Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863)
Уильям родился в Калькутте, где отец его в то время был чиновником на британской административной службе. Отец Теккерея вскоре умер, и заботы по воспитанию мальчика взял на себя майор Кармайкл-Смит, ставший его отчимом. Когда Уильяму исполнилось шесть лет, его послали на родину для получения образования, «какое приличествовало джентльмену». Он учился в Чартерхаусе и Кембридже, но из Кембриджа Теккерей почти убежал, проучившись в университете всего один год. Летом 1832 года Теккерей уехал в Германию, которая в то время славилась постановкой филологической науки.

Получил ли Теккерей то, что он искал в университетах Веймара и других немецких городов, сомнительно. Однако он познакомился там с Гете и другими писателями. В год совершеннолетия его ждало получение наследства, оставленного отцом, его влекло искусство. Талант к рисунку, проявившийся у Теккерея очень рано, заставил его мечтать о парижских школах живописи. Но обстоятельства сложились совсем по-другому: «судьба» не благоприятствовала Теккерею с самого начала его жизненного пути. Разоряется банк, распоряжавшийся средствами, оставшимися после отца. Необходимость срочного выбора профессии определяет возвращение на родину и решение заняться правом, которое его не привлекает. Приходится немедленно думать о заработке. С планами учиться рисунку и поселиться в Париже приходится расстаться. Занятия правом, впрочем, оказались кратковременными. Выручает отчим, открывший в эту пору радикальную газету «Знамя нации» . Молодой Теккерей, став в ней иностранным корреспондентом, горячо берется за работу, которая его живо интересует. Так начинается первый этап самостоятельной деятельности будущего великого писателя. «Знамя нации» просуществовало недолго, но Теккерей продолжал выступать иностранным корреспондентом в новой газете отчима «Конституционалист» (1836-1837). в 1837 году он начал печататься в «Журнале Фрэзера» .

В 1836 году Теккерей женился на Изабелле Шоу, которую встретил в Париже. Через четыре года, когда он с женой и двумя малолетними дочерьми плыл на пароходе в Ирландию, Изабелла внезапно попыталась покончить жизнь самоубийством. Вся дальнейшая жизнь впавшей в безумие молодой женщины прошла в лечебницах для душевнобольных. Хотя Изабелла умерла только в 1892 году, пережив, таким образом, писателя на тридцать лет, для Теккерея брак с нею был лишь тяжелой фикцией, на которую его обрекло законодательство того времени. Потеряв жену и друга, встав перед задачей воспитать двух дочерей, далеко материально не обеспеченный, Теккерей остро ощущал свое одиночество. До самого конца 40-х годов он был вынужден сам предлагать свои услуги издателям и печататься практически на любых условиях. Крупнейшим из ранних произведений Теккерея был роман «Барри Линдон» . С конца 30-х годов начинают выходить его первые зарисовки нравов английского общества. Это «Записки Желтоплюша» ,«Дневник Кокса» , «В благородном семействе» , «Знаменитый бриллиант Хоггарти» , наконец,«Английские снобы» .

В 1847-1848 годах Теккерей публикует свой самый знаменитый роман «Ярмарка тщеславия» . Заглавие книги и тот символический образ, к которому Теккерей неоднократно обращается в тексте романа, заимствован из широко популярного в Англии произведенияДжона Бэньяна «Путь паломника» (1678) . На «ярмарке (или базаре) житейской суеты», которую рисовал Бэньян, продается решительно все: «любые товары... жены, мужья, дети... все, что угодно». После «Ярмарки тщеславия» Теккерей написал романы«Пенденнис» (1849), «Ребекка и Ровена» (1850), «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1855), «Виргинцы» (1857-1859).

Ярмарка тщеславия.

Теккерей сам называл этот роман «романом без героя». В нем рассказываются две параллельные хроники: жизнь Ребекки Шарп и жизнь Эмилии Седли, двух воспитанниц пансиона мисс Пинкертон. За обучение Эмили платил ее богатый отец, делец из Сити, Ребекка Шарп, дочь бедного художника и французской танцовщицы, пребывала у мисс Пинкертон в обмен на обучение воспитанниц французскому языку. С выходом Эмилии и Ребекки из пансиона и начинается их жизнь на ярмарке тщеславия. Жизненный путь Эмили уже расписан - у нее есть любящие родители, и они уже нашли ей жениха, Джорджа Осборна, отец которого - тоже богатый делец из Сити. Эмилия кротка до нелепости, совершенно беззлобна и безобидна, сентиментальна долготерпелива.

Сирота Ребекка должна отправиться работать гувернанткой к баронету сэру Питту Кроули. Жизни двух девушек описываются параллельно, но Ребекке уделяется гораздо больше места, чем Эмилии. В романе без героя Бекки оказывается антигероиней. Вокруг нее развиваются события. Она активна, предприимчива, лицемерна, бесстыдна и жестока. Она пытается окрутить брата Эмилии Джозефа, но ее попытка проваливается. Бекки отправляется к сэру Кроули и вскоре выходит замуж за его младшего сына, Родона. Родон Кроули без памяти влюблен в свою жену, она же воспринимает его как путь к богатству его родных. Но его отец, который сам хотел жениться на Бекки, возненавидел обоих, а тетка, ранее боготворившая Родона, возмутилась и так и не простила его до конца своей жизни.

В это время отец Эмилии разорился, и старый Осборн запретил сыну жениться на Эмилии. У Эмилии был и другой поклонник, друг Джорджа Осборна, Уильям Доббин, боготворивший Эмилию совершенно бескорыстно и желавший только ее счастья. Он уговаривает Джорджа жениться на Эмилии, которая, в свою очередь, боготворит Джорджа. Старый Осборн отказывается от сына. Супруги уезжают в Брюссель - предстоит новая битва с Наполеоном, который вырвался с Эльбы. В Брюсселе Осборны встречаются с супругами Кроули, и Осборн откровенно флиртует с Бекки.

Впрочем, в битве при Ватерлоо Джордж погибает. Эмилия в скором времени возвращается в Англию, а Бекки с мужем и ребенком путешествуют по континенту. Жизнь Эмилии и ее сына Джорджи протекает в бедности, до тех пор, пока старый Осборн не смягчается и не забирает к себе внука. Бекки же с мужем живут в долг и разоряют всех, кто имеет несчастье им поверить. Бекки становится содержанкой маркиза Стайна, и на короткое время торжествует в светском обществе, но ее муж, наконец, узнает, что она из себя представляет, и светской карьере Бекки приходит конец. Наконец, судьба снова сводит Эмилию с Бекки. Из-за Бекки Эмилия ссорится со своим другом Доббином, и тогда Бекки совершает единственный добрый поступок в своей жизни - она решает способствовать счастью Эмилии и Доббина, но может это сделать, только показав Эмилии письмо ее мужа более чем десятилетней давности, где Джордж умоляет Бекки бежать с ним.

И здесь Бекки, которая совершенно лишена всякой сентиментальности, впервые снисходит к сентиментальности Эмилии: «Сказать по правде, она плакала не так долго, как ожидала Бекки, которая утешала ее и целовала, - редкий знак симпатии со стороны миссис Бекки. Она обращалась с Эмми, словно с ребенком, даже гладила ее по головке». В конце романа Эмилия обретает несколько потускневшее счастье с Доббином, а Ребекка продолжает жить как прежде, притязая на положение в свете, но так и добившись его.

«Ярмарка тщеславия» - противоречивый роман. С одной стороны, кажется, что, как любили писать отечественные критики времен развитого социализма, это роман без героя, потому что «в современном мире есть только один герой - деньги», и роман посвящен социальным разоблачениям, которым Теккерей не был чужд. И действительно, сатирическое изображение английской знати дает основания к такому прочтению. Все зло, словно бы говорит рассказчик Теккерея, происходит от погони за деньгами, титулами, положением в свете. Человека определяет его среда.

Именно она вынуждает людей жертвовать друг другом ради выгоды. И сама Бекки Шарп словно бы разделяет эту точку зрения. «Не велика хитрость быть женой помещика, - думала Ребекка. - Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч фунтов в год. И я могла бы возиться в детской и считать абрикосы на шпалерах» . Да и рассказчик Теккерея не очень-то ее обвиняет. Но наличие денег столь же мало определяет нравственные качества, как и их отсутствие. Богатый маркиз Стайн нравственно отвратителен, несмотря на все свое богатство. Леди Джейн Кроули мила и приятна, также несмотря на свое богатство. Эмилия Седли равно кротка и доброжелательна и человеколюбива и в богатстве, в бедности. «Ярмарка тщеславия» - роман без героя, потому что во всем мире Теккерей не видит ни одного человека, который мог бы стать героем - ни одного человека, который мог бы стать положительным персонажем в его книге. «Ярмарка тщеславия» проникнута глубоко мизантропическим взглядом на мир. Бекки Шарп - бессовестная интриганка. Эмилия Седли - сентиментальная дурочка, долготерпеливая, но не видящая, какого мелкого и неприятного человека она боготворит. Уильям Доббин, который видит недостатки Джорджа и Бекки, не способен увидеть, что достойная любви и уважения кротость Эмилии граничит с тупостью. А когда Теккерею не в чем упрекнуть своего героя или героиню, он отодвигает их на второй план своего повествования, как происходит с леди Джейн Кроули и маленьким Родоном Кроули.

Нежность и доброта леди Джейн внушали Ребекке такое презрение, что этой маленькой женщине стоило немалого труда скрывать его. Простодушие и наивность, которые отличали леди Джейн, всегда выводили из себя нашу приятельницу Бекки, и временами она не могла даже удержаться от презрительного тона в разговоре с невесткой. <…> В деревне леди Джейн, бывало, рассказывала сказки детям, собиравшимся у ее колен (с ними всегда был и маленький Родон, очень привязанный к тетке); но когда в комнату входила Бекки и ее недобрые зеленые глаза загорались насмешкой, бедная леди Джейн сейчас же замолкала под этим презрительным взглядом. Ее нехитрые выдумки в испуге разлетались, как феи в волшебных сказках перед могучим злым духом. Она не могла собраться с мыслями и рассказывать дальше, хотя Ребекка с неуловимым сарказмом в голосе просила ее продолжать эту очаровательную сказку. Добрые мысли и тихие удовольствия были противны миссис Бекки: они раздражали ее; она ненавидела людей, которым они нравились; она терпеть не могла детей и тех, кто любит их.
- Не выношу ничего пресного, - заявила она лорду Стайну, передразнивая леди Джейн и ее манеры.
- Как некая особа не выносит ладана, - отвечал милорд с насмешливым поклоном и хрипло захохотал.

Теккерей сравнивает леди Джейн с Ребеккой, и первоначально леди Джейн проигрывает. Читатель может принять леди Джейн за второе издание беспомощной Эмилии Седли, но Теккерей наделяет леди Джейн достаточным характером, чтобы постоять за себя в споре с мужем, причем сделать это честно и откровенно, прямо на глазах у Ребекки, из-за которой и разгорается этот спор:

Но ни леди Джейн, ни другие действительно положительные персонажи романа, не занимают в нем такого центрального положения, как мошенница Ребекка или раздражающая в своей преданности покойному мужу Эмилия. Рассказчик Теккерея называет себя кукольником, дающим представлением с марионетками, и это самоопределение играет двоякую роль. С одной стороны, кукольник пытается показать то, что, с его точки зрения, действительно происходит в мире, а если и преувеличивая и превращая живых людей в кукол, то только затем, чтобы более ярко показать своим читателям пороки окружающего мира. Но, с другой стороны, будучи кукольником, рассказчик и сам создает своих кукол, отражая в них не только окружающий мир, но и самого себя. Они разыгрывают то, что захочет он, и почему читатели должны верить кукольнику, когда он говорит, что мир похож на его кукольный театр? В отличие от своего учителя Филдинга, стремившегося создать иллюзию реальности, а не кукольного театра, Теккерей принимает на себя роль кукольника и оказывается в самим им созданной ловушке.

«Ярмарка тщеславия», как и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда , - пример вхождения художественного текста в противоречие с философско-социальными установками автора. «Ярмарка тщеславия» начинается как роман о последствиях человеконенавистничества:

Но затем роман превращается в странный социальный памфлет, словно бы и не было первых страниц о вреде человеконенавистничества и о том, что мерзкий и отвратительный мир всего лишь отвечает людям тем, что они сами дают миру. Постоянно рассуждая о том, как Бекки Шарп стремится достичь богатства и положения в свете и как, начав жить той жизнью, к которой она стремилась, Бекки внезапно ощущает, что ничуть не более счастлива, чем когда она жила с нищим отцом и когда к ним приходили его нищие друзья, рассказчик Теккерея отчасти подтверждает заглавие своего романа - все суета сует, и деньги - тоже суета.

«Ярмарка тщеславия» - это, в конечном итоге, не просто роман о погоне за деньгами, это роман о поиске счастья, но в таком контексте смысл романа оказывается еще мрачнее: счастье оказывается почти невозможно найти не только в деньгах, но и в любви - даже к Доббину и Эмилии счастье приходит так поздно, что, с точки зрения читателя, оказывается странным и как бы несовершенным. «Ярмарка тщеславия» - произведение мизантропическое, почти как «Путешествия Гулливера» Свифта , но поскольку Теккерей пишет роман, где действие происходит в реальном мире, и стремится к тому, чтобы даже самые гротескные его куклы были узнаваемы для читателей, он не может столь последовательно, как Свифт, выдержать свою мизантропию. А кроме того, Теккерей вовсе не был таким заклятым человеконенавистником, как Свифт , и его поздние романы, например, «История Генри Эсмонда» и «Ньюкомы», куда как более гуманно смотрит на мир и людей.

Персонажи «Истории Генри Эсмонда» во многом напоминают героев «Ярмарки тщеславия». Леди Каслвуд похожа на Эмилию Седли, Беатриса Эсмонд - на Бекки Шарп, а Генри Эсмонд - на Уильяма Доббина. Однако леди Каслвуд, в отличие от Эмилии, умна и проницательна, и ее кротость не граничит с глупостью. Генри Эсмонд любит Беатрису, сознавая все ее недостатки, и в конце концов его любовь умирает, давая ему возможность обрести счастье с леди Каслвуд, и это счастье уже не такое призрачное, как в «Ярмарке тщеславия». Кукольник в «Ярмарке тщеславия» грустно смотрит на мир, но в конечном итоге его пессимизм смягчится, и в более поздних романах не все в мире будет восприниматься как суета сует и всяческая суета.

  1. Эмилия Седли о Ребекке Шарп.

Эмилия, по природе кроткое и миролюбивое существо, считает в начале романа Бекки своей подругой и, более того, даже сестрой. Когда, покинув пансион мисс Пинкертон, Бекки гостит у Эмили и, познакомившись с Джозом, братом Эмми, решает, что должна выйти за него замуж, Эмилия радуется перспективе породниться с подругой, пожалуй, даже более искренно, чем сама Ребекка. После того, как помолвка Бекки с Джозом не выходит и Бекки уезжает к баронету Питту Кроули гувернанткой, Эмилия крайне трогательно провожает подругу, одаривает ее сверх меры своими лентами и платьями и искренне плачет, провожая взглядом увозящую Бекки карету. В то время, как Бекки вытирает глаза платочком ровно до того момента, как карета выезжает из ворот дома Седли. Далее писатель рассказывает о жизнях Эмили и Бекки отдельно, и развитие их взаимоотношений откладывается до того момента, как Эмили приезжает к Бекки в поместье Кроули. К этому моменту Бекки уже тайно обручена с Родоном Кроули и, хотя она открыто ничего не говорит об этом Эмилии, чуткое женское сердце последней обо всем догадывается. Когда они остаются наедине в комнате Бекки, Эмилия восхищенно говорит, что все поняла. Эмми восторгается находчивостью и изобретательностью Ребекки, ведь сама она ни за что ни на что подобное не решилась бы. Но в дальнейшем дорожки героинь расходятся и дружба вроде бы заканчивается. Эмилия выходит замуж за обожаемого ею Джорджа Осборна, Бекки сбегает вместе с Родоном и начинает свое восхождение в свете. Об этом не говорится в романе, но я думаю, что, несмотря на то, что общение подруг прерывается, кроткая и добродушная Эмми все равно любит Ребекку, считает ее близким себе, верным, хорошим человеком, не верит всем сплетням о Бекки, которыми полон свет. Эмилия до последнего верит в порядочность Бекки. Последним оказывается тот эпизод, когда чета Осборнов встречает чету Родонов в военном Брюсселе. Джордж Осборн восхищен Бекки, он оказывает ей всяческие знаки внимания. Бедная Эмилия все это видит, но не хочет замечать. Она понимает, что не в состоянии тягаться с умом, красотой, положением, остроумием Ребекки. И Эмилия начинает ужасно ревновать мужа к подруге, хотя и пытается(в меру своих возможностей) всячески ревность скрывать. Она не выдерживает на балу, когда муж оставляет ее одну, а сам, завидев вошедшую Ребекку, устремляется к ней. Как Эмми узнает потом, в тот вечер ее Джордж хотел бежать с Бекки:он оставил ей записку в букете с признанием и просьбой бежать с ним. В тот вечер сердце бедной Эмми переполняет ревность, обида и негодование. Ей вспоминаются все разговоры о Бекки, холодность обращения с ней подруги и многое другое. Эмилия решает больше никогда ни в чем не помогать Бекки, она чувствует, что над ее дружбой надругались, оскорбили ее. Затем Джордж еще и погибает на войне. Тут Эмили совсем безутешна, ведь она понимает, что последний вечер своей жизни ее обожаемый муж провел не с ней, а с Бекки. И когда Ребекка приходит навестить овдовевшую подругу, Эмили набрасывается на нее с упреками и оскорблениями. Чего Ребекка, конечно же, не собирается терпеть. Казалось бы, любые отношения между подругами закончены. Повествование идет своим чередом, и вот автор вновь сталкивает своих героинь. Через много лет опозоренная, потерявшая все Ребекка встречает Джоза Седли, брата Эмилии, в карточном клубе. Ребекка в маске, но Джоз узнает ее голос. Бекки рассказывает ему все неудачи своей жизни и умоляет придти в ее отель на встречу. Джоз навещает Бекки и ее история(а Бекки обладает неслабым актерским талантом, между прочим) производит такое впечатление на Джоза, что, придя домой, он рассказывает все сестре, чем повергает в шок и испуг кроткую Эмили(напомним, что Джоз склонен все преувеличивать, очень любит говорить крайне красноречиво).Эмилия приходит к Ребекке, убеждается в том, какая жизнь настала у ее старинной подруги, и жалость переполняет бедную наивную Эмили. Она перевозит Бекки в свой дом с решительностью, ей совершенно несвойственной. Она не слушает доводы Доббина(это друг Джорджа, который всю жизнь безответно любит Эмми), который видит сущность Бекки и остерегает Эмили от нее. Но Эмили непреклонна. Из-за того, что Бекки начинает жить в доме Эмилии, у последней происходит ссора с Доббином и он уезжает. Здесь Ребекка не выдерживает глупости Эмилии(ведь Бекки видит то,чего упорно не желает замечать Эмми: только Доббин всю жизнь любил Эмили, а она его отвергла). Ну и + Бекки чувствует свою вину в ссоре и отъезде Доббина. Короче, она решает наставить неразумную Эмми на путь истинный и показывает ей ту самую записку, которую вложил в букет Джордж Осборн много лет назад. Ребекка видит, как Эмили ослеплена любовью к Джорджу, видит, что именно стыд перед своей супружеской неверностью этому «святому» человеку не дает Эмили расслабиться и жить спокойно и счастливо с Доббином. Потому она показывает ей записку. Реакция Эмили была точно такой, как ожидала Бекки. Эмилия идет на пристань встречать пароход, на котором, она чувствует, должен приехать Доббин(предварительно Эмми написала ему письмо с признаниями, извинениями и мольбой вернуться). Доббин приплывает, происходит чудесной воссоединение любящих, все счастливы, что Доббин вернулся. Бекки видит его отношение к ней и понимает, что больше ей здесь делать и ждать нечего. Она оставляет счастливых влюбленных впокое. В конце романа автор вновь разводит подруг: Ребекка ведет беспокойную жизнь и потихоньку разоряет Джоза, Эмили обретает полноценную счастливую семью. И, хотя она не общается с Бекки и автор не говорит о том, каково отношение Эмилии к Ребекке в конце романа, но мне кажется, что Эмми искренне благодарна Бекки за ее жестокий, но правильный настоящий поступок. И возможно, даже, Эмилия благодарит Ребекку за то, что через все лишения и удары судьбы(в которых часто Эмми винила Ребекку) она все же обрела свое счастье.

  1. Бекки Шарп об Эмилии Седли.

Отношение Бекки к Эмилии мотивируется натурой Ребекки: она использует людей в личных целях и хорошо разбирается в людях. Она видит непритязательный ум Эмми, ее чрезмерную кротость, скромность и доброту. Я вообще серьезно сомневаюсь, что Бекки способна на настоящую, искреннюю дружбу. Она не умеет бывать даже просто по-настоящему благодарной. Но зато умеет очень хорошо играть это чувство, как и многие другие. Она добра и внимательна к Эмми, когда видит прямую выгоду в таком отношении. К примеру, в начале романа, когда они оканчивают пансион, или когда Бекки едет к Эмили гостить. Она прекрасно сознает свою власть над этим кротким сердечком и пользуется ею. На протяжении всего романа Бекки считает Эмилию глупой, наивной, слишком доброй, слишком застенчивой. И Бекки скрывает и показывает эти чувства по мере того, нужно ли ей что-то от Эмили или нет. Так же важно сказать, что с самого начала Ребекка завидует Эмилии. Ведь у Эмми есть богатая любящая семья, есть мать и отец, которые занимаются ее замужеством и устройством ее жизни, есть деньги и имя. А у Бекки кроме ее ума, ловкости и находчивости нет больше ничего. И потому в самом начале романа Ребекка ставит себе цель: стать лучше Эмилии. Выше. Успешнее. И Ребекка испытывает гордость от сознания своего триумфа, когда встречает коляску Эмилии, а сама едет верхом рядом с одним из самых богатых и известных генералов английской армии. Бекки всегда счастлива проявить снисходительность по отношению к Эмилии, когда она имеет на то основания, но и не гнушается жаловаться, якобы раскаиваться(я считаю, что она не способна раскаиваться в чем-то) и умолять о помощи, если Эмми может ей как-то помочь. Так, переходя из одной крайности в другую, и строятся взаимоотношения Бекки и Эмили со стороны первой. Между триумфами и поражениями проходит весь роман, и лишь в конце Теккерей решает дать своей героине шанс «исправиться» в глазах читателя. Через много лет опозоренная, потерявшая все Ребекка встречает Джоза Седли, брата Эмилии, в карточном клубе. Ребекка в маске, но Джоз узнает ее голос. Бекки рассказывает ему все неудачи своей жизни и умоляет придти в ее отель на встречу. Джоз навещает Бекки и ее история(а Бекки обладает неслабым актерским талантом, между прочим) производит такое впечатление на Джоза, что, придя домой, он рассказывает все сестре, чем повергает в шок и испуг кроткую Эмили(напомним, что Джоз склонен все преувеличивать, очень любит говорить крайне красноречиво).Эмилия приходит к Ребекке, убеждается в том, какая жизнь настала у ее старинной подруги, и жалость переполняет бедную наивную Эмили. Она перевозит Бекки в свой дом с решительностью, ей совершенно несвойственной. Она не слушает доводы Доббина(это друг Джорджа, который всю жизнь безответно любит Эмми), который видит сущность Бекки и остерегает Эмили от нее. Но Эмили непреклонна. Из-за того, что Бекки начинает жить в доме Эмилии, у последней происходит ссора с Доббином и он уезжает. Здесь Ребекка не выдерживает глупости Эмилии(ведь Бекки видит то,чего упорно не желает замечать Эмми: только Доббин всю жизнь любил Эмили, а она его отвергла). Ну и + Бекки чувствует свою вину в ссоре и отъезде Доббина. Короче, она решает наставить неразумную Эмми на путь истинный и показывает ей ту самую записку, которую вложил в букет Джордж Осборн много лет назад. Ребекка видит, как Эмили ослеплена любовью к Джорджу, видит, что именно стыд перед своей супружеской неверностью этому «святому» человеку не дает Эмили расслабиться и жить спокойно и счастливо с Доббином. Потому она показывает ей записку. Реакция Эмили была точно такой, как ожидала Бекки. Эмилия идет на пристань встречать пароход, на котором, она чувствует, должен приехать Доббин(предварительно Эмми написала ему письмо с признаниями, извинениями и мольбой вернуться). Доббин приплывает, происходит чудесной воссоединение любящих, все счастливы, что Доббин вернулся. Бекки видит его отношение к ней и понимает, что больше ей здесь делать и ждать нечего. Поступком с запиской от Джорджа Бекки впервые в жизни делает добро без расчета на собственную от того выгоду. Со стороны Ребекки этот эпизод может говорить о том, что она не такая уж антигероиня: черствая, холодная, расчетливая. Возможно, она все же благодарна Эмилии, и ведь есть за что быть благодарной)Возможно, Бекки даже немного сентиментальна, что несвойственно ее натуре, ведь она всю жизнь хранила шкатулку, которую подарила ей именно Эмилия. Правда, в этой шкатулке Бекки прятала от мужа подаренные богатыми мужчинами драгоценности и денежную заначку, но не суть. Конечно, она доставила Эмилии много горя и разочарований, и после того, как поспособствовала воссоединению подруги с Доббином, продолжила разорять брата Эмили Джоза, но ведь именно Бекки Эмили обязана своим жизненным счастьем. Таким образом, нельзя говорить о том, что отношение Ребекки к Эмили лишь потребительское и неблагодарное. Оно многогранно и противоречиво, как и сама Бекки, как и сама жизнь.

1.2. Эмилия Седли и Ребекка протипоставл. Друг другу, их характеры обусловлены их положением. Жизнь развела "дорогих подруг": одна осталась дома, у фортепиано, с женихом и двумя новыми индийскими платками, другая поехала "на ловлю счастья и чинов", на ловлю богатого мужа или покровителя, богатства и независимости. Ребекка Шарп - сознательная актриса. Её появление очень часто сопровождает театральная метафора, образ театра. Её встреча с Эмилией после долгой разлуки, во время которой Бекки оттачивала свои мастерство и коготки, произошла в театре, где "ни одна танцовщица не проявила столь совершенного искусства пантомимы и не могла сравняться с ней ужимками". На слова лорда Стейна «у отца Бекки был талант писать картины, но не жить» Бекки отвечает: «Я пытаюсь нарушить это правило». Бекки - самая сильная личность романа, и только перед одним проявлением человеческих чувств она пасует - перед человечностью. Ей, эгоистке, просто не понятен поступок леди Джейн, вначале выкупившей Родона у кредиторов, а потом взявшей его и его сына под своё покровительство. Ей не понять и Родона, сбросившего маски офицера-гуляки и мужа-рогоносца, и приобретшего лицо в своей заботливой любви к сыну, в своём обманутом доверии он возвысился над Бекки, которая ещё не раз вспомнит и пожалеет "об его честной, глупой, постоянной любви и верности". Однако, она честна перед Эмилией, указывает на любовь Доббина, которую та упорно не замечает. С детства Бекки цинична, беззастенчива. Теккерей по ходу романа настойчиво подчеркивает, что она не хуже и не лучше других, и что неблагоприятные обстоятельства сделали ее такой, какая она есть. Ее образ лишен мягкости. Она показана неспособной к большой любви, даже к любви собственного сына. Она любит только себя. Ее жизненный путь - гипербола и символ: образ Ребекки помогает понять весь замысел романа. Тщеславная, она ищет славы не теми путями, и в конце приходит к пороку и несчастию.

В этой статье мы опишем изданный в 1848 году роман У. М. Теккерея, представим его краткое содержание. "Ярмарка тщеславия" - произведение, действие которого происходит в Англии, в начале 19-го века. Идет что не мешает, однако, множеству одержимых честолюбием людей продолжать борьбу за мирские блага - чины, титулы, состояние. Денно и нощно бурлит Базар Житейской Суеты - Ярмарка Тщеславия... Именно здесь решаются судьбы героев.

Ребекка и Эмилия

Следующими событиями начинается краткое содержание. "Ярмарка тщеславия" - роман, открывающийся описанием того, как пансион мисс Пинкертон покидают две юные девицы. Эмилия Седли, дочь обеспеченного эсквайра, представляет собой образец английской добродетели и миловидности, несколько пресной. У нее "доброе", "великодушное" и "нежное" сердце, однако девушка не блещет умом. Ребекка Шарп - иное дело. Это дочь француженки (танцовщицы) и беспутного художника. Ребекка хрупка, бледна. Однако один лишь взгляд ее зеленых глаз может сразить любого мужчину. Бекки, выросшая в "веселой" бедности, остра на язык, она видит насквозь людей, хочет любой ценой завоевать себе место под солнцем, идя даже на обман и лицемерие. Другого пути не существует, ведь у девушки нет ни титула, ни состояния, ни любящих родителей - того, что учит добродетели счастливых ее сверстниц.

Бекки гостит у Эмилии

Эмилия, привязанная искренне к Бекки, приглашает ее к себе в гости, и та наилучшим образом пользуется гостеприимством. Ребекка умеет всем понравиться. Но главное - она пробует свои чары на брате Эмилии, Джозефе Седли. Притворство, лесть - и этот "бонвиан", "брюзга" и "лентяй" готов уже к решительному шагу... В дело, к несчастью, вмешивается случай, а также жених Эмилии, мистер Джордж Осборн. Надежды интриганки в результате этого рушатся, и Джозеф бежит.

Новая страница открывается в жизни Ребекки - она служит в Королевском Кроули гувернанткой. Это наследственное поместье Питта Кроули, старика, неимоверно "грязного" и "вульгарного", сутяги, скареды и пьяницы. Умение лицемерить и притворяться, изобретательность позволяют мисс Шарп завоевать расположение обитателей поместья, от воспитанниц до самого Питта Кроули, старшего сына этого баронета, который является "благовоспитанным джентльменом". Его побаиваются все, даже буйный папаша. Бекки находит всевозможные способы быть полезной его отцу. Не проходит и года, как девушка становится незаменимой, практически хозяйкой в этом доме.

Визит мисс Кроули

Продолжаются события романа, главные из которых мы включили в его краткое содержание. "Ярмарка тщеславия" - объемное произведение, поэтому рассказать обо всем подробно в формате одной статьи невозможно. В ней описаны лишь основные события.

Ежегодно Королевское Кроули навещает сэра Питта, незамужняя женщина, на счету которой имеется изрядная сумма. Она знается с французами и атеистами, любит весело пожить. Эта старая дама тиранит безбожно свою прислугу, компаньонку, а также многочисленных родственников, которые надеются получить ее наследство. Эта женщина не переносит ни сэра Питта, ни старшего его сына, но обожает Родона Кроули, младшего, - шалопая, дуэлянта и игрока, недалекого офицера гвардии. Мисс Кроули также считает, что Ребекка остроумна и очаровательна.

Ребекка выходит замуж за Родона Кроули

Женщина, заболев, увозит ее в свой дом в Лондоне, из-за чего завершается роман между гувернанткой и Родоном Кроули. Он заканчивается тайным браком, так как, несмотря на пристрастие мисс Кроули к Равенству и Свободе, она может очень рассердиться, что отмечает Уильям Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). После того как умирает жена сэра Питта, все открывается. Сэр Питт, не очень опечаленный ее кончиной, пытается вернуть в Королевское Кроули Ребекку. Он падает на колени, предлагая девушке выйти за него замуж. В этот миг в первый раз в жизни бестрепетная Бекки теряет присутствие духа и плачет. Какой шанс упущен! Зачем она поторопилась?

Тяжелое время для молодоженов

Все проклинают молодую чету. Уильям Теккерей ("Ярмарка тщеславия") повествует о том, что, как ни старается Родон, руководит которым умная Ребекка, вновь завоевать расположение тетушки, это ему не удается. Любительница романтических браков и поборница демократии так и не простит до конца своих дней племяннику мезальянса. Не стоит и говорить о сэре Питте. Уильям Теккерей так описывает его состояние: герой от несбывшихся желаний и ненависти буквально теряет разум, опускается все больше. Родовое гнездо от надругательства и окончательного опустошения спасает лишь его смерть. Этим событием продолжает свое произведение Уильям Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). Краткое содержание романа после смерти этого героя следующее.

Теперь супруги вынуждены довольствоваться лишь скромным жалованием Родона, которое он получает как капитан гвардии. Однако Бекки владеет в совершенстве искусством, которое пригодится ей еще не раз, - жить припеваючи, при этом не иметь наличных денег. Девушка надеется занять в обществе более блестящее место и согласна потерпеть. А слепо и страстно влюбленный в жену Родон превращается в покорного и счастливого мужа.

Разорение отца Эмилии

Над головой Эмилии тем временем сгущаются тучи. Как ни удивительно, виной тому оказывается Наполеон. Бегство с Эльбы, высадка в Каннах его армии изменяют на бирже положение дел, что ведет к полному разорению отца девушки, Джона Седли. Самым упрямым и несговорчивым из кредиторов оказывается его сосед и друг Джон Осборн, которому тот помог выбиться в люди. С молотка идет имущество Седли. В убогую наемную квартирку переселяется семья. Однако Эмилия страдает не из-за этого. Беда заключается в том, что эта бесхитростная девушка своего жениха любит всем сердцем, а не так, как предписывают негласные законы, которые диктует Ярмарка Тщеславия. Книга Теккерея - роман, в котором автор таким образом описывает чувства этой девушки. Она искренне полагает, что фатоватый, самовлюбленный и пустой, является самым умным и красивым мужчиной в мире. В отличие от Бекки, поступки которой всегда диктуются нуждой, эгоизмом и корыстью, Эмилия живет лишь любовью. А Джордж Осборн позволяет милостиво этой девушке себя любить, при этом не отказывается от холостяцких увеселений, а свою невесту особым вниманием не балует.

Эмилия выходит замуж за Джорджа Осборна

Уильям Теккерей рассказывает нам о том, что отец после краха Джона Седли запрещает жениться на Эмилии Джорджу. Ее собственный отец, более того, также не хочет и думать о браке с "сыном негодяя". В отчаянии находится бедняжка Эмилия. Однако в дело вмешивается верный друг Джорджа, капитан Доббин, великодушный и честный человек, который горячо любит Эмилию, даже самому себе не решаясь признаться в этом. Он уговаривает Джорджа, которому не чужды благородные порывы, вопреки воле отца жениться на девушке. Конечно же, тот лишает его наследства и отказывается от сына.

Встреча в Брюсселе

В Брюсселе встречаются обе опальные четы, поскольку в город вступает полк Доббина и Джорджа, а также прибывает сюда Тафто, генерал гвардии, со своим адъютантом Родоном Кроули. С восторгом полк принимает Эмилию, однако подруга ее предпочитает вращаться в "блестящем" обществе. Где бы эта девушка ни появлялась, она везде окружена множеством знатных поклонников. Джордж Осборн попадает в их число. Собственное тщеславие и кокетство Бекки настолько далеко его заводят, что он передает ей на балу букет с письмом, в котором просит девушку бежать с ним. Конечно же, та не собирается делать ничего подобного, поскольку знает цену Джорджу. Войска Наполеона в тот же день переходят Самбру. Полный невысказанного раскаяния Джордж прощается со своей женой. Через несколько дней он погибнет при Ватерлоо.

Жизнь Ребекки и Родона в Париже

А Родон и Бекки проводят после Ватерлоо три года в Париже. Здесь супруга Родона пользуется огромным успехом. Ее допускают в самое высшее парижское общество. Не так разборчивы французы, как англичане. Впрочем, девушка не собирается здесь оставаться на всю жизнь. Семейство (у Родона и Бекки в Париже рождается сын) через некоторое время возвращается в Лондон. Здесь чета Кроули, как всегда, живет в кредит, не платя никому и всем раздавая обещания. Наконец, тетушка Родона умирает, почти все состояние оставив старшему племяннику, который женат на достойной и честной женщине, леди Джейн, дочери лорда Саутдауна. А новый баронет, испытывая перед братом чувство вины (ведь тетушкины деньги достались бы именно ему, если бы тот не женился на гувернантке), своим долгом считает объединить семью. И вот снова Ребекка появляется в Королевском Кроули и очаровывает всех. Ей для этого приходится даже изображать любовь к сыну, хотя на самом деле она не питает к этому мальчику ни малейшей привязанности.

Ребекка и лорд Стайн

Так пленит нового баронета тонкая лесть Ребекки, что тот бывает чуть ли не каждый день в ее доме. Там бывает столь же часто и вельможный покровитель девушки, всемогущий лорд Стайн, старый циник из романа, который создал Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). С его помощью Ребекка продвигается вперед в высшем обществе. Какими путями девушка добивается этого, никто не знает, однако лорд дарит ей бриллианты, а также предоставляет свои погреба в ее распоряжение. Наконец происходит событие, ставящее Ребекку в один ряд с другими респектабельными дамами. Девушку представляют ко двору. Этим важным событием продолжает свой роман Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). Краткое содержание лишь вкратце упоминает о том, что Ребекка входит в самые высокие круги Лондона и убеждается, что эти люди от других ничем не отличаются. Бекки становится среди них скучно. А супруг ее чувствует себя с каждым днем все более одиноким на всех этих аристократических собраниях. Он привязывается все больше к своему сыну.

Родон покидает Англию

Катастрофой заканчивается шествие Ребекки по Ярмарке Тщеславия. Родон уличает ее в предательстве и пытается вызвать лорда Стайна на дуэль. В конце концов он решает покинуть Англию для того, чтобы занять выхлопотанный для него его же врагом пост губернатора острова Ковентри. Исчезает Ребекка, а ее сын Родон остается на попечении дяди, а также его жены, заменившей ему мать.

Эмилия воспитывает сына

Смерть мужа едва не стоила Эмилии жизни, о чем рассказывает нам писатель Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). Краткое содержание дальнейших событий в жизни этой девушки следующее. Спасло ее лишь рождение сына, которого Эмилия боготворит так же, как прежде мужа. Она долгое время проживает с родителями, мужественно переносит лишения и бедность, отраду находя в маленьком Джордже. Однако Джон Осборн, пораженный тем, насколько внук похож на его покойного сына, предлагает матери отдать мальчика для того, чтобы воспитать его как джентльмена. Ради его блага Эмилия расстается с сыном. Она находит утешение после смерти матери в том, чтобы скрашивать последние дни отца.

Возвращение майора Доббина

Когда Ребекка терпит удар судьбы, к Эмилии поворачивается фортуна. Майор Доббин возвращается из Индии вместе с Джозефом, ее братом. Доббин клянется, что теперь родные девушки не будут знать нужды. Он хочет жениться на девушке. Однако надеяться ему по-прежнему не на что. Эмилия не замечает преданной, бескорыстной любви этого человека, его выдающихся достоинств. Она верна памяти своего мужа, предоставляя с жестокосердием добродетели Доббину лишь "смотреть и томиться". Вскоре Джон Седли умирает, а затем и Джон Осборн, который оставляет Джорджу половину своего состояния, а также восстанавливает в опекунских правах вдову "возлюбленного сына". Эмилия узнает, что обязана этим Доббину, а также то, что он являлся неизвестным благодетелем, который в годы нужды поддерживал ее. Однако по-прежнему лишь благодарностью она может заплатить за его преданность.

Новая встреча Эмилии и Бекки

В маленьком герцогстве, на берегах Рейна, вновь происходит встреча Эмилии и Бекки. Эмилия совершает с братом, сыном и Доббином заграничное путешествие, а Ребекка порхает уже давно по Европе, в карточной игре и приключениях сомнительного свойства проматывая свое содержание, которое было назначено ей супругом. От нее везде шарахаются в приличном обществе, как от зачумленной. Но вот она замечает Джозефа Седли, и в душе девушки возрождается надежда. Оклеветанная страдалица, у которой отобрали любимое дитя и честное имя, без труда, как и в прежние времена, обводит вокруг пальца этого тучного щеголя, а также Эмилию, которая ничему не научилась и нисколько не поумнела. Доббин, всегда питавший отвращение к Ребекке, из-за нее ссорится с Эмилией и упрекает ее в первый раз в жизни в том, что девушка не ценит его привязанности. Он решает навеки расстаться с Эмилией. Однако Бекки, исполнившись к девушке "презрительной жалости", а к Доббину - восхищения, совершает первый в своей жизни бескорыстный поступок. Ребекка показывает своей подруге письмо Джорджа, которое доказывает его неверность. Повержен идол. Эмилия теперь свободна и поэтому может ответить на чувство преданного Доббина.

Заключительные события

Вот мы и приближаемся к концу произведения "Ярмарка тщеславия". Краткое содержание книги составляют следующие заключительные события. Доббин с Эмилией ведут в собственном доме тихую жизнь. Они дружны с обитателями Королевского Кроули. До конца дней Джозеф влачит убогую жизнь раба Ребекки. Умирает он при "невыясненных обстоятельствах". От погибает и Родон Кроули-старший. После смерти дяди его сын наследует поместье и титул. Он не хочет видеть свою мать, однако назначает той щедрое содержание, хотя она достаточно обеспечена и без этого. У Ребекки множество друзей, которые считают, что она несправедливо обижена. Она занимается усердно благотворительностью, живет на широкую ногу.

Так заканчивается краткое содержание. "Ярмарка тщеславия" - роман, который пользуется сегодня большой популярностью. И это неслучайно. Проблемы, которые затронуты в нем, актуальны и сейчас.

Анализ произведения

"Ярмарка тщеславия" является вершиной творчества Теккерея. В романе реалистические обобщения, социальная критика и сатирическое мастерство достигают своей наибольшей силы. Теккерею удалось уловить связь между людьми общества, современного ему. Она основана на власти денег, на "бессердечном чистогане". В произведении общество предстает как громадная ярмарка, где все можно купить и продать. Изображая правдиво отталкивающее лицо буржуа, автор не питал иллюзий насчет возможности его превращения в отзывчивого и Он хотел лишь раскрыть без иллюзий и прикрас суровую правду жизни.

Полное название романа звучит так: "Ярмарка тщеславия. Роман без героя". Оно заимствовано было из произведения Джона Беньяна "Путь паломника". Теккерей назвал Ярмаркой Тщеславия буржуазно-аристократическое общество Англии своего времени.

Помещики и буржуазные дельцы, дипломаты и члены парламента, чиновники и знатные лорды проходят перед читателями длинной вереницей. Живут они по законам Ярмарки Тщеславия. В романе Теккерея своеобразной является форма подачи материала. Писатель сравнивает своих героев с марионетками, а себя - с приводящим их в движение кукольником. Теккерей ("Ярмарка тщеславия") дает им оценки, высказывает свои суждения в ряде отступлений.

"Роман без героя" означает, что писатель не нашел в среде Кроули и Осборнов положительного героя. Однако он не противопоставляет простого человека из народа корыстному буржуа, как, например, Диккенс. В романе "Ярмарка тщеславия" герои из народной среды отсутствуют. Капитан Доббин является носителем положительных начал. В этом можно убедиться, прочитав в оригинале произведение "Ярмарка тщеславия". Краткое содержание по главам лишь поверхностно раскрывает героев. Доббин - единственный, кто сохраняет отзывчивость и доброту, скромность и самоотверженность.

"Ярмарка тщеславия" - книга, которая будет актуальна всегда, до тех пор, пока не будет искоренен людской эгоизм, в котором таятся корни многих бед человечества.

Сегодня нам предстоит работа по произведению Уильяма Теккерея Ярмарка тщеславия, а именно, нам предстоит охарактеризовать одну из героинь произведения — Бекки Шарп.

Уильям Теккерей Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей свою Ярмарку тщеславия написал в 1848 году. Здесь он поставил цель создать такое произведение, где бы были раскрыты такие человеческие слабости как жадность, низменность, напыщенность, где бы герои были самодовольными и уверенными в своем превосходстве. Сам роман Теккерея Ярмарка тщеславия построен на сравнении двух героинь романа. Эти героини были подругами и в то же время были настолько разными, что даже задумываешься, как вообще они могли столкнуться в жизни. Но жизнь их свела еще в юности, ведь Эмили и Ребекке пришлось учиться в одном пансионате.

Как раз об одной из героинь в Ярмарке тщеславия о Бекки Шарп мы и поговорим, дав описание и героини романа Теккерея.

Итак, Ребекка Шарп — это, наверное, самый яркий образ в романе, который можно осуждать, а можно восхищаться тому стремлению, с которым Бекка шла к своей цели. Целью ее было стать богатой, оказаться в высшем свете, и чтобы достичь цели она жила по принципу: нет добродетели, есть только обстоятельства.

Еще, будучи в пансионате, где ее унижали постоянно и напоминали ей, что она здесь по милости, Ребекка поняла, в жизни не нужно полагаться на связи и положение, ей нужно бороться с помощью своих навыков и дарований, только так можно занять в обществе достойное место.

Сама по себе Ребекка умная, сильная, имеет твердый дух, большое стремление, она полна энергии. Девушка артистична, остроумна, что и будет способствовать ей в достижении свой цели. Закончив пансионат, Реббека, которая родилась в семье непутевых родителей, стала вести борьбу за свое место под солнцем и тут как раз на руку было приглашение ее подруги, погостить у родителей. Ребекка узнает, что как раз в это время прибудет богатый брат Эмили и здесь не нужно упускать такой шанс. Все свое обаяние девушка пускает, чтобы попался в ее сети богатый колониальный чиновник. И все почти удалось, но в последний миг рыбка сорвалась. Но, не расстроилась Ребекка, ведь она все равно достигнет своего.

Устроившись гувернанткой в доме Кроули, Реббекка выходит замуж за младшего сына Питта Кроули за Родона Кроули. Хотя, уже вскоре она пожалела о таком быстром своем решении, ведь, если бы она могла немного подождать, то могла выйти замуж за самого баронета Питта Кроули.

Недовольной осталась Ребекка своим мужем, поэтому она, как та хищница, выискивает новую жертву. Самое интересное, Ребекка не стесняется своих действий, она не скрывает своих намерений и в этом она не видит ничего плохого. Теперь она заинтересована лордом Стайном.

Ребекка, чтобы удовлетворить свое тщеславие, готова на все. Ей не знакомо чувство любви, хотя, она говорит, что могла быть добропорядочной, были бы у нее годовые доходы в пять тысяч фунтов. Да и хорошо было бы, если б у нее была маменька, как у остальных, которая бы позаботилась о выгодной партии для своей дочери. А так Ребекке приходится добиваться всего самостоятельно. Но в стремлении к яркой, богатой и красочной жизни Ребекка опускалась все ниже и ниже. В итоге, в своих манипуляциях Ребекка переиграла саму себя.

Бекки, или Бэкки

Героиню знаменитого романа Уильяма Теккерея "Ярмарка тщеславия", представлять, наверное, излишне.

Как будет выглядеть кукла от ДеАгостини - пока неизвестно, увидим ближе к началу зимы, этот номер в России выходит в первой половине декабря 2012 года. Уже увидели - смотрите анонс. :-)

Дамы Эпохи 45 - Ребекка Шарп.

Личное мнение - кукла должна быть ну очень яркой, мне кажется, больше всего бы ей подошло ярко-красное платье и головной убор с пышными перьями.

Теперь красивый костюм! Анонс - на картинке слева.

ОДНАКО - если посмотреть внимательно на картинку анонса (добавляю в фотогалерею под статьёй), то оказывается, что: у неё НЕТ кружевных рукавов, как вначале показалось, это просто шарфик-палантин наброшен!!

Эта героиня также была у нас в пожеланиях на новых кукол Дам Эпохи. Ещё один подарок.

Фото куклы

Фотографии куклы без доделок, Ребекка Шарп:

О героине.

"Ребекка была маленькая, хрупкая, бледная, с рыжеватыми волосами; ее зеленые глаза были обычно опущены долу, но, когда она их поднимала, они казались необычайно большими, загадочными и манящими...".

Уточнение от Маргарет, а потом уж, ниже, общий текст - краткое содержание. Итак, о Бэкки от margarette:

Что касается Бекки, то мне кажется гораздо более удачной экранизация с Наташей Литтл, а не с Уизерспун...

Что касается описания Бекки и ее истории... Она авантюристка, совершающая весьма аморальные поступки, персонаж совсем не положительный, хотя все герои романа описаны так, что на их фоне она вовсе не кажется самой отрицательной. По большому счету, кроме Доббина, положительных героев там вообще нет. Что касается мужа, то ее не "больше привлекает аристократ лорд Стайн", а просто она использует лорда, чтобы выкачивать из него деньги. Муж ее вполне устраивает как муж, который ее ни в чем не ограничивает и ничего не замечает. В итоге за попытку использовать Стайна она и поплатилась. И мужа погубила.

В конце книги она совсем опускается.

Про благотворительность я что-то не помню (кроме этапа когда она пыталась казаться пристойной и уважаемой, что из-за Стайна не удалось), а вот выйдя замуж за Джозефа она его в итоге губит, прибрав к рукам все деньги.

margarette

Бекки - дочь пьяницы-художника и балетной танцовщицы (француженки). Выросшая в бедности, она полна решимости любой ценой завоевать место под солнцем. Лицемерие, обман, интриги - её почерк. Однако в романе Бекки – одна из немногих по-настоящему живая, яркая, среди женщин-кукол, вылепленных по шаблону. У неё острый язык, она смеётся над искусственностью, самодовольной ограниченностью, пошлостью, банальностью, тщеславием великосветских дам.

Ребекка Шарп, умная и амбициозная молодая особа, дочь обедневшего художника и оперной певицы, стремится к удачному замужеству и обеспеченной жизни. Её подруга Эмилия Седли, скромная и добродушная дочь богатого торговца, мечтает о том дне, когда она станет женой своего наречённого, капитана Джорджа Осборна.

Ярмарка Тщеславия ( Vanity Fair ) - кинофильм режиссёра Миры Наир по мотивам одноимённого романа Уильяма Теккерея. Слоган фильма On September 1st, a heroine will rise (1-го сентября героиня поднимется) . Мировая премьера состоялась 1 сентября 2004 года.

Картина была номинирована на получение премии Золотой лев на Венецианском кинофестивале в 2004 году.

Ребекка Шарп - самая яркая фигура в толпе разноликих персонажей великого романа. Теккерей не создает здесь ни одной ис­тинно широкой натуры, духовно возвышенной, потому что такая среда, такая нравствен­ная атмосфера, которую описывает автор в романе, не может дать героической высокодуховной личности. Ребекка Шарп остается лицом самым незаурядным и значительным.

Ребекка умна, остроумна, артистична, обая­тельна, полна энергии, деятельна, обладает твердос­тью духа, решимостью, силой воли.

В начале романа Ребекка - выпускница пансиона мисс Пинкертон, напы­щенной, чванливой и тщеславной женщины. Юная си­рота Ребекка, дочь неимущих родителей, - одаренного, но беспечного и спившегося художника и заурядной танцовщицы, с горечью сознает, что у нее нет никаких средств к существованию. Гордая девушка, уязвлен­ная своим бедственным положением, не случайно ду­мает о больших деньгах, о знатном или видном поло­жении, мечтает оказаться в высшем свете, чтобы иметь тщеславное удовольствие на все и всех смот­реть сверху вниз.

Ребекка с радостью принимает пригла­шение подруги по пансиону - Эмилии Седли - погос­тить в доме ее богатых родителей. Эмилии, в отличие от Бэкки, не прихо­дится задумываться о будущем. Миллионер Джон Седли обеспечит дочери богатое существо­вание.

Ребекка начинает свою борьбу за место под солнцем. Но в своих устремлениях и в выборе средств для са­моутверждения героиня романа легко пренебрегает нравственностью, высокими понятиями и человечес­кими чувствами. Все её достоинства: обаяние, ум, во­ля - используются для достижения эгоистической суетной цели. Ребекка полагает, что своего шанса не упустит, обзаведется состоятельным мужем и будет вести беззаботный светский образ жизни.

Удобный случай предоставляется ей в доме подруги. Приезжает из Индии Джозеф Седли, брат Эмилии. Богатый колониальный чиновник, холос­тяк, - вполне приемлемая кандидатура для Ребекки. Она пускает в ход все свои чары. Джозеф увлекается ею, но в последний момент ускользает из расставленных сетей.

После неудачной попытки выйти замуж за Джозефа Ребекка уезжает в провинцию и поступает гувер­нанткой в дом баронета Питта Кроули. Вскоре она снова по­дыскивает на роль мужа подходящего кандидата: младшего отпрыска баронета Родона Кроули, у кото­рого сильные желания и карликовый мозг. Однако Ребекка недовольна этим браком. Ее больше привлекает аристократ лорд Стайн, на которого героиня возлагает большие надежды. Но ее покровитель умирает от потрясения, каким явилось для него французская рево­люция 1830 года.

Ребекка с повадками настоящей хищни­цы продолжает поиски нужных связей и нужных лиц. Теккерей подчеркивает, что она поступает так, как было принято в том обществе, куда она так жаждала попасть. Она даже не думает каяться в своих грехах. Ребекка рассуждает про себя: Пожалуй, и я была бы хоро­шей женщиной, имей я пять тысяч в год.

Нет, не могла бы. Жизнь предоставит ей такую возможность. У Ребекки по­явятся деньги, милейший ребенок, мальчик Родон, от­личная детская, но возиться в ней она не захочет, не сможет, это чуждо ее натуре. Добрые мысли и ти­хие удовольствия были противны миссис Бекки: они раздражали ее; она ненавидела людей, которым они нравились; она терпеть не могла детей и тех, кто любит их.

С одной стороны, Ребекка мила и очаровательна, это добродушное и милое создание; но с другой - это вероломный друг и вероломная жена, злая, дурная женщина, способная лгать без зазрения совести и извлекать пользу из всего решительно.

Ребекка Шарп за­платила за свое авантюристическое поведение полным крушением тщеславных надежд . Ей самой, когда она задумывается о своей долгой жизни, эта жизнь пред­ставляется унылой, жалкой, одинокой и неудачной. Ребекка сама виновата в крушении того, что было завоевано ценой ее огромных усилий. Все это рушится из-за ее же капризов и вздорных поступков.

Ребекка легко пре­одолевает минутное желание покончить с собой, пото­му что у неё слишком жизнелюбивый характер , герои­ня устремлена к яркой, красочной жизни. Продол­жая двигаться в однажды избранном ею направлении, продолжая действовать привычными для нее средства­ми, Ребекка опускается все ниже и ниже .

В конце романа она обретается в курортных городках, занимаясь благотво­рительностью, усердно посещая церковь. Ребекка приняла новый облик, оставаясь той же самой на той же самой ярмарке житейской суеты.

Ребекка Шарп - это английский вариант героя буржуазной эпохи , героя карьериста, пришедшего в мир без аристократических родствен­ных связей, без материальной поддержки, без какихлибо средств к существованию.

В фильме годы спустя в Баден-Бадене Ребекка встречает Эмилию, её сына Джорджи и майора Доббина. Все эти годы Доббин не переставал любить Эмилию, но она хранила верность умершему супругу. Ребекка убеждает её в преданности и искренности чувств Доббина, и Эмилия обретает с ним семейное счастье. Сама же Ребекка вновь сталкивается со своим давним поклонником, Джозефом Седли. Он, наконец, отваживается просить её руки, и увозит Ребекку в Индию.

– Конечно, если вам не надо дежурить подле этой хорошенькой мисс Седли, – сказал Кроули, многозначительно подмигивая. – Впрочем, она чертовски мила, клянусь честью, Осборн! – соблаговолил он добавить. – Куча денег, я полагаю, а?

Осборн не собирался дежурить – он с удовольствием составит Кроули компанию. И когда они встретились на следующий день, капитан похвалил мастерскую езду своего нового приятеля – что мог сделать, не покривив душой, – и познакомил его с тремя или четырьмя молодыми людьми самого высшего круга, весьма польстив этим простоватому молодому офицеру.

– Кстати, как поживает маленькая мисс Шарп? – с фатовским видом осведомился Осборн у своего друга за стаканом вина. – Славная девчурка! Пришлась ли она вам ко двору в Королевском Кроули? Мисс Седли очень к ней благоволила прошлый год.

Капитан Кроули свирепо глянул на лейтенанта узенькими щелочками своих голубых глаз и все время наблюдал за ним, когда тот отправился наверх, чтобы возобновить знакомство с хорошенькой гувернанткой. Однако поведение ее должно было успокоить Родона, если бы в груди нашего лейб-гвардейца и шевельнулось нечто вроде ревности.

Когда молодые люди поднялись наверх, Осборн был представлен мисс Кроули, а затем направился к Ребекке с покровительственной небрежной развязностью; он намеревался быть ласковым и протежировать ей. Желая обойтись с ней как с подругой Эмилии, он даже протянул ей левую руку со словами: «Ну, как поживаете, мисс Шарп?» – ожидая, что она будет сражена такой честью.

Мисс Шарп подала ему свой правый указательный палец и кивнула с такой убийственной холодностью, что Родон Кроули, наблюдавший за ними из соседней комнаты, едва не прыснул, увидя полное поражение лейтенанта, – тот вздрогнул, осекся и в невероятном смущении соблаговолил наконец взять протянутый ему пальчик.

– Да она и самому дьяволу не даст спуску, ей-богу! – воскликнул в восторге капитан. А поручик для начала любезно осведомился у Ребекки, как ей нравится ее новое место.

– Мое место? – холодно произнесла мисс Шарп. – До чего же с вашей стороны мило напомнить мне об этом! Место довольно сносное, жалованье достаточно хорошее – не такое, пожалуй, высокое, как мисс Уирт получает у ваших сестриц на Рассел-сквер. А как они, кстати, поживают?.. Впрочем, мне не следовало бы об этом спрашивать.

– Почему же? – спросил озадаченный мистер Осборн.

– Да потому, что они никогда не удостаивали меня разговором или приглашением к себе, пока я гостила у Эмилии. Но мы, бедные гувернантки, как вам известно, привыкли к таким щелчкам.

– Дорогая мисс Шарп, что вы! – воскликнул Осборн.

– По крайней мере, в некоторых семействах, – продолжала Ребекка. – Впрочем, вы и представить себе не можете, какая иногда наблюдается разница. Мы не так богаты в Хэмпшире, как вы, счастливцы из Сити. Но зато я в семье джентльмена из хорошего старинного английского рода. Быть может, вы знаете, что отец сэра Питта отказался от звания пэра? И вы видите, как со мной обращаются. Мне тут очень хорошо. Право, у меня, пожалуй, отличное место. Но как вы любезны, что справляетесь об этом!

Осборн был вне себя от бешенства. Маленькая гувернантка издевалась над ним до тех пор, пока наш юный британский лев не почувствовал себя крайне неловко. К тому же он не сумел проявить достаточного присутствия духа и найти какой-нибудь предлог, чтобы уклониться от этой в высшей степени усладительной беседы.

– Мне казалось, что раньше вам весьма даже нравились семейства из Сити, – сказал он надменно.

– Вы хотите сказать – в прошлом году, когда я только что выскочила из этой ужасной вульгарной школы? Конечно, нравились! Разве каждой девушке не приятно бывает приезжать домой на праздники? Да и могла ли я судить тогда? Но, ах, мистер Осборн, эти полтора года научили меня смотреть на жизнь совершенно другими глазами! Полтора года, проведенных – простите меня, что я так говорю, – среди джентльменов… Что же касается милой Эмилии, то она, я согласна с вами, настоящее сокровище и будет одинаково мила в любом обществе. Ну вот, я вижу, вы начинаете приходить в хорошее расположение духа. Ах уж эти чудаки из Сити! А мистер Джоз? Как поживает наш несравненный мистер Джозеф?

– Сдается мне, что несравненный мистер Джозеф был вам не так уж неприятен в прошлом году, – любезно отпарировал Осборн.

– Как это жестоко с вашей стороны! Ну что ж, говоря entre nous , сердце мое из-за него не разбилось. Однако если бы он тогда попросил меня сделать то, на что вы намекаете своими взглядами (кстати, весьма выразительными и учтивыми), я не ответила бы ему «нет»!

Взгляд мистера Осборна, казалось, говорил: «В самом деле? Вы весьма бы его обязали!»

– Вы думаете, что для меня была бы большая честь породниться с вами? Быть невесткой Джорджа Осборна, эсквайра, сына Джона Осборна, эсквайра, сына… кто был ваш дедушка, мистер Осборн? Ну, не сердитесь! Вы не можете изменить свою родословную, а я не отрицаю, что могла бы выйти замуж за мистера Джо Седли. А что еще оставалось делать бедной девушке без гроша в кармане? Теперь вы знаете мой секрет. Как видите, я с вами откровенна. И если принять в расчет все эти обстоятельства, ваши намеки делают вам честь – очень любезно и вежливо с вашей стороны. Эмилия, милочка! Мы с мистером Осборном беседуем о твоем бедном брате Джозефе. Что, как он?

Таким образом, Джордж был разбит наголову. Нельзя сказать, чтобы Ребекка была права, но она с величайшей ловкостью повела дело так, что Осборн оказался кругом неправым. И он обратился в постыдное бегство, чувствуя, что, продлись эта беседа еще минуту, его поставили бы в дурацкое положение в присутствии Эмилии.

Хотя Ребекка и одержала над ним победу, но Джордж был выше низких сплетен или мести по отношению к женщине; он только не мог удержаться, чтобы не шепнуть на следующий день капитану Кроули кое-какие свои соображения относительно мисс Ребекки: она, мол, особа лукавая, опасная, отчаянная кокетка и т. д. Со всеми этими мнениями Родон, смеясь, согласился – и со всеми ими, без исключения, мисс Ребекка ознакомилась в тот же день, и они только подкрепили ее давнишнее отношение к мистеру Осборну. Женский инстинкт говорил ей, что это Джордж помешал успеху ее первой матримониальной затеи, и она питала к поручику соответствующие чувства.

– Я просто предостерегаю вас, – говорил Джордж Родону Кроули с многозначительным видом (он купил у Родона лошадь и проиграл ему после обеда несколько десятков гиней), – просто лишь предостерегаю. Я знаю женщин и советую вам держать ухо востро.

– Спасибо вам, мой милый, – ответил капитан, и взгляд его выражал особую благодарность. – Вы, как я вижу, малый не промах!

И Джордж ушел, в полном убеждении, что Кроули молодчина.

Он рассказал Эмилии обо всем, что сделал, и как он посоветовал Родону Кроули – чертовски хорошему, прямому малому – быть настороже и опасаться этой хитрой шельмы Ребекки.

– Кого опасаться? – изумилась Эмилия.

– Твоей приятельницы, гувернантки. Что ты так на меня смотришь?

– О Джордж! Что ты наделал! – воскликнула Эмилия.

Взор ее женских глаз, обостренный любовью, мгновенно обнаружил тайну, которой не видели ни мисс Кроули, ни бедная девственница Бригс, ни тем более глупые гляделки этого молодого, довольного собою и своими бакенбардами поручика Осборна.

Дело в том, что, когда Ребекка закутывала Эмилию в шали в одной из комнат верхнего этажа, нашим приятельницам удалось незаметно переглянуться и вступить в один из тех маленьких заговоров, которые составляют прелесть женской жизни. Эмилия вдруг подошла к Ребекке и, взяв обе ее руки в свои, проговорила:

– Ребекка, я все понимаю!

Ребекка поцеловала ее.

И больше ни звука не было произнесено обеими девушками об этом восхитительном секрете. Но ему суждено было очень скоро выплыть наружу.

Невдолге после описанных выше событий, когда мисс Ребекка Шарп все еще гостила на Парк-лейн в доме своей покровительницы, среди множества траурных гербов на Грейт-Гонт-стрит, которые всегда украшают этот мрачный квартал, можно было заметить некое прибавление семейства: теперь герб висел и на доме сэра Питта Кроули, но возвещал он не о кончине достойного баронета – это был женский траурный герб. Несколько лет тому назад он служил поминальной данью старухе матери сэра Питта, вдовствующей леди Кроули. Когда кончился срок его службы, траурный герб вышел в отставку и с тех пор отлеживался где-то в недрах дома. Теперь его снова извлекли на свет Божий – в честь бедной Розы Досон. Сэр Питт опять овдовел. Геральдические знаки, красовавшиеся на щите рядом с собственным гербом сэра Питта, не имели, конечно, никакого отношения к бедняжке Розе. У нее не было своего герба. Но представленный здесь херувим годился для нее в такой же мере, как и для матери сэра Питта, а под херувимом, охраняемым справа и слева голубем и змеей рода Кроули, вилась надпись: «Resurgam» . Гербы, траурные щиты и надпись «Resurgam» – какая благодарная тема для размышлений моралиста!