За церковью Покрова находится церковь Николая Чудотворца, выстроенная в 1776 году на месте первоначальной деревянной часовни. Имеет приделы - Покрова Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери "Троеручница", преподобного Серафима Саровского. Никольский храм в 1854 году был передан единоверцам. Если пройти через крытый проход, соединяющий церковь Николая Чудотворца и бывшие кельи, можно попасть на старообрядческое Рогожское кладбище.



Ещё в 1771 году при Рогожском кладбище была построена деревянная часовня в имя святителя Николая, которая через пять лет была заменена каменной церковью, существующей поныне.Церковь построена в 1776 году и первоначально принадлежала Рогожской староверческой общине. Храм во имя Николая Чудотворца, сооруженный на средства московских купцов-старообрядцев. После того, как в 1800 году московским митрополитом Плато­ном в России было утверждено Единоверие, в 1854 году храм был передан единоверцам и стал офици­ально называться Николо-Единоверческим храмом на Ро­гожском кладбище города Москвы. Церковь была перестроена в русском стиле на средства купца Н. М. Алясина в 1866 г. по проекту архитектора Н. В. Карнеева. Заново была сооружена трехъярусная коло­кольня с шатровым завершением, на которую были подняты колокола общим весом 660 пудов, главный из них весил 360 пудов. Вместо Владимирского придела в 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году, - южный придел во имя Божией Матери "Троеручицы". В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1993 гг. Покровский придел был передан старообрядцам-беглопоповцам и отделен от основного придела стеной, сейчас упраздненной. Главный храм и южный придел до 1960-х гг. числился единоверческим. В 1988 году единоверцам для совершения служб был предоставлен храм Михайловской слободы Московской области. Беглопоповцы в 1993 году выехали в церковь Покрова Пре­святой Богородицы на Новокузнецкой улице. Тогда же Храм Святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище был полностью передан Русской Православной Церкви. Начиная с 1970-х годов, церковь неоднократно реставрировалась как внутри, так и снаружи. В настоящее время храм имеет главный престол свт. Николая, приделы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы Божией Матери "Троеручница", преподобного Серафима Саровского. При храме действует воскресная школа и библиотека. С запада от Никольского храма находится соединённый с ним крытым переходом дом московского старообрядческого архиепископа.

Храм святителя Николая Мирликийского расположен в углу северной части Рогожского поселка, перед входом на кладбище с одноименным названием. Никольский храм, увенчанный пятью куполами, - жемчужина церковного зодчества XIX в. Он напоминает бе­лоснежный корабль, словно плывущий между двумя невы­сокими холмами. Когда-то, до 1934 года, перед ним рассти­лался прекрасный пруд, из которого вытекала быстрая ре­чушка Мая. Из-за многочисленных подземных ключей вода в них была очень холодной даже в летнее время. Старожилы вспоминают, что редко кто осмеливался купаться и в самую жаркую пору. Храм начали строить в XIX в. на пожертвования при­хожан, перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой (Австрийской) общины поповщинского со­гласия, на месте небольшой убогой старообрядческой ча­совни 1771 года. На строительство было дано, - по согла­сованию с правительством императора Николая I и Святей­шим Синодом, - высочайшее благословение Московского митрополита Филарета (Дроздова). Об этом событии свиде­тельствует Грамота самого митрополита, сохранившаяся поныне в главном алтаре храма. Когда донесение митропо­лита Филарета было представлено императору, тот написал на нем: «Слава Богу, хорошее начало». Еще в 1800 году московским митрополитом Плато­ном в России было утверждено Единоверие. Старообряд­цам, перешедшим в Единоверие, разрешалось совершать богослужения по старым обрядам, но только священниками Русской Православной Церкви. Ввиду того, что храм был построен исключительно единоверцами, он и стал офици­ально называться Николо-Единоверческим храмом на Ро­гожском кладбище города Москвы. В те времена Рогожская единоверческая община на­ходилась в самом центре старообрядческого поповщинского раскола и немало способствовала распространению Единоверия среди рогожских раскольников. Однако Единоверие здесь стало утверждаться более полувека спустя. Высочайше было разрешено обратить самую мень­шую и убогую Никольскую часовню в Единоверческий храм. Видную роль в этом сыграл первый староста храма Владимир Андреевич Сапелкин (1800-1864 г.г.). В 1855 го­ду им же был устроен придел святого равноапостольного великого князя Владимира. В короткое время храм был настолько украшен тру­дами новообращенных, что прихожане, знавшие прежнюю часовню, не узнавали ее в новом виде. В последующие годы под руководством архитектора Н.В. Карнеева и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина начались работы по перестройке всей, уже доволь­но ветхой церкви. Заново выстроили трехъярусную коло­кольню с шатровым завершением и двумя шатровыми вися­чими гирьками. На три аршина были подняты своды основ­ного объема храма. Вместо Владимирского придела в 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году, - южный придел во имя Божией Матери «Троеручицы». Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зод­чества XVII в. На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Главный из них весил 360 пудов. К сожалению, они украшали храм до 1933 года. Дальнейшая их судьба не­известна. Возможно, когда-нибудь колокола вновь обретутся. Через 70 лет на колокольне появились новые колоко­ла, но по силе звучания они далеко уступают прежним. Окончательное архитектурное завершение храм по­лучил уже в начале XX в. Заметим, что архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX в. русскому или византийско-русскому стилю. Наличники здания напоми­нают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами килевидных кокошников - сооружения еще бо­лее раннего периода. Завершения основного объема церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гране­ными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее всех остальных, имеет окна. Кресты на главах деревянные, в железных рубашках. Храм имеет полихромную окраску: бе­лая плоскость стены, красные лопатки, синие и зеленые де­тали карниза, кокошников и убранства колокольни. В советское время, несмотря на неоднократные по­пытки закрыть храм, он не закрывался. С 1923 по1994 г.г. Покровский придел был передан светскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделен от основного придела стеной, сейчас упраздненной. Как-то в 30- годы прошлого века из-за временного отсутствия отца настоятеля враги ве­ры решили повесить замок на храм. В ночь перед этим со­бытием весьма почитаемая монахиня Севастиана Лещева (1970 г.), несущая тогда почти все церковные послуша­ния, увидела через проем двери светлообразного старца, очень похожего на иконописное изображение Угодника Божия святителя Николая. Старец ласково посмотрел на мона­хиню, благословил крестным знамением и стал невидим, оставив в ее душе благую надежду на свою небесную помощь. В 30е годы прошлого века в храм стали приходить православные верующие из соседних храмов. В 1960 годы единоверцы, из-за малочисленности, пе­решли в правый придел во имя Иконы Божией Матери «Троеручицы», а православные - в главный Никольский придел. Тогда же в главный придел и была перенесена ико­на Божией Матери «Троеручица». После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совер­шать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году в храме Покрова Пре­святой Богородицы на Новокузнецкой улицы г. Москвы, храм был полностью передан Русской Православной Церкви. Особенно хочется сказать о совершенно уникальной архитектуре храма святителя Николая Мирликийского. Вой­дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого, украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX в., на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма. За притвором главный придел, где взору прихожани­на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа - вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле. Иконы главного ико­ностаса старинные, хорошего письма, но не первостепен­ные. Здесь находятся, например, редкие иконы большого размера - святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан­на. Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери, в кивотах: «Троеручица», «Иверская», «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: Трех святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер­ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи­теля Николая Мирликийского с житием. С иконой святителя Николая связано одно весьма ин­тересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного мона­стыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм по­сетил наследник Российского престола великий князь Ни­колай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через Митро­полита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святите­ля Алексия Московского в Чудовом монастыре Московско­го Кремля. Оттуда на следующий год совершилось ее пере­несение в наш храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом. Храм не мог вме­стить в себя всех молящихся, и они семь часов стояли под палящими лучами солнца. В нижней строке иконы посреди­не имеется пустой квадрат. Что это означает? По право­славной традиции иконы святителя Николая имеют разные названия, например: зимний Никола, летний Никола, мок­рый Никола, Никола Звенигородский и т.д. В нашем прихо­де, по-видимому, со времени перенесения иконы в храм, ее называют по-особенному - Никола Приснодействующий, т.е. всегда действующий. Поскольку церковное сознание имеет веру в то, что святитель Николай чудеса творил, тво­рит, и будет творить до скончания века. Неизвестный бла­гочестивый иконописец, а, возможно, и не он один, оставляя пустой квадрат, искренне верил, что когда-нибудь в буду­щем перед этой иконой совершится необыкновенное чудо, которое новый иконописец и изобразит на нем. Когда это произойдет - скоро или нет: Бог весть! Но что оно совершится обязательно - в этом никто из прихожан не сомне­вается. Каждый придел Никольского храма имеет только ему свойственную красоту и особенность. В правом приделе Божией Матери «Троеручицы» находятся весьма больших размеров иконы: Господь Вседержитель и святитель Нико­лай Мирликийский. Но что особенно замечательно, здесь душу прихожан радует и утешает икона Божией Матери «Феодоровская». С этой иконой тоже связано одно удиви­тельное событие. Из уст старых прихожан я не раз слышал следующее. В 1946 году для этой иконы сделали резной кивот. Однако он оказался на три сантиметра уже самой иконы. Тогда столяры решили, чтобы не утруждать себя разбором кивота, отпилить «лишние» сантиметры от иконы. Работа была выполнена уже почти наполовину, как вдруг молние­носный огонь вырвался из-под пилы. Сначала рабочие ис­пугались, но через некоторое время, немного успокоившись, возобновили работу. И опять очень яркий свет осветил все вокруг, пламя с силой оторвалось от иконы, оставив после себя обугленную печать и оторвавшийся правый угол ико­ны. Дальнейшую работу мастера остановили, призвали отца настоятеля и с ужасом поведали о случившемся событии. На следующий день об этом сообщили в Московскую Пат­риархию. Но так как времена тогда были не простые для Церкви, то Святейший Патриарх Алексий I предложил не предавать широкой огласке это событие. Оторвавшийся ку­сок приклеили к иконе, но след от него в виде шва виден до сих пор. А это необыкновенное чудо навсегда запечатлелось в памяти прихожан. Проходят годы... Все меньше и меньше остается сви­детелей того удивительного события. Посему я, по совету покойного многоуважаемого ктитора храма Павла Ивановича Булычева (2000 г.) и решился письменно сохранить от забвения такое дивное напоминание о Себе Самой Божией Матери. Пять лет тому назад, в 2002 году, на церковные средства эту икону отреставрировали, и прихожане увидели родное, первоначальное изображение Пречистого Лика. К числу особо чтимых святынь храма следует еще отнести шестнадцать частиц мощей святых, прославивших­ся перед Господом. Они выносятся из главного алтаря на поклонение по субботним и праздничным дням. Уже в наше время, с 1970 годов храм неоднократно реставрировался как внутри, так и снаружи. Реставрацион­ные работы идут постоянно. В настоящее время реставриру­ется северный Покровский придел. Работы подходят к кон­цу. С помощью одной боголюбивой семьи сооружен пре­красный, под старину, дубовый иконостас и написаны усер­дием прихожан несколько новых икон. http://uv-vikariatstvo.ru/index.php/hramy/khram-mirlikiyskogo

Храм святителя Николая, архиепискова Мир Ликийских, Чудотворца, расположен в углу северной части Рогожского посёлка, перед входом на кладбище с одноимённым названием.

Никольский храм, увенчанный пятью куполами — жемчужина церковного зодчества XIX в. Он напоминает белоснежный корабль, словно плывущий между двумя невы-сокими холмами. Когда-то, до 1934 года, перед ним рассти-лался прекрасный пруд, из которого вытекала быстрая ре-чушка Мая. Из-за многочисленных подземных ключей вода в них была очень холодной даже в летнее время. Старожилы вспоминают, что редко кто осмеливался купаться и в самую жаркую пору.

Храм начали строить в XIX в. на пожертвования при-хожан, перешедших в единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой (Австрийской) общины поповщинского со-гласия, на месте небольшой убогой старообрядческой ча-совни 1771 года. На строительство было дано — по согла-сованию с правительством императора Николая I и Святей-шим Синодом — высочайшее благословение Московского митрополита святителя Филарета (Дроздова). Об этом событии свиде-тельствует грамота самого митрополита, сохранившаяся поныне в главном алтаре храма. Когда донесение митропо-лита Филарета было представлено императору, тот написал на нем: «Слава Богу, хорошее начало».

Ещё в 1800 году московским митрополитом Плато-ном в России было утверждено единоверие. По определению первого единоверческого епископа сщмч. Симона (Шлеёва), «единоверие... есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью... Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество» (Шлеёв С. Единоверие в своем внутреннем развитии. М., 2004. С. 7). В XIX - нач. XX в. единоверие считалось «условным единением» старообрядцев с православной Церковью в отличие от безусловного присоединения старообрядцев к православной Церкви, предполагавшего отказ от старого обряда. Старообряд-цам, перешедшим в единоверие, разрешалось совершать богослужения по старым обрядам, но только священниками Русской Православной Церкви. Ввиду того, что храм был построен исключительно единоверцами, он и стал офици-ально называться Николо-единоверческим храмом на Ро-гожском кладбище города Москвы.

В те времена Рогожская единоверческая община на-ходилась в самом центре старообрядческого поповщинского раскола и немало способствовала распространению единоверия среди рогожских раскольников. Однако единоверие здесь стало утверждаться более полувека спустя.

Высочайше было разрешено обратить самую мень-шую и убогую Никольскую часовню в единоверческий храм. Видную роль в этом сыграл первый староста храма Владимир Андреевич Сапелкин (1800—1864). В 1855 го-ду им же был устроен придел святого равноапостольного великого князя Владимира.

В короткое время храм был настолько украшен тру-дами новообращённых, что прихожане, знавшие прежнюю часовню, не узнавали её в новом виде.

В последующие годы под руководством архитектора Н. В. Карнеева и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина начались работы по перестройке всей, уже доволь-но ветхой церкви. Заново выстроили трехъярусную коло-кольню с шатровым завершением и двумя шатровыми вися-чими гирьками. На три аршина были подняты своды основ-ного объёма храма. Вместо Владимирского придела в 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году — южный придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы». Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зод-чества XVII в.

На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Главный из них весил 360 пудов. К сожалению, они украшали храм до 1933 года. Дальнейшая их судьба не-известна. Возможно, когда-нибудь колокола вновь обретутся. Через 70 лет на колокольне появились новые колоко-ла, но по силе звучания они далеко уступают прежним.

Окончательное архитектурное завершение храм по-лучил уже в начале XX в. Заметим, что архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX в. русскому или византийско-русскому стилю. Наличники здания напоминают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами килевидных кокошников — сооружения ещё бо-лее раннего периода. Завершения основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гране-ными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее всех остальных, имеет окна. Кресты на главах деревянные, в железных рубашках. Храм имеет полихромную окраску: бе-лая плоскость стены, красные лопатки, синие и зеленые де-тали карниза, кокошников и убранства колокольни.

В советское время, несмотря на неоднократные по-пытки закрыть храм, он не закрывался. С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан светскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделен от основного придела стеной, сейчас упразднённой. Как-то в 30-е годы прошлого века из-за временного отсутствия отца настоятеля враги ве-ры решили повесить замок на храм. В ночь перед этим со-бытием весьма почитаемая монахиня Севастиана (Лещёва) (†1970 г.), нёсшая тогда почти все церковные послуша-ния, увидела через проём двери светлообразного старца, очень похожего на иконописное изображение угодника Божия святителя Николая. Старец ласково посмотрел на мона-хиню, благословил крестным знамением и стал невидим, оставив в её душе благую надежду на свою небесную помощь.

В 30-е годы прошлого века в храм стали приходить православные верующие из соседних храмов.

В 60-е годы единоверцы, из-за малочисленности, пе-решли в правый придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы», а православные — в главный Никольский придел. Тогда же в главный придел и была перенесена ико-на Божией Матери «Троеручица». После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совер-шать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году - в храме Покрова Пре-святой Богородицы на Новокузнецкой улице г. Москвы, храм был полностью передан Русской Православной Церкви.

Особенно хочется сказать о совершенно уникальной архитектуре храма святителя Николая Мирликийского. Вой-дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX в., на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма.

За притвором главный придел, где взору прихожани-на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа — вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле. Иконы главного ико-ностаса старинные, хорошего письма, но не первостепен-ные. Здесь находятся, например, редкие иконы большого размера — святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан-на.

Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери в кивотах: «Иверская», «Казанская», «Всех скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: трёх святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер-ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи-теля Николая Мирликийского с житием.

С иконой святителя Николая связано одно весьма ин-тересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного мона-стыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм по-сетил наследник Российского престола великий князь Ни-колай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через митро-полита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святите-ля Алексия Московского в Чудовом монастыре Московско-го Кремля. Оттуда на следующий год совершилось её пере-несение в наш храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом. Храм не мог вме-стить в себя всех молящихся, и они семь часов стояли под палящими лучами солнца. В нижней строке иконы посреди-не имеется пустой квадрат. Что это означает? По право-славной традиции иконы святителя Николая имеют разные названия, например: зимний Никола, летний Никола, мок-рый Никола, Никола Звенигородский и т. д. В нашем прихо-де, по-видимому, со времени перенесения иконы в храм, её называют по-особенному — Никола Приснодействующий, т. е. всегда действующий, поскольку церковное сознание имеет веру в то, что Господь через угодника своего Николая чудеса творил, тво-рит и будет творить до скончания века. Неизвестный бла-гочестивый иконописец, а, возможно, и не он один, оставляя пустой квадрат, искренне верил, что когда-нибудь в буду-щем перед этой иконой совершится необыкновенное чудо, которое новый иконописец и изобразит на нём. Когда это произойдет — скоро или нет: Бог весть! Но что оно совершится обязательно — в этом никто из прихожан не сомне-вается.

Каждый придел Никольского храма имеет только ему свойственную красоту и особенность. В правом приделе Божией Матери «Троеручицы» находятся весьма больших размеров иконы: Господь Вседержитель и святитель Нико-лай Мирликийский. Но что особенно замечательно, здесь душу прихожан радует и утешает икона Божией Матери «Феодоровская». С этой иконой тоже связано одно удиви-тельное событие.

В 1946 году для этой иконы сделали резной кивот. Однако он оказался на три сантиметра уже самой иконы. Тогда столяры решили, чтобы не утруждать себя разбором кивота, отпилить «лишние» сантиметры от иконы. Работа была выполнена уже почти наполовину, как вдруг молние-носный огонь вырвался из-под пилы. Сначала рабочие ис-пугались, но через некоторое время, немного успокоившись, возобновили работу. И опять очень яркий свет осветил все вокруг, пламя с силой оторвалось от иконы, оставив после себя обугленную печать и оторвавшийся правый угол ико-ны. Дальнейшую работу мастера остановили, призвали отца настоятеля и с ужасом поведали о случившемся событии. На следующий день об этом сообщили в Московскую Пат-риархию. Но так как времена тогда были не простые для Церкви, то Святейший Патриарх Алексий I предложил не предавать широкой огласке это событие. Оторвавшийся ку-сок приклеили к иконе, но след от него в виде шва виден до сих пор. А это необыкновенное чудо навсегда запечатлелось в памяти прихожан.

К числу особо чтимых святынь храма ещё следует отнести шестнадцать частиц мощей святых, прославивших-ся перед Господом.

В 2013-2014 гг. произведена комплексная реставрация храма. В апреле 2014 г. был освящён главный - Никольский - придел. Приделы в честь Богородицы - Покровский и "Троеручица" - ещё ждут своего освещения.

Приход храма святителя Николая Мирликийского — это небольшая православная семья. Каждый входящий в храм делается настоящим или возможным его прихожани-ном. А это значит, что он оказывается под благодатным по-кровом Пресвятой Богородицы и молитвенной защитой свя-тителя Николая. Тишина, благоговейные службы, сама об-становка храма: иконы, лампады перед ними, подсвечники и многое другое — способны сотворить чудо и настроить человека на то, чтобы самому стать чистым храмом, стать «домашней церковью» как говорил преподобный Нил Си-найский (Добротолюбие. М., 1884, II. С. 293).

Храм святителя Николая на Рогожском кладбище - старинная московская церковь с непростой историей, долгое время бывшая единственным православным храмом в окружении множества старообрядческих часовен и молелен.

Храму предшествовала деревянная часовня , построенная в 1771 году старообрядческой общиной. Основной функцией часовни было отпевание покойников. Современное каменное здание начало строиться в начале XIX века единоверцами - старообрядцами, перешедшими в православие с сохранением прежнего обряда. Благословение на строительство было дано святителем . Написанная им грамота до сих пор хранится в главном алтаре храма.

В 1863-1866 годах облик храма был существенно изменен и дополнен пышным декором в русском стиле.

Несмотря ни на какие сложности, храм не закрывался в советский период. В 1923 году один из приделов был отдан старообрядцам. От остального пространства храма он был отделен глухой стеной. С 1960-х годов оставшуюся часть храма делили единоверцы с новообрядцами: по новому обряду шла служба в основном алтаре, по старому - в приделе . К 1994 году старообрядцы и единоверцы получили отдельные храмы, и церковь Николая Чудотворца стала полностью принадлежать православным.

В храме хранится множество старинных и почитаемых икон. Среди них особенно интересна икона святителя Николая, которая была прислана царем Николаем Ι через митрополита Филарета.

Интересные факты о Храме святителя Николая на Рогожском кладбище

  • До 1934 года перед храмом находился пруд, из которого вытекала речка Мая
  • К западу от Никольского храма находится дом московского старообрядческого архиепископа, соединенный с церковью крытым переходом
  • По преданию, в храме неоднократно происходили чудеса. В 1946 году рабочие решили спилить часть Феодоровской иконы Божией Матери, чтобы поместить ее в новый киот, но во время работы из-под пилы вырвался огонь. Работы пришлось остановить, а икону склеить заново. В 30-е годы трудившейся при храме монахине Севастиане (Лещевой) явился сам Николай Угодник

Всего текстов: 2

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 100-103

Церковь Николая Чудотворца на Рогожском кладбище, бывшая единоверческая

Рогожский поселок, 29, дом 1-а (старый адрес - Старообрядческая ул.), близ ул. Войтовича

"Рогожское кладбище основано в 1771 г. во время чумы, когда кладбища в черте города были закрыты, в том числе и два старообрядческих. Взамен графом Г. Г. Орловым, командированным в Москву на борьбу с чумой, отведены Рогожское и Преображенское кладбища. С разрешения Екатерины II здесь было построено два храма, богаделенный дом и поселок. Так организовался духовный и административный центр русской старообрядческой церкви, приемлющей священство. Никольская церковь соединена крытым переходом с домом, в котором живет московский старообрядческий епископ. В доме проходят съезды представителей всех старообрядческих общин рогожского согласия".

"Никольский храм сооружен в 1776 г. сначала как старообрядческая часовня поповщинского согласия во имя св. Николая на месте деревянной часовни 1771 г.".

"Церковь Николы впервые построена в 1776 г. московским купеческим обществом поповщинского старообрядчества".

"В 1800 г. в России начала вводиться единоверческая (или новоблагословенная) церковь, как компромиссная форма между православием и старообрядчеством. Единоверцы совершают богослужение по старому чину, как совершали его до Никона, но подчиняются господствующей церкви в иерархическом отношении".

"7 июля 1856 г. вследствие настояний митр. Филарета (Дроздова), опиравшегося на доклад перешедшего из старообрядчества в православие иеромонаха Парфения (Агеева; автора известного 4-томного "Сказания" о хождении по России, на Афон, в Турцию и Иерусалим. - П. П.) о том, что на Рогожском кладбище активно соблазняют православных, организуя даже открытые столкновения, алтари летнего и зимнего старообрядческих храмов были запечатаны, а Никольский обращен в единоверческий" ( - вообще изложение страдает неточностью и тенденцией в пользу раскольников; поэтому некоторые выражения пришлось изменить. - П. П.).

"В августе 1854 г. группа рогожских старообрядцев решила присоединиться к Матери - Апостольской Церкви. Было подано прошение на имя митр. Московского Филарета о принятии их в лоно Матери-Церкви и о преобразовании Никольской часовни в единоверческий храм. По благословению Синода освящение часовни было совершено 23 сентября того же года. Первым настоятелем единоверческого храма был священник Симеон Морозов. В 1863-1866 гг. Никольский храм был перестроен и принял тот вид, какой он имеет теперь".

"В 1855 г. храм посетил наследник цесаревич Николай Александрович, который затем прислал в дар церкви через митрополита Филарета образ св. Николая. Но накануне Николина дня следующего года, когда собирались внести икону в храм, сгорела стоявшая до того около 60 лет деревянная колокольня. Тем не менее очень быстро была выстроена новая каменная, воздвигнутая как бы "обыденкою", с новыми восемью колоколами и 13 мая 1856 г. икона была внесена в единоверческий храм".

"Церковь выстроена в 1776 г., при ней был придел равноап. Владимира. В 1866 г. на средства купца Никандра Матвеевича Аласина архитектор Н. В. Карнеев его перестроил (здание 1776 г. было пятикупольным). Карнеев пристроил четвероугольную колокольню с шатровым верхом, своды храма поднял на 3 аршина, пристроил по сторонам приделы Покрова и Богоматери "Троеручицы" (Владимирского придела не стало). Главный иконостас новый, освящен 5 мая 1905 г. Иконы старые, хорошего письма, но не первостепенные. Чертежи Карнеева сохранились в Гос. Историческом музее".

Приделы: во имя Покрова Богородицы - северный; иконы Богоматери "Троеручица" - южный.

В 1930-е гг. храм не закрывался, однако северный придел был занят переехавшей сюда из города беглопоповщинской церковью во имя св. Николая, которая его отгородила глухой стеной (подробнее о старообрядческих храмах Рогожского кладбища см. в части "Иноверческие церкви"). Единоверие в Москве постепенно сходит на нет. Единоверческая Троицко-Введенская община на Самокатной ул. закрыта, два храма сохранились, но не действуют. Женский Всехсвятский единоверческий монастырь (шоссе Энтузиастов, 7) закрыт и почти полностью разрушен, он стоял у поворота с Владимирки (ныне ш. Энтузиастов) на Рогожский поселок. Мужской Никольский монастырь на Преображенке закрыт (Преображенский вал, 25), единственная оставшаяся действующей его церковь поделена между православным Никольским приходом, занявшим трапезную, и церковью беспоповцев-старообрядцев, поместившейся в 1930-х гг. в главном храме.

Последний единоверческий приход - Никольский храм на Рогожке. Ныне он разделен на три части. Северный придел, как указано уже выше, отошел к беглопоповцам. Главный храм и южный придел Троеручицы вплоть до 1960-х гг. числились единоверческими и административно, как и прочие немногочисленные единоверцы, подчинялись Московской Патриархии. С резким уменьшением количества единоверцев главный храм сам собою вновь обратился в православный, а в южном приделе, когда наберется достаточно единоверцев, для них священник служит свою единоверческую службу (иногда еще по субботам можно застать момент, когда в Никольском храме одновременно идут три всенощных). Придел сообщается с главным храмом через двери в южной стене церкви, сквозь стекло которых можно наблюдать единоверческое служение, присутствуя на православном. Но все чаще единоверцев недостает и в приделе, где к настоящему времени лишь примерно половина причта и хора принадлежат еще к этому согласию, так что и здесь служат по-православному.

В 1979-1980 гг. прошел внешний ремонт храма. Колоколов на колокольне нет (у старообрядцев осталась своя колокольня - храм, о ней также см. в части "Иноверческие церкви"). Здание Никольского храма вместе с другими храмами Рогожского кладбища стоит на государственной охране под № 96. Внутри сохранилось множество древних икон, а также написанных в XIX - начале XX в. в древнем стиле.

"В 1976 г. исполнилось 200 лет Никольскому единоверческому храму на Рогожском кладбище в Москве. К юбилею в храме была закончена реставрация настенной живописи. В неделю св. Праотец 26 декабря Божественную литургию в храме по благословению Патриарха Пимена совершил архиепископ Волоколамский Питирим в сослужении благочинного храмов Преображенского округа г. Москвы прот. Анатолия Новикова, настоятеля игумена Серафима Третьякова и местного причта. Песнопения евхаристического канона и благодарственный молебен пел единоверческий хор древними распевами по старопечатным книгам. Некоторые возгласы и благодарственная молитва в конце молебна произносились по старопечатному служебнику. Все присутствовавшие, в том числе прихожане-единоверцы, благодарили Патриарха Пимена и архиепископа Питирима за торжественную молитву". Это была, вероятно, последняя единоверческая служба в главном приделе Никольского храма. С 1989 г. единоверческие службы в церкви прекратились.

К 1993 г. беглопоповцы выехали в храм Покрова на Новокузнецкой ул. и вся церковь, наконец, стала православной.

Александровский, № 274.

Рукопись Александровского, № 635.

Синодальный справочник.

По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 343-354.

Ушедшая Москва. М., 1964.

Освящение Никольской единоверческой церкви на Рогожском кладбище. М., 1867.

Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 256.

Журнал московской Патриархии. 1977. № 6. С. 14. 19; ил.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие на государственной охране. М., 1980. С. 25.

Шлеев Е. О единоверии (к 150-летию его существования) // Журнал Московской Патриархии. 1950. № 6. С. 34-43.

Каталог архивов. Вып. 5. С. 189.

Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 35.

Сведения о единоверческих церквах, в особенности же об устроении их в Москве. М., 1858. С. 23-24, 38-42.

Александровский = Указатель Московских церквей / Сост. М. Александровский. М., 1915.

Альбом Найденова = Москва. Соборы, монастыри и церкви. Изд. Н. А. Найденова. Часть I. Кремль и Китай-город. М., 1883. Часть II. Белый город. М., 1881. Часть III. Отд. 1. Земляной город. М., 1882. Часть III. Отд. 2. Замоскворечье. М., 1882. Часть IV. Местность за Земляным городом. М., 1883.

Богоявленский = Богоявленский М. Л. Московские церкви. М., 1968-1970. Ч. 1-8. Машинопись (с позднейшими дополнениями).

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 359-361

Церковь Николая Чудотворца на Рогожском кладбище

Рогожский пос., 29, северный придел Никольского храма

"Беглопоповцы" - древнейший толк старообрядчества, значение и численность которого заметно упали после образования Белокриницкой иерархии. До 1917 г. в Москве было всего три храма беглопоповцев. Одна из этих общин в 1920-е годы сумела при закрытии своего храма перебраться в северный Покровский придел единоверческого Никольского храма на Рогожском поселке, где ей удалось закрепиться и остаться действующей доныне. Придел был отгорожен от главного храма и переосвящен во имя св. Николая.

Как уже упоминалось выше, Рогожское кладбище было основано во время чумы в 1771 г. "В том же 1771 г. при кладбище была построена деревянная часовня во имя Св. Николая, которая через пять лет была заменена обширной каменной церковью, существующей и поныне (см. "К истории Рогожского кладбища" Субботина. С. 4)".

"Здание Никольского храма выстроено первоначально в 1776 г. московским купеческим обществом поповщинского старообрядчества. В 1854 г. храм переосвящен в единоверческую церковь. В 1864 г. перестроен иждивением московского купца Никандра Алясина" "по проекту архитектора Н. В. Карнеева".

"Колокольня и храм 1776; 1863 гг.".

"Древнейший храм на Рогожке во имя св. Николая выстроен в 1776 г. В 1854 г. освящен вновь как единоверческий с приделом равноап. Владимира. В 1866 г. перестроен на средства купца Н. М. Аласина архитектором Н. В. Карнеевым. Церковь 1776 г. была пятикупольная, Карнеев приподнял ее своды на три аршина и пристроил два придела - Покровский и Богоматери Троеручицы (Владимирского не стало). Главный иконостас новый, освящен 5 мая 1705 г. Иконы внутри большею частью старые, хорошего письма, но не первостепенного значения. Чертежи Карнеева хранились в Исторической музее".

После 1917 г. беглопоповцам также, наконец, удалось устроить у себя "законную" иерархию. Вот как об этом ехидно пишет календарь их соперников-белокриничников в 1982 г: "В настоящее время "древлеправославные христиане", как именуют себя бывшие беглопоповцы, имеют свою самостоятельную трехчинную иерархию с духовным центром в г. Новозыбкове. Начало ей положил архиеп. Никола (Поздеев) Саратовский и Петровский. Еще до своего присоединения он был запрещен Патриархом Тихоном в июле 1923 г. за уклонение в обновленчество. В октябре 1923 г. архиеп. Никола подал прошение в св. Синод, в котором просил разрешения присоединиться к старообрядческой Церкви в сущем сане и дал подписку о том, что переходит в старообрядчество единственно только для того, чтобы всех их объединить с новобрядческой Церковью, и что он до конца своей жизни будет пребывать в единении с Синодом. От архиеп. Николы Поздеева получили хиротонию и другие иерархи беглопоповской церкви. В настоящее время главой этой церкви является Архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси".

Центр "старообрядческой церкви древлеправославных христиан", как называют себя ныне беглопоповцы, все время перемещался: Саратов, Москва, Куйбышев. С 1960-х гг. он находится в г. Новозыбкове Брянской области". Любопытно теперь само их титулование своего первоиерарха в отношении порядка званий: сначала "Новозыбковский" затем "Московский" и потом уже "всея Руси". Численность беглопоповцев значительно сократилась; после того, как нынешний архиепископ Геннадий пошел на сближение с Русской Православной Церковью, множество "непримиримых" раскольников стало покидать этот толк и присоединяться к Белокриницкому согласию.

Здание Никольского храма вместе с тремя другими церквами Рогожского поселка стоит на государственной охране под № 96. Главный храм, с быстрым вымиранием единоверцев, с 1970-х гг. принадлежал уже Русской Православной Церкви, южный придел во имя иконы Богоматери "Троеручицы" покуда еще по воскресеньям и праздникам вмещал последних единоверцев, северный же, переименованный из Покровского в Никольский, служил общиной "древлеправославных христиан-старообрядцев". Иногда в субботу в одном здании шли одновременно три всенощные (!). Служба у беглопоповцев совершалась по субботним и воскресным дням, а также на праздники.

Колокольня с запада Никольского храма лишена звона. Она соединена переходом со зданием, где ранее жил белокриницкий архиепископ Москвы.

Никакой издательской деятельности беглопоповцы не ведут. Общины их еще существуют в Болгарии и Румынии.

Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Во второй половине XIX ст. купец Н. М. Аласин проспонсировал реконструкцию Никольского храма, ставшего к тому времени довольно ветхим. Работами руководил архитектор Н. В. Карнеев. Была заново выстроена трехъярусная шатровая колокольня с двумя шатровыми висячими гирьками (основной её колокол весил 360 пудов). Своды самого храма стали выше более чем на 2 метра.

Николая на рогожском кладбище

В 1872 г. освятили северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881-м - вместо Владимирского придела устроили и освятили южный придел в честь иконы Богоматери «Троеручица». Форма здания стала крестообразной. Элементы декора были позаимствованы из мотивов русской архитектуры XVII ст.

Последние изменения в экстерьере храма Николая на Рогожском кладбище проводились в начале XX века. Ныне его архитектура соответствует характерному для XIX века русскому или византийско-русскому стилю.

Интерьер храма завораживает: высокий светлый притвор с голубым сводом, украшенным золочеными звёздами; помпезный пятиярусный иконостас в главном храме изумляет старинными редкими иконами; красивая роспись в греческом стиле; своды и стены приделов украшают библейские сюжеты.

В советское время обитель не закрывалась, а сейчас она всецело принадлежит РЦП.

Старообрядцы начали строить в 1791 г. Получили разрешение московских властей, привлекли к делу архитектора М. Ф. Казакова, который решил соорудить большое здание в стиле классицизма, и приступили к закладке обители. Однако планы пришлось пересмотреть…

Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил пожаловался Екатерине II на строительство храма, превышающего объёмом Успенский собор, что явно унижает первую в России . После разбора полётов было велено скорректировать план здания.

Так алтарная апсида была ликвидирована, церковный шпиль уменьшен в размерах, а вместо пяти глав получилась одна. Собор имеет три портала – северный, южный и западный (где расположен вход), а также северный и южный приделы – в честь Николы Чудотворца и Сергия Радонежского соответственно.

В 1856 г. стараниями митрополита Филарета алтари церквей на погосте были опечатаны. Распечатали их в 1905 году, и тот день старообрядцы до сих пор считают праздником. В честь радостного события в 1910 г. была построена .

Воскресенская на Рогожском кладбище

Архитектором храма был – Ф. Ф. Горностаев (кроме того, известнейший историк русского зодчества). Высота сооружения - около 80 метров, а самый большой колокол весил 1000 пудов (больше 16 тонн). На фасаде колокольни красовались рельефные изображения райских птиц и неясыти (пеликана), кормящего птенцов своей кровью.

В основании колокольни располагался небольшой Воскресенский храм. Интерьер его украшала роспись в новгородском стиле XVI века, его иконостас состоял из древних икон. На втором ярусе располагалось книгохранилище.

В 1933 г. Воскресенский храм был закрыт. Его книги и рукописи отправили в ленинскую библиотеку, а большинство колоколов - на переплавку. В здании устроили склад.

Во время войны было решено взорвать колокольню, чтобы она не привлекла внимание немецкой артиллерии. Заложили взрывчатку, произошёл взрыв, но здание устояло. Лишь трещина возникла по всей его длине. Местами она видна и сегодня.

Воскресенская церковь на Рогожском кладбище

После войны храм-колокольню передали Архиепископии. Храм вскоре восстановили, сделали к нему пристройку и освятили во имя Успения Пресвятыя Богородицы. В 1990 г. на колокольню вновь водрузили огромный колокол (он сохранился во МХАТе). А в 2000-х проводилась реставрация её фасадов.

В декабре 2013-го на главках храма установили отреставрированные кресты, торжественно освящённые митрополитом Корнилием. 1 февраля 2015 г. освятили колокольню во имя Воскресения Христова.

Сейчас здесь работает архив древних книг, открытый для всех, желающих познакомиться с историей древлеправославия (старообрядчества).

Сегодня Покровский собор и Воскресенская колокольня - объекты культурного наследия федерального значения.