Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Цель: развивать умение самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки.

Развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
- формирование умения говорить и думать о себе.

  1. Релаксация.
    1. Сесть удобно, расслабиться.

      1. Вдохнуть глубже, зафиксировать вдох и выдохнуть (3 раза).
      2. Сжать руки в кулаки и расслабить (с каждым разом сильнее- 3 раза).
      3. Разжать пальцы в напряжении опустить руки вниз, стряхнуть (не на соседа)
      4. Поулыбаться как можно шире.
      5. Воздушный поцелуй вправо, влево, двумя руками.
  2. Знакомство.
    1. Оборудование: карточки для оформления визиток, булавки, ручки, карандаши.

      Оформление визитки с тренинговым именем. Дети вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, литературного героя.

      Предоставляется полная свобода выбора. Тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий все будут обращаться друг к другу по этим именам.

      За пять минут выбрать имя, оформить визитку и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу запомнили. Для этого все садятся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, объяснить, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности, и т.п.), которые действительно отличают Вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.

      После окончания представлений вспомнить своеобразие друг друга. Для этого каждый участник по очереди называет индивидуальность сидящего, например, слева от него и т.д., пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто-то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий.

      Упражнение должно настроить участников на серьезное отношение к делу.

      Даже простейшее приветствие и знакомство могут дать многое для понимания человека.

      Нужно учиться запоминать полученную информацию проявляя внимания не только к внешности индивида, но к смыслу его слов. Основной принцип помогающий понять себя и других – это внимание к человеку.

  3. Нетрадиционное приветствие.

Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо! Они помогают ему экономить энергию для творчества и раздумий о смысле жизни Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?

Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами придумать их и показать всем. Кто хочет это сделать? Прошу. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:

    1. Ладонями, но только их тыльной стороной.
    2. Стопами ног (внутренней частью, только очень легко, чтобы не было больно).
    3. Коленями (внутренней стороной колена левой ноги, слегка коснуться внутренней стороны колена правой ноги партнера).
    4. Плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот).
    5. Лбами (но очень осторожно, чтобы не повредить ни собственной головы, ни тем более головы партнера).

Назовите ваши варианты. Мы готовы их попробовать. Следует установить контакты со всеми участниками тем или иным способом. Участники делятся друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

  1. Представление.
  2. Участники разбиваются по парам и в течение одной минуты, один рассказывает о себе другому то, что желает. Через одну минуту дети меняются ролями.

    Следующий период игры заранее не обговаривается. Он заключается в том, что один участник из пары встает за спиной своего нового друга, кладет ему руки на плечи и рассказывает о нем от имени этого ребенка все, что запомнил. Затем дети меняются ролями. По окончании упражнения происходит обмен мнениями.

  1. Найди пару.
  2. Оборудование: шарф.

    Выбирается водящий, которому завязывают глаза шарфом и предлагают изучить своими руками руку одного из участников игры. После этого с него снимают повязку и водящий пытается найти “изученную” руку среди рук, протянутых всеми участниками.

  1. Тень.
  2. Оборудование: 2 шарфа.

    Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой – его Тенью. Человек делает любые движения, Тень – повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек.

    Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

  1. Стыковка.
  2. Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались. Им завязывают глаза шарфами. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” - они вытягивают навстречу друг друга.

    Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.

    Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.

  1. Ранжирование по качествам.
  2. а) Участники молча строятся в шеренгу по:

    цвету глаз
    цвету волос
    росту (с закрытыми глазами)
    теплоте рук и т.д.

    Ведущему следует четко определять более яркие качества (слева, справа).

    б) Участник загадывает качества, говорит об этом психологу на ухо, а остальных выстраивает в зависимости от того качества и сам находит в себе место в этой шеренге. Остальные отгадывают это качество.

  1. Я - игрушка.
  2. Оборудование: игрушки.

    Участники выбирают понравившуюся игрушку, берут ее в руки, рассматривают и пытаются “перевоплотиться” в нее. Через одну минуту рассказывают об этой игрушки от первого лица, о ее чувствах, мыслях, радостях, огорчениях.

  1. Ассоциация.
  2. Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого водящий должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации:

    На какой цветок он похож?
    - На какой вкус?
    - На какую песню?
    - На какую книгу? И т.д.

    При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет – уходит вновь. Если не угадает более двух раз – выбывает из игры.

    Обсуждение:

    Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого угадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано?

    Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими – другим людям.

  1. Листок за спиной.
  2. Оборудование: альбомные листы, булавки, ручки, музыкальное сопровождение.

    Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение помогает преодолеть барьер: оно анонимно, однако происходит в контакте “глаза в глаза”.

    Возьмите большие листы. Эти листы вы прикрепите к себе на спину, и те, с кем вы здесь встретитесь, будут писать на них свои впечатления о вас: какой вы во взаимоотношениях с другими. Однако вы можете заранее выразить свои пожелания: если вы хотите, чтобы писали больше хорошего, в углах нарисуйте солнышко. Если для вас важно, чтобы писали о ваших недостатках, слабых сторонах, в углах нарисуйте кресты. А если вам интересно и то и другое, в углах нарисуйте вопросительные знаки.

    По окончании все снимают большие листы, читают, что им написали.

    Потом делятся впечатлениями.

  1. Мусорное ведро.
  2. Оборудование: листы бумаги, ручки, корзина для мусора.

    Зачем человеку мусорное ведро? Зачем необходимо освобождаться от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами: накапливаются ненужные, бесполезные. Запишите на листочках чувства от которых хотите избавиться. “Я обижаюсь на …”, “Я злюсь на …”, “Я боюсь …”.

    Сверните листы в комочек, выбросите корзину.

  1. Релаксация. (Под музыку).
  2. “Представьте себя семенем дерева, которое созревает и в конце лета падает на землю. Оно постепенно уходит все дальше в почву и, наконец, находит свое место под этим необычным одеялом. Еще тепло, греет солнце. Но вот небо начинает хмуриться, все чаще идут дожди … наступает осень с дующими пронизывающими ветрами.

    Опадают последние листья с деревьев … Без них деревья стоят серые, голые, они спят. Так же спокойно спят семена в почве. Землю сковывает мороз, падает снег, бушует вьюга, а семена продолжают спать, им тепло. Идет время… Приближается весна. Солнышко пригревает все сильнее и сильнее. Тает снег, журчат ручьи.

    Вода пропитывает землю и будит семена от долгого сна. Сначала появляется корешок, затем росток, который медленно движется и тянется к поверхности земли.

    Проходит время… и вот уже стоит деревце, которое растет, крепнет. Его ветви – руки тянутся к свету, солнцу. Деревце прочно держится корнями за землю.

    Оно продолжает расти и теперь ему нестрашны ни дождь, ни ветер”.

  1. Мой портрет в лучах солнца.
  2. Оборудование: стенд для выставки, альбомные листы, цветные карандаши.

    Обвести свою ладонь на бумаге карандашом. На каждом пальце написать свои достоинства, все хорошее что ребенок знает о себе. Сделать импровизированную выставку, угадать: кому принадлежит рука.

  1. Открытая свеча.
  2. Оборудование: свеча.

    Каждый ребенок берет зажженную свечу по очереди и желает чего-то доброго участнику, стоящему слева.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Каждый человек большую часть своей жизни проводит в общении с другими людьми: в классе или на работе, дома или в магазине...

Поэтому очень важным является вопрос об уровне культуры межличностных отношений, об умении и желании быть толерантными, компромиссными. Ведь культура общения, этика - обязательный элемент повседневных отношений, поэтому они должны войти в законы жизни, стать реально действующими нормами. Именно от них зависит восприятие нас окружающими.

Цель психологического тренинга: с помощью отдельных психологических упражнений осуществить коррекцию отклонений в индивидуальном психическом развитии учащихся.

Психолог. Сегодня мы проведем

Психологический тренинг на тему: «Культура межличностных отношений»

Поскольку это тренинг запомните, пожалуйста, правила поведения во время его проведения:

Сохранять конфиденциальность;

Быть искренним;

Говорить за себя и от своего имени;

Не критиковать, признавать право каждого на выражение своего мнения;

Участвовать в работе группы;

Уважать друг друга.

Давайте прежде разделимся на 2 группы. Прошу выйти на середину круга двух добровольцев. Каждый должен пригласить к себе в команду человека, отличающегося от других по какому-либо признаку (например, цветом волос, равнодушием к современной эстраде и т.д.). Затем новоизбранный член группы таким же образом приглашает в команду следующего участника. Выбор участников будем осуществлять по очереди.

Итак, команды сформированы. Начинаем.

Все вы помните, недавно мы с вами проводили тестирование на выявление типов акцентуации характера и ведущих эмоций. Обработка результатов тестирования на ЭВМ показала, что основное количество учащихся нашего класса имеет гипертимный тип характера. Это означает, что вы имеете стойкое желание быть во всем лидерами, но, вместе с тем, вы не склонны прощать обиды, при плохом настроении ищете объект для самоутверждения. Часть учеников имеет лабильный характер, т.е. переменный. И почти все вы стремитесь к постоянному вниманию к себе.

Среди ведущих эмоций - сочувствие, сострадание, удивление, интерес.

Сегодня мы с вами попытаемся несколько откорректировать ваши характеры, будем учиться формировать чувство собственной ценности, позитивное отношение к жизни, потренируем выдержку, проконтролируем вашу импульсивность.

Для этого необходимо выполнить некоторые упражнения. Прежде всего, вы должны запомнить, что говорить необходимо откровенно, не давать советов о том, что должны делать другие, а чего не должны. Каждый из вас должен придерживаться правил взаимного уважения и терпимости к другим.

Упражнение «Знакомство».

Все становятся в круг. Каждый называет свое имя и одно положительное или отрицательное качества своего характера, которые начинаются с той же буквы, что и имя (например, Татьяна - терпеливая).

Это упражнение поможет детям выявить новые черты в характере одноклассников.

Упражнения для разминки

1. Упражнение «Необычный звук».

Все становятся в круг. Учитель предлагает кому-то произнести какой-то необычный звук, а остальные имитируют его. Не слово, а именно звук. Как только один произнесет - остальные немедленно повторяют, затем - следующий участник. Упражнение выполняется в темпе и без шуток.

2. Упражнение «Пишущая машинка».

Все садятся в круг. Учитель раздает по одной букве каждому. Затем называет слово по буквам, а «буква» должна хлопнуть в ладоши. Еще раз - одновременно «буквы» слова хлопают в ладоши. (Крокодил, любовь, обучение, семья, осень, вечеринка, ум, очередь, сирень, пароль).

3. Упражнение «Таможенники и контрабандисты».

Выбирается «таможенник». Остальные - пассажиры в самолете. Один из участников-«контрабандист». «Таможенник» выходит за дверь, а участники выбирают «контрабандиста», который прячет в своей одежде мелкий предмет. «Таможенник» заходит, пассажиры по одному проходят мимо. У «таможенника» 3 попытки обнаружить «контрабандиста». Это упражнение развивает наблюдательность, умение «читать» незаметные сигналы.

4. Упражнение «Преображение».

Кто-то один стоит в кругу. Все остальные будут двигаться по кругу и представлять, что он превратился в:

Чудовище;

Супермена;

Чрезвычайно хорошего человека, в которого все влюбляются;

Того, кого никто не хочет замечать;

Сурового директора школы;

Самого богатого человека в мире.

Свое отношение можно выражать только с помощью жестов и мимики.

Что было неприятным?

Кому и когда было неприятно?

Что понравилось больше?

5. Упражнение «Я не я...»

Каждый должен сказать фразу: «Я не я, лошадь не моя, моя хата с краю, ничего не знаю» с разными интонациями (с удовольствием, раздражением, радостно, с разочарованием, как политический деятель, как больной человек, как дошкольник, как влюбленный человек и др.).

6. Упражнение «Улыбка по кругу».

Все берутся за руки. Первый поворачивается к своему соседу и улыбается ему, и так далее по кругу.

Упражнения, способствующие тренировке выдержки и контроля импульсивности

Класс делится на 2 группы. Первая группа выполняет упражнение 1, вторая группа - упражнение 2. Первая угадывает смысл упражнения второй группы и наоборот.

1. Упражнение «Автомобиль».

Группа представляет себя деталями автомобиля (колеса, двери, багажник, капот), один из участников (лидер) «составляет» автомобиль. После этого он «садится» в машину и делает несколько кругов по классу.

2. Упражнение «Живая картина».

Группа создает «Живу картину» - сценку на сюжет и замирает, пока другая группа не отгадает название (например, картина «В зоопарке»).

Работа с эмоциями

Учитель. В нашей культуре не принято открыто выражать свои эмоции. Человек, который сдерживает как положительные, так и отрицательные эмоции, считается воспитанным. Мы должны научиться сдерживать свои эмоции.

1. Упражнение «Покажи эмоцию».

Учитель раздает карточки, на которых написаны названия эмоций, после чего каждый ученик поочередно должен выйти в центр класса и показать эмоцию при помощи мимики и жестов. Остальные участники отгадывают, подняв руку. (Сочувствие, удивление положительное, удивление негативное, уныние, страх, гнев, стыд, презрение, неуважение, радость, горе, вина, страдания, депрессия, раскаяние).

2. Упражнение «Эмоция по кругу».

Один из участников показывает соседу какую-то гримасу. Тот как можно точнее ее копирует и передает дальше. Гримаса должна передаваться по кругу и вернуться к «автору». Он должен сказать, какую эмоцию хотел передать, и какую получил.

Учитель. Давайте подумаем, почему нас часто неправильно понимают?

Упражнения для снятия эмоционального напряжения

Эти упражнения помогут снять эмоциональное напряжение, способствовать устранению мышечных зажимов и формированию умения расслабляться и отдыхать, а также сосредоточиться и сконцентрироваться.

1. Упражнение «Огонь – лед».

По команде «Огонь!» - Все начинают интенсивное движение всем телом, как угодно. По команде «Лед!» - Каждый замирает в позе, при этом надо напрячь все тело.

2. Упражнение «Глубокое дыхание».

Дыхание успокаивает нервную систему и гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся мыслей, нас волнуют. Глубоко вдохните носом, сосчитайте до восьми, после чего медленно выпускайте воздух через рот, при этом считайте до 16 или больше - как сможете.

3. Упражнение «Океан».

Снять стресс, почувствовать прилив энергии может помочь управляемая фантазия.

Сядьте прямо в кресле, не напрягаясь. Закройте глаза. Представьте океан. Вы видите безграничный водный простор, волны поднимаются и растут, разбиваются на песке у ваших ног, уползают назад. Продолжайте наблюдать, как волны набегают на берег и откатываются назад. Если вы о чем-то думаете, ваши мысли относят волны. Смотрите на океан.

Вы смотрите на волны, и ощущение покоя наполняет вашу душу. Это - ваш собственный мир, полный покоя. Вы можете почувствовать его в любой момент.

Откройте глаза. Если хотите, посидите несколько минут.

Обсуждение:

Что взяли для себя?

После проведения этих игр изменилось ли ваше эмоциональное состояние?

Изменилась ли ваша самооценка?

Каковы будут ваши пожелания?

Психолог. Наше занятие закончено. А теперь давайте снова станем в круг и пожелаем друг другу что-то хорошее, светлое, приятное.