Изделия. Карманный блокнот в мягком переплете модернизи­рованной конструкции. Настольные блокноты разных конструкций.

Теоретические сведения. Назначение блокнота и его отличие от записной книжки. Особенности технологии изготовления бело­вых товаров. Виды блокнота (карманный и настольный, в гибком и твердом переплете, обрезной и с кантами, открытый и закрытый). Блокнот настольный закрытый в переплете с мягкой подложкой. Вклейка буклетов в изделиях беловых товаров. Отделка блокнота вручную на позолотном прессе ПЗ-1. Виды отделки.

Упражнения. Роспуск листов на «мягкость» в крышке блокнота. Изготовление мягкой подложки из поролона или бросовой бумаги. Сборка переплетной крышки. Отделка переплетной крышки штри­ховкой при помощи гладилки красочным и бескрасочным способом. Блинтовое и конгревное тиснения полиграфической фольгой.

Практические работы. Нарезка стоп бумаги на блоки для блок­нота. Перфорация листов. Сталкивание листов в стопу. Заклейка корешка. Шитье блока втачку на проволокошвейной машине. Окан­товка корешка тканью. Обрезка блока. Расчет и крой деталей на пе­реплетную крышку. Снятие фасок. Изготовление «мягкости». Сбор­ка крышки. Отделка. Вставка блока в крышку и обжим в прессах.

Виды форзацев и их применение в переплетах

Изделия. Форзацы разной конструкции.

Теоретические сведения. Назначение и виды форзаца. Харак­теристика форзаца (конструкция, способ соединения с тетрадями, оформление). Требования к материалам, идущим на изготовление форзаца. Использование того или иного вида форзаца с учетом спо­соба скрепления блока. Роспуск листов. Изготовление прошивного и пришивного форзацев с фальчиками. Составной выклейной фор­зац с фальчиком. Станки для подклейки форзацев на производстве.

Упражнения. Крой материала на форзац с учетом направления волокон и плотности бумаги. Определение причин брака. Роспуск листов при изготовлении прошивного и пришивного форзацев с фальчиками.

Практические работы. Фальцовка и выполнение простого при-клейного форзаца. Заготовка фальчйка. Нарезка бумаги для форза­ца. Роспуск. Промазка форзаца клеем. Приклейка тканевого фаль­чйка. Притирка фальчйка гладилкой. Обжимка форзаца в прессе и сушка. Изготовление составного выклейного форзаца с фальчиком. Нарезка листов плотной бумаги, фальчиков. Приклейка листов к фальчику. Уплотнение патронкой и приклейка форзаца к первой и последней тетрадям. Выявление брака при изготовлении форзацев и способы его устранения.

Обработка книжного блока

Для вставки в переплетную крышку

Изделия. «Библиотечный» переплет. Модель книги. Общая тетрадь.

Теоретические сведения. Обработка книжного блока. Виды тех­нологической обработки книжного блока. Способы заклейки корешка книжного блока вручную и на блокозаклеечном станке на производ­стве. Требования к клею для заклейки корешка. Обжим корешков в прессах и просушка. Оценка качества заклейки, обжима и сушки ко­решка. Качество обрезки блока для разных переплетов. Назначение и способы закраски обрезов. Форма корешка блока. Технология скругления корешка и отгибки фальцев (кашировка) блока. Приклей­ка к корешку книжного блока упрочняющих деталей (двух капта­лов, бумажной полоски или полоски технической марли).

Умение. Подбор необходимого материала для работы по эскизу и образцу.

Упражнения. Кругление корешка блока при помощи киянки и колодок для придания нужной геометрической формы.

Практические работы. Ремонт книги (разбор блока, ремонт ли­стов и шитье с использованием ранее изготовленных форзацев. Зак­лейка и сушка. Обрезка с трех сторон. Кругление корешка для при­дания нужной геометрической формы. Приклейка к блоку упроч­няющих деталей).

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление переплетных крышек для блоков, выполненных ранее. Вставка в крышки блоков и обжим в прессе.

Самостоятельная работа

Изготовление настольного блокнота на задней стенке с крыш­кой в мягком переплете. Ориентировка по чертежу и образцу. Отделка блокнота штриховкой по фольге нагретым кончиком ножа или тиснением крышки. Анализ качества работы.

III четверть

Вводное занятие

Сведения о трудовом законодательстве.

Кодекс законов о труде

Теоретические сведения. Основные права и обязанности рабо­чих и служащих. Трудовой договор. Расторжение трудового дого­вора. Перевод на другую работу. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Труд подростков. Закон о трудовом коллективе.

Технология изготовления обложек и переплетных крышек девяти типов по ГОСТу 22240-76

Изделия. Переплет для документов или подборки из журналов с поблочным скреплением. Девять стандартных переплетных кры­шек для моделей книг.

Теоретические сведения. Обложка и переплетная крышка как элементы внешнего оформления книги. Типы и применение стан­дартных обложек и переплетных крышек. Определение размеров деталей обложки и переплетной крышки. Переплетные материалы и требования, предъявляемые к ним. Способы кроя картонных сто­ронок и обложечного материала. Резка картона на полосы и сторон­ки. Материалы для отстава. Крой ткани для корешка. Изготовление пластмассовой переплетной крышки. Причины брака и способы его устранения. Проверка качества готовой крышки.

Упражнения. Сравнение переплетов, изготовленных по старо­му и новому ГОСТу. Определение причин брака в переплетной крышке и способы его устранения.

Практические работы. Расчет материала для обложки и пере­плетной крышки по размерам блока. Крой деталей. Приклейка об­ложек в переплетах № 1-4. Приклейка окантовочного материала в переплете № 4. Крой деталей на переплет № 5. Изготовление, встав­ка в переплетную крышку и обжим в прессах блока.

Технология отделки переплетной крышки на позолотном прессе

Изделия. Переплеты разного вида.

Теоретические сведения. Отделка переплетной крышки (кра­сочная и бескрасочная). Тиснение как физико-химический процесс. Способы и схемы тиснения (блинтовое, с использованием полиграфической фольги). Штампы и матрицы для разных способов тисне­ния. Виды фольги для тиснения. Проверка качества тиснения. Обо­рудование ручного позолотного пресса ПЗ-1. Промышленные по-золотные прессы. Режимы тиснения в зависимости от обложечного материала. Подготовка позолотного пресса к работе. Техника безо­пасности при работе на позолотном прессе.

Упражнения. Пробное тиснение на прессе ПЗ-1.

Практические работы. Подготовка пресса ПЗ-1 к работе с уче­том способов тиснения. Тиснение переплетной крышки блинтовым способом с использованием полиграфической фольги и конгревом.

Пожарная безопасность на производстве и в школьной мастерской

Теоретические сведения. Значение соблюдения правил пожар­ной безопасности. Возможные причины пожаров. Причины возго­рания в электроустановках и электросети. Обеспечение пожарной безопасности при выполнении картонажно-переплетных работ. По­жарная безопасность на территории предприятия и в школьной ма­стерской. Сообщение о пожаре. Правила поведения при пожаре. Использование углекислотного огнетушителя. Эвакуация людей и материальных ценностей при пожаре. Первая медицинская помощь пострадавшему при пожаре.

Техническое нормирование, квалификация рабочего и оплата труда на полиграфическом предприятии

Теоретические сведения. Понятие нормирование труда. Нор­мы времени и выработки. Слагаемые оперативного времени, затра­чиваемого на выполнение технологической операции (основное, вспомогательное, на обслуживание рабочего места, на отдых). Ос­новные признаки квалификации рабочего (объем теоретических и практических знаний, навыков и умений). Тарифные разряды и ква­лификационные характеристики разных профессий. Зависимость за­работной платы рабочего от тарифного разряда (тарифный коэф­фициент, тарифная ставка). Разные формы оплаты труда. Бригад­ная форма работы и оплата труда при ней.

Изготовление альбомов

Изделия. Альбом на стержне для фотографий. Альбом на вин­тах для фотографий. Альбом для марок.

Теоретические сведения. Виды альбома по назначению и кон­струкции. Основные детали альбома. Способы скрепления альбома (с помощью стержня, тканевых слезур, шнуровки, проволочной спи­рали, винтов). Понятие кулиса. Виды переплетной крышки для альбома. Материалы для изготовления альбома. Техника безопасной работы при скреплении альбома.

Практические работы. Раскрой материала на кулисы. Прокладка кулис калькой. Скрепление блока альбома. Расчет и изготовление пе­реплетной крышки. Вставка блока в переплетную крышку в альбомах разной конструкции. Отделка альбома. Изготовление переплетной крышки с мягкой подложкой на шарнирах и на винтах для альбомов.

Программа.

Переплётно-картонажное дело

по программе специального (коррекционного)

общеобразовательного учреждения VIII вида 5-9 классы,

сборник №2. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

Москва 2007 г.

ПЕРЕПЛЕТНО-КАРТОНАЖНОЕ ДЕЛО

Пояснительная записка

Программа обучения предназначена для профессиональной организации учащихся вспомогательных школ VIII вида, прежде всего тех школьников, которые в силу своего психофизического со­стояния не могут заниматься обработкой металла или дерева, по­скольку это связано с довольно серьезными физическими нагрузка­ми и требует выносливости к производственным шумам.

При комплектовании трудовой группы для обучения переплетно-картонажному делу следует учитывать:

· интерес и склонность ученика к разного рода работам названного профиля;

· особенности психофизического и соматического состояния ученика;

· возможность трудоустройства ученика вблизи его местожитель­ства;

· специализацию того предприятия, куда будет устроен выпускник.

Наблюдения за работой учеников на уроках ручного труда в младших классах дают основания учителю для соответствующих умозаключений, позволяют успешно организовать учебно-воспитательный процесс, способствуют выработке дифференцированного подхода к каждому учащемуся.

При организации обучения учитель ориентируется на требования тех предприятий, где в дальнейшем будут трудоустроены выпускники.

Обучение включает теоретический и практический материалы. В его задачу входит:

· Развить общие трудовые умения и навыки и на их основе скорригировать психофизическое состояние учащихся.

· Обучить школьников выполнять как ручные, так и машинные технологические операции сначала простые, потом более сложные.

· Выработать у учащихся четкое понимание профессиональной терминологии.

· Развить речь учащихся на основе их практической деятельности.

· Научить школьников планировать свою работу, пользоваться технико-технологической документацией (составлять эскизы, чи­тать чертежи и работать по ним).

· Выработать у учащихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и станками, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.

· Научить учащихся элементарному расчету при расходе материала.

Занятия, если необходимо, связываются с дисциплинами, изучаемыми на других уроках, за счет чего осуществляются межпредметные связи. Преподавание общеобразовательных дисциплин, в свою очередь, ведется с учетом того, что ученики узнают на уроках по трудовому обучению. Например, на уроках русского языка ребята повторяют некоторые профессиональные термины, на уроках математики решают задачи, рассчитывая расход материалов и количество деталей, требуемых для выполнения картонажной работы, на уроках черчения читают и составляют технические рисунки и чертежи, на уроках естествознания знакомятся со способами добычи сырья, идущего на изготовления переплетных материалов , на уроках истории изучают отдельные статьи из законодательства о труде.

Кроме того, работа по данной программе предполагает связь обу­чения с конкретными условиями школы и возможностями базового предприятия.

При обучении постоянно учитывается уровень сформированности профессиональных навыков у школьников. Условно можно вы­делить четыре этапа обучения картонажно-переплетному делу:

Умения. Выполнение эскиза по образцу изделия. Использова­ние эскиза изделия в процессе работы. Планирование работы в бе­седе с учителем.

Практическое повторение.

Виды работы (по программе 5-6 классов). Изготовление откры­той коробки, футляра для хранения документов, записной книжки в гибком обрезном переплете и записной книжки в цельнотканевом твердом переплете.

Ремонт книги в однотетрадном переплете.

Изделия. Обложка для книги или журнала из школьной биб­лиотеки, для детской книги брошюрного типа.

Теоретические сведения. Понятие брошюра. Достоинства и не­достатки однотетрадного переплета как одного из видов переплета книжно-брошюрной продукции. Детали однотетрадного перепле­та (тетрадь, обложка и скоба). Приемы шитья внакидку на прово­локошвейной машине при ремонте в две скобы брошюры. Устрой­ство и принцип действия проволокошвейной машины. Наладка и подготовка машины к работе для шитья внакидку. Положение ра­бочего стола машины при шитье внакидку. Правила безопасной работы при шитье на проволокошвейной машине. Технология уп­лотнения переплетных крышек в однотетрадном переплете с ис­пользованием накидных форзацев. Понятия гибкий - твердый, со­ставной - цельный обрезной с кантами. Виды материала на коре­шок или обложку.

Упражнения. Изготовление форзаца с фальчиком. Определение прямого угла у листа бумаги и картона: по угольнику, путем накол­ки, на глаз. Установка прямого угла при рубке картона на картонорубильном станке КН-1. Определение направления волокон у кар­тона, бумаги и технической ткани при заготовке деталей на однотетрадный переплет. Приемы кроя деталей из различных материалов при помощи ножниц, ножа и картонорубилки.

Практические работы. Фальцовка листов и комплектовка вкладкой. Выклеивание обложки. Шитье внакидку в две скобы. Уп­лотнение обложек однотетрадной детской книги и журнала. Отде­ление обложки. Изготовление накидных форзацев с фальчиком. Крой картонных сторонок. Сборка переплетной крышки. Наклейка обложки книги на крышку. Комплектовка однотетрадного блока с накидным форзацем. Прошив внакидку проволокой по корешку. Вставка блока в переплетную крышку. (Уплотнение обложек мо­жет проводиться как в обрезном переплете, так и в переплете с кан­тами, а также в гибком или твердом переплете.)

Прокольный переплет.

Изделия. Переплеты для конторской книги, классного журна­ла, журнальной или газетной подборки, подборки бухгалтерских до­кументов.

Теоретические сведения. Применение прокольного и брошюр­ного переплетов. Скрепление деталей прокольного переплета, при­менение прошивного форзаца с фальчиком. Шитье втачку прово­локой при выполнении прокольного переплета толщиной более 15- 20 мм. Сверление или прокол отверстий шилом в переплете толщиной более 15-20 мм. Соединение блока суровыми нитями или тесьмой. Заклейка корешка перед скреплением блока. Особенности конструкции переплетной крышки прокольного переплета. Назна­чение шарниров. Прирезка картонного отстава, равного толщине блока. Порядок сборки переплетной крышки при составной и цельнотканевой конструкциях прокольного переплета на шарнирах.

Упражнения. Роспуск листов при выполнении прошивного фор­заца с фальчиком. Спуск и приклейка тканевого фальчика. Распо­ложение элементов на глаз и по линейке при сборке переплетной крышки (расстояние между шарнирами и картонными сторонка­ми - 5 мм, между шарнирами и отставом - 2,5 мм).

Практические работы. Подборка и заготовка материалов на блок. Выполнение форзаца с прошивным тканевым фальчиком в рос­пуске. Роспуск листов с учетом ширины шарнира переплетной крышки. Заклейка корешка блока. Шитье проволокой втачку сто­пы блока. (При толщине блока свыше 15-20 мм прокол отверстий.) Обрезка блока с трех сторон. Изготовление переплетной крышки в цельном или составном переплете (закрой картонных сторонок, от­резка от них шарниров, закрой картонного отстава и материала на обложку). Сборка переплетной крышки на глаз с учетом располо­жения картонных сторонок, шарниров и отстава.

Самостоятельная работа.

Изготовление книги в прокольном переплете. (Форзац выпол­няется прошивной с фальчиком при шитье блока втачку.) Ориен­тировка по чертежу. Анализ качества работы.

II четверть

Вводное занятие.

Виды форзаца и их назначение в разных переплетах

Теоретические сведения. Понятие форзац. Назначение форза­ца в переплете. Виды форзаца по конструкции (приклейной, при­шивной, прошивной, пришивной с фальчиком, накидной, составной выклейной с фальчиком) и по оформлению (простой, цветной, де­коративный и тематический). Назначение фальчика.

Упражнения. Определение на образцах переплетного изделия видов форзацев.

Практические работы. Подборка бумаги и ткани на разные виды форзаца. Выполнение разных форзацев. Выполнение форзацев с фальчиками (прошивного, пришивного и составного выклейного).

Изготовление блоков с разными видами форзаца.

Изделия. Записная книжка. Общая тетрадь. Модель книги.

Теоретические сведения. Ознакомление с разными конструкция­ми блока и применением в них форзаца. Подборка бумаги на форзацы. Технологический процесс изготовления форзаца разных видов. Прин­ципиальная разница между брошюрной и книжно-журнальной продук­циями. Технические требования к качеству книжно-журнальной про­дукции. Использование новых материалов в полиграфической про­мышленности. Разница между однотетрадным и многотетрадным соединениями блока. Подвижные детали и участки переплета. Техни­ческие условия на выполнение разных соединений блока и книжного переплета. Роль расставов в переплетной крышке. Понятие роспуск.

Лабораторные работы. Сравнение способов шитья блоков с ис­пользованием прошивного и пришивного форзацев. Определение прочности форзацев с тканевым фальчиком и без него. Определе­ние прочности соединения блока с переплетными крышками при использовании форзацев разных конструкций. Определение направ­ления волокон у фальчиков и форзацной бумаги при составлении роспуска. Промазка клеем определенных частей форзацных листов.

Практические работы. Шитье взахват нитками многотетрадно­го блока. Выполнение изделия с составным выклейным форзацем с фальчиком. Разметка и обрезка блока. Соблюдение правил безопас­ности при обращении с иглой и колющими инструментами. Соблю­дение технологических требований при обрезке блока и изделия на бумагорезательной машине.

Соединение в книжном и брошюрном изделиях.

Изделия. Детская книга. Дневник наблюдений. Записные книж­ки в однотетрадном и многотетрадном переплетах.

Теоретические сведения. Обложка и переплетная крышка. Кон­струкции книжных и брошюрных соединений. Технические требо­вания к качеству соединения или вставке блока в переплетную крышку. Порядок и технология вставки вручную книжного блока и шитья внакидку обложек с блоками на проволокошвейной машине. Разница между понятиями сброшюровать и соединить блок с пере­плетной крышкой.

Практические работы. Изготовление переплетной крышки раз­ных конструкций в гибком и твердом переплетах и вставка в них блоков. Изготовление однотетрадного переплета. Шитье внакидку однотетрадного переплета. Отделка переплетной крышки.

Практическое повторение.

Виды работы. Изготовление записной книжки в мягком пере­плете с подушечками. Выполнение подушечек для переплета. Заго­товка патронок. Сборка переплетной крышки с заправкой скругленных углов. Соединение блока с переплетной крышкой.

III четверть

Вводное занятие.

«Библиотечный» переплет.

Изделия. Переплеты для книг из школьной библиотеки .

Теоретические сведения. Отличие «библиотечного» переплета от «книжно-журнального». Виды повреждения книги (внешние, внутренние) и определение степени сложности ремонта. Назначение сигнатур. Назначение уголков в переплетной крышке. Порядок ремонта книги.

Упражнения. Определение вида повреждения книги и степени сложности ремонта. Подбор необходимых инструментов для рабо­ты. Организация рабочего места при ремонте книг.

Практические работы. Отделение блока от переплетной крыш­ки. Разбор блока по тетрадям (печатным листам). Очистка тетрадей от клея. Склеивание порванных листов при помощи кальки. Изго­товление форзаца (приклейного или прошивного с фальчиком). Шитье блока. Заклейка корешка блока и просушка. Обрезка блока. Расчет размеров (по блоку) и изготовление переплетной крышки. Вставка блока. Обжимка в прессе и просушка.

Адресная папка.

Теоретические сведения. Назначение и детали адресной пап­ки. Технология изготовления адресной папки. Назначение ленточ­ки-ляссе в адресной папке. Назначение фаски. Виды отделки адрес­ной папки и требования, предъявляемые к материалам для ее изготовления. Требования к уровню качества выполнения адрес­ной папки.

Упражнения. Роспуск бросовой бумаги для изготовления «мяг­кости» переплета. Натяжка краев при крытье материала и заправки уголков (прямых и скругленных).

Практические работы. Крой картонных сторонок из плотного (3-5 мм) картона. Снятие фасок. Раскрой шаблона для шпации. Крой ткани или заменителей для крытья папки. Сборка папки с прямыми или скругленными уголками. Выклейка папки с подклейкой ленточки-ляссе. Внешняя и внутренняя отделка папки. Обжимка в прессах и просушка.

Практическое повторение.

Виды работы. Закрепление навыков самостоятельного ремонта книги. Подборка материалов и инструментов. Разбор блока по тет­радям с учетом специальных пометок - сигнатур. Расчет размеров переплетной крышки (с учетом размера книжного блока).

Самостоятельная работа.

Изготовление адресной папки. Ориентировка по чертежу и об­разцу. Анализ качества работы.

IV четверть

Вводное занятие.

Изготовление альбома для черчения и рисования.

Изделия. Альбом для черчения и рисования с бесшвейным кле­евым соединением в обрезном и гибком переплете. Альбом на шну­рах. Альбом на винтах.

Теоретические сведения. Виды и детали альбома для рисования и черчения. Материалы, применяемые для изготовления альбома. Способы соединения блока. Назначение шнура. Назначение винтов.

Практические работы. Нарезка ватманской бумаги на блок с при­пуском на обрезку с трех сторон. Заготовка деталей на переплетную крышку. Изготовление переплетной крышки. Альбом на шнурах. Нарезка стопы бумаги для блока. Пробивка отверстий в блоке. Изго­товление переплетной крышки на шарнирах по заданным размерам стопы бумаги. Пробивка отверстий в шарнирах переплетной крыш­ки. Соединение блока с переплетной крышкой при помощи шнура.

Изготовление альбома для фотографий.

Изделия. Альбом на стержне для фотографий.

Теоретические сведения. Детали альбома на стержне. Назначе­ние и выполнение стержня. Технология шитья блока на стержне. Назначение кулис альбома.

Практические работы. Фальцовка альбомных листов. Заготов­ка гребешка (разметка, рицовка, фальцовка). Изготовление состав­ных выклейных форзацев. Шитье блока альбома и заклейка его ко­решка. Обрезка блока. Изготовление и отделка переплетной крыш­ки. Вставка блока.

Практическое повторение.

Виды работы. Вставка блока и обжимка в прессах.

Контрольная работа.

По выбору учителя.

8 КЛАСС

I четверть

Вводное занятие.

Задачи обучения в 7 классе. Значение полиграфической про­мышленности в экономике и культуре страны. Комплексная авто­матизация и механизация производства. Новые материалы в полиграфии. Производство сырья и материалов для полиграфической промышленности .

Основные сведения о переплетно-брошюровочных процессах.

Теоретические сведения. Книги и брошюра - различия в тех­нологическом процессе. Производство брошюры (оборудование уча­стков и цехов). Элементы книги и оборудование участков переплетного цеха. Понятия поточный процесс, пооперационное выпол­нение работ. Общее понятие организация полиграфического производства. Изделия, выпускаемые полиграфической промыш­ленностью и предъявляемые к ним требования.

Экскурсия. Типография. Переплетно-брошюровочный цех.

Практические работы. Ознакомление с таблицей, где условно изоб­ражены цеха и участки, на которых выполняются основные переплетно-брошюровочные процессы. Работа с моделью книги и таблицей.

Изготовление моделей книги в цельных и составных переплетах.

Изделия. Дневник наблюдений. Конторская книга. Переплет для потрепанной книги.

Теоретические сведения. Полуфабрикат книги (блок и пере­плетная крышка). Виды шитья нитками блока. Назначение форза­ца в переплете. Детали блока. Назначение каптала. Расчет размеров переплетной крышки по блоку. Детали переплетной крышки. На­значение отстава, расставов. Шаблон для шпации. Правила безопас­ной работы при обрезке блоков на бумагорезательной машине. Рас­чет размеров переплетной крышки по чертежу и разъемному маке­ту книги.

Упражнения. Расчет размера переплетной крышки по заданным размерам блоков. Коллективное составление плана предстоящей работы.

Практические работы. Фальцовка листов в тетради. Приклей­ка форзацев. Шитье нитками блока. Заклейка корешка блока. Об­резка с трех сторон блока. Кругление корешка блока. Приклейка кап­тала и заклейка корешка полоской бумажки. Изготовление переплет­ных крышек в составном и цельнотканевом переплетах. Вставка блока и обжимка его в прессах.

Отделка переплетной крышки.

Теоретические сведения. Виды отделки переплетных крышек: (красочная и бескрасочная). Тиснение на фольге. Конгревное тис­нение (рельефное). Требования, предъявляемые к качеству отдел­ки переплетной крышки. Устройство позолотного пресса ПЗ-1. Тем­пературный режим работы в зависимости от вида обложечного ма­териала. Назначение клише.

Умения. Ориентировка в устройстве пресса ПЗ-1. Подготовка пресса к работе. Определение видов тиснения. Установка и подго­товка клише на рабочем столе.

Упражнения. Подготовка пресса ПЗ-1 к работе. Пробное тис­нение.

Практические работы. Пробное тиснение на бросовом матери­але. Тиснение переплетной крышки и ее корешков. Очистка кры­шек и корешков тряпочкой.

Альбом-ширма.

Изделия. Альбом для открыток. Альбом для выставочных экс­понатов. Альбом для пластинок.

Теоретические сведения. Назначение и детали альбома-ширмы. Конструктивные особенности. Учет направления волокон у картона, бумаги и технической ткани. Материалы, применяемые для изготовления альбома-ширмы. Назначение окантовки в переплете. Горизон­тальное и вертикальное расположение кулис в альбоме-ширме.

Практические работы. Подбор материалов для альбомных лис­тов, корешков, окантовки, оклейки и выклейки изделия с учетом направления волокон и фактуры материалов. Нарезка альбомных листов, окантовок, бумаги на оклейку и выклейку альбомных лис­тов. Сборка ширмы тканевыми полосами. Окантовка полосами. Выклейка корешков. Оклейка корешков с двух сторон бумагой. Приклейка обложки. Обжимка в прессах и сушка обложки.

Самостоятельная работа.

Изготовление модели книги в переплете № 7 с отделкой пере­плетной крышки тиснением. Анализ качества работы.

II четверть

Вводное занятие.

Стандартный переплет.

Изделия. Макеты книг в переплетах № 1-8. Дневник наблюде­ний. Записные книжки.

Теоретические сведения. Ознакомление с образцами стандар­тных переплетов. Признаки для определения вида переплета (осо­бенности конструкции, свойства и вид обложечного материала). Техническая характеристика стандартных переплетов. Порядок вы­полнения переплета. Способы соединения блока в разных перепле­тах. Применение прямых и скругленных корешков в разных пере­плетах. Устройство бумагорезательной машины, картонорубильного станка КН-1, обжимного пресса и правила безопасности работы на них.

Практические работы. Заготовка блока разными способами со­единения для переплетов № 1-3. Крой, приклейка обложки к бло­ку. Обрезка переплетов № 1-3. Соединение блока с обложкой (переплет № 2). Шитье нитками блока для переплетов № 4-8. Под­борка материалов, крой деталей для каждой переплетной крышки. Сборка переплетной крышки. Вставка блока. Обжимка в прессах и сушка блока. Отделка крышек в переплетах № 5, 7 и 8.

Классификация переплетных крышек и их применение.

Теоретические сведения. Признаки для классификации пере­плетной крышки (особенности конструкции - цельные и состав­ные, обрезные и с кантами, свойства картона - твердый и гибкий, виды материалов - бумага, ткань, картон). Использование переплет­ных крышек различных номеров при издании книг учебной, худо­жественной и справочной литературы .

Упражнения. Определение деталей и конструктивных особен­ностей переплетной крышки разных моделей.

Новые полиграфические материалы.

Теоретические сведения. Назначение технической ткани. Виды заменителя технической ткани (балакрон, волокрон, бумвинил, армовированная бумага).

Умения. Выполнение отдельных операций при работе бригадой. Подбор переплета для изделия определенного объема и формата. Анализ конструкции переплета.

Упражнения. Определение вида заменителя ткани по образцу в каталоге.

Практическое повторение.

Виды работы. Изготовление записных книжек в переплетах раз­ной конструкции. Ремонт книг.

Самостоятельная работа.

Изготовление одного из видов стандартного переплета. Письмен­ный или устный ответ на вопрос классификации переплетных кры­шек. Анализ работы.

III четверть

Вводное занятие.

Основы организации современного полиграфического производства.

Теоретические сведения. Устройство типографии (цеха и уча­стки). Пооперационное разделение труда (участки) в переплетно-брошюровочном и папочном цехах. Основные станки и машины для выполнения переплетно-брошюровочных процессов. Технология изготовления изделий на базовом предприятии. Требования к каче­ству деталей и готовому изделию. Рациональные приемы и методы организации труда.

Умения. Чтение схемы полиграфического производства. Ори­ентировка в выполнении переплетных операций машинным спосо­бом на производстве и в условиях школьной мастерской. Определе­ние разницы между типографским изделием и изготовленным в школьной мастерской.

Практические работы. Выполнение операций на участках базо­вого производства и в школьной мастерской.

Альбом на шарнирах для фотографий.

Изделия. Альбомы для фотографий и для марок.

Теоретические сведения. Общее представление об организации производства по выпуску беловых товаров. Виды альбома на шар­нирах по конструкции и назначению. Особенности конструкций. Использование шаблона для сборки кулис на тканевых слезурах.

Умение. Ориентировка по техническому рисунку. Анализ каче­ства работы.

Упражнения. Подготовка и разметка шаблона для сборки ку­лис на тканевых слезурах. Сборка кулис по шаблону и на глаз.

Практические работы. Нарезка картона на кулисы с припуском для обрезки блока. Нарезка шарниров. Нарезка тканевых слезур. За­готовка шаблона и его разметка для сборки кулис на тканевых слезу­рах. Сборка кулис на тканевых слезурах попарно в блок. Прокладка и обрезка блока с трех сторон. Приклейка каптала и заклейка корешка. Изготовление переплетной крышки с учетом размеров блока. Отдел­ка переплетной крышки. Вставка блока в переплетную крышку.

Практическое повторение.

Виды работы. Изготовление классных и выставочных альбомов разной конструкции по заказу школы и организаций.

Самостоятельная работа.

Изготовление альбома на шарнирах для фотографий (по 20 ку­лис форматом 350x250 мм).

IV четверть

Вводное занятие.

Организация полиграфического производства.

Теоретические сведения. Организация участка и цеха в типо­графии. Управление производством. Размещение цехов и их назна­чение. Оборудование цехов и участков. Виды выпускаемой книж­но-журнальной продукции. Специальности в полиграфическом про­изводстве. Начисление заработной платы в соответствии с нормой выработки и расценками продукции. Форма ведения наряда.

Папки разных конструкций и назначений.

Изделия. Папка для бумаг с клапанами. Адресная папка. Папка для эскизов и чертежей. Папка для журналов.

Теоретические сведения. Виды папки по конструкции и назна­чению. Технологические требования к изготовлению папки. Общие и специфические операции по изготовлению папки. Детали в раз­ных видах папки.

Практические работы. Крой картонных сторонок, наружного материала, шаблона для шпации. Сборка папки. Изготовление и приклеивание клапанов. Внутренняя выклейка. Отделка папки.

Папка-портфель.

Теоретические сведения. Назначение детали папки-портфеля. Назначение кармана с «мехом», язычка и держателей. Разметка и врезка замочка, язычка и держателей. Назначение мягкой обложки в переплете.

Упражнения. Разметка основания кармана с «мехом». Крой тка­ни для «меха». Определение на глаз центра папки. Разметка проре­зей для держателей и язычка и их изготовление.

Практические работы. Крой деталей для папки. Снятие фасок с картонных сторонок. Сборка папки. Выклейка корешка. Крепле­ние держателей и язычка. Изготовление и приклейка клапанов. Из­готовление кармана с «мехом». Приклейка кармана с «мехом». Вык­лейка внутренней стороны папки.

Практическое повторение.

Виды работы. Изготовление папки-портфеля для письменного набора. Изготовление коробки, футляра и папки для хранения ди­дактического материала. Ремонт наглядных пособий.

Контрольная работа.

По выбору учителя выполнение одного из видов стандартного переплета.

9 КЛАСС

I четверть

Вводное занятие.

Организация контроля за качеством продукции

Теоретические сведения. Понятия качество и количество про­дукции. Ответственность предприятий и каждого рабочего за каче­ство выпускаемой продукции. Требования стандартов на качество полиграфической продукции. Единые меры и методы измерения. Показатели качества и долговечности полиграфической продукции и формы контроля за качеством. Организация технического конт­роля на полиграфическом предприятии. Методы поощрения за вы­сокое качество продукции.

Лабораторные работы. Оклейка футляра с учетом направле­ния волокон материала и его затраты на цельные и составные кон­струкции.

Практические работы. Разметка и крой деталей по чертежу. Сборка деталей футляра по шаблону. Оклейка и выклейка изделия. Отделка футляров.

Практическое повторение.

Виды работ. Ремонт книг из школьной библиотеки. Переплете­ние подборки из журналов прокольным способом. Выполнение производственного заказа на оценку правильности планирования ра­боты, подборки инструментов и материалов, умения переплести книжно-журнальную продукцию требуемым способом.

Самостоятельная работа.

Ориентировка по рисунку и образцу. Изготовление записной книжки в переплете с мягкой подложкой с карманчиком и застеж­кой (язычком и держателем). Анализ качества работы.

II четверть

Вводное занятие.

Изготовление блокнота разной конструкции.

Изделия. Карманный блокнот в мягком переплете модернизи­рованной конструкции. Настольные блокноты разных конструкций.

Теоретические сведения. Назначение блокнота и его отличие от записной книжки. Особенности технологии изготовления бело­вых товаров. Виды блокнота (карманный и настольный, в гибком и твердом переплете, обрезной и с кантами, открытый и закрытый). Блокнот настольный закрытый в переплете с мягкой подложкой. Вклейка буклетов в изделиях беловых товаров. Отделка блокнота вручную на позолотном прессе ПЗ-1. Виды отделки.

Упражнения. Роспуск листов на «мягкость» в крышке блокнота. Изготовление мягкой подложки из поролона или бросовой бумаги. Сборка переплётной крышки. Отделка переплетной крышки штриховкой при помощи гладилки красочным и бескрасочным способом. Блинтовое и конгревное тиснения полиграфической фольгой.

Практические работы. Нарезка стоп бумаги на блоки для блок­нота. Перфорация листов. Сталкивание листов в стопу. Заклейка корешка. Шитье блока втачку на проволокошвейной машине. Окан­товка корешка тканью. Обрезка блока. Расчет и крой деталей на пе­реплетную крышку. Снятие фасок. Изготовление «мягкости». Сбор­ка крышки. Отделка. Вставка блока в крышку и обжим в прессах.

Виды форзацев и их применение в переплетах.

Изделия. Форзацы разной конструкции.

Теоретические сведения. Назначение и виды форзаца. Харак­теристика форзаца (конструкция, способ соединения с тетрадями, оформление). Требования к материалам, идущим на изготовление форзаца. Использование того или иного вида форзаца с учетом спо­соба скрепления блока. Роспуск листов. Изготовление прошивного и пришивного форзацев с фальчиками. Составной выклейной фор­зац с фальчиком. Станки для подклейки форзацев на производстве.

Упражнения. Крой материала на форзац с учетом направления волокон и плотности бумаги. Определение причин брака. Роспуск листов при изготовлении прошивного и пришивного форзацев с фальчиками.

Практические работы. Фальцовка и выполнение простого приклейного форзаца. Заготовка фальчика. Нарезка бумаги для форза­ца. Роспуск. Промазка форзаца клеем. Приклейка тканевого фаль­чика. Притирка фальчика гладилкой. Обжимка форзаца в прессах и сушка. Изготовление составного выклейного форзаца с фальчиком. Нарезка листов плотной бумаги, фальчиков. Приклейка листов к фальчику. Уплотнение патронкой и приклейка форзаца к первой и последней тетрадям. Выявление брака при изготовлении форзацев и способы его устранения.

Обработка книжного блока для вставки в переплетную крышку.

Изделия. «Библиотечный» переплет. Модель книги. Общая тетрадь.

Теоретические сведения. Обработка книжного блока. Виды тех­нологической обработки книжного блока. Способы заклейки корешка книжного блока вручную и на блокозаклеечном станке на производ­стве. Требования к клею для заклейки корешка. Обжим корешков в прессах и просушка. Оценка качества заклейки, обжима и сушки ко­решка. Качество обрезки блока для разных переплетов. Назначение и способы закраски обрезов. Форма корешка блока. Технология скругления корешка и отгибки фальцев (кашировка) блока. Приклей­ка к корешку книжного блока упрочняющих деталей (двух капта­лов, бумажной полоски или полоски технической марли).

Умение. Подбор необходимого материала для работы по эскизу и образцу.

Упражнения. Кругление корешка блока при помощи киянки и колодок для придания нужной геометрической формы.

Практические работы. Ремонт книги (разбор блока, ремонт ли­стов и шитье с использованием ранее изготовленных форзацев). Зак­лейка и сушка. Обрезка с трех сторон. Кругление корешка для придания нужной геометрической формы. Приклейка к блоку упроч­няющих деталей.

Практическое повторение.

Виды работы. Изготовление переплетных крышек для блоков, выполненных ранее. Вставка в крышки блоков и обжим в прессах.

Самостоятельная работа.

Изготовление настольного блокнота на задней стенке с крыш­кой в мягком переплете. Ориентировка по чертежу и образцу. Отделка блокнота штриховкой по фольге нагретым кончиком ножа или тиснением крышки. Анализ качества работы.

III четверть

Вводное занятие.

Сведения о трудовом законодательстве. Кодекс законов о труде.

Теоретические сведения. Основные права и обязанности рабо­чих и служащих. Трудовой договор. Расторжение трудового дого­вора. Перевод на другую работу. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Труд подростков. Закон о трудовом коллективе.

Технология изготовления обложек и переплетных крышек девяти типов по ГОСТ.

Изделия. Переплет для документов или подборки из журналов с поблочным скреплением. Девять стандартных переплетных кры­шек для моделей книг.

Теоретические сведения. Обложка и переплетная крышка как элементы внешнего оформления книги. Типы и применение стан­дартных обложек и переплетных крышек. Определение размеров деталей обложки и переплетной крышки. Переплетные материалы и требования, предъявляемые к ним. Способы кроя картонных сто­ронок и обложечного материала. Резка картона на полосы и сторон­ки. Материалы для отстава. Крой ткани для корешка. Изготовление пластмассовой переплетной крышки. Причины брака и способы его устранения. Проверка качества готовой крышки.

Упражнения. Сравнение переплетов, изготовленных по старо­му и новому ГОСТ. Определение причин брака в переплетной крыш­ке и способы его устранения.

Практические работы. Расчет материала для обложки и пере­плетной крышки по размерам блока. Крой деталей. Приклейка об­ложек в переплетах № 1-4. Приклейка окантовочного материала в переплете № 4. Крой деталей на переплет № 5. Изготовление, встав­ка в переплетную крышку и обжим в прессах блока.

Технология отделки переплетной крышки на позолотном прессе.

Изделия. Переплеты разного вида.

Теоретические сведения. Отделка переплетной крышки (кра­сочная и бескрасочная). Тиснение как физико-химический процесс. Способы и схемы тиснения (блинтовое, с использованием полиграфической фольги). Штампы и матрицы для разных способов тисне­ния. Виды фольги для тиснения. Проверка качества тиснения. Обо­рудование ручного позолотного пресса ПЗ-1. Промышленные по­золотные прессы. Режимы тиснения в зависимости от обложечного материала. Подготовка позолотного пресса к работе. Техника безо­пасности при работе на позолотном прессе.

Упражнения. Пробное тиснение на прессе ПЗ-1.

Практические работы. Подготовка пресса ПЗ-1 к работе с уче­том способов тиснения. Тиснение переплетной крышки блинтовым способом с использованием полиграфической фольги и конгревом.

Пожарная безопасность на производстве и в школьной мастерской.

Теоретические сведения. Значение соблюдения правил пожар­ной безопасности. Возможные причины пожаров. Причины возго­рания в электроустановках и электросети. Обеспечение пожарной безопасности при выполнении картонажно-переплетных работ. По­жарная безопасность на территории предприятия и в школьной ма­стерской. Сообщение о пожаре. Правила поведения при пожаре. Использование углекислотного огнетушителя . Эвакуация людей и материальных ценностей при пожаре. Первая медицинская помощь пострадавшему при пожаре.

Техническое нормирование, квалификация рабочего и оплата труда на полиграфическом предприятии

Теоретические сведения. Понятие нормирование труда. Нор­мы времени и выработки. Слагаемые оперативного времени, затра­чиваемого на выполнение технологической операции (основное, вспомогательное, на обслуживание рабочего места, на отдых). Ос­новные признаки квалификации рабочего (объем теоретических и практических знаний, навыков и умений). Тарифные разряды и ква­лификационные характеристики разных профессий. Зависимость за­работной платы рабочего от тарифного разряда (тарифный коэф­фициент, тарифная ставка). Разные формы оплаты труда. Бригад­ная форма работы и оплата труда при ней.

Изготовление альбомов.

Изделия. Альбом на стержне для фотографий. Альбом на вин­тах для фотографий. Альбом для марок.

Теоретические сведения. Виды альбома по назначению и кон­струкции. Основные детали альбома. Способы скрепления альбома (с помощью стержня, тканевых слезур, шнуровки, проволочной спи­рали, винтов). Понятие кулиса. Виды переплетной крышки для альбома. Материалы для изготовления альбома. Техника безопасной работы при скреплении альбома.

Практические работы. Раскрой материала на кулисы. Прокладка кулис калькой. Скрепление блока альбома. Расчет и изготовление пе­реплетной крышки. Вставка блока в переплетную крышку в альбомах разной конструкции. Отделка альбома. Изготовление переплетной крышки с мягкой подложкой на шарнирах и на винтах для альбомов.

Виды передач в механическом переплетно-брошюровочном оборудовании .

Теоретические сведения. Виды передач (ременная, зубчатая, кривошипно-шатунная). Использование деталей цилиндрической и овальной формы в машинах для обработки переплетно-брошюро­вочных изделий.

Практическое повторение.

Вид работы. Изготовление выставочных альбомов для школы и разных организаций (производительный труд).

Самостоятельная работа.

Изготовление альбома на застежках для пластинок. Анализ ка­чества работы.

IV четверть

Вводное занятие.

Механизация и автоматизация переплетно-брошюровочных процессов.

Теоретические сведения. Механизация и автоматизация пере­плетно-брошюровочных процессов на производстве. Изготовление книжно-журнальной, листовой и буклетной продукции в крупных типографиях страны . Механизированный и ручной труд (произво­дительность и качество). Использование ручных прессов в переплет­но-брошюровочных и папочных цехах и участках. Применение руч­ных процессов при изготовлении миниатюрных и факсимильных изданий. Станки с программным управлением. Ручная и механизи­рованная упаковка книжно-журнальной продукции. Виды форми­рования пачки. Маркировка, транспортировка и хранение готовых изданий. Механизация и автоматизация процессов комплектовки, фальцовки тетрадей, раскроя материалов и обрезки блоков, приклей­ки капталов и бумажек, изготовления переплетных крышек. Умень­шение количества ручных операций за счет внедрения комплексной механизации и автоматизации. Значение повышения произво­дительности и качества труда, увеличения выпуска продукции с еди­ницы производственных площадей. Снижение себестоимости изго­тавливаемой продукции. Автоматические и полуавтоматические поточные линии.

Изготовление письменного набора в папке-портфеле.

Изделия. Записная книжка. Блокнот. Папка-портфель с замочком.

Теоретические сведения; Беловые и канцелярские товары. Об­щее представление об организации и технологии изготовления бело­вых товаров. Виды записной книжки и блокнота в цельнолитом пере­плете. Использование отходов типографского производства для изго­товления блокнотов. Ручное изготовление записной книжки и блокнота в школьной мастерской. Изготовление папки-портфеля (крой деталей, снятие фасок у картонных сторонок, изготовление мяг­кой подложки, сборка папки с клапанами в цельнотканевом переплете).

Умения. Составление технологических карт и выполнение эс­кизов деталей изделия.

Письменный отчет о проделанной работе.

Практические работы. Изготовление записной книжки и блок­нота с отделкой переплетных крышек тиснением полиграфической фольгой. Изготовление папки-портфеля. Изготовление кармана с «мехом» и приклейка его к папке. Отделка папки-портфеля. Выклейка папки. Крепление замочка. Заполнение папки письменным набором из блокнотов.

Изоляционные и смазывающие материалы.

Теоретические сведения. Виды и применение теплоизоляцион­ного материала (минеральная вата, пакля, древесноволокнистая плита, пенопласт). Гидроизоляционные материалы на основе поли­меров, полиэтиленовой пленки. Виды и применение электроизоля­ционного материала. Пластмассы и минеральные материалы, виды и использование смазочного материала. Свойства смазок.

Практическое повторение.

Виды работы. Изготовление футляра для книг и наглядных по­собий разных конструкций, футляра-кассеты с кантами, макетов разного типа книжных переплетов, коробок, папки.

Контрольная работа.

Изготовление письменного набора в футляре-кассете.


* В расчетах используются средние данные по России

Возможно ли заработать на блокнотах ручной работы? В этой статье поговорим о небольшом, но уютном бизнесе на handmade-канцелярии и его трендах, которые нужно уловить, чтобы угодить покупателю.

Казалось бы, что в наш цифровой век открывать бизнес на канцелярии нецелесообразно. Стоит ли производить блокноты ручной работы, когда все заметки давно перекочевали с бумаги в смартфоны? Современные тенденции рынка канцелярии утверждают, что стоит. Сегодня блокноты по-прежнему популярны. Но это уже не стандартные записные книжки с разлинованными страницами, а индивидуальные и стильные планеры, ежедневники, скетчбуки… Современные блокноты из предмета для ведения записей превратились в способ самовыражения, демонстрации индивидуальности, креатива. У бумажной канцелярии открылось второе дыхание. И рынок handmade поддерживает его.

Какие блокноты сегодня популярны

Сегодня выбор блокнотов чрезвычайно огромный и в этом многообразии легко потеряться. Рынок бумажной канцелярии можно назвать разношерстным, но достаточно консервативным, так как на полках представлено много однотипного товара от разных производителей. Большую часть предложения составляет канцелярия, производимая в промышленных масштабах. Масс-маркет, как правило, это китайская сборка и печать. Здесь ценится универсальность модели, потому что ее легче всего продать.

Но несмотря на это в последние годы рынок канцелярии динамично развивается за счет новых производителей, которые быстрее реагируют на тенденции, подстраиваются под запросы потребителя и готовы к экспериментам.

В последние два года стали популярными несколько видов блокнотов:

1. Творческие блокноты – интерактивные дневники с креативными заданиями;

2. Планеры – блокноты-органайзеры, в которых удобно записывать свои ежедневные планы;


3. Скетчбуки – мини-альбомы для зарисовок;


4. Блокноты для беременных, в которых будущие мамочки ведут дневник беременности;



5. Блокноты для разных видов профессий с тематическим оформлением и разным наполнением;


6.Бизнес-блокноты с удобной разлиновкой;


7. блокноты для книголюбов, предназначенные для ведения читательского дневника; и даже


8. Другие необычные блокноты, например, для планирования деятельности в Instagram.


Увеличение продаж без вложений!

«1000 идей» - 1000 способов отстроиться от конкурентов и сделать уникальным любой бизнес. Профессиональный набор для разработки идей бизнеса. Трендовый продукт 2019.

Большое количество модных тенденций в мире блокнотов открывает безграничные возможности для организации своего творческого бизнеса. Вы можете выбрать несколько форматов, или сосредоточиться на одном тренде. Изготавливать блокноты вручную, или быть генератором идей, поручая производство типографии.

Планируя заняться производством блокнотов, следует понимать специфику канцелярского бизнеса. Во-первых, нужно разбираться в материалах. Во-вторых, нужно иметь способность угадывать еще несформированные желания аудитории, постоянно мониторить рынок (причем не только российский), знакомиться с новинками и быть всегда «в теме». В-третьих, иметь определенные творческие способности и навыки рукоделия. Последнее, впрочем, не просто пожелание, а основное требование для реализации этого проекта. Потому что руководство создано специально для тех, кто хочет превратить свое творчество в бизнес.

Итак, назовем основные тенденции спроса, на которые следует ориентироваться при планировании бизнеса:

    потребители ценят индивидуальность;



    блокнот - это способ самовыражения;



    любовь к необычным концепциям блокнотов.



Сегодня в блокнотах ценится все то, что выгодно отличает их от смартфонов. Записать номер телефона, поставить напоминание о важном событии или сохранить важную мысль может и смартфон. Но он не может стать яркой деталью образа, отразив вашу личность; в нем нет разноцветных страниц или удобного трекера привычек, где можно отмечать свои успехи; а еще в нем нельзя рисовать и клеить стикеры. Но зато все это может блокнот.

Как выбрать концепцию для блокнотов

Как определиться с концепцией? Какими креативными идеями можно выделиться на рынке? Для начала подробно рассмотрим примеры блокнотов.

Блокнот-планер. Это блокнот для ежедневного и долгосрочного планирования. Листы в нем разлинованы в удобные таблицы, которые позволяют наглядно представлять информацию. Планеры помогают планировать день, составлять удобные списки, управлять временем, ставить цели, мотивируют и фокусируют внимание. Такие ежедневники обычно используют деловые, организованные люди, которые привыкли жить по определенному графику и хотят систематизировать свои записи.

В дизайне таких блокнотов могут использоваться как сдержанные дизайны, так и яркие принты. Все зависит от того, на кого рассчитан блокнот.

Разновидностью блокнотов-планеров являются бизнес-блокноты и контент-планеры. Первые полностью адаптированы для деловых людей. Такие ежедневники выглядят серьезно, дорого и минималистично. С ними можно появиться на переговорах, совещаниях и в офисе. Главная фишка таких блокнотов – удобная разлиновка, содержащая много полезных пунктов. Совсем недавно на рынке появились контент-планеры, адаптированные для ведения аккаунта в Instagram.

Ежедневники для будущих мам. Такие блокноты исполняют желание вести дневник беременности. Являются одними из самых популярных видов блокнотов. Дизайн их обычно яркий, активный, потому что главная цель такого ежедневника – радовать свою хозяйку.

Блокноты по интересам и профессии. Нередко на просторах сети можно встретить блокноты для фотографов, визажистов, скетчбуки для художников и т.д. А читательские дневники благодаря известному бренду Moleskin стали классикой жанра. В таких блокнотах ценится не столько внешний вид, сколько внутреннее наполнение, адаптированное именно под заявленную тематику.


Готовые идеи для вашего бизнеса

Классические блокноты. Это блокноты с обыкновенной линовкой или чистыми листами, в которых можно записывать любые заметки, не ограничиваясь таблицами, колонками и списками.

Творческие блокноты. Содержат в себе оригинальные задания – они могут быть развлекательные, креативные, творческие, мотивирующие, развивающие и т.д. Обычно такие блокноты изготавливают в типографии.

Чтобы открыть свой бизнес по производству handmade-блокнотов, нужно выбрать концепцию. Распыляться на разные виды блокнотов нерационально. Ведь каждая модель требует тщательной разработки, создания шаблонов, планирования наполнения и т.д. К тому же, аудитория у этих блокнотов совершенно разная, что будет создавать сложности в проведении рекламной кампании. Лучше выбрать конкретную концепцию и развивать ее: придумывать оригинальные способы реализации и фирменные «фишки».

Как изготавливать хендмейд-блокноты и где этому научиться

Когда вы определились с целевой аудиторией, можно начать создавать дизайн-проекты для блокнотов. Процесс производства блокнотов выглядит просто. Сначала надо спланировать внутреннее и внешнее оформление блокнота, после чего создаются шаблоны страниц и изготавливается обложка. Затем происходит этап печати шаблонов и сборка блокнотов.

Планируя оформление блокнотов, необходимо представлять того, кто будет им пользоваться. Именно под выбранную аудиторию разрабатывается дизайн и особенности блокнотов, которые должны заинтересовать покупателей. Еще один момент – внутреннее и внешнее оформление должны сочетаться между собой и по цветовой гамме, и по стилю.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы выделиться на фоне других рукодельниц, можно добавить к своим работам фирменную «фишку». Например, некоторые рукодельницы делают на своих блокнотах окошки-шейкеры, которые представляют собой плотный прозрачный пакет, наполненный специальной маслянистой жидкостью, блестками и пайетками. Кстати, в этом году такой декор пользуется особой популярностью.

Кто-то делает ставку на яркие принты, кто-то – на лаконичный дизайн и натуральные материалы.


Есть блокноты, в которых предусмотрено множество кармашков, интерактивных деталей, которые можно открывать, перемещать, доставать и т.д.

Идеи таких оригинальных деталей, а также варианты дизайна и разлиновки блокнотов можно подсмотреть в интернете – тысячи мастеров выкладывают свои работы. Шаблоны страниц можно сделать в Photoshop или CoralDraw.

В зависимости от типа блокнота может меняться и ход его производства. Есть простые записные книжные, для которых достаточно изготовить простую обложку с кольцевым механизмом и распечатать страницы по шаблонам. Есть более сложные конструкции, которые включают индивидуальные обложки, кожаные материалы и т.д., что потребует использования дополнительных станков. А есть дизайнерские блокноты, где каждый лист обрабатывается вручную. Конечно, все это отражается на стоимости блокнотов.

Чтобы делать блокноты ручной работы, потребуется наличие следующего оборудования:

    Компьютер;

  • Листорезательная машинка;

    Швейная машина;

    Обрезчик углов;

    Перфоратор-брошюровщик;

    Мелкие инструменты (ножницы, дыроколы и т.д.);

    Расходные материалы (бумага, клей, нитки, элементы для декорирования).

В зависимости от используемого оборудования, масштабов бизнеса и его ориентированности может понадобиться разный уровень вложений. Общая сумма вложений составит примерно 50 тысяч рублей.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Освоить этот вид рукоделия или усовершенствовать свои навыки помогут видео-уроки в открытом доступе и мастер-классы, которые публикует множество мастериц. По возможности, можно сходить на курсы, чтобы освоить какую-то технику. Желательно уже иметь опыт в рукоделии, чтобы сэкономить время и деньги.

Где покупать материалы для создания блокнотов

Материалы для скрапбукинга рациональнее всего брать в интернет-магазинах. Заранее следует изучить предложения основных магазинов: сравнить цены, условия и сроки доставки. Лучше формировать большие заказы, чтобы сэкономить на доставке. С той же целью экономии, желательно выбирать скрап-магазины, в которых есть максимальное число необходимых вещей. Лучше работать с парой проверенных поставщиков, чем путаться в своих заказах и переплачивать за доставку.

Единичные товары можно докупать и в местных магазинах. Хоть цены в них заметно выше, но зато можно получить нужный материал сразу, не дожидаясь доставки.

Как правильно установить цену на продукцию

Чтобы определить цену на товар, следует рассчитать себестоимость его изготовления. Первый вид затрат – это затраты на материалы. Здесь расчет проводится весьма просто: нужно определить, сколько материалов было затрачено на 1 блокнот и их стоимость. Желательно сделать этот расчет при первой же работе, чтобы определиться с расходами на материалы и, возможно, подумать о том, как их можно сократить.

Вторым видом затрат, которые закладываются в себестоимость, является оплата самой работы. Ведь процесс изготовления блокнота занимает время – и оно тоже должно оплачиваться. И здесь возникает сложный вопрос: сколько стоит непосредственно труд? Чтобы ответить цифрами, использовать два варианта: либо устанавливать цену, исходя из суммы наценки от себестоимости (иногда размер наценки может составлять 150-200%); либо рассчитать, сколько стоит час вашей работы. Для этого стоит определить, сколько вы желаете зарабатывать в месяц, потом эту сумму разделить на 22 рабочих дня и на 8 рабочих часов в день. Теперь посчитать цену изделия проще: достаточно умножить стоимость часа вашей работы на количество затраченных на изготовление заказа часов.


Так, у каждого вида блокнота себестоимость будет разная в зависимости от сложности работы и технологии производства.

Помочь в формировании цен может изучение предложения. Посмотрите, по каким ценам ваши конкуренты продают свои изделия? На основании этого и установите цены на вашу продукцию. Стоимость блокнотов ручной работы варьируется в пределах от 700 до 3000 рублей.

Как рекламировать свою продукцию

На сегодняшний день социальные сети являются основными каналами продвижения handmade-продукции. Она, кстати, занимает третье место по популярности среди всех интернет-покупок. Это позволяет возлагать на социальные сети большие надежды. Наиболее эффективен Instagram, который идеально подходит для продвижения визуально привлекательной продукции.

Плюс этой рекламы в том, что она может быть совершенно бесплатна. Достаточно вести аккаунт, выкладывать фотографии своих работ и постепенно набирать подписчиков. Но вложив в раскрутку небольшую сумму, можно получить хорошую отдачу и быстро набрать свою аудиторию. Благодаря автоматическому сервису, в Instagram очень легко запустить промо-акцию, направленную на привлечение подписчиков. Можно предоставить свой блокнот популярному блогеру, который согласится в ответ прорекламировать вашу продукцию. Еще один эффективный вариант – проведение различных акций. Можно провести конкурс и разыграть блокнот, предоставить временные скидки на товар и т.д.

Другим рекламным инструментом может стать красивая упаковка. Люди тянутся ко всему красивому. И если дизайн вашего блокнота красивый, то и упаковка должна быть под стать. Также сработают фото в стиле «блокнот в деле»: покажите, как можно использовать ваши блокноты, как можно оформлять свои записи в них. Если людям понравится это, они захотят повторить и купят ваш блокнот. Посмотреть оригинальные идеи оформления записей можно на сайте Pinterest.

Возможно договориться о продажах своих блокнотов в магазинах. Наиболее охотно креативные блокноты берут на реализацию книжные магазины.

Также можно участвовать в handmade-ярмарках, публиковать объявления на различных сайтах или завести аккаунты на сайтах для рукоделия. Например, на сайте “Ярмарка мастеров”.

Сколько можно заработать на блокнотах

Сумма заработка сильно привязана ко времени изготовления одного заказа. Ручная работа подразумевает ограничение продаж. Как ты ни крути, но продать 20 блокнотов за месяц, когда физически можешь делать не более 10 штук, нельзя. Поэтому приблизительно рассчитывая размер прибыли, следует понимать свой производственный максимум, который зависит от сложности работы.

Если взять стандартный блокнот, производство которого состоит в изготовлении обложки и сборке распечатанного блока листов, то на 1 блокнот будет уходить, в среднем, 2 рабочих дня. Это значит, что в месяц максимальное число выполненных заказов составит 11 штук. При средней стоимости 1500 рублей можно рассчитывать на ежемесячную выручку от 16500 рублей. Сумма, конечно, не поражает количеством нулей, но ее можно увеличить, если делать блокноты заранее и продавать уже готовые изделия. А можно сделать ставку на более дорогие изделия.


Вложив в бизнес до 50 тыс. рублей, можно окупить его за первые полгода работы.

Важно понимать, что данный бизнес, в первую очередь, является хобби, а уже потом бизнесом. Если вы хотите заработать большие деньги, то вам нужно вкладываться в производство, нанимать нескольких рукодельниц и выходить на другие объемы продаж. Все зависит от того, какую цель вы перед собой ставите. Рынок handmade-канцелярии знает примеры, когда хобби становилось прибыльным бизнесом. При грамотном подходе в этой сфере можно добиться хороших результатов.

Стоит ли оформлять свой бизнес

Для сферы рукоделия этот вопрос достаточно сложный. Стоит ли открывать свое ИП, официально регистрировать бизнес и платить налоги? Закон отвечает, что это делать необходимо. В действительности же большинство рукодельниц избегают формальностей и не торопятся оформлять свой бизнес, пока нет стабильных заказов и наработанной клиентской базы.

Если вы относитесь к категории законопослушных предпринимателей и планируете активно развивать свой бизнес, то необходимо зарегистрировать его. Для этого достаточно оформить ИП , установить упрощенную систему налогообложений и не переживать, что среди ночи к вам в дверь постучится налоговый инспектор. В качестве ОКВЭД рекомендуется применить код 47.91 - Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет.

Вместо заключения

Подводя итог, обозначим все плюсы и минусы бизнеса блокнотов ручной работы. К преимуществам следует отнести:

  • возможность работать на дому;
  • низкий объем вложений;
  • бизнес на хобби;
  • интересный и модный вид бизнеса;
  • творческий бизнес;
  • возможность совмещать с основным видом работы;

Плюсы в данном случае связаны с удобством организации бизнеса. А вот минусы вполне конкретно говорят о проекте:

  • ограниченное производство;
  • низкий уровень дохода;
  • нестабильный бизнес, обладающий некоторой сезонностью;
  • чтобы продукция была конкурентоспособна, необходимо придумывать новые концепции блокнотов.

Можно бесконечно взвешивать все «за» и «против». Но самое главное при этом – заниматься любимым делом. Если подойти к нему с умом, тщательно спланировав все этапы работы и творить от души, то можно добиться успеха в этом деле и стать одним из счастливчиков, которым удалось превратить свое хобби в бизнес.


450 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 24074 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Издания в обложке, рассчитанные на малый или средний срок службы, имеют простую конструкцию и сравнительно короткую цепочку технологических операций. Они не имеют форзацев, в них редко применяют вклейки, а простая конструкция обложки позволяет ее полиграфическое оформление ограничить печатными процессами и отделкой оттисков, хотя в последнее десятилетие 20 в. стали применять и тиснение.

Технология изготовления изданий в обложке может изменяться в зависимости от толщины блока в части способов комплектовки и скрепления блока, типа обложки и способа крытья блока обложкой, а в зависимости от величины тиража и среднегодовой загрузки полиграфического предприятия заказами - состава и типа оборудования. Укрупненная схема технологического процесса изготовления изданий в обложке включает шесть комплексов технологических операций:

Укрупненная схема брошюровочно-переплетных процессов изготовления изданий в обложке

При изготовлении изданий малого объема, комплектуемых вкладкой, крытье обложкой типа 1 (для крытья внакидку) происходит одновременно с изготовлением блока. При малых тиражах такие издания скрепляются на проволокошвейных машинах 4БШП-30 (Киевский ЗМП, Украина), при средних тиражах - на вкладочно-швейных машинах 736, а при больших и массовых тиражах - на вкладочно-швейно-резальных агрегатах ST100, 200 (фирма «Бремер-Шталь», Германия), Престо, 321, 300 и 301 (фирма "Мюллер-Мартини", Швейцария), 368 (фирма "Осака", Япония) с производительностью от 9 до 18 тыс. цикл./ ч.

Издания в обложке среднего и большого объемов комплектуются подборкой, кроются обложками типа 2 и 3, скрепляются клеевым бесшвейным способом (КБС) или проволокой втачку и потетрадно нитками без марли. Скрепление блоков практически любого объема способом КБС осуществляют на полуавтоматах "Беби-Пони", автоматах и поточных линиях "Пони 3020", "Пандабиндер II", "Моностар", "СтарПлюс", "Трендбиндер", "Коронабиндер", "Нормбиндер SC" и "Нормбиндер SFC" с производительностью от 1,5 до 18 тыс. цикл/ч.

Издания в обложке среднего объема при малых тиражах скрепляют проволокой втачку на машинах 4БПШ-30, при средних тиражах - на подборочно-швейных автоматах 891-1 (фирма «Бремер-Шталь», Германия), которые позволяют обрабатывать блоки толщиной до 20 мм. Блоки большого объема изданий, рассчитанных на большой и средний срок службы и интенсивное пользование, скрепляют потетрадно нитками без марли простым брошюрным стежком на машинах F142, 145 (фирма «Бремер-Шталъ», Германия) и БНШ-6, ЗБНШ-6А (Киевский ЗПМ, Украина), Фреччия-130 (Италия).

Выбор способа скрепления блоков, комплектуемых подборкой, определяется, в основном, требованиями долговечности и экономической эффективностью производства.

Цель работы - изучить технологию производства изданий в обложке различного объема, получить навыки работы на пооперационном брошюровочно-переплетном оборудовании.

1. Шитье блоков проволокой внакидку и втачку выполняется на одноаппаратной проволокошвейной машине БПШ-30.

2. Клеевое бесшвейное скрепление блоков с применением термоклея производится на полуавтомате «Мини-Биндер-500» (см. работу № 5).

3. Фрезерование корешка блоков при КБС с применением ПВАД производится на специальном фрезерном станке.

4. Обрезка изданий в обложке выполняется на одноножевой бумагорезальной машине "Полар-92"(см работу № 1).

5. Раскрой бумаги для обложки выполняется на картонорубилке КН-1.

6. Размеры книжных блоков и заголовок обложек измеряются металлической линейкой с ценой деления 1 мм.

7. Для изготовления объемных макетов изданий в обложке используются готовые тетради и обложечная или офсетная бумага № 1 поверхностной плотностью не менее 100 г/формула" src="http://hi-edu.ru/e-books/xbook279/files/68.gif" border="0" align="absmiddle" alt=", где Ш и В - номинальная ширина и высота блока до обрезки. Выкроить обложки такого размера из обложечной или офсетной бумаги № 1 с учетом требований долевого раскроя, при котором машинное направление бумаги должно быть вдоль корешка блока.

3. Покрыть скомплектованный блок обложкой и сшить его проволокой внакидку двумя скобами на проволокошвейной машине БШП-30, предварительно настроив ее на половину толщины блока. Скобы должны располагаться на корешковом сгибе блока без смешения. Расстояние верхней скобы от верхнего края блока должно быть примерно 1/4 В, а расстояние между скобами - 1/2 В.

4. Обрезать макет издания о трех сторон на одноножевой резальной машине "Полар-92" с учетом требований ГОСТ 5773-76 "Книги, брошюры и журналы. Форматы" (1, с. 6).

5. Скомплектовать блок из трех 32-страничных тетрадей и сшить его проволокой втачку двумя скобами, предварительно установив стол машины БШП-30 в горизонтальное положение, а упор для корешка блока - на расстоянии 5 - 7 мм от механизма загибки ножек скобы и настроив швейный аппарат на толщину блока.

10. Скомплектовать блок среднего объема из 32- или 16- страничных тетрадей, изготовить для него обложку, выполнить наладку машины КБС "Мини-Биндер-5" по методике работы № 5 и выполнить на ней операции фрезерования и заклейки корешка и крытья блока обложкой.

Тема: Изготовление подарочного блокнота

Цель урока: Создать условия для овладения навыком изготовления блокнота

Задачи:

1. формировать умения планировать и выполнять технологические операции с опорой на инструкционную карту

2. воспитывать бережное отношение к книге, ответственность за результаты учебного труда.

3. развивать художественные и конструкторско-технологические способности.

Оборудование: клей, цветная бумага, картон, шило, иголка, нитки, ножницы, скрепки, книги для ремонта (из школьной библиотеки), учебник Е.А.Лутцевой «Технология»

Тип урока : ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)

Класс: 3

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беседа

Прочитайте пословицу, записанную на доске:

Книга - лучший подарок.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети отвечают на вопросы учителя

Личностные

Формируем способность оценивать жизненные ситуации, когда друзья приходят на помощь

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

Познавательно-аналитическая беседа

Посмотрите на слайды. Что изображено на них?

На экране картинки:



Что объединяет эти изделия?

Рассмотрите еще раз картинки на слайде, представленных на экране и скажите, какое изделие отличается от остальных и почему?

Для чего нужны блокноты?

Это книги и блокнот.

Имеют одинаковую конструкцию: корешок, переплёт, книжный блок

Блокнот. В нём книжный блок не содержит информации.

В блокноты вносят важную информацию.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Анализ изделия

«Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты сделаешь его с любовью»- Как вы понимаете это высказывание?

- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?

Что вы уже знаете и умеете делать?

Какую трудность вы будете испытывать?

Ответы детей

День учителя

Изготовить подарочный блокнот для учителей нашей школы.

Знаем конструкцию книги и умеем ремонтировать их.

Самостоятельно изготовить блокнот.

Регулятивные УУД

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Открытие практического умения

Может кто-то из Вас догадался, как сделать блокнот?

- Откроем учебник на с. 35-36 и проверим наше предположение.

Для чего нужна инструкционная карта?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Открывают учебник на с.35-36, рассматривают инструкционную карту.

Показывает порядок выполнения работы.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами гирлянд, переработка информации: сравнение с шаблоном

Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)

Назовите этапы работы

Работа очень объёмная. Как можно ускорить процесс работы?

Представьте, как будет выглядеть ваш блокнот?

Все ли блокноты будут одинаковые?

1.Сделать заготовки

2.Собрать книжный блок

3.Прикрепить шаблон и сделать отверстия шилом

4. Сшить книжный блок

5. Приклеить корешок

Можно работу выполнить в парах.

Блокноты будут все разные. Они будут отличаться обложками и можно украсить по-разному.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельно-практическая работа

При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным?

Подумайте, как не испортить шилом парту при прокалывании отверстий?

Как правильно разместить инструменты и материала на рабочем столе, чтобы они не мешали?

Не забывайте, что вы работаете в парах,

Соблюдайте правила работы в парах

Нужно аккуратно работать с шилом, иголкой и ножницами, так как можно пораниться.

Предлагают возможные решения.

Ученики организуют свои рабочие места.

Самостоятельная работа с помощью инструкционной карты

Коммуникативные УУД

Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

Уборка рабочих мест.

Обобщение.

Закончите предложения

Я научился (научилась)…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Дети высказывают свои мнения

Личностные УУД

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

РЕФЛЕКСИЯ

Оценка практической деятельности

Какую цель мы ставили в начале урока?

Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность. -

Помните, каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты сделаешь его с любовью!!!

Научиться изготавливать блокнот в подарок для учителя.

Оформляем выставку блокнотов, оценивают свою работу и одноклассников.

Личностные УУД

Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы

Используемая литература:

    Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева «Технология. Органайзер для учителя. », Москва, издательство «Вентана- граф», 2015 г.

    Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева «Технология. Рабочая тетрадь», Москва, издательство «Вентана- граф», 2015 г.

    Презентация к уроку