В конце VIII в. на Кавказе происходят значительные перемены. Как уже говорилось, урарты оказываются в это время перед лицом нового врага. Племена киммерийцев, а затем и скифов, населявшие степи Восточной Европы, вторгаются в Закавказье, наносят тяжёлые удары Урарту и проникают в Переднюю Азию.

Развитие кочевого хозяйства в степях Восточной Европы и Средней Азии

В начале 1 тысячелетия до н. э. в связи с развитием земледель ческого и скотоводческого хозяйства (в частности, в связи с дальнейшим развитием коневодства) на большой территории от Черного моря до степей Средней Азии ускоряется процесс разделения племён на земледельцев и кочевников-скотоводов.

В то время как в приречных низменностях (например, в Приднепровье) продолжает развиваться мотыжное земледелие, дающее уже значительное количество продукта, в степных районах с целью расширения возможности пастьбы скота и увеличения стада население постепенно переходит от оседлого к кочевому скотоводству. Возможность перехода на кочевое скотоводство обеспечивалась не только большей подвижностью племён, которую создало приручение лошади и изобретение кибитки-юрты на колёсах, но и ростом межплеменного обмена, что позволяло удовлетворять некоторые нужды кочевников за счёт продуктов, создаваемых земледельцами. В то же время подвижные и воинственные племена кочевников могли обеспечивать свои нужды - в той мере, в какой они не покрывались собственным кочевым хозяйством,- и путём набегов на земледельческие области, а иногда даже путём установления более постоянной зависимости этих областей.

Заманчивым объектом для набегов кочевников являлись, конечно, области древних цивилизаций, откуда издавна в степи Северного Причерноморья доходили различные культурные изобретения. Отдельные группы кочевников, сдвинутые, как полагают, со своих мест перемещениями каких-то племён, проникают через Кавказский хребет и устремляются к странам Передней Азии.

Киммерийцы в Передней Азии.

Первое такое крупное нашествие из известных в истории совершили киммерийцы. Впоследствии греческие авторы называли киммерийцами вообще всех жителей Северного Причерноморья. Это были, по всей вероятности, племена, родственные иранским, а возможно, .и фракийским племенам, жившим и впоследствии по берегам Чёрного моря. Конечно, не всё население Причерноморья двинулось на юг через Кавказ. Киммерийцами древневосточные памятники называют лишь одно сильное племя или племенной союз, обитавший первоначально, повидимому, в Прикубанье и Крыму. Греческие источники говорят, что киммерийцы якобы были согнаны со своих мест скифами, которых в свою очередь вытеснили из Закавказья племена массагетов или исседонов.

Возможно, что киммерийцы двинулись на юг вдоль Кавказского побережья Чёрного моря, хотя некоторые исследователи считают более вероятным их продвижение через перевалы. Движение этих племён началось в V111 в. до н. э. В 30-х годах VIII в. мы застаём их в Западном Закавказье или в восточной части Малой Азии. Киммерийское войско, состоявшее сплошь из конницы, обладавшее большой подвижностью, владело незнакомой дотоле народам древнего Востока массовой коннострелковой тактикой. Оно представляло серьёзную угрозу для древневосточных рабовладельческих государств. Подвергая полнейшему разграблению захваченную территорию, киммерийское войско внушало ужас жителям соседних стран.

Длительные успехи небольшой группы кочевников, проникших в Переднюю Азию, можно объяснить только предположив, что к ним присоединялись некоторые полукочевые скотоводческие племена и ранее уже обитавшие в Закавказье и Малой Азии на периферии больших государств. Кроме того, к ним, вероятно, примыкали также земледельцы и рабы, которые бегством из своей страны спасались от эксплуатации; таких беглецов было немало в эти времена в державах Востока.

В 20-х годах VIII в. до н. э. поражение от киммерийцев потерпел Руса I, царь Урарту. Урартское государство киммерийцы не смогли разрушить, но им удалось стать хозяевами восточной части Малой Азии. Есть предположение, что именно в битве с ними погиб в 705 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II. Около 679 г. киммерийцы попытались проникнуть на ассирийскую территорию, но были отбиты. Часть киммерийцев в это время появилась и на территории нынешнего Южного Азербайджана, где приняла участие в восстании мидян против Ассирии. Однако возможно, что в данном случае восточные источники под общим названием киммерийцев понимают скифов, о проникновении которых в Мидию в начале VII в. до н. э. точно известно.

В начале 70-х годов VII в. вожди основных племён киммерийцев вступили в соглашение с Ассирией и Урарту. В ассирийских памятниках встречается упоминание «начальника киммерийского (очевидно, наёмного) полка». Есть основания предполагать, что киммерийцы выступали и вместе с Урарту в качестве союзников или наёмников.

Наиболее тяжело пострадала от киммерийцев Фригия. В первой четверти VII в. до н. э это государство было разрушено, невидимому, совместными действиями Урарту и киммерийцев. Центральная часть Малой Азии стала добычей кимморийских племён. В течение первой половины VII в. почти все области Малой Азии подвергаются разрушительным набегам киммерийцев, которые нападают и на столицу Лидии - Сарды и на греческие города побережья Эгейского моря. Угроза для Лидии стала ещё более серьёзной в связи с тем, что киммерийцы, повидимому, соединились с трерами - скотоводческим фракийским племенем, проникшим с Балкан в Малую Азию через Босфор и Дарданеллы. Треры были поддержаны также горным народом - ликийцами, жившими на юго-западе Малой Азии и сохранившими многие древние порядки, в том числе сильные пережитки матриархата. Повидимому, только после того, как Лидия дважды получила помощь от Ассирии, а киммерийцы были ослаблены столкновениями со скифами, лидийпы одержали победу. Мощь киммерийцев была сломлена. Остатки киммерийцев осели в северовосточной части Малой Азии, где постепенно слились с местным населением.

Скифы в Передней Азии

Через 50-60 лет после вторжения киммерийцев в Переднюю Азию туда вторгается другое кочевое ираноязычное племя или группа племен - скифы. Первоначально это название принадлежало племени, обитавшему к востоку от нижнего течения Волги, а затем проникшему на её западный берег и на Северный Кавказ. Отсюда скифы через современный Дагестан и Дербентский проход устремились на территорию нынешнего Азербайджана. Здесь они обосновались и, включив, вероятно, в свой состав значительные группы местного скотоводческого населения, совершали походы в различные части Передней Азии.

Восточные памятники называют вождей скифов «парями» и их область - «царством». Вероятно, оно было расположено в низменной части междуречья Куры и Аракса, хотя некоторые исследователи склонны считать, что это царство находилось на территории Маны, в районе Урмийского озера.

Скифы столкнулись с ассирийпами впервые в 70-х годах VII в. до н. э.; в борьбе с ассирийпами погиб скифский вождь Ишпакай. Затем около 673 Р. скифы поддержали восстание мидян против ассирийской власти, но в конце кондов вождь скифов Партатуа заключил союз с ассирийским царём Аеархаддоном, который, невидимому, выдал за него замуж свою дочь. G этих пор скифы умело используются ассирийцами против своих врагов. В 50-х годах VII в. Мадий, сын Партатуи, возглавил поход скифов в Малую Азию - по всей вероятности, с ведома Ассирии, которую просил тогда о помощи против киммерийцев парь Лидии Ардис. Киммерийцы в это время представляли серьёзную угрозу и для ассирийских границ,--это ясно видели в Ассирии. Столкновение друг с другом двух групп кочевников привело к разгрому киммерийцев. Зато скифы выросли в большую политическую силу, с которой древневосточные цари не смогли справиться. Так, Мадий добился подчинения скифам новообразованного Мидийского царства в Северном Иране и Южном Азербайджане. Правда, это подчинение было, вероятно, более или менее формальным; скифы ограничивались лишь получением определённого выкупа от Мидии. Возможно также, что этот конфликт скифов с Мидией был спровоцирован ассирийцами, желавшими ослабить Мидию как своего опасного соседа.

После смерти ассирийского царя Ашшурбанапала около 633г. дон. э., когда Ассирия была охвачена внутренними смутами, скифы, повидимому, вторглись на контролировавшиеся Ассирией территории, в частности в Сирию и Палестину. Во время своих походов скифы доходили тогда до границ Египта.

Значительной силой скифы оставались в Передней Азии во времена падения Ассирийской и Урартской держав, но из-за скудости источников нам не ясна их роль в событиях, развернувшихся в конце VII в. Во всяком случае в то время скифы уже потеряли влияние в Мидии. Судя по древнееврейским данным, Скифское царство ещё существовало в конце 90-х годов VI в. до н. э. После этого времени источники о нём уже не упоминают.

Основная часть скифов в это время, повидимому, постепенно уходила обратно на Северный Кавказ и проникала в Северное Причерноморье, населённое в то время родственными им частью кочевыми, частью земледельческими племенами различных наименований. В науке эти племена также получили общее название «скифов»; так их впервые стали называть греки (начавшие около этого времени появляться на северных берегах Чёрного моря), повидимому, по имени уже известного им племени, вторгавшегося в Малую Азию.

Часть скифов, как и киммерийцы, однако, осталась в Закавказье, а может быть, также и в Малой Азии. Археологические данные о раннем железном веке в Закавказье показывают наличие там значительных элементов скифской культуры.

Историческое значение скифского нашествия в Переднюю Азию

Роль скифского нашествия в истории как Передней Азии, так и Восточной Европы была значительной. Оно привело к установлению более тесных связей между Причерноморьем и странами древнего Востока.

Вполне возможно, что на Северном Кавказе происходило слияние местного населения, говорившего на кавказских языках, с пришельцами - скифами, причём элементы местной культуры переплетались со скифскими. В культуре Закавказья VII-VI вв. до н.э., как сказано, можно отчётливо проследить наряду с элементами переднеазиатскими и местными также и скифские. На Северном Кавказе памятники VIII-V вв. имеют в своём инвентаре наряду с предметами, типичными для местной культуры бронзового века на Кавказе, также и настоящие скифские предметы. Вместе с тем скифская культура в это время сама подвергается сильному влиянию культур древнего Востока и, в частности, урартской. Кавказ в этот период в ещё большей степени, чем раньше, становится тем мостом, по которому восточные влияния проникают далеко на запад. Кавказские бронзовые сосуды VI в., обладающие весьма типичной формой, обнаружены на пространстве от подошвы Арарата до правого берега Днепра, несколько ниже Киева. Скифский художественный орнамент на бытовых предметах (так называемый «скифский звериный стиль»), распространившийся в последующий период в степной полосе от Чёрного моря до Монголии, имеет определённые связи с искусством горных племён Западного Ирана. Влияние древнего Востока, преломлённое сквозь призму кавказских традиций, глубоко проникает в это время в культуру скифских степей.

С другой стороны, скифское нашествие оказало определённое влияние и на Переднюю Азию. Скифы и киммерийцы ввели новую массовую конно-стрелковую тактику; скифы способствовали широкому распространению нового типа стрел - с гранёными бронзовыми наконечниками со втулкой. Эти стрелы позволяли намного повысить эффективность стрельбы из лука. С VII в. до н. э. скифские стрелы были в употреблении у мидян и народов Средней Азии, а потом быстро распространились и среди других народов древности.

Скифское нашествие, расшатывая силы старых держав Востока, способствовало их разрушению, что в свою очередь подготовляло почву для создания новых крупнейших рабовладельческих держав - Мидийской и Персидской.


Киммерийцы и тавры

Киммерийцы - древнейшие аборигены Северного Причерноморья и Северо-Западного Кавказа. Они жили здесь еще до прихода скифов. Границы их расселения - северные берега Черного моря и от устья Дуная на Кишинев, Киев, Харьков, Новочеркасск, Краснодар и Новороссийск.

Для юга европейской части CCCР это древнейшие племена, о которых нам известно из античных письменных источников. Сведения о киммерийцах содержатся в "Одиссее" Гомера (IX - начало VIII вв. до н.э.), ассирийской "Клинописи" (VIII-VII вв. до н.э.), в "Истории" Геродота (V в. до н.э.), у Страбона (I в. до н.э. - I в. н.э.) и других древних авторов.

Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. В начале железного века они перешли к кочевому образу жизни, причиной чего послужило изменение климата, который стал сухим и жарким. Ранние киммерийцы жили в поселениях, расположенных вблизи воды, в больших полуземлянках площадью около 80 м². Покойников обычно хоронили в более древних, и реже - в специально насыпных курганах. Железо входило в обиход киммерийцев медленно, в первую очередь для изготовления мечей и кинжалов. Участвовали в обмене с оседлыми земледельцами, иногда совершая военные набеги.

С переходом к кочевому скотоводству у киммерийцев усиливается разложение общинного строя, возникает частная собственность, богатства концентрируются в руках у знатной верхушки. Социальное и имущественное разделение общества заметно по погребениям. Выделяется конная воинская аристократия. Общественный строй киммерийцев представлял собой, вероятнее всего, военную демократию. Киммерийские племена не были целостным объединением, а состояли из временных союзов и разрозненных племен со своими вождями.

К началу I тысячелетия до нашей эры киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, позволившему с наименьшими затратами труда овладеть обширнейшими и богатейшими пастбищными угодьями. С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах. В течение IX-VIII веков до нашей эры произошли чрезвычайно важные изменения. Киммерийцы овладели секретом получения железа из болотной руды. Об уровне, достигнутом в железоделательном производстве, можно судить по археологическим находкам. В эту пору у киммерийцев получило распространение цельножелезное оружие.

Материальная культура киммерийцев характеризуется археологическими памятниками двух основных видов - погребениями и поселениями. Захоронения, как правило, совершались под небольшими курганами в грунтовых, часто подбойных, могилах. Обряд погребения - на спине в вытянутом положении или со слегка подогнутыми в коленях ногами.

По найденным в могилах вещам киммериец предстает перед нами как легковооруженный конный воин. Его боевое снаряжение состояло из меча или кинжала, круглой, чаще всего фигурной булавы, имевшей навершие в виде каменного и реже бронзового цилиндрического топорика. Важнейшим предметом вооружения киммерийца служил также сложный лук с втульчатыми наконечниками стрел, которые вначале изготовлялись из бронзы и кости, а поздней - из железа. Киммерийский лук отличался прекрасными боевыми качествами и не имел себе равного в древности. Он по своим достоинствам не уступал прославленному скифскому луку.

Никаких остатков защитных доспехов в виде щитов, шлемов, панцирей и тому подобного в киммерийских могилах не обнаружено.

Над могилами было принято ставить памятные каменные стелы (без головы), на верхней части которых изображались ожерелья и разные символические значки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображены широкий пояс, при котором выгравированы кинжал или меч, лук и точильный брусок. Поселения, состоящие из надземных каменных построек жилого и хозяйственного назначения размещались на возвышенных местах поблизости от источников пресной воды. Хозяйственная утварь представлена главным образом лепными сосудами - мисками, чашами, горшками и т.д.

Выделяются крупные плоскодонные сосуды для хранения продуктов с высоким узким горлом, выпуклыми боками и черной или коричневато-серой лощеной поверхностью. Для орнамента сосудов характерен невысокий рельефный валик или несложный резной геометрический узор. При раскопках находят костяные и мелкие бронзовые предметы - шилья, проколки, украшения, а также изредка изделия из железа - мечи, ножи, наконечники стрел.

Из источников известно, что киммерийцы наносили поражения урартскому царю, воевали против других государств.

В Крыму памятники киммерийского времени известны на Керченском полуострове, в Присивашье, на Тарханкуте и в зоне предгорий. В районе Главной гряды Крымских гор, в том числе на яйлах и Южном берегу характерных киммерийских памятников X-VIII вв. до н.э. не обнаружено. Видимо, это объясняется тем, что в ту пору здесь обитали другие племена - тавры.

В отношении этого народа наиболее ранние и полные сведения приводит Геродот.

По данным античных источников, тавры - жители горного Крыма и Южного берега.

Наиболее яркие памятники тавров - их могильники из каменных ящиков, обычно расположенные на возвышенностях. Нередко они окружены кромлехами или прямоугольными оградами. Курганные насыпи для них не характерны, но хорошо известны подсыпки или обкладки из камня с землей. Захоронения (одиночные или коллективные) совершались на спине (более ранние) или на боку (более поздние) с сильно поджатыми ногами, головой обычно на восток, северо-восток, север.

Инвентарь таврских погребений - лепная керамика, простая и лощеная, иногда с рельефными валиками, очень редко с несложным резным орнаментом. При раскопках находят также изделия из камня, кости, бронзы, реже - из железа.

Судя по археологическим раскопкам, подкрепляемым письменными источниками, время обитания этого народа - примерно с X-IX вв. до н.э. по III в. до н.э., а возможно, и позже - до раннего средневековья.

Историю тавров делят на три периода.

Тавры раннего, доантичного периода (конец X - первая половина V в. до н.э.). Эта ступень их истории характеризуется разложением родоплеменного строя. Основу хозяйства составляло скотоводство и земледелие (очевидно, главным образом мотыжное). Все продукты, получаемые от этих отраслей хозяйства, уходили на внутренние потребности общества. Всестороннее изучение известных таврских памятников, а также многочисленные расчеты по ним дают основание считать, что численность тавров в этот период вряд ли превышала 5-6 тыс. человек.

Тавры развитого, античного периода (вторая половина V-III в. до н.э.). В это время происходит переход от племени к классовому обществу. Помимо широкого внедрения металла (бронзы и железа), характерен также значительный рост производительности труда, установление тесных торговых контактов (обмен) с окружающими народами - скифами и, в особенности, греками. Отсюда обилие предметов импортного производства, находимых при раскопках. Основа хозяйства развитого периода - разведение крупного и мелкого рогатого скота, в меньшей мере земледелие (очевидно, потому, что часть владений тавров, пригодных для земледелия, занимают племена кизилкобинской культуры, теснимые с севера скифами). Численность таврского населения в тот период - 15-20 тыс. человек.

Тавры позднего периода (II в. до н.э. - V в. н.э.) в археологическом отношении почти не изучены. Известно, что в I в. до н.э. они вместе со скифами становятся союзниками Митридата в борьбе с Римом. Рубеж и первые века нашей эры, видимо, надо рассматривать как агонию таврского мира. Археологические памятники этого периода в горном Крыму могут быть названы тавроскифскими, а население - тавроскифами. После раннесредневекового нашествия готов, а затем гуннов, тавры как самостоятельная народность уже не известны.

Скифы

Во времена Геродота скифы занимали местность от Дона до Днестра и Дуная, разделяясь на несколько народов или племен, не принадлежавших одной расе. Можно разделить скифов на западных, оседлых и занимавшихся земледелием, и на восточных - царских, ведших кочевой образ жизни. Западной границей Скифии служил Дунай, с юга - северный берег Черного моря от устьев Истра до Керченского пролива; восточной границей служили западный берег Азовского моря и Дон; северная граница шла параллельно южной, "отстоя на 4000 стадий" (что составляет примерно 670 верст) .

Страна скифов представляла равнину с глубоким черноземом, изобиловала травой, местами лесом и хорошо орошалась многочисленными реками.

Скифия была "слаба естественно защищенными границами". Из недр Азии, через Кавказ и Урал, совершали на нее набеги дикие воинственные племена. На этой проходной дороге из Азии в Европу сменялись разнообразные народности. Сами скифы не были исконными обитателями страны. До них в южнорусских степях жили киммерийцы. Около VIII века до н.э. скифы, преодолев Дон, вытеснили их на Балканский полуостров. Отсюда киммерийцы опустошали Малую Азию, воюя с фригийцами, лидийцами, ассирийцами. Около 600 года до н.э. лидийский царь Алиат отец Кресса, почти уничтожил их.

При наступлении скифов на киммерийцев, среди последних начались распри (по поводу уступки врагу), в результате чего, правящие "цари", решившие стоять на смерть, перебили друг друга. Народ же отступил, удалившись со своих земель без боя. "Вторгнувшиеся скифы заняли страну пустынную".

Однако не все киммерийцы покинули страну. Часть их была вытеснена в Малую Азию, часть удалилась на полуостров Крым, часть подчинилась скифам.

Предполагают, что скифы западные - оседлые. Были древним населением Скифии, обладавшим своей значительной культурой, влиявшей на северо-западных соседей, и принадлежали к так называемой, индоевропейской расе. Скифы же кочевые были, возможно, урало-алтайцами.

Забелин И. Е. предположил, что скифы в сущности те же славяне: "… земледельческая Скифия была населена, если не исключительно, то в очень значительном объеме, славянским племенем, пришедшим сюда и водворившимся здесь в незапамятные времена и для самого Геродота". На территории Скифии Геродот размещает следующие скифские племена: от торгового города Ольвии, представляющего срединный пункт всей приморской Скифии, по Бугу жили каллипиды, представлявшие собой эллинов-скифов. Выше их по Бугу - алазоны до ручья Ексампай; над алазонами находились скифы-пахари; выше них - невры (нескифский народ, но со скифскими нравами). И алазоны, и каллипиды, и скифы-пахари были земледельцами. Невров же считали колдунами и оборотнями. Жили невры в долине реки Припять. Такие топонимы как р. Нарев, р. Нурец, г. Нур и т.д. приводят к выводу о том, что невры - славяне, кроме того, поверие об оборотнях распространено у славян. Скифы-пахари не только производили, но и продавали хлеб.

Еще одним скифским племенем были скифы-земледельцы, жившие в восточной части Херсонской области, а также в районе Киева. Этих скифов греки называли борисфенитами. Выше их поселений простиралась "обширная пустыня", за которой обитали "андрофаги (людоеды?), народ особенный, вовсе не скифский". Возможно здесь имеются ввиду северные народы, которые по традиции готовили мясо своего соплеменника, смешивали его вместе с мясом добытых животных и устраивали тризну.

К востоку от скифов-земледельцев жили скифы-кочевники, занимавшие область до реки Герроса. Они не занимались земледелием. По другую сторону этой реки находились так называемые царские владения. Скифы-кочевники занимали северо-западную часть Крымской области до города Геническа, а к востоку от них до самого Дона тянулись кочевья скифов царских. Ближайшими соседями скифов со стороны Дона были савроматы (сарматы) - родственный скифам народ, во втором тысячелетии до нашей эры оттесняющий скифов и занимающий их страну.

Вся эта многолюдная скифская народность подразделялась на скифов свободных и скифов, стоявших в подчинении у первых, кроме того были и рабы из захваченных в плен. Властителями над всеми скифами были скифы царские. "Каждое скифское племя управлялось, вероятно своими вождями, или царями, во главе которых стоял царь главной кочевой орды … царь царей". В его функции входило руководство военными действиями, кроме того он являлся "…блюстителем чистоты скифских религиозных верований и обычаев, карая смертной казнью всякого, уличенного в приверженности к иноземным религиям, будь это его родич или даже царь". Предполагается, что между царями возникали распри и междоусобицы, совершались набеги, разорения и т.п.

В описании военных обычаев скифов Геродот упоминает, что, убив первого врага скиф пьет его кровь, головы всех, убитых в бою скиф приносит царю, в качестве отчета, кожу врагов используют в быту, черепа вместо чаш (черепа только лютых врагов, даже если это родственники) .

"Раз в год каждый правитель в своем округе приготовляет сосуд для смешивания вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозоренные. "

Большую работу по оценке находок того времени провел отечественный ученый Артамонов М. И. Приведем некоторые данные из его исследований. Наиболее ранние памятники скифского искусства известны по находкам по обе стороны Керченского пролива и в Поднепровье. Из Темир-Горы на Керченском полуострове происходит костяная или роговая подвеска с изображением свернувшегося кольцом животного. По идее это должна быть пантера, но животное представлено с длинной мордой, с превращенным в кольцо для подвешивания большим ухом и с маленьким изогнутым хвостиком. Протянутые вдоль шеи и туловища ноги заканчиваются кружками, какими в других случаях обозначаются лапы хищника. Близ с. Жаботин на Среднем Днепре в кургане № 2 найдены, кроме пары роговых или костяных псалий с головкой птицы на одном конце и копытом на другом и пары бляшек в форме фигуры лежащего с повернутой назад головой козла, три роговые пластинки с выгравированными на них изображениями животных и птиц. Среди животных узнаются лоси и быки. Часть их представлена в сцене рождения теленка. Замечательной особенностью козлов, изображенных на бляшках, является совмещение с одной фигурой двух голов, что в других образцах скифского искусства нигде не повторяется. На бедре одного из козлов солярный знак. Пластинки с изображениями имеют в длину около 18 см и на слегка суженных концах снабжены тремя расположенными треугольником дырочками для нашивания. В целом изображения из Жаботина отличаются своеобразием, хотя, с другой стороны, законченность форм и уверенность в манере исполнения свидетельствуют об их традиционности и выработанности.

К ранним произведениям скифского искусства относятся также костяной наконечник из кургана у с. Нижние Серогозы в Нижнем Поднепровье и костяная пластинка, найденная в погребении у станицы Константиновской на Дону. Наконечник имеет вид скульптурной головки грифона, а пластинка покрыта сплошь гравированными фигурками лежащих оленей.

Ранним временем следует датировать и некоторые бронзовые предметы, по сюжетам и по стилю примыкающие к указанным костяным или роговым изображениям. Это прежде всего два бронзовых навершия из кургана № 476 у с. Великие Будки Роменского района. Они представляют собой полый конус с прорезями в боках, увенчанный головкой барано-птицы с рогами, трактованными изогнутыми фигурами пары животных. Совершенно такой же мотив известен по роговому наконечнику, найденному на Керченском полуострове в погребении на Темир-Горе вместе с указанной выше подвеской в форме свернувшегося кольцом животного. Из Прикубанья с берега Цукур-Лимана происходит бронзовая бляха в виде пары геральдически сопоставленных хищников типа пантер, а из станицы Махошевской - шаровидное прорезное навершие, увенчанное скульптурной фигуркой стоящего оленя с ветвистыми рогами. Эта фигурка напоминает изображения оленей в позднехетском искусстве Малой Азии и, по-видимому, свидетельствует о связях Нижнего Прикубанья в этом направлении.

Точная хронология памятников раннескифского искусства в Северном Причерноморье остается неопределенной, хотя некоторые из них найдены вместе с архаической греческой керамикой.

Саккызский клад, происходящий из д. Зивийе близ г. Саккыза (1947) составился из вещей, добытых кладоискателями из находившихся там древних погребений. Возле селения зарегистрирован курганный могильник. То что эти предметы входили в состав погребального инвентаря, не вызывает сомнений, тем более, что в их числе имеются части медного ванно-образного гроба, Составляющие "клад" вещи далеко не однородны ни в стилистическом, ни в хронологическом отношении. Среди них имеются, например, превосходные образцы ассирийской резной кости, относимые к VIII в. до н.э., а в числе золотых предметов различаются произведения ассирийского, урартского (ванского) и маинейокого происхождения. Кроме того, в золотых украшениях отчетливо выступают мотивы скифского художественного стиля, к тому же иногда на вещах скифского обихода. Так, например, золотая прямоугольная обкладка горита скифского типа украшена штампованными рельефными изображениями лежащих козлов и оленей, помещенных в ромбических клетках, образованных стилизованными S-видными ветками урартского древа жизни. Изображения животных здесь даны с характерными чертами скифского стиля. В том же стиле трактованы фигурки идущей пантеры и схематизированные головки птиц на золотой диадеме или ленте от пояса. На золотом набалдашнике ручки меча представлен свернувшийся кольцом зверь типа пантеры, бедро которого трактовано в виде схематизированной головы птицы.

Долгие годы пребывания скифов в Азии не могли не отразиться на их культуре, и, хотя этнически они остались теми же, что и их предки до переселения в Азию, вернувшиеся отличались и от этих предков и от оставшихся в Северном Причерноморье соплеменников своей культурой; характерным скифским искусством, сложившимися в Передней Азии. Красноречивее всего об этом свидетельствуют древнейшие богатые комплексы вещей скифских типов в Келермеских курганах на Кубани и в Мельгуновском кладе в Западном Поднепровье. Представляемая ими культура, в готовом виде принесенная в Северное Причерноморье, имеет очень мало общего с культурой скифов до переселения в Азию и соответственно с культурой той части скифов, которая оставалась на месте. В вещественном выражении новая культура выступаете виде так называемой "скифской триады"-в вооружении, конском снаряжении и в искусстве звериного стиля. Все это; появляется в Северном Причерноморье только со скифами, вернувшимися из Азии, не ранее 585 г., но в короткий срок, примерно до середины VI в; распространяется по всей скифской стране.

Греческая колонизация

В VIII-VI веках до н.э. получает широкое развитие греческая колонизация. Возникновение поселений греческих колонистов в странах Средиземноморья сыграло существенную роль в исторической жизни самих греков и в жизни племен и народов, с которыми в результате колонизации греки пришли в непосредственное и длительное соприкосновение.

Греческие колонии первоначально обладали всеми чертами земледельческих поселений, имевших торговые связи только со своей метрополией. Среди колоний выделялись земледельческие, такие как город Халкида на полуострове в северной части Эгейского моря (Халкидики), или город Византий на берегу Боспора, поселения на побережьях южной Италии и Сицилии.

Оружие и другие металлические изделия, ткани, художественную посуду, оливковое масло, вино - все это греческие колонисты вначале получали из своих метрополий. В свою очередь колонии вывозили избытки своей сельскохозяйственной продукции. Колонии их земледельческих постепенно становятся торговыми, развивается собственное производство.

Побережья Геллеспонта (Дарданелл), Пропонтиды (Мраморного моря) и южный берег Понта (Черного моря) также уже с VIII века стали осваиваться главным образом выходцами из греческих городов Малой Азии. Греческие колонии Кизик на берегу Мраморного моря, Синона и Трапезунт на южном берегу Черного моря возникли уже в середине VIII века. Во II половине VII века на западном побережьи Понта была основана Истрия; в конце того же столетия южнее Истрии возникает Апполония и вслед за ней несколько других колоний Западного Причерноморья. Они послужили опорными пунктами для продвижения греков на север.

Колонизация северного побережья Черного моря началась несколько позже. За исключением небольшого и недолго просуществовавшего поселения на острове Березань, ни одна из северочерноморских колоний, судя по данным археологических исследований не возникла ране конца VII века до н.э. В колонизации Северного Причерноморья главная роль принадлежала ионийским городам малоазийского побережья и прежде всего Милету. В VII - VI веках им была основана Ольвия на правом берегу Буго-Днепровского лимана и ряд колоний по обоим берегам Керченского пролива. Самыми крупными из них были Пантикапей (Керчь) и Феодосия, Фанагория и Гермонасса. Единственной дорийской колонией на северочерноморском побережье был Херсонес, основанный в V веке.

С самого своего основания северочерноморские колонии вступили в тесное соприкосновение с местными скифскими и меотскими племенами. С некоторыми из племен у колонизаторов происходили столкновения, с другими наладились мирные отношения на основе меновой торговли. Северочерноморские колонии стали постоянными поставщиками хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, а позже - рабов в Грецию.

Торговля с греками и в Северном Причерноморье и в других районах греческой колонизации способствовала дальнейшему разложению первобытнообщинного строя у местных племен. Все более заметным становится также сильное воздействие греческой культуры на высшие слои окружающих племен. С другой стороны, сближение греческих переселенцев с местным населением наложило отпечаток на весь ход социально-экономической и политической истории колоний и характер их культур.

Развитие торговли северочерноморских колоний существенно отразилось и на их взаимоотношения с местными племенами. Многочисленные греческие изделия обнаружены при раскопках поселений и курганов.

Западное побережье Крыма - классический район для исследования взаимосвязей греков и скифов. Эти взаимосвязи прослеживаются и на массовом археологическом материале, и на памятниках искусства. Для подтверждения этого приведем пересказ статьи Шульц П. Н. "Скифское изваяние, найденное у городища "Чайка".

Скульптура, найденная на городище "Чайка" и поблизости от него, сделана не только греческими, но и скифскими мастерами. Например, бронзовая амазонка на коне - первоклассная привозная работа греческого мастера конца IV-III в. до н.э. Напротив, полихромный рельеф из оолитового известняка с изображением пирующего Геракла выполнен местным мастером. Античный иконографический мотив здесь осложнен "провинциальной" варваризованной трактовкой образа. Греческий канфар в руке Геракла дополняется подвешенным рядом скифским горитом. Это усиливает местный колорит памятника. В 1964 г. около городища найдено изваяние, изображавшее скифа-воина во весь рост.

Все три памятника, дополняя друг друга, говорят о сосуществовании на городище "Чайка" и в его окрестностях скульптуры привозной - античной (амазонка), местной (рельеф Геракла), греческой по сюжету но варваризованной по трактовке, и скифской (изваяние воина).

Памятник лежал у основания насыпи шоссе от Евпатории к санаторию "Чайка", вдоль северного кювета, на расстоянии 150 м от угловой юго-восточной башни большого греческого здания. Изваяние изображает спокойно стоящего скифа-воина с ритоном в руке. Выполнено оно из плиты белого оолитового известняка. Поверхность покрылась желтовато-серой патиной. Памятник сохранился неполностью: отбита голова, поверхность местами повреждена и выветрена. Крупные выбоины имеются на правой ноге и на верхней части левой руки. Отбита нижняя правая часть кафтана. Много мелких углублений и выщерблин от выпавших частиц камня.

Плита обработана неравномерно: хорошо отделаны лицевая и боковые стороны, тыльная плоская сторона лишь грубо отесана. Памятник явно рассчитан на рассмотрение его спереди. Детали переданы рельефом только на лицевой и боковых сторонах.

Сохранившаяся высота изваяния 1.35 м, ширина в плечах 0.59 м, в нижней части - 0.38 м. Толщина в верхней части 0.34 м, в нижней - 0.15 м. Высота рельефа, передающего детали, 0.06 м. Нижняя, суживающаяся часть плиты вставлялась в землю, может быть в насыпь кургана, на глубину до 0.30 м. Основанием фигуры служил горизонтальный выступ, своего рода "полочка", шириной 0.46, высотой 0.05 и толщиной 0.04 м.

Фигура несколько меньше натуральной величины, приземистая, плотная, талия едва намечена. Формы сомкнуты, руки не отделены от туловища. Скиф одет в короткий кафтан, в нижней его части хорошо виден, чуть правее середины, отворот. Кафтан перехвачен на талии поясом, рукава длинные, край рукава заметен у кисти правой руки. На ногах штаны и короткие остроконечные сапожки, верхняя их граница намечена врезом на левой ноге. Носки сапожек, обращенные вниз, как бы свешиваются. Ноги, поставленные фронтально, слегка раздвинуты, чуть согнуты в коленях, намечена коленная чашечка. Правой рукой, опущенной и согнутой под прямым углом в локте, воин прижимает к груди ритон, повернутый спинкой влево. На кисти руки суммарно обозначены пальцы, большой палец отогнут вверх. Ритон в верхней его части несколько укорочен, нижняя остроконечная резко отогнута вправо под углом. Левая рука свешивается вдоль туловища. Фронтальное построение фигуры оживлено асимметричным положением рук. Меча нет, что необычно для скифских изваяний. У левого бедра к поясу подвешен большой горит. Его формы и детали переданы очень точно. Из горита высовывается двойной скифский лук с отогнутой верхней частью, которая оканчивается головой птицы или змеи с приоткрытой пастью. Намечена тетива. В центре вертикальными врезами показан футляр для стрел. Горит суживается к нижней части.

По своей структуре изваяние приближается к статуарному рельефу. В отличие от большинства скифских изваяний тыльная его сторона не обработана; ноги, вырезанные горельефно, выступают на фоне плиты. Статуарность подчинена рельефному принципу построения. Приземистые пропорции и коротковатые руки и ноги дополняются элементами мягкости в трактовке укороченных форм. Все эти особенности заставляют вспомнить статуи-полуфигуры III-II веков воинов синдов Таманского полуострова.

Смысловое содержание и назначение скифских изваяний развиваются от образа родоначальника к образу военачальника и представляют собой надгробия. Изваяние у городища "Чайка" явно надгробное, как бы персонифицированное, может быть, с желанием передать конкретные особенности плотной невысокой фигуры воина. Ноги у него свешиваются носками вниз, как у всадника. Тот же прием встречается позже у половецких каменных баб.

Основа памятника явно скифская. Исследователь датирует памятник III в. до н.э. Это памятник позднескифский. И это уже изваяние, имеющее тенденцию к превращению в статуарный рельеф. Дальнейшее развитие памятников этого рода приведет к позднескифским надгробиям.

В дальнейшем позднескифский надгробный рельеф (связанный уже не с курганами, а с грунтовыми могильниками городского и полугородского типа) одерживает победу. Изваяния, которые некогда венчали курганные насыпи над могилами знатных скифов, исчезают, но старый мотив, изображающий воина с ритоном, продолжает жить в позднескифских рельефах и в монументальной надгробной сарматской графике 17 первых веков нашей эры.

Памятники греческой и скифской культуры на западном и северо-западном побережье Крыма не только сменяют друг друга, но и сосуществуют друг с другом. В нашем примере они относятся к одному и тому же времени, а именно к III в. до н. а. (амазонка, отдыхающий Геракл и изваяние скифа).



Древнейшими среди племен Восточной Европы, имя которых нам известно, были киммерийцы - кочевники, жившие в начале раннего железного века (IX-VIII вв. до н.э.) в степях Северного Причерноморья. Краткие сведения о киммерийцах содержат сочинения античных авторов (Геродот, Страбон) и ассирийские клинописные тексты. К началу VII в. до н.э. киммерийцы были вытеснены со своей территории скифами и отступили через Кавказ, опустошив Анатолию, Фригию, Лидию и греческие города на побережье. Этническая принадлежность киммерийцев большинством лингвистов и археологов в настоящее время определяется как древнеиранская.

Рассказ Геродота свидетельствует об отсутствии какой-либо центральной власти у киммерийских племен и о существовании у них нескольких вождей - царей. Объединения киммерийских племен создавались, видимо, лишь ради внешней экспансии и во время нее.

Самое раннее упоминание скифов относится к 70-м гг. VII в. до н.э. История скифов нашла отражение в произведениях античных авторов, в ассиро-вавилонских клинописях и памятниках археологии.

Наиболее полные сведения о скифах содержатся у Геродота - одна из частей его «Истории» так и называется «Скифский логос». Вот уже более 200 лет открытия археологов подтверждают достоверность сведений Геродота и значительно дополняют их.

Географическое положение Скифии ограничивалось в основном степями между Доном и Дунаем, хотя в более ранний период в ее состав входили и степи Предкавказья.

Геродот пишет, что Скифию населяли кочевые и земледельческие племена, и перечисляет их с юга на север: каллипиды или эллино-скифы, выше них - ализоны (или алазоны), над ними скифы-пахари и скифы-скотоводы. На восток от Борисфена (Днепр) в степях жили скифы-кочевники, далее до Азовского моря (Меотиды), реки Танаис (Дон) и в степях Крыма кочевали царские скифы.

В VI в. до н.э. произошло складывание союза кочевых и земледельческих племен с царскими скифами во главе.

Сплочению и политическому объединению скифских племен способствовала победа скифов над войском персидского царя Дария в 512 г. до н.э.

Развитию торговли, культуры скифов, углублению имущественной и социальной дифференциации содействовали и торговые контакты с появившимися на берегах Черного моря в конце VII-VI вв. до н.э. греческими колониями.

Глубокая имущественная дифференциация скифского общества не могла не сопровождаться развитием разных форм зависимости рядовых членов общества от аристократии. Однако рабство не играло сколько-нибудь значительной роли в производственной деятельности скифов. В условиях кочевого скотоводческого хозяйства рабовладельческие отношения не могли стать основой социально-экономических отношений в обществе.

Скифия являлась кочевническим царством с развитой для своего времени иерархической структурой управления. Единоличный правитель-царь опирался в своей власти на войско и его предводителей-старейшин. Большое значение в Скифии имело жречество.

Вторая и третья четверть IV вв. до н.э. были временем наивысшего экономического, культурного и политического подъема в истории Скифского царства. Именно тогда в IV в. до н.э. были возведены все самые знаменитые курганы скифских царей - величайшие памятники эпохи расцвета Скифии.

«Царские» курганы (Солоха, Чертомлык, Александрополь, Толстая Могила, Куль-Оба) характеризуются высокими насыпями - до 20 м - и погребальными сооружениями, опущенными в грунт на 10-12 м, от входной камеры отходят одна или несколько катакомб. В центральной камере - погребенный в роскошной одежде с дорогими украшениями, оружием, ритуальными сосудами, запасами вина и т.д., его часто сопровождали захоронения насильственно убитых слуг, наложниц; в отдельных камерах устраивались погребения коней (от 1 до 12) вместе с несколькими конюхами. Наиболее богатые из этих курганов являлись, очевидно, погребениями скифских царей и их семей, остальные погребения - представителей знати.

Во время правления царя Атея возник экономический, политический и административный центр Скифии на Каменском городище, расположенном на левом берегу Днепра, напротив города Никополя.

Дальнейшая история Скифии - это бесконечные войны, постепенно подтачивающие ее могущество. Сам Атей погиб в 339 г. до н.э. в 90-летнем возрасте в битве на Дунае с Филиппом Македонским, отцом знаменитого полководца древности. За счет Скифии расширяет свои земли Боспорское царство, скифы терпят поражение от фракийцев (313 г. до н.э.). Но главный враг Скифии был на Востоке.

В IV в. до н.э. начинается продвижение ирано-язычных кочевых племен из степей Поволжья и Приуралья на Запад через реку Танаис (Дон), в результате чего к середине или к концу III в. до н.э. территория Скифии подверглась значительному сокращению, ограничившись главным образом Крымским полуостровом.

Здесь наиболее ярко проявляются особенности сильно эллинизированной позднескифской культуры в основном оседлого земледельческого населения. Столицей позднескифского царства являлось городище Керменчик, расположенное на окраине Симферополя. Городище это часто отождествляется с городом Неаполем, упомянутым в письменных источниках. Античные авторы сообщают о постоянных войнах крымских скифов с Херсонесом, Ольвией, Боспором, в которых скифы в конце концов терпят поражение.

В III в. н.э. Скифия в Крыму подверглась сокрушительному нашествию готов. Следующий, уже последний, удар по скифам был нанесен в IV в. н.э. гуннами, после него скифы перестали существовать как этническое целое.

Племена, расселившиеся в VII-IV вв. до н.э. на обширных просторах степей от Дона до Южного Урала, называются сарматами. Их культура, близкая скифской, характеризуется прежде всего погребальными памятниками - подкурганными погребениями. Среди наиболее крупных и богатых курганов военной аристократии выделяется курганная группа Пятимары (V в. до н.э.) в Приуралье.

Письменные источники донесли до нас названия крупных племенных союзов сарматов - сираки, аорсы, языги, роксоланы, с середины I в. н.э. аланы. Исследователи считают, что Нижнее Поволжье и Подонье являлись исходной территорией сарматской экспансии. Эти степи периодически «впитывали» родственные племена Южного Приуралья, Казахстана, Средней Азии, здесь формировались крупные союзы племен, которые затем направлялись преимущественно в юго-западном, в Предкавказье, и западном, к границам Римской империи, направлениях.

Перенаселенность в условиях ведения экстенсивного кочевого скотоводства, требующего периодических передвижений на значительные расстояния, вынуждала сарматов к освоению новых земель.

Основой социальной организации сарматов являлись родоплеменные отношения. В их общественной жизни особую роль играли женщины. Они могли быть вождями, жрицами и даже воинами. Это позволяет говорить о сохранении у этих племен материнского счета родства. В дальнейшем сарматское общество становится патрилинейным.

Третьей областью в пределах территории СССР, где в I тысячелетии до и. э. особенно интенсивно развернулся процесс возникновения классового общества и древнейшей государственности, являлось Северное Причерноморье. Его история в этот период связана со скифскими племенами, создавшими обширное племенное объединение, на месте которого во второй половине I тысячелетия до н. э. возникло скифское царство, сыгравшее большую роль в исторических судьбах юга Ев­ропейской части СССР.

Первым известным по имени народом, обитавшим в Северном Причерноморье, являлись киммерийцы. Туманное упоминание о них имеется в «Одиссее». Вполне определенные известия о киммерийцах содержатся в сочинениях Геродота, сообщающего, что страна, занятая в его время скифами, ранее принадлежала киммерийцам. Вытесненные скифами киммерийцы бежали якобы в Малую Азию и обосновались в том районе, где потом был основан г. Синопа.

Геродот приводит ряд топонимических данных, свидетельствующих о пребывании киммерийцев в Северном Причерноморье. Это - Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийская область (вероятно, северо-восточная часть Керченского полуострова), селение Киммерик, киммерийские укрепления, киммерийские переправы и пр. Создается впечатление, что места обитания киммерийцев в Северном Причерноморье находились главным образом в пределах Керченского и Таманского полуостровов. Но как далеко они шли на запад или на восток, сказать трудно. Около устья Днестра Геродоту показывали могилы киммерийских царей. Однако рассказ, содержащий это указание, носит характер новеллы и заслуживает доверия лишь в той части, где речь идет о появлении киммерийцев на Днестре под натиском скифов.

Исторические сведения о киммерийцах посвящены главным образом их военным набегам в Малую и Переднюю Азию. По сведениям Страбона, киммерийцы, обитавшие на «темном Боспоре», неоднократно вторгались на правую, т. е. южную сторону Понта и воевали с Каппадокией, Пафла-гонией и Фригией. Они переправлялись через р. Галис (Кизил-Ирмак) и доходили до ионийских городов Малой Азии. Первое вторжение киммерийцев в Малую Азию относится к 711 г. до н. э., когда они вступили в борьбу с урартским царем Русой I. Во время царствования в Ассирии Асархаддона (681-668 гг. до н. э.) киммерийцы угрожали Ассирии. Они, вероятно, входили в состав враждебного Ассирии союза наряду с маннеями и мидянами. В 677 г. Асархаддон нанес поражение этому союзу, возглавлявшемуся Каштаритой, благодаря привлечению на свою сторону одного из скифских вождей - Бартатуа. После поражения киммерийцы заключили союз с урартским царем Русой II, что вызвало в Ассирии большую тревогу. Обращаясь к своему богу, царь Асархаддон спрашивал: осуществятся ли планы Урсы (Русы), правителя Урарту, или народа гимирра, «двинутся ли они на войну, на бой, в битву, чтобы убивать, грабить и захватывать, к земле шуприа, к городам Буми или Куламера, или к крепости Шуприа, чтобы убить то, что можно убивать, разграбить то, что можно взять?». Однако в 673 г. киммерийцы вторично потерпели поражение и были отброшены ассирийскими войсками в Малую Азию.

Известно далее о их вторжениях в Лидию. Геродот сообщает, что им удалось захватить столицу Лидии г. Сарды. В середине VII в. до н. э., повидимому, вся Лидия находилась в подчинении у киммерийцев. Но в конце концов лидийскому царю Алиатту (615-565 гг.) удалось разбить своих врагов, которые вслед зачтем навсегда исчезли с исторической сцены. Завладевших Сардами киммерийцев Страбон называет трерами и считает их то киммерийским, то фракийским народом. Принимая во внимание, что Фракией называлась страна на западном побережье Черного моря, где треры были известны еще Фукидиду, нетрудно заключить, что набеги киммерийцев на Лидию происходили не только через Кавказ, но и с запада, через Геллеспонт, о чем совершенно определенно говорит и Страбон. Отсюда можно сделать косвенный вывод о том, что киммерийцы занимали в Северном Причерноморье не только местности у Боспора Киммерийского, но и более широкие области. Определить границы территории, занятой киммерийцами, по отрывочным и в большинстве случаев весьма неточным сведениям античных авторов не представляется возможным.

Археологические памятники начала I тысячелетия до н. э. еще недостаточно изучены. В связи с этим пока нельзя решить вопрос о том, с какими именно археологическими комплексами можно отожествлять киммерийцев. До недавнего времени в археологической науке было широко распространено предположение В. А. Городцова, считавшего принадлежавшими киммерийцам клады и отдельные бронзовые изделия, относящиеся к началу I тысячелетия до н. э., найденные в черноморских и приазовских степях, а также в области лесостепи. Основываясь главным образом на этих данных, В. А. Городцов связывал территорию, занятую киммерийцами, со степными областями Причерноморья и Приазовья и доводил северную границу киммерийцев до южных пределов лесостепи. С накоплением новых археологических материалов стало очевидным, что для регяения вопроса о киммерийской культуре и определения области ее распространения нельзя руководствоваться только находками металлических изделий, так как они расходились далеко от центров своего производства. На основании изучения поселений и погребений, в настоящее время установлено, что культура лесостепных областей в целом резко отличалась от степной.

Таким образом, можно думать, что киммерийцам могла принадлежать лишь одна из этих культур, а именно степная. Однако и в степи нет единой культуры, а намечается ряд весьма своеобразных вариантов. В настоящее время еще не решено, какой из этих вариантов мог принадлежать киммерийцам. Одни исследователи склонны связывать с киммерийцами памятники катакомбной культуры северо-западного Кавказа и восточного Крыма. Другие археологи выделяют особый восточно-крымский вариант культуры позднебронзового века, представленный данными раскопок последних лет в Киммерике, и считают его принадлежавшим киммерийцам. Вместе с тем, основываясь на близости восточно-крымской керамики к керамике, известной на нижнем Дону (Кобяково городище), эти исследователи относят к киммерийцам и племена, заселявшие северные районы Приазовья. Указание Геродота на могилы киммерийских царей в устье Днестра и свидетельства Страбона о близости киммерийцев к трерам (фракийцам) не позволяют исключать Северо­западное Причерноморье из числа областей, в которых в то или иное-время находились киммерийские племена. Однако все известные в настоящее время памятники Нижнего Днепра, Буга и Днестра существенно отличаются от памятников восточного Крыма, где, по письменные источникам, киммерийцы обитали в течение длительного времени.

Главную роль среди населения Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. играли скифы. Так называли их греки, сами же скифы именовали себя сколотами. Ко времени Геродота, т. е. в середине V в. до н. э., Скифией называлась область, лежавшая между низовьями Дуная и устьем Дона. Однако название «скиф» у античных авторов служило для обозначения не только обитателей Скифии, но и других кочующих и оседлых племен, обитавших в Юго-Восточной Европе, а отчасти и далее на восток. Таким образом, мы должны проводить различие между скифами в собственном смысле слова, представлявшими обширное объединение родственных племен, и скифами в широком понимании античных писателей.

Наиболее ранний этап в развитии скифской культуры Северного Причерноморья обрисовывают археологические данные конца VII и особенно VI в. до н. э. Решение вопроса о формировании и сложении этой культуры неотделимо от вопроса о происхождении скифов, который возбуждал и продолжает возбуждать разногласия среди ученых.

К решению его подходили с разных точек зрения. Скифов считали та монголами, то тюрко-татарским племенем, то финнами, то предками славян. Наиболее компетентные исследователи, опираясь на данные скифского языка, показали, что скифов следует отнести к иранской группе народностей.

Говоря о происхождении скифов, необходимо рассмотреть немногие сохранившиеся исторические свидетельства. Из них имеет значение сообщение Геродота об изгнании киммерийцев пришедшими с востока из Азии скифами. Это известие Геродота почерпнуто из греческой поэмы «Аримаспия», автором которой был поэт VII или VI в. до н. э. Аристей. Аристей рассказывал о переселении кочевых народов, толчок которому будто бы дали легендарные аримаспы, жившие на севере. Они вытеснили живших южнее их исседонов, последние бросились на скифов, а скифы - на киммерийцев. Согласно Геродоту, можно предположить, что исседоны жили по восточную сторону Урала, по соседству с массагетами. Та роль в передвижении племен, которая у Аристея принадлежит исседонам, у Геродота приписывается массагетам. В этих сообщениях, несомненно, нашла свое отражение резко возросшая с переходом к кочевому образу жизни подвижность племен, известная нам по историческим сведениям о походах киммерийцев и скифов в страны Древнего Востока.

Рассказывая о появлении скифов, Геродот вместе с тем приводит и другие сведения, которые противоречат рассказу о приходе скифов с востока и обрисовывают их отнюдь не как пришельцев, а как аборигенов Северного Причерноморья.

В «скифской» легенде о происхождении скифов рассказывается о том, как у первого человека - Таргитая, сына дочери р. Борисфена (Днепра) и Зевса было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Младший брат Колаксай стал обладателем упавших с неба священных даров - золотых плуга, ярма, секиры и чаши- и получил вместе с ними власть над всеми скифами, а его братья стали родоначальниками скифских родов. Легенда, таким образом, связывала происхождение скифов с р. Борисфеном, по берегам которой издавна обитали земледельческие племена, в начале I тысячелетия до н. э. познакомившиеся с пашенным земледелием. Геродот сообщает также, что местности по Борисфену назывались в его время «исконной Скифией».

Другая, известная Геродоту, легенда о происхождении скифов, названная им «греческой», но, несомненно, также восходящая к туземной основе, связывала происхождение скифов с популярными мифами о Геракле. Геракл во время своих странствований очутился в Гилее - лесном краю в южной Скифии. Он вел с собой коров Гериона. Пока Геракл спал, кони, на которых он ехал, пропали, и он отыскал их в пещере у женщины, являвшейся наполовину змеей. У женщины-змеи родилось от Геракла три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. Когда Геракл, отправляясь в дальнейший путь, расставался с возлюбленной, он передал ей на прощанье свой лук и пояс с привешенной к нему чашей и сказал: кто из троих сыновей, когда они возмужают, окажется в силах натянуть лук, тот должен получить отцовский пояс и стать властителем страны; остальные же два брата должны выселиться. Сильнейшим среди братьев оказался младший - Скиф. От него и ведут свое происхождение все скифские цари. Братья же Скифа выселились из Скифии и стали родоначальниками племен, которые назывались агафирсами и гелонами и во время Геродота обитали - первые на территории современной Румынии, вторые в стране будин, вопрос о местонахождении которой остается нерешенным в науке. Таким образом, по «греческой» легенде скифы также как будто бы в занимаемой ими стране были автохтонами. Однако эта легенда, в отличие от первой, передает картину не земледельческого, а скотоводческого быта.

На основании археологических материалов большинство исследователей считает скифов потомками носителей’ срубной культуры, продвинувшихся из-за Волги и Дона в Приазовье и Северное Причерноморье. Археологи устанавливают при этом, что движение племен срубной культуры в юго-западном направлении началось с очень ранних времен и протекало постепенно, возможно несколькими волнами. Последняя волна племен срубной культуры проникла на запад, по всей вероятности, сравнительно поздно, так что предание об этом событии дожило до эпохи Геродота и нашло отражение в рассказанной им легенде. Пришлые из-за Волги и Дона племена разгромили киммерийцев, изгнали большую часть их из занимаемых ранее областей, а других ассимилировали. В результате к концу VII-VI вв. до н. э. сложился новый скифский союз племен, постепенно приобретавший черты государственной организации.

Однако необходимо обратить внимание на ошибочность распространенного мнения, согласно которому скифская культура якобы была принесена в Северное Причерноморье в готовом воде. В действительности же культура собственно скифских племен сложилась в Северном Причерноморье в результате сложного взаимодействия местных и пришлых культурных элементов.

Само собой разумеется, что вытеснение киммерийцев и сложение скифского союза произошли не мгновенно. Полагают, что остатком старого киммерийского населеппя, не слившегося со скифами, были тавры, обитавшие в горной части Крыма и давшие имя всему Таврическому полуострову. Геродот и другие древние авторы рисуют тавров грубым, жестоким племенем, приносившим человеческие жертвы, промышлявшим войной и морским разбоем, причем отправлялись они на этот промысел обыкновенно из бухты на южном берегу Крыма, которая называлась «Бухтой символов» (отождествляется с теперешней Балаклавой). К западу от «Бухты символов», на мысе Парфении, находилось якобы главное святилище тавров, где они почитали богиню Деву (Пар-феиос), которую греки отождествляли то с Ифигенией, то с Артемидой. По словам Геродота, тавры «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, захваченных в открытом море». Тавры продолжали жить в горном Крыму, по соседству с Херсонесом, как самостоятельное племя, вплоть до конца II в. до п. э. Позднее они смешались со скифами и получили название тавроскифов. Изучение таврских поселений и могильников дает основание заключить, что тавры были близки к населению не столько Северного, сколько Восточного Причерноморья.

Древнейшие сообщения о скифах, содержащиеся в ассирийских памятниках, повествуют об их походах в Переднюю Азию. После освещенных выше событий 677 г., когда скифский вождь Прототий оказал военную помощь ассирийскому царю Асархаддопу, скифы выступили в Передней Азии как враги мидяп. К этому времени Мидия приобрела положение сильнейшего государства Передней Азии и угрожала целости и самостоятельности Ассирии. Вторгшись в Мидию, скифы разбили войско мидийского царя Киаксара. Предводителем скифов, по словам Геродота, являлся Мадий, сын вышеупомянутого Прототия и дочери ассирийского царя. Надо полагать, что нападение скифов на Мидию и на этот раз было организовано Ассирией, поддерживавшей дружественные связи со скифскими вождями. Разгромив Мидию, скифы устремились в Сирию и, достигнув Средиземного моря и Палестины, направились в Египет. Египетский фараон Псамметих (654-610 гг.) вынужден был просьбами и подарками склонить скифов приостановить свое движение на юг.

По словам Геродота, скифы «взимали с каждого народа наложенную ими на каждого дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа». Согласно Геродоту и Страбону, конец скифскому пребыванию в Передней Азии положили мидяне, перебившие скифов во время пира, когда пьяные скифы не могли сопротивляться. По другим указаниям Геродота, скифы ослабили себя раздорами и междо­усобиями.

Участие причерноморских скифов в походах в Переднюю Азию несомненно, так как в древнейших курганах Причерноморья встречаются художественные произведения восточного происхождения. Так, например, в кургане у станицы Келермесской на Кубани были найдены обложенные золотом ножны меча, на которых изображены существа с туловищами быков и львов, с крыльями в виде рыб и с головами быков, баранов, львов и грифонов. На верхней части ножен имеется еще более характерная восточная композиция - дерево, по сторонам которого стоят две крылатые человеческие фигуры. Подобные же ножны меча были найдены и на Херсонщине, в так называемом Мельгуновском кургане, датируемом началом VI в., т. е. временем походов скифов в Переднюю Азию. Там же были найдены четыре серебряные ножки от скамейки, близко напоминающие урартские произведения. В ранне-скифских курганах Северного Кавказа встречается ряд предметов из драгоценных металлов, которые считаются переднеазиатскими. Возможно, что и другие вещи западного ионийского происхождения, как, например, зеркало из Келермеса, попадали на Северный Кавказ через Переднюю Азию или Закавказье (Урарту), тесным образом связанные с Ионией.

Кроме того, о пребывании причерноморских скифов в Передней Азии и Закавказье свидетельствуют находки типичных скифских наконечников стрел, сделанные главным образом в оборонительных стенах или возле них, в различных местах этих областей. Б. Б. Пиотровский на основании этих находок пришел к выводу о том, что многие города Урарту были разрушены причерноморскими скифами, проникшими в Закавказье и центральную часть Передней Азии из-за Кавказского хребта.

Киммерийцы и скифы

Достаточно очевидно, что КИММЕРИЙЦЫ - ЭТО НОСИТЕЛИ СРУБНОЙ КУЛЬТУРЫ ЮЖНОРУССКИХ СТЕПЕЙ эпохи поздней бронзы (1600–1000 гг. до н. э.). Но данные точных наук оказываются очень неудобными для тех, кто хочет представить историю евразийских степей как бессмысленный калейдоскоп: один неизвестно откуда взявшийся народ полностью истребляет или вытесняет другой, тоже неизвестно откуда взявшийся, и все повторяется снова и снова. Дескать, дикие «кочевники степей» не могли иметь связной, цивилизованной истории: внезапно появлялись и так же внезапно исчезали, не оставляя никаких следов…

После того как с помощью археологических, антропологических и лингвистических исследований выяснилось: древняя цивилизация южнорусских степей имела высокий уровень развития и стала «прародительницей» многих цивилизаций и народов Старого Света, вопрос о привязке древней «доистории» к наиболее ранним из дошедших до нас письменным источникам приобрел особую остроту. Все упирается в происхождение киммерийцев , первого из народов южнорусских степей, упомянутого в письменных памятниках; решение этой проблемы позволяет установить, какое отношение имеет Скифия железного века к древним «ариям».

Насколько этот вопрос важен для истории России и мировой истории, не стоит пояснять. И стоит ли удивляться, что как только начала выясняться подлинная роль южнорусских культур эпохи бронзы в генезисе индоевропейских цивилизаций, так сразу же появились «наукообразные» спекуляции вокруг «киммерийской проблемы». На некоторых из этих спекуляций стоит остановиться, поскольку они - в интересах определенных сил - тщательно поддерживаются и культивируются до сих пор.

Прежде всего, для того чтобы «оторвать» киммерийцев от древних ариев, на границе эпохи бронзы и железного века (то есть на рубеже II и I тыс. до н. э.) стараются создать - хотя бы на бумаге - некий «разрыв». То есть: жили-были в евразийских степях некие «арии», да потом все куда-то исчезли. Киммерийцы, упоминаемые античными источниками, не наследники Срубной культуры, но некий «новый» народ, проникший в степи Южной России только в начале железного века (около 1000 г. до н. э.). Откуда же?

Наиболее распространена версия, что киммерийцы были… фракийцами . Однако реальные фракийцы раннего железного века - жители бассейна Дуная и Северных Балкан - оседлые земледельцы, не проявлявшие любви к переходам через степные пространства, тогда как о причерноморских киммерийцах источники (и данные археологии) говорят как о типичных «всадниках», скотоводах.

Никаких археологических свидетельств продвижения народов с Северных Балкан в Причерноморье на рубеже II и I тыс. до н. э. нет. Напротив, есть свидетельства значительных миграций в обратном направлении, из киммерийских степей на Балканы… Единственный аргумент в пользу «фракийского» следа - это имена некоторых крымских царей, имеющие аналоги на Северных Балканах. Но кто поручится, что это результат влияния с запада на восток, а не наоборот, или вообще не результат общего происхождения «именного набора»*. Даже из небольшого списка имен, приведенного у Геродота, видно, что имя Спаргапит одновременно носили: фракийский царь с берегов Дуная, царь причерноморских скифов и царевич среднеазиатских «скифов» - массагетов…

* Это результат общего происхождения сыновних этносов ариев-индоевропейцев, вычленившихся из единого суперэтноса и хранящих его этнокультурно-языковые традиции. Подробнее о суперэтносе русов, его генезисе, происхождении бореалов, ариев-индоевропейцев - в монографии Ю. Д. Петухова «История Русов. Древнейшая эпоха». М., 1998, 2000, 2003, 2005, а также в монографиях: Дорогами Богов. М., 1990–2005; Сверхэволюция. Суперэтнос Русов. М., 2005, 2006 и др.

Скифские имена обнаруживают большое сходство и с именами кельтского типа, распространенными в Западной Европе (например: Фредегонда, королева франков; Родогунда, царевна парфян - среднеазиатских скифов; Гундохар, король Бургундии; Гондофар, царь скифов-саков в Северной Индии). Не ясно ли, что этот общий именной набор - наследие «арийской» эпохи, результат общего происхождения? (И даже доарийской эпохи. - Примеч. Ю. Д. Петухова .)

Спекуляции вокруг киммерийцев, попытки приписать им «иностранное» происхождение выполняют поставленную задачу: создать разрыв между древними ариями эпохи бронзы и населением южнорусских степей железного века. Точно такой же разрыв - ив тех же целях - пытаются искусственно создать между киммерийцами и скифами, заселявшими степи Южной России в раннем железном веке. Якобы встретились два разных и чужих друг другу народа, один из них вытеснил другой, и… история началась заново.

Однако, если обратиться к подлинным историческим памятникам, можно убедиться, что скифы были известны окружающим народам с древнейших времен. Скифы упоминаются уже у старейшего греческого поэта Гесиода (VIII в. до н. э.). В сказаниях о Геракле описано, как этот знаменитый герой Греции (и основатель многих царских династий) получил свой лук из рук скифа Тевтара, который и обучил его стрельбе, а ведь, согласно традиции, деятельность Геракла относится ко времени за одно-два поколения до Троянской войны, то есть к первой половине XIII в. Предания о скифах входят в самые архаичные греческие мифы, такие, как миф об изобретении земледелия, лука, технологии выплавки меди и др.

В эпоху Гомера и Гесиода, то есть в начале I тыс. до н. э., скифы (равно как и киммерийцы) воспринимались «греками»* как вполне известный, «привычный» народ; о них писали, их изображали 4 . Но это значит, что место жительства скифов не могло в то время находиться на слишком большом расстоянии от Греции.

* Мы должны помнить, что никаких греков во времена Гомера не было, как не было и древнегреческого языка. Миф о «древних греках» создан значительно позже. - Примеч. Ю. Д. Петухова .

«Отец истории» Геродот, описывая происхождение скифов, предложил две версии. Одна из них повествует о приходе скифов из Азии и разгроме ими киммерийского царства в Причерноморье. Вторая же, рассказывая о происхождение скифов от верхового божества и «богини географического места», дочери реки Борисфена (Днепра), по сути, утверждает автохтонность скифского народа в степях Причерноморья. Какая из версий правильная?

Как ни странно, обе. Как показывают данные археологии, СКИФЫ БЫЛИ БЛИЖАЙШИМИ СОСЕДЯМИ И РОДСТВЕННИКАМИ КИММЕРИЙЦЕВ, ПОТОМКАМИ ВОСТОЧНОЙ (ВОЛГО-УРАЛЬСКОЙ) ГРУППЫ ТОЙ ЖЕ САМОЙ СРУБНОЙ КУЛЬТУРЫ 5 . Движение скифов в Причерноморье, о котором свидетельствуют древние историки, происходило вовсе не из «глубин Азии», но всего лишь от берегов Волги. Следует напомнить, что границей Европы и Азии в античные времена признавалась река Дон

Кроме того, не следует представлять дело так, что скифы, пришедшие от берегов Волги и Дона к берегам Днепра, полностью вытеснили здешних киммерийцев. И те и другие были родственными народами: их археологические культуры обнаруживают большое сходство, такое, что в самом деле трудно отличить одну от другой. Традиции эпохи поздней бронзы (то есть киммерийского времени) сохранялись на Дону и в железном веке (в скифское время), что означало и сохранение основного состава населения 6 .

Одним из важнейших показателей преемственности культур является обряд погребения. Известно, что скифы хоронили своих правителей в курганах. Но курганы строились в южнорусских степях и прежде, в эпоху бронзы. Установлено, что в скифский период в Поднепровье не только возводились новые курганы, но использовались для погребения и старые, сохранившиеся еще с бронзового века 7 . Это значит, что скифы считали эти курганы своими .

Неизбежен вывод: большинство населения Скифии железного века составляли все те же «киммерийцы», сменившие только свое называние. Недаром же Геродот замечал, что вообще народ скифов весьма многочисленный , но настоящих скифов (то есть пришедших из Азии, из-за Дона) мало 8 .

Поскольку и скифы, и киммерийцы имели единое происхождение от народа Срубной культуры, геродотово сказание о «первых царях» можно отнести к их общим предкам . Важно то, что ДАТИРОВКА ПО ГЕРОДОТУ НАЧАЛА ПРАВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ СКИФСКИХ ЦАРЕЙ - за 1000 лет до похода персидского царя Дария в Причерноморье, то есть около 1500 г. до н. э. 9 - ПОЛНОСТЬЮ СОВПАДАЕТ С АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДАТИРОВКОЙ НАЧАЛА СРУБНОЙ КУЛЬТУРЫ, сформировавшейся в южноуральском и волго-донском регионе в XVI в. до н. э. Это еще раз подтверждает, что древней исторической традиции вполне можно доверять.

Где же начали править первые скифские (и киммерийские) цари, которых, согласно легенде, звали Рипоксай, Арпоксай и Колоксай? Срубная культура, преемственная с более древними арийскими культурами бронзового века, сложилась в степном регионе Южного Приуралья - нижнего Поволжья - нижнего Дона в XVI в. до н. э. К западу же от Дона в эпоху средней бронзы возникла культурная общность, имевшая несколько иные традиции.

Эта общность, занимавшая территорию современной Украины в XVI–XIV вв. до н. э., получила название культуры многоваликовой керамики. Насколько сильно она отличалась от классических степных культур эпохи бронзы, видно хотя бы из того, что ее носители почти не применяли курганный обряд погребения. Есть основания полагать, что многоваликовая керамика распространилась на Украину с запада, из бассейна Дуная.

Дон в эпоху средней бронзы стал границей двух этнокультурных общностей - различных и, по-видимому, враждебных. На берегах реки в это время возникла система мощных оборонительных сооружений - каменных крепостей . Это были первые постройки такого рода в Восточной Европе, не уступавшие современным аналогам на Балканах и Ближнем Востоке.

Южнорусские степняки «откатились» на восток, в поволжские степи, утратив почти всю Украину, которую заняла культура многоваликовой керамики. На Волге же в XVI в. до н. э. сложилась новая общность, Срубная культура, которая и была собственно «скифо-киммерийским» царством.

Такой геополитический «статус кво» сохранялся около 3-х столетий. Наконец, в XIV в. до н. э. носители Срубной культуры прорвали линию укреплений на Дону. Крепости были разрушены и не восстанавливались более никогда. В них отпала надобность, поскольку теперь степи от Волги и Урала до Днепра и Днестра оказались объединены в одну этнополитическую систему.

Очевидно, называние скифы (самоназвание, согласно греческим источникам: сколоты) относилось первоначально к тем обитателям южнорусских степей, которые остались жить на своем «старом» месте, в первоначальной области формирования Срубной культуры - в вол го-уральских и донских степях, тогда как «киммерийцами» считались родственные им жители причерноморских степей (территории современной Украины).

Некоторое время «скифская» - восточная и «киммерийская» - западная области Срубной культуры поддерживали между собой связи, но на рубеже железного века - около 1000 г. до н. э. - их единство распалось. Старые, «срубные» традиции поддерживались еще некоторое время к западу от Дона, в Причерноморье, тогда как на востоке, на Дону и Волге, сложилась новая общность. Видимо, именно этот момент в развитии южнорусской степной цивилизации и отражен в наиболее ранних античных источниках, сообщавших о существовании двух царств - киммерийского и собственно скифского, а также о враждебном столкновении между ними.

Рассказ о падении киммерийского царства под натиском скифов, приведенный древними источниками, находит археологическое подтверждение. Ко времени около 800 г. до н. э. относится гибель поселений так называемой Кобяковской (позднесрубной) культуры на нижнем Дону; очевидно, это и есть реальные следы перехода скифов через Дон, то есть их «нашествия» из Азии в Европу.

Столетними усилиями русофобской историографии были навязаны ложные стереотипы, до сих пор мешающие правильному пониманию древнего периода истории нашей страны.

1. Киммерийцы - якобы «поздний» народ, появившийся только на рубеже II и I тыс. до н. э.

Достоверные источники свидетельствует о глубокой древности киммерийского народа (в Библии Киммериец признан старшим сыном родоначальника индоевропейцев, Япета), а данные археологии позволяют проследить преемственность культур в южнорусских степях, по крайней мере с начала бронзового века. Нетрудно заметить, что с помощью этого нехитрого положения пытаются разорвать связь между киммерийцами и древнейшим народом Южной России - «протоариями»…

2. Киммерийцы - якобы пришельцы в южнорусских степях (например, им приписывается балкано-фракийское* происхождение), «чужие» по отношению к скифам…

* Здесь, на наш взгляд, автор напрасно открещивается от родства киммерийцев-скифов и балкано-фракийцев. И те и другие самые близкие родственники по арийской линии - протославяне. И те и другие порождены русами-ариями Северного Причерноморья и в целом циркумпонтийской зоны. - Примеч. Ю. Д. Петухова .

На самом деле древняя историческая традиция говорит о родстве этих народов (в Библии Скиф считается сыном Киммерийца), а археология свидетельствует о большой близости их культур.

3. Скифы якобы пришли в Причерноморье не раньше VII в. до н. э. (чуть ли не около 600 г. до н. э.).

Это положение необходимо для отрыва известий письменных источников о киммерийцах и скифах от периода Срубной культуры (1600–1000 гг. до н. э.). Но по данным археологии, скифы перешли через Дон еще около 800 г. до н. э. Это значит, что земли между Волгой и Доном, а также Северный Кавказ скифы занимали еще раньше - около 1000 г. до н. э. - тогда, когда археология фиксирует конец Срубной культуры, восточная группа которой, несомненно, принадлежала предкам скифов, а западная - предкам киммерийцев.

4. Скифы якобы полностью вытеснили (или даже истребили) киммерийцев, заняв их место…

На самом деле была устранена только правящая элита. Киммерийский народ никуда не делся, а остался на своем месте, составив основу населения Скифии…

Подведем итог. Киммерийцы - это вовсе не «новый» народ, пришедший в южнорусские степи неизвестно откуда в раннем железном веке, а наоборот, самый древний, «старший» в арийской семье, преемственный с ариями эпохи бронзы (Ямная культура III тыс. до н. э.). Из древней Киммерии происходили постоянные переселения в Европу и Азию, образовывались новые царства и новые народы (некоторые из них продолжали носить имя «кимры»), но какая-то часть жителей сохраняла верность своей прародине. Так продолжалось до тех пор, пока киммерийское царство не ослабло (конец Срубной культуры около 1000 г. до н. э.). И тогда произошло его восстановление с востока, из-за Волги: скифы вышли к Дону, а примерно через 200 лет (около 800 г. до н. э.) заняли и западные земли Причерноморья. Учитывая сообщения Геродота и других источников о начале государственности в Северном Причерноморье за тысячу лет до похода Дария 512 г. до н. э., и сравнивая с данными археологии о начале Срубной культуры (XVI в. до н. э.), мы можем отождествить собственно «киммерийское время» в степях Южной России с периодом этой культуры, 1600–1000 гг. до н. э. Рубеж II и I тыс. до н. э. стал началом собственно «скифского времени» (и началом железного века), поскольку уже в это время скифы обосновались на Дону; здесь и сложилось их государство, охватившее через несколько столетий также и Причерноморье.

Никакого «калейдоскопа» народов в евразийских степях в бронзовом и железном веках не было. Археологические культуры степной зоны Восточно-Европейской равнины эпохи бронзы и железного века обнаруживают большую преемственность, то же относится и к физическому типу людей, оставивших эти культуры.

Надо признать, древняя историческая традиция, представленная в Библии, считающая Скифа старшим сыном Киммерийца, а Киммерийца - старшим сыном Япета (арийца), абсолютно верна.


| |