Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является федеральным налогом и выступает основным в системе обязательных платежей за пользование природными ресурсами. Налог был установлен в российской налоговой системе в 2002 г. и заменил плату за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Порядок налогообложения добычи полезных ископаемых определен гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Справка. По данным Росстата, доля НДПИ в сумме налогов, сборов и иных платежей, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе - октябре 2011 г., составила 21,6%. Таким образом, налог занимает второе место после налога на прибыль организаций в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации.

Плательщики, объекты налогообложения

Плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые являются пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 334 НК РФ). Пользователь участка недр обязан встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДПИ по месту нахождения этого участка в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком (п. 1 ст. 335 НК РФ). Если разработка полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на других территориях, предусмотренных п. 2 ст. 335 НК РФ, налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

В п. 1 ст. 336 НК РФ приведена совокупность полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения:

  • 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

В п. 2 ст. 336 НК РФ конкретизированы объекты природопользования, не являющиеся объектами обложения НДПИ.

Пример. ОАО «Кратер» осуществляет деятельность по добыче различных полезных ископаемых на основании соответствующих лицензий на пользование недрами. природный ресурс налог ископаемый

В сентябре организацией добыто 20 т бурого и 10 т каменного угля, 15 т графита природного. Разведано новое месторождение товарных руд. Предполагаемый объем запасов полезного ископаемого - 10 000 т. Получить лицензию на разработку этого участка недр и приступить к работам хозяйствующий субъект планирует в I квартале следующего года. В ходе работ было извлечено 5 т горнорудного неметаллического сырья из отходов добывающего производства. На извлечение получена специальная лицензия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Добыча также осуществлялась за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под ее юрисдикцией (28 т руды черных и цветных металлов). Дополнительно было получено 3 т руды черных металлов из собственного отвала. Организации удалось добыть 15 т геологических коллекционных материалов, 8 т полезных ископаемых из геологических объектов, имеющих культурное значение. Какие из полезных ископаемых являются объектами обложения НДПИ?

Бурый и каменный уголь, графит природный, а также горнорудное неметаллическое сырье, полученное из отходов добывающего производства, являются видами добытых полезных ископаемых, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 337, пп. 2 п. 1 ст. 336 НК РФ). Поскольку плательщиками НДПИ признаются организации, являющиеся пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 334 НК РФ), нет оснований для уплаты этого налога в отношении нового месторождения товарных руд. Добытые руды черных и цветных металлов являются видами полезных ископаемых, признаваемых объектом обложения НДПИ в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 337 НК РФ. Условия добычи этих ресурсов соответствуют условиям, установленным пп. 3 п. 1 ст. 336 НК РФ, что также определяет их как объекты природопользования, подлежащие налогообложению. Следовательно, в данном случае НДПИ уплачивается.

Полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке, не включаются в состав налогооблагаемых на основании пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ. Добытые геологические коллекционные материалы, полезные ископаемые из геологических объектов, имеющих культурное значение, следует исключить из числа подлежащих налогообложению в соответствии с пп. 2 и 3 п. 2 ст. 336 НК РФ.

Таким образом, в целях обложения НДПИ следует учитывать нижеперечисленные полезные ископаемые:

  • - бурый (20 т) и каменный (10 т) уголь;
  • - графит природный (15 т);
  • - горнорудное неметаллическое сырье (5 т);
  • - руды черных и цветных металлов (28 т).

Налоговая база, порядок определения количества добытого полезного ископаемого. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы

Налоговая база по НДПИ определяется в соответствии с п. 2 ст. 338 НК РФ двумя способами:

  • 1) как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • 2) как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Порядок определения количества полезных ископаемых в целях налогообложения закреплен в ст. 339 НК РФ и предусматривает следующие методы его оценки:

  • - прямой метод - посредством применения измерительных средств и устройств;
  • - косвенный метод - расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

При этом, если применение прямого метода невозможно, используется косвенный метод. Прямой метод предполагает учет фактических потерь полезных ископаемых, относимых к тому налоговому периоду, в котором осуществлена их оценка. Выбранный метод должен быть утвержден в учетной политике организации и может быть изменен только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых (абз. 2 п. 2 ст. 339 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 340 НК РФ предусмотрены следующие способы оценки стоимости добытого полезного ископаемого при определении налоговой базы по НДПИ:

  • 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Выручка от реализации добытого полезного ископаемого уменьшается на сумму расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого. В состав таких расходов могут быть включены расходы на уплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, на доставку полезных ископаемых от склада готовой продукции до получателя, на страхование грузов (абз. 4 п. 2 ст. 340 НК РФ).

Подчеркнем, что стоимость единицы добытого полезного ископаемого следует определять как отношение выручки от реализации этих ресурсов к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. Согласно п. 4 ст. 340 НК РФ при отсутствии реализации полезных ископаемых стоимость добытых ресурсов определяется исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых. В целях формирования расчетной стоимости необходимо учитывать ряд расходов, которые налогоплательщик имел в налоговом периоде (материальные расходы, расходы на оплату труда, сумма начисленной амортизации, расходы на освоение природных ресурсов и др.). Это закреплено в положениях п. 4 ст. 340 НК РФ.

Пример. ОАО «Старт» осуществляет добычу калийной соли в соответствии с лицензией, действующей до 1 января 2010 г. В январе текущего года организацией было добыто 360 т соли. На внутреннем рынке было реализовано 300 т на сумму 2 400 000 руб. с учетом НДС. Расходы на добычу и реализацию природного ресурса составили 2 000 000 руб. с учетом НДС. Каковы суммы НДПИ и налога на прибыль организаций, подлежащих уплате в бюджет?

Поскольку организация имеет реализованную продукцию, стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого (абз. 8 п. 2 ст. 340 НК РФ). Выручка от реализации без НДС составит 2 033 898 руб. (2 400 000 руб. - 2 400 000 руб. x 18/118). Стоимость 1 т добытой соли в целях налогообложения равна 6779,7 руб. (2 033 898 руб. : 300 т). Стоимость всего объема добытой соли рассчитывается следующим образом: 6779,7 руб. x 360 т = 2 440 692 руб. Ставка НДПИ по калийной соли установлена на уровне 3,8% (абз. 1 п. 2 ст. 342 НК РФ). Сумма НДПИ при добыче калийной соли составит 92 746,3 руб. (0,038 x 2 440 692 руб.).

Расходы организации (без НДС) - 1 694 915 руб. (2 000 000 руб. - 2 000 000 руб. x 18/118). Прибыль, полученная от реализации калийной соли, как налоговая база определяется в соответствии со ст. ст. 247 и 274 НК РФ:

2 033 898 руб. - 1 694 915 руб. = 338 983 руб.

Ставка налога на прибыль организаций определена п. 1 ст. 284 НК РФ и составляет 20%. Сумма налога на прибыль организаций рассчитывается как 0,2 x 338 983 руб. = 67 796,6 руб.

Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ). Налоговые ставки НДПИ дифференцируются в зависимости от вида полезного ископаемого; предусмотрена также ставка 0%. Согласно п. 1 ст. 342 НК РФ ставка 0% применяется при добыче попутного газа, подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и т.д. Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ была изменена редакция пп. 8, введены пп. 10, 11, 12 п. 1 ст. 342 НК РФ. Согласно внесенным поправкам налогообложение по ставке 0% осуществляется при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха, Иркутской области, Краснодарского края, находящихся севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском морях, Ненецком, Ямало-Ненецком автономных округах, полуострове Ямал. При этом НК РФ установлены предельные показатели накопленного объема добытой нефти и срока разработки запасов участка недр для всех перечисленных случаев в целях применения ставки 0% для исчисления НДПИ.

Помимо ставок НДПИ ст. 342 НК РФ устанавливает коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть, степень выработанности запасов участка недр и используемые для расчета НДПИ при добыче нефти.

Пример. ОАО «Скала» имеет лицензию на добычу нефти и осуществляет свою деятельность на участке недр месторождения «Октябрьское», а также на участке, расположенном в Ненецком автономном округе. Накопленный объем добытой нефти на последнем из указанных участков находится в пределах 5 млн т, срок разработанности запасов равен трем годам. В январе 2009 г. из недр первого участка было добыто 500 т нефти. Фактические потери составили 1,2 т. Они соответствуют нормативным потерям. Отделенный попутный нефтяной газ и примеси были получены в объеме 0,5 т. Кв - коэффициент, отражающий степень выработанности запасов, принимается равным 0,3. Из недр второго месторождения было добыто 30 т нефти. Средний уровень цен нефти сорта «Юралс» в рассматриваемом периоде находился в пределах 46,94 долл. США за баррель, среднее значение курса доллара США к рублю - 32,89 руб. за долл. США. Какую сумму НДПИ налогоплательщик должен перечислить в бюджет?

Добыча нефти на участке, расположенном в Ненецком автономном округе, с 1 января 2009 г. подлежит обложению НДПИ по ставке 0% (пп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ). При налогообложении добычи нефти из месторождения «Октябрьское» следует учитывать, что объем добытых полезных ископаемых в пределах нормативных потерь также облагается по льготной ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). Кроме того, согласно новой редакции п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто, под которой понимается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами. Таким образом, объем добытой нефти, учитываемый в целях налогообложения, составляет 498,3 т (500 т - 1,2 т - 0,5 т). Согласно п. 3 ст. 342 НК РФ коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), определяется по формуле:

Кц = (Ц - 15) * Р / 261 = (46,94 - 15) * 32,89 / 261 = 4,0249,

где Ц - средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс»;

Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к российскому рублю.

Согласно п. 3 ст. 342 НК РФ коэффициент Кц округляется до 4-го знака после запятой. Кв по условиям примера равен 0,3. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. В п. 2 ст. 342 НК РФ предусмотрена ставка НДПИ в размере 419 руб. за 1 т добытой нефти, которая должна умножаться на коэффициенты Кц и Кв. С учетом этого НДПИ равен 252 105 руб. (419 руб. x 498,3 т x 4,0249 x 0,3).

Пример. ОАО «Альфа» поставлено на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДПИ как организация, занимающаяся добычей золота. В феврале текущего года организацией добыто 200 кг концентрата, содержащего золото. После переработки на аффинажном заводе было получено 170 кг чистого золота. Весь полученный объем драгоценного металла реализован на внутреннем рынке на сумму 119 000 000 руб. (с НДС). Какова сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком?

В соответствии с разъяснением Минфина России (Письмо от 30.10.2008 N 03-06-06-01/24) видом добытого полезного ископаемого признаются концентраты и другие полупродукты, содержащие золото (абз. 18 п. 2 ст. 342 НК РФ). В связи с этим налогообложению подлежит объем добытого концентрата до его переработки, то есть добытое полезное ископаемое в объеме 200 кг.

Выручка от реализации драгоценного металла без НДС - 100 847 000 руб. (119 000 000 руб. - 119 000 000 руб. x 18/118).

Стоимость 1 кг добытого полезного ископаемого принимается равной 593 218 руб. (100 847 000 руб. : 170 кг).

Общая стоимость добытого полезного ископаемого - 118 644 000 руб. (200 кг x 593 218 руб.).

Ставка НДПИ при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, определена в размере 6% (п. 2 ст. 342 НК РФ).

Сумма НДПИ составит 7 119 000 руб. (0,06 x 118 644 000 руб.).

Важными аспектами при налогообложении природопользования являются порядок и сроки уплаты НДПИ, представления налоговой декларации. НДПИ уплачивается по итогам налогового периода не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ). Подчеркнем, что налог уплачивается по месту нахождения каждого участка недр, находящегося в пользовании налогоплательщика. Если полезные ископаемые добыты за пределами территории Российской Федерации, уплата налога осуществляется по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 345 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиком по месту его нахождения (месту жительства).

Налог па добычу полезных ископаемых (НДПИ) был введен в действие в 2002 г. гл. 26 НК РФ. Размеры поступлений от НДПИ в федеральный бюджет весьма значительны и занимают второе место после НДС. Это обусловлено тем, что добывающие отрасли составляют в экономике России существенную долю.

Следует отметить, что НДПИ выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую. Так, для поддержки нефтедобывающей отрасли и стимулирования освоения новых провинций, использования новых технологий для повышения нефтеотдачи пластов в традиционных регионах добычи нефти были введены нулевые налоговые ставки.

Существующий порядок исчисления НДПИ в нефтегазодобыче учитывает условия разработки месторождений полезных ископаемых - добыча полезных ископаемых может осуществляться и из низкодебитных и высокообводненных нефтяных скважин с применением прогрессивных методов добычи. Недропользование - объективно постадийный (при воспроизводстве минерально-сырьевой базы) и поэтапный (при разработке месторождений) процесс, включающий региональные геологические исследования, поиски, оценку, разведку, опытно-промышленную эксплуатацию, доразведку, промышленную добычу полезных ископаемых. Финансово-экономические показатели освоения месторождения изменяются в процессе эксплуатации. Максимальные затраты недропользователь несет на начальном этапе освоения месторождения и завершающем этапе поддержания падающей добычи. Поэтому необходимы экономические стимулы на этих этапах жизненного цикла нефтедобывающего предприятия. В противном случае освоение и разработка новых месторождений либо становятся неэффективными, либо сопряжены с большими финансовыми рисками. В связи с этим платежи при пользовании недрами должны быть разными на каждой стадии воспроизводства минерально-сырьевой базы и на каждом этапе разработки месторождения, что, естественно, невозможно при установлении твердой ставки налога. Поэтому введены корректирующие коэффициенты к ставке НДПИ в зависимости от условий добычи нефти.

ИЗ ИСТОРИИ

Правовую природу НДПИ относят к таким доходным источникам бюджета, как регалии. Изначально регалии определялись как казенные (государственные) предприятия, к которым относились и так называемые горные регалии, включающие добычу полезных ископаемых. Постепенно горные регалии, не устраняя частного пользования недрами, приобрели исключительно фискальное значение.

Само право государства взимать налоги относится к суверенным правам государства, так называемым регалиям в широком смысле, т.е. к правам, вытекающим из существа государства и составляющим неотъемлемую принадлежность верховной власти, таким как право творить суд, устанавливать ответственность за правонарушения и т.д. В узком смысле слова регалии - это такие права частноправового характера, которые изымаются из сферы приобретения частными лицами и берутся исключительно в руки государства. Юридическое различие между регалиями в широком и узком смысле слова коренится в природе нрав, которые лежат в основании регалии. Регалии в широком смысле основаны на правах публичной власти, регалии в узком смысле основаны на присвоении государством прав, которые без ущерба для суверенитета государства могут принадлежать не только государству, но и частным лицам .

Во Франции и в Пруссии уже в XIX в. существовал НДПИ. Во Франции он назывался "постоянный налог" и "пропорциональный". При этом постоянный налог взимался с площади, занимаемой недропользователем, а пропорциональный - с дохода от добычи полезных ископаемых. Причем оценка дохода производилась особыми комитетами на основании правил, изданных в 1874 г. В Пруссии согласно горному уставу 1865 г. горные промыслы были обложены 2%-м налогом с валового дохода, который оценивался ежегодно.

В Англии "регальное право было постепенно сведено к полицейскому наблюдению за работами в рудниках и к обложению горного промысла подоходным налогом на общем основании, принимая, однако, во внимание, что горный промысел по характеру своему неизбежно хищнический: добываемые продукты не нарастают вновь, и эксплуатируемая площадь из года в год истощается до полного обесценивания, так что в состав дохода непременно входит и часть капитала" .

В советский период право природопользования являлось социалистическим, т.е. производным от права государственной собственности на недра, и осуществлялось через систему государственных народно-хозяйственных планов. Пользование объектами природы, в том числе недрами, являлось бесплатным.

Реформы конца 1980-х - начала 1990-х гг. радикально меняли государственную и налоговую политики в сфере недропользования. В российской налоговой истории платность недропользования была введена в 1991 г., после того как был принят Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах". При этом платежи, связанные с использованием природных ресурсов, так же как и в советское время, были неощутимы для налогоплательщиков и не имели серьезного фискального значения для государства.

До 2001 г. налоговая система включала в себя отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также многочисленные платежи за природные ресурсы, установленные Законом РФ "О недрах" и включенные в налоговую систему. При этом важнейшие положения налогообложения недропользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении платежей, взимаемых при пользовании природными ресурсами. Объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, налоговые льготы устанавливались межведомственными инструкциями. По плате за пользование недрами ставки налога регулировались в лицензионных соглашениях, кроме того, законодательство о недропользовании допускало внесение платежей в бюджет не только в денежной форме, но и в натуральной форме, т.е. добытыми полезными ископаемыми .

НДПИ закрепил основные элементы налогообложения. Причем понятие "полезное ископаемое", применяемое в НК РФ, отличается от аналогичного понятия, используемого законодательством о недропользовании. Понятие "полезное ископаемое", используемое в законодательстве о налогах и сборах, шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Дело в том, что из одного минерала может быть произведено много видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Нельзя не отметить, что НДПИ довольно часто применяется в мировой практике в территориально небольших странах, в которых природные различия месторождений незначительны, в то время как Россия имеет огромную территорию и месторождения очень сильно различаются между собой.

НДПИ по экономической сущности представляет собой механизм изъятия абсолютной ренты, порождаемой недропользованием в тех странах и в том случае, если рентабельность подавляющего числа предприятий добывающей отрасли выше рентабельности предприятий других отраслей производства в данной конкретной стране.

Использование же ренты на природные ресурсы, в частности на добычу полезных ископаемых, как налогооблагаемой базы имеет следующие преимущества: 1) облегчается начисление налогов (оценить ренту легче, чем доходы);

2) налогообложение становится более справедливым, так как рента - это непроизводственный доход; 3) налог на ренту меньше искажает экономику, так как налогом облагается сверхприбыль, а не труд.

Таким образом, установление и введение в действие с 1 января 2002 г. НДПИ упорядочило систему налогообложения природных ресурсов в России, были законодательно разделены налоги и многочисленные неналоговые платежи за пользование природными ресурсами, регулируемые не законодательством о налогах и сборах, а законодательством о природопользовании. НДПИ реализовал рентный принцип налогообложения в этой сфере .

Налогоплательщиками НДПИ в ст. 334 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Пользователи недр определяются в соответствии с Законом РФ "О недрах".

НК РФ в ст. 336 определяет в качестве объекта НДПИ следующие полезные ископаемые:

  • 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  • 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией России (а также арендуемых у иностранных государств или используемых па основании международного договора), на участке недр, предоставленных налогоплательщику в пользование.

При этом не признаются объектом налогообложения НДПИ:

  • 1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся па государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • 2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;
  • 4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • 5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • 6) метан угольных пластов.

Налоговая база НДПИ количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку к ней непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма. Налоговая база по НДПИ в соответствии со ст. 338 НК РФ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых , за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Полезным ископаемым в соответствии с п. 1 ст. 337 Н К РФ признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. З ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

При определении добытого полезного ископаемого ключевым моментом является то, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, соответствующая стандарту качества. Кроме того, полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок) .

Используемое в законодательстве о налогах и сборах понятие "полезное ископаемое" шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Это объясняется тем, что из одного добытого минерала может быть произведено несколько видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Перечень полезных ископаемых, которые учитываются на государственном балансе, определяется Порядком постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.09.2012 № 265. При этом в целях налогообложения в НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.

Добытое полезное ископаемое - полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, извлеченное из отходов (потерь) добывающего производства, а также добытое из недр за пределами территории РФ, признаваемое объектом налогообложения по НДПИ.

Группировка добытых полезных ископаемых по видам приведена в п. 2 ст. 337 НК РФ. Перечень полезных ископаемых остается открытым, и для решения вопроса о признании продукции полезным ископаемым необходимо руководствоваться определением, данным в п. 1 ст. 337 НК РФ.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

При определении единицы измерения количества добытого полезного ископаемого следует иметь в виду, что если, например, оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 т, то количество добытого полезного ископаемого определяется в тоннах. Если оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 куб. м, то количество полезного ископаемого определяется в кубических метрах.

В случае разногласий с налогоплательщиком по определению продукции добывающих отраслей промышленности, признаваемой полезным ископаемым для конкретного месторождения, налоговый орган вправе запросить органы государственного горного надзора о продукции и стандарте качества, которые для данного месторождения соответствуют техническому проекту разработки данного месторождения.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено НК РФ. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого и изменяется только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи.

НК РФ в ст. 340 устанавливает, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Если налогоплательщик применяет первый способ оценки, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Третий способ оценки используется в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого. При этом способе расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Налоговый период НДПИ, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства, установлен как календарный месяц.

Налоговые ставки по НДПИ определены в ст. 342 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты НДПИ . Сумма НДПИ по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом, если сумма налога не исчисляется в соответствии со ст. 343 НК РФ по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя

Сроки уплаты НДПИ. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Необходимо отметить, что обязанность предоставления налоговой декларации у налогоплательщиков НДПИ возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

  • Озеров И. X. Основы финансовой науки М., 1999. Вып. 1. С. 100.
  • Налоговое право: учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. М. : Юристъ, 2005. С. 295.
  • Финансы и налоги: очерки теории и политики. М. : Статут, 2004. С. 244.
  • Моисеенко М. Л. Финансово-правовое регулирование федеральных налогов и сборов, специальных налоговых режимов: учеб, пособие / под ред. И. И. Кучерова. М.: ВПІА Минфина России, 2012.
  • Моисеенко М. Л. Правовые проблемы налогообложения природной ренты // Финансовое право. 2012. № 1.
  • Моисеенко М. А. Правовые проблемы налогообложения нефтедобычи в России // Финансовое право. 2010. № 1.

Ресурсные платежи составляют неотъемлемую часть налоговой системы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В связи с этим плата за использование природных ресурсов фактически занимает центральное место в экономических механизмах. По форме платежи могут быть прямыми, косвенными или целевыми.

Общие сведения:

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) относится к категории прямых федеральных налогов, которые взимаются с недропользователей.

Обычно НДПИ уплачивается по месту расположения участков недр, что были выделены налогоплательщикам в пользование. Продолжительность налогового периода для уплаты НДПИ составляет 1 календарный месяц.

Законные основания

Налогообложение полезных ископаемых регулируется нормами Налогового кодекса, в частности, этому вопросу посвящена .

Плательщикам НДПИ считаются пользователи недр, включая отечественные и зарубежные организации. По общим правилам полезные ископаемые являются государственной собственностью.

В качестве исключения выступают общедоступные горные породы:

Песок;
Мел;
Глина (Некоторые виды).

Для осуществления добычи полезных ископаемых нужно обязательно получить соответствующее разрешение.

Дополнительным требованием выступает постановка на учет в налоговых органах ().

Если добыча ископаемых будет производиться в зоне континентального шельфа, тогда пользователь должен стать на учет там, где находится добывающая организация.

Аналогичные требования выдвигаются к добыче природных ресурсов за пределами России, при условии, что территория пребывает под ее юрисдикцией или в аренде.

Налоговая база

Налоговой базой считается совокупная стоимость добытых полезных ископаемых.

Определить стоимость можно следующим образом:

  1. На основании имеющихся рыночных цен.
  2. Исходя из рыночных цен без учета субсидий по компенсации разницы между оптовой и расчетной стоимостью.
  3. По расчетной стоимости.

Определение налоговой базы, исходя из количества добытых природных ресурсов, происходит по таким видам полезных ископаемых:

  • нефть;
  • уголь;
  • драгоценные металлы.

В 2012 году правительством было принято решение, на основании которого налоговая база на газовый конденсат определяется по количеству.

Независимо от вида добываемых основных полезных ископаемых определение налоговой базы осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Эти требования также распространяются и на попутно извлеченные природные ресурсы. При этом есть два способа определения объема и веса добытых полезных ископаемых.

Прямой метод подразумевает использование специальных измерительных средств. Косвенное определение происходит тогда, когда невозможно использовать прямой метод.

В связи с этим плательщик налога должен определить налоговую базу на основании показателей содержания добытых природных ресурсов по отношению к извлекаемой сырьевой массе.

Любой используемый способ определения должен быть утвержден в учетной политике недропользователя. Применение методики будет происходить на протяжении всей добывающей деятельности.

Ее корректировка допускается только в том случае, если будут внесены поправки в проект по разработке месторождений, который применяется к полезным ископаемым.

Технические условия обычно редактируются в результате изменения технологического процесса добычи.

Какие бывают налоговые ставки?

Распределение налоговых ставок происходит в зависимости от вида природных ресурсов. В отдельных случаях наблюдается нулевая ставка ().

Ставки условно можно разделить на два вида:

  1. Твердые – распространяются на нефть, газ, газовый конденсат и уголь.
  2. Адвалорные – действуют по отношению к остальным видам полезных ископаемых.

В первом случае законодательство предусматривает понижающие коэффициенты. Однако их применение, возможно, только после выполнения плательщиками НДПИ требований Налогового кодекса.

Твердые ставки применяются по отношению к налоговой базе исходя из количества добытых природных ресурсов. Адвалорные (процентные) ставки привязываются к их стоимости.

Процентные ставки НДПИ в 2019 году (таблицы)

Как говорилось выше, процентные ставки установлены дифференцированно в зависимости от разновидности полезных ископаемых.

Нулевая

Нулевая ставка применяется в порядке, предусмотренном ст.342 НК РФ. Фактически ее можно классифицировать как налоговую льготу.

Ставкой НДПИ в 0 процентов облагается извлечение:

  1. Природных ресурсов в размере нормативных потерь.
  2. Подземных вод, что содержат природные ресурсы, в частности, если от их добычи зависит разработка иных полезных ископаемых.
  3. Природных ресурсов во время разработки остаточных запасов полезных ископаемых.
  4. Полезных ископаемых, что остались в породах или в отходах перерабатывающих производств, по причине отсутствия в РФ технологии их извлечения.
  5. Попутного газа.
  6. Минеральных вод, которые используются в лечебных целях, за исключением их непосредственной продажи в переработанном виде.
  7. Подземных вод, которые находят свое применение в сельскохозяйственных целях.
  8. Сверхвязкой нефти.
  9. Нефти, добытой, на территории Якутии, Иркутской области и Красноярского края в объеме до 25 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет.
  10. Нефти, добытой, на территории Северного полярного круга в объеме до 35 млн тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет.
  11. Нефти, добытой, на территории Азовского и Каспийского морей в объеме до 10 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 7 лет.
  12. Нефти, добытой, на территории полуострова Ямал в объеме до 15 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на участке недр происходила не более 7 лет.

При добыче угля

При добыче всех видов угля установлена единая ставка в размере 4%.

Стоит отметить, что на основании допускается уменьшение налога на расходы, которые связаны с обеспечением безопасных условий труда, в частности, путем использования налогового удержания.

Добыча газа

Для природного газа установлены следующие ставки:

  • 622 руб. за 1 тыс. м³ – до 31.12.2013;
  • 700 руб. за 1 тыс. м³ – до 31.12.2014.

Твердая ставка в размере 788 руб. за 1 тыс. м³ газа действует с 01.01.2015. Необходимо подчеркнуть, что налогообложение происходит по ставке, умноженной, на коэффициент.

Для природного газа установлены следующие коэффициенты:

Коэффициент Дата
0,493 до 31.12.2012
0,455 до 30.07.2013
0,646 до 31.12.2013
0,673 до 31.12.2014

Начиная с 01.01.2015 при добыче природного газа, будет действовать коэффициент 0,701. Налоговая ставка с учетом коэффициента должна округляться до полного рубля.

Другие ископаемые

Ставка НДПИ в отношении газового конденсата составляет:

Твердая ставка в размере 679 руб. действует с 01.01.2015 за 1 тонну газового конденсата. Как видно из приведенного примера, то ставка НДПИ зависит от того, когда именно осуществлялись расчеты (до или после 01.01.2012).

Налогообложение других природных ресурсов происходит по следующим ставкам:

Ставка Полезное ископаемое
3,8% Калийные соли
4% Апатитовые и фосфоритовые руды, торф
4,8% Кондиционные руды черных металлов
5,5% Сырье радиоактивных металлов, нефелины, бокситы, природная соль, неметаллическое сырье, термальные воды
6% Горнорудное неметаллическое сырье, концентраты и полупродукты, которые содержат золото, битуминозные породы
6,5% Драгоценные металлы, а также полупродукты, которые их содержат, кондиционные продукты пьезооптического сырья
7,5% Минеральные воды
8% Многокомпонентные комплексные руды, кондиционные руды цветных металлов, природные алмазы, редкие металлы

Что касается нефти, то с 01.01.2013 одна тонна сырья облагается налогом в размере 470 руб. К тому же стоит пояснить, что категория неметаллического сырья включает песок и гравий.

Поэтому по отношению к песку НДПИ составляет 5,5%, о чем детальнее можно посмотреть таблицу:

Адвалорная ставка

Адвалорной ставкой считается ставка таможенной пошлины, которая определяется в процентах по отношению к таможенной стоимости товаров.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые признаются пользователями недр (п. 1 ст. 334 НК РФ). То есть занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии. Такие лица подлежат постановке на учет в налоговых органах в качестве плательщиков НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Объектом налогообложения НДПИ являются полезные ископаемые (п. 1 ст. 336 НК РФ):

  • добытые из недр на территории РФ;
  • извлеченные из отходов/потерь производства по добыче, если такое извлечение лицензируется в соответствии с законодательством РФ;
  • добытые из недр на территории, находящейся под юрисдикцией РФ.

Вместе с тем под объект налогообложения не подпадают (п. 2 ст. 336 НК РФ):

  • общераспространенные полезные ископаемые, добытые с целью использования для собственных нужд;
  • добытые минералогические, палеонтологические, геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов;
  • и некоторые другие.

Налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц (ст. 341 НК РФ).

Налог на добычу полезных ископаемых: ставка

При исчислении НДПИ в зависимости от вида конкретного полезного ископаемого может применяться (п. 2 ст. 338 , п. 2 , 2.1 ст. 342 НК РФ):

  • , если налоговая база определена как стоимость добытого полезного ископаемого в рублях;
  • специфическая ставка в рублях за тонну, если налоговая база определена как объем добытого полезного ископаемого.

При этом некоторые ставки при определении суммы налога умножаются на коэффициенты (п. 2.2 , 3 ст. 342 НК РФ). Сам налог рассчитывается как произведение налоговой базы на ставку (п. 1 ст. 343 НК РФ).

Сроки уплаты налога на добычу полезных ископаемых

По общему правилу НДПИ исчисляется по итогам каждого налогового периода, т. е. календарного месяца, отдельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 343 НК РФ). Уплачен он должен быть не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим (ст. 344 НК РФ).

Налог на добычу полезных ископаемых: льготы

Строго говоря, именно льготы по НДПИ предусмотрены только для участников региональных инвестиционных проектов (ст. 25.9 , п. 1 ст. 25.12-1 НК РФ). Они при выполнении определенных условий вправе применять к ставке налога понижающий коэффициент, значения которого на разных этапах составляют от 0 до 1, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (

Расчет НДПИ производится пользователем недр самостоятельно по правилам, установленным ст. 340 НК РФ. Налог на недра является одним из самых специфичных налогов, поскольку при его расчете используются различные формулы и методы, а ставки дифференцированы. Именно этим вызвано наибольшее число судебных споров, связанных с применением гл. 26 НК РФ. Как правильно определить размер НДПИ, какие риски существуют при расчетах налоговых платежей, читайте в нашем материале.

НДПИ: правила определения налоговой базы и налоговой ставки

НК РФ установлено, что налогоплательщик может определять налоговую базу НДПИ либо в объеме извлеченного сырья, либо в размере его стоимости. Количественное определение налоговой базы исчисляется для таких полезных ископаемых, как уголь, нефть, природный и попутный газ, газовый конденсат, при условии освоения месторождения на территории РФ. Для определения налоговой базы принимается стоимостное значение по всем остальным видам добываемых ресурсов (п. 2 ст. 338 НК РФ).

ВАЖНО! Рассчитывая налоговую базу, обязательно учитывайте фактические потери ресурсов (исключение составляет определение налоговой базы по нефти).

Несмотря на определение налоговой базы в стоимостном выражении, для расчета НДПИ каждый плательщик обязан произвести расчет добытого сырья по количеству (подп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ). Существующие способы расчета добытого сырья указаны в п. 2 ст. 339 НК РФ:

  • прямой метод (при наличии возможности определить количество добываемого ископаемого с помощью приборов для измерения веса или объема);
  • косвенный метод (количественный размер вычисляется путем расчета доли полезного ископаемого в добытом сырье, применим во всех остальных случаях).

Налоговая ставка НДПИ может быть адвалорной (процентной) и специфической.

Как рассчитать НДПИ, используя специальные формулы?

Расчет налога на добычу полезных ископаемых проводится по правилам, регламентированным ст. 340 НК РФ:

  1. Расчет необходимо производить по каждому месторождению и всем видам ископаемых отдельно.
  2. Используемый метод расчета необходимо закрепить в учетной политике плательщика на год. Возможность замены метода предусмотрена только по окончании календарного года.
  3. При определении суммы НДПИ к налоговому учету принимается сырье, прошедшее полный технологический цикл. Объем сырья, реализованного или использованного для нужд плательщика до окончания технологического цикла, включается в расчет НДПИ (п.8 ст. 339 НК РФ).
  4. При расчетах НДПИ в отношении некоторых видов ископаемых установлено применение повышающих и понижающих коэффициентов.

Ниже представлены использующиеся для расчетов НДПИ формулы:

НДПИ = Налоговая база × Налоговая ставка.

Не знаете свои права?

Стоимость добытого ПИ = Количество добытого ПИ × Стоимость единицы добытого ПИ.

Стоимость единицы добытого ПИ = Выручка от реализации / Количество реализованного ресурса.

Стоимость единицы добытого ПИ = Расчетная стоимость / Количество реализованного ресурса.

Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза - Сумма расходов плательщика по доставке ПИ, где ПИ — полезное ископаемое.

Законодательство предусматривает применение специальных коэффициентов для ряда полезных ископаемых, являющихся наиболее значимыми для экономики страны. Таким образом, расчетная формула налога в конечном счете зависит от вида добываемого сырья, условий и места добычи.

Льготы для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых

Ресурсодобывающие организации и предприниматели при расчете налога на добычу ископаемых активно используют льготы, которые в том или ином виде предоставляются им как плательщикам НДПИ.

В ряде случаев они не просто получают льготу, но и вовсе освобождаются от уплаты:

  • Налог не взимается, если добываемое сырье относится к перечню, приведенному в п.2 ст. 336 НК РФ, добывается ИП в собственных нуждах и относится к общераспространенным полезным ресурсам, а также извлекается из земли на глубине менее 5 м.
  • Добытый полезный ресурс относится к видам, указанным в п.1 ст. 342 НК РФ и облагаемым по льготной ставке в размере 0%. Общим случаем применения нулевой налоговой ставки является добыча некондиционного либо попутного ископаемого.

Условия применения вычетов зависят от особых факторов, например от несения расходов на повышение уровня безопасности труда (ст. 343.1, 343.2 НК РФ). Плательщик имеет право применять льготы по НДПИ в форме вычета одним из следующих способов (при условии его закрепления в учетной политике):

  • включать потраченные суммы в состав прочих расходов на производство и реализацию (подп.7 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • уменьшать начисленный налог на ископаемые на сумму понесенных расходов (в порядке ст.1 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых предоставляют плательщикам право законно уменьшить сумму НДПИ. Заявляя вычеты по НДПИ, плательщик обязан не только обосновать их документально, но и доказать их экономическую целесообразность.

НДПИ: судебная практика

Налог на добытые полезные ископаемые вследствие запутанности формул, неопределенности положений и, как следствие, различного толкования норм НК РФ порождает огромное количество споров между плательщиками и налоговой службой.

Большинство исков в арбитражные суды подаются с целью оспаривания принятых решений ФНС о доначислении сумм НДПИ при проверках:

  1. Объем ископаемого, в отношении которого уплачивается НДПИ, рассчитывается исходя из общего количества добытого ресурса. Расчет исходя из объема чистого вещества в добытом ископаемом недопустим. Такое решение вынесли 3 арбитражные инстанции, рассмотрев материалы дела № А27-8159/2013. Решение ИФНС о доначислении налога организации, добывающей уголь и учитывающей для целей расчета налога только добытое чистое сырье без примесей, было признано законным.
  2. Частота отражения фактических потерь не зависит от воли налогоплательщика, а предопределяется особенностями технологического процесса добычи ресурса. Подобной позицией по делу № А40-91054/15 суд обязывает плательщиков НДПИ отражать реальные потери ресурса ежемесячно, а не тогда, когда это применяется в целях оптимизации налога.
  3. При отсутствии или несвоевременном утверждении нормативов потерь при добыче полезных ископаемых все потери полезных ресурсов относятся к сверхнормативным до момента официального утверждения размера потерь. Право плательщика применять нулевую налоговую ставку не исчезает, а может быть реализовано в виде перерасчета после утверждения нормативов. Аналогичный вывод содержится в судебных актах по делу № А19-16360/2011 и А27-13282/2013.

Как видно из приведенных примеров, НДПИ — довольно специфичный налог, а с учетом сложившейся экономической обстановки в стране перечень судебных споров по нему только увеличивается.

Поскольку этот вид деятельности достаточно ресурсоемок и трудозатратен, действующее законодательство предоставляет плательщикам налога на полезные ископаемые право уменьшить расчетную сумму отчислений на вычеты и льготы, использовать нулевую ставку. При расчетах и определении ставки налога на добычу полезных ископаемых необходимо соблюдать точность, поскольку большое количество споров по НДПИ связано именно с неверным учетом добычи полезных ископаемых.