Надписание «по смерти Лабена» до сих пор остается невыясненным. Можно предполагать, что оно указывает на способ, мотив напева псалма по образцу песни, начинавшейся этими словами и не сохранившейся до позднейших времен. Псалом алфавитный, начинающий каждый стих буквой еврейской азбуки, не всегда, однако, в строгой последовательности и согласии с настоящим порядком. В евр. Библии этот псалом разделяется на два: девятый псалом русской Библии заканчивается в еврейской 21 с., а с 22 идет там уже 10 Пс, также алфавитный. Латинская Библия держится еврейского порядка деления псалма, а греч. и славян., соединяют еврейские 9 и 10 псалмы в один, девятый. Отсутствие надписи над 10 псалмом в евр. Библии, одинаковость алфавитного порядка и сходство обоих псалмов в выражении мыслей дают право заключать об единстве их автора, Давида.

Псалом написан по поводу победы, одержанной Давидом над сирийцами (первая часть псалма 1–21 ст.) и нападения в это время на Иудею в южной части идумеев, которые производили громадные опустошения среди беззащитного населения, так как воины были тогда на севере под начальством Давида в борьбе с сирийцами (см. подр. «о происхождении Псалтиря» свящ. Н. Вишнякова с. 206–210).

Первая часть псалма благодарственно-хвалебная. Давид обещает восхвалять Бога (2–4), так как Он защитил его от врагов и дал ему силу разрушать их города (4–7). В этой победе обнаружился суд Бога над языческим народом в защиту праведника. Так как Бог вечен, то и всегда угнетаемый праведник найдет в Нем защиту (8–11). За оказанную помощь нужно вечно восхвалять Живущего на Сионе (12–13). Пусть Господь ту помощь, которую в настоящую войну оказал Давиду, продлит ему и на будущее время; пусть погибнут все языческие народы, забывающие Бога, пусть в грозном Его суде над ними познают, что «человеки они» (14–21). Вторая половина псалма – просительного содержания. Почему Ты, Господи, даешь нечестивому успех, когда он не верит в Промысл Твой на земле, самоуверен в своей мощи, а в поступках стремится к тому, чтобы возможно более причинить разными хитрыми действиями и засадами вреда бедному праведнику (22–32). Восстань, Господи, на защиту угнетенных и покарай неверие в Тебя нечестивых (33–34) Ты видишь, как велики страдания праведного; накажи нечестивого и тем заставь людей бояться не человека, но Твоего праведного суда (35–39).

. Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.

. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.

«Возвещать все чудеса Твои» – воспевать те победы, которые одержаны Давидом над сирийцами при помощи Бога. – «Торжествовать о Тебе» – устраивать во имя Бога торжественные праздники.

. ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.

. Ты воз­негодовал на народы, по­губил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.

Победа Давида есть выражение и исполнение над язычниками сирийцами Божественного суда. Они, как нечестивые, не почитающие истинного Бога, были Им отвергнуты и обессилены до того, что у них не стало ни городов, ни оружия (6 ст.) и их политическое и военное могущество на долгое время низложено («имя их изгладил на веки и веки» (6 ст.)).

. Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,

. и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.

. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;

В том, что Бог Давида есть истинный Бог и Вечный Судия всех народов, заключается основание веры всех угнетенных праведников, что они найдут всегда в Нем защиту. Вероятно, под угнетенным праведником Давид разумел еврейский народ, которому хотел привить свою веру в Бога, как всегдашнего его покровителя и единственного защитника.

. и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.

«Знающие имя Божие». Знать имя Бога, значит признать Его единственным истинным Богом и служить Ему.

. Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,

Бог называется живущим на Сионе потому, что там находился Ковчег Завета, где Он всегда пребывал.

. ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.

Бог «взыскивает за кровь» . Войны Давида были оборонительными, он вел их по принуждению, когда соседние языческие народы совершали нападения на границы его государства, проливали кровь его подданных, на защиту которых он и восставал. Так было и при описываемом в псалме нападении сирийцев, борьба с которыми была вызвана нападениями с их стороны.

. чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.

«Во вратах дщери Сионовой» – в воротах города Иерусалима. Обыкновенно ворота являлись местом самым посещаемым для его жителей, отсюда воспевать в воротах города – воспевать во всеуслышание.

. Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.

. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.

«Восстань, Господи, да не преобладает человек» – пусть Господь будет единственным вершителем судеб народов, пусть от Него одного, как истинного Судии, зависит их счастье или несчастие, а не от человеческого искусства и военных успехов, которые могут принадлежать и нечестивому. Господство же последнего являлось бы упрочением и распространением на земле нечестия. Поэтому Давид молит Бога, чтобы Он своими какими-либо особенными делами показал всему миру, что власть над ним принадлежит только Ему, и чтобы знали все народы, что «человеки они» , с евр. enosh – слабый, бессильный.

. Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?

Содержание псалма просительного характера. Так как южные пределы Иудеи были тогда опустошаемы идумеянами, бороться с которыми у жителей этих местностей не было сил, потому что все способные носить оружие были на севере в борьбе с сирийцами, то они являлись беззащитными. Эту-то беспомощность Давид изображает, когда говорит, что Господь от них "стои т» вдали, скрывает «свою помощь».

. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»

Как в предшествующих стихах, так и последующих, Давид изображает самоуверенность врагов в своей победе и в безнаказанности производимых ими опустошений; нечестивый говорит про Бога: "не взыщет" , еврейский Бог не в состоянии им что-либо сделать сейчас.

. говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла";

Успехи идумеян над евреями вселили в них уверенность, что теперь они не поколеблются, и »в род и род не приключится им зла" , т. е., что обессиленные евреи не в состоянии будут на несколько поколений оправиться от причиненного им зла, и на это время за идумеянами останется военный и политический перевес.

. сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;

. подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;

Кроме высокомерия, доходящего до пренебрежения к Иегове, о котором ранее говорил Давид (см. ), враги отличаются нравственно-неопрятными приемами своих действий: они коварны, лживы, мстительны.

. говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда».

Свой успех враг объясняет тем, что евреев "забыл Бог" и «не увидит никогда» , что Он отвернулся от народа еврейского и уже не будет изливать на него своих милостей.

. Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных [Твоих до конца].

. Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?

. Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Давид молит Бога восстать на защиту угнетенных евреев, чтобы покарать высокомерие врага, уверенного, что «Ты не взыщешь» , не сможешь защитить теперь свой угнетенный и сиротливый народ, который предан Тебе.

. Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.

«Сокруши мышцу» – низложи силу; «чтобы искать и не найти его нечестия» – чтобы не осталось следа от него, чтобы он, как противник Бога, был уничтожен всецело.

. Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.

. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое,

. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

Так как власть над всем миром принадлежит Богу, а Он – покровитель благочестивых, то Давид уверен, что Господь уничтожит всех язычников на земле и о частичном осуществлении этого будущего Давид молит Бога и сейчас: пусть Господь услышит молитву смиренных евреев и защитит их, и эта защита ясно покажет всем людям, чтобы они боялись только Бога, а не человека («да не устрашает более человек на земле» ).

Надписание «по смерти Лабена» до сих пор остается невыясненным. Можно предполагать, что оно указывает на способ, мотив напева псалма по образцу песни, начинавшейся этими словами и не сохранившейся до позднейших времен. Псалом алфавитный, начинающий каждый стих буквой еврейской азбуки, не всегда, однако, в строгой последовательности и согласии с настоящим порядком. В евр. Библии этот псалом разделяется на два: девятый псалом русской Библии заканчивается в еврейской 21 с., а с 22 идет там уже 10 Пс, также алфавитный. Латинская Библия держится еврейского порядка деления псалма, а греч. и славян., соединяют еврейские 9 и 10 псалмы в один, девятый. Отсутствие надписи над 10 псалмом в евр. Библии, одинаковость алфавитного порядка и сходство обоих псалмов в выражении мыслей дают право заключать об единстве их автора, Давида.

Псалом написан по поводу победы, одержанной Давидом над сирийцами (первая часть псалма 1-21 ст.) и нападения в это время на Иудею в южной части идумеев, которые производили громадные опустошения среди беззащитного населения, так как воины были тогда на севере под начальством Давида в борьбе с сирийцами (см. подр. «о происхождении Псалтиря» свящ. Н. Вишнякова с. 206–210).

Первая часть псалма благодарственно-хвалебная. Давид обещает восхвалять Бога (2–4), так как Он защитил его от врагов и дал ему силу разрушать их города (4–7). В этой победе обнаружился суд Бога над языческим народом в защиту праведника. Так как Бог вечен, то и всегда угнетаемый праведник найдет в Нем защиту (8–11). За оказанную помощь нужно вечно восхвалять Живущего на Сионе (12–13). Пусть Господь ту помощь, которую в настоящую войну оказал Давиду, продлит ему и на будущее время; пусть погибнут все языческие народы, забывающие Бога, пусть в грозном Его суде над ними познают, что «человеки они» (14–21). Вторая половина псалма – просительного содержания. Почему Ты, Господи, даешь нечестивому успех, когда он не верит в Промысл Твой на земле, самоуверен в своей мощи, а в поступках стремится к тому, чтобы возможно более причинить разными хитрыми действиями и засадами вреда бедному праведнику (22–32). Восстань, Господи, на защиту угнетенных и покарай неверие в Тебя нечестивых (33–34) Ты видишь, как велики страдания праведного; накажи нечестивого и тем заставь людей бояться не человека, но Твоего праведного суда (35–39).

Пс.9:2. Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.

Пс.9:3. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.

«Возвещать все чудеса Твои» – воспевать те победы, которые одержаны Давидом над сирийцами при помощи Бога. – «Торжествовать о Тебе» – устраивать во имя Бога торжественные праздники.

Пс.9:5. ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.

Пс.9:6. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.

Победа Давида есть выражение и исполнение над язычниками сирийцами Божественного суда. Они, как нечестивые, не почитающие истинного Бога, были Им отвергнуты и обессилены до того, что у них не стало ни городов, ни оружия (6 ст.) и их политическое и военное могущество на долгое время низложено («имя их изгладил на веки и веки» (6 ст.)).

Пс.9:8. Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,

Пс.9:9. и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.

Пс.9:10. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;

В том, что Бог Давида есть истинный Бог и Вечный Судия всех народов, заключается основание веры всех угнетенных праведников, что они найдут всегда в Нем защиту. Вероятно, под угнетенным праведником Давид разумел еврейский народ, которому хотел привить свою веру в Бога, как всегдашнего его покровителя и единственного защитника.

Пс.9:11. и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.

«Знающие имя Божие». Знать имя Бога, значить признать Его единственным истинным Богом и служить Ему.

Пс.9:12. Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,

Бог называется живущим на Сионе потому, что там находился Ковчег Завета, где Он всегда пребывал.

Пс.9:13. ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.

Бог «взыскивает за кровь». Войны Давида были оборонительными, он вел их по принуждению, когда соседние языческие народы совершали нападения на границы его государства, проливали кровь его подданных, на защиту которых он и восставал. Так было и при описываемом в псалме нападении сирийцев, борьба с которыми была вызвана нападениями с их стороны.

Пс.9:15. чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.

«Во вратах дщери Сионовой» – в воротах города Иерусалима. Обыкновенно ворота являлись местом самым посещаемым для его жителей, отсюда воспевать в воротах города – воспевать во всеуслышание.

Пс.9:20. Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.

Пс.9:21. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.

«Восстань, Господи, да не преобладает человек» – пусть Господь будет единственным вершителем судеб народов, пусть от Него одного, как истинного Судии, зависит их счастье или несчастие, а не от человеческого искусства и военных успехов, которые могут принадлежать и нечестивому. Господство же последнего являлось бы упрочением и распространением на земле нечестия. Поэтому Давид молит Бога, чтобы Он своими какими-либо особенными делами показал всему миру, что власть над ним принадлежит только Ему, и чтобы знали все народы, что «человеки они», с евр. enosh – слабый, бессильный.

Пс.9:22. Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?

Содержание псалма просительного характера. Так как южные пределы Иудеи были тогда опустошаемы идумеянами, бороться с которыми у жителей этих местностей не было сил, потому что все способные носить оружие были на севере в борьбе с сирийцами, то они являлись беззащитными. Эту-то беспомощность Давид изображает, когда говорит, что Господь от них «стоит» вдали, скрывает «свою помощь».

Пс.9:25. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»

Как в предшествующих стихах, так и последующих, Давид изображает самоуверенность врагов в своей победе и в безнаказанности производимых ими опустошений; нечестивый говорит про Бога: «не взыщет», еврейский Бог не в состоянии им что-либо сделать сейчас.

Пс.9:27. говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;

Успехи идумеян над евреями вселили в них уверенность, что теперь они не поколеблются, и «в род и род не приключится им зла», т. е., что обессиленные евреи не в состоянии будут на несколько поколений оправиться от причиненного им зла, и на это время за идумеянами останется военный и политический перевес.

Пс.9:29. сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;

Пс.9:30. подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;

Кроме высокомерия, доходящего до пренебрежения к Иегове, о котором ранее говорил Давид (см. Пс.9:25), враги отличаются нравственно-неопрятными приемами своих действий: они коварны, лживы, мстительны.

Пс.9:32. говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда».

Свой успех враг объясняет тем, что евреев «забыл Бог» и «не увидит никогда», что Он отвернулся от народа еврейского и уже не будет изливать на него своих милостей.

Пс.9:33. Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных [Твоих до конца].

Пс.9:34. Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?

Пс.9:35. Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Давид молит Бога восстать на защиту угнетенных евреев, чтобы покарать высокомерие врага, уверенного, что «Ты не взыщешь», не сможешь защитить теперь свой угнетенный и сиротливый народ, который предан Тебе.

Пс.9:36. Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.

«Сокруши мышцу» – низложи силу; «чтобы искать и не найти его нечестия» – чтобы не осталось следа от него, чтобы он, как противник Бога, был уничтожен всецело.

Пс.9:37. Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.

Пс.9:38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое,

Пс.9:39. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

Так как власть над всем миром принадлежит Богу, а Он – покровитель благочестивых, то Давид уверен, что Господь уничтожит всех язычников на земле и о частичном осуществлении этого будущего Давид молит Бога и сейчас: пусть Господь услышит молитву смиренных евреев и защитит их, и эта защита ясно покажет всем людям, чтобы они боялись только Бога, а не человека («да не устрашает более человек на земле»).

9:1 Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.
смерть Лабена
Б.с. Вихлянцевой : Лабен (Пс 9.1) - в оригинале стоит: "по поводу мат лабен", что можно перевести как "на смерть сына".

9:2-7 Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.

Был ли Лабен врагом Давида? Но псалом восхваляет Бога по поводу справедливого возмездия врагам Давида. Он считает, что гибель нечестивого – это результат реакции Бога на молитву Давида о справедливом рассмотрении его тяжбы. Здесь также есть пророчества на участь нечестивых (6), в конечном итоге их ожидает смерть навеки и удаление их имён из книги жизни Бога (Малах.3:16).

Однако по большей части этот псалом -пророчество на Иисуса Христа потому, что нечестивые ещё не изглажены из памятной книги боящихся Бога и имя их ещё не стёрто. То есть, речь идёт о том, что именно Иисус Христос станет воспевать хвалу Всевышнему, когда свершится возмездие для всех, кто отверг Божий путь жизни.

9:8,9 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.

Разъяснение будущей картины вещей о суде Божьем, которого не избежать никому - в человеческом понимании: с залом судебного заседания, судебным престолом, судьёй и всеми народами земли - в качестве подсудимых.

9:10,11 И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;
Давид сообщает всем, кто в этой системе вещёй угнетён несправедливостью – о Божьей адвокатской защите на суде и во времена скорби для всей земли.
Однако не все из угнетённых смогут такую защиту обрести, ибо само по себе угнетение ещё никого из угнетённых не сделало богобоязненным человеком или человеком, желающим хотя бы найти Бога и приблизиться к Нему.
Защита Бога на судебном процессе для всей земли гарантирована только тем из угнетённых, кто искал смысл своей жизни и Бога в ней:

11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
Поэтому и сказано о том, что надежда на Бога -для тех угнетённых, кто знал имя Бога -Творца вселенной, и кто уповал на помощь именно этого Бога ещё при жизни своей (все остальные «боги» не смогут поддержать своих угнетённых)

Многие сегодня знают, что имя Бога Библии - Иегова. Но многие ли ПОЛАГАЮТСЯ на Него? Многие ли ИЩУТ Его?
Положиться - это лечь, например, кораблю на волну и довериться ей, не сопротивляясь. Куда она вынесет - там и швартоваться.

Кто сможет положиться на «волну» Бога с именем Иегова, того Он и «нести» будет в нужном направлении, и когда придёт время - в нужное место принесёт. Только волна морская иногда на рифы корабль затягивает. А «волна» и дух Иеговы - ВСЕГДА курс на райские просторы держит, на небесах ли, на земле ли.
Да и ИСКАТЬ Бога – это не просто пытаться обнаружить местонахождение Его: Он невидим, даже если в небе Его искать.
Это означает ИСКАТЬ, КТО Он и КАК следует жить с ЕГО точки зрения.
И никто, кроме Него Самого -не расскажет людям об этом. Он и рассказал. И записаны слова силы Его и требований Его - в творениях Его и в Библии.
Только ленивый не заметит Его, если не слеп от рождения. И только нечестивый искать Его не захочет.
А из ищущих его - Бог никогда не оставит в неведении и обязательно даст Себя найти, как написано:

Господь с вами, когда вы с Ним; и ЕСЛИ будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас . (2Пар.15:2)
Искать Его надо. Он недалеко от каждого из нас.

9:12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
Давид знает, что Бог образно живёт на горе Сион (в храме Иерусалима), символизирующую небеса.

9:13,14 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, - Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
Память Бога не коротка, помнит Он - всё, слёзы угнетенных, несправедливость, притеснения и пролитую кровь угнетателями. Просьбы к Богу, чтобы Он обратил внимание на несправедливые страдания от притеснителей и не забыл о них - уместны для всех угнетенных.
Давид периодически бывал в их числе.

9:15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.
Давид говорит о вратах дщери Сионовой, имея ввиду Иудею, но, понятно, не само по себе государство, а народ Иудеи, потомков Иакова-Израиля.
Давид заботится о том, чтобы возвещать о делах Бога Израиля – «во вратах» Иудеи. Это означает, что все, «входящие» в Иудею – имеют возможность знать о том, как и зачем следует поклоняться Богу Израиля.

9:16,17 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.
Самое интересное, что ситуация века сего, в которой Бог разрешил свободно выбирать свой жизненный путь - очень легко покажет Ему, кто есть кто. Нечестивые САМИ себе подпишут приговор, показав себя нечестивыми при помощи дел своих. Все они ПОЗНАЮТ суд Божий по тому, КАК Он с ними поступит на суде.

9:18 Да обратятся нечестивые в ад, - все народы, забывающие Бога.
Давиду желательно, чтобы в результате Божьего справедливого суда все нечестивые закончили адом. О том, что ад означает могилу или место тления - Давид разъяснил чуть позже (Пс.15:10)
Интересно отметить, что к категории нечестивых Давид относил не тех, кто Бога не знает и не знал никогда. А тех, кто знал Бога, но ЗАБЫЛ о Нём со временем, не захотел идти Его путём жизни.

9:19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
Только для века сего может показаться, что Бог забыл о своих праведниках и о тех, кто хочет жить праведно, по Божьим принципам - потому, что для этого века характерно преследование желающих жить благочестиво и процветание живущих во зле (2Тим.3:12,13). Но не навсегда такое положение вещей допущено Богом: нельзя терять надежду на то, что справедливость однажды восторжествует и для праведников наступит эра процветание в Божьем мире справедливости.

9:20,21 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
Давид не для себя благ желает, но беспокоится о репутации Бога в глазах человека. Ему хочется, чтобы человек перестал наглеть, чтобы он перестал себя считать царём природы, центром вселенной и пупом земли, чтобы признал скромность места своего под солнцем Бога и вразумился величием Божиим в сравнении со своим амбициозным ничтожеством.

9:22,23 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
Давид часто в недоумении от того, что Бог так долго не ставит всех самовлюблённых гордецов – на их скромное место и тем самым даёт им возможность брать верх над бедными земли, раздуваясь от гордости при этом и собственной значимости.
Но Давид уверен, что все ухищрения нечестивых – в конечном итоге на их же голову и обратятся.

9:24,25 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: "не взыщет"; во всех помыслах его: "нет Бога!"
От того, что Бог, в основном, не вмешивается в этом веке в дела земли (кроме случаев, когда Ему нужно приводить в исполнение Свои намерения) - нечестивые осмелели, на всех смотрят с пренебрежением, без страха делают зло, считая, что ничего им за это не грозит. Такое положение вещей раздражает Давида, ему не хочется, чтобы нечестивые так бессовестно попирали авторитет Всевышнего.

9:26-32 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: "не поколеблюсь; в род и род не приключится [мне] зла";
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком - его мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, - и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своем: "забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда".

Давид перечислил все ухищрения нечестивых, к которым они прибегают для достижения своего в период века сего, пока Бог молчит.
Интересно ознакомиться с их характеристиками.
Мы можем стать таковыми, если:
- станем жить только для собственной выгоды;
- будем считать, что некому спрашивать с нас за злодеяния – Бога нет;
- станем пренебрежительно относиться ко всем;
- будем самодовольно надеяться на личный успех, зависящий якобы только от нас;
- станем сплетать коварные планы, использовать кого-то ради собственного обогащения и извлечения личной корысти и т.д.

9:33-36 Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: "Ты не взыщешь"?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
Просить Бога о справедливости, о наведении порядка на земле и возмездии для всех, кому нравится беспорядок – это тоже хорошо. Представим себе ситуацию, когда НИКТО не просит у Бога избавления от таких напастей века сего, чтобы Бог мог тогда подумать о нас?

9:37- 39 Господь - царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.
Возмущение Давида сложившимся положением дел на земле – справедливо. Но Давид понимает, что Бог – Царь земли и видит всё это. И всё же Давиду хочется, чтобы вмешательство Бога и возмездие нечестивым – произошло быстрее, устал Давид наблюдать такую жизнь.

Он точно знает: квартиранты-нечестивцы непременно однажды дружно «съедут» с райской квартиры Бога, так было в Эдеме, так будет и в новом "Эдеме", после Миллениума. Останутся в вечном мироздании Бога только благочестивые и добропорядочные жильцы на постоянной основе.

Прошлую статью о девятом псалме мы закончили тем, что Господь сделал всё возможное для Спасения каждого из нас. И только от нас зависит – воспользоваться открытой Ним для нас возможностью Спасения, или не воспользоваться. Девятый псалом говорит и об этом. Любой, кто захочет ознакомиться с текстом данного псалма, увидит, что там очень много сказано о людях, которые прогневляют Бога. Преступления таких людей описаны красочно и подробно. Вот только одно из таких мест: «Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповинного, очи его на нищего призираете. Ловит в тайне, яко лев, во ограде своей, ловит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими» (Пс. 9:28-31).

Или в русском переводе Юнгерова:

«Уста его полны клятвы, горечи и лести, на языке его мучение и злоба. Сидит он в засаде, в тайниках, с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его подсматривают за нищим. Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, привлекши его сетью своею. Смирит его, наклонится и упадет, когда он обладает убогими».

Слова эти можно, конечно, отнести к врагу рода человеческого – дьяволу, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8), и для этого расставляет свои сети.

Но их можно отнести и просто к человеку, который считает возможным жить за счет другого, обирая другого.

Быть может, я не прав, но мне кажется, будет полезнее рассматривать их по отношению к человеку. Ведь мы не бесы, а люди. И нам важнее знать причины неправильной жизни людей, а не бесов.

Псалмопевец не только живописно рисует картину того, как неправедно живет нечестивый человек. Давид указывает на главное – причину такой жизни.

«Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет» (Пс. 9:34).

Или в переводе Юнгерова: «Отчего прогневал нечестивый Бога? Оттого, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет».

Кстати, кто-то из тех, кому больше тридцати, еще помнит такое имя - Карл Маркс? Во времена моей юности он был очень уважаемым человеком! Некоторые его труды изучали в школе, высказывания заучивали наизусть, а потом помнили всю жизнь. Одно из таких высказываний - «Бытие определяет сознание». Или если точнее – «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Зачем я обо всем этом вспоминаю? Затем, чтобы обратить внимание читателя на то, что согласно Святому Писанию - всё совершенно наоборот !

Не бытие определяет сознание, а именно сознание определяет бытие ! Сначала идет мысль, а потом действие. Если мысль правильная, то и действие будет правильным. Как ты мыслишь, как ты веришь, так ты и будешь жить! Не с плохих дел начинается наше падение! С плохих мыслей, которые предшествуют неудачному выбору, оно начинается!

Почему человек, упоминаемый в рассматриваемом отрывке девятого псалма, прогневал Бога? Потому, что перед своим поступком пустил в своё сердце неправильную, ложную мысль!

Потому, что решил – «Бог не накажет, не взыщет»!

Велика мысль человеческая – именно с нее начинаются и величайшие подвиги, и страшнейшие злодеяния. Именно поэтому в христианской аскетической литературе есть совет по мере сил бороться с греховными помыслами ! Тем, кто хочет прожить христианскую жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, пока они не укоренились в сознании, не пленили сердце, не ослабили волю и не привели к греховным поступкам.

Но как отличить плохое от хорошего? Ведь мы живем в современном мире, в мире, в котором принято всё ставить под вопрос. То, что считалось само собой разумеющимся еще лет сто-двести назад, сейчас подвергается сомнению.

Семья, обычная традиционная семья, в которой папа-мама и детишки – это хорошо? Или может должен быть «свободный союз свободных людей»? Захотели – сошлись, насытились друг-другом – разбежались? Образовали новые «свободные пары», а – дети? А что дети? Вырастут – поймут?

Или уважение к родителям, забота о них – это хорошо? Или наоборот - старики «тормозят прогресс» и место им в домах престарелых? Чтобы молодым наслаждаться прогрессом не мешали?

Как отличить хорошее от плохого?

На этот вопрос много веков назад ответил апостол Павел в письме к Тимофею. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).

Разумеется, апостол Павел имел в виду учение христианское. А зачем вникать в это учение? Для того, чтобы узнать, что считает хорошим и что считает плохим Тот, Кто дал нам христианство – то есть Творец вселенной, Сам Бог!

Иной раз люди задаются таким вопросом – а может ли существовать настоящий праведник без веры в Бога? Может ли человек в Бога не верить, но при этом жить чистой-чистой жизнью?

Как по мне – вряд ли, очень вряд ли!

Конечно, не сто´ит забывать слова апостола Павла: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15).

То есть совесть дана каждому человеку, и она, как компас, могла бы указывать и верующему и не верующему, на то, какие поступки хороши, а какие нет.

Но – грехопадение изломало нас! Всё в нас сломано, смешано, не на своем месте… И совесть – тоже.

Человек столь легко увлекается собственными страстями, что голос совести в себе он заглушит всегда!

Ну, а поскольку человек умен, то он всегда найдет оправдание своим поступкам. Как сказано в девятом псалме: «Хвалим есть грешный в похотях души своея» (Пс. 9:24).

Мы – такие, да. Мы за всё на свете себя похвалить можем!

Именно поэтому нам, чтобы жить правильно, необходим некий эталон, с которым мы могли бы сравнивать свои поступки, мысли, чувства, желания.

И такой эталон у верующих есть.

То, что считает хорошим Бог – то и есть хорошо. Что Он считает плохим – это и есть плохо.

То есть поссорился человек с женой, решил развестись. По современным представлениям, развод – это вполне нормально! Но человек сначала решил сопоставить свое желание с мнением Господа. Открыл «Евангелие от Матфея», нашел главу 19 и в ней прочел, что Господь разводы не одобряет…

И – помирился с женой! То есть поступил правильно Бога ради!

А неверующий не угодит Богу уже просто потому, что не будет знать, как это сделать! Он не станет «вникать в учение» (1 Тим. 4:16), чтобы знать, какие именно поступки Бог считает хорошими.

И он не станет «вникать в себя» (1 Тим. 4:16), чтобы понять, какие именно мысли и желания в нем не от Бога, и что внутри себя нужно исправлять.

И на нем сбудутся слова апостола Павла - «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).

Без веры угодить Богу невозможно! Ровно так же, как невозможно на лодке без карты доплыть из Одессы в Калькутту. С картой (в которую нужно было бы постоянно вникать!) – можно попытаться. Без карты – никак!

Прав, прав святитель Николай Сербский:

«Путники в пути должны выполнять указания Проводника. Иначе собьются с пути и пропадут. Особенно должны повиноваться всем указаниям, до малейших, Проводника на тесном пути, ведущем к вечной жизни в Царстве Небесном… Ибо путь тесен и опасен, и по обе стороны от него полно соблазнов и сетей антихристовых».

Вот и тот нечестивый, о котором говориться в рассматриваемом стихе псалма (Пс. 9:34) – в чем была его ошибка? В том, что он не слушал слов, высказанных Духом Святым (по выражению Николая Сербского «не слушал Проводника на пути, ведущем в Царство Небесное»).

Этот бедный человек был одним из тех, кто сами всё знают, и не позволят другим себя поучать. Он не попытался вникнуть в учение! Потому, что если бы вникал, то точно знал бы – взыщет Господь, обязательно взыщет! Об этом Писание много раз говорит, и в девятом псалме тоже!

«Ибо Он будет судить вселенную по правде… Он взыскивает за кровь» (Пс. 9: 9-13).

Не стоит обманываться: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божьего не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).

И в рай будущего, который Иоанн Богослов назвал Небесным Градом Иерусалимом «не войдет ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи» (Откр. 21:27).

Мы должны не лениться, а вникать в учение . И через чтение, и через жизнь, путем познания заповедей через их исполнение. Тогда и непонятных мест, тайн (в том числе и Тайн Сына, о которых говориться в надписании девятого псалма) станет для нас меньше.

Конечно, всё, что в принципе познаваемо для человека , познают те, кто наследует Царство Небесное. И познают они это именно там, в Небесном Граде Иерусалиме, когда Бог будет всё во всем (1 Кор. 15:28).

Но начало этому познанию – здесь, в нашей временной жизни!

Обратим внимание еще на один важный стих девятого псалма.

Иной раз человеку, поверхностно знающему Библию, кажется, что в Ветхом Завете Бог только потомками Авраама и занимался. На самом деле это не так. Просто Библия – это книга о Христе, и поскольку Христос должен был по Человечеству Своему родиться среди потомков Авраама, то вполне естественно, что именно этим потомкам и уделено так много страниц Святого Писания.

Тем не менее, и языческие народы ходят под Богом! И их видит Господь, и для них Он хотел бы лучшего! Да что там говорить – есть целая книга Ветхого Завета, в которой Бог с помощью пророка вразумляет именно языческий народ и спасает (через покаяние) огромный город. Это – «Книга пророка Ионы», вразумляемый народ – ассирийцы, а город, который избежал разрушения вследствие того, что народ покаялся – столица Ассирии, Ниневия.

«Да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть» (Пс. 9:20-21).

Или в русском переводе: «Да судятся народы перед Тобою. Поставь, Господи, законодателя над ними, да знают народы, что они люди».

Чего просит пророк у Бога для язычников? Он просит у Бога законодателя , он просит дать этим людям Закон, чтобы они имели правильно выстроенные отношения с Богом! Чтобы и эти народы могли знать, какие наши поступки в глазах Господа хороши, а какие – плохи. Потому, что если мы этого не знаем, мы – не люди, или же – не совсем люди, почти животные.

И – что? Бог услышал просьбу царя и пророка Давида? Да, конечно! Был, был дан законодатель народам!

Законодателем стал Тот, Кто дал всем людям, всем народам Новый Завет. Тот, Кто по виду стал как человек (Фил. 2:7), но в Ком обитала вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9).

Тот, Кого мы знаем под именем Иисуса Христа.

Его нам и надлежит слушаться (Мф. 17:5).

В общем, разговоры о девятом псалме нужно заканчивать. Порадуемся тому, что мы живем в новозаветное время, и нам проще познать Господа, чем язычнику ветхозаветных времен, о милости к которым так просил Господа Давид (Пс. 9:20-21)!

Собственно, пример сотника Корнилия (Деян. Глава 10) доказывает, что и для древних язычников попытка найти Господа не бывала бесплодной. Но нам, нынешним людям – однозначно проще.

Кстати, нам проще, даже если сравнивать с ближайшими родственниками! Моя прабабушка Марфа Библии дома не имела. Были советские времена, и Святое Писание достать было очень трудно. Но человек – существо изобретательное. Прабабушка Марфа покупала атеистические, антибиблейские книги. Зачем? А там среди гор атеистического хлама попадались цитаты из книг Ветхого и Нового Завета! Библейская критика не могла поколебать ее веру, а драгоценные цитаты из Святого Писания она выписывала и таким образом изучала!

Так намывают драгоценные крупицы золота, отсеивая горы песка и прочего мусора.

Нам, нынешним, конечно легче. Всё доступно – открыты Храмы, открыты православные книжные магазины. А уж в интернете – вообще красота. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Августин Блаженный, Максим Исповедник, авва Дорофей, Ефрем Сирин, Исаак Сирин – читайте, читайте!

Возрадуемся свободе вероисповедания, которую дает нам нынешнее время! И будем помнить о том, что эта свобода – драгоценность. Не исключено, что и мы, нынешние, доживем до новой волны страшных гонений.

И тогда Писание будет сложно изучать открыто. Но пока – можно! А значит, нам просто стыдно не откликнуться на призыв пророка Осии – познаем, будем стремиться познать Господа! (Ос. 6:3).

Использованная литература:

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 9.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

Николай Сербский. Стеклянные глаза Индии.

Псалом 9.

Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. Яко сотворил еси суд мой, и прю мою, сел еси на Престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век и во век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи. Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони, возрадуемся о спасении Твоем. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь есть Господь судьбы творяй, в делех руку Своею увязе грешник. Да возврятятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца. Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий, увязают в советех, яже помышляют. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время, отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает. Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла. Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго, очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей, ловит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда при-влещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими. Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца. Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет. Видиши, яко Ты болезнь и ярость сматряеши, да предан будет в руце Твои, Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди Помощник. Сокруши мышцу грешному и лукавому, взыщется грех его и не обрящется. Господь Царь во век и в век века, погибнете языцы от земли Его. Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли.

Псалом 10.

На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? Яко се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша, праведник же что сотвори? Господь во храме святем Своем. Господь, на Небеси Престол Его, очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу. Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их. Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его.

Слава:

Псалом 11.

Спаси мя, Господи; яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая. Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, Рекшыя: язык наш возвеличим, устны нашя при нас суть, кто нам Господь есть? Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем. Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею. Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и, во век. Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия.

Псалом 12.

Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от мене? Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь? Доколе вознесется враг мой на мя? Призри, услыши мя, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да не когда речег враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся. Аз же на милость Твою уповах. Возрадуется сердце мое о спасении Твоем, воспою Господеви, благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго.

Псалом 13.

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниях: несть творяй благостыню. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Bcи уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающий беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Слава:

Псалом 14.

Господи, Кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою? Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем. Иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближняя своя. Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит, кленыйся искреннему своему и не отметаяся. Сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.

Псалом 15.

Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах. Рех Господеви: Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима. Господь часть достояния моего и чаши моея, Ты еси устрояяй достояние мое мне. Ужя нападоша ми в державных моих, ибо достояние мое державно есть мне. Благословлю Господа, вразумившаго мя, ещё же и до мощи наказаша мя утробы моя. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Ceгo ради возвеселися сердце мое и возрадовася язык мой, еще же и плоть моя вселится на уповании. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Сказал ми еси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим, красота в деснице Твоей в конец.

Псалом 16.

Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. От лица Твоего судьба моя изыдет, очи мои да видита правоты. Искусил еси сердце мое, посетил ecu нощию искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя. Аз воззвах, яко услышал мя ecu, Боже, приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на тя от противящихся деснице Твоей. Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока, в крове крилу Твоею покрыеши мя от лица нечестивых, острастших мя. Врази мои душу мою одержаша, тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи Свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов, и яко скимей обитаяй в тайных. Воскресни, Господи, предвари я, и запни им, избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея. Господи, от малых от земли раздели я в животе их, и сокровенных Твоих иополнися чрево их, насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим. Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей.

Слава:

Молитва ко Пресвятой Богородице.

О Царице Богородице, Христа Бога нашего Мати! Услыши ны: (просьба), и избави раб Божиих (имена) от всякия скорби и печали, огради от всякиянапасти и злых клевет и от неправедного и лютого навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоея, но и всяким благодеяниям снабдити их и спасти: разве Тебе иныя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Егоже умоли, Владычице, да спасении Тобою славим Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечные веки.

По 2-й кафисме. Трисвятое.

Таже тропари, глас 2: Аз сый древо неплодное, Господи, умиления плода не ношу отнюд и посечения страшуся, и огня онаго боюся негасимаго. Темже Тя молю: прежде оныя нужды обрати и спаси мя. Яко волны морския, на мя восташа беззакония моя, яко кораблец в пучине, аз един обуреваюся от прегрешений многих, но в тихое пристанище настави мя, Господи, покаянием и спаси мя.

Слава: Помилуй мя, рече Давид, и аз Тебе зову: согреших, Спасе, грехи моя очистив покаянием, помилуй мя.

И ныне: Предстательство теплое христиан, Сына Твоего моли, Богородице, всякаго злодейства и лютости иэбавити нас ратника, и дати прощение нам, о нихже согрешихом, милосердия ради щедрот, Твоими молитвами, Мати Дево.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Владыко Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Единороднаго Твоего Сына, даждь ми тело нескверное, сердце чистое, ум бодр, разум незаблудный. Духа Святаго нашествие, к стяжанию и довольству истины во Христе Твоем: с Нимже Тебе слава подобает, честь и поклонение, со Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.