Важнейшие даты начала римской истории

753 г. до н.э. - легендарная дата основания Рима
I - Царский период (753-509 до н.э.)
II - Республиканский период (509-27 до н.э.)
III - Императорский период (начинается с Юлия Цезаря, назвавшего себя первым римским императором) длится вплоть до конца правления Ромула Августула (476).

Древнейшая история Рима — о его основании, правлении семи царей, их делах и учреждениях — во многом является легендарной. Старинные предания о первых веках Рима являются смесью достоверных событий с поэтическим вымыслом.
Прежде всего легендарным представляется рассказ о переселении в Лациум троянского героя Энея.
Без сомнения, основанием к нему послужили оживленные торговые сношения, поддерживаемые римлянами с греческими колониальными городами в Нижней Италии.
По древним сказаниям, Эней основал город Лавиниум, а сын его Асканий Юл — город Альба-Лонгу.


В этой Альба-Лонге, городе в области Лациум, около 754 года до Р.X. правили вместе два брата из рода Аскания: Нумитор и Амулий.
Но Амулий хотел царствовать один и вытеснил Нумитора. Для большей своей безопасности он убил сына Нумитора, а дочь его сделал весталкой — жрицей богини домашнего очага Весты. Весталки должны были оставаться девственницами.
Но дочь Нумитора Рея Сильвия нарушила принятый на себя обет и родила от бога Марса двух детей.
Жестокосердный дядя тотчас после их рождения велел положить мальчиков в корыто и бросить их в Тибр. Мать подверглась заключению.
Но корыто зацепилось за смоковницу, и, когда поднявшаяся вода Тибра снова вошла в свои берега, дети остались на твердой земле и были вскормлены волчицей

Вскоре их нашел царский пастух Фаустул и отнес своей жене Лауренции, которая только что родила мертвого сына. Фаустул воспитал найденных детей, назвал их Ромулом и Ремом и сделал из них пастухов. Оба мальчика с ранних лет выказали физические и умственные способности. Они пасли царские стада и охотились в горах, на которых впоследствии был построен Рим. Жили они в хижинах, выстроенных ими самими из дерева и тростника. Одна из этих хижин как святыня сохранялась и поддерживалась еще во времена историка Дионисия (около 30 года до Р.X.).
Когда Ромул и Рем достигли восемнадцатилетнего возраста, одно случайное происшествие совершенно изменило их общественное положение. Однажды они поссорились из-за выгонной земли с пастухами Нумитора, который жил в Альба-Лонге, несмотря на свое смещение.
Ромул и Рем поколотили своих противников, и те решили отомстить им. Во время одного праздника они подкараулили братьев, схватили Рема и привели его к царю. Амулий отослал Рема к Нумитору, чтобы тот наказал его по своему усмотрению. По решительным манерам и смелому обращению Нумитор понял, что этот пастух высокого происхождения. Сходство лица навело его на верный след, и он догадался, что Рем его внук.
Между тем Фаустул открыл Ромулу тайну его истинного рождения, и, когда Ромул пришел за братом к Нумитору, то настоящее положение вещей окончательно разъяснилось. Братья приняли решение отомстить за несправедливость, совершенную по отношению к их деду и к ним самим. Они возбудили волнения среди населения и, подкрепленные толпой недовольных, напали на царя, убили его и посадили на престол своего деда Нумитора.
В благодарность за эту услугу им было позволено основать поселение на том самом месте, где они были брошены и спасены. К ним присоединились их сторонники, окрестные пастухи. Но вскоре между братьями возник спор, кому должна принадлежать честь называться основателем города. Вынести решение они предоставили богам. Для этого Ромул и Рем сели каждый на определенном месте и стали выжидать благоприятного для себя знамения.
Рему первому явилось счастливое знамение в виде шести пролетевших мимо него коршунов, но затем мимо Ромула пролетело их двенадцать. Так как решение богов являлось двусмысленным, и каждая сторона толковала его в свою пользу, то между братьями и их сторонниками произошла ссора, в которой Рем был убит, а Ромул остался победителем.
Тогда Ромул приступил к постройке нового города с соблюдением различных священных обрядов.
Он запряг в плуг белого быка и белую корову и провел плугом круговую борозду, которая должна была обозначать окружность нового города и линию его будущих стен.
В том месте, где должны быть ворота, плуг был приподнят, так как этот вход и выход не являлся священным. Весь город поначалу занимал только Палатинский холм.
В скором времени появились первые признаки того воинственного характера, благодаря которому маленькое поселение Рим сделалось средоточием всего известного в древности мира. Война, победа и распространившийся из-за этого страх были первыми узами, с помощью которых Ромул соединил новое государство с ближайшими соседями. На Капитолийском холме под покровительством религии было построено убежище для лишенных отечества и беглецов всякого рода. Существование в Италии множества маленьких государств, частые раздоры партий в них, гнет и нужда, царящие во многих, из этих государств, обедневших из-за тяжести государственных долгов, и другие подобные обстоятельства подавали надежду на большой прилив переселенцев.
Само собой разумеется, они приносили с собой ненависть к своим прежним согражданам и знание государств, из которых они приходили. Эти два качества оказались как нельзя более кстати для воинственного духа Ромула и его завоевательных замыслов, но в то же время должны были сделать Рим ненавистным соседним государствам. Знаменитое похищение сабинянок явилось поступком, который еще более возбудил ненависть соседей.
Когда сабиняне отказались выдавать своих дочерей замуж за римлян, то те прибегли к следующей хитрости. Ромул объявил, что в определенный день в Риме будут происходить праздничные торжества в честь бога жатвы Конса и пригласил на них жителей ближайших городов. По приглашению явилось множество мужчин, женщин и детей, и все веселились на празднике.
В последний день торжеств обнаружился предательский замысел. В то время, когда всеобщее внимание было обращено на зрелище, по данному сигналу римские юноши бросились похищать девушек. Пришедшие зрители, пораженные, таким насильственным нападением, бежали, проклиная вероломство римлян.
Ромул постарался успокоить похищенных и всех их торжественно обвенчал с молодыми римлянами.
Оскорбленные сабиняне решили отомстить.


Только война представляла желанное удовлетворение и подавала надежду уничтожить грозящий опасностями город.Но нападение было совершено слишком поспешно, не сообща, поэтому и цель не была достигнута.
Первыми начали нападение жители Ценины и были разбиты, а царь их Акро был собственноручно убит Ромулом. Во главе своего победоносного войска, неся доспехи убитого царя, Ромул торжественно въехал в Рим на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Вражеские доспехи он сложил у священного дуба и тут же определил место для храма Юпитера. Таково происхождение самого древнего римского храма — храма Юпитера на Капитолийском холме.
Затем против римлян поднялись жители городов Крустумериум и Антемна, но были также побеждены Ромулом.
К этим городам было впервые применено установленное Ромулом правило, которое с этих пор соблюдалось и в последующие времена и, бесспорно, способствовало распространению власти Рима и утверждению его владычества. Вместо разрушения завоеванного города и обращения его жителей в рабство, что было в обычае в Греции и у других народов древнего мира, часть жителей переселяли в Рим, а на их место посылались римляне. Они получали в завоеванных городах часть земельной собственности и таким образом способствовали образованию римских колоний.
Наконец, против римлян выступили и сабиняне, собравшие большое войско под предводительством царя Тита Тация. Они дошли до Квиринальского холма, который находился напротив римской крепости на Капитолии. Измена дочери начальника крепости отдала ее в руки врагов.
На следующий день на равнине между Капитолийским и Палатинским холмами завязалось жаркое сражение. Оно продолжалось до тех пор, пока похищенные сабинянки с развевающимися волосами и в разодранных одеждах не бросились в ряды сражавшихся и не умолили прекратить битву. Их мольбы достигли цели. С обеих сторон начались переговоры, и наконец был заключен мир на следующих условиях. Таций и Ромул должны были пользоваться одинаковыми властью и почетом в Риме. Город должен был называться Римом, а его граждане — римлянами; объединенный народ по имени родины Тация, городу Куры, получал название квиритов (в более позднее время квиритами называли мирных граждан в противоположность воинам). Все сабиняне получили римское гражданство.
Ромул имел свое местопребывание на Палатинском холме, а Таций — на Капитолийском. Хотя они правили сообща и по взаимному соглашению, однако ни между ними самими, ни между их народами не было истинного, внутреннего единодушия. На пятом году совместного правления во время жертвоприношения в Лавиниуме Таций был убит оскорбленным им гражданином города Лаурента и притом не без тайного участия в этом деле Ромула. Это тем более вероятно, что Ромул, который не желал терпеть при себе даже брата, без сомнения, должен был стремиться к удалению чужеземного соучастника своей власти.
Прежде чем рассказать о конце правления и смерти Ромула, нам следует упомянуть о некоторых приписываемых ему внутренних установлениях, которые послужили основой последующего государственного устройства Рима. В этом отношении самым важным представляется разделение всего римского населения на три части — трибы. Оно было основано не на произволе царя, а на различиях в происхождении жителей Рима.
Эти три трибы или, вернее, народа, были латины, сабиняне и этруски.
Каждая из этих триб получила свою долю в земельных угодьях, разделенных для этой цели тоже на три части. При этом каждая из них имела и свой особенный округ в самом городе Риме. Каждая триба была разделена на десять курий. Эти десять курий были связаны между собой общим богослужением и участием в управлении государством.
Каждая курия, в свою очередь, распадалась на десять родов. Члены всех тридцати курий назывались патрициями, то есть «имевшими отцов»; это были полноправные граждане. Образование плебса — бесправной массы народа рядом с полноправным сословием патрициев — упоминается впервые только во времена царя Анка Марция. Кроме курий, в управлении государственными делами принимал важное участие сенат, который состоял из ста патрициев; впоследствии число сенаторов возросло до трехсот.
Патриции, добиваясь свободы и самовластия, вступили в борьбу с самодержавной властью победоносного царя и искали случая отделаться от него. Ромул внезапно исчез, по одним преданиям, в то время, когда присутствовал в собрании сената в храме Вулкана, по другим, когда однажды делал общий смотр всему войску на поле, за городом.
Во время этого смотра внезапно наступило солнечное затмение и разразилась буря; народ разбежался и оставил царя одного с патрициями. Тогда, должно быть, он был убит патрициями, а они рассказали народу, будто Ромул был унесен с земли богами. Народ начал сомневаться и выражать подозрение и гнев против сената. Но некто Юлий Прокул, человек уважаемый и верный друг Ромула, явился к собравшемуся народу и торжественно уверил, что Ромул предстал ему на дороге в блестящем вооружении и в увеличенном виде.
Устрашенный Прокул обратился к нему со словами: «Царь! За что ты своим внезапным исчезновением оставляешь нас на незаслуженные обвинения и повергаешь город в безысходную печаль?» На это Ромул будто ответил ему: «Так совершилось по воле богов. Можешь сказать римлянам, что они мужеством и благоразумием достигнут высокого могущества; я же буду их гением-хранителем в образе Квирина». Народ перестал сомневаться в достоверности рассказанного патрициями и, охваченный священным восторгом, постановил почитать Ромула в виде бога Квирина и соорудил ему алтарь на Квиринальском холме.

Прибытие Энея в Италию и его деяния (1–2). Царствование в Альбе Аскания, а затем Сильвиев (3). Рождение Ромула и Рема (4). Основание Рима (5–7). Учреждение сената (8). Война с сабинянами (9-13). Деление народа на курии (13). Победа над фиденянами и вейянами (14–15). Апофеоза Ромула (16). Религиозные учреждения Нумы Помпилия (17–21). Тулл Гостилий опустошил Альбанскую область; бой Горациев и Куриациев (22–26). Измена и казнь Метия Фуфетия (27–28). Разрушение Альбы (29). Победа над сабинянами (30). Смерть Тулла (31). Анк Марций победил латинов и основал Остию (32–33). Прибытие в Рим Лукумона (34). Воцарение Тарквиния Древнего; его победы и сооружения (35–38). Чудо над Сервием Туллием (39). Убиение Тарквиния и воцарение Сервия Туллия (40–41). Победа над вейянами; деление народа на разряды; сооружение храма Дианы (42–45). Смерть Сервия Туллия (46–48). Воцарение Тарквиния Гордого; убиение Турна Гердония (49–52). Война с вольсками; разграбление Габий (53–54). Сооружения на Капитолии (55–56). Осада Ардеи; смерть Лукреции и изгнание царей (57–60).

Предисловие

Будет ли стоить труда, если я напишу историю римского народа с основания города, твердо не знаю, да если бы и знал, то не решился бы сказать: дело в том, что предприятие это, как я вижу, и старое, и многими испробованное, причем постоянно появляющиеся новые писатели думают или привнести нечто новое со стороны фактической, или превзойти суровую древность искусством изложения. Как бы то ни было, все же приятно будет и мне, по мере сил, послужить увековечению деяний первого народа на земле; и если имя мое в такой толпе писателей останется в тени, то я стану утешать себя славой и величием соперников. Кроме того, дело это большого труда, так как приходится воспроизводить события более чем за семьсот лет, и притом из жизни государства, начавшего с малого и возросшего до того, что величина его становится ему уже в тягость; наконец, большинству читателей, несомненно, доставит мало удовольствия история возникновения города и ближайших к тому событий; они ведь спешат ознакомиться с той недавней порою, когда силы чересчур могучего народа уже давно истребляют сами себя. Я же буду вознагражден также и тем, что отвернусь от переживаемых нами в течение стольких лет бедствий хоть на то время, пока всеми силами моей души буду занят воспроизведением тех древних событий; тут я не буду испытывать никакой тревоги, которая, если и не в состоянии отклонить ум писателя от истины, то все же может беспокоить его. Я не намерен ни утверждать, ни опровергать известия о событиях, предшествовавших основанию, или, вернее, мысли об основании города; все они более изукрашены поэтическими вымыслами, чем опираются на несомненные исторические памятники: древности дозволяется освящать начало городов, примешивая божественное к человеческому. И если какому народу дóлжно дозволить освятить свое возникновение и приписать его богам, то римский народ приобрел это право своей воинской доблестью, и народы, переносящие-де власть его, должны столь же безропотно сносить, когда он называет своим родоначальником и родителем основателя своего города не кого иного, как Марса. Я не придаю, конечно, особенного значения тому, как взглянут и оценят это и ему подобные известия; для меня важно, чтобы каждый внимательно проследил, какая была жизнь, какие нравы, какие люди и какими средствами в мирное и военное время приобрели и увеличили могущество государства; пусть он затем проследит, как нравственность, с постепенным падением порядка, начала колебаться, как она затем все более и более стала клониться к упадку и наконец рухнула; таким образом, мы дошли до настоящего положения, когда уже не можем выносить ни пороков, ни средств против них. В этом-то и состоит нравственная польза и плодотворность изучения истории, что примеры всякого рода событий созерцаешь точно на блестящем памятнике, отсюда можно взять и для себя, и для своего государства образцы, достойные подражания, тут же найдешь и позорное начало, и позорный конец – чего следует избегать.

Впрочем, или меня обманывает любовь к предпринятому труду, или действительно никогда не существовало государства более великого, более нравственного, более богатого добрыми примерами; государства, в которое бы столь поздно проникли жадность и роскошь и где бы дольше оказывался столь великий почет бедности и воздержанию. Ибо чем меньше было средств, тем меньше гонялись за ними; только недавно богатства породили жадность, а обилие в удовольствиях – страсть губить все роскошью и распутством.

Но пусть хоть начало столь великого предприятия свободно будет от жалоб, которые и тогда не будут приятны, когда их, быть может, нельзя будет избежать. Если бы у нас, как у поэтов, это было в обычае, то мы гораздо охотнее начали бы с добрых предзнаменований, с обетов и молитв богам и богиням, чтобы они даровали счастливый успех приступившему к столь великому делу.

1 . Прежде всего, достаточно хорошо известно, что за взятием Трои последовала свирепая расправа над всеми троянцами; только к двум, Энею и Антенору , ахейцы вовсе не применили права войны вследствие старинного гостеприимства и вследствие того, что они постоянно советовали помириться и вернуть Елену. Затем, после разных приключений, Антенор прибыл в самый отдаленный залив Адриатического моря с горстью энетов, которые за мятеж были изгнаны из Пафлагонии и, лишившись под Троей царя Пилемена, искали вождя и места для поселения; прогнав евганеев, живших между морем и Альпами, энеты и троянцы завладели этой землей. Место, где они высадились в первый раз, называется Троей, а оттуда и область носит имя Троянской; народ же весь назван венетами.

Эней, бежавший вследствие той же беды из отечества, но предназначаемый судьбою для более великих начинаний, сперва прибыл в Македонию, оттуда, ища места для поселения, занесен был в Сицилию, а из Сицилии прибыл со своими кораблями к Лаврентской области. И это место также зовется Троей. Выйдя здесь, троянцы, как люди, у которых после чуть не бесконечного блуждания не осталось ничего, кроме кораблей и оружия, захватили находившиеся на полях скот; тогда царь Латин и аборигены, владевшие тогда теми местами, сбежались с оружием в руках из города и с полей, чтобы отразить нападение пришельцев. О последующем существует двоякое предание: по одному – Латин, проиграв сражение, заключил с Энеем мир, а затем и породнился с ним; по другому – когда оба войска стояли готовыми к битве и, прежде чем подан был сигнал, из толпы старейшин выступил Латин и вызвал вождя пришельцев для переговоров. Затем он спросил, что они за люди, откуда и по какому случаю ушли из дому и чего ради высадились в Лаврентской области; услыхав, что народ – троянцы, а вождь их – Эней, сын Анхиза и Венеры, что бежали они с родины после сожжения отечественного города и ищут места для поселения и основания нового города, – Латин, дивясь знатности народа и вождя и готовности их помириться или сражаться, закрепил будущую дружбу рукопожатием. Затем вожди заключили договор, а войска приветствовали друг друга; Эней стал гостем Латина, а затем перед пенатами Латин скрепил союз политический домашним, выдав за Энея дочь свою. Это обстоятельство окончательно укрепило в троянцах надежду, что их блуждания наконец-то кончились и они нашли постоянное и прочное место для поселения. Они основывают город, и Эней по имени супруги называет его Лавинием. Немного спустя у молодых супругов родился сын, которого родители назвали Асканием.

2 . Затем аборигены и троянцы одновременно подверглись нападению. Царь рутулов Турн, за которого до прибытия Энея просватана была Лавиния, оскорбленный предпочтением пришельца, напал на Энея и Латина. Оба войска вышли из битвы с ущербом: рутулы были побеждены, а победители – аборигены и троянцы – потеряли вождя Латина. Тогда Турн и рутулы, не доверяя своим силам, искали защиты у известных своим могуществом этрусков и царя их Мезенция, повелевавшего Церой, сильным в то время городом. Уже с самого начала он был недоволен возникновением нового города; тогда же, считая, что силы троянцев растут гораздо быстрее, чем то позволяет безопасность соседей, он охотно соединил свое оружие с оружием рутулов.

Рим - древний город, с которого началось формирование великого государства. Столица будущей могущественной страны выросла на территории Апеннинского полуострова в нижнем течении реки Тибр. Основание Древнего Рима теряется в истории, оно растянуто во времени.

Истоки римской цивилизации

Римские холмы - Капитолий, Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий, Авентин и Палатин были заселены различными племенами еще с незапамятных времен.
В период раннего железного века здесь существовали отдельные поселения, постепенно они объединялись между собой, в результате чего образовался крупный город-государство с центром в низине между холмами. имеют очень удобное выгодное расположение. Большая река, в устье которой добывали соль; плодородные почвы; на холмах располагались дубовые и лавровые рощи. Эти природные ресурсы благоприятно влияли на развитие земледелия и скотоводства.

Миф о возникновении Рима

Об основании Древнего Рима сложилось немало легенд. Самая известная из них - о братьях-близнецах Ромуле и Реме. Эту версию у римлян принято считать основной, о ней напоминает статуя волчицы - символ Вечного города.
По преданию от весталки и бога войны Марса родились мальчики-близнецы Ромул и Рем. Они были брошены в волны реки Тибр претендентом на трон Амулием по одной версии, по другой же - собственной матерью. Дети выжили, их вскормила своим молоком волчица. Это необычное событие увидел пастух Фаустул и взял младенцев к себе на воспитание. Когда Ромул и Рем выросли, они узнали тайну своего происхождения и решили построить новый город. Между ними разразилась ссора по поводу места основания. В драке Ромул убивает Рема, и возводит город, названный Римом (от итальянского «Рома» — Рим). Дата

Римская империя (древний Рим) оставила нетленный след во всех европейских землях, куда только ступали его победоносные легионы. Каменная вязь римской архитектуры сохранилась и по сей день: стены, защищавшие граждан, по которым двигались войска, акведуки, доставлявшие горожанам свежую воду, и мосты, переброшенные через бурные реки. Как будто всего этого было недостаточно, легионеры возводили все новые и новые сооружения - даже когда границы империи начали отступать. В эпоху Адриана , когда Рим куда больше был озабочен сплочением земель, нежели новыми завоеваниями, невостребованная боевая удаль воинов, надолго оторванных от дома и семьи, была мудро направлена в другое созидательное - русло. В каком-то смысле вся европейская обязана своим рождением именно римским строителям, внедрившим множество новшеств и в самом Риме, и за его пределами. Важнейшими достижениями градостроительства, имевшего целью общественное благо, стали канализация и водопроводы, создававшие здоровые условия жизни и способствовавшие увеличению населения и росту самих городов. Но все это было бы невозможно, если бы римляне не изобрели бетон и не начали использовать арку в качестве основного архитектурного элемента. Именно эти два новшества разнесла римская армия по всей империи.

Так как каменные арки выдерживали огромный вес и их можно было строить очень высокими - иногда по два-три яруса,- инженеры, трудившиеся в провинциях, без труда одолевали любые реки и ущелья и добирались до самых дальних краев, оставляя позади себя прочные мосты и мощные водопроводы (акведуки). Подобно многим другим сооружениям, построенным с помощью римских войск, мост в испанском городе Сеговии, по которому проходит водопровод, имеет гигантские размеры: 27,5 м в высоту и около 823 м в длину. Необычайно высокие и стройные столбы, сложенные из грубо обтесанных и ничем не скрепленных гранитных глыб, и 128 изящных арок оставляют впечатление не только небывалой мощи, но и имперской самоуверенности. Это чудо инженерного искусства, построенное около 100 т. и. э., стойко выдержало испытание временем: еще недавно мост служил системе водоснабжения Сеговии.

Как все начиналось?

Ранние поселения на месте будущего города Рима возникли на Апеннинском полуострове, в долине реки Тибр, в начале I тысячелетия до н. э. По преданию, римляне происходят от троянских беженцев, основавших в Италии город Альба-Лонгу. Сам же Рим, по легенде, был заложен Ромулом, внуком царя Альба-Лонги, в 753 г. до н. э. Как и в греческих полисах, в ранний период истории Рима им управляли цари, пользовавшиеся фактически такой властью, как и греческие. При царе тиране Тарквинии Гордом произошло народное восстание, в ходе которого царская власть была уничтожена и Рим превратился в аристократическую республику. Её население чётко делилось на две группы - привилегированное сословие патрициев и обладавшее значительно меньшими правами сословие плебеев. Патрицием считался член древнейшего римского рода, только из патрициев избирался сенат (главный правительственный орган). Значительную часть ранней его истории составляет борьба плебеев за расширение своих прав и превращение членов их сословия в полноправных римских граждан.

Древний Рим отличался от греческих городов-государств, поскольку находился в совершенно других географических условиях - единый Апеннинский полуостров с обширными равнинами. Поэтому начиная с самого раннего периода его истории его граждане были вынуждены соперничать и бороться с соседними италийскими племенами. Побеждённые народы подчинялись этой великой империи либо на правах союзников, либо просто включались в состав республики, причём покорённое население не получало прав римских граждан, нередко обращаясь в рабов. Наиболее сильными противниками Рима в IV в. до н. э. были этруски и самниты, а также отдельные греческие колонии на юге Италии (Великая Греция). И всё же, несмотря на то что римляне часто враждовали с греческими колонистами, более развитая эллинская культура оказывала заметное воздействие на культуру римлян. Дошло до того, что древнеримские божества стали отождествляться с их греческими аналогами: Юпитер - с Зевсом, Марс - с Аресом, Венера - с Афродитой и т. д.

Войны Римской империи

Самым напряжённым моментом в противостоянии римлян с южно-италийцами и греками стала война 280-272 гг. до н. э., когда в ход боевых действий вмешался Пирр, царь государства Эпир, находившегося на Балканах. В конце концов, Пирр и его союзники были разбиты, а к 265 г. до н. э. Римская республика объединила под своей властью всю Центральную и Южную Италию.

Продолжая войны с греческими колонистами, римляне столкнулись на Сицилии с Карфагенской (Пунической) державой. В 265 г. до н. э. начались так называемые Пунические войны, продолжавшиеся вплоть до 146 г. до н. э., почти 120 лет. Вначале римляне вели боевые действия против греческих колоний на востоке Сицилии, в первую очередь против самой крупной из них - города Сиракузы. Затем начались захваты уже карфагенских земель на востоке острова, приведшие к тому, что карфагеняне, обладавшие сильным флотом, атаковали римлян. После первых поражений римлянам удалось создать свой собственный флот и разгромить карфагенские суда в битве у Эгатских островов. Был подписан мир, согласно которому в 241 г. до н. э. вся Сицилия, считавшаяся житницей Западного Средиземноморья, стала собственностью Римской республики.

Недовольство карфагенян результатами Первой Пунической войны , а также постепенное проникновение римлян на территорию Иберийского полуострова, которым владел Карфаген, привели ко второму военному столкновению между державами. В 219 г. до н. э. карфагенский полководец Ганнибал Барки захватил испанский город Сагунт, союзника римлян, затем прошёл через Южную Галлию и, преодолев Альпы, вторгся на территорию собственно Римской республики. Ганнибала поддержала часть италийских племён, недовольных владычеством Рима. В 216 г. до н. э. в Апулии, в кровопролитном сражении у Канн, Ганнибал окружил и почти полностью уничтожил римскую армию, которой командовали Гай Теренций Варрон и Эмилий Павел. Однако взять сильно укреплённый город Ганнибал не смог и в итоге был вынужден покинуть Апеннинский полуостров.

Война была перенесена на север Африки, где находились Карфаген и другие поселения пунийцев. В 202 г. до н. э. римский полководец Сципион разгромил армию Ганнибала у городка Зама, южнее Карфагена, после чего был подписан мир на условиях, продиктованных римлянами. Карфагеняне лишались всех своих владений вне Африки, были обязаны передать римлянам все военные суда и боевых слонов. Победив во Второй Пунической войне, Римская республика стала самым могущественным государством в Западном Средиземноморье. Третья Пуническая война, проходившая с 149 по 146 г. до н. э., свелась к добиванию уже поверженного противника. Весной 14б г. до н. э. Карфаген был взят и разрушен, а его жители .

Оборонительные стены Римской империи

Рельеф с колонны Траяна изображает сцену (см. слева) из времен дакийских войн; легионеры (они без шлемов) сооружают из прямоугольных кусков дерна походный лагерь. Когда римские воины оказывались во вражеских землях, строительство таких укреплении было обычным делом.

«Страх породил красоту, и древний Рим дивным образом преобразился, изменив прежнюю - мирную - политику и начав спешно возводить башни, так что вскоре все семь его холмов засверкали бронею непрерывной стены» - так писал один римлянин о мощных укреплениях, сооруженных вокруг Рима в 275 г. для защиты от готов. По примеру столицы крупные города по всей Римской империи, многие из которых давно «перешагнули» пределы прежних стен, поспешили укрепить свои оборонительные рубежи.

Возведение городских стен было чрезвычайно трудоемкой работой. Обычно вокруг поселения прорывали два глубоких рва, а между ними нагромождали высокий земляной вал. Он служил своего рода прослойкой между двумя концентрическими стенами. Внешняя стена уходила в землю на 9 м , чтобы враг не мог сделать подкоп, а наверху была снабжена широкой дорогой для дозорных. Внутренняя стена поднималась еще на несколько метров, чтобы затруднить обстрел города. Такие укрепления почти не поддавались разрушению: их толщина достигала 6 м , а каменные глыбы были пригнаны друг к другу металлическими скобами - для большей прочности.

Когда были завершены стены, можно было приступать к возведению ворот. Над проемом в стене сооружалась временная деревянная арка - опалубка. Поверх нее искусные каменщики, двигаясь с обеих сторон к середине, клали клинообразные плиты, образуя изгиб свода. Когда был вложен последний - замковый, или ключевой,- камень, опалубку убирали, а рядом с первой аркой принимались строить вторую. И так до тех пор, пока весь проход в город не оказывался под полукруглой крышей - Коробовым сводом.

Сторожевые посты на воротах, охранявшие покой города, часто представляли собой настоящие маленькие крепости: там имелись воинские казармы, запасы оружия и продовольствия. В Германии прекрасно сохранилась так называемая (см. внизу). На ее нижних лажах вместо окон были бойницы, а с обеих сторон высились круглые башни - что-бы удобнее было вести обстрел неприятеля. Во время осады на ворота опускалась мощная решетка.

Стена, построенная в III веке вокруг Рима (19 км в длину, 3,5 м в толщину и 18 м в высоту), насчитывала 381 башню и 18 ворот с опускающимися решетками. Стену постоянно подновляли и укрепляли, так что она прослужила Городу вплоть до XIX века, то есть до усовершенствования артиллерии. Две трети этой стены стоят и поныне.

Величественная Порта Нигра (то есть Черные ворота), вздымающаяся на 30 м в высоту, олицетворяет мощь имперского Рима. Укрепленные ворота фланкированы двумя башнями, одна из которых значительно повреждена. Некогда ворота служили въездом за городские стены II века н. э. в Августу Тревирорум (впоследствии Трир), северную столицу империи.

Акведуки Римской империи. Дорога жизни имперского города

Знаменитый трехъярусный акведук в Южной Франции (см. выше), переброшенный через реку Гар и ее низменную долину - так называемый Гардский мост, - столь же красив, сколь и функционален. Это сооружение, протянувшееся на 244 м в длину, ежедневно поставляю с расстояния 48 км около 22 тонн воды в город Немаус (ныне Ним). Гардский мост до сих пор остается одним из чудеснейших произведений римского инженерного искусства.

Для римлян, славившихся достижениями в инженерном деле, предметом особой гордости были акведуки . По ним в древний Рим ежедневно поступало около 250 миллионов галлонов свежей воды. В 97 г. н. э. Секст Юлий Фронтин, смотритель системы водоснабжения Рима, риторически вопрошал: «Кто осмелится сравнивать с праздными пирамидами или какими-нибудь никчемными - хоть и знаменитыми - творениями греков наши водопроводы - эти великие сооружения, без которых немыслима жизнь человека?» Под конец своего величия город обзавелся одиннадцатью акведуками, по которым бежала вода с южных и восточных холмов. Инженерное дело превратилось в настоящее искусство : казалось, грациозные арки легко перескакивали препятствия, к тому же украшая пейзаж. Римляне быстро «поделились» своими достижениями с остальными областями римской империи, и до сих пор можно видеть остатки многочисленных акведуков во Франции, Испании, Греции, Северной Африке и Малой Азии.

Чтобы обеспечить водой провинциальные города, чье население уже истощило местные запасы, и соорудить там термы и фонтаны, римские инженеры прокладывали каналы к рекам и источникам, нередко удаленным на десятки миль. Стекая под небольшим наклоном (Витрувий рекомендовал минимальный уклон 1:200), драгоценная влага бежала по каменным трубам, которые пролегали через сельскую местность (и по большей части были упрятаны в подземные тоннели или рвы, повторявшие очертания ландшафта) и в конце концов достигали черты города. Там вода благополучно поступала в общественные резервуары. Когда на пути трубопровода попадались реки или ущелья, строители перебрасывали через них арки, позволявшие сохранить прежний мягкий уклон и поддержать непрерывный приток воды.

Чтобы угол падения воды оставался постоянным, землемеры вновь прибегали к громе и хоробату, а также к диоптру, измерявшему горизонтальные углы. Опять-таки основная тяжесть работ ложилась на плечи войска. В середине II века н.э. одного военного инженера попросили разобраться в трудностях, возникших при строительстве акведука в Сальдах (в нынешнем Алжире). Два отряда рабочих принялись рыть тоннель в холме, двигаясь друг к другу с противоположных сторон. Инженер скоро понял, в чем дело. «Я измерил оба тоннеля,- писал он позднее,- и обнаружил, что сумма их длин превышает ширину холма». Тоннели просто не встретились. Он нашел выход из положения, пробурив между тоннелями скважину и соединив их, так что вода стала течь как надо. Город почтил инженера памятником.

Внутреннее положение Римской империи

Дальнейшее усиление внешнего могущества Римской республики одновременно сопровождалось глубоким внутренним кризисом. Столь значительная территория уже не могла управляться по-старому, т. е. при организации власти, характерной для города-государства. В рядах римских военачальников выдвинулись полководцы, претендовавшие на то, чтобы обладать всей полнотой власти, подобно древнегреческим тиранам или эллинским владыкам на Ближнем Востоке. Первым из таких владык стал Луций Корнелий Сулла, захвативший в 82 г. до н. э. Рим и ставший полновластным диктатором. Враги Суллы были безжалостно перебиты согласно спискам (проскрипциям), которые подготавливал сам диктатор. В 79 г. до н. э. Сулла добровольно отказался от власти, но это уже не могло вернуть его к прежнему управлению. Начался длительный период гражданских войн в Римской республике.

Внешнее положение Римской империи

Между тем стабильному развитию империи угрожали не только внешние враги и честолюбивые политики, боровшиеся за власть. Периодически на территории республики вспыхивали восстания рабов. Самым крупным таким мятежом было выступление под предводительством фракийца Спартака, продолжавшееся почти три года (с 73 по 71 г. до н. э.). Восставших удалось разгромить лишь объединёнными усилиями трёх самых умелых полководцев Рима того времени - Марка Лициния Красса, Марка Лициния Лукулла и Гнея Помпея.

Позже Помпеи, прославившийся своими победами на Востоке над армянами и понтийским царём Митридатом VI, вступил в схватку за высшую власть в республике с другим известным военачальником - Гаем Юлием Цезарем. Цезарь с 58 по 49 г. до н. э. сумел захватить территории северных соседей Римской республики - галлов и даже осуществил первое вторжение на Британские острова. В 49 г. до н. э. Цезарь вступил в Рим, где был объявлен диктатором - военным правителем с неограниченны ми правами. В 46 г. до н. э. в битве при Фарсале (Греция) он разбил Помпея - своего главного соперника. А в 45 г. до н. э. в Испании, при Мунде, сокрушил последних явных политических противников - сыновей Помпея, Гнея младшего и Секста. Одновременно Цезарь сумел вступить в союз с египетской царицей Клеопатрой, фактически подчинив её огромную страну власти .

Однако в 44 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь был убит группой заговорщиков-республиканцев, во главе которых стояли Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин. Гражданские войны в республике продолжились. Теперь главными их участниками стали ближайшие сподвижники Цезаря - Марк Антоний и Гай Октавиан. Сначала они вместе уничтожили убийц Цезаря, а уже позднее вступили в борьбу друг с другом. Антония в ходе этого последнего этапа гражданских войн в Риме поддерживала египетская царица Клеопатра. Однако в 31 г. до н. э. в битве при мысе Акций флот Антония и Клеопатры был разгромлен кораблями Октавиана. Царица Египта и её союзник покончили жизнь самоубийством, а Октавиан, окончательно к Римской республике, стал неограниченным правителем гигантской державы, объединившей под своей властью почти всё Средиземноморье.

Октавиан, в 27 г. до н. э. принявший имя Август «благословенный», считается первым императором Римской империи, хотя сам этот титул в то время означал лишь верховного главнокомандующего, одержавшего значительную победу. Официально никто не отменял Римскую республику, и Август предпочитал именоваться принцепсом, т. е. первым среди сенаторов. И всё же при преемниках Октавиана республика стала всё больше и больше приобретать черты монархии, более близкой по своей организации к восточным деспоти-ческим государствам.

Своего наивысшего внешнеполитического могущества империя достигла при императоре Траяне, который в 117 г. н. э. завоевал часть земель самого сильного сильного противника Рима на востоке - Парфянской державы. Однако после смерти Траяна парфяне сумели вернуть захваченные территории и вскоре перешли в наступление. Уже при преемнике Траяна, императоре Адриане, империя была вынуждена прейти к оборонительной тактике, сооружая мощные защитные валы на своих границах.

Не только парфяне беспокоили Римскую державу; всё более частыми стали набеги варварских племён с севера и востока, в сражениях с которыми римская армия нередко терпела чувствительные поражения. Позже римские императоры даже разрешали отдельным группам варваров селиться на территории империи при условии, что они будут охранять границы от других враждебных племён.

В 284 г. римский император Диоклетиан произвёл важную реформу окончательно преобразовавшую бывшую Римскую республику в имперское государство. Отныне даже император стал именоваться по-другому - «доминус» («господин»), а при дворе вводился сложный ритуал, заимствованный у восточных владык Одновременно империя разделилась на две части - Восточную и Западную, во главе каждой из которых вставал особый правитель, получавший титул Августа. Ему помогал заместитель, называвшийся цезарем. Через некоторое время Август должен был передавать власть Цезарю, а сам удалиться в отставку. Эта более гибкая система, наряду с усовершенствованием управления провинциями, привела к тому, что это великое государство просуществовало ещё 200 лет.

В IV в. господствующей религией в империи стало христианство, что также способствовало упрочению внутреннего единства державы. С 394 г. христианство уже единственная разрешённая религия в империи. Однако если Восточная Римская империя оставалась достаточно прочным государством, то Западная слабела под ударами варваров. Несколько раз (410 и 455 гг.) варварские племена захватывали и разоряли Рим, а в 476 г. вождь германских наёмников Одоакр сверг последнего западного императора Ромула Августула и объявил себя правителем Италии.

И хотя Восточная Римская империя сохранилась как единая страна, а в 553 г. даже присоединила всю территорию Италии, всё же это было уже совершенно другое государство. Не случайно историки предпочитают называть его и рассматривают его судьбу отдельно от истории Древнего Рима .

Рим! Такое короткое слово, и такая удивительная, длинная, никем не превзойденная история. Город, создавший легенду о самом себе. Город, в который стремится всякий претендующий на образованность. Город, в который действительно ведут все дороги, ибо они здесь начинались. Начинались тогда, когда дорог в мире еще НЕ БЫЛО…

Город, который — стоит только побывать в нем — будет приходить к вам во сне, и звать, и не отпускать, и забирать все ваши мысли, как зрелая роскошная женщина, которая настолько знает себе цену, что даже не тратится на косметику. Зачем? Разве у нее есть соперницы? А если есть, значит, дело не в ней, а в вас: просто вы еще не умеете по-настоящему любить… Вы не научились отличать королевские, хотя и потускневшие, бриллианты от новомодной сверкающей бижутерии ювелирных лавчонок. Что же, чтобы полюбить, надо познать. И не раз…

Если пытаться кратко выразить сущность города, то Париж — это Елисейские поля с замыкающей их Триумфальной аркой, Лондон — это Темза и суровый Парламент с Большим Беном, Антверпен — каналы и картинно яркие, сказочные домики, а Рим — это История…

Возникновение Рима прозаично: спустились с гор пастухи, и понравился им холм Палатинский. Они и поселились. Чтобы спокойней было, построили стену: получился «квадратный Рим». Первыми богами были — Янус (двуликий бог «входа и выхода», начала и конца) и Сатурн — бог плодородия. Отсюда потом пойдут и знаменитые римские «сатурналии». А далее явился грек Эней, тот самый сын Венеры, что вместе с маленьким сыном Юлом спасся из пылавшей Трои да еще и парализованного папашу на спине прихватил… После долгих (как всегда у греков) путешествий и приключений высадился он с корабля в Латино и основал на Тибре город. Потомки его стали царями, а уже сестра одного из них родила Ромула и Рема. Дальше мы уже все знаем: в школе проходили, и вообще…

Героический Эней придал местному народу черты благородства (во всяком случае, на этом настаивает Вергилий в «Энеиде»), систему и власть царскую, которая и понравилась. Предполагают, что первые цари были — этруски. Когда сестра одного из них, свергнутого братом по имени Амулий, назначенная им быть жрицей — Рея Сильвия — родила близнецов, якобы от бога Марса, их по приказу «злодея Амулия» (вероятно, по неучености своей не верившего в зачатие от бога, а по жадности не желавшего делиться троном, — странный вообще-то был человек…) бросили в Тибр. Как полагалось обычаем: в просмоленной корзине. Корзину, конечно, прибило к берегу: сценарий, отработанный Моисеем еще со времен Египта. Под смоковницей их кормили дятел и волчица, а затем приютил и воспитал пастух Фаустул. Это были Ромул и Рем. На Палатине до сих пор сохранилась эта пещера… Волчицу потом изобразил этрусский мастер Валка, а благодарные потомки близнецов водрузили ее на высокий столб и поставили на Капитолии. Дальше — известно… Братья учредили город, посредством пропахивания борозды в форме квадрата. Произошло это 21 апреля 753 г. до н.э. И выбран был для этого действа холм Палатинский. Именно эту дату до сего дня ежегодно празднуют римляне…

Квадрат был поначалу небольшой, и Ромул убил Рема: места на двоих в городе явно не хватало (обыкновенная и, можно сказать, даже «типовая» история)… Подробно живописует жизнь великого города Тит Ливий во вполне научном труде «История

Рима». После семи царей, последний из которых, выражаясь современным сленгом, «достал» подданных, римляне учредили республику, за которую и боролись не жалея не только своего живота, но и чужого, в частности живота Цезаря… Кстати, фраза «И ты, Брут…» повторялась в истории дважды. Первый «правозащитник» из семейства Брутов, по имени Луций Юний, изгнал из Рима царя Тарквиния Гордого (510 г. до н.э.), из-за которого закололась несчастная Лукреция, ускользнув таким коварным образом от неминуемого грехопадения на ложе сластолюбивого тирана. Сюжет, многократно использованный в мировой живописи. Второй Брут — известный всем — был из этой же династии: как видно, яблоко от яблони… И всего-то прошло 450 лет, а вишь ты, помнил предка…

История республики, а затем и империи — это история побед римского оружия, история безудержного расширения Рима до самого края ойкумены. Самую большую территорию Рим приобрел во время правления Траяна, когда Средиземное море стало внутренним римским озером. Правда, большим… Вообще надо сказать, что война для римлян была естественной и непреходящей частью их жизни, притом главной. А изобретением века стала «римская когорта». Благодаря ей и побеждали. Рим изобрел первых профессиональных военных — легионеров. Они же стали и первыми в мире персональными пенсионерами — «ветераны» получали от республики не только содержание, но и надел земли. Желанный «собственный домик» и рыбалка на пенсии были мощным стимулом. Надежда на обеспеченную старость завоевывала мир! Если говорить об истории Рима «крупными мазками», то надо, конечно, упомянуть знаменитых «гусей», которые спасли защитников Капитолия в 388 г. до н.э. от галлов…

Затем следуют три Пунических войны, занявшие период с 264 по 201 г., а затем аж до 146 г. до н.э. Схватка длиной более 120 лет, запечатлевшаяся в умах всех землян именами Пирра, Ганнибала, Сципиона Африканского. Переходом через Альпы, слонами, которых научили убивать людей, и, наконец, разрушением Карфагена. Героическое было время, эпохальное: развилка цивилизаций… Куда пойдет мир? Оказалось — за Римом… Ганнибал покончил с собой…

Затем — присоединение Греции (168 г. до н.э.), что имело огромное значение для римской культуры, религиозных культов, театра, искусства фрески и даже однополого секса… 60 год — это правление триумвирата: Цезарь, Красс, Помпей. Красс умирает, Помпея побеждает Цезарь: на суше и на море. Цезаря убивают заговорщики 15 марта 44 г. Знаменитые «мартовские иды», как и было обещано великому Цезарю предсказателем («Бойся мартовских ид…»)… Заговорщиков разбивает приемный сын Цезаря — его племянник Октавиан вместе с будущим своим зятем Агриппой (тем самым, который Пантеон в Риме построил. Но уже после…). Октавиана провозглашают Августом Божественным. Начинается эра императоров. И будет их всего — 65…

Но история — очень коварная дама. Именно во времена величайшего подъема Рима уже закладывается его падение. Августу, который должен был принять титул «Божественного», на холме Капитолия, рядом с Табулярием, там, где сейчас стоит церковь Санта-Мария дей Аракоэли, Сивилла, больше часа неотрывно смотревшая в небо, неожиданно сказала: «…Сейчас на краю твоей империи родился Сын Божий — Спаситель мира… Поклонись ему». Август, еще не узнавший единобожия, поклонился и звание «Божественного» принимать не стал…

Так начинается история императорского Рима, первым императором которого стал Гай Октавиан — приемный сын Цезаря, получивший титул Августа, и заканчивается, по сути дела, на Константине Великом, императоре, который перенес столицу в новый город — Константинополь, увековечив себя, но предрешив этим закат Рима… При нем, при Константине, принявшем, кстати, христианство лишь на «смертном одре», государство разделяется на Восточную и Западную империи. Западная империя пала в 476 г., Восточная — Византия — продержалась еще почти 1000 лет… По этим же городам разделилось и самое мощное учение — христианство. Разделилось на ортодоксальное (православное) и католическое… Каждое возглавил первосвященник. Раскол расширялся. После 1054 г. процесс стал необратим, ибо папа римский, считавший себя наследником и владельцем кафедры самого апостола Петра, равно как и патриарх Константинопольский, в свою очередь, считавший сие римское величие самозванством, дружно, шумно и одновременно отлучают друг друга от Церкви. Все! То ли на роду так было написано, но многочисленные попытки воссоединения (включая пышный Собор во Флоренции в 1439 г.) так ни к чему и не привели…

Вообще в истории всегда есть что-то мистическое, предопределенное. Рим начался с Ромула, на Ромуле и закончился: 23 августа 476 г. германский полководец Одоакр низвергает последнего императора Западной империи — несовершеннолетнего еще Ромула. Эта история еще один раз повторилась на Габсбургах, правивших уже второй Священной Римской империей (так называемым «Первым рейхом»), династия которых началась в 1273 г. с Рудольфа и спустя 600 лет на Рудольфе же и закончилась… Как и было предсказано гадалкой!..

После падения Западной империи Рим становится заштатным городом: столица переносится в Равенну. Оттуда Римом, но уже государством, а не городом, правит король остготов Теодорих. Старательно правит, так, чтобы походить на истинного римлянина. Там и сейчас есть его мавзолей: местные жители «поработителя» чтут, даже спустя полторы тысячи лет… Такое заслужить надо…

А за 150 лет до этого Константин ушел в новый город, оставив стареющий Рим на попечение новой силы — христиан. Старшим в Риме стал римский епископ… Так, начиная с 755 г. Рим постепенно превращается в город пап.

Рим просуществовал папским городом более 1000 лет, до 1870 г., когда его, и то только со второй попытки, берет армия Гарибальди и Витторио Эмануэле, усиленная неизменно присутствующими в каждой революции французами, которых возглавляет их император — Наполеон III. «Гражданин папа» почему-то на войну против него обижается и добровольно (но упорно) считает себя арестованным и отсиживается в своем Ватикане: семьдесят лет отсиживается, пока в 1929 г. великий политик Муссолини не подписывает с ним Латеранские соглашения. Ватикан становится государством в государстве, папа — одновременно и светским, и духовным главой. Как и прежде… Такова реальность… Но вернемся к истокам.

Вообще христианство с самого начало было религией, способной постоять за себя, и это доказали все без исключения папы, которые при надобности и меч из-под рясы вынимали, чтобы отстоять свою уже не божественную, а вполне реальную светскую власть в так называемой «папской области», занимавшей практически всю среднюю Италию. И не только не отдать, но при случае и прирезать лакомый кусочек, которым являлись то герцогство Тосканское, то Сицилия, то Неаполитанское королевство, даже на Флоренцию покушались, но та ловко извернулась и сама завоевала Рим в лице сына Лоренцо Медичи (Джулиано), принявшего имя папы Льва X… (Кстати, досталась папам земля вполне легитимно и юридически четко: из рук Пипина Короткого, из династии Каролингов, в 756 г., так называемый «Пипинов дар».) Окончательно закрепил действо сие Карл Великий. Не исключено, что это повлияло на его «неожиданное» коронование папой в рождественскую ночь 800 г. Место это отмечено на полу собора Святого Петра круглой плитой красного цвета. (Можно и сегодня встать на него самолично и представить, как оно было…)

Однако и доставалось папам, а в их лице и Риму, тоже сполна: достаточно вспомнить разбой, который учинили сарацины Роберта Гвискара в 1084 г., или осаду Рима войсками Карла V Габсбурга, взявшего Рим и заставившего самого папу ночью бежать в Болонью. Правда, потом в этой самой Болонье смертельные враги и помирились, после чего папа Клемент VII короновал Карла императорской короной в огромном болонском соборе Святого Петрония, предварительно пошушукавшись с ним неделю с глазу на глаз… А для вящего удобства и конфиденциальности между их апартаментами даже прорубили дверь… И оставили наедине, без свидетелей и советников… Неисповедимы пути Господни…

А еще полутора столетиями раньше великий Рим сдался Владиславу Анжуйскому — королю Неаполя, не только отнявшему у папы всю папскую область, но и угрожавшему Флоренции. Неизвестно еще, как бы сложилась судьба Рима, ибо армия Владислава была сильной, а казна богатой, — не влюбись он без взаимности в дочь аптекаря в маленьком городке Перуджа. Однако эту крепость бравый король решился брать единолично… Чтобы спасти свою честь, девушке не оставалось ничего другого, как предложить ему перед началом кульминационного пункта свидания «любовный напиток», от которого он благополучно (правда, корчась ужасно и поминая всуе совместно имя Господа и аптекарши) через день скончался… Хорошее лекарство, видно, было, проверенное… Но папа поступка «избавительницы» по достоинству не оценил и в святые не возвел. А Рим, перенявший удивительное свойство у легендарной птицы Феникс, каждый раз не только быстро зализывал раны, но и еще более прихорашивался новыми дворцами, мостами или фонтанами, но чаще — церквами… Город, обреченный быть вечным! И он был им. Даже великий пожар 64 г., на который в безумном экстазе взирал Нерон, распевая песнь «Крушение Трои» и подыгрывая себе на кифаре, пошел ему в украшение. Рим отстроился уже не в дереве, но в камне. Не по его ли стопам пошел в 1812 г. «третий Рим», именуемый в просторечье Москвой?.. Помните, у Грибоедова: «Пожар пошел ей много к украшенью…»

На своем веку Рим перевидал немало гостей. Видел въезд в город в 1655 г. кортежа шведской королевы Кристины, отрекшейся от престола и принявшей католичество, чтобы жить в Риме. И жить красиво… Кстати, подбил ее на этот демарш некто Декарт, который считал, что «начало координат» находится в Риме. Вот вам и облагораживающее влияние науки… А может, и прав был. Он же и мужской костюмчик для «ученицы» пошил, в коем она и эпатировала на Пьяцца дель Пополо жителей Вечного города во главе со встречавшим ее папой, въехав сквозь перестроенные Микеланджело ворота верхом на коне и сидя в седле по-мужски. Эпатаж растянулся на всю жизнь…

А еще раньше, во времена диктаторства Цезаря, город видел въезд царицы Египта Клеопатры. Ну это было просто на уровне сегодняшнего бразильского карнавала… А сколько Рим видел «триумфов», когда в течение нескольких дней сквозь форум везли и военную добычу, и самого триумфатора в золотой бочке-колеснице: при этом бежавший впереди раб кричал: «Смотри назад…» Но все превзошел великий триумф сына императора Веспасиана — Тита, покорившего Иерусалим и разрушившего не Иерусалимский храм, нет, разрушившего всю старую жизнь на земле, ибо с приходом в Рим иудейских рабов Европа перешла в новую эру, в христианство. Именно плененные иудеи, успевшие у себя на родине поверить в Мессию, принесли ее в своих головах и сердцах… И это была уже другая мораль и другая жизнь. Хотя не все и не сразу это заметили… Рим разрушил не меч, Рим пал от идеи… Но на обломках этой цивилизации (или, как мы говорим, — античности) возникла новая христианская Европа. Которая живет и сегодня. А папы стали прекрасными преемниками цезарей. И правили зачастую искусней…

Всего в истории Рима было 264 папы, если первым считать высадившегося в 42 г. н.э. на берег Италии апостола Петра, а 264-м почившего недавно Иоанна Павла II. Как бы разные люди ни относились к религии, необходимо признать, что папы не просто владели Римом, не просто правили им, они его любили… Именно папы превратили Рим в тот чарующий Вечный город, которым мы любуемся сегодня. Каждый стремился украсить его, создать нечто необычайное, что внесет его имя в историю, эдакую «изюминку». Кто египетские обелиски по всему городу водружал, кто невиданные по красоте соборы ставил, кто новые улицы прокладывал… Особенно интенсивно «процесс пошел», начиная с Николая V (1447-1455). Вернувшийся из «Авиньонского пленения», продолжавшегося на протяжении правления восьми пап, с 1303 по 1377 г., Григорий XI нашел город и церкви в крайнем запустении. Но понадобилась смена еще шести пап, пока Николай с помощью Браманте не начал разрушать старый, построенный еще при Константине и отстоявший тысячу лет собор Святого Петра (за это Браманте впоследствии получил прозвище «Маэстро-разрушитель»), чтобы создать тот величайший Храм, над которым трудились самые знаменитые художники: Фра Джоконде, Рафаэль, два из целой плеяды семьи Сангалло (Джулиано и Антонио- младший Сангало), Микеланджело, Доменико Фонтана, Карло Мадерна и, наконец, Джанлоренцо Бернини, который завершил внутреннюю отделку великолепным киворием, встроил в алтарь древнюю деревянную кафедру апостола Петра и оформил площадь своей знаменитой четырехрядной колоннадой.

Это список гигантов, но так же велики и заказчики, которые приглашали их и находили немалые средства для строительства. При этом папы никогда не покушались на дохристианское прошлое, наоборот, они старались его сохранить. Это стараниями Бенедикта XIV в 1750 г. Колизей был освящен как место мученичества первых христиан и прекращено его разрушение. И защищали Рим тоже папы. Грозный Аттила не вошел в город, остановленный вышедшим ему навстречу всего одним человеком. Это был папа Лев Великий, сказавший Аттиле, что оборонять город будут сами апостолы Петр и Павел. Аттила устрашился (или, может, наоборот, сподобился благодати какой) и в город не вошел, а повернул вспять… Правда, выкуп из рук папских все-таки взял, и немалый… История говорит, что суеверный Аттила убоялся участи взявшего за пятьдесят лет до него Рим короля визиготов — Алариха, который сразу после этого умер… Вождь страшных и внешне, и в бою гуннов, прозванный античным миром «Бич божий», хотел пожить…

Добавить себе закладку на эту станицу: