Первой половины XIV века , начиная с 1314 года , когда был окончен процесс над тамплиерами , и заканчивая событиями после битвы при Пуатье .

Список всех книг

Обобщённый сюжет

Действие романов происходит во времена правления последних пяти прямых потомков королей из династии Капетингов и первых двух королей из династии Валуа , от Филиппа IV до Иоанна II .

Согласно легенде, истоки всех бед, обрушившихся на Францию того времени, таятся в проклятии, которому Великий магистр ордена тамплиеров подверг короля Филиппа IV Красивого, осудившего его на смерть.

  1. «Железный король» (Франция, 1314 год. Взойдя на костёр, Великий магистр Ордена тамплиеров Жак де Моле проклял своих палачей - папу Климента V , короля Филиппа Красивого , его министра Гийома де Ногаре и всё их потомство до тринадцатого колена. Первый удар судьбы - «дело» о прелюбодеянии невесток короля, инициированное английской королевой Изабеллой с подачи главного интригана романа - Робера Артуа , в результате которого Бланка и Маргарита Бургундские заточены в Шато-Гайар , а Жанна , супруга принца Филиппа, графа Пуатье , отправлена в монастырь, затем смерть папы, смерть Ногаре и смерть Железного короля - Филиппа Красивого).
  2. «Узница Шато-Гайара» (о бездарном правлении Людовика X Сварливого , о попытках нового короля развестись с женой , сватовство к Клеменции Венгерской и смерть Маргариты).
  3. «Яд и корона» (в этой части романа ещё теснее переплетаются история нравов и история королевского дома: путешествие принцессы Клеменции Венгерской из Неаполя в Париж, королевская свадьба, неудачный поход короля Людовика во Фландрию, операции банкирского дома Толомеи и смерть самого Людовика от рук графини Маго Артуа , у которой он с подачи Робера Артуа отобрал её графство).
  4. «Негоже лилиям прясть» (о беспощадной борьбе, которую ведут, чтобы добиться регентства, три родственника покойного короля Людовика - его брат граф де Пуатье , дядя - граф де Валуа и кузен - герцог Бургундский, не брезгуя никакими средствами; также изображена история избрания папы римского Иоанна XXII).
  5. «Французская волчица» (переносит нас в Англию, которой правит бездарный король Эдуард II , а его жена, дочь Филиппа Красивого Изабелла , живёт в страхе).
  6. «Лилия и лев» (приводит читателя к началу Столетней войны)
  7. «Когда король губит Францию» (в заключительной части романа Дрюон последовательно развивает мысль о роковой роли посредственности, волею случая очутившейся у кормила власти. Последняя часть написана в форме монолога Эли де Талейрана-Перигора , кардинала Перигорского , который едет на встречу с императором, чтобы добиться заключения мира между Англией и Францией).

Железный король

Действие книги начинается с 1314 года .

В то же время во Франции окончен семилетний процесс над орденом тамплиеров . Великий магистр Ордена Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ приговорены к сожжению на костре. Во время казни Великий Магистр проклинает своих губителей - короля Филиппа , папу римского Климента V и хранителя королевской печати Гийома де Ногаре , а также весь их род до тринадцатого колена.

Во время своего визита во Францию королева Изабелла разоблачает своих невесток перед королём. Вина жён Людовика и Карла , Маргариты и Бланки Бургундских , очевидна, и обеих приговаривают к пожизненному заключению в крепости Шато-Гайар , предварительно обязав присутствовать при казни своих любовников, братьев д’Онэ. Жену Филиппа , среднего сына короля , Жанну Бургундскую , приговаривают к ссылке, так как её вина не доказана, однако, скорее всего, она знала о прегрешениях Маргариты и Бланки и при этом выступала в роли сводницы.

Последующие события невольно заставляют вспомнить проклятие Великого Магистра. Сначала умирает папа Климент , затем Гийом де Ногаре (он отравился испарениями от отравленной свечи, которую ему подсунул бывший рыцарь-тамплиер Эврар). А потом на охоте в возрасте сорока шести лет умирает пышущий здоровьем король Филипп .

Похоже, что проклятие Великого Магистра начинает сбываться…

Узница Шато-Гайара

После неожиданной смерти своего отца Филиппа IV Людовик X Сварливый становится королём Франции. Карл Валуа, преследуя свои политико-династические цели, предлагает ему жениться на своей родственнице - Клеменции Венгерской . Заинтересованный предложением дяди, король Людовик X направляет в Неаполь посольство под руководством бывшего камергера своего отца графа Юга Бувилля ; при этом в качестве помощника, казначея и переводчика при графе состоит племянник капитана ломбардцев Парижа, банкира Спинелло Толомеи - Гуччо Бальони. Помимо сватовства, на послов возлагается задача поиска и подкупа кардиналов, которые, благодаря закулисным интригам первого министра королевства Ангеррана де Мариньи , до сих пор не договорились об избрании папы на авиньонский престол.

В это время Маргарита и Бланка Бургундские находятся в заключении в очень нелёгких условиях. Однако у Маргариты появляется возможность перейти из тюрьмы в монастырь: Робер Артуа предлагает ей написать признание в том, что её дочь, принцесса Жанна - незаконнорождённая, тогда Людовик бы мог получить развод и повторно вступить в брак, поскольку по законам того времени прелюбодеяние не было достаточным поводом к расторжению брака. Однако она не верит в то, что её действительно освободят, и, подумав, отказывается.

При дворе идёт активная борьба за власть двух кланов - дяди Людовика Карла Валуа и самого влиятельного человека в государстве после короля - первого министра королевства Ангеррана де Мариньи . Когда королева Маргарита соглашается на признание и пишет письмо королю, оно попадает к Мариньи, и тот его уничтожает. В итоге, когда правда выплывает наружу, Маргарита погибает в Шато-Гайаре от руки Лорме, слуги Робера Артуа. Мариньи-младший, епископ Бовэзский Жан, шантажируемый при помощи компрометирующих документов, полученных от ломбардских банкиров Парижа, чтобы спастись самому, предаёт своего родного брата, и того отправляют на виселицу по обвинению в казнокрадстве , несмотря на то, что незадолго до этого на судебном процессе Ангерран успевает опровергнуть все обвинения в свой адрес перед комиссией, созданной королём.

Король Людовик, ставший теперь вдовцом, наконец официально делает предложение Клеменции Венгерской и направляет в Неаполь свадебное посольство за своей невестой в составе всё того же Юга Бувилля и Гуччо Бальони.

Интересно, что название этой книги на французском La Reine étranglée, которое переводится как «Задушенная королева», по какой-то причине заменено на «Узницу Шато-Гайяра».

Яд и корона

После кончины короля Филиппа Красивого проходит полгода. Клеменция Венгерская по пути к жениху попадает в бурю, позже случается ещё несколько происшествий, которые она толкует как плохие предзнаменования. Посланный в составе миссии графа Бувилля в Неаполь Гуччо Бальони падает при попытке сойти на берег и попадает в больницу для бедных.

Людовик Сварливый затевает поход во Фландрию, поскольку граф Нэверский дерзко отказался исполнять свой вассальный долг перед королём. Собранное королевское войско, тем не менее, так и не доходит до границ Фландрии и ввиду погодных условий застревает в грязи , а король, найдя благовидный предлог, возвращается обратно и женится на Клеменции.

Филипп Пуатье возвращается в Париж. Во время его остановки в замке Фонтенбло туда приезжают Карл Валуа и Карл де ла Марш , чтобы задержать Филиппа в замке и выдвинуть на пост регента Карла Валуа. Граф Пуатье ночью покидает Фонтенбло и с верными людьми без боя занимает замок Сите. Людовик д’Эврё выдвигает кандидатуру графа Пуатье на пост регента. На ассамблее при поддержке последнего живого сына Людовика Святого , Роберта Клермонтского , Филипп Пуатье в обход Карла Валуа становится регентом. Там же утверждается древний салический закон .

Персонажи

  • Филипп IV Красивый , король Франции
  • Людовик, король Наварры , его старший сын
  • Филипп, граф Пуатье , его второй сын
  • Карл, граф де Ла-Марш , его младший сын
  • Маргарита Бургундская, королева Наварры , жена Людовика
  • Жанна Бургундская, графиня Пуатье , жена Филиппа
  • Бланка Бургундская , жена Карла и сестра Жанны
  • Изабелла Французская, королева Англии , дочь Филиппа, получившая прозвище «Французская волчица»
  • Робер Артуа , правитель Конша и граф Бомон-ле-Роже
  • Маго, графиня Артуа , тётя Робера и мать Жанны и Бланки
  • Карл, граф Валуа , младший брат Филиппа IV
  • Людовик, граф д’Эврё , младший брат Филиппа IV
  • Готье д’Онэ , конюший Филиппа, графа Пуатье, и любовник Бланки
  • Филипп д’Онэ , конюший Карла, графа Валуа, и любовник Маргариты
  • Гийом де Ногаре , советник и хранитель печати Филиппа IV
  • Ангерран де Мариньи , коадъютор Филиппа IV
  • Юг де Бувилль , камергер Филиппа IV
  • Жак де Моле , Великий магистр ордена Тамплиеров
  • Жоффруа де Шарнэ, командор ордена Тамплиеров в Нормандии
  • Спинелло Толомеи, сиеннский банкир-ломбардец
  • Гуччо Бальони, племянник Толомеи
  • Элиабель Крессэ, вдова помещика Крессэ
  • Пьер и Жан Крессэ, её сыновья
  • Мари де Крессэ , её дочь

Помню, летом между пятым и шестым классом, случайно попалась мне первая, вторая и пятая книги цикла, школьная программа литературы на следующий класс была прочитана, и я взялся за них. Скажу сразу, книжки эти были не для детей, тогда они мне запомнились как немыслимо кровавые, с подробным описанием казней, невыносимо жестокостью судьбы по отношению к персонажам, особенно к отношениям Гуччо и Мари, это было жестче Ромео и Джульеты. И лишь спустя лет десять я вспомнил об этом цикле и решил его перечитать восполняя пробелы третьей, четвертой и шестой книгами.

Что я могу сказать теперь? Они оказались не такими кровавыми как мне запомнились, но во всем остальном - да. И в первую очередь эти книги запоминаются сценами смерти.

Вообще Морис Дрюон - это герольд смерти. Он реальное воплощение «голоса, тех кого нет». Он в роли Великого уравнителя, на протяжении шести книг, собирает жертвы, а потом забирает их убийц. Мы видим последние минуты великих людей их собственными глазами, и страшно представить сколько раз «умирал» сам Дрюон когда писал все это. Тень смерти нависает над каждым и в этой гнетущей темноте они вспоминают всю свою жизнь. Все чего достигли и что не смогли сделать, они вспоминают близких друзей или врагов, которые были еще ближе, их надежды на будущее рушатся и лишь проклятье срывается с обожженных губ, и лишь сожаление мелькает в последнем взгляде.

«Смотрите, вот король Франции, ваш верховный суверен, самый несчастный человек во всем своем королевстве, ибо не найдется ни одного среди вас, с которым я не поменялся бы своей участью. Смотрите, дети мои, на своего государя и обращайтесь всем сердцем к богу дабы уразумели вы, что все смертные лишь игрушки в его руках»

Но жизнь продолжается, и кто-то радуется смерти ушедшего, не подозревая, что он следующий, и в этом «величайшая ирония» - поступки должные возвеличить тебя, приводят к неминуемому финалу, на который ты совсем не рассчитывал. И каждый виток судьбы идет путем проклятья, и рушит столпы возведенные Железным королем, и губит династию, и впереди лишь реки крови Столетней воны, которая породит уже своих героев.

Никогда смерть не была такой величественной, как в «Проклятых королях».

Оценка: 10

Казалась бы, сухая, на страницах школьных учебников, под пером Дрюона история расцветает, наполняется цветом, доказывая, что реальность может быть куда интересней чем любая выдумка. Думаю, освещай писатели так другие исторические события, глядишь и люди знали бы историю не в пример лучше, потому что от чтения этого цикла оторваться невозможно, а прочитанное прочно укрепляется в памяти. Отдельного моего восхищения достойна последняя книга, целиком написанная в виде монолога кардинала Эли де Талейрана. Представляю, насколько сложной это было задачей. Впрочем, стиль Мориса Дрюона был великолепен на протяжении всего цикла, и последняя книга выглядит этакой вишенкой на торте, во всех смыслах: и в плане литературного мастерства автора, и в плане подведения логической черты под событиями цикла.

Отдельно хотелось бы отметить бережное отношения автора к историческим персонажам, и даже сопереживание им: написав о смерти своего любимого героя, Робера Артуа, Дрюон хотел оставить написание цикла и последняя книга увидела свет лишь спустя семнадцать лет после этого.

Примечательно, что сам Джордж Мартин отзывался об этом цикле как о «оригинальной Игре Престолов», рассказывая, что является горячим поклонником Мориса Дрюона и «Проклятых королей», которые стали одним из главных источников его вдохновения при создании знаменитого цикла романов «Песнь льда и огня».

Оценка: 10

Скажу кратко, для меня цикл «Проклятые короли» Мориса Дрюона является эталоном исторического романа. Этому, на мой взгляд, способствует удачно выбранный исторический период, великолепный язык книг и особенно способность автора описывать события так, будто но сам был их свидетелем.

На мой взгляд, автор очень удачно выбрал тему. Речь идет о событиях, которые в общих чертах известны любому школьнику (а еще - спасибо Дэну Брауну, без «Кода да Винчи» - ну никак!), а с другой - незаслуженно забытых и неосвещенных подробно в учебниках истории. Первый роман цикла начинается с расправы, учиненной над орденом Тамплиеров, инициированной французским королем Филиппом Красивым и Папой. Якобы, магистр Тамплиеров проклял своих палачей до 13 колена. Но это - всего лишь легенда, предисловие, а история повествует о реальных невзгодах и злоключениях правителей Франции, погрязших во грехе, интригах, борьбе за власть, соперничестве и жадности, рассказывает о сильных эмоциях и непростых характерах, о борьбе за выживание и гонку за властью.

Очень атмосферное и многогранное произведение. Великолепный цикл исторических романов!

Оценка: 10

«Проклятые короли» – пример эталонного исторического романа. Дрюон, работая над своим произведением, удивительно глубоко изучил историю Европы и, обладая тонким чувством слова, удивительно доходчиво изложил её в виде своих книг.

Дрюон, выступая в роли безымянного рассказчика, максимально абстрагируется от собственных эмоций. На удивление точно он описывает происходящие события со стороны исторических личностей, которым довелось жить в период распада французского величия. Пожалуй, единственные персонажи, отношение к которым Дрюону не удалось скрыть, были Филипп Длинный и Робер Артуа. И если нелюбовь к первому видится читателю лишь из повествования, в котором максимально коротко описано правление этого неплохого короля, то об отношении к Роберу автор заявляет прямо в тексте. Артуа для него любимый персонаж. Но, увы и ах, историческая проза безжалостна к привязанностям писателей. Вот так необычно смерть Робера Артуа стала точкой в истории проклятых которой. И кто в последних книгах вспомнит о проклятии, которое бросил с костра в адрес монархов Франции Жак де Моле? Цикл книг «Проклятые короли» как нельзя лучше демонстрирует, к чему приводит череда бездарностей на троне.

Есть в данном цикле и занятное заключение, исторический очерк, который подводит черту под историей катастроф, обрушившихся на Францию в первой половине четырнадцатого века. И заключение это обличено в целый роман, повествование которого ведётся от имени Перигорского кардинала. Однако и здесь автор показал себя мастером слова. Несмотря на различие в стиле повествования и сюжет, стоящий особняком от цикла, книга отлично вписывается в цикл.

Оценка: 10

Магнум Опус, подобного которому удается создать далеко не каждому автору. Невероятная глубина и масштабность, тщательная проработка во всем - автор щедро сыплет деталями: характеров, быта, событий, мест. нет ничего, чтобы мелькнуло в его книгах просто вскользь, всему он отводит место, всех одаривает должным раскрытием.Кропотливость такой работы просто поражает.

«Проклятые короли» описывают целую эпоху, скореедаже стык эпох, полжив в основу произведения сильнейшу и влиятельнейшую державу того времени, поднявшуюся в новозарожденном абсолютизме. Англичане тщетно пытаются усмирить непокорную Шотландию, Русь готовится встретить Батыево нашествие, испанский король водружает свое знамя над Гибралтаром, указывая, что Реконкиста уже лизка к завершению - а возведенная Филлипом Красивым абсолютная монархия рушится, повергая страну в хаос по причине того, что выстроенная вокруг единственного могучего правителя вся конструкция рушится, как только правитель сменяется слабым наследником.

Произведение Дрюона - это то, без чего немыслимы жанры не только совремнного исторического романа, но и современного фэнтези, а инструменты и решения можно найти во многих других, несмежных жанрах.

Оценка: 10

Отличный цикл, низкий поклон автору за колоссальную работу, которую пришлось ему выполнить при написании. Уж и представить сложно, сколько пришлось перелопатить воспоминаний, биографий, справочников, со сколькими историками проконсультироваться. Весь цикл неразрывно связан между томами, не вижу возможности прочтения одиночных романов - вопросов останется тьма, хотя Дрюон регулярно напоминает и пересказывает какие-то события из более ранних томов. Для любителей экшена, постоянных событий и интриг - самое то, наверное. Мне не хватило описания быта, вооружения, каких-то нюансов нравов, традиций. Еще из минусов и того, что я не люблю (на мой вкус) отметил такой прием, когда персонажу для идентификации выделена одна яркая отличительная черта, которая всегда упоминается и используется по ходу действия. Если персонаж представлен сентиментальным, он будет рыдать каждый раз, по поводу и без. Если у него всегда закрыт один глаз, то в кульминации диалога он будет непременно открываться, чего «никто никогда не видел», но происходит это регулярно)). И такой чертой он наградил бОльшую часть своих героев.

В целом, очень познавательно, увлекательно, цельно. Рекомендую.

Оценка: 8

Морис Дрюон

Жила-была в советское время серия исторических романов, за которые народ бился в очередях почти так же, как за Дюма. Впрочем, мы зря перешли на паст-симпл, серия благополучно живет и сейчас. Правда, знают о ней куда меньше. А жаль, «Проклятые короли» Дрюона заслуживают если не вечной, то очень долгой памяти.

Морис Дрюон (1918-2009) даже не просто известный французский писатель. Таких в истории было множество. Он известный французский писатель, бывший одно время также министром культуры. Предки Дрюона имеют российское происхождение. Они эмигрировали еще до революции. Сам Морис принадлежал к тому поколению французов, которое испытало самый жгучий стыд от поражения в 1940-ом. Ему тогда было 22 года — золотой возраст молодого военного. В момент нашествия немцев Морис являлся кадетом офицерской школы. Кадеты были практически единственными, кто принял безнадежный бой, когда армия уже бежала. Этим событиям посвящена повесть «Последняя бригада», о котором мы еще поговорим.

Сегодня же мы будем говорить о самом значимом труде Дрюона — о серии исторических романов «Проклятые короли». Серия из 6 книг написана в 1955-60 гг, в 1977-ом к ним добавлена седьмая книга. В основе сюжета лежит история заката династии Капетингов, восхождение династии Валуа и начало Столетней войны, имевшей, как известно, в том числе и династическую подоплеку. Автор пытается разобраться, как так могло случиться, что могущественное государство Филиппа IV подкатилось к краю пропасти. Одним лишь вмешательством Англии этого объяснить нельзя.

Для любителей Средневековья очень важно разобраться в событиях, предшествовавших Столетней войне. Ведь практически любой автор исторических книг о войне так или иначе обращается к ним.


Король Филипп Красивый

Первый роман «Железный король» сюжетно сконцентрирован лишь на 1314-ом годе — том самом, когда сожгли вождей тамплиеров. Собственно, с них-то всё и начинается. Народная легенда гласит, что истоком всех бед Франции послужило проклятие тамплиеров. Возведенный на костер Великий магистр Жак де Молэ проклял тех, кто приложил руку к гибели Ордена — папу Климента V, министра Гийома де Ногарэ и короля Филиппа IV. Да и род короля до тринадцатого колена. Не будет спойлером сказать, что проклятие сбывается. Правда, не столько дланью Господней, сколько руками людей.

Автор не останавливается только на 1314-ом. Он должен показать, в каком состоянии оставил Францию Филипп IV. Это начало реформ перехода от феодализма к централизации, развитие ремесел, торговли, робкие начала народного представительства. Разумеется, феодалы против, но народ, он, несмотря на тяжесть налогов, стоит за короля. В любом случае, в начале XIV века Франция являлась сильнейшим государством Европы. И уж точно не заштатной островной Англии бросать ей вызов.

Но что один король может создать, то другие вполне могут и загубить. Мало ли таких примеров в истории. Филипп Красивый, «Железный король» тверд, порой жесток, но честен и даже нелицемерно добродетелен. Всё, что он делает, делается исключительно на благо государства. И его заботит не вопрос своей кончины, а то, на кого он оставит Францию. Наследник Людовик слаб как здоровьем, так и духом. Вся надежда на «старую королевскую гвардию», на министров, которых воплощают Ногарэ и Мариньи. Но Ногарэ проклят, и проклятье настигнет его еще раньше, чем Филиппа, а Мариньи состоит в глухой вражде с крупными феодалами, вождем партии которых является брат короля Карл Валуа.


Жак де Молэ

Проклятие тамплиеров остается проклятием, но центральное место в жизни Железного короля в романе занимает семейная драма, которая в итоге привела к угасанию династии. Это в принципе тоже не спойлер, поскольку всё известно из истории. Кстати, Дрюон не позволяет себе вольностей в отношении героев и событий. В этом он куда аккуратнее таких мэтров как Дюма. Уж те привирать красного словца ради были куда как горазды. Прочитав их, в истории можно только запутаться, прочитав Дрюона, вы в ней разберетесь и усвоите.

Итак, семейная драма. Было у короля три сына и все трое… нет, не дураки (хотя и не умные), а рогоносцы. Их обманули жёны. В том самом смысле, да-да. По итогам разбирательства принцесс отправляют в заточение. Но, что очень важно, развода при этом не оформляется. Ну не было тогда так же легко развестись, как сейчас. Для этого надо иметь карманного папу Римского. А тот, как известно, тоже проклят и почил в Бозе.

И что же означает это обстоятельство? А вот что: после короля остаются три принца, но у всех троих в данный момент нет наследников. Судьба династии повисает на волоске. Тогда, правда, об этом еще не беспокоились. Во-первых, их самих трое, во-вторых, мужики они еще молодые, как-нибудь да разберутся еще со своими проблемами. Но разберутся ли? Вот об этом мы узнаем из следующих романов серии.


Казнь тамплиеров

Цитата:

«Костер разгорелся с новой силой, и Жоффруа де Шарнэ, приор Нормандии, охваченный пламенем, уже напоминал обуглившийся ствол, который потрескивал в огне, покрывался пузырями, обращаясь постепенно в пепел, рассыпаясь пеплом.

Многие женщины теряли сознание. Другие сломя голову бросались к берегу, нагибались над протокой и даже не боролись с приступами рвоты, хотя король сидел чуть ли не напротив. Толпа, охрипшая от крика, примолкла, и кое-кто уже уверял, что совершится чудо, ибо ветер упорно дул все в том же направлении и пламя еще не коснулось Великого магистра. Нет, неспроста его так долго не берет огонь, неспроста костер с его стороны не желает гореть.

Но вдруг верхние поленья осели, и пламя, получив новую пищу, взмыло вверх, к ногам Жака де Молэ.

Внезапно завесу пламени прорвал голос Великого магистра, и слова его были обращены ко всем и к каждому и беспощадно разили каждого. И так неодолима была сила этого голоса, что казалось, принадлежит он уже не человеку, а идет из нездешнего мира. Жак де Молэ снова заговорил, как нынче утром, на паперти собора Парижской Богоматери.

Король Филипп IV, которого современники прозвали Железным, был неограниченным властителем Франции.

Он победил Англию в Аквитании, утихомирил фламандцев, усмирил воинственных баронов и провёл борьбу с папством…

И лишь Орден тамплиеров отказался признать власть Филиппа. Слишком независимые, слишком богатые… Для Филиппа тамплиеры представляли реальную угрозу.

Но не обернётся ли его сиюминутная победа над Орденом многовековым проклятием для самого Филиппа и рода Капетингов?

Узница Шато-Гайара

Как гласит легенда, проклятие Великого магистра ордена Тамплиеров навлекло на Францию многочисленные беды и несчастия.

Он, осуждённый по бесчестному суду на смерть, проклял Филиппа IV Красивого и весь род Капетингов до тринадцатого колена.

О том, как столетиями сбывалось страшное проклятие, рассказывается в цикле исторических романов «Проклятые короли».

Яд и корона

Король Филипп IV Красивый умер. На трон взошёл его сын — человек безвольный и слабый.

Одержимость властью не ведает границ. Чтобы завладеть доверием короля, могущественные бароны и многочисленная родня вступают в ожесточённую борьбу.

Любовь, интриги, сплетни… И проклятие тамплиера, которое довлеет над каждым, кто носит корону.

Негоже лилиям прясть

Франция была могущественной и великой державой, пока Филипп IV своей железной рукой управлял королевством. Но монарх умер и на престол взошёл Людовик X, его сын. Безвольный, слабый, неумелый…

Ему ли править Великой Францией? Чиновники разворовывают казну, мятежные бароны сеют смуту. В стране — голод.

Неужели сбывается проклятие Великого магистра?

Французская волчица

Проклятие Великого магистра, осужденного неправедным судом на смерть, начинает сбываться. Словно шахматными фигурами играет Судьба королями. Мор, голод, война лавиной обрушились на несчастную Францию…

А где-то далеко в Англии дочь Железного короля плетёт паутину заговора, чтобы отомстить за поруганную честь и спасти себя.

Униженная и оскорблённая королева умеет ждать…

Лилия и лев

Английский король Эдуард III, внук Филиппа Красивого, становится одним из претендентов на французский престол.

Избежит ли юноша проклятия Великого магистра, осуждённого на смерть Железным королём? Еще никто из рода Капетингов не дожил до старости…

Будет ли судьба благосклонной к Эдуарду Английскому?

Когда король губит Францию

1356 год. Франция разорена изнурительными войнами и неурожаями.

Иоанн II Добрый, король Франции, отступать не намерен: он полон решимости вырвать победу. Впереди — решающая битва, последнее сражение. Французские рыцари против английских лучников.

Только проклятие Великого магистра по-прежнему тяготеет над родом Капетингов…

» (La Reine étranglée ) (1955)

  • «Яд и Корона» (Les Poisons de la Couronne ) (1956)
  • «Негоже лилиям прясть» (La Loi des mâles ) (1957)
  • «Французская волчица» (La Louve de France ) (1959)
  • «Лилия и лев» (Le Lis et le Lion ) (1960)
  • «Когда король губит Францию» (Quand un roi perd la France ) (1977)
  • Обобщённый сюжет

    Действие романов происходит во времена правления последних пяти прямых потомков королей из династии Капетингов и первых двух королей из династии Валуа , от Филиппа IV до Иоанна II .

    Согласно легенде, истоки всех бед, обрушившихся на Францию того времени, таятся в проклятии, которому Великий магистр ордена тамплиеров подверг короля Филиппа IV Красивого, осудившего его на смерть.

    1. «Железный король» (Франция, 1314 год. Взойдя на костёр, Великий магистр Ордена тамплиеров Жак де Моле проклял своих палачей - папу Климента V , короля Филиппа Красивого , его министра Гийома де Ногаре и всё их потомство до тринадцатого колена. Первый удар судьбы - «дело» о прелюбодеянии невесток короля, инициированное английской королевой Изабеллой с подачи главного интригана романа - Робера Артуа , в результате которого Бланка и Маргарита Бургундские заточены в Шато-Гайар , а Жанна , супруга принца Филиппа, графа Пуатье , отправлена в монастырь, затем смерть папы, смерть Ногаре и смерть Железного короля - Филиппа Красивого).
    2. «Узница Шато-Гайара» (о бездарном правлении Людовика X Сварливого , о попытках нового короля развестись с женой , сватовство к Клеменции Венгерской и смерть Маргариты).
    3. «Яд и корона» (в этой части романа ещё теснее переплетаются история нравов и история королевского дома: путешествие принцессы Клеменции Венгерской из Неаполя в Париж, королевская свадьба, неудачный поход короля Людовика во Фландрию, операции банкирского дома Толомеи и смерть самого Людовика от рук графини Маго Артуа , у которой он с подачи Робера Артуа отобрал её графство).
    4. «Негоже лилиям прясть» (о беспощадной борьбе, которую ведут, чтобы добиться регентства, три родственника покойного короля Людовика - его брат граф де Пуатье , дядя - граф де Валуа и кузен - герцог Бургундский, не брезгуя никакими средствами; также изображена история избрания папы римского Иоанна XXII).
    5. «Французская волчица» (переносит нас в Англию, которой правит бездарный король Эдуард II , а его жена, дочь Филиппа Красивого Изабелла , живёт в страхе).
    6. «Лилия и лев» (приводит читателя к началу Столетней войны)
    7. «Когда король губит Францию» (в заключительной части романа Дрюон последовательно развивает мысль о роковой роли посредственности, волею случая очутившейся у кормила власти. Последняя часть написана в форме монолога Эли де Талейрана-Перигора , кардинала Перигорского , который едет на встречу с императором, чтобы добиться заключения мира между Англией и Францией).

    Железный король

    Действие книги начинается с 1314 года .

    В то же время во Франции окончен семилетний процесс над орденом тамплиеров . Великий магистр Ордена Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ приговорены к сожжению на костре. Во время казни Великий Магистр проклинает своих губителей - короля Филиппа , папу римского Климента V и хранителя королевской печати Гийома де Ногаре , а также весь их род до тринадцатого колена.

    Во время своего визита во Францию королева Изабелла разоблачает своих невесток перед королём. Вина жён Людовика и Карла , Маргариты и Бланки Бургундских , очевидна, и обеих приговаривают к пожизненному заключению в крепости Шато-Гайар , предварительно обязав присутствовать при казни своих любовников, братьев д’Онэ. Жену Филиппа , среднего сына короля , Жанну Бургундскую , приговаривают к ссылке, так как её вина не доказана, однако, скорее всего, она знала о прегрешениях Маргариты и Бланки и при этом выступала в роли сводницы.

    Последующие события невольно заставляют вспомнить проклятие Великого Магистра. Сначала умирает папа Климент , затем Гийом де Ногаре (он отравился испарениями от отравленной свечи, которую ему подсунул бывший рыцарь-тамплиер Эврар). А потом на охоте в возрасте сорока шести лет умирает пышущий здоровьем король Филипп .

    Похоже, что проклятие Великого Магистра начинает сбываться…

    Узница Шато-Гайара

    После неожиданной смерти своего отца Филиппа IV Людовик X Сварливый становится королём Франции. Карл Валуа, преследуя свои политико-династические цели, предлагает ему жениться на своей родственнице - Клеменции Венгерской . Заинтересованный предложением дяди, король Людовик X направляет в Неаполь посольство под руководством бывшего камергера своего отца графа Юга Бувилля ; при этом в качестве помощника, казначея и переводчика при графе состоит племянник капитана ломбардцев Парижа, банкира Спинелло Толомеи - Гуччо Бальони. Помимо сватовства, на послов возлагается задача поиска и подкупа кардиналов, которые, благодаря закулисным интригам первого министра королевства Ангеррана де Мариньи , до сих пор не договорились об избрании папы на авиньонский престол.

    В это время Маргарита и Бланка Бургундские находятся в заключении в очень нелёгких условиях. Однако у Маргариты появляется возможность перейти из тюрьмы в монастырь: Робер Артуа предлагает ей написать признание в том, что её дочь, принцесса Жанна - незаконнорождённая, тогда Людовик бы мог получить развод и повторно вступить в брак, поскольку по законам того времени прелюбодеяние не было достаточным поводом к расторжению брака. Однако она не верит в то, что её действительно освободят, и, подумав, отказывается.

    При дворе идёт активная борьба за власть двух кланов - дяди Людовика Карла Валуа и самого влиятельного человека в государстве после короля - первого министра королевства Ангеррана де Мариньи . Когда королева Маргарита соглашается на признание и пишет письмо королю, оно попадает к Мариньи, и тот его уничтожает. В итоге, когда правда выплывает наружу, Маргарита погибает в Шато-Гайаре от руки Лорме, слуги Робера Артуа. Мариньи-младший, епископ Бовэзский Жан, шантажируемый при помощи компрометирующих документов, полученных от ломбардских банкиров Парижа, чтобы спастись самому, предаёт своего родного брата, и того отправляют на виселицу по обвинению в казнокрадстве , несмотря на то, что незадолго до этого на судебном процессе Ангерран успевает опровергнуть все обвинения в свой адрес перед комиссией, созданной королём.

    Король Людовик, ставший теперь вдовцом, наконец официально делает предложение Клеменции Венгерской и направляет в Неаполь свадебное посольство за своей невестой в составе всё того же Юга Бувилля и Гуччо Бальони.

    Интересно, что название этой книги на французском La Reine étranglée, которое переводится как «Задушенная королева», по какой-то причине заменено на «Узницу Шато-Гайяра».

    Яд и корона

    После кончины короля Филиппа Красивого проходит полгода. Клеменция Венгерская по пути к жениху попадает в бурю, позже случается ещё несколько происшествий, которые она толкует как плохие предзнаменования. Посланный в составе миссии графа Бувилля в Неаполь Гуччо Бальони падает при попытке сойти на берег и попадает в больницу для бедных.

    Людовик Сварливый затевает поход во Фландрию, поскольку граф Нэверский дерзко отказался исполнять свой вассальный долг перед королём. Собранное королевское войско, тем не менее, так и не доходит до границ Фландрии и ввиду погодных условий застревает в грязи, а король, найдя благовидный предлог, возвращается обратно и женится на Клеменции.

    Филипп Пуатье возвращается в Париж. Во время его остановки в замке Фонтенбло туда приезжают Карл Валуа и Карл де ла Марш , чтобы задержать Филиппа в замке и выдвинуть на пост регента Карла Валуа. Граф Пуатье ночью покидает Фонтенбло и с верными людьми без боя занимает замок Сите. Людовик д’Эврё выдвигает кандидатуру графа Пуатье на пост регента. На ассамблее при поддержке последнего живого сына Людовика Святого , Роберта Клермонтского , Филипп Пуатье в обход Карла Валуа становится регентом. Там же утверждается древний салический закон .

    Персонажи

    • Филипп IV Красивый , король Франции
    • Людовик, король Наварры , его старший сын
    • Филипп, граф Пуатье , его второй сын
    • Карл, граф де Ла-Марш , его младший сын
    • Маргарита Бургундская, королева Наварры , жена Людовика
    • Жанна Бургундская, графиня Пуатье , жена Филиппа
    • Бланка Бургундская , жена Карла и сестра Жанны
    • Изабелла Французская, королева Англии , дочь Филиппа, получившая прозвище «Французская волчица»
    • Робер Артуа , правитель Конша и граф Бомон-ле-Роже
    • Маго, графиня Артуа , тётя Робера и мать Жанны и Бланки
    • Карл, граф Валуа , младший брат Филиппа IV
    • Людовик, граф д’Эврё , младший брат Филиппа IV
    • Готье д’Онэ , конюший Филиппа, графа Пуатье, и любовник Бланки
    • Филипп д’Онэ , конюший Карла, графа Валуа, и любовник Маргариты
    • Гийом де Ногаре , советник и хранитель печати Филиппа IV
    • Ангерран де Мариньи , коадъютор Филиппа IV
    • Юг де Бувилль , камергер Филиппа IV
    • Жак де Моле , Великий магистр ордена Тамплиеров
    • Жоффруа де Шарнэ, командор ордена Тамплиеров в Нормандии
    • Спинелло Толомеи, сиеннский банкир-ломбардец
    • Гуччо Бальони, племянник Толомеи
    • Элиабель Крессэ, вдова помещика Крессэ
    • Пьер и Жан Крессэ, её сыновья
    • Мари де Крессэ