Детский рассказ «Городок в табакерке» был написан Владимиром Федоровичем Одоевским и покорил сердца и взрослых читателей. В начале рассказа отец с сыном Мишей, который всегда вел себя очень прилежно, рассматривают строение уникальной музыкальной шкатулки-табакерки, которая привела ребенка в настоящий восторг, ведь в ней скрывалась жизнь настоящего городка.

Процесс открытия пестрого изделия сопровождался мелодичным звоном. Казалось бы, музыкальная шкатулка истинно девичий предмет убранства комнаты, в ней часто хранят украшения и заколки. Но поскольку отец видел, что сын растет очень смышлёным и послушным ребенком, он хотел способствовать развитию у ребенка логического мышления и желания прослеживать взаимосвязь действий, даже если предметом обсуждения станет такой объект как шкатулка. Долго и внимательно изучая врученную ему новинку, он выяснил, что в основе материала вещицы – из черепахи, а крышка шкатулки густо усеяна золотыми домиками и деревьями с серебристой листвой, мерцающей на солнечном свете.

Настолько понравилась ему строение вещицы, что желание Миши оказаться внутри городка в табакерке не знало границ. Краткость повествования плавным образом достигает самого интересного – того, как он достигнет пределов этого удивительного города. Присмотревшись к городу, он заметил, что его приглашают в гости в музыкальную шкатулку маленькие мальчики. Не испугавшись, мальчик следовал зову, удивительным образом уменьшаясь при этом.

Попав внутрь, Миша прогулялся по городу в компании нового друга, изумленно и увлеченно рассматривая все мельчайшие детали жизни города. Проводник оказался мальчиком-колокольчиком, таких там было много, со всеми Миша подружился и много общался, с целью узнать как можно больше о том, как обычно они проводят свои дни. Говор проводника (мальчика-колокольчика), также как и других жителей, был похож на звуки мелодии шкатулки. Вступление сменяется немного печальным моментом.

У Миши возникла зависть, из-за беззаботного образа жизни мальчиков городка. Ему тоже хотелось жить как они, и не быть обремененным никакими обязанностями. Они не учили ни один урок, им не давали домашнее задание. В ответ на это он услышал от детей жалобы на скуку и желание лучше трудиться, чем ничего не делать.

Жаловались они и на временами стучащих им по головам злых дядек-молоточков. Помимо них городок в табакерке также был оснащен валиком и пружиной. Когда Мише удалось узнать о причинах поведения молоточков, выяснилось, что это указания надзирателя – господина Валика. Он один совсем ничего не делал и был доволен этим, ему также не приходилось сносить обиды от других по причине чужого желания, на которые жаловались Мише колокольчики.

У постоянно ничем не занятого валика, все время проводившего в пределах дивана, был халат с многочисленными шпильками и крючками. Крючки валик использовал для того, чтобы поддевать молоточки, которые пробегали мимо него, перед тем как заставлять их стучать по колокольчикам. Миша и другие дети, в рамках своей привычной жизни, постоянно находились под присмотром воспитателей или учителей, которые, по сравнению с валиком, оказались, по мнению Миши, лояльней и снисходительней.

Продолжая познавать содержимое шкатулки, мальчику удалось найти царевну пружинку, которая располагалась в красивом золотом шатре. Он мог наблюдать, как она попеременно разворачивается и сворачивается, при этом толкая валик. Сказка позволяет понять устройство музыкальной шкатулки. Таким образом, основы функционирования музыкальной шкатулки можно донести подрастающему поколению благодаря произведению «Городок в табакерке». В конце повествования выясниться, что это был лишь сон.

Мальчик понял, что владельцу стоит оберегать табакерку, при желании иметь возможность слушать её звучание и созерцать филигранно выполненной оформление её внешнего вида. Герою произведения было радостно от того, что он бережно обращается со шкатулкой в жизни, а сломана она им была, во время освобождения колокольчиков от гнета валика, только во сне.

Тем не менее, Мишу ждала похвала отца за то, что он такой любознательный и внимательный к деталям механизмов.

Автору удалось воссоздать другое устройство быта и жизни, в отличии от иных писателей. Вопреки своим современникам (Пушкину, Крылову, Лермонтову, Жуковскому и Гоголю) и их работам, стилю подачи материала, Одоевского можно отнести к числу первопроходцев в сфере создания детской литературы.

В те времена работа в этой области была совсем редко встречающейся. Одоевскому превосходно удалось изобразить тонкости жизненного быта, близкого для понимания благовоспитанным мальчиком, жизнь которого сопровождается благополучием и достатком.

Русский князь Владимир Федорович Одоевский был не только основоположником музыкознания, но и великим писателем и мыслителем, изучал оккультизм. Им создано много произведений, в том числе, и сказки. Известная сказка Одоевского «Городок в табакерке», несет в себе скрытый смысл, главная мысль этого, на первый взгляд, детского рассказа, показать, как работает бюрократическая система управления государства. На поверхности этого глубокого по смыслу произведения, лежит его познавательная тема, в которой занимательно и доступно дается описание устройства музыкальной игрушки.

Характеристика героев «Городок в табакерке»

Главные герои

Второстепенные персонажи

Папенька

Умный и заботливый отец Миши, ему хочется, чтобы сын вырос образованным и честным человеком. Папенька подарил мальчику музыкальную игрушку, открыл крышку, и оставил мальчика наедине с устройством, чтобы Миша проявил сообразительность, и сам разобрался, как работает этот механизм. Отец Миши - мудрый и талантливый воспитатель, посредством игры дающий сыну знания, которые пригодятся в жизни. Подарив ему табакерку и посоветовав Мише самому разобраться в ней, он приучает его к самостоятельности и интересу к учебе.

Мальчики-колокольчики

Маленькие жители табакерки, которые дали Мише характеристику механизма. Вместе с этим, они дают Мише параллельные знания, мальчики - колокольчики объясняют физические законы, законы перспективы в рисовании. Учат мальчика, что надо учиться и работать, праздная жизнь не дает результатов. Мальчики - колокольчики служат в табакерке для того, чтобы играла музыка. Мальчики-колокольчики целыми днями занимаются тем, что исполняют музыку, они сожалеют о том, что у них нет школьных занятий, и все время заниматься одним и тем же делом, вызывает скуку.

Дядьки-молоточки

Функция дядек-молоточков заключается в том, что они должны беспрестанно стучать по колокольчикам. Тощие господа на тонких ножках с длинными носами. Зависят от надзирателя Валика, который цепляет их своими крючочками. Колокольчики считают их злыми и нехорошими.

Валик

Надзиратель, который лежит на диване, и приводит в движение молоточки, а те, в свою очередь, ударяют по колокольчикам. Считает себя добрым надзирателем, который ни за кем не наблюдает.

Царевна Пружинка

Главная часть механизма музыкальной табакерки, которая приводит в движение все устройство, и музыкальная табакерка исполняет музыку. Она толкает валик, валик цепляется за молоточки, а молоточки стучат по колокольчикам, и раздается музыка. Если испортить пружинку, табакерка придет в негодность. Миша решил испытать, так ли это на самом деле, и прижал пружинку. Пружинка вылетела, и Мишенька проснулся от страха, что испортил игрушку.

Художественно-познавательная сказка Одоевского не только объясняет устройство табакерки, но и показывает, как все взаимосвязано в реальном мире, как все зависит одно от другого. Его произведение является маленькой моделью мира.


Владимир Федорович Одоевский

«Городок в табакерке»

Для читательского дневника 3 класса (переходим в 4).

Литературная сказка «Городок в табакерке» была опубликована в 1834 году.

В это время в России правит император Николай I. В стране началось строительство железных дорог. В этом году началась история школьной формы для российских учащихся.

События в сказке относятся к периоду жизни В.Ф. Одоевского. Это становится понятным по речи героев произведения. В то время люди постоянно употребляли такие слова, как «папенька», «извольте», «экой», «индо».

Сейчас они уже устарели. Семья главного героя сказки состоятельная. Музыкальные табакерки в те времена были предметом роскоши и указывали на благородство и состоятельность их владельцев.

Главный герой сказки мальчик Миша уже ученик, но все еще любит играть в игрушки. Он очень послушный, вежливый мальчик и как все дети его возраста очень любознательный. По натуре он добрый и отзывчивый.

Другими героями произведения являются: папа мальчика и жители городка в табакерке.

Однажды папа показал Мише замечательную табакерку. На крышке черепаховой табакерки был сделан город из золота и серебра. Из табакерки звучала приятная музыка. Мальчику захотелось войти в этот городок, но папа пояснил, что это невозможно из-за роста Миши.

Слушая мелодию, Миша незаметно для себя уснул и ему приснился сон, как он, уменьшившись в размере, попадает в табакерку и знакомится со всеми ее обитателями: мальчиками-колокольчиками, дядьками-молоточками, надзирателем Валиком и принцессой Пружинкой.

Это был очень поучительный сон, так как Миша не только выяснил принцип работы музыкальной шкатулки, но и получил ответы на некоторые другие волновавшие его вопросы.

Мне очень понравилась сказка. Она наводит на мысль, что нужно быть внимательным и наблюдательным и тогда получишь ответы на свои вопросы без помощи других. Однако, без знаний тут не обойтись. Об этом говорит и папа мальчика: «… ты в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет; но ты это ещё лучше поймёшь, когда будешь учиться механике». Для этой сказки очень подходит пословица «Знание и умение – основа рассуждения».

Обновлено: 2018-08-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

"Городок в табакерке" был написан и опубликован в 1834 году Владимиром Фёдоровичем Одоевским, который одним из первых стал создавать сказки, предназначенные для детей. В 1976 году по мотивам произведения вышел в свет мультфильм под названием "Шкатулка с секретом".

Это город Динь-Динь

Краткое содержание «Городка в табакерке» начнем с рассказа о том, как играющего мальчика Мишу подозвал папа. Мальчик Миша играл, и вдруг его подозвал папа. Он показал сыну табакерку из черепахи, чудесно украшенную. На крышке был город: золотые дома, ворота, башни, солнце и деревья с серебряными листочками. Мальчик спросил папу: «Что это за город?». «Это город Динь-Динь», - ответил отец.

Музыка

Внезапно Миша услышал музыку. Долго мальчик искал её источник, но никак не мог понять, откуда она раздается. В конце концов, он понял, что мелодия доносится из табакерки. Посмотрел он на неё и увидел чудную картину: солнце прошло по небу золотого города и скрылось, затем взошёл месяц, загорелись звезды, затеплились окна. Мальчику захотелось попасть в чудесный город, но отец сказал ему, что там для него будет тесно.

«Кто же там живет?» - спросил Миша. «Колокольчики», - ответил его папа и показал сыну, что находится под крышкой табакерки. Там были колокольчики, колёса, валик, молоточки.

«Зачем всё это?» - удивился Миша. Но отец не стал отвечать, а попросил сына поразмыслить самому, только предупредил не трогать одну пружину.

Знакомство

Когда отец ушёл, мальчик стал раздумывать, глядя на табакерку, отчего же звенят колокольчики? А музыка продолжала играть, но становилась всё тише. И видит Миша: в нижней части табакерки открылась дверь, а из неё выбежал мальчик с золотистой головой, в стальной юбчонке, остановился у порога и подзывает Мишу.

«Почему же папа сказал, что там и без меня много народу? - подумалось Мише - А жители его сами меня зовут к себе». С радостью мальчик принял приглашение и подбежал к двери в табакерку. Она оказалась ему по росту. Миша вежливо поинтересовался у золотистоголового мальчика, кто он? Незнакомец ответил, что он - колокольчик, живущий в городе из табакерки, и что, зная, как Мише хотелось там побывать, жители городка решили пригласить его в гости.

Дорога

Провожатый вел Мишу сквозь ряд понижавшихся сводов, сделанных из пестрой бумаги. Мальчик усомнился, что сможет пролезть под ними. Но колокольчик уверил его, то все будет в порядке. И правда, по приближении дальние своды поднимались вверх, а оставшиеся позади, наоборот, будто опускались. Миша удивился, но сказочный мальчик пояснил, что это обычное свойство предметов: издали всё выглядит маленьким, а вблизи увеличивается.

Мише вспомнилось, что недавно хотел нарисовать рисунок: папу с мамой в комнате, но у него что-то не ладилось с размером; теперь он понимает причину. Мальчик-провожатый сильно рассмеялся динькающим смехом от этого рассказа. Миша даже немного на него обиделся.

Городок

Новые двери открылись перед ними, и герои оказались на городской улице. Она была перламутровой, небо - черепаховым, солнце - золотым, дома - стальными, с крышами из ракушек. Под каждой крышей сидели такие же мальчики-колокольчики, как провожатый, только размерами и большие, и маленькие. Миша решил, что ему опять кажется, что они вдали уменьшаются. Но мальчик-колокольчик сказал, что они и вправду неодинаковые, потому такие разные по звучанию; а иначе бы не получилось чудесной музыки.

А колокольчики бегали, резвились вокруг них, дергали Мишу за одежду. Но когда он позавидовал их житью, без уроков и с непрестанной музыкой, колокольчики стали жаловаться на свою жизнь. Нет у них важных дел, нет родителей, книг, одни игры, которые им наскучили, так что лучше бы были уроки. И выйти из табакерки им невозможно. А ещё у них есть дядьки-молоточки, злые надсмотрщики, которые стукают по колокольчикам. Тут Миша увидел, как по улице идут господа на тонких ногах, длинноносые; они всё время ударяют бедных мальчиков. Стало Мише жаль их, и он спросил молоточков, за что они бьют малышей? Оказывается, так велит надзиратель - валик, который все время лежит на диване.

Миша пошёл к нему. Валик лежал в халате, все время ворочаясь с боку на бок, а к халату были прицеплены всякие крючки, которыми он зацеплял молоточки, а после того, как отпускал их, они стучали по колокольчикам. Услышав приближение незнакомца, надзиратель зашуршал - кто здесь мешает и что ему надобно? Миша назвал своё имя, и спросил, за что обижают колокольчиков? Надзиратель сказал, что ему до этого нет дела.

Пружинка

Пошёл Миша дальше и увидел шатёр из золота и жемчуга, под которым лежала царевна-пружина. То сжималась она, то разжималась, толкая постоянно надзирателя в бок. Миша изумился и спросил, зачем она это делает? Пружинка назвала его глупым. Неужто он не понимает, что музыка так получается? Пружина толкает валик, валик зацепляет молоточки, а молоточки стучат по колокольчикам. Те звенят, и рождается музыка.

Миша захотел проверить, правда ли это. Он прижал царевну-пружинку пальцем, и мгновенно она распрямилась, валик завращался, молоточки застучали изо всех сил, а колокольчики стали беспорядочно звенеть. А потом пружина лопнула, и все остановились, даже солнце на небе; и домики сломались. Миша вспомнил, как папа предупреждал ни в коем случае не касаться пружины, испугался...

Пробуждение

Рядом сидели родители и смеялись. Папа спросил мальчика, что ему снилось? А Миша долго не мог прийти в себя и все спрашивал, где колокольчик, где молоточек, где пружинка? Неужели все было сном? Ему так хотелось понять, как в табакерке получается музыка, и стал он её разглядывать и разбираться, что к чему, но тут вдруг открылась дверь в табакерке.

Миша рассказал родителям свой сон, и отец сказал, что мальчик почти разобрался, почему играет музыка. Но ещё лучше он поймет это, когда выучится механике.

Очень краткое содержание "Городка в табакерке"

Мальчику Мише отец показал музыкальную табакерку. Тому стало интересно, откуда в ней музыка. Внезапно из табакерки вышел мальчик и позвал Мишу с собой. Внутри был чудесный город, в котором жили колокольчики, молоточки, валик, пружинка. Миша со всеми пообщался и нечаянно сломал пружину. Но всё оказалось сном.

Можно использовать приведенное выше краткое содержание "Городка в табакерке" для читательского дневника.





Владимир Федорович Одоевский


Сказка "ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ"

19 страниц

Сказка " Городок в табакерке " впервые была напечатана в 1834 году. Ее автор Владимир Федорович Одоевский - известный в XIX. веке литератор и общественный деятель. Одоевский стремился к тому, чтобы его сказка понравилась ребятам, заинтересовала их. Уже самый замысел ее можно объяснить этим желанием. Кто не хотел узнать, что внутри поразившей нас игрушки?! Жанр этого произведения я бы назвал познавательная сказка.

Главным героем сказки Одоевского "Городок в табакерке" является мальчик Миша, который собственно во время сна и попал в этот чудесный городок.


Второстепенные герои сказки Папа мальчика, который принес табакерку, то есть послужил инициатором развития сюжета, и жители городка - мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель Валик и царевна Пружинка.

План к сказке «Городок в табакерке»:

1.Мечта Миши.

2. Как выглядит шкатулочка с музыкой.

3. Сон Миши.

4. Миша с мальчиком-колокольчиком.

5. Нехорошие дядьки-молоточки.

6. Миша увидел надзирателя.

7.Царевна Пружинка.

8.Сломанный механизм.

9. Миша рассказывает сон маменьке и папеньке.




Мальчику Мише очень хотелось узнать, как получается музыка в табакерке, попасть внутрь маленькой табакерки, чтобы всё там рассмотреть. И вот чудеса! Миша попал в маленький городок табакерки, где познакомился с мальчиком-колокольчиком, который был его проводником по волшебному городку табакерки. В этом городке Миша познакомился с другими мальчиками-колокольчиками, с дядьками-молоточками, которые стучали по колокольчикам, с господином Валиком, который крутился и зацеплял молоточки, а те в свою очередь стучали по колокольчикам и, наконец познакомился с принцессой-пружиной, которая вертела господина Валика. Но все это волшебное путешествие в маленький городок в табакерке оказалось лишь сном - Мишу убаюкала музыка. Когда Миша проснулся, он понял, как работает музыкальная шкатулка. Миша - настойчивый, любознательный, послушный и вежливый мальчик. Главная мысль сказки заключается в том, что все в мире взаимосвязано. Когда ты думаешь о какой то проблеме или загадке, то решение рано или поздно придет к тебе, пусть даже во сне.
В этой сказке я узнал немного самого себя, мне тоже, как и Мише, всегда хотелось узнать, как сделаны игрушки, что у них внутри. Эта сказка помогает определить, что такое хорошо, что такое плохо, где свет и добро, а где тьма и зло. Советую прочитать эту замечательную сказку всем.