Муниципальное казённое учреждение культуры

«Подосиновская межмуниципальная библиотечная система»

Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва

Методический сектор

От экологии природы

к экологии души

Человек и природа

в произведениях художественной литературы.

Методический сборник сценариев.

Подосиновец, 2015
Составитель:

Крюкова Е.В., зав. методическим сектором МКУК «Подосиновская МБС»

От экологии природы к экологии души. Человек и природа в произведениях художественной литературы: Методический сборник сценариев / Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва; сост. Е. Крюкова.- Подосиновец, 2015.- 46 с.

Сборник представляет подборку сценариев по творчеству писателей-природоведов В. Бианки, М, Пришвина, Н. Сладкова, Е. Чарушина, обзоры литературы, посвящённые проблеме взаимоотношения человека и природы в современной литературе.

Творческий час по творчеству Е.И. Чарушина для учащихся 1-2-х классов 6
Тимшина Н.А. Лесной корреспондент. Литературный утренник,

посвящённый творчеству В.В. Бианки . 12
Кочанова Е.И. «Лес не школа, а всему учит»

Литературный час по творчеству Н. И. Сладкова для 3-4 классов 15
Савина Л.В. Лесные тайнички

Литературное путешествие в мир русской природы

с писателем-натуралистом Н.И. Сладковым 19
Кочанова Е.И. «И лес тихонько мне шептал»

Литературный час по творчеству М. М. Пришвина для 3-4 классов 21
Требунских Т.В. Писатели и экология. Беседа для учащихся 6-11классов 25
Крюкова Е.В. Человек и природа в произведениях

художественной литературы

Литературный обзор для старшеклассников 29
Злобина Е.Н. Люблю тебя, мой край суровый, северный…

Литературно-экологическое путешествие

по родному краю с поэтами-земляками 44
Список сценариев по произведениям писателей-природоведов 49
Введение.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Экология сегодня – значимая наука, которая вплотную взаимодействует с биологией, природоведением, географией. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! Познавательные и в то же время красочные повествования в ореоле добра – отличительная черта произведений писателей-натуралистов: Виталия Бианки, Игоря Ивановича Акимушкина, Михаила Михайловича Пришвина, Евгения Чарушина и многих других талантливых авторов XIX-XX веков.

Природоведческая проблематика в литературе тесно связана с экологической: в защите и охране одинаково нуждается душа человека и душа окружающего его мира. Отличительной чертой отечественной литературы было осознание неразрывной связи проблем экологии с нравственностью человека, его совестью, ответственностью. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, без учета отдаленных скрытых последствий такого вмешательства, нарушая экологическую среду, человек тем самым искажает и нравственный кодекс, издавна действовавший в отношениях человека с природой.

Несмотря на драматизм ситуации, нормы экологического поведения, сама идея единства человека с природой находили свое отражение в повестях и романах советских писателей. Подтверждение этому - творчество Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Леонида Леонова, Василия Белова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Сергея Залыгина, и других писателей. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Предлагаем вашему вниманию методический сборник «От экологии природы к экологии души», который посвящен творчеству писателей, признанных классиков отечественной литературы.

Пособие включает сценарные разработки мероприятий природоохранной тематики для детей и юношества, которые проводились библиотеками района. Это направление работы актуально для формирования экологической культуры и сознания подрастающего поколения.

Используя все ресурсы экологических знаний имеющихся в библиотеке, включая Интернет, библиотекари самостоятельно разрабатывают интересные, познавательные, насыщенные информацией сценарии по творчеству писателей-природоведов, актуальной сегодня теме взаимоотношения человека и природы.

Мероприятия организуются совместно с педагогами, специалистами-экологами, и сопровождаются показами видеофильмов, иллюстративного материала, способствующих углублению восприятия, творческой и практической активизации детей и юношества. Главную роль здесь играет умение библиотекарей находить и в полном объеме представлять читателям информацию, несущую экологические знания.

При проведении каждого мероприятия библиотекари стремятся добиться того, чтобы каждый участник осознал себя частицей Земли, заставляют размышлять над экологическими проблемами, пробуждают неравнодушное отношение к каждому зверю и птице, и в конечном итоге – к самому себе.

Советы школьникам писателя-натуралиста.
Как писатель - натуралист, я скажу, что писать о природе очень сложно и ответственно.

Во-первых, сложно потому, что жизнь природы нужно хорошо знать и эти знания могут быть приобретены только посредством большого труда. Нужно много бывать в лесу, в поле, у реки, наблюдать жизнь лесных обитателей в их обычной среде, при этом, не нарушая их покоя. Писатель - натуралист должен жить природой. Наблюдая за жизнью лесных обитателей, писатель - натуралист видит то, что не видят многие - потаённой жизни леса, поля, реки. Той жизни, которая, по выражению известного детского писателя - натуралиста Георгия Скребицкого скрыта «пологом леса» и право приподнять этот полог дано не каждому. Для этого мало одного желания пойти в лес. Нужно еще и огромное стремление увидеть эту лесную жизнь, для чего порой приходится мокнуть под дождем, бродить по лесу темной ночью, мёрзнуть студёными зимними днями, цепко ходить по моховому верховому болоту. Одним словом, слиться с природой, и только тогда она откроет тебе свои тайны.

Во-вторых, писатель-натуралист пишет только о том, что видит. Но это не простой рассказ-байка, а особое повествование, где образ природы является главным. Именно вокруг этого образа и должны развиваться события, о которых пишет писатель - натуралист. А еще в рассказе должен быть особый смысл, я бы сказал, вложена душа самого автора. Если этого нет, то это простая байка - пересказ какого либо события.

В-третьих, в описании природы не может быть фальши. Тут нет места фантазии и домыслам. Природа должна жить в рассказе писателя-натуралиста такой, какой он ее увидел в определенном временном отрезке. Рассказ должен быть подобен фотографии. Вот только тогда писатель, пишущий о природе, может назвать себя писателем - натуралистом.

И в-четвертых, писатель - натуралист - это связующая нить между живой природой и читателями. И как он напишет о природе, так он и преподаст ее тем, кто её мало знает. Потому на писателе - натуралисте лежит очень большая ответственность.

А вообще, писать о природе - это здорово! Бывайте, дорогие ребята, больше в лесу, в поле, на реках и озерах в любое время года, старайтесь открыть в природе неизведанное, и я уверен, что ваша рука сама потянется к ручке и чистому листу бумаги для того, чтобы запечатлеть увиденное и передать эту радость другим.

Олег Трушин, писатель-натуралист

Волшебный мир зверей и птиц.

Чарушинские зверята.

Творческий час по творчеству Е.И. Чарушина для учащихся 1-2-х классов
Составитель: Тимшина Н.А.,

библиотекарь Демьяновской детской библиотеки
Библиотекарь Н.А. Тимшина разработала и провела творческий час-знакомство с жизнью и творчеством Е. Чарушина, для учащихся начальных классов (всего на мероприятиях побывало более 100 человек). Ребята заранее готовились к встрече с книгами Чарушина, читали различные произведения автора. В ходе мероприятия была проведена викторина по произведениям Чарушина, были применены элементы громкого чтения с последующим обсуждением рассказов, элементы обзора. Забавные получались рисунки маленького рысёнка. Мероприятие «Чарушинские зверята» интересное и познавательное, ребята получили заряд хорошего настроения. Цель мероприятия: На игровом, занимательном и привлекательном материале попытаться привить любовь к чтению, воспитать уважение к книге библиотекарем достигнута.

Туркова З.А., заведующая Демьяновской детской библиотекой.
Ход мероприятия

1. Кто такой анималист

Библиотекарь: Ходил медвежонок по лесу и посматривал вокруг: не растут ли где ягоды, которыми можно полакомиться? А потом он устал и сел. Умелая рука художника передала пушистый мех медвежонка, его по-детски раскрытые немного удивленные глаза. Это рисунок Евгения Ивановича Чарушина. Есть художники, у которых звери и птицы главные герои рисунков и картин. Таких художников называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что значит «животное».

Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек.

Но рисовать животных не так-то просто - позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Сегодня мы поговорим о творчестве писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, которому в 2015 году исполняется 114 лет со дня рождения.

2. Мир Чарушина

Как Чарушин стал писателем и художником .

11 ноября 1901 года в Вятке в семье губернского архитектора родился Евгений Иванович Чарушин. Вятский край, его леса и поля, постоянное наблюдение птиц и зверей, рассказы охотников - крестьян оказали воздействие на всё последующее развитие художника. 3 - родники его творчества.

Семья.

Отец Евгения - художник-архитектор, строитель домов, дворцов, вокзалов. Отец привил сыну первоначальные художественные навыки, любовь к природе и охоте. В детстве все самые яркие воспоминания связаны с животными. Мать - садовод и огородник-любитель. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они превращались в чудо-сад. Мама делал прямо чудеса. В холодной Вятке (ныне г. Киров) она выращивала под снегом тюльпаны и гиацинты, сажала в муравьиные кучи картофель, который вырастал величиной с человеческую голову. Мальчик принимал деятельное участие в её работе. Мать любила все живое и передала эту любовь к сыну. Цыплята, поросята, индюшата, с которыми всегда было много хлопот, козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом. Трехногий пес Бобка, война с котом, съедавшим крольчат, ловля певчих птиц - чижей щеглов, свиристелей, гоньба голубей... С этими воспоминаниями связано раннее детство Жени Чарушина.

Детство.

В шесть лет он заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся каши из грязного куриного корыта, каких-то трав, кореньев, в общем, самой невообразимой гадости. В другой раз он переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. И с этого лета научился хорошо плавать. Через год убил из чужого ружья филина, и с тех пор охотился один или с приятелями. В 11-12 лет получил в подарок ружье.

Рисовать он начал рано. Отец всегда с карандашом, и Женя то же. Изображал чаще всего животных и битвы индейцев. Можно сказать, что Женя Чарушин вырос с карандашом и кистью в руках: бегал рисовать чучела в чучельную мастерскую, помогал отцу в раскрашивании акварелью его проектов, ежедневно изображал что-нибудь для себя и для приятелей.

Любимыми книгами детства были - Сетон-Томпсон, Лонг, Биар и подарок отца, от которого «дух захватывало» - семь томов Брема «Жизнь животных». Он читал эту книг запоем. По утрам, умывшись, лез на дерево, чтоб чего доброго не заставляли учить уро: Читал Брема и чуть не плакал, так ему хотелось иметь тапира или жирафу.

Озорство.

Друзей привлекали к Жене простота и открытость. Идеалами семьи, немного провинциальной, старинной и интеллигентной, были честность, дружба, доброта. Женя рос озорной. Не избалованный, не капризный, Например: за очередной проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго. Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще стоит за ширмой - ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают - ботинки на месте, а Жени нет! Проделки его остроумны, изобретательны, веселы. Они рождались от неуемной фантазии, от неисчерпаемой энергии, от пытливости ума, от талантливости. И никогда в его озорстве не было ни зла, ни жестокости.

Таланты.

Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актером, вечно что-то изобретал (прозвали Евгеша-изобретатель), был великолепным живописцем, скульптором, впоследствии стал мастером книжной графики и отличным детским писателем. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

Образование.

Мастерству живописца учился в Петрограде в Академии художеств вместе с такими художниками, как Валентин Курдов, Николай Костров, Юрий Васнецов. Уже в студенческие годы работы Евгения Ивановича выделялись смелостью, отчаянием и талантливостью.

После окончания Академии в 1926 году Чарушин начинает работать в детской книге. Его дальнейшие успехи связаны с именами художника В.В. Лебедева и писателя С.Я. Маршака. Этим люди хорошо знали то, чем занимались, любили природу, животных, детей. Эти люди помогали ему, давали ценные советы.
Чарушин-художник.

Библиотекарь: Ребята, а что же, до Чарушина никто не рисовал животных?

Сколько книг написано о природе! А сколько писателей бралось за карандаш, чтобы изобразить своих героев: медведей, волков и прочую живность! Но книги Евгения Ивановича Чарушина все-таки невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны. Чарушин - художник отличается душевностью, теплотой чувств, человечностью. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.

Кого любит рисовать Е. Чарушин?

Больше всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло. Чарушин лаконичными средствами умеет выразить характер каждого зверька, его «психологию», мы узнаем хищника в оскаленном тигренке, видим незащищенность зайчонка, задиристость петуха.

В изображении своих героев художник часто прибегает к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты, ведь своего героя художник рисует максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог.

Что делают герои – животные? Это не вообще звери - лиса, волк, тигр, сова, гусь, олень, собака, кошка. Это их индивидуализированные образы. Художник показывает своих героев в те моменты, когда их характеры раскрываются особенно выпукло. Он любит показывать их в действии: оленята стремительно скачут, маленький мишка взбирается на пень, котенок Тюпа готовится к нападению...

С неистощимой энергией Чарушин иллюстрирует произведения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Г.Я. Снегирева - писателей-охотников, знатоков леса, страстных природолюбов.


Сценарий литературного вечера «О природе с восхищением и любовью…» (в рамках изучения темы «Природа в стихотворениях поэтов 19 века, программа по литературе, автор Г.С. Меркин)
Цели:предметные: знакомство обучающихся с произведениями поэтов, художников и композиторов 19 века о родной природе, формирование умений анализа стихотворений, навыка различения художественно-изобразительных средств, использованных автором
личностные: формирование у обучающихся таких нравственных качеств, как любовь к родной природе, чувство прекрасногометапредметные результаты: регулятивные: проявление познавательной активности в коллективном сотрудничестве;коммуникативные: выразительное репродуцирование стихотворного произведения, правильное использование речевых средств во время изложения информации;познавательные: способность осознанно строить речевые высказывания. Тип: внеклассное мероприятие для обучающихся 5 класса.Обеспечение:
презентация репродукций картин знаменитых художников на тему «Родная природа»;
подборка аудиозаписей музыкальных произведений о природе (в частности, П.Чайковского «Времена года», А.Вивальди «Времена года»)
Межпредметные связи: история, музыка, изобразительное искусство.
Ход мероприятия.
(Подготовительные мероприятия:Предварительно учащимся дано задание подготовить чтение наизусть стихотворения о природе поэта 19 века (на выбор)(По ходу записывать названия стихов и имена их авторов).
Вступительное слово учителя.
Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле. Попробуем и мы научиться по-настоящему видеть, слышать и понимать то, что происходит вокруг нас, и тогда природа откроет нам свои тайны. Для этого мы познакомимся с произведениями русских художников, композиторов и поэтов, увидим их мастерство в создании образа Родины.
ТРЕК 1
(Звучит музыка. Появляется Ее Величество Природа)Природа: Здравствуйте, ребята! Я Природа.
Прекрасен окружающий нас мир. Что же составляет эту красоту? Это и дремучая тайга, и безбрежность моря, и бесконечные просторы полей, и наши кудрявые сопки, и речки и озера, в которых вы так любите плескаться летом. В простоте окружающих мест скрывается милая сердцу красота. Много красивых пейзажей изобразили в своих произведениях поэты 19 века. Кстати, напомните мне, что такое пейзаж? (ответ детей). А при помощи каких художественно-выразительных средств созданы картины природы? Давайте позовем на помощь Профессора Литерознайка.
(Выходит Профессор Литерознайка, рассказывает про эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения с примерами. Ребята сверяют свои определения в тетрадях)Природа: У меня есть четыре поры – Времена Года. И в каждый из них я становлюсь новой и краше прежнего. Многие талантливые люди посвятили мне свои произведения. Среди них художники и композиторы, писатели и поэты.Так, Петр Ильич Чайковский и итальянский композитор Антонио Вивальди написали произведения, который так и называются «Времена года», сегодня мы с ним познакомимся. А также буду рада услышать, как мои четыре времени года изобразили в стихах поэты 19 века.
Учитель: Итак, ребята, начнем с времени года, которое еще сравнивают с пробуждением природы. Это… весна - радостная, веселящая солнечными лучами и звонкая журчащими ручьями. Весна душистая запахами и цветением, шумная и озорная, а еще весна прекрасная, потому что все вокруг цветет, распускается и птицы вьют гнезда.
Послушайте, как весна представляется Вивальди и (внимание на экран) художникам
ТРЕК 2
(демонстрация картин и музыка)
А теперь поделитесь, пожалуйста, как рисуют весну поэты.
Совпали ли представления?
Учитель: Следующее время года, которое очень любят дети. Это лето. Оно прекрасно не только каникулами, но и тем, что является, пожалуй, самым красочным. Лето - дружелюбное, согревающее жарким солнцем и освежающее теплыми дождями. Лето полно зелени, цветов и растений, когда в поле роятся насекомые, животные заняты своими делами и поют птицы, а ещё лето доброе.
Послушайте и посмотрите.
(демонстрация слайдов и музыки)
(чтение наизусть)
Учитель: А сейчас обратимся к времени года, которое часто называют унылой порой. Осень - грустная и задумчивая, плаксивая моросящими дождями и красивая разноцветными листьями. Осенью деревья роняют листья, застилая дорожки, лавочки и газоны красочным ковром листопада, а ещё осень нежная и красивая.А по праву или нет, сейчас посмотрим.
(музыка и картины)
Учитель: Ребята, какое сейчас время года? Правильно, зима. А вы любите зиму? Почему?
(потому что зимой всё изменяется вокруг, природа преображается)
Русские поэты тоже любили это замечательное время года и посвятили зиме много своих стихотворений.
Сейчас закройте глаза (звучит музыка) и представьте себе, что вы так долго ждали, когда наступит «настоящая зима» и выпадет снег, а его всё не было. И вот вы легли спать. А утром, проснувшись, выглянули в окно. О чудо! Выпал первый снег! Опишите снег, увиденный из вашего окна. Какой он?
(белый, пушистый, лёгкий, на солнце серебристый и искрится, немного голубой…)
Какие чувства, какое настроение вызывают у вас изменения, что произошли ночью?
(На душе радостно, хочется выбежать на улицу, играть, бегать, кувыркаться в снегу. Хочется сделать что-то хорошее, сказать что-то доброе маме, бабушке, друзьям.)- А сейчас посмотрите на репродукцию картины художника Пластова, которая так и называется «Первый снег».
Что изображено на картине?
Какой снег? Похож ли он на тот, который описывали вы?
Как художник передаёт чувство радости и восторга от первого снега?
Итак, мы видим, что дети, изображённые, на картине Пластова испытывают такие же чувства радости, как и вы, встречая первый снег.
(звучит музыка. Появляется Зимушка-зима)Зима:
- Очень я по вам скучаю весь год и радуюсь, когда приходит мое время. И не скрою, многим я симпатична. А среди вас есть те, кто любит красавицу-зиму?
(ответы детей)
Учитель: Спасибо, Зимушка, что пришла! Действительно, очень ты нам нравишься. Какие ты узоры рисуешь на окнах, а какие затейливые снежинки ткешь! В благодарность за эту красоту многие поэты 19 века посвятили тебе свои стихи. Послушай-ка.
(чтение наизусть)
Зима: Спасибо, ребята, мне очень приятно! Скажите-ка, как меня называют в стихотворениях? А какие волшебные слова помогли поэта нарисовать зимние картины?
(Ребята перечисляют поэтические «прозвища» зимы, а также тропы, при помощи которых поэты 18 века изобразили зимние пейзажи)
(чародейка, волшебница, старуха)
Учитель: Давайте ответим на вопрос: какой предстаёт природа в стихотворениях разных поэтов?
(ответы детей)
(выходят Природа и Зима)
Учитель: В шуме берез, в свете солнца, в пении птиц мы будем слушать мелодию произведений русских поэтов, их лирика будет жить всегда. Любуйтесь родной природой и берегите ее! Наш литературный вечер подошел к концу. Спасибо, ребята.
Домашнее задание. Составить словарик эпитетов по прочитанному стихотворению.
ВОПРОСЫ К СТИХОТВОРЕНИЯМ:
В какие цвета окрашена картина?
Какими словами они переданы?
Каким показано то или иное время года?
Знаете ли в пословицы про это время года?

Сценарий проведения встречи в Литературной гостиной «Детские писатели о природе и животных»

(с использованием ИКТ и мнемотехнических технологий)

Цель: формирование у детей начал экологической культуры посредством знакомства с художественными произведениями литературы, искусства, музыки.

Задачи:

  • Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий, по отношению к окружающей среде;
  • Выявлять лучших чтецов среди детей, предоставлять им возможность для самовыражения; развивать чувство ритма и рифмы (ОО «Речевое развитие»);
  • Формировать у дошкольников навыки выразительного чтения, артистических умений (ОО «Социально – коммуникативное развитие»).

Ход: Добрый день, дорогие друзья! Мы, рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Тема нашей встречи: «Детские писатели о природе и животных»

Ведущий:

Поэзии чудесная страница

Для нас сегодня открывает дверь.

И чудо пусть любое сотворится!

Ты, главное, в него всем сердцем верь!

Любовь и красота природы,

Дорога сказок, мир – любой, -

Подвластно все ПОЭЗИИ, - Попробуй!

И дверь в ее Страну открой!

Шорох листьев под ногами, капелька дождя,

Радуга на небе, трели соловья, -

Вот мороз рисует на стекле узор…

Мир вокруг прекрасен! И каждый в нем актер.

Ведущий: очень много писателей поэтов посвятили свои произведения природе, воспевая в них её красоту, многообразие, значение для человека. Давайте вспомним некоторых из них (представление писателей).

Книги – какое это чудо! Они наши друзья и помощники. Практически на любой вопрос можно в них найти ответ.

Хорошая книга – м ой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг!

Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведем.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков.

Про тайные земли и движенье планет.
С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей, я жить не могу.

Ведущий: чтобы наше общение было интереснее, мы решили провести творческий литературный конкурс, в рамках которого участники смогут посоревноваться в представлении произведений писателей о природе и животных. А определить лучших будет наше жюри. Разрешите представить его членов:

Очень трудно все запомнить

И в итоге нам сегодня

Победителей назвать

Ведущий: в зависимости от содержания стихотворений мы разделили их на 3 темы. Отгадайте, о чём пойдет речь в 1 – ом разделе: (картинки времена года)

Есть у природы четыре страницы,
Есть у погоды четыре сестрицы

Прилетают птицы звери просыпаются
Первая сестрица ВЕСНОЙ называется

Сыты все, согреты солнца ярким светом
Вторую сестрицу называют ЛЕТО

Сделаны запасы листья облетают
Третья сестрица - ОСЕНЬ золотая

Всюду снег искрится - к нам пришла сама
Четвертая сестрица - зимушка – ЗИМА

Ведущий: п равильно – первый раздел конкурса «Времена года». Давайте послушаем, какие стихи о временах года прочтут наши конкурсанты.

  1. Чертопятова К.
  2. Бодров П.
  3. Мишакин Б.
  4. Жукова А.

Пока жюри подводит итоги у нас музыкальная пауза: игра «На лужайке»

Ведущий: Чтобы определить тему 2 – ого раздела конкурса нужно отгадать загадки:

Ведущий: Молодцы! Теперь мы можем сказать, что ребята прочтут стихотворения о представителях животного мира.

  1. Сивцов С.
  2. Шешунов А.
  3. Котова Л.
  4. Мухтулов В.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, у нас с вами музыкальная пауза: песня «Не обижайте муравья»

Ведущий: попробуйте отгадать, о чём будут читать стихотворения участники 3-ей части конкурс:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной,
А Васю - хворостиной.

Отгадка (ответ): Лес

Ведущий: правильно, речь пойдет о мире растений.

  1. Сабуров И.
  2. Чернышев С.
  3. Сляслин А.
  4. Лаухина С.

Пока жюри подводит итоги, у нас музыкальная пауза «Собери грибы в корзинку».

Ведущий: предоставляется слово членам жюри для подведения итогов литературного конкурса.

Объявление победителей, вручение подарков.

Под российским небосводом

Книгу любят и хранят.

Пусть же крепнет с каждым годом

Дружба книги и ребят!

Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Россией дорожить.

Новых книг живые строки

Открывают путь широкий

Учат нас правдивы быть

Природу понимать, любить

Без книги хорошей прожить нам нельзя

До новых открытий!

До встречи, друзья!


Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе

час русской лирики

«Золотая пора листопада»

Подготовил преподаватель русского языка и литературы: Туз Наталья Владимировна

Внеклассное мероприятие предназначено для студентов среднего профессионального образования (1,2 курс – 16-17 лет)

Предварительная работа: распределение ролей и текстов; репетиции со студентами по прочтению наизусть стихотворений русских поэтов, посвященных осени; оформление выставки книг «Унылая пора, очей очарование» (по краям размещены специально заготовленные разноцветные листочки, логотип Года литературы), возможны рисунки обучающихся к конкретному стихотворению. Приготовить аудиозаписи: П. И. Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня", песню группы ДДТ «Что такое осень?», песню «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой, «Осенний вальс» Ф. Шопена (или на усмотрение организатора).

Предполагаемые результаты:

повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, повышение интереса к изучению поэзии,

появление умения подчинять свое поведение целому ряду поставленных целей и задач, независимо от мнения окружения в соответствии с требованиями педагога,

развитие личности студентов во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений.

Цель: показать разнообразие художественных индивидуальностей в русской лирике

Задачи:
Образовательные:
- вспомнить произведения, посвященные удивительному времени года - осени;

Помочь обучающимся почувствовать поэтическое обаяние и музыкальность текстов;


Развивающие:
- Развитие интереса к литературе как виду искусства;
- Развитие коммуникативных навыков учащихся;
- Развитие навыков выразительного чтения;

Развитие чувства прекрасного;

Воспитательные:
- Воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;
- Воспитывать любовь к родной природе;
- Воспитывать любовь к русской литературе, музыке.


Подготовительная работа:

выучить наизусть стихотворения русских поэтов, посвященные осени, оформить выставку книг «Унылая пора, очей очарование» (по краям размещены специально заготовленные разноцветные листочки, логотип Года литературы), возможны рисунки обучающихся к конкретному стихотворению.

Музыкальное оформление: аудиозапись П. И. Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня", песня группы ДДТ «Что такое осень?», песня «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой, «Осенний вальс» Ф. Шопена.

Ход мероприятия:

Преподаватель:
Здравствуйте, дорогие друзья! Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать всех на нашей встрече! В этот осенний день мы собрались на час русской лирики «Золотая пора листопада», чтобы послушать и почитать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – осени.

Звучит произведение Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня".
Преподаватель:

Вы послушали завораживающие мелодии Петра Чайковского!
Напоминаю вам, уважаемые студенты и гости, что наше мероприятие проводится в год литературы. Посмотрите на официальный логотип Года литературы и скажите, кто из писателей здесь представлен?
Ответ: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.А. Ахматова.

Преподаватель:

Верно! Обращаю ваше внимание на выставку книг с названием «Унылая пора, очей очарование», на которой представлены сборники стихов разных поэтов: А. С. Пушкина, Б. Л. Пастернака, С. А. Есенина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, К. Д. Бальмонта и других замечательных поэтов-пейзажистов!

Дорогие друзья, скажите, пожалуйста, кто автор этих восхитительных строк:

Унылая пора, очей очарование…

Приятна мне твоя прощальная краса…

Конечно же, А. С. Пушкин, для которого осень была любимейшей порой! Поэт оставил нам гениальные, ясные и простые, как сама природа, поэтические строки, которые приходят нам на память при виде осенней красоты! Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.

Чтец 1:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Преподаватель:
В творчестве Александра Сергеевича есть понятие «Болдинская осень». Это нижегородское имение
Пушкиных , которое писатель посещал, и которое вдохновляло его на создание нежных, романтических стихов! Полагаю, вы согласитесь со мной, что никогда природа не выглядит так восхитительно и красочно, как осенью.

Давайте вспомним, какие краски, оттенки нам дарит чудесная осень?

Какими эпитетами характеризуют эту пору поэты?

Дорогие друзья, кому из вас нравится осень и чем?

Осень - это золотая и багряная листва,

Осень - это шелест падающих листьев,

Осень - это ветви рдеющей рябины,

Осень - это запах антоновских яблок,

Осень - это прощальный крик журавлей,

Осень - это тишина и душевный покой,

Осень - это любимая пора А.С.ПУШКИНА!

Как вдохновенный певец природы вошёл в сознание читателей Фёдор Тютчев. Природа для него является источником впечатлений и раздумий. Поэт писал, что природа «не слепок, не бездушный лик. В ней есть любовь, в ней есть язык». Фёдор Иванович показал природу в движении, в смене явлений, переходных состояниях от зимы к весне, от лета к осени. Нам близок и дорог Ф. Тютчев – вдохновенный созерцатель природы!

Чтец 2:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Преподаватель:

Друзья, скажите, какие эмоции вызывают тютчевские строки?

Осенняя грусть, тоска по уходящему времени года, прощание с птицами, ощущение, что чего-то будет не хватать, например, птичьего гомона.

Осень в стихах русских поэтов самая утонченная, нежная и в тоже время,

полная мудрости пора. Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь, все переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении. Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в стихах об осени, подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии.

А сейчас проведём литературную разминку «Мы играем - рифмы подбираем ». Вам нужно подобрать рифмы к словам: пейзаж, чайка, озеро, лес, картина, цветы, грустно, лист, просека, соловей, дожди, свист.

(участники мероприятия называют соответствующие слова)

Все молодцы! Спасибо за активность и фантазию!

Чтец 3:

Алексей Плещеев "Осень"

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Преподаватель:

В конце августа и весь сентябрь земля надевает самые дорогие наряды: парчовые и золотые. Теплый красный свет идёт от осинок, пронзительно-жёлтый от стройных берёзок, огненный от кудрявых рябин! Выглянет солнце – всё вспыхнет яркими красками, и сердце замрёт в восторге от такой дивной красоты! Есть ли в году время, подобное этому? Нет, «пышное природы увяданье» неповторимо! Осени посвящены не только стихи, но и песни. Предлагаю послушать одну из них.

Звучит песня группы ДДТ «Что такое осень?

Преподаватель:

Ребята, догадайтесь, о каком из осенних месяцев говорится в предложении: дружен он с холодными ночами, дождями текучими, хороводом листьев.

Безусловно, речь идет о месяце октябре!

Рыжий октябрь на пригорке прилег,

Теплый ласкает его ветерок.

Шепчутся тихо поникшие травы

Возле широких и пыльных дорог.

Желтые листья роняют леса.

В небе прощальные птиц голоса.

В тихие рощи, поля и дубравы.

Крадётся щедрая осень – краса.


Преподаватель:
Об осени есть много примет. К примеру, весна красна цветами, а осень плодами.

В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина. В октябре и лист на дереве не держится. Октябрь землю покроет, где листком, где снежком. Плачет октябрь холодными слезами. Октябрьский гром – зима белоснежная. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой и многие другие.

Певцом осенней грусти выступает в русской поэзии И. Бунин. И хотя его творчество относится к XX веку, он остался верен традициям XIX века, и все его поэтические корни в «золотом» веке русской поэзии! С яркой и даже щеголеватой живописностью он изображает все краски осеннего леса - от багряного и лилового до тёмного и бесцветного.

Чтец 4 читает фрагмент стихотворения:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Преподаватель:
Не менее интересен в поэзии Борис Пастернак. В его стихах мы видим неспешное любование красотой наступающей осени, философское размышление о жизни, о смене времен года, о вечности природы. Осень у Пастернака многолика: то это выставочные залы картин, то молодые новобрачные - липа в венце и береза «под фатой подвенечной и прозрачной». Послушайте стихотворение «Золотая осень»!
Чтец 5:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Чтец 6 продолжает:

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Преподаватель:

Вот такой видит осень Борис Пастернак. Читая любые строки на осеннюю тему, как будто бы оказываешься в жёлтом лесу, пылающем как жаркий костёр, чувствуешь себя листочком берёзы, летящим на блёклую траву, и ощущаешь, что осень несёт в себе тишину, молчание и умиротворение!

Продолжая разговор об осени, невозможно не сказать о лирике Сергея Есенина. Его стихотворения чем-то похожи на него. Они такие же простые, искренние, легко понимаемые. Есенин родился в простой крестьянской семье, потому, став поэтом, он воспевал природу родного края с особым трепетом, его стихи будто льются из глубин души, из зелёных рощ и дубрав России. Есенин много стихотворений написал о природе, об осени!

Чтец 1: (можно прослушать песню в исполнении Ольги Стельмах)

Закружилась листва золотая .

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть.

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать...

Где ты, где, моя тихая радость -

Все любя, ничего не желать?

Преподаватель:

Есенинскую поэзию мы любим за доступность, лиризм, мелодичность, народность. За те искренние чувства, которые вложил лирик в свои произведения. За его огромную любовь к Родине с ее березовыми рощами, небесной синью, раздольной крестьянской песней. Прожив непростую и очень короткую жизнь, Сергей Есенин оставил о себе вечную память в виде неповторимых и ярких стихов. А сколько произведений положено на музыку. Его песни по нраву всем людям. Они такие лиричные, задушевные, нежные.

Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой

Преподаватель:
- Уважаемые студенты, попрошу выйти ко мне тех, кто родился осенью! В честь сегодняшнего праздника вам вручаются памятные медали! Поздравляем осенних именинников! Аплодисменты.

«Осень проходит и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы» - так писал Константин Паустовский. А певец русской природы Михаил Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек - это единое целое. Важно, чтобы каждый человек любил и ценил природу!

Настало время подвести итог:

осень - пора листопада, симфония музыки и грусти опавшего сада. Это пора яркого взгляда на жизнь, сезон творчества и созидания. Пора мечтаний и время преображения. Именно поэтому осень – любимое время года художников и поэтов, воспевших её красоту.

Дорогие гости поэтического праздника! Вы очень внимательно слушали стихи и старались увидеть, вообразить, воссоздать картины, на которых изображена осень, которой любовались в 19 веке А. Пушкин, А. Фет, в начале 20 века И. Бунин, С. Есенин, Б. Пастернак.
Дорогие друзья, участники нашего мероприятия, всем огромное спасибо!

Вот и закончился час русской лирики. Я уверена, что равнодушным не остался никто. Завершается наш поэтический праздник вальсом Шопена.

До новых встреч!

Звучит «Осенний вальс» Ф. Шопена

Литература:

1. Тютчев Ф.И. “О, вещая душа моя!..” - М.: “Школа-Пресс”, 1995
2. Константин Бальмонт. Избранное. Москва, Аделант, 2011
3. Интернет-ресурсы: uchportal.ru , http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html .

Русская природа, широкая, необъятная и ранимая, как славянская душа, являлась одной из излюбленных тем многих знаменитых поэтов. Современные поэты, увы, не переняли умение чувствовать природу так же остро, как их талантливые предшественники. А ведь именно единение человека с природой позволяет испытывать те эмоции, которые заставляют писать ярко, живо, восторженно.

Природная красота как произведение искусства

Русская природа поистине уникальна. Она, при всей своей простоте, пробуждает в человеке глубокие чувства, заставляет ценить и любить окружающее великолепие. Лишь созерцание природы способно дарить человеку ощущение гармонии и абсолютного, ничем не замутненного счастья.

Благоговение перед этой красотой, вовсе неважно, простилается ли перед вами зеленое поле или заснеженный лес, всегда пробуждает в человеке размышления о жизни, о смысле существования и истоках истины.

Стихи о природе русских поэтов многогранны. Русская поэзия всегда стремилась научить читателя не только ценить красоту, но и черпать в ней душевные силы. Как бы ни было плохо и темно на душе, человек на лоне природы всегда успокаивается, находит внутри себя гармонию и надежду на лучшее. За увяданием приходит расцвет - и замерзшая земля вновь оживает при встрече с весной.

Так, поэт Николай Рубцов писал:

Выпал снег - и все забылось,

Чем душа была полна!

Сердце проще вдруг забилось,

Словно выпил я вина.

Никто не понимает красоту русской природы лучше творческого человека, который чувствует гораздо больше, чем мы, практичные прагматики. Порою в жизненной спешке мы не замечаем окружающей красоты.

Александр Сергеевич о русской природе

Пожалуй, ни один русский поэт о природе не писал так эмоционально и ярко. Пушкин со свойственной ему мудростью и умением тонко подбирать нужные слова восхвалял красоту осени - это его любимая пора года, которой посвящено множество стихов. Поэт описывал царившую вокруг красоту, старался объять необъятное, уделяя особое внимание деталям. По его стихам можно смело писать пейзажи.

Пожалуй, одно из самых знаменитых стихотворений, в которое поэт вложил всю любовь к этой золотой поре года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Афанасий Фет. Цените каждое мгновение

Афанасий Фет, поэт чистый и искренний, писал о природе постоянно. Афанасий обладал удивительной способностью четко описывать привычные нам природные явления, которые мы по глупости не замечаем. Каждое его слово пропитано любовью к природе и стремлением донести до читателя, как мало он замечает в своей жизни. А ведь ценно каждое мгновение - порыв ветра в лицо, прикосновение божьей коровки к руке, ласка солнечного луча.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

Природа и внутренний мир

Поэты, которые как никто тонко чувствуют не только свою душу, но и душу каждого своего читателя, связывают природу с внутренним миром человека. Нет, описание пейзажей и другие детали природы не являются фоном - они связаны с настроением лирического героя нитями, видимыми не каждому.

Так, Пушкин в своем стихотворении "Цветы последние милей" показывает, насколько гармонично все в природе и во внутреннем мире - рождение и смерть, рост и увядание. Также Александр Сергеевич любил обращаться к природным явлением, как к живым существам.

Множество стихов на тему времен года можно найти и у других великих русских писателей: Лермонтова, Блока, Тютчева, Есенина. А вот о бессмертном хулигане Есенине следует поговорить подробнее.

Есенин о природе

Выросший в деревне Сергей Есенин любил и понимал русскую природу лучше любого городского жителя. Он писал о ней много, красиво и душевно, часто соединяя с любовной лирикой. Сергей Александрович учит читателя любить Родину искренней и чистой любовью, невзирая на ее несовершенства - покосившуюся избу, старый клен, небогатые хлеба. Но они наши, близкие и родные. Русская природа в стихотворениях поэта настолько ярко описана, что живо предстает перед мысленным взором читателя во всем своем великолепии.

Немало строчек Есенин посвятил и животным, которых очень любил с детства. В некоторых своих стихах он обращается к братьям нашим меньшим, как к старым товарищам. Есенин искренне восхвалял природную красоту и мечтал, что однажды человек одумается и перестанет уничтожать ее. Увы, течение времени мало что способно изменить, пока люди не изменят себя.