Работа в интересах развития экономики региона - основной приоритет для опорных университетов, созданных в рамках проекта Минобрнауки России. Сегодня в России в общей сложности 33 вуза имеют статус "опорных". Вместе с этим наименованием они получили и дополнительное бюджетное финансирование в общем объеме три миллиарда рублей. Опорные вузы активно включились в реализацию как национального приоритетного проекта "Вузы как центры пространства для создания инноваций", так и своих стратегических программ развития, напрямую связанных с программами развития их регионов. Отголоски этой активности уже почувствовали на себе субъекты федерации, в которых находятся "опорники": там резко сократился отток талантливой молодежи, на базе опорных университетов создаются технопарки и бизнес-инкубаторы, запускаются социальные проекты. Работодатели подключаются к внедрению новых образовательных программ и все активнее начинают выступать в качестве заказчиков научных исследований у университетов. Наличие столь активных вузов в регионах важно и для развития технологического и социального предпринимательства, уверены в Министерстве образования и науки РФ. Руководитель Минобрнауки России Ольга Васильева прокомментировала первые результаты реализации программы по созданию опорных университетов.

Как сегодня, спустя почти полтора года с момента старта, можно оценить результаты реализации проекта "Опорные университеты"?

— Перед опорными университетами стоит обязательная триединая задача: вуз должен стать для региона центром науки, подготовки кадров и социокультурного развития территории. Региональная власть, со своей стороны, участвует в этом процессе, она заинтересована в решении поставленных задач. Вузы прошли жесткий отбор, прежде чем стать опорным университетом. Важным критерием получения статуса "опорный" было то, какой вклад университет может внести в развитие родного региона. В первую очередь, они должны были понять основные вызовы и задачи, стоящие перед ними, и направить на это свои усилия, выстроить конструктивное взаимодействие как с региональной властью, так и с промышленностью. Стать настоящими центрами притяжения, драйверами развития регионов. У многих вузов это получается. Регионы также показали свою заинтересованность в развитии и поддержке "опорных университетов", их программы развития и программы стратегического развития регионов плотно сопряжены.

Реализацию заявленного университетами уровня достижения ключевых показателей субъекты уже почувствовали на себе: сокращается отток талантливой молодежи из регионов, работодатели включаются в проведение образовательных программ, становятся заказчиками научных исследований, на базе вузов запускаются социальные проекты, создаются технопарки и бизнес-инкубаторы. Это важно для технологического и социального предпринимательства, развитию которого будет также способствовать создание центров инноваций на базе университетов в рамках реализации приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций". Все это должно позволить опорным вузам стать в регионах России точками инновационного роста. Мы рассчитываем, что опорные университеты, которые также примут участие в отборе, станут "флагманами" среди таких университетских центров.

- Статус "опорного" присваивается навсегда? Или вузам, получившим его, все-таки не стоит расслабляться?

— При проведении конкурса на получение статуса "опорный университет" перед членами Совета при Минобрнауки России, в состав которого, кроме представителей министерства, входят представители администрации Президента РФ, ассоциаций работодателей, региональных органов власти, профессионального и экспертного сообщества, стояла задача отобрать лучшие проекты вузов, которые способны внести существенный вклад в развитие своего региона. Каждую программу развития, представленную в заявке, мы рассматривали детально, учитывая потребности каждого региона, его мнение относительно актуальности создания такого вуза на его территории, а также возможности и особенности конкретного университета. В числе основных целей пятилетних программ развития опорных вузов — рост доли выпускников, трудоустроившихся в экономике региона, показателей публикационной активности научных и педагогических работников, объема НИОКР и увеличение доходов вуза из всех источников. Для реализации программ развития опорные университеты получают дополнительные субсидии, сумма которых рассчитывается для каждого вуза индивидуально. Недостижение ключевых показателей результативности, может привести к исключению опорного университета из числа победителей, получающих государственную поддержку. Об этом следует помнить. Если вуз не оправдал возложенные на него ожидания в части обеспечения региона необходимыми высококвалифицированными кадрами, не смог развить свой образовательный и научный потенциал, такой серьезный статус не для него.

- Каковы перспективы развития проекта? Стоит ли ожидать новую волну конкурса по созданию "опорников"?

— Сегодня опорными университетами признаны 33 университета, ставшие победителями первого и второго этапов конкурсного отбора. На государственную поддержку таких программ развития Минобрнауки уже выделило около ₽3 млрд. К 2019 году планируется создать опорные университеты более чем в 50 субъектах РФ. Их общее количество в разных регионах страны может достигнуть девяноста. Это очень большая и серьезная программа, нацеленная на трансформацию существующих университетов в центры генерации современных исследований, подготовку квалифицированных кадров и создание новых рабочих мест. Эффективно реализовать свои программы развития совместно с региональными властями — обязанность каждого опорного университета. Количество поступивших заявок от вузов на конкурсы первой (2016 год) и второй (2017 год) волны наглядно показывает растущий интерес к проекту. И мы, безусловно, продолжим его дальнейшее развитие.

Опорные университеты сегодня разбросаны по всей стране. Практически каждый из них за короткое время, прошедшее с начала реализации программы по их поддержке, успел отличиться тем или иным образом: где-то при участии вуза инициировано создание нового технопарка, где-то резко сократился отток молодых специалистов из региона, а кто-то уже смог зарекомендовать себя как надежный партнер для местных промышленников.

Среди наших читателей наверняка есть абитуриенты, студенты или их родители. Вам нужно знать - теперь ВУЗы различаются не только уровнем преподавания. Но и шансом получить в них ту или иную ступень образования - а может быть, и вовсе, закончить образование.

Что такое опорный ВУЗ


В 2016 году по приказу Министерства образования и науки РФ в регионах появились «опорные университеты». Новый виток реформы призван выделить «особые вузы» и улучшить уровень образования за пределами Москвы.

Для получения статуса ВУЗам потребовалось представить программу развития на конкурс и соответствовать следующим условиям:

  • бюджет - не менее 2 млрд рублей в год,
  • количество студентов очного отделения - не менее 10 тысяч человек,
  • определенная стратегия развития,
  • повышенные требования к научной деятельности,
  • содействие “социально-экономическому развитию субъекта федерации”
  • объединение под одной вывеской двух и более университетов.

Всего поступило 80 заявок, из которых одобрена только 31. Полный список опорных высших учебных заведений можно найти . Все они уже сейчас работают над новой программой для подготовки кадров для развития собственного региона.

Какие еще есть ВУЗы


Создание опорных ВУЗов стало второй ступенью выделения ключевых учебных заведений высшей ступени. В середине двухтысячных в России появились федеральные университеты.

Такой ВУЗ должен был получаться из объединения всех существующих в городе: огромный кластер, обеспечивающий развитие региона. Такие учебные заведения полностью существуют за счет федерального бюджета.

Следующая ступень - национальные исследовательские университеты, в число которых входили МГУ и СпбГУ. Сейчас последние получили отдельное от всей системы образования финансирование.

Федеральные ВУЗы и национальные университеты не смогли получить необходимый результат: повысить престиж российского образования, его качество, улучшить положение российской науки.

Поэтому появились университеты с федеральным финансированием для попадания в топ-100 ведущих мировых рейтингов (так называемая «Программа 5–100») к 2020 году. Те самые опорные ВУЗы.

Федеральный, опорный, или?


Статус опорного вуза подразумевает содействие “социально-экономическому развитию субъекта федерации”, то есть подготовку кадров для региональных предприятий, чтобы талантливые абитуриенты не уезжали в Москву и Санкт-Петербург,

Однако, все не так хорошо. Существующие 29 федеральных ВУЗов получат миллиардное финансирование. Опорным достанется значительно меньше - на все программы они получат около 100–150 миллионов рублей. Это плохо? Это лучше, чем ничего - ровно столько получат остальные.

Скромного финансирования опорных ВУЗов хватило для создания 40 базовых кафедр, и трудоустройста по специальности 2,5 тысяч студентов. Смешные цифры. Несмотря на это, планируется, что к 2022 году в вузах - участниках проекта будут обучаться 25% студентов и 40% магистрантов из соответствующих регионов.


Конечно, никто не будет отказывать оставшимся государственным ВУЗам в финансировании. Но из муниципального бюджета.

“Есть небогатые регионы, где поддержка со стороны властей оказывается скорее моральной, и вузы ропщут, что статус им присвоили, значит, нужно будет добиваться определенных задач и показателей, а будут ли на это деньги у региона, еще неизвестно”, - замминистра образования и науки Людмила Огородова

Зачем это на самом деле?


Получается довольно интересная ситуация. Часть вузов получила финансирование и статус федерального университета. Часть - только одобрение на существование в составе объединения нескольких вузов под одной вывеской опорного.

При этом, не очень понятна роль опорного - на них возлагаются те же цели, что и на федеральные вузы. Если в городе существует оба типа учебных заведений, придется устраивать гонки и делить ниши развития. Кто победит - понятно уже сейчас.

Для опорных вузов уже сейчас ставятся невыполнимые задачи: научно-исследовательская работа на каждого сотрудника должна улучшиться вдвое. Число публикаций в достойных журналах - и вовсе, втрое. Без увеличения бюджета, без финансирования. Не справился - потерял статус.


Я думаю, не стоит напоминать о позорных зарплатах преподавателей, их мизерном количестве и бесполезной системе грантов. Объединение вузов не улучшит ситуацию. В случае схожих специальностей в объединяемых - даже ухудшит, за счет сокращения числа учащихся (которые и приносят основной доход).

«Надо определиться. Или мы идем на это (объединение университетов), или тихо и гордо умираем. Не надо выходить на мороз и назло всем отмораживать уши. Мы рискуем положить на бок всю систему образования», - губернатор Омской области Виктор Назаров.

Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе?


Таким образом, уже сейчас можно говорить о грядущей смерти большинства государственных вузов. На плаву останутся только федеральные. Опорные какое-то время будут барахтаться - и, возможно, какие-то из них смогут выжить.

Опорных университетов в России по оценкам Минобрнауки должно быть около 100–120 штук. Прочие вузы должны превратиться в хорошие колледжи с уровнем подготовки, как правило, не выше бакалавра.

А как еще: на прочие финансирования будет явно недостаточно, а цифры говорят основная научная работа будет проводиться в учебных заведениях с федеральным финансированием.


Читатели могут аппелировать существованием коммерческих учебных заведений. Однако, среди них не так много достойных. И, вспоминая истории с недавними закрытиями вузов и проблемами пилотов, получивших удостоверения в частных школах - стоит задуматься.

Для жителей столицы стоит поторопиться - через несколько лет там будут почти все абитуриенты. А значит, даже платные места высшей школы в магистратуре или аспирантуре станут малодоступны.

Опорные вузы считаются будущим российской высшей школы. Одним из первых в стране этот статус получил Тюменский индустриальный университет.

Цифры и факты

Тюменский индустриальный университет создан в 2016 году в результате объединения двух ведущих технических вузов региона - нефтегазового и архитектурно-строительного.

Формирование опорного университета на базе объединенного высшего учебного заведенияпроисходит при непосредственном участии губернатора Тюменской области Владимира Якушева и его первого заместителя Натальи Шевчик.

Губернатор назвал победу университета в конкурсном отборе опорных вузов России «существенным прорывом в сфере высшего образования». По его словам, это требование времени, направленное на подготовку высококвалифицированных кадров.

«С точки зрения логистики, наличия сырья в Западной Сибири, а также истории и возможностей базовой научной школы, Тюмень остается интеллектуальным и научно-образовательным центром нефтехимии, нефте- и газодобычи, - утверждает Владимир Якушев. - Работа в этом направлении продолжается». Для решения задач очередного этапа индустриализации региона необходимы инженерные кадры новой формации, новые технологические и технические прорывы.

Напомним, что конкурс по созданию опорных вузов в регионах предполагал оценку программ модернизации в пяти сферах — образовательной, научной, кадровой, управленческой и социальной. Эти пять элементов прописаны в качестве ориентиров ведущего вуза Российской Федерации.

Образование и производство - единая связка

Владимир Якушев отметил необходимость тесного сотрудничества производственных предприятий и вузов: «Важно, чтобы опытные производственники приходили в высшую школу, тогда образовательный процесс от теории переходит к практике. Связка сильной учебной базы вуза с опытом крупных предприятий необходима для успеха».

Сегодня растет интерес нефтегазосервисных и добывающих компаний к инженерно-техническому профилю подготовки, в районах их деятельности создаются профильные классы.Физика стала вторым предметом по популярности для сдачи ЕГЭ у выпускников школ.

«В системе высшего образования происходят исторические преобразования. Регион вместе с Тюменским индустриальным университетом заходит в очень серьезную, с одной стороны, и очень требовательную, с другой, программу федерального министерства по формированию на нашей территории опорного университета инженерно-технического профиля, - отмечает директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер. - Взаимодействие власти, образования и бизнеса, совместная реализация образовательных программ становятся нормой жизни. От лозунгов мы перешли к конкретным действиям».

Опорный вуз: мнения экспертов

«Создание опорного регионального университета - это не просто механическое объединение двух вузов, должно появиться новое качество, новые знания, новая подготовка. Мы убедились, что по нефтегазовому направлению, особенно по направлению бурение, заделы российского и международного масштаба уже имеются, — комментирует директор Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО Денис Конанчук. — У опорного вуза важная роль, связанная с развитием региона, с его будущим. Чтобы выстроить эту связку, предстоит большая работа. Мы увидели лабораторную базу вуза, и на самом деле восхитились симуляторами, которые есть по бурению. Таких симуляторов я пока лично не видел даже в зарубежных вузах. То есть, очевидно, что подготовка специалистов идет на самом современном оборудовании. Деятельность вуза должна стать заметной не только в регионе, но и для других вузов России, чтобы лучшие практики копировались и принимались в других университетах страны».

«Последние лет десять систему высшего образования не ругает только ленивый, — комментирует сложившуюся ситуацию первый проректор ТИУ Олег Данилов. — Бизнес обидно называет выпускников «недоделанными инженерами», власть не понимает, куда вкладывает субсидии, потому, что не выполняются целевые задания, в обществе сложилось представление, что многие вузы действуют неправильно, пустив образование «на поток». Действительно, сегодня России не нужно огромное количество вузов, нужен пул ведущих университетов, который позволил бы вывести систему высшего образования в конкурентоспособную среду».

Тюменский индустриальный университет: задачи и опыт

Тюменский индустриальный университет получит в 2016 году федеральную субсидию на реализацию программы развития в размере 100 млн рублей. Субсидии будут выделяться ежегодно в течение трех лет, их размер в 2017 и 2018 гг. будет зависеть от эффективности реализации мероприятий программы за предыдущие годы.

«Мы должны создать новый инженерный университет. Самое главное в реализации этого проекта — повышение качества образования и научно-исследовательской работы. Это не просто патенты, диссертации, технологии, выпускники, акомплексный результат: создание вокруг нашего вуза новых высокотехнологичных нефтесервисных и инжиниринговых компаний, напитанных технологиями, созданными в университете, с кадровым сопровождением из нашего вуза и, конечно же, имеющих определенные завоеванные позиции на рынке. Такой результат должен отвечать требованиям региональной экономики, крупных корпораций. Работа впереди достаточно емкая, большая. Важно, чтобы весь университет разделял эти цели, задачи, и двигались мы совместно, тогда все получится. Студенты в этом процессе должны также принимать участие», — подчеркнул ректор ТИУ Олег Новоселов.

Преобразования и перспективы

В связи с новым статусом Тюменского индустриального университета преобразования коснутся всех сфер.и в первую очередь научной, образовательной и международной деятельности.

В образовательной деятельности планируется выход на принципиально новый уровень качества, который станет возможным благодаря реализации образовательной модели подготовки бакалавра по практико-модульному обучению, которое будет осуществляться в рамках сетевого взаимодействия. Сегодня бизнес недоволен тем, что выпускники, которые приходят на производство, не знают технологий, слабо ориентируются в конструкции оборудования, не понимают прагматических задач, которые перед ними ставят. Новая система обучения по бакалавриату (4 года) предполагает два года академического обучения, когда ребята изучают в аудиториях математику, физику, химию, теоретическую механику, сопромат… - все традиционные дисциплины. И, следующие два года, когда они работают практически на производстве, и изучают различные модули. Это практика, это непосредственная работа, в которой принимает участие бизнес.

В индустриальном университете уже начали эксперимент, с прошлого года в вузе проходит такой цикл модульного обучения. Студенты вылетают на вертолетах на месторождения, реально участвуют в процессе бурения, обучаются новым технологиям на предприятиях партнеров вуза, изучают различные модули: один модуль, например, это буровые растворы, другой - изучение технологий горизонтально- направленного бурения, и так далее… Таким образом, после окончания бакалавриата они будут хорошо подготовлены к работе на производстве. Для модульного обучения в опорном вузе применяют новейшие методики преподавания. Результаты получились оптимистичные. Роснефть и Сургутнефтегаз провели тестирование среди старшекурсников всех профильных вузов по направлению «нефтегазовое дело». Студенты Тюменского индустриального университета показали лучший результат, восемьдесят процентов из них уже сейчас могли бы быть приняты на работу в эти компании.

Что касается магистратуры, то в планах руководства создать две - технологическую (вести набор из «профильных» студентов) и управленческую (где из экономистов, юристов и бакалавров других специальностей будут готовить менеджеров проектов). Аспирантура, которая раньше была как форма подготовки кандидатской диссертации, сегодня осталась без социального заказа. Как полагает руководство вуза, заинтересованы в ней должны быть преподаватели-исследователи университета, представители научно-исследовательских институтов, отраслевых институтов и Академий наук, а также физические лица, заинтересованные занятием наукой для корпораций. Что касается дополнительной подготовки, то заказ на нее сегодня формируется так: 1% — федеральный заказ, 1% — областной, 15% — корпораций, 83% — физические лица. В планах у вуза - к 2020 году иметь заказ от корпораций до 70%.

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы, представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы , представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Предполагается, что данное нововведение позволит сократить количество ВУЗов на 25% (отметим что, по словам представителей Минобрнауки, это вынужденная мера, возникшая из-за сокращения количества выпускников 11 классов), а также существенно повысит конкурентоспособность российских ВУЗов на мировом уровне. В рамках данной реформы профильное министерство планирует создать 100-150 основных высших учебных заведений РФ, на базе которых будут сконцентрированы все последние инновации в сфере образования.

Мероприятия по созданию опорных ВУЗов охватят:

  • Учебные заведения, подчиненные Министерствам культуры, здравоохранения и прочих ведомств.
  • ВУЗы, подведомственные Минобрнауки.
  • Все учебные заведения высшего образования.

Итак, что же такое опорный ВУЗ? Это образовательная организация регионального значения, созданная на базе наиболее перспективного университета путем присоединения к нему одного или нескольких учебных заведений, расположенных в том же регионе. Ожидается, что опорные ВУЗы станут своеобразным центром притяжения, который будет выполнять функции образовательного, воспитательного, научно-исследовательского, социального и инновационного центра. Здесь студенты будут получать качественное образование, сотрудники – работать, а организации-партнеры и государственные органы – решать производственные и другие задачи.

Как все начиналось


Идея реформы назревала уже давно. В свое время о ней писали в своих статьях Ливанов и Волков (указанные новшества были рекомендованы мелким узкопрофильным университетам, которые явно проигрывали в конкурентной борьбе с более крупными ВУЗами).

Однако действительность внесла свои коррективы. Многие эксперты пришли к единому выводу, что современная система российского высшего образования не нуждается в огромном количестве университетов, выпускающих посредственных специалистов. Сегодня существует потребность в создании нескольких десятков сильных ВУЗов, действующих в тесной связке с крупнейшими предприятиями страны, что позволит не только повысить качество подготовки молодых специалистов, но и вывести российскую систему высшего образования в конкурентоспособную среду.

Для участия в программе создания опорных ВУЗов объединениям федерального подчинения, желающим присоединиться к программе, было предложено прислать заявки, в которых нужно было:

  • озвучить решение о реорганизации созданного объединения,
  • сформулировать пути развития и деятельности на ближайшие 5 лет (2016-2020 гг.),
  • предоставить концепцию развития кадрового обеспечения.

Примечательно, что принять участие в конкурсе разрешили не всем ВУЗам. В частности, не могут принимать участие в конкурсе на предоставление субсидии те объединения ВУЗов, которые были созданы задолго до начала проекта. Московские и Санкт-Петербургские университеты также оказались не удел.

На сегодняшний день право участия в программе создания опорных ВУЗов получили 11 претендентов. В их число вошли:

  • Гостехуниверситеты - Волгоградский, Воронежский, Донской, Костромской, Омский, Самарский, Уфимский.
  • Госуниверситеты - Вятский, Орловский, Сибирский, Тюменский.

Специалисты уверены, что эти сильнейшие университеты станут идеальной основой для создания мощной образовательной базы регионального уровня, которая не только обеспечит подготовку высококлассных специалистов и предотвратит отток перспективных студентов в ведущие ВУЗы таких крупных городов как Москва, Санкт-Петербург и Новосибрск, но и будет способствовать развитию всего региона в целом.


Каждая из этих структур претендует на получение основной ежегодной выплаты, в размере 200 миллионов рублей (на протяжении всей программы от 1 до 3 лет). При этом 20% суммы предоставленной государственной субсидии, ВУЗы должны направить на развитие собственного проекта.

Уже известно, что финансирование распределено в неравных долях. Лидерами в этой "гонке" являются:

  • Костромской государственный технологический университет;
  • Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
  • Вятский государственный университет.

Именно эти ВУЗы получат основное субсидирование - 200 млн рублей в год. Об этом свидетельствует протокол № ДЛ-5/05пр от 01.02.2016 года. Остальные претенденты проекта получат субсидии в сумме 100 и 150 миллионов рублей. Такое решение было принято комиссией на основании предоставленных программ развития университета и условий их реализации.

Достижение целей

По истечению положенного программой финансирования времени, каждый опорный ВУЗ обязан перейти на самостоятельное обеспечение. При этом квоты для зарубежных студентов и бюджетные места будут существенно увеличены. Такие увеличения произойдут за счет тех институтов, которые не определены в опорные ВУЗы.

Каждый новоиспеченный ВУЗ должен выполнить следующие положения программы:

  • В штат преподавательского состава должны войти как минимум 8 педагогов с учеными степенями на каждые 100 студентов.
  • Общее количество учащихся должно быть больше 100 тысяч человек.
  • Доход объединения должен составлять около 2 миллиардов рублей в год.
  • ВУЗ должен осуществлять качественную подготовку специалистов не меньше, чем по 20 различным профессиям.
  • Финансирование каждой научной работы должно составлять порядка 150 тысяч рублей.

Противники программы


Несмотря на явную поддержку проводимой Минобранауки реформы со стороны подавляющей массы экспертов, у программы создания опорных ВУЗов имеются и ярые противники. К ним относится губернатор Иркутской области (Левченко). Он считает, что такие перемены повлекут за собой необратимые последствия и вред как для студентов, так и для преподавательского состава. По его мнению, самостоятельность высших учебных заведений ценна сама по себе, а потому должна оставаться неизменной. А вот принятие участия в программе субсидирования должно быть разрешено каждому ВУЗу, несмотря на отсутствие у него желания объединятся с другими учебными заведениями.

Осторожничает в вопросе объединения и Садовничий (ректор Московского госуниверситета). Он считает, что даже маленькие узконаправленные ВУЗы имеют право на существование и приводит в пример Гарвардский университет.

В свою очередь ректор Высшей школы экономии (Кузьминов) считает, что даже если в каждом регионе создать свой опорный ВУЗ, то их количество не превысит 100 единиц по всей стране. А для такой огромной страны как Россия, это ничтожно мало.

Сегодня в России 33 вуза имеют статус «опорных университетов». Их программы развития победили в соответствующем конкурсе и получили бюджетное финансирование. Первые 11 опорных университетов обрели свой статус в 2016 году. В апреле 2017 года были объявлены имена новых 22-х опорных вузов.

11 опорных университетов первой волны

Первая волна конкурса опорных университетов прошла в октябре-декабре 2015 года. Всего на первый этап конкурсного отбора было подано 15 заявок. Итоги конкурсная комиссия Минобрнауки России подвела 1 февраля 2016 года, и уже в мае было одобрено 11 программ развития университетов.

Наименование вуза

Группа

Вятский государственный университет

Донской государственный технический университет

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева

Костромской государственный университет

Самарский государственный технический университет

Волгоградский государственный технический университет

Воронежский государственный технический университет

Тюменский индустриальный университет

Омский государственный технический университет

Группа 1 - объем финансирования реализации программы развития в 2017 году – 120 млн. рублей;

Группа 2 - объем финансирования реализации программы развития в 2017 году – 80 млн. рублей;

Группа 3 - реализация программы развития в 2017 году финансируется за счет собственных средств и средств софинансирования.

22 опорных университета второй волны

Вторая волна конкурса прошла в марте-апреле 2017 года. Всего на рассмотрение конкурсной комиссии было представлено 86 заявок, что почти в шесть раз больше, чем в предыдущем году. Победителями стали 22 вуза, которые разделены на две группы, в зависимости от условий финансирования.

Наименование вуза

Группа

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Мурманский арктический государственный университет

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Новосибирский государственный технический университет

Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России

Тульский государственный университет

Череповецкий государственный университет

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Алтайский государственный университет

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

Кемеровский государственный университет

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Марийский государственный университет

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Петрозаводский государственный университет

Псковский государственный университет

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Сочинский государственный университет

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Тольяттинский государственный университет

Ульяновский государственный университет

Группа 1 - победитель конкурсного отбора с выделением финансирования реализации программы развития (в 2017 году – 100 млн. рублей);

Группа 2 - победитель конкурсного отбора без выделения финансирования реализации программы развития.