Подробности Категория: ПДД Опубликовано 27.12.2018

Им станет глава проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. Он начнёт свою работу 9 января 2019 года.

Первый финуполномоченный в сфере страхования изначально займётся самой проблемной зоной в сегменте – ОСАГО. Известно, что на данный момент судебная статистика споров по «автогражданке» весьма неутешительна: ежегодно насчитывается более 300 тыс. исков. Задача первого страхового омбудсмена состоит в том, чтобы разгрузить суды от подобных дел..

С 1 июня 2019 года споры, касающиеся ОСАГО, до подачи иска в суд будут рассматриваться финомбудсменом. Эта процедура окажется для физлиц бесплатной. Отметим, имущественные споры по ОСАГО отправятся омбудсмену вне зависимости от суммы претензий, а остальные споры – в тех случаях, когда заявляемые гражданами требования не превышают 500 000 рублей (если больше, то принимать решение будет суд).

Напомним, институт страхового омбудсмена в РСА предлагали создать еще в 2016 году. Как сообщал тогда президент РСА Игорь Юргенс, страховые компании тратят много денег не на выплату ущерба клиенту, а на судебные издержки и оплату услуг автоюристов.

Чтобы уменьшить эти расходы, в РСА выступили с инициативой создания в России института страхового омбудсмена. Он будет в досудебном порядке регулировать споры между клиентами и страховщиками по ОСАГО.

Первый финуполномоченный в сфере страхования изначально займётся самой проблемной зоной в сегменте – ОСАГО. Известно, что на данный момент судебная статистика споров по «автогражданке» весьма неутешительна: ежегодно насчитывается более 300 тыс. исков. Задача первого страхового омбудсмена состоит в том, чтобы разгрузить суды от подобных дел.

Стоит отметить, что человек, который занял эту должность, раньше занимался как раз подачей исков, связанных в том числе с ОСАГО. Виктор Климов – глава проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За права заёмщиков», с 2011 по 2016 годы был депутатом Госдумы, занимал кресло зампреда комитета по экономической политике.

Раньше, выступая в роли защитника потребителей, он, например, выражал недовольство дефицитом страховых полисов в убыточных регионах. Также ОНФ с его помощью разрабатывал инструкцию для сбора доказательств о нарушениях страховщиков при оформлении договоров, чтобы впоследствии использовать их при подаче жалоб в ЦБ и исков в суд).

Согласно сведениям профильного департамента при Верховном суде, на которые ссылается «Коммерсант », за январь-июнь 2018 года поступило около 177 тыс. исков от граждан к страховщикам. Причём из них абсолютное большинство пришлось на споры по ОСАГО (157,8 тыс. дел).

Теперь же положение изменится: с 1 июня 2019 года споры, касающиеся «автогражданки», до подачи иска в суд будут рассматриваться финомбудсменом. Эта процедура окажется для физлиц бесплатной. Отметим, имущественные споры по ОСАГО отправятся омбудсмену вне зависимости от суммы претензий, а остальные споры – в тех случаях, когда заявляемые гражданами требования не превышают 500 000 рублей (если больше, то принимать решение будет суд.

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, рассказал о том, что компании ждут от работы первого страхового омбудсмена того, что количество судебных исков в ОСАГО сократится. Уповают они также и на пресечение деятельности «недобросовестных посредников, которые наживаются на судебных накрутках, штрафах и пенях». Кстати, в последнее время страховщики стали реже жаловаться на так называемых «криминальных автоюристов». Скорее всего, это связано с уменьшением суммы выплат, то есть с сокращением убыточности сегмента.

Предположительно на это в том числе повлиял приоритет ремонта машин над денежными выплатами, который был введён весной 2017 года. Не так давно стало известно о том, что страховщикам по решению Верховного суда пришлось (в среднем прибавка составила 6,5%).

"Юридическая и правовая работа в страховании", 2009, N 4

В статье анализируется практика применения института страховых омбудсменов и страховых третейских судов в различных странах мира, дается правовой анализ понятия и целей деятельности, организационно-правовой формы и предпосылок для введения данных институтов в России.

Необходимость в развитии институтов страховых омбудсменов и страховых третейских судов

К настоящему времени в России сформировалась и действует система страхового сообщества, которая включает в себя сотни страховых и перестраховочных компаний, страховых брокеров, тысячи агентов, связанных с ними организаций, а главное - миллионы страхователей-клиентов, в качестве которых выступают как юридические, так и физические лица. Естественно, что при взаимодействии участников страхового рынка нередко возникают разногласия и конфликты, зачастую однотипные.

Поскольку деятельность большинства страховых организаций носит массовый характер, будучи связанной со страхованием населения, финансовая неустойчивость многих из них, особенно в период кризиса, а также иные причины вызывают в массовом масштабе неисполнение или ненадлежащее исполнение страховых обязательств перед клиентами и впоследствии конфликты.

Структурами, в которые обращаются клиенты страховых компаний с жалобами и требованиями в отношении страховщиков, являются Федеральная служба страхового надзора, а также суды. В последнее время возникла также практика заявления жалоб в такую саморегулируемую организацию, как Российский союз автостраховщиков (по договорам ОСАГО). Некоторые же клиенты, логично предполагая, что подходящим органом государственного контроля за соблюдением прав страхователей является Роспотребнадзор, не добиваются никаких результатов, так как Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не распространяет свое действие и юрисдикцию данного органа на страховой рынок.

При этом количество споров ежегодно растет.

Количество жалоб, поступивших от страхователей в ФССН России в I квартале 2008 г., составило 3475, в I квартале 2009 г. - 6769.

По сравнению с первым полугодием 2008 г. количество страховых споров, рассмотренных арбитражными судами в первом полугодии 2009 г., выросло на 400% <1> и составило 35 тыс.

<1> См.: Селиванова М. Арбитраж выбивает долги // РБК daily. 09.09.2009.

Количество исков о взыскании страхового возмещения, поступивших в суды общей юрисдикции, за 12 месяцев 2008 г. составило 58 046, за первое полугодие 2009 г. - 49 128 <2>.

<2> См.: Сводные статистические отчеты о деятельности судов общей юрисдикции за 12 месяцев 2008 г.; сводные статистические отчеты о деятельности судов общей юрисдикции за I полугодие 2009 г.

Ситуация ухудшается тем, что обращения клиентов, имеющих претензии к страховщикам, приняли "веерный" характер: недовольное лицо одновременно обращается в несколько структур, которые вынуждены параллельно отвечать на жалобу.

Подобная ситуация ставит под вопрос эффективность разрешения конфликтов между страховщиками, с одной стороны, и их контрагентами, прежде всего клиентами, с другой стороны. Основному регулятору рынка - ФССН России - крайне затруднительно проводить урегулирование подобных конфликтов по следующим причинам:

  • в законодательно установленную компетенцию ФССН России не включена функция по разрешению споров. Мнение органа страхового надзора, рассмотревшего жалобу клиента, носит для страховщика рекомендательный, но не обязательный характер, что в конечном результате в большинстве случаев все равно приводит к судебному рассмотрению спора;
  • в штате органа страхового надзора наблюдается дефицит квалифицированных сотрудников при нарастающем потоке жалоб, которые отвлекают надзорный орган от работы по вопросам его компетенции.

Что же касается судов, то государственная судебная система у участников страхового сообщества вызывает существенную критику, причинами которой являются:

  • отсутствие у многих судей знаний по специфике страхового дела и страхового права (как правило, у судей судов общей юрисдикции, которые не специализируются, в отличие от судей арбитражных судов, на спорах определенного типа);
  • социально-психологическое влияние на беспристрастность судей при разрешении страховых споров, как правило, не в пользу страховщиков;
  • общие проблемы судебной системы ("загруженность" судов, нехватка времени для всестороннего анализа обстоятельств дела, представленных доказательств; длительность рассмотрения споров и судебные издержки участников споров);
  • другие причины.

Также следует отметить: сложившаяся практика доведения споров до судов в подавляющем числе случаев не позволяет сохранять отношения между страховщиком и его клиентом, приводит к потере клиента и создает в общей потребительской массе негативное отношение к представителям страхового бизнеса.

Таким образом, появляется необходимость в системе, которая могла бы позволить:

  • вне государственной судебной системы справедливо, более быстро и эффективно разрешать споры и разногласия между страховщиками и другими участниками страхового рынка, привлекая независимых профессионалов в сфере страхового права с высокой репутацией;
  • разбирая спор, сохранять отношения между страховщиками и их контрагентами;
  • формировать на страховом рынке единые подходы к проблемам во взаимоотношениях между страховщиками и их контрагентами (предупреждать разногласия, вырабатывать единую разумную методику их разрешения, разрабатывать и эффективно продвигать предложения по улучшению нормативных правовых документов).

Как показывает мировая практика, такая возможность имеется, и заключается она в развитии специальных структур - института страховых омбудсменов и института страховых третейских судов.

При этом необходимо изначально установить разницу между понятиями страхового омбудсмена и страхового третейского суда.

Деятельность данных институтов имеет общую цель - урегулирование споров между участниками страхового рынка. Однако данные институты имеют и различия, рассмотренные ниже.

Понятия и цели деятельности омбудсменов и третейских судов Понятие страхового омбудсмена

К настоящему времени в России института страхового омбудсмена не существует. Нет такого термина и в российском законодательстве.

В иностранном законодательстве, а также в юридических и экономических словарях можно найти несколько разных определений понятия "страховой омбудсмен" <1>, например:

  1. уполномоченный по рассмотрению жалоб на страховые компании <2>;
  2. независимое в своей деятельности физическое лицо, осуществляющее урегулирование взаимоотношений между страховыми организациями, имеющими лицензию на право осуществления обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, по вопросам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств <3>.
<1> Даже в лексиконе русского языка до настоящего времени нет определенности - в одних случаях употребляется слово "омбудсман" (согласно шведскому произношению слова "ombudsman" - "представитель народа" - исходя из шведского происхождения данного слова и института), в большинстве случаев - "омбудсмен" (согласно вариации на английском языке).
<2> http://mirslovarei.com/content_eco.
<3> Регламент деятельности страхового омбудсмана по урегулированию вопросов по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (утв. Решением Совета представителей от 22.08.2007 N 1 и согласован с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (Письмо от 23.08.2007 N 06-01-23/2383)).

В некоторых странах, где работают омбудсмены, в отношении их в официальном лексиконе используются термины "примиритель", "орган примирения".

Страховой третейский суд

Данный орган представляет собой третейский суд, судьи которого специализируются на разрешении споров между участниками страховых правоотношений. О деятельности страховых третейских судов в России нами будет сказано далее.

Цели деятельности страхового омбудсмена

В иностранной практике главная задача деятельности страхового омбудсмена достаточно отчетливо выражается как защита прав и законных интересов клиентов страховых компаний. Кроме понятия страховых омбудсменов существуют понятия банковских, пенсионных и иных финансовых омбудсменов, омбудсменов по информационным спорам в области СМИ и других, но общность всех этих понятий состоит в том, что все данные лица, называемые омбудсменами, - это "уполномоченные по защите прав и интересов определенного круга лиц". При этом таким кругом лиц для страхового омбудсмена изначально являются клиенты страховых компаний (прежде всего физические лица), которые не имеют профессиональных знаний, необходимых для победы в споре, и с этой точки зрения выступают как более слабая сторона в споре. При этом следует оговориться, что омбудсмен, безусловно, в правовом смысле не выступает на стороне страхователя как его представитель и защитник, а должен беспристрастно рассматривать конфликты, руководствуясь действующим законодательством и профессиональными знаниями.

Страховой третейский суд

В свою очередь, деятельность страхового третейского суда, как и любого иного суда, не предполагает направленности на защиту прав клиентов страховых компаний. Сложившаяся российская практика показывает, что в подавляющем числе случаев противниками страховых компаний в спорах, которые рассматриваются страховыми третейскими судами, выступают либо их контрагенты - другие профессиональные субъекты страхового дела, либо иные организации. Физические лица в данных спорах практически не участвуют.

Таким образом, очевидно проявляется разница в целенаправленности, а также "клиентуре" страхового омбудсмена и страхового третейского суда: для первого это в большинстве случаев население (страхователи - физические лица), для второго - юридические лица, нередко также являющиеся субъектами страхового дела.

Организационно-правовое построение

В качестве третейского суда всегда выступает организация, а в качестве страхового омбудсмена выступают в одних случаях юридические лица, в других - физические лица.

Примеры существующих институтов страхового омбудсмена представлены в таблице 1.

Таблица 1

Институты страхового омбудсмена

Страна Организационно-правовая форма и основные принципы построения
деятельности
1 2
Дальнее зарубежье
Англия Институт финансового омбудсмена работает с 1981 г.,
финансируется 200 страховщиками, но возглавляет его чиновник.
Омбудсменами являются специально уполномоченные физические
лица, которые подчиняются специальному агентству - Financial
Ombudsman Service Limited. По организационно-правовой форме
агентство представляет собой компанию с ограниченной
ответственностью (без акционерного участия).
Список омбудсменов утверждается советом директоров агентства,
члены которого не могут входить в данный список.
В свою очередь, за назначение членов совета директоров
агентства отвечает финансовый регулятор (FSA). При этом
назначение как совета директоров, так и омбудсменов построено
на принципе поддержания независимости данных лиц, чтобы они
принимали независимые решения <1>
Новая
Зеландия
Институт страхового и сберегательного омбудсмена (The ISO)
был создан в 1995 г. страховыми компаниями, чтобы решить
споры, возникающие между страховыми и сберегательными
компаниями, с одной стороны, и их клиентами - с другой.
Данный институт не привязан к правительству и не имеет
законодательного регулирования. Его членами финансовые
организации становятся на добровольной основе, и его решения
являются обязательными только для участников в силу их
согласия участвовать в ISO <2>
Шри-Ланка Служба страхового омбудсмена основана на добровольной основе
ассоциацией страховых организаций Шри-Ланки с согласия органа
страхового надзора <3>
Польша Омбудсмен назначается премьер-министром. Финансирование
производится путем перечисления страховыми организациями
взносов, сумма которых составляет определенный процент от
валовой суммы собираемых страховых платежей. Основные задачи,
указанные в уставных документах: рассмотрение претензий
страхователей к страховым организациям и принятие мер для
урегулирования споров, консультирование с органом страхового
надзора по выявленным нарушениям со стороны страховых
компаний, участие в интересах потребителей страховых услуг в
законодательном процессе по вопросам страхования,
инициирование информационных и образовательных процессов,
связанных со страхованием, и участие в них
Страны СНГ
Казахстан Страховым омбудсменом является специально уполномоченное
физическое лицо, которое избирается представителями страховых
компаний, подписавших специальный меморандум. Кандидатура
страхового омбудсмена согласуется с органом страхового
надзора.
Создание данного института в Казахстане было обусловлено
введением прямого урегулирования убытков по ОСАГО и
преследовало цель урегулирования разногласий между страховыми
компаниями потерпевшего и причинителя вреда
Украина В Украине институт страхового омбудсмена до сих пор не
создан, хотя первые шаги по его созданию предпринимаются
участниками страхового рынка уже несколько лет: в частности,
в 2004 г. около 20 украинских страховщиков заявили о
готовности финансировать данный институт. Как заявил тогда
глава Лиги страховых организаций Украины А. Филонюк,
"омбудсмен будет представлять собой некую ассоциацию,
учрежденную страховыми компаниями, поддерживающими ее на
первоначальном этапе становления. Планируется, что омбудсмен
будет иметь отдельный юридический адрес и независимый счет"
<4>
Армения С января 2009 г. действует структура финансовых омбудсменов,
которые оказывают поддержку клиентам различных финансовых
организаций.
У института финансового омбудсмена существует независимый
совет - высший орган его управления. Совет состоит из семи
членов, которых назначают союзы финансовых организаций, а
также правительство, Центробанк и регулятор защиты прав
потребителей. В числе функций совета: назначение
председателя, утверждение уставных документов, утверждение
бюджета омбудсмена (в т.ч. порядка и размеров оплаты работы
специалистов), рассмотрение отчетов. Основной состав
персонала состоит из шести человек - экономистов и юристов.
Так же как и в Англии, где существует подобный совет,
действует принцип независимости, который не позволяет
вмешиваться в профессиональную деятельность омбудсменов <5>.
Финансирование производится путем отчисления финансовыми
организациями (участниками контролируемых рынков) своей
обязательной доли согласно закону
Азербайджан Создание страхового омбудсмена запланировано согласно
заявлению главы Государственного агентства по страховому
надзору при Минфине Азербайджана Н. Халилова
<1> http://www.financial-ombudsman.org.uk/(официальный сайт английской Службы финансового омбудсмена); выступление председателя коллегии адвокатов "Вэтта Лигал" К.И. Саранчука на II практической конференции "Страхование и право". См.: Страхование и право. 2008. N 3.
<2> http://www.iombudsman.org.nz/(официальный сайт Службы страховых и сберегательных омбудсменов Новой Зеландии).
<3> http://www.insuranceombudsman.lk/(официальный сайт Службы страхового омбудсмена Шри-Ланки).
<4> Ратная В. Страховой арбитр // Галицкие контракты. 05.07.2004.
<5> Финансовый омбудсмен: первые результаты (интервью с П. Саркисян) // Деловой экспресс (Express.am). 29.06.2009.

При этом, исходя из вышеописанного мирового опыта, омбудсменов, рассматривающих страховые споры, можно разделить:

  1. по организационно-правовому образованию:
  • специально уполномоченные физические лица;
  • государственный орган;
  • некоммерческая организация (с частичным участием государства в капитале и (или) в управлении либо без такого участия);
  1. по специализации:
  • страховой омбудсмен с узкой специализацией на рассмотрении споров, вытекающих из договоров страхования определенного вида (страховой омбудсмен по ОСАГО в Казахстане);
  • страховой омбудсмен, объем работы которого не ограничивается конкретным видом страхования;
  • финансовый омбудсмен, который не ограничивается страхованием, а рассматривает жалобы в отношении исполнителей различных финансовых услуг (банковских, страховых, лизинговых, иных).

Принципы, порядок и правовое регулирование деятельности

Принципиальное различие между институтом страховых омбудсменов и институтом страхового третейского суда состоит также в следующем:

  • третейский суд выступает одним из элементов судебной системы. Третейское судопроизводство подчиняется нормам гражданско-процессуального права и арбитражно-процессуального права;
  • страховой омбудсмен не является элементом судебной системы: рассмотрение спора страховым омбудсменом следует относить не к претензионному, не к досудебному порядку урегулирования спора, а к специальному внесудебному порядку. В ряде иностранных государств передача страхового спора в суд возможна при условии предварительного рассмотрения его страховым омбудсменом, которое не привело к согласию между сторонами спора.

Рассмотрим вопрос о необходимости нормативно-правовой регламентации деятельности данных институтов на законодательном уровне.

В международной практике существуют различные уровни правового регулирования деятельности страховых омбудсменов (табл. 2).

Таблица 2

Правовое регулирование деятельности страховых омбудсменов

Страна Уровень правового регулирования
Дальнее зарубежье
Англия Порядок деятельности омбудсменов, включая правила
урегулирования споров, широко и подробно определяется Законом
о финансовых услугах и финансовых рынках 2000 г. (FSMA 2000)
Шри-Ланка Деятельность службы страхового омбудсмена не имеет
специального законодательного закрепления, а регламентируется
внутренними документами данной организации
Страны СНГ
Казахстан В Законе Республики Казахстан об ОСАГО закреплено правовое
понятие страхового омбудсмена. Однако порядок деятельности
данного института в указанном Законе, иных нормативно-
правовых актах не расписан, а определяется Советом
представителей, назначающим страхового омбудсмена, и
согласуется с органом страхового надзора. Базовым документом
случае выступает Регламент деятельности страхового омбудсмана
по урегулированию вопросов по обязательному страхованию
гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных
средств (утв. Решением Совета представителей от 22.08.2007
N 1 и согласован с Агентством Республики Казахстан по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых
организаций)
Армения В настоящее время действует отдельно принятый специальный
Закон Республики Армения "О примирителе финансовой системы"

Привлечение участников страхового рынка к взаимодействию с обсуждаемыми институтами может осуществляться с использованием различных комбинаций. Однако большинство комбинаций относятся к одной из двух моделей.

Первая - на добровольной основе:

  • участники договора страхования (перестрахования) на стадии его подписания или в последующем приходят к соглашению о передаче взаимного спора на рассмотрение определенному институту;
  • добровольность выражается также в том, что рассмотрение омбудсменом спора между страховщиком и его клиентом напрямую зависит от договорного присоединения страховщика к услугам страхового омбудсмена в результате добровольного волеизъявления первого;
  • даже после принятия решения институтом, осуществляющим урегулирование страховых споров, страхователь (а в практике отдельных государств - и страховщик) не теряет права обжаловать данное решение в государственный суд.

Вторая - на обязательной, установленной законом основе:

  • передача спора с клиентом на рассмотрение страхового омбудсмена не зависит от согласия страховой компании (к примеру, в виде наличия третейской оговорки) - достаточно волеизъявления одной стороны договора. Решения страхового омбудсмена приобретают для страховщиков принудительный характер в силу закона;
  • если страховой омбудсмен является государственным органом, то его деятельность подлежит обязательной нормативно-правовой регламентации;
  • может быть введена также норма, согласно которой рассмотрение спора в суде возможно только при условии, что стороны прошли процедуру рассмотрения спора страховым омбудсменом, не достигнув согласия.

Рассмотрение жалоб страховыми омбудсменами проводится в порядке, определенном регламентом или иным подобным нормативным документом. Ключевые правила регламентов в различных государствах имеют определенное сходство и включают:

  1. упрощенный порядок обращения заявителя к страховому омбудсмену и порядок подачи жалобы (обращение к омбудсмену в целях оперативности может быть осуществлено по телефону, факсу или электронной почте, а жалоба требует представления в письменной форме с подписью и обязательным перечнем ответов на ряд вопросов; жалоба рассматривается, как правило, без уплаты каких-либо пошлин или взносов заявителем);
  2. срок, в рамках которого омбудсмен направляет запрос по поступившей жалобе в соответствующую страховую организацию для получения документальных материалов;
  3. срок, в рамках которого страховщик обязан представить материалы и объяснения;
  4. порядок и срок, руководствуясь которыми, страховой омбудсмен после рассмотрения материалов принимает решение об удовлетворении (полном или частичном) либо об отказе в удовлетворении жалобы. При этом в большинстве случаев рассмотрение не требует присутствия какой-либо из сторон, что снижает их затраты;
  5. в ряде случаев - срок, в течение которого заявитель жалобы представляет или не представляет свое согласие с принятым решением: от согласия клиента зависит обретение решением юридической силы;
  6. правила об исполнении страховщиком решения страхового омбудсмена.

Указанными правилами обеспечиваются преимущества рассмотрения спора омбудсменом в сравнении с судебным разбирательством, которые заключаются в бесплатном, упрощенном и быстром рассмотрении жалобы профессиональным специалистом по страховому праву.

К.А.Гацалов

Старший партнер

юридической компании

"ЛексФинанс Груп"

При введении в России института страхового

омбудсмена необходимо на законодательном уровне обязывать все работающие

на рынке страховые компании вступать в это объединение и легитимно

закреплять требования к омбудсмену. Такое мнение высказал на встрече с

журналистами страховой омбудсмен Германии, профессор Гюнтер Хирш.

Страховой омбудсмен в Германии признан государством в качестве механизма

досудебного разрешения споров между страхователем и страховщиками. Он был

создан с целью защитить интересы потребителей страховых услуг. Хирш

находится в России по приглашению Всероссийского союза страховщиков (ВСС),

который в настоящий момент прорабатывает возможность создания аналогичного

института и в России.

"Я бы для России делал ставку для системы института омбудсмена, которая

базируется на частно-правовой базе", - сказал Хирш.

Он отметил, что при этом попросил бы законодателей принять два

регулирующих механизма.

"Первый - закон о том, что каждая страховая компания обязана входить в

организацию, представляющую институт омбудсмена, чтобы в ней участвовало

100% страховых компаний. Во-вторых, я бы потребовал законодательно

закрепить требования к омбудсмену - абсолютную независимость и его

профессиональную квалификацию", - уточнил профессор.

этого момента был председателем Верховного суда Германии.

ОПЫТ ГЕРМАНИИ

Согласно принципам института, страховщик при заключении договора обязан

информировать клиента о его праве обращаться к омбудсмену. Аппарат

омбудсмена помогает потребителю составить и оформить жалобу на

страховщика. Омбудсмен вправе рассматривать жалобы, сумма претензий по

которым не превышает 100 тысяч евро. При этом решение по жалобам размером

до 10 тысяч евро обязательно к исполнению и не может быть оспорено

страховщиком, а решение по жалобам размером от 10 тысяч до 50 тысяч евро -

По его словам, в Германии этот институт был создан 10 лет назад, когда

"репутация страхования в стране оставляла желать лучшего". В настоящий

момент в организацию входят 96% страховщиков, работающих на немецком

страховом рынке.

"Только около 4% в это объединение не входит", - сказал Хирш, уточнив, что

в основном это компании, не работающие с физлицами, перестраховщики и ряд

иностранных компаний.

По словам страхового омбудсмена, ему приходится рассматривать порядка 18

тысяч жалоб в год. При этом срок рассмотрения жалоб - четыре месяца, "что

быстрее, чем через суд".

Более 90% случаев обращений к омбудсмену касается жалоб объемом менее 10

тысяч и только 10% - свыше 10 тысяч евро.

"В большинстве случаев дело приходит к мировому соглашению", - сказал он.

Как отметил Хирш, потребитель подает жалобу бесплатно, в то время как

компания, на которую было подано данное обращение, платит в объединение

100 евро за сам факт подачи жалобы, вне зависимости от того, была признана

ее вина или нет.

Таким образом, это ежегодно приносит в бюджет института порядка 1,8

миллиона евро. Вторую статью бюджета составляют членские взносы

страховщиков, которые взимаются в зависимости от собранной премии. В целом

годовой бюджет организации составляет три миллиона евро.

ПЛАНЫ РОССИИ

По его словам, в настоящий момент в Германии насчитывается порядка 450

миллионов действующих договоров страхования, то есть на одного жителя

приходится порядка 5,5 договора.

В России же, согласно статистике Росстрахнадзора, на конец 2010 года

действовало 268,964 миллиона договоров страхования (без учета ОМС) при

численности населения примерно в 140 миллионов человек. Таким образом, в

РФ на одного человека приходится в среднем 1,9 страхового полиса.

В октябре 2010 года при ВСС была создана рабочая группа для разработки

предложений по законодательному регулированию внесудебного разрешения

споров между субъектами страхового дела. Возглавил группу советник

президента союза Константин Пылов.

Приоритетной сферой работы группы являются вопросы рассмотрения споров

между страховщиками и клиентами, на которые приходится более 90% всех

споров на страховом рынке. Как отмечал Пылов, внесудебное разрешение

споров поможет разгрузить арбитражные суды. По его оценкам, в результате

реализации этих мер до 70% споров может уйти из судебной системы.