«Военные походы фараонов».

Конспект урока истории в 5 классе; Учитель: Попович М.О.

Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документом, с картой.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, деятельностный.(Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания, работают с источниками информации.)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», тексты с отрывком из книги И. Ефремова «На краю Ойкумены» и историческим документом карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, рабочие тетради.

Основные понятия изучаемые на уроке: власть, бронза, пехотинцы, боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: « Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта.

Первая строка нового параграфа гласит: Фараоны своей главной задачей ставили – усиление собственной власти.

А на чем же держится власть? (обсуждаем).

А что будет если один из компонентов ослабнет?.

Учитель: А что нужно фараону, чтобы его власть в государстве была сильной?

Ответ: Нужна СИЛА – боеспособное войско. Нужны ДЕНЬГИ – завоевательные походы, приносящие богатство. Нужен АВТОРИТЕТ – славные победы, религиозные верования (фараон – сын бога).Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

Учитель: на какие вопросы нам нужно найти ответы сегодня на уроке?

Совместное обсуждение пунктов плана. План записываем на доске, учащиеся записывают в тетрадях.

План:

1.Египетское войско:

2. Походы египетских фараонов:

Изучение нового материала:

1 вопрос плана изучаем путем подводящего диалога, который побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Здесь выясняем: какие виды войск, вооружение (обязательно рассмотреть металл из которого изготовлено оружие – БРОНЗА), тактические маневры и т.д.

Вопрос учителя: Что такое армия?

Ответ: Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства.

Учитель: Она состояла из двух частей.

Одна часть – это пехота, самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

ПЕХОТА состояла из лучников и копейщиков. (слайд)

Задание: Давайте попробуем описать вооружение военачальника и рядового пехотинца. (Работа с учебником).

Ответ: Наконечники копий, доспехи, щиты были сделаны из бронзы – сплава меди и олова.

Учитель: Вторая часть – колесничье войско.

В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Рассмотрите колесницу, что она из себя представляла?

Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. (слайд)

Вопрос: В чем преимущество колесниц перед пехотой?

Ответ: Скорость, стремительность, внезапность.

В ходе работы с текстом параграфа, рассматриваем и иллюстрации учебника по теме. Закрепляем образ армии слайдами демонстрирующими вооружение, устройство боевой колесницы, ее преимущества в бою.

2 вопрос плана разделим на подпункты:

- Цели военных походов выясним, организуя работу с документом.

Учитель: Зачем правители Египта совершали военные походы? (цели походов)

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.

После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.

Задание: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы.

1. О чем были помыслы нового правителя Египта?

- О покорении новых земель

2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

- Чтобы взять золото, рабов.

Во дворце фараона .

Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства.

Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов
и умелых рабов…

Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурд : Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску…

Но южная земля велика, и людей там, как песка в западной пустыне, – все войско, весь народ Черной Земли растворился бы в ней подобно горсти соли, брошенной в воду. Мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!
Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурд: Сын Гора, жизнь, здоровье, сила…
я только хотел сказать, что мир так велик...

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.

- Направления завоевательных походов рассмотрим, изучая карту.

Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III?

- В Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, Ливию, Синайский полуостров.

Из Сирии египтяне привозили строительный лес, медь, из Нубии – золото, из Ливии – стада коров и овец.

- Последствия походов Тутмоса III;

Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон ТутмосIII , который правил в Египте около 1500 г. до н. э.

Как проходили военные походы египтян?

Учитель предлагает найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста – из первоисточника.

Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице.

ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Надпись на гробнице.

Египет. XXVI век до н. э. III тыс. до н. э.

Бедуины – в данном случае: жители страны, располагавшейся, скорее всего, к северо-востоку от Египта.
Смоковница – то же, что инжир.
Дерево с плодами, которые широко употреблялись в пищу на Востоке в сыром и сушеном виде.

Какие цели преследовали египтяне?

- Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Самостоятельная работа в парах. Ученики, работая в парах по учебнику, изучают вопрос плана самостоятельно. Ответы на вопрос, ученики кратко записывают в тетрадь.

Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Учитель зачитывает документ:

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считалосвоё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы: 1. О каком фараоне идет речь?

2. о каком сражении идет речь?

Устно обсуждаем вопросы.

Роль фараона в битве нарочито преувеличивается.

Рефлексия. (Дети оценивают свою работу на уроке).Оценивание учителем.

Домашнее задание.

параграф 8, подготовить ответ с использованием карты.

Найти ответы на вопросы:

    Во время сражения египетская армия применяла манёвр, который назывался «гнев фараона». Что это был за манёвр?

Возницей, управлявшем колесницей, в Египте всегда был известный и уважаемый человек, а воином. стоявшим рядом с ним, мог быть только представитель знатного рода. Изготавливали колесницы из сосны, березы, вяза или ясеня с применением жутких военных хитростей. Острые длинные ножи на выступающих осях колесницы, как коса траву, скашивали врага. Ножи прикреплялись и к передку. Благодаря таким воинственным приспособлениям колесницы, проносившиеся по всему фронту от фланга до фланга, производили страшное опустошение в рядах противника.
Этот знаменитый маневр называется "гнев фараона".

Военные походы фараонов

Причины

Из походов войска возвращались с богатой добычей. Народы завоеванных стран должны были выплачивать фараону ежегодную дань.

Нубия была богата золотыми рудниками; племена ливийцев поставляли в Египет стада коров, коз и овец; из Финикии привозили дерево (кедры); Палестина и Сирия были богаты серебром, оловом и тонкими тканями.

Участники

Боевые колесницы: в колеснице помещалось два воина. Один правил лошадьми, а другой стрелял из лука и метал копья.

Пехота: отряды пехоты отличались по виду вооружения. Воины одних отрядов имели копья, других - топоры или серповидные мечи, третьих - луки и стрелы. Были отряды, вооруженные пращами и бумерангами (см. Организация и техника военного дела в период крупных войн XVI—XV вв. до н. э.).

Тутмос III - фараон, в период правления которого египтяне совершили самые крупные завоевания. Благодаря ему границы государства были значительным образом увеличены. Это были годы расцвета Древнего Египта (см. ).

В основном Тутмос совершал походы в Переднюю Азию (см. Передняя Азия).

На севере граница страны отодвинулась до Евфрата. Тутмос приобрел власть над землями Палестины, Сирии и Финикии. На юге в подчинении Египта оказалась Нубия. ().

Заключение

Благодаря завоевательным походам Египет вышел далеко за пределы нильской долины, став своего рода региональной империей. Были установлены отношения с соседними народами. Война была не только средством грабежа и порабощения, но и способом расширения экономических и культурных связей.

Параллели

Военная деятельность государства в древности считалась обязательной, представление о войне, как о зле, отсутствовало. Тутмоса III, Рамзеса II и еще некоторых правителей принято называть цезаристскими фараонами - их завоевания наиболее впечатляющие. Но такие цезаристские представители власти появлялись во всех без исключения регионах Древнего Востока вплоть до Китая. Каждая из восточных деспотий стремилась быть империей и господствовать над соседями.

Конспект

Может ли быть опасной армия, если она вооружена только холодным оружием? Может! Более того, подобная армия, как оказалось, может завоевывать огромные территории. Из каких родов войск состояла египетская армия? Какое вооружение использовали в битвах? Какие завоевания совершил Тутмоса III? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было большое и хорошо обученное войско. Ядром египетской армии была личная охрана фараона, она формировалась из чужеземцев-наемников.

Писцы вели строгий учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на долгие годы. Из них формировалась пехота. Пехотинцы делились на тяжеловооруженных и легковооруженных воинов. Наконечники стрел и копий, кинжалы и боевые топорики изготавливались из бронзы. Бронза тверже меди — бронзовое оружие давало египтянам преимущество над противником (рис. 1).

Рис. 1. Армия Древнего Египта ()

В середине II тысячелетия до н. э. египтяне стали использовать боевые колесницы (рис. 2). Каждый отряд состоял из 25 колесниц. Колесницей управлял возница, второй воин стрелял из лука и бросал в противников короткие копья — дротики. Лошадей содержали за счет казны фараона, а колесницу необходимо было приобретать за свой счет, поэтому служить в колесничих отрядах могли лишь представители знати. Колесницы начинали битву и завершали ее, преследуя бегущего с поля боя противника.

Рис. 2. Боевые колесницы ()

Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III (рис. 3). В Северной Палестине и Сирии в конце XVI в. до н. э. сложилась антиегипетская коалиция. Страны, входившие в нее, стремились к политической и экономической независимости от влиятельного южного соседа. Главными опорными пунктами антиегипетского союза были крепости Мегиддо и Кадеш. Тутмос во главе войска отправился усмирять непокорных. Войска противников тем временем сосредоточились в Мегиддо, намереваясь удержать этот важный пункт на северных склонах тех же гор. Таким образом, египетской армии предстояло преодолеть горный хребет. Через хребет вели три дороги. Кратчайший, средний путь был узкой тропой. Многие египетские военачальники опасались идти этим путем. Они боялись, что при движении гуськом авангард армии уже столкнется с противником, в то время как арьергард еще только вступит на тропу. Однако фараон решил рискнуть и лично возглавил колонну, двигающуюся коротким путем.

Рис. 3. Тутмос III ()

Согласно хроникам, фараон на боевой колеснице первым бросился в бой. Войско защитников было обращено в бегство. Но египтяне не взяли с ходу город, будучи занятыми грабежом оставленного лагеря. Тем временем цари Кадеша и Мегиддо и их союзники были втащены гарнизоном на крепостную стену, ворота были закрыты. Тутмос приступил к осаде города. Вокруг него была сооружена ограда из огромных древесных стволов. Египтяне назвали эту стену «Тутмос, осаждающий азиатов». Через несколько недель осады город сдался. Трофеями Тутмоса были 924 колесницы, 2238 лошадей, 200 комплектов оружия, урожай, снятый в долине египетским войском, много тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота. Это был первый победоносный поход Тутмоса. При нем египтяне захватили Ливан, Палестину на севере, Нубию на юге; расширили границы Египта на востоке до Евфрата (рис. 4). На несколько столетий Египет стал самым могущественным государством Древнего мира.

Рис. 4. Военные походы Тутмоса III ()

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Архивариум.ру ().
  3. Свобода и честь ().

Домашнее задание

  1. Назовите причины египетских завоеваний.
  2. Какие преимущества были у египетской армии перед противниками?
  3. С какими древними государствами и народами сражался Тутмос III?

§ 1 Египетское войско

Египет, как и все государства Древнего мира, формировался как военный лагерь. Главной целью знати было обогащение. Укрепив власть в стране, фараон и его вельможи приняли решение расширить границы своего государства. Началась эпоха военных походов фараонов.

Владыки Египта стали укреплять свою власть, расширять владения, накапливать богатства. Чтобы вести войны, фараоном необходимо было большое обученное войско. С этой целью каждого десятого юношу забирали на долгие годы в армию, а из богатств накопленных фараонами нанимались иноземные воины.

Основой войска была пехота, вооруженная преимущественно луками и стрелами, а так же кинжалами и копьями. Для защиты воины использовали деревянные щиты, обтянутые кожей, тело закрывал кожаный нагрудник, а голову шлем.

Благодаря изобретению нового металла - бронзы, египтяне получили преимущество над врагами. Бронза - это сплав меди с оловом, она прочнее меди и позволяла перерубать медное и каменное оружие, которым пользовались враги.

Еще одно серьезное преимущество перед врагами египтяне получили после изобретения боевых колесниц. Колесница представляла собой двухместную повозку, запряженную парой лошадей. На колеснице находились два воина: один управлял конями, другой, вооруженный луком, обстреливал неприятеля. Борта колесницы, защищавшие ноги воинов, обтягивали кожей и украшали металлическими бляхами. На головах коней развивались разноцветные страусовые перья. Использование колесниц позволяло быстро окружать и внезапно нападать на противника. Колесницы стоили дорого, поэтому колесничими могли быть только знатные египтяне. Кроме того, у колесничих было больше шансов выжить, так как они вступали в бой последними.

Существовало три основных направления военных походов:

1. На юг в страну Нубию, с целью захвата золотых рудников и слоновьей кости;

2. На запад, через Ливийскую пустыню, население которой занималось скотоводством;

3. На северо-восток, в Азию, где располагался богатый полезными ископаемыми Синайский полуостров, а далее, на севере, могущественные государства - Палестина, Финикия и Сирия, откуда привозили серебро и олово, дорогие ткани и древесину.

Самых больших успехов добился фараон Тутмос, живший около 1500 года до н.э. При нем была захвачена Нубия, а так же большая территория в Азии, вплоть до реки Евфрат.

На покоренных территориях фараоны оставляли своих наместников, обеспечивая их войсками. Наместники обязаны были собирать дань и отправлять ее в Египет. Самым распространенным товаром стали обращенные в рабство пленники.

§ 3 Результаты походов

Население Египта радовалось победам. Во время праздников, устраиваемых фараонами, перед ликующей толпой проходили войска в парадных одеждах, везущие богатую добычу. Фараон одаривал народ подарками.

Но захваченные в походах ценности делились не справедливо. Большую часть забирал себе фараон. Остальное он раздавал своим военачальникам и колесничим. Большинство воинов длительные походы разоряли. Пока они воевали, земельные участки зарастали, дамбы разрушались, каналы пересыхали. Со временем, недовольные таким положением египтяне стали поднимать восстания против власти фараонов. Это вынудило правителей нанимать в войско чужеземцев, выдавая им плату из казны. Фараоны рассчитывали, что в случае заговора вельмож или восстания простых египтян наемники быстрее придут на помощь.

В I тысячелетии до н.э. египтяне сами стали подвергаться регулярному нашествию врагов. Что, в итоге, привело к падению великого государства.

Единое государство в Древнем Египте зародилось около 3000 г. до н.э. в результате завоевания Нижнего Египта Верхним. С тех пор правители Египта вели постоянные войны с соседями ради захвата территории и рабов, а так же получения новых богатств в свою казну. Наиболее успешные походы проводил фараон Тутмос, расширивший границы государства до реки Евфрат. Завоевательные походы с одной стороны, обогатили фараона и его вельмож, с другой, привели к разорению земледельцев и запустению самого Египта.

  1. Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том I: От каменного века до элевсинских мистерий, Перевод H.H.Кулаковой, В.Р.Рокитянского и Ю.Н.Стефанова, М.: Критерион, 2002
  2. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 832 с.
  3. Керам К. "Боги, гробницы и ученые". Роман археологии

Использованные изображения:

Во второй половине 24 ­ середине 23 веков д.н.э. египетские фараоны VI
династии неоднократно осуществляли военные походы в соседние страны.
Пиопи І (Мерира Пиопи, Пепи, Фиос), третий царь VI династии, в
период своего правления осуществлял активную завоевательную политику.
Фараон Пиопи I
Первым походом Пиопи I было проникновение на Синайский полуостров,
который скорее всего увенчался успехом, о чем свидетельствует наскальная
надпись в Вади­Магара. На рельефе изображена сцена триумфа фараона над
поверженным врагом­азиатом. Надпись на рельефе гласит: « Царь Верхнего и
Нижнего Египта, Владыка двух диадем, Мерира Мерихет, дарующий
жизнь во веки, Хор, любимый в Обеих Землях. Первый случай празднования
Сед. Передача поля [земли]. Защита жизни позади его… Благой бог,
владыка двух стран, Пиопи, Хор… дарующий всякую жизнь. Великий бог,
побеждающий все страны Ментиу ».
В этом походе Пиопи I сопровождал военный отряд во главе с
несколькими капитанами кораблей и начальниками новобранцев. Общее
руководство египетскими отрядами осуществлял «начальник войска Ибду,
сын начальника воинов Мери­Ра­анх».
Своими энергичными действиями в Нубии Пиопи I настолько подчинил
себе местные племена, что они были вынуждены в случае войны доставлять
вспомогательные отряды для египетской армии (если война происходила на
севере, фараон пользовался нубийскими отрядами лишь там, где это было
безопасно). Вообще Пиопи I проник в Нубию вплоть до второго порога.

Пиопи І совершал походы против азиатских племен уже за пределы
Синайского п­ва, причем египетские войска одновременно передвигались и
сухопутным, и морским путем. Во времена его царствования на Синайском п­
ве активизировались племена кочевников­бедуинов. Они совершали набеги на
Дельту и грабили приграничные районы.
Для усмирения бедуинов Пиопи I направил войска численностью
несколько тысяч воинов под командованием «правителя Верхнего Египта»
Уны. Воины набирались из районов как Верхнего, та и Нижнего Египта (в
состав войск также входили покоренные нубийцы из областей Вават, Ирчет и
Иама). Противниками египетских войск Уны были не только бедуины, но и
племена, пришедшие из Палестины. Поход египтян был успешным:
укрепления противника были уничтожены, войска истреблены, жилища
сожжены, виноградники и плантации смоковниц изрублены, захвачено
множество пленных. Однако для полного покорения жителей Синайского п­ва
Пиопи I понадобилось осуществить целых пять военных походов, которые
возглавлял Уна.
Один из походов Уны описан им в поэтической форме:
« Возвратилось это войско благополучно, взрыв страну Хериуша.
Возвратилось это войско благополучно, опустошив страну Хериуша.
Возвратилось это войско благополучно, разрушив крепости ее.
Возвратилось это войско благополучно, срубив финиковые пальмы и
виноградники ее.
Возвратилось это войско благополучно, бросив огонь во все войска ее.
Возвратилось это войско благополучно, перебив отряды из многих
десятков тысяч воинов.
Возвратилось это войско благополучно, приведя с собой великое
множество живых пленников.
Похвалило меня за это его величество больше всех».
Во время последнего похода, посадив часть войска на корабли, Уна
направился вдоль берега Южной Палестины, и преследовал бедуинов вплоть
до Палестинских холмов, расположенных намного севернее страны Хериуша,
где он вторгся во владения оседлого населения, возделывающего смоковницы
и виноград, и захватил там много пленных. Это подтверждается находкой
скарабея эпохи VI династии южнее Иерусалима, в слоях, отвечающих
Древнему царству. В отчете Уны сказано, что он достиг «Носа Антилопы»,
что может соответствовать мысу Кармель.
Всё же военные экспедиции, снаряжённые при Пиопи I в Южную
Палестину, не принесли Египту сколько­нибудь заметного влияния в
регионе и скорее свидетельствуют о попытках фараона укрепить свои
границы, нежели о желании покорить восточные земли. Кроме того,

эти войны имели своей целью укрепить экономическое и политическое
господство египтян в соседних странах.
Сын Пиопи I, фараон Меренра I (Ментесуфис) совершал военные
походы в Нубию.
Фараон Меренра I
На пятый год своего царствования, Меренра I лично прибыл в страну
Вават и принял выражение покорности от местных племен.
Войска египтян под командованием «хранителя врат юга»
элефантинского номарха Хуфхора (Хирхуфа) трижды совершали походы в
далекую область Нубии ­ Иам.

Древнеегипетские номы
Каждый раз египетские воины разоряли нубийские селения, жгли сады и
хижины, грабили местное население и отправляли в Египет большие караваны,
груженные богатой добычей.
В первый поход, длившийся семь месяцев, Хуфхор отправился вместе со
своим отцом Ири. Второй поход, длившийся восемь месяцев, Хуфхор
совершил самостоятельно. Третья экспедиция Хуфхора была наиболее
успешной. Прибыв в Иам, Хуфхор застал местного вождя занятым войной с
наиболее южными селениями темеху (племена родственные ливийцам,
проживавшие на запад от Иама). Египетский военачальник без труда привел к
повиновению местные племена. Дань и южные продукты, полученные за счет
торговли, были навьючены на 300 ослов, которые с сильным конвоем,
предоставленным вождем Иама, отправились на север вслед за египетскими
войсками.
Вожди Ирчета, Сетута и Вавата, устрашенные видом египетского войска
и конвоя Иама, даже не думали про ограбление каравана. Кроме того, они
принесли в дар Хуфхору стада скота и дали своих проводников.
По окончании третьего похода Хуфхор направил в столицу Египта гонца,
чтобы известить фараона о новой победе. Меренра I по достоинству оценил
труды своего преданного вельможи – у границ Египта Хуфхора ждала лодка с
послом от фараона. Она была наполнена дорогими яствами с царского стола,
чтобы отважный «каравановожатый» мог отдохнуть после утомительного
похода.
Такие же походы совершались при фараоне Пиопи II (Неферкара
Пиопи).

Фараон Пиопи II
которые,
как и ранее,
Хуфхор по­прежнему оставался правителем юга и возглавил новые
экспедиции в Нубию,
сопровождались
кровопролитными войнами с нубийскими племенами, уничтожением
поселений и беспощадным грабежом Однажды во время одного из походов
воины Хуфхора захватили в плен маленького чернокожего карлика из
племени данг. Карлик умел петь и плясать и своими ужимками и прыжками
доставлял так много удовольствия египетскому вельможе, что Хуфхор решил
забрать его с собой в Египет и подарить фараону. Пиопи II тогда исполнилось
всего восемь лет, и он был в восторге от такого подарка.
Не все элефантийские номархи были так же удачливы, как и Хуфхор.
Источники рассказывают нам, что один из правителей Юга по имени Себни
получил известие о смерти своего отца Меху во время похода последнего на
юг от Вавата (Уауата). Себни быстро собрал войска и с караваном в сто
ослов отправился к югу, чтобы наказать местное племя, повинное в
случившемся. Он одержал победу, добыл тело отца и вернулся назад.
Позднее по приказу фараона Пиопи II египетские войска под
командованием Пиопинахта отправились в поход в Нубию. Египтяне достигли
страны Вават и Ирчет, где разбили войска нубийцев и захватили много
пленных.
Через некоторое время войска под командованием Пиопинахта вновь
отправились в Нубию, для подавления восстания. В результате успешных
военных действий правители Вават и Ирчет были захвачены в плен и
доставлены в Египет.
По приказу Пиопи II египетский отряд под командованием «начальника
чужеземных отрядов» Ананхета отправился на Синайский п­ов, где был
атакован бедуинами и полностью разбит. И вновь войска Пиопинахта
выступили в поход. Египтяне разбили кочевников и надолго обезопасили свои
границы.
Сам Пиопинахт так описывал свои походы: « Его величество послал
меня, чтобы опустошить Вават и Ирчет. Я сделал так, что похвалил
меня его величетво. Я убил там большое количество находившихся там
детей вождей и прекрасных командиров…я доставил большое количество
их ко двору в качестве живых пленников, в то время как я был во главе
множества сильных воинов, в качестве храброго человека. Сердце моего
владыки было довольно мною за всякое дело, для выполнения которого он
меня посылал. Его величество мой господин послал меня, чтобы

умиротворить эти области. Я сделал так, что мой владыка хвалил меня
чрезвычайно, выше всего. Я доставил двух вождей этих стран ко двору в
целости, быков…гусей…ко двору, вместе с детьми вождей…».

Район, прилегающий к Вади­Хаммамату, был населен дикими племенами
бедуинов пустыни, которые постоянно нападали на египетские караваны,
пытаясь их ограбить. Поэтому египетские фараоны нередко снабжали эти
экспедиции сильным военным отрядом. Об одном из таких отрядов имеется
надпись времен фараона 6­й династии Имхотепа (вторая половина 23 века
д.н.э.) : «Старший сын царя, казначей бога, начальник войск Джати, по
прозвищу Ка­Нофер». Содержание этой надписи таково: « Я был во главе
народа в день битвы. Я наблюдал за передвижениями в день наступления,
давал советы. Я был возвеличен перед множеством людей. Я совершил
работу царя Имхотепа с 1000 людей из дворца, с сотней людей из
каменоломен, с 1200 (воинов)….Его величество послало этот
многочисленный отряд из дворца. Я совершил эту работу…в то время как
его величество предоставляло 50 быков и 200 ослов ежедневно».
Переходы через пустынные области, отделявшие долину Нила от
Красного моря, представляли большие трудности. Приходилось
организовывать снабжение войск и караванов, для чего за ними гнали
большое количество скота. Таким образом, отправка экспедиций
требовала соответствующей подготовки и организации военного дела,
конвоя и снабжения.

Цели:

Оборудование:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 12. Военные походы фараонов

Цели: подвести учащихся к пониманию причин последствий характера военных походов фараонов Древнего Египта; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Жизнь

египетского вельможи»

1. Подготовка устного ответа по карточке №11 .

Примерный ответ учащегося

В Древнем Египте существовало очень много разных ремесел: горшечники, строители, ткачи, медники. Люди, которые занимались изготовлением чего-либо, назывались ремесленниками. Все они жили в простых жилищах. Вельможа помогал фараону. Носил его сандалии, мог судить людей, подавлять восстания. Он был богатым человеком.

Таким образом, вельможи и простые ремесленники жили в разных условиях. Одни (ремесленники и земледельцы) содержали других - вельмож и фараонов.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Задача № 1 (письменно; 3 человека). В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».

  • Чему учит отец сына? Как, по его мнению, можно стать писцом? Почему должность писца в Египте считалась очень почетной? (Должность писца была очень популярна в Древнем Египте, так как писец вел учет налогов, которые должны были сдавать в казну простые египтяне. Он был помощником вельмож и фараонов.)

Задача № 2 (письменно; 3 человека). Прочитайте отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы.

Я - раб царя. С восхода до заката Среди других свершаю тяжкий труд. И кус гнилой - единственная плата За стон, за пот, за тысячи минут. Я - раб царя, и жребий мой безвестен; Как тень зари исчезну без следа. Меня с земли судьба сотрет, как плесень; Но след не минет скорбного труда, И простоит близ озера Мерида Века веков святая пирамида.

  • О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки? (Автор прославляет труд простого человека, который строит такие памятники, которые будут стоять века.)
  1. Дискуссия с классом.

Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо вниз, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником. .. И тогда в твоем доме будет богатство... Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности».

Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Египте? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть актуальными сегодня? (Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это - обогащение...)

Информация для учителя

Сегодня мы должны учить детей высказывать свою точку зрения на какие-то факты, события, поступки, уметь ее аргументированно защищать. Для этого целесообразно создавать на уроке «провокационные» ситуации. Например, решать задачу по истории Древнего мира, а перевести постепенно ее в плоскость сегодняшнего дня. «Сегодняшним днем» дети мыслят прекрасно. Причем, как правило, у каждого есть свое мнение. Мнения детей зачастую не совпадают, и тогда может развернуться дискуссия. И вот здесь нужно научить их грамотно спорить или вести дискуссию. Для этого нужно помнить некоторые правила.

Умейте спорить

При ведении полемики прежде всего определитесь, что является предметом спора или о чем идет спор?

Подберите аргументы (доказательства) своей точки зрения.

Умейте слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения!

Сформулируйте его точку зрения и изложите ему. («Если я вас правильно понял, то вы считаете...»). Это позволит вам удостоверится в том, что вы правильно поняли, а он поверит, таким образом, насколько правильно изложил свою позицию, даст возможность в ходе спора обойтись без искажений - при столкновении противоположных точек зрения обеспечит определенность исходных позиций спорящих.

Вдумываясь в положения, которые высказывает ваш оппонент, старайтесь его понять (это еще не значит принять данную точку зрения), выявить не только расхождения ваших позиций, но и их тождество.

Выяснив позицию вашего противника в споре, определив, с чем вы конкретно не согласны, начните опровержение этих положений.

Попытайтесь определить, нет ли противоречивости в положениях вашего оппонента. Это может стать сильной стороной вашей позиции.

Подбирая аргументы, следите за их стройностью, логичностью. Нельзя путать опровержение способа доказательства, которое применил оппонент, и сути самого тезиса (ведь можно неверно доказывать и правильные положения).

Критиковать надо неверную точку зрения, а не самого оппонента, то есть в споре не стоит переходить на личности.

В любом диспуте важен вывод.

Очень часто с первой попытки вам не удается убедить оппонента в правильности своей точки зрения. В таком случае спор можно возобновить, но лучше к нему подготовиться.

4. Заслушивается устный ответ по карточке № 11, дается отзыв на ответ по плану-памятке (см. образец, урок № 10). Собираются на проверку индивидуальные задания.

  1. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, вельможи- все подчинялись фараону. Самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

  • Для чего совершали военные походы фараоны?
  1. Изучение новой темы

План

  1. Вооружение египетского войска.
  2. Походы египетских фараонов.
  3. Цели и последствия походов Тутмоса III.

На доске: тема урока.

  1. Сообщение о вооружении египетского войска (можно в объеме материала учебника). Класс, слушая, рассматривает иллюстрации на с. 45 Вигасина или с. 76 Михайловского.

Воины фараона были вооружены луками, другие - длинными копьями, боевыми топориками и кинжалами. Наконечники копий делались из бронзы (9/10 меди + 1/10 олова). Этот сплав был прочнее, чем медь. Пехотинцы имели легкий щит. Настоящую угрозу для противника представляла египетская конница...

  1. Работа с картой (с. 44 Вигасина или с. 79 Михайловского).

Внимательно посмотрите на легенду карты.

  • Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (Стрелочками).
  • На какие территории были совершены походы фараонов Египта? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию, Финикию.)
  • Где находится город Мегиддо? (На территории Палестины.)
  1. Рассказ учителя и работа по историческому документу.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III, мы прочитаем документ о том, как проходила битва у города Мегиддо.

Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Аммона-Ра в Фивах

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим боевым оружием «...» И враги увидели, что его величество одолеет их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха. Они бросали своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их с помощью одежд втаскивали в этот город «...» И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг «...»

Тогда были захвачены их лошади и золотые и серебряные колесницы «...» Их ратники лежали, простершись на спине, как рыбы, а победоносное войско его величества считало свое достояние «...» И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы. И они доставили добычу, взятую ими: 340 пленных, 83 руки (египтяне убитым врагам отрубали руки в знак доблести), 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 жеребцов... молодых коней, 1 колесница, отделанная золотом, 897 колесниц его жалкого войска, 200 броней его жалкого войска, 502 лука, а также 387 голов (какого-то скота), 1929 быков, 2000 коз и 20 500 овец, 1796 рабов и рабынь, чаши из ценного камня и золота...

Крушол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 44-45.

4. Беседа по прочитанному тексту документа .

  • С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа. («.. .Ивот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов...»)
  • Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины? (Оружие, коней, скот, рабов м, конечно, золотые, и серебряные вещи.)
  • Кому воздавали хвалу воины Египта? (Своему фараону.)
  • Кому они приносили награбленное? (Своему фараону.)
  • Как распределял награбленное имущество фараон? (Ему и вельможам доставалось практически все, а простые воины ничего не получали.)
  • Какой характер носили войны? (Грабительский, несправедливый.) %

V. Закрепление изученного материала

  • По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча - множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне? (Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то

создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно.)

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Ученикам после ознакомления с материалами параграфа предлагается написать сочинение от имени Тутмоса III «Почему я так любил войну?» (задание рассчитано на 40 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

VI. Подведение итогов урока

Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению рабовладельцев, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства. Почему? Подумайте. А это мы выясним на следующем уроке. Домашнее задание: прочитать § 11 Вигасина или § 13 Михайловского; подготовить ответ на вопрос: «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?»; работа по контурной карте: рабочая тетрадь (вып. 1), задание 28 (с. 24); для любознательных: кто из известных тебе военачальников прошлого поступал иной раз так же, как и Тутмос III в битве под Мегиддо: Александр Македонский, Ганнибал, персидский царь Дарий II, римский полководец Камилл, Цезарь, Дмитрий Донской, Петр I, Румянцев, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Брусилов, Деникин, Колчак. - Назовите хотя бы 7-10 таких полководцев. (Так же поступали Александр Македонский, Цезарь, Петр I, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Деникин, Колчак.)

Дополнительный материал

Двадцать два года фараон Тутмос III прожил не в Египте, которым должен был править. Царица Хатшепсут, его мачеха, захватила власть еще в 1525 году до н. э., когда ее объявили соправительницей Тутмоса II, отца Тутмоса III. Тутмос II был мужем этой волевой женщины, неплохого организатора.

Правила она Египтом спокойно, мирно. Снаряжала торговые - морские и сухопутные - экспедиции в разные страны, строила богатые храмы. Царица умерла в 1503 году до н. э. И в этот год Тутмос III, полновластный теперь правитель, собрал сильное войско, которое, по оценкам специалистов, могло доходить до 20 тысяч человек, и отправился в Сирию. Задачи перед Тутмосом III стояли сложные: и чисто военные, и житейские. Египет не воевал более двадцати лет. Старые воины за это время одряхлели, молодые были неопытны, необстрелянны, хотя готовились к походу усердно. Но и враги, сирийцы и палестинцы, не сидели сложа руки. Они создали антиегипетскую коалицию, подтянули войска к Мегиддо, важному стратегическому пункту, мощной по тем

временам крепости. В битве под Мегиддо Тутмос III дважды возглавлял войско, рискуя своей жизнью. У него не было пирамиды, а только подземная гробница.

За 19 лет Тутмос III совершил 17 успешных походов, овладел сотня- ми городов, Палестиной, Сирией. Это был крупнейший полководец.

Торопцев Л.П. 1000 великих битв с древних времен