Дата публикации: 14.06.2013 11:08 (архив)

В Российской Федерации установлены три вида налогов: федеральные, региональные и местные (ст.12 Налогового кодекса Российской Федерации).

Земельный налог является местным (ст.15 НК РФ). Устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами о налоге представительных органов городских и сельских поселений, городских округов. Обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (ст. 12 и 387 НК РФ).

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст.388 НК РФ).

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налоговые ставки устанавливаются в пределах определенных Налоговым Кодексом – 0,3 и 1,5 % (ст. 394 НК РФ).

1. 0,3 % - в отношении земельных участков:

Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

2. 1,5 % - в отношении прочих земельных участков.

В тоже время представительным органам муниципальных образований дано право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

На территории Смоленской области 325 муниципальных образований, которые довольно активно воспользовались своим правом устанавливать дифференцированные налоговые ставки по земельному налогу. В настоящее время количество ставок в различных муниципальных образованиях колеблется от 5 до 182.

Диапазон установленных дифференцированных налоговых ставок также довольно обширен. Например, по категории «земли промышленности» диапазон установленных налоговых ставок составляет от максимальной в 1,5% до 0,00164%.

Для сравнения в других областях ЦФО диапазон установленных дифференцированных налоговых ставок гораздо меньше. Например, в Брянской области он составляет от 1,3% до 1,5%, в Тверской от 1,1% до 1,5%, в Ярославской - от 1 % до 1,5 %.

Земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст.397 НК РФ).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим, а авансовых платежей ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом (до 1 мая, до 1 августа, до 1 ноября).

Для налогоплательщиков - физических лиц срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим.

Но так было не всегда. Раньше физические лица уплачивали налог и авансовые платежи по налогу тремя равными долями в разные сроки. Авансовые платежи уплачивались за текущий год 15 сентября и 15 ноября, а сумма налога в следующем 15 февраля.

Такой порядок уплаты земельного налога физическими лицами затруднял администрирование, бюджет нес дополнительные расходы на отправку налоговых уведомлений: одно - на уплату авансов, второе – налога. У налогоплательщиков, только что оплативших земельный налог, возникало непонимание, почему пришла еще одна квитанция.

Все эти проблемы были решены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ, внесшим изменения в 31 главу Налогового Кодекса "Земельный налог", касающиеся установления конкретных сроков уплаты земельного налога.

В соответствии с ним с 2011 года для физических лиц отменены авансовые платежи, тем самым установлен единый срок уплаты налога, перенесенный на 1 ноября года, следующего за истекшим.

При исчислении земельного налога ряд категорий налогоплательщиков - физических лиц пользуется льготами, установленными Законодательством Российской Федерации, предоставляющими им преимущества в налогообложении.

Так, пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для определенных категорий налогоплательщиков налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования:

1) Героев Советского Союза, Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Не стоит забывать о том, что земельный налог – это местный налог, следовательно, право устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения предоставлено органам местного самоуправления.

Виды льгот разнообразны: установление необлагаемой налогом суммы, уменьшение суммы налога или полное освобождение от уплаты налога.

Налоговые органы обеспечивают прием и обработку сведений об установленных льготах по каждому муниципальному образованию и используют их при исчислении земельного налога физическим лицам.

В Смоленской области в 2012 году воспользовались своим правом на льготы по земельному налогу более 16 тысяч человек, в том числе 8 535 плательщикам предоставлены льготы, установленные федеральным законодательством, 7 757 плательщикам – льготы, установленные органами местного самоуправления.

Общая сумма предоставленных льгот составила 6,4 миллиона рублей (сумма льгот, установленных федеральным законодательством, составила 240 тысяч рублей, установленных органами местного самоуправления – 6,2 миллиона рублей).

Необходимо иметь в виду: порядок предоставления льгот носит заявительный характер. Это означает, что налогоплательщики, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют в налоговые органы подтверждающие документы.

Для получения льготы по земельному налогу соответствующее заявление и документы следует подавать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Каждый налогоплательщик может узнать подробную информацию об установленных налоговых ставках, сроках уплаты, налоговых льготах, наличии прав на льготы, предоставляемые Федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, обратившись в налоговую инспекцию, ТОРМ или на Интернет-сайт Управления - раздел «Электронные услуги» в информационном ресурсе « ».

Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу установлены законодательно и обязательны для исполнения налогоплательщиками. В материале пойдет речь о сути данного налога, о его ставках и о назначенных временных рамках внесения таких платежей в бюджет для разных субъектов.

За пользование землей в РФ предусмотрена плата. Данное положение содержится в Земельном кодексе РФ (установлен законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ). Этот же документ определяет, на каких принципах проводится разграничение земель по различным параметрам (назначение, форма собственности и проч.).

Если земельный участок передан в собственность пользователю, то такое лицо должно платить земельный налог. Начал налог действовать с 2005 года, после введения Законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ соответствующей главы в налоговый кодекс. Согласно нормам законодательства данный налог относится к местным платежам в бюджет. То есть НК РФ указывает рамки ставок (минимум и максимум), в пределах которых местные власти могут варьировать величину, а также предопределяет сроки внесения налога, которые также могут регулироваться на местах.

Регионы или муниципалитеты должны принимать соответствующие законодательные акты. Льготирование тоже относится к их ведению, и преференции сильно зависят от особенностей региона.

Специфика земельного налога в том, что его обязаны вносить в бюджет не только юрлица и индивидуальные предприниматели, но и рядовые жители РФ, если они удовлетворяют следующим условиям:

  • данные лица владеют земельными участками на праве собственности, земля им передана в бессрочное пользование или пожизненное владение;
  • земельные участки расположены на территории действия данного налога;
  • земельные участки приобретены на законном основании.

Какие ставки земельного налога действуют на территории РФ?

Для земельного налога НК РФ определил налоговый период - это календарный год. За налоговую базу при этом принимается кадастровая стоимость земли. Она подлежит пересмотру один раз в 5 лет.

Компании должны вести подсчет размера налога сами. Физлицам и индивидуальным предпринимателям в этом деле помогает ФНС. Инспекции на местах, имея на руках кадастровую базу, рассчитывают налог и отправляют налогоплательщику уведомление с указанием суммы к уплате в бюджет. Такой порядок извещения о налоговых обязательствах принят с 2015 года.

Ст. 34 НК РФ определены верхние пределы ставок для земельного налога. Местные власти могут принять их за основу, могут снизить, но увеличивать не вправе. Таких пределов установлено два - 0,3% и 1,5%.

Ставки в размере 0,3% применимы к следующим категориям земельных участков:

  • сельхозназначения;
  • для строительства жилья;
  • для создания участков под дачи и сады;
  • для нужд оборонного комплекса РФ.

Ставки в размере 1,5% применяются для всех оставшихся категорий земель.

Есть и лица, которым земельный налог можно не платить. Перечень таких лиц приведен в ст. 395 НК РФ. В их число, в частности, входят представители народов Севера РФ.

На размер налога, кроме кадастровой стоимости участка, оказывает влияние один существенный фактор: долевая ли здесь собственность или совместная. Если земля оформлена в долевую собственность, то кадастровая стоимость для расчета налога определяется в прямой пропорции к величинам долей, если в совместную - распределяется между всеми собственниками поровну.

Земельный налог — сроки уплаты авансовых платежей в 2016 году для юрлиц

Авансовые платежи по данному виду налога производят исключительно юрлица, которые должны вносить в бюджет соответствующие средства каждый квартал. На этот счет есть норма, содержащаяся в п. 2 ст. 393 НК РФ. Конкретные сроки уплаты авансов, как и общий порядок таких перечислений должны быть оговорены в отдельном законодательном акте местных властей.

Полномочия местных властей таковы, что согласно п. 3 этой же статьи они даже могут отказаться от предварительных платежей.

Нарушение сроков внесения авансов штрафом не карается; производится начисление только пеней за каждый день просрочки платежа. Штрафные санкции предусмотрены лишь за то, что налог не уплачен или не вовремя уплачен по истечении года.

Земельный налог по окончании года начисляется исходя из размера кадастровой стоимости участка. Расчет платежа несложен, его можно представить в виде следующей формулы:

Сзн = СТн × Кст / 100,

Сзн - сумма земельного налога;

СТн - процентная ставка налога;

Кст - сумма кадастровой оценки данного участка.

Срок уплаты авансов, как и крайний срок внесения налога за год, устанавливается местными законодательными органами. При этом им надо соблюсти одно важное условие: окончательная дата внесения налога не может быть раньше, чем сдана соответствующая налоговая декларация. Иначе говоря, раньше 1 февраля конечный срок не может быть установлен.

Реквизиты платежа устанавливает налоговая инспекция, которая курирует территорию, включающую данный участок земли.

Должны ли платить авансы физические лица?

Физические лица осуществляют внесение земельного налога в бюджет лишь после того, как получат уведомление от налоговой инспекции. Как уже было сказано выше, налоговики перед этим в соответствующей программе делают расчет годового платежа.

Авансы платить физлицам, в число которых входят и индивидуальные предприниматели, не надо. Примечательно, что режим налогообложения, который предпочитает использовать ИП, влияния на величину суммы налога не оказывает.

Крайний срок уплаты налога для простых граждан и предпринимателей - до 1 декабря года, который следует за базовым. Так, за 2015 год надо будет заплатить до 1 декабря года нынешнего - 2016-го.

В настоящее время повсеместно вводится кадастровая оценка, что в большинстве случаев приводит к увеличению стоимости участка и, соответственно, к повышению налоговой нагрузки. Граждане в этой связи инициируют судебные процессы с целью урегулирования споров.

Если стоимость изменилась в течение года, следует внести изменения в налоговую базу, представив налоговикам подтверждающие документы. Сумма налога в таком случае должна измениться.

ВАЖНО! Начиная с 2015 года обязанность по уведомлению налогового органа об изменении в составе недвижимости и земельных участков перешла к налогоплательщикам. При обнаружении объекта, о котором не было заявлено ранее, налоговая инспекция может счесть данный факт нарушением и доначислить сумму налога за все предыдущие годы.

Как начисляются авансовые платежи?

Если регион РФ устанавливает обязательство по уплате авансов, то он же должен установить и сроки их внесения в бюджет. Расчет аванса делается просто: сначала определяют общую сумму налога, а затем делят ее на 4 (на число кварталов в году). Как только заканчивается очередной квартальный отрезок, производится оплата аванса.

По окончании года производится окончательный расчет и делается (или не делается) доплата.

Особенности пересчета налога при смене собственника

Если происходит смена собственника, то право на земельный участок у нового владельца возникает только после внесения записи в Единый госреестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП). С этой даты бывший владелец перестает быть обязанным платить земельный налог за данный участок, а новый - становится налогоплательщиком в отношении данного объекта.

Кадастровой оценкой участков ведает территориальный орган Росреестра. Он же должен извещать собственников о колебаниях стоимости их участков. Однако механизм такого оповещения не отработан, и налогоплательщик чаще всего узнает об изменениях лишь по истечении года, когда получает уведомление из ИФНС. Поэтому настоятельно рекомендуем иногда интересоваться на сайте Росреестра, насколько больше стал стоить принадлежащий вашей компании или вам лично участок.

Такой платеж именуется земельным налогом, и порядок его уплаты различается в зависимости от плательщика. Для обычных граждан процедура уплаты в разы проще, поскольку в последнем случае каждому плательщику налоговая направляет извещение и сумму уплаты .

Если вы хотите подарить дом с земельным участком, то должны быть готовы к сбору пакета документов. Какие бумаги необходимо подготовить, вы узнаете, прочитав .

Начисляются ли пени на авансовые платежи по земельному налогу при несвоевременной уплате

Единственным видом ответственности за несвоевременное внесение организацией авансового платежа, является пеня .

Порядок ее начисления определен статьей 75 НК РФ. И в основном все муниципалитеты принимают соответствующие положения, которые закрепляют обязанность платить пени в случае .

Поэтому налогоплательщику, просрочивший уплату авансового платежа, начисляется за каждый день просрочки начиная со дня, который следует за последним днем, когда нужно было внести сумму аванса за земельный налог.

Размер пени стандартный – это процент от неуплаченной суммы авансового платежа.

Существует несколько вариантов для оплаты пени:

  • вместе с авансовым платежом;
  • отдельно, уже после уплаты налога;
  • принудительное взыскание с банковских счетов организации или за счет другого имущества налогоплательщика.

Юридическим лицам необходимо помнить, что штрафы за невнесение авансовых платежей не устанавливаются.

Что нужно знать, изучив вопрос об авансовых платежах, уплачиваемых в счет налога за землю:

  1. Они подлежат уплате, только если правило об этом установлено в соответствующем положении на уровне муниципального образования.
  2. Обязанность вносить авансовые платежи возложена только на юридических лиц.
  3. За неуплату авансов в качестве меры ответственности применяется только пеня.

ГОРОДА МОСКВЫ

О земельном налоге


Документ с изменениями, внесенными:
(Тверская, 13, N 67, 04.06.2005) (о порядке вступления в силу см. );
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 60, 24.10.2007) (о порядке вступления в силу см. );
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 45, 12.08.2008) (о порядке вступления в силу см. );
Законом города Москвы от 19 ноября 2008 года N 58 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 66, 25.11.2008) (о порядке вступления в силу см. );
Законом города Москвы от 16 сентября 2009 года N 30 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 54, 29.09.2009) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года);
(Тверская, 13, N 67, 03.06.2010, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 35, 22.06.2010) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года);
(Тверская, 13, N 137-138, 18.11.2010, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 64, 16.11.2010) (о порядке вступления в силу см. );
Законом города Москвы от 17 ноября 2010 года N 48 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, спецвыпуск N 1, 30.11.2010, Тверская, 13, N 144, 02.12.2010);
(Тверская, 13, N 146, 07.12.2010, Вестник Мэра и Правительства Москвы, спецвыпуск N 1, 30.11.2010) (о порядке вступления в силу см. );
(Тверская, 13, N 143, 29.11.2011, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 66, 29.11.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 29, 24.05.2012) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 08.02.2013) (о порядке вступления в силу см. );
Законом города Москвы от 16 апреля 2014 года N 15 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 25.04.2014);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 07.07.2014) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 08.04.2015) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 14.10.2015) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.11.2015) (о порядке вступления в силу см. часть 2 статьи 4 Закона города Москвы от 25 ноября 2015 года N 65);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 15.04.2016) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.11.2016) (вступил в силу с 1 января 2017 года);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 21.07.2017) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 22.05.2018) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.11.2018) (вступил в силу с 1 января 2019 года);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 27.12.2018).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон в соответствии с устанавливает земельный налог на территории города Москвы.

Статья 1. Общие положения

Настоящим Законом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории города Москвы определяются ставки земельного налога (далее - налог), порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, включая величину налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 июля 2005 года Законом города Москвы от 1 июня 2005 года N 19 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14 Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 .

Статья 2. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2016 года Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14 .

1) 0,025 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования;

2) 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

3) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений;

4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении прочих земельных участков.

2. Часть утратила силу с 1 января 2014 года - Закон города Москвы от 16 мая 2012 года N 17 ..
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 17 ; распространяется на отношения по исчислению и уплате налога начиная с 1 января 2012 года.

Статья 3. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Налогоплательщики - организации уплачивают налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Законом города Москвы от 24 ноября 2010 года N 50 ; в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 15

1.1. Часть дополнительно включена с 1 января 2011 года Законом города Москвы от 24 ноября 2010 года N 50 ; утратила силу с 15 апреля 2016 года Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14

2. Налогоплательщики - организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 15 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

3. Часть утратила силу с 15 апреля 2016 года Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года..

Статья 3.1. Налоговые льготы

1. Освобождаются от налогообложения:

1) органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

2) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве, профессиональные союзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации, а также учреждения, финансируемые за счет средств профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, - в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
Законом города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54 ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом города Москвы от 26 декабря 2018 года N 36 .

3) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Законом города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54

4) пункт утратил силу с 1 января 2009 года - Закон города Москвы от 19 ноября 2008 года N 58 .;

5) пункт утратил силу с 1 января 2011 года - ;

6) пункт утратил силу с 1 января 2010 года года - Закон города Москвы от 16 июля 2008 года N 36 .;

7) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, - в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Законом города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54 ;

8) организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;

9) пункт утратил силу с 1 января 2013 года - ;

10) пункт утратил силу с 1 января 2013 года - Закон города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54 ;

11) товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 4 ноября 2007 года Законом города Москвы от 10 октября 2007 года N 40 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года);

12) негосударственные некоммерческие организации - в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для размещения объектов образования, здравоохранения, социального обеспечения и культуры (пункт дополнительно включен с 4 июля 2010 года Законом города Москвы от 12 мая 2010 года N 18 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года);

13) организации, которым в установленном порядке присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации, - в отношении земельных участков, используемых ими в целях научной деятельности (пункт дополнительно включен с 17 декабря 2010 года Законом города Москвы от 3 ноября 2010 года N 46

14) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", - в отношении одного земельного участка, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (пункт дополнительно включен с 17 декабря 2010 года Законом города Москвы от 3 ноября 2010 года N 46 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);

____________________________________________________________________
С 1 января 2020 года Законом города Москвы от 25 ноября 2015 года N 65 пункт 15 части 1 настоящей статьи утрачивает силу.
____________________________________________________________________

15) организации - в отношении земельных участков, используемых ими для размещения объектов спорта, предназначенных для проведения конноспортивных мероприятий и оборудованных трибунами для зрителей с общим количеством посадочных мест не менее одной тысячи.
(Пункт дополнительно включен с 30 ноября 2015 года Законом города Москвы от 25 ноября 2015 года N 65 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года)

16) резиденты особых экономических зон технико-внедренческого типа, созданных на территории города Москвы, - в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных особых экономических зон, сроком на 10 лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
(Пункт дополнительно включен с 21 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 23 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года)

1.1. Часть дополнительно включена с 9 марта 2013 года Законом города Москвы от 6 февраля 2013 года N 6 ..

1.2. Часть дополнительно включена с 9 марта 2013 года Законом города Москвы от 6 февраля 2013 года N 6 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года; утратила силу с 1 января 2016 года - Закон города Москвы от 7 октября 2015 года N 51 ..

1.3. Организации, у которых доля дохода от реализации продукции собственного производства в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 процентов, в отношении занятых ими земельных участков, расположенных на территориях внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы и предназначенных для размещения производственных зданий, строений и сооружений промышленности, уплачивают налог в размере:

1) 20 процентов от суммы исчисленного налога в 2014 году;

2) 30 процентов от суммы исчисленного налога в 2015 году;

3) 43 процентов от суммы исчисленного налога в 2016 году;

4) 57 процентов от суммы исчисленного налога в 2017 году;

5) 67 процентов от суммы исчисленного налога в 2018 году.
Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 35

1.4. Санаторно-курортные организации, а также учреждения здравоохранения и учреждения оздоровительного профиля, перечни которых утверждены Правительством Российской Федерации, в отношении занятых ими земельных участков, расположенных на территориях внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, уплачивают налог в размере:

1) 17 процентов от суммы исчисленного налога в 2014 году;

2) 20 процентов от суммы исчисленного налога в 2015 году;

3) 23 процентов от суммы исчисленного налога в 2016 году;

4) 27 процентов от суммы исчисленного налога в 2017 году;

5) 30 процентов от суммы исчисленного налога в 2018-2023 годах.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 мая 2018 года Законом города Москвы от 17 мая 2018 года N 13 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
(Часть дополнительно включена с 7 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 35 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года)

1.5. Субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 процента суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (за исключением земельных участков, указанных в частях 1.6 и 1.7 настоящей статьи), с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором присвоен или подтвержден статус инвестиционного приоритетного проекта города Москвы, до первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен статус инвестиционного приоритетного проекта города Москвы. Перечень земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционного приоритетного проекта города Москвы, устанавливается Правительством Москвы.
Законом города Москвы от 7 октября 2015 года N 51 ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Законом города Москвы от 23 ноября 2016 года N 36 .

1.6. Организации уплачивают налог в размере 0,7 процента суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, занятых технопарками или индустриальными (промышленными) парками, с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором технопарку или индустриальному (промышленному) парку присвоен или подтвержден статус технопарка или индустриального (промышленного) парка, до первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен статус технопарка или индустриального (промышленного) парка.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2016 года Законом города Москвы от 7 октября 2015 года N 51)
____________________________________________________________________
До 31 декабря 2017 года налоговые льготы, предусмотренные частью 1.6 статьи 3.1 настоящего Закона, также распространяются на организации, которые с 1 января 2016 года признаны управляющими компаниями или якорными резидентами технопарков или индустриальных (промышленных) парков. - Закон города Москвы от 7 октября 2015 года N 51 .
____________________________________________________________________

1.7. Организации уплачивают налог в размере 20 процентов суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, занятых промышленными комплексами, с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором промышленному комплексу присвоен или подтвержден статус промышленного комплекса, до первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен статус промышленного комплекса.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2016 года Законом города Москвы от 7 октября 2015 года N 51)

1.8. Организации в отношении земельных участков, на которых осуществляются строительство, реконструкция спортивных сооружений, включающих футбольное (ледовое) поле и оборудованных трибунами для зрителей с общим количеством мест не менее 12 тысяч, или эксплуатация указанных сооружений, строительство, реконструкция которых завершены после 1 января 2014 года, уплачивают налог в размере:

1) 20 процентов от суммы исчисленного налога в 2014 - 2017 годах;

2) 27 процентов от суммы исчисленного налога в 2018 году;

3) 34 процентов от суммы исчисленного налога в 2019 году;

4) 50 процентов от суммы исчисленного налога в 2020 - 2023 годах.
Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года)

1.9. Применение в одном налоговом периоде налоговой льготы, установленной частью 1.8 настоящей статьи, и налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона, не допускается.
(Часть дополнительно включена с 15 апреля 2016 года Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года)

2. В дополнение к налоговому вычету, установленному главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации , налоговая база уменьшается на 1000000 рублей в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 .

1) пункт утратил силу с 17 декабря 2010 года - Закон города Москвы от 3 ноября 2010 года N 46 ;

2) физических лиц, которые имеют I и II группу инвалидности (пункт в редакции, введенной в действие с 17 декабря 2010 года Законом города Москвы от 3 ноября 2010 года N 46 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" , Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье (пункт дополнительно включен с 12 сентября 2008 года Законом города Москвы от 16 июля 2008 года N 36 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года).

3. Налоговые льготы, установленные настоящей статьей, не распространяются на земельные участки (части, доли земельных участков), сдаваемые в аренду (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Законом города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54 .

4. Часть утратила силу с 1 января 2012 года - Закон города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54 ..

5. Часть утратила силу с 1 января 2012 года - Закон города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54 ..

6. Налогоплательщики, указанные в пункте 13 части 1 настоящей статьи, освобождаются от налогообложения при условии, если доля дохода от научной деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70 процентов от общего дохода (часть дополнительно включена с 17 декабря 2010 года

Статья 4 (утратила силу с 1 июля 2016 года)

(Статья утратила силу с 1 июля 2016 года - Закон города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14 .

Статья 5. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивают силу:

1) Закон города Москвы от 21 января 1998 года N 1 "О ставках земельного налога" ;

2) Закон города Москвы от 11 октября 2000 года N 32 "О льготах по земельному налогу" .

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Сроки уплаты земельного налога для налогоплательщиков-физлиц устанавливаются в законодательных актах субъектов РФ, но не позже 1 декабря года, следующего за отчетным. Что касается сроков уплаты земельного налога для юрлиц, то они не могут начинаться ранее граничного срока для сдачи декларации — 1 февраля. Подробнее о порядке и сроках уплаты налога читайте в нашей статье.

Порядок оплаты земельного налога для юрлиц

Общий порядок и сроки уплаты земельного налога определены в ст. 396-397 НК РФ. В сравнении с 2017 годом для 2018 года изменений в них нет.

Конкретные сроки для оплаты авансовых платежей (если имеет место решение об их уплате) и самого земельного налога устанавливаются представительными муниципальными органами путем принятия соответствующих нормативных актов. Например, в Москве это последний день месяца, следующий за отчетным кварталом (п. 2 ст. 3 закона г. Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74).

Налогоплательщики-юрлица самостоятельно исчисляют суммы авансовых платежей и налога исходя из принятых в регионе ставок и правил. Муниципальные органы управления вправе утверждать налоговые ставки для отдельных категорий земельных участков, не нарушая при этом предельных значений, установленных в ст. 394 НК РФ.

См. «Ставка земельного налога в 2017-2018 годах» .

Об ожидаемых изменениях в ставках земельного налога читайте в материале «[ПРОЕКТ] Новая шкала ставок земельного налога» .

Также местные власти могут устанавливать обязанность для налогоплательщиков-организаций уплачивать налог в виде авансовых платежей. Если она будет определена, то юрлица должны ежеквартально платить ¼ от суммы, равной произведению установленной в регионе ставки, умноженной на кадастровую стоимость земли.

Налог по итогам года уплачивается как оставшаяся неуплаченной сумма налога (т. е. за вычетом авансов). Она должна быть внесена в местный бюджет в установленный в регионе срок.

Пример расчета налога на землю см. в материале «Как рассчитать земельный налог в 2018 году (пример)?» .

Об алгоритмах расчета налога при изменении кадастровой стоимости читайте в материале «Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости» .

Как оплатить земельный налог

Уплата земельного налога в 2017-2018 годахфизлицами может быть проведена различными способами:

  • через банк или через платежный терминал — по штрих-коду или индексу документа, указанного в налоговом уведомлении;
  • онлайн — через сервис по перечислению налогов на сайте ФНС;
  • с мобильного телефона или из электронного кошелька;
  • в онлайн-режиме через сервисы oplatagosuslug.ru или муниципальный сервис «Заплати налоги»;
  • при помощи интернет-банкинга, подключенного обслуживающим личный счет физлица банком;
  • иным лицом за налогоплательщика.

Юридические лица могут перечислить деньги через банк посредством платежного поручения или за них могут уплатить налог иные лица.

Порядок заполнения платежного поручения и пример его оформления для уплаты земельного налога в Москве см. .

Когда уплачивается земельный налог

Сроки оплаты земельного налога по итогам года для юрлиц — с 1 февраля года, следующего за отчетным, до даты, установленной местными актами.

Срок перечисления авансовых платежей устанавливается нормативными актами субъектов РФ. Например, в Москве они уплачиваются до конца месяца, который следует за отчетным кварталом. Так, авансовый платеж по земельному налогу в 2018 году в Москве уплачивается юридическими лицами:

  • 30.04.2018 — за 1-й квартал;
  • 31.07.2018 — за 2-й квартал;
  • 31.10.2018 — за 3-й квартал.

Срок уплаты налога для физлиц был установлен до 1 декабря года, следующего за отчетным. Например, за 2017 год налог на землю нужно уплатить не позднее 01.12.2018, а за 2018-й — не позднее 03.12.2019 (учетом переноса срока 01.12.2018 (суббота) на ближайший рабочий день).

Аналогичный порядок и срок уплаты действует и для ИП.

Как заплатить земельный налог физическим лицам

С 2015 года для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.

В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса. Передавать такую информацию следует по специально разработанной форме, скачать которую можно .

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.

Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.

Подробности см. в материале «Коэффициент земельного налога в 2017 году» .

Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.

Итоги

Порядок и сроки уплаты налога на землю устанавливаются местными законодателями. При этом местные законы не могут противоречить Налоговому кодексу. Организации рассчитывают величину налога самостоятельно. Уплата налога осуществляется ими ежеквартально и по итогам года, но не ранее 1 февраля года, идущего за отчетным, если иные сроки не установлены на уровне региона.

Физлица и ИП получают налоговое уведомление от ФНС и уплачивают налог по итогам года не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным.