Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

Анализ стихотворения «Я помню время золотое» Тютчева

Творчество Федора Ивановича Тютчева в России стало известно благодаря хлопотам баронессы фон Крюденер, предложившей журналу «Современник» подборку его стихотворений. Не однажды писал поэт стихи о ней самой, среди которых особое место занимает «Я помню время золотое».

Стихотворение написано в 1836 году. Его автору 33 года, он камергер, русский дипломат в Германии, семейный человек. Посвящено оно Амалии Крюденер, юношеской любви поэта. Родители девушки уже выбрали ей жениха, но романтическому чувству молодого поэта это не могло помешать. Долгие годы сохранялась эта привязанность, ставшая дружеской. Амалия пришла попрощаться и к умирающему поэту, чем донельзя расстрогала его. «Я помню время золотое» было создано в дни, когда после большого перерыва Ф. Тютчев вновь увиделся с Амалией. По жанру — элегия, по размеру — ямб с перекрестной рифмой, 6 строф. Лирический герой — сам автор. Его память с фотографической точностью воспроизводит «время золотое»: день вечерел, мшистый гранит, в тени шумел Дунай. Была весна: диких яблонь цвет за цветом на плечи юные свевал. Вдвоем в безмятежный час своей жизни, на ее заре, и — на закате солнца, глядели они вдаль. Казалось, и друг друга они понимают с полуслова, и вся природа приветствует их чувство, а впереди — обязательно счастье.

Пейзаж типично немецкий: сам Дунай, развалины старинного замка Донауштауф, гранитные валуны. И среди этой мирной картины — младая фея, любимая девушка поэта. Важен образ ветра: ветер тихий мимолетом твоей одеждою играл. Он же становится метафорой пронесшейся «жизни быстротечной». Символична и тень: в первой строфе в тени шумит река, в последней — тень уходящего безвозвратно времени пролетает над ничего не подозревающими влюбленными. Наконец, этот день подходит к концу: край неба дымно гас в лучах, день догорал. Впечатления же от него навеки останутся в сердце. Задумчивость интонации подчеркнута многоточием: ты беззаботно вдаль глядела… Будущее казалось безоблачным, жизнь — очень длинной. Кстати говоря, сам поэт в этот момент смотрел на девушку, а не вдаль. Выражение «время золотое» — это и яркий эпитет, и метафора, и перифраз, и фразеологизм. Эпитеты: милый край, ногой младенческой, веселостью беспечной, счастливый день. Олицетворения: ветер играл, пела река, солнце медлило, прощаясь, руина глядит.

Впечатления юности — одна из самых ярких страниц в жизни Ф. Тютчева. Европейский романтизм и влюбленность стали основой для элегии «Я помню время золотое».

Литературоведы утверждают, что Тютчев не относился к числу «бабников» у него за всю жизнь было всего лишь три возлюбленных. Но, материалы архивов открывают удивительные вещи и дают плод для размышления: стихотворение «Я помню время золотое» посвящено Амалии Крюнденер (возлюбленной о которой мало кто знал).

На момент встречи Тютчеву выполнилось 20 лет, а юной красавице всего лишь 15. Пылкий юноша так влюбился в девушку, что сразу предложил ей руку и сердце, но родители, относившиеся к старинному австрийскому знатному роду, отказали молодому

Поэту.

С тех пор молодой поэт навсегда забыл дом Крюндеров. Спустя 10 лет он снова повстречался с уже взрослой красавицей и воспоминания накатились лавиной на сформировавшегося мужчину. Именно эти воспоминания и легли в основу стихотворения «Я помню время золотое». Этот стих пришелся по душе молодой Амалии, и она позволила Тютчеву стать ее другом (стоит отметить, что поэт и красавица дружили до глубокой старости).

Стихотворение, насквозь пропитанное романтическими воспоминаниями, изобилует эпитетами, уменьшительно-ласкательными словами и тоской по давно минувшим годам. Тютчев воспоминает с поразительной

Точностью пейзажи, руины старинного замка, уже успевшего покрыться мхом и слегка развалиться. Свою возлюбленную поэт сравнивает с «прекрасной феей», то есть с девушкой, которая еще не успела открыться всему миру и ее сердце полно загадок.

Повадки юной красавицы напоминают детскую наивность, в которой, все же, ярко прослеживается образ будущей светской львиц – беспощадной и изумительно красивой женщины. Но это мало волнует поэта, ведь в стихотворении он больше рассказывает о том, как им было хорошо вместе, как они весело проводили время и мечтали о большой любви.

Он с явным удовольствием вспоминает, как девушка «беззаботно смотрела вдаль», как она мечтала о своем будущем и отмечает, что в такие моменты он сам превращался в наивного ребенка, и от этого чувства ему становилось хорошо.

Поэт отмечает, что каждый вечер, проведенный в компании девушки, были для него настоящим подарком судьбы. Эти тихие вечера с Амалией позволяли забыться на мгновение и отойти в сторону от всех мирских дел, насладившись беззаботностью девушки.

Тютчев признается, что впоследствии много думал о возлюбленной молодых лет, поэтому давно планировал написать стих-воспоминание, но случайная встреча только ускорила этот порыв.

Не позднее апреля 1836 года поэт Тютчев написал и посвятил замужней Амалии стихи - лирический гимн быстротечности счастья и бытия, который, по словам Некрасова, «принадлежит к лучшим произведениям господина Тютчева, да и вообще всей русской поэзии». Это стихи «Я помню время золотое…». Они не о любви, а о воспоминании о ней, о прошлых встречах Фёдора и Амалии в милом сердцу крае над Дунаем, на холме в пригороде Регенсбурга.

Дунай шумел где-то близ Мюнхена, в сердце Баварии. Шумел, пробивая себе дорогу через восточные склоны Шварцвальда. Сюда, в Мюнхен, в середине 1822 года прибыл секретарь русского посольства - нетитулованный дворянин Федор Тютчев, ничего особенного собой не представляющий и не записанный даже в штат дипломатического корпуса. Тютчев только начинал дипломатическую карьеру и был должностью своей премного доволен.

К тому же он сразу обратил на себя внимание умом, проницательностью, остроумием, образованностью и утонченной начитанностью. Лишь недавно он закончил Московский университет.

И вот однажды в одном из светских обществ он увидел девушку поразительной красоты. Весной 1823 Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон - королевскую дочь. С ней он провёл самые прекрасные дни юности в Мюнхене. Позже он посвятил ей стихи «Я помню время золотое », которые в последствии были относены к числу шедевров. Ей было около 15, а ему - 19 лет.

На одном из первых свиданий Амалия предложила «Теодор (так звали Фёдора немцы), сегодня я вам

покажу место, где в Мюнхене раньше всех зацветают яблони!» — и ее ножки в маленьких башмачках резво заскользили вниз по лестнице.

Амалия привезла его на берег реки. На крутом склоне высились развалины старинного поместья, а рядом раскинулся цветущий яблоневый сад, весь в розовых лучах заходящего солнца.— «Вот и сад. Не правда ли, хорош?» — щебетала Амалия. Федор любовался спутницей и полудиким романтическим пейзажем вокруг и все не мог решить: какое творение природы более совершенно — яблони, усыпанные бело-розовым цветом, или девушка в нежно-палевом платье, свежая, как майское утро?,

— Хотите, Теодор, поклянемся друг другу, что до самой смерти, когда бы ни пришлось нам увидеть яблони в цвету, мы будем вспоминать друг о друге: я — о вас, вы — обо мне? — вдруг предложила Амалия.

— Клянусь, моя фея! — тут же откликнулся Федор и опустился перед ней на одно колено. Взяв подол ее платья, он прижал его к своим губам.

Именно с такими романтическими событиями, происходившими в 1823 году, связывают появление стихотворения «Я помню время золотое» (1834, 1836) 24 51. Правда, написано и публиковано оно было 13 лет спустя после этих событий.

Все, что могли себе позволить Амалия и Теодор, это обменяться шейными цепочками. Амалии было предписано выйти замуж за секретаря русской дипломатической миссии барона Александра Сергеевича Крюденера. 31 августа 1825 года, 17-летняя Амалия стала именоваться баронессой Крюденер. Амалия и барон никаких иллюзий не питали друг о друге. Их брак изначально был союзом по расчету, но у каждого был свой резон. Фёдор и Амалия полюбили друга, но вынуждены были растаться Тютчев не мог сразу забыть Амалию:

В 1851 году Александр Сергеевич Крюденер умер. Спустя год баронесса Крюденер стала графиней Адлерберг, и Николай Владимирович Адлерберг немедленно усыновил сына Амалии - маленького Нике. В свои сорок с лишним лет Амалия обрела наконец-то счастье, о котором мечтала с юности, с тех самых пор, как ее разлучили с первой любовью - Фёдором. Тепло юношеских встреч Амалия и Фёдор сохранили на всю жизнь.

В галерее представлены исследователи творчества Ф.М.Тютчева, поддержавшие своими изысканиями семейное предание, по которому стихотворение «Я помню время золотое...» было адресовано Ф.И.Тютчевым баронессе Амалии Крюденер.

В.Я.Брюсов

Р.Ф.Брандт

П.В.Быков

К.В.Пигарев


Это произведение было посвящено одно из возлюбленных поэта.В стихотворении отражены настоящие отношения поэта с молодой девушкой. Можно считать автобиографическим. Когда-то чистый и сильной любви Тютчев предложил выйти замуж австрийской красавица. К сожалению или к счастью, родители Амалии отказали поэту. Это не повлияло на отношения возлюбленных, они стали настоящими друзьями и общались На протяжении всей жизни. Героини в стихотворении представляется хрупкой, юные девушкой.

Герои произведений молоды и несчастливы находиться друг с другом наедине не думай о проблемах и печалях жизни. И только в последней строфе над ними пролетает тень, который олицетворяет обычную жизнь и полная сложных ситуаций и не зависящих от человека обстоятельств. Тем самым вернулся из чудесного сна в реальность. Данное произведение посвящено женщине, занимавшей важное место в жизни поэта - Амалии Крюденер. Сюжет открывает читателю радостную сцену свидания двух влюбленных. Лишь воспоминания герои, воспоминания о том счастливом времени герой был Наедине с возлюбленной. Это чувства передает окружающей лирического героя и его младую фею: пейзаж, "тихий ветер", "край неба дымно гас в лучах". Особую атмосферу создает игра света и тени. Тема борьбы света и тени можно интерпретировать Как Тема борьбы добра и зла, дня и ночи. Это противоположные понятия которые олицетворяют собой свет, радость и, конечно же, смятение и тоску. Каким образом можно подвести итог что счастье у лирического героя ассоциируется с Весенней беспечностью. Тёплые Воспоминания всегда бодрят душу И радуют сердце. Так случилось историческим героем, воспоминания о проведенном с возлюбленной времени дарят ему вдохновение и надежда на счастливое будущее.

Обновлено: 2017-12-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

2 531 0

Принято считать, что в жизни Федора Тютчева было всего лишь три женщины, которыми он по-настоящему восхищался. Однако дневники этого поэта и государственного деятеля хранят множество тайн, среди которых – отношения с Амалией Крюденер. Когда девушке было всего 15 лет, 19-летний Тютчев сделал ей предложение. Если бы родители юной особы, считающие себя приближенными к австрийскому престолу, не воспротивились, то Амели, как ласково называли девушку дома, наверняка бы стала женой великого русского поэта. Но этому браку не суждено было стать реальностью. Более того, после неудачного сватовства Тютчев перестал появляться в доме у девушки, и следующая встреча с Амелией состоялась лишь спустя 10 лет. Именно тогда и было написано стихотворение , посвященное давно минувшим дням. Тем не менее, они оставили в душе поэта очень яркое воспоминание. Более того, Тютчев и Крюденер поддерживали теплые дружеские отношения на протяжении всей жизни несмотря на то, что жили в различных странах.

В стихотворении автор мысленно переносится в прошлое, вспоминая: «День вечерел, мы были двое: внизу, в тени шумел Дунай», Лирическая картина, которую воссоздает поэт, дополняют такие удивительно романтичные черты, как руины белеющего вдалеке замка, покрытые мхом гранитные камни и теплые лучи заходящего солнца. Свою избранницу поэт именует не иначе, как «младая фея» - девушка-подросток, которая, тем не менее, полна скрытой прелести и грации. Ее поступки кажутся поэту детскими и наивными, но в жестах и взгляде уже сквозят манеры заправской светской львицы, которой через несколько лет предстоит произвести настоящий фурор при дворе не только Германии, но и России. «Ты беззаботно вдаль глядела…», - отмечает поэт, понимая, что это время было по-настоящему счастливым не только для него, но и для его избранницы. Во всяком случае, молодые люди были избавлены от необходимости соблюдать этикет и могли хоть немного побыть сами собой, наслаждаясь красотой природы и робкими чувствами, которые еще только зарождались между ними.

Спустя годы понимает, что тот памятный вечер был настоящим подарком судьбы. Ведь перед его очарованием даже теперь меркнут все остальные события в жизни, которая, по мнению поэта, пролетела, словно тень, не оставив о себе ни одного яркого воспоминания, за исключением этой удивительной встречи.