Сторожевой корабль 2-го ранга / фрегат. Разработка экспортного варианта СКР / фрегата начата в середине 1980-х годов Северным ПКБ (г.Ленинград) на базе СКР пр.11351, главный конструктор - Вилор Перевалов. При проектировании на корабле предполагалось размещение ПКР "Уран" и нового типа ЗРК. Первая серия фрегатов пр.11356 (3 шт) для ВМФ Индии построена на Балтийском заводе (г.Санкт-Петербург) в 1999-2004 г.г. Подписание контракта на поставку - 17 ноября 1997 г. Головной фрегат заложен на стапеле в 1999 г. Спуск на воду первых двух кораблей серии - 2000 г. Головной фрегат серии INS Talwar передан индийским ВМС 18 июня 2003 г. В 2007 г. (контракт подписан в 2006 г. на сумму 1.6 млрд. USD) начато строительство второй серии кораблей пр.11356 для ВМС Индии (3 шт). Изменен состав оборудования, на кораблях устанавливается ракетный комплекс ПКР .

Строительство кораблей пр.11356Р для ВМФ России начато 18.12.2010 г. закладкой первого СКР "Адмирал Григорович" из серии в три корабля проекта. Всего, по состоянию на 2012 г. планируется построить 6 фрегатов. Строительство первых трех ведется по контракту №704/27/2/ОНК/КН/1176-10 от 28.10.2010 г., вторых трех по контракту №3/1/1/0553/ГК-11-ДГОЗ от 13.09.2011 г. (ист. - Годовой отчет СПКБ, 2011 г. ). В рамках первого контракта 29 марта 2011 г. заключены договора ПСЗ "Янрарь" с Северным ПКБ:
- на техническое сопровождение и авторский надзор при строительстве зав. №01357 проекта 11356 на 166 млн. руб.,
- на разработку документации и техническое сопровождение строительства кораблей проекта 11356 - на 710,96 млн. руб.



Фрегат Trishul F43 пр.11356, 2003 г. (фото Przemyslaw Gurgurewicz, http://pvo.guns.ru).


Фрегат пр.11356 INS Tarkash на ходовых испытаниях, 22.07.2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Фотомонтаж с кораблями пр.11356 - F40 INS Talwar, F43 INS Trishul. Использовано фото не позже августа 2010 г. (Vival, http://fotki.yandex.ru).


Слева-направо: F40 INS Talwar, F43 INS Trishul проекта 11356. Фото не позже августа 2010 г. (фото - Vival, http://fotki.yandex.ru).




Фрегат пр.11356 ВМС Индии. На фото INS Teg или корабль первой серии для ВМС Индии (http://www.shipyard-yantar.ru).

Двигательная установка - двухвальная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) типа COGAG М7Н1, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) ДТ-59 производства ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» (Украина) мощностью по 22000 л.с. и двух маршевых ГТД экономического хода ДС-71 производства ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» (Украина) мощностью по 8450 л.с., работающих через сложные редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ). Производство винтов для серии фрегатов для ВМФ России ведется на Балтийском заводе (г.Санкт-Петербург).
Мощность максимальная ГЭУ - 2 х 30450 л.с.


Машинное отделение фрегата "Адмирал Григорович" пр.11356Р, июнь 2015 г. (фото - Геооргий Томин, ЦВМП, ).


В 2014 г. после прекращения военно-технического сотрудничества с Украиной начата подготовка к выпуску двигательных агрегатов для кораблей проекта в России. Предполагаемый производитель - компания "Турборус". Ожидается, что первые двигательные установки локализованного производства начнут поступать на заводы в 2016-2017 г.г.


Энергетика - 4 х дизель-генераторы WCM-800 мощностью по 800 кВт (на индийских фрегатах)


Пост энергетики и живучес (ПЭЖ) фрегата "Адмирал Григорович" пр.11356Р, июнь 2015 г. (фото - Геооргий Томин, ЦВМП, ).



Проекции и разрез СКР пр.11356 - Mod.KRIVAK-III (реконструкция по кадрам фильма "Корабль нового поколения" ).

ТТХ корабля :
Экипаж - 180 чел (в т.ч. 18 офицеров)

Длина максимальная - 124,8 м
Ширина - 15,2 м
Осадка:
- 4,2 / 4.5 м (при стандартном водоизмещении)
- 7.5 м (габаритная)

Водоизмещение полное - 4035 т
Водоизмещение стандартное - 3620 / 3830 т

Cкорость полного хода - 30 уз
Скорость экономического хода - 14 уз
Дальность плавания:
- 4500 миль (18 уз)
- 4850 миль (14 уз)
Автономность - 30 сут

Стоимость:
- фрегата пр.11356 (1997 г.) составляла ок.330 млн. USD
- фрегата пр.11356 второй серии (2006 г.) составляла ок.533 млн. USD

Вооружение :
пр. 11356 первая серия для Индии
пр. 11356 вторая серия для Индии
(зав.№№01354-01356)
"Адмирал Григорович" / пр. 11356М или пр.11356Р
ПКР 8 х ПКР 3М54Э / SS-N-27 комплекса Сlub-N разработки ОКБ "Новатор", г.Екатеринбург, экспортный вариант, в установке вертикального пуска 3С14Э, СУО 3Р14Н-11356 разработки НПО "Агат"; целеуказание от БИУС или от РЛК целеуказания 3Ц25Э
8 х ПКР - в установке вертикального пуска 3С14Э, СУО 3Р14Н-11356 разработки НПО "Агат" установка вертикального пуска 3С14 производства Балтийского завода (ПУ, г.Санкт-Петербург), СУО 3Р14Н-11356 разработки НПО "Агат"

Ракетный комплекс "Калибр"
- ракетный комплекс " "

ЗРК ЗРК " " - 1 пусковая установка 3С90Э с боекомплектом 24 ракеты 9М317Э, с 4 х РЛС СУО ЗРК МР-90 "Орех" / FRONT DOME
ЗРК " " - 1 пусковая установка 3С90Э с боекомплектом 24 ракеты 9М317Э, с 4 х РЛС СУО ЗРК МР-90 "Орех" / FRONT DOME ЗРК "Штиль-1" - 3 х пусковых установки вертикального пуска 3С90Э.1 с боекомплектом 3 х 12 ракет, вероятно, 4 х РЛС СУО ЗРК МР-90 "Орех" / FRONT DOME
Артиллерия - 1 х 100 мм артиллерийская установка с СУО 5П-10Э "Пума" - 1 х 100 мм артиллерийская установка с СУО 5П-10 "Пума"
ЗРАК / АК ЗРАК " " - 2 боевых модуля на кормовой части надстройки (с возможной заменой на "Каштан-М" в процессе эксплуатации), боекомплект 6000 выстр., 64 ЗУР 3М311Э
2 х 6-ствольных 30 мм автомата
ПЗРК ПЗРК "Игла-1Э" - 8 шт. ПЗРК "Игла-1Э" - 8 шт. нет данных
Торпедные аппараты ДТА-53-11356 - 2 х 2 шт, в бортовых нишах, калибр 533 мм с ПУТС "Пурга", боекомплект - торпеды типов СЭТ-65СЭ, 53-65КЭ
ДТА-53-11356 - 2 х 2 шт, в бортовых нишах, калибр 533 мм с ПУТС "Пурга", боекомплект - торпеды типов СЭТ-65СЭ, 53-65КЭ
РБУ комплекса РПК-8Э - 1 установка в носовой части корабля, боекомплект 48 РГБ-60 или 90Р
комплекса РПК-8Э - 1 установка в носовой части корабля, боекомплект 48 РГБ-60 или 90Р нет данных
Постановка помех 4 ПУ КТ-216 комплекса 4 ПУ КТ-216 комплекса нет данных
Вертолет посадочная площадка и ангар для вертолета типа Ка-28 или Ка-31 посадочная площадка и ангар для вертолета типа Ка-28 или Ка-31

По неподтвержденным неофициальным данным головные три установки А-190Э выпущены ПО "Арсенал" с нарушением технологии изготовления системы заряжания. Последствия - при одиночной стрельбе установка работает штатно, но при стрельбе очередями устройства выходят из строя с механическими повреждениями палубы. Выявлены недостатки были еще при испытаниях на полигоне в Ржевке, проведенные доработки улучшили ситуацию только при стрельбе одиночными выстрелами (ист. - Страх прошел).


ПУ вертикального пуска 3С14Э на СКР пр.11356 (http://alternathistory.org.ua).


Установка вертикального пуска 3С14Э на СКР пр.11356 - Mod.KRIVAK-III (фильм "Корабль нового поколения", http://www.youtube.com).


Пуск ПКР BrahMos с фрегата предположительно INS Teg в ходе маневров ВМС Индии TROPEX-2013. Опубликовано 02.03.2013 г. (http://livefist.blogspot.ru).


Пусковая установка 3С90Э с ракетой 9М317Э ЗРК " ". Передача ВМС Индии фрегата INS Teg (F45) на ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, 27.04.2012 г. (автор фото - И.А.Михайлов, http://forums.airbase.ru).


ЗРК "Штиль-1" с пусковыми установками вертикального пуска 3С90Э.1 (слева) на модели фрегата пр.11356Р, 2012 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.ru/).


Применение ЗРК "Штиль-1" с борта СКР "Адмирал Макаров" пр.11356Р, осень 2016 г., Балтика (кадр телерепортажа Министерста обороны России).

Фрегат пр.11356 Trishul ВМФ Индии и установка А-190Э вариант 1, 2003 г. (фото Przemyslaw Gurgurewicz, http://pvo.guns.ru).


Артиллерийская установка А-190Э для фрегатов пр.11356 (фото - Сергей Смольский, http://itar-tass.com/).


Зачетная стральба 100-мм артустановки А-190 фрегата INS Teg (F45), Балтика, 22.12.2011 г. (http://www.youtube.com/watch?v=aE-Rbdeu5Lw).


Стрельбы артиллерийской установки А-190-1Э фрегата INS Trikand пр.11356 в ходе заводских ходовых испытаний на Балтике, 05.02.2013 г. - 14.03.2013 г. (фото - В.Гриба, Вперед! №4 / 2013 г.).


Погрузка установки А-190-1 на СКР "Адмирал Григорович" пр.11356Р. ПСЗ "Янтарь", 15 мая 2014 г. (фото - С.Михайлов, "Вперед!" от 23.05.2014 г. via http://navy-korabel.livejournal.com/).


Спуск на воду фрегата "Адмирал Эссен" пр.11356Р с артиллерийской установкой А-190-1, 07.11.2014 г. (фото - Виталий Невар, http://itar-tass.com/).




Стрельбы установки РБУ-6000 во время ходовых испытаний INS Tarkash ВМС Индии, Балтика, лето 2012 г. (http://www.shipyard-yantar.ru).


Системы вооружений в носовой части фрегата INS Trikand пр.11356. Фото сделано во время заводских ходовых испытаний на Балтике, период 05-28.02.2013 г. (фото - М.Завадский, Вперед! №3 / 2013 г.).


Установка первого торпедного аппарата ДТА-53-11356 на СКР "Адмирал Григорович" пр.11356Р, 18.06.2014 г. (фото Сергея Михайлова, "Вперед!" №11 / 2014 г.).


Оборудование :


пр.11356 первая серия для Индии
пр.11356 вторая серия для Индии (зав.№№01354-01356)
"Адмирал Григорович" / пр.11356М
БИУС (боевая информационно-управляющая система) "Требование-М", посредством Ethernet LAN соединены 8 терминалов Т-171 управления боевыми процессами (с 18" LCD-мониторами) и 3 сервера Т-162, так же в сети работают системы Т-119, Т-190 и центр обработки данных РЛС Т-181 "Требование-М" ()
РЛС обнаружения воздушных целей РЛС с ФАР "Фрегат-М2ЭМ" / TOP PLATE, частотный диапазон Е;
Частота вращения антенн - 6 / 12 об/мин
Дальность действия - до 300 км
РЛС обнаружения надводных целей и целеуказания РЛС 3Ц25Э "Каштан" / "Гарпун-Б", частотный диапазон I; целеуказание ракетному комплексу Club-N
Дальность действия - до 500 км
РЛС СУО РЛС СУО 5П10Э артиллерийской установки А-190Э с электронно-оптическим и ТВ-визирами, разработчик - КБ "Аметист", производитель - ОАО "Ратеп";
Дальность обнаружения - 60 км

РЛС СУО ЗРК МР-90 "Орех"

Навигационные РЛС и системы РЛС МР-212/201-1, частотный диапазон I;

РЛС «Бридж-Мастер»

РЛС «Нуклеус-2-6000А»

Инерциальная система "Ладога-МЭ-11356" производства НПО "Электроприбор"

Комплекс РЭП ТК-25Э-5
ГАК и ГАС ГАК АPSON (Advanced Panoramic Sonar Hull ) - активно-пассивная ГАС с селекцией целей и автоматическим сопровождением

по др.данным - ГАС BEl HUMSA (Hull Mounted Sonar Array ) - панорамный активно-пассивный ГАК разработки Naval Physical and Oceanographic Laboratory (NPOL, Индия).

ГАС МГ-345 "Бронза" (возможно)

ГАС SSN-137 / STEER HIDE (не подтверждено), среднечастотная, активного поиска;

Комплекс средств связи SSC Мк2


Мостик фрегата "Адмирал Григорович" пр.11356Р, июнь 2015 г. (фото - Геооргий Томин, ЦВМП, ).


Боевой пост рулевого фрегата "Адмирал Григорович" пр.11356Р, июнь 2015 г. (фото - Геооргий Томин, ЦВМП, ).


Кресло командира фрегата "Адмирал Григорович" пр.11356Р, июнь 2015 г. (фото - Геооргий Томин, ЦВМП, ).

Надстройка фрегата Trishul пр.11356 с антенными постами РЛС (вид с правого борта), 2003 г.(фото Przemyslaw Gurgurewicz, http://pvo.guns.ru + реконструкция ).


Антенные посты фрегата INS Teg (F45) пр.11356 второй серии. Передача фрегата ВМС Индии на ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, 27.04.2012 г. (автор фото - И.А.Михайлов, http://forums.airbase.ru).


Радиотехническое вооружение СКР "Адмирал Григорович" пр.11356Р, фото сделано во время ходовых испытаний на Балтике (http://shipyard-yantar.ru/).


Модификации :
- пр.11356 - фрегат УРО / СКР, разработан Северным ПКБ начиная с середины 1980-х годов. Две серии по 3 шт построены и строятся для ВМС Индии.


- пр.11356Р (ранее встречалось - "пр.11356М") - вариант фрегата / СКР для ВМФ России. Головной корабль "Адмирал Григорович", заложен 18.12.2010 г. на ССЗ "Янтарь". По двум контрактам ССЗ "Янтарь" должен построить 6 фрегатов пр.11356Р для ВМФ России (данные на 2012 г., ).


Статус : Россия

2010 г. 28 октября - МО России заключило контракт с ССЗ "Янтарь" (г.Калининград) на строительство трех СКР пр.11356 (возможно пр.11356М). Контракт заключен по итогам тендера в котором так же участвовали Амурский судостроительный завод, "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи" и Балтийский завод. Срок строительства по контракту составит (для первого корабля) 2 года и 10 месяцев.

2010 г. 18 декабря - на ССЗ "Янтарь" заложен головной СКР "Адмирал Григорович" пр.11356М из серии в три СКР для ВМФ России. Закладка второго корабля - "Адмирал Эссен" должна состояться 8 июля 2011 г.


Церемония закладки СКР "Адмирал Григорович", закладная секция и закладная доска, ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 18.12.2010 г. (фото И.А.Михайлова и РИА "Новости", http://forums.airbase.ru).

2011 г. 6 мая - на ССЗ "Янтарь" начата заготовка корпусных конструкций для СКР "Адмирал Эссен" пр.11356М. Завершается сборка 4-го блока СКР "Адмирал Григорович".

2011 г. 8 июля - на ССЗ "Янтарь" заложен второй корабль контракта - СКР "Адмирал Эссен" пр.11356М из серии в три СКР для ВМФ России.


Закладная доска и церемония закладки СКР "Адмирал Эссен" пр.11356 на ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 08.07.2011 г. (http://forums.airbase.ru).


Строительство корпуса СКР "Адмирал Григорович" пр.11356 на ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 08.07.2011 г. (http://forums.airbase.ru).


Строительство корпуса СКР "Адмирал Григорович" пр.11356 на ССЗ "Янтарь", г.Калининград, ноябрь 2011 г. (фото - vvv39, http://forums.airbase.ru).

2011 г. 20 декабря - в СМИ сообщается, что ведутся строительные работы на СКР для ВМФ России "Адмирал Григорович" и "Адмирал Эссен".

2012 г. 07 февраля - газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в Министерстве обороны России сообщает, что в измененной программе развития вооружения до 2020 г. количество СКР пр.11356 - 6 единиц - что подтверждает ранее полученные цифры.

2012 г. 29 февраля - в СМИ сообщается о планах поставить в ВМФ России до 2016 г. 6 СКР пр.11356. На ССЗ "Янтарь" заложен третий корабль для ВМФ России - "Адмирал Макаров".

2012 г. 14 сентября - в СМИ появилась информация о планах закладки в октябре 2012 г. четвертого фрегата пр.11356 для ВМФ России. По состоянию на текущий момент состояние строительства первых трех кораблей:
- "Адмирал Григорович" - корпус сформирован, в 2013 г. ожидается спуск на воду.
- "Адмирал Эссен" - корпус почти сформирован.
- "Адмирал Макаров" - корпус находится в стадии формирования блоков.

2012 г. 12 октября - РИА "Новости" распространило информацию о предстоящей 12 октября закладке четвертого фрегата пр.11356 для ВМФ России - "Адмирал Бутаков" (). В течение дня церемония закладки не состоялась - по неподтвержденной информации церемония перенесена по более поздний срок.


Слева на стапеле фрегат "Адмирал Григорович" зав.№01357, ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 27.10.2012 г. (фото - 39rus, http://forums.airbase.ru).

2013 г. март - Балтийский завод (г.Санкт-Петербург) приступил к изготовлению трех корабельных ПУ ракетного комплекса "Калибр" для фрегатов пр.11356, которые строятся для ВМФ России на ССЗ "Янтарь". По контракту поставка всех трех ПУ должна состояться до конца 2014 г. Фрегаты №№4-6 так же будут оснащены ПУ производства Балтийского завода. Кроме того, в начале 2013 года петербургская верфь изготовила три пары гребных винтов для первой тройки российских фрегатов, а на днях было заключено соглашение об изготовлении еще шести винтов - для второй тройки кораблей. ().

2013 г. 7 марта - на фрегате "Адмирал Макаров" строящемся на ССЗ "Янтарь" начат завершающий этап формирования корпуса - сборка носовой части. Завершение сборки корпуса ожидается в мае 2013 г.


Начало стыковки носовой части корпуса фрегата "Адмирал Макаров", ССЗ "Янтарь", 07.03.2013 г. (фото - С.Михайлов, Вперед! №4 / 2013 г.).

2013 г. 14 июня - завершена стыковка носового острова корпуса фрегата "Адмирал Макаров" и остальной части корабля. Завершение стыковочных работ ожидается в июле 2013 г.


Закладная секция фрегата "Адмирал Бутаков" пр.11356Р на ССЗ "Янтарь", начало июля 2013 г. (фото - С.Михайлов, http://www.shipyard-yantar.ru).


Закладная доска СКР "Адмирал Бутаков" пр.11356, фото с закладки 12.07.2013 г. (http://function.mil.ru).

2013 г. 12 июля - сообщается, что на ССЗ "Янтарь" в Калининграде на строящемся головном фрегате "Адмирал Григорович" пр.11356Р завершена погрузка газотурбинных двигателей и маршевых редукторов. Установлены гребные валы. В скором времени ожидается монтаж дизель-генераторов и фрезерной части ГГТА.


Головной фрегат пр.11356Р для ВМФ России "Адмирал Григорович", ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, 19.03.2014 г. (фото - Drakon 64, http://forums.airbase.ru).


Головной фрегат пр.11356Р для ВМФ России "Адмирал Григорович", ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, апрель 2014 г. (фото - oleg12226, http://forums.airbase.ru).

2014 г. 15 мая - на СКР "Адмирал Григорович" установлена артиллерийская установка А-190-01 ()..

2014 г. 18 июня - на СКР "Адмирал Григорович" погружен первый из двух торпедных аппаратов ДТА-53-11356. Заводской прессой () отмечается, что ход строительства корабля существенно сдерживает недопоставка ряда комплексов и оборудования корабля. Тем не менее, отмечается, что корабль будет сдан в срок.


СКР "Адмирал Григорович" у достроечной стенки ПСЗ "Янтарь", 18.06.2014 г. (фото Сергея Михайлова, "Вперед!" № 11 / 2014 г.).


2014 г. 19 июня - пресс-служба ОСК сообщает, что строительство серии из 6 СКР для ВМФ России завершится не в 2016 г., а в 2017 г. "Первоначально в контракте стоял срок сдачи серии - 2016 год. Однако в силу того, что шестой фрегат будет заложен позднее, чем планировалось первоначально, то и срок его сдачи действительно переместился на 2017 год" (). Скорее всего сдвиг сроков вызван прекращением военно-технического сотрудничества с Украиной (производство ЭУ фрегатов).



Спуск на воду фрегата "Адмирал Эссен" пр.11356Р. 07.11.2014 г. (фото - Виталий Невар, http://itar-tass.com/).

Экспорт :
Индия:
- 1997 г. 17 ноября - подписан контракт на поставку трех кораблей общей стоимостью 1 млрд. USD.

2003 г. 18 июня - ВМС Индии приняли первый фрегат серии INS Talwar (F40), по контракту передача должна была произойти в мае 2002 г.

2003 г. 25 июня - ВМС Индии приняли второй фрегат серии INS Trishul (F43), по контракту передача должна была произойти в ноябре 2002 г.

2004 г. 19 апреля - ВМС Индии приняли третий фрегат серии INS Tabar (F44), по контракту передача должна была произойти в мае 2003 г.

2006 г. 14 июля - подписан второй контракт на поставку еще трех кораблей пр.11356 производства ССЗ "Янтарь". Сумма контракта - 1.6 млрд. USD (533 млн USD за корабль). Из суммы контракта вычли штрафные санкции за срыв сроков поставки кораблей по первому контракту на 1 год в сумме 40 млн. USD.

2007 г. - на ССЗ "Янтарь" (г.Калининград) начато строительство кораблей второй серии.


Фрегат INS "Teg" (?), заводской №01354, после спуска на воду, Калининград, 2009-2010 г.г. (http://forums.airbase.ru).


Фрегат INS "Tarkash", заводской №01355, церемония спуска на воду, Калининград, 23.06.2010 г. (http://forums.airbase.ru).

2010 г. 16 декабря - ССЗ "Янтарь" уведомил "Рособоронэкспорт" о необходимости пересмотра условий контракта с Индией. Запрошены увеличение финансирования на 100 млн. USD и сроков строительства. В СМИ заявляется, что стоимость контракта для ВМС Индии меняться не будет.


БДК "Иван Грен" пр.11711 (справа) и фрегат пр.11356 Trikand для ВМС Индии на ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, май 2011 г. (http://forums.airbase.ru).


INS Trikand на церемонии спуска на воду на CCP "Янтарь" в Калининграде, 25.05.2011 г. (http://www.newkaliningrad.ru).


INS Tabar (F44) пр.11356 Mod. KRIVAK-III ВМС Индии, фото 2011-2012 г.г. (из архива Randy M, http://www.militaryphotos.net).

2011 г. 19 августа - в газете "Корабел" со слов начальника строительства заказов пр.11356 Бориса Крутя сообщается о состоянии фрегатов пр.11356 второй серии для Индии:
INS Teg (F45) - корабль приближается к ходовым испытаниям, готовится к выходу в море. Испытания главного движительного комплекса планируется завершить до 20.08.2011 г. Программу подгтовки планируется завершить к 25.08.2011 г.
INS Tarkash (F50) - завершающая стадия постройки, не поставлена пока артиллерийская установка А-190, недоукомплектованы некоторые другие системы корабля по вине смежников. В течение двух месяцев планируется завершить изготовление трудопроводов. В ноябре 2011 г. корабль должен приступить к швартовым испытаниям.
INS Trikand (F46 ?) - не завершена комплектация корабля, не достает многих видов оборудования включая кабель, из требуемых 150 трубопроводчиков на корабле работает только 20. Прогнозов по постройке пока нет.

2011 г. 22 декабря - стрельбой из установки А-190 завершены ходовые испытания фрегата "Teg" для ВМС Индии. Выполнена стрельба очередью в 28 выстрелов с темпом стрельбы 70 выстр/мин. Попыток выполнить зачетную стрельбу было около десяти.

2011 г. 26 декабря - на Балтике успешно завершились ходовые испытания фрегата INS Teg для ВМС Индии. Испытаны все системы, включая ракетный комплекс . Для завершения государственных испытаний осталось совершить один выход в море в январе 2012 г.

2012 г. 17 января - планируемая дата выхода фрегата INS Teg (F45) на завершающий этап государственных испытаний. За время ходовых испытаний фрегата проверены все основные узлы и механизмы, успешно проведены стрельбы ракетным комплексом . передача фрегата ВМС Индии планируется на апрель 2012 г.

2012 г. 07 февраля - ССЗ "Янтарь" завершил государственные испытания фрегата INS Teg (F45).

2012 г. 28 февраля - состояние работ по серии из трех фрегатов для ВМС Индии:
- INS Teg (F45) - планируется передать Индии в апреле 2012 г. Испытания завершены;
- INS Tarkash (F50) - проходит швартовые испытания;
- INS Trikand (F46 ?) - находится в достройке;

2012 г. 15 марта - в Балтийске начата морская стадия заключительных приемосдаточных испытаний фрегата INS Teg (F45). В ходе ходовых испытаний потребовалась замена одной из турбин корабля. Передача фрегата Индии планируется на 27 апреля 2012 г.


Передача ВМС Индии фрегата INS Teg (F45) на ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, 27.04.2012 г. (автор фото - И.А.Михайлов, http://forums.airbase.ru).


Передача ВМС Индии фрегата INS Teg (F45) пр.11356 второй серии. ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, 27.04.2012 г. На заднем плане один двух достраивающихся фрегатов пр.11356 второй серии для ВМС Индии (автор фото - И.А.Михайлов, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 18 мая - все работы на INS Tarkash (F50) завершены - корабль готов к ходовым испытаниям. Начало испытаний намечено на 29 мая 2012 г.

2012 г. 24 мая - на INS Tarkash (F50) официально начаты ходовые испытания - корабль вышел в Балтийск. Реально ходовые начаты выходом в море 4 июня 2012 г. Бортовой номер 703.


Фрегат F45 INS Teg ВМС Индии в порту Валетта, Мальта, 27.05.2012 г. (фото - albireo2006, http://www.flickr.com/photos/albireo2006).


Фрегат пр.11356 INS Tarkash на ходовых испытаниях, лето 2012 г. (http://www.shipyard-yantar.ru).


Фрегат пр.11356 INS Tarkash на ходовых испытаниях, Балтийск, лето 2012 г. (фото из архива Вячеслава Семенкова, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 25 августа - в СМИ сообщается, что ходовые испытания INS Tarkash (F46) на Балтике успешно завершены. В сентябре корабль возвращается в Калининград и официальная передача корабля Индии планируется на ноябрь 2012 г.


INS Trikand на ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 15.09.2012 г. ("Вперед!", №17, 28.09.2012 г.).


INS F50 Tarkash на ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 27.10.2012 г. (фото - 39rus, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 09 ноября - в Калининграде на ССЗ "Янтрарь" должна состояться церемония передачи ВМС Индии второго корабля второй серии фрегатов пр.11356 - INS Tarkash (F50). Передача третьего корабля INS Trikand ожидается летом 2013 г. после окончания ходовых испытаний, которые начнутся весной 2013 г.


http://forums.airbase.ru , монтаж).


Фрегат INS Tarkash F50 на церемонии передачи ВМС Индии, ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 09 ноября 2012 г. (фото - И.А.Михайлов, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 12 ноября - в российских СМИ со ссылкой на одного из чиновников появилась информация о планах Индии заключить контракт на постройку еще трех фрегатов пр.11356. В случае подтверждения этой информации и в случае выполнения такого контракта в ВМС Индии будет 9 фрегатов пр.11356. По состоянию на начало февраля 2013 г. эта информация не подтверждается нашими индийскими источниками информации.

2013 г. 14 февраля - фрегат INS Trikand пр.11356 вышел в Балтийское море на ходовые испытания. Официальное начало испытаний - 8 февраля - накануне корабль перешел из акватарии СРЗ в Военную гавань г.Балтийска ().

2013 г. 04 марта - началось обучение индийского экипажа INS Trikand. С 1 апреля 2013 г. начнется корабельная практика экипажа,а со 2 мая планируется начать приемо-сдаточные испытания корабля. передача корабля ВМС Индии планируется на июнь 2013 г. ().

2013 г. 14 марта - фрегат INS Trikand пр.11356 завершил заводские ходовые испытания. В ходе испытаний корабль выполнил пять выходов в море, в т.ч. выполнил стрельбы артиллерийской установки ().

2013 г. 17 апреля - фрегат INS Trikand пр.11356 завершил морскую часть Госиспытаний. Испытания были начаты 4 апреля 2013 г. в Балтийске. С 8 апреля корабль регулярно выходил на морские полигоны Балтийского флота, где демонстрировал государственной комиссии работу всех систем и механизмов, включая вооружение. 17 марта сдаточная команда завода и экипаж Балтфлота провели ракетные стрельбы зенитным комплексом «Штиль-1». «В результате стрельб была поражена ракета-мишень, движущаяся на высоте 50 м над уровнем моря, - отметил руководитель проекта 11356 ПСЗ «Янтарь» Алевтин Дмитриев ().

2013 г. 2 мая - планируется начать приемо-сдаточные испытания фрегата INS Trikand пр.11356 ().

2013 г. 22 мая - у побережья Гоа произведен успешный пуск ракеты BrahMos, дальность полета ракеты - 290 км. Ракета выполнила С-образный маневр по высоте. Пуск впервые был произведен с фрегата пр.11356 INS Tarkash ВМС Индии.


- 2014 г. 13 августа - в СМИ появилась информация о том, что на предстоящий в Индии конкурс на закупку новых фрегатов будет предложено три корабля пр.11356 с российскими двигательными установками ().

2016 г. 15 октября - во время Российско-Индийского саммита подписано соглашение о строительстве в Индии кораблей пр.11356 (). По неподтвержденной официально информации речь идет о трех кораблях пр.11356Р строившихся для ВМФ России, но оставшихся без украинских силовых установок, а так же о новом корабле, который будет строиться "с нуля" в Индии. Силовые установки Индии поставит Украина. Всего будет построено 4 фрегата проекта. «Достигнуто соответствующее секретное соглашение, Индия получит три строящихся фрегата проекта 11356. Индийской стороне также передадут 12 комплектов запасных частей для этих кораблей» ().

Реестр фрегатов пр. 11356:


проект заводской № завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
INS Talwar (F40)
пр.11356 301
ССЗ "Балтийский завод" 10.03.1999 12.05.2000 19.03.2002 (Россия)
18.06.2003
(Индия)
"Дозорный" в ВМФ России
INS Trishul (F43) пр.11356 302
ССЗ "Балтийский завод" 24.09.1999 24.11.2000 2002 (Россия)
25.06.2003 (Индия)
"Ударный" в ВМФ России
INS Tabar (F44) пр.11356 303
ССЗ "Балтийский завод" 26.05.2000 25.05.2001 2004 (Россия)
19.04.2004 (Индия)
СКР-23 в ВМФ России
INS Teg (F45) пр.11356 01354 ССЗ "Янтарь" 28.07.2007
27.11.2009
план середина 2011 г. (2010 г.)

план начало 2012 г. (осень 2011 г.)

план апрель 2012 г. (16.01.2012 г.)

план 27.04.2012 г. (28.03.2012 г.)

27.04.2012 г.

для ВМС Индии, порт приписки - Вишакхапатнам
INS Tarkash (F46)
пр.11356 01355 ССЗ "Янтарь", ответственный сдатчик - Сергей Щугорев
27.11.2007
23.06.2010 план 2011-2012 г.г. (2010 г.)

план - октябрь 2012 г. (04.07.2012 г.)

план - ноябрь 2012 г. (24.08.2012 г.)

09.11.2012 г.

для ВМС Индии, борт №703 во время испытаний на Балтике
INS Trikand (F50) пр.11356 01356 ССЗ "Янтарь" 12.06.2008 планировалось в 2010 г.

25.05.2011 г.

план 2012 г. (2010 г.)

план - июнь 2013 г. (осень 2011 г., подтверждено - март 2013 г.)

план - 29.06.2013г. (11.06.2013 г., подтверждено 25.06.2013)

29.06.2013 г.

для ВМС Индии
"Адмирал Григорович" пр.11356Р
01357 ССЗ "Янтарь", старший строитель - Александр Ситнов, к июлю 2013 г. - Игорь Протас ()
план ноябрь 2010 г. (лето 2010)

18.12.2010

план - 2012 г. (декабрь 2011 г.)

план - 2013 г. (14.09.2012 г.)

план - февраль 2014 г. (30.01.2014г.)

план - март 2014 г. (24.02.2014 г.)

14.03.2014 г.

план 2013 г. (2010 г.)

весна 2015 г. (план ноября 2014 г.)

11.03.2016 г.

№1 для ЧФ ВМФ России,

24.02.2014 г. - спуск на воду корабля перенесен на месяц в связи со сложной ледовой обстановкой

"Адмирал Эссен" пр.11356Р
01358 ССЗ "Янтарь" 08.07.2011 (план 18.12.2010 и реальная дата закладки) план - сентябрь-октябрь 2014 г. (28.08.2014 г.)

07.11.2014 г.

план 2014 г. (2011 г.)

прогноз - 2015 г. (2014 г.)

конец 2015 г. (планы июня 2015 г.)

07.06.2016 г.

№2 для ЧФ ВМФ России (ранее заявлялось, что возможно останется на БФ).
порт приписки - Севастополь ()
"Адмирал Макаров"

(в части источников в 2010-2011 г.г. упоминалось наименование "Адмирал Колчак")

пр.11356Р 01359 ССЗ "Янтарь", старший строитель - Александр Крупняков план декабрь 2011 г. (первая половина 2011 г.)

29.02.2012 г.

02.09.2015 г.
план 2014-2015 г.г. (2011 г.)

план 2015 г. (2012 г.)

план 2016 г. (планы июля 2015 г.)

план - декабрь 2016 г. (планы 2016 г.)

24.03.2017 г. объявлено, что сроки сдачи корабля под угрозой срыва из-за проблем с готовностью ЗРК "Штиль" ()

план- октябрь 2017 г. (лето 2017 г.)

№3 для ЧФ ВМФ России.
порт приписки - Севастополь ()

Вероятно, строительство заморожено в 2014 г. из-за отсутствия двигательной установки.

"Адмирал Бутаков"

(в части источников в 2010-2011 г.г. упоминалось наименование "Адмирал Корнилов")

№1 пр.11356Р для ВМС Индии

пр.11356Р 01360 ( , ) ССЗ "Янтарь" план осень 2012 г. (2011 г.)

план - 12.10.2012 г. (12.10.2012 г. СМИ)

план - 20.03.2013 г. (05.03.2013 г.)

план - 18.04.2013 г. (15.04.2013 г., перенесена на поздний срок 16.04.2013 г.)

12.07.2013 г.

02.03.2016 г.
№4 для ЧФ ВМФ России.
порт приписки - Севастополь ()
"Адмирал Истомин"

№2 пр.11356Р для ВМС Индии
пр.11356Р 01361
ССЗ "Янтарь" план 2013 г. (2011 г.)

план - 15.11.2013 г. (08.11.2013 г.)

15.11.2013 г.

-
план 2015-2016 г.г. (2011 г.) №5 для ЧФ ВМФ России.
порт приписки - Севастополь ()

Контракт на строительство подписан в 2011 г. Вероятно, строительство заморожено в 2014 г. из-за отсутствия двигательной установки.

Лето 2016 г. - Корабль планируется передать с достройкой Индии ()

"Адмирал Корнилов"
(2011 г., подтверждается сообщением главкома ЧФ ВМФ А.Федотенкова, 29.04.2013 г.)

№3 пр.11356Р для ВМС Индии

пр.11356Р 01362
ССЗ "Янтарь" план 2013 г. (2011 г.)

план - 2014 г. (24.02.2014 г.)

прогноз - 2017 г. (осень 2016 г.), задел подготовлен

-
план 2015-2016 г.г. (2011 г.)

план - 2017 г. (19.06.2014 г.)

№6 для ЧФ ВМФ России.
порт приписки - Севастополь ()

Контракт на строительство подписан в 2011 г. Вероятно, строительство заморожено в 2014 г. из-за отсутствия двигательной установки.

Лето 2016 г. - Корабль планируется передать с достройкой Индии ()

№4 пр.11356Р для ВМС Индии пр.11356Р Индия прогноз - 2017-2018 г.г.
?? пр.11356М
?

-
-
план до 2020 г. (2011 г.)
№7 для ВМФ России. согласно Госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г.г., ТОФ
?? пр.11356М
?

Амурский ССЗ, г.Космомольск-на-Амуре -
-
план до 2020 г. (2011 г.) №8 для ВМФ России. согласно Госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г.г., ТОФ
?? пр.11356М? ? - - план до 2020 г. (?) №9 для ВМФ России ( , 30.01.2014 г.).
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера:

Фрегаты проекта в составе Флота:

Год Итого в ВМФ "Адмирал Григорович" "Адмирал Эссен" "Адмирал Макаров" "Адмирал Бутаков" "Адмирал Истомин" "Адмирал Корнилов"
2014 0 - 15.05.2014 г. - на корабль установлена артиллерийская установка А-190
- ноябрь - корабль проходит дошвартовный период.
- конец ноября - планируется начало швартовных испытаний.
- 07.11.2014 г. - корабль спущен на воду с уже установленной артиллерийской установкой А-190

- - -
2015 2 - весна - планируется передача корабля Флоту
- июль - ходовые испытания

- июль - начаты швартовные испытания
- конец года - планируется передача Флоту

2016 - 11.03 - корабль передан Флоту - 07.06 - корабль передан Флоту
- 16.10 - при подготовке к переходу к месту постоянного базирования на Черноморский флот из Балтийска (планировался 16 октября 2016 г.) корабль в Балтийске в результате неудачного маневра при постановке на бочки получил повреждения гребных винтов и одного гребного вала. Переход на Черное море был отменен, и 7 ноября корабль был отведен буксирами на завод "Янтарь", где поставлен в плавучий док ПД-8 для ремонта. Ремонт продолжался там до 22 декабря 2016 года ().
- 25.11 - корабль поставлен в док для ремонта винтовой группы и линии вала вызванного происшествием - столкновением корабля с препятствием в акватории завода "Янтарь" ()

Развитие отечественного флота в нынешних условиях невозможно представить без крупных океанских военных кораблей. Дальняя морская зона всегда была, есть и будет сферой интересов Российской Федерации. Флот всегда испытывает потребность в мощных и современных военных судах, способных не только демонстрировать Андреевский флаг на морях, но и в состоянии защищать экономические и политические интересы Российского Государства. Такими кораблями могут и должны будут стать фрегаты «адмиральской серии» проекта 11356.

Создание новых сторожевиков: нужда или насущная потребность флота

В российском Военно-Морском флоте с началом нового тысячелетия сложилась парадоксальная ситуация. Большинство военных судов на флоте было еще советской постройки. Для своего времени это были мощные и надежные корабли, однако к концу 90-х большая часть этого наследства была технически изношенной и морально устаревшей. Особенно негативно на состоянии корабельного состава отечественного ВМФ сказалась тяжелая экономическая ситуация в России после развала Советского Союза. Крупные боевые корабли, крейсера, большие противолодочные корабли и эсминцы десятками ржавели у причальной стенки. Флот не только терял драгоценные боевые единицы. Россия стремительно утрачивала позиции морской державы.

Несколько сглаживало печальную ситуацию боеготовности флота, имеющиеся на тот момент в составе флота корабли проекта 1135М. «Буревестники» — сторожевики советской постройки являлись едва ли не самыми современными кораблями молодого российского флота. Спасало ситуацию с флотом, не только удовлетворительное техническое состояние кораблей этого типа. Количество судов, сданное в свое время флоту, позволяло военно-морскому командованию закрывать бреши и прогалины в оборонной морской стратегии.

Несмотря на то, что задел прочности и технологический ресурс у кораблей проекта 1135М и 1135М1 был достаточно велик, время было безжалостным. На смену проверенным «Буревестникам» должен были прийти корабли нового поколения, которыми стали сторожевые корабли проекта 11356. Особенно остро нуждались в подобных кораблях старейшие флоты страны, Черноморский и Балтийский, где о новых кораблях уже и не помнили.

Сторожевые корабли всегда были и есть одним из основных классов кораблей для отечественного флота. На Западе отечественные сторожевики причислены к классу фрегатов и корветов. Этому способствуют универсализм и многофункциональность кораблей этого класса. Современные корветы и фрегаты способны выполнять огромный объем боевых задач, тем более в современных условиях, когда имеются технические возможности установить на корабль практически любые средства вооружений.

Проектирование сторожевиков нового поколения

Решение о проектировании нового сторожевика для Российского ВМФ было принято в середине 90-х годов. Целесообразно было решено использовать богатый практический опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации кораблей проекта 1135 и в особенности проекта 1135.1. Технологически конструкция «Буревестников» давала широкие возможности осуществить постройку нового корабля путем глубокой модернизации.

Помимо технологической и производственной документации, наработанной в ходе строительства «буревестников» и «инеев», для проектирования новых кораблей постарались использовать данные экспортной версии кораблей этого класса. В экспортном варианте проект получил индекс 11356. Эти фрегаты в количестве 6 единиц должны были быть построены для нужд индийских ВМС в 1999-2013 гг. Отечественный проект получил индекс 11356Р/М под шифром «Буревестник». По классификации НАТО новым российским кораблям еще на стадии строительства был присвоен шифр « Krivak V».

В ходе создания проекта было взято все самое лучшее от кораблей предшественников. Если в плане основного конструктива корабли несли отпечаток прежних проектов, то комплекс вооружений и электронное оборудование кардинально изменились. Суда должны были стать универсальными, соответственно подбирались и средства вооружений. Проектированием корабля, который в техническом задании назывался сторожевой корабль II ранга, занялось Северное конструкторское бюро, расположенное в Санкт-Петербурге. Специалистам этого предприятия было не в диковинку строить подобные суда, к тому же неплохими темпами продвигалась программа строительства фрегатов типа «Тальвар» для Индии.

Перед конструкторами поставили задачу создать корабль, технология строительства которого была бы идентична той, которая использовалась при выполнении иностранного заказа. Главным условием проекта было сохранение производственного цикла строительства судов, технологические и производственные мощности Калининградского судостроительного завода «Янтарь». Программа строительства новых сторожевых кораблей была ориентирована на оснащение Черноморского флота. По результатам анализа и изучения готового проекта Министерство Обороны РФ в 2010 году заключило контракт на постройку первых трех кораблей, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

В этом же году в Калининграде на верфи ССЗ «Янтарь» было заложено головное судно — сторожевой корабль «Адмирал Григорович». Оценив масштабы и темпы строительства головного корабля, Минобороны в 2011 году поспешило заключить еще один контракт. Следующие три единицы должны были обновить корабельный состав Балтийского флота. Общая стоимость двух контрактов составила 40 млрд. рублей. Новые суда должны были вступить в строй на протяжении 2014-17 гг.

Второй и третий корабль проекта 11356 — сторожевики «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — были заложены на калининградской верфи в 2011 и в 2012 годах. Первые два корабля – адмирала были спущены на воду под занавес 2014 года. Через два года, в марте и в июне оба корабля вступили в строй, став полноправными боевыми единицами Черноморского флота. Третий корабль первой серии фрегат «Адмирал Макаров» планируется передать в конце 2017 года.

С началом украинско-российского военно-дипломатического кризиса, с отходом Крыма под юрисдикцию Российской федерации решено все шесть судов, построенных в рамках оборонных заказов, передать Черноморскому флоту. Участие России в разрешении сирийского кризиса только усилило эту позицию. Новые фрегаты должны усилить военно-морскую группировку российского ВМФ не только в акватории Черного моря, но и в Восточном Средиземноморье.

Оставшиеся в рамках действующих контрактов три сторожевых корабля «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», спущены на воду и достраиваются на плаву. Ввод кораблей в состав флота запланирован на 2020 год.

Недавно в российских СМИ просочилась информация, что будет продолжено строительство кораблей этого проекта. В дальнейшем новые фрегаты будут строиться для Тихоокеанского флота. Под этот заказ могут быть отданы мощности Амурского судостроительного завода в г. Комсомольске на Амуре, который в данный момент выполняет программу строительства корветов проекта 22380.

Основные конструктивные особенности фрегатов проекта 11356

Внешне похожие на своих предшественников новые отечественные сторожевики являются кораблями нового поколения. При беглом и поверхностном осмотре кораблей сразу бросается в глаза необычная конфигурация надстройки. В отличие от предыдущих проектов, на кораблях проекта 11356 частично реализована технология «Стелс». Корпус корабля, его обводы и материалы, из которых изготовлена надстройка судов, способствуют малой радиолокационной заметности корабля. Данная концепция сегодня нашла отражение практически во всех реализуемых проектах.

В соответствии с требованиями, заложенными в техническом задании, корабль проекта 11356 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • водоизмещение составляет 3350 тонн;
  • максимальная длина корабля 124,8 м. при ширине корпуса 15,2 м.;
  • осадка составляет 7,5 м;
  • двигательная установка представлена газотурбинной установкой суммарной мощностью 46 тыс. л/с;
  • максимальная скорость хода 32 узла;
  • максимальная дальность на скорости 14 узлов составляет 4850 миль.

Судя по ТТХ новые российские сторожевики – адмиралы представляют собой достаточно внушительные боевые корабли. Управлять таких хозяйством будет экипаж численностью 220 человек. Технические условия и конструкция корабля обеспечивают длительность автономного плавания в 30 суток. Помимо моряков на борту судна будет постоянно находиться подразделение морской пехоты и авиационно-пилотажная группа.

В плане оценки проекта, стоит уделить внимание двигательной установке. Первые два корабля, которые успели сойти с калининградской верфи, оснащались газотурбинными установками украинского производства. С введением санкций поставка украинских двигателей в рамках проекта была приостановлена. Отсутствие аналогичных отечественных турбин привело к тому, что было приостановлено последующее строительство других судов, заложенных в рамках действующего контракта. Задача по разработке и созданию однотипной двигательной установки была поставлена подмосковному НПО «Сатурн», однако на данный момент работы в этом направлении продвигаются медленно.

Ввиду этого затянулись сроки окончательного ввода в эксплуатацию готовых кораблей. Остальные суда будут достраиваться после того, как в распоряжение корабелов поступит новый газотурбинный двигатель отечественного производства.

Что касается комплекса вооружений, то российские фрегаты в этом плане представлены достаточно мощно. Оба корабля, «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» оснащены ударными средствами вооружений, которые представлены пусковыми установками универсального ракетного комплекса «Калибр-НК». Боевые суда, оснащенные крылатыми ракетами «Калибр» могут поражать различные цели на воде и на суше, на расстоянии до 1500 км. Третий корабль серии «Адмирал Макаров» также будет оборудован под КРК «Калибр –НК».

Тактическое вооружение представлено 100-мм артиллерийской установкой А-190, традиционный вид вооружений для всех отечественных корветов и фрегатов. За противолодочную и противовоздушную оборону корабля отвечают самые совершенные средства гидро- и радиолокации. Электронная система управления огнем вместе со станцией электронного радиолокационного слежения обеспечит обнаружение и уничтожение любого подводного корабля и воздушной цели.

Для борьбы с подводными лодками и кораблями противника на судне имеется торпедные 522-мм аппараты, по два с каждого борта. Усилить огневую поддержку при борьбе с подводными целями должна установка РБУ-6000. В качестве эффективного средства противовоздушной обороны корабля используются стационарный ЗРК «Штиль-1», зенитная артиллерийско-ракетная установка «Пальма» и переносные ЗРК «Игла».

Все корабли проекта имеют в арсенале поисково-спасательный вертолет Ка-27, для которого на борту судна оборудованы взлетно-посадочная площадка и крытый ангар.

Проект 11356 сегодня

Решение о начале строительства новых отечественных сторожевиков можно считать своевременным. Корабли проекта 11356 отвечают современным требованиям ведения морской войны, оснащены самыми совершенными средствами связи и радиолокационным оборудованием. Комплекс вооружений позволяет решать кораблям самые разнообразные тактические задачи, включая проведение ударных и оборонительных операций. Эксплуатация двух первых кораблей проекта «Адмирала Григоровича» и «Адмирала Эссена» указала на ряд существующих недостатков в конструкции судов. В ходе последующей доработки выявленные дефекты были устранены, внесены коррективы в конструкцию строящихся судов.

Боевое патрулирование, которое осуществляли в недавнее время в Восточном Средиземноморье фрегаты ВМФ России «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» наглядно продемонстрировало высокие мореходные и тактико-технические характеристики кораблей этого класса.

Возрождающаяся военно-морская мощь России радует всех истинных патриотов. После долгих лет, в течение которых флот приходил в упадок, наконец-то началось его перевооружение, сопровождающееся вводом в строй новых боевых единиц, соответствующих требованиям нового века. Среди них фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович», спущенный на воду 14 марта 2014 года.

Что такое русский фрегат

В советской классификации ВМФ такого класса кораблей, как фрегат, не было. Строились большие и сторожевики (СК), которые и несли основную нагрузку в деле обеспечения нерушимости протяженных водных рубежей СССР. С 1968 года на вооружение флота начали поступать военные суда проекта 1135, строящиеся на заводе «Янтарь». Серию из восемнадцати кораблей, как водится, назвали в честь первой ее единицы, «Буревестника». Сторожевую службу несли также «Нореи» (проект 11351), построенные в большем количестве (39 штук). Некоторые из них по-прежнему в строю, но время и морские волны беспощадны, техника имеет свойство изнашиваться и стареть морально. Опыт, полученный судостроителями при разработке этих типов, учтен. На смену им придут корабли нового проекта - 11356. Класс «Адмирал Григорович» соответствует принятому во многих флотах мира понятию «фрегат» как по водоизмещению, так и по боевым возможностям. Возможно, этот класс приживется в российском ВМФ.

В честь кого назван корабль и серия

Проект «Адмирал Григорович» в ближайшие годы будет продолжен еще четырьмя уже заложенными фрегатами, носящими имена прославленных русских адмиралов Эссена, Макарова, Бутакова и Истомина. Флотоводцы эти известны главным образом людям, интересующимся историей России и ее вооруженных сил. Все они прославились во время героической обороны Порт-Артура в период Русско-японской войны 1905-1907 годов. При этом менее всего наши сограждане знают о том, в честь которого назван титульный корабль серии - фрегат «Адмирал Григорович». Возможно, произошло так потому, что биография заслуженного военно-государственного деятеля не вполне соответствовала представлениям советских пропагандистов о патриотизме.

От мичмана до адмирала

И. К. Григорович родился в 1853 году. Он пришел на флот мичманом, выпускником морского училища. Знания от получил отменные, по этой причине его, двадцатипятилетнего офицера, отправили в Североамериканские Штаты в составе группы специалистов для приемки четырех кораблей класса «крейсер», заказанных на филадельфийских верфях. Через пять лет, в 1883 году, Григорович впервые стал командиром совсем скромного «Колдунчика», не выходящего из портовой гавани. Казалось, карьера продвигается не очень успешно, но талантливого, усердного и не ропщущего офицера начальство заметило. Последовало несколько переводов, служба становилась тяжелее, но интереснее.

Судьба адмирала

В конце XIX столетия он служит военно-морским атташе в Лондоне, а в 1904 году получает новое назначение на пост командира флотской базы в Порт-Артуре, в который прибыл на мостике «Цесаревича», броненосца. Во время японской осады И. К. Григорович проявил себя с самой лучшей стороны, сумев обеспечить оборону всем необходимым. С 1911 года вице-адмирал занимает пост министра императорского флота России. Его замыслы нашли свое развитие уже после 1917 года. Все линкоры Советской России, треть и почти половина крейсеров спущены на воду в предвоенные годы по разработанным Григоровичем программам модернизации. Сам адмирал, однако, большевистской власти не принял, жил после революции на французском Лазурном берегу, где - после шестилетней эмиграции - в 1930 году скончался.

Последнее упокоение прах заслуженного русского государственного и военно-морского деятеля обрел в 2005 году. Согласно завещанию усопшего, он захоронен в фамильном склепе на Никольском кладбище Санкт-Петербурга.

Внешний вид корабля

Спуск «Адмирала Григоровича» на воду состоялся 14 марта, с некоторой задержкой, вызванной непогодой. В церемонии принимали участие праправнук флотоводца Артем Московченко, а также его внучка которая и разбила традиционную бутылку шампанского о форштевень. Так впервые встретился с морскими волнами корабль "Адмирал Григорович". Фото запечатлело этот торжественный момент. Нет сомнения в том, что признание заслуг флотоводца перед родной страной растрогало его потомков.

По словам родственницы, дед был начальником строгим, он непременно проверил бы все, от кормы до носа, перед тем как принять фрегат. Григорович, по всей видимости, остался бы доволен результатом инспекции. Корабль вышел на славу. Унаследовав все лучшие качества предыдущих проектов, этот многоцелевой корабль приобрел новые свойства, характерные для самых современных образцов морского вооружения. Его подводные обводы обеспечивают прекрасные судоходные качества, а корпус и надстройки выполнены с применением технологий малой заметности. Оборудование соответствует самому последнему слову техники и электроники. Выглядит фрегат «Адмирал Григорович» внушительно, современно и динамично.

Назначение корабля

Каждый военный корабль строится с какой-то целью, для выполнения вполне конкретных задач. Этот вид вооружений отличается от многих других очень высокой стоимостью и самой единицы, и ее последующей эксплуатации.

Фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» предназначен для боевой службы в Средиземноморском бассейне, а местом его базирования с самого начала планировался город русской славы - Севастополь. Черноморский флот нуждается в современных кораблях, возросшая активность стран НАТО в регионе диктует необходимость ответных мер. Впрочем, автономная дальность (около пяти тысяч допускает и выход за пределы очерченной зоны патрулирования, например, для борьбы с пиратами, а также в иных экстраординарных случаях. Задачи, которые может решать фрегат «Адмирал Григорович», весьма разнообразны. Он в состоянии успешно противостоять торпедным, воздушным и ракетным атакам, способен дать отпор враждебным действиям. Вооружений, находящихся на борту, вполне достаточно, чтобы поразить любую подводную или надводную цель, включая авианесущие крупнотоннажные корабли.

Комплекс вооружений

Главное оружие корабля - пусковые установки «Калибр-НК» для крылатых ракет «Оникс» (3М-54ТЭ). Их восемь, это очень серьезные системы, которые в состоянии поразить любой объект на море и на суше. В мире им нет аналогов.

Для защиты от возможных атак с воздуха корабль «Адмирал Григорович» оснащен двумя системами ПВО, носящими названия «Штиль-1» (в арсенале 36 управляемых ракет) и «Палаш». Первый из них - ракетный многоканальный, что означает возможность вести и поражать несколько целей одновременно. Второй представляет собой высокоэффективный как и две системы «Кортик», также отвечающие за безопасность воздушного пространства. Две установки А-190 конструктивно содержат самые скорострельные орудия в мире калибром 100 мм. Два ТА вмещают каждый по три 533-мм торпеды. Довершают мощную защиту проверенный временем реактивный бомбомет РБУ-6000. Ну и, конечно же, фрегат 11356 «Адмирал Григорович», как любой современный сторожевой корабль, не обошелся без собственного авиакрыла в виде вертолета Ка-31 (возможно применение Ка-27 ПЛ).

Малая заметность

В наши дни под маскировкой понимают не только раскраску в камуфляжные цвета, которыми обеспечивается максимальная скрытность на фоне морской воды и неба. Это тоже нужно, визуальное обнаружение остается одним из важнейших способов разведки, но важнее оставаться невидимым для радаров вероятного противника. Принцип радиолокации остается тем же, что и на заре ее изобретения. Отраженный электронный луч высокой частоты отображает на экране расположение всех предметов, возвышающихся над уровнем моря. Чтобы уменьшить заметность, можно действовать двумя методами: перенаправлять поток частиц в другую сторону или поглощать излучения. В комплексе эти меры получили название «технологии Стеллс». Фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» и, конечно же, все последующие корабли этой серии, обладают малой заметностью для локаторов вероятного противника. Достигнуто это особой формой корпуса, с очертаниями, состоящими из наклонных плоскостей, особыми поглощающими покрытиями и электронным оборудованием, затрудняющим обнаружение судна с помощью РЛС. Основная часть вооружений и оборудования скрыты за экранирующими поверхностями. Разумеется, совершенно невидимым для радаров корабль сделать невозможно, но найти в море фрегат «Григорович» будет довольно затруднительно.

Модули

По традиционной технологии корпус судна закладывается на стапеле, далее выстраивается снизу вверх целиком. Так строились корабли с древнейших времен. Но в последние десятилетия технология стала несколько другой. она учитывает необходимость быстрой модернизации и установки нового оборудования, иногда крупногабаритного. Корпус строится по частям, таким образом, чтобы, если будет необходимость в расстыковке, то это бы не вызывало технологических проблем. Строительство фрегата «Адмирал Григорович» производилось модульным способом, наиболее прогрессивным на сегодняшний день. У корабля есть запас модернизационного потенциала, позволяющий заменять любые узлы, от силовых агрегатов до электрооборудования.

Индийский фрегат

Государственно предприятие завод «Янтарь» существует с победного 1945 года. В немецком Кенигсберге была верфь «Шихау», которая стала основой корабельного производства после войны, когда этот прибалтийский город стал советским. За время существования завода здесь спущены на воду более полутора сотни судов, преимущественно боевых.

С 2007 года по заказу индийского правительства на Прибалтийском заводе выполняется специальный заказ: строятся корабли для ВМС дружественной страны. Проект тот же, 11356, по которому создан фрегат «Адмирал Григорович». Разница, однако, существенная. Общим элементом у двух «братьев» является корпус, а оборудование и вооружение отличаются. Индийские фрегаты вооружены ракетными комплексами «Брамос», с вертикальными пусковыми установками.

Мореходные качества русских кораблей настолько понравились покупателям, что они изъявили желание строить их самостоятельно, по закупленной технической документации. Им оказывается всесторонняя помощь в рамках программы военного сотрудничества. Названия первых четырех фрегатов индийской серии - «Тальвар», «Таркаш», «Триканд» и «Тег».

Комплекс РЭБ

Радиоэлектронная борьба со средствами связи и управления противника стала в настоящее время главнейшей задачей, успешное решение которой практически гарантирует победу над любым врагом. Фрегат 11356 «Адмирал Григорович» вооружен четырьмя КРЭБ ПК-10 «Смелый». Эти десятиствольные установки напоминают реактивные бомбометы, но задача у них другая. Вместо непосредственного поражения кораблей противника они выпускают снаряды, способные вывести из строя электронику боевых средств врага. Создаваемые помехи лишат флот неприятеля возможности информационного обмена, ослепят радары, выведут из строя системы противовоздушной обороны.

Системы управления стрельбой

Давно прошли времена, когда стреляли «на глазок». Даже совершенные уже не удовлетворяют требованиям военных моряков в силу скоротечности обстановки на морской арене военных действий. Принимать решения об открытии огня - прерогатива командира, а вычислять параметры выстрела экипаж доверяет автоматике. Корабль «Адмирал Григорович» имеет на борту мощнейшие вычислительные комплексы, служащие для быстрого наведения оружия на цель. Информация поступает от РЛС «Пума», пусками ракет занимается система управления «Вымпел» 123-02, а за торпеды отвечает ПУТС «Пурга-11356».

Размеры и количества

О размерах кораблей судят по водоизмещению. «Адмирал Григорович» - сторожевой корабль, а потому он не должен быть огромным, как авианосец. Его осадка невелика, до 7,5 метров, что вполне соответствует характеристикам Черного моря, которое во многих местах мелководно. Водоизмещение равно примерно четырем тысячам тонн, что тоже не говорит о колоссальных размерах. К примеру, у крейсера «Петр Великий» оно достигает 25 тыс. тонн.

Фрегат «Адмирал Григорович»: фото и пропорции

Фрегаты - корабли крупные, но не самые большие. В этом залог их маневренности, скорости и скрытности. Однако и маленьким нельзя назвать фрегат «Адмирал Григорович». Фото, представленные пресс-службой ВМФ, красноречиво указывают на довольно большую длину (125 метров). Корпус вытянут, корабль как бы «сжат» по бортам, что свидетельствует о его ходкости. Силовая установка, состоящая из двух разгоняет судно до 30 узлов, а в форсажном режиме - еще быстрее.

Экипаж состоит из 18 офицеров, 142 матросов и двадцати морпехов, всего 180 человек. Управление столь сложным кораблем, как фрегат «Адмирал Григорович», требует высокого уровня выучки, слаженности и сплоченности. В команде его могут служить только истинные профессионалы, любящие море и, конечно же, Родину.

В районе Феодосии ограничили движение судов из-за «Адмирала Григоровича» ... агентству ТАСС в пресс-службе Южного военного округа (ЮВО). «Фрегат «Адмирал Григорович » выполняет плановые мероприятия боевой подготовки, установленным порядком ограничили движение в... уточняло, но очевидец заявил, что видел на его борту вертолет. «Адмирал Григорович » - фрегат проекта 11356, он стоит на вооружении Черноморского флота России... «Адмирал Григорович» впервые запустил «Калибры» в Черном море Фрегат Черноморского флота (ЧФ) «Адмирал Григорович » запустил ракеты «Калибр» по надводной цели в акватории Черного моря. ... «Адмирал Григорович» прошел Босфорский пролив по пути в Средиземное море ... , публикующие фотографии его прохождения через пролив, сообщает «Интерфакс». Пройдя Босфор, «Адмирал Григорович » направился в Дарданеллы, отмечает агентство, уточняя, что, чтобы добраться до... флотом адмирал Александр Витко рассказал о том, что «Адмирал Григорович » возвращается в Средиземное море. Других деталей о маршруте фрегата он не уточнял. «Адмирал Григорович » является... Россия направила в Средиземное море фрегат с крылатыми ракетами «Калибр» ... » выполняют задачи в Средиземном море, туда же направляется фрегат «Адмирал Григорович », - рассказал Витко. «Адмирал Григорович » неоднократно принимал участие в нанесении ракетных ударов по силам... с однотипным фрегатом «Адмирал Эссен» и подлодкой «Краснодар». В середине июля «Адмирал Григорович » вернулся после сирийского похода в Севастополь. Корабль «Адмирал Григорович » имеет водоизмещение порядка... Фрегат «Адмирал Григорович Адмирал Адмирал Григорович » и «Адмирал Фрегат «Адмирал Григорович» вернулся после похода в Сирию Фрегат «Адмирал Григорович » вернулся в Севастополь после похода в Сирию. Об этом сообщает « ... . На смену фрегату в состав группировки флота пришел однотипный корабль «Адмирал Эссен», который приступил к выполнению задач с 10 июля. Оба... , что в составе новой ударной группы ПОС в Средиземноморье находились «Адмирал Григорович » и «Адмирал Эссен», подлодка «Краснодар» из ЧФ, а также ​средний разведывательный... Адмирала Григоровича Адмирала Григоровича Адмирал Григорович «Адмирал Григорович» выполнил артиллерийские стрельбы в Средиземном море ... надводным мишеням, рассказали на Черноморском флоте. Кроме того, моряки с «Адмирала Григоровича » смогли обнаружить плавающую морскую «мину», уклониться от нее, а затем... рамках проверки работы систем авиационного комплекса «Адмирала Григоровича » были проведены тренировки корабельных расчетов, которые обеспечивают полеты вертолетов. «Адмирал Григорович » 13 апреля посетил сирийский порт... Адмирал Григорович Адмирал Григорович Адмирал Григорович Вертолет с «Адмирала Григоровича» отработал полеты над Средиземным морем Экипаж палубного вертолета Ка-27ПЛ, который размещается на фрегате «Адмирал Григорович », провел полеты над Средиземным морем 20 апреля. Об этом в... корабля прошли тренировки корабельных расчетов, обеспечивающих полеты вертолета. Российский фрегат «Адмирал Григорович » зашел в пункт базирования ВМФ России в сирийском порту Тартус... выполнять задачи в Средиземном море. 7 апреля фрегат ВМФ России «Адмирал Григорович », который провел в Черном море десять дней, отправился в Средиземное... Адмирал адмирал Российский корабль «Североморск» прибыл в порт Кабо-Верде ... середине октября 2016 года в составе группы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Как сообщала пресс-служба Северного флота, выход кораблей проходил... входили тяжелый атомный крейсер «Петр Великий», большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков» и суда обеспечения. Позднее, 15 ноября, корабль «Североморск» вместе... Российский фрегат «Адмирал Григорович Адмирал Григорович Адмирал Григорович Фрегат «Адмирал Григорович» зашел в сирийский порт Тартус Российский фрегат «Адмирал Григорович » зашел в пункт базирования ВМФ России в сирийском порту Тартус. ... вышел в море и продолжил выполнять задачи в Средиземном море. «Адмирал Григорович » вышел в новый поход в Средиземное море в сторону Сирии... море для возвращения в состав оперативного соединения ВМФ России. Корабль «Адмирал Григорович » был спущен на воду в 2014 году, а в 2016 ... Адмирал Григорович Адмирал Григорович В Совфеде назвали плановым переход «Адмирала Григоровича» к берегам Сирии ... апреля, как сообщал «Интерфакс» со ссылкой на информированного собеседника, фрегат «Адмирал Григорович » вышел в Средиземное море для возвращения в состав оперативного соединения... , 7 апреля также появилась информация о том, что боевой корабль «Адмирал Григорович » возвращается в Средиземное море в направлении Сирии. Портал опубликовал фотографии... Адмирал Григорович Адмирал Григорович Фрегат «Адмирал Григорович» вернулся в Средиземное море ... флота капитан первого ранга Вячеслав Трухачев. «Сегодня фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович » под командованием капитана третьего ранга Анатолия Величко вошел в состав... Турции в Новороссийск». Там же, по данным собеседника «РИА Новости», «Адмирал Григорович » принял участие в двусторонних российско-турецких учениях типа PASSEX. О... Фрегат «Адмирал Григорович Адмирал Григорович » возвращается в Средиземное море в направлении Сирии. twitter: https://twitter ... СМИ узнали цель возвращения «Адмирала Григоровича» в Средиземное море Фрегат «Адмирал Григорович » вышел в Средиземное море для возвращения в состав оперативного соединения... боевых кораблей через турецкие проливы, появилась информация, что боевой корабль «Адмирал Григорович » возвращается в Средиземное море в направлении Сирии. Как сообщал ТАСС... Фрегат ВМФ России «Адмирал Григорович Адмирал Григорович адмирал ... Фрегат «Адмирал Григорович» отправился в новый поход в направлении Сирии Фрегат ВМФ России «Адмирал Григорович », который провел в Черном море десять дней, возвращается в Средиземное... «Адмирал Григорович » участвовал в совместных учениях Черноморского флота России и Военно-морских сил Турции. Также в учениях принял участие морской тральщик «Вице-адмирал ... Адмирала Григоровича » через Босфор. Фото также разместила организация Bosphorus Observer, которая осуществляет... Босфор. Информированный источник агентства «Интерфакс» 27 февраля сообщил о выходе «Адмирала Григоровича » в Средиземное море. Собеседник «РИА Новости» в силовых структурах Крыма...

Политика, 02 мар 2017, 18:02

Фрегат «Адмирал Григорович» вошел в Средиземное море ... » и Черноморского флота «Ямал». Местный турецкий портал опубликовал фотографии прохождения «Адмирала Григоровича » через Босфор. twitter: https://twitter.com/Saturn5_/status/723880657240371201 Фото... составе постоянного соединения ВМФ России в Средиземном море». Фрегат «Адмирал Григорович » ​До этого «Адмирал Григорович » отправлялся из Севастополя в Средиземное море осенью 2016 года... Минобороны подтвердило отправку «Адмирала Григоровича» в Средиземное море ... время кампании «Адмирал Григорович » «будет действовать в составе постоянного соединения ВМФ России в Средиземном море». Ранее, 27 февраля, о выходе «Адмирала Григоровича » в Средиземное... к вечеру - начать «действовать в составе российской корабельной группировки».​ Прежде «Адмирал Григорович » отправлялся из Севастополя в Средиземное море осенью прошлого года. Как... Адмирал Григорович Адмирал Григорович

Политика, 27 фев 2017, 13:16

СМИ узнали об отправке фрегата «Адмирал Григорович» к берегам Сирии ... , тогда с него совершались пуски ракет «Калибр». Фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович » направлен в Средиземное море, рассказал «Интерфаксу» информированный источник. По его... мере выполнять поставленные задачи в дальней морской зоне», - подчеркнул источник. «Адмирал Григорович » уже отправлялся из Севастополя в Средиземное море в ноябре прошлого... Адмирал адмирал Адмирал Григорович Минобороны заявило о 420 вылетах авиации с «Адмирала Кузнецова» в Сирии ... авианесущей группы Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», сообщил командующий российской группировкой войск в Сирии генерал-полковник... ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также корабли ​Черноморского флота и суда обеспечения. Через... центрам подготовки террористов в Сирии. В этот же день фрегат «Адмирал Григорович » нанес удары по террористам в Сирии в провинции Идлиб и...

Создание уникальных боевых кораблей, способных стирать с лица земли небольшие страны, – целая наука. С развалом Советского Союза проектирование и строительство кораблей с подобными возможностями практически сошло на нет. Несмотря на колоссальные сложности, которые российская судостроительная отрасль испытывала на рубеже 90-х, фрегаты-титаны возвращаются в строй.Один из таких кораблей, фрегат «Адмирал Григорович», судостроители вот-вот передадут военным. «Адмирал Григорович» опытные моряки называют не просто новейшим кораблем, но и одним из символов возрождения отечественного судостроения.Качественно новый Необходимость кардинально обновить отечественный Военно-морской флот назрела давно. За то время, пока страна восстанавливалась после тотального развала вооруженных сил, не то что производство, модернизация уже существующих кораблей в составе флота должным образом не проводилась. О строительстве новых кораблей в условиях непростого времени почти никто не думал.В каком-то смысле фрегаты проекта 11356, задуманные как средство для мгновенной омолаживающей процедуры Черноморского флота, стали настоящей находкой: универсальный, хорошо вооруженный и сравнительно небольшой корабль должен был не только продемонстрировать присутствие Военно-морского флота России в регионе, но и при необходимости отправиться в другие районы для выполнения боевой задачи.«Адмирал Григорович» – знаковый корабль. Долгое время считалось, что отдельно взятые корабли могут решать определенные задачи, будь то борьба с подводными лодками противника или обстрел надводных целей, которым система опознавания присвоила тип «чужая». Трио адмиралов – «Григорович», «Эссен» и «Макаров», которые в скором будущем войдут в состав Черноморского флота – настоящие мастера-универсалы по борьбе с противником. Однако прежде чем рассказывать о том, чем именно новые российские сторожевики могут воевать, следует вспомнить и еще об одной, не менее важной детали.Все корабли проекта 11356 построены не просто с учетом универсальной работы по нескольким типам целей. Большую работу над кораблями инженеры провели и по части эргономики, максимально удобно использовав жизненно важное пространство внутри корабля. Качественно новый уровень исполнения кораблей, по словам специалистов, достигается особенным вниманием к мелочам: даже расположение боевых постов и мест отдыха для экипажа просчитано несколько раз.Круговая оборона Сторожевик «Адмирал Григорович», как и все корабли проекта 11356, – один из самых защищенных. Ракеты зенитного ракетного комплекса «Штиль» в случае опасности первыми примут бой. На перехват учебных целей в ходе государственных испытаний экипажу корабля отводятся считаные секунды. Режим службы на всем протяжении государственных испытаний специалисты оценивают как боевой – никакой, даже самой незначительной поблажки ни кораблю, ни его экипажу не дают.Высокая степень автоматизации новейшего сторожевика Черноморского флота обеспечивается боевой информационной управляющей системой «Требование-М»: пеленг, дальность, курс и скорость цели – лишь малая часть данных, обрабатываемых системой на базе высокопроизводительных вычислительных комплексов. Специалисты поясняют, что БИУС, разработанная НПО «Меридиан» из Санкт-Петербурга, – одна из самых высокопроизводительных в мире.«Если рассматривать корабельную систему с точки зрения современных, высокоавтоматизированных систем, то в плане обработки данных и управления вооружением эта система одна из лучших в мире», – поясняет в интервью «Звезде» программист, кандидат математических наук Сергей Гуреев. Эксперт пояснил, что быстройдействию системы и управлению вооружением разработчики уделили самое пристальное внимание. Отмечается также, что современная система управления вооружением и радиоэлектронным оборудованием обеспечивает ведение эффективного боя как в одиночку, так и в составе оперативного соединения ВМФ.Специалисты отмечают также, что новейшая БИУС, предназначенная для автоматизации управления всех процессов управления вооружением сторожевика, в состоянии обработать и распределить по степени важности огромное количество процессов – от сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке до навигации и управления всей номенклатурой вооружения корабля.Из всех орудий Способность «Адмирала Григоровича» отвечать на атаку потенциального противника – не единственное, чем может похвастать новейший сторожевик. «Калибр-НК» – новейшие крылатые ракеты, успешно испытанные Каспийской флотилией в ходе массированного ракетного удара по позициям боевиков ИГИЛ, – также входят в состав вооружения «Адмирала Григоровича» и других кораблей проекта 11356. Отличительную особенность «Калибра» мировое сообщество заметило сравнительно недавно – после того, как новейшие крылатые ракеты были применены для уничтожения объектов инфраструктуры боевиков ИГИЛ в Сирии.Массированный ракетный удар кораблей Каспийской флотилии наглядно показал, что «Калибр» заслуженно считается основным ракетным вооружением кораблей: прежде чем поразить отмеченные цели на территории Сирии, ракеты пересекли территорию нескольких стран. Наличие восьми ВПУ с ракетами «Калибр», по признаниям специалистов, позволит новейшим сторожевикам проекта 11356 выполнять любую поставленную задачу.«По большому счету что "Адмирал Григорович", что другие корабли проекта будут подчинены одной единственной цели – максимально быстрому выдвижению в заданный район и успешному применению вооружения», – поясняет в интервью «Звезде» капитан 3-го ранга ВМФ в отставке Андрей Головин. Специалисты отмечают, что успешное выполнение поставленных задач сторожевиками проекта 11356 обеспечивается не только самым передовым ракетным вооружением.Для артиллерийской стрельбы может быть применена корабельная артустановка А-190, разработанная в нижегородском «ЦНИИ «Буревестник». Эта 100-миллиметровая 15-тонная установка в состоянии обеспечить 80 неприятных ощущений в минуту любому противнику. За артиллерийское противодействие на кораблях проекта 11356 отвечает ЗРАК «Палаш» тульского КБП – единственный в мире артиллерийский комплекс, совмещающий в единой башенной установке мощнейшее артиллерийское вооружение, эффективное многорежимное ракетное вооружение и встроенную систему управления.Специалисты отмечают, что одного боевого модуля «Палаш», размещенного на корабле с небольшим водоизмещением, достаточно, чтобы эффективно закрыть корабль от четырех противокорабельных ракет противника, одновременно приближающихся к борту корабля.По словам специалистов, сторожевые корабли дальней морской зоны проекта 11356 в значительной степени омолодят Черноморский флот России и серьезно повысят его боевые возможности в целом. Остается только дождаться, когда все запланированные к постановке на боевое дежурство корабли встанут в строй.Фото: Дмитрий Юров/Виталий Невар ТАСС