Афина Парфенос (др.-греч. ?изн? РбсиЭнпт - «Афина-Дева») - знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания - 447-438 г. до н. э. В древние времена изображение богини Афины, покровительницы города Афины было установлена в центре этого города в главном храме на Афинском Акрополе - Парфеноне.

Это десятиметровая статуя богини Афины Парфенос (Девы) в военном облачении. В правой руке Афина держала двухметровую скульптуру богини Победы Ники. Памятник имел деревянный каркас, обнаженные части статуи Афины и целиком скульптура Ники были исполнены из слоновой кости, а одеяние и шлем Афины -- из съемных листов чеканного золота (отсюда и название статуи хрисоэлефантинная, т.е. сделанная из золота и слоновой кости). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.

В первые годы византийского периода памятник бесследно исчез. Сведения, которые имеются сегодня, почерпнуты из древних авторов и из подробных описаний Павсания, знаменитого греческого путешественника II века от рождества христова. Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так:

«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке -- копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно -- Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).

Ценным источником информации от утраченной статуе послужили также найденные копии, важнейшая из которых - Варвакиос Афина.

Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней - борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой. Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея), что оказалось для него фатальным - его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя.

Афина стояла во весь рост, и между ее шлемом и потолком оставалось свободное пространство. Желая достигнуть как можно большей ширины внутреннего помещения, Фидий склонил строителя Парфенона, Иктина, отступить от традиционной нормы дорийского храма и дать по фасаду не шесть, а восемь колонн. Другим новшеством стало расположение колонн, окруживших статую не только по бокам, но и позади. Таким образом, скульптура Афины оказалась как бы вписанной в архитектурную раму. Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968.

Любое древнегреческое произведение - это попытка призвать божественное в конкретную форму. Даже работая над скульптурой победителя в Олимпийских играх, ваятель меньше всего заботился о портретном сходстве - он создавал идеальный образ человека. А работа над статуей божества была особой мистерией. Скульптуру отвозили в Дельфы для торжественной церемонии освящения, но перед этим жрецы обращались к божеству с вопросом, угодна ли ему эта статуя, согласно ли оно влить в нее свою божественную силу? И если знаки говорили о божественном согласии, статую ставили в храм.

Самые знаменитые греческие храмовые скульптуры не сохранились. Мы можем судить об их красоте и величии лишь по копиям и по описаниям. Например, существует около двухсот копий (если не считать изображения на монетах) Афины Парфенос - главной статуи в Афинском акрополе. Правда, ни одна из них не может передать все то, что испытывал созерцавший ее человек. Да к тому же не всякий удостаивался такой чести.

Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза. 340-330 гг. до н. э.
Высота 2,35 м.Афины, Археологический музей Пирея.

Ста­туя была обна­ру­же­на в чис­ле дру­гих в 1959 г. в Пирее, на пере­се­че­нии улиц Геор­гиу и Фило­на в кла­до­вой ком­на­те непо­да­ле­ку от антич­ной гава­ни. Скульп­ту­ра была укры­та в этом поме­ще­нии от войск Сул­лы в 86 г. до н. э.

Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488–432 гг.), друг Перикла, смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов

Statue of Athena Parthenos from the Library of Pergamon with the temple of Zeus Sosipolis from Magnesia on the Maeander in the background, Pergamon Museum Berlin

Если верить Плинию Старшему, на каждой детали скульптуры, начиная от постамента, на котором стояла Афина, и заканчивая ее шлемом, были изображены мифологические сцены: на постаменте - рождение Пандоры, на щите с обеих сторон - битва с амазонками и борьба богов с гигантами, на сандалиях - сражение с кентаврами.

Statue de Phidias par Aimé Millet (1889). Hauteur environ 2,50 m. Orangerie du jardin du Luxembourg

Фидий, лучший скульптор того времени, девять лет работал над скульптурой. Только ему смогли доверить граждане создание образа их небесной покровительницы. Это были девять лет молитвы, девять лет полного погружения в работу. Каждый день Фидий молился и спрашивал, что угодно Богине-Деве, чтобы вселить часть своего могущества в скульптуру, что еще сделать, чтобы Афина охраняла город и его жителей? Ведь для каждого афинянина очень важно было знать, что рядом с ними живут боги. Что нужно всего лишь обратить свой взор на Акрополь и его храмы, чтобы почувствовать их покровительство.

Значительная часть казны полиса ушла на создание этой скульптуры. Ее деревянный остов высотой в 13 метров покрывала тонна золота, а лицо и руки были сделаны из отборной слоновой кости. Двухметровая статуя богини победы Ники, которую Афина держала в руке, казалась крошечной. Афина Парфенос поистине была величественной! Трудно представить, что такое мог создать человек!

Каждый год в честь Афины жители устраивали празднества - малые Панафинеи, а каждые пять лет - Большие Панафинеи, когда самые достойные девушки полиса несли жертвоприношения и пеплос - специально сотканные за эти пять лет одежды для богини. Это была красивая церемониальная процессия.

Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады, на западном – группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой

Athena Varvakeion

Наиболее полной и достоверной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Национальный музей, Афины), мрамор.

Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе).

Печальна судьба этой скульптуры… Но, может быть, осталось где-то такое место, высокая гора, где по-прежнему живут Боги в своих храмах. И никакие тираны и пожары не могут их уничтожить. Может, когда-нибудь, вслед за древними греками, мы научимся ощущать их присутствие. Ведь Акрополь со его храмами и богами - это не только физическое место.

Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия.

Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным - его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф.

Копия щита с изображением битвы, т. н. «Щит Странгфорда», Британский музей

Копией щита статуи с изображением битвы считается т. н. «Щит Странгфорда» в Британском музее.
Другая копия, хранящаяся в Лувре

Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.

На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры - первой женщины.

Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает её так:

Plaster cast-reconstruction of Athena statue based on the Roman copy after Phidias" Parthenos.

«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает её во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у неё на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке - копье. В ногах у неё лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно - Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).

Château de Dampierre, Yvelines, France. Attempt to reconstruct the statue of Athena in the Parthenon at the scale of one fourth, by Henri Duponchet (1794-1868).

Athena Parthenos, 2. Jhd. n. Chr. (Gipsabguss, Original im Griechischen Nationalmuseum Athen

Title: Six Greek sculptors Year: 1915 (1910s) Authors: Gardner, Ernest Arthur, 1862-1939

Statuette of Athena. Pentelic marble. Found in Athens, near the Pnyx. Known as the "Lenormant Athena", this statuette copies the Athena Parthenos by Pheidias.

Athéna Parthénos dite Minerve au collier

Louvre Museum: Greco-Roman collection

Palazzo Altemps - Rome

Athena Porte Dorée

Austria, Vienna, Austrian Parliament Building

Athena_Partenos_from_Prado

«Афина Лемния»Athena Lemnia (Copenhagen Botanical Garden)

Лемносская Афина - бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450-440 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.«Фидий не всегда ваял образы Зевса, и не всегда отливал Афину, облачённую в бронзовый доспех, но он обратил своё искусство к другим богам и украсил щеки Девы розовым румянцем, скрытым обычно шлемом, что закрывал красоту богини».

Plaster casts in Pushkin Museum, Moscow

Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на о. Лемнос, с целью преподнесения в дар родному городу, благодаря чему и получила такое прозвание. Вероятно, стояла где-то неподалеку от Пропилей.

Афина Лемния. Глиптотека.Мюнхен

Вторая из дрезденских реконструкций. Слепок в ГМИИ

Athena Lemnia (Bologna)

Reconstruction of the Acropolis and Areopagus in Athens

Богиня Афина. Скульптурная группа «Афина и Марсий» работы Мирона. Фрагмент

Museum Willet-Holthuysen, à Amsterdam

Athena (Museumsberg, Flensburg)

Pallas Athene, Bildhauer

Статуя «Афина Паллада» (Санкт-Петербург и Лен.область, Павловск, с северной стороны Павловского дворца)

Der Hofgarten des Schlosses Veitshöchheim.nahm seinen Anfang im 17. Jahrhundert als Fasanerie und wurde im 18. Jahrhundert weiter ausgestaltet und erweitert. Die Sandsteinfiguren stammen von Johann Wolfgang von der Auwera, Ferdinand Tietz und Johann Peter Wagner.
Haeferl - собственная работа

Statuette of Athena in pentelic marble, found at Epidaurus, bearing a dedication to Artemis

The 5 central figures of the west pediment of the Temple of Aphaia, ca. 505–500 B

Arte romana, atena, II secolo da un orginale greco della scuola di fidia del V secolo ac..Ancient Roman statues in the Museo Archeologico (Naples)

Athena at Pilate´s House in Seville. Roman copy of a greek original.

Statue of Athena; torso: 180–190 AD, supplementations: Renaissance and Baroque era; marble; Museum: LiebieghausAthena. Leptis Magna, Tripolitania. Roman copy from 5th c. Greek original

Statue of Athena on the orangery of Schloss Seehof.

thena, West pediment of the old temple of Athena Polias (Acropolis of Athens)

Bayreuth, Hofgarten, Neues Schloss, Athene/Athena (Kopie) von Johann Gabriel Räntz (um 1755)

Roman marble statuette of Athena. Leptis Magna, Tripolitania; copy of an original from the end of the 5th ct. BC. Istanbul Archaeological Museums .Athena of the Hope-Farnese type. Marble, Roman copy from the 1st–2nd centuries AD after a Greek origina

Athena. Tripoli-Nationalmuseum,Göttin Athena-Medus

Estatua romana de la diosa Atenea en el patio principal de la Casa de Pilatos, (Sevilla, Andalucía, España)...Sculpture of Athena found on Heraclea Lyncestis archaeological site in Macedonia

Athena Athene oder Bellona mit Drache auf Helm Friedrichsflügel Neues Palais Sanssouci

Marble statue of Minerva in the Ballroom at the Royal Castle in Warsaw (André Le Brun).

Athene-Statue und Zeus-Kopf am Athenebrunnen an der Karlshöhe in Stuttgart.

Buda-varoshaz-4.....Skulptúra (Atény) na budove Vysokej škole výtvarných umení v Bratislave

Façade du Palais des ducs de Bourgogne Dijon Côte-d"Or Bourgogne-Franche-Comté

Graz, Zeughaus, Fassade Figur Minerva

Neues Schloss Schleissheim, Gartenparterre, "Minerva" ("Athene") von Giuseppe Volpini

Strasbourg, Université

Figura bogini wojny, Ateny na fasadzie Zbrojowni

Roma, Museo nazionale romano a palazzo Altemps, statua rinvenuta nel 1627 nel Campo Marzio e riscolpita da Alessandro Algardi per il cardinale Ludovisi come Atena (tipo Giustiniani). Sono di restauro le mani e la parte inferiore del corpo e del tronco.

Наследие человечества сохранило великолепные творения искусства. Множество архитектурных шедевров, картин, произведений литературы и музыки до сих пор восхищает современных людей. Их можно увидеть на выставках, в музеях, приватных коллекциях. Некоторые сокровища нации по-прежнему находятся под землей или закрыты в дворцах и замках.

Но оказывается, истории известны произведения, которые уже не увидишь никогда. Чаще всего люди узнают о них из других произведений. Например, Афина Парфенос стала известна только благодаря копиям и описаниям. На данный момент подлинной скульптуры не существует. Но красота описания до сих пор хранит это произведение Фидия в памяти современных людей.

В честь кого?

Нетрудно догадаться, кого имел в виду Фидий. Афина Парфенос - это воплощение той самой которая в свое время прославилась благодаря своему уму и мудрости. Афина была самой почитаемой Она входила в число величайших владык Олимпа. Помимо того, что ее называли считают причастной к знаниям, искусству, ремеслам, также называют покровительницей городов и государств.

Как выглядела?

Прежде чем узнать, что представляла собой статуя, Афина Парфенос должна предстать пред нами в истинном обличии. Пожалуй, она остается для многих наиболее выразительным персонажем Древней Греции. Именно её считают самой необычной и запоминающейся. Это связано с тем, что кто бы ни изображал Афину, она всегда при себе имеет атрибуты мужчины: доспехи, оружие и щит. Также рядом с богиней всегда можно было заметить священных животных.

Чаще всего Афина - русоволосая и сероокая женщина. Гомер вовсе считал её "совоокой". Пожалуй, такое сравнение связано с тем, что рядом часто можно было увидеть сову, символ мудрости. Не имеет значения, где мы знакомимся с Афиной, то ли в стихотворениях, то ли в прозе, то ли на холсте, творцы всегда стараются выделить её большие глаза.

Основными атрибутами Паллады все же остается шлем, который имел высокий гребень, и эгида, или щит, украшенный головой горгоны Медузы. Также рядом, в частности на картинах, можно увидеть оливу, которую считали священным деревом, сову и змею - два символа мудрости. С Афиной не раз встречалась и Ника - крылатая богиня.

Автор

Многие мечтали сохранить в истории человечества статую «Афина Парфенос». Скульптор Фидий навсегда в умах людей остался творцом великой богини. Творец жил в 400-е годы до нашей эры. Был другом Перикла и считался величайшим художником периода великой классики.

За свою недолгую карьеру он создал огромное количество работ. Главным их персонажем оставалась всегда Афина. Помимо той, что поместилась позже в Парфеноне, была скульптура богини на афинском Акрополе. Её Фидий создал в честь победы над персами. Она была огромная и служила своеобразным маяком для моряков.

Афина Лемния также не сохранилась до нынешних времен, но о ней известно благодаря копиям. Эта статуя была создана специально для жителей острова Лемнос, отсюда и такое название. Известно также еще о двух скульптурах, отображающих богиню войны. Одна находилась в Платеях, а другая в Ахайе.

Фидий также является автором одного из семи чудес Древнего мира. Речь идет о скульптуре Зевса в Олимпии. Эта статуя была единственной, которая находилась на материковой части Европы. Она была сделана из мрамора, а по размерам превосходила любой храм того времени.

Скульптура

Как известно, скульптура Афины Парфенос находилась в Парфеноне. Этот храм был построен как дом для богини между 447 и 432 годами до нашей эры. Статуя была сделана из слоновой кости и золота. Она была создана для того, чтобы прославить успех в персидских войнах.

Несмотря на то что Афина Парфенос давно перестала существовать, она по сей день остается великого города. Об исчезновении скульптуры до сих пор мало что известно. Исторические факты приводят нас в Константинополь, куда, возможно, была перевезена статуя. Именно здесь её могли разрушить и разворовать. Восстановить первоначальный вид позволяют копии, скульптурные детали и описания Плутарха и Павсания.

Все самое дорогое

Сейчас трудно понять, была ли Афина названа в честь храма Парфенона, либо же все было с точностью наоборот. Сейчас мы можем утверждать, что Парфенос значит "дева", а Парфенон означает "дом девы".

Сам храм был не менее великолепным. Но статуя Афины Парфенос все же по праву считается главным украшением здания. Мифы и легенды говорят, что храм изначально строили для того, чтобы туда могла поместиться эта скульптура. Возможно, когда воздвигали Парфенон, уже понимали, что Фидий туда поместит что-то схожее со скульптурой Афины Промахос.

Максимально точные описания статуи дал Плиний. Он утверждал, что творение получилось высотой около 12 метров (26 локтей). Для его изготовления была взята слоновая кость и золото. Первое Фидий использовал для создания частей тела богини, а остальное все было изготовлено из золота.

Также шла речь о том, что золото могло быть легко удалено в случае финансовых трудностей. Для остальных украшений была использована медь, стекло, серебро и драгоценные камни. В результате Фидий создал скульптуру, стоимость которой в разы превышала стоимость всего храма Парфенона.

Известно, что статуя занимала огромный постамент высотой 4-8 метров. Располагалась ближе к восточной двери и была окружена колоннами. Перед скульптурой находился большой резервуар с водой, который по-современному можно назвать бассейном. Это было сделано для того, чтобы в холе все время было влажно, и слоновая кость сохранялась в этих условиях.

Украшения

Очень величественной и воинственной у Фидия получилась Афина Парфенос. Описание деталей дает понять, насколько уникальной была эта скульптурная композиция. По копиям стало ясно, что в одной руке богиня держала статую Ники, которая, кстати, имела высоту 2 метра, но на фоне величия основной скульптуры выглядела очень миниатюрно. В другой руке Афина держала щит.

Именно он является спором того времени. Его наиболее часто пытались скопировать творцы всего мира. Плиний утверждал, что на щите Фидий отобразил битву Тезея и амазонок. Также тут можно было найти битву гигантов с богами. Было здесь и изображение горгоны Медузы. Возможно, и еще каких-то интересных персонажей.

Не менее привлекательным казался и шлем Афины Парфенос. Он имел на себе сфинкса посередине и двух грифонов с крыльями Пегаса. Известно также, что в ногах богини находилась змея. Некоторые утверждают, что рептилию разместил Фидий и на груди у покровительницы. Эта змея была дана богине Зевсом. Обувь украшали кентавромахии.

Невидимые детали

Конечно, о каких невидимых деталях скульптуры может идти речь, когда из современников никто не видел скульптуру? Афина Парфенос полна тайн и загадок. Есть утверждение, что на щите богини Фидий поместил свой портрет и изображение своего друга Перикла. Предположительно он завуалировал все под Дедала и Тезея.

Также многие современники считают, что Фидий увлекался мальчиками. Его возлюбленным был молодой Пантарк, ставший победителем в борьбе на Олимпиаде. Юноша был так дорог скульптору, что надпись «Прекрасный Пантарк» была высечена на одной из статуй. Возможно, именно на пальце Афины Парфенос красовалось это признание. Хотя достоверных данных об этом нет. Возможно, надпись была на статуе Зевса, либо на скульптуре Афродиты Урании.

Жертвы

Как уже говорилось ранее, Фидий сделал многое, чтобы Афина идеально вписалась в Парфенон. Если головой упиралась в потолок и казалось, что если громовержец встанет, он пробьет здание, то богиня гармонично смотрелась в архитектурном пространстве.

Дело в том, что Фидий не раз общался с Иктином, строителем, чтобы тот немного отошел от изначального плана и вообще стиля дорийского храма. Скульптор требовал больше пространства внутри. В итоге мы видим не 6 классических колон, а восемь. К тому же они расположились не только по бокам статуи, но и позади ней. Афина оказалась словно вписана в архитектурную раму.

Хронология

Оказалось, сложно определить дальнейшую судьбу творения. Также не известно, где погибло создание Фидия Афина Парфенос. История его начинается около 447 года до н. э., когда скульптор получил заказ и приступил к работе. Уже через 9 лет статую установили в храме.

Через пару лет случается первый конфликт. Фидия подставляют враги и завистники, после чего ему приходится оправдываться во имя очищения своей совести. Далее более столетия ничего не было известно о судьбе статуи. Но в 296 году до н. э. один военачальник снял золото со скульптуры, чтобы оплатить свои долги. Тогда пришлось металл заменить на бронзу.

Еще более чем через столетие Афина Парфенос пострадала от пожара. Но её смогли отреставрировать. Следующая информация появляется уже в 5-м веке нашей эры. Известно, что очередной пожар в храме вновь терзает творение. В 10-м веке н. э. шедевр находился в Константинополе. Что произошло дальше - неизвестно.

Рок судьбы

Мы уже мельком упоминали о конфликтах, которые затронули Фидия. Именно Афина Парфенос стала для него предвестником смерти. Творец был хорошим другом и советником Перикла. Он помогал ему с реконструкцией Акрополя. Также он был, безусловно, талантлив. Поэтому враги и завистники не могли пройти мимо.

Впервые он столкнулся с ними, когда его обвинили в краже золота с плаща богини. Фидию не было чего скрывать. Было приказано снять золото с основы и взвесить. Недостачи не обнаружили.

А вот следующие обвинения закончились плачевно. Враги долго искали, к чему же придраться. Последней каплей стало обвинение в оскорблении божества. Многие знали, что Фидий попытался отобразить себя и Перикла на щите Афины Парфенос. Скульптора бросили в тюрьму. Именно тут и пришла его смерть. Единственное, что для историков так и осталось загадкой: умер он от тоски или от яда.

Слава

Среди всех работ Фидия самой известной считается Афина Парфенос. Описание и история её настолько яркие, что об этом творении известно нам спустя тысячелетия. Слава скульптуры пронеслась сквозь года. О ней не раз писали современники Фидия, а также более поздние литераторы. Известно, что даже Сократ ссылался на Афину для толкования понятия прекрасного.

О величии произведения говорит и количество копий, которые сохранились по сей день. Наиболее точной и яркой остается скульптура «Афина Варвакион». Она находится в Национальном Вторая схожая копия разместилась тут же под названием «Афина Ленорман».

Горгону Медузу, которая помещалась на щите, также не раз копировали. Наиболее известной остается копия головы «Медуза Ронданини». Сейчас эта скульптура находится в Мюнхене, в Глиптотеке.

Не раз художники пытались скопировать щит оригинала. Один из них хранится в Британском музее и называется «Щит Странгфорда». Подобный также есть в Лувре.

Дом Афины

Сейчас от Парфенона практически ничего не осталось. Хотя храм хранит многовековую историю, которая, как и скульптура, полна тайн и противоречий. Греческие археологи и строители старались максимально воссоздать античный стиль руин. Но все величие и красоту, конечно, передать уже невозможно. Тем не менее ощущение того, что много веков назад здесь проходили исторические события, чарует и завораживает. Истории гидов ежегодно собирают много туристов, которым позволено окунуться в атмосферу античной воинственности.

Афина Промахос. Это колоссальное изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок. 460 до н. э. в память побед над персами. Ее высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась. Афина изображалась стоящей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием). На постаменте статуи было изображено рождение Пандоры (первой женщины). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней – борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, средний из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты.

Фидий, лучший скульптор того времени, девять лет работал над скульптурой. Только ему смогли доверить граждане создание образа их небесной покровительницы. Это были девять лет молитвы, девять лет полного погружения в работу. Каждый день Фидий молился и спрашивал, что угодно Богине-Деве, чтобы вселить часть своего могущества в скульптуру, что еще сделать, чтобы Афина охраняла город и его жителей? Ведь для каждого афинянина очень важно было знать, что рядом с ними живут боги. Что нужно всего лишь обратить свой взор на Акрополь и его храмы, чтобы почувствовать их покровительство.Каждый год в честь Афины жители устраивали празднества - малые Панафинеи, а каждые пять лет - Большие Панафинеи, когда самые достойные девушки полиса несли жертвоприношения и пеплос - специально сотканные за эти пять лет одежды для богини. Это была красивая церемониальная процессия.Сегодня от скульптуры Афины Парфенос остались лишь описания. Всего через 140 лет с нее сняли и заменили на бронзу все золото, чтобы оплатить им войско тирана Лакара, а примерно в V веке статуя погибла в огне очередного пожара.

7.Характеристика произведения Фидия «Зевс Олимпийский»

Статуя Зевса Олимпийского - единственное из Семи чудес света, которое располагалось в материковой части Европы. Статуя Зевса в Олимпии - второе чудо света древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали 34 колонны, выполненные из ракушечника. Каждая колонна в высоту была приблизительно 10,6 метра. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса. Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами. Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями. В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом. Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн. Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей. Согласно описаниям античных авторов, Зевс был изображён Фидием понимающим, способным ободрить в трудную минуту, богом, чтоСчиталось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.



8. Характеристика произведения Мирона «Дискобол»

«Дискобол» (греч. Δισκοβόλος) -исполненная между 460 и 450 годами до н. э. одна из наиболее прославленных статуй античности; первая классическая скульптура, изображающая человека в движении. Оригинал «Дискобола» - статуя из бронзы, считающаяся работой скульптора Мирона, жившего в середине V века до н. э. - не сохранился, он был утерян в Средние века, но представлен многочисленными копиями римского периода.Статуя дискобола изображает победителя соревнований по метанию диска в момент размаха перед бросанием. Тело атлета представлено в сложном повороте - в стиле Figura serpentinata, что было чрезвычайно сложным и в то же время смелым приемом. Имя атлета, изображённого в скульптуре, не сохранилось.

Известны многочисленные римские копии статуи:

найденная на Эсквилинском холме в 1781 году, ныне хранится в Национальном музее терм в Риме;

найденная в Кастель Порциано в 1906 году, ныне хранится в Национальном музее в Риме;

одна из копий дискобола хранится в мюнхенской Глиптотеке;

другие копии, что сохранились хуже или же дошли до наших времен фрагментарно, хранятся в Ватиканском, Британском музеях, Каза-Буонарроти во Флоренции, музеях Берлина и Базеля.

Скульптура «Дискобол» принята в качестве символа современного олимпийского движения, что подчёркивает связь с традициями античного спорта.


Высота 153 см

Фидий (Φειδίας) был величайшим скульптором древней Греции.

О его жизни известно совсем немного, но его произведения известны во всем мире.

Фидий родился в Афинах, в начале 5-го века до н. э., он был сыном богатых родителей. С раннего детства он занимался живописью и уже тогда был заметен его талант и одарённость. Рано он обратился к скульптуре , учителем Фидия был афинский древнегреческий скульптор Гегий (Ηγία), который был замечательным художником и архитектором и считался величайшим скульптором классической Греции.

Фидий начинал работать с медью и мрамором, создавая уникальные статуи в честь древних богов и памятники, посвящая их различным историческим событиям. Он был первым скульптором, который совместил слоновую кость и золото как материалы в скульптуре.

К сожалению, ни одна из работ Фидия не дошла до нашего времени.

Первый проект, созданный Фидием был скульптурный кластер из латуни, посвящённый марафонской битве, включающий скульптуру полководца Мильтиада (Μιλτιάδη) в окружении скульптур Аполлона, Афины и некоторых других мифических героев, размещённый в Дельфах . К первым работам в древних Афинах , можно отнести скульптурное украшение храма Тесея.

В дальнейшем он создаёт статую Афродиты Урании и статую амазонки для храма Артемиды .

Творческий расцвет великого мастера, приходится на период правления Перикла, с которым впоследствии они становятся большими друзьями. При создании нового ансамбля Афинского акрополя (до этого храмы были разрушены персами), Фидий становится главной фигурой.

Архитектурные скульптуры Парфенона, все были высечены из пентелийского мрамора, многие из них стали шедеврами искусства. Вместе с Фидием работали его ученики и великие скульпторы Алкамен (Αλκαμένη), Агоракрит (Αγοράκριτου) и Мирон (Μύρων).

Две лучшие работы из более поздних произведений Фидия - это те, которые выделяются в древней Греции и стали знаменитыми шедеврами искусства древнего мира: статуя богини Афины (446- 438 гг до н.э.) и статуя Зевса Олимпийского, выполненная примерно в 432 году до н.э.

Фидий создал огромную хрисоэлефантинную статую главного олимпийского бога в храме Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Золотая ткань покрывала тело Зевса, в руках он держал скипер с орлом и Нику (богиню победы). Люди, на фоне скульптуры, казались маленькими мошками.

В ходе раскопок, в Олимпии в 1954 – 1958 годах, была обнаружена мастерская великого художника, где создавалась статуя Зевса. Были найдены различные инструменты, глиняные формы и кружка, которая имела надпись «я принадлежу Фидию». Эти находки помогли археологам определить время работ над статуей и возродить методы, которые он использовал для строительства.

Статуя богини Афины на Акрополе, была установлена в Парфеноне. Фидий изобразил Афину-Деву (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Она, как и Зевс, была сделана из золота и слоновой кости, имела колоссальные размеры и стала инновационной технологией в скульптуре. Со слов Плиния старшего, высота статуи была 11,544 м, в руках она держала богиню Нику, меч и щит, на одной стороне которого были изображены боги, на другой - битва амазонок . Больше тонны золота ушло на создание статуи Афины. Афина Парфенос сочетала в себе драгоценные материалы и символизировала историческое прошлое и мощь афинского полиса в 5 веке до н.э.

Смерть Фидия

К несчастью, жизнь многих великих талантливых людей сопровождается враждебностью со стороны завистливых людей.

Сначала, великого мастера обвинили в нехватке золота, ушедшего на статую Афины. При помощи Перикла , был созван совет, который распорядился снять всё золото с Афины и взвесить. Вес золота был найден в полном объеме и Фидия оправдали. Но затем против него было выдвинуто новое обвинение - в высокомерии. Щит Афины, как было сказано выше, изображал амазономахию, а на другой стороне щита, были изображены боги, среди которых Фидий изобразил себя и Перикла. За это он был арестован и осужден, в тюрьме великий мастер заболел и умер.

Жаль, что сегодня мы не можем любоваться оригинальными произведениями Фидия. Однако, мы можем увидеть шедевры, которые являются точными копиями и являются частью великого культурного наследия Греции.

Римская копия Зевса Олимпийского Эрмитаж, Санкт-Петербург