Дедовщина в армии СССР расцвела в 1970-1980-х годах, однако ее корни следует искать за пределами периода застоя. Случаи неуставных взаимоотношений в Вооруженных силах встречались и в ранние годы советской власти, и в царской России.

Истоки

Вплоть до начала XIX века попытки отношений не по уставу в российской армии успешно пресекались. Это было связно как с авторитетом офицеров, так и с уровнем дисциплины личного состава. Однако ближе к середине столетия по мере либерализации общества более вольными порядки становятся и в среде военнослужащих.

Ученый и путешественник Петр Семёнов-Тян-Шанский в мемуарах вспоминал свое пребывание в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда он поступил в 1842 году 15-летним юношей.

«С новичками обращались, унижая их достоинство: при всех возможных предлогах не только били их нещадно, но иногда прямо истязали, хотя без зверской жестокости. Только один из воспитанников нашего класса, отличавшийся жестокостью, ходил с ремнём в руках, на котором был привязан большой ключ, и бил новичков этим ключом даже по голове», - писал Семёнов-Тян-Шанский.

На рубеже XIX-XX веков случаи дедовщины стали встречаться гораздо чаще. В Николаевском кавалерийском училище даже появилась своя лексика, отражающая неуставные отношения. Младшие там именовались «зверями», старшие - «корнетами», а второгодники - «майорами».

Приемы издевательств старших над младшими в училище поражали своим разнообразием и оригинальностью и были, по мнению современников, выработаны целыми поколениями предшественников. К примеру, суровые «майоры» первого класса могли заставить новичков в наказание и просто так «жрать мух».

Первый случай дедовщины в Красной Армии был зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-й стрелковой дивизии до смерти избили своего сослуживца 1901 года рождения потому, что молодой боец отказался выполнить за старослужащих их работу. По законам военного времени все трое были расстреляны. После этого происшествия почти полвека не было официальных сообщений о зафиксированных случаях дедовщины в армии СССР.

Возвращение

Когда в конце 1960-х годов в советской армии стали вновь отмечаться случаи неуставных взаимоотношений, многие, особенно ветераны Великой Отечественной, не хотели в это верить, называя это выдумкой, брехней. Седовласым фронтовикам, для которых моральный дух, честь и взаимовыручка на войне были превыше всего, подобное было принять непросто.

По одной из версий, дедовщина вернулась в армию после сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трех лет до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех - на флоте. В течение некоторого времени сложилась такая ситуация, что в одном подразделении находились срочники, которые дослуживали третий год, и те, кому суждено было провести в армии на год меньше. Последнее обстоятельство выводило из себя служащих старого призыва, и они вымещали злобу на новобранцах.

Есть и другая причина. Изменение срока службы совпало с дефицитом призывников, вызванным демографическими последствиями войны. Пятимиллионная советская армия должна была уменьшиться на треть. Чтобы как-то компенсировать демографические потери, Политбюро ЦК КПСС было вынуждено принять решение о призыве в армию мужчин с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено.

Функционерами это событие объяснялось как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход порядки и ритуалы прежних мест своего проживания.

Другие наблюдения вину за дедовщину возлагают на командиров частей, которые начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность привела к тому, что старослужащие стали выступать в роли надсмотрщиков над солдатами первого года службы.

Впрочем, социолог Алексей Солнышков отмечает, что уже в 1964 году появился ряд работ, посвященных вопросам дедовщины, а значит, эта проблема существовала ранее и имеет более глубокие корни. Более того, некоторые специалисты по неуставным взаимоотношениям в армии утверждают, что дедовщина никуда не уходила, а была всегда и везде.

Болезнь общества

Для многих исследователей дедовщина в советской армии - прямое следствие изменившегося социального фона в стране. Адмирал, в прошлом командующий Северным флотом Вячеслав Попов полагает, что дедовщина – это болезни общества, которые были перенесены в армейскую среду.

В 1960-е годы в советском обществе произошел надлом, когда элита, окончательно вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала раскачивать десятилетиями складывающуюся систему субординаций и подчинений. Ответственность сменилась безответственностью, а прагматизм – волюнтаризмом.

Ученый и публицист Сергей Кара-Мурза связывает дедовщину с падением общинного принципа построения Союза и с переходом всего населения на евроцентристские и индивидуалистические рельсы. Кара-Мурза называет это «фактически первым звоночком катастрофического разрушения общественной морали».

Это было время, когда на металлолом резались корабли и самолеты, а в офицерском составе происходили большие сокращения. Генералы, которые пытались противодействовать с их точки зрения деструктивному процессу, немедленно смещались. На их место пришла новая, «паркетная», генерация военачальников, которая больше была озабочена не повышением боеготовности, а личным благополучием.

На рубеже 1960-70-х годов мало кто верил во внешнюю угрозу, и это сильно расхолаживало Вооруженные силы. Однако армия не может существовать вне иерархии и порядка. Все это сохранилось, но согласно новым веяниям трансформировалось в неуставные методы поддержания дисциплины. Как отмечает Кара-Мурза, выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

Идеологию дедовщины хорошо иллюстрируют слова одного из прапорщиков: «Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они - пусть с молодых требуют».

Язык дедовщины

Дедовщина в армии - это давно устоявшийся принцип быта и способ общения солдат между собой. Естественно, что неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию. Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины понятен всем. Вот наиболее употребительный словарь:

Военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;

Военнослужащий первого полугодия службы: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;

Военнослужащий второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;

Военнослужащий, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;

Военнослужащий, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;

Военнослужащий, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».

Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не «духи», вы – «запахи», – так «деды» говорили новобранцам, только что прибывшим в часть. Почему «запахи»? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.

Следующая ступень новобранца – «дух» (также «салабон» или «желудок»). В армии он - никто. У него нет никаких прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.

«Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.

Когда солдат вступал в переломный период службы, его считали «черпаком». Для обретения статуса «посвящаемый» в «черпаки» должен был выдержать двенадцать ударов половником по ягодицам. Задача «черпака» - следить, чтобы «духи» и «слоны» не мешали друг другу. Он серьезно не напрягается, но все еще не имеет многих прав.

Ритуалы

Переход военнослужащих на следующую иерархическую ступень сопровождался специальным обрядом – переводом. Его формы были различны, но суть - одна. К примеру, солдата били ремнем столько раз, сколько месяцев ему осталось служить, и все это он должен переносить молча. Однако при переходе в категорию «дедов» удары наносились ниткой, при этом солдат должен был кричать во весь голос, словно страдая от сильной боли.

На флоте были свои ритуалы. Так при переводе из категории «карасей» в «полторашники» происходил обряд «смывания чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия «карася» выбрасывали за борт, окунали в прорубь или обливали из пожарного шланга, стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».

В советской армии практиковались и более жесткие ритуалы, например «пробивание лося». Старослужащий заставлял солдата нового призыва скрестить руки на некотором расстоянии ото лба, после чего наносил ему удар в перекрестие рук. Сила удара зависела от настроения «деда» или от вины новобранца.

Нередко ритуальная сторона дедовщины отходила на второй план, и старослужащие начинали откровенно издеваться над новичками. Иногда это закачивалось трагедией. Не только для «духов». Широкую известность в период перестройки получило «дело Сакалаускаса» – молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из семи старших сослуживцев.

Среди погибших оказались обидчики Сакалаускаса: повар Гатауллин, который регулярно подсыпал в порцию «духа» полстакана соли или песка, лишал его завтрака или обеда; старший сержант Семенов, не раз макавший рядового лицом в унитаз, ставивший в наряд на 10 часов. После инцидента Сакалаускас с диагнозом «хроническое психическое заболевание с непрерывно прогрессирующим течением» был направлен на принудительное лечение.

И таких трагических последствий дедовщины было немало. Как же реагировало на это военное руководство? Еще летом 1982 года был издан секретный приказ №0100 о борьбе с неуставными отношениями. Однако к этому времени дедовщина приобрела настолько массовый характер, что бороться с ней было практически невозможно.

Более того, высшие партийные и военные чины не особенно спешили искоренять дедовщину. Во-первых, их дети по праву рождения были защищены от этой напасти, а во-вторых, чтобы объявить войну дедовщине, нужно было во всеуслышание признать ее существование. Ну, разве могла в стране развитого социализма быть дедовщина?..

Все мы знаем, как тяжело бывает в российской армии из-за существующей там дедовщины. Кого-то просто избивали до полусмерти, а кого-то даже доводили до самоубийства. Деды издеваются над новобранцами и самое печальное, что всё это происходит с позволения офицеров. Также ситуация с дедовщиной усугубляется из года в год из-за национальной ненависти внутри армии. Читайте далее жуткие истории солдат, которые стали жертвами дедовщины. Не для слабонервных.

Антон Поречкин . Спортсмен, член сборной Забайкальского края по тяжелой атлетике. Служил на о.Итуруп (Курилы), в/ч 71436. 30 октября 2012 г. на 4 месяце службы забит до смерти пьяными дедами. 8 ударов саперной лопатой, от головы мало что осталось.

Руслан Айдерханов . Из Татарстана. Призван в армию в 2011 г., служил в в/ч 55062 в Свердловской обл. Через три месяца его вернули родителям вот таким:

Следы побоев, выбит глаз, переломаны конечности. По версии военных все это Руслан причинил себе сам, когда пытался повеситься на дереве недалеко от части.

Дмитрий Бочкарев . Из Саратова. 13 августа 2012 г. умер в армии после многодневных садистских издевательств со стороны сослуживца Али Расулова. Последний избивал его, заставлял подолгу сидеть на полусогнутых ногах с вытянутыми вперед руками, нанося удары в случае изменения положения. Так же, кстати, сержант Сивяков издевался над рядовым Андреем Сычевым в Челябинске в 2006 г. Сычеву тогда ампутировали обе ноги и половые органы, но он остался жив. А вот Дмитрия привезли домой в гробу.

До армии Али Расулов учился в медучилище, поэтому решил попрактиковаться на Дмитрии как врач: вырезал ему маникюрными ножницами хрящевые ткани из носа, поврежденные во время избиений, зашивал наживую разрывы левого уха хозяйственной иглой и нитью. "Я не знаю, что на меня нашло. Могу сказать, что Дмитрий раздражал меня тем, что не желал мне подчиняться", - заявил Расулов на суде.

Дмитрий раздражал его тем, что не желал подчиняться...

С учетом того, что Расулов 1.5 месяца проводил садистские опыты над жертвой и замучил её до смерти, приговор российского суда садисту следует считать смехотворным: 10 лет колонии и 150 тысяч рублей родителям убитого. Компенсация типа.

Александр Черепанов . Из деревни Васькино Тужинского района Кировской обл. Служил в в/ч 86277 в Марий Эл. В 2011 г. зверски избит за отказ положить 1000 руб. на телефон одному из дедов. После чего повесился в подсобке (по другой версии - повешен мертвым с целью имитировать самоубийство). В 2013 г. по этому делу бы осужден на 7 лет мл. сержант Петр Завьялов. Но не за убийство, а по статьям "Вымогательство" и "Превышение должностных полномочий".

Николай Черепанов, отец солдата: «Вот такого сына мы отдали в армию, а вот такого нам его вернули..."
Нина Коновалова, бабушка: "Я стала крестик на него одевать, вижу - он весь в ранах, синяка, ушибах, и голова вся проломлена...". Али Расулов, вырезая хрящи из носа у Димы Бочкарева не знал "что на меня нашло". А что нашло на Петра Завьялова, который за 1000 руб. забил в армии другого русского парня - Сашу Черепанова?

Роман Казаков . Из Калужской обл. В 2009г. новобранец 138-й мотострелковой бригады (Ленинградская обл.) Рома Казаков был зверски избит контрактниками. Но видимо, перестарались. Избитый потерял сознание. Тогда решили инсценировать несчастный случай. Солдата, мол, попросили отремонтировать автомобиль, а он угорел в гараже от выхлопных газов. Романа положили в автомобиль, закрыли в гараже, включили зажигание, для гарантии машину накрыли тентом... Получился газенваген.

Но Роман не умер. Отравился, впал в кому, но выжил. И спустя какое-то время заговорил. Мать 7 месяцев не отходила от сына, ставшего инвалидом...

Лариса Казакова, мать солдата: "В прокуратуре я встречалась с Сергеем Рябовым (это один из контрактников - прим. авт), и он сказал - меня заставляли бить солдат-новобранцев. Комбат Бронников мне отбил руки линейкой, я судимый, судимость не погашена до 2011 года, я не мог иначе поступить, и должен был выполнять приказ комбата" .

Дело закрыли, сведения о гематомах исчезли из медицинских документов солдата, машина (улика) через месяц неожиданно сгорела. Контрактников уволили, комбат остался служить дальше.

Роман Суслов . Из Омска. Призван в армию 19 мая 2010 г. Фото ниже сделано на вокзале перед посадкой в поезд. У него был сын полутора лет. До места службы (г.Бикин, Хабаровский край) не доехал. 20 мая сообщил семье в СМС об издевательствах в поезде со стороны офицера и прапорщика, которые сопровождали призывников. Утром 21 мая (на второй день в армии) прислал СМС: «Меня убьют или оставят инвалидом». 22 мая - повесился (по версии военных). На теле были следы побоев. Родственники требовали повторную экспертизу причин смерти. Военной прокуратурой отказано.

Владимир Слободянников . Из Магнитогорска. Призван в 2012 г. Служил в в/ч 28331 в г. Верхняя Пышма (там же на Урале). В самом начале службы заступился за другого молодого солдата, над которым издевались. Чем вызвал лютую ненависть дедов и офицеров. 18 июля 2012 г. через 2 месяца в армии позвонил сестре и сказал: "Валя, я больше не могу. Они меня ночью убивать будут. Так капитан сказал". В тот же вечер повесился в казарме.

Печенга , Мурманская обл. 2013 г.

200-я мотострелковая бригада. Двое кавказцев издеваются на русским парнем.

В отличие от кавказцев, русские, как всегда, атомизированы. Не-солидарны. Скорее сами будут издеваться над младшим призывом, чем помогут кому-то при беспределе нацменьшинств. Офицеры тоже ведут себя как когда-то в царской армии. "Собакам и низшим чинам вход воспрещен" висели таблички в парках Кронштадта и Петербурга, т.е. офицеры вроде как не считали себя и низшие сословия одной нацией. Потом, конечно, матросы без сожалений топили их благородия в Финском заливе и резали на куски в 1917, но что изменилось?

Вячеслав Сапожников . Из Новосибирска. В январе 2013 г. выбросился из окна 5 этажа не выдержав издевательств со стороны землячества тувинцев в в/ч 21005 (Кемеровская обл.). Тувинцы - небольшой народ монголоидной расы на юге Сибири. Нынешний министр обороны РФ Шойгу С.К. - тоже тувинец.

Ильнар Закиров . Из Пермского края. 18 января 2013 г. повесился в в/ч 51460 (Хабаровский край) не выдержав многодневных издевательств и избиений.

За доведение до самубийства были арестованы сержанты Иван Дробышев и Иван Красков. В частности, как сообщила военные следователи: "...Младший сержант Дробышев в период с декабря 2012 года по 18 января 2013 года систематически унижал человеческое достоинство погибшего, неоднократно применял к нему физическое насилие и предъявлял незаконные требования о передаче денежных средств".

Систематически унижал человеческое достоинство погибшего. Система такая, значит, что поделаешь. Армия - лишь частный случай общего бесправия в стране.

Устав советской армии гласил: «…солдат обязан стойко переносить все тяготы и лишения военной службы». Изречение идеально подходит и для российских вооруженных сил , которые по праву считаются наследником традиций «непобедимой и легендарной». Нынешних призывников зачастую пугает не строгий режим или чрезмерные физические нагрузки, а неуставные отношения в армейских коллективах, получивших название дедовщина.

Сегодня насилие и издевательства в армии стали настолько массовым и обыденным явлением, что российское общество практически не обращает на них внимание. Только в самых вопиющих случаях начинается шумиха в СМИ, и виновные могут понести заслуженное наказание в суде. Но такое случается редко.

Дедовщина в армии – не изобретение последних лет, не очередное «наследие проклятых 90-х», она пришла к нам из эпохи СССР. Ряд экспертов, занимающихся этим вопросом, утверждают, что неуставные отношения между военнослужащими существовали уже во время Великой Отечественной войны.

Особые отношения между старослужащими и молодыми бойцами есть в любой армии мира. Наверное, они существовали еще в легионах Римской империи. Говоря еще шире, своеобразная «дедовщина» присуща любому замкнутому мужскому коллективу. Но нигде они не выражаются в такой уродливой и позорной форме, как в российских вооруженных силах. Почему так происходит?

Чтобы разобраться в этом вопросе и найти способ бороться дедовщиной, нужно сначала дать определение ей. А затем попытаться отыскать истоки явления в нашей истории, далекой и совсем близкой.

Что называют дедовщиной

Дедовщина – это неофициальная иерархия в армейской среде, определяющая правила отношений между военнослужащими. Обычно она распространена на низшем уровне армейской структуры – среди рядовых, сержантов, ефрейторов.

В подобной системе статус бойца определяется фактическим сроком его службы, что безусловно можно считать грубым нарушением воинских уставов. Обычными проявлениями дедовщины являются издевательства, эксплуатация, физическое и сексуальное насилие, то есть действия, носящие полукриминальный или криминальный характер. Свой аналог дедовщины существует и на флоте. В ВМФ РФ он называется «годковщина».

Неуставные отношения не следует путать с притеснениями срочников по национальному, религиозному или языковому признаку. Подобные случаи относятся к проявлениям так называемого землячества.

Понятия «дедовщина» и «неуставные отношения» обычно рассматривают как синонимы, что является не совсем корректным. Последний термин гораздо шире: в него входят случаи насилия над солдатами со стороны офицеров или конфликты между военнослужащими на почве личной неприязни. С юридической точки зрения, все они подпадают под статью 335 УК РФ.

Закон разделяет все случаи неуставных отношений на две большие группы:

  • дедовщина;
  • казарменное хулиганство.

К первой категории относятся все насильственные действия солдат с большим сроком службы по отношению к молодым: принуждение к выполнению хозяйственных работ, избиения, психологическое давление, проведение различных «ритуалов». Причем в данном случае правонарушение направлено на утверждение статуса старослужащего.

Под вторым определением понимаются любые незаконные и насильственные действия (избиение, драка, поножовщина), возникшие в результате личных отношений, межнациональной или религиозной неприязни между военнослужащими. То есть их мотивом не было неформальное положение, связанное со сроком службы участников конфликта.

Дедовщина – отвратительное явление. Трудно сказать, скольким молодым россиянам она стоила здоровья, а то и жизни. Огромное количество солдат возвращается на «гражданку» с поломанной психикой, сея вокруг себя жестокость и насилие, жертвами которых они оказались в казармах. Неуставные отношения серьезно подрывают авторитет института вооруженных сил в обществе, принуждают юношей уклоняться от призыва в армию, «косить», давать взятки.

Официальной статистики относительно неуставных отношений в России не существует, армейское руководство по понятным причинам разговаривать на эту тему не любит.

Можно добавить, что явления, подобные дедовщине, существуют во многих закрытых коллективах: в школах, интернатах, некоторых социальных заведениях. Обычно жертвами издевательств становятся слабые физически, нерешительные или младшие по возрасту учащиеся.

Как построена армейская иерархия

Дедовщина не означает беспредел или анархию. Это не просто способ умудренных службой солдат измываться над неопытными товарищами, а жесткая и стройная система, выстроенная в течение многих поколений. Существует целый «табель о рангах», согласно которому, военнослужащие получают статус и неофициальное звание в зависимости от срока службы. При переходе с одной ступени иерархической лестницы на более высокую, солдат должен пройти особый ритуал, сопровождающийся, как правило, причинением физической боли. Их названия (скорее, клички) могут меняться в зависимости от вида и рода войск, но в целом они похожи:

  • «Запахи», «духи бесплотные», «быки», «карантины» - военнослужащие, находящиеся на карантине, еще не принявшие присягу;
  • «Духи», «отцы», «воробьи», «ЧИЖи» (человек, выполняющий желания) - солдаты, прослужившие менее полугода;
  • «Слоны», «гуси», «вороны» (ВДВ), «моржи», «щеглы», «мамонты», «караси» (ВМФ) - военнослужащие, находящиеся на втором полугодии службы;
  • «Черпаки», «черепа», «борзые караси», «годки» (флот), «помазки» - солдаты, прослуживший один год;
  • «Дедушки», «деды», «старики» - срок службы более полутора лет. От термина «дед» и пошло название неуставных отношений;
  • «Дембель» - неофициальный статус военнослужащего после выхода приказа об увольнении в запас.

В системе неуставных отношений деды имеют самое привилегированное положение. В казарме их слово – закон. Особенно это касается «духов» и «запахов». «Деды» в армии избегают участия в хозяйственных работах – этим занимаются «молодые» бойцы, хотя и старослужащие вынуждены соблюдать некоторые традиции. Например, еще с советских времен повелось, что в «стодневку» – за сто дней до приказа о демобилизации – «дед» обязан отдавать свое масло «духам».

Военнослужащие, прослужившие более одного года («черпаки», «черепа»), согласно казарменной иерархии, занимают промежуточное положение. Они не имеют полной власти над молодыми солдатами, но уже не занимаются уборкой территории или помещений. «Черпаки» следят за порядком, присматривают за «духами», контролируют соблюдение негласных казарменных законов. Они же приводят в исполнение наказания, которые назначены старослужащими «слонам» и «духам». «Черпаки» имеют право сидеть в присутствии «дедов» и «дембелей», им можно есть гражданскую пищу, подшивать одежду и расстёгивать верхнюю пуговицу. Они даже могут употреблять алкоголь, но только с разрешения «дедов». Полную власть над молодыми солдатами «черпаки» получают после призыва собственных «духов», то есть к окончанию полуторагодового срока службы. Применять силу они могут только с одобрения старослужащих.

Молодые солдаты в первые шесть месяцев службы вообще не имеют никаких прав. До достижения ранга «черпака» у них есть только обязанности. Они не могут перешивать свою форму , посещать чайную, держать руки в карманах, их передачи из дому обычно попадают к старослужащим. Новобранцы полностью обслуживают «дедов», вплоть до стирки их нижнего белья и носков.

«Дух» обязан терпеть издевательства сослуживцев, стоящих выше него в казарменной иерархии, заниматься выполнением самых грязных и тяжелых работ, его могут избить за малейшую провинность.

В завершение можно добавить, что после уменьшения срока службы до одного года, вышеописанная система постепенно уходит в прошлое. За двенадцать месяцев она просто не успевает сложиться.

Ритуалы, связанные с дедовщиной

За десятилетия своего существования дедовщина превратилась в настоящую субкультуру, породив множество ритуалов, обрядов и традиций. Большинство из них гражданскому человеку кажутся странными, а часть имеет откровенно садистский характер.

Вот некоторые из них:

  1. «День золотого духа» («День офигевшего духа», «Полтинник»). Он наступает за пятьдесят дней до приказа о демобилизации. В этот день молодые солдаты и старослужащие меняются местами: «духи» получают право делать с «дедами» все, что угодно - бить, привлекать к уборке, заставлять отжиматься, отбирают еду и сигареты. Согласно традиции, «деды» не могут давать отпор или сопротивляться. «Черпаки» находятся в стороне и ни во что не вмешиваются. Теоретически «духи» могут давать старослужащим любые указания, но этим редко злоупотребляют, ибо все понимают, что завтра все опять будет по-старому. Правда, в некоторых частях мстить за приказы в этот день считалось неправильным. Подобный обычай кажется абсурдным, но он дает молодым солдатам почувствовать работу системы неуставных отношений: через год именно они будут поддерживать порядок в полку или роте. Можно добавить, что похожая традиция существует во французском Легионе , однако, там местами меняются офицеры и солдаты;
  2. Колыбельная для «деда». Ночью молодой солдат, стоя на тумбочке или пирамиде из стульев рядом с кроватью старослужащего, должен читать рифмованный текст о скором дембеле или увольнении. Существует множество вариантов его содержания;
  3. «Дембельский поезд». Этот ритуал можно назвать «классикой жанра». Он представляет собой настоящее театрализованное выступление, которое молодые бойцы устраивают для старослужащих. «Деды» играют в пассажиров поезда, везущего их домой после дембеля. «Духи» раскачивают кровати, подражают звукам вокзала и движущего состава. Одному из бойцов достается роль проводника, который подает чай «пассажирам». Других молодых военнослужащих заставляют бегать и махать зелеными ветками, изображая деревья, мелькающие в окнах вагона. Детали и сценарий этого представления могут меняться в зависимости от желания и фантазии старослужащих. Например, в действе нередко участвует «начальник поезда», распекающий нерадивого «проводника»;
  4. «Ночное Вождение». Молодого солдата заставляют с закрытыми глазами ползать на четвереньках под кроватями казармы. При этом ему подаются различные команды: при «повороте направо» он должен открыть правый глаз и повернуть в соответствующую сторону, при приказе «задний ход» – он открывает оба глаза и движется назад;
  5. «Лось», «Пробивание лося». «Дух» скрещивает руки перед своим лбом, после чего старослужащий наносит по ним удар. Его сила обычно зависит от степени вины молодого солдата;
  6. «Крокодил». Весьма популярный вид издевательства над молодыми бойцами в условиях казармы: видео этого ритуала можно посмотреть в интернете. Особенно распространен он в ВДВ, частях спецназа, разведывательных подразделениях, на флоте. При выполнении этого ритуала, человек упирается руками и ногами в спинки кровати, держа туловище над ней горизонтально. Как правило, «крокодил» - метод коллективного наказания молодых солдат: после отбоя их заставляют провести от пяти до двадцати минут в таком положении. Находиться в нем физически очень тяжело, поэтому подобная кара назначается за серьезные проступки;
  7. «Калабаха». Ритуал, предназначенный для физического наказания молодых бойцов, недолжным образом выполнивших распоряжение «деда». Суть его заключается в том, что «дух» должен принять удар от старослужащего символическим, строго определенным образом. После команды «заводи Калабашку», молодой боец широко расставляет ноги, сгибает туловище и распрямляет руки в стороны. «Дед» или «черпак» бьет его ребром ладони по шее, что служит имитацией отрубания головы. Затем «убитый» должен встать в строевую стойку и сделать доклад старослужащему. Его содержание разнится в зависимости от рода войск и части. Если доклад не нравится, то процедура повторяется. «Калабаха» особенно любима в ВДВ;
  8. «Дембельские вопросы». Ритуал, не связанный с физическим насилием. Он сводится к тому, что старослужащий начинает внезапно задавать молодому солдату самые разные вопросы, на первый взгляд, не имеющие ничего общего с логикой. Суть ритуала заключается в том, что «дух» должен ежедневно помнить количество дней, оставшихся до приказа;
  9. «Пожар». Данный ритуал часто выполняется сержантами рот. По его команде весь личный состав выносит из помещения имущество, оставляя казарму полностью пустой. Забирается все: кровати, тумбочки, личные вещи. Суть ритуала: рота должна уложиться в определенный норматив по времени. Если это не удается, вынесенное затаскивается обратно, и процесс начинается заново. Причиной «пожара» может быть плохо убранное помещение, наличие запрещенных предметов в казарме;
  10. Сигарета под подушкой. В период «стодневки», старослужащий каждое утро должен находить сигарету под своей подушкой с надписью «до приказа столько-то дней». Ее кладет ночью «дух», специально закрепленный за конкретным «дедом». Особый шик – положить сигарету, не разбудив дембеля. За подобную услугу «дед» отдает «духу» порцию масла. Отсутствие сигареты – серьезный проступок, за которым может быть жестокое наказание;
  11. «Накормить голодана». Только старослужащие пользуются правом принимать пищу вне столовой. Если за этим процессом поймают «духа», то его ожидает кара. Причем это не обычное избиение, а нечто более изощренное. Провинившегося могут заставить просто съесть буханку черного хлеба за один присест либо же накормить из бачка с пищевыми отходами, либо дать ему краюху хлеба, намазанную гуталином;
  12. Команда «Один!». Аналог армейской команды «рядовой, ко мне». Услышав ее, любой «дух» должен подбежать к «деду», встать смирно и представиться. Смысл ритуала в скорости молодого бойца: если она окажется недостаточной, за этим последует наказание;
  13. «Читка Приказа». Ритуал, связанный с публикацией приказа об увольнении в запас. Для его зачитывания выбирается самый молодой солдат. Он залазит на несколько табуретов, поставленных друг на друга, и на самом верхнем садится на корточки. В такой позе солдат должен громко и отчетливо зачитать текст приказа из газеты. Заканчивается подобное «обращение» выдергиванием нижнего табурета из пирамиды. После окончания церемонии старослужащие обычно выпивают, причем спиртное должны достать молодые бойцы;
  14. «Китайский стульчик». Ритуал применяется в виде наказания за незначительные нарушения. Солдата сажают спиной к вертикальной стене, чтобы его согнутые в коленях ноги образовывали прямой угол. В профиль его поза напоминает стул. Длительное нахождение в таком положении вызывает мучительную боль в суставах.

Ритуалами сопровождаются переходы с одной ступени армейской иерархии на другую. Чтобы стать «черпаком» солдату, прослужившему год, необходимо вынести серию ударов бляхой ремня, черпаком или табуретом по ягодицам. Их количество обычно совпадает с числом отслуженных месяцев. Ритуал называется «перебивкой» - аналогичным образом «духов» переводят в разряд «слонов».

В «дембеля» посвящают иначе: бойца «бьют» по мягкому месту тонкой нитью через несколько одеял или матрас, а рядом после каждого удара «от боли» кричит специально взятый «дух».

На военном флоте существует неофициальная иерархия и собственные ритуалы перехода из одной категории в другую. Причем моряки проявляют особую изобретательность. «Карасю», чтобы стать «полторашником», нужно пройти обряд «смывания чешуи»: его либо окатывают водой из пожарного шланга, либо бросают с корабля за борт. Обряд стараются провести неожиданно для «посвящаемого».

Это далеко не все ритуалы и традиции, связанные с неуставными отношениями в армейской среде. Есть и другие, менее распространенные, которые практикуют исключительно в определенных родах войск. Существует любопытная традиция «золотого духа». Если в роте с призывом появляется единственный новобранец, то он получает особый, привилегированный статус. «Деды» должны общаться с ним уважительно - в казарменной иерархии он получает место на уровне старослужащих.

Военнослужащий, потерявший уважение товарищей или не желающий жить по законам дедовщины, может быть понижен в статусе или изгнан из иерархии. Но это делают крайне редко.

Где больше всего дедовщины

Существует мнение, что неуставные отношения чаще возникают в менее престижных частях типа стройбата. Это заблуждение. Факты дедовщины обнаруживались в самых «элитных» подразделениях российской армии. Считается, что неуставные отношения менее распространены среди военнослужащих, имеющих постоянный доступ к огнестрельному оружию. Хотя в Афганистане дедовщина цвела буйным цветом и нередко принимала самые жестокие формы.

Значение имеет не род войск или место дислокации подразделения, а профессиональные качества командного состава. Наибольший уровень неуставных отношений наблюдается в частях, где офицеры не справляются со своими прямыми обязанностями, не вникают в повседневную жизнь солдат и сержантов, находящихся под их началом.

Неуставные отношения в царской армии

Из учебников истории и произведений классиков мы знаем, что русская армия времен Суворова или Кутузова была суровой школой жизни. Служили по двадцать пять лет, а мордобой и жестокие телесные наказания считались нормой. Рукоприкладством в основном занимались унтер-офицеры, которые таким образом поддерживали порядок в армейском коллективе. До нас не дошли сведения об издевательствах солдат друг над другом. Некий прообраз дедовщины существовал и тогда. Еще со времен Петра Первого к новобранцу приставляли опытного солдата – «дядька». Он учил молодого, как вести себя в новом коллективе и помогал в освоении армейских премудростей, в обмен на что «дух» выполнял поручения «дядька», чистил оружие, чинил амуницию. Подобная практика выглядит довольно логично и не кажется унизительной.

В то время солдаты больше страдали от официальных телесных наказаний, которые отменили в 1904 году. Попытка их возрождения в 1916 году привела к окончательному подрыву морального духа российской армии.

В XIX веке явление, весьма напоминающее современную дедовщину, получило широкое распространение в военных учебных заведения Российской империи. Об этом осталось множество воспоминаний современников. Причем неуставные отношения царили в самых престижных училищах страны: в Пажеском корпусе, Николаевском инженерном училище. Новичков не только избивали или издевались над ними – возникла иерархическая система, похожая на ту, что действовала в советской армии. В Николаевском кавалерийском училище юнкера младших курсов назывались «зверями», старших – «корнетами», а второгодников именовали «майорами».

Одним из первых решений молодой советской власти была полная отмена телесных наказаний в армии. В довоенный период ничего похожего на современную дедовщину в РККА не было – все процессы в армии жестко контролировались. Максимум, что могли сделать старослужащие, это пошутить над новобранцем. Любая же попытка создать, сплотить «дедов» для решения вопросов в воинском подразделении, могла привести к тюремному сроку.

Нет упоминаний о случаях неуставных отношений во время войны. Да и откуда им было взяться, если жизнь пехотинца на передовой обычно измерялась несколькими атаками? По заявлениям очевидцев, новобранца могли заставить поменяться обувью или обмундированием, и то подобные практики были скорее исключением, чем правилом.

Есть мнение, что неуставные отношения в армию пришли вместе с заключенными, призванными на фронт из лагерей. Действительно, они во многом напоминают жизненный уклад «блатных» на зоне, но в то время дедовщина не получила широкого распространения.

Считается, что неуставные отношения появились в советской армии на рубеже 60-х и 70-х годов.

Есть несколько версий, почему так случилось:

  1. Согласно первой, дедовщина появилась после сокращения срока службы, которое произошло в 1967 году. Причем данное решение касалось только вновь призванных солдат и сержантов. Мобилизованные ранее - дослуживали срок полностью. Естественно, что такое положение дел не понравилось старослужащим, которые принялись вымещать свою злость на новобранцах;
  2. Второй возможной причиной зарождения дедовщины называют решение о призыве в армию людей с криминальным прошлым, что раньше абсолютно не допускалось. В конце 60-х годов в Советском Союзе бушевал демографический кризис, вызванный огромными людскими потерями в войне, поэтому руководство страны было вынуждено пойти на такой шаг. Обществу это было подано как попытка исправить уголовников, но получилось ровно наоборот: призывники с тюремными «ходками» принесли в армейскую среду элементы воровской субкультуры;
  3. В конце 60-х годов командиры стали массово использовать солдат и сержантов для выполнения хозяйственных работ и извлечения для себя материальной выгоды. Подобная деятельность, абсолютно не предусмотренная уставом, требовала создания новой системы отношений, в которой старослужащие контролировали бы работу молодых солдат. Чтобы сломать новобранцев, на них оказывалось психологическое и физическое давление. Со временем офицеры увидели в «дедовщине» удобный и эффективный механизм управления солдатами. Так она стала частью советской военной машины.

Распространенным заблуждением о дедовщине является уверенность в отсутствии неуставных отношений в горячих точках. Мол, доступность боевого оружия отрезвляет горячие головы и останавливает издевательства над молодыми солдатами. Опыт Афганистана, а затем и Чечни показывает ошибочность такого мнения. В ОКСВА дедовщина процветала как в тыловых частях, так и в подразделениях, активно участвующих в боевых действиях. Офицеры прекрасно знали об этом явлении, но считали борьбу с ним нерациональным.

Дедовщина - это явление, появившееся в позднем Советском Союзе. Именно тогда сформировалась казарменная иерархия, появились ритуалы неуставных отношений

70-е и 80-е годы стали периодом «расцвета» неуставных отношений в Советской армии. Об этом свидетельствуют практически все, кто проходил службу в это время. «Дедовщина» стала главной «скрепой» Вооруженных Сил СССР в последние десятилетия их существования. Тогда родилось большинство традиций и ритуалов неуставных отношений. Офицеры в большинстве не противостояли явлению, а использовали его для личных целей.

Что изменилось в новейшее время

В 90-е годы ситуация стала еще хуже. Тяжелейший экономический кризис привел к развалу армии – из нее стали массово уходить толковые офицеры. Общество захлестнула волна криминальной романтики, на блатном жаргоне начали говорить ученики в школах. Все это способствовало дальнейшему проникновению уголовной культуры в армию. Неуставные отношения еще более ожесточились: теперь у молодых солдат стали вымогать деньги, появились случаи сексуального насилия в казармах, избиения все чаще заканчивались убийствами.

Изменения к лучшему появились только в начале «нулевых» годов. В стране улучшилось экономическое положение, что позволило существенно увеличить финансирование армии. Проблема дедовщины стала настолько острой, что военному ведомству пришлось заняться борьбой с ней.

В 2006 году Госдума приняла поправки к закону о воинской обязанности, согласно которым, срок службы с 2007 года уменьшался до полутора лет, а с 2008 – до года. Это решение в кратчайшие сроки нанесло по неуставным отношениям в армии сокрушительный удар - оно начало ломать всю систему отношений в неофициальной воинской иерархии. Сейчас разница между новым и старым поколением в казарме составляет всего лишь полгода. В последние годы армия взяла курс на увеличение количества контрактников в своих рядах. С 2017 года все корабли Северного флота уже комплектуются матросами, служащими по контракту.

В 2018 году военная прокуратура сообщила, что количество случаев рукоприкладства уменьшилось на 18% по сравнению с 2016 годом. Уменьшение срока службы значительно улучшило ситуацию с неуставными отношениями, но полностью решить ее не смогло. Доказательство этому – многочисленные видеоролики с издевательствами над солдатами, выложенные в интернете. Это подтверждают и представители общественных организаций, хотя и они говорят об уменьшении уровня проблемы.

Привычные армейские касты просто не успевают сложиться за год, поэтому сегодня неуставные отношения принимают другие формы. Чаще новобранцы жалуются на вымогательства денег, все больше преступлений совершают военнослужащие, стоящие рангом выше. Причем поборы происходят под угрозой насилия или даже убийства. Правозащитники заявляют, что главной причиной, способствующей дедовщине, является закрытость армии.

Можно ли противостоять дедовщине

О неуставных отношениях существует множество мифов, появившихся в основном благодаря кинематографу и художественной литературе. Один из самых распространенных гласит, что новобранец, сильный морально и хорошо подготовленный физически, вполне может противостоять проявлениям дедовщины в армии, способен дать отпор старослужащим и защитить себя от унижений и издевательств.

К сожалению, это иллюзия. Молодой солдат может быть физически сильнее любого «деда» в казарме, но если в части существуют неуставные отношения, против него выступит весь армейский коллектив. После проявления неповиновения он автоматически попадет в «черный список» с вытекающими последствиями. Бунтаря будут изводить уставом, помещать на гауптвахту, устроят бойкот.

Нужно четко понимать, что дедовщина в армии практически невозможна без молчаливого одобрения командования. Солдат с сильной волей теоретически может противостоять сослуживцам, но против офицеров и командира части он бессилен. От неуступчивого бойца будут требовать строжайшего выполнения всех уставных положений, причем в случае любых нарушений под наказание обязательно попадут военнослужащие его собственного призыва. Так неуступчивый солдат может быть легко лишен любой поддержки в казарме и превращен в изгоя.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Июль 2002 года. Семинар проводился на базе Интернет-форума "Обсуждение работ С.Г.Кара-Мурзы с его участием (о ситуации в России)"

Сегодня почему-то подавляющая часть молодых людей считает армейскую дедовщину чем-то характерным для Cоветской Армии в течение всего времени ее существования. И очень удивляются, когда впервые слышат о том, что до 1969-1970 года такого явления не было в массовом масштабе. Расспросы более старших поколений дали дату первых упоминаний о появлении неуставных взаимоотношений где-то около 1970 года.

Вот что рассказывают на эту тему:


"У меня отца и дядю (по матери) взяли в армию в 1943-м. 2 года на фронте. После войны отец служил 3 года, дядя - 5 лет. Оба говорили, что ничего похожего на дедовщину не было."

"У меня отец служил на флоте в конце 1940-х, при этом успел застать тех, кто участвовал в войне. Ничего похожего на дедовщину не наблюдал. Когда в 1970-е - 1980-е по "голосам" начали рассказывать о дедовщине в Советской Армии, считал это выдумкой и брехней, т.к. искренне полагал, что "такое просто невозможно" (хотя в целом относился к тогдашней власти достаточно критически и другим антисоветским байкам охотно верил.)

"Первый раз я услышал о дедовщине в 1979 году. От одногодка. Тогда впервые в наш лексикон вошло выражение "армейские дедушки". До этого никто (!) из родителей, родственников и знакомых ни разу не упоминал или не намекал об армейских издевательствах."



Нередко наблюдалось, что представители старшего поколения, служившие в армии до начала 50-х годов, категорически отказывались верить в существование дедовщины.
То, что старшее поколение отказывалось верить в существование дедовщины - не зашоренность. А ведь старые люди прожили очень непростую жизнь, хлебнули лиха. Но остались Людьми.
Увидев много всяких более злобных гадостей, нежели дедовщина, они могли сказать: "Бывает хуже, но реже. Людоедство, например, или увечья, или тиф". Но дедовщина-то воспринималась ими как позор, как разрыв с основами жизнеустройства, как глубокое моральное падение.



Все солдатское общество делится на следующие группы:

военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме - карантин, слон, мамонт, салабон

военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года) - дух, салабон, щегол, чижик, гусь

военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год) - молодой, морж, леник, щегол, старший гусь

военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года) - котел, черпак, помазок, фазан

военнослужащие четвертого периода службы (1,5 - 2 года) - дед

военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа) - дембель, карантин



Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча.
Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли. Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат.
Самая бесправная среди всех категорий - духи, самая полновластная - деды. Промежуточное положение между ними занимают молодые и котлы. Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем больше он служит.



Армия стала отражением изменений в обществе. Общество менялось - сменялись поколения, на смену строителю жизни пришёл потребитель жизни. Советское общество оказалось не готово к смене строителей потребителями.
Поменялось "внешнее" общество - отразилось и на армии. Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию.
Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула. В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.
Возможно, дедовщина - это еще одно достижение западной цивилизации, усвоенное нами в ходе периода, предварившего перестройку. Дедовщина связана с падением "общинного" принципа построения Союза и с переходом на евроцентристские и индивидуалистические рельсы всего мироуклада населения. Фактически - первый звоночек катастрофического разрушения общественной морали.



Все трансформации общества выражались в сбоях "армейской машины". То же самое, например, произошло в 50-е годы - пришло новое поколение, "десталинизация" и т.д. - и вдруг отказ в системе дисциплины и беспомощность офицеров.
Но тогда еще система была с инерцией развития, и с этим справились как с болезнью. В 70-80-е общая болезнь (и прежде всего верхов квази-сословного общества) ослабила организм.
Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью.
Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты, уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, "паркетная" генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.


Советская армия в 60-70-х гг. находилась в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - всякие наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.
С другой стороны, советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре.
Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.
Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен. Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.


В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия молодого пополнения и его адаптации в новых условиях.
Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме.
Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава.
В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних.
В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях.
Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.


Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.
Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи “шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.
Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом.
Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.

Конфликт поколений - очень распространенное в обществе объяснение возникновению дедовщины в армии. Период возникновения дедовщины приходятся на конец 60-х - начало 70-х гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы.
Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации:
1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призывы, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.;
2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.

В 70-80-х годах офицеры и прапорщики, имевшие непосредственное общение с личным составом были уже из тех, кто родился после войны, т.е. уже не были свидетелями тяжких лишений. Как раз в это время служить в армии стало выгодно.
Т.е. кто-то шел в училища по призванию и т.п., но появилась масса молодых людей, которые стали рассматривать военную карьеру, как приличное обустройство в жизни: платили неплохо; выход на пенсию к 45 годам; возможность получать в дальнейшем и военную пенсию, и зарплату; по выходу на пенсию многих обеспечивали жильем.
При этом напрягаться многие уже не хотели. Так, к примеру, один прапорщик (комвзвода) откровенно поделился, почему он приветствует и поддерживает дедовщину. "Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и чтобы все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они пусть с молодых требуют. Не смогут - будут сами...ться. Так мне надо всех контролировать, а так - только дедов".

Для попытки создания репрезентативной выборки были опрошены совершенно разные люди, служившие в разное время, в разных частях и регионах. Все без исключения опрошенные (возраст от 20 до 45 лет) говорили, что дедовщина создается, поддерживается и всячески стимулируется именно офицерами.
Данный опрос полезен для понимания сути явления, но надо иметь в виду одну поправку. Если такой опрос проводится среди бывших солдат срочной службы, то велика вероятность, что они буду винить в дедовщине исключительно одних офицеров. Никто не хочет признаваться, что сам поддался искушению стать дедом, всегда легче свалить вину на кого-либо другого (на офицеров, государство, партию и т.п.).

Более интересны опросы среди самих офицеров. Так, например, один опрошенный офицер просто не мог понять, чем возмутительна дедовщина! Он совершенно искренне не понимал, почему для солдат унизительно чистить очко зубной щеткой. Он говорили: "Я чистил, пусть теперь другие почистят".
Мол ничего страшного! Казалось бы наоборот, "я чистил, когда был солдатом, меня унижали, но теперь я полковник, а потому должен хотя бы попытаться искоренить это зло."
И этот полковник не стеснясь рассказывал, что равнодушно взирал, как недавний призывник своей зубной щеткой моет полы. Для этого офицера такое положение вещей - школа мужества.

Таким образом, главная причина устойчивости дедовщины (но не причина ее возникновения!) - поддержка офицеров. Вследствие демократизации общества и деградации механизмов управления у офицеров были резко сужены возможности поддержания порядка и дисциплины.
Поэтому офицеры стали негласно поощрять дедовщину как неуставной метод поддержания порядка - "деды" использовали для этого средства, недоступные офицеру.
Сыграло свою роль и разложение самого офицерского корпуса - второй причиной поддержки дедовщины стало нежелание офицеров напряженно заниматься воспитанием и обучением солдат. Этим стали заниматься "деды".

Получили новую униформу 1969 год.