Фольклор Обрядовый фольклор Жизнь в Древней Руси сопровождали различные обряды: свадебные, похоронные, календарные, магические (заговоры) и др. Обряды и сопровождавшие их фольклорные произведения обнаруживают такие черты мышления древнего человека: анимизм (вера в духов и существование души), антропоморфизм (очеловечивание животных, растений, явлений природы, смерти, болезней) и магизм (вера в то, что специальные действия и слова влияют на события в жизни человека).


Сказки Фольклор Сказки содержат в себе удивительные и таинственные события приключенческого характера, в них показаны идеальные герои, фантастические существа, волшебные предметы, чудесные явления. В сказках отображаются мечты о справедливости, о победе добра над злом, об облегчении тяжелых условий жизни (ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка и т.д.). Сказки Бытовые ВолшебныеО животных


Эпические песни с героическими сюжетами – былины – особый жанр древнерусского фольклора. В центре сюжета – богатырь и его подвиг, поединок с врагом и победа. В богатыре воплощена мощь и патриотизм русского народа. В былинах изображены свойственные Древней Руси военно-политические и социально-бытовые ситуации. Основной идеей, объединяющей все былины, является необходимость единства Руси и ее защита от врагов. Врагов олицетворяли фантастические персонажи: Змей, Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище поганое. Былины были особенно актуальны во времена бесконечных набегов кочевников и монголо-татарского ига. Былины Фольклор




Фольклор Другие жанры древнерусского фольклора: пословицы, поговорки, загадки, предания, легенды, мифы, былички и др. Одной из ключевых особенностей русского фольклора – его устность. Собирать устное народное творчество, то есть записывать, начали только в 18 веке. «Гусляры» ВАСНЕЦОВ


Древнерусская литература С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. А обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции. Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. «Поучения Детям»


Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIVXV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Древнерусская литература Нестор


Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 годуновгород- северского князя Игоря Святославовича. Древнерусская литература Владимир Мономах








Древнерусское Зодчество Звонница московского Кремля Колокольня Ивана Великого в Кремле 14 век. Она состоит из 3 ярусов и похожа на древнюю деревянную сторожевую башню. На каждом ярусе находится галерея звона. Её высота – 81 метр. Наполеон взорвал её, но она устояла. Звонница была установлена в году.




Русская икона сумела создать свой особый способ отражения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты земной жизни. Икону богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол-самое почётное место в доме. Иконы украшали роскошные княжеские палаты и величественные своды белокаменных соборов, маленькие часовни для молитвы вдоль проезжих дорог и деревянные церквушки, затерявшиеся среди бесконечных лесов. Иконопись Благовещение «Устюжское» XII век.


Основные направления и школы древнерусской иконописи Иконы, написанные в Ростове Великом, представляют его как центр, своего рода академию для живописцев Северо-восточной Руси. Они подтверждают значительность и яркую самобытность среднерусской древней живописи и ее важную роль в общественном искусстве. Иконы ростово-суздальской школы поражают нас яркостью и чистотой света, выразительностью строгого рисунка. Им свойственна особая гармония ритмически построенной композиции, мягкие теплые оттенки цвета. Ростово-суздальская школа Ангел златые власы. Конец XII века


Московская школа Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись мос­ковской школы в 14 в. представляла синтез местных тра­ диций и передовых течений византийского и южнославянского искусства. Расцвет московской школы в конце 14 начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофа­на Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Ди­онисия, привлекающих изысканностью пропорций, деко­ративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций. Богоматерь. Икона из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля гг.


Наиболее полно сохранились древние памятники новгородской живописи. В отдельных произведениях прослеживаются влия­ния византийского искусства, что говорит о широких художест­ венных связях Новгорода. Обычен тип неподвижно стоящего святого с крупными чертами лица и широко раскрытыми глаза­ми. Новгородская школа Спас Нерукотворный. Новгородская школа иконописи, ок г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История культуры Культура Руси в IХ - начале ХIII в. (домонгольский период) тема 1 Автор: Архипова Ирина Евгеньевна учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 13 Краснооктябрьского района г. Волгограда

Письменность По сообщению средневековых автором письменность у славян существовала до принятия христианства. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит (глаголицу), который был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.). Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках – греческом и славянском. Памятник святым равноапостольным братьям Мефодию и Кириллу в Москве на Славянской площади

Где учили грамоте? Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.). Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Материалы для письма В то время писали на пергамене (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамен изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»).

Литература Самый ранний памятник письменности – «Остромирово Евангелие» . Оно было написано в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. «Изборники» 1073 и 1076 годов - древнерусская рукописная книга. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был дьяк по имени Иоанн, имя второго неизвестно.

Жанры литературы летописание житие (агиография) слово (поучение) торжественное красноречие нравоучительное красноречие хождения (хожения)

Летописание Ле́топись (или летопи́сец) - это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название - летопись. Крупнейший летописный свод – «Повесть временных лет» , составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. Главный вопрос, поставленный в начале летописи: «Откуда есть пошла русская земля и кто в Киеве начал первым княжити?»

Жития святых Важными для древнерусского человека были жития святых. Начала создаваться житейская литература. Среди них – «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево-Печорского монастыря Феодосия. Псковская икона XIV век (Русский музей) Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове

Слово (поучение) Слово (поучение) – произведение, относящиеся к жанру красноречия. На Руси существовали торжественное красноречие – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (обосновывающее значимость принятия христианства и прославляющее Русскую землю и князей) и нравоучительное красноречие – «Поучения Владимира Мономаха» (политическое и нравственное завещание великого князя).

Слово о Полку Игореве «Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор видит в распрях между князьями в их неподчинении великому киевскому князю. Н. К. Рерих «Поход Игоря». 1942 г. Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 г.

Хождения (хожения) Хождения (хожения) – рассказывают о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»). Паломничество игумена Даниила в Палестину сформировало понимание средневековым русским человеком мира и своей души.

Музыка 2 направления: народная (языческая) музыка – языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. При княжеских дворах появились скоморохи – первые актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах; христианское богослужебное пение – распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным занятием. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Пение проходило без игры на музыкальных инструментах, более того, традиция восточного христианства строго осуждала инструментальную музыку.

Архитектура С принятием христианства стали возводиться храмы. Первые – деревянные, они не сохранились. В X в. был построен 1-й каменный храм – Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.) Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года

Самым ранним из сохранившихся памятников является 13-купольный кирпичный собор Святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (30-е гг. XI в.). Вид на Софийский собор (современный вид) Апсиды собора. Открытая древняя кладка Колокольня Софийского собора на Софийской площади

Собор святой Софии в Новгороде Г лавный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Является одним из древнейших сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Софийский собор (современный вид) Софийский собор (южная сторона) до реставрации 1893-1900 гг.

Изобразительное искусство Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Мозаика - изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора в Киеве, XI век Фреска Софийского собора в Киеве. 1040-ые - начало 1050-ых гг.

Ремесло Археологические раскопки показали, что на Руси наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Была освоена сложнейшая техника обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи. Развивалось оружейное дело: мечи, топоры боевые, шлемы и т.д. Появилось ювелирное производство (кольца, браслеты, кресты, перстни). Изделия украшали сканью (узор из золотой или серебряной проволоки на металлической основе) или зернью – узором из золотых или серебряных зерен. Также научились делать стеклянные украшения, овладели гончарным ремеслом, плотницким, кожевенным, сапожным, портновским делом и др.

Повседневная жизнь Повседневная жизнь древнерусского народа отражалась в устном народном творчестве – фольклоре. Его корни уходят в далекое языческое прошлое: праздник Масленицы, Ивана Купалы, рождественские колядки, свадебные песни, гадания. До нас дошли различные обряды, загадки, заклинания, заговоры. Именно тогда зародились сказки о лисе волке, Бабе-Яге, Змее Горыныче. Возникли сюжеты былин об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Добрыне Никитиче и т.д.

Литература Кацва, Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников поступающих в вузы: полный курс подготовки в выпускным и вступительным экзаменам / Л.А. Кацва, под ред. В.Р. Лещинера. М., 2001. - С. 35-44. Борисов, Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник. 10 класс / Н. С. Борисов. М., 2009. – С. 43-55. Электронные ресурсы http://www.historicus.ru/kultura_i_iskusstvo_drevnei_rusi/ http://russia.rin.ru/guides/5813.html


Слайд 2

Исторические условия формирования

Наследие восточных славян (древние мифы и сказания,традиции резьбы по дереву и камню,искусство кузнецов) Достижения соседей (финноугорских, балтских племен, кочевников, хазар) Влияние Византии (принятие христианства, каменное строительство, иконопись, фрески) Патриотическая идея (объединение народных сил против внешних врагов)

Слайд 3

Устное народное творчество

Былина – поэтическое сказание о подвигах русских богатырей (идея освобождения родной земли, ее защита от врагов; нелегкий труд пахаря-земледельца)

Слайд 4

«Вы постойте-тко за веру, за отечество,Вы постойте-тко за славный стольный Киев град»

Герои древнерусских былин – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.. Васнецов. Микула Селянинович

Слайд 5

Письменность и грамотность

Византийские монахи Кирилл Философ и Мефодий – создатели славянской азбуки Глаго́лица - однаизпервыхславянских азбук длязаписицерковныхтекстовнаславянскомязыке.

Слайд 6

Кириллица43 буквы (19 гласных). Каждая буква имеет своё название, похожее на обычные слова:

Слайд 7

Крещение Руси – развитие грамотности

Скрипторий – мастерские по переписыванию книг и оформлению их в переплеты Ярослав Мудрый – развитие просвещения в Киевском Соборе (около1037 г.) Ярослав Мудрый основал книгохранилище. В нем было представлено самое полное собрание памятников Древней Руси. Здесь была представлена не только богослужебная книга, но и нравоучительная, образовательная, медицинская, историческая литература. Каждая книга была шедевром. Двух одинаковых книг быть не могло. Святая София

Слайд 8

Школав Древней Руси

  • Слайд 9

    Первыерусские книги – произведение искусства

    Материал – пергамент Шрифт – каллиграфия Правила написания – устав Иллюстрации – миниатюры Орнамент Красная строка Переплет – кожаный, деревянный (прочесть «от корки до корки») Инкрустация – золото, драгоценные камни

    Слайд 10

    Древнерусская литература

    Летописи – запись исторических событий по годам. Житие кн.Владимира Слово – торжественное и поучающее обращение Жития – литературные описания жизни людей, причисленных к лику святых

    Слайд 11

    Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу

    IX в. – выписки из летописи князя Аскольда Летопись Ольги и Святослава 997 г. – летописный свод князя Владимира Святославовича 1113 г. - «Повесть временных лет»

    Слайд 12

    «Слово о законе и благодати»1049 г. митрополит Илларион

    1 часть – восхваление идеи христианства 2 часть – «Похвала князю Владимиру», крестителю Руси 3 часть – Ярослав Мудрый – достойный продолжатель дела христианизации Общая идея: величие Руси, особая роль Руси в христианском мире

    Слайд 13

    Русь – страна городов «Гардарики»

  • Слайд 14

    Торжок, торг

  • Слайд 15

    Зодчество –искусство строить и украшать здания

    Деревянное зодчество

    Слайд 16

    Жилые помещения - хоромы

    Боярские хоромы Княжеские хоромы (каменные) Чернигов.

    Слайд 17

    Избы крестьян

  • Слайд 18

    Каменное стоительство. к.X в.

    Приезжие византийские мастера византийская архитектурная традиция 989 г. – Десятинная церковь Успения Богородицы (Владимир Святославович) 1036 г. – Софийский собор (Ярослав Мудрый)

    Слайд 19

    Софийский собор в Новгороде Киево-Печерский монастырь Золотые ворота в Киеве Стены древнего Изборска

    Слайд 20

    Искусство украшения храмов

    Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку разноцветных стекляных камушков (смальты) Фрески – роспись водяными красками по сырой штукатурке Иконопись – изображение Бога, Богородицы, святых апостолов

    Слайд 21

    Художественное ремесло

    Скань – (от старославянского глагола «съкати» - сучить, свивать в одну нить несколько прядей) орнамент, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, напаянной на металлическую. поверхность Ювелирное дело – тонкая обработка драгоценных металлов и камней «Трактат о разных ремеслах» историограф, пресвитер Теофил, XI-XII вв

    Слайд 22

    Скань, зернь, филигрань (от латинских слов filum – нить и granum – зерно.)

    Слайд 23

    Височные кольца

    Колты – полые височные кольца гривны

    Слайд 24

    Рясны (цепи из круглых или квадрофолийных бляшек) и колты – головной убор

    Слайд 25

    Техника черни

    Обычно черневые украшения делали из тонкого листа серебра. Для получения из тонкого листа полого изделия применялся очень древний способ - ручная выколотка, когда лист серебра под ударами деревянного молотка принимал необходимую форму.Вторая стадия в изготовлении ювелирного произведения с чернью - гравировка на металле

    Слайд 26

    Перегородчатая эмаль

    На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволокой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок – эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастера.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Составил: Бердник С.В. учитель истории Гродековской МСПШ Благовещенского района Амурской области 2005 г. Источник: В.Э. Штейнберг Дидактические многомерные инструменты М., «Народное образование» «Школьные технологии» 2002

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    5 слайд

    Описание слайда:

    Оно в значительной степени предопределило идейную направленность и художественные особенности письменной литературы на Руси. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Схема

    6 слайд

    Описание слайда:

    ПИСЬМЕННОСТЬ Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, "чертами и резами", а также руническим письмом... Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками - глаголицей и кириллицей. Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. В основу кириллицы было положено греческое торжественное (уставное) письмо. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии. Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Создатели славянской письменности КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ Схема

    7 слайд

    Описание слайда:

    ЛИТЕРАТУРА Книги в то время были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным. В качестве недорогого материала для письма использовалась береста. Вся древнерусская литература делится на переводную (религиозную, историческую) и оригинальную. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести, например «Слово о полку Игореве». К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их. Схема

    8 слайд

    Описание слайда:

    9 слайд

    Описание слайда:

    ЛЕТОПИСАНИЕ Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца. Древнейшая русская летопись - «Повесть временных лет», составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113 г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них - Лаврентъевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения - единство и величие Русской земли. С XII в. расцвет получает летописание местных центров. НЕСТОР – летописец, автор «Повести временных лет» НАЗАД

    10 слайд

    Описание слайда:

    ЖИТИЯ, ПОУЧЕНИЯ, ХОЖДЕНИЯ Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.). Слово (поучение, речи) - произведение, относящееся к жанру красноречия. Яркий образец нравоучительного красноречия - «Поучение Владимира Мономаха», представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии. Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) - разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра - «Хожение игумена Даниила» в Палестину. НАЗАД

    11 слайд

    Описание слайда:

    Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества - мир и войну. Своеобразие «Слова о полку Игореве» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. «Слово о полку Игореве» НАЗАД ИТОГИ

    12 слайд

    Описание слайда:

    Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. После крещения Руси распространяется каменное строительство. С конца Х в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. ЗОДЧЕСТВО Золотые ворота в Киеве Схема

    13 слайд

    Описание слайда:

    Каменное строительство начинается в конце Х в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (2) (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол (1). В восточной части здания (алтарной)(3) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой (5), украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон-хоры(4), где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей. В первой половине XI в. были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве и Новгороде, сохранившиеся до наших дней. Русские мастера, позаимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавье и пирамидальность, башенность. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, например Владимиро-Суздальская и Новгородско-Псковская. КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Схема

    14 слайд

    Описание слайда:

    15 слайд

    Описание слайда:

    16 слайд

    Описание слайда:

    17 слайд

    Описание слайда:

    ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко выраженным декоративизмом. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире. Церковь Покрова на Нерли Золотые ворота во Владимире. Успенский собор на р. Клязьме Дмитриевский собор во Владимире НАЗАД

    18 слайд

    Описание слайда:

    19 слайд

    Описание слайда:

    20 слайд

    Описание слайда:

    21 слайд

    Описание слайда:

    22 слайд

    Описание слайда:

    НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Новгородский кремль Церковь Спаса на Нередице Георгиевский собор в Юрьевом монастыре Псковский кремль НАЗАД

    23 слайд

    Описание слайда:

    24 слайд

    Описание слайда:

    25 слайд

    Описание слайда:

    26 слайд

    Описание слайда:

    27 слайд

    Описание слайда:

    ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей. Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины Х в. было широко развито изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева. Народное прикладное искусство являлось основой для дальнейшего развития архитектуры, живописи. Схема

    28 слайд

    Описание слайда:

    ПОНЯТИЯ СХЕМА ЗЕРНЬ – ювелирная техника, узоры из маленьких металлических шариков. ЭМАЛЬ – стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает тот или иной цвет. СКАНЬ – ювелирная техника, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой или серебреной проволоки в виде гладкой или свитой верёвочки. НАЗАД

    29 слайд

    Описание слайда:

    МУЗЫКА В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение. Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи - первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором. Богослужебная музыка распространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. Схема

    Устное народное творчество

    Что мы подразумеваем
    под термином УНТ?
    Песни
    Былины
    Сказания
    Из того ли то из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова
    Выезжал удаленький дородный
    добрый молодец.
    Он стоял заутреню во Муроме,
    Ай к обеденке поспеть хотел он в
    стольный Киев-град.
    Дай подъехал он ко славному ко
    городу к Чернигову.
    У того ли города Чернигова
    Нагнано-то силушки черным-черно,
    Ай черным-черно, как черна ворона.
    Так пехотою никто тут не прохаживат,
    На добром коне никто тут не
    проезживат,
    Птица черный ворон не пролётыват,
    Серый зверь да не прорыскиват.
    А. Васнецов. Три богатыря.
    Вы узнали отрывок?

    Летописание

    Каждый крупный город
    вел свою летопись.
    Вражда между князьями
    приводила к тому, что
    в летописях
    искажались отдельные
    события. Огромную
    роль для нашей
    истории сыграл,
    написанный в н.12 в.
    монахом Нестором,
    труд «Повесть
    Временных лет».
    Страница из
    летописи
    Летопись – погодная
    запись событий
    Нестор

    Письменность и грамотность.

    Письменность у восточных
    славян зародилась до
    принятия христианства.
    Славянскую азбуку создали
    византийские монахи Кирилл и
    Мефодий. При церквях и
    монастырях были открыты
    школы. Появляются первые
    рукописные книги.
    Алфавиты кириллица и глаголица
    Миниатюра
    из рукописной книги.

    Письменность и грамотность.

    Грамотность была
    распространена не
    только среди феодалов,
    но и среди горожан. Об
    этом говорят
    многочисленные
    берестяные грамоты, а
    также надписи-граффити
    на стенах.
    Граффити – древние надписи
    бытового характера, рисунки,
    нацарапанные на стенах
    зданий и пр.
    Граффити

    Берестяные грамоты

    Зодчество и живопись.

    Скандинавские историки
    называют Русь страной
    городов. Летописи
    сообщают о 24 городах
    в Киевской Руси.
    Самый крупный из них –
    Киев.
    Город киевского князя
    Ярослава Мудрого
    окружали высокие
    земляные валы общей
    протяженностью 3,5
    километра.
    План Киева
    в середине XII века.

    Золотые ворота в Киеве

    Золотые
    Это- мощная
    ворота
    были с
    боевая башня
    возвышавшейся над
    главным
    нею церковью
    въездом
    в
    Благовещения -
    Киев.
    вызывала восторг
    современников и
    навевала ужас на
    врагов своей
    неприступностью
    Здесь находился парадный въезд
    "в город Ярослава".

    Софийский собор в Киеве. XI век.

    Софийский собор был
    построен по образцу
    византийского.
    В плане храма основу
    составлял крест, образованный
    основным и боковыми
    нефами.
    Центральный купол окружали
    размещенные чуть ниже
    четыре средних купола, за
    которыми еще ниже стояли
    восемь малых. Так
    однокупольный византийский
    храм преобразовывался в
    многокупольную пирамиду.
    Реконструкция.

    Софийский собор в Киеве. 1017-1037. Общий вид

    Зодчество и живопись.

    Собор Святой Софии
    расположен в самом
    центре города.
    Сохранились и через
    века дошли до нас 260
    кв.м. мозаик и 3
    тысячи кв.м. фресок.
    Мозаика – картина из
    вдавленных в сырую
    штукатурку стекловидных
    камешков (смальты)
    Фреска – картина,
    написанная водяными
    красками по сырой
    штукатурке
    Мозаики Софийского
    собора в Киеве

    Иконопись
    Иконы, как правило писались на
    липовой доске
    Специфика иконописного письма:
    Фигуры изображались
    плоскими и неподвижными,
    использовались особая
    система изображения
    пространства (обратная
    перспектива),
    вневременное изображение,
    фигуры не отбрасывают теней,
    свечение вокруг головы в виде
    круга (нимб).
    Адриан святой. Фреска
    Софийского собора в Киеве

    Иконопись

    Чтобы неукоснительно
    следовать канону,
    иконописцы
    пользовались в виде
    образцов либо
    древними иконами,
    либо иконописными
    подлинниками.
    Канон – свод
    положений, норм,
    правил.
    Иоанн Златоуст. Мозаика
    Софийского собора в Киеве.
    Мог быть “лицевым” и
    “словесным”

    Софийский собор в Новгороде

    Главный православный храм
    Великого Новгорода, созданный
    в 1045-1050 годах.
    В Новгороде,
    расположенном
    на
    Выстроена София
    севере страны,
    новгородская
    в
    втором
    по
    основном ииз камня, и
    значению
    величине
    городе
    только арки
    Киевского
    порталов, и оконных
    государства, в
    проёмов
    выложены
    1052
    построен
    из кирпича,
    а своды
    собор
    Св.Софии.
    в интерьере частично из камня,
    частично из кирпича.

    Художественное ремесло

    Гривна Владимира Мономаха
    Эпоха Киевской Руси
    ознаменовалось расцветом
    художественных ремесел,
    среди которых видное место
    заняла обработка металлов,
    в частности ювелирное дело,
    центром которого стал Киев.
    Основы металлических
    изделий выполнялись
    техникой литья, которую
    использовали для создания
    как уникальных, так и
    изделий массового
    употребления. Для первых
    применяли восковую модель,
    для вторых – каменные
    формочки.

    Художественное ремесло

    Сережкаподвеска
    ХІ-ХІІІ ст.
    Шлем Ярослава
    Всеволодовича
    Воин в доспехах
    Кольчуга оборонительный
    доспех из продетых
    друг в друга
    железных колец.