Феноменологический метод принято относить сегодня к группе качественных методов исследования, разработка которых очень активно ведется в последние десятилетия в психологии. Вопрос о научном статусе этого метода и валидности данных, получаемых с его помощью, остается, по-прежнему, дискуссионным - как и общий вопрос о статусе и валидности качественных исследований в психологии (Giorgi , 1986; Квале , 2003; и др.). Тем не менее, к феноменологическому методу так или иначе обращаются сегодня представители самых различных направлений в психологии, не говоря уже о традиционном его использовании в гештальт-психологии, экзистенциальной, гуманистической и собственно феноменологической.

Существуют несколько вариантов этого метода, несущественно отличающихся друг от друга (van Kaam , 1969; Collaizzi , 1978; Giorgi, 1975), среди которых наиболее известным является вариант, предложенный А.Джорджи. В целом этот метод естественно представляет собой разновидность феноменологического метода, предложенного .

Целью феноменологически ориентированного исследования в психологии является получение ясных, точных и систематичных описаний тех или иных аспектов переживания человека (Polkinghorne , 1989, p. 44-45). Феноменологическое исследование ориентировано на раскрытие структуры того или иного переживания, связанного с некоторым предметом, ситуацией, событием или каким-то аспектом жизнедеятельности человека.

Среди специфических черт феноменологического исследования в психологии можно выделить: 1) его качественно-описательный характер; 2) ориентацию на переживание как предмет исследования; 3) использование рефлексивных данных; 4) отказ от любых теоретических допущений и выводов; 5) использование обыденного языка описания.

Остановимся на каждом из пунктов более подробно.

  1. Качественно-описательный характер исследования. Феноменологическое исследование является, по своей сути, описательным. Оно включает в себя процедуру описания как центральный момент всего исследования. Собственно говоря, феноменологический подход выступает сегодня в качестве основной линии разработки описательного, дескриптивного подхода в психологии. Последний традиционно противопоставляется каузальному , или объяснительному подходу. Специфика описания как метода в том, что оно направлено на раскрытие структурных связей явления и, в отличие от объяснения, не предполагает установления каких-либо причинно-следственных связей. Кроме этого, описательный подход противопоставляется герменевтическому , или интерпретативному (Giorgi , 1992). Различие в данном случае состоит в том, что интерпретация предполагает выход за пределы непосредственно данного и очевидного, тогда как описание устанавливает только то, что дано с очевидностью и непосредственно переживается.
    Феноменологическое исследование является также качественным. В нем используются качественные данные, качественные описания - тексты и высказывания на естественном языке. С позиций качественного подхода богатство и глубина человеческого переживания тесно связана со структурами и смыслами естественного языка (Polkinghorne , 1989, p. 45). В феноменологическом исследовании используется естественный язык описания. В этом плане, феноменологический метод противопоставляется различным количественным , измерительным методам, количественному описанию (описанию посредством цифр, графиков, диаграмм и т. д.).
  2. Ориентация на переживание как предмет исследования . Феноменологическое исследование отличается от других «описательных» и «качественных» исследований тем, что фокусируется на описании переживаний субъекта, а не открыто наблюдаемых действий или поведения (Polkinghorne , 1989, p. 44). Под переживанием в данном случае понимается некоторый интенсивный непосредственный опыт взаимодействия человека с миром. Это могут быть какие-либо привычные, повседневные или, напротив, редкие и уникальные переживания (например, переживания при измененном состоянии сознания и т. п.). Феноменологическое описание позволяет получить развернутое представление о структуре и инвариантных характеристиках переживания. Такое представление зачастую невозможно получить никак иначе - именно поэтому феноменологический метод часто используется в психологии как средство получения общего представления об изучаемом феномене.
  3. Использование рефлексивных данных . В психологии и других гуманитарных науках мы имеем дело с таким объектом исследования (человек, личность), который можно не только описывать, но который может и сам описывать себя. Феноменологическое описание - это рефлексивное описание, основанное на словесном обозначении собственных переживаний. В качестве источника получения феноменологических данных в психологии используются: (а) самоотчеты испытуемых, (б) самоотчеты исследователя, а также (в) всевозможные литературные произведения, содержащие развернутые описания внутренней жизни человека (художественные, философские тексты, дневниковые и автобиографические записи, мифы и т. п.) (Polkinghorne , 1989).
  4. Отказ от теоретических допущений и выводов . Это одно из основных требований, заключающееся в полном отказе от всякого рода предустановленных гипотез и допущений - как при самом описании, так и при дальнейшем анализе данных. Феноменологически исследовать нечто означает оставить без домыслов то, что не дано непосредственно и описать лишь то, что дано и представлено с очевидностью.
    Феноменологическое исследование предполагает помещение в состояние неопределенности всего того, что считается доказанным и безусловным относительно изучаемого феномена (Barrell et al., 1987, p. 449). Это касается даже самых незыблемых представлений исследователя - представлений об объективной реальности и возможном опыте человека, которые могут мешать, к примеру, в описании всевозможных форм психопатологии.
    Феноменологические описания являются максимально нетеоретичными и конкретными. Феноменологическая психология - это, прежде всего, борьба с неочевидностью и произвольностью наших теоретических построений. В этом плане, феноменологический метод призван помочь справиться с огромным количеством абстрактных теорий и всевозможных произвольных моделей, предлагаемых сегодня в психологии.
  5. Использование обыденного языка . Любое описание всегда предполагает выбор и использование определенного языка описания. В феноменологических исследованиях отдается предпочтение обыденному языку, в силу того что он позволяет схватить иногда более тонкие различия и аспекты исследуемого феномена, нежели любой терминологический язык какой-либо теории. Чем шире класс имен, входящих в ту или иную систему описания - тем полнее и полноценнее представление объекта. Обыденный язык представляет собой максимально широкий класс имен и описательных понятий. Неопределенность, «текучесть» описательных понятий не считается в феноменологии недостатком, так как в сфере изучения сознания они попросту неизбежны или даже единственно правомерны ( , 1999, с. 154-155). Сознание феноменологически выступает как поток и непрерывная флуктуация, потому здесь не может быть речи о какой-либо понятийно-точной, терминологической фиксации (там же ).
    Кроме того, обыденный язык не отсылает нас к готовым теоретическим схемам интерпретации и противопоставлениям. В этом плане, он в наименьшей мере связывает нас с некоторой традицией объяснения и в наименьшей мере заслоняет нам исследуемый феномен.

phenomenology) Изучение опыта. Феноменологические исследования

а) ограничиваются пределами опыта, рассматриваемого в границах сознания, не учитывая, что он является следствием лежащих в его основе процесса, не объясняя этот опыт как проявление ноуменов, сущностей, принципов и т.д., о которых сознание не осведомлено;

б) формулируют свои данные с точки зрения СУБЪЕКТА.

Психотерапевты и философы, придерживающиеся феноменологической точки зрения, обычно отвергают идею БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО и те разделы психоаналитической теории, в частности, МЕТАПСИХОЛОГИЮ, которые сформулированы так, будто субъект можно наблюдать извне, когда наблюдатель не идентифицируется с субъектом (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ).См. также ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ЭССЕНЦИАЛИЗМ, ОНТОЛОГИЯ, ПЕРСОНОЛОГИЯ.

Феноменология

Phenomenology). Подход в персонологии, подчеркивающий важность понимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрения на мир и себя.

Феноменология

Психологический подход, основная предпосылка которого заключается в том, что субъективное и непосредственное восприятие события является важным фактором поведения человека. Нам бывает трудно понять, почему кому-то хочется пересечь Атлантику или просидеть три дня на верхушке дерева, - просто потому, что мы не способны к восприятию мира из их перспективы. Лишь взглянув на окружающее глазами другого человека, мы можем понять, почему он поступает так, а не иначе.

Феноменология

Словообразование. Происходит от греч. phainomenon - являющееся + logos - учение.

Специфика. Описывает формы психологической структуры без ее разрушения и без экспериментального анализа. Мир существует в форме индивидуального знания. Здесь находит соединение экзистенциальная психология, с одной стороны, и гештальтпсихология, с другой. В диагностике личности этот подход реализуется прежде всего при использовании проективных методик, в которых должно быть зафиксировано индивидуальное своеобразие видения мира.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

В самых простых понятиях – философская доктрина, согласно которой научное исследование непосредственного опыта является основой психологии. В концепции, разработанной Эдмундом Гуссерлем, основное значение придается событиям, проявлениям, случаям и т.д., как они переживаются человеком, почти безотносительно к внешней, физической действительности и так называемым научным предубеждениям естественных наук. Обратите внимание, что здесь нет попытки отрицать объективную реальность событий; скорее, основной проблемой феноменологического анализа является задача избегать сосредоточения на самих физических событиях и вместо этого заниматься тем, как они воспринимаются и переживаются. Реальный смысл для феноменологистов представляет исследование отношений индивида с событиями реального мира и его реакций на эти события. Ср. с феноменализмом (1).

Феноменология

философское направление, основанное Э. Гуссерлем и настаивающее на необходимости исследовать явления такими, какими они представлены в сознании. В своей практике гештальт-терапия использует феноменологический метод исследования. Это означает следующее: 1) Гештальт-терапевт относится с уважением к личному субъективному опыту индивида, не навязывает своего видения, а исследует переживания клиента такими, какими они представлены в личностном субъективном поле последнего. 2) Гештальт-терапевт старается отбросить свои предвзятые установки и просто наблюдать, и описывать феномены поведения, которые появляются на границе контакта 3) Гештальт-терапевт чувствителен к переживаниям, которые возникают в его собственном субъективном поле во время контакта с клиентом. Терапевт может делать умозаключения по поводу того, что происходит с клиентом, только после того как исследованы все наблюдаемые феномены. Дж. Энрайт пишет по этому поводу: «Если у меня есть гипотеза, хорошо бы, чтобы ее не было. ...Я слежу за концентрацией энергии, за тем, что кажется ее фокусами, и привлекаю к ним внимание. ...Если я следую гипотезе, я не иду за тем, что значимо для вас» [Энрайт (34), с. 28]. Ф. Перлз так говорит о значимости наблюдения феноменов контакта между терапевтом и клиентом: «Проницательный терапевт может найти уйму материала прямо у себя под носом; нужно только смотреть. К сожалению, это не легко; чтобы смотреть и видеть, терапевт должен быть совершенно «пустым» и непредвзятым. Поскольку контакт всегда происходит на поверхности, именно поверхность терапевту следует видеть. Но пусть это не вводит вас в заблуждение; поверхность более обширна и более значима, чем полагает ортодоксальный терапевт. Во-первых, большую ее часть мешают видеть предубеждения и предвзятость. Во-вторых, ортодоксальный терапевт многое принимает за само собой разумеющееся и презрительно называет «очевидным». Именно в этом состоит самая большая ошибка. Пока мы принимаем что-то за само собой разумеющееся и пропускаем как очевидное, у нас нет ни малейшего намерения менять что-то, и мы не имеем средств для этого» [Перлз (17), с. 96-97]. Гештальт-терапевт не только наблюдает за феноменами, которые возникают на контактной границе (см. граница контакта), но может сообщать о них клиенту (о фактах поведения, которые он заметил, о своих личных субъективных переживаниях), т. е. включать свою феноменологию в феноменологию клиента. «Польза от переживаний самого терапевта превосходит любые эффекты терапевтической интервенции. Когда терапевт прислушивается к себе, он не только оживляет для пациента что-то уже существующее, но и вызывает новые впечатления, которые исходят как от него самого, так и от пациента» [Польстер, Польстер (22), с. 27]. Литература:

Феноменология

от греч. phainomenon - являющееся и logos - учение),

1) философская дисциплина, по-разному трактуемая в истории философии: как наука, выполняющая функцию критики чувственного познания (И. Г. Ламберт, И. Кант), как учение о становлении философии, историческом исследовании форм сознания ("Феноменология духа" Гегеля), как часть психологии, описывающая психические феномены (Ф. Брентано, А. Мейнонг);

2) идеалистическое философское направление, принципы которого в нач. XX в. сформулировал Э. Гуссерль; задача феноменологии - обнаружение изначального опыта сознания путем феноменологической редукции, состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания интенциональности (т.е. направленности на предмет). Феноменология явилась одним из истоков экзистенциализма и других течений современной философии.

Феноменология

Гештальт – это дитя феноменологии. Речь идет о немецких, скандинавских и французских философах.

Термин «феноменология» ввел Платон. В его диалектике противостоят друг другу два понятия: феномен и ноумен.

Феномен – познаваемая суть вещей. Ноумен – скрытая суть вещей.

Феноменология – наука о явных свойствах вещей. В результате кризиса позитивизма она стала в начале 20 века популярной, т. к. пользовалась объективными критериями. Для того, чтобы работать с субъективными переживаниями - их надо было научиться описывать точно, научиться отграничивать одни описания от других и группировать не по причинности, а на основе феноменологических признаков. Все, что наблюдаемо, измеримо, воспроизводимо – суть этой науки. Психология занимается субъективными и принципиально не сравнимыми вещами.

19 в. - его начало –появление романистов, описавших много характеров.

Для работы с субъективными вещами надо сначала научиться их описывать и группировать на основе феноменологических признаков.

Фундаментальные работы:

Серен Кьеркегор « Страх и трепет»

Франц Брентано – предшественник феноменологии, придает сознанию новую роль вместо роли пассивного реципиента. Вводит в обиход описательную феноменологию. «Как», не « почему» придает сознанию принципиально новую роль – маяк, воспринимаемое зависит не только от сигнала, а от интенции и намерений воспринимающего. Сознание – интенционально.

Э. Гуссерль(1907 г.) , призывает к возращению и описанию фактов самой жизни. Факт – то, что я вижу. Концепция – то, что я думаю по этому поводу. Нет двух людей, кот. могли бы переживать одно и тоже. Всякий опыт субъективен, самоценен и несравнимый.

Макс Шеллер (1904 – 1928г.г.) – феноменология чувств: мы все способны наблюдать поведение человека, важно - умение чувствовать.

МорисФерлуионти – феноменология восприятия. Непосредственная важность телесных переживаний.

Мартин Бубер – «Я и Ты», отношения Я – Оно – видение клиента более отстраненно. Всякий контакт - это встреча двух человек. События происходят с обоими, они происходят между ними.

Общие вещи между Гештальтом и феноменологией:

1. Восприятие мира и окружения субъективно, иррационально, имеет для каждого уникальный смысл.

2. Слушать, записывать, обобщать и неинтерпретировать.

3. Особое значение имеет непосредственное субъективное переживание « здесь-и- сейчас» в его телесной и физической полноте.

4. Субъективное переживается только субъективно, только в теплоте и симпатии друг к другу.

5. Акценты на то, что открыто нашему пониманию, приоритет «как» над «почему». Избегание углубления в причины или происхождение вещей.

Феноменология - основанное Гуссерлем и его учениками (Л. Ландгребе, Э. Финн и др.) субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на совр. буржуазную философию. Центр, понятие Ф. - «интенциональность» сознания (его направленность на объект) - предназначено для утверждения субъективно-идеалистического принципа «нет объекта без субъекта». Осн. требованиями феноменологического метода являются:

1) феноменологическая редукция, т. е. воздержание от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы «чистого» (т. е. субъективного) опыта;

2) трансцендентальная редукции, т. е. рассмотрение самого субъекта познания не как реального, эмпирического, социального и психофизиологического существа, а как «чистого», трансцендентального сознание. Философия, как наука о «чистых сущностях» (эйдетика), противопоставляется познанию реальных фактов. Идеи Ф. послужила философской основой экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр). В русле Ф. разработаны учения Шедера и Мерло-Панти. Католические философы (Де Белене, Ван-Вреда) синтезируют Ф. с неотомизмом. Идеалистические выводы Ф. вызвали оппозицию внутри самой феноменологической школы, левое крыло к-рой старается оградить Ф. от субъективизма, иррационализма и экзистенциализма, сохранив лишь ее мнимое «рациональное зерно» (М. Фарбер, тяготеющий к материалистическому «натурализму», отчасти Р. Ингарден). Теоретическими центрами феноменологического направления является архив Гуссерля при Лувенском католическом ун-те (Бельгия, директор - Ван-Вреда) и Международное феноменологическое об-во, издающее журнал «Философии и феноменологическое исследование» (Буффало, штат Нью-Йорк, США, о 1940, редактор - Фарбер).

Источники:

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Э. Гуссерль

Феноменология

Статья в Британской энциклопедии

(Источник: журнал "Логос" . 1/1991 с.12 - 21 перевод, предисловие и примечания В.И.Молчанова)

Статья Э. Гуссерля в Британской энциклопедии - одна из первых попыток ознакомить англоязычного читателя с феноменологией. Самому Гуссерлю нелегко далось написание этой статьи: в 9-м томе собр. соч. Гуссерля (Husserliana, Bd. IX, Haag, 1962) приведены первый, второй и четвертый ее варианты. Последний послужил основой для сокращенного, во многих местах авторизованного, изобилующего пропусками и перестановками английского перевода (в случаях искажения смысла перевод сделан с немецкого и отмечен квадратными скобками). Тем не менее публикация этой статьи в The Encyclopaedia Britannica. 14-th edition., 17.(p.699-703) (1939) остается литературно-философским фактом и одним из источников изучения восприятия феноменологии Гуссерля в англоязычном мире-После возможного опубликования всего текста статьи в переводе с немецкого в одном из последующих номеров журнала, читатель сможет осуществить конкретный герменевтический опыт - опыт понимания, если не феноменологического текста, то текста о феноменологии через различие конкретных языковых выражений. Если в английском варианте мы видим эмпирическую и наукообразную тенденцию (что зачастую ведет к искажению смысла), то оригинальный немецкий текст содержит налет, так сказать, спекулятивного романтизма, и это, в свою очередь, приводит в определенных местах к расплывчатости смысла. Получим ли мы в ближайшие годы ответ на вопрос, насколько русский язык адекватен феноменологии?

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ означает новый, дескриптивный, философский метод, на основе которого в конце прошлого столетия была создана:

1) априорная психологическая наука, способная обеспечить единственно надежную основу, на которой может быть построена строгая эмпирическая психология.

2) универсальная философия, которая может снабдить нас инструментарием для систематического пересмотра всех наук.

Феноменологическая психология.

Современная психология как наука о "психическом" в конкретной связи пространственно-временных реальностей рассматривает в качестве своего материала то, что присутствует в мире в виде EGO, т.е. как "переживающее" (воспринимающее, мыслящее, водящее и т.д.), как обладающее способностями и привычками. И поскольку психическое дано просто как определенный слой существования людей и животных, психология может рассматриваться как ветвь антропологии или зоологии. Но животный мир есть часть физической реальности, а последняя есть тема [чистого ] естествознания. Возможно ли тогда достаточно четко отделить психическое от физического для того, чтобы параллельно [чистому ] естествознанию создать чистую психологию?

[Разумеется, в определенной мере чисто психологическое исследование возможно. Ему мы обязаны нашими основными понятиями психического], которые, в большинстве своем, являются психофизическими понятиями.

Но прежде, чем предрешить вопрос о развитии чистой психологии, мы должны обрести ясность относительно своеобразных характеристик психологического опыта и психических данных, которые он представляет. Естественно, мы обращаемся к нашему непосредственному опыту. Но мы не можем обнаружить психическое в каком-либо опыте иначе как посредством "рефлексии", посредством искажения данной установки. Мы привыкли сосредоточивать внимание на предметах, мыслях и ценностях, но не на психическом "акте переживания", в котором они постигаются. Этот акт обнаруживается рефлексией; рефлексию же позволяет осуществить любой опыт. Вместо предметов, ценностей, целей, вспомогательных средств, мы рассматриваем тот субъективный опыт, в котором они "являются". Эти "явления" суть феномены, которые по своей природе должны быть "сознанием -о" их объектов, независимо от того, реальны ли сами объекты или нет. Обыденный язык схватывает эту относительность в оборотах: я думал о чем-то, я испугался чего-то и т.д. Феноменологическая психология получает свое именование от "феноменов", с психологическим аспектом которых она имеет дело; слово "интенциональный" заимствовано у схоластики, чтобы обозначить существенно соотносительный характер феноменов. Всякое сознание "ин-тенционально".

В нерефлективном сознании мы "направлены" на объекты, мы "интендируем" их; и рефлексия открывает это как имманентный процесс, характерный для всякого переживания, хотя и в бесконечно разнообразной форме. Осознавать нечто - не означает пустое обладание этим нечто в сознании. Всякий феномен имеет свою собственную интенциональную структуру, анализ которой показывает, что она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных компонентов. В восприятии куба, например, обнаруживается сложная и синтезированная интенция: непрерывная вариантность в "явлении" куба в зависимости от угла зрения и соответствующие различия в "перспективе", а также различие между "передней стороной", видимой в данный момент, и "задней стороной", в данный момент невидимой, которая остается следовательно несколько "неопределенной", но которая в то же время равным образом полагается существующей. Наблюдение за этим "потоком" различных явлений-аспектов и за способом их синтеза показывает, что каждая фаза и интервал есть уже в себе "сознание-о" чем-то. При этом постоянный приход новых фаз не нарушает ни на один момент синтетическое единство целостного сознания, фактически оно остается сознанием одного и того же объекта. Интенциональная структура протекания восприятия имеет свою сущностную типику, [которая с необходимостью должна быть осуществлена в своей сложности //S. 280 (т.е. см.: Husserliana, Bd. IX, Haag, 1962; прочие ссылки смотри в конце статьи)], даже если нужно просто воспринять физический предмет. И если один и тот же объект будет дан в других модусах, если он дан в воображении, воспоминании или как репродукция, то все его интенциональные формы воспроизводятся вновь, хотя характер их изменится по сравнению с тем, чем они были в восприятии, для того, чтобы соответствовать новым модусам. То же самое остается верным для любого рода психических переживаний. Суждение, оценка, стремление - они также суть не пустое обладание в сознании соответствующими суждениями, ценностями, целями и средствами, но подобным образом суть переживания, состоящие из интенционального потока, каждое - в соответствии со своим устойчивым типом.

Универсальная задача феноменологической психологии состоит в систематическом изучении типов и форм интенциональных переживаний, а также в редукцииих структур к первичным интенциям и таким образом в изучении природы психического, а также постижении душевной жизни.

Значимость этих исследований, очевидно, выйдет далеко за рамки познания собственной душевной жизни психолога. Ибо психическая жизнь может быть раскрыта для нас не только в самосознании, но и в нашем сознании других "я". Этот последний источник дает нам нечто большее, чем просто удвоение того, что мы находим в нашем самосознании, поскольку он устанавливает различия между "собственным" и "чужим", которые мы переживаем, и обнаруживает для нас, таким образом, характеристики "жизни сообщества". Следовательно, дальнейшая задача, которую ставит себе феноменологическая психология - это раскрытие интенций, из которых складывается "жизнь сообщества".

жЕОПНЕОПМПЗЙС РЕТЕЦЙЧБОЙС ПВЙДЩ Й УФТБФЕЗЙЙ РТПЭЕОЙС
Х НМБДЫЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ


нМБДЫЙК ЫЛПМШОЩК ЧПЪТБУФ (7-8 МЕФ) РТЙИПДЙФУС ОБ ПДЙО ЙЪ ЛТЙЪЙУОЩИ РЕТЙПДПЧ ДЕФУФЧБ. ч ЬФПФ РЕТЙПД РТПЙУИПДЙФ УФБОПЧМЕОЙЕ ЬНПГЙПОБМШОПК УЖЕТЩ ТЕВЕОЛБ, ЖПТНЙТХЕФУС ЕЗП ЧПМС, РПФТЕВОПУФЙ, НПФЙЧЩ, ДЕСФЕМШОПУФШ, ЪБЛТЕРМСАФУС ПУОПЧОЩЕ УРПУПВЩ ТЕБЗЙТПЧБОЙС ОБ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ. оБЙВПМЕЕ УХЭЕУФЧЕООПК ЮЕТФПК ЛТЙЪЙУБ 7-МЕФ НПЦОП ОБЪЧБФШ ОБЮБМП ДЙЖЖЕТЕОГЙБГЙЙ ЧОХФТЕООЕК Й ЧОЕЫОЕК УФПТПОЩ МЙЮОПУФЙ ТЕВЕОЛБ.
дМС 7-8 МЕФОЕЗП ЧПЪТБУФБ ИБТБЛФЕТОП ЧОЕУЙФХБФЙЧОП-МЙЮОПУФОПЕ ПВЭЕОЙЕ. тЕВЕОПЛ ХЮЙФУС УФТПЙФШ ВПМЕЕ ФЕУОЩЕ, ЗМХВПЛЙЕ Й ДМЙФЕМШОЩЕ ПФОПЫЕОЙС УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ. рПУФТПЕОЙЕ ФБЛЙИ ПФОПЫЕОЙК ПУМПЦОСЕФУС ФЕН, ЮФП ЮХЧУФЧБ ДЕФЕК ЕЭЕ ОЕ РТПЙЪЧПМШОЩ. оБТХЫЕОЙС Ч УЖЕТЕ ПВЭЕОЙС, ЛПОЖМЙЛФОПУФШ, ПВПУПВМЕООПУФШ - РТЙЪОБЛЙ УМБВПК БДБРФБГЙЙ ТЕВЕОЛБ Л ПЛТХЦБАЭЕНХ НЙТХ, РТЙЮЙОЩ УЕТШЕЪОЩИ ЬНПГЙПОБМШОП-МЙЮОПУФОЩИ РТПВМЕН Ч ВХДХЭЕН.
оЕПВИПДЙНП ПФНЕФЙФШ, ЮФП РТПВМЕНБ ЬНПГЙК Ч УПЧТЕНЕООПК РУЙИПМПЗЙЙ ТБЪТБВПФБОБ ЪОБЮЙФЕМШОП НЕОШЫЕ, ЮЕН ДТХЗЙЕ ПВМБУФЙ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЪОБОЙС. лТПНЕ ФПЗП, ОЕПРТЕДЕМЕООПУФШ УПДЕТЦБОЙС РПОСФЙС "ЬНПГЙПОБМШОПЕ УПУФПСОЙЕ" ЪОБЮЙФЕМШОП ЪБФТХДОСЕФ РТПЧЕДЕОЙЕ ЙУУМЕДПЧБФЕМШУЛПК ТБВПФЩ.
пВЙДБ - ЬФП ИБТБЛФЕТОПЕ ЬНПГЙПОБМШОПЕ РЕТЕЦЙЧБОЙЕ НМБДЫЕЗП ЫЛПМШОЙЛБ. лТХЗ МАДЕК, ЪОБЮЙНЩИ Ч ЦЙЪОЙ ТЕВЕОЛБ, РПУФЕРЕООП ТБУЫЙТСЕФУС. еУМЙ ДМС ДПЫЛПМШОЙЛБ ПУПВП ЪОБЮЙНЩ ПФОПЫЕОЙС У ТПДЙФЕМСНЙ, ФП ДМС 7-МЕФОЕЗП ТЕВЕОЛБ ПРТЕДЕМСАЭЙНЙ СЧМСАФУС ПФОПЫЕОЙС У ХЮЙФЕМСНЙ Й УЧЕТУФОЙЛБНЙ. дЕФЙ ХЮБФУС ПФУФБЙЧБФШ УЧПЙ РПЪЙГЙЙ, УЧПЕ НОЕОЙЕ, УЧПЕ РТБЧП ОБ БЧФПОПНОПУФШ - РТБЧП ВЩФШ ТБЧОПРТБЧОЩНЙ Ч ПВЭЕОЙЙ У ДТХЗЙНЙ МАДШНЙ. рТПЙУИПДЙФ УФПМЛОПЧЕОЙЕ ТБЪОЩИ ЛХМШФХТ ТЕЮЕЧПЗП Й ЬНПГЙПОБМШОПЗП ПВЭЕОЙС. й ЬФП ОЕ НПЦЕФ ОЕ РПЧМЕЮШ ЪБ УПВПК ОБРТСЦЕОЙС ПФОПЫЕОЙК, ЧРМПФШ ДП ПФЛТЩФЩИ ЛПОЖМЙЛФПЧ. хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙЕ НЩЫМЕОЙС ТЕВЕОЛБ ФБЛПЧ, ЮФП Х ОЕЗП ДПНЙОЙТХЕФ ЛПОФТБУФОБС ЮЕТОП-ВЕМБС МПЗЙЛБ. рПЬФПНХ ПФОПЫЕОЙС ДЕФЕК РПТПК РПМСТОЩЕ Й ВЕЪБРЕММСГЙПООЩЕ. чПЪОЙЛБАЭБС ХРТПЭЕООПУФШ Й РТСНПМЙОЕКОПУФШ ПГЕОПЮОЩИ УХЦДЕОЙК - ИБТБЛФЕТОЩЕ ЮЕТФЩ ПФОПЫЕОЙК НМБДЫЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ.
лБЛХА ЦЕ ЖХОЛГЙА ЧЩРПМОСЕФ ЬНПГЙС ПВЙДЩ Ч УФБОПЧМЕОЙЙ МЙЮОПУФЙ ТЕВЕОЛБ? лБЛПЧП ЕЕ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ УФТПЕОЙЕ? ъБЧЙУЙФ МЙ ИБТБЛФЕТ РЕТЕЦЙЧБЕНПК ПВЙДЩ Й УФТБФЕЗЙЙ ЕЕ РТПЭЕОЙС ПФ РПМБ ТЕВЕОЛБ? лБЛЙЕ УФТБФЕЗЙЙ РТЙНЕОСАФ НМБДЫЙЕ ЫЛПМШОЙЛЙ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РТЙНЙТЙФШУС, РТПУФЙФШ? пФЧЕФ ОБ ЬФЙ ЧПРТПУЩ СЧМСЕФУС ГЕМША ЙУУМЕДПЧБОЙС, РТПЧЕДЕООПЗП Ч 2000 ЗПДХ. чЩВПТЛБ УПУФБЧЙМБ 26 ТЕУРПОДЕОФПЧ - ДЕФЙ 1-2 ЛМБУУБ ПВЭЕПВТБЪПЧБФЕМШОПК ЫЛПМЩ, Ч ЧПЪТБУФЕ 7-8 МЕФ.

ч РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК УФТХЛФХТЕ а. н. пТМПЧ ЧЩДЕМЙМ ФТЙ ЬМЕНЕОФБ: ПЦЙДБОЙС, ТЕБМШОПУФШ Й ПГЕОЛХ.

  1. пЦЙДБОЙС. ч УЙФХБГЙЙ ПВЭЕОЙС НЩ ОЕЧПМШОП УФТПЙН ПЦЙДБОЙС ПФОПУЙФЕМШОП РПЧЕДЕОЙС ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, ПТЙЕОФЙТПЧБООПЗП ОБ ОБУ. ьФП ДПМЦОП ПВЕУРЕЮЙФШ УПЗМБУПЧБООПУФШ Й ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФШ ОБЫЙИ ДЕКУФЧЙК.
  2. тЕБМШОПУФШ. бЛФ ЧПУРТЙСФЙС РПЧЕДЕОЙС ДТХЗПЗП. еЗП РПЧЕДЕОЙЕ НПЦЕФ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ НПДЕМЙ ЙМЙ ОЕВМБЗПРТЙСФОП ПФЛМПОСФШУС ПФ ОЕЕ.
  3. пГЕОЛБ. рПЧЕДЕОЙЕ ДТХЗПЗП ДПМЦОП УПЧРБДБФШ У НПДЕМША ПЦЙДБЕНПЗП РПЧЕДЕОЙС. ч УМХЮБЕ ПВОБТХЦЕООПЗП ОЕУППФЧЕФУФЧЙС ЧПЪОЙЛБЕФ ТБУУПЗМБУПЧБООПУФШ. йНЕООП ЬФБ "ТБУУПЗМБУПЧБООПУФШ" Й РТЙЮЙОСЕФ УФТБДБОЙЕ, ЙНЕОХЕНПЕ ПВЙДПК.

нПЦОП УЖПТНХМЙТПЧБФШ ПВЭХА ЪБЛПОПНЕТОПУФШ: МАВПЕ ТБУУПЗМБУПЧБОЙЕ ПЦЙДБОЙК Й ТЕБМШОПУФЙ, ДЕКУФЧЙС Й ТЕЪХМШФБФБ, ФП ЕУФШ МАВБС ДЕЪЙОФЕЗТБГЙС ГЕМПЗП, ЧЩЪЩЧБЕФ ОЕРТЙСФОПЕ ЮХЧУФЧП.
пТЗБОЙЪН ЮЕМПЧЕЛБ ТЕБЗЙТХЕФ ОБ ЧПУРТЙОСФПЕ ОБТХЫЕОЙЕ МЙВП БЧФПНБФЙЮЕУЛЙНЙ БДБРФЙЧОЩНЙ ПФЧЕФОЩНЙ ТЕБЛГЙСНЙ, МЙВП БДБРФЙЧОЩНЙ ДЕКУФЧЙСНЙ, ГЕМЕОБРТБЧМЕООЩНЙ Й РПФЕОГЙБМШОП ПУПЪОБЧБЕНЩНЙ. ч РЕТЧПН УМХЮБЕ ТЕЮШ ЙДЕФ П ОЕПУПЪОБООЩИ РПЧЕДЕОЮЕУЛЙИ ТЕБЛГЙСИ ЙМЙ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЪБЭЙФОЩИ НЕИБОЙЪНБИ. чП ЧФПТПН УМХЮБЕ ЙНЕЕФ НЕУФП ПУПЪОБООПЕ РПЧЕДЕОЙЕ УПЧМБДБОЙС. уБНП УМПЧП "УПЧМБДБОЙЕ" РТПЙУИПДЙФ ПФ УФБТПТХУУЛПЗП "МБД", "УМБДЙФШ" Й ПВПЪОБЮБЕФ "УРТБЧЙФШУС", "РТЙЧЕУФЙ Ч РПТСДПЛ", "РПДЮЙОЙФШ УЕВЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ". дМС ПВПЪОБЮЕОЙС УПЪОБФЕМШОЩИ ХУЙМЙК МЙЮОПУФЙ, РТЕДРТЙОЙНБЕНЩИ Ч УЙФХБГЙЙ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК ХЗТПЪЩ (Б ПВЙДБ, ОЕУПНОЕООП, ПФОПУЙФУС Л ФБЛЙН УЙФХБГЙСН), ЙУРПМШЪХЕФУС РПОСФЙЕ ЛПРЙОЗ-РПЧЕДЕОЙЕ, ЛБЛ ПУПЪОБООЩЕ УФТБФЕЗЙЙ УПЧМБДБОЙС УП УФТЕУУПН Й У ДТХЗЙНЙ РПТПЦДБАЭЙНЙ ФТЕЧПЗХ УПВЩФЙСНЙ.
рТПЧЕДЕООПЕ ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ ЙУУМЕДПЧБОЙЕ РПЛБЪБМП, ЮФП ПВЙДБ ЧПУРТЙОЙНБЕФУС ДЕФШНЙ, ЛБЛ ПФЛТЩФЩК ЛПОЖМЙЛФ. й ПВЙДЮЙЛПН, Й ПВЙЦЕООЩН Ч ФБЛПК УЙФХБГЙЙ ЮБЭЕ ЧЩУФХРБАФ УБНЙ ДЕФЙ. рП ЮЙУМХ ЖЙЛУБГЙК НМБДЫЙЕ ЫЛПМШОЙЛЙ ЬНПГЙПОБМШОП ЙДЕОФЙЖЙГЙТХАФ УЕВС У ПВЙЦЕООЩН (84%). иБТБЛФЕТ РЕТЕЦЙЧБЕНПК ПВЙДЩ (РТЙЮЙОБ, ФЙРЙЮОБС УЙФХБГЙС, ЙУФПЮОЙЛ Й Ф.Р.) Ч ГЕМПН ОЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ РПМБ ТЕВЕОЛБ. оБЙВПМЕЕ ФЙРЙЮОЩНЙ УЙФХБГЙСНЙ, Ч ЛПФПТЩИ ЧПЪОЙЛБЕФ ЮХЧУФЧП ПВЙДЩ, ВЩМЙ ОБЪЧБОЩ: ОБТХЫЕОЙЕ РТБЧЙМ (50%), ХЭЕНМЕОЙЕ НБФЕТЙБМШОЩИ ЙОФЕТЕУПЧ (35%), ХОЙЦЕОЙЕ, ПУЛПТВМЕОЙЕ (15%).
пДОБЛП, Х НБМШЮЙЛПЧ ЙНЕЕФУС ФЕОДЕОГЙС РТЙДБЧБФШ ВПМШЫЕЕ ЪОБЮЕОЙЕ ХЭЕНМЕОЙА УЧПЙИ НБФЕТЙБМШОЩИ ЙОФЕТЕУПЧ, ЛПОЖМЙЛФБН ОБ ХТПЧОЕ ФЕМЕУОПК УЖЕТЩ ("ФПМЛОХМЙ", "ЛФП-ФП ХДБТЙМ ДТХЗПЗП"). йОФЕТЕУОП ПФНЕФЙФШ, ЮФП, РТПЗОПЪЙТХС УЙФХБГЙА, НБМШЮЙЛЙ Ч ДЧБ ТБЪБ ЮБЭЕ ДБАФ РПЪЙФЙЧОЩЕ ПФЧЕФЩ ("ДПЗПЧПТСФУС Й ВХДХФ ЙЗТБФШ ЧНЕУФЕ"). фПЗДБ ЛБЛ УЧПЕ ТЕЫЕОЙЕ ЛПОЖМЙЛФОПК УЙФХБГЙЙ ("лБЛ ВЩ ФЩ ПФЧЕФЙМ ПВЙДЮЙЛХ?") ЮБЭЕ ЙНЕЕФ ДЕУФТХЛФЙЧОЩК ИБТБЛФЕТ ("ДБМ ВЩ УДБЮЙ, УФБМ ЪБЭЙЭБФШУС", "ФЩ УБН ФБЛПК").
уТЕДЙ УФТБФЕЗЙК РТПЭЕОЙС ОБЙВПМЕЕ РПРХМСТОЩНЙ СЧМСАФУС ЛПРЙОЗ-УФТБФЕЗЙЙ, ПВТБЭЕООЩЕ Л ВХДХЭЕНХ, Л ДБМШОЕКЫЕНХ ТБЪЧЙФЙА ПФОПЫЕОЙК ("НПЗХ ЙЪЧЙОЙФШУС", "ДПЗПЧПТЙФШУС ЛБЛ-ОЙВХДШ"). йИ ЙУРПМШЪХАФ ВПМЕЕ 70% ПРТПЫЕООЩИ ДЕФЕК. фБЛХА ФПЮЛХ ЪТЕОЙС ТБЪДЕМСАФ ЛБЛ ДЕЧПЮЛЙ, ФБЛ Й НБМШЮЙЛЙ.
йОФЕТЕУОП, ЮФП ВПМЕЕ 60% ПРТПЫЕООЩИ ДМС ТБЪТЕЫЕОЙС УЙФХБГЙЙ ИПФЕМЙ ВЩ РПМХЮЙФШ РПНПЭШ ФТЕФШЕЗП МЙГБ (ЧЪТПУМПЗП), Й ФПМШЛП 28% ДЕФЕК УФТЕНЙФУС УБНПУФПСФЕМШОП УРТБЧЙФШУС У ЛПОЖМЙЛФПН, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЛПФПТПЗП ЧПЪОЙЛМП ЮХЧУФЧП ПВЙДЩ.
рТЙОГЙРЙБМШОЩЕ ТБЪОПЗМБУЙС НЕЦДХ ДЕЧПЮЛБНЙ Й НБМШЮЙЛБНЙ ЧЩЪЧБМЙ ДЧЕ ЛПРЙОЗ-УФТБФЕЗЙЙ: "ДБФШ УДБЮЙ, "ЪБЭЙЭБФШУС" Й "ВХДХ РМБЛБФШ, ЗТХУФЙФШ". рЕТЧБС ОБЙВПМЕЕ РТЕДРПЮЙФБЕНБ НБМШЮЙЛБНЙ, Б ЧФПТБС ДЕЧПЮЛБНЙ. ч ГЕМПН НБМШЮЙЛБН ВМЙЦЕ РПЪЙГЙС БЛФЙЧОПЗП РТПФЙЧПДЕКУФЧЙС ПВЙДЮЙЛХ (ЛБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛЙ, ФБЛ Й УМПЧЕУОП). дЕЧПЮЛЙ РТЙЪОБАФ, ЮФП ВПМЕЕ "НСЗЛЙК" РХФШ (ПФМПЦЙФШ ТБЪТЕЫЕОЙЕ ЛПОЖМЙЛФБ ЙМЙ ЬНПГЙПОБМШОПЕ ПФТЕБЗЙТПЧБОЙЕ ЮЕТЕЪ УМЕЪЩ) МХЮЫЕ РПНПЗБЕФ ЙН УРТБЧЙФШУС У ОЕЗБФЙЧОЩНЙ ЮХЧУФЧБНЙ.
уБНЩНЙ ТЕДЛЙНЙ РП ЙУРПМШЪПЧБОЙА ВЩМЙ ОБЪЧБОЩ ФТЙ УФТБФЕЗЙЙ РТЕПДПМЕОЙС ПВЙДЩ: "ЙЗТБФШ РП ПЮЕТЕДЙ", "ОЕ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У ПВЙДЮЙЛПН", "ЗТХВП ПФЧЕФЙФШ". йИ РТЙНЕОСАФ НЕОЕЕ 30% ДЕФЕК. дЧЕ РПУМЕДОЙЕ УФТБФЕЗЙЙ ЪБЛТЕРМСАФ ТБЪТЩЧ ПФОПЫЕОЙК, ФБЛЙН ПВТБЪПН УЙНЧПМЙЮЕУЛЙ ЧПЪЧТБЭБС ТЕВЕОЛБ Ч РТПЫМПЕ.
чЩВПТ УФТБФЕЗЙЙ РПЧЕДЕОЙС ПВХУМПЧМЕО БЛФХБМШОПК УЙФХБГЙЕК, РТЕДЩДХЭЙН ПРЩФПН, РПМПН Й ЧПЪТБУФПН ТЕВЕОЛБ. юЕН ВПЗБЮЕ БТУЕОБМ ЧЩВПТБ УПЧМБДБАЭЕЗП РПЧЕДЕОЙС, ФЕН ХУРЕЫОЕЕ БДБРФБГЙС ТЕВЕОЛБ Л УПГЙХНХ. уДЕТЦЙЧБОЙЕ - ОЕЬЖЖЕЛФЙЧОПЕ УТЕДУФЧП ХРТБЧМЕОЙС ЬНПГЙСНЙ, ФБЛ ЛБЛ УЧСЪБООБС У ОЙН ЬОЕТЗЙС БЛЛХНХМЙТХЕФУС Ч ВЕУУПЪОБФЕМШОПН Й РПФПН ЙЭЕФ РПЧПД ДМС УЧПЕЗП ЧЩТБЦЕОЙС. ьОЕТЗЙС ЪБФБЕООПЗП ЗОЕЧБ ЮБУФП РТЙЧПДЙФ Л ОЕБДЕЛЧБФОПНХ РПЧЕДЕОЙА, РПТПЦДБЕФ ВПМЕЪОЙ.
оЕЗБФЙЧОЩЕ ЬНПГЙЙ, Ч ЮБУФОПУФЙ ЬНПГЙС ПВЙДЩ, ЧЩУФХРБАФ ЛБЛ ПВЯЕЛФЙЧОБС ТЕБМШОПУФШ, ЛПФПТБС УПРТПЧПЦДБЕФ ЮЕМПЧЕЛБ Ч ФЕЮЕОЙЕ ЧУЕК ЕЗП ЦЙЪОЙ. пУПВЕООПУФЙ ЙИ РТПСЧМЕОЙС Й УФТБФЕЗЙЙ РТЕПДПМЕОЙС ОЕПВИПДЙНП ЧЩСЧМСФШ, ЙЪХЮБФШ, ЙОФЕТРТЕФЙТПЧБФШ, РПНПЗБФШ ПУПЪОБЧБФШ Й ХЮЙФШ ЙУРПМШЪПЧБФШ.