Дети группы риска: основные характеристики

В настоящие время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это так категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальным элементом, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социальной помощи и поддержки детям и подростам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику .

К категории дети "группы риска" обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д. Эта категория является "неофициальной". Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.

Понятие "риск" означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

  • * Пьянство одного или более родителей;
  • * Асоциальное поведение родителей (проституция, тунеядство, воровство и т.д.);
  • * Устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
  • * Сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
  • * Убийство одного из родителей на глазах у детей собутыльниками или другими родителями;
  • * Отбывание одним из родителей срока тюремного закоючения;
  • * Лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
  • * Жестокое обращение с детьми (избиения, голод и т.д.);
  • * Оставление малолетних детей без пищи и воды;
  • * Отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
  • * Побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшие проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.

Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка.

Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием "дети группы риска" подразумевают следующие категории детей:

  • 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  • 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации .

Разные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). подросток риск педагогический поддержка

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности с обществом психологи считают пережитые детьми кризисные состояния или экстремальные условия, в которых они не могут с собой справиться и пережить их.

В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения Авторы: Дубровина Э.А., Минкова М.К., показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения .

Особенностью подростков группы риска является переживание одиночества и беспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии.

У подростков группы риска это состояние связано с конкретными жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор; при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Для детей старшего школьного возраста, относящихся к группе риска, характерен особый процесс социализации. Как правило, они проживают большую часть своей жизни в таких учреждениях (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по моему мнению, относятся:

  • 1) неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности с установлением контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  • 2) нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства;
  • 3) низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, находить себе подобных и свой круг общения;
  • 4) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, без различие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним;
  • 5) потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках;
  • 6) неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
  • 7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к жертвенности в поведении;
  • 8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);
  • 9) низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания;
  • 10) склонность к саморазрушающему поведению -- злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны -- боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой.

Понятие дети «группы риска»

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

  • медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
  • социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
  • психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
  • педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Я раздделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Поскольку ребенок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Часть педагогов в своих ответах выделили такой ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.

Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Причины попадания детей в группу риска

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена воздействию со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Ребенок из такой семьи обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, набору лексических нецензурных выражений, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семье, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентиров, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания нецензурная брань и т.д.)

Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

Характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентиров.

Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается») в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их воспитывали в детстве.

Остановимся на самом главном факторе, который влияет на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом – отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье.

Длительное проживание в асоциальных семьях, где царят насилие и отчуждение, приводят к снижению у детей эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

Опыт работы в школе показывает, что количество неблагополучных семей с каждым годом возрастает, что состояние семьи в российском обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на воспитании детей, а значит и на будущем нашей страны.

Список использованной литературы:

  1. Актуальные проблемы современного детства. М.: НИИ детства, 1996
  2. Дементьева И.Ф . Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. – Серия: Семья и воспитание. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания.
  3. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф . Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004.
  4. Шульга Т.И . Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие. М.: Дрофа, 2005.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

    медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

    социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

    психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

    педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Я раздделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Поскольку ребенок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Часть педагогов в своих ответах выделили такой ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.

Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

И.В. Шахгильдян, академик РАМН, профессор. При участии П.А. Хухловича

Итоги пятилетней работы по применению вакцины Энджерикс-В в группах риска

Создание вакцин против гепатита В (первоначально плазменных, а затем генноинженерных) является важнейшим достижением медицинской науки (А.О.: это личное мнение И.В.Шахгильдяна). За последнее десятилетие за рубежом была привито более 100 млн. человек.
Этот опыт свидетельствует, что широкое применение вакцин позволило в ряде стран не только резко уменьшить заболеваемость гепатитом В и существенно повлиять на уровень носительства HBs антигена в популяции, но и сделать правомерным постановку вопроса о полном искоренении там НВ-вирусной инфекции.
В настоящее время из 4 зарегистрированных в Российской Федерации вакцин против гепатита В (отечественной и 3 зарубежных) наиболее широко используется генноинженер-ная вакцина Энджерикс-В фирмы "СмитКляйн Бичем".
В 1989 г. Правительство СССР закупило 1 млн. доз этой вакцины, и ее применение в последние годы в некоторых группах риска в ряде регионов России и других стран СНГ позволило накопить обширные данные об ее эффективности, иммуногенной активности и реактогенности. Ниже приводятся итоги 5-летней работы по применению вакцины Энджерикс-В в группах высокого риска заражения НВ-вирусом.
Результаты и обсуждение
Вакцинации против гепатита В (ГВ) подлежали лица, составляющие хорошо известные группы высокого риска инфицирования НВ-вирусом. У них у всех при предварительном обследовании было исключено наличие маркеров гепатита В (HBsAg и анти-HBs). Определение этих маркеров до вакцинации не проводили лишь у новорожденных детей.
Для решения вопроса об иммуногенной активности вакцины Энджерикс-В у привитых медработников, учащихся медучилищ, больных отделений гемодиализа была исследована кровь на наличие антител к HBsAg (анти-HBs) с определением их концентрации через месяц и повторно через год после завершения курса вакцинации. Одновременно в эти сроки у них проводили определение и HBs-антигена. Кроме того, у вакцинированных медицинских работников эти маркеры ГВ были исследованы в крови через 5 лет после окончания курса их иммунизации.
У детей, родившихся у носителей HBsAg, маркеры ГВ (HBsAg и анти-HBs) определяли через 2- 3 месяца после 3-й прививки в возрасте 4-5 месяцев. Затем, спустя 1-2 месяца после 4-й прививки в возрасте 15-16 мес. И, наконец, через 1-1,5 года после окончания курса вакцинации в возрасте 2-2,5 лет. Новорожденные дети, привитые против ГВ в Туве, были обследованы на наличие этих маркеров НВ-вирусной инфекции в возрасте 4,5 года.
N
П/П Группы риска, вакцинированные против гепатита В Территории, где проводили вакцинацию Количество вакцинированных лиц Схемы введения вакцины
1 Дети, родившиеся у носителей HBs-анжена на гиперэндемич-ных территориях Узбекистан (гг. Ташкент, Карши); Молдавия (гг. Кишинев, Бендеры) 542 чел. (в том числе 4-кратно 305 чел.) 4-кратно (0-1-2-14 мес.)
2 Новорожденные дети на территориях с высокими уровнями заболеваемости ГВ и носительст-ва HBsAg Россия (Тува); Киргизия (Ошская обл.); Туркмения (Ташаузская обл.) 50000 чел, 4-кратно (0-1-2-14 мес.) 3-кратно в Туве
3 Мед-работники, имевшие большой риск заражения НВ-вирусом: (хирурги, сотр. отд. гемодиализа, персонал лабораторий и др.) Москва, С.-Петербург 1553 чел. (в том числе З-кратно 944 чел.) 3-кратно (0-1-6 мес.)
4 Учащиеся выпускных классов медицинских училищ Москва, С.-Петербург 184 чел. (в том числе 3-кратно 162 чел.) 3-кратно (0-1-6 мес.)
5 Борные отделений гемодиализа Москва, С.-Петербург 87 чел. (в том числе 4-кратно 40 чел.) 4-кратно (0-1-2-6 мес.) двойными дозами
Оценку профилактической эффективности применения вакцины Энджерикс-В осуществляли по результатам учета заболеваемости манифестными формами ГВ и частоте выявления HBsAg среди привитых и в соответствующих группах сравнения.
Определение у привитых маркеров ГВ проводилось методом ИФА с использованием тест-систем СП "ДИАплюс", "Рош-Москва" и Нижегородского НИИЭМ.
Первая группа риска
Исследования, выполненные на гиперэндемичных территориях отдельных регионов Узбекистана и Молдавии с частотой выявления HBsAg у беременных женщин 10,8-11,3%, показали, что у 39,2-40,0% таких детей имело место перинатальное инфицирование НВ-вирусом. Почти у половины инфицированных детей было отмечено развитие "первично-хронического гепатита В" со стойкой персистенцией HBsAg. Эти данные обосновали необходимость первоочередного проведения вакцинации против ГВ в этой группе риска.
В двух городах Узбекистана (Ташкент и Карши) и двух - Молдавии (Кишинев и Бендеры) было вакцинировано 542 ребенка, родившихся у женщин с персистирующей HBs антигенемией (HBsAg был выявлен у них в женских консультациях на 8 и 32 неделях беременности, а затем в родильном доме при поступлении на роды). Вакцину вводили четырехкратно (при рождении, затем в возрасте 1, 2 и 14 месяцев) в дозе 10 мкг HBsAg в 1 мл.
При обследовании 280 привитых детей после 3-й вакцинации анти-HBs в протективных титрах (10 МЕ/л и выше) были выявлены у 76,4%. После 4-й (бустерной) иммунизации эти антитела обнаружили у 95,7% детей в возрасте 15-16 мес. (обследовано 164 ребенка) и у 90,0% - в возрасте 2-2,5 года (обследовано 70 детей). В группе сравнения в этих возрастных группах анти-HBs тестировали соответственно у 7,3%. 11,6% и 12,9% детей.
Определение у вакцинированных детей с выявленными анти-HBs уровней этих антител показало, что у 54,6% из них после 3-й вакцинации концентрация антител была выше 1000 МЕ/л, у 26,9% - от 501 до 1000 МЕ/л, у 13,1% - от 101 до 500 МЕ/л и только у 5,4% - в пределах 10-100 МЕ/л. После завершения курса 4-кратной вакцинации число детей с концентрацией анти-HBs выше 1000 МЕ/л увеличилось до 74,1%. Через 1-1,5 года после окончания этого курса такая концентрация антител оставалась у 57,1% привитых детей с наличием анти-HBs; заметно выросло в этот период среди них число детей с уровнями анти-HBs от 101 до 500 МЕ/л (до 34,7%), но по-прежнему незначительным (4,1%) был удельный вес детей с низкой (от 10 до 100МЕ/л) концентрацией антител.
При сопоставлении данных о заболеваемости острым ГВ на протяжении первых двух лет жизни у 450 детей, родившихся у носителей HBsAg и иммунизированных 3 или 4 кратно вакциной Энджерикс-В, и 117 детей, составивших группу сравнения, выявлены существенные различия. В первой из этих групп был зарегистрирован один случай острого HBsAg позитивного гепатита В у трехкратно вакцинированного ребенка, во второй - два. Все эти случаи острого ГВ имели место у детей в возрасте 3-5 месяцев и протекали как малосимптомный гепатит без желтухи с увеличением размеров печени, острой, но умеренной гиперферментемией, появлением HBs-антигене-мии, сохранявшейся в дальнейшем на протяжении 1,5 года (срок наблюдения). Показатели заболеваемости ГВ на 1000 детей каждой группы были равны соответственно 2,2 и 17,1, т.е. индекс эффективности вакцинации указанного контингента достигал 7,8.
Еще более значимые различия были получены при сравнении частоты обнаружения HBsAg среди детей, вакцинированных против ГВ, и детей, составивших группу сравнения. Этот антиген выявили в первой группе у 3,9% детей после 3-й вакцинации (в возрасте 4-5 мес.) и у 1,8% - после 4-й (в возрасте 15-16 мес.), в группе сравнения - соответственно у 27,3 и 27,1% детей. Таким образом, результаты применения вакцины Энджерикс-В среди детей, родившихся у носителей HBsAg, свидетельствуют о ее высокой иммуногенной активности и отчетливом протективном действии в отношении НВ-вирусной инфекции.
Вторая группа риска
Вакцинация против гепатита В была проведена среди новорожденных детей на отдельных территориях Киргизии, Туркмении, Тувы с высокими уровнями носительства HBsAg и HBeAg (частота выявления HBsAg на этих территориях достигала 9,8-11,9% при определении методом ИФА). По данным Т. Л. Яшиной с соавторами (1992 г.), А. Я. Буриева (1991 г.) и других авторов, в этих регионах в связи с активной реализацией перинатального заражения НВ-вирусом HBsAg с наибольшей частотой тестировали у детей первых двух лет жизни (в Ошской области Киргизии этот антиген определяли у 14,9% детей 0-12 месяцев). Эти данные делают оправданными проведение вакцинопрофилактики ГВ среди всех новорожденных детей в регионах с высоким уровнем носительства HBsAg, а также включение в этих регионах вакцинации против ГВ в календарь прививок.
При сопоставлении частоты регистрации желтушных форм НВ-вирусной инфекции среди новорожденных детей, привитых против ГВ в этих регионах и составивших группу сравнения, установлена высокая эффективность проведения вакцинопрофилактики гепатита В среди них. Так, в Туве эти формы ГВ в 1990-1993 гг. имели место среди 7264 привитых значительно реже, чем среди 3109 детей, составивших группу сравнения (соответственно 0,7 и 13,5 на 1000 детей каждой из этих групп).
Представляют интерес полученные нами данные о длительности и напряженности поствак-цинального иммунитета у детей, вакцинированных против ГВ при рождении в Туве. Спустя 4,5 года после завершения курса вакцинации у 54,3% из них были выявлены анти-HBs в протек-тивных титрах, но у большинства концентрация этих антител не превышала 100 МЕ/л.
Итоги вакцинации против ГВ всех новорожденных детей в регионах, гиперэндемич-ных по ГВ с высокими уровнями носительства HBsAg (где показатели заболеваемости и частота обнаружения этого антигена были наибольшими у детей раннего возраста), свидетельствуют о возможности таким путем значительно уменьшить среди них заболеваемость гепатитом В, повлиять на частоту носительства НВ-вируса в популяции.
Третья группа риска
В нее включены медицинские работники, имеющие по роду своей профессиональной деятельности частые и тесные контакты с кровью (работники службы крови, хи рурги, реани-матологи, акушеры-гинекологи, сотрудники центров гемодиализа и лабораторий). По нашим данным, в Москве показатели заболеваемости желтушными формами ГВ среди медиков были в 3-3,5 раза выше, чем среди взрослого населения города, а частота обнаружения маркеров HBV-инфекции (в том числе HBsAg) была у них в 2-2,5 раза большей, чем среди безвозмездных первичных доноров крови. Установлено, что по мере увеличения стажа работы частота выявления этих маркеров (HBsAg и анти-HBs, суммарные анти-НВе) заметно возрастала. Их тестировали у 23,4% медиков со стажем работы один год и у 41,7% - 5 лет (Е. А. Савин, 1992 г.). Имеются все основания рассматривать гепатит В как профессиональное заболевание медработников и считать их вакцинацию против ГВ первоочередной задачей.
В Москве и С.-Петербурге против ГВ было вакцинировано 1553 медработника, не имевшего маркеров НВ-вирусной инфекции (хирурги, реаниматологи, сотрудники центров гемодиализа, лабораторные работники). Проведенное в дальнейшем обследование их на наличие маркеров HBV инфекции позволило выявить появление ранее отсутствовавших анти-HBs в протективных титрах (10 МЕ/л и выше): у 92,3% из них - через месяц после завершения курса вакцинации и у 79,1% - через год (см. рис. 3). Уровни анти-HBs в эти сроки у привитых медиков были высокими (у 21,6% из них - от 500 до 1000 МЕ/л, а у 32,4% - выше 1000 МЕ/л через месяц после окончания вакцинации; через год соответственно у 23,1% и 17,9%).
Спустя 5 лет после окончания курса вакцинации против ГВ анти-HBs в протективных титрах оставались у 70,6% привитых медицинских работников, хотя концентрация их стала заметно меньше (у 44,4% эти антитела определяли в концентрации до 100 МЕ/л, у 38,9% - до 500 МЕ/л и у 16,7% - свыше 500 МЕ/л).
Четвертая группа риска
Заслуживают внимания результаты вакцинопрофилактики ГВ среди выпускников медучилищ. Их обследование на наличие маркеров ГВ показало, что частота обнаружения у них и у первичных доноров крови этих маркеров отличалась мало (71,7% из н их не имели маркеров ГВ, т. е. начинали свою профессиональную деятельность, будучи восприимчивыми к вирусу гепатита В). Это диктует необходимость проведения обязательной их вакцинации против ГВ до начала работы в лечебных учреждениях.
Вакцинация против ГВ 184 учащихся выпускных классов медучилищ привела к появлению анти-HBs в протективных титрах у 93,9% из них через месяц после завершения курса иммунизации и у 82,5% - через год. Следует отметить, что ни у одного из привитых медработников и учащихся медучилищ в течение года, прошедшего после окончания курса вакцинации, не было зарегистрировано случаев ГВ, а также выявления лиц с наличием Hbs - анти-генемии. Вместе с тем показатель заболеваемости ГВ среди медиков группы сравнения составил 12.9 на 1000, a HBsAg тестировали в те же сроки в этой группе у 6,4%. У невакцинированных учащихся медучилищ через год после начала их работы в лечебных учреждениях HBsAg был выявлен у 6,2%.
Пятая группа риска
Наконец, одну из групп, где инфицирование НВ-вирусом происходит наиболее интенсивно и где совершенно необходимо проведение вакцинации против ГВ, составляют пациенты отделений гемодиализа. При обследовании 152 таких больных различные маркеры HBV инфекции выявлены у 56,6% из них, в том числе у 10,5% был обнаружен HBsAg. Эти маркеры тестировали у 34,8% больных отделений гемодиализа с длительностью лечения до одного года и у 68,8% - в течение.пяти лет (Е. А. Савин, 1992 г.). Получаемые таким образом данные однозначно свидетельствуют о важности вакцинопрофилактики ГВ в этой группе риска.
Вакциной Энджерикс-В было привито 87 пациентов отделений гемодиализа, у которых при предварительном обследовании было исключено наличие в крови HBsAg и анти-HBs. Вакцину вводили четырехкратно (по схеме 0-1-2-6 мес.) в двойных дозах. В результате через месяц после окончания этого курса вакцинации анти-HBs в протективных титрах были обнаружены у 76,5% привитых больных, а через год - только у 53,3%. Эти данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования схем вакцинопрофилактики ГВ среди больных отделений гемодиализа. Возможно, необходимо дополнительное введение вакцины уже через год; перспективным может оказаться и одновременное назначение иммуномодуляторов, учитывая имеющиеся у этих больных нарушения в иммунном статусе. Нестойкостью поствакцинального иммунитета у пациентов отделений гемодиализа может быть объяснен тот факт, что спустя год или полтора после завершения курса 4-кратной вакцинации показатель заболеваемости манифестными формами ГВ среди привитых больных был меньше, чем в группе сравнения, всего в 2,3 раза.
При применении вакцины Энджерикс-В ни в одном случае не были зарегистрированы поствакцинальные осложнения. Побочные реакции были выражены слабо и отмечали их редко (у 13,0% вакцинированных взрослых), причем, как правило, лишь после первой прививки. В большинстве случаев реакции на введение вакцины были местными (чаще всего в виде слабой болезненности, гиперамии и зуда кожи, небольшого уплотнения в месте введения вакцины). Все эти реакции были быстропроходящими (исчезали в течение 1-3 дней) и не требовали лечения. Среди вакцинированных новорожденных детей слабо выраженные местные реакции изолированно имели место у 16,7% после первой иммунизации, у 7,1% - после второй, у 3,0% - после 3-й и у 2,4% - после 4-й. Общие поствакцинальные реакции (в виде нарушения сна, повышенной возбудимости, диспепсических явлений, повышения температуры до субфебрильных цифр) были также выражены слабо и лишь после первой и второй вакцинации (соответственно у 4,2% и 1,4% привитых).
Заключение
Таким образом, результаты применения вакцины Энджерикс-В среди лиц, составляющих группы высокого риска заражения НВ-вирусом, свидетельствуют о ее высокой иммуногенной активности, значительной профилактической эффективности, проявляющейся в выраженном протективном действии в отношении НВ-вирусной инфекции, слабой ре-актогенности и полной безопасности.
Приведенные данные показывают настоятельную необходимость широкого распространения накопленного опыта по использованию генноинженерных вакцин против ГВ в России, других странах СНГ. Проведение вакцинопрофилактики ГВ может обеспечить значительное снижение заболеваемости НВ-вирусной инфекцией, а систематическая вакцинация новорожденных - заметно повлияет на уровень носительства HBsAg в популяции. Необходимо, однако, иметь в виду, что достигнуть этого, существенно повлиять на эпидемический процесс ГВ невозможно проведением вакцинации лишь лиц, составляющих группы риска. Опыт ряда зарубежных стран свидетельствует, что успешное решение этой задачи может иметь место лишь при вакцинации против гепатита В всех новорожденных детей (в России на первом этапе вакцинацию всех новорожденных следует начать с территорий с высоким уровнем заболеваемости ГВ и носительства HBsAg), а также подростков 12-14 лет. Наряду с иммунизацией и тех лиц, которые составляют группы высокого риска заражения НВ-вирусом.

Http://hepatit.agava.ru/b_vac.html

А.О., комментарий. Очевидно, что группы риска - это особо выделяемые из общей массы люди, которым, видимо, и необходимо прививать безопасные (не генномодифицированные!) вакцины (как это делается в Великобритании, Дании, Финляндии и т.д.), а НЕ ВСЕМ НОВОРОЖДЁННЫМ БЕЗ РАЗБОРА!

Дети группы риска – обобщающее понятие, которое включает в себя категорию лиц младше 18 лет, более других подверженных влиянию негативных факторов, как явных, так и потенциальных.

К факторам риска относят:

  • медико-биологические – к ним относят тяжелые врожденные и хронические заболевания, патологии физического и психического развития, серьезные травмы, психические расстройства, отягощенная наследственность;
  • социально-экономические – включают в себя детей-сирот, из неполных семей, из асоциальных семей, а также тех, кто в силу жизненных обстоятельств подвергаются негативным социальным воздействиям – дети из семей алкоголиков, наркоманов, криминальных элементов;
  • психологические – неврозы, отчужденность, сложности в общении с ровесниками и взрослыми;
  • педагогические – несоответствие учебного заведения и программы обучения интересам и особенностям ребенка, отсутствие мотивации к учению, .

Классификация детей группы риска

Среди детей и подростков группы риска выделяют следующие категории:

  • дети с проблемами в развитии, не имеющие явной патологии;
  • дети, по разным причинам, оставшиеся без родителей;
  • дети из асоциальных, криминальных и неблагополучных семей;
  • дети из семей, которые нуждаются в экономической и социальной поддержке;
  • дети с признаками социальной и психологической дезадаптации.

Социальная работа с группами риска

Работа с детьми группы риска регламентируется базовыми нормативными кодексами и конвенциями. Деятельность социального работника при этом имеет множество направлений. Например, работа с дошкольниками группы риска включает в себя помощь в адаптации в детском дошкольном учреждении. Работа с детьми группы риска в школе дополнительно охватывает не только факторы приспособления, но и акцентируется на учебных успехах и достижениях. Немаловажной составляющей является и работа с семьей или же окружением, ее заменяющим.

Основной целью такой работы является полноценная социализация детей группы риска – то есть включение их в общество как полноценных членов, соблюдающих принятые в нем законы и нормы и функционирующих для его благоприятного развития. Для этого необходимо по возможности исключать факторы риск и работать с последствиями их воздействия – проводить психологическую работу, выявлять интересы и склонности детей и включать их в разнообразную дополнительную деятельность.