Муниципальное учреждение дополнительного образования -

Центр внешкольной работы

г. Маркса Саратовской области

План - конспект занятия

объединение «Фантазёры»

Руководитель : педагог дополнительного образования

Тема занятия: «Природа и фантазия».

Составитель: педагог

дополнительного образования I квалификационной категории

Гриценко Галина Анатольевна

Тема занятия: «Природа и фантазия».

Цель занятия: развитие и сохранение интереса у детей к изготовлению поделок из природного материала, развитие творческих и индивидуальных способностей, приобретение практических навыков ручного труда, использование их в жизни.

Задачи занятия:

-образовательные: сообщение познавательных сведений; продемонстрировать знания и умения обучающихся; приобретение и закрепление навыков по изготовлению аппликации из природного материала; научить оформлять готовые работы;

-развивающие: развивать творческие способности детей, упорство в достижении цели, мелкую моторику рук, внимание, умение контролировать свои движения, фантазию, эстетический вкус, воображение, память, сообразительность;

-воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство коллективизма, желание принимать участие в коллективном творчестве, взаимопонимание, уважительное отношение к товарищам, экономное и бережное отношение к материалам, аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение познавательных сведений, повторение и закрепление имеющихся знаний, применение знаний, умений и навыков на практике, урок- упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные, наглядные, практические; занятие с использованием фантазии, занятие-путешествие, метод игры.

Оборудование : образцы аппликаций, природный материал, картон, клей, ножницы, простые карандаши.

План занятия:

1.Организационный момент:

Приветствие;

Подготовка учащихся к работе на занятие;

Настрой на работу.

2. Основная часть:

Сообщение познавательных сведений.

- повторение пройденного материала, необходимого для работы.

3. Практическая часть:

Практическая работа: выполнение занимательного задания – изготовление аппликации из природного материала;

- физминутка для глаз и рук.

4. Заключительная часть:

- подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент: приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к занятию, правила поведения на занятие, подготовка необходимого материала для работы.

2. Основная часть:

- сообщение познавательных сведений:

Здравствуйте, ребята и гости!

Наше занятие, сегодня, будет не простое. Мы с вами сегодня будем путешествовать. А после путешествия цель нашей работы – изготовление аппликации из природного материала. Тема нашего занятия: «Природа и фантазия».

Вереницею недель, как велит природа,

Кружит время-карусель временами года.

По листкам календаря ходят друг за другом

С января до декабря месяцы по кругу.

Вслед за осенью – зима, за весною – лето.

Там уж осень, чтоб опять зимушка настала…

Карусель свою вращать время не устало.

В календарном том ряду сменит братец братца.

Сколько месяцев в году? Правильно, двенадцать.

Ребята, мы все знаем, что существует четыре времени года. И каждое время года отличается друг от друга, каждое имеет свои приметы, свои особенности. Сегодня мы будем путешествовать по временам года.

Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Зима.

Наступили холода. Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Дел у меня немало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю

Белю поля, дома зовут меня… (зима).

Ребята, расскажите об основных приметах зимы (обучающиеся отвечают, педагог помогает с ответами).

Стали дни короче, солнце светит мало,

Вот пришли морозы, и зима настала.

Ребята, послушайте стихотворение, в котором отражены все приметы зимы, о которых мы сейчас говорили.

Зима приходит ненароком, по всем статьям беря свое.

Она должна уж быть по срокам, а вот, поди ж ты, – нет ее!

И вдруг, однажды, спозаранку, взглянув в оконное стекло

И видишь «скатерть-самобранку» – везде, вокруг, белым-бело…

Льдом закована река в крепкие оковы,

И пришел издалека к нам мороз суровый.

Почернели до весны ветки дубов, кленов,

Лишь у ели и сосны цвет зимой зеленый.

Спят еноты и медведи, спят ежи, а их соседи -

Волк, зайчишка и лиса ищут пищу по лесам.

Земля окутана хрустальной пеленою,

В сугробы белые ныряет детвора,

Коньки наточены, и лыжи предо мною,

Метель закончилась, и в лес давно пора.

Полно на улице веселого народу!

Зима-проказница зовет в снежки играть!

Ну, как не совестно в морозную погоду

Уроков школьникам так много задавать?!

Весна.

Я раскрываю почки в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна. Зовут меня… (весна).

Мы сегодня рано встали, нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла… (весна)!

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Ребята, расскажите об основных приметах весны (обучающиеся отвечают, педагог помогает с ответами).

Ребята, послушайте стихотворение, в котором отражены все приметы весны, о которых мы сейчас говорили.

Вот пришла весна неспешно, не до сна теперь, конечно,

Мишке, ежику, еноту - нужно браться за работу.

И готовить к лету норки, на прогревшемся пригорке.

За окном звенят капели, первоцветы зацвели.

С юга прибыли в апреле утки, гуси, журавли.

Оживился дом – пенек посреди лесной опушки -

Вылез из него жучок, муравей, паук, две мушки.

Появляется трава, распускается листва.

Оживает вся природа, прыгает лягушка в воду,

Начинает громко квакать: «Ква-ква-ква-квакая слякоть!»

Прилетел скворец в скворечник, обживается успешно

И вполне уже готов к маю вывести птенцов.

Ближе к середине года, лета ждет уже природа!

Лучи весенние всю землю отогрели, повсюду буйствует зеленая трава.

И разливаются над нами птичьи трели, и светит солнце, и кружится голова!

Манит в объятия волшебница-природа! Гляжу на улицу, и хочется гулять…

Ну, как не совестно в хорошую погоду уроки нам, несчастным детям, задавать?!

Лето.

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, купаться приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я… (лето).

Солнце печет, липа цветёт

Рожь колосится, золотая пшеница.

Кто знает, кто знает, когда это бывает?

Ребята, расскажите об основных приметах лета (обучающиеся отвечают, педагог помогает с ответами).

Ребята, послушайте стихотворение, в котором отражены все приметы лета, о которых мы сейчас говорили.

Вот и лето подоспело, зеленью леса одело.

Выросли грибы в бору, вон - лисичек россыпь!

Комары звенят в жару и летают осы.

В лесу - звериный детский сад: в семье ежей найдем ежат,

В берлоге - бурых медвежат, под елкой - сереньких зайчат.

У птичек - птичий детский сад, у них птенцы в гнезде пищат,

И полон клюв забот у птиц - у дятлов, зябликов, синиц.

Несет зайчишка две морковки, и много травки у коровки.

А в тине у пруда кишат семейки шустрых лягушат.

Ой, выросли в лесу - гляди-ка! Смородина и ежевика!

Мы в лес ведем в июле деток, чтоб собирать малинку с веток.

На градуснике двадцать восемь, но все ж не за горами осень!

Осень.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я… (осень).

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

Что там шепчут листья? Подойдем и спросим.

Листья отвечают: осень, осень, осень.

Ребята, расскажите об основных приметах осени (обучающиеся отвечают, педагог помогает с ответами).

Ребята, послушайте стихотворение, в котором отражены все приметы осени, о которых мы сейчас говорили.

Вот и наступила осень, яблок у нее попросим.

Повезло нам с урожаем - три корзины набираем!

Летом был зеленый двор, посмотри-ка, в октябре

Стал цветным, как светофор! Очень много во дворе

Листьев тополя и клена, красных, желтых и зеленых.

Птичьи стаи в октябре полетели к югу,

Там тепло, там, в декабре не закружит вьюга.

А жучок и паучок присмотрели дом-пенек,

Или выбрали сосну, приготовились ко сну.

Кушает мишутка много, чтобы толстым лечь в берлогу.

И еще зверек енот зиму в спячке проведет.

Белке не страшны морозы - у нее пушистый мех.

Белочка в дупле березы припасет лесной орех.

В ноябре снежинки-мушки с неба полетели.

Всем понятно на опушке - на носу метели!

Осенний дождик барабанит мне в окошко, у школы лужи и опавшая листва.

И тучи серые, и мокрая дорожка, и всюду грязь, и заболела голова…

Льет слезы горести печальная природа. Тоскливо на сердце, и хочется поспать.

Ну, как не совестно в ненастную погоду уроков школьникам так много задавать?!

Вот такое путешествие совершили мы по временам года.

- повторение пройденного материала, необходимого для работы.

Но прежде чем приступить к изготовлению аппликации из природного материала, давайте вспомним, что мы уже узнали на наших занятиях.

1.Правила безопасной работы с инструментами, которые используем на занятиях.

Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.

И в каждом деле соблюдать законы безопасности.

Для ножниц есть закон простой: ты для начала их закрой.

И лезвиями от себя всегда клади, себя щадя.

Подруге захочешь ты их передать, колечки вперед не забудь ей подать.

2. Повторение теоретического материала, необходимого для работы.

3. Практическая часть:

Практическая работа: выполнение занимательного задания – изготовление аппликации из природного материала.

Ребята, берем необходимый материал и инструменты, приступаем к работе. Обучающиеся выполняют практическое задание, педагог помогает индивидуально.

- физминутка для глаз и рук.

Упражнения для рук, двигательного аппарата: круговые вращения кистей рук, «Моя семья», «Замок», «Гости».

Физминутка для глаз:

1. Расслабляем глаза – частое моргание без всякого напряжения.

2. Движения зрачков вниз - вверх, влево - вправо, из угла в угол, по кругу.

3. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, открыть глаза

4. Сосредоточение на кончике носа. Это считается в йоге одним из самых полезных для глаз.

5. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение).

После физминутки продолжение практической работы.

4. Заключительная часть:

- подведение итогов занятия.

В конце занятия подводятся итоги работы. Отметить хорошо работающих, общие замечания по занятию.

Ребята, как вы думаете, справились вы со своей задачей? А что вам больше всего понравилось на занятие?

Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.

До свидание! Всем удачи и хорошего настроения!

План – конспект занятия

внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Королевство творчества».

Класс 1 «А»

Учитель Дмитриева М.В.

Тема: «Красота вокруг нас (сбор природного материала)».

Форма занятия: экскурсия.

Цели:

1.Создать условия для закрепления знаний природного материала для поделок, формирования знаний правил сбора природного материала -листьев, умений собирать осенние листья для поделок, пополнения и активизации словаря.

2.Способствовать развитию слухового восприятия, наблюдательности, внимания, мышления, восприятия,

Развитию устной речи на основе умения отвечать на вопросы, составления простых предложений.

3. Способствовать формированию мотивации к учению, воспитывать бережное отношение к природе.

Формируемые УУД:

Личностные: мотивация учебной деятельности (чебно – познавательный интерес к деятельности), рефлексивно само оценивать свою деятельность, успешность на уроке; настроиться на работу.

Регулятивные: определять цель деятельности (с помощью учителя), принимать, сохранять и решать учебную задачу, осуществлять контроль, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, классифицировать предметы по заданным параметрам, уметь определять практическое значение выполненной деятельности, уметь определять внешние признаки предметов и соотносить их с необходимыми параметрами, развивать эстетический вкус.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; осмысленно воспринимать устную речь; при восприятии заданий – выполнять их.

Оборудование:

1. Карточки для индивидуальной и дифференцированной работы.

2. Муляжи овощей в мешочке.

3. Таблички со словарём по темам: овощи и фрукты, цвета, геометрические фигуры, размер, названия уроков, что будем делать, что делали.

4. Мультимедийная презентация с заданиями, зарядкой для глаз, физ. минуткой.

5.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер.

СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный

1)Организация внимания.

2)Эмоциональный настрой.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Организационные фразы на слух.

Что будем делать?

Спросите меня.

Будем заниматься, внимательно слушать, выполнять задания, играть.

Повторение правил поведения во время экскурсии.

* по улице надо идти спокойно, не толкаться;

* во время наблюдения становиться так, чтобы всем было видно;

* слушать внимательно;

* беречь природу;

* выбираем контролёра. Он будет следить за охраной природы.

П/п приём - упражнение ««Солнышко»:».

Посмотрите, как хорошо на улице!

Вдохните. Какой воздух! (Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вздохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальчиков рук и заканчивая пальцами ног без напряжения. Задержали дыхание – «тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.)

Как светит солнышко зимой?

(Пальцы собираются в щепотку).

Как светит солнышко весной?

(Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты).

Как светит солнышко летом?

(Широко растопырить пальцы, хорошо растягивая все мышцы

Ладони).

Улыбнитесь солнышку, а теперь друг другу.

Дети выходят на пришкольный участок, взяв с собой тетради для сбора листьев.

Воспринимают фразы на слух и слухо-зрительно, повторяют их, дают ответы на вопросы.

Личностные: настроиться на работу, организация деятельности.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, отвечать на поставленный вопрос;

Регулятивные: принимать и решать учебную задачу,

2. Актуализация знаний.

- Какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц?

Назовите осенние месяцы.

Осенью можно собрать много природного материала для поделок.

Задание: выбрать на картинке из различных материалов для поделок природный материал и назвать его.

Отвечают на вопросы (слабые

уч- ся с опорой на словарь).

Все выбирают природный материал. Олег называет его, остальные повторяют 9проговаривают с дактилем)

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, отвечать на поставленные вопросы. Регулятивные: принимать и решать учебную задачу.

Познавательные: уметь классифи-цировать предметы по заданным параметрам.

3. Подготовительный.

Постановка темы и цели урока.

Упражнение на развитие внимания.

Найдите на рисунке все листья и сосчитайте их.

Сообщение темы.

- Как вы думаете, какая тема урока?

Что будем делать на уроке?

Тема урока «Осенние листья для поделок».

Будем собирать листья для поделок.

Выполняют задание.

Олег называет, с какого дерева листья.

Высказывают предположение темы урока. Отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

4. Основной этап.

1) Формирова-ние знаний.

    Физ. минутка

2)Практичес-кая часть.

Ознакомление детей с правилами сбора осенних листьев.

Прежде чем собирать листья, познакомьтесь с правилами их сбора.

1. Собирать только опавшие листья.

2.Проверить качество листьев:

    Целые

    Без тёмных пятен

    Красивые по форме и цвету.

3. Листья надо положить между страницами тетради.

4.Дома листья нужно переложить газетами и поставить под пресс.

Учитель показывает примеры качественных и некачественных листьев.

Подвижная игра «Лес». Учитель предлагает детям изобразить движениями, как реагирует дерево на:

* лёгкий тёплый ветерок;

* ураган;

* мощные холодные порывы ветра;

* ливень;

* палящее солнце;

* мороз.

1.Учитель предлагает детям собрать красивые опавшие листья для поделок.

2.Осуществление контроля качества собираемых листьев.

Воспринимают объяснения учителя.

Участвуют в игре.

Дети расходятся участку, собираю листья, проверяют друг у друга качество собранных листьев.

Коммуникативные:

Личностные: учебно – познавательный интерес к заданию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: принимать, сохранять и решать учебную задачу,

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: уметь определять внешние признаки предметов и соотносить их с необходимыми параметрами, развивать эстетический вкус.

5. Этап подведения итогов.

1.Опрос - итог ».

Что делали на уроке?

Практическое использование:

Для чего собирали листья?

2.Оценка деятельности.

Вы справились с заданием?

Как работали на уроке: хорошо или плохо?

3.Рефлексия .

Вам понравилось занятие?

Учащиеся встают в круг. Выполняют упражнение «Цвет моего настроения»

Окончание занятия: организационные фразы на слух.

Учитель благодарит детей:

Спасибо за урок .

С помощью учителя осуществляют оценку деятельности на уроке.

Соотносят своё отношение к уроку с условными обозначениями и изображают их.

Воспринимают фразы на слух, осмысливают их. При необходимости отвечают.

Коммуникативные: уметь отвечать на вопросы, оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: уметь определять практическое значение выполненной деятельности.

Личностные: подведение итога урока, самооценка деятельности и успешности на уроке.

Методика проведения занятий во внеурочной деятельности по декоративному творчеству.

Основной целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство.

Помимо занятий творческой деятельностью на уроках изобразительного искусства, в нынешнее время, в рамках Федерального государственного стандарта введены занятия по внеурочной деятельности. Анализ школьных программ по изобразительному искусству и технологии показал, что ознакомление школьников с декоративным творчеством предусмотрено не всеми программами. Углублённое изучение основ декоративного школьниками чаще всего осуществляется не на уроке, а во внеурочной и внешкольной деятельности. В начальной школе выделен блок часов для занятия творческими предметами, каждая школа на свое усмотрение осуществляет выбор направленности внеурочных мероприятий. В нашей школе с 1-го по 4-й класс один раз в неделю проводятся занятия по декоративному творчеству.

Занятия по внеурочной деятельности придерживаются тех же целей и задач, что и учебные занятия, в то же время позволяют более шире и глубже изучить материал, выйти за традиционные учебные рамки. С учетом того что, на уроках учитель обязан работать по предусмотренной школой программе, на внеурочной деятельности, программа составляется с учетом склонностей и интересов учащихся. Конечно, это совсем не означает, что педагог должен в своей работе руководствоваться только желаниями детей. Здесь берется во внимание, уровень подготовленности учащихся и возможность реализации того или иного курса (материальное обеспечение кабинета). В своей работе у педагога появляется возможность реализовать весь свой творческий потенциал.

Занятия по внеурочной деятельности «Декоративное творчество» посещают только те дети, которых привлекает эстетическая направленность. В первом классе, занятия посещают до 100% учащихся, к четвертому классу число учащихся опускается до 40%. Связанно это с вовлеченностью детей в кружки и занятия другой направленности. Падение процента посещаемости в данном случае положительно сказывается на результатах, оставшихся обучающихся, т.к. дает возможность индивидуального подхода к обучению.

Занятия на внеурочной деятельности содержит в себе такие важные задачи, как:

    углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных учащимися на классных занятиях изобразительным искусством;

    приобщение детей к новым видам работы в области изобразительного искусства;

    развитие эстетического восприятия предметов, явлений окружающего мира и эмоционального отношения к ним;

    формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

    развитие цветового зрения, художественно – образной памяти, творческой активности, художественных способностей, воображения и фантазии;

    обучение практическим умениям и навыкам работы красками, ознакомление с теоретическими основами декоративного творчества.

    ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Занятия по декоративному творчеству позволяют усилить эффективность эстетического воспитания школьников, расширив их культурного и интеллектуальный кругозор.

Маленькие дети с большим удовольствием рисуют, и если их вовлечь в творческую жизнь с раннего возраста, то увлечение изобразительным искусством может продолжиться и в старших классах, т. е. главный аспект внеурочной деятельности - профориентация. Чаще говорится о профориентации на технические профессии. Однако в области искусства она также необходима.

У детей младшего школьного возраста личностная ориентация направленна на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них наиболее актуальной является игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям младших школьников. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы.

Выполняя в полном объёме задачи, в данной образовательной области, педагоги могут успешно добиваться реализации основополагающей цели начального образования - развитие личности ребенка. Декоративное творчество влияет на целостность восприятия ребенком окружающего мира.

Нравственно – эстетическое воспитание ребенка я валяется важным элементом воспитания ребенка. Эмоционально-чувственной восприятие наиболее развито у детей младшего школьного возраста, что является залогом дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности осознания в себя, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям.

На занятия декоративным творчеством необходимо показать учащемуся взаимосвязь искусства с его личным мироощущением. Поэтому важным звеном в процессе обучения являются местные особенности национальной культуры: промыслы и ремесла.

Таким образом, можно решить проблему приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественном примере его родного края.

Педагогу необходимо в своей работе учитывать возрастные особенности школьников и на занятиях по декоративному творчеству использовать в большей степени активно-творческие методы, и в меньшей - методы словесно-информативные.

Еще одной важной задачей образовательной области «Искусство» является направленность на гармонизацию абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только включается в учебную деятельность.

Занятия декоративным творчеством снимают с учащихся нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, способствуя сохранению их здоровья.

Медведева Лариса Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ
Населённый пункт: п.Октябрьский Балашовский район Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок технологии "Работа с природным материалом. Изготовление композиции по сказкам"
Дата публикации: 13.12.2015
Раздел: начальное образование

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Октябрьский Балашовского района Саратовской области Конспект урока по технологии тема:
«Работа с природным материалом.

Изготовление композиций по сказкам

4 класс

УМК «Гармония»

(учебник Конышева Н.М.)

Учитель начальных классов

Медведева Лариса Алексеевна

Цель:
Продолжить работу над развитием у учащихся творческих способностей, фантазии, выдумки -учить работать коллективно, самостоятельно распределять обязанности -вспомнить правила безопасности при работе с шилом, ножницами
Задачи
: Закрепление и углубление представлений о взаимосвязи реальности и фантазии в изделиях человека. Формирование представлений о приемах стилизации природных форм в декоративно-художественных изделиях. Совершенствование приемов обработки природного материала. Развитие образного мышления, творческого воображения, фантазии. Расширение приемов творческого экспериментирования. Воспитание уважительного отношения к природе, трудолюбия, аккуратности. Воспитание интереса к окружающему миру. Оборудование: Учебник Н.М.Конышевой 4 класс, мультимедийная система, презентация. Жёлуди, каштаны, шишки, ветки растений, семена, пластилин, шило, ножницы, салфетки, досточки, скрипичный ключ
Ход урока

1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжим работать с природным материалом. А тема нашего урока «Изготовление композиций по сказкам». (Слайд). На уроке вы проявите свою фантазию, выдумку, покажете умение работать сообща и самостоятельно. В своей работе вы будете использовать природный материал, который постарались заготовить на прошлых уроках. Если в прошлом году мы с вами внимательно разглядывали засушенные листья, шишки, желуди, угадывали, кто в них «спрятан», и с помощью своей фантазии превращали эти природные материалы в различных животных, теперь попробуем выполнить более сложную работу: сами
создадим,

сочиним
композиции. На нашем уроке мы используем элементы игры «Что? Где? Когда?» Мы уже разбились на 3 команды –бригады. Каждая команда должна выбрать капитана.(Капитаны выходят, им вручается отличительный знак «мудрая сова»)
2. Сообщение новых технико-технологических данных.
-Что относится к природному материалу? (Слайд) - Как правильно вести себя во время сбора природного материала? (Слайд) При сборе природного материала нельзя наносить вред природе, нужно собирать только сухие и опавшие плоды и ветки.
Шишки и хвоя

Плоды хвойных деревьев - шишки - прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать. Собирать шишки желательно на влажной почве, чтобы дольше сохраняли форму. Хвоя. Для поделки игрушек, например ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. В работе лучше использовать зеленую хвою.
Орехи и каштаны
При изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки. Лесные орехи используют в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков (например, «веселый человечек»), животных (голова петушка, зайца и т. д.). Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.
Жёлуди
Плоды дуба - желуди бывают разной формы и величины. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку - из маленького, круглого
Ветки и корни
Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. Необходимо постоянно помнить, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки. Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных или части их тела. Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью.
Листья
Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок Листья можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.
Семена
Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например, семена клена, ясеня. Они известны как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью.
3. Анализ образца.
- Отгадайте загадки и узнаете, к каким сказкам будем выполнять композиции. Просто по дороге шла И копеечку нашла,
Самовар себе купила, Чаем всех жуков поила. Кто хозяйка-молодуха? Это - (Муха –цокотуха). Вот вам моё определение: Старик во время наводнения Зайчишек вызволял старательно. Вы можете назвать спасателя? (Дед Мазай) Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали? (Репка) - Что такое композиция? (Сценка с несколькими действующими героями) Как вы понимаете: создать, композицию к сказке? (Сначала нужно вспомнить сказку, её героев, затем подобрать материал и выполнить задуманное.) - Какие сказки вы знаете? На уроках внеклассного чтения мы говорили о них Перед вами рисунки из некоторых сказок. (Слайд) Конечно, даже самые фантастические творения человека имеют в своей первооснове образы природы, и чем внимательнее ее рассматривать, тем интереснее получатся произведения. Поэтому создавая свои образы сказочных героев (зверей, насекомых, людей), постарайтесь вспомнить сюжет сказок, особенности их поведения, можно соединить в одном образе несколько наиболее интересных деталей.
4. Планирование работы
- Ваши капитаны должны выбрать задание для команды. (Вращается волчок, капитаны читают задания в своих конвертах) КОНВЕРТ 1 1 Назвать технику безопасности при работе с шилом 2 Изготовить композицию к сказке «Репка» КОНВЕРТ 2 1 Техника безопасности при работе с ножницами 2 Изготовить композицию к сказке «Муха –цокотуха» КОНВЕРТ 3 1 Правила работы с пластилином 2 Изготовить композицию к сказке «Дед Мазай и зайцы» (Дети отвечают на вопросы по технике безопасности) (Слайд)
5. Поэтапное выполнение работы
- Вместе с капитанами правильно распределите обязанности между собой.

Технологическая карта
(Слайд) Выбрать композицию к сказке Взять нужный материал Подобрать необходимые инструменты Произвести первичную подборку деталей Выполнить необходимую работу по изготовлению детали Разместить на коре, ветках, листе картона. Аккуратно прикрепить детали, красиво оформить работу Подготовить свою композицию к выставке. -При работе помогайте друг другу. Не забывайте соблюдать правила безопасности. - Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, какой будет ваша композиция. Прежде, чем приступим к работе, проведём физминутку.
Физминутка

6. Самостоятельная работа.
Выполнение работы согласно задуманному проекту. Индивидуальная помощь. (В процессе урока крутится барабан и останавливается на скрипичном ключе - это означает музыкальная пауза.
Физминутка
(Дети выполняют под музыку)
7. Итог работы.
Анализ изготовленных поделок. -Удалось ли вам передать образ сказочных героев? -Какие средства выразительности вы использовали в своей работе?- Предлагаю ваши поделки перенести в выставочный зал. Пусть наши гости подойдут и посмотрят работы, а на переменах пригласите друзей для осмотра экспонатов. Итог урока. Оценивание работ.
Литература
Учебник Конышевой Н.М. 4 класс 2009 г Степанов В.В. Сказочные загадки для малышей. М., 2007. Перевертень Г.И. Поделки своими руками М.2007 Перевертень Г.И. Самоделки из природного материала М 1985
Описание работы

Медведева Лариса Алексеевна Балашовский район МОУ СОШ п.Октябрьский Начальные классы УМК «Гармония» 4 класс Тема «Работа с природным материалом. Изготовление композиций по сказкам»

Наталия Баринова

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в системе осуществления экологического воспитания»

Тема : «Чудесные превращения »

(поделки из природных материалов )

Цели : создание социальной ситуации развития в процессе нравственного и патриотического воспитания в системе осуществления экологического воспитания.

Задачи :

Развивать мышление, внимание, речь, мелкую моторику рук;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе , вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях;

Дать представление о природном материале и его разнообразии , возможностях использования на занятиях по конструированию ;

Умения и навыки при работе с хрупким природным материалом , семенами растений, с пластилином, используя его в качестве крепления природного материала к основе ;

Учить сравнивать натуральные предметы с их изображениями, учить видеть глубину природы . Развивать у детей творческое воображение, чувство эстетики, ритма, цвета, умение работать точно и аккуратно. Развивать способность в ворохе сухих листьев увидеть необычные образы.

Раздаточный материал : засушенные листья, веточки, семена растений, горох, фасоль, пластилин, подносы для работы с пластилином, карандаш, ножницы, лист картона, салфетка.

Зрительный ряд : сказочный герой – лесная Фея, загадки, готовая работа.

Предварительная работа : беседа об осени, рассматривание иллюстраций на тему «Осень» , чтение художественной литературы

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Вступительная беседа

Воспитатель : Ребята, какое время года наступило? (Осень) . Какое время года было перед осенью? (Лето) А давайте сейчас представим, что вернулось лето. Воспитатель просит детей закрыть глаза.

2. Упражнение на релаксацию

Светит солнышко, жарко. По тропинке мы спешим в лес, чтобы почувствовать прохладу. Птицы поют, стрекочут кузнечики. Всюду грибы, ягоды. Белка прыгает с дерева на дерево, стучит весёлый дятел, около пня еж фырчит. Всем весело! А на пне сидит… Кто бы вы думали? (Дети открывают глаза) (кукла – осенняя Фея)

Это волшебница леса, Фея! Ей очень хочется познакомиться с вами поближе. И для знакомства Фея хочет вас испытать.

II. Основная часть занятия

1. Отгадайте загадки (картинки с изображением отгадок)

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)

Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла.

Здесь скворцы, дрозды снуют, и, галдя, его клюют. (Рябина)

Стоит Антошка на одной ножке (Гриб)

Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

Золотые монетки падают с ветки (Осенние листья)

Хоть он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупку.

Заглянешь в серединку – увидишь сердцевинку.

Из плодов он тверже всех, называется… (орех)

– Молодцы, первое испытание выдержали.

– А сможете ли вы преодолеть второе испытание, приготовленное Феей?

2. Игра «Волшебный мешочек»

Угадайте на ощупь содержимое мешочка (в нем желуди, шишки, овощи, ракушки, камешки и т. п.)

3. Беседа «Берегите природу »

– Как назвать одним словом все, что мы достали из мешочка? (природный материал )

Природа богата и щедра . И мы с вами, пользуясь всеми ее богатствами, должны беречь природу , заботиться о ней. А что значит беречь природу ? Вам нужна природа ? Чем мы можем помочь ей, как сохранить природу ?

4. А теперь главное испытание Феи – выполнить композицию из природного материала .

Дети рассматривают разложенные на столе осенние листочки и семена, описали их «красивыми» словами, обратили внимание на различную форму, цвет, размер осенних листьев. Воспитатель показывает варианты картин с простыми сюжетами. Объясняет особенности изготовления необычных картин . Дети самостоятельно выбирают материал и составляют картины по замыслу. Педагог помогает определиться с цветом и форматом фона, предлагает экспериментировать, прикладывая листочки разного цвета к выбранному фону и сравнивая цветосочетания.

III. Физкультминутка

Мы листочки осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

IV. Заключительная часть занятия

Лесная Фея очень довольна вашими работами. Хотите подарить лучшие работы нашему гостю в музей?


Картины из листочков помещаются на выставку. Во второй половине дня проводится экскурсия в «музей лесной Феи» , где дети рассказывают о понравившихся работах.


Публикации по теме:

Цель: Включить детей и родителей в творческий процесс, который позволит им лучше понять друг друга, стать ближе друг к другу. Задачи:.

Имея различные природные материалы, можно весело и с пользой провести время со своим ребенком. Причем основную работу должен выполнять ребенок,.

«Дары Осени». Конкурс поделок из природных материалов. Людмила Вологдина «Дары осени». Конкурс поделок из природных материалов. В нашей.

Конспект интегрированного занятия «Чудесные превращения воды» Конспект интегрированного занятия «Чудесные превращения воды» Возрастная группа: средняя Количество детей: 7 Цель: Формирование упорядоченных.