Святитель Тихон Задонский, писавший в 18 веке, так говорит об отношении православных к Священному Писанию: "Если бы ты получил письмо от царя земного, разве бы ты не читал его с радостью? Конечно, с великой радостью и трепетным вниманием. Ты же получил письмо, но не от земного царя, а от Царя Небесного. А ведь ты почти пренебрегаешь этим даром, таким бесценным сокровищем". И дальше он говорит: "Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа Во время чтения, ты и молишься Ему и беседуешь с Ним". Нам следует воспринимать Священное Писание как письмо, обращенное Богом каждому из нас лично. Каждый человек должен воспринимать чтение Священного Писания как прямой личный разговор со Христом.

Через 200 лет после слов святителя Тихона, Московская Конференция Православных и Англикан в 1976 г. определила правильное отношение к Священному Писанию другими словами, также полноценно освещающими этот вопрос Московское заявление, подписанное также и делегатами Англиканской Церкви достойно суммирует суть православного взгляда на Библию: "Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым. Они одновременно и Божественно-вдохновлены, и человечески-выражены. Они с властью свидетельствуют об откровении Бога людям, в Творении, воплощении Слова и истории пути человечества ко спасению. Тем самым они выражают Божие слово посредством человеческого языка. Мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви. Наш подход к Библии строится на послушании".

Сопоставляя слова святителя Тихона и Московского заявления, мы можем выделить четыре основных качества, отличающих православное чтение Священного Писания. Во-первых, мы должны читать в духе послушания, во-вторых, мы должны читать соборно, как члены Православной Церкви, в-третьих, наше чтение должно полностью сосредоточиваться на Христе, в-четвертых, наше чтение должно быть личным.

Чтение Библии с послушанием

Итак, прежде всего, читая Священное Писание, мы должны внимать в духе послушания. И святитель Тихон, и Московская конференция 1976 г. оба подчеркивают божественное происхождение Библии Священное Писание - это письмо человеку от Бога. Сам Христос обращается к тебе Священное.

Писание - свидетельство Бога о Самом Себе. Оно выражает Слово Божие на нашем человеческом языке Оно вдохновление Богом. Поскольку Сам Бог говорит с тобой посредством Библии, твой ответ должен быть ответом послушания и восприимчивого внимания. Когда мы читаем, мы должны быть открыты Святому Духу.

Но, будучи Богом вдохновленной, Библия в то же время человечески выражена. Это целая библиотека различных книг, написанных в разное время и разными лицами. Каждая книга Библии отражает облик эпохи, в которую она была написана, и особенности воззрений автора. Ибо Бог ничего не изволит делать в отдельности от людей: благодать Божия действует в гармонии с человеческой свободой, Бог не упраздняет нашей личности, но восполняет и совершенствует ее. Так и с написанием Боговдохновленных книг Ветхого и Нового Заветов. Авторы их не были просто пассивным орудием, стенографическим прибором, записывавшим чьи-то слова. Каждый автор Священного Писания вносит в свой труд собственный человеческий талант. Параллельно с божественными аспектами в Священном Писании присутствует и человеческий аспект. Мы должны ценить и то, и другое.

Каждое из Евангелий, например, имеет свои характерные особенности. Святой Евангелист Матфей более подчеркивает значение Христа для иудеев, уделяя при этом особое внимание Царствию Небесному. Святой Евангелист Марк приводит яркие подробности служения Христа, Его попечения о людях, отсутствующие у других. Святой Евангелист Лука выражает всеобъемлющую сторону любви Христовой, Его бесконечное сострадание, распространяющееся в равной степени и на иудея, и на язычника. У святого Евангелиста Иоанна встречается более внутрь-обращенное отношение ко Христу; при этом особо оттеняется божественный свет и пребывание Божие в верующих. Следует в полной мере наслаждаться этой живительной многогранностью Библии и изучать ее.

Поскольку Священное Писание является, таким образом, словом Божиим, переданным на человеческом языке, при изучении Библии допускается добросовестное исследование ее. Осваивая человеческий аспект Библии, мы можем в полной мере использовать данный нам Господом Богом разум. Православная Церковь не исключает научного обсуждения вопросов исторического возникновения и авторств книг Библии.

Однако наряду с этими человеческими подробностями, мы не смеем терять из вида Божественность Священного Писания. Это не просто книги, созданные рядом земных авторов. Мы слышим в Священном Писании не просто обыкновенные человеческие слова, отличающиеся большей или меньшей степенью мастерства и проницательности, а вечное, нерукотворное Слово Самого Бога, божественное Слово спасения. Следовательно обращаясь к Библии, мы обращаемся, не просто из любопытства, с целью получить информацию. Мы обращаемся к Библии с конкретным вопросом, каждый с личным вопросом о самом себе: "Как мне спастись?"

Священное Писание, будучи Божиим словом спасения на человеческом языке, должно пробуждать в нас чувство трепета. Кажется ли тебе иногда, читая или слушая, что все это сделалось слишком знакомым? Не стала ли Библия для тебя в чем-то скучной? Постоянно следует очищать душу, чтобы не отупело восприятие, и в изумлении, новыми глазами смотреть на то, что Господь раскрывает перед нами.

Некоторое время тому назад я видел сон, который отчетливо запомнился мне. Я снова был в том доме, где в детстве прожил три года в школе-интернате. Во сне сперва я проходил через комнаты мне уже знакомые. Затем спутник, водивший меня по зданию, привел меня в другие, которых я никогда раньше не видел - просторные, красивые, полные света. Наконец мы вошли в маленькую часовню с мерцающими свечами и темно-золотистыми мозаиками.

Во сне я сказал своему спутнику: "Как странно, ведь я жил здесь три года, но никогда не знал о существовании этих комнат". А он мне ответил: "А ведь всегда так бывает".

Я проснулся... И что же - это был сон.

Должно испытывать по отношению к Библии именно тот трепет, то ожидание, удивление и радость перед чудом, которые я испытал во сне. В Священном Писании много комнат, в которые мы не входили еще никогда. В нем еще предстоит обнаружить много глубины и величия. Это сознание ощущения чудесного есть необходимый элемент нашего отзывчивого послушания.

Если послушание означает трепет, оно также означает и слушание. Таково первоначальное значение этого слова как в греческом, так и латинском языках

Студентом, я бывало, слушал по радио одну многосерийную юмористическую передачу. В одном эпизоде, помнится, звонит телефон и герой протягивает руку, чтобы снять трубку. "Алло, - говорит он, - алло, алло". Громкость его голоса нарастает: "Кто говорит?". Голос на другом конце: "Это ты говоришь". "А - отвечает он, - то-то я подумал, что голос знакомый". И он кладет трубку.

К сожалению, это притча о том, что слишком часто случается и с нами. Мы лучше говорим, чем слушаем. Мы слышим звук собственного голоса, но не останавливаемся, чтобы расслышать голос собеседника. Итак при чтении Библии первое требование: умолкнуть и - слушать, внимать с послушанием.

Когда мы входим в православный храм, расписанный в традиционном стиле, и смотрим по направлению алтаря, на восток, то видим там, в апсиде, Матерь Божию с воздетыми к небу руками. Так было принято в прежние древние библейские времена (и сегодня так возносят руки священники Православной Церкви) - так и мы должны внутренне настроиться при чтении Священного Писания с руками невидимо воздетыми к небу. Читая Библию, следует уподобиться Преблагословенной Деве Марии, ибо Она - в высшей степени Та, Кто слушает. В день Благовещения Она послушно внимает Архангелу и отвечает "Да будет Мне по слову твоему" (Лк.1:38). Она не смогла бы принять и носить Бога Слова во чреве, если бы прежде того не внимала Слову Божию в сердце Своем. После поклонения пастухов новорожденному Иисусу, о Ней говорится: "А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем" (Лк.2:19). И когда Пресвятая Лева находит Иисуса во храме, еще раз говорится: "И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем" (Лк.2:51). Та же потребность подчеркивается в последних словах Матери Божией, которые сообщает нам Священное Писание, словах сказанных на браке в Кане Галилейской: "Что скажет Он вам, то сделайте" (Ин.2:5); Она завещает это слугам и - всем нам.

Во всех этих случаях Преблагословенная Дева Мария является отображением, живым образом Библейской Христианки. Мы должны уподобиться Ей, слушая Слово Божие, размышляя над ним, сохраняя все в наших сердцах и соблюдая все, что Господь Иисус Христос говорит нам. Когда говорит Бог, следует внимать с послушанием.

Понимание Библии через Церковь

Во-вторых, как сказано в заявлении Московской коференции, "мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви". Наш подход к Библии должен быть не только исполненным послушания, но и церковным.

Именно Церковь говорит нам, из чего состоит Священное Писание. Та или иная книга не потому является частью Священного Писания, что существуют доказательства относительно ее авторства и года написания. Если бы вдруг было доказано, например, что четвертое Евангелие на самом деле написано не святым Евангелистом Иоанном, любимейшим учеником Господа Иисуса Христа, это не изменило бы того факта, что мы, православные, признаем четвертое Евангелие как часть Священного Писания. Почему? Потому что Евангелие от Иоанна принято Церковью и в Церкви.

Именно Церковь говорит нам, что есть Священное Писание, равно как и именно Церковь говорит нам, как должно понимать Священное Писание. Встретившись с эфиоплянином, читавшим Ветхий Завет на своей колеснице, святой апостол Филипп спросил его: "Разумеешь ли, что читаешь?" И эфиоплянин ответил: "Как могу разуметь, если кто не наставит меня?" (Деян.8:30-31). Все мы находимся в состоянии этого эфиоплянина. Слова Священного Писания не всегда понятны без объяснения Бог обращается прямо к сердцу каждого из нас, когда мы читаем Библию: чтение Священного Писания, как говорит святитель Тихон, - это личный разговор каждого из нас со Христом. Но мы также нуждаемся в руководстве. И наша путеводительница - Мать-Церковь. Мы полностью используем собственный разум при содействии благодати Святого Духа; в полной мере используем открытия современных исследователей Библии, но всегда подчиняем частное мнение - свое ли собственное или мнение ученых - соборному многовековому опыту Святой Церкви.

Суть этой православной точки зрения отражена в вопросе к оглашенному в чине принятия его в лоно Церкви. В русской практике: "Признаешь ли, что Священное Писание должно приниматься и истолковываться в согласии с верой, переданной нам Святыми Отцами, которую Мать наша, Святая Православная Церковь, всегда хранила и хранит поныне?"

Чтение Библии должно носить личный характер, но при этом мы не должны ощущать себя изолированными друг от друга, единицами, христианами-одиночками. Мы читаем как члены семьи, семьи Вселенской Православной Церкви. Читая Священное Писание, мы говорим не "я", но "мы". Мы читаем, пребывая в общении со всеми другими членами Тела Христова во всех частях мира и во всех временах. Мерилом понимания смысла Священного Писания является разум Церкви. Библия - книга Святой Церкви.

С чего же следует начать, чтобы обнаружить учение Церкви? Первым шагом следует выяснить как Священное Писание используется в Богослужении. Как, в частности, выбираются библейские чтения к различным праздникам? Мы должны также обратиться к творениям Святых Отцов Церкви и принять во внимание то, как они толкуют Библию. Чтение Священного Писания православными носит, таким образом, и литургический, и святоотеческий характер.

В качестве примера того, в чем состоит литургический метод толкования Священного Писания, руководствуясь тем, как оно используется во время церковных праздников, давайте рассмотрим паремии - чтения из Ветхого Завета, полагающиеся на вечерне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля по гражданскому календарю). Их три: 1) из книги Бытия, 28:10-17 - сон Иакова о лестнице, восходящей от земли до неба; 2) из книги пророка Иезекииля, 43:27 - 44:4 - видение пророком иерусалимского святилища с закрытыми вратами, через которые никто, кроме князя, не может пройти; 3) из книги Притчей, 9:1-11 - начиная со словами: "Премудрость построила себе дом".

Все эти ветхозаветные тексты, выбранные для служб 25 марта (7 апреля) и прочих богородичных праздников, следует понимать как пророчества о воплощении Господа Иисуса Христа от Девы. Пресвятая Дева Мария - лестница Иакова, давшая плоть Богу воплощенному, вошедшему в наш человеческий мир. Пресвятая Дева Мария - врата затворенные; Она, единственная из женщин, которая зачала в девстве и пребывала Непорочной. Пресвятая Дева Мария - тот дом, который Христос "Божия Премудрость" (1Кор.1:24), приемлет как жилище. Если проследить таким образом как подобраны чтения для различных праздников, мы раскрываем многогранность библейского толкования, через сопоставление образов и примеров, которые совсем не очевидны при первом чтении.

Возьмем в качестве другого примера вечерню Великой Субботы, бывшую много веков назад первой частью пасхального всенощного бдения. В ней не менее 15-ти чтений из Ветхого Завета. К великому сожалению, в очень многих храмах большинство из них опускается, и поэтому народ Божий лишен возможности насытиться Библейским их смыслом. Эти 15 паремий, следуя одна за другой, раскрывают перед нами весь план священной истории, выявляя в то же самое время глубокий смысл воскресения Христова. Первое из чтений - из книги Бытия, 1:1-13 - повествует о первых трех днях Творения. Воскресение Христово - это новое Творение. Четвертое чтение - вся книга святого пророка Ионы, в которой описывается, как пророк три дня был во чреве кита, что предвосхищает тридневное воскресение Христово (сравните: Мф.12:40). В шестом чтении рассказывается о переходе израильтян через Красное море (Исх.13:20 - 15:19), которое предвещает новый пасхальный переход Христа от смерти к жизни (ср 1Кор.5:7, 10:1-4). Последнее чтение - повествование о трех святых отроках брошенных в печь, раскаленную огнем (Дан.3), еще один прообраз восстания Христа из гроба.

Таков эффект соборного чтения Священного Писания в Церкви и вместе с Церковью. Изучая Ветхий Завет параллельно с литургикой Святой Церкви и прибегая к творениям Святых Отцов, мы повсюду обнаруживаем все новые путеводящие знаки, ведущие нас к познанию великих таинств окружающих Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Читая Ветхий Завет в сопоставлении с Новым и Новый в сопоставлении с Ветхим (на что и указывает наш церковный календарь) мы открываем единство Священного Писания.

В приходских кружках по изучению Библии полезно назначить кому-то особое занятие: разузнать в какие праздники читается за богослужением определенный отрывок из Ветхого или Нового Завета. Затем можно вместе обсудить, по каким причинам был выбран именно этот отрывок. Другим членам группы можно дать задание по трудам Святых Отцов Церкви, пользуясь в первую очередь проповедями и поучениями св. Иоанна Златоуста. Но следует помнить, что понадобится проявить усердие в поисках, прежде чем найдется то, что ищете. Святые Отцы Церкви обращались к людям иного времени, и читать их надо с умением вникнуть в их эпоху. Протоиерей Георгий Флоровский бывало говорил, что современным православным необходимо обрести святоотеческий образ мыслей. А чтобы этого достичь, мы должны проникнуть глубже поверхностного понимания слов Святых Отцов - в самую суть их внутреннего смысла.

Душа Библии - Христос

Третья особенность нашего чтения Библии состоит в том, что центром его должен стать Христос. Если на Московской коференции 1976 г. говорилось, что "Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым", - то в чем же можем мы обнаружить эти единство и нераздельность? В личности Христа Он - связующая нить, проходящая через все Священное Писание, от первого стиха до последнего. Мы уже упоминали о том, как возникают пророчества о Христе на страницах Ветхого Завета. Был у меня в школе учитель истории любивший подводить итоги словами: "Все взаимосвязано". Это правило отлично подходит к изучению Священного Писания. Ищите взаимосвязывающие, повторяющиеся аккорды и постепенно раскроется все. Часто западные критические исследования Священного Писания применяют методологию анализа, при котором каждая книга разбивается на различные исходные единицы. Связь между ними разрушается и Библия сводится ко множеству первоначальных составных частей. Нам же необходимо увидеть как разнородность, так и целостность Священного Писания, - всеобъемлющее завершение наравне с расщепленными первоисточниками. Православные в целом предпочитают скорее синтетический, нежели аналитический метод исследования. Священное Писание рассматривается нами как единое целое, в котором постоянное присутствие Христа является постоянным связующим началом.

Мы всегда ищем точек соприкосновения между Ветхим Заветом и Новым и находим их во Иисусе Христе. В православии придается особое значение "типологическому" методу истолкования построенному на различии прообразов Христа, событий и символов предвещающих все стороны Его земной жизни и проповеди, на протяжении всего Ветхого Завета. Ярким примером этого является Мельхиседек, царь Селимский, "священник Бога Всевышнего", который поднес Аврааму хлеб и вино (Быт.14:18) и который рассматривается как прообраз Христа не только Святыми Отцами Церкви, но уже и в самом Новом Завете Его апостолами (Евр.5:6; 7:1). Другим примером (как мы уже видели) может послужить Ветхозаветная Пасха предвозвещающая Новую: избавление Израиля от фараона на Красном море предвосхищающее наше избавление от греха смертью и Воскресением Спасителя. Таков метод истолкования, который нам следует применять ко всей Библии. Почему, например, во второй половине Великого Поста в чтениях Ветхого Завета из Книги Бытия занимает такое важное место личность праведного Иосифа? Почему на Страстной неделе читаем мы Книгу св. праведного Иова? Потому что и Иосиф, и Иов - невинные страдальцы, и в своем долготерпении прообразы Господа Иисуса Христа, Чьи невинные страдания на Кресте Церковь готовится в те дни прославлять. "Все взаимосвязано".

Протоиерей Александр Шмеман определяет христианином того человека, который везде, куда бы ни поглядел, видит Господа Иисуса Христа и радуется Ему. Это можно сказать в особенности о христианине, знающем Библию. Именно он, куда бы ни поглядел, видит Христа на каждой странице Священного Писания.

Чтение Святой Библии - сугубо личный процесс

Словами раннего писателя-аскета восточного христианства св. подвижника Марка, "смиренный в мыслях и занимающийся духовным деланием, будет, читая Библию, все относить к самому себе, а не к своему ближнему". Мы, как православные христиане, должны во всем Священном Писании стремиться отнести его слова к себе лично. Следует спрашивать не просто: "Что это означает?", но: "Что это означает для меня?" Священное Писание - это личный разговор между Спасителем и мною: Господь Иисус Христос говорит со мной, а я отвечаю. Это четвертый критерий правильного чтения Библии.

Мне следует смотреть на все повествования Священного Писания как на часть своей собственной личной жизни. Кто такой Адам? Имя "Адам" означает "человек", и поэтому рассказ о падении Адама в Книге Бытия - это рассказ также и обо мне Адам - это я. Это мне говорит Бог "Адам, где ты?" (Быт.3:9). Мы часто спрашиваем: "А где же Бог?" Но в действительности более существенен тот вопрос, который Бог в лице Адама задает каждому из нас: "Где ты?"

Когда, в рассказе о зависти Каина к Авелю, мы читаем слова Божии к Каину: "Где Авель, брат твой?" (Быт.4:9), они обращены к каждому из нас. Кто такой Каин? Это - я. И Бог спрашивает Каина в каждом из нас: "Где брат твой?" Путь к Богу лежит через любовь к другим людям, и иного пути нет.

Отрекаясь от брата, я принимаю вместо образа Божия печать Каина (Быт.4:15) и отрекаюсь тем самым от своего человеческого естества.

Чтение Священного Писания можно разделить на три ступени. Во-первых, воспринимать Священное Писание как священную историю, историю мира от его сотворения, историю избранного народа, историю Бога Воплощенного в Палестине, историю "великих деяний" после сошествия Святого Духа на апостолов. То христианство, о котором говорит Библия, это не идеология, не философская теория, но историческая религия.

Затем сделаем второй шаг. История, изложенная в Библии, - история конкретных отдельных личностей. Мы видим, как Бог являет Себя в определенные времена и в определенных местах, вступая в беседу с отдельными лицами. Он обращается к каждому по имени. Перед нами восстают конкретно-индивидуальные призывы, исходящие от Бога к Аврааму, Моисею и Давиду, к Ревекке и Руфи, к Исайю и пророкам, а затем - к Пресвятой Деве Марии и апостолам. Мы видим как Божественное действие в истории сосредоточивается на отдельных личностях и их судьбах. Любовь Божия объемлет всю вселенную, но Он все же выбирает определенный уголок земли, определенное время и определенную Матерь для Своего божественного воплощения.

Мы должны, таким образом, как можно полнее ощутить во всех подробностях те особые обстоятельства в которых протекают Божии деяния согласно Священному Писанию. Человек, любящий Библию, любит хронологические и географические детали. Православные ревностно почитают Святую Землю, те места, где Сам Христос жил и учил, умер и воскрес. Наилучший путь более глубоко вникнуть в то, что ты читаешь в Священном Писании, - предпринять паломничество в Иерусалим и Галилею. Походи там, где ходил Господь Иисус Христос. Спустись к Мертвому морю, посиди в одиночестве на камнях, проникнись тем, чем был окружен Господь Иисус Христос в течение сорока дней Своего поста в пустыне. Испей воды из колодца, у которого Он беседовал с самарянкой. Пойди вечером в Гефсиманский сад, посиди в темноте под древними оливковыми деревьями и посмотри на светящиеся за равниной огни города. В полной мере переживи конкретную реальность этой исторической местности и унеси пережитое с собою, храня его в памяти при ежедневном чтении Священного Писания.

Затем стоит третий шаг. Пережив библейскую историю во всех ее особенностях и житейских подробностях, мы должны отнести ее непосредственно к себе. Следует сказать себе: "Все эти места и события - не просто нечто отдаленное и давнее, но часть и моего собственного личного сближения с Господом Иисусом Христом. Я как бы становлюсь частью этих событий, этих повествований".

Предательство, например, часть биографии каждого. Разве ты не предавал других когда-нибудь в своей жизни, разве ты не знаешь, что такое быть преданным, и разве память об этих минутах не оставляет навсегда шрамы на твоей, на каждой душе? Значит, читая о том, как святой апостол Петр предал - отрекся от Господа Иисуса Христа и был прощен после Его Воскресении, ты можешь видеть себя на месте каждого из участников этих событий. Представь себе, что пережили сразу после предательства как апостол Петр, так и Господь Иисус Христос, раздели их чувства и сделай их своими Я - Петр; могу ли я в подобной ситуации уподобиться также и Господу Иисусу Христу? Размышляя таким образом над путем к примирению, видя, как воскресший Христос, с любовью и снисхождением возвращает Петра в ряды Своих друзей, видя, как Петр, со своей стороны, имеет мужество принять восстановление их отношений, спроси себя: насколько я похож на Христа по отношению к тем, кто предал меня? И после своих актов предательства способен ли я принять прощение от других, способен ли я простить себя?

Или приведем как другой пример святую Марию Магдалину. Вижу ли я себя в ней? Найдется ли у меня та щедрость, непосредственность, тот порыв любви, которые она проявила, пролив драгоценное миро из алебастрового сосуда на ноги Господа Иисуса Христа? "Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много". Или я робок, мелочен, всегда сдерживаюсь, никогда не отдаюсь ничему вполне - ни плохому, ни хорошему? По словам отцов-пустынников: "Лучше грешник, сознающий свой грех и кающийся в нем, чем не грешивший, возомнивший о своей праведности".

Достиг ли я смелости святой Марии Магдалины, ее постоянства и преданности, проявившихся, когда она пошла помазать тело Господа Иисуса Христа во гробе (Ин.20:1)? Слышу ли я, как воскресший Спаситель зовет меня по имени, как ее позвал, и взываю ли я "Учитель" - с ее простотою и полной самоотверженностью (Ин.20:16)?

Читая Священное Писание таким образом - с послушанием, как члены Святой Церкви, находя в нем Господа Иисуса Христа повсюду, воспринимая все как часть своей собственной жизни, - мы сможем сколько-то ощутить многогранность и глубину Святой Библии. И все же нас никогда не покинет чувство, что мы всего лишь начали изучать Святую Библию. Мы похожи на человека, выплывающего на маленькой лодочке в безбрежный океан.

Некоторые верующие люди, даже православные христиане, посещают храмовые служения, соблюдают посты, но не исследуют Библию, Священное Писание . Как можно узнать человека, если не общаться с ним? Как можно узнать волю Божью в свою жизнь, если не читать писания Творца?

Причиной этому порой бывает просто лень или пренебрежение, но чаще людей останавливает страх не понять написанное.

Христианская библиотека посланий Бога

В православной Библии 77 книг, каждая из них повествует об определенном периоде в истории человечества и становления веры в Создателя. Как правильно читать Библию, чтобы не только наполниться историческими сведениями, но и понять смысл откровений Божьих?

Православная Библия

Приблизиться к понятию Бога, узнать Его замысел можно только со Священного Писания.

Как читать Библию и видеть ее ценность

Верующим, начинающим познавать Библию первый раз, желательно получить благословение духовного наставника , внимательно прислушаться к его советам. Прежде, чем начать чтение Священного Писания или Священных Преданий следует помолиться, попросить Всевышнего благословить и дать мудрости понять все написанное.

Молитва Иисусу Христу

Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и во спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.

Последовательность чтения Нового Завета

  1. Изучать Святое Писание, вернее Новый Завет, Евангелия лучше всего с Благой вести, переданной апостолом Лукой, который по профессии был врачом и жил во времени апостола Павла. В Евангелии от Луки дано самое подробное земное жизнеописание Иисуса Христа, от родословной до вознесения.
  2. Некоторые священники советуют вначале прочитать Марка. Это послание самое краткое и доступное для чтения.
  3. Не спешите исследовать остальные три евангелия. Продолжите наслаждаться откровениями Луки, переданными в Деяниях апостолов, которые описывают жизнь учеников Иисуса после Его вознесения к Отцу.
  4. Апостол Иоанн оставил в наследие потомкам свое Евангелие. Будучи любимым и самым младшим учеником Христа, Иоанн сумел передать христианам смысл главной миссии Иисуса - спасти мир во имя Божьей славы.
  5. Дополняют сведения о земном служении Христа Евангелия от Марка и Матвея.
  6. В посланиях к церквям, написанных четырьмя апостолами: Петром, Павлом, Яковом и Иудой, удивляет и восхищает их соответствие проблемам современных церквей.
  7. Почувствовать себя по-настоящему под защитой Бога, узнать свои права, как наследника Бога Живого, помогут откровения, записанные в Ефесянах.
  8. Послание Филиппийцам поможет восстановить радость от общения с Господом, даст новое осознание воцерковления.
  9. Самым сложным для чтения является Апокалипсис, написанный апостолом Иоанном во время изгнания на остров Патмос. Это откровение зашифровано и открыто для избранных.
Совет! Не спешите прочитать весь Новый Завет, одновременно не зацикливайтесь на выбранных, вытянутых из текста фразах. Чтобы понять смысл послания, попробуйте найти комментарии именно к данному тексту, чтобы понять время и место написания. Существуют целые тома комментариев по каждой книге.

Чтение Библии

Как читать Старый Завет

После изучения Нового завета можно перейти к Старому Завету, в котором записаны законы, являющиеся, по словам самого Иисуса, детоводителем для христиан.

  1. Не следует читать все подряд. Например, начав знакомство с Ветхим заветом, прочитав Бытие, Исход, не спешите познавать Числа и Левитам, для этого нужно особое понимание. Такие книги лучше исследовать с помощью духовного наставника.
  2. Обратите внимания на Второзаконие, 28 глава дает принципы благословения и проклятия.
  3. Книга Судей и Царств раскроет исторический аспект жизни евреев и действия там Бога.
  4. После прочтения исторических книг о жизни царей можно начать знакомство с псалмами. Чтение Псалмов, таких, как 50, 90, 22 и других, входит в молитвенный порядок православных христиан, при этом не все знают, что взяты эти тексты из Псалтыря, части Ветхого Завета, который состоит из 150 песен.

О псалмах:

Христиане со стажем имеют целый перечень псалмов, разбитых по группам, которые читаются в различных жизненных ситуациях:

  • болезни;
  • в дороге;
  • унынии;
  • депрессии;
  • одиночестве;
  • тревоге и другие.

Откройте для себя Притчи. Вы знаете, что среди христиан ходит такая поговорка, что чтение по одной притче в день отгоняет дьявола. Библия содержит 31 притчу, как раз по одной на каждый день месяца. Читая первый раз эти послания, полученные царем Соломоном и записанные под ведением Духа Святого, поражаешься их мудрости.

Мудрость, именно ее просил Соломон у Бога, когда Тот спросил о желаниях царя, сделала царя Соломона самым богатым и мудрым правителем во все дни жизни людей на земле.

Мудрый Соломон

При чтении Притч порой забываешь, что они были написаны несколько тысячелетий тому назад, настолько они актуальны и теперь.

Знакомясь впервые со Святым Писанием, многие бывшие коммунисты увидят в ней принципы Манифеста коммунистической партии, так что, ничто не ново под луной. Великий русский писатель Куприн написал «Суламифь» на основании Песни Песней и жизни царя Соломона, используя целые абзацы из Библии.

Прочитав непонятный текст, «не отбрасывайте» его в сторону, запишите в блокнот и обратитесь к опытным христианам. Хорошими помощниками в этом вопросе станут учителя воскресных школ, которые есть, как правило, при каждом храме.

На каком языке читать Библию

Первоначальные тексты книг Святого Писания написаны на различных языках:

  • древнееврейском;
  • арамейском;
  • греческом;
  • латыни.

Никто не спорит, что чтение книг с первоисточника дает самое верное представление о том, что хотел донести до читателя автор письма. В современных библиотеках практически нет первоисточников, только переводы. Священное Писание переведено практически для всех народов мира, поэтому читать его лучше начинать на родном языке.

О текстах Библии:

Порой, чтобы понять какое-то непонятное место в Святом Писании, необходимо иметь несколько Библий различных переводчиков, а лучше, если кто-то владеет несколькими языками, тогда и на иностранном. Если Иисус говорил на арамейском языке, только слова «любовь, слово» там имеют множество значений.

Совет! Не спешите читать Библию на церковнославянском языке, начните со Священного Писания, переведенного на родной, понятный язык. Церковь рекомендует начинающим читателям посланий от Творца начать с Синодального перевода Библии, проверенного временем и оказавшего большое влияние на развитие русской культуры.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета

По мнению священников духовную пищу следует подавать людям на том языке, на котором она лучше будет усваиваться, и приносить пользу. Лучше понять Священное Писание помогут Священные Предания, послания Иоанна Богослова и апостольские беседы.

Зачем христианам читать Библию

Священное Писание - откровения Бога людям, чтобы его понять, следует подготовиться к чтению Библии. Даже в монастырях молодым послушникам рекомендовано перед исследованиями Священного писания вначале читать предания Отцов Церкви, письма апостолов, чтобы вникнуть в суть дела.

Библия является зеркалом человеческой сущности, и порой не все, о чем в ней говорится, нравится людям. В этом случае следует задуматься, что не так в нашей жизни, может, Создатель таким образом хочет изменить характер, пробудить совесть, уменьшить гордыню, и все это только для того, чтобы приблизить к Себе, наполнить Царством Божьим.

Церковь не требует заучивания библейских отрывков, но читая регулярно тот или текст, исследуя откровения по определенным вопросам, например любви, послушания, верности, исцеления и другим, выписывая полюбившиеся места, а такие обязательно будут, люди начинают цитировать их наизусть. Для этого не нужно специальное заучивание.

Регулярное чтение Святых посланий со временем станет необходимостью и наполнит духовной силой. Этот процесс можно сравнить с тяжелыми тренировками спортсменов, которые мечтают стать победителями. Не нужно стремиться объять необъятное, читать можно по 1-2 главе каждый день, лучше утром после молитвы, чтобы «напиться» живой воды, на целый день получив Божье ведение.

Современным христианам следует благодарить Бога за дарованную милость иметь собственную Библию, ежедневно свободно читать Священное Писание, ходить в храм, при советской власти за это можно было попасть в тюрьму. Поистине, имеем и не ценим.

Ежедневное чтение Святого Писания в послушании позволит найти в нем Самого Бога и Иисуса Христа, существование Которого проходит красной нитью через Старый и Новый завет.

Познавая Творца, христиане сливаются с Ним в одно целое, наполняясь любовью Создателя. По словам одного священника, чтение Библии похоже на плавание в маленькой лодочке по огромному океану.

Библия на церковнославянском языке

Какие псалмы читать в разных жизненных ситуациях

Эти строки помогут когда:

  • Вы в беде:
    • Иоанн. 14:1-4
    • Евр. 7:25
  • Вы благодарны:
    • 1 Фес. 5:18
    • Евр. 13:15
  • Вы боитесь:
    • Матф. 10:28
    • 2Тим. 1:7
    • Евр. 13:5-6
  • Вы нуждаетесь в Божьей защите:
    • Фил. 4:19
  • Вы болеете:
    • Матф. 26:39
    • Рим. 5:3-5
    • 2 Кор. 12:9-10
    • 1 Пет. 4:12-13,19
    • Псалом 90
    • 1 Кор. 10:13
  • Вы искушаемы:
    • Матф. 26:41
    • 1 Кор. 10:12-14
    • Фил. 4:8
    • Иак. 4:7
    • 2 Пет. 2:9
    • 2 Пет. 3:17
  • Кризис в жизни:
    • Матф. 6:25-34
    • Евр. 4:16
  • Вы лишены близких:
    • Матф. 5:4
    • 2 Кор. 1:3-4
  • Вы нуждаетесь в жизненном руководстве:
    • Рим. 12
  • Вы одиноки:
    • Евр. 13:5-6
  • Вы озабочены суетой, беспокойством:
    • Матф. 6:19-34
    • 1 Пет. 5:6-7
  • Вам грозит опасность:
    • Лук. 8:22-25
  • Вы осуждаете других:
    • 1 Кор. 13
  • Вы печальны:
    • Матф. 5
    • Иоанн. 14
    • 2 Кор. 1:3-4
    • 1 Фес. 4:13-18
  • Вы побеждены:
    • Рим. 8:31-39
  • Вас подводят друзья:
    • Лук. 17:3-4
    • Рим. 12:14,17,19,21
    • 2 Тим. 4:16-18
  • Вы покидаете дом:
    • Матф. 10:16-20
  • Вы нуждаетесь в покое:
    • Иоан. 14:1-4
    • Иоан. 16:33
    • Рим. 5:1-5
    • Фил. 4:6-7
  • Вы нуждаетесь в руководстве в молитве:
    • Луки 11:1-13
    • Иоанна 17
    • 1 Иоанна 5:14-15
  • Слабеет вера:
    • Евр. 11
  • Вы сомневаетесь:
    • Матф. 8:26
    • Евр. 11
  • Вы тревожитесь:
    • Матф. 6:19-34
    • Фил. 4:6
    • 1 Пет. 5:6-7
  • Вы устали:
    • Матф. 11:28-30
    • 1 Кор. 15:58
    • Гал. 6:9
  • Боитесь и болеете:
    • Втор. 7
    • Псалом 90
    • Псалом 22
    • 1 Кор. 10:13
    • Исаия 40:31
    • Исаия 41:10-13
    • Иоанн. 10:27-29
    • 2 Тим. 1:7
    • Евр. 13:5-6
    • Иоанн. 14:1
    • 1 Пет. 5:6-11
    • Фил. 4:6-7
  • Болеете и утомлены:
    • Рим. 8:31-39
    • Рим. 5:1-5
    • 1 Пет. 4:12-13
    • Луки 8:22-25
    • 1 Иоанна 1:4-9
    • 1 Кор. 10:13
    • Рим. 8:11

— Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы?

— Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви.

Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии.

— Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской?

— Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66.

— Чем вызвано такое разночтение?

— Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

— Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия?

— Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека...

— А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться?

— Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4-5).

— Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом?

— Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15-20 минут, чтобы прочитать одну-две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.

— Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано...

— По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас. Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?

— Однажды у святителя Филарета спросили: мол, как можно верить в то, что пророк Иона был проглочен китом, у которого очень узкое горло? В ответ он сказал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Разумеется, сегодня подобные высказывания могут воспринять с сарказмом. В связи с этим возникает вопрос: почему Церковь так доверяет Священному Писанию? Ведь библейские книги написаны людьми...

— Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию.

— На каком языке были написаны библейские книги? Как их перевод повлиял на современное восприятие священных текстов?

— Большинство ветхозаветных книг написано на древнееврейском языке (иврите). Некоторые из них сохранились только на арамейском. Уже упомянутые неканонические книги дошли до нас исключительно на греческом: к примеру, Иудифи, Товита, Варуха и Маккавейские книги. Третья книга Ездры в своей полноте известна нам только на латыни. Что же касается Нового Завета, то он в основном был написан на греческом — на наречии койнэ. Некоторые библеисты полагают, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском, но никаких первоисточников до нас не дошло (есть только переводы). Конечно, лучше было бы читать и изучать библейские книги, опираясь на первоисточники, оригиналы. Но так сложилось еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. И поэтому в большинстве своем люди знакомы со Священным Писанием в переводе на их родной язык.

— Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?

— Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.

— По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.

— Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?

— Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).

— На некоторых приходах во время богослужения прочитывается библейский отрывок на родном языке (после прочтения на церковнославянском)...

— Эта традиция характерна не только для наших, но и для многих зарубежных приходов, где есть верующие из разных стран. В таких ситуациях богослужебные отрывки из Священного Писания повторяют и на родных языках. Ведь духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу.

— Время от времени в СМИ появляется информация о какой-то новой библейской книге, которая якобы ранее была утрачена или хранилась в тайне. В ней обязательно обнаруживаются какие-то «сакральные» моменты, противоречащие христианству. Как относиться к таким источникам?

— В последние два столетия было открыто немало древних рукописей (манускриптов), что позволило скоординировать взгляд на изучение библейского текста. В первую очередь, это касается Кумранских рукописей, обнаруженных в районе Мертвого моря (в Кумранских пещерах). Там было найдено много рукописей — как библейских, так и гностических (т. е. текстов, искажающих христианское учение). Не исключено, что и в дальнейшем будет найдено немало манускриптов гностического характера. Следует напомнить, что еще на протяжении ІІ и ІІІ вв. Церковь вела борьбу с ересью гностицизма. А в наше время, когда мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом, эти тексты появляются под видом некой сенсации.

— По каким критериям можно определить положительный результат от регулярного чтения Священного Писания? По количеству заученных цитат?

— Мы читаем Слово Божие не для заучивания. Хотя бывают ситуации, например в семинариях, когда именно такая задача ставится. Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания.

Помню у меня возникал такой вопрос, когда я впервые взял в руки Библию. Я думал начать читать с начала, как обычную книгу, но благодарен Богу, что знакомые христиане подсказали, что лучше начать читать не с начала, потому что может не хватить терпения прочесть все книги и понять суть всех книг правильно. Дело в том, что .

На русском языке есть несколько переводов Библии. Самый распространенный - Синодальный. Он завершен и опубликован по благословению Святейшего Синода (отсюда название "синодальный") в 1876 году. Язык этого перевода должен быть понятен любому, кто читал русских классиков. Синодальный перевод читает преимущественное большинство всех русских христиан. Если же вы хотите читать Библию на более простом языке, то есть такой перевод, как МБО (Международное Библейское Общество) и Новый перевод .

1. Евангелие (их всего четыре, это четыре свидетельских показания жизнеописания и учения Иисуса Христа). Я рекомендую начать с Евангелия от Луки (оно объемом около 40 страниц) . Тем более это Евангелие более полно рассказывает обо всех этапах жизни Иисуса в сравнении с другими Евангелиями.

Не бойтесь отмечать карандашом важные мысли текста . Цель Бога научить вас Его истине, а не сохранить вашу книгу нетронутой.
Вопросы Записывайте на отдельных листочке (или тетради), чтобы задать их знакомым христианам ( ).


2. Послание Римлянам (его лучше всего прочесть после Евангелия) . Это послание объемом 16 страниц адресовано верующим в Риме, которые никак не могли перестать ругаться из-за того, как нужно жить по-христиански, нужно ли выполнять закон. Апостол объясняет в чем суть веры в Иисуса Христа, помогая понять Евангелие.

3. Евангелие от Иоанна - 30 страниц (оно отличается во взгляде на события и выделении фактов от Евангелий от Матфея, Марка и Луки) . Чтение Евангелия от Иоанна после послания к Римлянам поможет глубже понять суть Радостной вести (именно так переводится слово Евангелие), поверить в Иисуса Христа и принять спасение Божье от грехов.

4. Послание к Галатам (5 страниц) . Покажет, как апостол Павел общался с христианами, которые неправильно поняли Евангелие.

5. Деяния Святых Апотолов (39 страниц) помогут увидеть, как развивалась церковь (община верующих во Христа людей) после воскресения и вознесения Иисуса. Лично мне очень нравятся Деяния, потому что там не только рассказывается учение Иисуса, но и видно, как оно воплощается в жизнь (читать также проще, потому что там много приключений) .

7. Откровение Иоанна Богослова (20 страниц) . Показывает события последних дней. Христос показывает Иоанну, что будет перед тем, как Он придет второй раз на землю для суда. А также рассказывает о том, что будет с людьми после того, как земля и вся вселенная будут уничтожены. Это пророческая книга, которая изобилует массой разных красочных образов и помогает быть спокойным, потому что показывает исход битвы (как если бы вам показали видео из будущего о том, как закончилась война) . Вы можете , но я советую вам сделать это после прочтения, чтобы не быть заложниками образов, нарисованных другим воображением.


8. Евангелие от Марка (это самое короткое Евангелие - 23 страницы) . Вообще Евангелие лучше читать всегда, потому что в нем самая суть всей Библии. Сейчас же я советую прочесть его для того, чтобы не потерять фокус с главного за этим обилием образов Откровения и следующими истинами посланий.

10. Евангелие от Матфея (38 страниц) . Это Евангелие начинается с родословной, которая часто смущает читателей, особенно, когда они читают Библию в первый раз. Поэтому просто прочтите ее, не смущаясь и продвигаясь дальше. Позже вам эта родословная и цель ее приведения будет понятнее.

11. Послание Евреям (12 страниц) . Его стоит обязательно прочесть перед тем, как начинать читать Ветхий Завет Библии (события и пророчества, написанные до рождения Иисуса из Назарета) , потому что это послание объясняет образы, которые могут быть непонятными, если читать Ветхий Завет, не зная этого объяснения.

12. Ветхий Завет (923 страницы) , начиная с Бытие и по порядку. Некоторые книги, такие как Левит и Числа могут быть сложными для прочтения, потому что там описываются законы и правила, инструкции по принесению жертв и устройству скинии. Вы можете для первого раза пропустить те главы, которые будут вам ну очень непонятными, чтобы не остановиться. Ведь надо обязательно помнить, что первое прочтение Библии является своего рода ознакомительным, поэтому вам нужно просто погрузиться и прочесть информацию. А углубленно разбираться лучше во время второго прочтения, когда вся Библия будет прочитана хотя бы один раз.

Читать Библию и изучать Библию – это две разные вещи. В христианстве принято считать, что Библия – святое слово Божье, и поэтому заслуживает уважительного отношения. Библия – одна из тех книг, которые часто любят неправильно трактовать, поэтому многим людям просто непонятно, о чем она учит и что говорит. Библию составляли на протяжении многих веков большое количество людей различных эпох и культур. Цель изучения Библии – понять то, что хотел сказать автор текста на своем родном языке, т.е. изучение текста на языке оригинала. Если вы не знаете, с чего начать, не знаете, что нужно читать в первую очередь и как это делать правильно – мы вам все расскажем!

Шаги

Общий подход

    Составьте план. Выделите время для изучения Библии. Сделайте календарь, например, и отметьте часы изучения Библейских текстов на каждый день.

    Достаньте хорошую Библию. Выберите один из переводов Библии. Не нужно читать отрывками – то из одной книги, то из другой. Не покупайте «художественных» переводов, таких как «Благая Весть», «Слово Божье» и т.д.

    • Различные трактовки Библии читать интересно, но изучать нужно классические переводы. Ведь вы хотите сами разобраться в том, что именно пытается донести до вас автор, а не читать чужие трактовки и мнения. Самые хорошие, дословные, классические переводы – Библия Короля Якова, Библия Холмана, Новая американская стандартная Библия.
  1. Изучайте Библию с намерением и желанием понять и узнать правду. Попробуйте вникнуть в суть вещей. Библия должна оживать в ваших руках и говорить с вами. Ведь это пища духовная.

    Молитесь. Попросите Бога помочь вам понять его слово. Воспринимайте все, что сказано в Библии, буквально. Не нужно стараться читать между строк. Обычно все проще, чем кажется на первый взгляд. «Знайте прежде всего, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Петра 1:20,21). Вот откуда все недопонимания и недоразумения.

    Сначала уделите внимание Новому Завету. Ведь Новый Завет дополняет Старый, а Старый Завет дополнят Новый. Новичкам лучше начинать с Нового Завета. Тогда вам будет более понятен Старый Завет.

    Попробуйте начать с книг Иоанна. Это самое простое Евангелие. Он говорит о том, кто такой Иисус, и помогает вам лучше понять то, что будет происходить в остальных Евангелиях. Лучше всего перечитать Евангелие от Иоанна два-три раза, чтобы все хорошенько запомнить. Читать хорошо по 3 главы в день. Будьте внимательны и терпеливы.

    • Когда вы прочтете от Иоанна, читайте от Марка, от Матфея и от Луки. Прочитайте все Евангелия.
    • Когда вы закончите читать Евангелия, прочитайте все от послания Римлянам до послания Евреям. Не нужно пока что читать Откровение.
  2. Выберите темы, которые вам хотелось бы изучить. Изучение Библии по темам очень отличается от изучения отдельных глав или книг. Когда вы найдете интересную тему, начните читать по ней различные места в Библии. Это даст вам какое-то определенное представление о вопросе. Например, темы могут быть такими: спасение, послушание, грех и т.д. Помните, что если вы прочитаете одну главу несколько раз, вы откроете для себя много нового, увидите и узнаете намного больше, чем те, кто читает все по одному разу.

    ы изучения Библии

    1. Используйте словарь. Смотрите значение малознакомых слов, которые встречаются в тексте.

      Заведите тетрадь. Записывайте в ней все самое интересное. Ведите записи каждый день. Когда у вас появляются вопросы – обязательно записывайте их в тетрадь. Задавайте вопросы типа «кто», «что», «когда», «где», «зачем», «как». Например, «Кто был там?», или «Что произошло потом?», «Где все это происходит?» и т. д. Тогда вам будет намного легче понять, что происходит.

      Выделяйте важные или интересные места в Библии цветными карандашами или фломастерами.

      Читайте перекрестные ссылки и сноски, если они есть в вашей Библии. Они указывают на другие места, в которых говорится о том же. Это как бы поиск по всей Библии по ключевым словам. Сноски же дают объяснения или содержат различные интерпретации данного понятия или стиха, ссылаются на определенные события в истории или на известные исторические фигуры.

      • Попробуйте почитать перекрестные ссылки по некоторым местам, которые бросились вам в глаза или были не совсем понятны.
    2. Последовательность, в которой упоминаются те или иные вещи или события в Библии, очень важна. Читайте места, на которые указывают перекрестные ссылки, в хронологическом порядке их написания.

      Постоянно делайте записи. Не нужно писать много, просто напишите дату, место, стих, который вам запомнился. Напишите в общих чертах о том, что вы прочитали в этот день. Задавайте себе вопросы и отвечайте на них. Это поможет вам понять, что же хочет донести автор текста до читателей, и что именно хочет сказать Бог вам. Позже полезно пересматривать свои записи, размышлять над ними и молиться.

      Постарайтесь не отвлекаться. Выключите телевизор и радио. Постарайтесь заниматься изучением Библии в тишине и спокойствии. Это время, которое вам необходимо проводить наедине с Богом.

    Изучайте Библию вместе с другими людьми

    Пример Учебного Плана

      Придерживайтесь порядка. Например, сначала займитесь Новым Заветом. Читайте книги по порядку. Вот пример:

      Начните с Евангелий. В каждой из Евангелий рассказано про Иисуса по-разному. Матфей рассказывает об Иисусе, как о короле, Марк – как о Раввине, учителе (кстати, многие ученые думают, что Марк был сыном Петра, ссылаясь на 1 Петра 5:12,13). Но другие исследования показывают, что Марк был миссионером, который работал с Павлом (2 Тимофея 4:11). Лука рассказывает об Иисусе, как о человеке (Лука был врачом, скорее всего, греком (Колосян 4:14), а Иоанн говорит об Иисусе, как о Боге, то есть, Мессии.

      • Прочитайте Евангелие от Иоанна дважды. Это поможет вам лучше понять Святое Писание. Евангелие от Иоанна было написано последним. Остальные Евангелия называют синоптическими, потому что они рассказывают историю Иисуса, записывая по ходу и свои мысли о происходящих событиях. Иоанн заполняет пробелы, оставленные другими Евангелиями. Это самая полная книга Нового Завета.
    1. Теперь приступите к изучению Деяний, т. е. «Деяния святых Апостолов». Эта книга была написана Лукой, в ней рассказано об образовании и развитии первых христианских церквей.

    2. Прочитайте все книги от послания к Галатам до послания к Филимону. Эти 6 коротких писем были отправлены Павлом трем церквям, которые он посещал, трем его друзьям – Тимофею, Титу и Филимону.

      • Прочитайте послание к Римлянам. Здесь рассказано о пути к спасению. Затем исследуйте послание к Коринфянам. Тут рассказано о Святом Духе, о его дарах. Дальше прочитайте послание к Евреям и послание Иуды. Это учения первых церковных старейшин.
      • Не нужно пока читать Откровение. Это книга пророчеств, в которой под силу разобраться только начитанным христианам.
    3. Теперь откройте Старый Завет. Он составлен не в хронологическом порядке. В Старом Завете 929 глав, так что, если вы будете читать по 3 главы в день, вы прочитаете все за 10 месяцев.

      • Прочитайте книгу Бытия. Здесь рассказано о создании Мира и отношениях первых людей с Богом.
      • Прочитайте Исход и Второзаконие. Здесь рассказано о Законе.
      • Прочитайте исторические книги. Иисуса Навина и Эсфирь (Эстер).
      • Прочитайте следующие книги – книгу мудрости и поэзии.
        • Книга Иова, говорят, самая старая книга. Она говорит об отношениях Бога и человека. В ней много полезных уроков, а также рассказано о том, чего Бог ждет от человека.
        • Псалмы были написаны царем Израиля, человеком по сердцу Бога, не смотря на то, что он был не только грешником, но еще и убийцей.
        • Песнь Песней была написана Соломоном в молодости. Это книга поэзии, написанная влюбленным молодым человеком. Царь Соломон был самым мудрым и самым богатым человеком в мире.
        • Книга Притчей Соломоновых была написана им в зрелости, когда он был царем Израиля.
        • Книга Екклезиаст была также написана царем Соломоном. Она говорит о том, чего делать нельзя.
      • Далее, прочитайте книги пророков Исайи, Иеремии, плач Иеремии, Иезекииля и Даниила.
      • Прочитайте остальные 12 книг Старого Завета.
    • Сначала вам будет тяжело читать Библию каждый день. Но после прочтения вам всегда будет легче и приятней на душе. Это – ежедневная пища духовная. Не сдавайтесь. Молитесь и просите Бога о помощи, если вам трудно.
    • Молитесь перед чтением Библии. Просите Бога очистить ваше сознание от ненужных вещей, чтобы вы могли лучше понять его слово. В Библии есть специальная молитва, которая может вам помочь (Ефесянам 1:16-23).
    • Читать Евангелия надо в определенном порядке потому, что каждое из них описывает Иисуса по-разному, представляет его с другой стороны. Иоанн = как Бога; Марк = как Слугу; Матвей = как Короля; Лука = как Человека. Не нужно особо вчитываться в рассказы о том, кто, кого и когда родил – генеалогическое дерево, о котором так много говорят Матвей и Лука.
    • Когда вы начнете изучать Библию, попросите Святого Духа помочь вам. В Библии (Иоанна 14:26) сказано, что Утешитель, Дух Святой, которого пошлет Отец, научит нас всему и напомнит все, что говорил Иисус.
    • После того, как вы прочитаете Библию целиком хотя бы один раз, с помощью хорошего учителя, прочитайте руководство Леймана по герменевтике и апологетике.
    • В Новом Завете 261 глава. Если вы будете читать по 3 главы в день, вы прочитаете весь Новый Завет за 90 дней. Если вы хотите прочитать всю Библию как можно быстрее, читайте 3 главы из Нового Завета утром, и 4 главы из Старого Завета вечером. Тогда через 87 дней вы прочитаете весь Новый Завет. Вам останется прочитать 668 глав Старого Завета. Если вы будете читать 3 утром и 4 вечером, то прочтете все за 6 месяцев. Конечно, лучше читать меньше, например, по 3 главы в день. Так вы больше поймете и запомните.
    • Проверьте, насколько достоверна та версия Библии, которую вы читаете. Почитайте об этой версии в интернете.
    • Вы также можете воспользоваться специальной книгой, которая называется «Библия за один год». Конечно, если вы собираетесь изучать Библию, такая книга вам не подойдет.
    • Есть несколько книг и руководств, которые помогают лучше понять текст Библии. Не надо покупать их все. Если вам нужна помощь, купите что-нибудь одно. Список хороших руководств и книг приведен ниже.
    • Пообещайте себе вставать утром пораньше и читать Библию. Например, скажите себе «Не читаешь Библию сутра – не получишь завтрака». Царь Давид, например, изучал Святое Писание утром и вечером. (Псалмы 1:2).

    Предупреждения

    • Библия была написана не на русском и не на английском, а на иврите, на арамейском и греческом. Это значит, что перевод некоторых слов и концепций не совсем точный, поскольку в нашем языке не всегда находятся подходящие слова для перевода некоторых иностранных понятий. Некоторые места в Библии были переведены дословно, некоторые – художественно. Читайте, молитесь, говорите с другими христианами, пытайтесь понять, что хотел сказать вам автор текста.
    • Не нужно читать мнение каждого исследователя и эксперта по одному вопросу. Это только собьет вас с толку. Читайте, задавайте вопросы, и пытайтесь сами найти на них ответы (например, как рассказано в Деяниях 17:11). Пусть Библия говорит с вами лично. Бог будет открывать вам правду, помогать понять написанное.
    • Иногда вы будете сомневаться в написанном, поскольку оно будет казаться вам ненаучным и противоестественным. Постарайтесь не делать поспешных выводов. Не нужно пытаться критиковать написанное и толковать его по-своему (2 Петра 1:20,21). Откройте то место, которое вам непонятно, прочитайте его в контексте несколько раз. Возможно, у него совсем другое, не буквальное значение? Поговорите с кем-то, кто тоже изучает Библию. Почитайте перекрестные ссылки, может быть, все прояснится.

    Что вам понадобится

    • Влияние Святого Духа. Будьте открыты и восприимчивы, чтобы Святой Дух мог вести вас и раскрывать вам суть Библии.
    • Хорошее руководство по Библии.
    • Лучше пользоваться переводом Библии Короля Якова. Если ее нет, то можно также использовать Новую международную версию, Новую американскую стандартную Библию и Библию Холмана.
    • Блокнот или тетрадь.
    • Симфония – книга, в которой собраны различные слова и понятия из Библии, приведены их значения, этимология, корни, а также другие места, где использованы эти слова. Найдите Симфонию к Библии. Там вы найдете также и различные переводы некоторых слов с иврита и греческого языка. Книгу можно посмотреть тут Blue Letter Bible . На сайте вы найдете много полезного.
    • Библейский словарь. В нем можно найти объяснение слов, использованных в Библии. Это своего рода энциклопедия со статьями про места, людей, деньги и т.д. Вы можете купить такой словарь в магазине или в интернете.