Ценность - это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из свойств предметов или явлений. Но их полезность и значимость присущи им не в силу их внутренней структуры, то есть не даны от природы, они - не что иное, как субъективные оценки конкретных свойств, вовлеченных в область общественного бытия. Люди в них заинтересованы и испытывают потребность в них. В Конституции Российской Федерации написано, что высшей ценностью является сам человек, его свобода и права.

Употребление понятия ценности в различных науках

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды ценностей: материальные и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и меновая стоимость. Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.

Различные определения ценностей

Самым простым определением данного понятия является высказывание, что ценности – это все те предметы и явления, которые способны удовлетворить человеческие потребности. Они могут быть и материальными, то есть осязаемыми, а могут быть абстрактными, как любовь, счастье и т. д. Кстати, совокупность ценностей, которые присущи тому или иному человеку или группе, называются системой ценностей. Без нее любая культура была бы бессмысленной. А вот другое определение ценности: она является объективной значимостью многообразия компонентов (свойств и признаков того или иного предмета или явления) действительности, которые определяются интересами и потребностями людей. Главное, чтобы они были необхоимы человеку. Однако ценность и значимость не всегда являются эквивалентами. Ведь первая бывает не только позитивной, но и негативной, а вот ценность – она всегда позитивна. Не может то, что удовлетворяет потребности людей, быть негативным, хотя и здесь все относительно…

Представители австрийской школы считают, что основные ценности - это конкретное количество товаров или благ, которые необходимы для удовлетворения потребностей человека. Чем больше человеком осознается его зависимость от наличия данного объекта, тем выше его ценность. Одним словом, здесь важны взаимоотношения между количеством и надобностью. Согласно этой теории, блага, которые существуют в неограниченном количестве, например, вода, воздух и т. д., не имеют особой значимости, поскольку являются неэкономическими. А вот блага, количество которых не удовлетворяет потребности, то есть их имеется меньше, чем нужно, представляют настоящую ценность. Данный взгляд имеет как многих сторонников, так и противников, которые в корне не согласны с данным мнением.

Переменчивость ценностей

Эта философская категория имеет общественную природу, поскольку формируется в процессе практики. В связи с этим ценности имеют свойство изменяться с течением времени. То, что было значимым для этого общества, может не быть таковым для будущего поколения. И это мы видим на собственном опыте. Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что ценности поколений наших родителей и нашего во многом отличаются друг от друга.

Основные виды ценностей

Как уже было отмечено выше, основными видами ценностей являются материальные (способствующие жизни) и духовные. Последние дарят человеку моральное удовлетворение. Основные виды материальных ценностей - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства). Однако и те и другие способствуют жизнедеятельности общества, а также повышению качества жизни его членов. A духовные ценности нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

Роль ценностей в жизни общества

Данная категория, помимо того, что представляет некую значимость для общества, также играет определенную роль. Например, освоение человеком различных ценностей способствует приобретению социального опыта, в результате чего он приобщается к культуре, а это, в свою очередь, влияет на формирование его личности. Другой важнейшей ролью ценностей в обществе является то, что человек стремится к созданию новых благ, при этом сохраняя старые, уже существующие. Кроме того, ценность мыслей, поступков, различных вещей выражается в том, насколько они важны для процесса общественного развития, то есть прогресса общества. А на личностном уровне – развития и самосовершенствования человека.

Классификация

Существует несколько классификаций. Например, по видам потребностей. Согласно ей различают материальные и духовные ценности. А вот по их значимости последние бывают ложные и истинные. Классификация также проводится по сферам деятельности, в зависимости от их носителя, и по времени действия. Согласно первой различают экономические, религиозные и эстетические, второй - общечеловеческие, групповые и ценности личности, а третьей – вечные, долговременные, кратковременные и сиюминутные. В принципе, есть еще и другие классификации, но они слишком узки.

Материальные и духовные ценности

Относительно первых мы уже успели рассказать выше, с ними все понятно. Это все материальные блага, которые нас окружают, которые делают нашу жизнь возможной. Что же касается духовных, то они являются составляющими внутреннего мира людей. И исходными категориями здесь являются добро и зло. Первые способствуют счастью, а вторые – все то, что ведет к разрушению и является причиной недовольства и несчастий. Духовные – это и есть истинные ценности. Однако чтобы быть таковыми, они должны совпадать со значимостью.

Религиозные и эстетические ценности

Религия основывается на безусловной вере в Бога, и она не требует никаких доказательств. Ценности в этой сфере – это ориентиры в жизни верующих, которые обусловлены нормами и мотивами их поступков и поведения в целом. А эстетические ценности - это все то, что доставляет человеку удовольствие. Они имеют непосредственное отношение к понятию "красота". Они связаны с творчеством, с искусством. Прекрасное является основной категорией эстетической ценности. Творческие люди посвящают свою жизнь созданию прекрасного, причем не только для самих себя, но и для других, желая этим доставить окружающим истинную радость, восторг, восхищение.

Личностные ценности

Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. Например, классическая музыка, которая приводит в состояние экстаза любителей данного жанра, кому-то может показаться скучной и неинтересной. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в которой человек начинает свое первичное развитие. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие.

К личностным относятся следующие виды ценностей:

  • те, которые являются компонентами смысла жизни человека;
  • наиболее общие смысловые образования, которые основываются на рефлексах;
  • убеждения, которые имеют отношение к желательному поведению или к завершению чего-то;
  • предметы и явления, к которым индивид питает слабость или просто неравнодушен;
  • то, что имеет важность для каждого человека человека, и то, что он считает своей собственностью.

Вот такими бывают виды ценностей личности.

Новый подход к определению ценностей

Ценности - это мнения (убеждения). Так считают некоторые ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи. А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие же считают, что главные ценности - цели, к которым стремятся люди - равенство, свобода, благосостояние. А также это образ поведения, способствующий достижению данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др. Согласно этой же теории, истинные ценности должны выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или выбором людей, поступков и событий.

ЦЕННОСТЬ это:

ЦЕННОСТЬ ЦЕННОСТЬ - термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Ц. задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека (любого другого социального субъекта). Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. (Франкл трактовал сами Ц. как смыслы и через них (или «напрямую») стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ц. позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов). Понятие Ц. играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности). В этом отношении Ц., обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего (»данность» с ее ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностнообоснованных целей (не обязательно достижимых, но всегда определяющих вектора изменений и развития как возможный мир (возможные миры). Одновременно Ц. вносят «метафизическое измерение» в мир человеческого бытия - они всегда абсолютны как самодостаточные сущности, как кладущие «пределы» изменчивости, как «последние аргументы», не подлежащие обсуждению и оспариванию, в силу своей безусловности. «Метафизичность» Ц. усиливается, если они при этом трактуются как внеисторические (существующие в пространстве культуры) и (или) трансцендентные, что позволяет полагать систему религиозных отношений. В силу того, что Ц. непосредственно «не даны» и «не пред-ставимы» они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов. Прежде всего - через нормы. В литературе существуют как традиция противо-поставления норм и стоящих за ними Ц., так и традиция сближения Ц. и норм, вплоть до их отождествления (прежде всего с «мягкими» дозволяющими нормами с практически снятым императивом; в этом случае их чаще называют нор-мами-ориентациями и противопоставляют нормам-регламен-тациям, иначе - «жестким» т.е. приписывающим или запрещающим нормам с акцентированным императивом). Последняя традиция заметна у Знанецкого, в социологическом функционализме. Фактически с собственно понятием Ц. в социологии (во всяком случае, в «классической») на прикладном уровне, как правило, не работают. С ним без достаточных на то оснований соотносят понятие ценностной ориентации, которое, в свою очередь, конструируют (в конечном счете) из оценок, даваемых индивидами кому-либо или чему-либо. Основная методологичееская нагрузка понятия Ц. в теории социологии (опять же традиционно понимаемой) - абсорбировать неформализуемые в основном аппарате теории (например, функционализме) содержания, обнаруживаемые как иманентные в социальных системах, или служить объяснительным принципом наблюдаемых фактов, противоречащих схеме концепции (например, для объяснения несовпадения реального ролевого поведения с предписываемым). Конструктивность же понятия Ц. в классической социологии связана прежде всего с разработкой типологий Ц. на уровне «идеальных типов», что обеспечивает работу по созданию эмпирических типологий. В этих случаях Ц. определяется как любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость (Я. Щепаньский), или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели (Н.З. Чавчавадзе), или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, т.е. способностью удовлетворять его потребности (А.А. Ручка) и т.д. Типологически Ц. разделяются на Ц.-цели, Ц.-средства (инструментальные Ц.), ситуативные Ц.Ц. могут быть: признанными (институционализированными), причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. По объекту направленности различают Ц. направленные: на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и т.д. В «неклассической» социологии, начиная с понимающей социологии, проблема Ц. - одна из центральных. На современном этапе ее развития ценностная проблематика связывается прежде всего с анализом разных типов рациональности и их представлен-ности в коммуникативных и дискурсных практиках социальных субъектов.

Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

ЦЕННОСТИ это:

ЦЕННОСТИ ЦЕННОСТИ важнейшие компоненты человеч. культуры наряду с нормами и идеалами. Их существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное. Традиция классич. идеализма от Платона до Гегеля проводила опр. отождествление онтологич. и аксиологич. проблематики: бытие наделялось мыслителями этой плеяды изначально ценностным измерением. Разрушение строгого единства онтологии и аксиологии существ. образом обострило проблему Ц. Если допустить, что бытие и производные от него образования - сущее - сами по себе ценностно нейтральны, то тогда требует решения вопрос, каким образом возникает видение вещей с т.зр. их аксиологич. значимости, к-рое пронизывает культуру и к-рое невозможно отрицать. Отсюда берет свое начало линия поиска истоков ценностного сознания в самом человеке и его культуросозидающей деятельности. В учениях натуралистически-психологистской направленности от прагматизма до социобиологии естественно-природные импульсы рассматриваются как побудит, мотивы ценностных предпочтений человека. Следуя по стопам Канта, представители неокантианства баден. школы заговорили о ценностно-нормативном компоненте чистого сознания, выявляемом трансцендентальной рефлексией. Если в экзистенциализме Хайдеггера онтологич. анализ оборачивается отвержением аксиологич. проблематики, то Сартр приходит к выводу, что Ц. как особого рода нормативная реальность производив от акта самосозидания человека, его свободного волеизъявления. Синтезируя марксизм и экзистенциализм, Сартр писал об обществ, характере Ц. Эта тема отчетливо звучит и в неомарксизме Хабермаса. Витгенштейн исследовал лингвистич. аспект ценностного сознания. Попыткой радикального избавления философии от ценностной проблематики стало постструктуралистское учение Деррида, где аксиологич. вопросы предстают как порождение фонологоцентристского строя европ. мысли. И все же само существование в языке фундаментального акта различения, зафиксированного Деррида, свидетельствует в пользу невозможности избавления от ценностного сознания: обнаруживая тождество и нетождественность, мы неминуемо движемся к утверждению ценностно-значимого. За многообразием языкового тождества и нетождественности скрывается способность субъекта культуры к симеолич. воображению, благодаря к-рому конституируется ценностная предметность. Источник ценностной предметности - соотношение иногда совершенно разнородных явлений с опр. эталоном. Так, напр., несхожие между собой природные и культурные реалии могут стать предметом эстетич. созерцания и оценки. При этом эталонные представления отнюдь не всегда рефлективно осмыслены, и поэтому их своеобр. заместителем служит символ, созидающий при помощи метафорич. переноса, сближения разнородных явлений ценностно-смысловую предметность. Рождаясь в сфере экзистенциальной активности субъекта, Ц. обретают статус общезначимых в процессе коммуникации. Говоря о нек-рой совокупности объектов как Ц., необходимо отнести их к единому семантич. полю. Метафора позволяет осуществить перенос значений, объединяя, казалось бы, ничем не схожие явления под знаком символич. единства. Объединяя разнородное, символ одновременно дифференцирует ареал ценностей в кач. и колич. отношении, порождает эту реальность как отмеченную многообразием вариаций. Вырастая из данности жизненного мира, каждая сфера культурной деятельности человека обладает имманентным ей ценностным измерением: ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии достаточно автономны. Однако каждый тип культуры связан с иерархизацией, соподчинением ценностных сфер. Общеизвестна универсализация эстетич. подхода к миру в эпоху античности или религиозно-нравственного - в ср. века. Новое время, период либерального капитализма наделяет статусом общезначимых стоимостные характеристики, запечатлеваемые в денежной символике. Коммуникация, обмен разл. видами деятельности между людьми, как показал Маркс, заставляет увидеть некое универсально-стоимостное начало в каждой предметной Ц. Деньги - символ все общего стоимостного начала, имеющий колич. выражение. Тоталитарные общества фашистского и коммунистич. типа универсализируют полит, власть, находящую концентрированное выражение в символе вождя. В пространство власти помещаются Ц. иного порядка. Процесс развития культуры сопряжен с переоценкой Ц., начинающейся с выдвижением нового эталона, с позиций к-рого рассматриваются предметы, обладающие ранее установленными ценностными характеристиками. Здесь проявляются метафорич. возможности символич. воображения, его культуросозидающая мощь. Множество предметов, иерархизированное сообразно с опр. порядком, теряет жесткие очертания и трансплантируется на новую ценностно-смысловую основу. В зависимости от избираемого основания классификации ценности делятся на предметные и субъектные, жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели, относит, и абсолютные и т.д. Особую значимость в совр. мире приобретает вопрос о диалектике относительного и абсолютного в ценностном сознании. Универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человечеству, могут формироваться как рез-т рефлективного осмысления диалога разл. культур. Ценностное сознание определяет нормы - стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры - от элементарных актов материально-практич. характера до морали, искусства, науки и религии. Они варьируются по степени общности от субкультурных до разделяемых в границах нац. культур и общегуманистич., универсальных. На базе норм складываются разл. социальные технологии, способы рационализации жизненного мира. Нормативность и творчество - две взаимодополнительные стороны культуры. В своем истор. бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре Ц., ибо переводят представления о них в инструментальный план. Если Ц. как правило простерты в измерениях прошлого, настоящего и будущего, нормы как бы возвышаются над временем, но не могут уйти от суда истории. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых идеалов социокультурного плана изменяются и нормы. Идеал - проектируемый субъектами коммуникации совершенный образ предмета, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности. Обладая эталонным статусом, идеал являет проекцию будущего, с позиций к-рой выносится вердикт настоящему и прошлому. Выдвижение разнообр. идеалов, глобальных образов будущего - значимый фактор развития культуры. Лит.: Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения худож. ценностей. М., 1990; Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990; Культура и ценности. Тверь, 1992; Кризисный социум. Наше об-во в трех измерениях. М., 1994; Культурология. XX век: Антология. Аксиология, или Филос. исслед. природы ценностей. М., 1996. Б.Л. Губман

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Ценности общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, они составляют основу нравственных принципов. важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом. С помощью этого понятия характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности. ............ ☼ важнейшие компоненты человеч. культуры наряду с нормами и идеалами. Их существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное. Традиция классич. идеализма от Платона до Гегеля проводила опр. отождествление онтологич. и аксиологич. проблематики: бытие наделялось мыслителями этой плеяды изначально ценностным измерением. Разрушение строгого единства онтологии и аксиологии существ. образом обострило проблему Ц. Если допустить, что бытие и производные от него образования - сущее - сами по себе ценностно нейтральны, то тогда требует решения вопрос, каким образом возникает видение вещей с т.зр. их аксиологич. значимости, к-рое пронизывает культуру и к-рое невозможно отрицать. Отсюда берет свое начало линия поиска истоков ценностного сознания в самом человеке и его культуросозидающей деятельности. В учениях натуралистически-психологистской направленности от прагматизма до социобиологии естественно-природные импульсы рассматриваются как побудит. мотивы ценностных предпочтений человека. Следуя по стопам Канта, представители неокантианства (см. Неокантианство) баден. школы заговорили о ценностно-нормативном компоненте чистого сознания, выявляемом трансцендентальной рефлексией. Если в экзистенциализме Хайдеггера онтологич. анализ оборачивается отвержением аксиологич. проблематики, то Сартр приходит к выводу, что Ц. как особого рода нормативная реальность производны от акта самосозидания человека, его свободного волеизъявления. Синтезируя марксизм и экзистенциализм, Сартр писал об обществ. характере Ц. Эта тема отчетливо звучит и в неомарксизме Хабермаса. Витгенштейн исследовал лингвистич. аспект ценностного сознания. Попыткой радикального избавления философии от ценностной проблематики стало постструктуралистское учение Деррида, где аксиологич. вопросы предстают как порождение фонологоцентристского строя европ. мысли. И все же само существование в языке фундаментального акта различения, зафиксированного Деррида, свидетельствует в пользу невозможности избавления от ценностного сознания: обнаруживая тождество и нетождественность, мы неминуемо движемся к утверждению ценностно-значимого. За многообразием языкового тождества и нетождественности скрывается способность субъекта культуры к символич. воображению (см. Символическое воображение), благодаря к-рому конституируется ценностная предметность. Источник ценностной предметности - соотношение иногда совершенно разнородных явлений с опр. эталоном. Так, напр., несхожие между собой природные и культурные реалии могут стать предметом эстетич. созерцания и оценки. При этом эталонные представления отнюдь не всегда рефлективно осмыслены, и поэтому их своеобр. заместителем служит Символ, созидающий при помощи метафорич. переноса, сближения разнородных явлений ценностно-смысловую предметность. Рождаясь в сфере экзистенциальной активности субъекта, Ц. обретают статус общезначимых в процессе коммуникации. Говоря о нек-рой совокупности объектов как Ц., необходимо отнести их к единому семантич. полю. Метафора позволяет осуществить перенос значений, объединяя, казалось бы, ничем не схожие явления под знаком символич. единства. Объединяя разнородное, символ одновременно дифференцирует ареал ценностей в кач. и колич. отношении, порождает эту реальность как отмеченную многообразием вариаций. Вырастая из данности жизненного мира (см. Жизненный мир), каждая сфера культурной деятельности человека обладает имманентным ей ценностным измерением: ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии достаточно автономны. Однако каждый тип культуры связан с иерархизацией, соподчинением ценностных сфер. Общеизвестна универсализация эстетич. подхода к миру в эпоху античности или религиозно-нравственного - в ср. века. Новое время, период либерального капитализма наделяет статусом общезначимых стоимостные характеристики, запечатлеваемые в денежной символике. Коммуникация, обмен разл. видами деятельности между людьми, как показал Маркс, заставляет увидеть некое универсально-стоимостное начало в каждой предметной Ц. Деньги - символ всеобщего стоимостного начала, имеющий колич. выражение. Тоталитарные общества фашистского и коммунистич. типа универсализируют полит. власть, находящую концентрированное выражение в символе вождя. В пространство власти помещаются Ц. иного порядка. Процесс развития культуры сопряжен с переоценкой Ц., начинающейся с выдвижением нового эталона, с позиций к-рого рассматриваются предметы, обладающие ранее установленными ценностными характеристиками. Здесь проявляются метафорич. возможности символич. воображения, его культуросозидающая мощь. Множество предметов, иерархизированное сообразно с опр. порядком, теряет жесткие очертания и трансплантируется на новую ценностно-смысловую основу. В зависимости от избираемого основания классификации ценности делятся на предметные и субъектные, жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели, относит. и абсолютные и т.д. Особую значимость в совр. мире приобретает вопрос о диалектике относительного и абсолютного в ценностном сознании. Универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человечеству, могут формироваться как рез-т рефлективного осмысления Диалога разл. культур. Ценностное сознание определяет нормы - стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры - от элементарных актов материально-практич. характера до морали, искусства, науки и религии. Они варьируются по степени общности от субкультурных до разделяемых в границах нац. культур и общегуманистич., универсальных. На базе норм складываются разл. социальные технологии, способы рационализации жизненного мира. Нормативность и творчество - две взаимодополнительные стороны культуры. В своем истор. бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре Ц., ибо переводят представления о них в инструментальный план. Если Ц. как правило простерты в измерениях прошлого, настоящего и будущего, нормы как бы возвышаются над временем, но не могут уйти от суда истории. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых идеалов социокультурного плана изменяются и нормы. Идеал - проектируемый субъектами коммуникации совершенный образ предмета, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности. Обладая эталонным статусом, идеал являет проекцию будущего, с позиций к-рой выносится вердикт настоящему и прошлому. Выдвижение разнообр. идеалов, глобальных образов будущего - значимый фактор развития культуры. Лит. : Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения худож. ценностей. М., 1990; Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990; Культура и ценности. Тверь, 1992; Кризисный социум. Наше об-во в трех измерениях. М., 1994; Культурология. XX век: Антология. Аксиология, или Филос. исслед. природы ценностей. М., 1996. Б.Л. Губман. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003.

Определение ценности услуги

Основным продуктом сервисной компании, безусловно, является услуга, потребителем которой является клиент, испытывающий потребность в конкретной услуге, готовый ее приобрести и оплатить. Потребитель платит за общую ценность услуг, получаемых в компании в процессе обслуживания.

Для сервисных организаций, планирующих свою долгосрочную деятельность на рынке категория «ценность» имеет ключевое значение для успешного бизнеса.

Основная трудность в изучении ценности состоит в многообразии значений, вкладываемых потребителями в это понятие, поэтому определение ценности носит предельно субъективный, личностный характер. Проведенные среди потребителей опросы позволили выделить четыре широких определения данных потребителями: ценность - это низкая цена; ценность - это то, что я хочу получить от продукта; ценность - это качество, которое я получаю за цену, которую плачу; ценность - это то, что я получаю за то, что отдаю. В связи с этим К. Лавлок выделяет последние определение и использует его как термин чистая ценность для описания суммы всех воспринимаемых потребителем преимуществ за вычетом суммы всех издержек, связанных с приобретением услуги. Вместе с тем чистая ценность может быть определена другими словами как ценность, воспринимаемая потребителем.

Испытывая потребность в каких-либо конкретных услугах, потребитель понимает, что в процессе обмена за получение этих услуг он должен нести издержки: денежные, временные, энергетические и эмоциональные (рис. 4.1).

Понятно, что под издержками понимается некая условная величина, воспринимаемая каждым потребителем по-своему. Во-первых, ее составляющие имеют разную размерность и разную измеримость. Во-вторых, каждый человек имеет свою собственную шкалу ценностей и приоритетов. Для одних потребителей затраты на какую-либо конкретную услугу – это денежные затраты, для других – эмоциональные затраты, третьи дорожат своим временем. В целом же каждому потребителю хотелось бы, чтобы суммарные издержки были минимальны.

Взамен на издержки потребитель получает такую услугу, чтобы быть твердо уверенным в полезности приобретения. Эта полезность проявляется у потребителя через чувство удовлетворенности, которое возникает у него, естественно, если общая ценность полученной услуги преобладает над его затратами.

Рисунок 4.1 – Уравнение ценности услуги, воспринимаемой потребителем

Чем больше разница между этими двумя показателями, тем выше чистая ценность продукта. Для определения разницы между ценой, которую потребители платят, и суммой, которую они фактически хотели бы заплатить за желаемые преимущества (или полезность), обеспечиваемые конкретным продуктом, экономисты используют специальный термин потребительский излишек.

Если воспринимаемые издержки больше, чем воспринимаемые преимущества, то услуга имеет отрицательную чистую ценность. По всей вероятности, потребители сочтут, что такая услуга имеет "низкую ценность", и решат не приобретать ее. Если вы хотите понять, как потребители проводят подобные расчеты, представьте себе старомодные весы, на одной чаше которых находятся преимущества от услуги, а на другой - затраты, связанные с ее приобретением.

Когда потребители оценивают конкурирующие между собой услуги, они прежде всего сравнивают их чистую ценность.

Таким образом, в применении к услугам: ценность – это способность удовлетворить потребность или обеспечить выгодой покупателя.

Согласно этому определению услуга автосервиса имеет ценность для человека, который нуждается в перемещении на большое расстояние, имеет автомобиль. Однако та же услуга имеет незначительную ценность или ее отсутствие для того, кто живет там, где нет автомобильных дорог. Детский центр по соседству может быть очень ценной услугой для одинокого родителя или супружеской пары с маленькими детьми. Этот же детский центр не имеет ценности для супружеской пары, у которой дети уже выросли.

Модели оценки ценности информации

Модели ценности защищаемой информации - модели для определения ценности информации с целью организации её защиты от потери и несанкционированного копирования.

Информация носит нематериальный характер, если не нанесена на материальный носитель, но при этом способна играть важную роль. С развитием информационных технологий, появилась возможность неограниченно размножать информацию. Для сравнения, несколько столетий назад, для копирования материального носителя информации, требовались значительные усилия и время; создавать копии могли в основном только специально подготовленные люди. На данный момент, значительный объём информации хранится на цифровых материальных носителях, и копирование информации уже не является творческим и дорогостоящим процессом.

В связи с тем, выросла вероятность утечки защищаемой информации и её распространения, и необходимо применять защитные меры для предотвращения её утечек. Для организации защиты информации, необходимы средства и усилия, в связи с этим необходимо соотносить ценность защищаемой информации и потери на организацию её защиты. Для решения этой задачи, вводятся дополнительные понятия - модели ценности информации. Ниже рассмотрены следующие модели определения ценности информации: аддитивная модель, анализ риска, порядковая шкала, решётка подмножеств.

Аддитивная модель

Предположим, что имеется информация, которая представлена в виде конечного множества элементов, и задача заключается в оценке данной информации в денежном эквиваленте. При использовании аддитивной модели, определение ценности базируется на экспертных оценках компонент данной информации, и при объективности денежных оценок её компонент, подсчитывается искомая величина - их сумма в денежном эквиваленте. Основная проблема заключается в том, что количественная оценка компонент информации часто оценивается необъективно, даже при её оценке высококвалифицированными специалистами - причина заключается в неоднородности компонент информации в целом. Для решения этой проблемы принято использовать иерархическую относительную шкалу, которая представляет собой линейный порядок, с помощью которого сравниваются отдельные компоненты защищаемой информации по ценности одна относительно другой. Случай единой шкалы равносилен тому, что все компоненты, имеющие равную порядковую оценку, равноценны одна относительно другой.

В качестве примера, можно рассмотреть следующую ситуацию. Пусть даны n {\displaystyle n} объектов: O 1 , … , O n {\displaystyle O_{1},\dots ,O_{n}} оценка производится по пятибалльной шкале (1-5); результат оценки экспертами - вектор ценностей объектов каждого относительно другого: (3 , 1 , … , 4) {\displaystyle (3,1,\dots ,4)} . Предположим, что изначально определена цена одного из объектов (для определённости, рассмотрим цену первого объекта) - например, 150 {\displaystyle 150} денежных единиц.

Исходя из этого, вычисляется стоимость одного балла C 1 / k = 50 {\displaystyle C_{1}/k=50} ден.ед., где k - оценка первого объекта в баллах, и аналогичным образом производится оценка в денежных единицах других объектов: C 2 = 50 {\displaystyle C_{2}=50} ден.ед., и т. д. Сумма стоимостей компонент информации даёт сумму - стоимость всей информации.

Рассмотрим обратную ситуацию. Если известна конечная стоимость информации, то исходя из неё можно обратным преобразованием (с помощью балльного распределения) определить стоимость каждой компоненты информации.

Анализ риска

Предположим, что произведена оценка стоимости информации с помощью аддитивной модели оценки стоимости информации. Оценка возможных потерь основывается на уже известных стоимостей компонент информации, исходя из прогнозирования возможных угроз компонентам информации. Возможность каждой угрозы оценивается с помощью вероятностных оценок соответствующих событий: подсчитывается сумма математических ожиданий потерь для каждой из компонент по распределению возможных угроз. В качестве примера, можно рассмотреть следующую ситуацию. Пусть даны n объектов: O 1 , … , O n {\displaystyle O_{1},\dots ,O_{n}} , стоимости которых C 1 , … , C n {\displaystyle C_{1},\dots ,C_{n}} . Предположим, что при ущербе одному объекту, стоимость других объектов не снижается, и что для каждого из объектов: p i {\displaystyle p_{i}} - вероятность нанесения ущерба объекту O i {\displaystyle O_{i}} . Функция потерь ущерба для O i {\displaystyle O_{i}} следующая:

W i = C i {\displaystyle W_{i}=C_{i}} , если объекту i нанесён ущерб,

W i = 0 {\displaystyle W_{i}=0} , в другом случае.

Оценка случая реализации потерь от реализации угроз объекту i равна E W i = p i C i {\displaystyle EW_{i}=p_{i}C_{i}} . Вследствие принятых предположений, общая потеря системы подсчитывается как сумма потерь по компонентам: W = W 1 + . . . + W n {\displaystyle W=W_{1}+...+W_{n}} . В таком случае, ожидаемые потери(как средний риск) определяются выражением: E W = Σ p i C i {\displaystyle EW=\Sigma p_{i}C_{i}} . Существуют методы, реализующие автоматизированную оценку риска, некоторые из них перечислены ниже. В данной статье рассмотрены получившие широкое распространение методы проведения анализа рисков: CRAMM, RiskWatch, ГРИФ.

Популярные методы проведения анализа риска

Метод CRAMM

CRAMM (the UK Government Risk Analysis and Management Method) - метод, разработанный Службой Безопасности Великобритании и является государственным стандартом Великобритании. Получивший широкое распространение в мире, данный стандарт используется как в коммерческих, так и государственными организациями Великобритании с 1985 года. Метод CRAMM был изобретён фирмой Insight Consulting Limited.

Базируясь на комплексном подходе к оценке рисков, метод CRAMM сочетает количественные и качественные методы анализа рисков и может быть применён как в крупных, так и небольших организациях. Имеются различные версии CRAMM для разных типов организаций, они отличаются базами знаний (профилями): существует коммерческий профиль и правительственный профиль(с помощью которого имеется возможность проводить аудит в соответствие с требованиями американского стандарта ITSEC - так называемой «оранжевой книгой»).

Метод RiskWatch

Разработанный американской компанией RiskWatch Inc., одноимённый программный продукт служит мощным инструментом анализа и управления рисками. Данное семейство продуктов используется для различных видов аудитов безопасности и содержит следующие средства:

  • RiscWatch for Physical Security - инструмент для физических методов защиты информационных систем;
  • RiscWatch for Information Systems - инструмент, применяемый к информационным рискам;
  • HIPPAA-WATCH for Healthcare Industry - инструмент для оценки соответствия стандарта HIPAA;
  • RiskWatch RW17799 for ISO17799 - для оценки требованиям стандарта ISO17799.

Критериями для оценки и управления рисками в методе RiskWatch служит «предсказание годовых потерь» (ALE - Annual Loss Expectancy) и оценка подсчёта ROI(Return on Investment) - «возврата от инвестиций».

Метод ГРИФ

В отличие от западных систем анализа рисков, достаточно громоздких и не предполагающих самостоятельное применение IT-менеджерами и системными администраторами, система ГРИФ располагает интуитивно-понятным интерфейсом. Но при всей простоте, в системе ГРИФ реализованы огромное количество алгоритмов анализа рисков, учитывающие более ста параметров, и система способна предоставить максимально точную оценку рисков, которые имеют место в информационной системе. Важная особенность ГРИФ - в предоставлении возможности самостоятельной, без привлечения экспертов, оценки рисков в информационной системе, оценка текущего состояния, и расчёта инвестиций в целях обеспечения защищённости информации.

Порядковая шкала

Существуют случаи, когда не имеется необходимости или возможности установки соответствия ценности информации в денежных единицах (например, информация личного характера, военная или политическая информация, оценка которой в денежном эквиваленте может быть неразумной), но при этом может иметь смысл сравнительная оценка отдельных информационных компонент одной компоненты относительно другой. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию в государственных структурах, где информация разбивается по грифам секретности. В свою очередь, грифы секретности представляют собой порядковые шкалы ценностей, например: несекретно, для служебного пользования, секретно, совершенно секретно, особой важности (НС, ДСП, С, СС, ОВ); по американской системе: unclassified, confidential, secret, top secret (U, Conf, S, TS). Чем выше класс грифа, тем большую ценность имеет защищаемая информация, в связи с чем по отношению к ней применяются более высокие требования по её защите от несанкционированного доступа.

Модель решётки ценностей

Модель решётки ценностей - это обобщение порядковой шкалы. Предположим, что дано S C {\displaystyle SC} - конечное частично упорядоченное множество относительно бинарного отношения {\displaystyle выполняется:

  1. рефлексивность: A > A , {\displaystyle A>A,}
  2. транзитивность: A B , B C => A C , {\displaystyle AA

По определению, для А, B∈SC элемент C=A⊕B∈SC называется наименьшей верхней границей (верхней гранью), если:

  1. A C , B C {\displaystyle A .

При этом необязательно существование самого элемента A ⊕ B {\displaystyle A\oplus B} . Если выполнено условие существования наименьшей верхней границы, то из антисимметричности следует единственность. По определению, элемент E = A ⊗ B ∈ S C {\displaystyle E=A\otimes B\in SC} называется наибольшей нижней границей для А, B∈C (нижней гранью), если

  1. E A , E B , {\displaystyle E существует A ⊕ B ∈ S C {\displaystyle A\oplus B\in SC} и A ⊗ B ∈ S C {\displaystyle A\otimes B\in SC} .

Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из свойств предметов или явлений. Но их полезность и значимость присущи им не в силу их внутренней структуры, то есть не даны от природы, они - не что иное, как субъективные оценки конкретных свойств, вовлеченных в область общественного в них заинтересованы и испытывают потребность в них. В Конституции Российской Федерации написано, что высшей ценностью является сам человек, его свобода и права.

Употребление понятия ценности в различных науках

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.

Различные определения ценностей

Самым простым определением данного понятия является высказывание, что ценности - это все те предметы и явления, которые способны удовлетворить человеческие потребности. Они могут быть и материальными, то есть осязаемыми, а могут быть абстрактными, как любовь, счастье и т. д. Кстати, совокупность ценностей, которые присущи тому или иному человеку или группе, называются Без нее любая культура была бы бессмысленной. А вот другое определение ценности: она является объективной значимостью многообразия компонентов (свойств и признаков того или иного предмета или явления) действительности, которые определяются интересами и потребностями людей. Главное, чтобы они были необхоимы человеку. Однако ценность и значимость не всегда являются эквивалентами. Ведь первая бывает не только позитивной, но и негативной, а вот ценность - она всегда позитивна. Не может то, что удовлетворяет быть негативным, хотя и здесь все относительно…

Представители австрийской школы считают, что основные ценности — это конкретное количество товаров или благ, которые необходимы для удовлетворения Чем больше человеком осознается его зависимость от наличия данного объекта, тем выше его ценность. Одним словом, здесь важны взаимоотношения между количеством и надобностью. Согласно этой теории, блага, которые существуют в неограниченном количестве, например, вода, воздух и т. д., не имеют особой значимости, поскольку являются неэкономическими. А вот блага, количество которых не удовлетворяет потребности, то есть их имеется меньше, чем нужно, представляют настоящую ценность. Данный взгляд имеет как многих сторонников, так и противников, которые в корне не согласны с данным мнением.

Переменчивость ценностей

Эта философская категория имеет общественную природу, поскольку формируется в процессе практики. В связи с этим ценности имеют свойство изменяться с течением времени. То, что было значимым для этого общества, может не быть таковым для будущего поколения. И это мы видим на собственном опыте. Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что ценности поколений наших родителей и нашего во многом отличаются друг от друга.

Основные виды ценностей

Как уже было отмечено выше, основными видами ценностей являются материальные (способствующие жизни) и духовные. Последние дарят человеку моральное удовлетворение. Основные виды материальных ценностей - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства). Однако и те и другие способствуют жизнедеятельности общества, а также повышению качества жизни его членов. A духовные ценности нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

Роль ценностей в жизни общества

Данная категория, помимо того, что представляет некую значимость для общества, также играет определенную роль. Например, освоение человеком различных ценностей способствует приобретению социального опыта, в результате чего он приобщается к культуре, а это, в свою очередь, влияет на формирование его личности. Другой важнейшей ролью ценностей в обществе является то, что человек стремится к созданию новых благ, при этом сохраняя старые, уже существующие. Кроме того, ценность мыслей, поступков, различных вещей выражается в том, насколько они важны для процесса общественного развития, то есть прогресса общества. А на личностном уровне - развития и самосовершенствования человека.

Классификация

Существует несколько классификаций. Например, по Согласно ей различают материальные и духовные ценности. А вот по их значимости последние бывают ложные и истинные. Классификация также проводится по сферам деятельности, в зависимости от их носителя, и по времени действия. Согласно первой различают экономические, религиозные и эстетические, второй - общечеловеческие, групповые и ценности личности, а третьей - вечные, долговременные, кратковременные и сиюминутные. В принципе, есть еще и другие классификации, но они слишком узки.

Материальные и духовные ценности

Относительно первых мы уже успели рассказать выше, с ними все понятно. Это все материальные блага, которые нас окружают, которые делают нашу жизнь возможной. Что же касается духовных, то они являются составляющими внутреннего мира людей. И исходными категориями здесь являются добро и зло. Первые способствуют счастью, а вторые - все то, что ведет к разрушению и является причиной недовольства и несчастий. Духовные - это и есть истинные ценности. Однако чтобы быть таковыми, они должны совпадать со значимостью.

Религиозные и эстетические ценности

Религия основывается на безусловной вере в Бога, и она не требует никаких доказательств. Ценности в этой сфере - это ориентиры в жизни верующих, которые обусловлены нормами и мотивами их поступков и поведения в целом. А эстетические ценности - это все то, что доставляет человеку удовольствие. Они имеют непосредственное отношение к понятию "красота". Они связаны с творчеством, с искусством. Прекрасное является основной категорией эстетической ценности. Творческие люди посвящают свою жизнь созданию прекрасного, причем не только для самих себя, но и для других, желая этим доставить окружающим истинную радость, восторг, восхищение.

Личностные ценности

Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. Например, классическая музыка, которая приводит в состояние экстаза любителей данного жанра, кому-то может показаться скучной и неинтересной. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в которой человек начинает свое первичное развитие. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие.

К личностным относятся следующие виды ценностей:

  • те, которые являются компонентами смысла жизни человека;
  • наиболее общие смысловые образования, которые основываются на рефлексах;
  • убеждения, которые имеют отношение к желательному поведению или к завершению чего-то;
  • предметы и явления, к которым индивид питает слабость или просто неравнодушен;
  • то, что имеет важность для каждого человека человека, и то, что он считает своей собственностью.

Вот такими бывают виды ценностей личности.

Новый подход к определению ценностей

Ценности - это мнения (убеждения). Так считают некоторые ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи. А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие же считают, что главные ценности - цели, к которым стремятся люди - равенство, свобода, благосостояние. А также это образ поведения, способствующий достижению данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др. Согласно этой же теории, истинные ценности должны выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или выбором людей, поступков и событий.

Идея ценности и её понимание

Ценность - это одна из основных понятийных универсалий в системе философских и гуманитарных дискурсов, обозначающее в самом общем виде, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта или явления действительности, в отвлечении от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности ), во-вторых, нормативную (оценочную) сторону явлений общественного сознания (субъектные ценности ). Термин «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых объектов и явлений, отсылая при этом, с одной стороны - к миру должного , целевого , смысловому основанию , с другой - к основной категории политэкономии - стоимости .

Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не в силу природы или внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечён в сферу общественного бытия человека и стал носителем определённых социальных отношений. Для субъекта (человека) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, его установок и практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании (см. ) и культуре (см. ) как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

Ценности задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека. Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и/или задаваемые трансцендентно содержания, введённые в изменчивое многообразие социальной жизни как её инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нём аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы.

В силу того, что ценности непосредственно «не даны» и «не представимы» они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов, прежде всего - через нормы. Каждая исторически конкретная форма общественной жизни может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней фиксируются те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развёртываются более конкретные и специальные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей - как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу её формирования и поддержания нормативного порядка в обществе.

Ценности трактуются также как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие направленность и мотивированность человеческой жизни (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Понятие «ценность» играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности). В этом отношении ценности, обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего («данность» с её ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностно обоснованных целей (не обязательно достижимых, но всегда определяющих вектора изменений и развития как возможный мир (возможные миры). Одновременно ценности вносят «метафизическое измерение» в мир человеческого бытия - они всегда абсолютны как самодостаточные сущности и «последние аргументы», не подлежащие обсуждению и оспариванию, в силу своей безусловности. «Метафизичность» ценностей усиливается, если они при этом трактуются как внеисторические (существующие в пространстве культуры) и/или трансцендентные, что позволяет полагать систему религиозных отношений.

В социальных науках ценность отождествляется с представлением о любом предмете, материальном или идеальном, идее или институте, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки (см. ), приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость, или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели, или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, то есть способностью удовлетворять его потребности, и так далее. В этом контексте ценности типологически разделяются на: ценности-цели, ценности-средства (инструментальные ценности), ситуативные ценности. При этом ценности могут быть: признанными (институционализированными), причём к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. По объекту направленности различают ценности направленные: на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и так далее.

Исследованием проблематики ценностей занимается философская дисциплина «аксиология» (см. ).

Основные этапы развития идеи ценности

Идея ценности в Античности

Одним из первых философских текстов, в котором понятие ценности уже начинает отделяться от понятия стоимости, будучи обозначено всё ещё тем же словом (ἀξία), можно считать пассаж в псевдоплатоновском диалоге «Гиппарх» (231е–232а), где предпринимается едва ли не первая в истории философии (см. ) попытка сопоставления объёмов «ценного» и «благого». Объём первого шире, чем второго, так как в терминологии этого диалога «благое» включается в «ценное», но само включает в сравнении с ним дополнительную характеристику - приносить истинную выгоду, иметь подлинную пользу. «Благое» есть то ценное, которое помимо прибыльности обладает полезностью, «просто ценное» - только прибыльное, «неценное» - лишённое и прибыльности. В раннем диалоге Платона «Лисид» намечается то распределение этических параметров, которое предопределяет едва ли не все будущее пространство античных рассуждений о ценности: различаются «как бы неких три рода - благое, дурное и третье - ни хорошее, ни дурное» (216d–217b). Последнее уточнено и терминологизировано в «Горгии»: оно обозначается в качестве безразличного - адиафоры (ἀδιαφορα). В «Законах» Платон различает ценности обычного порядка (душевные, телесные, внешние) и ценность второго порядка, «метаценность», присутствие которой обусловливает ценность самого ценного.

У Аристотеля сравнительная ценность благ соотносится с категорией цели: ценнее то благо, которое ближе к цели; из двух благ более ценно то, которое является таковым не только для меня, но и «вообще». В «Никомаховой этике» слова, производные от ἀξία, употребляются для обозначения самооценки (αξίωμα) или добродетели «достоинство» (ἄξιόν). Лексика же, связанная с «ценностью», «ценимым», «ценным», восходит к слову (τϊμῄ) («цена»). Философия, по Аристотелю, это - «заглавная наука о том, что всего ценнее», и потому она являет единство научного познания и «постижения умом вещей по природе наиболее ценных».

Идея адиафоры принимается не только у академиков, но и у перипатетиков и киников. Подробно же она разрабатывается только у стоиков. У Зенона Китайского «безразличное» есть нейтральное относительно конечной цели нравственного блага - но оно не «безразлично» относительно своей сравнительной ценности (ἀξία). Соответствующее «природе» (здоровье, красота, богатство и так далее) есть ценное или «предпочитаемое» (προηλμενον), противоположное - лишённое ценности или «непредпочитаемое» (ἀποπροηλμενον). При этом Зенон полагает, что само благо обладает «высшей ценностью». В целом, по Диогену Лаэрцию, слово «ценность» означает у ранних стоиков: (а) «свойственное всякому благу содействование согласованной жизни», (б) «пользу, содействующую жизни согласно с природой», (в) обычную меновую стоимость товара (VII. 105). Хрисипп настаивал на принципиальных различиях между благом и ценностью: первое неизменно и не может в отличие от второго допускать приращения или уменьшения. Ценность не допускается в область блага; между благом и неблагом не может быть ничего, рядоположенного им. Ко времени Хрисиппа относится систематизация «безразличного», о которой свидетельствует Диоген Лаэрций (VII. 102–105. Ср.: Секст Эмпирик. Против учёных XI. 59–63, Пирроновы положения III. 177, 191–192). Панэтий Родосский, открывший эпоху так называемой Средней Стои, принципиально модифицирует понятие блага за счёт включения в него «природных ценностей» (здоровье, красота и так далее). Согласно скептикам, нет ничего ценного по природе за отсутствием собственно «безразличного», как нет также и природного блага и зла.

В античных приближениях к категории ценности уже в значительной мере предвосхищена современная аксиологическая проблематика. Вместе с тем античная категория ценности была лишена «персонализма» из-за отсутствия в античной философии в целом ещё самой личностной антропологии. Средние века оказались для изучения ценности в собственном смысле «темными веками». Хотя латинский коррелят греческой ἀξία - aestimatio - бытовал ещё со времён Цицерона, на Западе он был освоен преимущественно в его экономических коннотациях. Схоластическая мысль подробно исследовала, опираясь на «Никомахову этику» и общее платоновско-аристотелевское наследие, «онтологию блага», иерархическую субординацию благ, различение благ условных и Блага безусловного, но внутренний мир личности и конституирующих его ценностей оставался для неё закрытым.

Идея ценности в Новое время

Аксиологические изыскания древних оказались не замеченными новоевропейской философией, которой пришлось заново открывать ценностную проблематику, приоткрытую уже последователями Зенона. М. де Монтень указывал на субъективную природу ценности. Т. Гоббс выделял «ценность человека», которая не отличается от его «стоимости» и есть его «цена», и «достоинство» - общественную ценность человека, которая есть та «цена», которую ему даёт государство. Р. Декарт видел назначение разума в установлении «подлинной ценности (valeur) всех благ». «Ценность», таким образом, соотносилась им с миром субъекта - с нравственной деятельностью. Необходимо знать истинную «цену» добра и зла и уметь различать их; наша любовь и неприязнь к вещам обусловливается тем, насколько они представляются нам ценными, а не наоборот. Б. Паскаль различал среди человеческих достоинств условные (связанные с социальным статусом и легитимизируемые «внешними церемониями») и естественные (относящиеся к душе или телу). Ему же принадлежит афористическое словосочетание «порядок сердца» (ordre du coer), означающее «логику сердца», не совпадающую с логикой рассудка, но подчиняющуюся своим неисповедимым законам. Будущие аксиологи (в частности М. Шелер) придавали этому выражению Паскаля очень большое значение: здесь философия впервые признала права вслед за разумом и волей также и третьей, самой сокровенной области человеческой души - сердца как тайника царства ценностей. В одном из сводов дефиниций Г. В. Лейбница «ценное есть значительное с точки зрения блага» (противоположность ему составляет «пустое»), «значительное» же - то, из чего следует нечто «замечательное», которое есть в свою очередь вносящее какой-либо значительный вклад или вводящее «первенствующее по природе».

В английском просвещении обращение к «субъективному бытию» прошло под знаком признания в человеке сферы разнообразных чувств (senses). Разделяя ценность вещей и ценность (worth, merit) личности, Э. Э. К. Шефтсбери отдавал предпочтение последней. Учение Шефтсбери было систематизировано Ф. Хатчесоном, разделявшим два основных «чувства» - «моральное чувство», которое является единственным достоверным источником суждений о добре и зле, и «внутреннее чувство», ответственное за художественное восприятие. В отличие от представителей этического сентиментализма, исходивших из абсолютности основных ценностей, Б. Мандевиль придерживался релятивистской точки зрения и стремился показать, что действительным мерилом «ценности и достоинства» вещей является человек, стремящийся к удовлетворению собственных интересов.

«Моральное чувство» занимает важное место и в антропологии Д. Юма. Так же, как и сентименталисты, Юм видел источник нравственных суждений и действий не в разуме, а в моральном чувстве, в частности в человеколюбии и справедливости. Последняя составляет основание всех подлинно ценных нравственных побуждений. Рассматривая отдельные примеры добродетели и порока, шотландский философ различает их «положительную ценность» (merit) и «ценность отрицательную» (demerit). Юм занимал двойственную позицию в вопросе об «объективности» ценности: с одной стороны, он утверждал, что сами по себе объекты лишены всякого достоинства и «свою ценность они извлекают только из аффекта», что красота и ценность полностью соотносительны с возможностью вызывать «приятное чувствование» у субъекта; с другой - что у объектов есть «собственная ценность», существует «ценное само по себе». Вклад Юма в осмысление понятия ценности можно считать самым значительным в этой области рефлексии за весь до-кантовский период. Среди наиболее «провоцирующих» шагов Юма следует признать выяснение критериев ценности нравственных поступков и различение «ценности-для-себя» и «ценности-для-другого». Недостатком рассуждений Юма было его понимание ценного как «естественного», «природного», не позволяющее понять главного - в чём, собственно, ценность этого ценного?

В широко известной «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремёсел» (1765) в специальной статье - «Valeur» - различаются ценность как достоинство вещей самих по себе и цена - как то, что доступно калькуляции; ценности в нравственном аспекте соотносятся с «чувством, порождаемым стремлением к славе и признанию».

Аксиологические проблемы волновали и немецких просветителей. Известный ученик Xр. Вольфа А. Г. Баумгартен выделяет в своей «Метафизике» (1739) среди человеческих способностей и способность суждения или оценки (Beurtheilungsvermögen), ответственную за рецепцию всего воспринимаемого с точки зрения удовольствия, неудовольствия и равнодушия. Он же вводит понятие «эстетическое достоинство (dignitas)», в коем различаются субъективный и объективный аспекты: первый идентичен «эстетической значительности (gravitas)». И. Г. Зульцер вводит понятие «ценность (Wert) эстетического материала», которое означает всё, что может привлечь внимание души, вызвать чувство. Хр. А. Крузий сформулировал идею свободной человеческой воли - источника нравственного долженствования - как всеобщей и высшей ценности; субъект нравственного веления как высшая ценность является конечной и безусловной целью нравственного поведения, по отношению к которой все является средством (в том числе счастье, благо, телесное совершенство и так далее). И. Н. Тетенс рассуждает об особых состояниях души, которые он в отличие от ощущений или «первоначальных представлений» называет чувствованиями (Empfindnisse) - внутренними восприятиями, «ответственными» за удовольствие, приятное, радость, надежду и так далее. Они имеют для субъекта специфическое ценностное значение и служат основанием его оценочного отношения к внешним и внутренним объектам. В соответствии с чувством удовольствия Тетенс определяет и универсальные оценочные понятия истины, добра и красоты, исходные для любых оценочных суждений.

Идея ценности у Иммануила Канта

Принципиально новые измерения понятие ценности обретает в сочинениях И. Канта, который конструирует решения этой проблемы на основаниях, прямо противоположных юмовским: ценность нравственных поступков соотносится не с «природными» для нас расположениями души, вроде симпатии, но как раз с тем противодействием, которое оказывает этим расположениям направляемая разумом воля. В «Основоположении к метафизике нравов» (1785) он вводит понятие «абсолютной ценности (Wert)» чистой доброй воли. Критерий этой «абсолютной ценности» в том, что истинная нравственная ценность присуща лишь тем нравственным действиям, которые совершаются даже не «сообразно долгу», но только «по долгу», то есть из стремления исполнить нравственный закон ради самого закона. Действие по долгу содержит моральную ценность «не в намерении», которое может быть посредством него реализовано, но в той максиме, согласно которой принимается решение совершить тот или иной поступок, и потому эта ценность зависит только от самого «принципа воления» безотносительно к каким-либо целям. Всё имеет лишь ту ценность, которую определяет нравственный закон. Поэтому ценность самого закона является уже безусловной и несравнимой ценностью, которой соответствует категория достоинства (Würde), коему следует в свою очередь воздавать «уважение» (Achtung). Только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности.

В мире как «царстве целей» различимы три уровня ценностной реальности:

  1. то, что имеет рыночную цену (Marktpreis) - умение и прилежание в труде;
  2. то, что обладает аффективной ценой (Affektionspreis) - остроумие, живое воображение, веселость;
  3. то, что имеет достоинство, внутреннюю ценность (innere Wert) - нравственные поступки и сами человеческие индивидуальности.

Аксиологические положения «Критики практического разума» (1788) развивают идеи «Основоположения». Представления личности относительно ценности своего существования основываются на особом чувстве моральной ценности. Истинно нравственное настроение преданности закону делает разумное существо «достойным причастности высшему благу, соразмерному с моральной ценностью его личности». В «Критике способности суждения» (1790) указывается, что категория ценности релевантна лишь этической области. Приятное, прекрасное и доброе означают три различных отношения к чувству удовольствия и неудовольствия. В каждом случае, однако, речь идёт о различных смысловых модальностях: приятное - то, что доставляет удовольствие, прекрасное - то, что нравится, доброе - «то, что ценят, одобряют, то есть то, в чём видят объективную ценность». Хотя сам Кант выводит, таким образом, эстетику за границы ценностно значимого, он оговаривается, что мы придаём ценность нашей жизни посредством целесообразной деятельности (это уже область эстетического). Его исследование суждений вкуса позволяет в определённой степени соотнести и эту проблематику с учением о ценности, поскольку речь идёт об оценочных (хотя, правда, и не о ценностных) суждениях. Так, специальный параграф первой части «Третьей критики» посвящён проблеме: предшествует ли в суждении вкуса чувство удовольствия оценке предмета или наоборот? Кант обосновывает второй способ его решения, утверждая, что «прекрасно то, что нравится только при оценке». Эстетическая оценка - «оценка без понятия», поэтому суждение вкуса не есть познавательное суждение. Эстетическая ценность произведений искусства связана с той «культурой», которую они дают душе.

Таким образом, Канту удалось определить ценностный мир как такой, который творится самим автономным действующим субъектом. Ценностное сознание и ценностное творчество оказываются возможными благодаря чистому «практическому разуму». Ограничение ценностной сферы нравственной деятельностью было самой смелой попыткой в истории философии разграничить царства ценности и природного бытия. Другая заслуга Канта заключается в чётко прочерченной иерархии рыночной цены вещей, аффективной цены душевных качеств и «внутренней ценности» - свободной и автономной личности. Впервые в истории философской мысли ценность-в-себе становится синонимом личности, и аксиология получает персонологическое обоснование. Наряду с этим Кант привнёс в учение о ценностях и телеологическую перспективу: весь мир существует ради ценности личности.

Основное значение «Третьей критики» Канта состоит в исследовании оценочных суждений, которые выявляют наиболее важную особенность эстетического восприятия действительности как предваряемого её оценкой. Правда, рационалистическая интерпретация ценности у Канта оставляла «невостребованным» «порядок сердца», который не ограничивается установками бескорыстной и автономной воли, сколь бы возвышенными они ни были. «Формальная» природа моральной ценности как следования формальному же «категорическому императиву» оставляла её предельно обедненной в сравнении с «материей» (содержанием) нравственных действий, ценность которых Кантом решительно отрицалась. Тем не менее, отмечая односторонности кантовского учения о ценности, нельзя не признать и того, что они же открыли и теоретическое пространство для тех достижений будущей аксиологии, которые в значительной мере и осуществлялись благодаря дистанцированию от них.

Идея ценности после Иммануила Канта

Если Кант признавал ценностно релевантным только «чувство моральной ценности», то послекантовская немецкая философия в целом расширяет эту область, пытаясь переместить ценностный мир из воли в сердце. Правда, И. Г. Фихте настаивает на том, что ценность индивида определяется его деятельностью (признавая уже, правда, что «безусловной ценностью» и значением обладает только жизнь как таковая), а Г. Хуфеланд видит в ценности прежде всего свойство вещей опосредовать разумное человеческое целеполагание. Однако Ф. Биунде уже считает, что именно чувство является принципом всех ценностных отношений к объектам, которые основываются на эмоциональном или разумном удовольствии, Г. Шульце утверждает, что ценностные суждения «обращаются» к чувствам, а И. Фриз - что чувство определяет ценность или не-ценность вещей. Ф. Аллийн начинает разрабатывать «аксиологическую логику», анализируя ценностное суждение, в коем оцениваемое образует субъект, а выражение оценки - в виде похвалы или порицания - предикат. Оценочными суждениями (в которых объект одобряется или не одобряется) занимался И. Ф. Гербарт, противопоставляя их суждениям теоретическим и дифференцируя оценки эстетические и этические. Ф. Э. Бенеке, писавший преимущественно в 1830-е годы и пытавшийся основать этику на ценностном чувстве, утверждал, что мы оцениваем вещи, исходя из их содействия «подъёму» и «спаду» наших внутренних чувствований. Это содействие может быть трёх ступеней: непосредственное, в воображении и в воспроизводстве в качестве желаний, волений и тому подобные, которые и образуют «умонастроение» и основание действий.

Чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость , материальное благо . Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость . Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.

Употребляется в нескольких смыслах:

  • Ценность - как характеристика предмета или явления, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
  • Ценность - в философии - указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
  • Ценность - в экономике - используется как синоним понятия «потребительная стоимость » [ ] , то есть значимость, полезность предмета для потребителя .
  • Философское понятие «Система ценностей » подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация .

Ценность в экономике

В экономике различают:

  • потребительная стоимость (ценность для потребителя, полезность, способность блага или товара удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность)
  • меновая стоимость (ценность предмета для обмена, количественные соотношения разных товаров при эквивалентном обмене) [ ]

Субъективные и объективные ценности

Система ценностей

Нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующих представлений о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм различаются. Ценности - это абстрактные, общие понятия, а нормы - это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.

К ценностям могут относиться:

  1. Здоровье
  2. Любовь, семья, дети, дом
  3. Близкие, друзья, общение
  4. Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы
  5. Материальное благополучие
  6. Духовные ценности, духовный рост, религия
  7. Досуг - удовольствия, хобби, развлечения
  8. Творческая самореализация
  9. Самообразование
  10. Социальный статус и положение в обществе
  11. Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
  12. Стабильность

Также могут присутствовать другие ценности. У различных людей различные приоритеты ценностей.

Как отмечает исследовательница Полина Гаджикурбанова, в стоицизме , противопоставляющем мудрецов профанам: «Профан наделяет предметы большей ценностью, нежели они обладают по природе, наделяет их собственными ошибочными представлениями о благе и зле. В результате он начинает стремиться к тому, что кажется ему благом, - к здоровью, славе, богатству самим по себе, но в своем стремлении он переходит некую природную меру, попадая тем самым в ловушку собственных страстей и представлений» .

Духовные ценности

В XX столетии широкое распространение в России получило понятие «духовные ценности», обозначающее:

  • совокупность культурных ценностей, отличных от материальных ценностей;
  • систему религиозных, этических и эстетических ценностей отдельного человека или всего общества.

См. также

Примечания

Литература

  • Беляев И. А. Ценностное содержание целостного мироотношения // Вестник Оренбургского государственного университета . - 2004. - № 2. - С. 9-13.
  • Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред.
  • ЦЕ́ННОСТЬ , -и, ж.

    1. Выраженная в деньгах стоимость чего-л., цена. Багаж с объявленной ценностью. Ценность пантов в Ольгинском районе доходит до 1200 рублей. пара. Арсеньев, По Уссурийской тайге. || Соотношение по курсу (о деньгах, ценных бумагах); достоинство. Тогда двугривенный стоил в Петербурге восемьдесят копеек на ассигнации, в Москве же ценность его доходила до рубля. Салтыков-Щедрин, Помпадуры и помпадурши.

    2. Важность, значимость чего-л. Действительную ценность драматическая пьеса имеет только при исполнении на сцене. А. Островский, Записка об авторских правах драматических писателей. Дом этот не имел бы никакой ценности для нашего времени ---, но мемориальная доска на фронтоне непременно остановит наше внимание. Никулин, У Горького.

    3. То, что имеет высокую стоимость, ценный предмет. Покуда производились описи да оценки, Струнниковы припрятали кой-какие ценности, без шума переправили их в Москву. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Значит, мой камень представляет какую-то ценность, раз часовщик-ювелир чуть ли не дрожит над ним. Ляшко, Пуговичный черт. || только мн. ч. (це́нности , -ей ). Предметы, явления, важные для культуры, духовной жизни какого-л. народа, общества. Духовные ценности. [Город Касерес], слов нет, пышный. Можно прибавить художественные ценности: собор, дома Ренессанса, древние укрепления. Оренбург, Испания. Ценности искусства - это ценности наиболее устойчивые во времени. Залыгин, Литературные заботы.

    Материальные ценности (экон. ) - все предметы (земля, постройки, предметы быта и т. п.), которые обладают какой-л. стоимостью, ценой.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;