнего яруса. Рядом она поставила еще одну церковь во имя . Ее содержание, в том числе и оплату жалования псаломщику и священнику княгиня обеспечивала из собственных средств. В этот период Космодамианская церковь в некоторых архивных записях ошибочно упоминается, как Казанская.

Объединение двух церквей с переходом их в полное подчинение Космодамианскому причту произошло в 1771-1772 годах.

Современная история

Церковь Косьмы и Дамиана к концу 18 века сильно обветшала. Тяжелые времена не позволяли обеспечить достойного ухода и необходимого ремонта за счет отчислений из царской казны. Тогда прихожане во главе с подполковником Михаилом Родионовичем Хлебниковым обратились летом 1790 года к митрополиту московскому Платону с предложением снести старую церковь и возвести на ее месте новый храм Спасителя, исцелителя расслабленного. Храм с двумя приделами прихожане планировали построить за счет собственных средств. Храмозданная грамота была выдана полковнику, активно радеющему за святое дело, в январе 1791 года.

Над проектом новой святыни трудился известный архитектор Казаков, сумевший причудливо объединить в единое целое серенный Космодамианский придел и южный Никольский. Вся церковь оказалась выдержана в форме круга.

На этом этапе храм святых бессребреников Космы и Дамиана на китай-городе избавился от элементов, добавленных в момент соединения двух церквей. Главный престол стал посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного, а Николаевский престол разместился в южном приделе. По главному престолу новый храм начали именовать Спасским, но по приделу за ним сохранили название Космодамианского.

Первые службы были проведены 18 декабря 1793 года, после освящения южного придела. К этому моменту основные строительные работы уже были закончены, а южный придел – благоукрашен. Освящение северного придела произошло осенью 1795 года, а главного – осенью 1803 года.

Во время военных действий 1812 года церковь Космы и Дамиана на Маросейке подверглась разорению. Она, как и большинство других храмов Москвы , лишилась украшений и имущества, поэтому для ее восстановления потребовалось очень много времени.

До самого 1857 года храм был вынужденно разделен на две части:

  1. Главный придел Спасителя, исцелителя расслабленного, использовался только в летний период, а на зиму запирался. Только в этом году в подвальном помещении церкви была установлена духовая печь, позволившая обогревать помещения храма.
  2. Два придела и трапезная использовались в зимний период. Из-за особенностей конструкции храм в это время становился крайне тесным.

К столетию освящения Никольского придела храм был полностью обновлен внешне и внутренне. 18 декабря 1893 года вокруг отремонтированного храма был совершен крестный ход.

Испытания 20 века

В тридцатые годы многие храмы Москвы и других городов на советском пространстве были разорены и уничтожены. Все реликвии и ценности храма Космы и Дамиана оказались конфискованы. Но реализовать приказ о взрыве святой реликвии не удалось. Здание было решено использовать для промышленных нужд в качестве склада и мотоциклетного клуба. В дальнейшем стены храма послужили для организации архива и художественной школы.

60-е годы принесли храму очередной капитальный ремонт. Внутри были выполнены не предусмотренные первоначальным проектом перегородки и этажное перекрытие. Уродство интерьера отразилось и на состоянии храма: на полу обнаружился серьезный крен. При этом внешние работы по восстановлению и водружению золоченых крестов велись согласно утвержденному плану. Многочисленные перепланировки коснулись и общей архитектурной композиции: три дома, относящихся к церкви, были снесены ради возведения административного здания.

Только в 1993 году святой архитектурный ансамбль был передан Русской православной церкви соответствующим постановлением Правительства города Москвы. Настоящие ремонтные работы были начаты в том же году. Уже осенью в правом приделе храма состоялась Богослужения в центральной части были восстановлены несколько позднее.

Современные данные о храме

Настоятелем храма бессребреников Космы и Дамиана , расположенного в городе Москве на ул. Маросейка д 14/2, является протоиерей Федор Александрович Бородин.

  • Господа, Исцелителя расслабленного;
  • икона святителя Николая Миркликийского;
  • икона бессребреника и чудотворца Космы Асийского;
  • икона бессребреника и чудотворца Дамиана Асийского.

В летописях упоминается несколько случаев исцеления больных благодаря иконе Спасителя, исцелителя расслабленного. С разных уголков Москвы благочестивые граждане до сих пор приезжают поклониться этой святыне. Перед ней каждую субботу совершается молебствование.

Расписание других богослужений:

В воскресные дни проводятся с 8.00, включают Литургию, исповедь, молебен святому Косме и Дамиану.

По средам — с 17.00 вечерня с молебном.

В четверг в 8.00 утреня, исповедь и Литургия, в 18.00 молебен святому Вонифатию.