Чем отличается просветление от духовного пробуждения

Новая глава из книги "Просветление за полчаса".

Обычно между этими двумя понятиями ставят знак равенства, но на самом деле есть отличия. Их мы и разберем.

Чем отличается просветление от духовного пробуждения

Желая пробуждения и осознания Истины,
ты чувствуешь себя вовлеченным в дела этого мира
и прилагаешь усилия, чтобы пробудиться
и познать себя как чистое свободное сознание.
Но вся эта вовлеченность в мирские дела,
как и все «твои» усилия просветлеть -
лишь часть сна, иллюзии, фильма жизни.
Это не то, что ты делаешь;
это то, что тебе снится.
Ты - не деятель.

Считая себя действующим существом, ты пытаешься выбраться из Сна Жизни, но действующее лицо является частью сна, а не частью Реальности, поэтому оно не может выйти за пределы сновидения, так же как персонаж в фильме не способен вылезти из экрана в реальную жизнь. Что бы ты ни делал как человек - это часть сценария, и ты всегда действуешь в его рамках, без исключения. Всё, что ты можешь делать как сознание - просто присутствовать, наблюдать, осознавать.

Увидев всё происходящее (включая «главного» персонажа) как своего рода сон, фильм, майю, ты начинаешь осознавать себя как чистое наблюдающее сознание, и тогда твой поиск закончен, нет больше ищущего, нечего больше искать и достигать в снящемся мире. Сон продолжается, персонаж добросовестно отыгрывает отведенную ему роль, но теперь ты не отождествлен с ним, ты - его наблюдатель, свидетель, присутствующее сознание, которое смотрит этот Фильм Жизни. И это огромная свобода.

На пути самопознания есть два этапа: духовное пробуждение и просветление. Это не одно и то же.

Духовное пробуждение означает разотождествление с телом-умом-личностью и всеми остальными вещами, которые ты почему-то считаешь собой. «Путь к просветлению лежит через разотождествление», сказал как-то Ошо, и это важный момент на пути самопознания.

Здесь пробуждение названо духовным только потому, что подразумевает отделение духа от материи - отделение чистого сознания от снящегося тела-ума. В духовных кругах есть привычка разделять духовное и материальное, и на данном этапе эта привычка полезна. При духовном пробуждении ты понимаешь, что не являешься телом, умом, личностью, именем и т.д., но у тебя, как правило, остается некоторое отождествление с душой - индивидуальным (но безличностным) сознанием, отдельным наблюдателем. Ты осознаешь свою духовную природу, но все еще остается некий безличный ты и некие безличные другие, такие же души, индивидуальные сознания. Это - духовное пробуждение. Это очень высокий уровень, но еще не совсем просветление, хотя часто его называют именно так.

Следует сказать, что духовное пробуждение не обязательно связано с религией , так как пробуждение происходит и вне религиозных практик. У людей со словом «духовность» часто ассоциируется святость, и духовными людьми обычно называют тех, кто является частью различных религиозных эгрегоров и ведет себя соответствующим образом. Но словосочетание «духовное пробуждение» в данном случае означает лишь пробуждение духа (души, Атмана, индивидуального чистого сознания) от сна ложных отождествлений, осознание своей нематериальной природы, и это далеко не всегда происходит в рамках религий.

Далее следует второй этап - просветление. Если духовное пробуждение еще как-то можно понять на уровне интеллекта, то с просветлением все гораздо сложнее, потому что просветление - это уже уровень недвойственности, осознание адвайты. При духовном пробуждении все еще есть некоторая двойственность и множественность - я, другие, другое. Просветление же подразумевает исчезновение иллюзии двойственности и множественности, а разделяющий ум этого понять не может, так как он функционирует только в рамках двойственности, которую сам же и создает.

На сайте я уже писал, что такое просветление, и мы также разбирали заблуждения о просветлении, здесь же коснемся самой сути.

Просветление - это исчезновение иллюзорного разделения на «я» и «не я», то есть исчезновение двойственности восприятия. Это осознание недвойственности, адвайты, глубокое озарение, что нет двоих. И тем более троих, четверых и дальнейшего множества. Это осознание приходит, когда ум перестает разделять единство на множество. Вначале исчезают отождествления с телом, умом, личностью, именем, ролями и т.д., а затем исчезает и тонкое отождествление с Атманом - индивидуальной душой, отдельным сознанием.

Конечно, мысли все еще возникают, и могут возникать привычные мысли, содержащие «я», «мне», «мое», «других» и «другое», но при этом осознаётся, что эти разделения нереальны, они - лишь видимость, которая исчезает так же быстро, как и появляется, не оставляя следов. Попытки обнаружить, что собой представляет это возникающее отдельное «я», неизменно приводят к осознанию, что нет никакого «я» - оно создается возникающей мыслью, и растворяется с исчезновением мысли. Это можно наблюдать, и такое наблюдение - отличная практика на пути духовного пробуждения. Можно даже сказать, что это практика высшего уровня.

Внимательное наблюдение приводит также к осознанию, что даже думающего нет: иллюзия думающего создается спонтанно возникающими мыслями о некоем якобы существующем мыслителе . Ты думаешь, что все эти мысли - хорошие и плохие, гениальные и глупые, красивые и уродливые - твои? Знаешь, что заставляет тебя считать их своими? Просто мысль, что они твои.

Поставь под вопрос реальность своего «я», мыслителя, исследуй его, и ты увидишь, что его никогда и не было на самом деле.

Тем, кто ищет практику для уничтожения (разоблачения) ложного я, можно порекомендовать технику стирания личности. Этот метод не для начинающих, так как обычно у новичка ум еще достаточно загрязнен повседневным мусором, чтобы всерьез заниматься самоуничтожением, поэтому на начальных этапах лучше очистить ум от мусора с помощью других практик. Те же, кто достаточно углубился в самопознание и близок к просветлению, смогут успешно растворять ложное я без всяких техник - просто наблюдая, как оно появляется и исчезает.

Читая письма, мне приходится сталкиваться с огромным количеством ложных представлений о просветлении.

Вообще, любое убеждение (представление) о просветлении является заблуждением, так как любое объяснение недвойственности (просветления) исходит из ума, который мыслит только в категориях двойственности. Другими словами, нельзя c помощью двойственности (ума, слов) передать недвойственность, которая является самой истиной, вашей природой.

Можно только показать или указать на ложность представлений о просветлении, и - вот эта попытка с небольшими пояснениями к каждому заблуждению. Но не забывайте, что всё написанное или сказанное - это уже искажение, концепция, способ объяснения.

Продолжение темы будет на форуме , задавайте вопросы, выкладывайте все свои представления о просветлении, будем их вместе утилизировать:)

«Для обретения просветления необходим мастер или учитель» - очень распространенное заблуждение, берущее свое начало из древних практик, где духовные знания передавалось по «цепи ученической преемственности» - от мастера к ученику. В те времена (и даже сейчас в некоторых духовных практиках) ты не имел права проповедовать, если у тебя не было учителя, который сам состоял в цепи ученичества, и который лично передал тебе знание и благословил его распространять.

Однако просветление и обладание духовными знаниями - это не одно и то же. Вы можете знать наизусть священные писания и даже следовать им в совершенстве, при этом не будучи просветленным.

Просветление может случиться независимо от того, есть ли у тебя учитель, знаешь ты какие-либо священные писания, и вообще - практиковал ли что-либо вообще.

Мастер или учитель может дать знания, может помочь избавиться от ложных представлений, но не может дать просветления. Просветление - это не объект, и его нельзя передать или получить. Мастер или учитель может быть полезен на том или ином уровне духовной практики - или же наоборот, бесполезен, а иногда даже может помешать прогрессу.

«Просветление - это то же самое, что и святость». Это то же самое заблуждение, что и «Святой - это просветленная личность», только в другой форме. Не факт, что просветленный является святым, и не факт, что святой является просветленным, но, тем не менее, такое вполне может быть.

Святость - это совершенное знание и следование священным писаниям, что, безусловно, делает жизнь лучше, но это не обязательно означает, что вы просветлены.

Просветление, в свою очередь, не обязательно означает, что вы хоть что-то знаете из священных писаний и следуете этим знаниям.

Что касается термина «просветленная личность» - то это противоречие в терминах. В просветлении есть понимание, что личность иллюзорна, а истиной является только природа меня как духовного существа; или природа Жизни; или природа Бога; или как там еще это называют. Это одна и та же природа, для которой можно использовать термины недвойственность, Источник, Сознание, Брахман и т.д.

«Чтобы случилось просветление, должны быть соблюдены определенные условия» - еще одно заблуждение. Просветление, ваша истинная природа, не зависит ни от чего, и оно не может быть достигнуто благодаря взаимодействию иллюзий в виде соблюдения каких-то определенных условий, например, следованию той или иной духовной практике или традиции. Нет шаблонов, нет гарантий.

Но если Бог настолько хочет познать себя через вас, что заставляет вас интересоваться или заниматься той или иной духовной практикой, то это - лучшая и единственно стоящая гарантия, что рано или поздно самопознание произойдет.

То, каким путем вы идете к просветлению - не имеет значения; Бог знает лучше, какой путь подходит вам в тот или иной момент духовного развития, и направляет именно на него. Принятие концепции «На всё Воля Бога» может помочь избавиться от лишних переживаний типа «правильно я что-то делаю или нет».

«Просветление - это состояние постоянного счастья, или блаженства». Это заблуждение. Наверное, более правильно было бы сказать, что обычно счастья становится в жизни больше, но еще правильнее - появляется больше спокойствия. Исчезает иллюзорный страдающий. Но самое главное - есть понимание истинного положения дел, и все эти всплески счастья и несчастья, удовольствия и страдания - это как волны на поверхности океана. Вода на поверхности принимает разные формы волн - волны удовольствия или неудовольствия, здоровья и болезни - но при этом вода не перестает быть водой, поэтому кого волнуют эти волны (формы, проявления), которые постоянно сменяют друг друга? Вода ничего не приобретает благодаря временным формам, и ничего не теряет. Вода не становится лучше или хуже благодаря формам, не становится правильной или неправильной.

Если вы знаете, что не являетесь преходящими формами, то какая разница, что там с ними происходит? Они живут своей жизнью, а вы остаетесь водой независимо ни от чего. Мне нравится эта аналогия, она довольно наглядна.

«Просветление - это состояние, переживание, опыт» - довольно распространенное заблуждение. Просветление не является объектом, оно не имеет характеристик (так как нет двойственности), поэтому его нельзя переживать, иметь, испытывать, в нем нельзя быть, и его нельзя правильно описать. Все попытки описать просветление - это попытки сделать невозможное. С помощью двойственности нельзя передать недвойственность.

Просветление - это то, что всегда есть, оно всегда предшествует любому опыту, переживанию и состоянию, и даже осознаванию. Просветление - это ваша истинная природа, без которой все перечисленные выше вещи не могли бы возникнуть.

Пользуясь аналогией океана и волн, можно сказать, что любое осознавание, переживание, опыт и состояние - это волны на поверхности океана. Вода недвойственна, она не осознаёт саму себя, когда нет волн. Но когда есть волны, вода осознает, но не воду, а волны - и только через другие волны.

Для осознавания нужна двойственность (дуальность осознающий - осознаваемое). В недвойственности нет даже осознавания. Любая двойственность (волны) возникает из недвойственности (воды), и только в этом случае возможны осознавание, переживания, опыт, состояния.

Всё состоит из одного и того же «материала» (пустота, сознание, Брахман, тишина и т.д.), который вне двойственности не осознаёт сам себя. Когда из этого материала возникают формы (любые переживания, состояния, опыт, восприятия), начинается осознание, но эти формы тоже состоят из того же материала.

«Просветление - это чувство единства». Это частный случай заблуждения, приведенного выше. Просветление - это не чувство, не мысль, не состояние, не положение, не опыт, не переживание. Чувство единства - это волна в океане, иногда она есть, а иногда есть другие волны, которые ярко показывают свое множество (двойственность), но при этом единство всего сущего никуда не исчезает. Единство и двойственность существуют одновременно и не противоречат друг другу. И это является частью понимания, или знания, или просветления.

«У меня было просветление» - это заблуждение, хотя бы потому, что здесь присутствует иллюзия обладания. Просветлением нельзя обладать, так как это не объект. Просветление пришло и ушло - да, такое переживание может быть, но и это лишь переживание. Часто просветление путают с каким-то ярким и необычным переживанием - экстаза, блаженства, единства и т.д. Просветление не приходит и не уходит, оно есть всегда, абсолютно независимо ни от чего.

Попытка присвоить просветление, говоря, что у «меня это было» - это все равно, что присвоить себе себя же, что довольно глупо. Какое может быть обладание в недвойственности? Кто и чем будет обладать?

«Просветление дает новые способности или сверхспособности» - не факт, поэтому такую идею тоже следует отнести к заблуждениям. Любые способности или сверхспособности, которые проявляются через просветленных - это лишь побочный эффект. Они могут быть, а могут и не быть. Если вы ни с чем не отождествлены, то вам нет и разницы, есть какие-то способности или их нет. Вода никогда не беспокоится о каких-то необычных волнах или «сверхволнах», так как эти волны никак не влияют на природу воды.

«Просветление избавляет от неприятностей» - очередное заблуждение. Неприятности продолжают происходить, хотя, возможно, и реже. Они происходят потому, что в проявленном (двойственном) мире иначе быть не может. Вам все так же иногда наступают на ногу в автобусе, дома неожиданно течет кран, внезапно вы простужаетесь и т.д. Ну и что? В вашей природе от этого ничего не меняется, поэтому, о чем беспокоиться?

В этом месте обычно начинаются недопонимания, так как некоторые думают, что я призываю перестать заботиться о своем здоровье и т.д. Я ни к чему не призываю, и даже если бы призывал, мало кто смог бы реально последовать моим призывам. Вы все равно будете вставать по утрам, кушать, работать, отдыхать и снова ложиться спать.

«Просветление дает свободу выбора» - невероятное заблуждение. Как я уже говорил в статье Иллюзии Жизни (рекомендую почитать), свобода выбора - это иллюзия. Большая свобода выбора или меньшая свобода выбора - это бо\"льшая или меньшая иллюзия, но в любом случае - иллюзия. Если нет двойственности, то кто будет иметь свободу выбора? А кто будет не иметь? Вопрос не в том, есть ли свобода выбора или ее нет, вопрос в том, для кого она могла бы быть или отсутствовать? Что представляет собой тот, кто, якобы, ее имеет или не имеет? Почитайте также статью Есть ли свобода выбора.

«Просветление лишает свободы выбора» - заблуждение того же порядка, что и предыдущее. То есть, некоторые думают: «Вот, если я стану просветленным, у меня не будет свободы выбора» (начитались умных книжек, отрывками, и ничего не поняли). У вас и так нет свободы выбора, кроме иллюзорной, никогда не было, и никогда не будет. Так как двойственность иллюзорна, то и свобода выбора, рождающаяся в двойственности, не менее иллюзорна. Но иллюзии иногда очень приятны, хотя потом и приводят к неприятностям. Этому посвящен весь сайт, поэтому не буду вдаваться в подробности.

«Просветление увеличивает способность быть причиной» - заблуждение из той же оперы. Быть причиной - это возможно только в иллюзорной двойственности, и бытие причиной не менее иллюзорно, чем сама двойственность. Но, безусловно, это приятно, особенно, если «ваша» причинность приводит к результатам, которые нравятся вам и людям, от которых зависит ваша жизнь. Подробнее - в статье Иллюзия личной причинности.

«Просветление - это непрерывное осознавание себя, даже во время сна без сновидений» - довольно распространенное заблуждение, которое, насколько я понимаю, возникло из неправильно переведенных книг какого-то из просветленных мастеров, или из-за отсутствия толковых пояснений одной из его фраз.

Непрерывное осознавание себя - это двойственность, иначе осознавание невозможно. Об этом знают не только физики, но и студенты вузов. Бытие самим собой и осознавание самого себя - это две разные вещи. Первое непрерывно, второе не может быть непрерывным - в двойственности все меняется, нет ничего неизменного и непрерывного.

В просветлении нет никого, кто осознавал бы себя, так как там нет двойственности. Все осознавания происходят в двойственности, и они ничего не стоят, так как это все изменчиво и поэтому ложно. Упражнения и техники на осознавание могут быть полезны только на определенном этапе самопознания и разотождествления. Но потом они отпадают или перестают работать, потому что приходит понимание, что это все еще двойственность.

«Просветление лучше (или хуже), чем непросветление» - это заблуждение основано на хитрости ума, желающего одного - продолжения своего существования. При наличии той или иной концепции ум продолжает свое существование, так что его устроит любое из этих заблуждений.

«Просветление опасно для тела» - это заблуждение основано на единичных случаях, которые тоже довольно сомнительны. Просветление не имеет отношения к телу, хотя на уровне тела могут быть различные проявления, причем даже независимо от того, происходит просветление или нет. Наличие тех или иных физических переживаний у того или иного просветленного мастера в момент просветления - это еще не повод, чтобы делать какое-то правило или вывод, потому что кроме очередного заблуждения ничего не получится.

«Просветленного можно отличить от непросветленного по внешним признакам» - с таким заблуждением вы найдете себе немало «мастеров» и «учителей», которых потом бросите с чувством глубокого разочарования. Все представления о том, как выглядит, как ведет себя, что говорит и как живет просветленный - это всего лишь представления, и все они без исключения неверны. В этом вопросе тоже нет шаблонов и правил.

«Просветление избавляет от эго» - с этой идеей тоже много путаницы. «Вы избавились от эго?» - этот вопрос мне иногда задают, прочитав статьи об эго, которые я выкладывал ранее на сайте. Это хороший вопрос, и весь его прикол в том, что любой из однозначных ответов («да» и «нет») будет означать, что я как был, так и остался эгоистом:) Это похоже на уловку «Всемогущ ли Бог? Если да, то может ли он создать такой большой камень, который не сможет поднять?» - и любой однозначный ответ будет означать, что Бог не всемогущ.

Если я скажу «Да, я избавился от эго», то это будет очевидным подтверждением обратного - согласно тем же статьям на сайте. Ибо утверждение, что я что-то сделал - это самый настоящий эгоизм, это иллюзия личной причинности и другие сопутствующие иллюзии.

«Я», которое думает или утверждает, что оно от чего-то избавилось, что-то приобрело, чем-то владеет или является причиной чего-либо - это и есть эго.

Но даже если я скажу, что не избавился от эго, это будет таким же неправильным ответом.

Поэтому могу сказать так: эгоизм, присущий данному телу-уму, остался (сон, еда, совокупление и защита - обеспечение выживания), хотя, возможно, проявляется не так, как раньше. Но так как я не являюсь этим телом и умом, то какая мне разница, есть какое-то эго, или нет? Это вам может быть какая-то разница, или вы можете считать, что вам есть разница, но мне от этого ни жарко, ни холодно.

Воде все равно, какие формы она принимает, от этого она не перестает быть водой. Когда вы не являетесь формой и знаете об этом, какое вам дело до форм? Формы живут своей жизнью согласно законам мироздания - рождаются, изменяются и умирают, но то, из чего они состоят, не претерпевает никаких изменений. Вы не становитесь формой, когда у вас возникает переживание формы. Вы не рождаетесь вместе с телом, когда переживаете опыт рождения тела, и не умираете вместе с ним, когда переживаете опыт смерти. Вы не становитесь обусловленным, когда переживаете опыт обусловленности, и не становитесь свободны, когда обусловленность исчезает.

Вода всегда остается водой.

Во многих религиях считается, что человек достигший святости или просветления, обретший познание Бога, приобретает определённые силы и качества. В той или иной степени эти характеристики в разных религиях совпадают, но в наибольшей степени они рассматриваются в системе йоги ведической традиции.

"Тот, кого не могут затрагивать почести и оскорбления, потери и обретения, тот - мудрец из лучшей категории. Лучший из мудрецов способен без всяких колебаний дать полные ответы на вопросы, касающиеся реализации и самых возвышенных истин... Например, джняни, который осознал высшую сущность, приложив самые малые усилия, может продолжать придерживаться своего прежнего образа жизни, хотя его ум при этом уже неприступен, и его взгляды невозможно поколебать. Он напоминает мирского человека во всех делах. Как тогда он может быть оценен другими?
Но как бы там ни было, один джняни узнает другого сразу же, подобно тому, как эксперт может оценивать драгоценные камни с первого взгляда..." (Даттатрейя, "Трипура рахасья", гл.XXI).

Достигший просветления никогда не переживает ни гнева, ни алчности, ни зависти, ни страха. Он смотрит на всех как на воплощение Божественного. Просветленный всегда возвышен. Его ум очень тонок, ясен и остр, хотя он не считает себя ученым. Просветленного забавляет мирская серьезность людей, придающих большое значение уму и эго, хотя он относится к другим с состраданием. Он видит Божественность повсюду, даже там, где другим видна лишь обыденность. Он мыслит абстрактно, чисто, широко, масштабно, глобально, парадоксально. Там где другие видят грязь, просветленный видит незапятнанную чистоту. Там, где другие видят яд, он видит нектар. Там, где другие видят уродство, просветленный видит божественную красоту. Там, где другие видят недостатки, он видит игру Божественного во всем. Просветленный благословляет проклинающих его и молится за них, желая им счастья и удачи, поскольку он видит Божественный свет в каждом. Просветленный не ищет чужого внимания, богатства и славы, но он и не отрицает ничего, что приходит к нему само, без усилий, ведь он находится во всеприятии.

Достижение просветления не предполагает ни неадекватного поведения, ни экзальтированных состояний, ни громогласных заявлений миру (если на то нет особого благословения), ни изменения внешнего статуса или поведения, ни получения каких либо дополнительных привилегий или статусов, потому что истинная цель духовного искателя - не искать просветления для себя, а служить Божественной воле, проводить Божественную волю, служить делу просвещения, просветления и освобождения всех живых существ в сансаре. Напротив, даже достигнув какого либо уровня просветления, предписывается много лет хранить его в тайне или просто никак не выражать. Просветленному все равно, кто просветлен, а кто не просветлен. Он во всем видит только Бога везде и всегда и не видит вообще других людей, существ, самих по себе вне Бога. Для просветленного все просветлены и все есть одно, Единое.

"Мудрецы знающие себя, обретают бесстрашие, бесстрастие и сияют в собственном великолепии. Они всегда самодостаточны и внутренне находятся в удовлетворенном состоянии. Мудрец видит сознание как сущность всего, как вездесущего Бога всего сущего, бесформенного, но наполняющего собой все формы...
Для него даже камни становятся друзьями и деревья в лесу - родственниками; даже когда он живет посреди леса, животные становятся его знакомыми и родными. Отсутствие гармонии становится гармонией, печаль - великой радостью, и даже погруженный в интенсивную деятельность, он ощущает внутреннее молчание...
Он делает все и ничего. Он наслаждается, не пробуя удовольствия. Он - лучший друг любого. Он свободен от жалости к другим, но полон сочувствия. Свободный от стремлений, он кажется желающим чего-то. Он кажется счастливым или несчастным в соответствующих ситуациях.
Он не оставляет то, что естественно, и играет свою соответствующую роль в этой драме жизни.
Он сострадает печалящимсяи радуется со счатливыми, но ни то ни другое не загрязняет его сердца." (Йога-Васиштха, гл. 6.20.).

Просветление это не только знание - джняна, это еще и шакти - духовная сила, и просветленный это также тот, кто обладает шакти (шактиман).

Первая сила , которая появляется у просветленного, это сила мудрости (джняна шакти), благодаря ей он может проявлять ясность, давать ответы на любые вопросы, создавать философские системы и разъяснять их, видеть суть причин и следствий.

Вторая сила - это сила самоосвобождения, сила внутренней свободы (сватантрийя шакти), благодаря которой просветленный может освобождать свое сознание от любых энергий, связей, отношений, сохраняя его чистым, незапятнанным (нираджана). Сила внутренней свободы возникает благодаря силе мудрости и черпает свое вдохновение из брахма ахам бхавы - чистого пространства сознания просветленного.

Третьей силой просветленного является сила намерения (иччха шакти), благодаря которой он может из пустоты притягивать события, материализовывать вещи, воплощать задуманное (санкальпа сиддхи).

Четвертая сила - это сила управлять реальностью, сила божественного всемогущества, владычество просветленного (айшварья шакти), благодаря которой он влияет на грубые и тонкие миры.

Наконец, пятая сила - это способность действовать, совершать многообразные деяния (крийя шакти) - творить, поддерживать, разрушать, сокрывать, низводить божественное.

Если знаком просветления является испытание сахаджа-самадхи: непрерывное осознавание в бодрствовании, осознанность во сне со сновидениями и во сне без сновидений, то знаками окончательного освобождения является переживание в медитации пяти тонких пространств (Вьома-панчака), описываемых в Адвайя-тарака упанишаде:
- пространство без качеств (гуна-рахита-акаша);
- высшее пространство (парамакаша);
- великое пространство (махакаша);
- пространство семени элементов (таттва-акаша);
- пространство солнца (сурья-акаша).

Каждый ли человек может быть просветлённым или стать целым? От чего это зависит? Ведь кто-то уже в 15 лет задумывается о том, кто я, а кто-то никогда об этом не задумывается. Почему так происходит? Может быть, нужно накопить некоторое количество воплощений?

Человек вообще не может быть просветлённым и стать целым. Просветление происходит не по воле человека, и он для этого ничего сделать не может.

Просветление случается не только тогда, когда человек с 15 лет занят поиском ответа на вопрос КТО Я? Оно случается в разных случаях, и в разных судьбах. Рам Цзы, например, до того, как в нём произошло Просветление, 19 лет пьянствовал и наркоманил, и ни о каком просветлении думать не думал. Нисаргадатта Махарадж, учитель Рамеша Балсекара, тоже не думал о просветлении. Он был очень бедным человеком и думал о том, как заработать своей семье на проживание. Кроме того, он очень много курил и жевал табак. Жевать табак – в Индии называется жевание легкого наркотического средства. В Индии не принято пить алкоголь, но зато, как и во многих азиатских странах, там принято жевать табак. И жуют его там везде, даже за рулем автомобиля и, наверное, большинство мужчин.

Никто не знает заранее, в каком конкретном случае произойдёт Просветление и когда. Можно лишь предполагать об этом, но узнать это можно тогда, когда оно произошло. Просветление может произойти через любой организм, независимо от того, чем, какими делами он занят.

Просветление так же не зависит от мыслей, возникающих в человеческом уме, и просчитать Его по какой – нибудь формуле тоже невозможно. Оно происходит вообще не в человеке, а в Сознании. И потому человек не может оказать на Него никакого воздействия. Это безличностное явление, возникающее по воле Безличностного Сознания.

Человек сам есть явление Сознания и всё, что он может – это выполнять все заложенные в него функции. Но ТО, что проявляет себя через человека, есть Сознание. Именно в Нём и происходит такое явление как Просветление. Но Сознание ничего не делает для того, чтобы это явление в НЁМ произошло. ОНО происходит самопроизвольно, как и всё возникающее в Сознании.

Сознание всегда чисто и ясно и Ему не нужно как-то ещё просветляться. То, что принято называть просветлением есть освобождение от иллюзии, возникшей в Сознании в результате вовлечённости в игру воображения. Тот, кто хочет просветления и есть эта иллюзия.

Надо задаться вопросом – Кого волнует вопрос о просветлении? Что этот «некто» хочет получить с его помощью?

Вопрос о просветлении интересует, в том смысле, что эта цель кажется единственной не эфемерной. Получить ответ на вопрос «кто я?», «зачем я?». А больше смысла нет ни в чём. Пытаться бежать за сверх возможностями, чтобы заработать денег или выиграть в лотерею? Зачем? Получается, чтобы чего-то добиться, надо быть чистым. А когда ты чистый, то и добиваться ничего не хочется. Замкнутый круг.

Цель о получении или достижении просветления ничем не отличается от всех других целей. Она такая же эфемерная, как и все остальные. Просветление не может быть достигнуто или получено. К нему нельзя прийти и его нельзя приобрести. Оно может произойти, а может и не произойти. Но совершенно точно можно сказать, что тот, кто пытается его найти, никогда его не найдёт. Оно может произойти только тогда, когда этот поиск закончится. Просветление возникает только тогда, когда ищущий (который есть личность), а вместе с ним и искомое (образ желаемого просветления) перестают существовать. А до тех пор, пока будет существовать ищущий и искомое, поиск будет продолжаться.

Дело в том, что ищущий и искомое неразделимы, и по сути своей иллюзорны. Они лишь мнимые, воображаемые представления в уме и ничего больше. Просветление – это растворение иллюзий, это прямое ви́дение и понимание ТОГО-ЧТО-ЕСТЬ. Того, что есть иллюзии, и что есть не иллюзии. Но иллюзия в виде некоего ищущего ничего не может ни увидеть, ни понять, ни осознать. Иллюзия – это видимость, и она не имеет и не может иметь никаких способностей и возможностей, а потому не может видеть, понимать и осознавать.

Представление о том, «чтобы чего-то добиться, надо быть чистым», в корне неверно. Это представление основано на восприятии себя как некоего автономного существа, имеющего свободу волеизъявления. Но такого существа просто нет. Ни одно живое существо не имеет автономии, все существа полностью зависимы друг от друга и от пространства или среды своего обитания, а потому не имеют возможности делать что-либо самостоятельно. В конечном счёте, и сами они и всё их пространство существования есть лишь видимость в сознании, подобная сну, не говоря уже о понятии их чистоты и не чистоты.

В таком случае, всё просто есть, и ничего нет. Тогда зачем кто-то что-то делает. Хотя получается, он этого не делает. Я согласен, но такой ответ меня почему-то не устраивает. Я же зачем-то пишу. Хотя не могу ничего толком написать, поскольку любая мысль проваливается в пустоту, не находя точек опоры.

Да, это так, всё просто есть и одновременно с этим, ничего этого нет. Конечно, такой ответ тебя, а вернее личность, которую ты привык считать собой, может не устраивать, ведь тогда получается, что личность ничто, она ничем не владеет, ничего не контролирует и ничем не управляет. Всё возникает самопроизвольно, а то, что ощущается как делание, является лишь функционированием, действующим в строгом соответствии с Единым Космическим Законом.

Для личности это неприемлемо, поскольку она привыкла находиться в центре внимания и привыкла считать себя центром всего, что её окружает. Но личность сама ничего не может. Она не может что-либо делать, она не может думать, не может считать, не может действовать и ничего не может иметь. Всё это делает Сознание, не делая при этом ничего. Сознание – лишь среда, дающая возможность всему этому возникать и существовать. Оно есть Источник всего, только ОНО даёт существование всему, что есть.

То, что заставляет тебя писать и есть Сознание. Это Сознание, в котором существует непонимание и есть желание разобраться с этим непониманием. Это непонимание возникло постепенно в соответствии с тем, как происходило отождествление с организмом, который Сознание стало воспринимать собой. Именно привычка считать собой организм тела-ума и есть основа непонимания. А представление о себе как о ком-то и есть личность.

То, что любая мысль проваливается в пустоту, не находя точек опоры, прекрасно. Ведь в действительности всё так и есть: мысли возникают в пустоте, существуют какое-то время в виде некоего движения, а затем растворяются в этой же пустоте, не оставив следа. Мысли появляются и исчезают, а пустота остаётся, и ТЫ, наблюдающий эту пустоту, и то, как в ней возникают мысли, тоже остаёшься. Попробуй ощутить ТО, что есть всегда независимо от мыслей и каких бы то ни было состояний. Ощути ТО, что само по себе является ОСНОВОЙ всех ощущений и состояний. Если это получится, тогда и произойдёт Просветление.

Решил записать своё видение состояния или состояний, которые являются сигналом к тому, что с Вами скоро может случиться Просветление.
Итак, Признаки скорого Просветления:

1. Никто Вас не понимает, а Вы не понимаете других. Словно Вы говорите на одной волне, а другие на - других волнах. И они не пересекаются.
2. Ощущение, что Вы разговариваете со спящими людьми. Как наподобии в случае с лунатиками. Они говорят во сне, что-то делают. Но при этом они спят. Это ощущение постепенно ближе к Высшему Просветлению - всё нарастает и нарастает.
3. Вы всё чаще ловите себя на том, что ни о чём не думаете и Ваш взгляд какбы смотрит в никуда или сквозь материальные предметы, куда-то вдаль.
4. Ощущение электрического покалывания по коже, особенно в районе мозга.
5. Мозг словно становится тяжёлым или на него что-то давит энергетическое со всех сторон. И внутри мозга (по всей его площади) чувствуется электричество. Иногда это может становиться даже некомфортным ощущением.
6. Иногда ловите себя на том, что вообще не дышите (обычно на выдохе). Приходится заставлять себя дышать нормально, и контролировать этот процесс волевым усилием.
7. Возникает ощущение, что Вас нет. Что есть только присутствие чего-то, что Вы вот-вот поймёте.
8. Вы ловите себя на том, что Ваши желания исполняются. При этом Вы не желали исполнения этого, а это было какбы тенью желания, т.е. неявной мыслью, без всякого Вашего усилия. Это просто коснулось легонько Вашего сознания, и что-то в глубине Вас какбы сказало "пусть будет". И это исполнилось.
9. Всё чаще замечаете, что Ваше лицо полностью расслаблено. И Вам просто лень делать из лица какую-либо мимику. Если Вы с кем-то говорите и он рассказывает шутку - Вам нет желания даже изобразить улыбку и т.д. Вы полностью пребываете внутри (за своим лицом). И смотрите оттуда в полном спокойствии. Лицо для Вас как неживая маска, которой Вы больше вообще не доверяете, т.к. понимаете, что то, что Вы есть - оно передать просто не в состоянии. Да и не видите для себя больше смысла одевать какие-либо маски на свою вечную Суть.
10. Вдруг появляются порывы сказать всему миру, что ВЫ ВСЕ СПИТЕ, ПРОСЫПАЙТЕСЬ - но тут же ловите себя на том, что это бесполезно.
11. Иногда не понимаете зачем нужно ложиться спать. Этот процесс кажется Вам совершенно непонятным. Поэтому не ложитесь спать очень долго. А когда ложитесь - то долго чувствуете, что спать-то Вы не собираетесь, а легли просто, чтобы расслабиться и подумать о чём-то глобальном. И в этом состоянии проваливаетесь во что-то, что похоже на сон, словно растворяетесь в бесконечном пространстве.
12. Вы начинаете чувствовать, что с Вами в любой ближайший момент может произойти что-то, что Вы не сможете контролировать. Что Вы окажетесь во власти чего-то очень могущественного, что полностью уничтожит всё Ваше прежнее понимание, знания, основы и т.д. Это чем-то похоже на пребывание около пропасти - Вы не знаете, толи Вы сейчас полетите, ведомые неизвестной Силой, толи камнем полетите вниз. Но Вы понимаете, что в любом случае Вам придётся шагнуть вперёд. И неизвестность пугает Вас. Но в тоже самое время она чем-то похожа на приближение экстаза, которому Вы отдаётесь. И Вы не пытаетесь это понять, Вы просто это чувствуете. И это чувствование - это единственное знание, которое у Вас есть. И больше нет никого и ничего, что способно Вам помочь или объяснить происходящее.

Эти признаки могут помочь Вам на Пути. Т.е. не бороться с этим, а просто правильно их понимать. И уж конечно не бояться этого и не думать, что Вы сходите с ума и т.д.

(с) Веретенников Сергей Васильевич