Варнава и Павел в Листре. Деяния Апостолов 14:8-18

В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сём, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой.

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

3. Павел и Варнава в Писидийской Антиохии (13:13–52) Отплывши из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии (13а). Итак, они отплыли от «родного острова Варнавы» к южному берегу «родины Павла, Малой Асии» . Возможно, они высадились в Атталии, а затем прошли пешком

Из книги Новый Завет автора Религиоведение Автор неизвестен -

4. Павел и Варнава в Иконии (14:1–7) Почти в ста милях на юго–восток от Писидийской Антиохии, расположившись на широкой равнине, которая пролегла между горными системами Тавр и Султан, щедро омываемый горными реками, лежит древний город Икония, который сегодня является

Из книги Иллюстрированная Библия автора

5. Павел и Варнава в Листре и Дервии (14:8–20) Лука все свое внимание сосредоточил на Листре, не вдаваясь в подробности относительно событий в

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

6. Павел и Варнава возвратились в Сирийскую Антиохию (14:21–28) Проповедавши Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22 Утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит

Из книги Библия. Синодальный перевод (RST) автора Библия

б. Павел и Варнава (15:12) Тогда умолкло все собрание, демонстрируя глубокое уважение к ораторам, и слушало Варнаву и Павла (Варнава упоминается здесь первым, видимо, потому, что в Иерусалиме его знали лучше, чем Павла) рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез

Из книги Библия. Современный русский перевод (SRP, RBO) автора Библия

Деяния Апостолов Глава 1 1 Первое убо слово сотворих о всех, о, феофиле, яже начат Иисус творити же и учити 2 даже до дне, в оньже, заповедав апостолом Духом святым, ихже избра, вознесеся: 3 пред нимиже и постави себе жива по страдании своем во мнозех истинных знамениих, деньми

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Деяния Апостолов День Пятидесятницы. Деяния Апостолов 2:1-4 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как

Из книги автора

Варнава и Павел в Листре. Деяния Апостолов 14:8-18 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал

Из книги автора

Павел прощается с ефесянами. Деяния Апостолов 20:37-38 Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до

Из книги автора

Глава XIV. Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, Листре и Дервии (1-7). Исцеление хромого в Листре и попытка язычников принести апостолам жертву (8-18). Гонение на апостолов, обратное путешествие по новооснованным общинам и возвращение в Антиохию Сирийскую (19-28) 1 Под уверовавшими

Из книги автора

Глава XVI. Павел в Листре и Дервии и Троаде (1-8). Видение мужа Македонянина и путешествие в Македонию (9-11). Павел в Филиппах, обращение Лидии (12-15). Изгнание прорицательного духа (16-18). Заключение в темницу, чудо, обращение стража, освобождение из темницы (19-40) 1 О Дервии и Листре

Из книги автора

Деяния апостолов Глава 1 1 Первая книга автора. 9 Иисус повелевает апостолам быть Его свидетелями и возносится на небо. 12 Они возвращаются в Иерусалим. 15 Избрание Матфия апостолом на место Иуды Искариота. 1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему

Из книги автора

Деяния апостолов Глава 1 В своей первой книге, Феофи?л, я изложил все, что делал и чему учил Иису?с с самого начала 2 и до того дня, когда Он, дав повеление через Святого Духа апостолам, которых Он избрал, был вознесен на небо. 3 Им же Он являлся в течение сорока дней после Своих

Из книги автора

Деяния апостолов Введение «Деяния апостолов» - это в некотором смысле продолжение Евангелия по Луке. Вторая книга была написана евангелистом, как считают исследователи Нового Завета, в Риме между 63 и 68 гг. по Р.Х. Как и Евангелие, она была адресована Феофилу.В своем

Из книги автора

Павел и Варнава в Антиохии писидийской 13 Отплыв из Пафа, Павел и сопровождавшие его братья прибыли в Пергию, что в Памфилии, Иоанн, однако, оставил их там и вернулся в Иерусалим. 14 Они же, пройдя Пергию, пришли в Антиохию, что в Писидии, и, в субботний день придя в синагогу,

Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.

И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.

Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.

А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,

ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

Толкование Феофилакта Болгарского

«К вам возвращусь опять». Будучи пророком и зная, что ему следовало возвратиться, Павел дал обещание снова возвратиться в Ефес. А чтобы никто не делал того же самого по неразумию, давая безотчетное обещание сделать то или другое, Павел научил нас не давать никакого обещания в будущем без присовокупления слов «если будет угодно Богу» , потому что никто не знает, что принесет следующий день. Поэтому безумен тот, кто не ограничивает своего обещания словами «если будет угодно Богу» ; потому что если кто будет обещать с самоуверенностью, что непременно сделает, тот часто будет выслушивать следующие слова: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил» (Лк. 12, 20)?

Посещать верующих и укреплять их было всегдашним правилом Павла, чтобы, если найдет их ослабевшими, облегчить их бремя наставническим назиданием.

Деян.18:24–25. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

Некоторые утверждают, что «Аполлос» этот есть Аполлос, епископ Коринфский, о котором Павел пишет: «Что до брата Аполлоса, я очень просил его» (1Кор. 16, 12); также: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор. 3, 6).

Деян.18:26–28. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью. Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

Если Аполлос крещен был только крещением Иоанновым, то каким образом он пламенеет Духом? Дух Святый не сообщался таким образом. И если его последователи нуждались в крещении Христовом, то гораздо более нуждался в нем он сам. Итак, что сказать на это? Мне кажется, что Аполлос из числа ста двадцати, крещенных вместе с апостолами, или, если не так, то и с ним было то же, что и с Корнилием. Крещение Иоанново призвало к покаянию, но не доставляло в то же время очищения от греха, так что различие между крещением Иоанновым и крещением верующих заключается в том, что крещение верующих дарует оставление грехов, так как верующий крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа и омывается от предшествовавших крещению заблуждений. Если же крещенные Иоанном не имели Святаго Духа, то каким образом Аполлос, крещенный только Иоанновым крещением, пламенел Духом? Но в таком случае, если он и пламенел Духом, все же не имел Святаго Духа, потому что не говорил разными языками, не пророчествовал; иное дело пламенеть Духом, и иное - иметь Святаго Духа. Имеющий Святаго Духа имеет Его обитающим в себе, и Сам Дух вещает ему из сердца его, как вещал апостолам - то запрещая, то повелевая им глаголати (произносить) слово. А пламенеющий Духом совершает что-либо под руководством Духа через освящение и наставление внешнее; так как от чувственного следует заключать к невидимому.

«Сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями». Обличать «всенародно» - значит показывать дерзновение; обличать сильно - значит являть силу; а обличать «доказывая Писаниями» - значит свидетельствовать о своем знании. Ни дерзновение ничего не достигает без силы, ни сила - без дерзновения.

б. В Коринфе (18:1-18)

Деян. 18:1 . Не вдаваясь в то, как и чем завершилось пребывание апостола в столице Греции, Лука лишь констатирует: После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф. Хотя Афины и Коринф отделяло друг от друга менее 100 км., города эти совсем не походили один на другой. Афины, как уже говорилось, славились как центр культуры и образования, Коринф же - как центр торговли, расточительности и… разврата.

Коринф находился сразу же на юг от узкого перешейка, соединявшего Пелопонесский полуостров с провинцией Ахаия. Через Коринф пролегали как сухопутные торговые пути, шедшие в северном и южном направлениях, так и морские (восточного и западного направления). Коринф владел двумя морскими портами: Лэхеумом на побережьи Адриатического моря и Кеихреями - на побережьи Эгейского. К южной оконечности Пелопонесса судам приставать было опасно, так что к услугам торгового флота были два упомянутых порта; выгруженные на их территории товары доставлялись потом на другую сторону перешейка, в Коринф.

В 146 г. до Р. Х. римляне сравняли Коринф с землей. Однако место это было слишком выгодно в стратегическом отношении, чтобы долго оставаться пустым. Столетие спустя, в 46 году, город был вновь отстроен. Торговый город, постоянно наводненный путешественниками, стал гнездом разврата. Положение усугублялось тем, что он был центром поклонения Афродите, богине любви; самое служение ей являло собой распутство, облеченное в религиозную форму. Политически Коринф представлял собой римскую колонию и был столицей провинции Ахаия.

О состоянии апостола Павла, когда он пришел в Коринф, можно судить по сказанному им в 1-Кор. 2:1-5. "Немощь, страх, великий трепет", в которых он признавался, могли иметь несколько причин: 1) Он пришел в этот город один. 2) Препятствия и трудности, с которыми он столкнулся в Македонии, настраивали его пессимистически и в отношении того, что ожидает его в Коринфе. 3) Предельная развращенность этого города вызывала у Павла отвращение. О том, что Павел пришел в Коринф один, свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что здесь он сам крестил нескольких людей, тогда как обычно поручал это своим сотрудникак 1-Кор. 1:14-17).

Деян. 18:2 . В Коринфе Павел познакомился с иудеем Акилой и его женой Прискиллой. Акила был родом из Понта, провинции в северо-восточной части Малой Азии, на южном берегу Черного моря. Изгнанные из имперской столицы по указу императора Клавдия (в 49 или 50 году), повелевшего всем Иудеям удалиться из Рима, Акила и Прискилла пришли в Коринф, чтобы заниматься там своим ремеслом. Клавдий правил с 41 по 54 гг. от Р. Х.

Римский историк Светоний (69? - 140 гг. по Р. Х.), оставивший жизнеописания императоров, в своей "Жизни Клавдия" ссылался как на возможную причину упомянутого указа на постоянные мятежи, которые поднимали евреи, подстрекаемые некиим "Крестусом", т. е. этот возмутитель спокойствия выдавал себя за Христа). Неизвестно, были ли Акила и Прискилла христианами до своей встречи с Павлом. То, что апостол стал жить у них и работать (стих 3), вполне могло объясняться общностью их ремесла, а не веры.

Деян. 18:3 . Этим ремеслом было делание палаток. Судя по употребленному здесь греческому слову, при изготовлении палаток использовалась кожа; возможно, и козья шерсть, которой славилась Киликия, родная провинция Павла. И по сей день принято на Среднем Востоке размещать разного рода мастерские в нижней части дома, а жить - наверху.

Деян. 18:4 . И снова видим, что, согласно своему обычаю, Павел начал свою евангелизационную деятельность с синагоги (сравните 9:20; 13:5,14; 14:1; 17:2,10,17; 18:19; 19:8).

Деян. 18:5 . С приходом из Македонии Силы и Тимофея Павел целиком переключился на проповедническую работу (здесь - побуждаем был собственным духом свидетельствовать). Тому могло быть несколько причин. 1) Очевидно, помощники апостола принесли из Македонии денежное пожертвование от верующих (2-Кор. 11:9; Фил. 4:15), так что для Павла отпала необходимость трудиться для своего пропитания. 2) Апостол воспрянул духом при известии о твердом стоянии в вере Фессалоникской церкви (1-Фес. 3:6-8). 3) Сам по себе приход Силы и Тимофея явился для него моральной поддержкой. Иудеям он проповедовал то, что некогда осознал на дороге в Дамаск: Иисус есть Христос, т. е. Мессия (Деян. 2:36; 3:18,20; 17:3; 18:28).

Деян. 18:6 . И снова - знакомая картина иудейского противления Благовестию и вследствие этого - обращения Павла к язычникам (сравните 13:7-11,46; 14:2-6; 17:5; 19:8-9; 28:23-28). Павел символически "отрясает" одежды свои, подобно тому, как в Антиохии Писидийской он и Варнава "отрясли прах от ног своих" (13:51). Слова апостола: кровь ваша на главах ваших означает, что они сами навлекают на себя погибель (сравните Иез. 33:1-6).

Деян. 18:7-8 . Покинув синагогу, чтобы больше туда не возвращаться, Павел рядом с нею нашел место, где мог проповедовать желавшим слушать его. Это был дом некоего Иуста, по всей вероятности, язычника, судя по тому, что о нем сказано как о чтущем Бога (сравните 16:14; 17:4).

Говорится, однако, и о том, что уверовавшие были и среди иудеев; называется Крисп… начальник синагоги… со всем домом-своим. Он, конечно, был знатоком Ветхого Завета, и его обращение к Господу не могло не послужить толчком к обращению многих из Коринфян, которые, слушая Павла, уверовали и укрепились.

Деян. 18:9-11 . Вероятно, это ночное видение было послано Господом Павлу по причине его угрожающих обстоятельств. Может быть, оно было ответом на данный им обет (стих 18 и толкование на него). Итак, Господь повелел апостолу продолжать его служение в Коринфе, заверив его, что никто не сделает ему зла. А бояться "зла" (злых людей) у Павла были основания в свете происходившего с ним в других городах (17:5,13) и в самом Коринфе (18:6).

Павел повиновался Господу; сказано, что он оставался в Коринфе год и шесть месяцев (второе по продолжительности времени пребывание его в одном и том же городе; в Ефесе он провел два или три года; 19:10; 20:31). Греч, слово даос, переведенное тут как "люди" (18:10), часто использовалось для обозначения Божиего народа - Израиля. Не приходится сомневаться, что Господними планами в отношении мира предусмотрена временная замена Церковью иудеев, избранного Его народа (Рим. 11:11-21).

Деян. 18:12 . Повествование Луки в защиту Павла достигает "высшей точки" в стихах 12-17. Сказанное здесь весьма важно в свете того, что Галлион был проконсулом… в Ахаии, т. е. главным в ней представителем римской администрации. И всякое заключение, вынесенное им, служило юридическим прецедентом. Тем более, что Галлион был братом философа Сенеки (4 г. до Р. Х. ? - 65 г. по Р. Х.), пользовавшегося в Риме большим влиянием. Итак, неверовавшие Иудеи не только не ослабили своего противления Павлу, но, напав на него, привели его на суд к Галлиону.

Деян. 18:13-15 . Они стали обвинять апостола в том, что он учит людей чтить Бога не по римскому закону. На территории империи запрещалось проповедовать новые религии (иудаизм был религией, утвержденной в правах). Так что иудеи пытались убедить Галлиона в том, что христианство есть новое, отличное от иудаизма, Богопочитание. Однако Галлион отнесся к этому равнодушно. С его точки зрения христианство, явившееся в мир под эгидой иудаизма, не могло - в свете римского закона - стать предметом разбирательства в гражданском суде. Заключение Галлиона имело решающее значение, ибо равносильно было легализации христианства.

Деян. 18:16-17 . Взрыв насилия, жертвой которого стал Сосфен, начальник синагоги, свидетельствует об антисемитских настроениях, подспудно тлевших в коринфском обществе. Казалось бы, какое дело было язычникам до раздоров между евреями? Но вот одного из них, а именно Сосфена, они избили перед зданием суда. Сосфен, по-видимому, стал "начальником синагоги", вместо Криспа, и привел к Галлиону обвинителей Павла. Не исключено, что он - тот самый Сосфен, который позднее обратился ко Христу (1-Кор. 1:1). Так или иначе, такое незначительное "событие", как избиение на религиозной почве, оставило Галлиона равнодушным.

Деян. 18:18 . Не вполне ясно, сколько действительно времени пробыл Павел в Коринфе, - ведь отсчитывать "полтора года", о которых читаем в стихе 11, апостол мог как от времени своего "видения" (стихи 9-10), так и от момента своего прихода в Корниф (стих 5). Итак, из Коринфа Павел… отплыл в Сирию, направляясь в ту церковь в Антиохии-на-Ороите, которая отправила его в миссионерское путешествие. Перед тем, как сесть на корабль, он остриг голову… по обету, сделав это в Кеихреях, юго-восточном порту Коринфа.

Не сказано, когда дал Павел обет. Может быть, перед тем, как вышел из Троады, направляясь в Македонию, или при начале своего служения в Коринфе, а, еще более вероятно, перед тем, как Господь послал ему видение (стихи 9-10). Все время, пока длился этот назорейский обет, Павел не стриг волос (возможно, около полутора лет), и вот теперь остригся в Кенхреях (сравните Чис. 6:1-21). Во время своего пребывания в Коринфе апостол написал 1 и 2 Послания Фессалоникийцам (Таблицу в Деян. 13:38-39).

4. ЗАВЕРШЕНИЕ ВТОРОГО МИССИОНЕРСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ (18:19-22)

Деян. 18:19 . Из предыдущего стиха узнаем, что спутниками Павла на этот раз были Акила и Прискилла, которые сопровождали его до Ефеса. Сила и Тимофей, очевидно, остались один в Македонии, а другой - в Ахаии, чтобы было кому позаботиться о церквах, основанных там. Не сказано, с какою целью отправились в Ефес Акила и Прискилла. Возможно, для того, чтобы проповедать там Благую Весть. Как и в каждом городе, где имелась синагога, Павел отправился туда и там рассуждал с Иудеями (сравните 9:20; 13:5,14; 14:1; 17:2,10,17; 18:4; 19:8).

Деян. 18:20-21 . В отличие от упорного сопротивления Благовестию в других синагогах, в ефесской проповедь Павла нашла благоприятный отклик, и местные иудеи даже просили апостола побыть у них долее, чтобы продолжить с ним обмен мнениями, но на этот раз он предпочел поспешить домой, чтобы провести… праздник (вероятно, Пасху) в Иерусалиме.

Деян. 18:22 . Пристав к побережью Палестины в Кесарии (примерно в 800 километрах от Ефеса), Павел отправился в Иерусалим, где приветствовал церковь и отошел в Антиохию.

5. "ЗАВОЕВАНИЕ" МИССИОНЕРАМИ ЕФЕСА (18:23 - 19:20)

Третье миссионерское путешествие 18:23 - 21:16)

а. Начало третьего путешествия Павла (18:23)

Деян. 18:23 . Предельно кратко говорит Лука о первой части третьего путешествия Павла. Очевидно, целью автора было особо остановиться на служении апостола в Ефесе. По пути туда Павел служил в Галатии и Фригии (сравните 16:6), утверждая всех учеников. Несомненно он многих обратил ко Христу в этих местах во время своего второго-путешествия. С рассказа об Аполлосе (18:24-28) Лука начинает повествование о работе Павла в Ефесе.

б. Наставление Аполлоса (18:24-28)

Сказанным в 18:24-28, а затем в 19:1-7, подчеркивается, что та фаза христианской истории носила, переходный характер. Из 19:1-7 можно сделать вывод, что Аполлос не принимал христианского крещения, и что Святой Дух, вероятно, не сходил на него. Этот раздел Деяний Апостолов свидетельствует также о том, что христианство логически вытекало из Ветхого Завета и из служения Иоанна Крестителя. В самом деле, проповедь Павла была выше по смыслу своему и значению, чем проповедь такого духовного гиганта, каким был Креститель. Хотя даже Александрии и Ефеса достигла проповедь Иоанна, дело его получило завершение лишь во Христе.

По сих же отлучився Павел от Афин, прииде в Коринф: И обрет некоего иудеанина именем Акилу, понтянина родом, ново пришедша от Италии, и Прискиллу жену его, (зане повелел бяше Клавдий отлучитися всем иудеем от Рима), прииде к ним.И зане единохудожником быти им, пребысть у них, и делаше: бяху бо скинотворцы хитростию. Стязашеся же на сонмищах по вся субботы, и препираше иудеи и еллины, И егда снидоша от Македонии Сила же и Тимофей, тужаше духом Павел, свидетельствуя иудеом Иисуса быти Христа. Противящымся же им и хулящым, отряс ризы своя рече к ним: кровь ваша на главах ваших: чист аз, от ныне во языки иду.

Прииде в Коринф. Был приведен Духом в Коринф; и в Коринфе должен был он оставаться; потому что афиняне, несмотря на то, что любили слушать новости, не внимали истине; так как заботились не о существе дела, а о том, чтобы всегда быть в состоянии сказать что-нибудь. Итак Павел признал достаточным бросить там только семя. Зане повелел бяше Клавдий. При Нероне Павел достиг совершенства, а при Клавдие загоралась война против иудеев, и они, как люди опасные, изгонялись из Рима. Поэтому Промысл устрояет, что он был отведен туда узником, чтобы не быть изгнанным ему, как иудеянину. И зане единохудожником быти им, пребысть у них, и делаше. Потому остался у них, что нашел пристанище у них удобным; так как оно было для него удобнее многих царских чертогов, как и для атлета палэстра более полезна, чем мягкие ковры, и для воина необходим железный меч, а не золотой. Отряс ризы своя, рече к ним, - чтобы устрашить их не словом только, но и делом. Кровь ваша на главах ваших. Неясно изречение. Думаю, что Павел говорит следующее: «каждый, кто отступает от Христа, который есть жизнь, представляется убивающим себя самого; так как переходит от жизни к смерти и чрез наносимое себе самому убийство проливает некоторым образом собственную кровь». Итак он говорит следующее: «за то, что чрез неверие вы убиваете себя самих, отвечать пред судом будете вы же сами: так как я невиновен в этом». Отсюда можно заключить, что самоубийца наказывается Богом, как убийца.

И прешед оттуду, прииде в дом некоего именем Иуста, чтуща Бога, емуже храмина бе вскрай сонмища. Крисп же начальник собора верова Господеви со всем домом своим: и мнози от коринфян слышавше вероваху и крещахуся. Рече же Господь в видении нощном Павлу: не бойся, но глаголи, и да не умолкнеши: Зане аз есмь с тобою, и никтоже приложит озлобити тя: зане людие суть ми мнози во граде сем. Пребысть же тамо лето и месяц шесть уча в них слову Божию.

Емуже храмина бе вскрай сонмища. От этого именно так воспламенились, то есть, от того, что Павел находился но соседству. Крисп же начальник собора верова Господеви. Это тот самый Крисп, о котором говорит Павел: ни единаго от вас крестих, точию Криспа и Гаиа (1 Кор. 1, 14). Не бойся, но глаголи, и да не умолкнеши… Наконец Господь говорит Павлу то, в чем он особенно нуждался; потому что ничто его так не печалило, как неверующие.

Галлиону же Анфипату сущу во Ахаии, нападоша единодушно иудеи на Павла, и приведоша его на судилище, Глаголюще, яко противу закону сей увещавает человеки чтити Бога. Хотящу же Павлу отверсти уста, рече Галлион ко иудеем: аще убо неправда была бы кая или дело злое, о иудее, по слову послушал бых вас: Аще ли же стязания суть о словеси и о именех и о законе вашем, ведите сами: судия бо аз сим не хощу быти. И изгна их от судилища. Емше же вси еллини Сосфена начальника собора, бияху пред судилищем: и ни едино о сих Галлиону радение бысть. Павел же еще пребыв дни доволны, и целовав братию, отплы в Сирию, (и с ним Акила и Прискилла), остриг главу в Кегхреих: обрекся бо бе.

Нападоша единодушно иудеи… Итак, как же они напали? спросит кто-нибудь. Внезапно схватив его. И однакож ничего не осмелились сделать, но привели его к проконсулу. А он изгнал их из судилища. Кажется мне, это был один из гуманных людей. Емше же Сосфена. Что же касается того, что они били Сосфена, так это или потому, что и он, как и начальник синагоги Крисп, предан был более Павлу, или уже они так далеко зашли в неистовстве, что, забыв свои планы, вместо Павла стали бить Сосфена, или же били его потому, что хотели убить Павла, а Сосфен не позволил им. Били Сосфена, поступали противозаконно в виду самого начальника, говоря этим: если всякий делает то, что хочет, если закона более не существует, так вот и мы бьем его. Проконсул же не останавливал их, но позволял им бить друг друга. Если бы они поступили так не по отношению к себе самим, а по отношению к кому-нибудь из другой нации; то он конечно образумил бы их. - Отплы в Сирию (и с ним Акила и Прискилла), остриг главу в Кегхреих. Так как иудеям казалось, что он учит отступничеству от закона, и так как многие гнушались его и не принимали его проповеди: то и здесь и в храме иерусалимском делает это с высокою целию. Это - то же, что он говорил: бых подзаконным яко подзаконен, да подзаконныя приобрящу (1 Кор. 9, 20). Обрекся бо бе. Разумеет обет отречения. Дал обет остричь волосы, чтобы свою деятельность более не посвящать уже мирским делам, подобно мирским людям, но чтобы подобно человеку, живущему по Боге, посвятить себя Церкви. И Акила, также по обету, остриг свои волосы; потому что это делалось теми, кто хотел жить богоугодно; но вместе это - был древний обычай у иудеев. Поэтому и пострижение монахов целесообразно.

Приста же во Ефесе, и тех остави тамо: сам же вшед в сонмище, стязашеся со иудеи. Молящым же им его на много время пребыти у них, не изволи: Но отречеся им, глаголя: яко подобает ми всяко праздник грядущий сотворити во Иерусалиме: паки же возвращуся к вам, Богу хотящу.

И тех остави тамо. Акилу и Прискиллу оставил в Ефесе, без сомнения с тем, чтобы они учили; так как, пробыв с Павлом так много времени, они научились многому. Паки же возвращуся к вам. Будучи пророком, и зная, что ему следовало возвратиться, Павел дал обещание снова возвратиться в Ефес. А чтобы никто не делал того же самого по неразумию, давая безотчетное обещание сделать то или другое, Павел научил нас не давать никакого обещания в будущем без присовокупления слов: Богу хотящу; потому что никто не знает, что принесет следующий день. Поэтому безумен тот, кто не ограничивает своего обещания словами: «если Господу угодно будет»; потому что, если кто будет обещать с самоуверенностию, что непременно сделает, тот часто будет выслушивать следующие слова: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лук. 12, 20): и яже обещал еси, когда будут?

И отвезеся от Ефеса (Акила же и Прискилла осташа во Ефесе), И сошед в Кесарию, возшед и целовав церковь, сниде во Антиохию. И сотворь время некое, изыде, проходя поряду Галатийскую страну и Фригию, утверждая вся ученики.

Посещать верующих и укреплять их было всегдашним правилом Павла, чтобы, если найдет их ослабевшими, облегчить их бремя наставническим назиданием.

Иудеанин же некто Аполлос именем, александрянин родом, муж словесен, прииде во Ефес, силен сый в книгах. Сей бе оглашен пути Господню: и горя духом, глаголаше и учаше известно, яже о Господе.

Некоторые утверждают, что Аполлос этот есть Аполлос, епископ коринфский, о котором Павел пишет: о Аполлосе же брате, много молих его (1 Кор. 16, 12), - также: аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти (1 Кор. 2, 6).

Ведый токмо крещение Иоанново. Сей же начат дерзати на сонмищах, слышавше же его Акила и Прискилла, прияша его, и известнее тому сказаша путь Господень. Хотящу же ему преити во Ахаию, предпославше братия написаша учеником прияти его: иже пришед тамо пособствова много веровавшым благодатию: Твердо бо иудеи не престая обличаше пред людми, сказуя писанми, Иисуса быти Христа.

Если Аполлос крещен был только крещением Иоанновым, то каким образом он пламенеет Духом? Дух Святый не сообщался таким образом. И если его последователи нуждались в крещении Христовом, то гораздо более нуждался в нем он. Итак что сказать на это? Мне кажется, он - из числа ста двадцати, крещенных вместе с апостолами; или если не так, то и с ним было то же, что и с Корнилием. Крещение Иоанново призвало к покаянию, но не доставляло в то же время очищения от греха; так что различие между крещением Иоанновым и крещением верующих заключается в том, что крещение верующих дарует оставление грехов; так как верующий крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и омывается от предшествовавших крещению заблуждений. Если же крещенные Иоанном не имели Святого Духа, то каким образом Аполлос, крещенный только Иоанновым крещением, пламенел Духом? Но в таком случае, если он и пламенел Духом, все же не имел Святого Духа; потому что ни говорил разными языками, ни пророчествовал; иное дело пламенеть Духом и иное - иметь Святого Духа. Имеющий Святого Духа имеет Его обитающим в себе; и сам Дух вещает ему из сердца его, как вещал апостолам, то запрещая, то повелевая им глаголати слово. А пламенеющий Духом совершает что-либо, под руководством Духа, чрез освещение и наставление внешнее; так как от чувственного следует заключать к невидимому. Твердо бо иудеи не престая обличаше пред людми… Обличать пред людьми значит показывать дерзновение; обличать твердо значит являть силу, а обличать на основании Писаний значит свидетельствовать о своем знании; ни дерзновение ничего не достигает без силы, ни сила без дерзновения.

Толкование Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского

СОБОР 70-ти АПОСТОЛОВ

17 января православные отмечают Собор 70-ти апостолов и окончание рождественских святок.

70 апостолов были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

"После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою." (Лк. 10:1-2)

Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год его земной жизни. После избрания Иисус даёт семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам (ср. Мф.10 и Лк.10:3-24).

По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

В книгах Нового Завета не перечисляются эти святые апостолы. Церковный историк Евсевий (ок. 340) пишет: «имена (12) апостолов, Спасителя всякому известны из Евангелий, но списка 70-ти его учеников нигде никакого нет». Большинство имён апостолов от семидесяти известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6) , и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях.

Предполагают, что в числе 70-ти апостолов, избранных Самим Спасителем, были: Иосиф Варсава, прозванный Иустом (Деян. 1:23) , Иосия (или Иосиф) Варнава (Деян. 4:36) , евангелист Лука и Клеопа (Лук. 24:13) , Сосфен (по мнению Евсевия, Церк. Ист., стр. 43).

В первый раз перечисление 70-ти апостолов встречается в списке, приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому (361 г.), но там есть неточности.

Вот список 70-ти апостолов:

1. Святой апостол Иаков, брат Господень . (Во главе 70 апостолов поставляется первым, сын прав. Иосифа обручника Пресвятой Девы от его первой супруги и брат Иуды, Симона (или Симеона), Иосии (или Иосифа) (Марк. 6:3). По церковному преданию, он сопутствовал своему отцу и Пресвятой Деве во Египет и отличался строгим исполнением закона Моисеева, почему прозван был «праведным». Уверовав в Иисуса Христа, как Сына Божия и Спасителя мира уже после Его крестной смерти, он удостоился узреть Его по воскресении (Гал. 1:18-19) . Иаков Самим Господом был поставлен во Епископа Иерусалимского, во главу всех апостолов и верующих во Христа; он был, по выражению апостола Павла столпом церкви (Гал. 2:9) ; председательствовал, на Иерусалимском апостольском соборе (Деян. 15:13) ; к нему, как первенствующему среди апостолов, являлись сами апостолы (например, Павел) с отчетом о проповеди среди язычников. (Деян. 21:18, ср. Деян. 22:17). Святой Иаков скончался мученическою смертью (63—64г.) в дни праздника Пятидесятницы - за всенародное исповедание Иисуса Христа Meсcией он был низвергнут с церковной кровли. Святой апостол Иаков написал соборное послание, поставленное первым между другими соборными посланиями. Ему же приписывают так называемое Первоевангелие, в котором повествуется о Пресвятой Деве и рождении от нее Иисуса Христа.)

2. Святой апостол и евангелист Марк. (Один из четверых евангелистов. Был учеником апостола Петра.)

3. Святой апостол и евангелист Лука. (Сподвижник и многолетний спутник апостола Павла, автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол.4:14). Евангелист Лука считается первым иконописцем. Первая икона Пресвятой Богородицы, созданная святым Лукой, в XII веке стала сокровищем Русской Церкви - «Владимирская икона Божией Матери» (хранится в Третьяковской галерее).)

4. Святой апостол Клеопа. (Клеопа был младший брат св. праведного Иосифа обручника Пресвятой Девы Марии; он был женат на дочери Иосифа (чрез 5 лет по возвращении из Египта в Назарет) Mapии, (Ин. 19:25). С этою Mapиею особенно дружна была Пресвятая Дева Мария и они жили как родные сестры. Евангелист Иоанн пишет, что при кресте Иисуса стояла Матерь Его (Пресвятая Дева) и сестра Матери Его (Mapия Клеопова). Эта Мария, как дочь прав. Иосифа, обрученного с св. Пресв. Девою — Mapиею — (Мф. 1:14-20) считалась (у жителей Иepyсалима) Ее сестрою (хотя не родною, а сводною). Клеопа вместе с Лукой был спутником Воскресшего Спасителя в Еммаус.)

5. Святой апостол Симеон или Симон. (Был сын Клеопы и Марии и племянник Иосифу Обручнику)

6. Святой апостол Варнава. (Св. Варнава был учеником Иисуса Христа во время Его земной жизни и считался в числе 70 апостолов; имя святой апостола Варнавы было Иосия, или Иосиф, а Варнавою он был наименован святыми апостолами за горячую его любовь ко Христу и щедрые пожертвования в пользу первого христианского общества. Родом Кипрянин, у него была своя земля, продав ее, он принес деньги и положил к ногам апостолов (Деян. 4:34-37) . Чрез посредство Варнавы прежний гонитель христиан Савл, а затем избранный сосуд благодати Божьей — Павел, вошел в общество учеников Иисуса Христа. Варнава с Савлом целый год трудились в проповеди о Христе в Антиохии и наставили в истинах св. веры немалое число людей, которые в первый раз стали называться христианами (Деян. 11:25—26) . В 62 г. святой Варнава потерпел мученическую кончину (язычники побили его камнями). Тело св. Варнавы, согласно завещанию, погребено было апостолом Марком вместе с евангелием Матфея.)

7. Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст. (Этот апостол был сын праведного Иосифа Обручника, брат Иакова, Иуды и Симона (Мф. 13:55) . Иосия, как и другие его братья, сначала не веровал в мессианское достоинство Иисуса Христа (Ин. 7:5) , но затем, по вознесении Господнем, они уверовали и единодушно пребывали в молитве и молении со св. апостолами и Пресв. Богородицею (Деян. 1:14) . Пред праздником Пятидесятницы ап. Петр в собрании учеников и братии Христа (которых было около 120), предложил на место Иуды предателя избрать одного из тех, которые находились с апостолами во все время, когда пребывал и обращался с ними Господь, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в какой Он вознесся и был свидетелем воскресения Его. Таким условиям удовлетворял Иосия, как сын Праведного Иосифа, в доме коего родился и жил Иисус Христос. И поставили, повествует св. Лука, двоих: Иосифа, нарицаемого Варсавою, который прозван был Иустом, и Матфия. Иуст означает «праведный» и этим свидетельствуется о высокоправедной жизни Иосифа (или Иосии) и его преимущественном праве на избрание в число «12 Апостолов». И помолились (апостолы) и сказали: «Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий и выпал жребий Матфию, и он был сопричислен к 11 апостолам (Деян. I, 15-26) .)

8. Святой апостол Иуда. (Иуда, брат Иакова Праведного, был сын Иосифа Обручника и не принадлежал к числу 12 апостолов (как некоторые думают) и сего Иуду не следует смешивать с апостолом Иудою (иначе Леввей, Фаддей), бывшим в числе 12 апостолов. Сему святому апостолу Иуде принадлежит Соборное послание. Послание св. Иуды от начала до конца представляет одну непрерывную и грозную речь, направленную против лжеучителей.)

9. Святой апостол Анания. (Св. Анания крестил Савла — апостола Павла. О нем достоверно известно только то, что сообщается в апостольских Деяниях: «В Дамаске был один ученик именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи». Господь же сказал ему: «встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится». И (Савл) видел в видении мужа, именем, Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел...Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: «брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился св. Духа, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла и вдруг он прозрел и крестился» (Деян. 9:10—18). )

10. Святой апостол Стефан, архидиакон и первомученик. (Именуется "первомучеником", т.к. первый пострадал за Христа, был побит камнями. Трагическая кончина праведника, молившегося за своих убийц, произвела на многих сильное впечатление и особенно, на юношу Савла, который впоследствии вспоминал с сожалением и горьким для своей совести упреком за сочувствие убийцам св. Стефана. В речи своей к иудейскому народу в Иерусалиме (в 62 г.) ап. Павел, повествуя о чудесном своем обращении ко Христу, вспоминал, как о тяжком грехе, исповеданном им Самому Господу, явившемуся ему пред Дамаском, — об участии «в побиении Стефана».)

11. Святой апостол Филипп.

12. Святой апостол Никанор диакон.

13. Святой апостол Прохор диакон.

14. Святой апостол Тимон.

15. Святой апостол Пармен.

16. Святой апостол Тимофей. (Он был ближайший, любимый ученик, неразлучный спутник и ревностнейший сотрудник ап.остолаПавла. Св. Тимофей был родом из Ликаонскаго города Листры в Малой Азии; отец его был Еллин (язычник), а мать иудеянка (Деян. 16:1-2) . Апостол Павел еще во время своего первого путешествия с Варнавой обратил свое внимание на юного Тимофея (Деян. 14:6-7,21) и во второе посещение свое Листры, апостол языков, по свидетельству тамошних христиан об особенно усердном изучении слова Божия и высокой нравственности Тимофея, взял его с собой, а затем, чтобы не встретить препятствий в деле проповеди среди иудеев, обрезал его (Деян. 16:3) . И с этого времени Тимофей сделался постоянным сотрудником апостола Павла, разделяя с ним не только апостольские труды, но и страдания. В своих посланиях апостол Павел называл св. Тимофея своим сыном (духовным) (1 Кор. 4:17) )

17. Святой апостол Тит. (Св. Тит один из близких и любимых учеников ап. Павла.)

18. Святой апостол Филимон.

19. Святой апостол Онисим.

20. Святой апостол Епафрас.

21. Святой апостол Архипп.

22. Святой апостол Сила. (Промысл Божий сделал св. Силу спутником ап. Павла во втором его путешествии вместо Варнавы, не пожелавшего без своего племянника, Марка-Иоанна сопутствовать Апостолу языков (Деян. 15:34) . Некоторые полагают, что Сила был первоначально учеником Иоанна Крестителя и был одним из двух, которых св. Предтеча посылал к Иисусу Христу с вопросами: «Ты ли еси Грядый, или иного чаем» (Мф. 11:3). По смерти св. Иоанна Крестителя, Сила сделался постоянным последователем Иисуса Христа и был им избран в число 70 Апостолов. Ап. Павел, избрав вместо св. Варнавы, Силу, предпринял второе путешествие, отправился из Антиохии, куда из Иерусалима прибыл Сила, и проходили вместе Сирию и Киликию (Деян. 15:41). Дошли они до Дервии и Листры, где ап. Павел взял в спутники юного Тимофея (Деян. 16:1-3). )

23. Святой апостол Силуан.

24. Святой апостол Крискент.

25. Святой апостол Крисп. (Св. апостол Крисп, до своего обращения в Христову церковь был начальником иудейской синагоги в Коринфе. О нем упоминается в Апостольских Деяниях (гл. 18:8) . Во время второго путешествия ап. Павел, оставив Афины, пришел в Киринф (Деян. 17:1) ; временно приютившись в помещении Акилы и Прискилы и с ними трудился приготовлением палаток, он во всякую субботу говорил в синагоге, убеждая иудеев и эллинов (эллинистов) в том, что Иисус — Христос, но так как слушатели противились и злословили св. Павла, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист: отныне иду с проповедью к язычникам (Деян. 18:4:6) . Грозная речь св. Павла видно сильно подействала на некоторых слушателей, прежде противившихся апостольской проповеди, и Крисп, начальник синагоги, уверовал в Господа, со всем домом своим, и многие из коринфян, слушая (евангельское благовестие), уверовали и крестились (Деян. 18:8) . Сам св. апостол Павел крестил Криспа (1 Кор. 1:14) .)

26. Святой апостол Епенет.

27. Святой апостол Андроник.

28. Святой апостол Стахий.

29. Святой апостол Амплий.

30. Святой апостол Урван.

31. Святой апостол Наркисс.

32. Святой апостол Апеллий.

33. Святой апостол Аристовул.

34. Святой апостол Иродион.

35. Святой апостол Агав. (Св. апостол Агав называется пророком. О св. Агаве два раза упоминается в апостольских Деяниях (11:28; 21:10) . «В те дни (между 40—43 г., когда Варнава отыскал Савла-Павла в Тарсе и привел его в Антиохию), пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них по имени Агав, встав, предвозвестил духом, что по всей вселенной будет голод, который и был при Кесаре Клавдии (в 44 г.). «Вышедши (из Птолемаиды) мы, (т. е. апостол Павел, евангелист Лука и др.), пришли в Kecapию и несколько дней пребывали в доме благовестника Филиппа, одного из 7 диаконов; в это время из иудей пришел некто пророк, по имени Агав и вошед к нам, взял пояс Павлов, и связав себе руки и ноги, сказал: так говорить Дух Святый; мужа, чей этот пояс так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников» (что и исполнилось см. Деян. 21:33 ).)

36. Святой апостол Руф.

37. Святой апостол Флегонт.

38. Святой апостол Асигкрит.

39. Святой апостол Ерм.

40. Святой апостол Патров.

41. Святой апостол Ермий.

42. Святой апостол Лин.

43. Святой апостол Гаий.

44. Святой апостол Филолог.

45. Святой апостол Лукий.

46. Святой апостол Иасон.

47. Святой апостол Сосипатр.

48. Святой апостол Олимп.

49. Святой апостол Тертий.

50. Святой апостол Ераст.

51. Святой апостол Куарт.

52. Святой апостол Евод.

53. Святой апостол Онисифор.

54. Святой апостол Климент.

55. Святой апостол Сосфен.

56. Святой апостол Аполлос. (Имя Аполлоса несколько раз упоминается в посланиях апостола Павла (I Kop. 1:12; 3:4-7; 21-23; 16:12; Тим. 3:1-2) ; в Апостольских Деяниях (главы 18 и 19) . Из Апостольских Деяний видно, что Аполлос был иудей родом из Александрии и получил воспитание в знаменитых философско-религиозных школах и как обладавший редким даром слова (замечательный оратор), появившись в Ефесе, приводил слушателей синагоги в восторг своими проповедями. Особенностью учения его было то, что он под влиянием Александрийских ученых, считал обычный взгляд на ветхозаветную иудейскую религию слишком грубым, старался примирить её с философией и поэтому давал библейским сказаниям символический смысл. Вместе с тем Аполлос, по-видимому, имел некоторые сведения о христианском учении, из которого он также заимствовал некоторые части. Вообще Аполлос был человек чрезвычайно образованный, глубокий знаток Священного Писания и высоко даровитый оратор. Во время отсутствия апостола Павла, он в Ефесе, познакомился с Акилой и Прискиллой и, ближе ознакомившись чрез них с христианством, принял и крещение во имя Господа Иисуса и благодать Св. Духа.)

57. Святой апостол Тихик.

58. Святой апостол Епафродит.

59. Святой апостол Карп.

60. Святой апостол Иоанн Марк.

61. Святой апостол Зина.

62. Святой апостол Аристарх.

63. Святой апостол Пуд.

64. Святой апостол Трофим.

65. Святой апостол Артема.

66. Святой апостол Акила.

67. Святой апостол Фортунат.

68. Святой апостол Ахаик.

69. Святой апостол Еввул.

70. Святой апостол Нимфан.

Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Так книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресел детей Ноя, а в книге Числа Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис.11:24).

Собор святых 70-ти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Особо Церковь почитает и восхваляет 70 апостолов за то, что они научили почитать Троицу Единосущную и Нераздельную.

Кроме празднования Собора святых апостолов, Церковь совершает память каждого из них в течение года.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах