Сегодня 6 августа (24 июля по старому стилю) - Церковный, Православный праздник сегодня:

* Мученицы Христины (304). *** Мучеников и страстотерпцев Российских благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (1015).
Святых Анатолия; Фантина чудотворца; блаженного Измарагда, армянского чудотворца; Папы; Илариона Твалэли, Грузинского (XI). Преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского, в Ближних пещерах почивающего (1182). Мучеников Капитона; Именея; Ермогена; Феофила Хиосского (1635). Преподобного отрока-схимонаха Боголепа Черноярского, Астраханского (1667). Мученика Афанасия Икийского (1670). Священномученика Алфея диакона (1937); святых Николая (Понгельского), Ярославского (1942), и Иоанна (Калинина) (1951) исповедников, пресвитеров.

Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида

В этот день прославляются благоверные князья Борис и Глеб. После смерти великого князя Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя - Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве - Борису и Глебу. Не желая междоусобицы, Борис признал верховную власть брата своего Святополка и распустил свою дружину со словами: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Но убийцы вошли к нему, молящемуся в шатре, и закололи копьями. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса. А сестра Предслава предупреждает и Ярослава Мудрого, что их брат Святополк собирается устранить и его. Жестокий брат его, Святополк, шлёт гонца к брату Глеба: болен отец и желает видеть его - Глеба. И вот, опечаленный скорбью, князь плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». Главарь разбойников Голясер отдал приказ, и повар Глеба, по имени Торчин, зарезал своего господина ножом. В 1071 году церковь включила их в число святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба.

Мученица Христина

Мученица Христина происходила из г. Тира от богатых и знатных родителей. Она отличалась замечательной красотой, и отец хотел определить ее в языческие жрицы.
Чтобы приготовить к сему, отец поместил ее в особой части своего дома, где поставил множество золотых и серебряных идолов. Но в своем одиночестве часто любуясь природой - созерцая, например, небо, усеянное звездами и планетами, - св. Христина задумывалась: кто же сотворил такой прекрасный мир? Неужели наши безжизненные истуканы? А если не они, то кто же сотворил? Где та религия, которая ясно и вразумительно решала бы все вопросы о мире, человеке и Творце их? Спрашивала об этом своих прислужниц. Те ввели к ней христианских учителей, которые разрешили все ее вопросы. Христина крестилась и побросала идолов. Когда ее отец узнал об этом, то страшно разгневался, убил всех служанок, а ее саму жестоко мучил и заключил в темницу. Сюда приходила к Христине мать и слезно умоляла отречься от Христа; но Христина оставалась твердой. На другой день отец приказал вывести дочь из темницы и начал ласково уговаривать отречься от Христа; но, видя ее непреклонность, приказал снова мучить ее и затем утопить в море. Ангел спас Христину от потопления, и она явилась перед отцом. Отец решил на следующий день отсечь ей голову, но не успел, потому что в ночь сам умер. Мучил ее и новый начальник города, но и он был наказан смертью. Его преемник приказал посадить святую в разожженную печь и затворил ее там, но она 5 дней была в печи и осталась живой и невредимой. Мучитель бросил ее к змеям, но и те не коснулись мученицы. Наконец, закололи ее мечами и пиками. Жила святая мученица около 300 г., при Диоклетиане.

Преподобный Поликарп

Преподобный Поликарп был архимандритом в Печерской обители святых Антония и Феодосия, жил в XII в. Постриг он принял в этой же обители.
Св. Поликарпа уважали не только иноки, но и высокопоставленные люди, даже великий князь Ростислав, за его строгую жизнь и духовную рассудительность. Князь часто приглашал его к себе, и сам бывал у него для беседы. После смерти Ростислава св. Поликарпу пришлось пострадать от своих недоброжелателей, так что он был осужден на заточение. Во время его заточения в 1169 г. Киев был взят и разграблен князем Мстиславом, и киевляне видели в этом наказание за невинно осужденного Поликарпа. Святой был возвращен и управлял обителью до глубокой старости. Скончался в 1182 г. Погребен в ближней пещере, где и теперь почивают его нетленные мощи.

Иные Православные праздники и Святые угодники:

Навечерие Богоявления. Крещенский сочельник. Мученик Феопемпт. Преподобная Синклитикия. 18 января. Православный церковный календарь
Преподобный Венедикт Нурсийский. Феодоровская икона Божией Матери. 27 марта. Православный церковный календарь
Апостолы от 70-ти. Святитель Нифонт, епископ Новгородский. 21 апреля. Православный церковный календарь
Апостолы Иасон и Сосипатр. Мученики Дада, Максим и Кинтилиан. Святитель Кирилл, епископ Туровский. 11 мая. Православный церковный календарь

(24 июля по старому стилю) Русская православная церковь празднует память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями благоверного князя Владимира, скончавшегося в 1015 году. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья были воспитаны в христианской вере. Старший из братьев Борис еще при жизни отца получил в удел Ростов.

Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи.

Узнав печальную весть о смерти князя Владимира, дружина уговаривала Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но тот, не желая междоусобной распри, распустил свое войско.

6 августа (24 июля по старом стилю) 1015 года по приказу Святополка князь Борис был жестоко убит во время молитвы в своем шатре на берегу реки Альте. Перед смертью он сказал убийцам: "Братья, приступивши — заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!" Его тело тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После убийства Бориса Святополк послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца — великого князя Владимира, для того, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол.

Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило святого, не ожидавшего злодейства со стороны брата Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не оказал им сопротивления, лишь кротко просил пощадить его молодую жизнь. По приказу убийц повар Глеба перерезал ему горло. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска.

В 1019 году князь Ярослав, один из братьев Бориса и Глеба, собрал войско и разбил дружину Святополка. Решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, прозванный русским народом Окаянным, бежал в Польшу.

В 1019-1020 годах князь Ярослав разыскал могилу своего брата Глеба, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.

Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение.

Мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально построенной часовне. В июле 1026 года был освящен построенный князем Ярославом (Ярославом Мудрым) пятиглавый храм в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев стал семейным храмом Ярославичей. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 15 (2 по старому стилю) мая.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008-1035). Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков.

В честь князей-страстотерпцев многие храмы и монастыри в разных концах России.

И хотя с рациональной точки зрения смерть святых братьев кажется почти бессмысленной — они не были даже мучениками за веру в подлинном смысле этого слова, церковь чтит их как страстотерпцев — христианских мучеников, претерпевших страдания, — хотя этот чин святости не известен византийской традиции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Как только дело приближается к именинам, сразу хочется узнать историю святого покровителя, имя которого мы получили при крещении. А иначе теряется весь смысл именин. Ведь в этот день нужно постараться прийти в храм, помолиться перед Господом и своим святым, чтобы и дальше получать помощь и защиту от врагов и житейских невзгод, а когда придет последний час земной, получить кончину покаянную и непостыдную. И теперь поинтересуемся, когда же именины Бориса? Но, прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к истории древней Руси, потому что самым известным святым с этим именем является русский князь Борис, которого поминают в связке со святым князем Глебом. Однако было много и других, уже современных, местночтимых святых Борисов.

Страстотерпцы

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о том, когда именины Бориса, заглянем далеко в историю, чтобы узнать, чем прославился наш святой. Борис и Глеб два благочестивых брата, русские князья, которые были мученически убиты в 1015 году. Это были сыновья Киевского князя Владимира Святославовича, рожденные византийской царевной Анной. После смерти отца в междоусобной войне за престол, начавшейся в 1015 году, братьев Бориса и Глеба убил старший брат Святополк Окаянный.

Это были первые которых канонизировали как Теперь Русская Православная церковь почитает их как заступников земли Русской, небесных помощников и покровителей князей русских. Именины Бориса проходят дважды в год, но об этом чуть позже.

История жития святых Бориса и Глеба записана в древних литературных произведениях, в «Сказании» Иакова Черноризца и в «Чтении» Нестора Летописца. В честь этих святых построено огромное количество церквей и монастырей.

Житие

Борис и Глеб при крещении получили имена Роман и Давид. Хотя уже к тому времени имя Борис перестало быть языческим, и его могли использовать в наречении при крещении. Например, уже в X веке прошла канонизация князя Бориса крестившего Болгарию.

Он родился незадолго до Крещения Руси его отцом Владимиром и был воспитан в христианкой вере. Он получил прекрасное образование, зачитывался Библией, Преданием святых отцов и житием святых. Его брат Глеб с детства был рядом с братом, и поэтому оба выросли добросердечными и милостивыми.

Около 987-989 гг. от своего отца Борис получил право княжить в Ростове, а Глеб - в Муроме. Когда заболел князь Владимир, то Борис был призван в стольный град Киев. Но потом отец отослал его с дружиной отражать набеги печенегов. Но печенегов он нигде не встретил и на обратной дороге остановился на реке Альта, где вскоре узнал о смерти отца и о том, что престол его занял Святополк. Дружина захотела идти войной на него, но Борис не хотел устраивать братского кровопролития. Тогда войско отца покинуло благочестивого князя, и он остался один со своими отроками.

Борьба за царский престол

Святополк самовластно утвердился в Киеве. Он не удержался и решил отправить бояр во главе с Путшей на Бориса, так как последнего очень любил народ, и это делало его опасным соперником. Воины подкрались к шатру Бориса ночью 24 (30) июля и услышали оттуда пение псалмов. Они решили подождать, пока Борис не уснет. Как только Борис окончил молитву, опечаленный смертью отца и, зная злодейское намерение брата, лег спать. Убийцы внезапно ворвались в шатер и копьями пронзили тело Бориса и его слуги Георгия, который хотел защитить своего господина.

Смертельно раненного, но еще живого Бориса они завернули в полотно шатра и повезли. Святополк, обеспокоившись таким делом, послал варягов, чтобы те добили Бориса. Так и было сделано - его убили мечом в сердце.

Тело князя было тайно доставлено в Вышгород, и там его похоронили у церкви Святого Василия. Святому князю Борису тогда было 25 лет.

К теме «Именины Бориса» надо добавить и то, что потом так же жестоко и варварски практически через месяц Святополк расправился и с Глебом, который запретил своим служащим отрокам использовать оружие для его защиты. Тело Глеба через некоторое время было тоже перевезено в Вышгород и похоронено рядом с усыпальницей брата Бориса.

Именины Бориса по церковному календарю

Так святой страстотерпец Борис принял мученический венец от Господа, был сопричтен с праведниками и водворился с апостолами, и пророками, и с ликами других мучников, веселясь в лике святых и воспевая с Ангелами.

День ангела Бориса отмечается дважды в год 2 (15 мая) и 24 июля (6 августа) - день убиения князя. Отдельно чтится день убиения князя Глеба 5 (18) сентября.

Многие ошибочно думают, что день почитания Святого Бориса 20 июня. Дата вроде бы и близкая к именинам, но все же неверная. Вся Православная церковь 20 июня отмечает День Святого Духа.

Жизнь этих двух святых мучеников была принесена в жертву любви - основному христианскому доброделанию. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 20).

* Мученицы Христины (304). *** Мучеников и страстотерпцев Российских благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (1015).
Святых Анатолия; Фантина чудотворца; блаженного Измарагда, армянского чудотворца; Папы; Илариона Твалэли, Грузинского (XI). Преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского, в Ближних пещерах почивающего (1182). Мучеников Капитона; Именея; Ермогена; Феофила Хиосского (1635). Преподобного отрока-схимонаха Боголепа Черноярского, Астраханского (1667). Мученика Афанасия Икийского (1670). Священномученика Алфея диакона (1937); святых Николая (Понгельского), Ярославского (1942), и Иоанна (Калинина) (1951) исповедников, пресвитеров.

Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида

В этот день прославляются благоверные князья Борис и Глеб. После смерти великого князя Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя - Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве - Борису и Глебу. Не желая междоусобицы, Борис признал верховную власть брата своего Святополка и распустил свою дружину со словами: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Но убийцы вошли к нему, молящемуся в шатре, и закололи копьями. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса. А сестра Предслава предупреждает и Ярослава Мудрого, что их брат Святополк собирается устранить и его. Жестокий брат его, Святополк, шлёт гонца к брату Глеба: болен отец и желает видеть его - Глеба. И вот, опечаленный скорбью, князь плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». Главарь разбойников Голясер отдал приказ, и повар Глеба, по имени Торчин, зарезал своего господина ножом. В 1071 году церковь включила их в число святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба.

Мученица Христина

Мученица Христина происходила из г. Тира от богатых и знатных родителей. Она отличалась замечательной красотой, и отец хотел определить ее в языческие жрицы.
Чтобы приготовить к сему, отец поместил ее в особой части своего дома, где поставил множество золотых и серебряных идолов. Но в своем одиночестве часто любуясь природой - созерцая, например, небо, усеянное звездами и планетами, - св. Христина задумывалась: кто же сотворил такой прекрасный мир? Неужели наши безжизненные истуканы? А если не они, то кто же сотворил? Где та религия, которая ясно и вразумительно решала бы все вопросы о мире, человеке и Творце их? Спрашивала об этом своих прислужниц. Те ввели к ней христианских учителей, которые разрешили все ее вопросы. Христина крестилась и побросала идолов. Когда ее отец узнал об этом, то страшно разгневался, убил всех служанок, а ее саму жестоко мучил и заключил в темницу. Сюда приходила к Христине мать и слезно умоляла отречься от Христа; но Христина оставалась твердой. На другой день отец приказал вывести дочь из темницы и начал ласково уговаривать отречься от Христа; но, видя ее непреклонность, приказал снова мучить ее и затем утопить в море. Ангел спас Христину от потопления, и она явилась перед отцом. Отец решил на следующий день отсечь ей голову, но не успел, потому что в ночь сам умер. Мучил ее и новый начальник города, но и он был наказан смертью. Его преемник приказал посадить святую в разожженную печь и затворил ее там, но она 5 дней была в печи и осталась живой и невредимой. Мучитель бросил ее к змеям, но и те не коснулись мученицы. Наконец, закололи ее мечами и пиками. Жила святая мученица около 300 г., при Диоклетиане.

Преподобный Поликарп

Преподобный Поликарп был архимандритом в Печерской обители святых Антония и Феодосия, жил в XII в. Постриг он принял в этой же обители.
Св. Поликарпа уважали не только иноки, но и высокопоставленные люди, даже великий князь Ростислав, за его строгую жизнь и духовную рассудительность. Князь часто приглашал его к себе, и сам бывал у него для беседы. После смерти Ростислава св. Поликарпу пришлось пострадать от своих недоброжелателей, так что он был осужден на заточение. Во время его заточения в 1169 г. Киев был взят и разграблен князем Мстиславом, и киевляне видели в этом наказание за невинно осужденного Поликарпа. Святой был возвращен и управлял обителью до глубокой старости. Скончался в 1182 г. Погребен в ближней пещере, где и теперь почивают его нетленные мощи.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
22.02.2019 -
23.02.2019 -
24.02.2019 -

24 июля / 6 августа – день памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида († 1015).

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис – получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»


Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так – без сопротивления – погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию – любви. «Кто говорит: "Я люблю Бога", – а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести, – они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, – замечает преподобный Нестор Летописец, – как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, – пишет летописец, – затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008–1035).


Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.


Св. Борис и Глеб с Борисоглебским монастырем

Тропарь благоверным князьям Борису и Глебу, глас 2

П равдивая страстотерпца/ и истинная Евангелия Христова послушателя,/ целомудренный Романе с незлобивым Давидом,/ не сопротив стаста врагу сущу брату,/ убивающему телеса ваша,/ душам же коснутися не могущу./ Да плачется убо злый властолюбец,/ вы же, радующеся с лики Ангельскими,/ предстояще Святей Троице,/ молитеся о державе сродников ваших богоугодней быти// и сыновом Российским спастися.

глас 4

Я ко плодовита винограда, отрасли добродетелей суще,/ Небесный дождь Христов прилете,/ источающе отечеству своему струю Православия,/ Борисе пречудне с доблим Глебом,/ вкупе молитеся Господеви сохранити град и люди,/ и на враги пособствовати,/ и душам нашим даровати велию милость.

Ин тропарь благоверным князьям страстотерпцам Борису и Глебу, глас 4

М ученическою кровию порфиру окропивше светло,/ украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному,/ и, венцы славы от Него приимше,/ молитеся стране нашей подати на враги одоление/ и душам нашим велию милость.

Кондак благоверным князьям Борису и Глебу, глас 3

В озсия днесь преславная память ваша,/ благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде,/ созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего./ Тем, притекающе к раце мощей ваших,/ исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии:// вы бо божественнии врачеве есте.

Ин кондак благоверным князьям страстотерпцам Борису и Глебу, глас 8

А ще и убиени бысте и во гробех положени,/ но на Вышнее Царство преидосте,/ оваго бо копии насунута,/ другаго же, яко агнца незлобива, ножем зарезаша,/ тем и кровь ваша бысть исцеление миру,/ верою призывающим вас, святии, на помощь.

Молитва благоверным князьям Борису и Глебу

О двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко тепли заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвигаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.